Не хочет самостоятельно выполнять домашнее задание

(В.А.Сухомлинский)

Цель и задача:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему ученики не хотят выполнять домашнее задание

Работу выполнили: Пивалкина Т. А., Осипова Ф. А., Цветкова Т. А.,

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

(В.А.Сухомлинский)

Цель и задача:

Выявление причин невыполнения домашнего задания

Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный и нелегкий труд. Всем известно, что такое домашнее задание. Не одно поколение обучающихся домашнее задание называют «домашкой». Что же такое «домашка»? «Домашка» - это то, что мешает «бедным» ученикам делать то, что им хочется после окончания всех уроков. «Домашка» – это кабала, в которую загоняют «ужасные» учителя и «вредные» родители... Зачем же из года в год педагоги настаивают на выполнении домашнего задания, и почему столько же поколений несчастных школьников с таким же постоянством стараются избежать этой «горькой участи», идя на любые ухищрения?

Причины невыполнения домашнего задания

1. Ученик боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.

Многие дети боятся неудач, тем самым формируется различного вида поведение

(раздраженность, отрешенность, «торможение» реакции).

2. Непосильность выполнения домашнего задания.

Ученик не знает, как подойти к решению задачи. Часто задача, выполненная в классе, не похожа на домашнюю. Непосильные задания подрывают веру ученика в свои силы, убивают интерес к предмету и, тем самым, становятся причиной, порождающей неуспеваемость. Отсюда следует вывод: давать задания, используя материал учебника, хорошо усвоенный детьми.

3. Большой объем заданий.

Ученик не успевает выполнить и как правило пропадает интерес в выполнении заданий.

4. Недостаточный инструктаж учителя.

«Под звонок» называются номера примеров и задач, параграфов и т. п., а пояснения к ним не успевают даваться. В основном, при таком порядке, задание на дом, записывают второпях, не вдумываясь в то, что предстоит сделать. В следствие этого, мало кто дома из ребят сам сообразит и сделает. Кому-то помогут родители или более сообразительные товарищи, а кто-то, оказавшись лицом к лицу с непонятным заданием, так и не выполнит его. Это может войти в систему и как один из вариантов того, - начинается запущенность, зарождается неуспеваемость.

5. Неумение работать самостоятельно.

Самостоятельное выполнение любого задания требует прежде всего, чтобы ученик умел правильно и быстро подготовить рабочее место так, чтобы все необходимое для занятий было удобно расположено и на столе не было ничего лишнего. У школьника должна быть выработана привычка поддерживать на столе нужный порядок в течение всей работы. Важно, чтобы ученик умел заранее продумать ход предстоящей работы: определить в каком порядке следует готовить уроки по разным предметам, разобраться в чём смысл и какова цель каждого задания, наметить наиболее рациональный путь его выполнения, а затем действовать в соответствии с этим планом.

6. Взаимоотношения с учителем.

Постоянное выяснение взаимоотношений на уроке и вне его; необъективное выставление оценок и т. п.

Вследствие этого – «нелюбовь» к предмету и нежелание делать д/з

7. Семейные обстоятельства, социальный статус.

Неблагополучная семья

Болел

Родители не уделяют должного внимания и т. п.

8. Не делает домашнее задание на зло.

Причина такого поведения различна, но одна из главных – обратить на себя внимание.

9. Система образование в нашей стране.

А именно – завышение оценок. Ученик прекрасно понимает, что ему все равно поставят три – так зачем «париться»?

10. Лень, нежелание делать домашнее задание.

При вопросе - почему ты не сделал домашнее задание - слышится, чаще всего ответ:

- - «Неохота!»

- - «Неохота делать сложные задания»

- - «Я не понимаю, как делать это домашнее задание»

- - «Просто лень делать любые задания – нафига?» и т. п.


Не хочет самостоятельно выполнять домашнее задание

Школа – это не только один из важнейших этапов в жизни каждого человека, но и одна из проверок для родителей. Детишки льют слезы не в силах справиться с объемом домашних заданий, а родители портят нервы, пытаясь вложить хоть что-то в головы своих ребятишек. Но особым моментом являются домашние задания, которые способны буквально свести с ума и детей и родителей.
Почему же ребенок наотрез отказывается делать уроки? Почему так трудно заставить свое чадо сесть, наконец, за учебник и выучить нужный параграф? Психологи говорят о том, что причин этого может быть несколько.
Причина 1. Ребенок боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.
Многие дети просто панически боятся неудач. У большинства детей этот страх провоцирует хаотичное, необъяснимое поведение: ребенок вертится из стороны в сторону, не может сосредоточиться на чем-то одном и спокойно ответить на вопрос. Но есть и та часть малышей, у которых реакция организма на страх проявляется иначе: эти детишки, наоборот, "затормаживаются".
При этом малыш выглядит отрешенным, почти безмятежным. Он может спокойно сидеть и смотреть в книгу, но никак не реагировать на ваши реплики. Если вы будете кричать в такой ситуации на ребенка, ругать его, то можете еще сильнее напугать его, тем самым ухудшив ситуацию. Запаситесь терпением и выдержкой, помогайте своему чаду решать задачки и писать грамматические упражнения. Как только ребенок поймет, что боятся ему нечего, что вы всегда рядом и готовы оказать ему помощь, то он расслабится и работать с ним будет гораздо легче.
Причина 2. Некоторые ребята не хотят делать домашнее задание по тем или иным предметам, потому что они для них непонятны, сложны.
Например, ребенок отказывается решать задачки по математике, так как ему не дается логическое мышление. Ругать ребенка бесполезно. Решить данную проблему можно только одним способом: помочь справиться с имеющимися трудностями. Начните заниматься со своим чадом, решайте трудные задачки вместе, постарайтесь донести до него модель их решения, их смысл. Если не можете справиться с имеющимися трудностями у ребенка самостоятельно, то наймите ему репетитора. Пусть специалист поработает с ребенком. Как только порог под названием «трудно» будет преодолен, желание отлынивать от работы пройдет само собой.
Причина 3. Как ни парадоксально, но иногда именно взрослые виноваты в том, что ребенок отказывается от выполнения домашних заданий.
Ни для кого не секрет, что дети могут идти на открытое столкновение с волей взрослых, нарушать запреты и демонстрировать непослушание только для того, чтобы обратить на себя внимание родителей. Иногда ребенок решает добиться внимания к своей персоне отказом от выполнения домашних заданий. Как решить эту проблему? Вывод, кажется, очевиден: нужно окружить ребенка заботой, вниманием и любовью, даже в том случае, если вам кажется, что чадо и без того получает всего этого с лихвой. Помните о том, что родители – это самые главные для ребенка люди, важнее которых у него никого нет. Ваш малыш нуждается в вашем внимании так же сильно, как вы когда-то нуждались во внимании со стороны вашей мамы. В отдельную группу следует выделять детишек, учащихся в младших классах. Они также часто отказываются от выполнения домашних заданий, но для того, чтобы решить эту проблему, к ним нужен особый подход. Одним из способов заставить ребенка регулярно делать уроки является…разрешение их не делать. По мнению детских психологов, ученику младших классов гораздо труднее, чем старшеклассникам признаться всем в том, что урок не выучен. Вот и не мешайте ребенку прочувствовать все негативные последствия невыполненного домашнего задания, что называется «на собственной шкуре». Пусть ребенок не выполняет домашних заданий и отправляется в школу. Получив одну-две «двойки», малыш поймет, как это неприятно и, скорее всего, захочет «реабилитироваться». Этот способ является более эффективным, чем всем известные и широко применяемые родителями уговоры и скандалы. Еще один способ – лишение важных для ребенка благ. Психологи считают, что родители должны придерживаться строго принципа: учеба – это дело ребенка, и только он вправе решать, выполнять домашние задания или нет. При этом, родители имеют право требовать от своего чада положительных отметок. Если ребенок получает «двойку» не потому, что ему с трудом дается предмет, а из-за неподготовленности к уроку, то вы можете позволить себе лишить его каких-либо важных для него благ. Например, можете не давать карманных денег какой-то промежуток времени, запретить компьютерные игры или просмотр телевизора. Тогда ребенок сознательно сделает выбор между приятным бездельем и не таким приятным, зато поощряемым трудом. А прямого принуждения вам удастся избежать.
Следует также помнить, что не всегда странные орфографические ошибки или трудный процесс чтения связаны с нежеланием ребенка или его глупостью.
В медицине существуют такие понятия, как дисграфия и дислексия. Дислексия и дисграфия – это определенные расстройства, при которых одна часть мозга работает быстрее или более развита, чем другая. Определить наличие этих расстройств вам поможет наличие в тетради ребенка следующих ошибок: постоянный пропуск букв, дублирование букв, зеркальное написание букв, путаница со звонкими и глухими согласными в сильной позиции. Помимо этого ребенок может менять буквы в слове местами, не видеть границ слов и делать другие необъяснимые ошибки. Если вы заметили данные нарушения письма, то, как можно скорее обратитесь к школьному логопеду. Если в школе, где учится ваш ребенок логопеда нет, то узнайте в какой из школ вашего района такой специалист имеется.

Чем раньше специалист начнет заниматься с вашим чадом, тем больше шансов на то, что ребенок в будущем сможет писать без ошибок. Но не паникуйте. Дислексия и дисграфия – это нарушения, которые чаще всего не приносят никаких бед ребенку. Ни о каких отклонениях в развитии речи здесь не идет.

Чтобы облегчить вашу миссию ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома , которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

    1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него . Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
    2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе . Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
    3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний . Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
    4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно . В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.
    5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
    6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”.
    7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

В процессе обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, одобрение, которые позволяют понять, что он действует правильно, дают уверенность в том, что трудности преодолимы, и вы оцениваете его старание. Обращать внимание лишь на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто, но без поддержки взрослого его ребенок тоже не заметит. “Я уверен, что у тебя все получится”, “Я помогу тебе, и ты обязательно сделаешь…”, “Правильно”, “Хорошо”, “Молодей, ты меня радуешь” - эти формулы одобрения стандартны, и каждый может использовать свои. Одобрение, поддержка и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Жестокое обращение (негативное подстёгивание, замечания, укоры, угрозы, наказания) может дать кратковременный эффект, но у большинства детей это вызывает обиду, тревогу, усиливает боязнь неудачи. Причем тревога и боязнь рождает новые неудачи, хотя страх порицания и наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигается за счет ожесточения, накапливания отрицательных эмоций и нарушения взаимоотношений. Любая угроза основана на допущении, что страх может быть достаточным мотивом для достижения какого-то результата. Но чувства обиды, особенно если она не сознается как незаслуженная обида, может дать обратный эффект. Поэтому я рекомендую Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые.

Ноябрь 1, 2015

Нам всем иногда не хочется выполнять свои обязанности, и наши умненькие детки – не исключение. Если ребенку чего-то не хочется, например, делать домашнее задание, то он найдет миллион причин и триллион поводов, чтоб отложить это нежелательное событие на «когда-нибудь потом». Но глобальная проблема возникает, если ребенок постоянно не старается при выполнении домашнего задания или вообще скандалит, так как не собирается его делать. Конечно, любознательным родителям со слабой нервной системой, хочется найти суть проблемы и искоренить ее, а дальновидным родителям еще хочется сделать что-то такое, чтоб ребенок ну прям сам захотел делать домашние задания регулярно, выкладываясь на максимальную мощность.

В этой статье мы займемся важным делом — выделим девять самых распространенных проблем при выполнении домашки, чтобы рассмотреть несколько возможных способов их решения.

Проблема № 1. Ребенок дает себя уговорить приступить к выполнению домашнего задания, он пытается стараться, но ему тяжело справиться с уроками. Он старается, но расстраивается, потому что снова боится ошибиться и разочароваться.

Решение. Если вы видите, что ребенку не дается какой-то определенный предмет или часть задания, вы можете ему помочь следующими действиями:

— скажите ребенку, что вы понимаете его эмоции и чувства;

— не делайте задание вместо него – он должен думать сам, иначе вы просто завуалируете проблему, не решив ее;

— не уменьшайте объем заданий, который является обязательным – так ребенок не овладеет навыками, которые ему пригодятся в дальнейшей учебе;

— вы можете упростить задание, чтоб ребенок смог поверить в свои силы. Пример упрощения – если ребенок плохо читает, то прочитайте ему параграф из учебника медленно, так чтоб он мог следить, ведя указкой или пальцем по строке. А потом поменяйтесь местами – он читает, а вы ведете его указкой по строчке. Такая методика чтения позволяет одновременно видеть и слышать, что однозначно улучшит технику чтения. А потом еще и моральное удовольствие, когда ребенок будет в роли учителя!;

— , а не просто звучными прилагательными. Не «Гений! Красавчик!», а «Смотри, как аккуратно ты всё написал. Правильно решил пример и абсолютно самостоятельно, как взрослый человек»;

— ждите ответа на все вопросы. Даже если вы слышите, что ребенок не знает ответа, дайте ему возможность сделать предположение. Это поможет работе в классе – так учитель сможет оценить уровень его знаний, а не частоту заготовленной фразы: «Я этого не понимаю»;

— поощряйте ребенка не бояться попросить о помощи у учителя или вас. Если вдруг что-то не понятно, надо просто спросить, а не ждать, что решение вопроса придет как-то само по себе;

— расскажите учителю ребенка, о проблемах, с которыми вы столкнулись дома и какими путями вы их решаете. Учитель должен знать, что пока ребенок делает что-то не так хорошо, как одноклассники, но вы уже идете на пути совершенствования данного навыка, и скоро ребенок будет все успевать на необходимом уровне. А еще учитель может дать несколько полезных советов – как-никак по своей профессии мы все знаем много нюансов;

— будьте всегда на стороне ребенка. Всегда вначале разберитесь в причине проблемы или конфликта, узнайте предположения ребенка, как это можно решить, и только потом ВМЕСТЕ определитесь, как именно вы будете бороться с этой напастью.

Проблема № 2. Ребенок постоянно не записывает домашнее задание, объясняя хроническую забывчивость проблемами с памятью.

Решение. Ребенку можно привить привычку записывать необходимую информацию. В этом вам могут помочь учителя, которых стоит попросить уделить особое внимание процессу внесения записей в дневник. Также немаловажным является и ваша поддержка – можно напомнить после окончания уроков проверить дневник, устраивать дома «мозговые штурмы», проверяя память ребенка, и чаще хвалить и вознаграждать, если домашнее задание зафиксировано письменным способом и в полном объеме.

Я, надеюсь, не шокирую вас новостью о том, что некоторые дети целенаправленно не записывают домашние задания. Их же придется потом делать! Такая ситуация складывается, когда домашнее задание не является ежедневной обязанностью, а больше похоже на нерегулярное испытание на крепость. В таких случаях дети считают это огромной трудностью, которую хочется избежать любой ценой. Если родители установят выполнение домашнего задания как обязательное ежедневное правило, дети поймут, что избежать его не удастся — всегда найдутся «добрые люди», которые расскажут правду о том, что задавали на дом. Не забывайте замечать сдвиги детей в положительном направлении, хвалите их даже за маленькие успехи, и тогда великие свершения будут уже не за горами.

Проблема №3. Ребенок часто не понимает, что конкретно ему нужно сделать в домашнем задании.

Решение. Если вы думаете, что учитель виноват в непонимании – плохо объяснил, не уделил достаточно внимания, это не всегда справедливо. Подумайте, если остальные дети все поняли, может тогда проблема не в учителе? Проблема прячется в трудностях для вашего ребенка точно и быстро записать домашнее задание, поэтому вечером, читая дневник, ребенок теряется в недоумении – чего же от него хотят? В решении этого вопроса, конечно, может помочь звонок другу. Но если это станет системой, это будет не совсем правильно. Давайте договоримся сразу – ребенок в этом не виноват. Напоминаю, родители всегда должны быть на стороне ребенка, но, не уменьшая при этом значимости учительского влияния. Хороший учитель всегда идет на контакт с родителями и может помочь в данной ситуации следующим:

— разрешить ребенку переписать домашнее задание в дневник с листа, а не с доски;

— писать задание на доске перед уроком, чтоб у детей было больше времени и они не спешили, перенося его в дневник;

— пояснять задания, которые задаются домой.

Не бойтесь озвучивать проблемы, иначе решение то же будет прятаться.

Проблема №4. Ребенок старается все выполнить качественно. Но только после ваших подробных объяснений и повторений совместно пройденного материала.

Решение. Это довольно сложная задача даже для взрослого – одновременно слушать, писать и понимать. Невнимательность на уроке можно объяснить следующим:

— ребенку шумно в классе, это отвлекает его от усвоения школьного материала;

— импульсивным детям сложно сфокусировать внимание на темах, их не интересующих;

— есть такой прекрасный тип учеников – кинестетический, это когда дети отлично усваивают материал только тогда, когда могут принять активное участие в процессе обучения; они просто «тухнут», если их заставить спокойно воспринимать информацию;

— иногда дети легко запоминают много мелких деталей и статистических данных, а общую картину им трудно собрать – тогда возникают проблемы понимания основных моментов урока;

— ребенку просто скучно слушать монотонный голос, поэтому он престает слышать;

— слабо развита кратковременная слуховая память – ребенок быстро забывает недавно услышанную информацию, но эту память можно и нужно развивать;

— усложнение рассказа учителя многочисленной терминологией;

— иногда пропустив тему предыдущего урока, или плохо ее усвоив, дети не могут осмыслить новую информацию и поэтому внимание отключается автоматически.

Есть много всевозможных методик и игр, позволяющих улучшить степень восприятия ребенком устной речи.

Проблема №5. Ребенок зачастил с просьбами о помощи при выполнении домашнего задания.

Решение. Есть большая разница – помочь понять или подсказать правильный ответ. Мы не должны думать вместо детей, как бы легко и приятно нам это не казалось. Вместо привычных объяснений попробуйте сделать следующее:

— задайте наводящие вопросы. В поисках ответа информация запоминается лучше;

— многие дети – визуалы, то есть лучше усваивают информацию не на слух. Вооружайтесь фломастерами и рисуйте постеры и диаграммы – и вам воздастся хорошей успеваемостью;

— приведите так много примеров, чтобы ребенок сам мог вывести взаимосвязь и общность полученной информации;

— скажите ребенку, глядя в глаза, что вы понимаете его растерянность и искренне хотите помочь, именно поэтому учите его быть самостоятельным;

— не ленитесь хвалить самостоятельные поступки и решения.

Проблема №6. Дети начинают жаловаться на сложность задания, даже не попробовав его сделать. Им лучше выслушать мамины нотации и сделать задание вместе, чем сделать самому и разочаровать родителей и учителей наличием недопустимых ошибок.

Решение. Попробуйте воплотить в жизнь следующие стратегии:

— у всех свои психофизические характеристики – кому-то легче дается математика, а кому-то – чистописание. Научиться можно всему, и научить тоже;

— не забывайте демонстрировать понимание к его проблемам и трудностям – так ребенок будет вам больше доверять;

— если вы не можете справиться с проблемой самостоятельно – обратитесь за помощью к специалистам, например графологу или реабилитологу.

Проблема №7. Ребенок знает, чего ждут от него педагог и родители, но не хочет стараться.

Решение. Бывают такие дни, когда дети спешат или ленятся выполнить домашнюю работу качественно. В этом случае будет полезным обратить внимание на аккуратность, точность выполнения задания и общий вид работы. Скорее всего, ребенок найдет отговорки, которые будут обосновывать отсутствия старания именно поэтому предмету: «Ну не все ли равно. Каким почерком я написал задачу по геометрии? Аккуратность в математике не главное, я стремлюсь решать примеры быстро и правильно». Иногда дети даже начинают себя агрессивно вести, защищая свою точку зрения: «Откуда ты знаешь, что от нас требует учитель? Если ты никогда не работала учителем, зачем ты тогда командуешь?» Тут поможет только ваш непреклонный авторитет. На этой территории вы – взрослый, значит опытнее, поэтому здесь ваши требования являются обязательными для выполнения. Вместо споров попробуйте:

— снова и снова рассказывать о том, что вы понимаете его чувства и возмущения;

— приведите примеры, когда плохо сделанная часть работы может повлиять на конечный результат – например, из плохо замешанного теста никогда не получится вкусный хлеб;

— перед началом выполнения задания оговорите все требования к качеству и объему, а в конце совместно решите – что получилось, а что можно было сделать и лучше;

— введите новую полезную традицию – в воскресенье делать часть уроков на неделю, а не только на понедельник;

— и не забывайте подробно озвучивать каждое изменение в лучшую сторону.

Проблема №8. После обсуждений домашних заданий, ребенок может решить, что его учитель не самой высокой квалификации и его можно не слушать.

Решение. Для поддержания уважения к школьным правилам и авторитету учителя, необходимо:

— не допускать даже намеков на критику действий и слов учителя, домашних заданий. Если ребенок услышит от вас критику или увидит снисходительное отношение к школьной политике, он решит, что и ему можно так же вести себя;

— составьте ряд критических вопросов, ответы на которые вы смогли бы найти совместно с представителем школы. Решайте проблемы по мере их поступления, не пытайтесь прийти в школу со своим новым уставом;

— начинайте разговор с похвалы, тогда вас будут слушать с большим удовольствием.

Проблема №9. Из-за высокой загруженности в определенные периоды – перед подготовкой к концерту, конкурсу, соревнованиям, не хватает времени на выполнения всего домашнего задания.

Решение . Ребенок должен видеть вашу заботу о нем. Выберите наиболее важные задания, которые он должен обязательно сделать сам, обращая внимание на качество работы. Помогите ему справиться с оставшимися заданиями, ведь взаимовыручка и помощь в трудные минуты – это характерные признаки крепкой семьи.

В заключение статьи, я хочу вспомнить бородатый анекдот про Вовочку, которого учительница решила похвалить за наконец-то хорошо выполненное домашнее задание. А бедный Вовочка объяснил, что так получилось, потому что папа не смог помочь, уехал в командировку. Мы с вами взрослые люди и понимаем на примере собственной жизни, что в каждой шутке – лишь доля шутки. Давайте детям возможность быть самостоятельными, любите и хвалите – и дети станут именно такими, какими вы их называете. Умницами, взрослыми и самостоятельными.

В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как. На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе. Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.

Мама одной из учениц сфотографировала записку.

Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.

И правда, домашка не нужна. Вот почему.

1. Домашнее задание вредит здоровью

Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.

  • Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сномThe relation among sleep duration, homework burden, and sleep hygiene in chinese school-aged children . .
  • Здоровых школьников у нас . Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки - что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.

Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?

2. Домашнее задание отбирает время

Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.

Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.

Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим - полтора часаHomework in Elementary School . .

Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа - это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измеренийRethinking Homework . .

С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатовHomework Matters . .

Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее заданиеHow Much of Their Out-of-School Time Do Students Spend on Homework During the School Week . . Небольшая цифра для анализа.

4. Домашнее задание ничему не учит

Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу . Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.

Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку. Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение. Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания - это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.

Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в . Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.

5. Домашнее задание убивает желание учиться

«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.

Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:

A post shared by Kess (@chilligo) on Oct 17, 2016 at 10:11am PDT

В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.

То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.

  • Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
  • Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
  • Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
  • Домашнее задание - это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.

Что хорошего в домашнем задании

Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.

Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.

Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороныДомашнее задание как важный компонент непрерывного образования . .

Бренди Янг считает так:

Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?

А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?

Конечно, в идеале вам всегда следует готовиться к занятиям и выполнять домашнее задание. Однако иногда бывают моменты, когда по разным жизненным обстоятельствам мы просто не успеваем подготовиться. Есть несколько способов придумать оправдание для учителя и объяснить, почему вы не подготовили домашнее задание, начиная от чего-то более-менее правдивого и заканчивая полным обманом.

Шаги

Хорошо продумайте оправдание

    Придумайте как можно более правдоподобное оправдание. Если ваш единственный вариант - придумать какое-то изощренное оправдание (или вы просто осмеливаетесь на такую авантюру) - делайте это очень аккуратно. Многие распространенные отговорки (например, "собака съела мою домашнюю работу") уже давно знакомы учителям, и они точно не поверят вам. Трудно перехитрить учителя, у которого многолетний опыт работы со студентами и учениками и их бесконечными хитрыми оправданиями.

    Попробуйте вовсе избавиться от задания, чтобы учитель не обвинил вас в том, что вы не выполнили эту работу. Например, попробуйте написать задание очень коряво и непонятно или порвите тетрадь на половине задания - это будет доказательством вашей отговорки.

    • Скомкайте и разорвите листы с домашней работой. Тогда можно будет сказать, что тетрадь выпала у вас из рюкзака (или из окна), и ветер понес ее по тротуару.
    • Испачкайте свою тетрадку в луже грязи и скажите, что она выпала у вас на улице и упала в грязь.
    • Пролейте на домашнее задание что-нибудь темное (например, сок, кофе или чернила от ручки), чтобы оно было неразборчивым.
  1. Придумайте отговорку, ссылаясь на сбой в работе техники.

    Попробуйте менее изобретательные отговорки, которые тоже могут сработать. Например скажите, что взяли случайно другую тетрадку, что листок с вашей домашней работой выпал из сумки, что у вашей знакомой были похороны, и вам нужно было сходить на них.

    Если у вас есть такая возможность, подделайте домашнюю работу или спишите ее. Например, если это домашнее задание по математике, просто напишите случайные цифры или ответы, чтобы все выглядело так, будто вы действительно выполняли эту работу. На это может потребоваться много времени, и если учитель будет внимательно проверять вашу работу, он точно вас раскусит.

    Не стоит прибегать к оправданиям, которые могут грозить неприятными последствиями. Например, если вы скажете своему учителю, что забыли домашнее задание в другом кабинете, он или может попросить вас туда сходить и принести работу - тогда вас точно раскусят.

    Тяните время

    1. Сделайте вид, будто вы выполнили домашнее задание вовремя, даже если это не так.

      • Если вы не сделали домашнее задание на тот урок, который будет только днем, а не утром, можно попробовать выполнить эту домашнюю работу до уроков, во время других занятий или на перемене.
      • Можно просто взять не то домашнее задание, например, домашнее задание по другому предмету или старое домашнее задание по этому же предмету. К тому времени, как учитель заметит ошибку, вы, возможно, успеете закончить свое настоящее домашнее задание. Или можно попросить разрешения принести работу в другой день и извиниться за путаницу.
      • Спишите ответы у друга, чтобы у вас хоть что-то было. Узнайте, не против ли он помочь вам. Конечно, этот способ применим только к тем предметам, где у всех учеников должны получиться одинаковые ответы. В некоторых школах списывание домашнего задания точь-в-точь может вызвать подозрение. Всегда оценивайте ситуацию и принимайте правильное решение насчет того, списывать ли вам домашнее задание.
    2. Притворитесь больным. Имейте в виду, что в большинстве случаев вам понадобится справка от врача, которая подтвердит факт болезни, из-за которой вы не выполнили домашнее задание.

    3. Попросите родителей написать записку учителю.

      • Рискованный шаг: можно подделать записку от родителей, в которой объясняется, почему вы не сделали домашнее задание.
      • Если вы решили подделать записку, имейте в виду, что ваш учитель может понять, что это подделка. Если вас поймают, скорее всего, вас ждет наказание как от учителя, так и от родителей.

    Скажите правду

    1. Попробуйте быть честным. Иногда лучше просто сказать правду и объяснить учителю, почему вы не выполнили домашнее задание. Искренность может оказать вам добрую услугу.

      • Можно сказать что-то вроде: "Мне очень жаль, но я вчера забегался и не успел закончить домашнее задание. Можете на этот раз меня простить? Я обязательно принесу эту домашнюю работу завтра".
      • Старайтесь говорить прямо и просто - это намного лучше, чем надоедать учителю длинной скучной речью.
    2. Возьмите на себя ответственность за недостаточную подготовку. Признайте, что не закончили работу и признайте свою вину - это лучше, чем обвинять в своем промахе других людей или обстоятельства.

      • Это значит, что вам нужно сказать что-то вроде: "Знаю, у меня нет оправдания, и я полностью принимаю на себя ответственность, я должен был выполнить домашнюю работу. Мне очень жаль, что я не готов к занятию, но такого больше не произойдет".
      • Таким образом, вы продемонстрируете учителю свою зрелость, и он уважительно отнесется к вашей честности.
    3. Подумайте об уважительных причинах, по которым вы не смогли сделать домашнее задание. Для большей убедительности вам нужно что-то более весомое, чем просто "я забыл".

      • Возможно, вы слишком загружены и сталкиваетесь с постоянным стрессом (это особенно актуально во время экзаменов).
      • Если вы не выполнили домашнее задание из-за обстоятельств, которые вы не в силах контролировать (например, из-за болезни или смерти родных) - так и скажите.
      • Вы также можете объяснить, что вы просто не поняли домашнее задание, или у вас не получилось его выполнить, что вы отчаялись, и вам нужно больше времени.
    4. Помните, что ваш учитель тоже занят. Попробуйте заранее предупредить его, что не сможете сделать свое домашнее задание.

      • Скорее всего, учитель будет к вам более снисходителен, если вы не станете тянуть и предупреждать его в последнюю минуту.
      • Можно также попросить разрешения показать домашнее задание позже.
      • Узнайте получше своего учителя как человека. Насколько он снисходителен и добр. При разговоре с учителем старайтесь выглядеть грустно, серьезно, подавленно, взволнованно (в зависимости от оправдания, которое вы выбрали).
    • Лучшее решение - попытка выполнить домашнюю работу вовремя, а не прибегать к оправданиям. Не стоит слишком часто пользоваться отговорками, иначе в тот момент, когда вам действительно будет необходимо как-то оправдаться, учитель просто не поверит вам.
    • Покажите выполненную домашнюю работу в следующий раз, даже если вам пришлось оправдаться и попросить другой день для проверки домашнего задания.
    • Если вы можете выполнить домашнюю работу (хотя бы какую-то ее часть, хотя бы как-то), подумайте о том, чтобы все-таки выполнить ее. Намного лучше, если у вас будет хоть что-то - тогда учитель зачтет вам частичное выполнение задания. Можно также объяснить учителю, что вы бы хотели сделать эту работу лучше, и поэтому собираетесь ее переделать и показать в следующий раз.
    • Если вы выполнили эту работу, но действительно забыли ее дома, скажите учителю, что вы выполняли ее вместе с родителями, и принесете на следующий день, если учитель вам разрешит.
    • Не путайтесь в своем оправдании и не тяните - это признак того, что вы лжете.
    • Сделайте домашнее задание утром (перед тем, как отправиться в школу).
    • Если у вас есть свободное время (например, перемена, обеденный перерыв) или просто время, когда вы уже закончили выполнять все задания, приступайте к домашней работе.
    • Никогда не лгите, что вы уже выполняли это задание, потому что тогда учитель поймет, что вы просто не хотите его делать.
    • Не полагайтесь на оправдания все время. Применяйте их только по мере необходимости, потому что ваш учитель внимателен и все помнит. К тому же, можно вести себя очень подавленно, чтобы учитель проявил к вам сочувствие.
    • При необходимости попрактикуйтесь в своей отговорке вместе с другом. Тогда вы точно хорошо справитесь!
    • Если вы сделали только часть домашней работы, а урок уже начался, можно просто объяснить учителю, что вам нужна помощь, и вы решили спросить неясные вам моменты у учителя.

    Предупреждения

    • Будьте готовы столкнуться с последствиями, если вас поймают на ложном оправдании. Поговорите со своим учителем по-взрослому, объясните, что у вас проблемы с самоорганизацией, что вы чувствуете себя перегруженным, что у вас сложности с заданиями такого типа и так далее.
    • Попробуйте не врать, обычно отрепетированная ложь приводит к неприятным последствиям.
    • Если вас поймали на лжи, могут быть последствия от учителя, от родителей и друзей.