Нахождение местоположения звука в слове старшая группа. Произношение звука з в словах. Определение позиции звука. Развитие фонематических представлений. Образец детской карточки

Как ласково называла мама Зою? (Зоюшка, Зоинька, Зою-шенька.) Догадайтесь, что делала Зоя утром. Она отодвинула... (занавеску) , постель... (заправила) , сделала... (зарядку), косички... (заплела), бинт... (завязала), почистила... (зубы). Как называется паста, которой чистят зубы? (Зубная.) А порошок? (Зубной.) Потом Зоя пошла на кухню... (завтракать). Утром мы... (завтракаем).

К Зое в гости пришли две подруги. Придумайте им имена со звуком з. (Лиза, Аза.) Догадайтесь, что они принесли с собой.

Выставляются предметы, игрушки.

В слове первый звук м, последний - а. Что это? (Мозаика.) Первый звук в, последний - а, назовите слово. (Ваза.) Девочки принесли... (мозаику, вазу, заводного зайку, игрушечный телевизор, зонтик) и еще цветы... (розы, незабудки, мимозы).

Развитие слухового внимания и памяти

Решили девочки поиграть в «Телефон». Нужно передать по телефону слова: зайка, мозаика, зонтик, ваза, а теперь: незабудки, розы, мимозы.

Дети повторяют слова в заданной последовательности.


Звуко-слоговый анализ и синтез

Аза предлагает поиграть в слова по-другому. Опустите головки на руки и закройте глаза. Аза произнесет слово, а вы поднимите столько пальчиков, сколько в слове слогов. Называются слова.

Теперь дополняйте недостающие слоги в словах: моро... (зы), та... (зы), водола... (зы), гро... (за). Сейчас Аза назовет первый слог, а вы - все слово: гла... (глаза), стре... (стрекоза), за... (замок), бе... (береза), за... (занавеска), за... (залететь), та... (тазы).

Решили Зоя и Аза узнать, сколько слогов и звуков в слове
тазы. А вы как думаете, сколько слогов в этом слове? Какой
первый слог? А второй слог? Обозначьте звуки этого слова кру
жочками. Назовите гласные звуки. Сколько согласных звуков?
На каком месте согласный звук з? "

Физминутка

Зоя и Аза предлагают нам сделать зарядку вместе с ними и с заводным зайчиком.

Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.

Скок-поскок, скок-поскок, На носочки, подтянись!

Зайка прыгнул на пенек. Лапки ставим на бочок,

В барабан он громко бьет, На носочках скок-скок-скок.

В чехарду играть зовет. А затем вприсядку,

Лапки вверх, лапки вниз, Чтоб не мерзли лапки.

В. Волина

8. Произношение звука з в предложениях. Составление
предложений по опорным словам. Практическое усвоение
форм глагола звонить

Расскажите, как дети играли с игрушками.

Дети рассказывают. Составьте предложения со словами мозаика, зайка, ваза.

Логопед предлагает схемы предложений.

Лиза вдруг вспомнила, что ей нужно по телефону... (позвонить). А теперь ты, Дима (Митя), позвони.



Телефон подносится к ребенку.

Что ты делаешь? Я... (звоню), я... (позвоню). Что ты делал? (Звонил.) Ты уже... (позвонил). Мы будем... (звонить). Мы... (позвоним). Что мы сделали? (Позвонили.)

Произношение звука з в связной речи

Лиза очень любит чистоговорки. Сочиним для нее чистого-ворки со словом коза.


За-за-за, на лугу стоит коза. Зу-зу-зу, вместе мы пасли козу. Зы-зы-зы, колокольчик у козы. За-за-за, уходи домой, коза.

А вот и Зоины чистоговорки. Повторим, их вместе с ней.

У Зайки Бубы заболели зубы. Зоя - зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка. Зу-зу-зу, зу-зу-зу, Моем Лизу мы в тазу.

10. Знакомство с буквой з

Знаете, как называется эта книга? (Азбука.) Зоя азбуку взяла, букву з в ней назвала. Посмотрите, на что похожа буква з? (На цифру три.)

3 - не просто завитушка,

3 - пружинка, крендель, стружка.

B.Степанов

На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три.

C. Маршак

11. Чтение слогов за, зо, зу, зы. Составление слов из раз
розненных слогов

Прочтем вместе с девочками слоги за, зо, зу, зы. А теперь из слогов та, ни, ко, бы, зу, зы составьте слова. (Кони, тазы, зубы.) Поможем Зое выложить ее имя из разрезной азбуки.

Итог занятия

Какой звук мы сегодня изучали? Кто нам помогал? Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий звук.) С какой буквой познакомились? (С буквой з.) И на какую цифру эта буква похожа? (На цифру три.)

Тема «Звуки з, з" и буква з»

ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ

Материал. Картинки звездолета, «звездных человечков», Замка, животных (зебра, зубр, стрекоза, обезьяна, кузнечик, зайка, медуза), птиц (зяблик, поползень, зимородок, зарянка), растений (земляника, подберезовик), продуктов (изюм, зефир); предметы (замок, гвозди, корзинка, занавеска); цветовые символы звуков, буквы.


Ход занятия

Оргмомент.

На какой планете мы живем? (На Земле.) Кто мы? (Земляне, дети Земли.) А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Они посылают нам свои любимые звуки з, з"



Сообщение темы занятия

Дети звезд прислали нам звездные сигналы: з-з-з-з, з"-з"-з"-з".

3. Характеристика звуков з, з" по артикуляционным и аку
стическим признакам. Обозначение их цветовыми символами

Найди место звука в слове

Цель:

Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал:

Карточки из набора к игре «Определи первый звук в слове»; фишки.

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов.

«Правильно - звук а . Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова,- поясняет педагог. - Одно слово начинается со звука а , в другом звук а находится в середине, а третье - заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой - полоска из трех клеточек.

Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».

Ход игрового упражнения вне занятия

Игры на определение места звука в слове

(2 позиции: начало, конец)

"В стране звуков"

Цель: развивать фонематические представления. Навыки фонематического анализа.

В стране звуков не принято называть друг друга по именам или фамилиям. Там говорят только первый и последний звуки. Например:

Вова - [В-А], Серёжа - [С- А], Баранкин - [Б-Н] и т.д.

Давайте познакомимся, как будто мы в стране звуков.

Вариант этой игры:

"Загадай любимую игрушку"

Ребенок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают. Например, [М" - А] - мишка. Аналогично загадывают овощи, фрукты, цветы, виды спорта и т.д.

Выделять первый звук детям старшего дошкольного возраста, конечно, легко. Но значительно сложнее становится это задание, когда по условию игры необходимо вспомнить много слов с одного звука.

Сердитый ворон

Цель: упражнение в выделении первого звука в словах, развитие фонематического слуха.

Игровой материал: игрушки или картинки, кукла. Правила игры: Детям даем игрушечных зверей или картинки.

В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т.д.

Вокруг домика речка, и пройти в домик молено только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно.

На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдёт. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.

Подошли звери к мостику, очень хотят, домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук. Просим детей помочь зверятам.

Следим за тем, чтобы дети называли первый звук правильно, то есть отмечали мягкие и твердые согласные. Например: баран - Б, а белка -Б.

Вариант этой игры:

"Помоги кукле"

Каждому ребенку даем куклу, которая может совершать определенные действия (войти в домик, перейти через мостик и др.) лишь тогда, когда она назовёт первый звук своего имени. За куклу говорит ребёнок.

"Подскажи кукле звук "

Игровой материал: кукла.

Ход игры:

Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.

Просим поправить куклу, где необходимо.

На солнышке грелся черноухий котено... (К).

На него смотрел белолапый щено... (К).

Он хотел его догна... (Ть).

А рядом по двору гулял важный пету...(Х).

За ним бегали куриц... (Ы) и цыплят... (А).

Хозяйка вынесла всем кор... (М) и т. д.

"Тренировка вратаря"

Цель: формирование навыка выделения последнего звука.

Сначала тренируемся в нахождении первого звука. А затем играем. Ребенок кладет на стол согнутые в локтях руки или стоя кладет руки на пояс. Это хоккейные ворота. Говорим разные слова. Те, которые начинаются со звука Ш, ребенок пропускает, а если звучит слово, которое начинается с другого звука, ворота захлопывает.

Словарный материал: шайба, шар, Шурик, ширма, молодец (почему не захлопнул ворота, слово со звуком М), зефир, жижа, шорты и т.д.

Варианты этой игры:

1."Шайбой" назначается согласный звук, имеющий пару по мягкости - твердости. Например, звук П. Тогда надо пропустить пальто, поле, путник, парта, но нельзя персик, пятка, пистолет, перо и т.д.

Правила этой игры изменяются: теперь нельзя пропускать какой-нибудь определенный звук, не обязательно первый. Например, звук Щ. Если в слове слышится этот звук, ворота необходимо захлопнуть. Это упражнение не только прекрасно развивает слух детей, но и помогает нам понять затруднения ребенка. Так, если он часто захлопывает звук Ш или звук Ч вместо Щ, то понятно, что надо специально поиграть с этими звуками.

3. "Кто внимательный?"

Просим детей стукнуть карандашом по столу (или хлопнуть, топнуть, выполнить любые движения), если они услышат звук Щ.

Словарный материал: шелк, шептать, щекотать, счастливый, цапля, щелкунчик, честный, шелковица, шоколад, щипать, шум., щепка, жир, щипцы.

Аналогично играем с другими шипящими звуками.

«Изобрази тот предмет,

который начинается с того же звука, что и твое имя»

Цель: формирование навыка выделения последнего звука.

Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:

Девочку зовут Катя. Какой первый звук в ее имени? - К. Названия каких предметов начинаются с этого же звука?

Кошка, канат, камень и т.п.

Как изобразим кошку (канат, камень и т.п.)?

Дети придумывают. Отмечаем наиболее выразительный показ.

«Цепочк»

Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры.

Один из учеников (или учитель) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где печальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и т. д.

Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

«Крайние звуки»

Цель: развивать фонематические представления, простые формы фонематического анализа.

Ход игры.

Дети должны записать слова (в тетрадях или на доске), звучание которых начинается (заканчивается) на заданный логопедом звук. Слова произносятся логопедом.

Примерные лексические темы: одежда, обувь, украшения, детали одежды, части тела и лица.

Ш:шуба, шапка, шарф.

П: платье, платок, плащ.

С: сапоги, сандалии, сабо.

Б: бусы, брошка.

А: нога, рука, голова, спина.

Б: бантик, бабочка.

А: щека, губа, глаза.

«Дежурный звук»

Цель: развивать фонематические представления.

Ход игры.

Логопед произносит звук. Каждый должен придумать слово с этим звуком на" первом месте. Кто задумался или повторился, тому очки не начисляются

Примерные лексические темы: звери, птицы, растения. Образец. Л: лось, лошадь.

ЛЬ: лев, леопард, лиса.

Р: роза, ромашка.

РЬ: редис, репа, ревень.

С: сова, соловей, сыч.

Документ

Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком , определением места звука в слове ). Употребление имен существительных с... Игра «Найди звук » Учитель-логопед.Ребята, пройдите к столам и сядьте. Посмотрите на экран. Найдите на ...

  • Игры на расширение ориентировки и формирование словаря

    Документ

    Свои карточки. Найди место звука в слове Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове на ­чале, середине или... правила игры : Выбрать одежду для определенного времени года. Подобрать букву, обозначающую звук , с которого на ...

  • Приказ № от 2011г. Основная образовательная программа начального общего образования Рассмотрена на педагогическом совете

    Основная образовательная программа

    И исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизировать... слове и вне слова , определение места звука в слове ; правильное произношение звука и название буквы или букв, которыми он обозначается на ...

  • Страница 8

    7. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове

    Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки Б, Бь. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

    Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

    Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Б).

    Где вы произносили звук Б? (В начале слова).

    А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

    Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Бь).

    Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

    А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

    8. Развитие фонематических представлений

    Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

    Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками Б и Бь. (Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

    Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

    9. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти

    Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”

    На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.

    Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать какого предмета не стало. (Не стало булавки).

    Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).

    10. Физминутка

    Бим и Бом приглашают нас потанцевать.

    (Дети танцуют под веселую, ритмичную музыку).

    0бщее расслабление

    Раз, два - выше голова.

    Три, четыре - плечи шире.

    Пять, шесть - тихо сесть.

    11. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

    Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь). А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научил Звукознайкин? (Буквы мы видим и пишем). Что вам напоминает эта буква?

    Буква эта с большим брюшком,

    В кепке с длинным козырьком.

    Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.

    Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.

    12. Организация окончания занятия

    Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками Б и Бь.

    Давайте вспомним слова со звуками Б и Бь. (Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

    Тема: Звуки [З – З"], буква З.

    Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-з"], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, продолжать учить выполнять звуко - слоговой анализ слова, познакомить с буквой З, закреплять навык чтения и письма.

    Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.

    Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.

    Предварительная работа: повторение сказки “Золушка”.

    Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, буква З, д/и “Укрась платье”, карандаши, картина “Зима”, схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, д/и “ Зашифрованное слово”.

    Ход занятия:

    Организационный момент

    Логопед загадывает детям загадку: “Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Педагог показывает детям игрушку – Золушку в платье с заплатами).

    Психогимнастика

    Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем, просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.

    Определение темы занятия

    Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах - звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з"]. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з, з"]).

    Характеристика звуков

    Логопед сообщает следующее задание злой мачехи и просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, з"]. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з"]? (Зеленым). Почему?

    Анжела Гапоненко

    Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте:

    Выделение (узнавание) звука на фоне слова,

    Вычленение первого и последнего звука,

    Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

    Большую трудность для детей представляет выделение первого звука из слова и слога. Например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове сумка, он вместо с называет су.

    Работа по вычленению первого согласного звука из слова (слога) проходит гораздо быстрее, если дети научились вычленять согласный звук из конца слова, где он четко слышен, а так же сравнивать друг с другом слова с изучаемым звуком в начале и конце слова.

    Очень полезны задания на определение места звука в слове (начало, середина, конец).

    Основная задача: объяснить ребенку, что начало слова – это первый звук, конец слова – последний звук, все остальные звуки находятся в середине слова.

    Предлагаю вашему вниманию игры, разработанные в практической многолетней работе, подходящие для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию навыков звукового анализа.

    Игра «Ёжики с корзинками» Цель : развитие фонематического слуха, дифференциация звуков на слух и в произношении.

    Оборудование : две корзинки, две карточки с буквами (С и Ш, З и Ж и т. п., несколько предметов и игрушек, в названии которых есть изучаемые звуки (р-л, с-ш, з-ж, и т. д.).

    Ход игры : на столе находятся предметы и корзинки с прикрепленными буквами. Ребенок выбирает любой предмет, произносит его название 2 раза (обычно и с утрированным звуком) и кладет в соответствующую корзинку. Если ребенок не умеет произносить изучаемый звук, то слово произносит педагог, а ребенок различает звук на слух. Другой вариант : к столу у доски выходят два ребенка-«ёжика», дается задание разобрать предметы, одному ребенку - в корзинку С, другому ребенку - в корзинку Ш.

    Игра «Змейка» Цель : развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа слова.

    1 вариант

    Оборудование : на доске нарисована змея, пространство под змейкой разделено мелом на три части (под головой, туловищем и хвостом будем ставить предметные картинки). Картинки имеют в своем названии изучаемый звук, расположенный в начале и конце слова, или 2 вариант - в начале, середине и конце слова.

    Ход игры : ребенок берет картинку, произносит ее название, утрируя изучаемый звук, и ставит на подставку доски в нужном месте. Если ребенок затрудняется, слово произносит педагог, одновременно ведя рукой по змейке.

    2 вариант

    Оборудование : на столе перед ребенком карточка с нарисованной змейкой, на карточке пуговица, которую можно передвигать по нитке, несколько предметных картинок с изучаемым звуком в начале, середине и конце слова.

    Ход игры : ребенок произносит или слушает слово, ведя пальцем по змейке, затем двигает пуговицу в нужное место.


    3 вариант

    Оборудование : на столе перед ребенком две змейки, нарисованные на карточках, на скрепках – символ гласного (другой вариант - согласного) звука в начале и конце слова, несколько предметных картинок с изучаемым звуком в начале и конце слова.

    Ход игры : ребенку нужно разложить картинки на две стопки под змейками, в зависимости от места звука в слове.



    Публикации по теме:

    Задачи: 1. Формировать умение у детей выполнять звуковой анализ слова. 2. Развивать умение определять гласные, твердые и мягкие согласные.

    «В Королевстве звуков». Занятие по обучению навыкам формирования звукового анализа и синтеза Задачи: 1. Учить определять место звука [К] в слове. 2. Продолжать знакомить с понятиями «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий.

    Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

    Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа 1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна. Тема моего выступления Игры и упражнения для развития.

    Конспект занятия по совершенствованию фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза в ДОУ Конспект занятия «Путешествие в страну звуков и слов» Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Совершенствование фонематических.

    Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте «Звук [Т] и буква «Т» Ф. И. О: Овчинникова Светлана Владимировна Должность: Учитель – логопед Образовательное учреждение: МДОУ д/с «Березка» Группа: подготовительная.