Молодежь собирательное существительное. Собирательные имена существительные. Согласование с глаголом

Все мы знаем, что существительные бывают собственные и нарицательные. Нарицательные тоже делятся на подклассы. В частности в английском они бывают предметные и собирательные, а также вещественные и абстрактные.В этой статье мы поговорим о собирательных существительных (Collective ) и особенностях их употребления.

Итак, собирательные существительные обозначают некое множество людей, предметов, животных, растений и т.д., воспринимаемых как единое целое. Например, family (семья), class (класс), team (команда), bunch (пучок), group (группа).

Соответственно, они могут быть одушевленными и неодушевленными. Такие существительные относятся к исчисляемым.

Чаще всего собирательные существительные называют группу людей, вещей или животных.

В таблице наглядно представлены примеры собирательных существительных.

Выше приведены лишь некоторые собирательные существительные. Обратите внимание, что в английском такие существительные бывают с общим значением и употребляются в отношении людей, растений, животных, а также существует большое количество специфических собирательных существительных, которые используются только в очень узком контексте. Примеры самых необычных вы найдете в конце статьи.

Согласование с глаголом

Как же обращаться с такими существительными? Логично было бы предположить, что, если они обозначают группу людей/предметов как единое целое, то и глагол, а также местоимение должны быть в единственном числе. Правда, в английском не все так просто.

Большинство собирательных существительных могут требовать как единственное, так и множественное число. И, к сожалению, строгих правил, когда возможны оба варианта, а когда только один из них нет. Но есть языковые тенденции, которые помогут вам сориентироваться.

  1. Восприятие говорящего/пишущего

Если говоря, например, о семье вы ее представляете как нечто единое, то нужно

употребить глагол в единственном числе.

His family is very religious (У него очень религиозная семья).

Если же вы представляете себе семью как совокупность, состоящую из личностей, то

глагол ставим во множественное число.

My family were at the table (Вся семья собралась за столом).

Порой бывает сложно определиться со своим восприятием. Тогда поможет маленькая хитрость. Представьте себе ситуацию, которую вы описываете. Если все члены команды/стаи/группы занимаются одним и тем же делом, то используйте глагол и/или местоимение в единственном числе.

1) Today my son’s class takes its French exam .

(Сегодня класс моего сдает экзамен по французскому языку).

Если же каждый из членов группы занят своим делом, то логичнее поставить глагол и/или местоимение во множественно число.

2) After the exam the class present their projects on English literature.

(После экзамена класс представит свои проекты по английской литературе).

Если в первом примере все ученики сдавали один и тот же экзамен, то во втором предложении каждый из учеников будет готовить свой проект.

  1. Британский vs американский английский

В британском английском одинаково частотны оба употребления: и во множественном, и в единственном числе.

В американском английском чаще используется форма единственного числа.

The team have fired their coach (скорее британский вариант)

The team has fired its coach (скорее американский вариант,

но допустим и в британском английском)

Есть ряд существительных, которые и в британском, и в американском английском требуют после себя множественное число. Например, police.

Правильно: He’s happy with the way the police have investigated the case.

Неправильно : He’s happy with the way the police has investigated the case.

(Он доволен тем, как полиция расследовала это дело).

Если сомнения остаются, загляните в словарь. Большинство словарей указывают, в каком числе ставить глагол после интересующего вас существительного.

На закуску

И напоследок несколько примеров наиболее удивительных английских собирательных существительных. Примеры заимствованы из книги Джеймса Липтона «Стая жаворонков» (An Exaltation of Larks , 1968), в которой американский писатель сделал подборку наиболее необычных и интересных собирательных существительных.

  • Business of Ferrets (стая хорьков)

Слово business, известное нам в значении «дело, бизнес», может быть собирательным существительным.

  • Charm of Finches (стая зябликов), основное значение слова charm – «очарование, шарм»
  • Hand of Bananas (гроздь бананов), основное значение слова hand – «рука»
  • Knot of Toads (группа жаб), основное значение слова knot — «узел»
  • Quiver of Arrows (колчан стрел), основное значение слова quiver — «дрожь, трепет»
  • Sleuth of Bears (семья медведей), основное значение слова sleuth – «сыщик»
  • Unkindness of Ravens (стая воронов), основное значение слова unkindness – «бессердечие»

Прелесть английского языка в том, что например стая уток обозначается разными словами, в зависимости о того летят они или находятся на воде: Team of Ducks (when flying) и Paddling of Ducks (when on water).

Надеемся, что у вас не возникнет сложностей с собирательными существительными и вы полюбите их так же, как и мы.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое: листва , дубняк , осинник , детвора , студенчество , учительство , профессура , крестьянство .

Грамматические особенности собирательных существительных

  1. Неизменяемость по числам, имеют .
  2. Несочетаемость с и со словами, обозначающими единицы меры.
  3. Могут сочетаться со словами много /мало или сколько , имеют при этом форму только единственного числа: мало родни , немного листвы , много мошкары .

Словообразовательные суффиксы собирательных существительных:

-ств - , -еств - человечеств о юношеств о
-j - зверь[j] ё воронь[j] ё
-н- (-я ) родн я ребятн я
-иj - пионери[j] я аристократи[j] я
-от - беднот а пехот а

Спорным является вопрос об отнесённости народ , полк , войско , стая к собирательным или конкретным. По значению данные существительные близки к собирательным - обозначают совокупность живых существ как одно целое, по грамматическим признакам являются , т. к. изменяются и могут сочетаться с количественными числительными.

Чеснокова Л. Д., автор школьных учебников по русскому языку для 5-9 классов, предлагает рассматривать данные существительные как синкретичные. Аналогичным образом, т. е. как синкретичные, характеризует она существительные малина , картофель , жемчуг , сено . Данные существительные объединяют признаки вещественных и собирательных: с одной стороны, они обозначают определённое вещество - значит, вещественные, с другой, - обозначают вещество как множество, состоящее из единичных предметов, т. е. имеют сингулятивы: соломина , жемчужина , картофелина . Кроме того, как вещественные, такие существительные сочетаются со словами, обозначающими единицы меры: килограмм картофеля, полкило малины.

Конкретные, абстрактные, собирательные, вещественные, единичные имена существительные

По особенностям выражаемого значения имена существительные можно разделить на несколько групп: 1) конкретные существительные (стул, костюм, комната, крыша) , 2) абстрактные, или отвлечённые, существительные (борьба, радость, добро, зло, нравственность, белизна) , 3) собирательные существительные (зверьё, дурачьё, листва, бельё, мебель) ; 3) вещественные существительные (цикл: , золото, мо­локо, сахар, мёд) ; 5) единичные существительные (горошина, песчин­ка, соломина, жемчужина) .

Конкретными называются имена существительные, которые обозначают явления или предметы реальной действительности. Они могут сочетаться с количественными, порядковыми и собирательными числительными и образуют формы множественного числа. Например: мальчик - мальчики, два мальчика, второй мальчик, двое мальчиков; стол - столы, два стола, второй стол.

Абстрактными, или отвлечёнными, называются имена существительные, которые обозначают какое-либо отвлечённое действие, состояние, качество, свойство или понятие. Отвлечённые существительные имеют одну форму числа (только единственного или только мно­жественного) , не сочетаются с количественными числительными, но могут сочетаться со словами много, мало, сколько и т. п. Например: горе - много горя, мало горя. Сколько горя!

Собирательными называются существительные, которые обозначают совокупность лиц или предметов как неделимое целое. Собирательные существительные имеют форму только единственного числа и не сочетаются с именами числительными, например: молодёжь, старичьё, листва, березняк, осинник. Ср. : Старики долго судачили о жизни молодых и интересах молодёжи. - Вы чьё, старичьё? Крестья­не по сути своей всегда оставались собственниками. - Ни в одной стране мира крестьянство никогда не было действительно свобод­ным. Первого сентября все дети пойдут в школу. - Детвора собра­лась во дворе и ожидала приезда взрослых. Все студенты успешно сдали государственные экзамены. - Студенчество принимает ак­тивное участие в работе благотворительных фондов. Имена существительные старичьё, крестьянство, детвора, студенчество являются собирательными, образование форм множественного числа от них невозможно.

Вещественными называются существительные, которые обозначают вещество, не поддающееся делению на составные части. Эти слова могут называть химические элементы, их соединения, сплавы, лекарственные препараты, различные материалы, виды пищевых продуктов и сельскохозяйственных культур и пр. Вещественные существительные имеют одну форму числа (только единственного или только мно­жественного) , не сочетаются с количественными числительными, но могут сочетаться со словами, называющими единицы меры килограмм, литр, тонна. Например: сахар - килограмм сахара, молоко - два литра молока, пшеница - тонна пшеницы.

Единичные имена существительные являются разновидностью вещественных существительных. Эти существительные называют один экземпляр тех предметов, из которых состоит множество. Ср. : жемчуг - жемчужина, картофель - картофелина, песок - песчинка, горох - горошина, снег - снежинка, солома - соломина.

В зависимости от выражаемых лексических значений существи­тельные делятся на конкретные, отвлеченные, вещественные и собирательные.

Конкретные существительные обозначают считаемые пред­меты. Как правило, они имеют форму единственного и множе­ственного числа: дом, книга, ученик, растение и т.д. Исключение составляют лишь некоторые из них, имеющие форму только мно­жественного числа: ножницы, вилы, брюки, колготки.

Отвлеченные существительные обозначают отвлеченные понятия, связанные с миром чувств, состояний, явлений, не под­дающиеся счету: любовь, страх, болезнь, удивление.

Вещественные существительные обозначают различные ве­щества как однородную массу: масло, бензин, сливки, сахар.

Собирательные существительные обозначают предметы, представляющие совокупность однородных предметов как единое целое: толпа, стая, березняк, белье.

242. Среди приведенных существительных, имеющих форму только множественного числа, найдите конкретные. Составьте с ними предло­жения, употребляя при этих существительных неопределенно-количе­ственные числительные много, мало, несколько, а также собирательные числительные от двое до десятеро.

Сани, вилы, сутки, будни, щи, брюки, щипцы, очистки, нож­ницы, очки, сливки, сумерки, хлопоты, клещи, бредни, полати.


243. Установите, пользуясь одним из словообразовательных словарей,
от каких слов образованы следующие отвлеченные существительные.
Выделите словообразовательные суффиксы.

Образец: ^добррт а <- ,добп ый; ^сраж^ёЩи^ э] <- сража ться,.

Желтизна, бодрость, движение, доброта, ходьба, косьба, стра­дание, горячность, кипение, сушь, хлопоты, бег, кривизна, пе­ние, любовь, забота, родство.

244. Выделите суффиксы собирательных существительных. Выпишите
те из них, которые имеют форму только единственного числа.

Березняк, осинник, мебель, тряпье, студенчество, профессу­ра, воронье, беднота, ельник.

245. Выделите несчитаемые существительные, обозначающие веще­
ства, определите их число.

Керосин, сало, мыло, скатерть, посуда, бритва, сливки, медь, железо, масло, уксус, кефир, свинина, опилки, варенье, кипенье, сахар, опыт, щи.

246. Выпишите, вставляя пропущенные буквы, все имена существи­
тельные, распределив их по группам: конкретные, отвлеченные, веще­
ственные, собирательные.

1. Вася представлял, как д..ревья клонятся среди ночной т..мноты и лепечут л..ствой; но потом он говорил себе, что это вовсе не д..ревья и не вет..р, а гигантский лист бумаги кто-то ворочает на дв..ре, отчего и слышен шелест. (Кор.) 2. Сидели, слушали и в то же время щелкали орехи, ф..сташки, м..вдаль. (Г.-М.) 3. Почтовая тройка быстро мчала легонькую таратайку. Из-под к..пыт разгоря­чившихся к..ней летел брызгами щебень и мелкая каменная пыль, но ямщик, наклонившись с облучка, еще погонял и покрикивал. (Кор.) 4. Из сада потянуло р..сой и зап..хом душистого тополя; в акации щелкал запоздалый с.ловей, и его песня покрылась гром­кими, дико оригинальными бетховенскими аккордами. (В.) 5. Крас­ные, косые лучи солнца ворвались в окна и заиграли яркими мед­ными пятнами на темных обоях, на скатерти, на хрустале, на лицах обедающих. (Купр.) 6. Кругом цветное море голов, гул, кон­ское ржанье. (Ш.)



247. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите разряды су­
ществительных по значению.

1. М..лодежь затеяла бр..сать гальку, и остальные гл..дят, как по воде затона скачут в многократных прыжках низко пущенные плоские камешки. (Е.Н.) 2. Яровые поля побурели; над ними, собираясь в стаи, в.лись грачи и галки. (Никит.) 3. Ветхий за-


борч..к, подштопанный кусками железа, фанеры, сухими ветка­ми, стеблями полыни, примыкал к дому бабки Варвары, и уже один вид этого заборч..ка говорил, что здесь одиноко к..ротает жизнь добрый, хл..потливый человек, воспитавший не слишком благодарных наследников. (Никит.)

Обозначают совокупность однородных в каком-то отношении лиц (молодёжь, учительство, гвардия, человечество, родня, знать), предметов живого и растительного мира (хвоя, березняк, листва, вороньё, зверьё), предметов обихода и изделий (бельё, обувь, мебель, посуда), продуктов деятельности (писанина), представленных как единое целое.

Собирательные существительные указывают на множество предметов как элемент лексического значения слова, указывают на «качественную» (термин Ал-ра Аф. Потебни) и «вещественную» (термин Ал-ра Матв. Пешковского) множественность однородных предметов, на неопределённость количества конкретных предметов. У производных существительных эта собирательность может быть оформлена суффиксами типа: -ур(а) (профессура), -еств(о) (человечество), -от(а) (беднота), -н(я) (дворня), -як (сосняк), -итет (генералитет) и др. Другую группу представляют существительные, чьё собирательное значение выражено только семантически: знать, мафия, кудри, финансы и т.п. Собирательные существительные: а) имеют форму ед. числа, не сочетаются с количественными числительными (но могут соотноситься с сингулятивом: крестьянство - крестьянин); б) у них отсутствует категория одушевлённости (поздравить молодёжь, народ). Подобные существительные необходимо отличать от слов, называющих совокупность разнородных предметов: куча, коллектив, толпа, класс, стая, табун, хор, оркестр и др. Они обозначают часть общего: группа студентов, стадо овец; ограничены в сочетаемости: табун лошадей, стая волков; употребляются во мн. числе и с числительными: народы, толпы, три хора, два полка, четыре класса, подобно собирательным существительным, не имеют категории одушевлённости: отметить коллектив, обмануть народ и т.д.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Собирательные существительные:

  1. 45. Употребление собирательных числительных и счетных существительных.
  2. 29.Имя существительное как часть речи, категории и формы. Трудно­сти изучения имени существительного в начальной школе. Психологиче­ский анализ урока. Реализация основных принципов обучения в изучении имени существительного.
  3. 29 Имя существительное как часть речи, категории и формы. Трудности изучения имени существительного в начальной школе. Психологический анализ урока. Реализация основных принципов обучения в изучении имени существительного.
  4. 9. Унификация типов склонения существительных во множественном числе. Формы множественного числа существительных в русских диалектах..
  5. Д) Механизм концентрирования мочи в собирательных трубочках почек.
  6. 25. Дайте определение собирательных и несобирательных понятий (общих и разделительных)
  7. 12. В чем своеобразие категории рода у имен существительных по сравнению с другими грамматическими категориями данной части речи. Определение рода у имен существительных со значением лица. Слова общего рода.