Мобильное обучение в образовательном процессе как новая технология в образовании. Мобильное обучение в образовательном процессе. Просмотр содержимого документа «Мобильное обучение в образовательном процессе как новая технология в образовании.»

Нэлли Журавель
Мобильное обучение в практике современного учителя

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Есть люди, которые очень тяжело воспринимают любые нововведения в своей жизни. Они привыкают к своей профессии, к своему месту жительства, у них какие-то свои жизненные правила и принципы, которые они не готовы менять.

Но в наше время – время новых технологий и неограниченных возможностей, такой подход к жизни закрывает перед Вами путь к невероятным достижениям, какой сферы жизни ни коснись… Именно поэтому современный человек должен обладать таким качеством, как мобильность.

Мобильность – это способность приспосабливаться к новым обстоятельствам, условиям, техническим возможностям, месту. Мобильность дает невероятную свободу, открывает новые возможности и дарит совершенно новый уровень жизни.

Просто представьте, как изменилась бы Ваша жизнь, если бы Вы могли путешествовать тогда, когда захотите, там, где захотите, с теми, с кем захотите, и при этом еще и зарабатывать…

И это вполне реально! Стоит только захотеть! Примеров тому масса! Именно мобильность дает Вам преимущество выбирать, дарит Вам свободу.

На самом деле стать мобильным не так-то сложно, нужно просто решиться на это!

Вот мы и решились стать мобильными в обучении наших учащихся.

Качества и умения 21 века всем известны. И формировать их надо на протяжении всей школьной жизни.

Как? 1. Выбрать образование. Какое?

Особенности мобильного обучения:

Позволяет свободно перемещаться;

Дает возможность учиться людям с ограниченными возможностями;

Не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной литературы;

Легкое распространение между пользователями учебных материалов;

Использование мультимедийного контента.

Инклюзивное образование

Система обучения детей, которая ставит перед собой благородную цель развития доступности образования для всех учащихся, в том числе и для детей с особыми потребностями.

Синхронное обучение

Разновидность онлайн-обучения, в котором взаимодействие между слушателями и преподавателями происходит в режиме реального времени.

Когнитивное обучение

Такой вид обучения строится на применении теорий сознания и мышления современной психологии - с их помощью выстраивается такая модель педагогического процесса, которая развивает не только интеллектуальные навыки, но и способы познания через эмоциональную сферу и интуицию, ассоциативные механизмы, сенсорно-перцептивные каналы.

Смешанное обучение или «blended learning» – современная образовательная технология , в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.

Цифровое образование или цифровая педагоги ка

Всё, что помогает учиться в сети: онлайн-курсы, цифровые ресурсы, веб-сервисы, мобильные приложения.

Цифровое гражданство

Термин красивый, а означает всего лишь возможность участвовать в онлайн-сообществе. Мы все - граждане глобального интернет-сообщества, которое уже давно перестало быть группой энтузиастов, а превратилось в полноценное глобальное общество.

2. Используем современные образовательные технологии.

Технология – это инструментарий конкретной области деятельности человека.

Методика - набор конкретных приемов, использующихся для реализации поставленных задач.

Уверена, что вы все мобильны, т. к. то, что я сейчас проговорю, напомню, вы это делаете или знаете что это такое. Проверим? Представим три колонки и подпишите: использую, знаю (слышала, не знаю и ставим плюс. Готовы?

Технология проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Разноуровневое обучение (дифференцированный подход)

Это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала.

Основные правила технологии разноуровневого обучения

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение и сдача уровней.

3. За одно занятие можно сдать только одну тему.

4. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

5. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

Технология проектного обучения (проектно-ориентированное обучение)

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Под проектным методом имеется в виду система взаимодействий педагога и учащихся. Переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.

Исследовательский метод обучения

Построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме.

Технология использования в обучении игровых методов

- Игровое обучение (эдьютейнмент «Edutainment»). Тут всё просто: обучение с использованием игр (любых - ролевых, деловых, подвижных, настольных.)

Технология обучение в сотрудничестве - эта одна из технологий личностно-ориентированного обучения, которая основана на принципах взаимозависимости членов группы, личной ответственности каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы.

Система инновационной оценки "портфолио"

Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся в определенный период его обучения.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.

Позволяют индивидуализировать и дифференцировать

Способствуют повышению мотивации обучения

Повышают активность обучаемых

Дают возможность знакомить с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;

Расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность

Предоставляют возможность вернуться к изученному материалу в случае необходимости

Здоровьесберегающие технологии

Цель : обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Технология развития критического мышления

Критическое мышление - тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимая ничего на веру без достаточной аргументации и доказательств.

Кейсовые технологии

Суть: учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам, и описание которой отражает какую-либо практическую задачу.

MOOC - это массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses, один из форматов цифрового обучения, ставший популярным как раз из-за своей массовости. Характерные особенности:

Личностно ориентированный подход;

Учебный материал доставляется в видеоформате;

Сам курс запускается только после того, как набралось достаточное количество участников.

Мобильное обучение - вид дистанционного электронного обучения, характерный использованием мобильных устройств: планшетов, смартфонов, игровых приставок, мультимедийных гидов.

QR-код (кьюар код) (англ. Quick Response Code - код быстрого реагирования; сокр. QR code) - товарный знак для типа матричных штрих кодов (или двумерных штрих кодов, изначально разработанных для автомобильной промышленности Японии.

LearningApps.org (лорнинг эпс) – это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Данный онлайн-сервис позволяет создавать такие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей).

Родной язык LearningApps.org – немецкий, но на сайте реализована мультиязычная поддержка. Однако не все фразы нашли своего переводчика. Иногда на сервисе встречаются непереведенные фразы или ошибки в словах.

Разобраться с функционалом и навигацией очень просто. Для этого достаточно нажать «все упражнения» в верхней части главной страницы, и перед вами откроется список упражнений, созданных и опубликованных другими пользователями.

Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. После прохождения регистрации, Вам станут доступны шаблоны, которые помогут создать интерактивное упражнение для учащихся.

Шаблоны сгруппированы по функциональному признаку:

Выбор – упражнения на выбор правильных ответов;

Распределение – задания на установление соответствия;

Последовательность – на определение правильной последовательности;

Заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;

Онлайн-игры – упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.

Создав задание, Вы можете тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей. Вы можете использовать задания, составленные вашими коллегами, скопировав ссылку внизу задания из поля «привязать» и вставить на страницу своего личного сайта, как делают это многие учителя-блогеры.

Кроме того, можно создать аккаунты для своих учащихся и использовать свои ресурсы для проверки их знаний прямо на этом сайте.

ЛЕГОтехнология - одна из известных и распространенных сегодня педагогических технологий, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. В педагогике ЛЕГОтехнология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Игры ЛЕГО здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.

В нашей школе сложилась система работы по использованию конструкторов Lego в процессе обучения на I ступени общего среднего образования. С этого учебного года эта система имеет продолжение и на II ступени.

На занятиях по робототехнике учащиеся учатся:

Вести диалог, договариваться, учитывать и уважать чужое мнение, отличающееся от собственного;

Доказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эффективно распределять обязанности.

При работе над проектом происходит взаимообмен опытом, знаниями, техническими и инженерными решениями, а также прокладываются пути взаимосвязи с реальной жизнью.

Основные этапы разработки ЛЕГО-проекта практически не отличаются от стандартных этапов ученического проектирования. Учащиеся обозначают тему проекта, его цель и задачи. Затем выдвигают гипотезу и разрабатывают модель на основе конструктора ЛЕГО. После составления программы для работы собранной модели или механизма происходит тестирование и устранение дефектов и неисправностей.

Перевернутый класс подразумевает перенесение репродуктивной

учебной деятельности на домашнее изучение.

Перевёрнутое обучение (flipped learning) подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе - домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения. Дома ученик до начала урока (самостоятельно или в совместной работе со сверстниками) изучает основные понятия, связанные с новой темой, используя учебные материалы, подготовленные учителем. В школе время на уроке используется для применения новых знаний при решении жизненных проблемных ситуаций. Как правило, продуктом решения является новый цифровой артефакт, который можно опубликовать

Что такое перевернутый класс?

«Перевернутый класс» это инновационный сценарий обучения. Его отличие от традиционного сценария заключается в том, что теоретический материал изучается самостоятельно до начала урока (как правило, посредством информационных и коммуникационных технологий: видео-лекции, аудио-лекции, интерактивные материалы и т. п., а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с учениками, применение знаний и умений в новой ситуации, и на создание учениками нового учебного продукта.

Основное преимущество перевернутого класса заключается в такой организации учебной работы, при которой поддерживается развитие качеств и умений 21 века. Таких как сотрудничество, творческий подход, способность решать проблемы, самостоятельность, грамотность в области ИКТ и тд; и обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося.

В чем отличие класса «перевернутого» от традиционного?

От традиционного класса перевернутый отличается тем, что на уроке у учителя высвобождается время для контакта и индивидуальной работы с учащимися. Достигается это за счет организованной совместной работы учащихся и соответствующих учебных материалов, позволяющих работать самостоятельно и автономно. Работая совместно учащиеся могут свободно помогать друг другу, не зависят от темпа работы других учащихся или инструкций учителя. А у педагога появляется возможность работать с учащимся один на один.

Подобным образом организованная работа меняет привычные роли как учителя, так и учащегося. И такие изменения, увы, даются нелегко и первым, и вторым.

При перевернутом классе учитель перестает быть центральной фигурой в учебном процессе, что воспринимается педагогами как потеря статуса. А учащиеся за многие школьные годы привыкли к пассивной роли в учебном процессе. Вследствие чего отношение к самостоятельной деятельности постепенно становится прагматичным и формальным.

Тесты с обратной связью

Основа ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ:

Определение индивидуальных достижений каждого обучающегося

Оперативная обратная связь

Получение и анализ результатов преподавания учителя

Принятие решений о предстоящих и последующих обучающих действиях

Улучшение цифровой грамотности

Школы отвечают за развитие у учащихся цифрового гражданства, соответствующего умения использования технологий, в том числе онлайн-коммуникационный этикет и цифровые права и обязанности в смешанном и онлайн-обучении, и за ее пределами.

3. Переосмысление ролей учителей

В классе благодаря использованию технологий основные обязанности учителей переходят от предоставления знаний на уровне экспертов к построению обучения, которое помогает учащимся приобретать навыки 21 века.

Педагоги выступают в качестве руководителей и наставников, мотивируя учащихся к внедрению привычки обучаться на протяжении всей жизни, помогая учащимся найти их собственные траектории обучения:

Робототехника

Виртуальная реальность

Искусственный интеллект

Плюсы:

Использование ИКТ–технологий повышает учебную мотивацию, дает возможность, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что важно для всестороннего развития личности ребенка;

Помогают развивать познавательные способности учащихся, ребята самостоятельно находят материал по теме проекта и обрабатывают его, представляют результат своей работы учащимся класса;

Использование игровых технологий позволяет овладеть учебным материалом в занимательной форме;

Использование групповых технологий позволяет развивать познавательную самостоятельность учащихся, их коммуникативные умения и интеллектуальные способности посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Минусы:

При использовании современных образовательных технологий возрастают требования к учителю;

Исследовательская деятельность учащихся затруднена некоторыми причинами, часто ребята берут готовые работы из Интернета;

использование некоторых технологий требует больших временных затрат.

Возможным вариантом сохранения школы как института станет ее постепенное превращение в своеобразный «центр управления полетами», где учащемуся в первую очередь помогают двигаться в индивидуальном темпе и с привлечением тех образовательных ресурсов, которые необходимы для запланированной цели развития.

В школе должны учить, в первую очередь: коммуникационным навыкам, правильным ценностям, умению искать новые решения. Школа должна учить ребенка быть личностью, быть собой, у него должна быть вера в собственные силы.

Достаточное количество времени должно отводиться рефлексии опыта, получаемого учащимся, для того, чтобы своевременно корректировать свой образовательный маршрут. Непонимающий современные технологии и методики учитель становится сдерживающим фактором в образовательном процессе.

Если они не понимают, не принимают нововведения, то в школах не будет развития.

Статья : «Мобильное обучение как новая технология в образовании»

Волкова А.С.

Мастер производственного обучения/преподаватель

высшей квалификационной категории

ГБПОУ ВО «Владимирский индустриальный колледж»

« В мире, в котором растёт зависимость от средств связи и доступа

к информации, мобильные устройства не будут преходящим явлением. Поскольку мощность и возможности мобильных устройств

постоянно растут, они могут шире использоваться в качестве образовательных инструментов и занять центральное место, как в

официальном, так и в неформальном образовании ».

Синергетика в образовании ( SYNERGETICSIN): внедрение в предметах материалов иллюстрирующих принципы синергетики - в каждом предмете, будь то естественно-научная или гуманитарная дисциплина, можно найти разделы изучающие процессы становления, возникновения нового, и здесь уместно наряду с традиционным использовать язык синергетики, позволяющий в дальнейшем создать горизонтальное поле междисциплинарного диалога, поле целостности науки и куль-туры.

Новые синергетические знания и новые подходы к образованию требуют иных, отвечающих уровню сегодняшнего дня способов передачи и распространения этих знаний.

Прежде всего, представляется целесообразным всесторонне разрабатывать средства визуализации синергетических знаний на мобильных устройствах, а структура электронного учебника как нельзя лучше отвечает предъявляемым требованиям. Электронный учебник удобнее устанавливать на мобильные устройства (мобильные телефоны, смартфоны, электронные ридеры, планшеты, карманные планшетные компьютеры (КПК)), они имеют высокую функциональность и во многих случаях не уступают компьютерам средней мощности.

Обучение, способ связи обучаемого и обучающего, обучающегося и преподавателя - это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение и преподнесение готовых истин, это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, попадания (в результате разрешения проблемных ситуаций) в один согласованный темпомир, это - ситуация пробуждения собственных сил и способностей обучающегося, инициирование его на личный путь развития с помощью мобильных технологий обучения.

Мобильные технологии обучения тесно связаны с учебной мобильностью в том смысле, что обучающиеся имеют возможность участвовать в образовательных мероприятиях без ограничений во времени и пространстве. Возможность учиться в любом месте и в любое время является общей тенденцией жизни человека в информационном обществе.

В литературе существует много толкований понятия «мобильное обучение», но общим для них является то, что при таком обучении соединение с кабельной сетью не обязательно. Согласно ГОСТ Р 52653-2006 под мобильным обучением понимается « электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения обучающегося ». M- learning – это обучение с помощью мобильных устройств в любое удобное время и в любом месте, считает Д. Киско. По мнению русского ученого В. Куклева, мобильное обучение предусматривает наличие мобильных средств, независимо от времени и места, с использованием специального программного обеспечения на педагогической основе междисциплинарного и модульного подходов.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что мобильное обучение это форма организации учебного процесса, основанная на применении средств мобильных ИКТ и беспроводной связи . Учитывая различные трактовки понятия «мобильное обучение» мобильным можно называть обучение, когда обучающийся имеет непрерывный доступ к образовательным ресурсам, может взаимодействовать с преподавателем и одногруппниками. Мобильное обучение также является разновидностью дистанционного обучения с использованием средств ИКТ. Самым перспективным мобильным устройством, которое может использоваться в практике преподавания, считается планшетный компьютер. Несмотря на то, что планшеты появились в нашем опыте даже не 10 лет назад, они уже серьезно влияют на образовательный процесс.

Зачем же бороться с прогрессом и технологиями?! Когда их можно интегрировать в жизнь обучающегося и сделать процесс обучения более понятным для умов наших студентов?!

Именно планшет дает возможность преподавателям при помощи анимации и интерактивных действий и, возможно, интерактивных досок с трансляцией на планшеты, сделать осмысленный и интересный процесс.

Существует большое количество образовательных приложений для планшетов, остановимся на нескольких из них:

    Образовательный комплекс « Увлекательная реальность ». Учебник физики издательства «Просвещение» с дополненной реальностью.

    LinguaLeo - веб и мобильный сервис для изучения и практики английского языка.

    Математическая игра " Король математики " - в ней предлагается решать задачи из разных областей математики (вычитание, сложение, умножение и т.д.). Решил всё верно - переходишь на новый уровень.

    На переменах можно посоревноваться друг с другом в приложении " MATH FIGHT ": выбираешь уровень, а дальше планшет разделен на две части и предлагаются с двух сторон одинаковые примеры. Главное не только верно решить, но и быстро. Кто первым наберет 10 очков, тот и выиграет.

    Приложение " наука - микромир " поможет совершить путешествие, перемещаясь по виртуальной шкале от мельчайших частиц до протонов, нейронов и кварков. Приложение "наука - макромир" даст возможность исследовать различные объекты Вселенной. Каждый

Объект снабжен описанием.

    Приложение " Живая поэзия " содержит более 700 стихотворений озвученных известными артистами, сопровождающихся картинками художниками и музыкой Чайковского.

    На уроках развития речи и иностранных языков можно использовать приложение " Sock puppets " . Приложение дает возможность записывать диалоги по ролям, двигая героев и озвучивая их. После записи, ролики можно посмотреть всем классом через проектор

И обсудить.

    Программы Popplet lite , SimpleMind Free mind mapping - с помощью этих программ можно выстраивать схемы, карты ума, кластеры и др.

    Сайт с интерактивными заданиями Learning Apps . org содержит множество готовых интерактивных заданий: кроссворды, ребусы, «парочки» и др. Кроме того, каждый вид заданий, как преподаватель, так и студенты, могут создать сами.

    Программа Puppet Pals 2 позволяет создавать мультфильмы, спектакли, диалоги. Эту программу можно использовать на уроках иностранного языка при составлении диалогов, во внеурочной деятельности (организовать, например, мультстудию). Здесь опять же всё

Зависит от фантазии преподавателя.

Среда мобильного обучения, включающая мультимедийные уроки, современные методы обучения и знания, представленные в цифровом формате, становится для обучающегося целым миром, наполненным новыми возможностями.

Наши студенты не только получают неограниченный доступ к научным материалам – это и компьютеры умели. Сам процесс обучения становится принципиально другим: получение знаний, осмысление, их проверка – все меняется на глазах, становится молниеносным, интерактивным.

Таким образом, проведя анализ теоретических разработок и практических проектов реализации мобильного образования, его результаты позволяет определить основные преимущества данного типа обучения:

    доступность обучения, рамки учебного процесса расширяются за пределы стен образовательной организации;

    индивидуализация обучения, позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствует осознанию обучающимися своих сильных и слабых возможностей обучения;

    наглядность обучения, позволяет активно использовать интерактивные и имитационные наглядные пособия;

    усиление мотивации к обучению, за счет повышения интереса к содержанию учебных дисциплин;

    возможность обучающегося реализовать творческий подход к решаемым теоретическим и практическим задачам;

    позволяет участникам образовательного процесса свободно перемещаться;

    даёт возможность получать образование людям с ограниченными возможностями здоровья;

    не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной литературы, т.е. экономически оправданно;

    позволяет учебным материалам легко распространяться между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям ( WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi- Fi);

    благодаря подаче информации в мультимедийном формате, способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, повышая интерес к образовательному процессу;

    карманные или планшетные ПК и электронные книги легче и занимают меньше места, чем файлы, бумаги и учебники, и даже ноутбуки;

    на основе дистанционных образовательных технологий увеличивается возможность поиска необходимой учебной информации из глобальной сети, не зависимо от местоположения обучающегося, что позволяет осуществлять обучение в музеях, художественных галереях, обучение на открытом воздухе;

    внедрение мобильного обучения в учебный процесс способствует повышению уровня грамотности, развитию мышления, увеличение степени активности и интерактивности обучающихся;

    использование в процессе обучения полезных приложений под разные ОС (справочники, содержащие сведения по предмету), математические приложения, позволяющие быстро построить график и решить сложное уравнение, снимать и смотреть видео.

К негативным аспектам мобильного обучения , в первую очередь, необходимо отнести сложности не столько технического и финансового, сколько административно-организационного и методического характера .

    Во-первых , сложно убедить преподавателей, что данная форма обучения способствует оптимизации учебного процесса, т.к. выполнение заданий проходит на устройствах (телефоны), которые обычно запрещены в образовательных организациях, поскольку все мобильные устройства используются как электронная шпаргалка

    Во-вторых , преподаватели не всегда владеют соответствующим уровнем ИКТ компетенции, который позволял бы им внедрять в традиционную форму задания на основе мобильных технологий, использовать уже существующие учебные приложения для мобильных устройств, обеспечивать интерактивную поддержку учебного процесса, развивать ИКТ компетенцию самих обучающихся в этой сфере.

    В-третьих , на сегодняшний момент существует недостаточно готовых обучающих мобильных ресурсов и программ для студентов различных уровней.

    В-четвертых , многие преподаватели отмечают, что отсутствие хорошо разработанной методической базы также замедляет использование мобильных устройств.

Техническо-финансовые проблемы сводятся к высокой стоимости вложений в организацию мобильного обучения, небольшому размеру экрана и трудностям с доступом к сети Internet.

Можно сделать вывод, что мобильные устройства проникают во все сферы нашей жизни и мобильность становится одним из ключевых требований к обучающимся. Мобильное обучение является новой образовательной стратегией, на основе которой создается учебная среда, где обучающиеся могут получить доступ к учебным материалам в любое время и в любом месте. Это делает процесс обучения всеобъемлющим и мотивирует обучающихся к непрерывному образованию и обучению в течение всей жизни.

Но в тоже время любое новшество в образовании, любая новая образовательная методика должны последовательно пройти несколько стадий: анализ, проектирование, развитие, внедрение и оценка. Для использования новых возможностей мобильного обучения в учебном процессе необходима организационная, исследовательская и методическая работа по внедрению современных стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс. Только такой подход к образованию позволит создать по-настоящему качественное обучение.

Кто-то мудро сказал, что « образование - это то, что помнишь, когда уже все забыл ».

Это в высшей степени относится к синергетическому образованию и к образованию через синергетику. Знание не просто накладывается на структуры личности или, тем более, навязывается им. Синергетическое образование действует подспудно. Это - образование, стимулирующее на собственные, может быть еще непроявленные, скрытые, линии развития.

Это способ открывания реальности, поиска путей в будущее.

Список использованных источников

    ГОСТ Р52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

    Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. – 2011. – № 1. – С. 241-252.

    Куклев, В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании: автореферат диссертация д-ра пед. наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования / Куклев Валерий Александрович; Ульяновский государственный технический университет. – Ульяновск, 2010. – 46 с.

    Локтева Мария: борьба с прогрессом или… [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// snob. ru .

    Мобильное обучение: прошлое, настоящее и будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// apptractor. ru/ mLearning/ .

    Мобильные информационно-коммуникационные технологии обучения в профессиональной подготовке будущих инженеров-педагогов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// sci- article. ru/ .

    M- learning в современном образовательном процессе: За и против [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ovv. esrae. ru/ pdf/2012/12/950. pdf .

Комментарии к записи Что такое мобильное обучение и BYOD отключены

Что такое мобильное обучение?

Термин мобильное обучение может трактоваться довольно широко, так как мобильными могут быть:

  • используемые при обучении устройства,
  • учащиеся,
  • сам процесс обучения.

Давайте рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.

1. Мобильными являются устройства. Например, учащиеся делают заметки в текстовом редакторе на планшете, готовят презентацию или слушают аудио. В данном случае мы выполняем те задания, которые традиционно делаем при помощи ИКТ, но используем для этого мобильные устройства.

2. Мобильными являются сами учащиеся , то есть они могут перемещаться во время выполнения заданий по классной комнате и учебному заведению, либо выполнять задание по дороге из школы и в школу.

Занятие проходило в языковой школе, с небольшой группой подростков, изучающих английский язык как иностранный. Уровень учащихся — средний. Тема урока — вода. Учащиеся работали в парах. У всех были собственные смартфоны. Среди заданий, которые предложено было выполнить учащимся: пройтись по учебному заведению и сделать фотографии всего, что они ассоциируют с водой, а затем обсудить сфотографированные предметы (учащиеся выбрали раковину, цветочный горшок, водосточную трубу и огнетушитель), сфотографировать секретарей в приемной, предварительно спросив разрешения (один из секретарей до начала занятия предупредил преподавателя, что будет против), провести интервью с директором школы, записав его на диктофон. При этом пары выполняли задания в разной последовательности (то есть сначала одна пара шла фотографировать, другая общаться с секретарями, третья записывать интервью, потом они менялись местами). В конце занятия в группе проходило совместное обсуждение выполненных заданий.

3. Само обучение является мобильным. При этом используются такие технологии как геолокация, или геотегирование (использование GPS- данных фотоаппарата или телефона, чтобы обозначить на карте место, где был сделан снимок), либо сервисы типа Woices .

Основные принципы работы Woices Вы можете узнать, посмотрев это видео.

0QS8fKNMT_k

Какие вопросы возникают в связи с применением мобильного обучения?

Если мы решаем начать применять мобильные технологии в обучении, то неизбежно возникает огромное количество вопросов. Среди самых распространенных вопросов можно выделить следующие:

  • Какие именно устройства целесообразно использовать?
  • Как оградить учащихся от нежелательного контента?
  • Как обеспечить необходимую техподдержку и учителям, и учащимся?
  • Стоит ли использовать эти технологии в классе или вне его?
  • Стоит ли учащимся использовать собственные устройства, или те, что приобрело учебное заведение?
  • Для выполнения каких заданий мобильные технологии подойдут больше всего?
  • Как интегрировать их с традиционными заданиями?
  • Как оценивать задания, выполненные с применением мобильных технологий?
  • Как сделать так, чтобы учащиеся выполняли учебное задание, не отвлекаясь, например, на общение в соцсетях?
  • Должен ли вопрос использования мобильных устройств регулироваться учебным заведением, или оставаться на усмотрение учащихся?
  • Должна ли инициатива использовать мобильные устройства исходить от преподавателя, или от учебного заведения?
  • Если инициатива исходит от преподавателя, то как согласовать эксперимент с руководством?
  • Если инициатива исходит от учебного заведения, то как скоординировать работу преподавателей и обеспечить необходимый уровень техподдержки?
  • Как согласовать применение мобильных технологий с родителями учащихся?

Ни на один из этих вопросов нельзя дать однозначный ответ, и все решения должны приниматься с учетом каждой конкретной ситуации.

Что такое BYOD ?

Мобильное обучение тесно связано с такими подходом, как BYOD (Bring Your Own Device, что переводится как «приносите собственное устройство»). Также существует аббревиатура BYOT (Bring Your Own Technology). Некоторые считают эти термины взаимозаменяемыми, другие используют BYOD в случаях, когда учащиеся приносят одно из устройств из списка, составленного учебным заведением, и BYOT в случаях, когда нет ограничений относительно того, какие устройства учащиеся могут использовать.

Важно, чтобы применение технологий не носило хаотичный и спонтанный характер, а основывалось на тщательно проработанной политике применения мобильных устройств. При этом необходимо обеспечить необходимую техподдержку и инфраструктуру, а также разработать методы оценивания эффективности подхода.

Хотя мобильные технологии становятся все более и более доступными, такие подходы могут быть реализованы далеко не всегда. Часто при внедрении мобильного обучения учебные заведения решают централизованно закупить все необходимое оборудование, и выдавать устройства учащимся в классе по мере необходимости (возможно, одно устройство для пары или группы). Некоторые заведения предпочитают гибридный вариант, когда учащиеся могут приносить на занятия свои собственные устройства, но при этом имеют возможность использовать те, что закупила школа. Многие учителя отмечают, что в таких случаях учащиеся предпочитают пользоваться собственными устройствами (даже если то, что предлагает школа современнее и лучше), и в силу того, что они привычнее, и в просто потому, что им нравится ощущение собственности.

Анализ мировых тенденций демонстрирует жизненную остроту применения в образовательной деятельности мобильных приложений для решения различных педагогических задач, организации удаленного доступа к общесетевым и специализированным ресурсам и сервисам учебных заведений. Своевременность применения мобильных технологий в образовательной среде обусловлена следующими предпосылками: высокий уровень и динамика распространения мобильных устройств (не редкость, когда один пользователь является владельцем двух и более устройств), устойчивый интерес к их применению, возможностью превратить в медиаконтент и сопутствующее содержание в инфраструктуру образовательного и научно-исследовательского пространства.

Просмотр содержимого документа
«Мобильное обучение в образовательном процессе как новая технология в образовании.»

Мобильное обучение в образовательном процессе.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ.

Подготовила: Перцева А.Д.


Основанием для применения мобильных технологий в образовательной деятельности является:

Закон об образовании в РФ от 29.12.2012 №273 Статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий».

ФГОС НОО предъявляет требования к формированию метапредметных результатов (пункт 11 подпункт 7 «Активное применение речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач» )

В Основную образовательную программу НОО школы в программу Формирования универсальных учебных действий включена подпрограмма «Формирование ИКТ- компетентности», которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные универсальные учебные действия и соответствующие им технологические навыки, которые формируются в контексте изучения всех учебных предметов


Одним из средств формирования ИКТ- компетенции являются мобильные технологии обучения.

Термин «мобильное обучение» (м-обучение) mobile learning (m-learning) относится к использованию мобильных и портативных ИТ-устройств, таких как карманные компьютеры PDA (Personal Digital Assistants), мобильные телефоны, ноутбуки и планшетные ПК.


Преимущества мобильного обучения:

  • позволяет участникам образовательной деятельности свободно перемещаться и расширяет рамки учебного процесса за пределы стен учебного заведения;
  • дает возможность учиться людям с ограниченными возможностями;
  • не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной литературы, т.е. экономически оправданно;
  • позволяет учебным материалам легко распространяться между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям (WAP, GPRS, Bluetooth, Wi-Fi);

благодаря подаче информации в мультимедийном формате, способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, повышая интерес к образовательной деятельности.



Мобильность

Мобильные устройства позволяют организовать учебный процесс вне зависимости от места и времени. У этой мобильности два аспекта: с одной стороны, это означает возможность реализовывать образовательные программы, находясь в любом месте. С другой стороны, облачного хранения данных, позволяют осуществлять обучение без привязки к конкретным устройствам. Ученик может поменять сотовый телефон, но при этом все его учебные материалы будут доступны. Кроме того, для выполнения разных заданий он может использовать разные технические устройства.


Непрерывность образования

Мобильные устройства, которые всегда находятся с человеком и принадлежат лично ему, делают процесс образования непрерывным: так как ученики могут выполнять задания в любое время, учителя могут выносить пассивную часть обучения за пределы класса, а школьное время использовать для развития социальных навыков. Ученики со своей стороны могут сами выбирать, как и когда они выполняют задания вне школы.


Персонализация обучения

Мобильные устройства позволяют ученикам самостоятельно выбирать уровень сложности заданий и контент, продвигаясь в обучении в своём собственном ритме. Кроме того, мобильный телефон даёт возможность каждому ученику воспринимать материал так, как ему удобнее. Мобильные приложения позволяют учащимся самостоятельно оценивать свои результаты и оперативно решать проблемы, выполняя необходимые задания для закрепления материала.


Повышение качества коммуникации

Мобильные устройства позволяют выстраивать быструю и качественную коммуникацию между учителями, учениками и учреждениями образования. Обратная связь с учениками позволяет учителям отслеживать статистику успеваемости индивидуально по каждому учащемуся. Кроме того, с помощью мобильного учитель организует и непрерывность обучения. Ученики с ограниченными возможностями стали чувствовать себя на уроках намного увереннее.


Виды работы с помощью мобильного обучения:

1.Мобильный телефон с подключением к сети как одна из форм дистанционного обучения:

  • работа на обучающих сайтах
  • мобильный почтовый клиент: передача информации учитель-ученик, ученик-учитель, ученик-ученик (в чатах)
  • Электронные приложения
  • Электронные учебники
  • Электронные книги
  • Мобильная библиотека
  • Игры

2. Мобильный телефон - средство воспроизведения звуковых, текстовых, видео- и графических файлов, содержащих обучающую информацию

  • при ответах учеников
  • при объяснении нового материала
  • при выполнении самостоятельных работ

3. Мобильный телефон и его функциональные возможности:

секундомер во время экспериментов, фотоаппарат, коммуникатор,