Методы и формы организации урока. Методы и приемы работы с учащимися. Нетрадиционные типы уроков

Отдел образования, спорта и туризма

Докшицкого райисполкома

Государственное учреждение образования «Городищенская детский сад - базовая школа

Докшицкого района» Витебской области

План мастер-класса по теме

« Активные приёмы, средства и способы обучения на уроках истории»

Подготовила

Крук Наталья Марьяновна,

учитель истории

Городище, 2014

Тема мастер-класса. Активные приёмы, средства и способы обучения на уроках истории

Цель проведения: обучение участников мастер-класса применению использования системы активных приёмов, средств и способов обучения.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на уроках.

Повысить уровень профессиональной компетентности слушателей, их мотивацию на системное использование акт ивных методов и приёмов на практике.

Создать условия для обретения большинством слушателей своего собственного профессионального стиля.

Форма проведения – творческая мастерская.

Оснащение:

1) презентация « Активные приёмы, средства и способы обучения на уроках истории»;

2) сердечки красного, оранжевого и зелёного цвета;

3) таблицы «Инфо-угадай-ка» ;

4) схема синквейна;

5) тексты «Гибель Франкской империи» и «Распад Арабского халифата», ватманы, цветные маркеры для составления кластера;

6) схемы «Фишбоун», тексты для их заполнения;

7) таблицы «Крестики-нолики».

Сценарий мастер-класса

Вступление:

Эффективность школьного историческогообразования напрямую зависит от профессионализма учителя. Уместное использование на уроках современных педагогических технологий, выбор наилучшего вариантапостроения урока в конкретных условиях школы и определённого класса, оптимальное сочетание различных методов, приёмов, средств обучения, - такова характеристика грамотного педагога.

Работая в школе,замечаем, что, как бы мы ни старались, обучаются успешно только 10%. Почему? На слайде (слайд №2) мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять то, что они читают. И только когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, тогда мы запоминаем на 90% .

Осознание того, что обучение сегодня должно строится по-другому, таким образом, чтобы все школьники могли учиться, привело меня к использованию в своей деятельности активных приёмов, средств и способов обучения.

И цель сегодняшнего мастер-класса : научить применять активные

методы обучения на разных этапах урока истории.

Работа по теме мастер-класса.

Пример АМ начала образовательного мероприятия
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться улыбками.
Упражнение «Поздоровайся улыбками» Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

Уважаемые друзья, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.

Сейчас мы с вами поздороваемся, но поздороваемся не словами, а улыбкой. При этом постарайтесь показать, какое у вас сегодня настроение.

Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса

АМ выясненияцелей, ожиданий и опасений

-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:

«Что у меня на сердце»

Ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.

Уважаемые слушатели,предлагаю на одной стороне сердечка написать опасения , отчего у вас на сердце сейчас тяжело, а с другой – свои ожидания от мастер-класса.

Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно в этой аудитории.

Оборудование: сердечки по количеству участников. Красные – одна группа, оранжевые – вторая, третья – зелёные.

Постановка задач мастер-класса

Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

    объяснить, что такое активные методы обучения;

    отличать виды активных методов обучения от других методов обучения;

    видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.

Итак, определимся с понятием «активные методы обучения».

Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».

АМ презентации учебного материала Цели метода : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. ( Слайд 4 ) . Он применяется при работе в группах.
- Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода.Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора. Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу.(
Ответы слушателей)

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Запишите.(Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)

Сектор 2 – этапы урока.

На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы слушателей)

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 – виды АМО.

Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.

(«Поздоровайся улыбкой», «Что у меня на сердце», «Инфо-угадай-ка»)

Сектор 4 – цели применения АМО.

Запишите. ( Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений).(Слайд 4)

На стадии вызова на уроках истории с целью активизации мыслительной деятельности обучающихся, пробуждения познавательного интереса можно применить приём «Историческая загадка».

Например, 5 класс:

«Однажды афинскому стратегу Периклу доложили, что какой-то раб сломал ногу. Перикл воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!»

Вопрос. -Что означали слова Перикла? Ответьте, уважаемые друзья.

Дополнительные вопросы: -Кого называют педагогом в наши дни?

Как вы думаете, кого так называли древние греки?

Учитель дополняет:

«В древних Афинах мальчика, достигшего семи лет, передавали педагогу(В переводе с греческого означает «сопровождающий ребёнка»). Педагог каждый день водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Обычно педагогом был состарившийся или увеченный раб, не пригодный ни для какой другой работы».

Вопрос. -Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Выслушиваются все предложения, на доске учитель записывает тему урока. «Школа, научные знания и религия»

Приём «Образ текста»

На доске записаны слова, взятые из текста параграфа:

Пантеон величайший

храм Рим

«все боги» строить

называться империя

Напишите предложения или краткий сюжетный рассказ, который включал бы эти слова.

(Примечание: слова заранее создают определённое впечатление, образ предстоящего текста, учащиеся стараются написать текст как целое своими догадками, предложениями и творческими способностями.)

Примерное предложение: Величайший храм для всех богов империи был построен в Риме, он получил название Пантеон.

Учитель отслеживает работу учащихся. Если у кого-то возникают затруднения при написании рассказа, рекомендуется объединиться в пары и продиктовать его друг другу.

Выполнив свою работу, учащиеся (по желанию) зачитывают свои предложения(рассказы) вслух, обсуждают сходства и различия получившихся текстов. После обсуждения на доске записывается тема урока и демонстрируется репродукция храма Пантеон.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.

АМ организации самостоятельной работы над темой

Один из таких приёмов « Игра в крестики –нолики» . Он позволяет проверить фактологические знания учащихся и немного поиграть.

Если ваш ответ утвердительный, то ставьте в нужной клеточке крестик, если отрицательный – ставьте нолик согласно предложенной схеме.

    Полоцк – самый древний город Беларуси. (да)

    Восточные славяне – это русские, поляки, болгары. (нет)

    Символ Славянского базара цветок василёк. (да)

    В Беларуси 8 областей (нет)

    В этом году отмечается 100-летие с начала Первой мировой войны. (да)

    Нарочь – самое глубокое озеро. (нет)

    Операция по освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков называлась «Багратион». (да)

    Рим – столица Франции. (нет)

    В Беларуси два государственных языка – белорусский и русский. (да)

Действенный приём «Составление кластера» может быть использован на разных этапах урока в разных классах.

Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиесязнания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

Ученик записывает в центре листа ключевоепонятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяютэто слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.(Слайд 5)

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной игрупповой работы как в классе, так и дома.

Например, девятый класс: “Палітыка царскага ўрада ў беларускіх губернях у 1830-1840 –ыя гг”.

6 класс тема “Арабо-исламская культура”

Кластер – универсальный приём.

Сейчас я предлагаю вам поработать со специальным текстом и на его основе определить причины распада Франкской империи и Арабского халифата. Свой результат оформить в виде кластера.

(Практическая работа. 1 группа работает с текстом «Гибель Франкской империи», 2 группа – «Распад Арабского халифата».Каждая группа вывешивает свои кластеры «Причина гибели (распада) империи (халифата)». После этого проводиться их коллективное обсуждение и поиск одних и тех же причин гибели этих государств, что на схемах-таблицах может быть выделено специальным цветом. Поэтому целесообразно схемы-таблицы делать большими по размерам на листах ватмана).

Ещё одним эффективным приёмом активизации деятельности учащихся является «схема-фишбоун», что в переводе означает «рыбья кость».

В «голове» скелета обозначается тема. На верхних косточках вопросы. На нижних – факты, позволяющие ответить на эти вопросы. Записи должны быть краткими (даты, понятия, ключевые слова, фразы, имена). В «хвосте» записывается вывод по данной теме.

Например,государство Хаммурапи: когда? - Х V ІІІ в. до н. э., территория? – Месопотамия; Власть? – Цари; Управление? – Законы. Вывод – писаные законы – важнейший признак государства.

Предлагаю опробировать этот приём. Каждая из групп получает задание составить схему-фишбоун.

1 группа – тема “Первая мировая война”

2 группа – тема “Мятеж Михаила Глинского”

3 группа – тема “ Полоцкое княжество в I Х – Х І вв».

Следующий приём– «Дерево предсказаний ». Данный приём помогает судить о развитии исторических событий, а в конце делать вывод. Правила работы следующие: ствол дерева – это тема, ветви – предположения возможного развития событий и, наконец, листья – доказательства предположений, аргументов в пользу какого-то взгляда.

Например, при изучении общества и культуры Древнего Китая в начале урока по группам ребятам предлагаю нарисовать дерево и оформить свои мнения по поводу открытий китайцев на ветвях, а на листьях написать, почему они так считают. В конце урока им предлагается составить «Дерево предсказаний» по изученной теме. Совместными усилиями учеников и учителя «вырастает» дерево.

АМ подведения итогов урока

На этапе обобщения знаний использую приём «ПОПС-формула». С его помощью узнаю, насколько качественно усвоен учащимися новый материал. В данном случае учащимся предлагается написать (сказать) четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС-формулы:

П – позиция (это первое предложение, которое должно начинаться со слов: «Я считаю, что…»);

О – объяснение (обоснование) своей позиции (это второе предложение, начинающееся со слов:«Потому что…»);

П – пример (третье предложение, ориентированное на умение доказать свою позицию; начинается со слов: «Я могу это доказать на примере….»);

С – следствие (суждение, вывод). Это четвёртое предложение, начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Например: (по теме «Россия во второй половине XIX в»)

Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной.

Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества.

Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни.Россия позорно проиграла Крымскую войну.

Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.

Метод «Написание синквейна»

Широко используюприём синквейн .В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюм и роват ь учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам . Правила написания синквейна таковы: (Слайд 12)

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова «Славяне». (Слайд 12)

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках истории на стадии рефлексии: (Слайд 12)

Славяне

отважные, трудолюбивые

Пашут, воюют, расселяются

Восточные славяне – мои предки

Белорусы.

- Использовать синквейн удобно для составления характеристики исторической личности. (Слайд 13)

Александр Македонский

Целеустремлённый, храбрый

Завоёвывал, сражался, побеждал

Создал огромное государство

Полководец.

С помощью данного метода пополняем словарный запас учащихся, синтезируем и обобщаем сложную информацию, активизируем творческое рассуждение и мышление.

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

А теперь возьмите карточки для метода «Инфо – угадай-ка» и допишите в графу «виды» с какими методами и приёмами ещё сегодня познакомились. («Кластер», «Крестики-нолики», «Образ текста», «Синквейн», «Историческая загадка», «ПОПС-формула»)

Уважаемые слушатели, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно. (Слайд 14). Итак, тема синквейна

Метод.

Запишите на карточках.

Заслушиваются ответы разных групп.

Вот какой синквейн составила я (Слайд 15)

Подводя итог мастер-класса, вернёмся к нашим сердечкам. Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.

К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами и приёмами обучения. Но для тех, кто заинтересовался ими, предлагаю вот такую брошюру.

И в заключение хочу пожелать всем успехов в вашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

Традиционные типы уроков:

  • изучение нового материала;
  • формирование и закрепление новых знаний;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • комплексное применение знаний;
  • проверка и оценка знаний;
  • комбинированный урок.

Нетрадиционные типы уроков:

  • урок-соревнование (марафон, КВН и т.д.);
  • урок-экскурсия;
  • урок-праздник (Рождество, Масленица и т.п.);
  • урок-диалог;
  • урок-игра;
  • урок-викторина;
  • киноурок;
  • урок-путешествие;
  • урок-спектакль;
  • урок-проект;
  • интегрированный урок;
  • урок-диспут, урок-лекция, урок-обсуждение, урок-конференция и т.п.

Метод в переводе с греческого - «путь к чему-то». Метод – это процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Универсальных методов обучения в педагогике не существует. Использовать только один метод в процессе обучения школьников на уроке невозможно. Как правило, на уроке в зависимости от его типа, цели и задач педагог комбинирует несколько методов обучения. На наш взгляд, в коррекционной школе педагогам может быть частично использована классификация методов обучения, составленная по характеру учебно-познавательной деятельности. Это связано с тем, что успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности школьников, от характера их деятельности. А в данную классификацию заложены степень самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Заметим, что на предметах гуманитарного цикла, характер деятельности, степень самостоятельности и творчества имеют особое значение и служат важным критерием при выборе методов обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания из рассказа педагога, учебной литературы, через пособия и технические средства обучения. Материал обсуждается и осмысливается с помощью репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Этот метод чаще всего используют при объяснении нового материала.

Репродуктивный метод обучения - применение изученного материала осуществляется на основе образца или правила. Деятельность учащихся носит алгоритмический характер. Задания и упражнения выполняются по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Как правило, этот метод используется при формировании и закрепление изученного материала.

Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники становятся свидетелями и соучастниками учебного поиска. Метод используется при изучении нового материала.

Частично-поисковый или эвристический метод - заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога или на основе методических указаний на карточке, в учебнике и т.п. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися с учебными пособиями. Этот метод используется как на этапе знакомства с материалом, так и на этапе его закрепления и обобщения.

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые максимально самостоятельно выполняют работу. Именно в исследовательской деятельности наиболее полно проявляются инициатива, самостоятельность и творческий поиск. Данный метод чаще всего используют на этапе обобщения и контроля.

Некоторые методические приёмы, используемые на уроках литературного чтения

Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приёмами и средствами. Приём обучения выступает как элемент метода обучения, как его составная часть. Приём не имеет самостоятельной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью метода. Одинаковые приёмы могут быть использованы в разных методах обучения и наоборот. Реальная деятельность обучения состоит из определённых приёмов. Например, приём работы с алгоритмом рассуждения может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследовательский методы. Набор приёмов на уроке зависит от цели и задач, типа урока, этапа урока, используемых методов, вида и способа деятельности учащихся. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация.

Средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых педагог осуществляет учебный процесс: дидактические материалы; учебно-наглядные пособия; технические средства обучения и т.п.

«Проблемная ситуация». Данный приём способствует формированию мышления, речи, развивает творческие способности, учит формулировать и отстаивать свою точку зрения. Проблемная ситуация может возникнуть из затруднения, противоречия или удивления. Учитель создаёт проблемную ситуацию и предлагает школьникам найти решение этой проблемы. Приём может быть использован как при обобщении изученного материала, так и при знакомстве с новой темой.

Всё ли в диалоге персонажей в порядке? Вас ничего не удивляет?

Почему мы не можем выполнить это задание (ответить на вопрос)? Чего нам не хватает?

Почему ты выбрал именно этот предмет (ответ)?

Почему ты считаешь, что нужно сделать именно это?

Почему ты думаешь, что я говорю именно об этом герое (произведении)?

А как бы ты поступил на месте героя?

Все ли предметы подойдут нам для …? Что лишнее (чего не хватает)?

«Лови ошибку». Данный приём активизирует внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую ошибку. Учащиеся ищут ошибку группой, парой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к опредёленному мнению, группа озвучивает свой ответ. Ошибка может быть в названии произведения, действиях героя, ответах на вопросы и т.п.

«Да-нетка». Приём формирует умение систематизировать материал, связывать разрозненные факты в единую картину, умение слушать и слышать друг друга. Данный приём используется при фронтальной работе, для того чтобы быстро провести опрос детей, проверить домашнее задание, понимание темы. В коррекционной школе используется облегчённый вариант этого приёма. Педагог задаёт детям вопросы, объединённые какой-то темой или из разных областей. Школьники, отвечая на вопросы, используют в своих ответах только два слова «да» и «нет».

«Послушай, обсудим». С помощью этого приёма школьникам даётся установка на внимательное прослушивание материала и его дальнейшее обсуждение. Это может быть рассказ учителя, чтение текста, доклад ученика. После прослушивания материала ученикам задаются вопросы с учётом индивидуальных особенностей каждого школьника.

«Синквейн». Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Этот приёмов направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроке и используется на этапе закрепления и обобщения материала. Прочитанное произведение предлагается проанализировать по пяти пунктам. Синквейн составляется в соответствии с определенными правилами, данный вариант несколько упрощён для использования в коррекционной школе:

1 строка – предмет, животное или человек понравившейся в произведении. Записывается одним существительным.

2 строка – признаки выбранного предмета, животного или человека - два прилагательных.

3 строка – действия, совершаемые выбранным предметом, животным, человеком - три глагола.

4 строка – предложение, фраза, несущая определенный смысл, выражающая отношение к персонажу.

5 строка – резюме, вывод, отношение к произведению персонажу или ко всему произведению - одно слово или словосочетание.

«Повтори моё и добавь своё». Приём развивает кратковременную оперативную память, помогает выявить знания школьников по изучаемой теме. Приём может быть проведён в виде игры-эстафеты. Учитель (или ученик) называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

«Хорошо или плохо». Приём, направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в предмете, ситуации; умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Учитель называет предмет или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Может быть и другой вариант, когда учитель предлагает предмет (ситуацию), а ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта ситуация и т.д. Третий вариант может проходить в виде игры «Продавец и покупатель» или «Купим или нет?». Ученики делятся на продавцов и покупателей. Одни пытаются продать этот предмет и описывают его плюсы, другие не уверены в нужности этой покупки и называют минусы. Роль продавца может быть исполнена каким-то известным персонажем. Он предлагает купить книгу, в которой является главным героем и рассказывает обо всех плюсах этой книги. А какой-то отрицательный персонаж, отговаривает всех покупать эту книгу.

«Коротко и по существу». Приём направлен на развитие умения кратко формулировать свою мысль, как в устной, так и в письменной форме. Этот приём предполагает составление кратких текстов – телеграмм, объявлений, записок, отзывов, аннотаций, рецензий. Возможны два варианты использования этого приёма: более сложный вариант этого приёма заключается в самостоятельном составлении текста; лёгкий вариант – когда школьники определяют вид текста, кому он адресован, кем написан и т.п. Например, учащимся предлагается самим составить текст телеграммы от себя лично или от какого-то персонажа. Кратко написать самое важное, что-то пожелать герою произведения, о чём-то просить, пригласить куда-то. Телеграмму можно адресовать и соседу по парте, например с рекомендацией прочитать какую-то сказку.

«Встреча с героем». Приём направлен на формирование умения самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Данный приём предполагает создание диалога с персонажем произведения. Учитель создаёт речевую ситуацию, в которой школьникам предлагается представить, что им предстоит встреча с героем изучаемого произведения. Учитель просит сформулировать и задать этому герою один-два вопроса. Можно попросить школьников предположить, что ответит на заданный вопрос герой.

«Шкатулка». Приём направлен на развитие мыслительных операций, умения обобщать и выделять главное, а также на развитие связной устной речи при доказывании правильности выбора предмета. Педагог предлагает заполнить шкатулку (корзинку), положив в неё, например, качества характера персонажа, пожелания герою, предметы, которые пригодятся ему в дальней дороге и т.д. Использование шкатулки или корзины не обязательно, карточки с изображением предметов, названиями предметов, пожеланиями могут прикрепляться на магнитную доску, раскладываться на парте и т.п. Свой выбор школьники обязательно объясняют.

«Без слов». Приём направлен на развитие невербальной коммуникации, творческой активности. Этот приём предполагает использование элементов драматизации. С помощью мимики и жеста учащимся предлагается продемонстрировать своё эмоциональное отношение к герою, ситуации, показать повадки и характер героя, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.

«Диктант значений». Приём направлен на формирование активного словаря школьников, на умение определять предмет по его признакам, действиям и назначению. В этом приёме учитель диктует не слова, а их значение. Это может быть диктант, а может быть кроссворд. Например, футляр для стрел – колчан.

«Хочу спросить» или «Задай вопрос».

Вопросы могут задаваться не только к тексту, но и к иллюстрациям, конкретной ситуации. Ученик может начать со слов «Хочу спросить…» или сразу задавать интересующий вопрос. Для подготовки вопросов отводится некоторое количество времени, вопросы могут быть записан на листочке. Могут быть использованы опоры в виде карточек с первыми словами-вопросами (как, почему, что, где и т.д.). Также для этого приёма используют подстановочные таблицы.

«Согласен – не согласен». Приём способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение выражать свое мнение, грамматически правильно оформлять высказывание. Школьникам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений. Утверждение может быть как верным, так и нет. Ответ на утверждение необходимо начать словами: «Да я согласен с вами, что… или Нет, я не согласен с вам, что...».

«Верно – неверно». Приём способствует формированию умения высказывать и отстаивать свою точку зрения. В данном приёме школьникам предлагаются утверждения. Утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями. Ученик должен ответит это верно или неверно и обосновать свою точку зрения.

«Что было бы если бы…». Этот приём направлен на развитие речетворчества школьников, воображения, на умение прогнозировать и изменять ситуацию. Учащимся предлагается пофантазировать и предположить, как бы развивались события в произведении если бы ситуация или действия персонажа были несколько иными.

«Публичное выступление». Данный приём направлен на формирование умения уверенно и спокойно выступать с небольшим докладом перед классом. Учащимся предлагается подготовить дома выступление по теме. В зависимости от уровня школьников поиск материала к теме происходит самостоятельно, ученику может быть дан план доклада, вопросы или учитель даёт готовый текст доклада.

«Артисты и зрители». Данный приём направлен на развитие творческих способностей учащихся и предполагает использование драматизации разных форм. Постанову групповых и индивидуальных сценок, спектаклей. Работа проходит в основном во внеурочное время.

«Задай вопрос». Приём направлен на повышение интереса к учебному материалу и формирует умение содержательно формулировать вопросы. Педагог просит составить к тексту (абзац, отрывок, глава) как можно больше вопросов или указывает конкретное число вопросов.

Прежде всего назовем метод художественно-педагогической драматургии, который разработан Л.М. Предтеченской и уже давно используется в практике преподавания предмета «Мировая художественная культура» в старших классах школы1. Этот метод, соединяя в себе законы развития действия в динамических видах искусства, прежде всего в драматургии, и законы построения школьного урока, помогает композиционно выстроить урок искусства как единое художественно-педагогическое целое. Выделяется несколько этапов, вытекающих один из другого и образующих единую линию урока: с момента его зарождения (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы) к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но развязкой действие урока не завершается: как и художественное произведение, урок искусства, запав в души учеников, разбудив их мысль и чувство, будет для них продолжаться и за стенами класса в их размышлениях и поступках -- этот важный этап урока, который не имеет конца, мы называем «последействием». Использование метода художественно-педагогической драматургии дает возможность слить линию события урока с линией переживания учеников, а значит, создать максимально благоприятные условия для возникновения общения между тремя «партнерами» урока искусства. Кроме того, этот метод позволяет достичь еще одного очень важного в преподавании искусства результата -- целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящен урок: в сознании ребят создается и надолго запечатлевается его образ. Не просто знание, а именно образ, художественная картина, т. е. то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл.

Художественное восприятие, сопереживание -- сложнейшая психическая деятельность, в которой участвуют все ее сферы: как сознание, так и «неосознаваемое психическое» с его интуицией, эмоциями, воображением. Организуя сопереживание учеников на уроке, нужно включить в работу все названные «механизмы психической деятельности», причем не только включить, но и настроить их на нужную волну -- на одну волну с художественным произведением, которое рассматривается в классе. Урок должен не только нести информацию о художественном произведении -- историю его создания, сведения об авторе и т. д., но и быть пронизан его пафосом. Пафос художественного произведения должен царить на уроке, определяя его интонацию, его темп, его ритм, проникать во все его элементы. И среди средств выразительности урока МХК, определяющих его пафос и доносящих его до учеников, -- литературные и музыкальные эпиграфы, а также другие виды использования на уроке, посвященном какому-либо одному виду искусства, произведений других искусств.

Важнейшим средством выразительности урока МХК -- урока искусства является его речевой текст. учитель художественной культуры, несомненно, должен быть способен к воодушевленному рассказу, образному высказыванию, должен уметь использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства искусства слова, должен владеть и некоторыми секретами актерского мастерства, которые придадут его языку интонационную выразительность, а его поведению -- артистизм.

К художественно-педагогическим средствам выразительности урока мировой художественной культуры нужно отнести и приемы организации «высказывания» искусства , к которым относится выбор художественных произведений (или фрагментов из них), которые будут «высказываться» на уроке. Важно отобрать произведения, наиболее ярко характеризующие автора и эпоху, в которую они созданы, и в то же время интересные и близкие нашим ученикам. Необходимо также, учитывая психологические аспекты восприятия, определить количество «высказываний» и их продолжительность. К внешним условиям восприятия относятся и качество аудиовизуальных средств и звуковоспроизводящей аппаратуры, и создание в классе обстановки, близкой к обстановке концертного зала или театра.

Организацию процесса восприятия учениками «высказываний» искусства на уроке, т. е. внутренних условий восприятия, продумана в соответствии с его этапами, которые определены наукой о художественном восприятии: это подготовка к восприятию (или пред настройка), непосредственный процесс восприятия (или процесс первоначального восприятия) и осмысление восприятия.

Первый этап -- подготовка к восприятию заключается в создании условий для внутренней готовности учеников к общению с искусством -- установки на восприятие. Она формируется всем предшествующим восприятию ходом урока с помощью художественно-педагогических средств, о которых говорилось выше. Наши ученики должны захотеть увидеть, услышать или прочитать то или иное произведение, ожидать его «высказывания» на уроке.

Второй этап -- непосредственная, «лицом к лицу», встреча учеников с искусством. Первое впечатление, полученное школьниками от художественного произведения, может оказаться очень сильным, надолго им запомниться, определит дальнейший ход восприятия. На чем нужно заострить внимание при организации этого важного этапа? Во-первых, на постановке перед учениками задачи предстоящего литературного чтения, прослушивания музыкального произведения или просмотра картины. Во-вторых, на создании условий для замирания физических действий учеников В-третьих, на предоставлении достаточного (не меньше, но и не больше) количества времени для первоначального восприятия, в которое должна войти обязательная пауза после прослушивания или просмотра произведения искусства. Переход к следующему этапу восприятия -- осмысление увиденного или услышанного -- следует осуществлять очень мягко, осторожно, боясь разрушить то эмоциональное состояние, в котором еще находятся ученики. На третьем этапе восприятия у учеников должно начаться прояснение первого впечатления, его корректировка, проникновение в глубь произведения -- т. е. должно начаться его осознание. (Отметим, что осознания как такового на уроке может и не произойти, у кого-то оно произойдет спустя некоторое время или же не произойдет вовсе.) Здесь школьники вступают в диалог с автором произведения, выражают свое согласие или несогласие с ним. Средством организации деятельности учащихся на этом этапе восприятия станет художественно-педагогический анализ. Выделим его принципы.

  • 1. Художественно-педагогический анализ не разрушает целостности восприятия. Рассмотрение отдельных частей, фрагментов, деталей произведения, т. е. «выборочный ход восприятия», осуществляется в тесной связи с «целостным охватом произведения».
  • 2. Художественно-педагогический анализ осуществляет подход к произведению, который наполнен смыслом для ученика. А это значит, что он: вовлекает в работу весь психический аппарат учеников: эмоции, воображение, мысль; делает восприятие учениками произведения искусства сознательным; способствует в процессе разбора произведения и в связи с ним возникновению у школьников взаимосвязей между художественным произведением и уже известными им фактами, представлениями, чувствами, ощущениями, жизнью самих учеников.
  • 3. Проникая в замысел произведения и выводя учеников на диалог с его автором, художественно-педагогический анализ опирается на форму произведения, которая рассматривается не как набор технических средств, а как форма содержательная, выражающая художественное содержание.
  • 4. Конспект урока МХК «Романтизм в зарубежной музыке. Фридерик Шопен(1810-1849).

План урока.

Этапы урока.

Их логический смысл.

Вопросы к ученикам.

I.литературные и муз.эпиграфы

(Второй концерт для фортепиано с оркестром)

Экспозиция.

II.Шопен- нац. польский композитор

Завязка и постановка

проблемы.

Почему музыку Шопена, которого поляки национальной гордостью,

называют близкой люди всего мира?

III.Концерт в парке Шопена.

«Революционный этюд».

  • 1)прослушивание-1
  • 2)Беседа. Шопен и борьба Польши за нац. Независимость.
  • 3)прослушивание-2 С одновременным просмотром картины Э.Делакруа «Свобода,

ведущая народ».

4)Беседа. Шопен и Делакруа.

Разработка.

Образ Польши, борющейся за национальную

независимость в

творчестве Шопена.

Свободолюбивые идеи в

Тоска по Родине в

творчестве Шопена.

Какие события происходили в это время в Польше?

Что роднят эти произведения?

IV.Мазурка №2, соч.24.

  • 1)прослушивание
  • 2)картина народного сельского быта
  • 3)самобытность произведений Шопена

Шопен- нац. Польский

композитор. Влияние на

творчество Шопена

польской народной

Какую картину вызывает в вашем воображении эта муз. миниатюра?

Можно ли сказать, что мазурка Шопена является только лишь

Подражанием народному танцу?

V. Исполнительское

мастерство Шопена

Разработка

VI.Полонез №6- напоминание о былом величии Польши

  • 1)прослушивание
  • 2)беседа
  • 3)высказывания великих людей о

4)значение музыки Шопена.

Кульминация . Конкретно-

исторический смысл

музыки Шопена и её

общечеловеческое

значение

О чём повествует музыка

полонеза, обращенная к современникам композитора?

VII.Ноктюрн №2

Развязка. Своеобразие

ноктюрнов Шопена.

Сценарий урока- концерта.

«Мое сердце там, где моя родина».

Надпись на мемориальной доске в Варшаве, где хранится сердце Шопена.

« …Какая красота в творчестве,

Какое совершенство…

Какое величие!»

А.Рубинштейн.

Урок начинается звучанием второй части фортепианного концерта № 2 Фридерика Шопена, написанного в 1829г. в Варшаве. Далее следует рассказ учителя. В центральном парке Варшавы стоит памятник Фридерику Шопену. Он создаёт возвышенный романтический образ национального польского композитора, вдохновенного своей родиной. Люди всего мира любят музыку Шопена, но особенно чтут память о нём в Польше, в стране, где находится сердце композитора. Тело Шопена покоится на кладбище пер-Лашез во Франции, где композитору пришлось прожить последние двадцать лет жизни, а его сердце по просьбе самого Шопена, было привезено на родину и с тех пор бережно хранится в костеле Св. Хреста в Варшаве.

Музыку этого композитора считают родной и близкой люди самых разных национальностей. Его музыка звучит в лучших концертных залах всей планеты. Чем же это объяснить? Задумаемся над этим вопросом, слушая музыку Шопена на сегодняшнем уроке.

Представим, что мы находимся на родине композитора, в Варшавском парке Шопена. Здесь каждое летнее воскресение устраиваются концерты: лучшие пианисты разных стран исполняют произведения Шопена. И вот концерт начинается. Все слушают музыку… звучит этюд №12. После окончания музыки, ученики, стараясь не нарушать возвышенные атмосферы, отвечают на вопросы: какие чувства охватывают нас, когда мы слушаем это произведение? Какой образ создает оно? Весь этюд пронизан горячим дыханием борьбы, переел нами возникает образ революционной Польши. Этюд написан в 1831 году. Ученики отвечают на вопрос: какие события происходили в это время в Польше? Как раз тогда, в 1830-1831 гг. в Польше произошло восстание за национальную независимость.

Фридерик Шопен воспитывался в духе свободолюбия и патриотизма, еще в юности Фридерик слышал речи, исполненные горячей любви к родине, ненависти к угнетателям. Закончив в 1826 году Лицей, Шопен поступил в высшую музыкальную школу. Ее студенты часто посещали университет, который был одним из центров национально - освободительного движения. В ноябре 1830 года Шопен покинул Польшу совершенствовать свое мастерство. В ноябре это го же года в Варшаве вспыхнуло восстание. Скорбь и отчаяние охватили Шопена, именно тогда он создал «Революционный этюд». На экран проецируется картина Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ». Что роднит эти произведения? Музыка Шопена и картина Делакруа удивительно созвучны друг другу. И этюд и картина - произведения романтические, ярко раскрывающие меры ощущения людей того времени, создают образ вдохновенной борьбы, оба пронизаны жаждой свободы.

Несколько позже французский художник Эжен Делакруа и Польский композитор Фридерик Шопен стали близкими друзьями. На экране - «Портрет Шопена» Э Делакруа.

Другая музыка - другие представления и образы рождает она. Начинает звучать Мазурка № 2. Соч. 24. Какую картину вызывает в нашем воображении эта миниатюра? Мы слышим танец - веселый и живой, и в то же время несколько сдержанный. Музыка его очень изобразительна - благодаря тому, что Шопен, создавая ее воспользовался средствами выразительности широко распространенного в польском народе танца мазурки. Шопен вводит в свою мазурку подражание народному польскому музыкальному инструменту. Шопен прекрасно знал и любил польскую народную музыку, она взрастила его талант. За свою жизнь Шопен написал около 60 мазурок. Назвав мазурку жанровой «картинкой», можно-ли сказать, что она является лишь простым подражанием народному танцу? Нет, это не подражание танцу, а как бы рассказ о нем, где главное - личность композитора, образ его души. Шопен - романтик поэтизирует народный быт, любуется им. Поэтому деревенская мазурка превратилась под рукой художника - музыканта в изящную, отточенную музыкальную миниатюру.

Представим, что у себя на родине играет для своих соотечественников сам Шопен. И для выступления он выбрал один из своих знаменитых полонезов. Звучит полонез №6 о чем повествует музыка полонеза, обращенная к современникам композиторам? Перед слушателями разворачивается грандиозное торжественное шествие. Повелительные аккорды и размеренное движение старинного танца, влекут за собой, напоминая о страницах прошлого Польши. Нужна ли была такая музыка полякам? Напоминание о былом величии Польши было необходимо полякам, охваченным идеей национальной независимости. И тогда, во времена Шопена, его полонезы имели огромное общечеловеческое значение, определившее им вечную жизнь - в них, по словам Ф. Листа, «слышится как бы твердая, тяжелая поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и несправедливого в судьбе человека».

  • - Трудно найти что-нибудь столь же совершенное. Он больше, чем кто-нибудь другой напоминает Моцарта.
  • - Да, Шопен - самый выдающийся композитор, Шопен в музыке - это то же, что Пушкин в поэзии, - выразил мнение о своем любимом композиторе Л.Н. Толстой.

Теперь под Варшавским небом звучит лирическая мелодия Ноктюрна №2. Шопен не был основоположником ноктюрна, но он «вознес ноктюрн на небывалую художественную высоту, сделав его одним из ярчайших выразителей романтического стиля».

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • 1. словесные,
  • 2. наглядные и практические методы,
  • 3. репродуктивные и поисковые методы,
  • 4. методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
  • 1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
  • 2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.
  • 3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
  • 4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.

Одна из составляющих мотивации - умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.

  • - Что вы уже знаете об этой теме?
  • - Подберите слова об этом или на эту тему.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения - это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:

Вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.

Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли.

  • ? вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
  • ? вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
  • ? Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, дома нарисовать рисунок на понравившуюся тему).
  • ? Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей.
  • ? Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок - один из действенных методов обучения и развития учащихся.

Необходимо также стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.) В настоящее время принцип деятельностного подхода в образовании становится ведущим, и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Поэтому, на наш взгляд, особое место должна занять организация общения сверстников, чему могут способствовать особые (например, проектные) формы организации учения. В чем же суть обучения учащихся в форме проектной деятельности?

Виды деятельности: урок - путешествие, беседы, виртуальные экскурсии, проектная деятельность, работа в разных художественных техниках с различными художественными материалами.

Виды работ, выполненных учениками: Рисунки, поделки, коллективные проекты.

Желательно, проведение выставок в конце урока.

Следует отметить важность наглядных пособий, различных репродукций, распечатанного текста.

Использовать внеурочные формы обучения: экскурсии в художественные галереи, архитектурные заповедники, культурные центры. Такие формы работы, расширяют кругозор, и формирует эстетический вкус ребенка.

Коменский считал, что познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. Методист предлагал в этом случае «употребить замену их, т.е. копии или картины, заготовленные для учебных целей», которые должны быть понятны ученикам и без сомнения верными. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, «чтобы глаз оставался на каждой части столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях». Эти советы по методике применения наглядности сохраняют свою ценность и для современной методики преподавания.

Что касается непосредственно самих уроков, следует учитывать возраст учеников. В данном случае мы рассматриваем среднюю школу. 6-7 класс.

Необходимо следить за дисциплиной. Это залог успеха и продуктивной работы в данной возрастной категории.

Так же не стоит забывать о ведущей роли интереса.

Например, при проведении урока «Народный костюм» следует принести на занятие как можно больше наглядных пособий. На моих уроках были настоящие китайские костюмы и соломенные шляпы. Так же распечатанные репродукции и прочий дополнительный материал. Чем больше материала, тем больше полет фантазии, а соответственно более продуктивная работа.

Необходимо помнить о технике безопасности, особенно на декоративно прикладных уроках.

Например, урок посвященный азиатским животным.

Во время работы с ножницами следует тщательно следить за дисциплиной. Нельзя допускать, чтобы дети передвигались по классу или проворачивались к соседям по партам. Педагог должен внимательно следить за этим.

Так же стоит приучать детей к порядку. Не стоит завершать урок и освобождать детей до того. Как они уберут свое рабочее место и протрут парты от клея и грязи. Можно назначить дежурного или же попросить каждого убрать за собой.

Что касается урока «Далекая Азия. Особенности флоры» то тут следует сделать акцент на «чистое творчество» и экспрессию.

Не следует ожидать от учеников качественных и хороших работ. Но нужно заинтересовать их. Продемонстрировать новую технику и пробудить желание работать с ней.

Именно поэтому стоит, как можно больше времени посвятить практической части.

«Применение активных приемов обучения на уроках в начальной школе»
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.
ОФОРМЛЕНИЕ: на доске солнечная поляна (солнышко с лучиками и цветы: синие, зеленые, красные, желтые, голубые).

Здравствуйте уважаемые коллеги! Позвольте начать мастер-класс вот с такой притчи.
Наберись смелости – сделай попытку!
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О, вы, подданные мои», - обратился к ним царь, - «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» - спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.
Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо - замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Наберись смелости – сделай попытку!»

Пример АП начала образовательного мероприятия
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
Упражнение «Поздоровайся глазами»
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
АП выяснение целей, ожиданий и опасений (Постановка цели)
-Для выяснения образовательных целей участников мастер-класса, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:
Прием «Что у меня на сердце»
- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.
Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – реальность, от данного мастер- класса по теме АПО. (Озвучивание по желанию.)
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши ожидания.

Также можно использоватьприем «Фруктовый сад»
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.
Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Учащимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий.
Цель – учителю результаты применения данных методов позволяют лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий).
Обучающимся, данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Пример АП знакомства
Прием «Мой цветок»
Цель: рассказать о себе, своих профессиональных и личных интересах. Почувствовать уверенность в себе в ходе презентации.
Всем участникам раздаются цветы с разноцветными лепестками. Участники заполняют их, отвечая на вопросы.
Когда работа окончена, каждый участник выходит в центр и делает презентацию о себе. Все цветки прикрепляются на стену. На первом лепестке написано имя, фамилию, отчество; на втором в каком классе учиться; в какой школе учиться, на третьем лепестке хобби.

Каждый участник выходит и рассказывает о себе.

АП релаксации
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
Метод "Четыре стихии»
- Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.

Метод «Физкультминутка»
Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы.
Звучит веселая, динамическая музыка. Участники становятся в круг. В руках у ведущего стопка карточек с изображением животных. Ведущий подходит к любому участнику, тот сначала называет имя следующего участника, а затем вытягивает карточку с изображением животного. Участник, имя которого назвали, выходит в круг и показывает какое-либо движение, характерное для этого животного. Вся группа повторяет это движение, и т.д.
АП презентации учебного материала
- Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах.
- Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Итак, тема «Активные приемы обучения». Листок разделён на сектора.
Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу.
Ответы педагогов
Активные приемы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
-Запишите.(Система приемов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)
Сектор 2 – этапы урока.
-На каких этапах урока можно применять АПО?
Ответы педагогов
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
- (Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – виды АПО.
Ответы педагогов
К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца.
(«Добрый день», «Поздоровайся глазами», «Что у меня на сердце», «Фруктовый сад», «Мой цветок», «Инфо-угадайка»)
Сектор -4. Цели применения АПО.
- Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений

Активные приемы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.
Один из таких приемов, «Составление кластера», может быть использован на разных этапах урока.
Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Рефлексия.
Метод «Светофор»
Цель: подведение итогов. Участники дают оценку работе на мастер-классе.
Материал: карточки красного, зеленого и желтого цвета, на каждого участника. Участники выбирают карточку того цвета, который, по их мнению соответствует их оценки семинара.
Зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно.

Метод «Солнце»
Цель: подведение итогов
Я предлагаю вам на лучиках солнца написать свои впечатления от мастер – класса.
- И в заключении хочу сказать: «Наберись смелости – сделай попытку»