Методология теории государства и права. Общенаучные и частнонаучные методы познания. Общенаучные, специальные и частнонаучные методы познания государства и права

Под методом науки понимается совокупность принципов, правил, приемов (способов) научной деятельности, применяемых для получения истинных, объективно отражающих действительность знаний.

Признаками методов теории государства и права являются:

– способствование углублению знаний о государстве и праве,

– соответствование понятиям права,

– осуществление юридического познания окружающей действительности.

Все методы теории государства и права можно расположить в следующей последовательности:

– всеобщие методы;

– общенаучные методы;

– частнонаучные методы.

1. Всеобщие методы: диалектика и метафизика являются по своей сути философскими, мировоззренческими подходами.

2. Общенаучные методы – это приемы научного познания, используемые во всех или ряде областей научного знания. Они не охватывают всего общенаучного познания, а применяются лишь на отдельных этапах, стадиях, в отличие от всеобщих методов. К числу основных общенаучных методов относятся: анализ, синтез, системный и функциональный подходы и т.д.

1) Анализ – метод научного исследования, состоящий в разложении целого на составные части. В теории государства и права используется весьма широко.

2) Синтез , в отличие от предыдущего, заключается в познании явления как единого целого. В единстве и взаимосвязи его частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

3) Системный подход – в основе лежит использование объекта как систем (ориентирует исследование на раскрытие условности объекта и обеспечивающего его механизмов, на выявление многообразных типов связей самого объекта и сведения их в единую теоретическую картину).

4) Функциональный подход – выявление функций одних социальных явлений по отношению к другим в рамках данного общества. Так, детально анализируя функции права и государства, правосознания, юридической ответственности и т.п. по отношению к личности, обществу в целом, выявляются функциональные зависимости между различными элементами государства и права.



3. Частнонаучными методами являются методы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права, научных достижений, технических, естественных и смежных общественных наук.

Среди частнонаучных методов можно выделить: конкретно-социологический; статистический; социально-правовой эксперимент; математический; кибернетический метод моделирования; формально-логический; сравнительно-правовой, или метод сравнительно-правового анализа.

1) Конкретно-социологический метод рассматривает вопросы права и государства в связи с другими фактами общественной жизни (экономическими, политическими, идеологическими, психологическими). В правоохранительной деятельности конкретно-социологические исследования проводятся, например, при определении причин нарушений правопорядка (в форме опроса, анкетирования задержанного правонарушителя). Анкетирование предполагает тщательную подготовку: формулировка проблемы, выработка гипотез, подготовка вопросника, выбор соответствующего круга анкетируемых, определение способов обработки получаемых ответов и т.д.

(варианта правового регулирования). Его назначение состоит в предотвращении ущерба, возможного в результате принятия ошибочного решения.

2) Статистический метод позволяет получить количественные показатели того или иного явления. Он необходим для изучения государственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.

3) Социально-правовой эксперимент используется в основном как способ проверки научных гипотез. Это – проверка того или иного проекта решения (варианта правового регулирования). Его назначение состоит в предотвращении ущерба, возможного в результате принятия ошибочного решения. Специфика данного метода обусловливает ограниченную сферу его применения в области уголовного и уголовно-процессуального права. Завершающей стадией социально-правового эксперимента является создание опытной (экспериментальной) нормы. Она может рассматриваться как прообраз будущей нормы права.

4) Математические методы предполагают оперирование количественными характеристиками. Математика применяется в криминалистике, судебной экспертизе, при квалификации преступлений, правотворчестве и других сферах правовой деятельности.

5) Формально-логический , или формально-юридический. Чтобы уяснить природу правовой нормы нужно определить логическую структуру – гипотезу, диспозицию, санкцию. Для правильной квалификации правонарушения важно установить его состав: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

6) Сравнительно-правовой метод основан на сопоставлении различных политических и правовых явлений в условиях выявления их общих и особенных свойств. В правовой науке этот метод используется, прежде всего, при сопоставлении законодательства двух и более государств.

Теория государства и права в системе юридических наук. Предмет теории государства и права

Теория права и государства - это общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирование права, правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в частности об их классово-политических и общечеловеческих сущности, содержании, формах, функциях и итогах.

Как науку, изучающую одновременно теорию государства и права назвать единой сложно: есть раздельно существующие теория государства (общее учение о государстве - изучает происхождение государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства, а также перспективы государства) и теория права, изучающая преимущественно вопросы юридической догматики (источники права, виды правовых норм, законотворчество и правоприменение, юридическая техника, коллизии правовых норм, толкование права, юридическая ответственность и т. п.).

Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что они изучаются многими юридическими науками. Последние изучают тот или другая сторона, элементы и черты государственно-правовой действительности в определенном аспекте, на определенном уровне. Право и государство как сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество разнокачественных компонентов и подсистем. Их функции многогранные, их структуры сложные. В зависимости от того, которые из этих компонентов, подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и подразделяются юридические науки.

Отраслевые и специальные юридические науки занимаются исследованием, как правило, которой одной области, или направлений сферы государственной или правовой жизни. В отличие от них теория права и государства занимается общими специфическими закономерностями развития права и государства.

Изучая право и государство в целом, государственно-правовая теория не ограничивается анализом опыта какой-нибудь страны, или отдельного региона, или направления государственно-правовой жизни, а на основе изучения права и государства разных исторических эпох, всех областей и направлений государственно-правовой действительности определяет общие и специфические закономерности их развития, основные признаки и важные характерные особенности. Без общего научного понятия сущности, содержания и формы права, области и института права, системы и систематики правил, нормы права и правоотношения и т.п. ни одна область юридической науки не сможет эффективно развиваться, рассчитывая на социально значимые результаты.

Общая теория права и государства обобщает, синтезирует и систематизирует выводы отраслевого знания, включая их в арсенал собственных научных идей. Это не означает, что выводы теории сводятся к совокупности последних.

Теория права и государства - это фундаментальная наука по всем юридическим параметрам, отсюда огромное значение её категорий и понятий для отраслевых юридических дисциплин. Без их усвоения невозможно разобраться в более конкретизированных, эмпиричных знаниях о государстве и праве используемых основными юридическими науками. Научное исследование в теории государства и права ведётся не по отдельно взятой стране и не за какую-то одну историческую эпоху, а с ориентацией на наиболее развитые в настоящий момент формы права и государственности.

Теория государства и права является преимущественно российской (постсоветской, а ранее - советской наукой).

Предмет Теории государства и права - это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки. Правотворческая, правоприменительная и интерпретационная практика, а также прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права.

Тесно связаны с явлениями государственно-правовой жизни мораль, религия, обычай, политическая система, общественное сознание, экономика и т. д.

Предметом исследования является конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности.

Особенностью предмета теории государства и права является то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. Предметом науки ТГП являются общие и специфические закономерности возникновения и развития государства и права.

Предмет науки важно отличать от объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности. Объект теории государства и права - это государство и право, которые изучают и другие науки, такие как: История государства и права зарубежных стран, История отечественного государства и права и др.

Методология теории государства и права. Общенаучные и частнонаучные методы познания

Методология теории государства и права представляет собой совокупность особых приемов, способов, средств научного познания действительности. Если предмет науки показывает, что изучает наука, то метод - как, каким образом она это делает.

В основе методологии науки теории государства и права лежит принцип объективной истины, ставящий во главу угла выработку объективно достоверного научного знания. Изучение государства и права строится с различных философских, мировоззренческих и идеологических позиций.

Среди частных методов теории государства и права выделяются:

· метод сравнительного правоведения - сопоставление государственно-правовых явлений различных сообществ (макросравнение) или в рамках только одного сообщества (микросравнение), выявление общих закономерностей и специфики их развития;

· метод исторического правоведения - государственно-правовые явления рассматриваются в динамике, с момента их возникновения вплоть до настоящего времени;

· метод анализа и синтеза - процессы мысленного разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей, а также классификация объектов исследования;

· социологический метод - наблюдение, анкетирование, статистический анализ, сбор и математическая обработка исходных данных, например, в правоохранительной сфере, государственно-правовой эксперимент;

· формально-юридический метод - исследование и толкование нормативного материала, текстов источников права.

Метод науки - это знание, с помощью которого добывается новое знание. Это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки. Метод науки - это способ изучения, на котором базируется данная наука. В теории государства и права применяются общенаучные, специальные и частнонаучные методы.

Общенаучные методы :

· Индукция

· Аналогия

· Абстрагирование

· Моделирование

· Сравнение

· Конкретизация

Специальные методы:

· Системный: акцентирует внимание на взаимодействии явлений, их единстве и целостности.

· Структурно-функциональный: определение места, роли и функций каждого элемента системы.

· Сравнительный: сравнение государства права, их элементов с иными однородными явлениями.

· Социологический: установление связей государства и права с иными социальными явлениями, важнейшее место среди которых принадлежит конкретно социологическим методам (наблюдение, опрос, моделирование).

· Психологический: изучение, главным образом, правового поведения.

· Статистический: оперирование количественными величинами.

· Исторический: изучение закономерностей в развитии права и государства.

Частноправовые методы :

· формально-юридический: позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.; является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из её природы.

· сравнительно-правовой: позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств. Имеет важное значение, так как реформирование и совершенствование гос.-правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов, существующих одновременно или разделенных известным: на основе умозаключения создаётся правовая модель какого-либо правового явления. Модель принимается за эталон и является точкой отсчёта для оценки реально существующего объекта.

Исследование систем управления в зависимости от уровня изучаемой проблемы, целей, задач исследования может носить глобальный или локальный характер. Глобальные проблемы, как правило, носят системный, междисциплинарный характер, исследуются с использованием общенаучных методов. Проблемы, ограниченные по своим масштабам, имеющие ярко выраженную специфику исследуют в основном с применением частнонаучных методов .

Общенаучные методы применимы для исследований в предметных рамках ряда научных направлений: экономики, менеджмента, социологии, психологии и т.д. Изучение более узкой или специфической проблемы в одной избранной сфере проводится с использованием частнонаучных методов, применяемых в основном в избранном научном направлении. К примеру, методы изучения спроса на продукцию используются в маркетинговых исследованиях, а метод функционально-стоимостного анализа находит применение в экономике предприятий.

К общенаучным методам исследования в ИСУ относятся: контроль и диагностика проблем, системный анализ, экспертные методы исследования, моделирование и статистические исследования, морфологический анализ и функционально-декомпозиционное представление в форме агрегата, анализ и синтез понятий.

К частнонаучным методам можно отнести: определение выборки и методы социологических исследований, Дельфи, методы средневзвешенных критериев при оценке поставщиков, метод Монте-Карло, тестирование, параметрический метод, факторный анализ, функционально-стоимостный анализ, финансовый анализ, бюджетирование, калькулирование, хронометраж, фотография рабочего времени, метод Парето, применяемый для выявления наибольших затрат, связанных с дефектами и многие другие методы, применяемые в функциональных подсистемах менеджмента. Основополагающим в современных исследованиях по менеджменту является системный подход, в рамках которого анализируются факторы внешней и внутренней среды организации, а сама она рассматривается как открытая, динамично развивающаяся система.

Моделирование - метод прогнозирования возможных состояний объекта в будущем, способов достижения заданных параметров с применением моделей: предметных, знаковых, математических, имитационных, аналитических. Модель в исследовании систем управления - это упрощенное представление объекта, которое должно отвечать требованиям полноты адаптивности, обеспечивать возможность включения достаточно широких изменений. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных, и ориентирована на реализацию с помощью существующих технических средств, т.е. должна быть физически осуществима на данном уровне развития науки и техники с учетом конкретного предприятия, выполняющего прогнозирование.

Примеры моделей, используемых в исследовании систем управления: функционально-декомпозиционное представление - агрегат, имитационная модель Монте-Карло, блочная модель, представленная в виде логической блок-схемы, функционально-стоимостная модель, модель Бостонской консультативной группы, факторная матрица, модель прогноза затрат и прибыли.

Имитационные модели в ИСУ строятся по аналогии с объектом исследования с использованием статистических методов. Для моделирования в случайных условиях был разработан метод статистических испытаний (метод Монте-Карло), основная идея которого состоит в моделировании случайных явлений посредством реализации «розыгрышей». Результаты такого моделирования обрабатывают с использованием вычислительной техники. Определяется тип и параметры распределения случайных величин.

Функционально - декомпозиционное представление системы в форме агрегата дополняет математические методы моделирования, используемые в ИСУ.

Общее представление системы наиболее удобно использовать в форме математической модели, например, в виде контуров обслуживания или агрегата (Рис.6).

Рассматривается абстрактная схема функционирования сложной системы, центральным звеном которой является агрегат. В каждый момент времени t агрегат находится в одном из возможных состояний Z(t). Состояние агрегата в фиксированный момент времени определяется управляющим воздействием g(t) в соответствии с оператором перехода Н с использованием зависимости:

Z(t) = H {Z(t°), g(t)} (1)

Агрегат имеет входные контакты. На них поступают входные сигналы X(t), которые в соответствии с оператором G преобразуются в выходные сигналы Y(t). Данная схема допускает варьирование большим числом параметров, используемых для характеристики состояния системы, в то же время требует упрощения набора этих параметров до предельно абстрактной модели, наиболее полно отражающей основные из них, и позволяющая прогнозировать будущие тенденции развития. Наглядность и абстрактность является преимуществом рассматриваемой векторной модели .

Экспертные методы исследования систем управления - методы, основанные на анализе и усреднении различными способами мнений, суждений специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам. Часто сопровождаются созданием специальных рабочих групп специалистов, экспертной комиссии, сети экспертов.

Подбор экспертов осуществляется на основе анализа их компетентности, определяемой путем объективной оценки и самооценки экспертов, а также способом стабилизации экспертной сети.

Способ стабилизации экспертной сети состоит в отборе ряда компетентных специалистов, например 10 человек по избранной проблеме, которые выбирают еще такое же количество экспертов, и т.д.

Следующим этапом является формирование репрезентативной выборки из генеральной совокупности и создание необходимой экспертной комиссии.

Методы экспертных оценок: Дельфи, круглый стол, интервью, экспертный опрос, мозговой штурм, метод сценариев, метод средневзвешенных оценок, деловая игра, японский метод «ринги» .

Дельфи - один из методов экспертного прогнозирования, основанный на последовательной оценке специалистами любых предложенных альтернатив. Может быть применен в процессе группового принятия управленческого решения посредством выбора наилучшей альтернативы.

Результаты экспертных оценок заносятся в таблицу (табл. 1), где Р - ранговая оценка, присваиваемая экспертом альтернативе в зависимости от степени ее значимости. Наиболее значимая альтернатива, например, решение сменить поставщика, ставится на первое место (1 ранг); Б - балльная оценка дается экспертом от 1 до 10 баллов. За наивысший балл берется единица.

П = Р * Б (2)

По каждой альтернативе определяется сумма произведений. Наименьшая сумма произведений указывает на наиболее значимую альтернативу.


Мозговой штурм - метод активизации творческой активности участников, основанный на спонтанном высказывании идей, которые формулируются и высказываются участниками в краткой и четкой форме. Критика идей в данный момент недопустима. Она возможна только после окончания мозговой атаки. Применяется правило - число высказанных идей важнее их качества. Основоположником метода является американский психолог А. Осборн. В мозговом штурме считается, что человека могут осенять гениальные идеи, если он высказывает мысли «сходу», предварительно не обдумывая, только полагаясь на свое подсознание. Метод основан на свободных ассоциациях идей.

Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничения межличностных коммуникаций. Свои предложения участники группы излагают в письменном виде самостоятельно и независимо от других. Представленные варианты рассматриваются членами группы без обсуждения и критики. Затем каждый член группы опять независимо от остальных, в письменном виде проставляет ранговые оценки рассмотренных идей.

Проект, получивший наивысшую оценку принимается за основу решения. Метод позволяет организовать совместную работу группы, не ограничивая индивидуального мышления каждого участника. Близким методу номинальной групповой техники является японский метод принятия группового решения «ринги».

Метод средневзвешенных критериев является эффективным для оценки экспертами ряда альтернатив и вариантов слабо структурированных решений. Система взвешенных критериев может быть применена для оценки поставщиков продукции. На первом этапе экспертами дается оценка непосредственно критериев выбора. Предположим, цена за материал, размер минимальных поставок и т.д. Все критерии «взвешиваются» по отношению к главному критерию (табл. 2).


По выбранным взвешенным критериям оцениваются все возможные варианты решений.

Допустим, четыре фирмы-поставщики продукции: А, Б, В, Г. На самом деле их может быть значительно больше. На этом этапе производится сравнительная оценка каждой фирмы по каждому критерию.

На последнем этапе определяется суммарное взвешивание вариантов с учетом разной «весовой» категории каждого критерия, т.е. перемножаются весовые показатели критериев выбора на взвешенные варианты по каждой строке (табл. 3). Суммарная взвешенная оценка показывает наиболее адекватную оценку фирм-поставщиков.


Параметрический метод исследования систем управления основывается на количественном выражении исследуемых свойств системы и установления зависимости между рядом параметров .

Обычно выделяют функциональные и корреляционные зависимости. Корреляционные в отличие от функциональных являются неполными и искажаются влиянием посторонних факторов. В случае функциональной связи коэффициент корреляции равен 1.

Корреляционный метод применяется в производстве для разработки разного рода нормативов, анализе спроса и предложения. Простейшим видом корреляционного уравнения, характеризующего взаимосвязь между двумя параметрами, является уравнение прямой:

где Х,Y - независимая и зависимая переменные,

a,b - постоянные коэффициенты

Примером линейной зависимости может быть объем реализации Y от объема произведенной на предприятии продукции X. Вывод о прямолинейном характере зависимости можно проверить путем простого сопоставления данных и регистрацией их в прямоугольной системе координат. Важной задачей является определение постоянных коэффициентов связи между переменными параметрами, которые наилучшим образом отвечают значениям X,Y. В данном примере, факторы, влияющие на объемы производства и реализации продукции. Величина исследуемого параметра довольно часто складывается под влиянием не одного, а нескольких факторов. Поэтому можно использовать линейное уравнение множественной корреляции .

Факторный анализ состоит в переходе от первоначального описания исследуемых объектов, заданных совокупностью большого числа непосредственно измеряемых признаков, к описанию наиболее значимых компонентов, отражающих наиболее существенные свойства явления. Эти главные компоненты содержат большую часть информации, заключенной в первоначальных переменных Х и объясняют большую часть их полной дисперсии. Такого рода переменные, называемые факторами, являются функциями исходных признаков. Для определения переменных, имеющих наибольшие факторные нагрузки, применяется расчет дисперсии, а также определяется вклад компонента в полную дисперсию. Переменные при использовании факторного анализа не подразделяются априорно на зависимые и независимые и рассматриваются как равноправные. В этом его отличие от параметрического метода, при котором берутся взаимозависимые переменные.

Преимущество тех или иных исследовательских методов, приемов, используемых в практике менеджмента, определяется возможностью получения управленческого эффекта, преодоления проблем и моделирования оптимального прогноза деятельности организации на перспективу.

Примером успешного использования моделирования в стратегическом планировании является концепция Бостонской Консультативной Группы (BCG), которая также известна как модель «роста-доли». Модель BCG представляет из себя матрицу, на которой бизнес-единицы (стратегические зоны хозяйствования - СЗХ) изображены окружностями (Рис.6).

Ось абсцисс является логарифмической, поэтому коэффициент, характеризующий относительную долю рынка, занимаемую бизнес-областью, изменяется от 0,1 до 10.


Рис. 7.

Доля рынка рассчитывается как отношение объема продаж организации в соответствующей бизнес-области к общему объему продаж у ее конкурента. По оси ординат берутся темпы роста рынка, определяемые объемами выпущенной продукции. В оригинальной версии BCG границей высоких и низких темпов роста является 10%-ое увеличение объема производства в год.

Каждая нанесенная на матрицу окружность характеризует только одну бизнес-единицу, присутствующую в бизнес-портфеле исследуемой организации. Например, организация, поставляющая на рынок молочные продукты питания, имеет в своем портфеле такие бизнес-единицы (СЗХ), как: сыры, йогурт, кисломолочные питьевые продукты (кефир, ряженка) и т.д. Величина нанесенной на матрицу окружности пропорциональна общему размеру всего рынка. Данный размер определяется простым сложением бизнеса организации и соответствующего бизнеса конкурентов. Иногда на окружности выделяется сегмент, характеризующий относительную долю бизнес-области организации на данном рынке. Размеры рынка оцениваются по объемам продаж, иногда по стоимости активов.

Матрица BCG состоит из четырех квадратов, имеющих образные названия: звезды, дойные коровы, трудные дети (дикие кошки), собаки .

«Звезды» как правило, новые бизнес-области, занимающие большую долю быстро растущего рынка, лидеры своих отраслей, гарантирующие организации высокие доходы.

«Дойные коровы» - это области, которые получили значительную долю рынка, однако со временем их рост замедлился. Несмотря на это они обеспечивают организациям значительные прибыли и помогают удерживать конкурентные позиции на рынке.

«Трудные дети» или «дикие кошки» конкурируют в растущих отраслях, но занимают небольшую долю рынка. Положение «диких кошек» самое неопределенное. При недостатке инвестирования они могут скатиться до положения «собаки».

Бизнес-области с небольшой долей рынка в медленно развивающихся отраслях - это «собаки». Им очень трудно удерживать свои позиции, и такой бизнес, как правило, сокращается.

Для поддержания непрерывности успешного бизнеса, свободная денежная масса, образующаяся в результате осуществления зрелого бизнеса, частично инвестируется в новые области бизнеса, которые в будущем могут стать источниками дохода. Если темпы роста рынка высокие в сравнении с другими рынками, то организация, размещающая свои бизнес-единицы (СЗХ) в соответствующей области, очень скоро может получить отдачу от инвестиций.

Метод BCG апробирован как инструмент прогнозирования денежных потоков и формирования стратегического бизнес-портфеля, показывает, как можно успешно использовать весь комплекс исследовательских приемов в менеджменте .

Исследование подсистем менеджмента: персонала, производства, качества, финансов, маркетинга, логистики, осуществляется рядом общенанучных и частнонаучных методов. Применяемые методы специфичны для каждой функциональной подсистемы

Так, для исследования системы управления финансами используется коэффициентный анализ расчета финансовой устойчивости, ликвидности, кредитоспособности и т.д., для исследования менеджмента качества применяются метод Парето и Ишикава.

Частнонаучными методами исследования систем управления, используемыми для анализа подсистемы управления финансами, определения уровня риска инвестиционных проектов, слабых мест в хозяйственной деятельности организации являются методы экономического анализа. Они занимают значительное место в группе исследовательских приемов для изучения систем управления. Профессионализм менеджера заключается в овладении современными методами анализа, планирования и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности, определения ее взаимосвязи с аспектами маркетинговой деятельности.

Деятельность финансового менеджера включает: общий финансовый анализ и планирование; обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками средств; распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами.

Экономические исследования систем управления могут быть проведены на основе финансового анализа, бюджетирования, данных бухучета и аудита.

Таким образом, любoe иccлeдoвaниe имeeт кoмплeкc xapaктepиcтик, кoтopыe нeoбxoдимo yчитывaть пpи eгo пpoвeдeнии и opгaнизaции. Оcнoвныe из ниx:

1) мeтoдoлoгия иccлeдoвaния - coвoкyпнocть цeлeй, пoдxoдoв, opиeнтиpoв, пpиopитeтoв, cpeдcтв и мeтoдoв иccлeдoвaния;

2) opгaнизaция иccлeдoвaния - пopядoк пpoвeдeния, ocнoвaнный нa pacпpeдeлeнии фyнкций и oтвeтcтвeннocти, зaкpeплeнныx в peглaмeнтax, нopмaтивax и инcтpyкцияx;

3) pecypcы исслeдoвaния - кoмплeкc cpeдcтв и вoзмoжнocтeй (инфopмaциoнныx, экoнoмичecкиx, людcкиx и пp.), oбecпeчивaющиx ycпeшнoe пpoвeдeниe иccлeдoвaния и дocтижeниe eгo peзyльтaтoв;

4) oбъeкт и пpeдмeт иccлeдoвaния. Объeкт иccлeдoвaния - этo coвoкyпнocть cвязeй, oтнoшeний и cвoйcтв, cyщecтвyющaя oбъeктивнo и cлyжaщaя иcтoчникoм нeoбxoдимoй для иccлeдoвaтeля инфopмaции, пpeдмeт - кoнкpeтнaя пpoблeмa, peшeниe кoтopoй тpeбyeт пpoвeдeния иccлeдoвaний;

5) тип исследования - пpинaдлeжнocть eгo к oпpeдeлeннoмy типy, oтpaжaющeмy cвoeoбpaзиe вcex xapaктepиcтик;

6) peзyльтaт иccлeдoвaния - peкoмeндaции, мoдeль, фopмyлa, мeтoдикa, cпocoбcтвyющиe ycпeшнoмy paзpeшeнию пpoблeмы, пoнимaнию ee coдepжaния, иcтoкoв и пocлeдcтвий;

7) эффeктивнocть иccлeдoвaния - copaзмepнocть иcпoльзoвaнныx pecypcoв нa пpoвeдeниe иccлeдoвaния и peзyльтaтoв, пoлyчeнныx oт нeгo.

Используемые приемы диагностирования, выявления проблем, поиска оптимальных мер по усовершенствованию механизма функционирования систем управления требуют от руководителей знаний и навыков исследовательской работы.

Менеджер в своей деятельности, в какой бы функциональной подсистеме он не работал, должен владеть определенным комплексом наработанных исследовательских методов, иметь способность к самостоятельной формулировке и выдвижению гипотез, разработке задач исследования и их воплощению в жизнь в условиях ограничения времени и средств.

Методология теории государства и права – это совокупность определенных теоретических подходов, принципов, приемов исследования государственно-правовых явлений.

1. Общенаучные методы – приемы, не охватывающие всего научного знания, но применяемые на отдельных его этапах: анализ, синтез, системный подход, структурный подход, функциональный подход, метод социального эксперимента.

Анализ предполагает мысленное расчленение единого государственно-правового явления на части и их изучение. Так, государство и право анализируются по их отдельным признакам.

Синтез – условное объединение составных частей государственно-правового явления.

Системный метод позволяет рассматривать государственно-правовые явления как цельные, но системные образования, имеющие объективно многообразные связи внутри и входящие в качестве элемента в более сложную систему.

Структурный метод . Посредством его выявляются и анализируются структурные элементы явления (системы).

Функциональный метод ориентирует на выявление воздействия одних государственно-правовых явлений на другие. Так анализируются функции государства и права, функции политической системы общества и т.п.

Метод социального эксперимента – предполагает проверку проекта решения проблемы с целью предотвратить ущерб от ошибок в правовом регулировании и совершенствовать модель. Так, вначале в порядке социального эксперимента в Российской Федерации был введен суд присяжных.

2. Специальные методы являются следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. Это математический, кибернетический, статистический, социологический и другие методы.

Математический метод есть оперирование количественными характеристиками государственно-правовых явлений, широко применяемое в криминологии, криминалистике, в правотворчестве, при квалификации преступлений и т.п.

Кибернетический метод предполагает применение понятий, законов и технических средств кибернетики: информация, управление, компьютерная техника, оптимальность и многих других.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели массовых повторяющихся государственно-правовых явлений.

4. Частнонаучные методы познания позволяют достигнуть конкретного, детального знания о государстве и праве с помощью методологической функции специальных юридических понятий.К ним относятся формально-юридический, сравнительно-правовой (метод компаративистики), юридическая герменевтика, метод государственно- правового моделирования.

Формально-юидический методпозволяет определить юридические понятия, их признаки, классификацию, путем толкования действующего законодательства.

Сравнительно-правовой позволяет сопоставить различные правовые или государственные системы зарубежных стран или их отдельные элементы (отрасли, институты, органы)с целью выявления общих и особенных свойств.

Юридическая герменевтика – анализ реального содержания текстов правовых актов, исходя из социального контекста, потому что текст нормы есть результат особого мировоззрения.

Метод правового моделирования – идеальное воспроизведение исследуемых государственно-правовых явлений применительно к определенной ситуации. Используется для поиска оптимальной модели организации государственного аппарата, административно-правового деления, построения системы законодательства и др.

Читайте также:
  1. Аттестация персонала. Законодательная основа. Цели, задачи и методы.
  2. Аудит системы информационной безопасности на объекте как основание для подготовки организационных и правовых мероприятий. Его критерии, формы и методы.
  3. В сфере пиар сложились два подхода к определению объекта и предмета данного феномена: инструментальный и функциональный методы.
  4. Вопрос 144. Государственный контроль: понятие, виды и методы.
  5. Врожденная глаукома, кардинальные ее признаки. Лечение врожденной глаукомы, сроки и методы.
  6. Гос Финансовый контроль: понятие, цели, субъектный состав, формы, методы.

Всякая наука утверждается как специфическая отрасль человеческого знания тогда, когда вырабатывает свой метод. Одной из главных проблем общего языковедения является проблема методов лингвистики. Преобладание соответствующего метода в ту или иную эпоху во многом определяет общий характер развития лингвистической науки. В современном языкознании на протяжении многих лет ведется спор относительно того, каким временем следует датировать возникновение науки о языке и соответственно трактовать ее как науку древнюю или же совсем молодую. По этому, на первый взгляд схоластическому, поводу высказывались две точки зрения. Первая из них вела историю науки о языке с тех далеких времен, когда язык начал впервые вовлекаться в научное рассмотрение - естественно, теми методами и способами, какими тогда располагала наука. В Европе зарождение науки о языке относилось к классической древности, а в других странах и континентах, как, например, в Индии истоки языкознания уходили еще дальше - за несколько столетий до нашей эры. Что касается второй точки зрения, то она датировала возникновение науки о языке более поздним временем, и более точно - первой четвертью XIX века, аргументируя это тем, что именно тогда в трудах Ф. Боппа, Р. Раска, А. X. Востокова и Я. Гримма был разработан специальный метод исследования и описания языка, которым до этого наука о языке не располагала, рассматривал язык в комплексе других - преимущественно философских - наук. Иными словами, эта вторая точка зрения связывала возникновение своей науки с возникновением специального метода. Теоретики языкознания подчеркивают, что одним из главных признаков утвердившегося направления является наличие собственного метода. Именно метод формирует подходы к анализу языковых фактов, дисциплинирует исследования. Так, компаративистика сло­жилась в результате разработки сравнительно-исторического метода, структурализм имел в своем арсенале дескриптивный и трансформационный метод, анализ по НС и др. В рамках функционализма разрабатывается прежде всего метод поля. Однако метод по от­ношению к теории - явление вторичное. В. А. Звегинцев справедливо подчеркивает: "Сам по себе метод - не путь познания объекта, что является главным для всякой науки. Метод может быть лишь средством познания объекта и именно в той степени, в какой он обусловливается теорией, поставлен на службу ей и "выдает" эмпирические факты для проверки и корректирования используемых в теории систем и гипотез". Подчеркнем, что теорию метода как такового разработанной считать нельзя. Ученые, анализирующие эту проблему, видят в методе по три понятия, причем эти понятия в концепциях не всегда пересекаются. Так, В. И. Кодухов в теорию метода включает следующие: 1. Способ познания (философский метод, метод познания), 2. Совокупность научно-исследовательских приемов (специальные методы), 3. Совокупность правил анализа (приемы анализа). В концепции Б. А. Серебренникова философский аспект входит в теорию метода, система научно-исследовательского метода состоит из: 1. Теории метода (лингвистические основы метода, методика применения научно-исследовательских методов, основы общей теории познания), 2. Комплекса научно-исследовательских приемов, содержание которых определяется лингвистическими основами метода, 3. Комплекс технических приемов и процедур. Второй и третий компоненты составных частей метода в указанных концепциях по сути дела совпадают. Для Ю. С. Степанова развитая система метода включает три части:



1.Вопрос о способах выявления нового материала и введения в научную методику ("методика" в советском языкознании и "пред-лингвистика" в американском),



2. Вопрос о способах систематизации и объяснения этого материала ("метод" в советском языкознании и "микролингвистика" в американском),

3. Вопрос о соотнесении и способах соотнесения уже систематизированного и объясненного материала с данными смежных наук и прежде всего с философией ("методология" в советском языкознании и "металинг-вистика" в американском). Ю. С. Степанов разделил все методы на общие ("... обобщенные совокупности теоретических установок, приемов, методик исследования языка, связанные с определенной лингвистической теорией и с общей методологией") и частные ("отдельные приемы, методики, операции, опирающиеся на определенные теоретические установки, как техническое средство, инструмент для того или иного аспекта языка".

Обобщив указанные концепции, выделяем в методе два основных компонента:

1. Теоретическое обоснование данного подхода к анализу языковых и речевых фактов и

2. Вытекающая из него методика исследования.

Обратимся к первому компоненту современною лингвистического метода.

В современном языкознании наблюдается смена научных парадигм: осуществляется переход от изучения языковых явлений в статике к анализу их в динамике, в процессе функционирования. Данный факт обусловлен логикой развития лингвистики: в XIX в. основное внимание уделялось происхождению тех или иных языковых элементов, в середине XX в. анализировалось прежде всего их строение, возникла необходимость рассмотреть эти элементы в динамике, в процессе их употребления, функционирования.

Подчеркнем, что методы, обеспечивая единство и преемственность лингвистической науки, тесно взаимосвязаны, обогащаясь за счет методик и приемов анализа, присущих другим методам. Так, функциональный метод активно использует вероятностно-статистическую методику, сравнительно-исторический метод - приемы структурного исследования и т. д

Обратимся ко второму компоненту метода. В основе применения конкретных приемов анализа фактического материала лежит методология - философское мировоззрение, определяющее путь осмысления и познания внешнего мира. Выделяются внутренние и внешние условия выбора того или иного метода. При внешнем, объективном изучении фактов исследователь стихийно или сознательно руководствуется такими основаниями, как 1. Первичность материала и вторичность сознания, 2. Познаваемость мира, 3. Проверка истинности научных результатов и выводов практикой и др. Выбор методов исследования зависит также и от внутринаучных факторов, таких, как объем имеющегося фактического материала, накопленных теоретических знаний в данной научной дисциплине, представлений ученых об объекте анализа, цели исследования и др. Единство человеческих знаний приводит к тому, что идеи и методы, с помощью которых сделаны крупные научные открытия в одной области знаний, зачастую находят успешное применение и в других областях знаний. Ю. С. Степанов предостерегает от чрезмерного увлечения методами и приемами анализа языка, а говорит о том, что перед наукой стоит проблема, которую нужно решать с позиций разных наук, при помощи различных методов. Большое количество используемых приемов анализа свидетельствует об активном состоянии научной дисциплины, а получаемые при этом результаты имеют и теоретическое, и прикладное значение. Прикладное значение могут иметь данные, полученные посредством как традиционных, так и современных методов. Например, описательные грамматики, толковые и этимологические словари, методики преподавания языков создаются при помощи описательного метода. Полученные в ходе описания языка материалы с помощью традиционных методов широко используются в учебно-педагогических целях, а математические исследования языка, трансформационные грамматики - для переработки информации на естественных и искусственных языках. Каждый из методов ставит перед собой свои частные задачи, но имеет одну и ту же цель - добыть знания, а знание при условии, что это действительное знание, имеет одинаковую ценность, независимо от того, какими путями оно добывалось. В этом отношении оно подобно золоту: одному оно дается с невероятными трудностями и даже ценой жизни, а другой получает его без всякого усилия в наследство от богатых родителей, но на ценности золота это никак не отражается. Таково и золото знания. Достижения традиционной лингвистики принесли науке о языке заслуженную славу самой точной из всех общественных наук. Принято выделять общенаучные (применимые во всех или большинстве наук) и частнонаучные (используемые в одной отрасли знания) методы и методики исследования. К общенаучным относятся, например, индукция, дедукция и т. п., к частнонаучным - сравнительно-исторический метод и др. Совокупность средств и приемов познания, используемых наукой, составляет методику научного исследования. Такая методика будет, конечно, различной в зависимости от избираемого объекта изучения. Но ее разработка и применение зависят также и от того, каковы принципиальные позиции исследователя в его подходе к действительности.