Лидеры и их качества. Хочу быть лидером: как воспитать в себе лидерские качества. Развитие лидерских качеств

Уметь быть лидером важно каждому, кто решил заняться собственным бизнесом или возглавить компанию. Кому-то это умение дано от природы, и это проявляется еще в детстве – в школе, на спортивных площадках, в кругу сверстников. Вырасти в настоящих лидеров по жизни таким детям, несомненно, проще. Однако, если природа не в полной мере наделила вас качествами лидера, это всегда можно исправить упорной работой над собой.

Придерживается того мнения, что всё и всегда можно в себе развить, главное иметь большое желание и упорство. Чтобы знать, к чему стремиться, рассмотрим качества лидера, которые сформулировал Джон Максвелл (тренер по развитию личности, и в частности, лидерства). По его мнению, каждый настоящий лидер должен гармонично сочетать 21 качество, о них пойдет речь далее.

Твердость

На жизненном пути каждого человека иногда встречаются сложные ситуации, и чтобы принять решение, необходимо проявить свой характер. Именно в таких ситуациях и выявляется степень твердости характера и настойчивости. За человеком, который не умеет проявлять твердость в решении важных вопросов и демонстрирует непостоянность, никогда не пойдут другие люди.

Харизма

На тему, как стать харизматическим лидером, написаны сотни книг. Это отдельная часть общей теории о лидерстве. И не зря психологи уделяют этому такое внимание – развить в себе харизматические качества не так-то и просто, если они вам не даны от природы. Сложно, но вполне возможно! Мнение о том, что харизма либо есть или ее нет, и ничего с этим не поделаешь – ошибочно. Такие люди сами блокируют свои достижения. Харизма – это личная притягательность, и чтобы её в себе развить, необходимо научиться любить свою жизнь и людей.

Преданность

Чтобы увлечь за собой людей, вы должны быть преданны тому делу, которым занимаетесь. Адекватная влюбленность и приверженность своему делу – обязательные качества лидера. Ваша цель – заставить людей поверить в ваше общее дело, а как вы это сделаете, если сами не будете верить? Преданность может выражаться и в других, более «приземленных» вещах: в том, сколько времени вы проводите на работе, чем жертвуете ради неё и в количестве усилий прикладываемых для достижения цели.

Коммуникабельность

Наверняка вы замечали, что лидер в каждом коллективе – это человек общительный, разговорчивый и легко идущий на контакт. Это не излишняя болтливость, а именно коммуникабельность. Если вы хотите стать лидером, крайне важно развивать в себе навыки общения с самыми разными людьми. Если у вас есть идея или мысль, но вы не можете эффективно её донести до окружающих, то как они о ней узнают? И тогда для них абсолютно не будет иметь значения тот факт, что вы обладаете какой-то уникальной идеей.

В целом, чтобы развить в себе коммуникабельность, важно придерживаться следующих принципов – не усложняйте свою речь, в замечайте в людях индивидуальность, говорите только искренне и настаивайте на ответной реакции.

Осведомленность

Осведомленный, или компетентный лидер – это не просто человек, который может донести до окружающих свою мысль, но и может разработать план действий, чтобы решить задачи; спланировать то, что нужно сделать ему самому и окружающим. Компетентному лидеру не нужно убеждать людей следовать за ним. Когда он становится компетентным, люди сами хотят за ним идти. Причем, осведомленность – это одно из тех качеств, которое нужно доказывать постоянно. Каждый день вы должны проявлять это качество в общении с вашими последователями, и никогда не нужно останавливаться на достигнутом однажды уровне.

Отвага

Отвага, которая живет внутри лидера, способна зародить это качество и в его последователях. Когда перед вами встает сложная ситуация, требующая мужества, смелости и отваги, необходимо для начала преодолеть борьбу с самим собой. Отважный лидер – это тот, кто принимает не просто быстрые и находчивые решения, но и правильные.

Дальновидность

С этим качеством вы сможете найти решение текущей проблемы и знать, без негативных последствий в будущем. Чтобы избрать правильный путь решения трудности, необходимо выяснить истоки ее возникновения. Ведь никогда не бывает единственно решения, важно рассмотреть все альтернативы.

Концентрированность

Эффективность лидера определяется его способностью концентрироваться на поставленной задаче. Здесь же нужна правильная расстановка приоритетов. Чтобы наиболее эффективно достичь цели, нужно знать, какие вещи требуют большей концентрации и меньшей. Джон Максвелл советует фокусироваться на сильных сторонах на 70%, на слабых – на 5%, и на новых, пока не проработанных – на 25%.

Великодушие

Великодушие – мощный фактор убеждения и лидерства. Однако, и тут важно постоянно придерживаться одной линии и быть великодушным всегда, а не только «по праздникам». Великодушие, проявленное только один раз, вряд ли даст основание считать вас истинно великодушным и щедрым человеком. Настоящий лидер, который способен увлечь за собой людей, должен действовать в интересах своей группы и каждого отдельного её участника, а не только в собственных.

Воспитать в себе истинную щедрость – процесс не быстрый, однако, когда вам это удастся, вы заметите, как люди начнут сами к вам тянуться. Конечно, это возможно только в сочетании с другими качествами лидера, о которых мы говорим в этой статье. Начните с искренней благодарности за то, что вы имеете, а деньги воспринимайте не как цель, а как средство.

Инициативность

Чтобы стать успешным, надо действовать. Причем, проявлять не какие-то абстрактные действия, а вполне конкретные. Если вы даже ненадолго остановитесь, вы уже рискуете потерять многое из того, что могли бы иметь. Двигаясь по заданному пути, конечно, иногда вы будете совершать ошибки, но главное никогда не прекращать действовать. Проявляйте инициативу и в мотивировании самого себя: не ждите внешних стимулов, мотивируйте себя изнутри. Также внутри себя стоит искать и причину недостатка инициативности. Во всем, что в вас не так, как вам хотелось бы, виноваты только вы сами, но никак не окружающие.

Искусство слушать и слышать

Это качество Джон Максвелл назвал именно искусством, так как такое умение требует большой работы над собой. Лидер всегда должен строить свою коммуникационную стратегию так, чтобы последователи говорили с ним не о том, что хочет слышать лидер. Важнее то, что ему действительно нужно знать в конкретной ситуации. Если с вами говорят только о приятных вещах, восхваляя ваши знания и умения, но боятся (или не хотят) сообщить о неприятностях или признаться в своих промахах – то создается лишь иллюзия лидерства.

Чтобы услышать то, что хотел донести до вас собеседник (подчиненный, партнер, клиент, конкурент), во время разговора открывайте не только свои уши, но и сердце. Восприятие лишь голых фактов не даст вам шанса проникнуть в саму суть проблемы. Научитесь читать между строк и понимать не только слова собеседника, но и его чувства и эмоции.

Страсть

Что может дать лидеру наличие страсти? Во-первых, она всецело развивает силу воли личности. Если в вас есть сильное стремление добиться чего-либо, вы найдете в себе силы сделать это, даже если придется и чем-то пожертвовать. Во-вторых, страсть усиливает возможности достичь намеченной цели. В-третьих, страсть способна изменить мир вокруг вас. Если в достижении своей цели вы будете руководствоваться именно выработанной к ней страстью, а не какими-либо другими намерениями или чувствами, то станете более эффективным лидером.

Страсть способна стереть из вашего лексикона слово «невозможно» - ведь если вы чего-то страстно возжелаете, то ничто не сможет вам помешать в достижении своей цели.

Положительный настрой

Человеку нужно периодически заряжаться позитивом. Добрые мысли и установки – важный момент в вашем становлении как преуспевающей личности. Это влияет не только на ваше собственное восприятие мира и окружающих, но и на то, как люди относятся к вам.

На пути каждого человека будут встречаться как люди, дарящие ему цветы, так и, бросающие в него камни. Важно не допускать того, чтобы эти камни испортили вашу положительную жизненную установку. А самые опытные и эффективные лидеры могут даже превращать весь негатив, направленный в их сторону от недоброжелателей, в позитив. Ваша жизненная установка определяет многое, что с вами происходит – от мелочей до великих событий.

Умение преодолевать текущие трудности

В какой бы сфере вы ни работали, иногда вас будут настигать сложности, которые надо преодолевать. Уйти от проблем невозможно, они всегда были, есть и будут в нашей жизни. Мы находимся в постоянном развитии.

Чтобы выработать в себе умение решать проблемы, опирайтесь на следующее: анализируйте текущую ситуацию и прогнозируйте возможные трудности; принимайте реальность такой, какая она есть; всегда рассматривайте полную картину, а не отдельные её фрагменты; действуйте по порядку, не пропуская ни одного шага; не опускайте руки, даже когда что-то пошло не так.

Умение ладить с людьми

Каждый из нас взаимодействует с разными людьми. А тот, кто стремится стать лидером, должен по-особому относиться к взаимоотношениям с окружающими личностями. Люди будут к вам тянуться, если им приятно с вами работать; если вы сможете с ними ладить в любых ситуациях, даже самых некомфортных. Умение строить благоприятные взаимоотношения с людьми основано на трех факторах: понимание, симпатия и желание помочь.

Ответственность

Необходимо запомнить раз и навсегда: за то, кем вы являетесь, что вы имеете и что вы делаете, несете ответственность только вы сами. Настоящие лидеры никогда не перекладывают ответственность на родственников, друзей, коллег, начальников, подчиненных. Большой успех возможен только при наличии умения брать на себя ответственность и с достоинством отвечать за свои поступки при любом исходе ситуации.

Уверенность в себе

Если вы каким-то образом заняли лидирующую позицию, но в внутри вас еще остались следы неуверенности. Вы как лидер нанесете только вред своей команде, но прежде всего – самому себе. При таком раскладе ваши внутренние личностные недостатки (неуверенность в своих действиях) будут только усиливаться, так как от вас как от лидера ждут многого, а вы не сможете это дать. Лидер – это человек, который способен поселить уверенность в других людях; лидер, который дает людям больше, чем от них получает; лидер, который расширяет свои возможности, не забывая о других.

Самоконтроль

Самоконтроль – одна из основ успеха в достижении поставленных целей. Без самодисциплины вы не сможете извлечь из своих возможностей весь максимум и раскрыть все умения и таланты. Чтобы развить в себе самоконтроль лидера, необходимо начать вести дисциплинированный образ жизни, причем касаться он должен не только работы, но и всех остальных сфер. Забудьте о каких-либо оправданиях своим неправильным действиям, расставьте приоритеты и четко следуйте намеченному плану.

Умение работать на других

Стоит сразу же оговориться: здесь говорится не о вашей должности или рабочих обязанностях, а о психологической стороне этого умения. Как ни парадоксально, но чтобы научиться по-настоящему служить людям, необходимо обладать сильной уверенностью в себе. Только она способна позволить вам это делать без ущерба адекватному самолюбию (которое есть в каждом человеке). Лидер, служащий другим, делает это по собственному желанию, и ставит интересы людей несколько выше, чем свои личные.

Самосовершенствование

Настоящий лидер никогда не будет удовлетворен тем, чего он уже добился. Даже когда вы уже добились уважения от окружающих, ваше мнение ценится, и вы можете влиять на людей, никогда не переставайте самосовершенствоваться.

Если остановиться на достигнутом, можно потерять многое из того, чего уже добились. Почему? Логическая цепочка проста: 1) умение самосовершенствоваться определяет то, кто вы есть; 2) то, кто вы есть, определяет кого и как вы можете вести за собой; 3) а то, кого вы поведете за собой, имеет немалое значение в общем успехе вашей команды. Чтобы начать эффективное самообучение, необходимо избавиться от излишней гордости и самовлюбленности, и признать, что вы еще очень многого не знаете и не умеете.

Работа на перспективу

Без этого качества ни один человек не сможет стать лидером. Те, кто желает получить всё и сразу, как правило, не обретают ничего и никогда. Смотрите в будущее, концентрируйте свои силы на цели и у вас всё обязательно получится!

Если вы решили стать настоящим лидером, то вам несомненно понадобиться огромная работа над собой. Ведь лидер обладает множественным набором психологических качеств и знаний для своей состоятельности.

Лидер (от англ. leader ) - первый, идущий впереди планеты всей 🙂 - человек, который в определенной группе людей пользуется признанием, авторитетом и обладает влиянием, которое определяется, как управленческая деятельность. Лидер принимает самые ответственные решения группы или организации и руководит всеми процессами в целом, при этом дает направление для дальнейших действий.

В данной статье мы будем говорить не о том , а о к ачествах лидера.

Качества лидера:

1) Уверенность в себе

2) Коммуникабельность

Без этого качества лидера трудно представить, умение налаживать контакты и быстро находить общий язык с коллективом важнейшее качество не только в этой стезе.

3) Умение постоянно учиться

Не для кого не секрет, что наш мир постоянно меняется все с большей и большей скоростью. Именно в связи с этим современным лидерам просто необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний и вносить инновации в своем деле. Это значительно повысит вашу конкурентоспособность.

4) Целеустремленность

Очень важное качество, которое отделяет лидера от остальных людей. Он всегда знает, чего он хочет и что для этого нужно сделать. Ведь согласитесь глупо вести толпу, когда сам не знаешь куда.

5) Ответственность

Умение отвечать за свои слова, действия, решения неотъемлемое качество лидера. Тут уже не сможешь сказать “кто виноват?”. Весь груз возможных неудач и провалов придется взять на себя, а вот успех делить со всеми.

6) Самодисциплина

Обычные люди легко позволяют себе все возможные слабости. Но лидер ни как не может позволить себе дать слабину и должен постоянно быть собранным и готовым к действию.

7) Умение общаться и слушать людей

Умение общаться и слушать людей одни из главных лидерских качеств. Именно с этого начинается лидерство. Вы должны не только общаться и убеждать людей на понятном языки, но и уметь выслушать и понять каждого человек, как отдельную личность.

8) Умения создать команду

Все мы понимаем, что без команды лидер перестает быть лидером. Поэтому умение создавать команду одна из ключевых качеств лидера. Дорого стоит притянуть и убедить людей идти под твоим знаменем.

9) Упорство

Лидер это тот человек, которые никогда не сдается и находится в постоянно активности. Он ищет ответы и решение до тех пор пока не найдет их.

10) Амбициозность

Лидер всегда стремиться к высоким целям и ярким результатам, при этом делает это осознанно не рисуя в воображении сказочных гор.

Многие люди хотят развить в себе качества лидера. Вот только не все понимают, кто такой лидер, и кем он является. Говоря простым языком, отличающийся целеустремленностью, неутомимостью, умением мотивировать других людей, служить им примером, вести их к результату. Лидер - это не только престижный статус, но и большая ответственность. И поскольку данная тема очень интересная, следует уделить ее рассмотрению чуть больше внимания.

Становление лидера

Для начала стоит немного поговорить об этом. Можно ли стать лидером? Да, если у человека изначально есть соответствующий характер, темперамент, огонь внутри и то, что называется хваткой. Все перечисленное может какое-то время «спать» в человеке, но потом либо само пробудится под воздействием обстоятельств, либо их обладатель запустит процесс.

Как бы там ни было, все лидеры проходят четыре этапа развития. Вкратце их можно обрисовать следующим образом:

  • Сам себе лидер. Человек учится понимать себя, нести ответственность за собственные слова и поступки, формулирует индивидуальную мотивацию, тренирует дисциплину, ставит цели, достигает их.
  • Лидер в ситуации. Человек возлагает на себя ответственность за небольшую группу/компанию в определенных обстоятельствах. Староста в университетской группе - один из примеров.
  • Лидер в коллективе. Человек, способный привести большую группу людей к сложным и важным целям. К примеру, руководитель отдела какой-либо компании.
  • Лидер команды. Тот, кто имеет огромный потенциал, неиссякаемую уверенность, крепкую силу духа и амбициозную цель, для достижения которой он собирает целый коллектив. Например, бизнесмен, организовывающий свое дело.

Быть лидером - это непросто. Но данный статус приносит большие плоды. Так какими качествами лидер обладать обязан?

Умение работать с целями

Об этом нужно сказать в первую очередь. Главное качество лидера заключается в умении определять цель и работать с ней в дальнейшем. Ему точно известно следующее:

  • Какие стратегии способны помочь добиться результата.
  • В каком направлении надо двигаться для ее достижения.
  • Какое количество времени и ресурсов потребуется для достижения цели.
  • Что будет получено в результате.

Также лидер умеет планировать, анализировать, конструктивно размышлять и предлагать дельные мысли. К тому же он способен доступно и понятно объяснить все перечисленное любому члену коллектива.

Коммуникабельность

Это тоже необходимо отнести к основным качествам лидера. Под коммуникабельностью подразумевается умение налаживать контакты и способствовать взаимно обогащающему, конструктивному общению. Если человеку свойственно данное качество, то он считается социально успешным.

А для лидера умение эффективно общаться с людьми, коллегами и партнерами является еще и залогом успеха. Если он коммуникабелен, то ему не составит труда создать полезную связь в нужное время, что поможет в эффективном достижении цели. К тому же, данное качество помогает располагать к себе людей, правильно задавать вопросы, незаметно переводить тему в необходимое русло и быстро получать интересующую информацию.

Умение вдохновлять и мотивировать

Это очень важное качество. Лидер - это человек, который не просто ведет за собой людей, а тот, за кем хочется идти! Он должен уметь создавать импульсы действий, стимулирующие как его самого, так и остальных. Более того, он обязан еще и вдохновлять на действия, создавать долгосрочную и устойчивую мотивацию.

Лидер умеет продемонстрировать притягательное и красочное будущее и вызвать тем самым у своих последователей и подопечных желание поскорее окунуться в него с головой. Для этого он должен:

  • Иметь хорошо поставленную речь.
  • Создавать «картинку» будущего, ярко описывать, но не приукрашивать.
  • В некоторой мере быть психологом. Без знания «точек» своих коллег и подопечных, на которые нужно воздействовать для вдохновения и мотивации, никак не обойтись.

И конечно, лидер обязан быть примером. Энергичным, позитивным, уверенным и в то же время по-деловому спокойным. Чтобы люди, глядя на него, знали - все получится, их определенно ждет успех, да еще и под таким руководством.

Человечность

Несмотря на то что все мы - люди, данное качество свойственно не каждому. Но лидер его иметь просто обязан. За кем будут идти люди? Кого они поддержат? К кому прислушаются? Только к тому, что кто оказывает им поддержку, заботится об их интересах, относится по-человечески, с пониманием.

Это очень важное личностное качество. Лидер может одновременно быть строгим и располагающим. Многие боятся проявлять понимание и поддержку, боясь потерять авторитет, но хорошие руководители знают, в каких ситуациях нужно проявлять ту или иную сторону.

Организованность

Рассказывая о том, какими качествами должен обладать лидер, нельзя не упомянуть об организованности. Очень важно не размениваться по мелочам, уметь отметать лишние действия, концентрироваться на важном. Основу действий настоящего лидера составляет:

  • Самодисциплина и дисциплина.
  • Четкий порядок действие.
  • Продуманный график и неукоснительное следствие ему.
  • Прилежность и пунктуальность.
  • Умение распределять время.
  • Способность максимально сосредоточиться на конкретном действии.

В процессе проявляется непосредственно. Ведь он не просто сам следует всему перечисленному, он еще и учит этому подчиненных. Кстати, в деловой среде это именуется тайм-менеджментом.

Что такое лидерство?

Это не качество, но оно тоже заслуживает внимания. Лидерством называется процесс социального влияния, за счет которого человек получает поддержку от других людей (членов коллектива, как правило) для достижения определенных целей.

Разновидностей может быть масса. Стиль лидерства определяет мировоззрение человека, особенности его характера, опыт. Иногда влияют и обстоятельства. Стили бывают следующими:

  • Автократический. Характеризуется сильно централизованной властью. Все решения принимает лидер, подчиненные лишь исполняют приказы.
  • Демократический. В принятии решений принимают участие все члены коллектива.
  • Либеральный. Лидер передает свои полномочия подчиненным, что повышает их инициативность и креативность.
  • Нарциссический. Лидер не считается с чужими интересами. Это не всегда обусловливает плохой исход дела, но в коллективе с таким авторитетом людям, как правило, неуютно из-за его высокомерия и агрессивности.
  • Токсический. Авторитет использует лидерство так, что коллектив оказывается в худшем положении.
  • Ориентир на результат. Лидер ведет коллектив к цели, четко следуя плану и помня о временных рамках.
  • Ориентир на отношения. Лидер пытается улучшить отношения в коллективе, ставя реальные цели на задний план.

Политическая сфера

Было бы неплохо вкратце рассмотреть тему в рамках той или иной жизненной отрасли. Вот, например, какими должны быть качества политического лидера? Из основных можно выделить такие:

  • Последовательная деятельность и активность. Это важно. Политик должен восприниматься людьми, как человек активный и деятельный. Экспрессивные выступления, впечатляющие решения, речи, проекты, поступки… все это данное качество демонстрирует.
  • Способность формировать свое поведение и образ. Политик должен уметь ориентироваться на людей, улавливать их требования и соответствовать им.
  • Умение политически мыслить. Оно помогает формулировать социальную позицию в определенных случаях и определять свое поведение.
  • Способность улавливать взаимосвязь между событиями в жизни общества и сферами.
  • Умение вызывать оправданное доверие. Ни один политический лидер не повлияет на людей, если они не будут ему доверять.

Также в этот перечень можно включить умение пользоваться властью и брать на себя ответственность, способность понимать простых граждан, а еще проявление гуманизма и высокой нравственности.

Признаки лидера

Их хотелось бы перечислить напоследок. Выше было многое сказано о том, какие качества характеризуют лидера. И вот, что можно отнести к признакам, по которым такого человека легко распознать:

  • Он не ждет приказов, а действует сам, причем делает это разумно и эффективно, во благо.
  • Ему присущи смелость и сильный характер.
  • Он принимает смелые решения.
  • У него много единомышленников и советчиков.
  • Он мыслит оптимистично, но не безрассудно.
  • Одно из лучших качеств лидера - он всегда знает, чего хочет.
  • Он не боится разрушить все ради построения чего-то нового.
  • Лидер не пытается быть кем-то, он остается самим собой.
  • Такой человек не конкурирует с другими, а сотрудничает.
  • Перемены и кризис воспринимает не как проблему, а как возможность начать активно действовать.
  • Преграды его мотивируют, а не угнетают.
  • Он всегда идет до конца. Ничто не способно заставить его свернуть с пути.
  • Его жизнь всегда впечатляет и восхищает.
  • Многие пытаются ему подражать.
  • Лидер не напрягается. Если возникает проблема, то он ее решает, не тратя время на сетования и переживания.
  • В любой сфере жизни по нему видно, что он - лидер. Даже если он отдыхает в одиночестве.

Изучив даже этот небольшой перечень, можно понять, что лидер - это сильная и волевая личность, способная как самостоятельно совершать поступки и подвиги, так и с успехом мотивировать на это других.

Если человек дожил до 30 лет и ни разу не попробовал себя в качестве лидера, он может не справиться с этим, когда про- бьет его час. Он может быть идеальным организатором, пока все идет нормально. Но вдруг, независимо от его желания, воз- никнет ситуация, когда ему просто придется взять дело в свои руки. И что тогда? Начинать учиться будет уже поздно.

обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко го- ворить самому и умение слушать, когда говорят другие.

Искусство общения во все времена признавалось обяза- тельной чертой лидера. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдви- нуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусст- вом не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим - в военное. Вожди бы- ли уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физи- ческая сила на войне.

Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных ак- центов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший ора- тор обладал чувством такта, умело учитывал характер собе- седников, знал историю народов и их взаимоотношений. «Большие люди» выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение боль- шинства.

Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депута- ты выдвигаются именно благодаря своему красноречию.

Умение общаться с людьми - это навык, который каждый может постепенно освоить. Чтобы произвести хорошее впе-чатление, вы должны понятно писать и правильно говорить.

При составлении доклада или реферата по какому-нибудь предмету помните, что это не сочинение по литературе, здесь необходимы простота и ясность

Еще одно правило. Не старайтесь поразить учителя умны- ми словами и выражениями, почерпнутыми из учебника. Учи- тель все равно поймет, что они не ваши. Если от вас требуется всего лишь собрать информацию и изложить ее так, чтобы тот, кто будет это читать, мог получить представление о пред- мете, то лучше действовать по заранее составленному плану.

Общение - это не односторонний процесс, при котором мы просто сообщаем информацию. Общаясь, мы также получаем информацию, а этот процесс требует от нас умения слушать.

Слушать означает больше, чем просто слышать.

Мы часто «слышим» только то, что хотим услышать. Когда мы слушаем, мы пропускаем через себя слова, интонацию и жесты собесед- ника. К этому мы должны добавить свои собственные реакции, которые дают понять собеседнику, что мы внимательно его слушаем. В число этих реакций входят: выражение лица, улыбка, кивание головой и различные реплики.

При получении информации необходимо полностью уде- лять внимание говорящему, не строя догадок о том, что вам собираются сообщить. По возможности записывайте наибо- лее ценную информацию. Это особенно важно при получении информации по телефону, когда происходящее в том месте, откуда звонят, вам незнакомо и легко может вас сбить с толку.

Когда вы слушаете, то:

Делайте это с полным вниманием;

Не стройте поспешных догадок о том, что собирается вам сказать собеседник;

Не теряйте время, пытаясь сформулировать ответ, слушая другого;

Глядя в глаза, покажите, что вы действительно внима- тельно его слушаете;

Слушая собеседника по телефону, не позволяйте происхо- дящему в комнате отвлекать вас;

Разговаривая по телефону, давайте понять звонящему, что вы его внимательно слушаете, время от времени произно- ся: «Так...», «Да...», «Хорошо...» и т.д.;

При необходимости делайте пометки.

Слушание представляет собой умение, которое можно вы- работать. Оно заключается в правильных ответах на постав ленные вопросы, в способности реагировать на актуальные для собеседника темы. У последнего должно сложиться впе-чатление, что вы им живо интересуетесь, и то, что вы внима- тельны и желаете продолжить беседу.

Реакция на вопросы должна быть спокойной и краткой, т.е. такой, чтобы она не мешала ходу мыслей выступающего или говорящего. Реакция может быть манипулирующей, непра- вильной и неэффективной, если она не совсем искренняя. Ре- акцию на смысл произнесенного лучше всего выражать в мо- мент паузы.

Каждый претендующий занять место лидера в коллективе должен обладать рядом лидерских качеств. Именно лидерские качества и определяют роль лидера, объясняют, почему одни становятся таковыми и готовы увлечь и повести за собой, другие же не принимаются в этом качестве и не пользуются авторитетом.

– это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. Невозможно выделить одно-два качества характеризующих лидера. Их намного больше. С другой стороны можно довольно долго перечислять качества и трактовать их как лидерские. И чем больше становиться список, тем меньше в нем практической пользы, проще запутаться.

В данной статье будут приведены основные лидерские качества, развитие которых способно из любого человека сделать настоящего лидера.

Личные качества лидера

ЗНАНИЕ СЕБЯ, СВОИХ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

Знать себя, чувствовать, что происходит внутри себя, уметь прислушаться к своим эмоциям и чувствам, к своей интуиции , четко и ясно представлять чего ты хочешь – неотъемлемое качество лидера. Это помогает ориентироваться в жизни и понимать других людей, это помогает не упустить свой шанс, распознав подходящую возможность. Настоящего лидера не сбить с намеченного пути им сложно манипулировать, потому что он точно знает что хочет.

ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ

Это одно из лидерских качеств, которое присуще многим современным лидерам. Например, Ричард Брэнсон , основатель корпорации Virgin, под управлением которой на сегодня находятся более 300 различных фирм по всему миру, представляет собой образ человека, лидера готового всегда идти на риск. Часто он рисковал всем, как в бизнесе, так и в обычной жизни (взять хотя бы кругосветное путешествие на воздушном шаре).

Причиной, объясняющей, почему настоящие лидеры не боятся рискнуть и изменить свою жизнь , является понимание, что за не проявленную инициативу порой приходится платить немалую цену. Потому люди, стремящиеся упреждать события, всегда готовы пойти на риск.

Сегодня существует много владельцев предприятий, руководителей которые стремятся построить значимое «дело» не рискуя, а работая в стиле «тише едешь – дальше будешь». Как говорил Джон Кеннеди: «Любому плану действий присущи затраты и риски, но они значительно меньше, нежели отдаленные затраты и риски, порождаемые комфортным бездействием ».

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Высокий и адекватный уровень самооценки лидера в совокупности с уверенностью в себе помогают ему в необходимых случаях рисковать, повышают в критических ситуациях смелость и решительность. Уверенность в собственных силах позволяет лидеру расширять пределы своих возможностей и приобретать новый жизненный опыт . Эту теорию в 1981 году обосновал Б. Басс, который проанализировал ведущие исследования в области лидерских качеств и подтвердил, что чувство уверенности в себе , лидера на порядок выше, чем у тех, кто за ним следует.

НАДЕЖНОСТЬ, НОРМАТИВНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Лидер это носитель норм и ценностей объединения людей, поэтому его мировоззрение, его действия должны быть согласованы с общечеловеческими нормами морали - честностью, справедливостью, надежностью, ответственностью и последовательностью в действиях и поступках.

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Для адекватной ориентации в ситуации у лидера должна быть активная жизненная позиция. Это необходимое лидерское качество , которое позволяет лидеру всегда находится в гуще событий, узнавать обо всем из первых уст и быть более информированным.

ИНИЦИАТИВНОСТЬ И УМЕНИЕ МОТИВИРОВАТЬ СЕБЯ

Инициативные и активные люди не ждут, пока кто-то другой вызовет в них желание работать. Они знают, что только на них лежит ответственность убедить себя оставить привычную зону комфортности. И они делают самомотивацию регулярной практикой. Вот, что говорил Теодора Рузвельта, один из инициативных и величайших людей 20 века, наделенный массой лидерских качеств: «В биографии нет ничего выдающегося и блестящего, кроме того, что я действительно делал то, что по моему убеждению, нужно было сделать… И когда у меня складывалось однозначное мнение о нужности осуществить что-то, я действовал ».

Управленческие и организационные лидерские качества

УМЕНИЕ СОЗДАТЬ КОМАНДУ

Умение притягивать к себе людей (идеями и мыслями , идеалами, умением убедить человека ) и создавать команду последователей и единомышленников – качество, которое определяет успешность становления индивида в роли лидера. Постановка общих целей и ценностей и контроль над приверженностью последователей этим целям являются одними из главных лидерских качеств.

СПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗОВАТЬ КОЛЛЕКТИВ НА РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Это одно из фундаментальных организационных качеств лидера. Оно состоит из умения распределять обязанности между членами коллектива, способности воодушевлять и мотивировать группу на выполнение задач и функций, координировать работу и т. д.

ВИДЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Человек, который ведет за собой группу, просто обязан знать куда идти. Наблюдательность , видение перспективы деятельности своей группы, перспективы, коллектива, который следует за ним – одно из самых важных организационных качеств лидера .

Лидеры не имеют права погрязнуть в мелочах и деталях настолько, чтобы потерять из виду что-то, что является по-настоящему важным. Литератор Альфред Монтапер писал: «Большая часть людей видят перед собой преграды, лишь немногие видят цели, история отмечает успехи последних, в то время как для первых воздаянием становится забытье ».

ГИБКОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СИТУАЦИИ

Лидеры - это зачастую участники сложных процессов, они находится на «арене», где действует большое множество всевозможных сил, которые порой находятся за границами его знаний и контроля. Поэтому организационный лидер должен чувствовать ситуацию, уметь быстро в ней сориентироваться и принять единственно правильное решение.

ГОТОВНОСТЬ ПОДДЕРЖАТЬ В ТРУДНУЮ МИНУТУ

Нежелание лидера оказать своему единомышленнику и последователю поддержку в случае, когда она очень нужна и он способен ее предоставить, в большинстве случаях, лишает его последователей и статуса лидера.

Люди уважают такого лидера, который никогда не забывает об их интересах. Если вы сконцентрированы на том, что вы можете дать своим последователям, а не на том, что можете от них получить, те будут уважать и любить вас, а это сделает ваши взаимоотношения длительными и более прочными.

Как сказал один из руководителей General Motors: «Поля самых различных отраслей промышленности усеяны костями предприятий, лидерские качества руководителей которых были насквозь пропитаны гнилью и моральным разложением, где свято верили в то, что нужно только брать, вместо того чтобы отдавать… где не понимали, что единственный актив фирмы, который не поддается быстрой замене, - это ее люди ».

Запомните! Способность благодарить и поощрять качество, которое помогает лидеру успешно выполнять организационно-управленческие функции.

Психологические и социальные лидерские качества

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Важным качеством лидера является коммуникабельность , умение быстро налаживать контакты с людьми и уверенно чувствовать себя в коллективе. Сложно представить лидером человека, который при общении испытывает застенчивость .

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Лидер координирует взаимоотношения в коллективе, поэтому в оценке поступков и действий других людей должен быть справедлив, объективен и непредвзят.

СПОСОБНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯТЬ И ОТСТАИВАТЬ ИНТЕРЕСЫ КОЛЛЕКТИВА

Лидер представляет общие интересы, поэтому способность их отстаивать во внешних инстанциях и брать всю ответственность за корпоративную деятельность является важным качеством лидера.

УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

Это лидерское качество является основой формирования доверия последователей к лидеру и готовности следовать за ним.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .