Ленин на броневике - памятник фальсификации истории. Ленин на броневике: памятник фальсификации истории

«В этой истории до сих пор немало загадок, - пояснил директор Санкт-Петербургского института истории РАН Николай Смирнов . - Несомненно одно: в ночь с 3-го на 4-е апреля вождь мирового пролетариата после эмиграции приехал в Петроград. Согласно общепринятой версии, соратники собрались встречать его так, чтобы продемонстрировать силу набирающих популярность большевиков. Было решено, что Ленин выступит с речью на настоящем боевом броневике. Далее детали расходятся».

Найти такой оказалось проблемой, тогда взяли учебный из дивизиона Михайловского манежа. В запасной роте он числился под № 2. По словам одних очевидцев, Ленина на руках внесли на крышу машины. По воспоминаниям других - он туда забрался сам, а после выступления на этой же технике отправился в особняк Кшесинской, где находился штаб партии.

Много вопросов вызывает и сама речь. В официальной истории о ней говорится, как о «знаменитой». Но вот воспоминания революционера Константина Еремеева: «Я стоял у самого броневика. Хорошо видел и слышал оратора, но в памяти у меня нет его слов. Много из позднейших речей Ильича я помню дословно. Но этой первой не помню - думаю, что и никто не помнит».

Есть и ещё одна точка зрения - что никакой встречи на самом деле не было. Просто возвращаясь из эмиграции в столицу, на Финляндском Ленин столкнулся с протестующей толпой и решил воспользоваться случаем. Поднялся на один из бронеавтомобилей, которые тогда стояли на вокзале, и сказал несколько зажигательных фраз. В том числе - «Да здравствует социалистическая революция!», впоследствии ставшую одним из лозунгов восстания. А уже государственная пропаганда сделала эту «речь» исторической.

Легенда пошла по миру

Загадочна и судьба броневика. Известно, что его назвали «Враг капитала», что он участвовал в боях под Пулково, Ямбургом и Красным Селом. В 1927 году к десятилетию Октября машину решили сделать одним из знаков нового времени, но она… пропала. В поисках участвовали сотрудники музеев, архивов, ветераны - тщетно. Лишь в 1939-м на заброшенной базе в Сосновке удалось найти похожий экземпляр. Началось опознание, которое подтвердило: это тот самый, ленинский. Криминалисты под слоем грязи и краски даже обнаружили № 2.

Правда, другие эксперты представили иные факты: они точно определили, что машина принадлежит Путиловскому заводу и выпущена в 1919 г. А значит, Ленин на ней выступать не мог. Но эти доводы уже никто не слушал. В том же 1927-м Эйзенштейн снял яркий фильм «Октябрь», где тоже задействовал найденный на складе артефакт. Картину показали в США, где её восприняли как документальную. Так легенда вышла на международный уровень.

Сейчас этот неоднозначный памятник находится в Военном музее артиллерии и инженерных войск Санкт-Петербурга.

Автомобили, на которых ездят первые лица разных государств, часто влияли на ход мировой истории. Можно вспомнить убийство Кеннеди, который был застрелен во время поездки на кабриолете, покушение на Шарля де Голля, жизнь которого спас «Ситроен». Однако говоря о Владимире Ленине, мы редко вспоминаем, какую роль сыграли машины в его жизни. А роль была немалая: еще до революции Ленина сбил автомобиль, с другого автомобиля (точнее, с броневика) он высказал свои «апрельские тезисы», а потом не раз спасался от покушений во многом благодаря своим машинам. К тому же, автомобили Ленина регулярно угоняли.

Знакомство Ленина с четырехколесной техникой произошло в 1909 году во Франции. Проживая в предместьях Парижа, простой эмигрант и будущий революционер не мог себе позволить купить ничего дороже велосипеда. И вот однажды Ленин и его велосипед встретились с автомобилем. Это был Rolls-Royce «Silver Ghost» («Серебряный призрак»).

Rolls-Royce Silver Ghost (Фото компании Rolls-Royce)

В декабре 1909 года Владимир Ульянов возвращался с аэропланного шоу и за несколько миль до Парижа был сбит машиной. Велосипед Ильича превратился в груду металла, а сам будущий вождь получил серьезные ушибы. За рулем «Серебряного призрака» оказался парижский аристократ, на которого Ленин подал в суд и… выиграл дело, получив от виконта солидную сумму на возмещение ущерба. И спустя некоторое время он уже вновь колесил на новеньком велосипеде, купленным, по всей вероятности, на деньги незадачливого аристократа.

С тех пор автомобильная история Ленина прервалась почти на 10 лет – до 1917 года, когда в ночь с 16 на 17 апреля Владимир Ильич провозгласил свои знаменитые «апрельские тезисы» с броневика «Остин-Путиловец».

Все мы знаем о том, что Ленин выступал на броневике, но мало кто задавался вопросом, что это был за броневик.

«Остин-Путиловец»

В 1914 – 1917 годах британская компания «Остин» поставляла в Россию броневики с одноименным названием, и российская армия активно использовала их во время Первой мировой войны. Однако довольно быстро выяснилось, что машина военным не подходит, и в 1916 году было решено модернизировать «Остины» силами Путиловского завода в Петербурге. Броневик получил усовершенствованную броню толщиной 8 миллиметров и обзавелся двумя вращающимися башнями, в каждой из которых находился пулемет «Максим», а пулеметные амбразуры защищали специальные щитки 7-миллиметровой брони.

При ведении боя стволы пулеметов сильно нагревались, поэтому к потолку каждой башни была прикреплена емкость с охлаждающей жидкостью, которая через шланг подавалась на кожухи пулемета. Еще одна интересная деталь броневика – дублирующее рулевое управление: управлять машиной можно было с обоих ее "концов", что обеспечивало прекрасную маневренность.

«Остин-Путиловец» на пьедестале возле Мраморного дворца (Фото с сайта stavropol-auto.ru)

-\ -\ -\На «Остин-Путиловец» устанавливали особо прочные колеса: при попадании в них пуль или проколе полученные повреждения быстро заполняла самозатягивающаяся масса ("гусматик"), изобретенная петроградским химиком А. Гуссом. -\В движение броневик приводил четырехцилиндровый двигатель мощностью 50 лошадиных сил. При весе в 5,2 тонны машина разгонялась почти до 60 километров в час, и имела отличную для того времени проходимость.

Интересно, что все царские броневики имели названия: «Резвый», «Защитник». Однако на борту «Ленинского» была всего лишь цифра «2». Причина довольно проста – это был опытный образец, которым имена положены не были. Броневик, по всей видимости, был изъят из мастерской Петроградского бронедивизиона (где, кстати, и проходили полевые испытания «Остина-Путиловца»). Большевикам удалось завладеть им совершенно беспрепятственно, заявив охране о том, что машина отправляется на пробные испытания. Организатор этой аферы ­­– Георгий Васильевич Елин, большевик и член автоброневого движения, быстро смекнул, что получить «на обкатку» опытные образцы гораздо проще, чем угонять боевые машины.

Именно этот броневик, которому позже все-таки дали имя – «Враг капитала», принял участие в штурме Зимнего Дворца, затем стал пособием для молодых курсантов, а с 1950 года навечно поселился возле Мраморного дворца в Санкт-Петербурге. В 1992 году его хотели купить американцы и, зачем-то, финны. Почти все было готово к продаже, однако в последний момент Министерство Обороны передумало и решило сохранить революционную реликвию.

Броневик №2. Он же «Остин-Путиловец». Он же «Враг капитала» (Фото пользователя Potekhin с сайта wikipedia.org)

В марте того же 1992 года броневик перенесли в вестибюль Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, где он находится и сейчас.

Правда есть мнение, что на самом деле выставленный в музее автомобиль – это не тот «Враг капитала», с которого Ленин призывал пролетариат к решительным действиям. Однако его подлинность подтверждают некоторые факты. У машины сохранились наружные фары, которых у других броневиков не было. Башни стоят чуть криво, тогда как у серийных машин линия башен всегда была строго перпендикулярна оси самого броневика. Кроме того, по словам работников музея, во время штурма Зимнего дворца, водитель не смог быстро закрыть задвижку смотровой щели и вовнутрь машины влетела шальная юнкерская пуля, о чем до сих пор красноречиво свидетельствует глубокая бороздка на переднем рулевом колесе.

«Turcat-Mery 28»

Первым автомобилем Владимира Ильича уже в роли главы Советского государства стал французский «Тюрка-Мэри-28». Неизвестно, как эта роскошная машина попала в Россию, как неизвестно и то, куда впоследствии она подевалась…

Автомобиль «Тюрка-Мэри – 28» 1915 года выпуска, был сделан французскими мастерами вручную. Шикарный темно-зеленый автомобиль имел закрытый кузов, а его четырехцилиндровый мотор выдавал 50 лошадиных сил. Однако пользоваться комфортным пространством заднего салона Ленин не стал, и ездил рядом с шофером. Почему он поступал так – неясно. Может, хотел подчеркнуть свою демократичность, а может просто любил смотреть на дорогу. (Фото пользователя snortonx с сайта drive2.ru)

Однажды авто угнали, причем средь бела дня и прямо со двора Смольного. На поиски машины были брошены лучшие специалисты ЧК, и через какое-то время автомобиль был найден в одном из заброшенных сараев пожарной части на окраине города. Вначале была выдвинута версия, что угон носил политический характер. Однако угонщиками оказались обычные преступники, которые надеялись затем продать эту машину.

Дальнейшая судьба «Тюрка-Мэри – 28», к сожалению, неизвестна. Существует версия, что этот автомобиль в бурные революционные времена было очень сложно обслуживать. В любом случае, его следы потерялись еще в 20-е годы прошлого столетия.

«Delaunay-Belleville-45»

Следующим автомобилем Ленина также стал "француз" – шикарный семиместный лимузин «Делонэ-Белльвилль – 45» из гаража Николая ІІ. Это был одним из 45 императорских автомобилей, доставшихся большевикам в ходе революции. Также в распоряжение Ленина поступил один из шоферов царя – Степан Казимирович Гиль, ставший впоследствии личным водителем Ильича. Для содержания и обслуживания правительственных автомобилей было создано транспортное подразделение: Гараж Особого Назначения (ГОН).

«Делонэ-Белльвилль – 45» в одном из автомобильных музеев Франции

Модель «Делонэ-Белльвилль – 45» 1912 года выпуска имела четырехступенчатую коробку передач и шестицилиндровый двигатель объемом почти 12 литров! Мощный мотор (70 лошадиных сил) с легкостью разгонял автомобиль весом 2,3 тонны до 110 километров в час.

«Делонэ-Белльвилль» %В 1903 году французская компания «Делонэ», специализировавшаяся на выпуске паровых котлов, переквалифицировалась на производство автомобилей и не прогадала. Основными клиентами этой компании стали самые богатые и влиятельные люди Европы. «Делонэ» успешно конкурировала с гигантами вроде «Мерседеса» и «Роллс-Ройса». Фото с сайта sovsekretno.ru

У этой машины была не самая удачная судьба. При очередной попытке покушения на вождя «Делонэ-Белльвилль» был обстрелян. Это случилось 1 января 1918 года, когда Ленин возвращался с митинга. За рулем находился Тарас Гороховик – еще один личный водитель Ильича. Мастерство шофера и безотказность автомобиля тогда спасли Ленину жизнь. Узкими улочками, дворами и переулками Гороховику удалось скрыться. В том инциденте никто не пострадал, но автомобиль был сильно изрешечен пулями и не подлежал ремонту. В итоге, роскошный лимузин, мечта западных аристократов, был списан и похоронен где-то на свалках города…

«Renault - 40 CV»

Французские автомобили вообще были фаворитами императора и занимали большую часть царского гаража. Например, еще один яркий интересный представитель этой коллекции – «Рено – 40 CV». Модель оснащалась шестицилиндровым двигателем объемом 7,5 литра и – впервые в автомобильной истории – усилителем тормозов.

«Рено - 40 CV» в музее (Фото пользователя AlfvanBeem с сайта wikipedia.org). Этому автомобилю Ленин обязан жизнью.

Самое громкое покушение на Владимира Ильича произошло 30 августа 1918 года на заводе Михельсона. После очередного митинга, погруженный в свои мысли, он направлялся к автомобилю «Рено 40 CV». На улице его задумчивость простым вопросом прервала незнакомая женщина, и как только Ленин собрался ответить – прогремели три выстрела… Раны были очень тяжелыми. Вождя положили в «Рено», который тут же рванул в Кремль, где Ленину была оказана необходимая помощь.

А 6 января 1919 года автомобиль угнали. Причем нагло и бесцеремонно. Гиль вез Ленина в Сокольники, как неожиданно дорогу им перегородили вооруженные люди. Водитель смело мог объехать их, но Ленин приказал остановиться, решив, что это патруль. Довольно быстро манера поведения «патрульных» все объяснила без слов: Владимир Ильич стал жертвой самого обыкновенного бандитского нападения. Главарь по фамилии Кузнецов (больше известный, как Кошельков, или Яшка Кошелёк) приказал всем выйти из автомобиля, на что удивленный Ленин сказал: «Да вы что, я же Ленин!» К счастью Ильича, Кошелёк просто не расслышал фамилию и рявкнул в ответ: «Не знаю я никакого Левина! Я хозяин города! Выходите из машины!».

Владимир Ленин, Крупская и сестра Ленина Мария Ульянова в автомобиле «Рено – 40 CV» (Фото с сайта old.avtomir.com)

По некоторым данным, бандиты успели совершить на угнанном автомобиле несколько "дел": они грабили пешеходов и даже застрелили милиционера. Позднее у Крымского моста метким выстрелом сотрудника милиции был убит шофер бандитов. Преступники бросили машину и скрылись. Это – последнее упоминание ленинского «Рено».

«Роллс-Ройс»

После покушения в 1918 году здоровье Ленина резко ухудшилось, и ему требовался регулярный отдых. Отдыхать Владимир Ильич любил, конечно же, в Подмосковье. Клин, Завидово, Солнечногорск… Но самое любимое место – Горки.

Не все автомобили главного гаража страны выдерживали частые загородные поездки, особенно по проселочным дорогам. Некоторые машины постепенно выходили из строя, а из-за отсутствия необходимых запасных частей ремонт их зачастую был попросту невозможен. Самым стойким и надежным автомобилем оказался Rolls-Royce «Silver Ghost». Да-да, «Серебряный призрак», с которым Ленин «познакомился» еще в далеком 1909 году.

Роллс – Ройс «Серебряный призрак» с кузовом фаэтон (Фото компании Rolls-Royce)

Компания «Роллс-Ройс» начала производство этой модели в 1906 году, но выпускала лишь шасси, оставляя работу над кузовом специализированным ателье. По желанию клиента строился автомобиль с кузовом любой формы и цвета, который имел различное дополнительное оборудование и персональную отделку салона.

В этот день, …лет назад

Шестнадцатого апреля 1917 года Ленин прибыл из эмиграции на Финляндский вокзал Петрограда. Ильича встречали организованно и торжественно. На перроне стоял почетный караул. На вокзальной площади и прилегающих улицах собрались десятки тысяч рабочих.

Но вот тут надо сделать небольшую поправку в трудах советских патентованных историков. Большинство этих рабочих пришли вовсе не для того, чтобы не встречать будущего вождя мирового пролетариата. Они вышли на демонстрацию против Временного правительства. Но умелые большевистские лидеры блестяще сумели воспользоваться моментом - они увлекли демонстрантов на встречу с Лениным.

И еще одна ремарка: до 1917 года Ильича мало знали в народе, да и сам он особо не "светился", чтобы лишний раз не напоминать о себе Охранному отделению.

Далее. Никакой кепки на Ленине, ставшей впоследствии знаменитой, не было. Он был в котелке. Когда вождь выходил из вагона, грянула "Марсельеза", а вовсе не "Интернационал", как потом вспоминали некоторые забывчивые товарищи. Командир караула - балтийский моряк - отсалютовал Ленину, а Ильич по рассеянности в ответ приложил ладонь к котелку. Впрочем, он был человек сугубо гражданский… Позднее вождь такое проделывал неоднократно уже будучи в кепке.

На выходе из вокзала рабочие помогли Ленину взобраться на двухбашенный броневик "Остин-Путиловец". Полный текст речи, произнесенной с броневика, не сохранился, но общий смысл таков: "Да здравствует мировая социалистическая революция!"

Гремел оркестр. Вокруг, как вспоминают свидетели, "море штыков и красно-золотых знамен и лозунгов". Причем, подозреваю, что не все собравшиеся верно понимали смысл происходящего. Ну, как в "Золотом теленке":

"Деревня встретила головную машину приветливо. Но обычное гостеприимство носило довольно странный характер. Видимо, деревенская общественность была извещена о том, что кто-то проедет, но кто проедет и с какой целью - не знала. Поэтому на всякий случай были извлечены все изречения и девизы, изготовленные за последние несколько лет. Вдоль улицы стояли школьники с разнокалиберными старомодными плакатами: "Привет Лиге Времени и ее основателю дорогому товарищу Керженцеву", "Не боимся буржуазного звона, ответим на ультиматум Керзона", "Чтоб дети ваши не угасли, пожалуйста, организуйте ясли". Кроме того, было множество плакатов, исполненных преимущественно церковнославянским шрифтом с одним и тем же приветствием: "Добро пожаловать!""…

После митинга броневик с Лениным поехал к Матильде Кшесинской. Нет, не к балерине, а к ее особняку - великокняжеская любовница съехала из него после Февральской революции. Позднее перебралась из города на юг, а потом и вовсе за рубеж. А в ее особняке расположилась штаб-квартира большевиков.

Всех, конечно, страшно интересует: когда же Ильич слез все-таки с крыши броневика? Хочется сказать - никогда. Памятник "Ленин и броневик" и по сей день стоит у Финляндского вокзала. А живой Ильич, видимо, вскоре после начала поездки перебрался в кабину броневика, продолжив триумфальное шествие к особняку Кшесинской.

Кстати, в этот же день, 16 апреля, в 1859 году скончался французский историк Алексис де Токвиль. Я недаром вспомнил о нем. Он - автор знаменитой книги "Старый порядок и революция". В ней Токвиль, в частности, пришел к выводу, что Французская революция произошла из-за того, что с середины XVIII века главными политическими деятелями в обществе и "властителями дум" стали… литераторы, энциклопедисты и философы. Казалось бы, парадоксально. Впрочем, умные люди это заметили тогда же. Екатерина II после начала Великой французской революции приостановила печатание собрания сочинений Вольтера, а уже напечатанные тома распорядилась сжечь. Умная женщина! Хоть и с опозданием, но она сумела связать причины со следствиями. Кровавыми последствиями…

Почему в России в 1917 году таких умных людей оказалось мало? Ну как же! Задумали революцию в белых перчатках… Прекраснодушие удивительное! Чеховские обыватели в квадрате, которые были убеждены, что свежее молоко раздается стаканами всегда по утрам, несмотря ни на что. А ведь рядом, совсем неподалеку, жил-был человек, тоже писатель, который был убежден, что "если враг не сдается, его уничтожают".

Насчет литераторов. Утверждение об их тотальном влиянии применимо и к нашей истории. Кто был у нас властителями дум лет эдак за пятьдесят до 1917 года? Писатели и литературные критики. А как мы изучали, скажем, историю России XIX века? По Гоголю, Пушкину и Тургеневу. А еще стоит добавить Белинского, Писарева и Венгерова. Странно, конечно. Какую такую империю на одну шестую часть света могли построить ноздревы и маниловы? Максимум - среднестатистическое европейское захолустье типа Курляндии.

Подумайте: а почему никто и никогда не изучал британскую историю по Шекспиру и Диккенсу или американскую по Эдгару По? Скажем, по "Королю Лиру" или "Гамлету"? Но в случае с Британией все почему-то хорошо понимают, что Лир, Офелия и Джульетта - это литературные персонажи, не более, а Британская империя - это Генрих VIII, Веллингтон, Дизраэли, Елизавета…

А у нас "Мертвые души" - по своей сути, анекдот, рассказанный Гоголю великим Пушкиным - возведен в ранг документального исторического свидетельства. И по этой поэме мы поколениями изучали историю России первой половины XIX века. Это то же самое, как познавать вкус блюд по картинкам, а любовь - по книге Дарвина "Происхождение видов"…

У радио Sputnik отличные паблики

Памятники - это не просто шедевры скульптуры, но и символы истории. За ними всегда стоит известная личность и связанный с ней факт истории. Ярким примером этого является памятник «Ленин на броневике». Он был установлен в 1926 году в Санкт-Петербурге, на Финляндском вокзале. В этом историческом монументе большой интерес вызывает бронеавтомобиль. Ведь вокруг него до сих пор кипят споры. Одна группа специалистов утверждает, что этот боевой товарищ вождя пролетариата помог пройти ему через тернии большевистской революции. Другие называют памятником Разберемся в деталях вопроса.

Конкурс

Вскоре после смерти В. И. Ленина был объявлен конкурс для скульпторов России на создание исторического памятника как символа значимого этапа в политической жизни страны. Лучшей работой было признано произведение «Ленин на броневике». Авторами его стали сразу три мастера: Владимир Щуко, Сергей Евсеев и Владимир Гельфрейх. Они запечатлели вождя в бронзе с указующей вперед рукой на башне боевой машины. Памятник «Ленин на броневике» десяти метров в высоту был установлен в символичный день, 7 ноября. Но с тех пор он и личность самого вождя хранят больше тайн и сомнений, чем исторического значения.

Огонь, вода и медные трубы

Установлено, что марка броневика Ленина - «Остин». Эта модель являлась английской разработкой. Машины заказывали в Великобритании, а в России их модернизировали и использовали для русской армии в Первой мировой войне. Служба тогда представлялась довольно рискованным делом, поэтому военные группы формировались из добровольцев. Бронемашины открывали огонь, только вплотную подъехав к противнику. Артиллерийские снаряды поэтому, в упор попадая в боевой объект, с легкостью прошивали броню. Несмотря на такую «близорукость», машины «Остин», тем не менее, помогли совершить немало военных подвигов и успешно использовались в засадах. И пусть броневик, украшающий в Санкт-Петербурге, конкретно сам не участвовал в сражениях, «родословная» его имеет фактическое подтверждение.

Технические характеристики

С 1917 по 1919 год было произведено несколько модификаций броневиков. Как правило, были машины с двумя рулями, спереди и сзади для обратного хода. Они были оснащены двумя пулеметами марки «Максим» для отражения нападения. Масса бронеавтомобиля составляла 5,3 тонны, мощность двигателя достигала 50 лошадиных сил. По шоссе он развивал скорость до 50 км/ч. Экипаж вмещал четыре человека.

Легенда

Со времени революции создано немало мифов о броневике, на котором Ленин буквально проехал через революцию. Так, известно, что вождя пролетариата после эмиграции в апреле 1917 года решено было встречать официально с демонстрацией большевистской силы. Матросы, солдаты и военная техника - именно на них делали ставку в этой встрече. Но так как достать настоящую боевую машину для большевиков представлялось проблемой, то была взята учебная разработка из дивизиона на Михайловском манеже. О том, как назывался броневик Ленина, точных сведений нет. По сравнению с боевыми коллегами, в запасной бронероте он просто проходил под номером 2.

Впоследствии появилось две версии, по которым Ленина на руках внесли или он сам забрался на крышу броневика, чтобы произнести напутствующую, воодушевляющую речь большевикам о наступлении нового исторического этапа в жизни России. А после этого он на все том же броневике отправился в штаб большевиков (особняк Кшесинской), делая по дороге остановки для повторной декламации своей речи. По свидетельству шофера - предположительно Василия Федорова (личность его до конца не была установлена), броневик Ленина участвовал в штурме Зимнего дворца. Отпечатком этого события служит повреждение на переднем руле от юнкерской пули.

Также исторические свидетельства утверждают, что на броневике встречал в Петрограде нападение войск генерала Н. Н. Юденича в 1919 году. А после революции «Враг капитала», как назывался броневик, на котором выступал Ленин, участвовал в боях под Ямбургом, Пулково и Красным Селом. Однако в 1922 году его передали в распоряжение гарнизона Петропавловской крепости, где он затерялся. Лишь пять лет спустя после этого начались поиски броневика. В них были задействованы музейщики, ветераны событий и архивисты. Они собрали большой материал о событиях и свидетельства очевидцев, но сам бронеавтомобиль найти не удалось. Лишь в 1939 году на заброшенном складе оборонной организации (ОСОАВИАХИМ) в Сосновке была обнаружена машина, внешне походящая на искомый артефакт.

Музейный экспонат

Опознание броневика проходило по нескольким признакам: наличию фар, которые отсутствовали у других машин этой марки, башен на крыше, установленных с искривлением, и двух рулей, с повреждением от юнкерской пули на переднем. Немного позже эксперты-криминалисты под слоем грязи и краски нашли пресловутый номер 2. В совокупности эти приметы и стали основанием для подтверждения оригинальности бронеавтомобиля. Однако протокол экспертизы не дошел полностью до наших дней.

После реставрации находка украсила (в Позднее она была перевезена в Музей Ленина (Мраморный дворец). В конце 20-го века историческое путешествие закончилось, и экспозиция Военного музея артиллерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге обрела легендарный броневик Ленина, где находится он и сегодня.

Без купюр

Однако у историков есть основания полагать, что многое в описании революционного периода в России было сглажено, приукрашено или вырезано вовсе. Так, например, сам факт выступления Ленина на броневике представляется иначе. Возвращаясь из эмиграции в столицу, Ленин столкнулся на вокзале с возмущенной толпой с транспарантами и оркестром. Однако она никого не встречала, скорее, соратники вождя решили воспользоваться случаем в ходе ниспровержении российской государственности. Броневик Ленина действительно присутствовал в этой истории, но где он был взят и какое название носил, точно установить сегодня невозможно.

Сомнения вызывает и личность шофера Федорова, которого старые большевики обвиняли в самозванстве. Соответственно, и рассказ его также следует классифицировать как вымысел. Сомнения подкрепила и борьба за звание броневодителя, развернувшаяся после смерти вождя.

Специалистами был замолчан и мелкий, но значительный факт находки броневика в Сосновке. Было определено точно, что производство его принадлежит и год выпуска - 1919 год. А значит, Ленин не мог выступать на нем во время разыгравшейся революции, которая так подробно была описана самими большевиками.

Речь вождя

Немало споров и сомнений вызывает и речь Ленина на броневике. Были свидетели, которые утверждали, что вождь действительно произносил ее. Так, журналист, обозреватель революционного движения Константин Еремеев утверждает, что лидер большевиков выступал с политической декламацией, но записана она не была и слов его речи он воспроизвести не может. Возможно, это недоразумение сумеет объяснить другая версия развития событий. Ленина провели (пронесли) к подготовленному броневику, с крыши которого он крикнул несколько несвязных фраз. Самой известной из них является восклицание: «Да здравствует социалистическая революция!» В 1926 году именно она была нанесена на пьедестале памятника «Ленин на броневике» (Финляндский вокзал). Саму же вымышленную речь позднее назвали «знаменитой».

В киноленте

В 1927 году был снят немой фильм «Октябрь», в котором отразились события Октябрьской революции. Фильм вместе с картинами «Стачка» и «Броненосец Потемкин» составил историческую кинотрилогию. В съемках режиссер Эйзенштейн использовал музейный экспонат - броневик 2.

Картина была воспринята зрителями как документальная. И никто разубедить их в этом не пытался. Иронично, что сам Ленин считал кино важнейшим средством пропаганды. Имитация исторической правды была выгодна правительству для удержания власти. Более того, фильм был показан в США. Там он прошел под названием «Десять дней, которые потрясли мир». Вот так реальность подменила кинолента.

Детали

Немало смущения вызывают противоречивые свидетельства очевидцев тех событий. Некоторые из них утверждают, что никакого броневика не было, а «знаменитую» речь свою вождь пролетариата вовсе читал с подножки поезда. А потом отправился в штаб большевиков и читал «Апрельские тезисы», которые, к слову, не были приняты соратниками.

Найдены несоответствия и во внешности вождя с памятником «Ленин на броневике». Фото того времени подтверждают, что в апреле 1917 года он был еще без бороды и усов. Памятник же отразил привычный, «классический» вид вождя.

На того периода указывают и другие детали. Например, до наших дней практически в идеальном состоянии и составе дошли все сочинения и бытовые записки вождя. Это довольно удивительно с учетом неспокойного времени и эмиграции. Подобное наблюдение нельзя не вложить в копилку общего искажения революционных событий в России.

Современность

Несмотря на столь убедительное разоблачение мистификаций советского периода, современная власть все же внимательно оберегает символы революции. Она всячески предотвращает уничтожение идеологических истуканов, расчистку от фальсификаций. И хотя уже не раз поднимался вопрос об освобождении Красной площади от большевистского кладбища и мумии самого вождя, никаких действий предпринято не было.

Зато у граждан России на этот счет нашлось свое мнение. 1 апреля 2009 года памятник Ленину на броневике был взорван в Санкт-Петербурге. Но это никак не повлияло на ситуацию несоответствия реалиям прошлого. По приказу властей десятиметровый вождь был отреставрирован и вновь водружен на постамент.

Историки считают, что такой поступок был мотивирован не столько общим сюжетом несоответствия историческим фактам, сколько критической оценкой личности Ленина. И для этого тоже были основания. По меткому выражению историков, он был намеренно «мумифицирован». Тот героический образ, исполненный решительности и высоких идей, сегодня не вяжется с фактами массовых расстрелов и взятия заложников, которые были сделаны под руководством вождя большевиков. Все дальше уходя от революционного периода, специалисты открывают новые стороны и повороты. Может быть, поэтому главный вопрос о том, какую роль сыграл Ленин в жизни России, по-прежнему остается открытым.

P.S.

Сейчас невозможно точно утверждать, является ли символ революции «Ленин на броневике» памятником фальсификации истории. Слишком много было сделано, написано и сказано самими большевиками для реализации личных целей. Время ушло, и независимые свидетели ушли вместе с ним. Но то, что вокруг монумента и личности самого В. И. Ленина есть сомнения и нестыковки, это факт. Революция осталась в прошлом, а современное поколение пишет новую историю. Главное, чтобы она была правдой, а не героической легендой.

    10%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 10% от вклада партнера первого уровня. От вкладов лично проглашенных партнеров Вы будете получать 10%. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.

    5%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 5% от вклада партнера второго уровня. Формируйте команду инвесторов и получайте прибыль без вложений. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.

    3%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 3% от вклада партнера третьего уровня. Все инвесторы третьего инвестора принесут вам 3% от вклада партнеров. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.

    1.5%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 1.5% от вклада партнера четвертого уровня. Партнеры на четвертом уровне это солидное достижение для пассивного дохода. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.

    0.5%

    Вознаграждение

    Вознаграждение в размере 0.5% от вклада партнера пятого уровня. Формируйте профессиональную команду инвесторов и получайте высокий доход до 5-ого уровня. Для участия в партнерской программе не обязательно иметь активный депозит, достаточно будет пройти регистрацию и приглашать инвесторов.