Лекции по общей психологии — Лурия А.Р. A. p. лурия лекции по общей. психологии

Лекции по общей психологии - Лурия А.Р. - 2006

Лекции Лурия А.Р. - это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией. Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
РАЗДЕЛ I. Эволюционное введение в психологию
Глава 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение
К истории психологии как науки
Отношение психологии к другим наукам
Разделы психологии
Методы психологии
Практическое значение психологии
Глава 2. Эволюция психики
Происхождение психики
Изменчивость поведения простейших
Механизмы поведения простейших
Происхождение нервной системы и ее простейшие формы
Ганглионарная нервная система и появление простейших программ поведения
Появление сложных форм наследственного программирования («инстинктивного») поведения
Центральная нервная система и индивидуально изменчивое поведение позвоночных
Механизмы индивидуально изменчивого поведения
«Интеллектуальное» поведение животных
Границы индивидуально изменчивого поведения животных
Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни
Общие принципы
Труд и формирование сознательной деятельности
Язык и сознание человека
Значение языка для формирования психических процессов
Глава 4. Мозг и психические процессы
Проблема отношения психических процессов и мозга
Принципы функциональной организации человеческого мозга
Три основных «блока» головного мозга
Блок тонуса коры, или энергетический блок мозга
Блок приема, переработки и хранения информации
Блок программирования, регуляции и контроля деятельности
Принцип латерализации в работе больших полушарий
РАЗДЕЛ II. Психология познания
ЧАСТЬ 1. Психология познавательных процессов
Глава 1. Ощущения
Проблема
Ощущение как источник познания
Рецепторная и рефлекторная теория ощущений
Классификация ощущений
Систематическая классификация ощущений
Виды экстероцептивных ощущений
Взаимодействие ощущений и явление синестезии
Уровни организации ощущений
Измерение ощущений
Исследование абсолютных порогов ощущений
Исследование относительной (разностной) чувствительности
Изменчивость чувствительности (адаптация и сенсибилизация)
Глава 2. Восприятие
Воспринимающая деятельность человека. Ее общая характеристика
Осязательное восприятие
Простые формы осязательного восприятия
Сложные формы осязательного восприятия
Зрительное восприятие
Строение зрительной системы
Восприятие структур
Восприятие предметов и ситуаций
Факторы, определяющие восприятие сложных объектов
Методы исследования ложного зрительного восприятия
Развитие предметного восприятия
Патология предметного восприятия
Восприятие пространства
Слуховое восприятие
Физиологические и морфологические основы слуха
Психологическая организация слухового восприятия
Патология слухового восприятия
Восприятие времени
Глава 3. Внимание
Факторы, определяющие внимание
Физиологические основы внимания
Нейрофизиологические механизмы активации. Активирующая
ретикулярная система
Ориентировочный рефлекс как основа внимания
Установка и внимание
Виды внимания
Методы исследования внимания
Развитие внимания
Патология внимания
Глава 4. Память
История исследования памяти
Физиологические основы памяти
Сохранение следов в нервной системе
Процесс «консолидации» следов
Физиологические механизмы «кратковременной» и «долговременной» памяти
Мозговые системы, обеспечивающие память
Основные виды памяти
Последовательные образы
Наглядные (эйдетические) образы
Образы представления
Словесная память
Психология мнестической деятельности
Запоминание и воспроизведение
Влияние смысловой организации на запоминание
Зависимость запоминания от структуры деятельности
Индивидуальные особенности памяти
Методы исследования памяти
Развитие памяти
Патология памяти
ЧАСТЬ 2. Речь и мышление. Интеллектуальное поведение
Глава 1. Интелектуальное поведение
Интеллектуальный акт и его строение
Наглядная интеллектуальная деятельность
Патология наглядного мышления
Глава 2. Слово и понятие
Значение слова
Методы исследования значений слова
Развитие значения слов
Слово и понятие
Методы исследования понятий
Патология значения слов и понятий
Глава 3. Высказывание и мысль
Синтаксические средства высказывания
Основные виды высказываний
Эволюция логико-грамматических структур высказывания
Процесс кодирования речевого высказывания. Путь от мысли к развернутой речи
Виды речевого высказывания и их структура
Патология речевого высказывания
Процесс декодирования речевого высказывания
Проблема понимания
Проблема декодирования (понимания) сообщения
Декодирование (понимание) смысла слов
Декодирование (понимание) значений предложения
Понимание смысла сообщения
Патология понимания речи
Глава 4. Продуктивное мышление. Умозаключение и решение задач
Проблема
Логические структуры как основа мышления
Развитие логического вывода у ребенка
Процесс решения задач
Методы исследования продуктивного мышления
Патология продуктивного мышления

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Лекции по общей психологии - Лурия А.Р. - 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Лекции Лурия А. Р. — это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией.

Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы.

ГЛАВА 1. Психология как наука

Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает эмоциональные состояния и корригирует допускаемые ошибки.

Все это является психической деятельностью человека, а наука, изучающая психическую деятельность, называется психологией .

Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в патологических состояниях.

Только та наука, которая способна изучить законы психической деятельности с возможной точностью, может обеспечить не только познание этой деятельности, но и управление ею на научных основах. Именно поэтому научная психология становится одной из самых важных дисциплин, значение которой будет все более возрастать с развитием общества и с дальнейшим совершенствованием ее методов.

К истории психологии как науки

Психология как наука имеет очень короткую историю. Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом. Так, например, еще в древности врачи понимали, что для распознания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.

Этот материалистический подход к поведению человека был на многие века оттеснен идеалистической философией и церковью, которые подходили к сознанию человека как к проявлению его духовной жизни, считая, что духовная жизнь не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа, и к ее анализу нельзя подходить с причинным объяснением явлений.

Вот почему в течение столетий к психическому миру человека и к его сознанию подходили как к явлениям особого рода, обособленным от всех остальных естественных процессов. Философы по — разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов — идеалистов объединяло убеждение, что психическую жизнь следует понимать как проявление особого субъективного мира, который раскрывается только в самонаблюдении и не доступен ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения.

Такой подход к психическим процессам на многие столетия задержал развитие научной психологии, и даже после того, как процессы внешнего мира стали предметом точного научного исследования, явления психической жизни человека продолжали рассматриваться как проявление особого, духовного мира, доступного только для субъективного описания.

Разделение всех явлений на две большие категории (физические — доступные для причинного объяснения и психические — недоступные для объективного научного анализа) было закреплено основными положениями дуалистической философии Р. Декарта, который считал, что все физические процессы, включая поведение животного, подчинены законам механики, в то время как психические явления следует рассматривать как формы духа, источником познания которых может быть только разум или интуиция.

Дуалистический подход сохранился в зарубежной философии и психологии до последнего времени. В XIX в. ученые начали рассматривать элементарные физиологические и психофизиологические процессы (включающие ощущения и движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, но высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлением духовного мира, подойти к которому можно только путем субъективного описания происходящих в нем явлений. Это положение привело к тому, что к концу XIX в. психология фактически разделилась на две области:

  • естественно — научную, или физиологическую, психологию, которая пыталась точно изучить и причинно объяснить элементарные психические процессы и установить их объективные законы;
  • описательную, или субъективную, психологию, которая рассматривала высшие формы сознательной жизни человека, подходя к ним, как к проявлениям духа.

Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает эмоциональные состояния и корригирует допускаемые ошибки.

Все это является психической деятельностью человека, а наука, изучающая психическую деятельность, называется психологией .

Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в патологических состояниях.

Только та наука, которая способна изучить законы психической деятельности с возможной точностью, может обеспечить не только познание этой деятельности, но и управление ею на научных основах. Именно поэтому научная психология становится одной из самых важных дисциплин, значение которой будет все более возрастать с развитием общества и с дальнейшим совершенствованием ее методов.

К истории психологии как науки

Психология как наука имеет очень короткую историю. Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом. Так, например, еще в древности врачи понимали, что для распознания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.

Этот материалистический подход к поведению человека был на многие века оттеснен идеалистической философией и церковью, которые подходили к сознанию человека как к проявлению его духовной жизни, считая, что духовная жизнь не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа, и к ее анализу нельзя подходить с причинным объяснением явлений.

Вот почему в течение столетий к психическому миру человека и к его сознанию подходили как к явлениям особого рода, обособленным от всех остальных естественных процессов. Философы по - разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов - идеалистов объединяло убеждение, что психическую жизнь следует понимать как проявление особого субъективного мира, который раскрывается только в самонаблюдении и не доступен ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения.

Такой подход к психическим процессам на многие столетия задержал развитие научной психологии, и даже после того, как процессы внешнего мира стали предметом точного научного исследования, явления психической жизни человека продолжали рассматриваться как проявление особого, духовного мира, доступного только для субъективного описания.

Разделение всех явлений на две большие категории (физические - доступные для причинного объяснения и психические - недоступные для объективного научного анализа) было закреплено основными положениями дуалистической философии Р. Декарта, который считал, что все физические процессы, включая поведение животного, подчинены законам механики, в то время как психические явления следует рассматривать как формы духа, источником познания которых может быть только разум или интуиция.

Дуалистический подход сохранился в зарубежной философии и психологии до последнего времени. В XIX в. ученые начали рассматривать элементарные физиологические и психофизиологические процессы (включающие ощущения и движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, но высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлением духовного мира, подойти к которому можно только путем субъективного описания происходящих в нем явлений. Это положение привело к тому, что к концу XIX в. психология фактически разделилась на две области:

естественно - научную, или физиологическую, психологию, которая пыталась точно изучить и причинно объяснить элементарные психические процессы и установить их объективные законы;

описательную, или субъективную, психологию, которая рассматривала высшие формы сознательной жизни человека, подходя к ним, как к проявлениям духа.

Дуалистический подход к явлениям психической жизни нашел свое отражение в трудах таких классиков психологии, как немецкие психологи В. Вундт (1832–1920), Г. Эббингаус (1856–1909), как американский психолог У. Джемс (1842–1910), и представителей идеалистической философии, таких как В. Дильтей (1833–1911)и др.

Влияние дуалистического подхода к психическим явлениям завело психологическую науку в тупик и вызвало естественные попытки преодолеть возникший в психологии застой, ввести в изучение психических процессов естественнонаучные методы и подходить к этим процессам так же, как и ко всем другим явлениям природы.

Эта тенденция, проявившаяся уже у французских материалистов и отчетливо сформулированная в середине XIX в. русскими революционными демократами, нашла свое яркое отражение в трудах выдающегося русского физиолога И. М. Сеченова (1829–1905). В своей книге «Рефлексы головного мозга» он высказал мысль, что и наиболее сложные процессы психической жизни следует рассматривать материалистически, как сложные рефлексы. По его мнению, мысль является тем же рефлексом, но заторможенным, оставшимся без своего внешнего моторного конца, а явления психической жизни должны изучаться естествоиспытателем теми же путями, которыми изучаются и другие явления природы. Эта материалистическая линия была продолжена другим выдающимся русским физиологом, И. П. Павловым (1849–1936) - основоположником объективного изучения высшей нервной (психической) деятельности при помощи условного рефлекса. Попыткам подойти к объективным, физиологическим основам психической деятельности и обосновать возможность объективной, естественнонаучной психологии были посвящены труды выдающихся представителей русской науки В. М. Бехтерева (1857–1927), А. А. Ухтомского (1875–1942) и др.

Учение И. П. Павлова об условных рефлексах, которое он сам расценивал как физиологическую основу психологической науки, оказало большое влияние на развитие американской психологии. В конце XIX в. американский психолог Э. Торндайк начал исследовать поведение животных, применяя методы, позволявшие проследить, как вырабатываются новые навыки животных в лабиринте. Эти исследования легли в основу нового направления в психологии, названного американским психологом Дж. Уотпсоном бихевиоризмом (наукой о поведении). В нем он видел естественно - научную форму психологической науки, которая должна заменить психологию. Исходя из положения, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, представители американского бихевиоризма предложили сделать предметом научного исследования лишь внешнее поведение животного, которое, по их предположениям, является результатом его биологических влечений (потребностей) и надстроенных над ними условных рефлексов. Так создалось новое направление в науке, которое отбрасывало всякое изучение субъективного мира и ограничивалось описанием внешних форм поведения, законы которого трактовались как механически образованная система навыков, полностью подлежащих естественнонаучному рассмотрению. Попытка заменить психологию изучением внешнего поведения и законов выработки сложных навыков была отражением борьбы за психологию как объективную науку и в свое время имела прогрессивное значение.