Креативными способностями обладает. Креативность креативный. Внимание к деталям

Для начала постараемся определить, что такое креативность. Если мы решим найти это понятие в словарях, то поймем, что толкований существует великое множество. Абсолютно точно, что данное слово происходит от «create», что в переводе с английского означает "создавать", "порождать". В русском языке синонимом слова «креативность» является «творческость».

Анализируя предлагаемые нам определения, мы сталкивается с тем, что ученые понимают креативность не просто как процесс создания чего-то нового. Это качество полноценной личности. С таким пониманием креативности сложно не согласиться, ведь современное общество диктует необходимость настолько быстро приспосабливаться к изменениям, что обычных форм адаптивной активности просто недостаточно.

Креативный человек - это... Как узнать?

Основная черта творческой личности, вне всякого сомнения, нестандартность мышления, способов решения практических и жизненных задач.

Такие люди всегда предлагают и используют уникальные способы действий, а не идут по проторенной дорожке. Креативность - отличительная черта всех успешных бизнесменов, имена которых публикуют в списках Forbes. Итак, креативный человек - это самодостаточная личность.

Качество жизни таких людей всегда на порядок выше, но дело здесь не только в материальном благополучии, творческие личности всегда интереснее и веселее проводят время, способны радоваться каждому дню, находить смешное и удивительное в простых вещах.

Парадокс креативности

Удивительно, но ни одна творческая идея не придет к нам в голову, если мы страстно этого желаем.

Рассуждая о том, что значит креативный человек, мы обязательно придем к следующей мысли: к таким людям приходит вдохновение и они создают что-то необычное как будто без особых усилий.

Так происходит потому, что в результате долгого, напряженного труда сознание человека неизбежно должно расслабиться, и, если мы не будем мешать этому процессу, в работу включится бессознательное и, как результат, возникнет блестящая идея.

Как стать креативным человеком

В современном обществе многие люди задаются этим вопросом. Психологи отмечают, что творческая личность всегда отличается сложным набором способов поведения, такие индивиды стараются избегать рутины и стереотипности в поведении. Поэтому первое правило - это как можно меньше правил. Чтобы стать креативной личностью, нельзя решать одну задачу раз и навсегда установленным способом, нужно всегда придумывать новый путь.

Самое простое упражнение на развитие творческого мышления - это ежедневно придумывать минимум пять способов выполнения привычных действий по-новому. Например, вы всегда готовите на завтрак овсяную кашу на воде, считаете ее полезной и питательной. Чтобы повысить свою креативность, просто подумайте, как еще можно приготовить это блюдо: можно, например, испечь овсяное печенье или запеканку, либо просто придумать красивую форму подачи традиционного блюда. Если же вы решите воплотить эти способы в реальность, то неизбежно порадуете себя и близких, повысив при этом качество жизни.

Такая нехитрая ежедневная практика поможет вам сделать образ мышления более сложным и почувствовать на себе, что такое креативность.

Немного о «пустом витании в облаках» и самовыражении

«Ты что, опять витаешь в облаках? Делом займись!» Кто помнит этот вопрос-призыв из детства и юности?

Как показывают результаты исследований ученых, мечты - это не такое уж бесполезное занятие. Когда мы даем волю фантазии, то непросто расслабляемся, а запускаем процесс бессознательной переработки информации. Также бесконтрольное фантазирование запускается самостоятельно после напряженного умственного труда.

Мечтательность особенно часто наблюдается у детей, лиц юного возраста и ученых, что, вполне вероятно, связано с высокой познавательной активностью. Мечты, как ни странно это может показаться, позволяют нам выйти за рамки в представлениях о собственных способностях и возможностях мира.

Креативный человек - это не мечтатель, а человек интеллектуального труда. Чем большее количество новой информации мы пропускаем через себя, тем выше наши творческие способности.

Креативные люди не просто синтезируют полученный опыт, они придают ему иную форму, пропустив вновь воспринятое через призму собственных взглядов и убеждений. Так реализуются высшие человеческие потребности, представленные классификацией А. Маслоу.

Внимание к деталям

Еще одной отличительной особенностью творческих людей является наблюдательность. Креативный человек открыт новому опыту, он не смотрит на жизнь как на череду повторяющихся событий. Такое качество роднит этих людей с детьми. Однако они не просто удивляются своим наблюдениям, а стараются фиксировать их. Представители творческих профессий часто записывают необычные и смешные ситуации, ведут фото- и видеодневники, а в последующем используют этот материал для выступлений, в статьях, блогах.

О планировании времени

Этот принцип доступен всем, но лишь немногие его используют. Суть его сводится к тому, что творческие люди работают в то время, когда их мозг максимально активен, например, рано утром, или поздно вечером. С точки зрения эзотерической психологии, это еще и время максимальной активности бессознательного, а значит - период максимального раскрытия творческих способностей.

Кроме того, известен факт, что креативный человек - это личность, стремящаяся к уединению. Они далеко не всегда одиноки, но обязательно ценят одиночество и эффективно используют это время. Кто-то из творческих людей наедине с самим собой создает шедевры, а кто-то просто «летает в облаках», что, как мы теперь знаем, тоже небесполезно. В одиночестве люди способны максимально понять себя, свои чувства, ощущения и высвободить их.

Тем не менее творческие люди способны потерять ощущение времени, они увлечены процессом, им интересно то, чем они занимаются. Творческая личность одержима идеей и может не замечать внешних обстоятельств.

О восприятии трудностей

Если перечислять все качества креативного человека, то это, пожалуй, является самым удивительным. В сложной жизненной ситуации они погружаются в творчество, боль словно выходит из них через то, что они создают.

Так, например, известная художница Фрида Кало начала свой творческий путь, когда в совсем юном возрасте попала в автомобильную аварию и ее тело было полностью загипсовано. Чтобы как-то развлечь себя, она начала расписывать гипс, а позднее создала всемирно известные шедевры.

Травма для творческой личности становится необыкновенной мотивирующей силой. Стремясь избавиться от страданий, поэты и художники смотрят на ситуацию с другой стороны и поражают общество величайшими произведениями искусства.

Открытость новому опыту

Понятие «креативный человек» так прочно вошедшее в обиход современных людей, обязательно включает в себя открытость к восприятию новизны, желание перенимать чужой опыт. Такое люди очень наблюдательны и любознательны, как уже говорилось выше, они с интересом следят не только за природными явлениями, но и за тем, как ведут себя другие люди.

Любая ошибка для них - это путь к новым достижениям, представители творческих профессий и талантливые предприниматели набивают много шишек, прежде чем открыть что-то новое. Для творческой личности крайне важна стрессоустойчивость и способность взглянуть на неудачу отстраненно, не погружаясь глубоко в переживания, а лишь получая полезный опыт и совершая далее множество проб и ошибок, пока не получится нужный результат.

Однако креативный человек - это не только мыслитель и наблюдатель, творчество заставляет его не просто действовать, но и идти на риск, который, увы, не всегда оказывается оправданным. Истории известны случаи, когда величайшие открытия в мире науки первоначально были осмеяны и не принимались обществом, а ученый, отстаивавший свою идею, мог поплатиться за нее жизнью. «И все-таки она вертится!» - так после страшных пыток суда инквизиции сказал Галилео Галилей, отстаивая идею вращения Земли вокруг Солнца.

Как бы там ни было, творческие люди чувствуют очень сильное внутреннее побуждение к тому, что они делают, их желание - не просто получить прибыль, ими движет стремление принести общественную пользу, привнести нечто новое и важное в жизнь общества.

Внешний вид

Еще один пункт, о котором хотелось бы сказать, это внешний облик гениев. Современная мода по-своему понимает, как должна выглядеть одежда для креативных людей. Если вы зададитесь целью казаться более творческим, то без труда сможете это сделать, приобретя эпатажный наряд. Однако это позволить вам именно казаться, а не быть творческой личностью. Безусловно, имидж креативного человека часто бывает нестандартным, но важнее, конечно, внутренние качества, а не оболочка.

Если верить вакансиям, творческих людей везде ждут с распростертыми объятиями. Им «открыты двери» для работы или сотрудничества. Но, как ни странно, к этому критерию в резюме наибольшее недоверие со стороны работодателей. Выходит так, что они сами не знают, что значит креативный? Зачем требовать от претендентов то, в чем сомневаешься? Как распознать творческие задатки? Как понять, что перед нами креативный человек?

Что такое креативный человек?

Креативный человек - это личность, способная принимать креативные идеи, благодаря развитому творческому мышлению. Не стоит думать, что такой человек «с другой планеты». Не обязательно он будет выглядеть вызывающе. Не всегда разукрашенный панк, от которого с воплями разбегаются дети и крестятся старушки, оказывается креативным человеком. Совершенно нет. Креативность выражается в поступках и умении генерировать креативные идеи – нестандартные решения.

Благодаря такому навыку совершаются научные открытия, появляются технологические новшества, создаются произведения искусства. Но изобретатели ценны не только в планетарном масштабе. Творческий подход важен и на бытовом уровне , при решении нестандартных ситуаций в обычной жизни. Актуально это для выходцев из постсоветских республик, среди которых, в связи со сложными социально-экономическими условиями, каждый второй – практически Кулибин. Но, все-таки, как распознать, что перед нами творческая личность?

Что означает слово креативный, вроде бы, разобрались . Как выявить это качество в собеседнике или потенциальном работнике? Существуют признаки, которые характерны творческим личностям:

  • Пренебрежение стереотипами, правилами;
  • Способность фантазировать;
  • Наблюдательность;
  • Невосприятие рутины;
  • Умение видеть возможности в неожиданных направлениях;
  • Ранимость перед критикой;
  • Поиск новых эмоций, впечатлений.

По этим критериям достаточно легко удостовериться, что собеседник имеет творческий потенциал.

Креативные навыки человека

Пренебрежение стереотипами и правилами

Что такое креативный? Прежде всего, креативный – это свободомыслящий. Такой человек будет в душе бунтарем или революционером. Не обязательно он будет верхом на танке агитировать против власти. Нет, революции бывают менее кровавые. Например, в определенной сфере знаний, направлении творчества и т.д. Креативный человек всегда будет идти против системы, догм, распорядков. Если собеседник лояльно относится к бюрократии или многотомным правилам, то, скорее всего, он способен к творчеству не в полной мере.

Способность фантазировать

Важная черта всех творческих личностей – умение придумывать свои миры, закрытые для окружающих. Это не означает, что их фантазии оторваны от реальности. Просто, из-за умения абстрагироваться, они могут находить неожиданные решения, либо черпать вдохновение, как бы подзаряжая свой творческий потенциал. В этом креативный человек очень похож на ребенка. Умение фантазировать – тот элемент детства, который полезно сохранить во взрослые годы.

Наблюдательность

Нестандартные идеи очень часто посещают наблюдательных людей, склонных уделять внимание мелочам. Благодаря этой особенности, творческие личности способны обратить внимание на любой пустяк, который в итоге станет ключом к решению задания. Но их внимательность избирательна. Это означает, что они порой не замечают очевидных вещей, при этом акцентируя внимание на том, чего не видят все остальные.

Невосприятие рутины

Креативный человек, в силу своей творческой природы, очень плохо переносит обыденность и серость. Поэтому рутина – главнейший враг нестандартных идей. Если речь идет о творческой личности, то такой человек не уйдет «по уши» в выполнение монотонных и однообразных заданий. Скорее он возьмет отгул, уволится, либо попросит о помощи кого-то другого.

Умение видеть возможности в неожиданных направлениях

Это умение можно считать производным от наблюдательности и способности фантазировать. Креативный человек в любой ситуации умеет действовать нестандартно. Там, где другие столкнутся с непреодолимым препятствием, творческий человек обязательно придумает, как его преодолеть. Поэтому наличие подобного сотрудника в коллективе практически всегда гарантирует обилие оригинальных идей и решений.

Ранимость перед критикой

У каждой медали есть своя обратная сторона. Так и у творчества имеются свои недостатки. Например, излишняя ранимость творческих людей. Мало кто из них способен спокойно переносить критику своих идей или творений. Творческая личность может обидеться даже на конструктивные замечания. Данную особенность необходимо учитывать при общении с такими людьми, ведь одно неосторожное слово может вызвать настоящий шквал эмоций, временно перекрыть поток креативных идей.

Поиск новых эмоций и впечатлений

Творческие люди ищут новые эмоции. Это одна из основных причин, из-за которой они так нетерпимы к обыденности. Ведь рутина не дает им возможности вдохновиться на создание очередного шедевра. Поэтому, если человек креативный, то он, скорее всего, склонен к путешествиям, оригинальным хобби. Также, творческие личности отличаются повышенной любознательностью. Они хотят все узнать и попробовать. Склонны они и к различным видам зависимости, например от алкоголя или азартных игр. Безусловно, далеко не каждый креативный человек отличается вредной привычкой, но в любом случае, у него имеется источник вдохновения.

Можно сделать вывод, что креативный человек – это реформатор в лучшем смысле данного слова. Всегда идет против стандартов и правил. В связи с этим он и генерирует время от времени креативные идеи. Универсальной формулы творчества не существует. Каждый черпает вдохновение по своему. Важен итог – абсолютно новое решение, которое позволяет выполнить определенное задание в необычный способ.

Креативность (от лат creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. Для содействия развитию творческого мышления могут использоваться учеоные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью к интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют задавать множество вопросов.

Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет уже наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам, при активизации интеллектуальной активности, считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастания свойств критичности и рассудочности в сознании ребенка.

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда; для ребенка важно, чтобы среда содержала образцы креативного поведения, его результаты и предметно-информационную обогащенность. Для формирования креативности необходим определенный (оптимальный) уровень социализации, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации, но при этом - минимальную представленность поведенческих стереотипов (пятилетние дети). Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно- личностном, затем - на продуктивном (поведенческом) уровне. В результате огромной работы исследователи креативности установили, что она проявляется неравномерно, с интервалом в четыре года (5, 9, 13, 17 лет).

Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы:
1) развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период (3-5 лет). В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности;
2) подростковый и юношеский возраст (то 13 до 20). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности, как ее дополнение и альтернатива.

Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу. ИНДИВИД либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.

Креативность более, чем интеллект, определяющийся факторами среды. Творцом и интеллектуалом не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение со взрослыми, обладающими развитыми способностями, общение же с низкоинтеллектуальными людьми, приводит к противоположному результату. Интересно, что к развитию креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы, к примеру, разлад семейных отношений: необходимость общаться с родителями, неладящами между собой, требует недюжинных проявлений интеллекта, в том числе и креативности. Этим объясняется то, почему в неблагоприятных семьях бывают на удивление развитые дети. Несомненно, что в таких случаях очень важен генотип ребенка.

Большинство психологов согласны, что креативность - это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Сегодня, разработано множество подходов к определению природы креативности. Поэтому невозможно привести единое обобщающее определение, которое удовлетворяло бы всех исследователей.

Креативность часто рассматривают как нечто противоположное обыденности, предполагающее нестандартные подходы. Ч.Спир-мен считал, что это - «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». У.Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления».

По мнению Е. Торренса, креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению.

Дж. Гилфорд Выделил основные параметры креативности:
1) беглость - способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;
2) гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;
3) оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;
4) разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи;

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике - тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить:
- вербальную креативность;
- образную креативность;
- отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам

По мнению Е. Торренса, креативность включает в сеоя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления личностные опросники, анализ результативности деятельности С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что его креативные способности не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.

от лат. сreatio - создание, сотворение) - свойство индивида в виде способности создавать новые понятия и формировать новые навыки на основе разного использования данной информации;способность, отражающее глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КРЕАТИВНОСТЬ

лат. creo - творить, создавать) - способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации. Творческие способности могут проявляться в мышлении индивидов, в их трудовой деятельности, в созданных ими произведениях искусства и иных продуктах материальной и духовной культуры. Однако К., по-видимому, не является достоянием исключительно только вида Homo sapiens - скорее всего, эта способность присуща также многим “интеллектуальным” животным, обладающим достаточно развитым перцептивным мышлением, которое позволяет создавать многозначный образный контекст и извлекать из перцептивных образов необходимую для выживания новую когнитивную информацию (знание). Высокоразвитые приматы (шимпанзе) проявляют удивительную изобретательность и могут сделать своего рода открытие (напр., обнаружить новый прием, позволяющий отделить зерна пшеницы от песка), которое затем получает распространение в стаде. Но только человек способен творить объекты материальной и духовной культуры, и эта его способность развивается в ходе продолжающейся биологической, когнитивной и культурной эволюции Homo sapiens.

В психологии 20 в. был разработан ряд концепций, которые связывали К. личности с соответствующими способностями - напр., с интеллектуальной способностью адаптировать поведение к изменяющимся условиям с помощью метода проб и ошибок (бихевиоризм), со способностью к продуктивному (гештальт-психология) или дивергентному (Дж.П. Гилфор) мышлению и т.д. Поскольку предполагалось, что творческий процесс отличается от нетворческого прежде

всего итоговым результатом, порождением нового, то в последние десятилетия получили широкое распространение психометрические исследования К., где с помощью соответствующих тестов предпринимались попытки выявить такие качества индивидов, которые можно было бы рассматривать как характеристические для их творческих способностей. Однако, как оказалось, психометрические тесты (тесты на IQ, на К. и т.д.) игнорируют взаимодействие наследственных факторов и факторов окружающей среды. В подавляющем большинстве случаев применительно к исследованию человеческих креативных способностей, по-видимому, невозможно создать четкую экспериментальную ситуацию, которая позволяла бы осуществить с помощью психометрических или биометрических мотивов анализ параметров действий генов в центральной нервной системе. Необходимо учитывать, что фенотип всегда является результатом сложного взаимодействия генотипа и среды и что генотипы, определяющие творческий потенциал личности, требуют для своего оптимального развития соответствующих внешних условий. Поэтому правомерна постановка вопроса о врожденных креативных способностях индивидов только как о потенциальной возможности творчества, которая в силу многих причин может не реализоваться (напр., из-за неустойчивости как свойства личности).

Личностные когнитивные особенности индивидов зависят от того, как их мозг справляется с информацией, как и с помощью каких мыслительных стратегий он ее обрабатывает и насколько он спонтанно активен.

Индивидуальные различия в нейрофизиологических параметрах могут проявляться на уровне психики, в психологических различиях. Напр., лица с быстрым вариантом затылочного а-ритма, который в стандартных условиях практически полностью определяется генетически, по-видимому, значительно превосходят других в абстрактном мышлении и в ловкости движений. Но при этом необходимо учитывать, что между действием генов и физиологическим фенотипом имеет место непрямая связь. Тем не менее было установлено, что креативные способности, как правило, не предполагают высокого уровня “общего интеллекта”, а гораздо более тесно коррелируют с “врожденными талантами”, со специфическими видами интеллекта - лингвистическим, музыкальным, логико-математическим, пространственным, телесно-кинеста-тическим, внутриличностным и межличностным (Г. Гарднер). К., видимо, в значительной мере реализуется в неосознаваемых правополушарных мыслительных процессах и стратегиях. Поэтому конкретное соотношение когнитивных типов мышления в какой-то мере определяет индивидуальные креативные способности людей. Для творческих личностей характерны весьма развитые способности к воображению и эмпа-тии, т.е. к идентификации своего Я с воображаемыми Я-образами посредством самовнушения. Они спон-

танно предпочитают определенные мыслительные стратегии - напр., широко используют аналогии, образы, мыслят оппозициями и отрицаниями (отсюда часто встречающееся название творческого мышления - “мышление двуликого Януса”), прибегая к противопоставлениям даже при решении простых тестовых задач. Исследования также показывают, что для творческих личностей в целом типичен высокий уровень не только когнитивной, но и мотивационной активности. Они стремятся к автономии, независимости, самоутверждению, которые ведут их к поиску малоизученных или “горячих” проблем, формирующихся областей знания или видов искусств, чтобы именно здесь бросить вызов общепринятым представлениям. Они также оказывают явное предпочтение чему-то элегантному, оригинальному, сочетая это с толерантностью, терпимостью к критике, к двусмысленности, многозначности контекста.

О Treffert D.A. Extraordinary People. London, 1989; Actualizing talent: a lifelong challenge. Cassell, 1995.

Отличное определение

Неполное определение ↓