Короткие сказки про букву ю. Буква ю и звуки, которые она обозначает

Сынишка знает алфавит,
Уже читает по слогам.
Пока за книжкой не сидит,
Но вывески читает сам!

Откроем Азбуку сейчас,
И там все буквы назовём.
«А ну, которую из вас
Мы в путь с собой возьмём?»

Мальчишка выбрал букву Ю,
Давай посочиняем!
И вот историю свою
На конкурс посылаем!

Южная принцесса

Она родилась в краю магнолий и кипарисов. Её детство было наполнено ароматом цветущих роз и шумом морского прибоя. Да, она выросла на юге – в краю безоблачного неба и крикливых чаек. Да где. как не в южных широтах могла появиться на свет такая красавица – буква Ю .

Просыпаясь рано утром, она разглядывала в зеркальце круглое личико и любовалась своёй безупречной осанкой. Буква Ю очень любила петь:

На юге в июле колибри поют,

И волны морские мне спать не дают

Любимый мой город встречает зарю

И сердце своё я ему подарю!

Слова, в которых появлялась буква Ю, звучали с особой теплотой и изяществом – Ю ля, малютка, юность, нюанс. Они как будто светились нежно-бирюзовым светом.

Ты вырастешь, дочка, и станешь ещё прекраснее, - говорил своей дочке величественный Алфавит, - Жаль только, что твои сестрицы-гласные не хотят с тобой дружить.

Ты предпоследняя наша дочка, милая и нежная. Ты славная девочка - улыбалась мама Азбука. – Твои сёстры рано или поздно поймут это.

Буква Ю печально вздохнула. И, правда, её сёстры почему-то не хотели с ней общаться, всё время смеялись над ней или шушукались между собой.

Сёстры-завистницы

Ах, уж эта Ю ! С ней так трудно! – восклицала гордая буква А . – Я, как самая первая, а значит, старшая буква, не раз просила её не выставлять свою красоту напоказ, а она всё продолжает кокетничать!

Ой, не говори, - присоединилась толстушка О . – И хотя мы с ней похожи, она себя считает гораздо стройней!

Ух, я бы ей сказала! И чего нас дети так часто путают? Такого носика, как у меня нет ни у одной буквы! – это урчала обиженная буква У .

Эх, девчонки! А мне-то как не повезло! Она постоянно упирается мне в спину – хочет вперёд вылезти! – буква Э показала букве Ю свой язычок и отвернулась.

Я придумала! А давайте мы её в самый конец алфавита поставим! Чтоб не зазнавалась! Или лишим её голоса, чтоб не пела своих слащавых песенок! - высказалась буква Я . Ей давно надоело быть последней и она всё ждала случая отодвинуть свою сестру.


Буква Ы была совсем маленькой и в разговорах сестёр не участвовала, а сестрицы-двойняшки Е и Ё вообще старались ходить только вдвоём – другие буквы их не интересовали.

Коварный план

Итак, сёстры-гласные придумали хитрый план – буква Ю должна стать обычной гласной буквой, без малейших признаков изящества и красоты. А как это сделать? Да пригласить на помощь букву Ъ ! О, об этой букве в их доме ходили легенды! Два брата Ъ и Ь довольно долго мирно жили рядом со всеми буквами. Но однажды они крепко поссорились, даже подрались! След от той драки остался у братца Ъ до сих пор. Великий Алфавит справедливо наказал своих сыновей за такую выходку и лишил их права называться звуками.

С тех пор братья перестали разговаривать – голосом обладали только звуки, а они отныне были буквами. Братец Ь редко появлялся дома – он дружил с согласными буквами, делал их добрее и мягче, а это очень не нравилось Ъ .

Именно злобного и жестокого Ъ выбрали сёстры-гласные для осуществления своего коварного плана.

А знаешь, братец Ъ , эта зазнайка буква Ю затмила нас всех своей красотой! Даже родители любят её больше всех! - шептала буква А .

Эх, помоги, сделай её грубой и некрасивой – ты же можешь! – заискивала буква Э .

А что мне за выгода? – ухмыльнулся Ъ . Разговаривать он не мог, поэтому общаться предпочитал жестами.

Ой, а мы тебе поможем проучить братца Ь ! – воскликнула толстушка О . – Он же недотёпа!

На том и порешили. Отныне братец Ъ везде будет вставать перед буквой Ю и все слова с её участием станут незвучными и малопривлекательными.

Ю больше не звучит…

Однажды вечером буква Ю гуляла по берегу моря и любовалась закатом. Неожиданно перед ней возник братец Ъ .

Привет, красотка!

Здравствуй! – улыбнулась ничего не подозревающая Ю . - Давно тебя не видела.

А теперь мы будем часто встречаться! – и резко схватил её за руку.

Ты что, отпусти! – вскрикнула буква Ю - Мне больно!

А ты позови на помощь! – смеялся братец Ъ . - Ну, зови «Лю-юди!

Лъюди! Лъюди!! – закричала буква Ю и осеклась. – Что со мной?!

А ты ещё покричи, узнаешь! – хохотал довольный Ъ .

Я боъюсь… Ой, я потеряла свою прелесть звука. – и бедная буква Ю заплакала.

Беззвучная тишина

В доме Алфавита стало тихо и печально. Буква Ю сидела в своей комнате и ни с кем не разговаривала. Постепенно из речи людей стали исчезать слова с её участием. В мире не стало слова «юг», никто не произносил «люблю» и стало исчезать слово «люди». Вот тут все не на шутку испугались – угроза нависла над всеми буквами. Горевали Алфавит и Азбука, недоумённо гудели и шипели согласные. Недолго ликовали сёстры-гласные, буква Э так и не смогла занять место буквы Ю , хвастливая Я приутихла, толстушка О никак не могла похудеть, а гордая буква А теперь всё больше молчала.

Что же нам делать? Как вернуть нашей дочке прежнее звучание? – вздыхал Алфавит. – Как избавить её от вредного и непутёвого Ъ ?

А может быть нам Ь поможет? – робко предложила Азбука. - Я знаю, что ты сердишься на него, но ведь он добрый мальчик…

Ну, что ж, давай попробуем,- согласился Алфавит.

Когда появился братец Ь , сёстры-гласные недоумённо переглянулись: «Что может сделать этот неумеха? Разве ему справиться с Ъ

И мир наполнят звуки…

Никто не понял, что же произошло потом между братьями – они не разговаривали, не шумели, ведь они не были звуками. Но через какое то время из комнаты вышел удручённый Ъ и, опустив голову, покинул дом Алфавита. А потом появилась улыбающаяся буква Ю вместе с братом Ь .

Мама, папа! – бросилась она к родителям. - Теперь у меня всё в порядке! И даже намного лучше!

Что же случилось, дочка? - недоумевал отец Алфавит.

А мы подружились с Ь ! Оказывается, когда мы находимся рядом, то слово превращается в музыку! Вот послушай.

И буква Ю запела своим прежним прелестным голоском:

Этот мир я любовью наполню,

В унисон наши бьются сердца!

Я судьбою и жизнью довольна

И останусь с тобой до конца!

Услышав эту жизнерадостную песню, расстроенные сёстры-гласные разошлись по своим местам в алфавите. А буква Ю уже не расставалась с Ь – их союз так благозвучен в наших словах!

Доброго времени суток, дорогие мои читатели!

Продолжаю рубрику, учим буквы и сегодня гласная буква «Ю» . Практический материал подобранный мною поможет вашему ребенку запомнить быстрее букву «Ю» , ваш ребенок не только запомнит букву, но и научится выделять в словах звук [ю].

Предложите малышу послушать сказку Г.Юдина «Верблюженок Бюль-Бюль» и запомнить слова со звуком [ю]

ВЕРБЛЮЖОНОК БЮЛЬ-БЮЛЬ

Верблюжонку Бюль-Бюль очень хотелось, чтобы у него было все, как у людей.

– Мама! Я тоже хочу спать в люльке.

– А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? – спросила верблю- дица.

– Нет, он такой мягкий… – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу играть с юлой, – сказал он в следующий раз.

– А разве бубенчик на твоей шее хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, он такой веселый! – обрадовался Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу есть урюк, – сказал он в следующий раз.

– А разве колючки, которые мы едим, хуже? – спросила верблюдица.

– Нет, они такие сладкие! – засмеялся Бюль-Бюль.

– Мама, я тоже хочу жить в юрте, – сказал он в следующий раз.

– Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? – спросила верблюдица.

– Конечно же, нет! – засмеялся Бюль-Бюль. – И никогда не вырастет.

Буква «Ю»


Веселые стихи

Юнга плыл на корабле,Юнга вел корабль к земле.

Юнга вел корабль умело,

И вперед смотрел он смело.

Юрка катит снежный ком.

Вьюга кружит за окном.

Юру я не узнаю…

С комом он, как буква Ю .

В. Степанов

Юра тащит вкусный груз –

Замечательный арбуз.

На арене укротитель –

Грозных тигров повелитель.

Он, как буква Ю , с кольцом

К тиграм смело встал лицом.

В. Степнов

Юра только сел на стул,

Ножки свесил и заснул.

Юра очень утомился –

Целый день юлой крутился.

Ф. Бобылев

* * *Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась… буква Ю .

А. Шибаев

Юбку я для куклы сшила,

Кофту новую скрою.

Говорит мне кукла: «Мама!»

Значит, я для дочки шью.

Любят хрюшки букву Ю :

Без нее не скажешь: «Хрю!».

В пути, в неведомом краю

Нам компас – лучший друг.

Одной заглавной буквой Ю

На нем отмечен юг.

Над облаками мы летим

По компасу на юг.

На берег моря, в южный Крым,

Где нет зимою вьюг.

Я узнаю юлу свою,

Когда смотрю на букву Ю .

Пословицы и поговорки

1. Юноши думают о будущем, а старики – о прошедшем.

2. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Скороговорки

Игры

Игра «Кто внимательный?».

1. Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, юг, юбка, юннат, юркий, юрта.

2. Хлопните в ладоши, если услышите звук [ю ] в словах: яблоко, елка, Эдик, Елена, Юля, юмор, улица, яма.

Игра «Кто больше?».

Придумайте как можно больше слов, начинающихся с буквы «ю».
(Юла, юбка, юннат и т. д.)

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Найди слово».

1. Ле с е н к а. 2. С к в о з н а я б у к в а.

ю – – ю – –

ю – – – ю – – –

ю – – – – ю – – – –

ю – – – – – ю – – – – –

Возможный вариант ответа: Возможный вариант ответа:

юг, юла, юнга, юннат. люди, дюшес, бюджет,

тюльпан.

Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».

1. Замените одну букву в словах: клев, шляпка, нора, лук, салат, крик.

О т в е т: клюв, шлюпка, Нюра, люк, салют, крюк.

2. Составьте цепочку из слов, содержащих букву «ю», в которой каждое следующее слово начинаются с последней буквы предыдущего.

О т в е т: юннат – тюльпан – натюрморт – тюбик – кювет – тюль и т. д.

Игра «Добавьте звук».

– ный, – ноша, – г, – билей, – рист.

Кроссворд

1. Детская кроватка.

2. Осветительный прибор.

3. Сосуд для вина на тонкой ножке.

4. Палка с загнутым верхним концом для опоры при ходьбе.

О т в е т: люлька, люстра, рюмка, клюка

Загадки

Спасибо, что посетили мою страничку.

Надежда Штанько

Конспект открытого занятия.

для детей подготовительной к школе группы

воспитателя Штанько Н. А.

Тема: Буква «Ю», звук «Ю»

Цель: познакомить с буквой и звуком «ю».

Задачи : развивать фонематический слух; учить выделять звук «ю» в словах; воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

Оборудование: проектор

Ход занятия :

Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей.

Дети: - Здравствуйте!

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?

Дети : - Гласный

Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?

Дети: - А, О, У, Е, Я

Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?

Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю

Дети: - Два.

Воспитатель: - А какие это звуки?

Дети: - [й] и [у]

Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите на экран, (слайд № 1) звук Ю обозначается гласной буквой Ю. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.

Дети: - О

Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква…. Ю.

Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю.

Дети каждый составляет букву Ю .

Воспитатель: - Ребята, у меня есть волшебный сундучок, а в нем игра «Угадай, как нас зовут?». Карточки, а к ним вот такое задание: Отгадайте имена этих ребят по первым буквам слов. (Слайд № 2,3)

(Юбка, лук, яблоко – ЮЛЯ

Юла, рак, арбуз - Юра).

Давайте прохлопаем слово ЮЛЯ сколько здесь слогов? (2, а в слове ЮРА? тоже 2, а с какой же буквы начинаются эти имена?

Дети: С буквы Ю.

Воспитатель : Ребята, что это за звук? (слайд № 4)

Дети : Поезд.

Воспитатель: - Ребята, он нам тоже привез какое-то задание.

Паровозик хочет с вами поиграть. Ему очень нравятся гласные звуки, особенно звук [ю]. Определите место звука [ю] в этих словах. Если звук в начале слова - положите картинку в главный вагончик, если в середине - во второй вагон, в конце - в последний.

(Юла, юбка, утюг, ключ, клюква, клюшка, мою, дую, лаю, вою)

Воспитатель: - Молодцы, с этим заданием справились. А теперь немного отдохнем: Осенью на небе очень много туч и облаков, я вам предлагаю сыграть в игру Беленькое облако.

Беленькое облако поднялось над крышей

Устремилось облако выше, выше, выше

Ветер это облако зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу.

Встаем в круг. Сравнение на слух:

Лук – люк.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, я вам предлагаю прочитать по очереди слова: (Слайд № 5)

ПО Ю

Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю вернуться за столы, а в моем волшебном сундучке еще что-то для вас есть.

Составление отгадок на загадки:

Я красна, я кисла,

На болоте я росла.

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква) (Слайд № 6)

Составляем слово клюква.

Костыль кривой

Так и рвется в бой.

(Клюшка) (Слайд № 7)

Из меня берут порою

А в руках твоих открою

Я любой замок.

(Ключ ) (Слайд № 8)

Воспитатель : - Объясните значение слова ключ. Давайте составим предложения с этим словом.

Дети: - Я могу ключом открыть замок.

Воспитатель: - Молодцы. Итак, с какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?

(Ответы детей )