Конспект урока по изучению нумерации чисел. Конспект урока-экскурсии «Нумерация многозначных чисел. Закрепление. Из опыта работы учителей по использованию многозначных чисел в обучении математике младших школьников

Уроки математики могут и должны быть использованы в целях формирования у детей начатков научного мировоззрения. Этому способствует укрепление связи обучения с жизнью, нужно довести до сознания детей связь математики с практикой.

Для этого необходимо, прежде всего, систематически развивать у детей самостоятельность, постепенно усиливая в процессе обучения требования к их самостоятельной работе, но, соблюдая при этом такую меру трудности, при которой предлагаемые вопросы и задания, хотя и требовали бы определенных усилий от ребенка, оставались бы посильными для него.

Основой для изучения нумерации многозначных чисел является хорошее знание нумерации чисел в пределах 1000. Выполняя конкретные упражнения, учащиеся вспоминают, как образуется число, непосредственно следующее при счете за данным, а также число, предшествующее данному при счете; повторяют образование чисел из сотен, десятков и единиц и учатся откладывать на счетах однозначные, двузначные и трехзначные числа. На этом знакомом детям материале вводится новые понятия - понятия разряда и класса. Чтобы дети быстрее запомнили новые термины, полезно вывесить в классе нумерационную таблицу и пользоваться этим пособием на всех уроках повторения.

На уроках по изучению нумерации важно использовать материал, взятый из жизни, характеризующий развитие нашей страны, достижения в завоевании космоса, интересные числовые данные о животных и растениях. С этой целью полезно организовать сбор детьми интересных числовых данных с записью их в индивидуальные или общешкольные справочники.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей изучения нумерации многозначных чисел младшими школьниками

2.1 Из опыта работы учителей по использованию многозначных чисел в обучении математике младших школьников

Изучая опыт работы учителей по журналам "Начальная школа", "Башkортостан уkытыусыhы", методических разработок, нашли много примеров по использовании многозначных чисел в обучении. Например: в журнале "Начальная школа" учительница начальных классов Оксана Вышарь из г. Кемерово дает разработку урока на тему "Числа от 21 до 100" в четвертом классе. На уроке закрепляется умение считать десятками, умение считать до 100. Фрагменты этого урока. (Приложение 1)

Тема: “Числа от 21 до 100".

Цель: закрепить умение считать десятками, продолжить формирование понятия о поместном значении цифры, закрепить умение считать в пределах 100; развивать умение анализировать, грамотную математическую речь; поддерживать интерес детей к урокам математики.

Оборудование: карточки с числами (у каждого ученика), таблица чисел.

I. Орг. момент.
II. Устный счёт. - Начнём урок с устного счёта. Первая наша игра “Найди лишнее число". Ребята, в каждом ряду из 5 последовательно записанных чисел - одно лишнее. Найдите это число и объясните, почему вы так решили. 5, 10, 15, 16,20 (16 - лишнее) 8, 11, 13, 15, 17 (8) 10, 17, 16, 15, 14 (10) 12, 15, 18, 21, 43 (43) Для следующего задания нам понадобятся ваши карточки с числами. Приготовьте их и поднимайте при ответе на вопрос. увеличить10 на 3, уменьши 10 на 3; найти сумму чисел 3 и 8; найти разность чисел 8 и 3; на сколько 8 меньше, чем 14; на сколько 14 больше, чем 10. Сравни числа: 41 и 14, 26 и 62, 43 и 43.
III. Игра. - Сейчас мы поиграем в интересную игру “Хлопки”. Мне понадобятся два помощника - один будет хлопать за десятки, а второй - за единицы в названном мною числе. Итак, будьте внимательны, а вы в классе тоже считайте внимательно. А сейчас посчитаем в прямом и обратном порядке десятками от 10 до 100 по цепочке. Молодцы, никто не сбился.
IV. Постановка цели урока - Сегодня мы продолжим изучать тему “Числа от 21 до 100”. Посмотрите на наборное полотно. Сколько выставлено квадратов? (23) Сколько десятков и единиц в этом числе? Сколько выставлено кругов? (32) Сколько десятков и единиц в этом числе? Давайте, сравним эту пару чисел 32 и 23. Чем они похожи? (одинаковые цифры) Что пишут на первом месте справа? на втором месте? Какой знак между ними поставили? Ребята, сейчас я буду называть разрядный состав чисел, а вы в свои тетради запишите числа, соответствующие этим разрядам: 2 дес.8 ед., 9 дес.9 ед., 5 ед.3 дес., 9 ед., 1 дес., 5 ед., 1 дес.8 ед. Итак, проверяем, какие числа вы записали: 28, 92, 99, 35, 19, 5, 18. Посмотрите внимательно на числа и скажите, какое из них лишнее? (5) Почему? Какие числа называются двузначными? однозначными? Подчеркните двумя чёрточками цифры, которые показывают число десятков в числах. Сколько десятков в каждом числе? Подчеркните одной чертой цифры, которые обозначают число единиц.
V. Разбор задачи - Чтение задачи с доски. Ребята заготовили для птиц 6кг рябины и 4кг семян арбуза. За зиму они скормили птицам 7 кг корма. Сколько килограммов корма осталось? О чём говорится в задаче? Какие слова мы возьмём для краткой записи условия? Что нужно найти? Можем ли мы найти сразу ответ? Что надо узнать сначала? Как нам узнать, сколько заготовили семян? Что надо для этого знать? Во сколько действий будет задача? Что мы найдём первым действием? вторым? Записываем решение и ответ.
Подведение итогов урока - Молодцы, все справились с таким трудным заданием. Итак, скажите, чем мы занимались сегодня на уроке? В какие игры мы играли? Что помогло повторить нам игры? Урок окончен.

Вот так она объясняет тему. По-моему такое объяснение помогает детям понять новую тему, повышает качество знаний. Учитель уделяет большое внимание заданию "Объясните свои ответы и высказывания" и вообще развитию речи детей. Не меньше внимания уделяется поиску разных решений одного и того же задания. Дети к концу 2-го класса могут практически исчерпать все возможные варианты таких решений. Ученики достаточно свободно делают необходимые умозаключения, выводы, умеют наблюдать, анализировать и синтезировать результаты своих наблюдений. Вместе с тем необходимо отметить и некоторые недочеты. Прежде всего это стремление облегчить процесс учения при помощи подсказок, которые предлагаются при переходе к новому материалу. Это, конечно, облегчает детям понимание нового явления, но значительно снижает эффективность процесса самостоятельного поиска ответов на поставленный вопрос, лишает детей той яркой эмоциональной окраски, которая способствует овладению новым знанием. Наконец, явным отступлением от положений системы является выставление отметки. Такой способ оценки деятельности детей никогда не используется в системе, баллы выставляются только за проверочные и контрольные работы. Изучая опыт работы учителей, мы выясняли, что при изучении чисел, учителя постоянно используют наглядные пособия. Предметное преподавание способствует прочному усвоению знаний. Показ примеров и действия решения с помощью наглядных пособий запоминаются в памяти школьников. Усвоение нового материала проходит активно, без давления на ребенка.

2.2 Исследование и анализ работы учителей по изучению нумерации многозначных чисел в начальных классах

После изучения опыта работы мы решили провести исследование по данной проблеме непосредственно с учителями начальных классов. Для этого выбрали базой Яратовскую муниципальную основную общеобразовательную школу Баймакского района. Методы для исследования выбрали интервьюирование. Были включены в исследовательскую работу учителя начальных классов Саитова Ляля Салиховна и Давлетбаева Лилия Набиулловна.

Для интервью были составлены следующие вопросы:

2. Сколько лет вы работаете в школе?

3. В каком классе работаете?

математике?

5. Как вы изучаете нумерации в начальных классах?

6. Помогает ли использование наглядного пособия хорошему усвоению темы?

По ответам на вопросы мы выяснили, что в школе работают опытные учителя. Использование наглядных пособий широко применяются при изучении многозначных чисел. Включают в урок различные задачи на сообразительность, на смекалку, где используются многозначные числа. Дети быстро учатся проводить арифметические операции над числами. Использование наглядного пособия на уроках детям нравится.

Мы провели наблюдение в 4 классе Яратовской муниципальной общеобразовательной школе.

Тема урока "Многозначные числа, умножение на круглые числа", где применялись наглядные пособия.

Фрагмент урока.

Тема. "Многозначные числа, умножение на круглые числа"

Цели. Помочь детям вывести правило умножения числа на 10, 100, 1000 и т.д.; закрепить знания о нумерации многозначных чисел; развивать мыслительную деятельность учащихся; воспитывать интерес к математическим и природоведческим знаниям через игры и занимательный материал.

Оборудование. Картинки с изображением птиц; сюжетные рисунки щегла; таблица разрядов и классов многозначных чисел; таблица с логическими заданиями.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Сегодня мы познакомимся еще с одной птичкой. Послушайте сказку. (Рассказывает учитель и показывает черно-белый рисунок птицы).

1-я часть. Жила-была птичка серенького цвета. Она очень красиво пела. Однажды прилетела птичка в птичий хор. Но дирижер - дятел - не принял ее, потому что она была некрасивая. Полетела птичка на полянку, села на ветку и заплакала. Услышала о ее горе земляничка и говорит: "Я помогу тебе, если ребята сумеют объяснить, как решаются следующие примеры". На доске открывается запись.

5 х 10 = 50 3 х 100 = 300 4 х 10000 = 40000 2 х 1000 = 2000

Дети рассматривают запись примеров, сравнивают, анализируют и делают вывод.

Д. Чтобы умножить число на 10, 100, 1000 и т.д., надо к числу приписать 1, 2, 3 и более нулей.

У. А теперь откройте учебник на с.83, прочитайте правило и сравните с выводом, который получился у вас. Что вы можете сказать?

Тема урока: «Нумерация чисел от 1 до 10» (закрепление)

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

1.Образовательные:

— закрепление знания о нумерации чисел в пределах 10, о сложении и вычитании в пределах 10;

формирование умения анализировать арифметические задачи, составлять по рисунку, решать их;

— формирование навыка каллиграфического письма.

2.Развивающие:

— развитие познавательной активности учащихся;

— развитие мелкой моторики кистей рук;

— развитие наблюдательности;

— развитие потребности в познании окружающего мира.

3.Воспитательные:

— воспитание бережного отношения к природе и животным;

— воспитание активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.

Цели урока направлены на формирование и развитие УУД.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:

личностные действия::

    развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций;

    мотивация к творческому труду, к работе на результат.

регулятивные действия:

    умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

    определять наиболее эффективные способы достижения результата.

познавательные действия:

    активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач ;

    логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений .

коммуникативные действия:

    готовность слушать собеседника и вести диалог;

    готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

    участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем.

Тип урока : закрепление полученных знаний.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (конверты со счётным материалом), кленовые листики с примерами, карточки обратной связи.

ПЛАН УРОКА:

1.Организационный момент.

Мотивирование к учебной деятельности.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Актуализация знаний.

Устные упражнения.

    Работа в парах.

    Числовой ряд.

    Игра «Не зевай».

    Назови «соседей числа»

    Задача на смекалку.

    Состав чисел.

4. Физкультминутка.

5.Применение полученных знаний и умений.

    Игра «Собери букет».

    Деление фигур по разным признакам (форме, размеру, цвету).

    Составление задач по рисунку.

    Работа по учебнику.

    «Чей путь короче?»

6.Физкультминутка.

7. Отработка алгоритма действия.

    Самостоятельная работа в тетради на печатной основе.

    Проверка работы (карточки обратной связи).

8. Рефлексия.

9.Итог урока.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

— Улыбнитесь друг другу. Какие у вас замечательные улыбки! У всех хорошее настроение, все готовы работать!(Слайд 1)

Дети настраиваются на урок, улыбаются друг другу.

Коммуникативные УУД, регулятивные УУД

МОТИВИРОВАНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скажите, ребята, с какой целью вы пришли на урок математики?

А что вы уже узнали на уроках математики, чему научились?

Узнавать цифры и числа, учиться решать примеры и задачи, учиться думать.

Знаем числа от 1 до 10, умеем с ними решать примеры, знаем арифметические знаки, сравниваем числа и выражения…

Регулятивные УУД,

личностные УУД.

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Чтение стихотворения. (Слайд 2)

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,

стали дни холоднее.

И от птичьего крика

в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

прочь, за синее море.

Все деревья блистают

в разноцветном уборе.

(К. Бальмонт.)

Какое время года поэт описывает в стихотворении?

Как вы догадались?

Сегодня мы закрепим изученное по теме

« Нумерация чисел от 1 до 10. Ребята, мы с вами сейчас отправляемся на математическую экскурсию в лес, где нас ждет немало интересных встреч.

(Слайд 3)

— Представьте, что мы с вами подходим к лесу. Чувствуете, как запахло прелой травой, пожухлой листвой, спелыми грибами.

— Делаем глубокий вдох носом, выдох ртом.

Дни стали короче и холоднее. Птицы улетают в тёплые края.

Листья желтеют, краснеют и опадают.

3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1)- Чтобы войти в лес, мы должны показать хозяину леса, как хорошо и правильно мы научились устно считать. Индивидуальная работа у доски (3 человека). Работа в парах.

1 + * = 5 5 – * = 2 * – 8 = 0

2 – * = 0 6 – * = 6 * + 2 = 5

5 – * = 2 9 + * = 10 * – 1 = 9

4 – * = 3 8 – * = 7 * – 4 = 1

3 + * = 5 4 – * = 2 * + 2 = 2

Сосед по парте проверит решение.

2) Расположить рассыпанные цифры в порядке возрастания. (Слайды 4,5)

На тропинке к лесу появились числа. Расположите данные цифры в порядке возрастания.(3,5,7,2,9,10,4,6,8,1.)

Прочитайте, что у вас получилось.

Что вы можете рассказать об этих числах?

Назовите свойства натурального ряда чисел.

3) Игра «Не зевай». (Слайд 6)

Назови самое большое однозначное число.

Назови число, которое больше 6 на 1.

Назови число, которое меньше 3 на 1.

Какое число следует за числом 8?

Какое число при счете идет перед числом 7?

Сколько человек тянули репку?

— Без смекалки нам в лесу никак не обойтись. Проверим, умеете ли вы думать, смекать.

4)Задача на смекалку. (Слайд 7)

В лесу стоит дуб, на каждом суку по 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько яблок растет на дубе?

А вот из-за горки заячьи ушки торчат. Скажите, сколько за горкой зайчат сидят? (Горка убирается за ней трое зайчат).

5) Проверка индивидуальной работы

6) Назови « соседей» числа. (Слайд 8)

Вдруг появились на небе тучи.

Давайте разгоним их, пусть светит солнце нам в пути.

7)Состав чисел

Повторение состава чисел 6, 7 (Слайд 9)

Вот мы зашли в сосновый бор. Давайте отдохнем и заодно и веточки у елочек посчитаем

Состав числа 5

А под этими соснами спрятался ёжик. (Слайд 10)

Чем питается ёжик?

Ему нужно набрать 5 грибов, но шляпки грибов должны быть разного цвета.

У вас на партах есть грибы в конвертах и ёжик, выполненный вами в технике оригами.(Приложение 1)

— Сколько и каких грибов вы ему положите на «колючки»?

Состав числа 8

Возьмите все грибы двумя руками. Сколько всех грибов?

Сколько оказалось в левой руке, а сколько в правой?

Трое учащихся решают примеры у доски, затем другие учащиеся проверят решённые примеры.

Располагают магнитные цифры на доске

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Это натуральный ряд чисел. Самое маленькое число1. Натуральный ряд бесконечен. Каждое следующее число больше предыдущего на 1.

Яблоки на дубе не растут.

3 зайчика.

Соседи числа 4 — 3 и 5.

Соседи числа 6 – 5 и 7.

Соседи числа 8 – 7 и 9.

Соседи числа 9 – 8 и 10.

6 это 3 и 3; 2и4 ; 5 и1;

7 это 2 и 5; 4 и 3; 1 и 6

Ежи питаются насекомыми.

Выкладывают грибы ёжику на спинку в кармашек.

Возможные ответы:

4красных и 1 коричневый,

2 красных и 3 коричневых

3 красных и 2 коричневых,

1 красный и 4 коричневых.

Возможные ответы:

4 и 4; 5 и 3; 6 и 2; 7 и 1.

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Вы хорошо считаете, и хозяин леса вас пропускает дальше в лес. Идём в лес и выполняем движения по тексту.

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой.

Руки вниз – хлопок другой.

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста

Птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

Зайчик быстро скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы-ребятишки.

Дети выполняют движения по тексту.

Личностные УУД, коммуникативные УУД

5.ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

Применим знания состава чисел первого десятка для решения математических выражений и решения задач.

— По дороге к лесу я собирала кленовые листья в букет, но подул ветер, и листья разлетелись.

— Помогите мне, ребята, собрать букет.

Игра «Собери букет»

4 – 3 6 + 2 2 + 2

5 – 2 4 – 2 6 + 1

5 – 3 3 +2 8 – 1

Молодцы! Посмотрите, какой красивый букет у нас получился.

Разделите эти фигуры по разным признакам .(Слайд 11)

Вот к нам на тропинку прыгнула белка и просит помочь ей разделить геометрические фигуры по разным признакам.

По каким признакам можно разделить эти фигуры?

К какому из этих признаков соответствуют эти выражения? Докажите.

Найдите суммы данных выражений, читая каждое равенство новым способом.

Что заметили интересного? К каждому примеру на сложение составьте примеры на вычитание.

цвет 3 + 3 = 6 6-3 = 3

Составьте задачу по рисунку (Слайд 12)

— Лесные звери на зиму запасают себе корм. Белочка просит нас о помощи.

— Давайте поможем ей набрать шишек. Составь по картине задачу на сложение.

А теперь попробуйте составить задачу на вычитание.

Работа по учебнику

Осенью птицы улетают в тёплые края.

Составьте задачу о птицах по рисунку стр. 58 справа на вычитание.

Чей путь короче? (Слайд 13)

Встретились в лесу заяц, белка и ёжик. И пошли они к опушке леса разными путями. Чей путь короче? Почему?

Дети среднего ряда выходят по одному и решают примеры, записанные на кленовых листьях. Ставят лист в вазу. Получается красивый осенний букет из листьев.

По форме, размеру, цвету.

Форма: 5 многоугольников и один круг.

форма 5 + 1 = 6 6-1=5 6-5 = 1

Размер:4 фигуры маленькие, а две большие, это шестиугольник и красный квадрат.

размер 4 + 2 = 6 6-4 = 2 6-2 = 4

Цвет:3 фигуры красного цвета и 3 фигуры жёлтого цвета.

цвет 3 + 3 = 6 6-3 = 3

Белочка собрала в корзину 6 шишек. Одна шишка ещё на ветке висит. Сколько всего шишек?

На ветке было 7 шишек. Белочка сорвала 6 шишек. Сколько шишек осталось на ветке?

На ветке сидело 5 птиц. Одна улетела. Сколько птиц осталось?

Дети доказывают свою точку зрения.

личностные УУД.

Познавательные УДД, личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД.

6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА №2

Подготовим руки для работы в тетради.

Выполняется физкультминутка «Точильщики»

Точим, точим, точим нож!

Будет очень он хорош.

Будет резать он припасы:

Масло, сало, сыр, колбасы,

Помидоры, огурцы:

Угощайтесь, молодцы!

Дети выполняют движения эмитирующие движение ножа, чередуя руки. В конце хлопают в ладоши.

Личностные УУД Коммуникативные УУД

7.ОТРАБОТКА АЛГОРИТМА ДЕЙСТВИЯ.

Мы всё повторили, вооружились знаниями, а теперь выполните письменное задание в тетради на печатной основе.

Соотнеси картинку и запись.

Решите примеры самостоятельно.

Проверка по цепочке.(1 ряд)

(Карточки обратной связи)

Самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Самостоятельное решение примеров.

Регулятивные УУД,

личностные УУД

8.РЕФЛЕКСИЯ.

Мы сегодня побывали в лесу, в котором много интересного. – Какие задания вам больше всего понравились?

Какие задания для вас оказались очень трудными?

Если вам понравился урок, то в левом верхнем углу нарисуйте солнышко.

Если урок не понравился или вы остались собой недовольны, то нарисуйте тучку.

Дети называют то, что было интересно выполнять на уроке и то, что трудно давалось.

Рисуют солнце или тучку.

Регулятивные УУД, коммуникативные УУД,

личностные УУД.

9.ИТОГ УРОКА.

Очень жаль, что путь недолог, (Слайд 14)

Возвращаться нам пора,

Но на следующем уроке

Вновь продолжиться игра!

Спасибо за хорошую работу. Осенний лес дарит листики самым активным ученикам.

Дети получают в подарок осенние листочки, вырезанные из цветного картона с надписью «Молодец».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация. – СПб.:ООО «Издательство «Кристалл»»; 1998

2.Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс». – М.: Просвещение, 2008.

3.Дьячкова Г.Т. Устный счёт для начальной школы.-М.:Педагогическое общество России, 2001

4.Моро М. И., Бантова М. А. Математика: Учебник для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.

5.Моро М. И., Бантова М. А. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009

Тема: Нумерация чисел в пределах 1000
Урок математики предназначен для учеников 3 класса средней образовательной школы. Материал может быть полезен для учителей начальной школы и использован для проведения урока по данной теме.
Цель: Учить образовывать, читать, записывать числа в пределах 1 000, отличать разряд от класса.

Задачи:
1. формировать умение образовывать, читать, записывать числа в пределах 1 000, отличать разряд от класса.
2. развитие устной речи через полные ответы на вопросы
3. воспитание аккуратности при работе в тетради, соблюдение орфографического режима

1. Самоопределение к учебной деятельности.
Прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Проверьте свои рабочие места, все ли у вас готово к уроку? Желаю вам успехов в изучении новой темы.
2. Актуализация знаний.
Устный счет: На доске ряд чисел. Прочитайте его 20, 30, 40, 47, 50, 60
Какое число в ряду лишнее? Почему? (Лишнее число 47.) Остальные числа круглые.
Каждое следующее число на сколько больше предыдущего? (Каждое следующее число больше предыдущего на 10)
Продолжите ряд чисел.
Дети : 70, 80, 90, 100
- Назовите самое маленькое двузначное число? 10
- Самое большое двузначное. 99
- Какое число за ним следует при счёте? 100
Математический диктант
48:8=6
12: 12 = 1
24:8=3
56:7=8
35:5 = 7
18:9=2
36:9=4
8: 0=0
35:7=5
72:8=9
- Все эти цифры мы используем в математике. Сколько? 10
- А сколько чисел можно записать с помощью этих цифр?
- Как в зависимости от количества цифр будут называться числа?
- Если возьму одну? (однозначные)

Если возьму две? (двухзначные)

3. Постановка проблем ы
Давайте вспомним, какой первый разряд чисел мы изучали? (разряд единиц) сколько единиц в одном десятке? (10) на доске эталон 10ед.=1дес.
А если мы возьмем 10 десятков, то какое это будет число? (1 сотня) на доске эталон 10дес.=1сот.
(на слайде изображение 1)

Как вы думаете, а какое число состоит из 10 сотен? (дети затрудняются ответить)

Вы не знаете этого?
Так чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Какую вы ставите перед собой цель?
Дети: -узнать какое число состоит из 10 сотен

4. Проектирование и фиксация нового знания.
Чтобы правильно считать,
Важно у чисел разряды знать.
Тогда лёгкой будет работа –
Вычитать и прибавлять

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой счетной единицей – тысячей. Как вы думаете какая тема нашего урока? Сформулируйте название
Дети: «нумерация чисел в пределах 1000»

Давайте продолжим работу с нашей схемой 10 сот. составляют 1 тысячу. Это нужно запомнить.
(на слайде изображение 2)


Теперь мы с вами узнаем, как называются числа при счете сотнями. Прочитаем внимательно. (дети читают со слайда на экране изображение 3).

А теперь мы потренируемся.
Посмотрите на слайд (изображение 4)


1)Запиши число палочек на каждом рисунке. Проверьте свои ответы (на доске записаны правильные ответы) ¬
2) число 101 читается как сто один, прочитайте остальные числа (на доске записаны числа 902, 340, 556, 712, 742.)

Физминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
5. Первичное закрепление.
Работаем устно. Прочитайте числа на слайде: 923, 502, 181, 267, 495, 710, 1000, 326, 894.

Ребята, действия над сотнями выполняют так же, как над единицами. Чтобы убедиться в этом, выполним задание. (У доски работает ученик)

8сот.+1 сот.=
3сот.*3=
1тыс.- 1сот.=
9сот.-6сот.=
8сот.: 4=
1тыс.- 5сот.=

6. Самоконтроль и самопроверка по эталону.
Запиши числа.
- двести пять
-пятьсот восемь
-триста шестьдесят
-девятьсот тридцать один
-семьсот семь
-четыреста шесть.
Посмотрите на слайд и проверьте, все записали так? У кого ошибки?
(на слайде выведены правильные ответы: 205, 508, 360,931, 707,406.)

7. Рефлексия.
Что мы изучали сегодня на уроке?
Что нового узнали?
Вам было трудно?
Кому все понятно нарисуйте у себя на полях смайлик. Кому нужно еще поработать, поставьте знак вопроса.

8. Домашнее задание.
Запишите в дневник. Стр.36 №5, №6.

Спасибо за урок!!!

Конспект урока на тему «Числа от 1 до 10. Нумерация»

Личностные результаты:

1. Развивать мотивацию учебной деятельности, творческий подход к выполнению заданий.

2. Прививать навыки самооценки, умение анализировать свои действия

3. Прививать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

1. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3.Классифицировать предметы, объекты по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с эталоном.

3. Определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы речевого этикета.

2. Вступать в диалог.

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать:

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10;

Состав чисел в пределах 10;

Способ получения числа, следующего и предшествующего;

Сравнивать числа;

Названия геометрических фигур и линий;

Называть «соседние» числа по отношению к любому числу в пределах 10;

Выполнять вычисления в примерах на основе знания нумерации;

Чертить отрезки с помощью линейки;

Решать задачи в 1 действие на сложение (на основе счета предметов).

Оборудование:

У учителя: картинки – фигуры героев повести Носова

задания от героев

у учеников: «маршрутные листы» с заданиями,

синяя ручка, простой карандаш, линейка

Ход урока.

    Орг. момент.

На наш урок сегодня пришли необычные гости – герои повести Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Они принесли вам интересные задания.

Вся работа на уроке ведется на «маршрутных листах».

    Работа по теме.

    Состав числа с Пиилюлькиным.

В таблетках - состав числа 9. Надо вписать недостающее число.

9 Ученики называют пару чисел в таблетках по порядку, вписывают числа.
4 2 8 7 3 5

Гусля – музыкант. Он очень любит сочинять и исполнять музыку. Помогите ему правильно записать ноты новой мелодии.

2 4 6 8 1 5 3 9 На доске записаны числа, которые надо по порядку вписать в ноты.


    Примеры с Тюбиком.

Художник Тюбик пишет замечательные картины. Но сегодня так увлекся, что не заметил, как несколько капель краски попали на примеры. Помогите Тюбику восстановить запись. Какие числа записаны под кляксами? Что получится из этих клякс? (радуга)

Примеры записаны на доске, некоторые цифры спрятаны цветными кляксами. Дети считают и называют спрятанное число. Для проверки правильного ответа клякса переворачивается.

2 + 5 = 7 3 – 0 = 3

2 + 4 = 6 5 – 3 = 2

3 + 6 = 9 8 – 1 = 7

    Сравнение чисел с Синеглазкой.

Синеглазка очень умная девочка. Она принесла вам большую ромашку, в каждом лепестке которой пары чисел или математических выражений. Вы должны сравнить их.

Задание выполняется на доске с объяснением и в «листах».



7+1 6 10

8 10

8-1 7

1+3 5

    Геометрический материал с Винтиком и Шпунтиком.

Винтик и Шпунтик - лучшие конструкторы Цветочного города. Для вас они построили летательный аппарат. Какой? Вы узнаете это, соединив все точки при помощи линейки.

Из каких геометрических фигур построена ракета?



    Решение задачи со Знайкиным.

Знайка – самый умный из коротышек. Он очень любит читать, поэтому много знает. Знайка предлагает вам решить задачу.

«Сегодня Знайка прочитал 2 страшные истории и 3 смешные сказки. Сколько всего книг прочитал Знайка сегодня?»

Дети выполняют рисунок к задаче, записывают решение и ответ.


    Играем с Незнайкой.

А вот и сам главный герой - Незнайка. Он внимательно слушал урок. Давайте посмотрим, чему он научился? Все ли примеры Незнайка решил правильно? Исправьте его ошибки.

5+1=6 2+2= 5 3 7 2+3 5

7-1= 8 3-2=1 5 > 8 8-1 > 6

10-1=9 4+0= 0 9 2 4+1 > 3

    Итог.

Чему научились?

Понравился ли урок?

9 7 4 2 3 5 1

2 + 5 = 7 3 – 0 = 3 2 + 4 = 6 5 – 3 = 2 3 + 6 = 9 8 – 1 = 7
3. 2 . . 4

7+1 6 10

8 10

7. .8

8-1 7

6. 1. .5 .9


ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000

Урок 1. Повторение. Нумерация чисел

Цели: повторить сведения об образовании трехзначных чисел и их разрядном составе; развивать умения находить числа в на­туральном ряду, используя понятия «предыдущие числа», «по­следующие числа», сравнивать их; учить рассуждать и логически мыслить.

Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете , числа, последующие и преды­дущие для данных; работать по плану; анализировать свои дей­ствия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошиб­ки с помощью учителя.

Ход урока

Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности к уроку.)

Актуализация знаний

Устный счет

Сосчитайте мишек.


Сколько мишек вы насчитали? (10.)

Число 10 называют десятком. Для отправки в магазины на фабрике мишек сложили в коробки по 10 штук в каждую. Сколько десятков мишек в каждой коробке? (7 десяток.)

В двух коробках? (2 десятка.)

Сколько это мишек? (20.)

Сосчитайте мишек в коробках. (10, 20, 30, 40,... 100.)

Как по-другому можно назвать число 100? (1 сотня.)



В каждый из близлежащих городов отправили по 1 сотне ми­шек. Сколько мишек отправили в 2 города? (2 сотни, или 200.)

В 3 города? (3сотни, или 300.)

Сосчитайте сотнями, сколько мишек отправили в 10 горо­дов. (100, 200, 300, 400,... 1000.)

В городах мишек развезли по магазинам. В «Детский мир» привезли 4 коробки и еще 2 мишки. А в магазин «Капитош- ка» - 2 коробки и еще 4 мишки. Сколько мишек привезли в каждый магазин? (42 и 24.)

Сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел? (42 - 4десятка и 2единицы, 24-2десятка и 4единицы.)

Какие разряды есть в этих числах? (Разряд десятков и разряд единиц.)

Откройте учебник. Рассмотрите условные обозначения на с. 2. Что мы будем делать на уроке математики? ( Встав­лять пропущенные числа и знаки в равенства и неравенства, работать в парах, выполнять задания повышенной сложно­сти, проверять себя, оценивать свои успехи.)

Прочитайте на с. 3 название первого раздела. Чему мы дол­жны научиться?

Что мы уже умеем делать? (Представлять числа в виде раз­рядных слагаемых, применять алгоритмы письменных вычис­лений и т. д.)

Прочитайте тему сегодняшнего урока на с. 4, рассмотри­те рисунки и подумайте, чему мы будем учиться сегодня на уроке.

(На этом и на последующих уроках, чтобы помочь учащимся сформулировать задачи урока, учитель может записывать на доске слова-помощники или вывешивать соответствующий плакат.)

НАУЧИТЬСЯ...

ПОВТОРИТЬ...

УЗНАТЬ- ВСПОМНИТЬ...

Сформулируйте задачи урока. (Научиться читать трехзнач­ные числа и определять в них разряды , повторить счет чисел до 100, вспомнить способы решения изученных видов задач.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Найдите значок «Начало урока». Прочитайте текст рядом с красной чертой.

Как вы поняли, что такое числовой ряд? ( Числа, записанные в том порядке, в котором они называются при счете. Первое число - 1. Каждое следующее больше на 1.)

Что такое десяток? (10 единиц.)

Что такое сотня? (10десятков.)

Что такое тысяча? (10сотен.)

1 (с. 4).

Прочитайте.

Кто может записать это число? (Желающий ученик записывает на доске.)

Кто записал бы так же?

У кого другой вариант записи? Докажите.

2 (с. 4).

(Коллективное выполнение по цепочке.)

Что значит «предшествует числу» и «за числом следует»? . Как вы это понимаете?

(Продолжение работы по цепочке: первый ученик называет число, второй - предыдущее число, третий - следующее и т. д. Класс проверяет. В случае ошибки учащиеся один раз хлопают в ладоши.)

3 (с. 4).

Как называются единицы первого разряда? (Единицы.)

Второго разряда? (Десятки.)

Третьего разряда? (Сотни.) (Чтение чисел, записанных в таблице.)

Что показывает ноль в записи числа? (Отсутствие единиц данного разряда.)

Какой разряд отсутствует в каждом числе? (206 - десятки, 840- единицы, 400 - десятки и единицы, 590 - единицы.)

Выполнение заданий в рабочей тетради

1 (ч. 1, с. 3).

Прочитайте числа.

Назовите самое маленькое число. (719.)

Назовите самое большое число. (779.)

Как вы определили? (Сравнивать начинаем с сотен. Сотен везде 7. Сравниваем десятки. Меньше всего десятков в числе 719, а больше всего - в числе 779.)

Запишите числа в порядке увеличения.

Прочитайте, в каком порядке вы записали числа. (719, 729, 739, 749, 759, 769, 779.)

По какому правилу записаны числа? (Каждое следующее число на 1 десяток больше предыдущего.)

Заполните таблицу. Как удобнее прибавить число 3? (+ 1, + 2.)

Сколько сотен, десятков и единиц в каждом числе?

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо, (Махи руками на себя.) Закачалось деревцо. (Наклоны.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть.)

Деревцо все выше, выше.

(Встать на носочки, потянуться вверх.)

Работа по учебнику

4 (с. 5).

(Фронтальная работа с объяснением способа решения.) Решение

999 + 1 = 1000, так как запись «+ 1» означает, что нужно на­звать следующее число, за числом 999 идет число 1000.

900 - 1 = 899, так как запись «- 1» означает, что нужно назвать предыдущее число. Перед числом 900 стоит число 899. 570 + 30 - 330 570 + 30 = 600

600 - 330 = 600 - 300 - 30 = 300 - 30 = 270 И т. д.

5 (с. 5).

Прочитайте.

Как вы понимаете задачу?

Как вы думаете, удобнее записать задачу кратко или сделать схематический чертеж? (Сделать схематический чертеж.)

19 чел.



Решение: 19 - 9 = 10 (д.).

Ответ: в классе 10 девочек.

Что значит «составить задачи, обратные данной»?

Составьте и решите задачи, обратные данной.

Решение: 9 + 10 = 19 (чел.).

Решение: 19-10 = 9 (м.).

8 (с. 5).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Два ученика, ре­шивших задачу разными способами , записывают решение на до­ске и объясняют способ решения.) Решение

Первый способ: 180 - (52 + 28) = 10 (е.).

Второй способ: 180 - 52 - 28 = 10 (е.).

Ответ: ученику осталось прочитать 10 страниц.

Кто из ребят решил задачу верно? (Оба способа верны.)

7 (с. 5).

(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.) №10 (с. 5).

(Самостоятельное выполнение.)

Решение: С = Б + 400 г, М = С + 300 г, М = Б + 700 г.

Ответ: мишка тяжелее белочки на 700 г.

VII. Рефлексия

Работа по учебнику

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (с. 5). Самопроверка по образцу.)

Ответы: 396

Математический диктант

(Учитель читает предложения, учащиеся записывают только числа.)

В году 365 сут.

В одной неделе 168 ч.

В июне 720 ч.

Первый космонавт Земли Ю. Гагарин был в космосе 108 мин.

Космонавт Светлана Савицкая пробыла в открытом космо­се, за пределами станции 215 мин.

(Проверка по образцу на доске.)

VIII. Подведение итогов урока

Что мы повторили сегодня на уроке?

С какими заданиями вы легко справились?

Над чем вам нужно еще поработать?

Домашнее задание

Учебник: № 6, 9 (с. 5 ).

Урок 2. Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание

Цели: актуализировать знания об основных арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение, деление), о связи между компонентами и результатами этих действий; повторить правила порядка выполнения действий в выражениях; совершен­ствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать и запи­сывать трехзначные числа; находить значения выражений в не­сколько действий; находить несколько способов решения задач; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учеб­ной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходи­мости исправлять ошибки с помощью учителя.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

Логические задачи

Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон, весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон?

Решение:

34 - 18 = 16 (кг) - весит половина молока;

18- 16 = 2 (кг).

Ответ: пустой бидон весит 2 кг.

Боря начертил два треугольника. Для обозначения вершин треугольников ему понадобилось только пять букв. Как такое может быть? (Боря начертил треугольники, которые имели общую вершину.)

2.Индивидуальная работа у доски

Запиши числа цифрами.

Пятьсот пять, триста восемьдесят, шестьсот двадцать семь, девятьсот семьдесят, триста, девятьсот семь.

Уменьши каждое число на 7, запиши ниже.

Вычисли.

562 - 60 760 - 600 950 - 1 769 + 10

462 + 48 600 - 35 788 - 89 652 - 37

Выполнение задания в рабочей тетради №3 (с. 3).

(Индивидуальная работа.)

Устный счет

Сосчитайте от 397 до 402, от 788 до 800, от 505 до 494, от 1000 до 989.

Прочитайте числа. 342, 402, 360, 900, 540.

Сколько сотен, десятков, единиц в каждом числе?

Сколько всего десятков в каждом числе? (342 - 34 десятка, 402 - 40 десятков, 360 - 36 десятков, 900 - 90 десятков, 540 - 54десятка.)

Сколько всего сотен в каждом числе? (342 - 3 сотни, 402 - 4 сотни, 360 - 3 сотни, 900 - 9 сотен, 540 - 5 сотен.)

Прочитайте числа в порядке возрастания. (342, 360, 402, 540, 900.)

Прочитайте числа в порядке убывания. (900,540,402,360,342.)

Какое число может быть лишним? Почему? (342 - нет ну­лей, 402 - в сумме цифры не составляют 9, 900 - есть только один разряд - сотни.)

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

Какие действия вы выполняли при решении примеров? (Сложение и вычитание.)

Какими знаками они обозначаются? («+» и «-».)

Назовите знаки действий, которые использованы в следую­щих выражениях.

200: 5 - 4 2 (200: 5 - 4) 2 200: (5 - 4) 2

(Три ученика выходят к доске и решают примеры.) 200: 5 - 4 2 = 32 (200: 5 - 4) ■ 2 = 72 200: (5 - 4) 2 = 400

Сравните примеры. Чем они похожи? (Одинаковые числа и знаки.)

Чем отличаются? (По-разному расставлены скобки, значит, порядок действий и ответы тоже будут разными.)

Сформулируйте задачи урока. (Повторить то, что нам из­вестно об арифметических действиях сложения и вычитания , вспомнить правила о порядке выполнения действий в выраже­ниях, научиться находить значения выражений, содержащих несколько действий.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 6.

Что такое числовое выражение? (Числа, соединенные знаками арифметических действий.)

Какие правила порядка выполнения действий вы знаете? (Первое действие выполняют в скобках, затем умножение или деление, а потом сложение и вычитание по порядку.)

Как выполняются действия, если скобок несколько пар? (По порядку в каждых скобках, а затем по правилам.)

11(с. 6).

(Фронтальная работа.)

12 (с. 6).

(Первый столбик - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, второй - самостоятельно. Два ученика рабо­тают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

13 (с. 6).

Прочитайте задачу.

Кто понял, как ее решать? Запишите решение задачи вы­ражением.

(Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим рисунком.)

(Проверка, самооценка.) Решение: 50 + 5 8 = 90 (руб.). Ответ: у Нины было 90 руб.

14 (с. 6).

Прочитайте задачу.

Что нужно знать, чтобы сказать, сколько мест в 7 вагонах? (Сколько мест в одном вагоне.) Как узнать сколько мест в одном вагоне? (120:2.)

Запишите решение задачи выражением.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

18 (с. 7). (Устное выполнение.)

Прочитайте задачу..

Объясните, что обозначают выражения.

(Для учащихся, которые затрудняются объяснить , что обозна­чают выражения, необходимо составить таблицу.)


Масса одного пакета

Количество пакетов

Обшая масса семян

Астры

5 г

?

250 г

Гвоздики

8 г

?

240 г

Решение:

250: 5 - узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами астр;

240: 8 - узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами гвоздик;

250: 5 + 240: 8 - узнаем, сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали.

Поставьте вопрос к задаче так, чтобы в выражении был знак «минус». (На сколько пакетов с семенами астр упаковали больше, чем пакетов с семенами гвоздик 7)

Запишите решение этой задачи. (250:5 - 240: 8 = 20 (п.).)

Физкультминутка

Шеей крутим осторожно -

Голова кружиться может.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри.

(Вращения головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдемся

(Потягивания - руки вверх. Шаги на месте.)

И на место вновь вернемся.

(Сесть за парту.)

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

15 (с. 7).

Рассмотрите таблицу.

Что неизвестно в каждом столбике? Как мы находим не­известное? (В первом столбике неизвестна сумма. Чтобы найти сумму, надо к первому слагаемому 170 прибавить вто­рое слагаемое 230. Сумма 400. Во втором столбике неизвест но первое слагаемое. Чтобы найти первое слагаемое , надо из суммы 330вычесть второе слагаемое 40. Первое слагаемое 290.)

(Аналогичная работа проводится с каждым столбиком каждой таблицы.)

Посмотрите на записи на полях и сформулируйте правила. (1. Если к числу прибавить ноль, то получится это же число.

Если из числа вычесть ноль, то получится это же число.

Если из числа вычесть такое же число, то получится ноль.)

Какие еще свойства сложения вы знаете? (От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.)

Запишите его, используя буквы, (о + с = с + а.) №16 (с. 7).

(Устная фронтальная работа.)

Что неизвестно в каждом уравнении?

Как найти неизвестный компонент?

Чему равен х в каждом уравнении?

Замените одно из чисел в каждом уравнении так, чтобы х не был равен нулю, а в последнем уравнении так, чтобы значение разности не было равно нулю.