Канкрин банк как лекарство от всех болезней. Политическая реакция и реформы Николая I. Канкрин и отношение к нему современников

Р. И. Сементковский

Е. Ф. Канкрин

Его жизнь и государственная деятельность

Биографический очерк

С портретом Канкрина, гравированным в С.-Петербурге К. Адтом

“Фарисей благодарит Бога за то, что у него больше, чем у других, и успокаивается на этом, но у меня сердце обливается кровью: все еще существуют рабы, крепостные, ирландские крестьяне, английские фабричные рабочие и пролетарии более или менее везде... Я сделал что мог”.

Введение

Граф Егор Францевич Канкрин признается самым замечательным из русских министров финансов. Эту славу он приобрел недаром. Достаточно указать на две его заслуги, чтобы понять, какое громадное значение он имел для русской государственной и народной жизни: во-первых, благодаря его финансовым и административным способностям, Отечественная война – эта грандиозная катастрофа в жизни русского народа – обошлась в денежном отношении неимоверно дешево, и поэтому графа Канкрина несомненно следует причислить к героям нашей Отечественной войны наряду с теми героями, которые на полях битвы стяжали себе благодарность потомства; во-вторых, он совершил то, чего не удалось совершить ни до, ни после него ни одному из русских министров финансов: он восстановил денежную нашу систему, расстроенную до последней крайности и вызывавшую бесчисленные жертвы в народном хозяйстве, – восстановил ценность нашего рубля после беспримерного его падения. Этих двух заслуг было бы достаточно, чтобы увековечить его имя в русской истории. Но его жизнь и деятельность чрезвычайно интересны и глубоко поучительны еще и в других отношениях. Граф Канкрин жил и действовал в такое время, когда личная инициатива играла весьма слабую роль, когда, казалось, весьма трудно было занимать на государственной службе видный пост и при этом сохранить полную свою самостоятельность. В этом отношении Канкрин представляет собой деятеля совершенно исключительного. В николаевское время он не только остался верен себе с начала до конца, ни на йоту не изменил своим убеждениям, но сумел добиться их торжества в жизни, не подчиняясь никому, а, напротив, заставляя других подчиняться себе. Глубокая поучительность жизни и деятельности Канкрина выяснится еще более, если мы прибавим, что он в течение всей своей жизни боролся не из-за личных выгод, а для идеи, для народной пользы, как он ее понимал, и никогда не прибегал к каким бы то ни было недостойным приемам, к лести, интригам. Напротив, он всегда был правдив и честен не только в целях, которые преследовал, но и в средствах, которые применял. С этой точки зрения Канкрина можно назвать идеальным деятелем. Когда он был министром финансов, все подкапывались под него, все против него интриговали: этим интригам и козням он противопоставлял дело, и этот аргумент оказался столь непреложным и сильным, что Канкрин сохранил свое влиятельное положение до той минуты, когда старость и болезнь вычеркнули его из рядов работников на пользу народную. Все это заставляет нас причислить Канкрина к замечательнейшим деятелям первой половины XIX века. Он был не только выдающимся министром финансов, но и цельным характером в лучшем значении этого слова, никогда не вступавшим в сделки со своею совестью и горячо, по своему разумению, защищавшим благо народа. В этом отношении личность его заслуживает особенного внимания: политические, экономические и финансовые его теории во многом оказавшиеся несостоятельными, были уже несостоятельны в его время и поэтому могут быть без всякого вреда для потомства забыты; его экономическая деятельность, основанная на этих теориях, также оказывается несостоятельной во многом, хотя в других отношениях она, как мы видели, и дала блестящие результаты; но его преданность народному делу, его умение служить ему, его выдержка, поистине заслуживающая названия железной, приемы, при помощи которых он добивался своей цели в самое трудное и неблагоприятное для проявления личной инициативы время, будут еще долго, если не всегда, служить достойным подражания примером. Если же принять еще во внимание, что он был иностранец и до конца своей жизни даже не научился правильно писать и говорить по-русски, то деятельность его представится нам поучительной еще и в другом отношении: мы увидим, что может сделать для России даже человек, лишенный чувства патриотизма в физиологическом значении этого слова, когда его воодушевляет идея народного блага, когда он умеет служить ей и готов жертвовать для нее всеми другими интересами. Вот с этой точки зрения я и постараюсь познакомить читателей с жизнью и деятельностью Егора Францевича Канкрина.

Представить полную его характеристику в тесных рамках общедоступной биографии – задача нелегкая. Канкрин ждет еще своего биографа: ему в этом отношении посчастливилось меньше, чем Сперанскому и Мордвинову, нашедших себе более или менее компетентных биографов. Жизнеописания Канкрина, весьма немногочисленные, отличаются краткостью, односторонностью, скудостью данных. Чтобы ознакомить читателей с литературою этого вопроса и дать им возможность ориентироваться в ней, мы коснемся здесь тех трудов, которыми мы сами пользовались при составлении этого биографического очерка. Первое место тут занимают, понятно, сочинения самого Канкрина. Мы приводим их в хронологическом порядке, потому что до сих пор полного списка их в нашей литературе нет.

1. Dagobert, eine Geschichte aus dem jetzigen Freiheitskriege, в двух частях, Altona, 1797 и 1798 (“Дагобер, роман из теперешней войны за освобождение”).

2. Fragmente uber die Kriegskunst nach Gesichtspunkten der Militarischen Philisophi, St.-Petersburg, 1809; второе издание вышло в Брауншвейге (“Отрывки, касающиеся военного искусства с точки зрения военной философии”).

3. Weltreichrum, Nationalreichtuin und Staatswirtschaft, Munchen, 1821 (“Мировое богатство, национальное богатство и государственное хозяйство”).

4. Ueber die Militar-Oekonomie im Frieden und Kriege und ihr Wech-selverhaltniss zu den Operationen, St.-Petersburg, 1820 – 1823 (“О военной экономии во время мира и войны и ее отношении к военным операциям”).

5. Die Elemente des Schonen in der Baukunst, St.-Petersburg, 1836 (“Элементы прекрасного в зодчестве”).

6. Phantasiebilder eines Blinden, Berlin, 1845 (“Фантазии слепого”).

7. Die Oekonomie der menschlichen Gesellschaft und das Finanzwesen, von einem ehemaligen Finanzminister, Stuttgart, 1845 (“Экономия человеческого общества и финансов, соч. бывшего министра финансов”. Это единственное сочинение Канкрина, под предисловием которого поставлена фамилия автора).

8. Aus den Reisetagebuchern des Grafen Kankrin. Aus den Jahren 1840 – 1845. Mit einer Lebensskizze Kankrin"s, herausgegeben von A. Grafen Keyserling, Braunschweig, 1865 (“Из путевых дневников графа Канкрина 1840 – 1845 гг. с биографическим очерком Канкрина. Издание графа А. Кейзерлинга”).

9. Im Ural und Altai. Brifewechsel zwischen A. Humboldt und dem Grafen Kankrin, aus den Jahren 1827 – 1832, Leipzig, 1869 (“На Урале и Алтае, переписка между А. Гумбольдтом и графом Канкриным, 1827 – 1832”).

10. Из числа более обстоятельных записок, составленных Канкриным, особенного внимания заслуживают: a) “Recherches sur Torigine et Tabolition du vasselage ou de la feodalite des cultivateurs, surtout en Russie”, 1816 (“Исследование о происхождении и отмене крепостного права, или зависимости земледельцев, особенно в России”. “Русский архив” за 1865); б) Записка “относительно походов против турок от 21-го августа 1819 г.”. “Военный сборник”, т. 99; в) “Замечания министра финансов графа Канкрина” на проект учреждения для управления губернии 1825 г. в “Материалах, собранных для комиссии о преобразовании губернских и уездных учреждений”, 1870, ч. 1.

Во всей русской и иностранной литературе существует только одно сколько-нибудь обстоятельное жизнеописание Канкрина, составленное его зятем, графом Кейзерлингом. Оно изложено на пятидесяти страницах, разгонисто напечатанных, и, конечно, несколько односторонне, так как принадлежит близкому родственнику. К тому же оно неполно: объять и оценить обширную научную, литературную и государственную деятельность Канкрина на немногих страницах немыслимо. Биография графа Кейзерлинга помещена, как указано, в виде предисловия к путевым дневникам самого Канкрина. Краткое извлечение из этой биографии с немногими дополнениями читатель найдет в “Русском архиве” за 1866 год. Вторая, несколько более подробная, оценка деятельности графа Канкрина (но не биография) принадлежит неизвестному автору и помещена в “Journal de St. Petersbourg” за 1860 год (№ 137 – 143) под заглавием “George Cancrine”. Наконец третья, опять-таки очень краткая, биография вошла в книги г-на Скальковского: “Наши государственные и общественные деятели” и “Les ministres des finanses de la Russie”, 1891 года, пользовавшегося преимущественно двумя первыми жизнеописаниями с присоединением весьма неполных данных из наших исторических журналов. Все остальные жизнеописания Канкрина (“Очерк жизни и деятельности графа Канкрина”, СПб., 1866 г., и разные некрологи и статьи, помещенные в русских журналах и газетах: в “Библиотеке для чтения” за 1864 год, в “Отечественных записках” за 1865 и 1866 годы, в “Иллюстрированной газете” за 1866 год, во “Всемирной иллюстрации” за 1874 год, в “С.-Петербургских ведомостях” за 1865 и 1866 годы, в “Русском архиве” за 1867 год, в “Деятельности” за 1868 год и т.д.) не содержат почти никаких новых данных или соображений, кроме тех, которые встречаются в вышеупомянутых биографиях. Отсюда видно, как неполна работа по освещению жизни Канкрина. Оценка его финансовой деятельности, в частности, имеет более обширную литературу, но и она должна быть признана весьма недостаточной. Внимательное чтение по возможности всех журнальных и газетных статей, посвященных этому вопросу, убедило нас, что при критике финансовой деятельности Канкрина имелись главным образом в виду только две точки зрения: одни осуждали, другие хвалили Канкрина за его протекционные стремления. С этой стороны и писали преимущественно о Канкрине. Вопрос о восстановлении металлического обращения имеет также очень скромную литературу. Самый полный труд принадлежит остзейскому немцу, г-ну Шмидту. Это – его магистерская диссертация: “Das russische Geldwesen wahrend der Finanzverwaltung des Grafen Cancrin”, СПб., 1875 г. Затем мы можем указать на статью проф. Бунге: “Мысли графа Канкрина о бумажных деньгах”, помещенную в “Русском вестнике” за 1864 год, и на общие исследования по нашему денежному обращению (Горлова, Кауфмана, Гольдмана, Безобразова, Бунге, Брикнера и др.). Совершенно не разработан вопрос о деятельности Канкрина по продовольствованию нашей армии во время Отечественной войны. Эта деятельность, доставившая Канкрину видное место в ряду наших администраторов, осталась покрытой густым мраком. Наконец ни один из биографов графа Канкрина не попытался еще сколько-нибудь всесторонне осветить общее его миросозерцание и его личность, представить объективную ее характеристику, так что приходится собирать отрывочные данные, разбросанные понемногу везде, чтобы составить себе более или менее ясное представление о личных качествах и недостатках этого выдающегося русского государственного деятеля первой половины XIX века. Попытаемся же объединить все эти материалы и, устранив из них все непроверенное или очевидно ложное, представить, насколько возможно, полную характеристику жизни и деятельности самого замечательного из русских министров финансов.

ВЫСШЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ДОКЛАД

На тему: Жизнь и государственная деятельность

Е.Ф. Канкрина.

Финансовые реформы и вклад в развитие таможенного дела”.

Выполнила: слушательница

юридического факультета

группа 3103

Лахита Юлия Сергеевна

Жизнь и государственная деятельность Е.Ф. Канкрина.

Финансовые реформы и вклад в развитие таможенного дела.

Родился Егор Францевич Канкрин в 1774 году в городе Ганау (Гессен). Окончив гимназию, он получил высшее образование в университетах Гессена и Марбурга и уже в двадцать лет был доктором права. Канкрин обладал множеством талантов, которые позволили ему получить обширные познания во многих областях. Он также увлекался горным и строительным делом. В 1797 году, по желанию отца, Канкрин прибывает в Россию. Франц Людвиг, его отец, был известным горным инженером и заведовал старорусскими соляными заводами.

В России карьера Канкрина поначалу не складывалась, да и Петербург он невзлюбил, так как он сильно болел от здешнего климата. У себя на родине Егор Францевич уже имел достаточно высокий чин, и за счет этого в Петербурге он сразу стал надворным советником. Занять более приличную должность Канкрину мешало незнание русского языка. И только через три года, под покровительством И.А. Остермана, ему подготовили место помощника при отце. Он занимался соляным и лесным делом, а в 1809 году его назначили инспектором немецких колоний в Петербургской губернии, и он переехал в Стрельну.

Канкрин увлекался не только техническими дисциплинами, но и любил занятия литературой. Он написал много трактатов на экономические и общеполитические темы на немецком языке. Одно из первых подобных произведений – «О военном искусстве», написанное в 1809 году привлекло внимание военного министра Барклая-де-Толли. И вскоре о Канкрине узнает император Александр I. В 1812 году его назначают генерал-интендантом армии под предводительством Барклая-де-Толли, а в 1813 году - русской действующей армии.

Как отмечали современники, Канкрин очень «экономно» провел Отечественную войну 1812 года. Благодаря его усилиям остались неизрасходованными 26 млн. рублей из сумм, ассигнованных на войну. Более того, после войны он представил документы, по которым при общих расчетах с союзниками Россия уплатила не 360 млн., которые с неё требовали, а лишь 60 млн. рублей.

После победы над Наполеоном влияние России в Европейских делах резко возросло. В 1819 году был принят самый умеренный таможенный тариф, снявший все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских. В скором времени стало ясно, что не возможна свободная конкуренция изделий отечественной промышленности с соответствующими западноевропейскими аналогами. Ни одна европейская держава не собиралась следовать принципу свободной торговли. Либеральная политика резко ухудшило экономическое положение России. В целях преодоления кризиса национального производства, в 1822 году был принят охранительный таможенный тариф, запретивший вывоз 21 и ввоз 300 товаров. Тариф 1822 года не однократно пересматривался. В 1824, 1825, 1830, 1831, 1836, 1838, 1841гг. в него неоднократно вносились изменения, общую направленность которых можно выразить следующими словами - от фискально-запретительной до фискально-протекционистской таможенной политике. Во всяком случае, до тех пор, пока министр финансов был Е.Ф. Канкрин (1823-1844 г.г.) Россия придерживалась политики, направленной на достижение бездефицитного госбюджета. Таким образом, объективный ход развития российского государства показал, что таможенная политика тесно связана с внутренней и внешней политикой государства. Охранительная таможенная политика способствовала развитию торговли, покровительствовала развитию промышленного производства.

В рамках торгово-промышленного курса 1822-1850гг. разрушалась связь с фритредерскими тенденциями в интересах отечественного хозяйства. На протяжении более 100 лет таможенная служба находилась в ведении Министерства финансов. Это нашло отражение и в характере обмундирования чинов таможенного ведомства, и в ведомственной символике.

Пробыв на государственном посту несколько лет, имея опыт деятельности в масштабе России, Канкрин ясно представлял себе все особенности жизни страны. В 1815 году он подал царю записку о необходимости освобождения крестьян. Это был настоящий план постепенной ликвидации крепостного права в России. Неудивительно, что в высшем свете министра не любили. К тому же как финансист, он всегда защищал казенные интересы, преследовал взятничество. Да и характером обладал трудным: был способен на едкие остроты. В обществе его называли не иначе как «нелюдимым ворчуном», «мизантропом из немцев». В 1820 году он подал в отставку, а вскоре получил лестное и очень выгодное предложение – перейти на службу в Австрию. Но Канкрин уже привязался к России и отказался ее покинуть.

В 1822 г. он вновь вернулся к активной деятельности: Александр I ввёл его в Государственный совет, а в 1823 г. Канкрин сменил Д. А. Гурьева на посту министра финансов. Звезда его карьеры поднялась в зенит.

В высших кругах назначение Канкрина встретили недоброжелательно. Многие говорили тогда, что этот безбожно коверкающий русский язык немец не знает России и разорит её непременно. Но получилось наоборот. «Немец» оказался финансистом высочайшего класса и большим государственным деятелем, который направил свои недюжинные способности на повышение благосостояния страны.

В 1769 году, при Екатерине II, в денежную систему России вводят ассигнации. Поначалу номинальная стоимость ассигнаций не превышала 1 млн. рублей. Ассигнации были обеспечены серебряными и медными монетами. Но уже в 1786 году объем ассигнаций увеличился до 46 млн. рублей, а ещё через несколько лет он составлял 158 млн. рублей. Вследствие этого возник избыток денег, и это повлекло обесценивание ассигнаций по отношению к твердой валюте. А вскоре, после отечественной войны 1812 года, обесценивание ассигнаций повторилось.

Канкрин занял пост министра финансов в 1823 году, в то время, когда денежное хозяйство империи находилось в плачевном состоянии и всё более приходило в упадок. В Российской денежной системе существовало три курса бумажного рубля. Первый служил для расчета с иностранными торговцами и обмена на иностранную валюту. Второй использовался при взимании налогов, а по третьему заключались все внутренние сделки. 16 ноября 1817 года был принят документ, по которому при взимании пошлин один рубль серебром приравнивали к 4 рублям ассигнациями. К 1820 году ценность ассигнаций удалось поднять на 40 копеек (документ от 28 ноября 1819 года ). Канкрину удалось сохранить такое отношение ассигнаций к серебряному рублю до 1839 года, хотя по прежнему этот курс не отражал действительность. Государство теряло на этом деньги, и манифестом от 1 июля 1839 года серебряный рубль был принят за основную денежную единицу, а также был установлен общий курс ассигнаций по отношению к серебряному рублю для всех видов денежных операций. Теперь за один рубль серебром давали три рубля пятьдесят копеек ассигнациями. Так Канкрин начинал свою денежную реформу 1839-1843 годов.



Следующим шагом Егор Францевич ввел в обращение новое платежное средство – депозитные билеты, достоинством в один, три, пять, десять, двадцать пять, пятьдесят, сто рублей. Депозитные билеты имели хождение наравне с серебром. В конце 1841 года депозитные билеты были заменены кредитными билетами. За счет обмена ассигнаций и депозитных билетов на кредитные, государству удалось скопить около 65 млн. рублей серебряной монетой.

Также Канкрин ввёл акцизные (косвенные) налоги на табак, сахар, что вызвало недовольство в обществе. Ведь раньше государство пополняло свои финансы традиционно за счёт податных сословий. Теперь же выплачивать налоги пришлось и неподатной части населения, и в первую очередь это коснулось дворянства. Были введены высокие пошлины на ввозимые в Россию товары, а в 1826 году был установлен новый таможенный тариф. Канкрин способствовал развитию горного дела, золотопромышленности, поощрял геологические изыскания. Он помогал организовывать геологические экспедиции, налаживал метеорологическую службу. Заботился он и о будущих кадрах: при нём были созданы Лесной и Технологический институты, высшие сельскохозяйственные школы, горные учебные заведения. Кроме того, Канкрин охотно финансировал капитальное строительство: возводились здания новых институтов и музеев, мосты. Были отстроены таможня в Петербурге, здание биржи в Москве. Сооружались казённые здания в Архангельске, Одессе, Риге и Таганроге.

Превыше всего Канкрин ставил бережливость. В первые же годы Егор Францевич скопил 160 млн. рублей, которые пошли на Русско-иранскую (1826-1828 гг.) и Русско-турецкую (1828-1829 гг.) войны. Финансовая система, созданная Канкриным, действовала до Крымской войны (1853-1856 гг.). Затем в России снова наступил денежный кризис. В 1855 году расходы государства превышал доходы в два раза.

После ухода Е.Ф. Канкрина с поста Министра финансов в стране возникло движение за отмену вывозных и снижения ввозных пошлин. К пересмотру таможенной политики вынуждал особенно начавшийся американский экспорт, обостривший конкуренцию на мировом рынке сельхозпродуктов. Также экономический либерализм и фритредерство снова входили в моду. В записке председателя особого комитета графа Орлова в 1845 году прозвучала острая критика действующего тарифа стесняющего импорт и препятствовавшего экспорту Российских товаров. Опираясь на выводы этой записки министры финансов и иностранных дел внесли императору Николаю I представление о пересмотре тарифа. Новый тариф, по их мнению, должен отличаться многофункциональностью, обеспечивая благоразумную охрану внутреннего производства, способствуя повышению уровня потребления импортируемых товаров и увеличению таможенных доходов. 13 октября 1850 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. Он пробил первую брешь в запретительной системе внешней торговле, которая господствовала с 1822 года, и положила начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политике, продолжавшемуся до 1877 года. В последующие годы правительство, озабоченное поисками путей увеличения таможенного дохода, продолжало курс на смягчение запретительной системы. К этому его побуждали неутешительные итоги Крымской войны (1853-1856 г.г.), а также начавшиеся буржуазные реформы. В августе 1856 года было принято решение о пересмотре тарифа 1850 года и учреждение особого комитета для создания нового тарифа. В комитете с удовлетворением было отмечено, что ни одна отрасль отечественной промышленности не пострадало от введения тарифа 1850 года. В новом тарифе предлагалось сохранить баланс различных интересов: внешней торговле и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Обсуждение вопросов тарифной политике в проекте нового таможенного тарифа протекало в острой полемике между сторонниками свободной торговле и приверженцами протекционистских взглядов. Влияние протекционистского лобби обусловило осторожность, постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования. По этой причине новый таможенный тариф (его утвердил Александр II 25 апреля 1857 года) представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Действительно тариф 1857 года ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции. Любые попытки иностранцев убедить их в преимуществах низких ввозных пошлин на товары массового спроса (англичане) или сырья и полуфабрикатов (германия) успеха не имело. В тоже время призывы фритредеров, ратовавших за свободную конкуренцию, как необходимое условие выхода на мировой уровень промышленного производства, не оставались в России без внимания.Канкрин , могут принести существенный вред правительству... страхованием капиталов, дохо­дов и жизни вкладчиков. История российских сберкасс знала... на решение государственных проблем. 2. Деятельность Сберегательного банка...

  • Государственные и муниципальные финансы (5)

    Учебное пособие >> Финансовые науки

    ... государственного кредитования. Формы государственного кредита в Российской Федерации. Содержание государственного кредита. Деятельность ... и жизнь . ПРИМЕРНЫЕ... Канкрин . Краткое обозрение Российских финансов; Л.И. Печорин. Исторический обзор государственных ...

  • Политическая реакция и реформы Николая I

    Закон >> История

    Тех непорядков русской общественной и государственной жизни того времени, размеров и... было действительным злом русской жизни . Покарав декабристов, им­ператор... и деятельной страны, как Англия). Канкрину удалось составить в государственном казначействе...

  • Сущность, функции и эволюция денег в России

    Реферат >> Экономическая теория

    Кредитными билетами. Вся деятельность Канкрина в отношении ассигнаций, ... безналичных расчетов и обязательных хранением государственными и кооперативными предприятиями и учреждениями... о многих других явлениях экономической жизни общества. Денежные потоки в...

  • Канкрин (граф Егор Францевич, 1774-1845) - писатель и государственный деятель, родом из г. Ганау (близ Франкфурта-на-Майне), образование получил в Германии. В 1796 г. приехал в Россию, где жил его отец. С 1800 г. Канкрин был помощником отца, позже служил советником экспедиции государственной экономии при мин. внутр. дел, затем инспектором немецких колоний Петербургской губ. Первые сочинения его (не считая романа «Dagobert» и книг по архитектуре, написанных им в ранней молодости): «Fragmente über die Kriegskunst nach militärischer Philosophie» (1809) и «Ueber das System und die Mittel zur Verpflegung der grossen Armeen» (оставшееся ненапечатанным) обратили на него внимание немецких генералов, окружавших императора Александра I. По рекомендации одного из них (Пфуля) К. был назначен в 1811 г. помощником ген.-провиантмейстера, в 1812 г. - ген.-интендантом Первой армии, в 1813 г. - ген.-интендантом действующей русской армии. На нем лежали также все обязанности по ликвидации военных расчетов между Россией и другими государствами. За время своего управления продовольствием армии (1812-1810) он представил отчет о положении продовольственной части, рисующий ее в довольно мрачных красках. Назначенный в 1820 г. членом Военного совета, он написал: «Weltreichtum, Nationalreichtum und Staatswirthochaft» и «Ueber die Mlitär-Oekonomie im Frieden und Kriege und ihr Wechselverhältniss zu den Operationen» (1820-1823 г.). В первом труде К., между прочим, подверг резкой критике действия министра финансов Гурьева по изъятию из обращения части ассигнаций (см. Гурьев). Незадолго до смерти, находясь за границей, К. написал последнее, самое слабое сочинение свое: «Die Oekonomie der menschlichen Gesellschafen und das Finanzwesen». Рошер причисляет К. к сторонникам русско-немецкой школы в области политической экономии и характеризует его направление как реакцию против учения А. Смита. Своим научным взглядам он старался быть верным и во время управления министерством финансов, к которому был призван в 1823 г., на место гр. Гурьева, и которое сохранял до 1844 г. Никто из русских министров финансов так долго не оставался на этом месте, как К. За указанный период времени вполне сложилась и достигла своего апогея финансовая система, первым основанием которой послужило введение подушной подати. Нося сословный характер, она была построена всецело на обложении наименее имущих податных классов. Когда К. сделался мин-ром финансов, следы 1812 г. и последующих войн были еще весьма заметны. Население многих губерний было разорено, долги правительства частным лицам платились неаккуратно; внешний кредит был потрясен, роспись каждогодне заключалась дефицитом. С именем К. тесно связаны восстановление металлического обращения, укрепление протекционной системы и улучшение государственной отчетности и счетоводства. Прекратив изъятие ассигнаций из обращения путем заключения иностранных займов, К. направил свои усилия на фиксирование ценности ассигнационного рубля, колебавшейся между 380-350 к. за серебряный рубль. В некоторых местностях, однако, ценность звонкой монеты возвышалась так назыв. простонародным лажем, доходившим до 27 % (см. Ассигнации). Так как восстановление номинальной стоимости ассигнаций не представлялось возможным, то решено было произвести девальвацию (см. Деньги). Переходной ступенью было учреждение депозитной кассы (1839), выпускавшей депозитные билеты, обеспеченные рубль за рубль серебром; затем взамен ассигнаций в 1841 г. выпущены кредитные билеты и, наконец, в 1843 г. - госуд. кредитные билеты. Денежная единица была принята крупная - рубль, хотя это был самый удобный момент для перехода к мелкой денежной единице. В таможенной политике K. держался системы строго покровительственной. После тарифа 1819 г., который, по словам К., убил у нас фабричное производство, правительство нашло вынужденным прибегнуть к тарифу 1822 г., составленному не без участия К. За время его управления министерством финансов состоялись частные повышения окладов тарифа, завершившиеся в 1841 г. общим его пересмотром. В покровительственном тарифе К. видел не только средство покровительства русской промышленности, но также и способ получения дохода с лиц привилегированных, свободных от прямых налогов. Понимая, что именно при покровительственной системе особенно важно поднятие общего технического образования, К. основал в СПб. технологический институт и способствовал изданию полезных по этой части сочинений. Он заботился также об улучшении отчетности и внесении большего порядка в финансовое управление. До него смета о предстоящих доходах и расходах представлялась в Государственный совет весьма неаккуратно и в крайне несовершенной форме, а отчет о расходах уже исполненных - лишь через несколько лет; о расходах 1812 и 1813 гг. совсем не было представлено отчета. К. под влиянием Госуд. совета принял меры к исправлению этого недостатка. Местная финансовая администрация мало привлекала к себе внимание министра и оставалась весьма неудовлетворительной. Усилиями К. улучшено металлическое производство на казенных заводах, увеличена добыча золота. Стремясь к поднятию фабричной и заводской промышленности, он упускал из виду сельскохозяйственные промыслы и вообще сельское хозяйство. В начале своей деятельности он интересовался судьбой казенных крестьян и с целью противодействия малоземелью предполагал расселять их, но затем был отвлечен другими делами, вследствие чего император Николай I признал необходимым выделить управление государственными имуществами из ведомства министерства финансов и поручить его особому министерству (1837). За время управления К. сумма прямых налогов была увеличена на 10 млн руб. сер. путем привлечения инородцев к платежу подушной подати и пересмотра налога на право торговли. В 1842 г. увеличен был гербовый сбор. Взамен казенной (с 1818 г.) продажи вина, понижавшей сборы и оказывавшей деморализующее влияние на чиновничество, К. ввел откупную систему, выгодную в финансовом отношении (против 1827 г. питейный доход увеличился на 81 млн руб.), но еще более вредную для народной нравственности. При К. введен акциз на табак. Учреждение в России частных банков К. не допускал, опасаясь развития в стране искусственных капиталов, могущих принести вред частным лицам. На том же основании он был противником устройства сберегательных учреждений. Даже от казенных банков он не ожидал пользы. Стремясь к сведению росписи без дефицита, путем сбережений в расходах, К. сначала успел достигнуть уменьшения расходов по военному ведомству; но так как частичные изменения далеко не приводили к желанным результатам, он добился в 1836 г. установления нормальной сметы государственных расходов. Политические обстоятельства, однако, влекли за собой новое увеличение расходов, для покрытия которых приходилось обращаться к заимствованиям из казенных банков, выпуску в обращение билетов государственного казначейства (серий) и внешним займам. К чести К. надо сказать, что и в затруднительных обстоятельствах он ни разу не прибегал к выпуску неразменных бумажных денег (ассигнаций). В конце концов К., хотя и стоявший по образованию гораздо выше многих современных ему государственных деятелей, не создал своей особой финансовой системы. Частные улучшения, им достигнутые, рушились с его уходом и особенно с наступлением реформ, заставших государственное хозяйство врасплох. Вся деятельность К. проникнута одним коренным противоречием: с одной стороны, высоким тарифом поддерживалось фабричное производство, с другой - налогами, ложившимися на массу народа, уничтожался внутренний рынок. Ср. гр. Кейзерлинг, «Aus den Reisetage büchern des Grafen Kancrin, mit einer Lebensskizze» (1865; краткое извлечение в «Рус. арх.», 1866); «Journal de St. Pétersbourg» (1860 г.; ряд статей о К.); И. Блиох, «Финансы России XIX ст.» (П т.); Р. Сементковский, «Е. Ф. К.»; Н. X. Бунге, «Мысли гр. К. о бумажных деньгах» («Русс. вест.», 1864); В. Т. Судейкин, «Восстановление в России металлического обращения» (по архивным данным).

    Вл. Судейкин.

    Во время заведования министерством финансов К. обращал особенное внимание на казенные леса, но, не имея возможности управиться со всей их «необъятной массой», принужден был распределить эти леса, смотря по частному их назначению, между разными ведомствами. Для лесов, предназначенных снабжать древесными материалами горные заводы, составлена самим К. (на немецком языке) известная «Инструкция об управлении лесной частью на горных заводах хребта Уральского, по правилам лесной науки и доброго хозяйства», русский перевод которой напечатан в 1830 г. Эта инструкция должна была заменить собой на время Лесной Устав и служить «руководством к исполнению существующих узаконений». Она представляет собой очень хороший для того времени учебник лесного хозяйства. «Науку лесного хозяйства» на заводах К. считал не менее важной, чем собственно горные науки. Вместе с тем инструкция касается и многих частных вопросов, даже таких, над удовлетворительным разрешением которых трудились лесные хозяева в последние 20-30 лет, как, напр., о возращении дубовых низкоствольников на корье для дубления кож.

    ВЫСШЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ

    ДОКЛАД

    На тему: Жизнь и государственная деятельность

    Е.Ф. Канкрина.

    Финансовые реформы и вклад в развитие таможенного дела”.

    Выполнила: слушательница

    юридического факультета

    группа 3103

    Лахита Юлия Сергеевна

    Жизнь и государственная деятельность Е.Ф. Канкрина.

    Финансовые реформы и вклад в развитие таможенного дела.

    Родился Егор Францевич Канкрин в 1774 году в городе Ганау (Гессен). Окончив гимназию, он получил высшее образование в университетах Гессена и Марбурга и уже в двадцать лет был доктором права. Канкрин обладал множеством талантов, которые позволили ему получить обширные познания во многих областях. Он также увлекался горным и строительным делом. В 1797 году, по желанию отца, Канкрин прибывает в Россию. Франц Людвиг, его отец, был известным горным инженером и заведовал старорусскими соляными заводами.

    В России карьера Канкрина поначалу не складывалась, да и Петербург он невзлюбил, так как он сильно болел от здешнего климата. У себя на родине Егор Францевич уже имел достаточно высокий чин, и за счет этого в Петербурге он сразу стал надворным советником. Занять более приличную должность Канкрину мешало незнание русского языка. И только через три года, под покровительством И.А. Остермана, ему подготовили место помощника при отце. Он занимался соляным и лесным делом, а в 1809 году его назначили инспектором немецких колоний в Петербургской губернии, и он переехал в Стрельну.

    Канкрин увлекался не только техническими дисциплинами, но и любил занятия литературой. Он написал много трактатов на экономические и общеполитические темы на немецком языке. Одно из первых подобных произведений – «О военном искусстве», написанное в 1809 году привлекло внимание военного министра Барклая-де-Толли. И вскоре о Канкрине узнает император Александр I. В 1812 году его назначают генерал-интендантом армии под предводительством Барклая-де-Толли, а в 1813 году - русской действующей армии.

    Как отмечали современники, Канкрин очень «экономно» провел Отечественную войну 1812 года. Благодаря его усилиям остались неизрасходованными 26 млн. рублей из сумм, ассигнованных на войну. Более того, после войны он представил документы, по которым при общих расчетах с союзниками Россия уплатила не 360 млн., которые с неё требовали, а лишь 60 млн. рублей.

    После победы над Наполеоном влияние России в Европейских делах резко возросло. В 1819 году был принят самый умеренный таможенный тариф, снявший все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских. В скором времени стало ясно, что не возможна свободная конкуренция изделий отечественной промышленности с соответствующими западноевропейскими аналогами. Ни одна европейская держава не собиралась следовать принципу свободной торговли. Либеральная политика резко ухудшило экономическое положение России. В целях преодоления кризиса национального производства, в 1822 году был принят охранительный таможенный тариф, запретивший вывоз 21 и ввоз 300 товаров. Тариф 1822 года не однократно пересматривался. В 1824, 1825, 1830, 1831, 1836, 1838, 1841гг. в него неоднократно вносились изменения, общую направленность которых можно выразить следующими словами - от фискально-запретительной до фискально-протекционистской таможенной политике. Во всяком случае, до тех пор, пока министр финансов был Е.Ф. Канкрин (1823-1844 г.г.) Россия придерживалась политики, направленной на достижение бездефицитного госбюджета. Таким образом, объективный ход развития российского государства показал, что таможенная политика тесно связана с внутренней и внешней политикой государства. Охранительная таможенная политика способствовала развитию торговли, покровительствовала развитию промышленного производства.

    В рамках торгово-промышленного курса 1822-1850гг. разрушалась связь с фритредерскими тенденциями в интересах отечественного хозяйства. На протяжении более 100 лет таможенная служба находилась в ведении Министерства финансов. Это нашло отражение и в характере обмундирования чинов таможенного ведомства, и в ведомственной символике.

    Пробыв на государственном посту несколько лет, имея опыт деятельности в масштабе России, Канкрин ясно представлял себе все особенности жизни страны. В 1815 году он подал царю записку о необходимости освобождения крестьян. Это был настоящий план постепенной ликвидации крепостного права в России. Неудивительно, что в высшем свете министра не любили. К тому же как финансист, он всегда защищал казенные интересы, преследовал взятничество. Да и характером обладал трудным: был способен на едкие остроты. В обществе его называли не иначе как «нелюдимым ворчуном», «мизантропом из немцев». В 1820 году он подал в отставку, а вскоре получил лестное и очень выгодное предложение – перейти на службу в Австрию. Но Канкрин уже привязался к России и отказался ее покинуть.

    В 1822 г. он вновь вернулся к активной деятельности: Александр I ввёл его в Государственный совет, а в 1823 г. Канкрин сменил Д. А. Гурьева на посту министра финансов. Звезда его карьеры поднялась в зенит.

    В высших кругах назначение Канкрина встретили недоброжелательно. Многие говорили тогда, что этот безбожно коверкающий русский язык немец не знает России и разорит её непременно. Но получилось наоборот. «Немец» оказался финансистом высочайшего класса и большим государственным деятелем, который направил свои недюжинные способности на повышение благосостояния страны.

    В 1769 году, при Екатерине II, в денежную систему России вводят ассигнации. Поначалу номинальная стоимость ассигнаций не превышала 1 млн. рублей. Ассигнации были обеспечены серебряными и медными монетами. Но уже в 1786 году объем ассигнаций увеличился до 46 млн. рублей, а ещё через несколько лет он составлял 158 млн. рублей. Вследствие этого возник избыток денег, и это повлекло обесценивание ассигнаций по отношению к твердой валюте. А вскоре, после отечественной войны 1812 года, обесценивание ассигнаций повторилось.

    Канкрин занял пост министра финансов в 1823 году, в то время, когда денежное хозяйство империи находилось в плачевном состоянии и всё более приходило в упадок. В Российской денежной системе существовало три курса бумажного рубля. Первый служил для расчета с иностранными торговцами и обмена на иностранную валюту. Второй использовался при взимании налогов, а по третьему заключались все внутренние сделки. 16 ноября 1817 года был принят документ, по которому при взимании пошлин один рубль серебром приравнивали к 4 рублям ассигнациями. К 1820 году ценность ассигнаций удалось поднять на 40 копеек (документ от 28 ноября 1819 года ). Канкрину удалось сохранить такое отношение ассигнаций к серебряному рублю до 1839 года, хотя по прежнему этот курс не отражал действительность. Государство теряло на этом деньги, и манифестом от 1 июля 1839 года серебряный рубль был принят за основную денежную единицу, а также был установлен общий курс ассигнаций по отношению к серебряному рублю для всех видов денежных операций. Теперь за один рубль серебром давали три рубля пятьдесят копеек ассигнациями. Так Канкрин начинал свою денежную реформу 1839-1843 годов.

    Следующим шагом Егор Францевич ввел в обращение новое платежное средство – депозитные билеты, достоинством в один, три, пять, десять, двадцать пять, пятьдесят, сто рублей. Депозитные билеты имели хождение наравне с серебром. В конце 1841 года депозитные билеты были заменены кредитными билетами. За счет обмена ассигнаций и депозитных билетов на кредитные, государству удалось скопить около 65 млн. рублей серебряной монетой.

    Также Канкрин ввёл акцизные (косвенные) налоги на табак, сахар, что вызвало недовольство в обществе. Ведь раньше государство пополняло свои финансы традиционно за счёт податных сословий. Теперь же выплачивать налоги пришлось и неподатной части населения, и в первую очередь это коснулось дворянства. Были введены высокие пошлины на ввозимые в Россию товары, а в 1826 году был установлен новый таможенный тариф. Канкрин способствовал развитию горного дела, золотопромышленности, поощрял геологические изыскания. Он помогал организовывать геологические экспедиции, налаживал метеорологическую службу. Заботился он и о будущих кадрах: при нём были созданы Лесной и Технологический институты, высшие сельскохозяйственные школы, горные учебные заведения. Кроме того, Канкрин охотно финансировал капитальное строительство: возводились здания новых институтов и музеев, мосты. Были отстроены таможня в Петербурге, здание биржи в Москве. Сооружались казённые здания в Архангельске, Одессе, Риге и Таганроге.

    Превыше всего Канкрин ставил бережливость. В первые же годы Егор Францевич скопил 160 млн. рублей, которые пошли на Русско-иранскую (1826-1828 гг.) и Русско-турецкую (1828-1829 гг.) войны. Финансовая система, созданная Канкриным, действовала до Крымской войны (1853-1856 гг.). Затем в России снова наступил денежный кризис. В 1855 году расходы государства превышал доходы в два раза.

    После ухода Е.Ф. Канкрина с поста Министра финансов в стране возникло движение за отмену вывозных и снижения ввозных пошлин. К пересмотру таможенной политики вынуждал особенно начавшийся американский экспорт, обостривший конкуренцию на мировом рынке сельхозпродуктов. Также экономический либерализм и фритредерство снова входили в моду. В записке председателя особого комитета графа Орлова в 1845 году прозвучала острая критика действующего тарифа стесняющего импорт и препятствовавшего экспорту Российских товаров. Опираясь на выводы этой записки министры финансов и иностранных дел внесли императору Николаю I представление о пересмотре тарифа. Новый тариф, по их мнению, должен отличаться многофункциональностью, обеспечивая благоразумную охрану внутреннего производства, способствуя повышению уровня потребления импортируемых товаров и увеличению таможенных доходов. 13 октября 1850 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. Он пробил первую брешь в запретительной системе внешней торговле, которая господствовала с 1822 года, и положила начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политике, продолжавшемуся до 1877 года. В последующие годы правительство, озабоченное поисками путей увеличения таможенного дохода, продолжало курс на смягчение запретительной системы. К этому его побуждали неутешительные итоги Крымской войны (1853-1856 г.г.), а также начавшиеся буржуазные реформы. В августе 1856 года было принято решение о пересмотре тарифа 1850 года и учреждение особого комитета для создания нового тарифа. В комитете с удовлетворением было отмечено, что ни одна отрасль отечественной промышленности не пострадало от введения тарифа 1850 года. В новом тарифе предлагалось сохранить баланс различных интересов: внешней торговле и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Обсуждение вопросов тарифной политике в проекте нового таможенного тарифа протекало в острой полемике между сторонниками свободной торговле и приверженцами протекционистских взглядов. Влияние протекционистского лобби обусловило осторожность, постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования. По этой причине новый таможенный тариф (его утвердил Александр II 25 апреля 1857 года) представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли. Действительно тариф 1857 года ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции. Любые попытки иностранцев убедить их в преимуществах низких ввозных пошлин на товары массового спроса (англичане) или сырья и полуфабрикатов (германия) успеха не имело. В тоже время призывы фритредеров, ратовавших за свободную конкуренцию, как необходимое условие выхода на мировой уровень промышленного производства, не оставались в России без внимания.

    ________________________________________________________________

    В 1839 г. Канкрин тяжело заболел. Он несколько раз просил царя об отставке, но Николай I, отпуская министра в продолжительные отпуска для лечения за границей, отставку не принимал. В 1844 г. Канкрин вновь заболел и вскоре умер. Егор Францевич Канкрин до сих пор считается одной из крупнейших фигур в истории российских финансистов.


    ?Национальный исследовательский университет
    Высшая школа экономики.
    Факультет государственного и муниципального управления.

    Реферат.
    Е.Ф. Канкрин как администратор.

    Выполнил: Котович Роман, 294 группа
    Проверил: Кудюкин Павел Михайлович

    Москва 2011

    Содержание:
    Введение.
    Глава 1. Начало карьеры.
    Первые годы в России.
    Отечественная война.
    Крестьянский вопрос.


    «Гурьевская каша».


    Мировая торговля.



    Заключение.
    Список литературы.


    Введение.

    Тема данной работы звучит следующим образом: «Егор Францевич Канкрин как администратор». Мой выбор этой темы обусловлен большим интересом к его деятельности в качестве министра финансов Российской Империи, а также к его идеям о реформировании и реорганизации других сфер нашей страны в то время. В соответствии с моим представлением, методы его работы до сих пор не потеряли своей актуальности и могут быть использованы при решении различных государственных задач и сегодня. Более того, сама личность Канкрина представляет собой большой интерес, так как он радикально отличался от представителей государственной администрации своего времени.
    По поводу личности Канкрина и его вклада в развитие Российской Империи до сих пор существуют абсолютно противоречивые мнения. Вследствие этого необходимо рассмотреть наиболее популярные позиции и на основе исторических фактов оценить их справедливость.
    Итак, целью моей работы является рассмотрение личности Егора Францевича Канкрина как государственного деятеля и администратора.
    Поэтому задачей данной работы будет:
    1. Рассмотрение идей и представлений Канкрина о развитии и модернизации различных сфер жизни общества;
    2. Изучение его деятельности в качестве государственного служащего и администратора;
    3. Оценка эффективности принятых им мер и полученных в результате его деятельности результатов.
    Данная работа написана с использованием различной научной, публицистической, а также учебной литературы.

    Этот внешний блеск будет напоминать потомству достопамятное время, когда под вашим руководством русские финансы процветали, несмотря на грозную войну.
    Гумбольдт о Канкрине.
    Нет у нас во всем государстве человека способнее Канкрина быть министром финансов.
    Сперанский о Канкрине

    Каким достойнейшим человеком нужно быть, чтобы заслужить одобрение таких великих людей своего времени, как немецкий ученый Александр фон Гумбольдт и государственный деятель Михаил Михайлович Сперанский. И ведь они ни сколько не преувеличивали. Граф Егор Францевич Канкрин абсолютно достоин всех тех хвалебных слов, которые о нем были сказаны в течение его службы на благо нашей родины, и звучат до сих пор. Живой темперамент, чрезвычайно практичный и острый ум, распорядительность, преданность своему второму отечеству, глубокое сострадание к народным бедствиям, а главное – честность – вот те черты, с помощью которых можно охарактеризовать Канкрина как человека и верного слугу России. Чем же он заслужил так много благодарности к своей персоне? Его секрет был просто – он мало говорил и много делал. Только лишь благодаря блестящим результатам своей деятельности и предельной честности он заслужил признание императора Николая I. Итак, какой же жизненный путь прошел он? Какие преграды встречались на пути его деятельности? Какими способами он преодолевал их? Рассмотрим великий путь великого человека.

    Глава 1. Начало карьеры.

    Первые годы в России.

    Самой первой ступенькой лестницы, которая положила начало его блестящей карьере, стал переезд в Россию в 1797 году. Этому поспособствовал его отец, который, обладая достаточно строптивым нравом, не мог уживаться с теми порядками, которые тогда царили при мелких германских дворах, хотя был достаточно видным деятелем своего времени. Первое впечатление о Петербурге произвело на него тягостное и унылое впечатление. Однако впоследствии, объездив многие города России, он полностью изменил свое мнение об этой стране и полюбил русский народ. Это, вероятно, оказало большое влияние на его дальнейшую деятельность, когда даже в самых тяжелых ситуациях он умел отстоять интересы государства, заботясь о благосостоянии русских людей.
    И все же первое время молодой человек терпел нужду в чужой тогда для него стране. Причиной этому стал, как ни парадоксально, видный чин, который отец выхлопотал для него. Как «надворного» советника, его не могли принять на мелкую должность, а к более высокому посту он был еще не готов – он не знал ни административных порядков, ни даже русского языка. Первой более или менее серьезной должностью стало для него назначение помощником к своему отцу, директору старорусских солеварен. И уже там он проявил себя, сделав хозяйство процветающим и приведя его в образцовый порядок. После этого, благодаря содействию графа Остермана, который, изучив его записку об улучшении овцеводства в России, сразу оценил даровитого молодого человека, Канкрин был принят в министерство внутренних дел, в экспедицию государственных имуществ по соляному отделу. Здесь он становится специалистом, к которому обращаются за советом, чье мнение уважают. Однако, говорить о нем начинают именно тогда, когда к нему обращается за советом граф Аракчеев.
    Все это время Канкрин усердно учится. Он изучает русский язык, русские традиции, знакомится с богатствами нашей страны, ближе узнает ее народ. С каждым днем он все больше проникается русским духом и, в конце концов, твердо решает посвятить себя служению этой стране. Такая позиция в дальнейшем поможет ему принимать важные решения и при этом не идти на сделки с совестью. Можно только желать, чтобы каждый, кто занимается службой государству, относился к своим обязанностям с такой же ответственностью, усердием и честностью.
    В 1809 году Канкрина назначают инспектором петербургских иностранных колоний, в это время он уже занимает чин статского советника. В то же время он успевает писать. Его идеи привлекут внимание генерала Пфуля, а впоследствии и самого императора. В ответ на запрос его о личности Канкрина, Александру I ответят, что Канкрин «много знающий, деятельный человек, но немного жесток». Действительно, Канкрин выделялся среди всех прочих своей жесткостью, принципиальностью и крутым нравом, чем он нажил на протяжении всей своей жизни множество врагов.

    Отечественная война.

    А тем временем движение Канкрина вверх продолжается. Он был назначен помощником генерал-провиантмейстера в 1811 году, а после начала войны с Наполеоном – генерал-интендантом действующих войск. На его плечи легла чрезвычайно ответственная задача – обеспечение продовольствием армии. Здесь необходимо заметить, что основная проблема заключалась даже не в том, чтобы найти необходимое количество жизненно необходимых средств, но чтобы доставить их без потерь до солдат. К сожалению, большая доля того, что направлялось для обеспечения армии, расхищалась. И если одни жертвовали последним в порыве воодушевления против неприятеля, то другие без зазрения совести присваивали себе все это. В порыве отчаяния историк Николай Михайлович Карамзин на вопрос императора: «Что происходит в моей стране?», воскликнул: «Воруют!». Более того, такую сложившуюся «традицию» очень сложно было изменить, любые попытки наталкивались на непонимание со стороны многих административных деятелей. И все же, с присущим ему бескорыстием, Канкрин смог организовать поставки таким образом, чтобы армия на протяжении войн 1812 – 1815 годов не испытывала ни в чем нужды. Он настолько экономно и рачительно распорядился выделенными средствами, что сумма расходов оказалась очень малой в сравнении с затратами на другие войны. По окончании войны Барклай-де-Толли сообщит, что Отечественная война обошлась стране порядка 157,5 миллионов рублей, тогда как уже в начале крымской кампании было израсходовано 300 миллионов, а в турецкой войне – 1200 миллионов. Еще одним его достижением в этот период стали переговоры с союзными правительствами, которым он выплатил 60 миллионов из требуемых 360, при помощи квитанций и чеков доказав, что их претензии завышены в шесть раз.

    Крестьянский вопрос.

    По окончании войны, после того, как обеспечение армии уже не стало являться первостепенным вопросом, о блестящих результатах деятельности Канкрина, да и о нем самом, начинают постепенно забывать. Однако деятельная натура Канкрина не позволяет ему сидеть сложа руки. Утомленный бездействием, он пишет. Главной темой его трудов становится крестьянский вопрос. Проведя достаточно долгое время в Белоруссии, где он наблюдал постоянное варварское разорение крестьян, он убеждается в необходимости изменения существующих порядков, а в первую очередь - в необходимости отмены крепостного права. Он становится ярым сторонником крестьянской реформы.
    Хотя нельзя сказать, что его всегда считали сторонником отмены крепостного права. В советский период такие видные историки как Боровой С. Я. и Рындзюнский П. Г. Писали, что Канкрин был сторонником сохранения крепостного права и защитником помещичьих интересов. Он сознательно задерживал развитие промышленности, так как видел в рабочем классе угрозу существующему строю, а так же сохранял протекционистские таможенные тарифы, в которых были заинтересованы владельцы заводов, пользовавшиеся крепостным трудом, а также промышленная буржуазия.
    В своей записке Канкрин изложил поэтапный план, построенный «…на медленном выкупе крестьянами земли у помещиков в достаточном количестве… и предусматривающий реорганизацию не только поземельных отношений, но управления и суда в сельской местности». Если бы предложенные Канкриным меры были бы претворены в жизнь, возможно, тех тяжелейших лет, которые пережила страна после 1861 года, не было бы в нашей истории. В действительности, император Александр I задумывался об отмене крепостного права. Однако любые действия, на это направленные, находили лишь непримиримое сопротивление у интеллигенции тогдашней России, большинство которой составляли помещики. Интересно то, что некоторые шаги все же были сделаны. Например, курляндские и эстляндские крестьяне получили право владения собственностью. В целом, реформа, хоть и медленно, но двигалась в направлении защиты крестьян от произвола помещиков, улучшения их материального состояния и обеспечения права на собственность. Однако Канкрин не считает это достаточным. Он пишет: «Составление новых постановлений, которые, не уничтожая крепостного права, клонились бы лишь к точному определению отношений обеих сторон, равняется увековечиванию крепостной зависимости». Поэтому Канкрин описывает схему постепенной отмены крепостного права. Его план заключается в следующем:
    1819 год – учреждение комиссии по наблюдению за ходом реформы.
    1820 год – право собственности крестьян на дома и движимое имущество.
    1822 год – деление земли государственных крестьян на общины и дворы; то же деление для помещичьих крестьян; замена подушной подати подворной.
    1825 год – определение повинности крестьян; покровительство лиц, назначенных правительством.
    1827 год – упразднения вотчинного суда.
    1830 год – право первородства в имениях, имеющих менее 250 душ.
    1835 год – установление быта дворовых людей.
    1840 год – назначение цены за выкуп крестьян; учреждение заемного банка.
    1845 год – определение повинности крестьян.
    1850 год – передача земли в собственность каждой семьи; право перехода.
    По моему мнению, одним из наиболее интересных пунктов здесь является право первородства в имениях, имеющих менее 250 душ. Такое положение должно было предотвратить чрезмерное дробление земли. А, как известно, именно это ошибка была совершена при принятии реформы 1861 года, когда нехватка земли стала причиной малоземелья крестьян, что впоследствии привело к аграрному кризису в первой половине XX века.
    Не менее интересной является идея о назначении государством лиц, покровительствующих крестьянам. Эта мера могла бы предотвратить негативное последствие отмены крепостного права 1861 года. Тогда наделение определенными властными полномочиями сельских общин сыграло злую шутку над крестьянами. Вместо того, чтобы стать настоящим полноправным хозяином своей земли, он должен был подчиняться коллективным настроениям, царящим в общине. Все это затрудняло проявления предпринимательских способностей крестьянина и препятствовало модернизации сельского хозяйства. В этом случае передача властных протекционистских полномочий представителям государства могла бы разрешить эту проблему и сделать из крестьянина настоящего собственника своей земли. Он был бы заинтересован в повышении своей производительности, что положительно сказалось бы на состоянии сельского хозяйства в стране.
    Но, как показывает практика, достойные проекты и эффективные меры зачастую не находят поддержки и так и остаются лишь на бумаге.

    Экономические взгляды Канкрина.

    Еще один не менее значимый труд, который создал Канкрин, будучи отстраненным от дел, было опубликованное в 1821 году сочинение «Мировое богатство, национальное богатство и государственное хозяйство». И все же результаты финансовой деятельности Канкрина – это не столько экономические модели, сколько честность и твердый характер. В подтверждение можно привести слова биогрофа Сементковского: «Политические, экономические и финансовые его теории во многом ока­зываются несостоятельными, были уже несостоятельными в его время и поэтому могут быть без всякого вреда для потомства забыты; его эконо­мическая деятельность, основанная на этих теориях, также оказывается несостоятельной во многом, хотя в других отношениях она... и дала блес­тящие результаты».
    Несмотря на такое скептицизм многих по отношению к его экономическим воззрениям, Канкрин для себя принял свою теорию как программу в течение всего дальнейшего его пребывания в должности министра финансов. Он ни на шаг не отступал от выбранных им методов управления, тем самым показав, что теория может быть применима на практике. Шаг за шагом, пунктуально претворяя в жизнь каждую, казалось бы, несущественную деталь, он добился образцового порядка в финансах станы, чем уберег ее от полнейшего разорения.

    Глава 2. Канкрин на посту министра финансов.

    «Гурьевская каша».

    И все же, вернемся к тому, как обстояло дело с российскими финансами до назначения Канкрина министром финансов. В течение тринадцати лет государственным бюджетом нашей страны заведовал граф Гурьев. Этот человек был, безусловно, настоящим сыном своего времени. Он умел держать себя в обществе, был обходителен и любезен, а также щедр по отношению к нужным людям. Все эти качества помогли ему достичь такого высокого поста и добиться признания в кругах тогдашней интеллигенции. Однако, судя по всему, он занимал не ту должность. Для эффективного руководства финансами ему не хватало той скрупулезности, бережливости и холодного ума, который был присущ Канкрину. К сожалению, угодливость Гурьева играла на руку лишь ему, но никак не народу. Казна была разорена практически до основания не только теми бедствиями, которые выпали на долю России в тот момент, но и огромными растратами в самых различных целях, но только не на пользу государству.

    Канкрин и отношение к нему современников

    Сложно представить, в какую финансовую яму могла попасть наша страна, если бы у руля в 1823 году не встал такой практичный, расчетливый и бережливый человек, как Егор Францевич Канкрин. Далеко не сразу общество оценило его как человека, способного решить проблему финансов, а некоторые сопротивлялись очевидному и после получения великолепных результатов и списывали все на случай. Почему же интеллигенция так резко отвергала и критиковала? Неужели никто не помнил его деятельности в период войн 1812 – 1815 годов? Все намного проще. В действительности, в те времена о человеке, в первую очередь, судили по тому, как он умеет держать себя в обществе, а потом уже по всем остальным его качествам. При этом обходительность была ключевым фактором. Канкрин же не считал нужным уделять внимание «нужным» людям, вести светские беседы, посещать мероприятия. Он предпочитал не на словах, а на деле доказывать свою правоту, посвящая работе все свое время даже тогда, когда был тяжело болен.
    Однако не все отнеслись отрицательно к выбору императора. Вот что пишет о назначении Канкрина один из видных деятелей того времени А.П. Ермолов: «Какое внезапное падение Гурьева! И многих, я думаю, удивило назначение Канкрина. Но финансы, без сомнения, будут в лучшем состоянии, судя по его знаниям и способностям… От Канкрина, как человека умного, можно ожидать большой пользы и по расстройству финансов наших как не желать того?»

    Деятельность Канкрина на посту министра финансов.

    Итак, встав во главе управления бюджетом государства, Канкрин начал планомерно и поэтапно выправлять финансовую систему, направлять в нужное русло финансовые потоки, решительно пресекать все ненужные и нерациональные расходы казенных денег. Примечательно, что, несмотря на бедственное положение российского рубля, министр не сразу принялся за активные изменения в этой сфере. Он очень осторожно и вдумчиво подходил к этому вопросу, долго не решаясь начать реформирование. Во главу всех целей он ставил улучшение жизни населения страны, которое было измотано многочисленными налогами, бедствиями и лишениями. Вот как он формулирует свою позицию: «Коренное условие доброго финансового управления - пишет Канкрин, - содействовать благосостоянию народа разными облегчениями и пр. Богатый народ может давать и большие доходы, вымогать оный у бедного значит срубать дерево для получения плодов».
    Необходимо привести некоторые факты, которые лучше громких слов скажут о том, что сделал Канкрин для нашей страны. За многолетнюю финансовую деятельность он смог уменьшить расходы по многим статьям государственного бюджета, в том числе расходы своего министерства на 24 миллиона рублей, а военные расходы – на 36 миллионов. Не сложно подсчитать, сколько средств удалось сберечь ему за 12 лет пребывания в должности.

    Мировая торговля.

    У Канкрина был свой взгляд на международную торговлю. Это может показаться на первый взгляд странным, но он выступал резко против свободной торговли. Видя в этом лишь несчастья для русского народа, он еще до назначения его министром финансов поспособствовал установлению высокого покровительственного тарифа в 1822 году. Эта протекционистская мера была направлена не только на то, чтобы ограничить ввоз иностранных товаров в Россию, но и на пополнение казны. Уже будучи в должности министра финансов он смог увеличить таможенные доходы на 50 миллионов рублей. При этом сильного сокращения внешних торговых оборотов не произошло, а в 1823 году они даже начали расти.
    Что же стало причиной такой нелюбви к иностранцам и их товарам? Канкрин обосновывал такую радикальную позицию тем, что русская промышленность и русский народ еще не готов конкурировать на уровне других стран в производстве товаров. Появление иностранных товаров на внутреннем рынке страны сделало бы отечественные товары неконкурентоспособными и окончательно подорвало бы отечественную промышленность.
    Однако единого мнения по отношению к такой протекционистской политике в торговле с другими странами до сих пор не существует. Одни благодарят Канкрина за предусмотрительность, а другие – осуждают в препятствовании модернизации. Вот что пишет историк Майкл Курран: «Политика назначения высоких тарифов защитила отечественную промышленность, но ее главной целью был доход, а никак не развитие промышленности».
    В действительности, трудно сказать, как отразилась бы свободная торговля на нашей промышленности. В том, чтобы защитить внутренний рынок от наводнения его иностранными товарами, был здравый смысл. Однако не стоило слишком долго держать экономику страны закрытой для внешнего рынка. Конкуренция с иностранными производителями могла бы заставить отечественные предприятия улучшать свою продукцию. А если все же было решено бездействовать, дабы на время защитить свою экономику, стоило сразу же начать развивать производство. При этом не только в таких сферах, как например, горнодобывающая промышленность, но и в сфере потребительских товаров, которая, к сожалению, была упущена из виду.

    Промышленность и железные дороги.

    Промышленность – еще один вопрос в политике Канкрина, до сих пор вызывающий споры Излюбленным подтверждением несостоятельности всей его промышленной политики стала нелюбовь Канкрина к железным дорогам. Зачастую отрицание необходимости их строительства становилось поводом для обвинения Канкрина в научной отсталости. «Политика Канкрина, которая вменяется ему в заслуги, очевидно, была анти промышленной: он отказывался давать прямые государственные кредиты промышленным организациям, что уже тогда можно было обеспечить через государственные банки... Что касается железных дорог, Канкрин не видел в них пользы. Они отлучают человека от природы, - он полагал, - и разрушают классовые барьеры (которые он хотел сохранить)».
    Однако такое обобщение не является верным. Именно на развитие промышленности – мануфактурной и горной – он обращал особое внимание, считая их главными источниками доходов страны. Он не только способствовал развитию фабрик, но и способствовал распространению промышленного образования. Среди принятых мер можно назвать издание мануфактурных журналов и газет, обучение молодых людей заграницей, привлечение в Россию иностранных мастеров, учреждение в Петербурге технологического института, проведение выставок с присвоением наград.
    На мой взгляд, наиболее дальновидным решением было учреждение технологического института, так как давало перспективу обучения множества молодых отечественных специалистов для развития промышленности. При поддержке Канкрина было создано (или же воссоздано) множество других учебных заведений. Это, в том числе, Лесной институт, Горный институт, Горыгорецкий земледельческий институт, коммерческое училище и другие. Итак, отсюда можно понять, что обвинять Канкрина в противостоянии прогрессу и модернизации совершенно несправедливо.

    Восстановление откупной системы.

    Канкрин с самого начала был ярым противником обложения налогом народного порока – пьянства. Он настаивал, что необходимо всячески стараться снизить влияние этой пагубной привычки в народе. И все же, в конце концов, рассмотрев все возможные варианты пополнения казны, он пришел к выводу, что питейный налог будет иметь наименьшее количество отрицательных последствий для страны и для народа. Он, отчасти, ссылался на мнение народа. Он имеет на это право, так как ежедневно принимал посетителей и поэтому имел возможность лично узнать мнение представителей из народа по любому вопросу. И все же, сколько людей – столько и мнений. Канкрин же принял за основание своей политики положение, что именно отмена откупной системы привела к развитию пьянства. Что же собой представляла откупная система, и какие альтернативные варианты рассматривал Канкрин?
    Откупом являлась определенная система налоговых сборов, сбор которых осуществлялся откупщиками за определенное вознаграждение. В данном случае налоги взимались с доходов от монополии на винную продукцию.
    Чем же не угодили Канкрину такие альтернативные способы пополнения казаны, как казенное управление и гуртовый платеж по губерниям? Дело в том, что, успев уже изучить природу российских административных деятелей, он более всего (даже, видимо, более усугубления пьянства) страшился взяточничества и коррупции. Он осознавал, что доходы казны могут не только не увеличиться, но даже уменьшиться при учреждении казенного управления за счет безнравственности чиновников. Поэтому он выбрал наименьшее из всех зол – акцизную систему. Он сам осознавал возможные последствия своих действий и говорил о том, что «…желательнее всего было бы заменить питейный сбор другими налогами, но ни один из них не может дать столько, сколько дает казне питейный доход, а увеличение существующих налогов может вызвать большие неудовольствия»
    И все же, стоит ли считать, что введение любого из питейных сборов являлось столь необходимым для поддержания государственного бюджета. Действительно, казна нуждалась в средствах. Но, как уже было сказано ранее, Канкрин вполне успешно смог сократить многие статьи расходов, что привело к существенному пополнению казны. С другой стороны, как коррупция, так и пьянство были существенными проблемами в России. Поэтому, по моему мнению, в восстановлении откупной системы не было такой жесткой необходимости.

    Глава 3. Денежная реформа 1839 – 1843 года.

    Наконец, мы подошли к событию, которое достойно венчает карьеру Канкрина на посту министра финансов. Это денежная реформа 1839 – 1843 года. Несмотря на то, что положительный эффект от проведенной реформы очевиден, существуют мнения, указывающие на несостоятельность принятых Канкриным мер. Например, профессор истории в Университете Беркли в США, Калифорния, Николай Рязановский считает: «Финансовая политика министра Егора Канкрина и, в частности, предпринятые им меры по стабилизации национальной валюты, которые зачастую причисляют к наиболее прогрессивным мерам во времена правления Николая I, доказали свою несостоятельность в долгосрочном периоде в сравнении с работой Сперанского и Киселева». Однако автор не подтверждает свое мнение фактами, которые действительно свидетельствовали бы в пользу его точки зрения. Я же постараюсь обоснованно доказать обратное.
    Канкрин прошел длинный путь к этой реформе, постепенно, но целенаправленно подготавливая страну к восстановлению курса национальной валюты. Проблема заключалась в том, что ассигнационный рубль уже давно не признавался равным железному, резко упав в своей реальной стоимости. Серебряный рубль стоил в полтора раза дороже, чем ассигнационный. Однако все расчеты было установлено производить именно в ассигнациях, что затрудняло расчеты, а так же порождало многочисленные злоупотребления и обман. Обдумав все возможные варианты восстановления рубля, Канкрин пришел к выводу, что ни государственные займы, ни расходы на погашение ассигнаций с помощью средств государственного бюджета не будет целесообразно. Все это стало бы тяжелым бременем для населения, на которое были бы возложены еще более высокие налоги. Вместо этого Канкрин предпринял чрезвычайно дальновидный шаг – он прекратил выпуск ассигнаций, тем самым зафиксировав их курс на продолжительное время.
    Поворотным событием в истории стал указ от 1 июня 1839 года, в котором было сказано: «Серебряная монета впредь будет считаться главной мерой обращения. Ассигнации будут считаться впредь второстепенными знаками ценностей и их курс против серебряной звонкой монеты один раз навсегда остается неизменным, считая рубль серебра за 3 р. 50 к. ассигнациями».
    Через некоторое время была открыта депозитная касса, которая предлагала обмен металлических монет на новые денежные знаки – депозитные билеты. Как ни странно, эта услуга пользовалась большой популярностью у населения, и казна начала активно пополняться металлом. Очень важно было именно заручиться народной поддержкой, так как без нее реформа не принесла бы всех тех результатов, которые до сих пор считаются главной заслугой Канкрина. К сожалению, из истории можно видеть, что далеко не все администраторы, как до, так и после Канкрина, полагали, что необходимо считаться с мнением народных масс. И в большинстве случаев такие реформы, не поддерживаемые большинством, проваливались, даже имея самые благие цели и высокую вероятность успеха. В качестве примеров здесь могут быть взяты преобразования последнего десятилетия существования Советского Союза. Канкрин же сделал очень правильных ход – для начала он стабилизировал ситуацию, показав, что нашей денежной единице можно доверять. И только после того, когда народная поддержка была заполучена, начал проводить реформу.
    В итоге, «на первом этапе получили хождение три вида денег: металлическая монета, ассигнации… и депозитные билеты – новая русская бумажная единица, которая беспрепятственно обменивалась на металлические деньги». Канкрин не стал сразу же отказываться от ассигнаций, так как простая их отмена породила бы обнищание части населения, которые имели преимущественно этот вид наличных денег. Обмен же ассигнаций на монеты или депозитные билеты в предельно сжатые сроки породил бы ажиотаж и панику среди населения. Как мы видим, осторожность и предусмотрительность Канкрина здесь стала наилучшим вариантом из всех возможных. Но все же от ассигнаций необходимо было отказываться, как от денежной единицы, потерявший народное доверие. Поэтому через четыре года после первого указа о нашем денежном обращении начался второй этап реформы.
    В 1841 году были выпущены новые денежные знаки – кредитные билеты 50-рублевого достоинства, которые обращались параллельно с серебряным рублем и разменивались на серебряную монету. А через два года были окончательно выведены из обращения и уничтожены все ассигнации.
    Интересен тот факт, что разменный фонд депозитной кассы, по достижению им 100 миллионов рублей, была прилюдно проверен, что еще раз доказывает стремление Канкрина к поддержке со стороны населения страны. Было прилюдно доказано, что теперь денежное обращение обеспечено металлом.
    Результатом реформы стало благоустройство финансов, твердое металлическое обращение, устойчивый вексельный кредит. «Опираясь на идеи, разработанные Сперанским в период правления Александра I, министр финансов Егор Канкрин преуспел в снижении темпов инфляции с помощью закрепления курса ассигнаций по отношению к серебряному рублю и тем самым создал основу для экономического роста страны».

    Заключение.

    Итак, в данной работе была рассмотрена деятельность Канкрина в качестве государственного служащего и администратора Российской Империи, а так же его идеи о реформировании и реорганизации других сфер нашей страны в то время.
    Были рассмотрены идеи и представления Канкрина о развитии и модернизации различных сфер жизни общества, изучена его деятельность в качестве государственного служащего и администратора, дана оценка эффективности принятых им мер и полученных в результате его деятельности результатов.
    Цель данной работы была достигнута.
    В заключении хотелось бы сказать, что деятельность Канкрина оставила значительный след в истории нашей страны. Он сыграл свою великую роль в тяжелый период для Российской Империи. А закончить хотелось бы фразой, адресованной Канкрину Николаем I: «В государстве Российском есть два человека, обязанные служить до самой смерти: я и ты».


    Список литературы.

    1. Бердников Л. Сын раввина// Слово/Word. - № 60, 2008. http://magazines.russ.ru/ slovo/2008/60/be36.html
    2. Ермаков А.В., Финансовая политика России во второй четверти XIX века и проблема русского золота//Известия ИГЭА. - № 1 (51), 2007.
    3. Канкрин граф Егор Францович. - Биографическая энциклопедия. http://www.biografija.ru/show_ bio.aspx?id=56632
    4. Малинина Н.А. Денежные реформы в России: исторический аспект // Финансовый менеджмент. - №3, 2003.
    5. Перламутров В.Л. Финансово-денежная политика и рыночные реформы в России. – М.: Экономика, 2007.
    6. Ружицкая И.В. Е.Ф. Канкрин и крестьянский вопрос в России // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И.Бородкина. Вып. 6. М., 2001.
    7. Сементковский Р.И. Е.Ф. Канкрин. Его жизнь и государ­ственная деятельность. - СПб., 1893. http://lib.rus.ec/b/169023/ read