Какие слова применять чтобы небыло отказа. Вежливый отказ: как отвечать «нет» хорошим людям

Доброго вам дня, наши дорогие читатели! Новую статью подготовили для вас Ирина и Игорь. «Нет» — очень простое слово, но настолько же, насколько оно простое, настолько трудно бывает его произносить. Нет ничего плохого, чтобы помогать в просьбах своим друзьям, родственникам или коллегам.

Но наша безотказность часто играет с нами в «злую шутку», накапливая ком забот и работы «для других», заставляя откладывать то, что важно именно для нас. Поэтому в сегодняшней статье мы обсудим то, как научиться правильно отказать человеку.

Когда сложно сказать «нет»?

Для начала давайте разберемся, в каких именно ситуациях нам сложно отказать другим людям.

Труднее всего отказывать своим близким или родственникам, поскольку это может обидеть кого-то из родных, есть страх того, что с вами перестанут общаться или отношения испортятся.

Бывает трудно отказать начальнику, даже если вы понимаете, что его предложение или просьба лишены смысла и станут только лишней обузой и тратой рабочего времени. Чаще всего отказывать начальнику люди боятся из-за страха увольнения или лишения премии.

Бывает, что люди бояться отказывать даже малознакомым людям из-за страха возможного конфликта по причине отказа.

Друзьям не хочется отказывать, чтобы не испортить отношений и не остаться одному.

В целом, сказать «нет» нам мешают те или иные наши страхи, с которыми стоит учиться бороться.

Почему так важно уметь говорить «нет»?

Хотя бы, потому что безотказных людей часто причисляют к слабохарактерным, а это не приносит плюсов их репутации. Кроме того, безотказность часто позволяет манипулировать вами, заставляет подстраиваться под других людей, а не находить консенсус.

Ну и, конечно, потому что безотказность может привести к тому, что вы будете жертвовать своими более важными делами в угоду чужих и не очень важных заданий. В конечном итоге это понижает вашу , а также отдаляет осуществление ваших первостепенных целей.

Методы деликатного отказа

Для того чтобы ваш отказ не выглядел «отмахиванием от назойливой мухи», необходимо первоначально выслушать человека и оценить важность и вашу возможность выполнения его просьбы.

На этом этапе важно умение оценить количество времени, потребующегося на выполнение данной просьбы, оценить количество имеющегося у вас времени, умение оценить важность проблемы для «просящего» и важность ее выполнения для вас самих.

Приобрести умение эффективно оценивать свое и чужое время, а также и расставлять приоритеты можно научиться с помощью техник тайм-менеджмента, которые вы можете изучить самостоятельно благодаря видеокурсам:

  • «Хозяин времени – высокопродуктивный тайм-менеджмент по системе Евгения Попова»
  • «Тайм-менеджмент, или как повысить свою эффективность»
  • Бесплатный онлайн-видеокурс «Постановка и достижение целей. Как добиваться результатов в любом деле?»

Также вы можете переспросить и уточнить какие-то моменты просьбы. Это даст понять собеседнику, что вы внимательно его слушали, вам «не все равно».

Если сходу оценить затрачиваемые ресурсы и важность проблемы не получается, можно попросить у собеседника время, чтобы подумать, прежде, чем вынести свое решение. Возможно, выполнение просьбы будет иметь ряд плюсов для вас самих, если же нет, то следует переходить к отказу.

При отказе друзьям и близким, можно честно описать свои эмоции и проблемы, то, почему вы не можете помочь им в данный момент.

У вас много работы, поэтому вы не сможете прийти на встречу, вам предстоит крупная трата денег, поэтому вы не можете дать в долг, у вас намечены на утро важные деловые переговоры, поэтому вы не можете встретить друга ночью на вокзале и так далее.

Не стесняйтесь быть честными, проявите сочувствие и понимание, постарайтесь предложить альтернативные варианты выхода из ситуации: встретиться попозже или в другой день, обратиться в банк за определенной суммой денег, вызвать такси ночью на вокзал.

В ситуации, когда собеседник пытается снова уговорить вас на выполнение своей просьбы, стойте на своем и еще раз произнесите то же самое, чуть-чуть перефразировав, но оставив общий смысл.

При отказе руководству следует аргументировано обосновывать свой отказ.

Это может быть сложно, но если вы научитесь это делать, то это только повысит вашу значимость, как «смыслящего» сотрудника.

Если руководитель хочет «повесить» на вас еще одну или несколько обязанностей, то следует при отказе перечислить свои текущие обязанности или обозначить главную задачу, решением которой заняты на данный момент. Если руководитель не отступает, попросите его помочь с расстановкой приоритетов в выполнении той или иной работы.

Так, начальник поймет, насколько вы загружены или хотя бы, это даст временную возможность отсрочить выполнение нового поручения на тот срок, когда вы освободитесь от текущих вопросов.

При необоснованных просьбах руководства, старайтесь апеллировать трудовым законодательством или своей должностной инструкцией. В случае если вам трудно говорить прямо, вы можете подготовить отказ в письменной форме, это существенно облегчит задачу.

При отказе коллеге в помощи с его должностными обязанностями, также можно сослаться на загруженность или же отказать без объяснения причин, используя фразу: «Я бы хотел помочь, но не могу сделать этого сейчас».

Будьте твердыми и не поддавайтесь на уговоры, поскольку выполнив чужую обязанность один раз, вы рискуете выполнять ее «пожизненно».

Вы можете также использовать прием компромиссного «нет», в этом случае вы соглашаетесь выполнить просьбу, но на своих условиях, в противном случае вы отказываетесь от выполнения просьбы.

Например, если коллега просит подвезти на работу, вы можете согласиться, при этом обозначив, что вы подвезете его только в том случае, если ровно в назначенное время он будет ожидать в назначенном месте, в противном случае вы вправе его не ждать.

Если вы не нашли отражения своей проблемы в вышеприведенных рекомендациях, советуем вам обратить внимание на книгу Джеймса Альтушера и Клаудии Азула Альтушер «Учитесь говорить «Нет» , которая описывает всевозможные методы и практики того, как научиться правильно отказывать людям.

Знакома ли вам проблема с невозможностью отказа? Как вы подходите к ее решению? Есть ли у вас свои дежурные фразы?

С уважением, Ирина и Игорь

3 123 0 Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о том, как научиться говорить «нет» или как правильно отказывать людям.

Знакомы ли вам ситуации, когда вас о чём-то просят, и вы соглашаетесь, хотя внутренний голос сопротивляется и советует сделать наоборот. Вероятно, да, если вы читаете данную статью. Проблема эта является очень распространённой в нашем обществе и не только среди робких и тревожных людей, но и среди смелых и уверенных в себе в том числе. Почему так сложно отказывать? На чём основано такое поведение? Что руководит человеком в этот момент: чувства или разум? И, главное, – как научиться говорить «нет»?

Почему мы боимся отказать людям в просьбе

  1. Довольно часто корни проблемы кроются в строгом воспитании . Дети, чьи авторитарные родители полностью подавляют их волю, всегда безоговорочно подчиняются либо начинают протестовать против всего вокруг. В первом случае они выносят во взрослую жизнь привычку слушаться и выполнять просьбы окружающих.
  2. Страх испортить отношения . И чем ближе и значимее эти отношения, тем чаще мы соглашаемся выполнять просьбы. В голове обычно крутятся мысли: «А что он обо мне подумает? Вдруг сочтёт меня ненадёжной (ненадёжным)? Будет ли он после этого со мной общаться?» Обычно тревога и дискомфорт, вызванные подобными переживаниями, сильнее желания отказать, и мы соглашаемся.
  3. Страх потерять существующие возможности . Многие боятся лишиться того, что имеют и любые отказы они считают угрозой для своего положения.
  4. Потребность ощущать собственную значимость . «Если ко мне обращаются – значит, я нужен и важен» — думает такой человек, и это сильно греет ему душу. Довольно часто на таких струнах играют манипуляторы. «Кроме тебя с этим, пожалуй, никто не справится» или «Это дело я могу доверить только тебе» — так они формулируют свою просьбу, и человек попадается на их удочку.
  5. Страх одиночества . Люди могут бояться того, что если они откажут в выполнении просьбы, то их отвергнут и они останутся одни.
  6. Деликатность, вежливость . Если эти качества развиты чрезмерно, и человек привык жертвовать своими интересами в угоду другим, то сказать «нет» представляется ему крайне сложной задачей. Хотя, даже будучи очень лояльными и отзывчивыми, некоторые люди знают, как красиво отказать в просьбе.
  7. Желание избежать конфликта . С одной стороны, это страх вызвать негодование у собеседника (родственника, друга, коллеги, начальника). С другой – трудности в отстаивании своего мнения.

Почему так важно научиться отказывать и говорить «нет»

К чему приводит неумение говорить «нет» и постоянное оказание услуг другим людям?

  • Регулярно отзываясь на просьбы, вы истощаете внутренние ресурсы, особенно если делаете это против собственной воли. , нервные срывы, апатия могут выступать последствиями этого.

Например, вас нагружают дополнительной неоплачиваемой работой, вы постоянно задерживаетесь допоздна, приходите домой уставшей. Конечно, это негативно отражается на здоровье, настроении и семейных отношениях.

  • Боясь показаться невежливым и чёрствым и постоянно соглашаясь на всё, к чему вас склоняют, вы в итоге выглядите в глазах окружающих бесхарактерным и не умеющим отстаивать своё «Я».
  • Раз от раза выполняя просьбы других людей, вы можете их расслабить. Демонстрируя постоянную безотказность, вы поощряете их пороки и слабости: лень, эгоизм, склонность к потреблению, желание уйти от ответственности и другие.

Например, подруга регулярно просит у вас деньги взаймы, так как не умеет «жить по средствам», правильно рассчитать свои расходы и быстро тратить все сбережения. Выполняя её просьбу, вы всё больше позволяете ей погружаться в пучину финансовых проблем и безответственного отношения к деньгам. Не лучше ли будет открыто поговорить с подругой об этом и попытаться помочь ей изменить подход к жизни?

  • Вы регулярно жертвуете своими интересами, делами, временем, исполняя чужую волю. Вы даже можете перестать развиваться духовно, отдавая этому все силы.

Например, соседка каждую субботу просит вас посидеть с её ребёнком целый день и вечер. Вы соглашаетесь, отказываясь от посещения спортзала и визитов к родителям. При этом вы знаете, что у неё есть родственники, которые, вероятно, не одобрят её регулярные встречи с друзьями и вечеринки. Поэтому она и обращается к вам, а вы не можете грамотно отказать, ведь испытываете жалость к малышу и искренне хотите помочь.

  • Понимая, что вами постоянно пользуются, вы сами начинаете негативно относиться к этим людям, избегать общения с ними.

Как говорить «нет» и суметь вежливо отказать человеку

Итак, корректно отказать в выполнении просьбы нужно в ситуациях, когда:

  • вами пользуются и постоянно обращаются к вам;
  • действительно, нет времени, возможности (по разным причинам) сделать то, о чём просят;
  • вы сильно устали;
  • то, чего от вас хотят, расходится с вашими взглядами, принципами, ценностями.

Первый этап на пути к развитию умения говорить «нет» — признание того, что у вас действительно с этим проблема, вы хотите её решить и научиться отказывать.

Затем проанализируйте ситуации, когда вы не хотели выполнять просьбу, но не смогли сказать «нет». Как они влияют на вашу жизнь? К каким негативным последствиям приводят? Результатом анализа должна стать стойкая неприязнь к своей безотказности и желание избавиться от неё.

После этого нужно переходить к действиям и закреплять в поведении ценное умение. Начинать нужно с тренировки в домашних условиях с возможным привлечением близких людей или подруги (друга).

Как вежливо отказать в общении с человеком

  1. Потренируйтесь перед зеркалом говорить «нет». Представьте просьбу кого-то из вашего окружения, сформулируйте фразу отказа. Произносите её до тех пор, пока вам не будет нравиться её звучание и пока вы не почувствуете уверенность и твёрдость в голосе. Можете попросить родных проиграть вместе с вами эту ситуацию. После тренировки отследите, какие чувства вы испытываете.
  2. Важно отбросить свои страхи относительно того, что окружающие обидятся, перестанут с вами общаться, отвергнут или устроят скандал, если вы им откажете. Наверняка большинство из ваших знакомых (родственников, друзей, коллег), просящих о чём-либо, — адекватные люди, способные понять, что у вас тоже есть свои дела и потребности и вы не можете сейчас сделать это.
  3. Возьмите за правило: когда вас о чём-то просят, выждите некоторое время, прежде чем сказать «да», ведь часто согласие даётся по привычке, на автоматизме. Пауза поможет вам собраться с мыслями, взвесить ключевые моменты, справиться с волнением.
  4. Всегда смотрите в глаза, когда говорите «нет». Это свидетельствует о вашей уверенности и твёрдом решении. Невнятные фразы и взгляд «мимо» собеседника воспринимаются как согласие, пусть и неохотное.
  5. Начните с малого – в первое время отказывайте в незначительных просьбах, например, дать деньги в долг или встретиться с подругой.
  6. При отказе говорите от своего имени, используйте местоимение «я»: «К сожалению, я не смогу тебе помочь», «Мне неприятно это делать» и т. д.
  7. Не используйте оправдания, это снижает уважение к вам. Отказ должен звучать твёрдо, но спокойно.
  8. Прежде чем сказать «нет», всегда выслушайте человека. Так вы проявите уважение к нему и сами успеете подобрать нужные слова.
  9. Обязательно объясните человеку свой отказ, скажите, почему вы не можете выполнить просьбу. Это позволит сохранить взаимопонимание между вами.
  10. Озвучьте свои чувства, например: «Я, конечно, огорчена (огорчён), что не смогу помочь лучшей подруге (другу)».
  11. Помогите советом, выскажите своё мнение по поводу того, как можно решить эту ситуацию или к кому лучше обратиться за выполнением просьбы.
  12. Как правильно отказать в работе, если вас загружают дополнительными задачами? Можно выбрать такую фразу: «Выполнить эти обязанности я не могу, так как на проект, которым занимаюсь, тратится всё рабочее время» или «Задерживаться на работе я не могу, поскольку это время я должна посвящать семье».

Любите и уважайте себя. Вы должны быть уверены в том, что иметь личное время и ценностями – это ваше законное право. И всегда помните о том, что отказ – это не пренебрежение интересами другого человека, а необходимость дать ему понять, что просьба не может быть выполнена «здесь и сейчас».

Практические советы и примеры из жизни. Почему так важно научиться говорить «нет».

Умение писать письма-отказы является одним из важнейших навыков работника предприятия, отвечающего за внешние связи организации и деловую переписку. Содержание и подача такого письма не только говорят об образовании и культуре его составителя, но и формируют имидж, репутацию предприятия в бизнес-среде.

По каким поводам происходит деловая переписка

В каждую активно работающую компанию регулярно приходят письма с различными предложениями. Это может быть предложение о сотрудничестве (коммерческое), об участии в каком-либо мероприятии (конференции, семинаре, праздновании) и т.д. Также в обращении между организациями распространены письма-запросы, претензии, напоминания и т.д. Таким образом, входящая корреспонденция предприятия может исчисляться десятками, а то и сотнями различных посланий, которые требуют ответа.

ФАЙЛЫ Открыть эти файлы онлайн 4 файла

Как оформить отказ

Рассмотрение того или иного письма никоим образом не гарантирует того, что получивший его представитель организации в обязательном порядке ответит согласием на предложение, запрос или претензию, содержащуюся в нем. Напротив, во многих случаях работники компаний пишут отказы.

Но чтобы правильно отказать, нужны определенные навыки. Важно не обидеть отправителя письма негативным содержанием – это диктуют не только правила элементарной деловой вежливости, но и возможность того, что в дальнейшем он может стать заказчиков, клиентом или партнером.

Общие сведения о деловом письме

Вся официальная корреспонденция подчиняется определенным правилам составления. Прежде всего, необходимо помнить о том, что, несмотря на то, что содержание письма может быть абсолютно произвольным, его структура и состав должны соответствовать нормам, принятым в оформлении деловых бумаг, т.е. условно поделены на три части: начало (обращение и заголовок письма), основной раздел и заключение (подпись и дата).

Стиль письма должен быть сдержанным, лаконичным, без излишне «нагруженных» предложений, сложной специфической терминологии. Отказ следует делать максимально корректным, в нем недопустимы грубость, ненормативная лексика и прочие крайние проявления. При формировании письма нужно обязательно учитывать нормы русского языка в плане культуры речи, лексики, грамматики, орфографии и стилистики.

Отказ может быть немотивированным, но все же лучше, если в письме будет указана его причина.

В случае, если ответ подробный и обстоятельный, то следует поделить его на абзацы или пункты – так восприятие текста существенно облегчается.

При отказе не надо рубить сплеча и «сжигать мосты» желательно оставить пути к отступлению, то есть поблагодарить за оказанное внимание и выразить надежду на возможность дальнейшего сотрудничества. Для этого можно указать условия, которые получатель может выполнить для установления деловых отношений. Если есть возможность посоветовать предприятие, которое также согласилось бы на сотрудничество или иные предложения, высказанные в первоначальном послании, то пренебрегать ею не следует – это оставит хороший след в памяти адресата.

На имя кого писать

Отказ нужно писать строго на имя того человека, который подписался под изначальным письмом. В противном случае, отказ может не дойти до адресата или затеряться в потоке входящей корреспонденции. Однако, если под письмом-предложением подписи конкретного человека не было, то можно использовать нейтральную форму обращения (например, в виде простого приветствия «Добрый день»).

Оформление письма-отказа

Письмо можно написать от руки (такой формат будет говорить об особом, теплом отношении к адресату) или напечатать на компьютере.

При этом допустимо использование простого листа бумаги или же бланка с фирменными реквизитами и логотипом компании.

Письмо-отказ формируется в единственном оригинальном экземпляре, обязательно датируется и нумеруется (в соответствии с документооборотом предприятия). При этом информацию о нем следует включить в журнал исходящей корреспонденции, отметив его дату, номер и кратко — содержание. В дальнейшем этот журнал может стать свидетельством создания и отправки послания.

Кто должен подписать

В идеале под письмом должен стоять автограф директора организации, но возможно это далеко не всегда (и практически совсем исключено на предприятиях с большой численностью работников и множеством структурных подразделений). Поэтому, подписать письмо об отказе может любой сотрудник компании, уполномоченный на создание подобного рода документации и наделенный правом подписи корреспонденции. Это может быть секретарь, юрист, начальник или специалист какого-либо отдела.

Как отправить письмо

Письмо можно отправить разными способами, при этом лучше всего выбрать тот, посредством которого дошло изначальное послание. Наиболее приемлема отправка через почту России, но в этом случае следует взять заказное с уведомлением о вручении, также можно применить передачу через представителя или курьера (такой метод гарантирует более быструю доставку). Допустимо и использование факса, электронных средств связи и даже социальных сетей или мессенджеров (но только при условии, что отправитель первоначального письма сам пользуется таким путем коммуникации).

Письмо-отказ от сотрудничества

Если вам потребовалось сформировать письмо-отказ от сотрудничества, посмотрите его образец и комментарии к нему.

  1. В начале письма напишите, для кого оно предназначено: укажите название организации, должность и ФИО ее представителя, на имя которого составляете ответ. Используйте вежливую форму обращения, поблагодарите за проявленного внимание к вашей компании и после этого переходите к сути послания.
  2. Обязательно сошлитесь на то письмо, в ответ на которое вы пишете отказ, укажите обстоятельства, которыми вызвана отрицательная реакция. Если вашим оппонентом к его предложению были приложены какие-то дополнительные бумаги, обозначьте то, что вы с ними ознакомились.
  3. При возможности, выскажите в письме выражение надежды на то, что сотрудничество все же состоится, не преминув внести условия, которые для этого должны быть выполнены.
  4. В заключение подпишите письмо и датируйте.

Письмо-отказ от участия в мероприятии

При составлении письма-отказа от участия в мероприятии, воспользуйтесь вышеприведенными рекомендациями в отношении письма-отказа от сотрудничества. В письме все стандартно, но обязательно: информация об отправителе и адресате, затем — обращение, сам отказ с упоминанием поступившего предложения об участии в мероприятии и обязательно указание обстоятельств, послуживших поводом к отрицательному ответу, затем — подпись и дата.

Письмо-отказ от предложения о работе

Не только от предприятия может поступить письмо-отказ. В некоторых случаях его может выразить лицо, не имеющее к компании никакого отношения: например, соискатель на какую-либо должность. Если вы являетесь именно таким человеком, формируйте отказ также сообразно с правилами и нормами деловой документации. Используйте вежливое обращение, укажите наименование предложенной вам вакансии, а также причину, по которой вы от нее отказываетесь (не забывайте о том, что потенциальный работодатель может пересмотреть условия предлагаемой вам работы). В конце обязательно подпишитесь и поставьте дату.

Я не умею отказывать. То есть, конечно, пытаюсь сказать нет вежливо, но у меня это очень редко получается. Обычно все мои попытки вежливо отказать и при этом не задеть человека заканчиваются либо обидой, либо фразой «ну хорошо, я посмотрю, что можно будет сделать». Самый крайний случай - это . Не знаю, бывает ли обман маленьким, во благо или наполовину правдой. Это ещё более сложный вопрос.

Постоянно обманывать - не очень хороший выход, который в итоге всё равно приведёт к конфликту, так как вы окончательно запутаетесь и заврётесь.

Как отказать своему начальнику, который в очередной раз просит вас остаться после работы? Как сказать твёрдое «нет» своим родственникам так, чтоб они не обиделись? Как дать понять своим друзьям, что в данный момент вы не можете им помочь?

На самом деле вариантов есть огромное множество, просто мы о них не знаем.

Ваше предложение звучит очень заманчиво, но, к сожалению, сейчас у меня слишком много дел

Фразой «это звучит очень заманчиво» вы даёте понять человеку, что его предложение вас заинтересовало. А вторая часть говорит о том, что вы бы с удовольствием поучаствовали (или помогли), но в данный момент у вас слишком много срочных задач.

Красивый отказ, но по своему опыту могу сказать, что для близких друзей или родственников он подойдёт один-два раза, да и то не подряд. Если вы откажете им подобным образом в третий раз, в четвёртый вам уже никто ничего не предложит. Особенно это касается , пикников и других развлекательных мероприятий.

Помните, один-два раза - и потом либо поменяйте круг общения (вы же почему-то им постоянно отказываете?), либо сходите уже наконец хоть куда-нибудь. Вдруг вам понравится?

Зато для людей, которых вы видите не так часто, этот ответ отлично подойдёт.

Мне очень жаль, но когда в последний раз я делал/а то-то и то-то, получил/а негативный опыт

Душевная или эмоциональная травма - ещё один любопытный вариант. Только садист будет продолжать настаивать, чтоб человек сделал то, что ему не понравилось. Или законченный оптимист с лозунгом «А вдруг второй раз будет лучше?!».

Хотя с некоторыми бабушками, старающимися накормить исхудавшего отпрыска, ответы «я не ем мясо», «у меня непереносимость лактозы» или «я не люблю варёные овощи» не работают.

А вот если сказать, что в последний раз после того, как вы выпили молока, целый день не могли находиться в обществе из-за проблем с желудком, вы, возможно, спасётесь. Бабуля, конечно, посмотрит на вас немного искоса и с лёгким упреком, но не будет подливать в чашку со словами: «Ну, это же домашнее, от тёти Клавы, от него ничего не будет!».

Я бы с удовольствием, но…

Ещё один хороший способ отказать. Вы с удовольствием помогли бы, но, к сожалению, не можете в данный момент. Только ни в коем случае не пускайтесь в пространные объяснения почему.

Во-первых, начиная что-то подробно объяснять, вы постепенно начинаете чувствовать себя . А во-вторых, таким образом даёте человеку возможность зацепиться за что-то в вашем повествовании и уговорить вас.

Только краткий и чёткий ответ. Никаких сочинений на тему «я бы с удовольствием, но вы понимаете, мне надо сделать…».

Если честно, я не очень в этом разбираюсь. Почему бы вам не спросить N, он в этом деле профи

Это ни в коем случае не перевод стрелок.

Если вас попросили что-то сделать или помочь советом, а вы не чувствуете себя достаточно компетентным, почему бы не предложить того, кто в этом действительно разбирается? Так вы не только не обидите человека, но и покажете, что вам не всё равно и вы стараетесь помочь чем можете.

Я не могу сделать этого, но с удовольствием помогу с…

С одной стороны, вы отказываетесь делать то, что вам пытаются навязать, с другой - всё же помогаете и при этом сами выбираете то, что хотите делать.

Ты выглядишь отлично, но я в этом не совсем разбираюсь

Что делать, если подруга купила платье, которое, мягко говоря, ей не очень подходит. Тут возникает дилемма «кто больше друг» - тот, кто скажет правду, или тот, кто скажет, что она выглядит великолепно во всех нарядах?! Это касается не только внешности, но и выбора квартиры, работы и спутника жизни, в конце концов.

Но кто мы такие, чтоб свободно рассуждать на тему моды? Если бы мы были, например, известными дизайнерами, тогда могли бы критиковать и сразу же предложить несколько других вариантов на выбор.

А если нет? Тогда либо сказать всё как есть, если вы уверены в адекватности подруги или друга, либо перевести стрелки на какого-нибудь селебрити из мира .

Это звучит здорово! Но у меня сейчас, к сожалению, очень плотный график. Давайте я перезвоню вам…

Такой ответ прекрасно подходит, когда вариант интересен, но сейчас вы действительно не в состоянии помочь. Так вы не только не обижаете человека, но и оставляете для себя возможность присоединиться к заинтересовавшему вас предложению немного позже.

Ещё на лекциях по психологии в университете нас учили, что отказывать надо, начиная предложение со слова «да», а затем добавляя пресловутое «но».

Срабатывает он, правда, не всегда. Всё зависит от ситуации и от человека. Долго юлить не получится и рано или поздно придётся объяснять, почему всё-таки «нет».

Но если вы будете достаточно дипломатичны и тверды, тогда со временем люди будут знать, что если вы отказываете, то это не потому, что вам просто лень или вы не желаете иметь с ними никаких дел, а потому, что вы очень занятой человек и обязательно сможете, но немного позже. В конце концов, люди должны научиться уважать вас и ваше мнение. Как, впрочем, и вы - чужое.

Считается, что человеку психологически намного комфортнее соглашаться, чем отвечать отказом. И действительно, многие испытывают большие трудности с тем, чтобы сказать «Нет», даже если объективно у них были все моральные и законные права отказаться. Мы предлагаем вам не игнорировать право на отрицательные ответы и даем несколько советов , как научиться отказывать и не переживать по этому поводу.

Почему важно уметь говорить нет

Чувство вины и неловкости, злость на себя и того, кто к вам обратился, потерянные время, деньги и т.д., выполнение чужой работы , решение чужих проблем и т.д. – вот лишь часть тех последствий, с которыми сталкиваются те, кто не умеет правильно отказывать. Плюс к тому сорванные планы, проблемы с друзьями или членами семьи , которые «промениваются» на выполнение очередной просьбы, постоянный стресс, нехватка времени и другие «радости жизни», вплоть до серьезных психологических проблем . И все из-за сложностей с тем, чтобы сказать нет.

Сюда же добавим тот факт, что многие манипуляторы отлично знают (на сознательном или подсознательном уровне), кто из их окружения не может отказать, и начинают активно этим пользоваться . Именно таким образом некоторые начинают работать за двоих, регулярно сидеть с чужими детьми или берут на себя на постоянной основе решение чужих проблем. Но даже если вам посчастливилось и в вашем окружении манипуляторов нет (или же они не смогли приспособить вас для решения своих целей), умение отказать в просьбе или чем-либо подобном вам наверняка пригодится.

Конечно, мы не предлагаем говорить нет вообще каждому (особенно до того, как был озвучен вопрос). Мы лишь хотим помочь вам научиться отказывать и не чувствовать себя при этом плохо . Поэтому в данной статье мы не предлагаем вам универсальные «отмазы» на все случаи жизни: в центре нашего внимание не отговорки, а сам процесс того, как лучше отказывать, чтобы никого не обидеть и самому не испытывать внутренних терзаний.

Почему и кому мы не любим отказывать

Прежде чем перейти к практическим советам, как правильно отказывать людям, подумаем, почему нам вообще с трудом это дается? По отношению к разным личностям в дело вступают разные причины, однако можно выделить наиболее типичные. Как и со многими другими вопросами,
знание причины нужно, чтобы в дальнейшем выбрать правильную стратегию действий.

  • Конечно, одна из самых частых причин: мы боимся, что из-за нашего отказа человек на нас обидится . Обратите внимание: не «мы обидим», а «на нас обидятся». Ведь объективных причин для обид и конфликтов может и не быть, однако это не отменяет того факта, что отказ порой воспринимается просящим слишком близко к сердцу. Зачастую именно такое нежелание обидеть становится основной того самого чувства вины, которое сопровождает тех, кому трудно говорить нет.
  • Еще одна формально схожая причина: кому-то в принципе нужно, чтобы о нем думали только хорошо – такой человек должен нравиться всем вокруг, и ему кажется, что отказ в просьбе «снизит» градус любви к нему и испортит сложившийся образ. Чтобы бороться с таким состоянием, помимо прочего, важно обратиться к его первопричине, повышать самооценку, снижать зависимость от чужого мнения. Однако наши советы по тому, как правильно говорить нет, будут полезны и в этом случае.
  • Многие не знают, как отказать в помощи, потому что у них стоит сильная внутренняя установка на то, что всем надо помогать. Как правило, данная модель поведения закладывается в детстве, и хотя сама по себе она очень добрая и человеколюбивая, во взрослом возрасте может доставить немало неприятностей. Впрочем, еще раз напомним – мы не предлагаем отказывать всем, мы лишь предлагаем научиться говорить нет, чтобы отвергать лишь ненужные просьбы. Поэтому, если вас коснулась проблема внутреннего табу, то даже в этом случае вам стоит попробовать постепенно учиться говорить нет.
  • Некоторые предпочитают не отказывать, потому что каждая просьба/предложение к ним возвышает их в их глазах, поднимает самооценку .
    Таким людям нравится чувствовать себя нужными и полезными, им нравится ощущение, что в них нуждаются. И здесь, как и в случае со всеобщим обожанием, помимо прочего, важно работать с первопричиной такого состояния.
  • Более меркантильная причина : мы не хотим отказывать, боясь, что в будущем этот человек не поможет нам (не пойдет навстречу) или что отказ выйдет нам боком. Особенно часто это касается рабочих отношений. Например, что в отместку начальник в следующий раз не разрешит уйти пораньше или не выпишет премию, а коллега не прикроет опоздание. Подробнее о том, почему такой страх не всегда обоснован, в материала.

    Один из главных советов: переборите страх отказать и возникающее из-за этого чувство вины. Особенно это касается таких случаев, когда проблема вызвана внутренними установками и/или если вы имеете дело с манипуляторами. Сказав один раз «Нет», вы увидите, что мир не перевернулся, а вот взваливать на себя лишние задачи, проблемы и т.д. вам не пришлось. Некоторым людям такие «эксперименты» по отказам после череды бесконечных согласий дарят чувство свободы, ощущение, что они сами управляют своей судьбой и т.д. Возможно, вам настолько понравится этот опыт, что все моральные терзания, которые могли бы быть связаны с данным событием, отпадут сами собой.

    Выберите верный способ коммуникации

    Конечно, большинству людей отказывать в лицо сложнее, чем по телефону, а устно сложнее, чем письменно. Помните об этом и особенно на первых порах выбирайте наиболее удобный вам способ (скорее всего, это будут электронные средства коммуникации). Переводите на нее даже тех, кто обращается к вам по другому «каналу». Например, если вам звонит далекий друг с просьбой, которая кажется вам совершенно неуместной, скажите, что вам надо свериться с календарем, рабочим планом, обсудить это со второй половинкой и т.д. А через некоторое время напишите свой отказ – например, по СМС, по почте, через соцсеть и т.д. Это в том числе поможет вам уменьшить накал плохих эмоций (как с вашей, так и с его стороны) и, вероятно, и не дать себя переубедить (подробнее ниже).

    Выберите форму ответа

    Иногда лучший отказ: это просто сказать «Нет» (более развернутый вариант – «Нет, я не смогу», «Нет, так не получится» и т.д.), не приводя никаких объяснений . Особенно это актуально, когда вы имеете дело с манипуляторами (коллегами, которые уже вешали на вас свои задачи или беспардонными родственниками, которым все должны). Если же они будут
    настаивать на ответе, не указывайте конкретную причину , а отвечайте максимально обтекамо: «У меня нет такой возможности», «Я уже сказал, что не могу этого сделать», «Мне это категорически не подходит». Повторяйте один и тот же ответ (например, «Нет, я не смогу») до тех пор, пока от вас отстанут.

    Короткие ответы не дают возможности разбить ваши отговорки и показать, что на самом-то деле вы все можете. Кроме того, вы не будете выглядеть оправдывающимся (ниже мы поговорим об этом подробнее). Еще одно преимущество: короткие ответы помогут вам сократить беседу, а значит, и шанс, что собеседник все же заставит вас сделать то, что нужно ему.

    Конечно, этот совет совершенно не подходит, если вы думаете, как тактично отказать другу, супругу или другому близкому человеку – словом, тому, кто вам действительно дорог. В данном случае привести причину необходимо. И здесь мы переходим к следующему пункту.

    Не оправдывайтесь

    В большинстве случаев, если вы говорите кому-то нет, от вас будут ждать объяснения. Здесь очень важно указать причину, но не оправдываться . В теории большинство понимает разницу этих терминов, но как отличить одно от другого на практике? Думается, главное даже не столько в том конкретном поводе, который вы приведете, сколько в том, как вы подадите информацию.

    Работая над умением отказывать, обратите внимание нашу статью о развитии эмоционального и социального интеллекта . Тем, у кого высок уровень EQ и SQ гораздо легче коммуницировать и понимать эмоции людей.

    В частности, не выдавайте чрезмерно много деталей и не заваливайте человека лишней информацией, не слишком извиняйтесь, не вываливайте сразу несколько причин, не демонстрируйте чувство вины (как вербально, так и невербально) и т.д. Будьте спокойны (по крайней мере внешне) и уверены в себе. Представьте, что вы просто рассказываете о погоде за окном – приводите факты, но не ставьте себя в положение виноватого или подчиненного.

    Оправдания плохи, во-первых, тем, что плохо воспринимаются окружающими: если вы показываете себя фактически виноватым, то и воспринимать вас будут точно так же. Во-вторых, оправдания способны влиять на ваше внутреннее ощущение вины – если вы будете говорить о себе так, как будто вы виноваты, то, скорее всего, и думать тоже. Таким образом, даже в рамках внутреннего диалога не оправдывайте себя, а указывайте причины.

    Предложите варианты

    Если мы говорим о людях, которые вам действительно дороги, то отказ логично сопроводить не только указанием причины, но и предложением альтернативного варианта . Это, во-первых, продемонстрирует коллегам/друзьям/родственникам, что в принципе вы хотите им помочь и готовы пойти навстречу, однако предлагаемая ими просьба вам действительно никак не подходит. Во-вторых, это поможет вам избавиться от чувства вины или неловкости за отказ.

    Вы увидите, что не бросаете человека на произвол судьбы и что он сможет так или иначе решить свою проблему. Помимо прочего, этот совет поможет отсечь тех, кто не нацелен на поиск компромиссов или более удобных для вас вариантов, а просто хочет переложить свои заботы на ваши плечи.

    Твердо стойте на своем

    Если вы решили отказаться, не давайте себя переубедить . Если вы чувствуете, что уже почти готовы сказать «Ну ладно, уговорил» или «Ну хорошо…», то лучше всего либо прервать коммуникацию, либо начать давать максимально краткие ответы ,
    о чем мы говорили выше. Это правило особенно актуально, если вы имеете дело с манипуляторами, надоедливыми коллегами, наглыми родственниками и т.д. Если вы передумаете, для ваших окружающих это будет лишнее свидетельство, что вы точно согласитесь на все, достаточно только посильнее на вас надавить.

    Этот же совет актуален, если вам «повезло» нарваться на человека, который не умеет принимать отказы. У некоторых эта черта выражена настолько, что они будто «отключаются», когда слышат слово «нет», и разговор фактически начинает идти по кругу. В таком случае предлагаем вам просто прекратить беседу . Да, последнее слово останется за вашим собеседником, но к тому времени вы успеете четко выразить свою позицию по данному вопросу. Помните: имеющий уши да услышит.

    Согласие как отказ

    Интересный и практичный вариант, как красиво сказать нет в ответ на неуместную просьбу, – согласиться. И при этом обязательно поставить свои условия – возможно такие, которые превратят ваше согласие в фактический отказ. Например, если вас просят взять халтуру, поставьте очень высокие цены или растянутые сроки. Если друзья вас просят приехать на другой конец города полить цветы, скажите, что успеете это сделать, только если будете ездить на такси, и уточните, готовы ли ваши друзья оплатить его (деньги вперед!).

    Если коллега просит вас взять его проект, скажите, чтобы он договорился с вашим начальником, чтобы с вас сняли текущую задачу. Если источником проблем стал сам начальник, скажите, что возьмете новое задание, но тогда точно не успеете вот это и то и пусть сам руководитель решает, какой задачей вы в итоге займетесь. Если вас регулярно просят выйти в выходные, в ответ на очередную такую просьбу скажите, что выйдете, но тогда в понедельник вам придется взять отгул.

    Во всех этих случаях очень важно говорить спокойно и твердо, не ставя ультиматум и не оправдываясь . Причем если ваш визави будет согласен на предложенные условия, подразумевается, что вы, в свою очередь, должны будете сделать то, на что согласились. Поэтому старайтесь заранее продумать, о чем именно просить.

    Сохраняйте спокойствие [по крайней мере внешне]

    Спокойствие (по крайней мере внешнее) – очень важное качество для тех, кто хочет постичь искусство деликатных отказов.
    Во-первых, спокойствие станет свидетельством вашей уверенности в себе. Во-вторых, порой излишняя эмоциональность способна привести к конфликтам и обидам. Получается это, например, следующим образом. Предположим, вас просят посидеть с ребенком. Считая, что отказ приведет к ссоре и разбирательствам, вы изначально отвечаете с вызовом (хотя вас еще никто ни в чем не упрекнул). В итоге ваш знакомый на вполне спокойную просьбу получает вербальную «оплеуху». Скорее всего, именно это и станет причиной его обиды, а вовсе не то, что вы не хотите сидеть с ребенком.

    И конечно, сохранение внешнего спокойствия повышает шансы на того, что в скором времени вы добьетесь спокойствия и внутреннего. И под этим мы подразумеваем то, что вы быстрее начнете говорить нет, действительно не испытывая моральных терзаний.

    Не забывайте думать о себе

    Проблема многих, кто не умеет отказывать, – они очень часто думают о других и слишком мало о себе. Само по себе, конечно, это прекрасно, человеколюбиво, благородно и т.д. Однако это становится только вам во вред, если вы имеете дело с тем, кто беспокоится только о себе и о вас не думает совершенно. В таких случаях кроме вас о вас позаботиться некому .
    При общении с подобными людьми важно ставить на первое место именно свои интересы, планы, цели и т.д.

    Отказывая кому-либо, напоминайте себе, что на самом деле вы никому ничего не должны . Иными словами, вы можете помочь человеку, если посчитаете нужным, а можете и не помочь – особенно если вы понимаете, что фактически вами просто пользуются, потому что вы не умеете отказывать.

    В очередной раз повторимся, что мы не призываем к абсолютному эгоизму или к тому, чтобы говорить нет всем подряд. Мы призываем лишь к тому, чтобы вы взвешенно подходили к поступающим просьбам и предложениям и соглашались потому, что действительно хотите и можете помочь, а не потому, что не можете отказать .

    Чего не стоит бояться, отказывая людям

    В последней части материала мы решили обобщить некоторые аспекты, касающиеся двух наиболее распространенных опасений, связанных с тем, чтобы сказать нет другим людям. Речь идет об обидах и об упущенных возможностях. Почему на самом деле они не так страшны, как может показаться?

    Не бойтесь обид

    Данный принцип актуален почти для всех групп, кому вы хотите сказать нет. Конечно, для разных людей будут действовать разные подходы. Так, обиды наглых родственников, которые вас уже достали, не равноценны обидам людей, о которых вы действительно заботитесь. В общем и целом здесь можно предложить следующую рационалистическую модель : если перед вами адекватный человек, которому нужна ваша помощь, он не обидится на мотивированный отказ и на предложение альтернативного варианта (или совместный поиск оного).
    Конечно, он может проявлять негативные эмоции (волнение, раздосадованнось и т.д.), однако, скорее всего, речь не будет идти именно об обиде или конфликтах. Опять же, с адекватным человеком проблемы можно решить.

    Если же на вас обижаются даже из-за пустяка, то, вероятно, дело в одном из двух вариантов: 1) дело не в отказе как таковом ; 2) перед вами один из «проблемных» типов личности : манипулятор, не вполне адекватный человек, слишком самовлюбленная личность и т.д. В первом случае логично разбираться с первопричиной (но не прямо сейчас, а когда вы оба немного отойдете от эмоций). Во втором – наиболее рациональным вариантом стало бы соотнесение действительной необходимости/важности того, о чем вас просят, и тех неудобств, которые вам это доставит. В таких ситуациях полезно помнить, что для большинства манипуляторов и неадекватных людей чуждо понятие благодарности, зато они очень легко садятся другим на шею . Поэтому подумайте, насколько для вас страшна эта обида? Может, из-за нее фактически вам станет только легче, так как этот человек перестанет вас донимать?

    Не бойтесь упустить возможности

    Как мы говорили, иногда мы не можем отказать начальнику или, например, коллеге, потому что считаем, что потом нам это аукнется или же из-за этого мы упустим какие-то возможности. Конечно, исключать такого варианта нельзя, однако полезно помнить и другую сторону данной проблемы. Зачастую тех, кто всегда на все соглашается, воспринимают хуже тех, кто может твердо и корректно отказать. Дело в том, что, привыкнув получать ваше согласие, коллеги и руководство будут считать его само собой разумеющимся и абсолютно как должное. Ваша бесконечная готовность идти навстречу не будет восприниматься как ваша заслуга и вряд ли принесет какие-либо дивиденды.

    Важна и психологическая сторона вопроса. Людей, которые на все соглашаются, часто считают неуверенными в себе, с низкой самооценкой, подлиз или же как зависимых от работы
    (в материальном или моральном плане). Такое мнение складывается даже тогда, когда ничего из перечисленного на самом деле к сотруднику не относится. В итоге, вместо того чтобы выписать дополнительную премию или продвинуть такого работника, им начинают пользоваться все больше и больше. Хотя, разумеется, это лишь наиболее распространенный сценарий развития событий, а не правило. Просто держите в голове данный принцип, собираясь бесплатно отработать очередные выходные.

    Умение сказать нет в ответ на неуместную просьбу коллег или начальника (или согласиться, но попросить компенсацию) с большей вероятностью пойдет вам на пользу, чем бесконечные согласия. Тогда по крайней мере не получится так, что вы жертвовали ради компании всем, а она обходила вас при каждом удобном случае.

    Конечно, если вы уже успели заслужить славу человека, который всегда готов на все, отказывайте коллегам постепенно – сначала мягко просите о компенсации или предлагайте компромиссы, давайте согласие, но на своих условиях. В противном случае велика вероятность, что ваши отказы будут сочтены за капризы и вызовут слишком яркое неудовольствие. Когда же коллеги привыкнут к изменениям в вашем поведении, ваше «Нет» будет восприниматься вполне нормально.