Какие произведения писал станюкович о детях. Станюкович Константин Михайлович. Биография

Родился в Севастополе на улице Екатерининской в доме адмирала Станюковича. Сам дом не сохранился, но сохранилась подпорная стена, окружавшая дом и сад. Здесь находится мемориальная плита в честь писателя. Отец - Михаил Николаевич Станюкович, комендант севастопольского порта и военный губернатор города. Семья будущего писателя-мариниста, «Айвазовского слова», принадлежала к старинному дворянскому роду Станюковичей - одной из ветвей литовского рода Станьковичей; Демьян Степанович Станюкович принял русское подданство в 1656 году при взятии Смоленска. Михаил Николаевич Станюкович (1786-1869) являлся праправнуком Демьяна Степановича. Мать Константина Михайловича - Любовь Фёдоровна Митькова (1803-1855), дочь капитан-лейтенанта Митькова. Всего в семье было восемь детей. 1851-1853 - под руководством петрашевца Ипполита Матвеевича Дебу, отбывающего в Севастополе наказание в качестве солдата, юный Станюкович получает первоначальное образование. 1854 - Константину Михайловичу было 11 лет к началу обороны Севастополя. Осенью 1854 года из своего сада в подзорную трубу наблюдал движение к Севастополю неприятельских войск; исполняя обязанности курьера при отце, видел Корнилова и Нахимова. В конце сентября семья Станюковичей эвакуируется вСимферополь. 1856 - зачислен кандидатом в Пажеский корпус в Петербурге. 26 августа награждён бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память о Восточной войне 1853-1856 гг.» 1857 - 5 октября награждён серебряной медалью на Георгиевской ленте «За защиту Севастополя». 5 ноября из Пажеского Станюкович переведён в Морской кадетский корпус.

Творческий период.

1859 - в журнале «Северный цветок» первая публикация: напечатано его стихотворение «Отставной солдат».
1860 - в «Северном цветке» продолжаются публиковаться стихи Станюковича.

1862 - В «Морском сборнике» публикуются различные произведения писателя.
1863 - Начальник Тихоокеанской эскадры Андрей Попов отправляет гардемарина в город Сайгон к капитану клипера «Гайдамак». Более месяца Станюкович наблюдал покорение Индокитая французами. Позже его впечатления были описаны в повести «Вокруг света на „Коршуне“».
1864 - В сентябре в журнале«Эпоха» за № 9 опубликована «Глава из очерков морской жизни».
1867 - 20 января в 3-м номере «Будильника» опубликован очерк «На селе». 4 февраля в «Петербургском листке» сообщается о выходе в свет ранних морских рассказов Станюковича в книге «Из кругосветного плавания» в издании Вильгельма Генкеля. 26 мая в «Будильнике» № 19 начинает печататься очерк «Из воспоминаний сельского учителя» (подписан как «К.-вич.»). 2 июня Константин Михайлович венчается с Любовью Николаевной Арцеуловой (1845-1907). 11 августа в № 30 «Будильника» выходит очерк «Июльский сон».
1869 - в связи с серьёзными материальными трудностями писатель ищет работу и в мае поступает на службу в управление Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Живёт в это время то в Курске, то в Харькове. 27 умирает отец Константина Михайловича.
1870 - В июне переезжает в Таганрог помощником ревизора службы движения. Вплотную столкнувшись с миром железнодорожных дельцов, пишет комедию «На то и щука в море, чтобы карась не дремал». 29 ноября в «Искре» публикует фельетон «Русские американцы».
1871 - 15 февраля рождается вторая дочь - Любовь (умерла в 1884 году). 27 октября распоряжением министра внутренних дел запрещена к постановке в театре его комедия «На то и щука в море, чтобы карась не дремал».
1872 - август, комедия «На то и щука в море, чтобы карась не дремал» вышла в № 8 журнала «Дело». 23 декабря родилась третья дочь - Зинаида (умерла в 1934 году).
1873 - в «Деле» публикуется роман «Без исхода». Газета «Биржевые ведомости» публикует большую статью М. В. Авдеева о романе «Без исхода».
1874 - роман «Без исхода» выходит отдельным изданием в Петербурге.
1875 - 28 августа родилась четвёртая дочь - Мария (умерла в 1942).
1877 - Константин Михайлович целиком в литературной работе. Печатается в ряде изданий: «Новости», «Порядок», «Русская правда», «Московское обозрение» и других. С апреля в каждом номере «Дела» есть его публикации: «Червонный валет», серия фельетонов под общим названием «Картинки общественной жизни» , рассказ «Оригинальная пара», пьеса «Родственники».
1878 - много работает, много публикует, в том числе в разделе «Картинки общественной жизни» напечатаны «Письма знатных иностранцев» (в виде переписки англичанина, попавшего в Россию, с женой).
1879 - летом в «Деле» начинает выходить его повесть «Похождения одного благонамеренного молодого человека, рассказанные им самим». В Петербурге печатается роман «В мутной воде».
1880 - работает над романом «Два брата». В «Деле» начинает публиковаться «Два брата». 24 февраля писатель порывает с «Молвой», бывшими «Биржевыми ведомостями». В мае объявлено о выходе в свет романа «Наши нравы».
1881 - в «Деле» выходят «журнальные заметки» Станюковича. 19 июня в Москве, в театре Петровского парка, состоялось первое представление его комедии «На то и щука в море, чтобы карась не дремал». В августе в «Деле» напечатан рассказ «Из-за пустяков», осенью там же начинает печататься роман «Омут».
1882 - в мае за фельетон Станюковича «В сумасшедшем доме» Главное управление по делам печати указало Петербургскому цензурному комитетуна «…чтобы цензура относилась к статьям, предназначенным для помещения в журнале „Дело“, с особым внимание и строгостью». 5 сентября родился сын Константин.
1883 - 5 января Главное управление по делам печати сообщило, что «отставному флота лейтенанту Константину Михайловичу Станюковичу разрешено временно редактировать журнал „Дело“, подписываясь за редактора».
1885 - 12 января Константин Михайлович передаёт журнал «Дело» И. С. Дурново.
17 июня он прибывает в Томск, поселяется в Затеевском переулке. В Томске быстро сходится с проживающими здесь политическими ссыльными Ф. Волховским, С. Чудновским, активными участниками «Сибирской газеты». Здесь его посетил американский писатель, автор книги «Сибирь и ссылка» Джон Кеннан.
1886 - В январе в «Русской мысли» начинается серия его очерков «В дальние края». 13 июля в «Сибирской газете» открывает серию фельетонов под общим заголовком «Сибирские картинки». 7 сентября в 36 номере «Сибирской газеты» под псевдонимом Н.Томский начинает публиковаться роман «Не столь отдалённые места». Октябрь - в журнале «Северный вестник» выходит рассказ «Беглец» за подписью М.Костин. В 10-м номере ежемесячника «Вестник Европы» опубликован рассказ «Василий Иванович» с подписью «И.Ст.»
1887 - продолжает публиковаться роман «Не столь отдалённые места» в «Сибирской», во втором номере «Дела» печатается рассказ «Матросский линч». В «Северном вестнике» за № 7 опубликован рассказ «Человек за бортом!».
1888 - в Петербурге выходят отдельной книгой «Морские рассказы», а в издательстве Н. А. Толкачёва - роман «Не столь отдалённые места». Январь - в первом номере «Русской мысли» выходит рассказ «На каменьях». В апреле «Сибирской газеты» публикуется биографический очерк Станюковича о Г. Н. Потанине, известном путешественнике и исследователе, уроженце Сибири.
27 июня покидает с семьёй ссылку. Супруга Константина Михайловича получила небольшое наследство, и они выезжают в Париж, далее на юг Франции, в деревушку рыбаков Гетари в 20 километрах от Испании. В это же время писатель получает письмо из Вены, от Галанта, заведующего русским отделом австрийской газеты «Neue freie Presse», в котором предлагает сотрудничество Станюковичу, в частности, просит разрешение на публикацию в газете романа «Два брата».
1889 - 25 февраля в газете «Die Gegenwart» (Берлин) начинает публиковаться рассказ «Человек за бортом!». В конце февраля писатель прибывает в Петербург.
В апреле в 4-м номере «Вестника Европы» вышла статья К. Арсеньева «Модная форма беллетристики», в которой положительно оцениваются морские рассказы Станюковича и критикуются другие его произведения.
В августовском «Вестнике Европы» напечатан рассказ «Мрачный штурман». Константин Михайлович работает над повестью «Первые шаги». В конце года уезжает в Париж.
1890 - в конце января Константин Михайлович возвращается в Петербург.
Апрель - 1 числа в «Русских ведомостях» выходит рассказ «В шторм».
27 апреля в 113 номере «Русских ведомостей» публикуется рассказ «Между своими» (так переименовал писатель свой рассказ «Похороны в море»).
17 июня - в «Русских ведомостях» за № 164 печатается рассказ «Серж Птичкин».
Октябрь - в «Русских ведомостях» выходит рассказ «Танечка».
1891 - с января по апрель в «Вестнике Европы» напечатаны «Первые шаги» («…исковерканные»).
С 74 номера «Русских ведомостей» начинает публиковаться повесть Станюковича «Грозный адмирал».
Сентябрь - в издательстве Н. А. Лебедева вышел сборник под общим названием «Моряки».
Октябрь - многие газеты отметили 30-летие литературной деятельности К. М. Станюковича.
Ноябрь - «Русские ведомости» начинают печатать рассказ «Домашний очаг».
В Москве, в издательстве Сытина, в серии «Народные книги» выходит книга Станюковича «Между своими, или Смерть на корабле».
1892 - в январе Станюкович и Кривенко назначаются редакторами «Русского богатства». В нём выходит рассказ Станюковича «Бесшабашный».
8 июля в «Русских ведомостях» начинает публиковаться рассказ «Пассажирка».
В этом году также выходят его сборник рассказов «Современные картинки» и в сборнике «Помощь голодающим», изданным газетой «Русские ведомости» помещён «Вдали от берегов» - рассказ Станюковича.
1893 - в январе и феврале в «Русской школе», в номерах 1-4 публикуется повесть Константина Михайловича «Маленькие моряки» с подзаголовком: «Из воспоминаний о Морском корпусе».
Март - с 14 марта «Русские ведомости» начинают публиковать рассказ «Женитьба Пинегина».
Май - в ежемесячнике «Русская мысль» под рубрикой «Рассказы старого боцмана» издаётся рассказ «Месть». 20 мая в «Русских ведомостях» выходит большая статья «Из истории морского корпуса», где положительно характеризуется повесть «Маленькие моряки».
Июнь - в издательстве В. И. Штейна выходит второе издание романа «Без исхода». 6 июня начинает публиковаться его повесть «В море».
Август - в издательстве М. М. Ледерле 2-м изданием напечатаны «Морские рассказы».
Декабрь - газета «Русская жизнь» от 1-го числа публикует рассказ «Ужасный день».
В этом же году в издательстве Сытина (Москва) отдельной книгой выходит повесть «Первые шаги», а в Петербурге - переиздание сборника «Моряки» с дополнениями.
1894 - в январском номере журнала «Мир Божий» опубликован рассказ Константина Михайловича «Куцый». В газете «Русская жизнь» продолжает печататься роман «Откровенные», начатый в № 332 за прошлый год, окончание которого выйдет в августе, 11-го, № 212. 26 января в «Русских ведомостях» выходит рассказ из цикла «Жертвы моря»: «Крушение эскадры и гибель тендера».
Март - в 3-м номере «Русского богатства» печатается рассказ «Исайка».
В апреле, в ежемесячном литературном приложении № 4 к иллюстрированному еженедельнику «Нива» начинает публиковаться рассказ «В тропиках».
Июнь - в «Русской жизни» Станюкович печатает фельетон «Из дневника читателя». В «Русских ведомостях» с № 165 по № 322 излаётся «Беспокойный адмирал».
Декабрь - в «Русских ведомостях» печатаются рассказы «Ночью» и «Ёлка для взрослых».
В этом же году в издательстве М. М. Ледерле (Петербург) выходит сборник Станюковича «Жертвы».
1895 - с января по ноябрь в журнале «Мир Божий» напечатан роман «История одной жизни».
Март - В 77 номере «Русских ведомостей» начинает публиковаться рассказ «Нянька».
Июнь - рассказ «Матроска» начал публиковаться в «Русских ведомостях» с 6 июня. В издательстве М. М. Ледерле напечатан отдельным изданием рассказ «Под тропиками» (с подзаголовком «Из воспоминаний бывшего матроса»).
В августе, в издательстве О. Н. Поповой (Петербург) отдельным изданием вышел роман «Откровенные». 13 августа начал печататься рассказ «Кирилыч и генерал-арестант».
В этом же году в издательстве М. М. Ледерле напечатан сборник «Новые морские рассказы и Маленькие моряки».
1896 - весь год в журнале «Родник» продолжает печататься повесть «Вокруг света на „Коршуне“».
Январь - в первом номере «Русской мысли» выходит рассказ «Побег», в журнале «Всходы» - рассказ «Пожар на корабле», а в номерах 1,2 журнала«Детское чтение» - «Максимка» (по этому рассказу был снят фильм Максимка).
5 апреля в «Русских ведомостях» выходит рассказ «Глупая причина».
Май - начинает печататься повесть «Черноморская сирена», окончание - в июльском номере (в журнале «Русская мысль»).
Сентябрь - октябрь. Продолжает писать «Коршуна».
1897 - 4 января с чтением рассказа «Месть» и других произведений Станюкович выступал в театре Корша на вечере, устроенном Литфондом в пользу нуждающихся литераторов и учёных.
Апрель - писатель проводит в хлопотах по выпуску своего «Собрания сочинений К. М. Станюковича» издательство А. А. Карцева (Москва) 1897, которому противится Управление по делам печати.
Май - напряженно работает над романом «Жрецы», который печатается в «Русском богатстве».
Июль - Станюкович переезжает в Петербург.
Ноябрь - Главное управление по делам печати сообщает цензурному комитету, что распоряжение о запрете на обращение в публичных библиотеках «Собрания сочинений К. М. Станюковича» «должно быть распространено не только на 9 томов, носящих дату „1897 г.“, но и на последующие тома сочинений того же автора, помеченные 1898 годом. 10 ноября 1897 года., № 8203 А.Катенин.»
1898 - в мартовском номере журнала «Всходы» публикуется рассказ «Матросик».
Апрель - писатель с семьей уезжает в Швейцарию.
Май - Станюкович лечится в Карлсбаде.
В конце июля Константин Михайлович возвращается в Петербург и поселяется в отеле «Пале Рояль».
Октябрь. В ежемесячнике «Мир божий» выходит рассказ «Письмо».
Декабрь. Станюкович пишет святочные рассказы для «Сына отечества» и «Русских ведомостей», 25 декабря в последних выходит его рассказ «Отплата».
В этом году выходят последние, 10, 11 и 12 тома собрания сочинений писателя. Цензурой запрещены предпринятые Петербургским комитетом грамотности издания целой серии рассказов (в основном цензорам не нравятся сцены жестокостей и описания применения наказаний в армии и на флоте, то есть, по мнению цензуры, писатель даёт «ложные представления о системе наказаний»).
Май - в журнале «Всходы» выходит рассказ "Гибель «Ястреба».
Август - «Русское богатство» помещает рассказ «Оборот».
Октябрь - Станюкович 19 числа прибывает в Севастополь.
В течение года «Мир Божий» публикует роман «Равнодушные», а журнал «Родник» - повесть «Похождения одного матроса».
1900 - всю первую половину года писатель проводит в Крыму, болезнь не отпускает, в конце марта совершает поездку в Батум на пароходе.
Апрель - в газете «Русские ведомости» от 14 и 17 апреля опубликован очерк «Мёртвый сезон (крымские наброски)», в номере от 30 числа начинает выходить его рассказ «Тяжёлый сон». В мае там же появляется рассказ «Отчаянный».
Июнь - Константин Михайлович выезжает из Ялты, надеясь к 12 июня добраться в Петербург, но по состоянию здоровья вынужден задержаться в Москве. В № 168, 180 «Русских ведомостей» печатается рассказ «Смотр».
Июль - в связи с известным делом Саввы Мамонтова в «Северном курьере» выходят фельетоны Станюковича «Воскресные сказки». В «Русских ведомостях» появляется рассказ «Морской волк».
20 августа рассказ «Блестящий капитан» печатается в «Русских ведомостях».
Октябрь - в еженедельнике «Мир божий» выходит «Ледяной шторм» (рассказ).
Ноябрь, декабрь - 15 декабря в «Юном читателе» печатается рассказ «На другой галс».
В течение года в московском издательстве А. А. Карцева вторым изданием выходит сборник «Среди моряков».
1901 - в январе, в «Русских ведомостях» публикуется рассказы «Товарищи» и «Баклагин».
Февраль - март - в журнале «Родник» за эти месяцы выходит рассказ «Певец». Второго февраля «Русские ведомости» в рубрике «Современные картинки» печатают рассказ писателя «Куда уйти?».
Апрель - в апрельском номере «Русского богатства» опубликован рассказ «Утро».
Май - ежемесячник «Русская мысль» печатает рассказ «Добрый», а в «Мире Божьем» - положительная рецензия А. Богдановича на рассказ Станюковича «Отчаянный».
Октябрь - в 10-м номере «Мир Божий» публикует рассказ «Дождался», в «Русских ведомостях» (№ 284, 287) - рассказ «Пари». 21 октября в газете«Новости дня» сообщение: К. М. Станюкович получает половинную Пушкинскую премию за свои литературные труды.
Ноябрь - опубликована статья «Критические очерки» В. Буренина (в газете «Новое время», в которой критике подвергаются Станюкович и Короленко. В «Русских ведомостях» за № 320 анонсируется сборник рассказов «На „Чайке“ и другие морские рассказы».
Декабрь - в газете «Россия» от 7 декабря выходит статья П. Быкова, посвящённая 40-летию литературной деятельности Станюковича. 25 декабря напечатан рассказ «Загадочный пассажир» («Русские ведомости»).
В этом году вышел дополнительный, 13-й том «Собрания сочинений» (в издательстве А. А. Карцева). Также напечатан сборник рассказов «Из жизни моряков» в издательстве М. М. Стасюлевича (Петербург).
1902 - 3 января опубликован рассказ Станюковича «Свадебное путешествие» в «Русских ведомостях». «Юный читатель» во втором номере начинает печатать повесть «Севастопольский мальчик».
Март - в «Русских ведомостях» выходит рассказ «Событие» (№ 75, 79).
Апрель - 25 апреля «Русские ведомости» в рубрике «Маленькие рассказы» публикуют «Господин с настроением» Станюковича.
Май - в той же рубрике выходит ещё один рассказ Константина Михайловича: «Главное - не волноваться», в конце месяца в № 143, 147 печатается рассказ «Мунька».
Июль - в конце месяца, 26-го, в «Русских ведомостях» публикуется начало повести «Берег и море», окончание - в номере № 276 от 6 октября.
Август - журнал «Новый мир» в № 87 даёт статью Н. Носкова «Морские типы», весьма положительно и высоко оценивающая труды Станюковича.
Ноябрь - здоровье писателя резко ухудшается, в том числе из-за переутомления и он по настоянию врачей выезжает в Италию. Пробыв несколько дней в Риме, переезжает в Неаполь, где, несмотря на болезнь, продолжает работать. В своих воспоминаниях Н. Н. Фирсов (Л.Рускин) пишет:«Последние полгода, проведённые им сплошь в Неаполе, были жестоко мучительны. … он … с ужасом сознавал, что жизнь уходит, что работоспособность падает, что в силу своего теиперамента и болезни он не может сдерживать порывы раздражительности, что он поколебал связи с наиболее близкими, дорогими ему издавна людьми. Всё это, не говоря уже о постоянных денежных затруднениях, причиняло ему жестокую душевную боль». В Неаполе Константина Михайловича поддерживают его давние друзья: Н. К. Кольцов, профессор Московского университета, Е. П. Мельникова (дочь А. Печерского), В. Д. Веденский, дочь Зинаида Констаниновна. В конце месяца болезнь обостряется и писателя кладут в госпиталь.
В течение этого года в Москве переиздаётся сборник рассказов Станюковича «Рассказы из морской жизни» (в издательстве М. В. Клюкина), в Петербурге в издательстве А. Лейферта выходит сборник «Маленькие рассказы».
1903 - в начале января Станюковича выписывают из госпиталя, он крайне слаб, плохо видит, не может читать, и это его удручает больше, чем что-либо.
Февраль - умерла старшая дочь Константина Михайловича, Наталья (8 февраля). Близкие решили ему не сообщать эту горестную весть.
Март - в 63 номере «Русских ведомостей» начинает печататься рассказ «Тоска». В середине месяца здоровье писателя заметно улучшилось, он начал подумывать о возвращении в Россию. Уже были приобретены билеты для отъезда, но в конце марта здоровье опять стало ухудшаться: сначала Станюковича кладут в немецкий госпиталь, оттуда перевозят в частную клинику.
В ночь с 6 на 7 мая, в 1 час 25 минут Константин Михайлович скончался на руках у Е. П. Мельниковой.
9 мая Константина Михайловича Станюковича похоронили в Неаполе, на греческом кладбище. На похороны пришли все русские из города и окрестностей, что успели узнать о его смерти. Самый большой венок на гробе был с надписью: «Станюковичу от русских».
18 мая в «Русских ведомостях» посмертно был опубликован рассказ «Оба хороши» с посвящением Н. Н. Фирсову.

Еще с конца 1860-х Станюкович был внесен в список неблагонадежных и фактически стал поднадзорным, а с весны 1883 на него было заведено особое дело. Выезды Станюковича для лечения за границу обратили на себя внимание полиции, следившей в Женеве и Париже за его встречами с русскими эмигрантами-революционерами, которых он привлекал к участию в журнале.


Русский писатель. Константин Михайлович Станюкович родился 30 марта (по старому стилю -18 марта) 1843 (в некоторых источниках указан 1844) в Севастополе, в семье потомственного моряка, адмирала русского флота, командира севастопольского порта, севастопольского военного губернатора Михаила Николаевича Станюковича. Семья принадлежала к старинному дворянскому роду Станюковичей - одной из ветвей литовского рода Станьковичей; Демьян Степанович Станюкович вступил в русское подданство в 1656 при покорении Смоленска. Михаил Николаевич Станюкович (1786-1869) являлся праправнуком Демьяна Степановича. Мать Константина Михайловича - Любовь Федоровна Митькова (1803-1855), дочь капитан-лейтенанта Митькова. В семье было восемь детей: Николай (1822-1857), Александр (1823-1892), Михаил (р. 1837), Константин (1843-1903), Ольга (р. 1826), Анна (1827-1912), Екатерина (1831-1859), Елизавета (1844?-1924).

В 1856 Константин Станюкович был зачислен кандидатом в петербургский Пажеский корпус, а в ноябре 1857 по просьбе отца переведен в Морской кадетский корпус, где учился до 1860, несмотря на то, что карьера моряка его не привлекала. За несколько месяцев до выпуска из корпуса Константин Станюкович объявил отцу о своем решении отказаться от карьеры военного моряка и поступить в университет. Не поверивший в твердость намерений младшего сына, адмирал, потерявший в 1857 старшего сына Николая (капитан-лейтенанта) и желавший сохранить во флоте свое имя, добился назначения кадета Константина Станюковича в кругосветное плавание. В октябре 1860 корвет "Калевала" ушел в трехгодичное кругосветное плавание, о котором в 1895 Станюкович рассказал в повести "Вокруг света на "Коршуне". 4 августа 1863 начальник эскадры Тихого океана, известный адмирал А.А. Попов, отправил его курьером с бумагами к великому князю Константину Николаевичу и к морскому министру из Сингапура в Петербург, и 28 сентября Константин Станюкович прибыл в Петербург. При больших связях отца способному моряку предстояла блестящая карьера, но Станюкович решил бросить службу и в 1864 мичман 11 флотского экипажа вышел в отставкус производством в чин лейтенанта. Для получения отставки необходимо было согласие его отца; получение этого согласия повлекло за собой полный разрыв с отцом и потерю наследства. В своем письме сыну, пригрозившему адмиралу тем, что в случае отказа тот устроит так, что его просто исключат из службы, Михаил Николаевич написал: "Позора не желаю и против ветра плыть не могу... Выходи в отставку и забудь отныне, что ты мой сын!"

В ноябре 1865 Константин Станюкович уехал из Петербурга и год провел в качестве народного учителя в селе Чаадаеве Муромского уезда Владимирской губернии. Скудные литературные заработки, женитьба летом 1867 и рождение через год первой дочери Наташи заставили Станюковича поступить на частную службу, которую он оставил только в 1870-х годах. Летом 1869 он поступил на службу в управление Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и, оставив семью в Петербурге, уехал в Курск. Около полутора лет он служил на железной дороге, затем три года - в Петербургском Обществе взаимного поземельного кредита, два с половиной года в Ростове-на-Дону в Волжско-Донском обществе управляющим пароходством по реке Дону и Азовскому морю.

Литературные произведения Станюковича в печати впервые появились в 1859 (в некоторых источниках - 1861) в журнале "Северный цветок". Позднее он сотрудничал с несколькими петербургскими изданиями: в "Искре", "Будильнике", "Эпохе", "Женском Вестнике", газете "Гласность", в 1872 начал работать в журнале "Дело". В 1874-1884 печатался под псевдонимом "Откровенного писателя", под псевдонимом Пимен печатал воскресные фельетоны в "Новостях", "Молве" и "Порядке". Литературную известность Станюкович приобрел в конце 1870-х после опубликования в "Деле" нескольких рассказов и романов. В 1877-1879 Константин Станюкович находился за границей. В 1881, после смерти редактора журнала "Дела" Благосветлова, Станюкович вместе с Шелгуновым и Бажиным становится соредактором журнала, а в декабре 1883 приобретает его в собственность. Еще с конца 1860-х Станюкович был внесен в список неблагонадежных и фактически стал поднадзорным, а с весны 1883 на него было заведено особое дело. Выезды Станюковича для лечения за границу обратили на себя внимание полиции, следившей в Женеве и Париже за его встречами с русскими эмигрантами-революционерами, которых он привлекал к участию в журнале. В 1884 Станюкович, ездивший весной в Ментону (юг Франции) за своей безнадежно больной дочерью Любой, был арестован на границе с Россией и препровожден в Петропавловскую крепость. В 1885 издание журнала "Дело" было прекращено, а Станюкович, просидевший несколько месяцев в доме предварительного заключения, весной 1885 был сослан административным порядком на три года в Томскую губернию. В Сибири им были написаны первые морские рассказы (повесть "Василий Иванович" и рассказ "Беглец"), напечатанные (сначала под псевдонимом М. Костина) в "Вестнике Европы", "Северном Вестнике" и "Русской Мысли".

Вернувшись из ссылки в феврале 1889, Станюкович возобновил свои "Письма знатных иностранцев" в "Русской Мысли", писал фельетоны в "Сыне Отечества", напечатал ряд романов в "Вестнике Европы", "Русской Мысли", "Русском Богатстве", "Русской Жизни". С 1892 становится вторым редактором "Русского богатства" - журнала, куда перешло большинство сотрудников закрытых правительством "Отечественных записок". В декабре 1896 отмечался юбилей Станюковича в связи с тридцатипятилетием его литературной деятельности и Санкт-петербургский комитет грамотности присудил Константину Михайловичу Станюковичу золотую медаль имени Погоского (за "Морские рассказы"). В 1897 начало печататься полное собрание сочинений Константина Станюковича.

Большим ударом для Станюковича была в 1898 смерть его шестнадцатилетнего сына Константина и Константин Михайлович прекратил литературную деятельность. В 1900 врачи отправили тяжело заболевшего писателя на лечение в Крым. Возвратившись, Станюкович продолжал много работать, но осенью 1902, после сдачи в журнал "Юный читатель" последних страниц "Севастопольского мальчика", Константин Михайлович с сильным мозговым переутомлением и общим нервным расстройством был выну уехать в Италию. Прожив сначала в Риме, переехал в Неаполь. Борясь с прогрессирующей слепотой, Станюкович продолжал писать. Умер Константин Михайлович Станюкович 20 мая (по старому стилю - 7 мая) 1903 в Неаполе. Похоронен в Неаполе.

Жена Константина Михайловича Станюковича - Любовь Николаевна Арцеулова (1845-1907). Дети: Наталья (1868-1903), Любовь (1871-1884), Зинаида (1872-1932?), Мария (1875-1942), Константин (1882-1898).

СТАНЮКОВИЧ Константин Михайлович родился в семье адмирала - писатель.

С 1857-60 учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге, незадолго до окончания кото­рого по настоянию отца был отправлен в кругосветное плавание на три года. Причиной этого явилось пробудившееся под влиянием освободительных идей 1860-х гг. стремление юноши оставить военную службу и посвятить себя просве­тительской деятельности на благо народа. Детство и юность писателя отражены в таких произведениях, как

«Грозный адмирал» (1891),

«Маленькие моряки» (1893),

«Вокруг света на «Коршуне» (1896),

«Севастопольский мальчик» (1902).

По воз­вращении из плавания Константин Михайлович, напечатавший к этому времени ряд произведений (сти­хотворения и статьи в журнале «Северный цветок», «Морской сборник», в том числе «Мыс­ли по поводу глуповцев Щедрина» , «Фран­цузы в Кохинхине» , «Шторм» ), добива­ется отставки.

30 ноября 1864 увольня­ется в запас с награждением за безупреч­ную службу лейтенантским чином. «Ад­миральский сын, только что оставивший морскую службу, сулившую ему блестя­щую карьеру,- писал Константин Михайлович впоследствии об этом периоде своей жизни,- хлопочет вслед за отставкой о назначении его сель­ским учителем».

В 1865-66 учитель­ствует в селе Чаадаево Владимирской губернии, где видит вызванное грабительской рефор­мой разорение крестьян, расслоение об­щины, рост кулачества, крайнюю бед­ность и безрадостное существование основ­ной массы деревенских тружеников. Свои непосредственные наблюдения над жизнью крестьян он отразил в

«Воспоминаниях сельского учителя» (1867),

«Пастухе Мак­симке» ,

«Дедушке Луне» , которые печата­лись в «Искре», «Будильнике» и других демо­кратических изданиях тех лет, коррес­пондентом которых писатель стал вскоре после отставки. Сотрудничества в журна­лах он не прерывал и в дальнейшем, когда служил в железнодорожных и морских акционерных обществах юго-запада Рос­сии.

В 1876 удается вернуть­ся в Петербург и полностью посвятить себя любимому литературному труду.

Во 2-й половине 70-х - 1-й пол. 80-х гг. о создает большое количество произведений разных жанров и выступает также орга­низатором и собирателем прогрессивных сил литераторов на страницах демократи­ческого журнала «Дело», членом редакции, а затем и издателем которого Константин Михайлович был в 1881-85. За предоставление страниц жур­нала эмигрантам-народникам (С. Степняку-Кравчинскому , А. Эльснитцу, П. Лав­рову, Л. Тихомирову и другим) и разносторон­нее содействие революционно-освободительному движению в апреле 1884 Станюкович был арестован и после годичного тюремного заключения выслан с семьей на три года в город Томск. Здесь он активно сотрудни­чал в прогрессивной «Сибирской газете», вскоре закрытой правительством, и начал работать над своими морскими расска­зами, которые принесли писателю миро­вую известность.

Последние годы жизни провел в Москве, Петербурге и за границей.

Современники знали Станюкович К.М. как «Откровен­ного писателя» (один из его псевдонимов), смелого обличителя коренных пороков буржуазно-помещичьего общества и авто­ра особенно полюбившихся читателю мор­ских рассказов. В глазах правительства он был «политически неблагонадежным» человеком, «тенденциозным литератором», произведения которого постоянно пресле­довались цензурой и в итоге были запре­щены к пользованию в публичных библио­теках и общественных читальнях. По сво­ему мировоззрению Станюкович был революционным просветителем, последователем демокра­тических идей 1860-х гг., которые он от­стаивал от нападок либеральной и бур­жуазно-консервативной прессы и неиз­менно руководствовался ими в своем твор­честве.

С 1886-1903 главное место занимают повести и рассказы из военно-морского быта, которые представляют замечательное явление в литературно-об­щественной жизни своей поры. В них выражено резко критическое отношение к притеснению и эксплуатации, гуманное отношение к человеку, раскрыты высокие душевные качества простых русских лю­дей. Встречающиеся в рассказах подзаго­ловки «Из далекого прошлого», «Рассказ из прошлой морской жизни» и т. п. обычно вызваны цензурными соображениями. В действительности же Константин Михайлович критиковал только то прошлое, которое жило в на­стоящем, ставил те же проблемы, которые волновали передовую русскую литера­туру его поры. Критика буржуазно-помещичьего строя жизни в морских расска­зах связана с борьбой прогрессивной ли­тературы за общественное переустройство и одухотворена общедемократическими идеалами. Вместе с тем в рассказах и по­вестях Станюкович из морского быта с особой рель­ефностью выступил образ простого рус­ского человека, соответствующий задаче литературы в новых условиях ее истори­ческого развития: активная борьба писа­телей за раскрепощение человеческой лич­ности была одним из важных звеньев общенародного протеста против самодер­жавия. Все симпатии автора отданы мат­росу и тем из офицеров, которые близки к нему по своему душевному строю. Такие образы матросов, как

Ефремов («Рож­дественская ночь» ),

Егоркин («За щупленького» ),

Лучкин («Максимка» ,

Федос Чи­жик («Нянька» ),

Кочнев («Куцый» ),

Рябкин («Между своими» ),

офицеры типа Ва­силия Ивановича («Василий Иванович» ),

Василия Федоровича («Вокруг света на «Коршуне»),

Скворцова («В море» ) наибо­лее любимы писателем.

Авторское сочувствие связано с его представлением о национальном харак­тере героев морских рассказов. Станюкович отме­чает добродушие, человечность матросов, жизнеутверждающую философию, веру в светлое будущее, славит мужество и от­вагу народа, силу, ловкость, ум и глубо­кие чувства простых людей. Героически романтическая по своей сути обстановка действия в морских рассказах способство­вала созданию писателем положительных народных образов особой патриотической приподнятости и социальной значимости. Константин Михайлович раскрывает участливое, дружеское от­ношение русского человека к простым людям других национальностей, его отри­цательное отношение к сословным и расо­вым предрассудкам

«Максимка»,

«Рож­дественская ночь»,

«Нянька»,

критикует жестокость, чванство, карьеризм пред­ставителей правящих классов во флоте

«Грозный адмирал»,

«Кириллыч» ,

«Ку­цый» ,

«Месть» ,

показывает нарастание народного протеста против социального зла

«Беглец» ,

«Собака» ,

«За щупленького»,

«Вдали от берегов» ,

«Отчаянный» .

Рассматривая флот как составную часть современной ему общественной и госу­дарственной жизни, писатель не только раскрыл положительные черты русского национального характера, но и разобла­чил условия, мешающие его росту. Нема­ловажная заслуга Станюкович К.М. состоит в том, что превосходным описанием моря, морской службы, созданием правдивых образов матросов и офицеров он способствовал воспитанию многих поколений русских моряков. Писатель оказал благотворное влияние на все последующее развитие русской маринистики. Его морские рассказы пере­ведены на многие иностранные языки.

В 1901 писателю была присуждена за них Пушкинская премия.

Блестящий успех Станюковича-мариниста засло­нил от последующих поколений значение других его произведений. Однако для своего времени весьма заметным и примечательным литературным явлением были также романы писателя. Перу писателя принадлежит более десяти рома­нов:

«Наши нравы» (1879),

«В мутной воде» (1879),

«Омут» (1881),

«Первые шаги» (1891),

«От­кровенные» (1893),

«История одной жиз­ни» (1895),

«Жрецы» (1897),

Одной из центральных тем романов Станюкович был вопрос о судьбах разночинно-демократической интеллигенции, ее исканиях и путях об­щественно полезной деятельности в ус­ловиях пореформенной России. Другой стержневой темой в романах писателя являлось разоблачение коренных поро­ков антагонистического классового об­щества, обличение его государственного аппарата, законов, религии и морали. Верность демократическому направлению, злободневность и публицистическую за­остренность писатель сумел сочетать с интересом к углубленной психологической обрисов­ке героев, с широкими реалистическими картинами пореформенных города и де­ревни. Его романистика связана с публи­цистическим романом эпохи; много внима­ния автор уделяет биографии персонажей, детально раскрывает социальные условия формирования их личности и характеров, вводит в повествование много второсте­пенных лиц, что приводит порой к растя­нутости и рыхлости композиции.

Замечательной чертой эстетической по­зиции Станюкович была его отзывчивость на акту­альные проблемы эпохи, активное участие в борьбе передового лагеря журналистики за высокоидейную литературу, против попыток насаждения нейтральности, без­различия к общественной жизни. Эти чер­ты в наибольшей мере проявились в пуб­лицистике писателя, которая составляет важную и весьма обширную часть его литературного наследства. По свидетель­ству современника, Станюкович Константина Михайловича «как талантливого, умного и едкого публициста знала вся Россия», его «фельетоны возбуждали... большой интерес среди учащейся моло­дежи,- каждый раз их появление ожи­далось с нетерпением, и для чтения молодежь собиралась большими круж­ками» («Русская мысль», 1903, № X, с. 141.

Умер - , Неаполе.

В 1793 году, в Севастополе, в семье русского морского офицера, адмирала, родился мальчик. Так начинается биография Константина Михайловича Станюковича, известного российского писателя. Станюковичи в России - это старинный дворянский род, берущий свое начало от литовского рода Станюковичей. Рос Константин Михайлович в многодетной семье, Кроме него у родителей было еще семеро детей, четыре девочки и три мальчика. С детства сыновья адмирала грезили морем. Это и не удивительно, они практически выросли в порту, на море, среди военных кораблей, что и наложило отпечаток на всю их дальнейшую жизнь.

Вполне естественно, что отец выбрал для сына карьеру морского офицера. Он уже в 1856 году попадает в Пажеский корпус в качестве кандидата, а на следующий год его переводят в кадетский корпус, о чем отец просил лично императора.

Ничто не мешало Константину Михайловичу сделать карьеру морского офицера и, при благоприятном развитии событий, стать адмиралом. Но этого не произошло. Что именно стало причиной его нежелания продолжить род военно-морских офицеров, определить трудно. То ли это была необыкновенная одаренность мальчика, которая и сделала его писателем, то ли возможность видеть реальную жизнь российских военных моряков, которая была далека от парадного блеска и мишуры. Наверно свою роль сыграло и то, что его учителем был простой матрос Деба Ипполит Матвеевич, который был для маленького Кости непререкаемым авторитетом. Человек с непростой судьбой, прошедший все трудности и лишения военной службы на русском флоте, он сумел привить своему воспитаннику такие качества, как честь, порядочность.

Позднее судьба послала Дебе еще одно испытание, за участие в политическом кружке он был арестован и приговорен к расстрелу, позже замененному четырьмя годами арестантских рот. Как выяснилось впоследствии, Ипполит Матвеевич попал в матросы не по собственной воле. Он сам, будучи дворянином и человеком образованным, стал приверженцем социализма, за что и поплатился. Он не посвящал своего воспитанника в свои революционные идеи, но его рассказы о Пушкине, Лермонтове, Гоголе сыграли свою роль в духовном воспитании ребенка. И, безусловно, он рассказывал ему о Ф.М Достоевском, его товарище по кружку Петрашевского. Именно благодаря Дебе он получил представление о русской литературе, о народных сказаниях, богатстве русского устного творчества. Ведь в то время преподавание гуманитарных дисциплин, а тем более словесности, в военных учебных заведениях не приветствовалось, и эта традиция только усилилась во времена царствования Николая первого.

По воспоминаниям писателя, его учитель словесности высказывался о «Мертвых душах» Гоголя, как о произведении вредном, не дающем пищи ни уму, ни сердцу. Другой преподаватель М.И. Сухомлинов, будущий российский академик, вообще отказался от преподавания в кадетском корпусе. Внимание больше уделялось строевой подготовке и военной выправке.

Чтобы лучше узнать характер будущего писателя, необходимо понять ту общественно-политическую обстановку, которая царила в российской империи. Россия давно жила ожиданием перемен, а после войны 1812 года и восстания декабристов эти ожидания только усилились. Восстание было подавлено, но людей понимающих, что так жить больше нельзя, становилось все больше. В ответ на это правящий режим старается задушить все ростки сопротивления и инакомыслия. Было строжайше запрещено обсуждать экономические и, тем более, политические проблемы государства российского. Можно было говорить только о гениальности императора, о его успехах и могуществе российского военного флота.

Но в 1853 году пришла беда. Началась Крымская война, которая вскрыла все проблемы. И хотя победа в Синопской бухте и еще ряд успехов вселяли надежду, - поражения было не избежать и, вскоре, Севастополь был оставлен. Нетрудно себе представить настроения в российском обществе.

В 1960 году Константин Михайлович отказывается от продолжения военно-морской карьеры, и поступает в университет. Разговор с отцом, по всей вероятности был нелегким, и, именно он, был позднее воспроизведен в «Грозном генерале». Но старый адмирал не оставляет надежд связать жизнь сына с морем и определяет его на корвет «Калевала», который скоро уходит в кругосветное путешествие на три года. Именно это путешествие и случившиеся в это время приключения, лягут в основу повести «Вокруг света на «Коршуне». Все три года он исправно нес службу и позже сдал гардемаринские экзамены. Его старания были вознаграждены, и его заметил командующий эскадрой адмирал А.А. Попов. Он помнил Константина Михайловича еще ребенком, но не это сыграло основную роль в их отношениях. Попов обратил внимание на молодого офицера, который выгодно выделялся на общем фоне своей грамотностью, начитанностью, достоинством. Именно эти черты Станюковича позволили им сблизиться и, в дальнейшем, писатель вспоминал об адмирале Попове, как о старшем друге и наставнике.

Кругосветное путешествие закончилось досрочно, по распоряжению Попова он должен был доставить важные документы в Петербург. Куда он и отправляется через Китай и Сибирь и, уже в конце сентября, пребывает в столицу. Как правило, подобные поручения кроме основной цели преследовали еще одну цель, представить подателя письма с документами высокому начальству. Благодаря чему писатель вскоре получает чин мичмана. Но дальше этого его продвижение по службе не пошло. Он подает прошение об отставке. Которое вскоре, несмотря на противодействие отца, было удовлетворено, и он вышел в отставку в чине лейтенанта.

Его мечты стать писателем, пришедшие к нему еще во время обучения в морском военном корпусе, начинали сбываться. Огромное влияние на него, как на писателя, оказало кругосветное путешествие на кораблях тихоокеанской эскадры. Во время похода он старался запомнить все подробности флотской жизни. Не меньше его интересовали взаимоотношения в команде, колоритные образы матросов и офицеров.

Пока он путешествовал, Россия сильно изменилась, было отменено крепостное право, началась судебная реформа. Но вскоре снова последовала полоса реакций. Общество было растеряно и испугано возможностью революционного развития событий. Осенью 1865 года писатель оставляет Петербург, переезжает во Владимирскую губернию и поступает на службу сельским учителем, что было в духе настроений царивших в просвещенной среде того времени. Кто-то из современников сказал так по этому поводу: «Сын прославленного адмирала, оставив блестящую карьеру, несмотря на упорное сопротивление отца, хлопочет о назначении его сельским учителем».

В 1867 году Станюкович сочетался браком с Л.Н. Арцеуловой и, вскоре, у них родилась дочь. В 1869 году он поступает на службу в управление железной дороги, а позже становится управляющим пароходством на Дону.

Более сорока лет Константин Михайлович занимался литературной деятельностью, стал известным писателем, но так и не смог стать человеком обеспеченным. Поэтому, кроме занятий сочинительством, ему приходилось служить. Но организм слабел, он начал болеть, ездил лечиться в Крым и за границу. Во время одной из таких поездок в 1903 году, 7 мая, в Неаполе, он скончался.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Станюковича Константина Михайловича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Больше всего я благодарна Академии именно за такие книги. Не только потому что в последние дни страноведческого пути в мою копилку добавились и морские приключения, но и потому что, в отличие от более популярных произведений, которым рано или поздно всё равно пришёл бы свой черёд, как раз в случае с менее известными книгами я понимаю, что до них могли бы вообще никогда не дойти руки. Хотя я влюбилась в добрые и светлые рассказы Константина Михайловича Станюковича, и было бы очень жаль обойти их вниманием. Кстати, большую часть книги я была уверена, что буду описывать книгу как добрейшую, но последние 3 рассказа немного повлияли на эту характеристику. В них уже нет той детской оптимистичности, а порой происходят жуткие трагедии по чьей-то идиотской прихоти. Но обо всём по порядку.

1. «ЧЕЛОВЕК ЗА БОРТОМ!»
Надо сказать, каждый рассказ посвящён какой-то своей, локальной теме, не повторяющейся в последующих. В данном случае затронут вопрос воровства на борту. Прямо как в детективе, когда действие происходит в закрытом пространстве, здесь тоже подозреваемых не так чтобы очень много. А точнее, всего один – человек с основательно подмоченной репутацией, за которым подобных грехов водилось великое множество. И как бы он ни клялся в непричастности, битым всё равно окажется. Основная идея рассказа сводится к вопросу, повлияет ли на вечно третируемого воришку впервые произнесённое ласковое слово, которое, как известно, и кошке приятно.

2. УЖАСНЫЙ ДЕНЬ
Во втором рассказе морская тема уже меньше напоминает лишь удачные декорации, ведь он посвящён такой серьёзной теме, как опасный шторм. И здесь Станюковичу, волею отца отправленному на флот, где пришлось совершать и «дальние» (как зовут моряки кругосветные путешествия), было где разгуляться. Мне приглянулась яркость описаний в этом сборнике, особенно в этом рассказе, имеющем не особо оригинальный сюжет, но замечательно написанном, так, что действительно веришь и чувствуешь на лице солёные брызги. Изюминка рассказа – иногда испытания настолько суровы, что можно за несколько часов поседеть.

3. КУЦЫЙ
Жалостливый рассказ про приблудившуюся к одному из моряков собачонку с тяжёлой судьбой и отрезанным хвостом, которую он пожалел и взял с собой на борт. Большинство героев Станюковича – люди сердобольные, так и в этом случае все пёсика любили и всегда были рады посмеяться над его проделками, пока не пришла «новая метла», поставившая под угрозу жизнь несчастного. Этот рассказ я, наверное, прочитала быстрее всего, потому что очень тревожилась за судьбу Куцего.

4. ПОБЕГ
Единственный рассказ, происходивший и не на море вовсе (хотя и по названию можно было догадаться, куда особо-то убежишь с судна). В нём особенно остро чувствуется историчность, потому что речь идёт о тюрьме для морских служащих, куда могли попасть не только за реальные провинности, но и за минимальную грубость в отношении капитана. Ничего не имею против элементарной субординации, но ведь в то время капитаны могли избивать подчинённых так, что они по несколько раз потом лежали по госпиталям. Именно таким угнетённым и является один из главных героев, хотя само повествование ведётся от лица мальчишки-«барчука», сынишки севастопольского военного губернатора и командира порта. Няня его всегда запугивала этими заключёнными, но в какой-то момент судьба подсказала ребёнку, что нахмуренные брови – не обязательно признак природной жестокости, а иногда и просто тяжёлой судьбы. На стыке дружбы мальчика из привилегированной семьи, которого порет отец («ему можно») и матроса, куда более сурово избиваемого, и зиждется этот рассказ.

5. МАКСИМКА
Пожалуй, этот рассказ мне понравился чуть меньше других. Возможно, дело в русофильских оборотах, которые допускает автор, мол, русские моряки всегда славились терпимостью ко всем расам. в отличие от остальных. По сюжету команда спасает потерпевшего крушение. Им оказывается маленький арапчонок, которого недавние владельцы (предположительно работорговцы) то ли не успели, то ли не пожелали спасти. Что интересно, покровительство над мальчиком держит всем известный пьяница, который чуть выйдет на сушу – сразу надерётся так, что всё до последней нитки пропьёт. Поэтому товарищи ему и желают хотя бы арапчонка не пропить. Самым интересным в рассказе мне показалось то, как не говорящий по-английски люд учится общаться с мальчиком.

6. ВАСЬКА
Из-за этого рассказа мне даже сначала пришла мысль поставить тег рождественского моба, но потом поняла, что 1/8 часть – это как-то маловато. С него же началась не очень весёлая часть сборника, как я уже говорила. Действие этих рассказов происходит в те времена, когда матросов брали по рекрутскому набору из крепостных крестьян. У многих к этой работе и душа не лежала, и способностей не было, как и в случае с главным героем рассказа. Относительно повезло ему в тот момент, когда в обязанности его вошло заниматься скотом, который в течение долгого плавания будет постепенно перемещаться на стол. Будучи деревенским парнишкой, с работой он справлялся хорошо, только вот привязался к одному боровку, покорённый его смекалистостью. Попытки не откармливать Ваську чересчур, чтобы начальство повелело не резать его, провалились в канун Рождества, и тогда герой находит оригинальный способ сделать боровка более важным элементом на судне в живом качестве, а не мёртвом.
Было очень грустно читать о том, как постепенно убивали одного за другим четвероногих друзей героя.

7. МАТРОСИК
Не менее душещипательный рассказ. После книги я вернулась к предисловию и выяснилось, что сам автор был невысоким человеком – прямо как герой этого и нескольких других рассказов, ему просто не хватало физических данных, чтобы другие матросы-бугаи воспринимали его серьёзно, так и стал он матросиком. Если не ошибаюсь, это самый короткий рассказ, но в нём успел уместиться простой человеческий подвиг.

8. БЛЕСТЯЩИЙ КАПИТАН
Этот рассказ происходит не в открытом море, но всё-таки на судне. Сюжет сводится к соревнованию на скорость между русскими и французами. Парусные учения должны проводиться для практики, чтобы свести работу к оптимальному соотношению между временем и трудозатратами. Но у «блестящего капитана» на этот счёт иное мнение, он хочет любыми средствами утереть нос французам. Самое страшное, что ему так и так плевать на людей, на человеческие жизни и судьбы, его волнует лишь победа в сомнительной гонке. Это самый печальный рассказ, ненароком он затрагивает ещё одну невеселую тему: в описанный период телесные наказания уже были запрещены, но даже в отношении отличных команд, которых не нужно было подгонять физически или же наказывать, капитаны нет-нет, да и прибегали к порке, как говорится, «по привычке».

Помимо интересных и необычных сюжетов, меня порадовала и познавательная часть. Например, я наконец-то узнала, что в случае штормов на обеденный стол накладывали деревянную раму с гнёздами, благодаря которой посуда не каталась. Про полное погружение в эпоху былого судоходства я вообще молчу … Все эти корветы – просто лепота, к тому же, книга посвящена уже закату «многовековой истории парусного флота», что тоже добавляет ей особой романтики. Любви в сборнике нет, но вот романтика есть.