Как не поддаться искушению. Что ослабляет волю

Умеете ли вы противостоять искушениям? Время от времени искушениям, большим и маленьким, подвергается каждый из нас, но складывается впечатление, что некоторые больше способны себя контролировать, нежели другие. Искушение – это желание чего-то неправильного или неполезного. Очень часто искушение побуждает вас удовлетворить свое желание здесь и сейчас, не задумываясь о последствиях. К сожалению, искушения могут превращаться в навязчивые состояния. А поддавшись искушению, человек склонен испытывать чувство вины, неудовлетворенности или подавленности. Научитесь правильно реагировать на искушения и развивать самоконтроль.

Шаги

Часть 1

Реакция на искушения

    Научитесь распознавать потенциальные искушения. Реакция на искушение – это вопрос самоконтроля и конфликта между немедленным получением удовольствия и достижением долгосрочных целей. К примеру, если вы соблюдаете диету, искушением может стать аппетитный кусочек торта, поглядывающий на вас с прилавка в магазине. Однако поддаться этому искушению значит помешать выполнению вашей долгосрочной цели наладить здоровое питание за счет отказа от чрезмерного количества сладкой пищи.

    Удаляйтесь от искушений. С искушениями справляться проще всего, удалившись от того, что вас искушает. К примеру, если вы пытаетесь бросить курить, старайтесь реже бывать в тех местах, где вы часто курили. Возможно, стоит даже какое-то время избегать общения с теми людьми, с кем вы всегда курили вместе.

    Будьте честны. Если вы отказываетесь от чего-то или от кого-то, потому что это является для вас искушением, не испытывайте чувства вины или необходимости лгать. Скажите честно, почему вы отказываетесь от того или иного. Это укрепит вашу решимость на будущее, а может даже поспособствует исчезновению искушения.

    • К примеру, если вы испытываете искушение изменить, а человек, который представляет для вас интерес, приглашает вас куда-нибудь сходить вместе, честно откажитесь, сказав, что у вас уже есть отношения. Если человек услышит вашу позицию, возможно, в будущем он уже не будет флиртовать с вами.
  1. Представляйте себе то, как вы справляетесь с о своим искушением. Данный метод заключается в том, чтобы представить себе, как вы признаете искушение и даже прикасаетесь к нему, но потом отказываетесь и уходите. Представьте себе этот опыт максимально детализированно. К примеру, если вы пытаетесь отказаться от сладкого, представьте, как держите в руке плитку шоколада. Представьте себе запах и ощущение, а потом мысленно уберите его от себя.

    Подумайте о долгосрочных последствиях. Когда чего-то очень хочешь, легко думать о том, как вам станет хорошо, если вы получите это здесь и сейчас. Но прежде чем поддаться на искушение, уделите минуту размышлениям о долгосрочных последствиях. В некоторых случаях, например, после измены, долгосрочные последствия могут носить поистине катастрофический характер. Вы причините боль своему партнеру, разрушите его доверие к вам и вполне рискуете потерять эти отношения совсем. Однако мы постоянно сталкиваемся с явлением, которое исследователи называют «крохотными искушениями»: разные мелочи, которые сами по себе кажутся безобидными, но в общей картине могут привести к значительным последствиям. Людям зачастую гораздо сложнее противостоять подобным искушениям именно потому, что они кажутся такими безобидными.

    Старайтесь отвлекаться от искушения. Иногда сопротивляться искушению мешает зацикленность на нем. Согласно проведенным исследованиям, бороться с искушениями помогает сосредоточенность на чем-то другом. Попробуйте заняться йогой, медитацией, ходить на пробежки или встречаться со своими друзьями. Что бы вы ни выбрали, посвятите себя этому целиком и полностью.

    • Можно заняться какой-либо деятельностью с теми, кто так же, как и вы, нуждается в помощи. Сместите фокус самого себя на других людей. Это тоже отвлечет вас от борьбы с искушением.
    • Полезно разработать так называемый «план отвлечения». К примеру, примите решение всякий раз, когда рука тянется за сигаретой, тут же собираться и выходить на пробежку. Это отвлечет вас от желания курить, да и здоровью поспособствует.
  2. Не давайте себе выбора. Если вы подвергаетесь какому-либо искушению, не позволяйте себе думать, что у вас есть выбор: преодолеть или уступить. Отказавшись от выбора, вы будете вынуждены отказаться и от самого искушения.

    Часть 2

    Развивайте самоконтроль
    1. Составляйте конкретные планы. Намеренно составьте себе план, например: «Сегодня на обед я не буду есть прирожных. Я хочу следовать своему плану и поэтому лучше съем яблоко» или «Сегодня на вечеринке я выпью только один бокал пива и попрошу друга остановить меня, на случай если возьму в руки еще один». Декларируя собственные подобные планы, конкретно и точно определяя свои шаги, вы сможете сосредоточиться на своих долгосрочных целях и не распыляться на удовлетворение сиюминутные желаний.

      • Полезно формулировать свои планы в виде предложений «если – то». К примеру, можно наметить следующий сценарий: «Если на вечеринке мне предложат пирожное, я скажу: «Нет, спасибо, я слежу за своим уровнем сахара» - и начну с кем-нибудь общаться».
    2. Обратитесь за помощью. Если вам сложно говорить чему-либо «нет», например, еще одной сигарете или куску торта, попросите своего друга или партнера присматривать за вами. Подотчетность другому человеку не оставит вам выбора.

      • Например, если на вечеринке вы пытаетесь следить за количеством употребляемого алкоголя, попросите свою половинку после одного напитка напомнить вам о вашем плане.
    3. Пользуйтесь технологиями. Создайте подотчетность на базе приложений или компьютерных программ, позволяющих отслеживать ваши привычки. Если вы пытаетесь научиться не тратить зря денег, установите программу учета расходов. Если вы следите за своим весом, используйте на телефоне приложение, позволяющее вести учет того, что вы съели.

      • Использование технологий также поможет вам в осознании моментов, когда вы подвергаетесь наибольшим искушениям. Например, вы можете заметить, что склонны переедать по выходным дням.
    4. Бросьте вызов кому-то еще. Если вы пытаетесь устоять перед искушением и знаете, что кто-то борется с той же проблемой, предложите устроить соревнование. Например, вы хотите больше заниматься физическими упражнениями, но не можете себя заставить – предложите другу проверить, кто быстрее сбросит вес или больше времени проведет в тренажерном зале. Дружеское соревнование может быть все, что вам нужно, для создания подотчетности и мотивации к действиям.

      • Перед началом соревнования, убедитесь, что согласны со всеми его условиями.
    5. Развивайте в себе благодарность. Благодарность способствует тому, чтобы помнить, за что вы благодарны в своей жизни. Сосредоточившись на этом, вы вряд ли захотите что-то не то.

      Нарабатывайте практикой навыки. Многие исследования доказывают, что можно развить самоконтроль даже во взрослом возрасте. Подобные упражнения повысят вашу работоспособность и снязят уровень импульсивности.

Говоря о силе воли с точки зрения психологии, часто вспоминают знаменитый зефирный тест в Стэнфордском университете , в рамках которого исследователи оставляли детей от четырёх до шести лет наедине с маршмэллоу, пообещав им, что если те смогут потерпеть 15 минут и не съесть сладость, то после окончания срока получат в награду уже две зефиринки. Стоит ли говорить, что, оказавшись перед выбором, получить ли один зефир сейчас, или два, но попозже, многие дети не могли продержаться в течение назначенного времени.

Эксперимент, который впервые был проведён в 60-х годах, имел продолжение. Уолтер Мишел, который его проводил, изучил, как складывалась в дальнейшем жизнь детей, принимавших участие в исследовании. Согласно его выводам, те, кто справился (волевых малышей было около трети) также лучше учились, получили хорошее образование и стали в целом более успешны, а ещё в меньшей степени были склонны к тому, чтобы брать большие кредиты и демонстрировать общественно опасное поведение.

Зефирный эксперимент - хороший повод, чтобы начать разговор о том, как именно устроена сила воли, и почему одни люди умеют стойко противостоять соблазнам, а другие продолжают уплетать условный зефир на протяжении всей жизни, нарушая собственные обещания и терзаясь виной. ( можно посмотреть пародию на стэнфордский эксперимент, где вместо детей и зефира - студенты колледжа и пиво. Видео срежиссировано, но в шутке много жестокой правды: именно так терзается множество алкоголиков по всему миру.)

Иногда наша неспособность противостоять сиюминутным соблазнам рушит долгосрочные планы и мешает стать теми, кем мы мечтаем быть. Силу воли можно развивать, однако для этого полезно будет разобраться, как работает самоконтроль, и как помочь своему мозгу сберечь собственные нейроны, наши деньги, время и доброе имя. Мы попробовали прояснить вопрос, опираясь на книгу Ирины Якутенко «Воля и самоконтроль» , выпущенную издательством «Альпина», а также работы Келли Макгоникал и других авторов, исследующих силу воли.

«Низменная природа»: религиозный миф или суровая правда?

Мыслители прошлых веков находили подходящие для своего времени определения того, что происходит с человеком, которого тянет совершить что-то безнравственное и запретное.

В мифологеме, созданной Платоном, возничий, олицетворяющий разум человека, управляет колесницей, в которую запряжены два коня - благородный и низкого происхождения. Хороший конь тянет колесницу души ввысь, а злокозненный конь-бастард стремится всё время завернуть на симпосий .

Христианские представления надолго связали слабоволие с идеей греха: источником человеческой невоздержанности, как и страданий, которую она приносит, стало нарушение обещания, когда люди соблазнились запретным плодом и получили в наказание все тяготы земной жизни. Стремление к низменным удовольствиям связывалось с происками бесов, которые подбрасывают человеку дурные идеи.

Простое удовлетворение желания в такой ситуации превращается в порочность, смешиваясь со сладостью нарушения запрета. Вина и стыд за плотские потребности так прочно укоренилась в европейском сознании, что по сей день мешают людям контролировать импульсивные побуждения, раскручивая карусель вытеснения, срывов и самобичевания.

Неудивительно, что в ответ на христианскую концепцию морали возникла идея Руссо о естественной добродетели. Сторонники теории о «благородном дикаре» искали вдохновения в идеализированных представлениях о райской жизни далёких предков или диких племён, не обезображенных цивилизацией. Эта фантазия является обратной стороной предания о грехопадении и её антисценарием, потому что сводится к желанию найти рай невинности, в котором люди могли бы жить без внутренних конфликтов, просто следуя своим желаниям.

Важно, что используя мифологемы и религиозные образы, мыслители прошлого пытались ответить на вопросы, актуальные до сих пор.

Можно ли устранить противоречие между биологическим и социальным? Почему люди принимают решения, о которых жалеют? Как вести более правильную жизнь?

Первобытный человек, которого идеализировали сторонники «натурализма», переходил к насилию и убийству себе подобных в ситуациях, которые мы сегодня предпочитаем решать мирно, не заботился о принципе согласия и вполне мог умереть от обжорства, если бы это позволили ресурсы. Чем сложнее становилось общество, тем больше социальных условностей и механизмов сдерживания требовалось. Ощущая агрессию, сексуальное влечение или голод, современный человек не спешит немедленно удовлетворять желания - и даже не всегда осознаёт скрытые побуждения, если они конфликтуют с личной и общественной моралью.

Сегодняшний мир дал рекордно большому количеству людей возможности для лёгкого удовлетворения основных потребностей. Если ещё несколько столетий назад простой европейский горожанин мог поесть мяса со свежей булкой и жирными соусами только в праздник и хвалился, когда удавалось наесться до отвала, то сегодня от бесконтрольного поедания гамбургеров принято удерживаться. Между тем структуры нашего мозга ещё не привыкли к такому сказочному изобилию, и при виде простых удовольствий реагируют импульсами: ешь это немедленно, кто знает, будет ли пища завтра!

Физиология и природа базовых желаний человека мало изменились с древних времён. Вопрос сегодня не в том, испытываем ли мы «низменные» желания, а в том, как мы их контролируем и сублимируем. И порой речь идёт о куда менее невинных вещах, чем лишняя булочка.

Что творится в мозгу, когда мы переживаем искушение?

Дорсальная часть фронтомедиальной коры останавливает побуждение, если оно не совпадает с долгосрочными целями. Именно дорсальная часть способна затормозить уже начавшееся действие - например, она помогает оставить уже надкушенный кусок на тарелке.

Передняя островковая доля мешает «откатить» побуждение назад. Она заботится о том, чтобы мы не бросали то, что приносит удовольствие, толком не начав. Тем не менее, она же может сослужить и плохую службу: вернуться к предыдущей версии реальности, в которой мы ещё не воображали, как приятно смягчится мир после рюмки-другой, довольно трудно. Передняя часть островка вызывает острое чувство разочарования, которое мы испытываем, отказываясь от того, что уже решили сделать.

Долгосрочные жизненные цели формируются в префронтальной коре лобных долей. Здесь рождаются как рациональность, так и мотивация, в том числе связанная с эмоциями. Чем сложнее переживания, тем труднее говорить об их локализации.

Если в прошлом полагали, что отделы мозга строго специализированы, сегодняшняя практика его изучения показывает, что активность в ответ на разные стимулы неоднозначна, а разные отделы взаимодействуют и обмениваются информацией. В числе зон, связанных с мотивацией и принятием решений, называют вентральный стриатум , гипоталамус , миндалины и другие части старших отделов.

Почему у одних есть сила воли, а у других - нет?

То, как у конкретного человека устроены перечисленные структуры, влияет на способность противостоять соблазнам. Неумение сопротивляться искушению может быть вызвано разными физиологическими причинами.

У кого-то плохо работает захват серотонина и дофамина, которые влияют на удовольствие, так что его приходится искать «на стороне». Например, в печенье за работой или в рюмочке после ужина. У других медленно реагирует передняя поясная кора, и тогда человеку трудно притормозить перед тем, как реализовать побуждение. У третьих случаются заминки в работе задней части фронтомедиальной коры, потому им плохо даётся соотнесение своих сиюминутных желаний с планами. А у четвёртых слишком активна островковая доля («где один бокал, там и два, так что придётся допить всю бутылку, не оставлять же, ну в самом деле?»).

То, как именно работают части мозга, зависит от генетики (слабости можно унаследовать, пусть даже ваш родственник пил, а вы - трезвенник, зато каждую ночь сидите за компьютером до утра), воспитания и влияния общества.

Кроме того, имеет значение, насколько конфигурация соответствует существующим в данный момент представлениям о том, как нужно поступать, чтобы не быть аморальным безвольным лентяем. Скажем, одни общества ценят разумную умеренность в вине, как это делали древние греки , а другие, по примеру македонян, считают бурные возлияния поощряемым признаком мужественности и ухарства.

Что ослабляет волю?

В работе профессора Стэнфорда Келли Макгоникал «Сила воли: как развить и укрепить» перечисляются основные проблемы, способные стать палками в колёсах самоконтроля. Это недостаток внимательности, нехватка глюкозы, слишком интенсивные усилия (самоконтроль похож на мышцу, его можно накачать, но он устаёт), смешение желаемого и действительного (купив книгу о здоровом образе жизни, многие начинают ещё более активно практиковать нездоровый, ведь ), а также стресс и страх.

Ирина Якутенко называет в качестве одной из главных проблем импульсивность, проявлениями которой являются поспешность в действиях, склонность к их недостаточному обдумыванию, недостаток упорства и постоянный поиск новых острых ощущений. «Импульсивность - предрасположенность человека к быстрым, не запланированным заранее реакциям на внешние или внутренние стимулы без учета негативных последствий таких реакций».

Многие люди постоянно переоценивают свою силу воли и самоконтроль, как будто нарочно стремясь к источникам искушений (или тайно надеясь им поддаться): отправляются в магазин, якобы «просто посмотреть одним глазком» и приходят в компанию, где весело и обильно распивают алкоголь.

Также существует интересная, но спорная концепция «истощения эго», принадлежащая исследователю Рою Баумейстеру. Он назвал так ситуацию, когда после изнурительных эмоционально нагруженных ситуаций (если надо скрывать свои эмоции, на что всегда уходит много ресурса; если имел место нервный срыв) сила воли и самоконтроль работают хуже. Это представляется логичным - многие на фоне стресса обращаются к своей любимой компульсии или срываются на других людях. Однако на тему того, есть ли такой механизм, учёные не пришли к единому выводу. В 2016 году два десятка лабораторий провели дополнительное исследование, так и не заметив, чтобы «истощение эго» было неким общим правилом.

Как же отказаться от быстрого зефира?

Вообще-то механизмы по сопротивлению излишествам уже встроены в наш организм, как и хищнические инстинкты, но мы находим отговорки и способы отключить внутренний ограничитель: «Ещё один раз и всё», «Я не хочу по идеологическим соображениям» (это может быть правдой, но важно понять, соответствует ли имплицитное желание эксплицитному), «Сегодня праздник - день поклонения предкам на острове Пасхи», «Порося, обратись в карася» .

Умение распознавать собственные ловушки и честно отменять свои неверные решения требует определённой смелости. Однако награда не замедлит последовать, ведь удовлетворение от успеха - легальный наркотик.

Мы можем управлять собственными мыслями, если не постесняемся это делать. В одном из вариантов зефирного теста учёные советовали одной группе детей подумать о том, какой он сладкий и воздушный, а другой - концентрироваться на абстрактных качествах (цвет, размер) или вовсе представлять маршмэллоу в виде белых облаков. Во втором случае лимбическая система не торопилась возбуждаться, и дети выдерживали в комнате положенное количество времени, умудряясь не съесть сладкое.

Некоторые дети, проходя тест, начинали отвлекать себя компенсаторными действиями - они пели, болтали ногами, разговаривали сами с собой. Взрослый канон поведения требует сдерживать такие непосредственные проявления. В особенности это касается людей с развитым критическим мышлением и хорошо усвоенными социальными нормами. Они способны сформулировать аргументы в пользу фатализма или объяснить, почему наивные защиты нелепы. При этом сдерживание истощает волю, которая и без того на пределе.

Между тем, у детей вполне можно поучиться замещающим действиям, предварительно продумав приемлемую для вас форму: может быть, это будут автоматическое письмо, пробежка или игрушка-антистресс.

Вот некоторые практические советы по самоуправлению, связанные с принципами устройства мозга. Их приводит в своей книге Ирина Якутенко.

    Уберите с глаз долой всё, что может искушать вас.

    Если соблазна не избежать, сосредоточьтесь на максимально абстрактных его характеристиках.

    Заставьте лимбическую систему работать на вас: задействуйте её, чтобы «очернить» причину ваших искушений. Чтобы «перебить» автоматическую реакцию вожделения, представляйте как можно более эмоционально насыщенную картину неприятных последствий вашего поступка.

    Придумайте четкую стратегию действий в ситуации, когда вы столкнулись с соблазном.

    Обеспечивайте себе внешнее принуждение .

    Обеспечьте себе дедлайн. Это позволит увеличить продуктивность и больше успевать, а чтобы точно выполнить задуманное, можно, например, назначить встречу вечером после работы.

    Найдите причины для внутренней мотивации.

    Воображайте себя в будущем - но не факт, что это сработает. (Есть данные, которые подтверждают, что о себе в будущем мы думаем, как о других людях. Попробуйте представить, что вы-из-будущего и вы-сегодняшний - совпадаете.)

    Если хотите, тренируйте рабочую память - но не слишком рассчитывайте на эффект. При выборе нужно не только быстро извлекать доводы из глубин памяти, но еще и держать их все в сознании одновременно, чтобы префронтальная кора могла сопоставить аргументы.

С пунктом 3 мы советовали бы быть острожными: для некоторых негативная мотивация - мощный источник стресса, который, в свою очередь, ведёт к немедленному зефиру. Если вы имеете проблемы с самооценкой или депрессивные настроения, перед такими мысленными экспериментами нужно проконсультироваться с психологом.

«Некоторые люди думают, что привычки генетически запрограммированы и у них нет иного выбора, кроме как потакать им. Любая привычка в своей фундаментальной сущности - это неврологическая цепь» , отмечает Брэнн Эми в работе «Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность» .

Структуры мозга разных людей действительно отличаются, однако мы можем обучать свой мозг и изменять протоптанные нейронные тропинки, позволяя одним зарасти, а другим - превратиться в широкие улицы. Сила воли не имеет волшебной природы. Чтобы успешно ею пользоваться, достаточно научиться концентрироваться. Тогда в каждый момент времени вы сможете делать правильный выбор, осознанно анализируя свои реальные желания, а также возможные последствия своих поступков.

Сергей Худиев

Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит , – говорит Господь (). Что такое соблазн? В рекламных объявлениях это слово произносят с томным придыханием – «Шоколадный батончик “Прелесть!” Тающий соблазн!». В этом случае «соблазн» означает просто возможность получить удовольствие – не обязательно нравственно порочное. В христианском контексте слово «соблазн», как и другое излюбленное рекламой слово – «искушение», обозначает совсем другое – желание совершить нечто пагубное и дурное, злое, предательское. Что-то такое, что принесет временное, а возможно, и вечное несчастье нам или другим людям.

Соблазн – это та специфическая жажда, которую чувствует алкоголик при виде бутылки на прилавке; те мысли о дорогих вещах и удовольствиях, которые проносятся в голове у следователя, которому предлагают взятку. Это то течение, которое просто уносит человека, у которого нет твердых принципов, и которое сбивает с курса того, у кого эти принципы есть. Иногда это желание просто и грубо – утащить дорогую и такую желанную вещь, пока продавец отвернулся. Иногда оно искусно маскируется под что-то безобидное или даже хорошее – борьбу за правду, за свободу, и нередко – за Истину.

Соблазн нередко приходит через определенных людей; так, русский народ соблазнили большевики, немецкий – нацисты. Господь сурово предупреждает тех, кто может послужить причиной греха других: А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море (). Как правило, те, кто поддаются соблазну, сами становятся причиной соблазна для других – как будто смертельная инфекция захватывает все новых и новых носителей. Но в отличие от инфекции, которая поражает нас помимо нашей воли, мы сами решаем, поддаваться соблазну или нет; и вся традиция Церкви учит нас распознавать и отвергать те порывы, которые могут вести нас ко злу. Вопрос о соблазнах возникает особенно остро, когда речь заходит о людях, которых что-то отталкивает от Церкви, или людях, которые, побыв какое-то время, ушли из нее.

Дойти до дома

Псалмопевец Давид обращается к Богу с удивительными словами: Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, – Ты, Господи, уже знаешь его совершенно… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс 138 ) Наша вера говорит о том, что люди не являются продуктом конвейерной сборки – каждый из нас замыслен Богом отдельно, по особому проекту, и каждому из нас Бог уготовал нечто невыразимо прекрасное. Бог приготовил то место за Его столом, которое должны занять именно Вы, читатель, тот отблеск славы Божией, который должен именно в Вас отразиться, та вечная и бесконечная радость, которую Вы должны пережить по-своему, как уникальное и по-своему единственное дитя Божие. Соблазн – это то, что грозит лишить Вас этого, отторгнуть от спасения, побудить Вас уйти от вечного света в вечную тьму.

В соблазне могут переплетаться разные причины – наши собственные плохие привычки, больные страсти и ложные убеждения; дурной пример и лживые слова других людей; внушения духовных сил зла. видит за злом не просто человеческое несовершенство, а некую личностную силу, которую Господь назвал «князем тьмы». У нас есть враг, желающий нашей гибели; и первое, чего он хочет добиться – это отторгнуть нас от Церкви, если мы уже с ней связаны, или помешать нам в нее прийти, если мы еще не в ней.

«Почему Бог не убить дьявол, чтобы не было зло?»

Те, кто читал знаменитый роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» помнят этот вопрос, который простодушный дикарь Пятница задает Робинзону. Робинзон после своих злоключений на необитаемом острове обратился к Богу в покаянии и вере и теперь желает обратить бедного дикаря к свету истины. Между ними происходит следующий разговор:
«Пятница остановил меня следующими словами:
– Хорошо, ты говоришь, Бог такой сильный, такой могучий, разве Он не больше сильный, чем дьявол?
– Да, да, Пятница, – ответил я, – Бог сильнее и могущественнее дьявола, и потому мы просим Бога, чтобы он поверг его в бездну, чтобы Он дал нам силу устоять против его искушений, и отвратил от нас его огненные стрелы.
– Но, – возразил он, – раз Бог больше сильней и больше может сделать, почему Он не убить дьявол, чтобы не было зло?
Его вопрос до странности поразил меня.… Сначала я не знал, что ему ответить, сделал вид, что не слышал его, и переспросил, что он сказал. Но он слишком серьезно добивался ответа, чтобы забыть свой вопрос…»

В самом деле, чего ж проще? Одна хорошая молния, и с дьявольскими соблазнами покончено раз и навсегда. Покончено ли? Не заступит ли на место уничтоженного злого духа другой такой же? Бог мог бы уничтожать всякое Свое творение, которое восстанет против Него, но Он решил так не делать. Он создал мир, в котором существует подлинная свобода и подлинный выбор. А это значит, что некоторые ангелы и люди совершат неправильный выбор – и у них будет возможность это сделать.

Но главное, если, как желает простодушный Пятница, «Бог убить дьявол», будет ли это победой? Для Бога – возможно; но не для нас. Мы останемся ни при чем – в битве добра и зла мы будем посторонними, победа, которую будут праздновать на небесах, не будет нашим праздником. Но Бог решил по-другому – люди удостоены чести принять участие в Его битве и разделить Его победу. Как говорит Откровение Иоанна Богослова, И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерт и (Откр 12 :9-11).

Бог сражается с дьяволом не за физическое господство над мирозданием, и было бы ошибкой представлять эту борьбу, как какие-то звездные войны, в которых полки ангелов с переменным успехом пытаются выбить орды бесов из нашей галактики. В этом отношении Бог – неоспоримый, абсолютный и единственный Владыка, которому Его мятежные творения ничем не могут угрожать. Вся Вселенная принадлежит Ему и только Ему.

Бог сражается не за территории или ресурсы, но за нечто иное – души людей, наделенных свободной волей. Это немного похоже на то, как отец борется, чтобы воспитать сына достойным человеком, или родственники алкоголика борются, чтобы он бросил пить. Здесь простое физическое могущество помогает очень мало.

Люди – активные и свободные участники космической драмы; конфликт между светом и тьмой разворачивается в наших душах, и мы всякий раз решаем, чью сторону принять. Святые побеждают дьявола не силой оружия, но верностью Христу «даже до смерти». Соблазны, которые не могут не прийти, означают, что мы вовлечены в битву – и наша верность или предательство имеет вселенское, вечное измерение. Да, обычно мы не видим за нашими мелкими желания, мелкими неудовольствиями и мелкими обидами нашего участия в этом вселенском духовном противостоянии; но напоминает нам о том, что мы, люди, неизбежно в него вовлечены.

Выйти из пещеры

В рассказе Герберта Уэллса «Страна слепых» герой попадает в отрезанную от внешнего мира горную долину, населенную людьми, уже много поколений пораженными наследственной слепотой. Долина отличается плодородием и мягким, благоприятным климатом, так что ее слепые обитатели вполне приспособились к своей жизни в вечной темноте. Память о мире, откуда некогда пришли их предки, сохранилась в виде полустершихся мифов. Путешественник пытается рассказать им о мире за пределами их долины, но им его речь кажется полной бессмыслицей. Эти люди никогда не видели ни зеленой травы, по которой они ступают, ни звездного неба у них над головами, ни сверкающих горных пиков, окружающих долину. Они живут в очень небольшом мире, доступном их чуствам – и не верят в существование чего-то еще.

В знаменитом мифе древнегреческого философа Платона о пещере речь идет об узниках, сидящих в пещере, которые могут судить о реальных предметах только по теням, которые они отбрасывают на стены пещеры. Все, что доступно их восприятию, весь их мир – это тени, так что для человека, освободившегося из пещеры, встреча с реальностью будет почти невыносимым потрясением.
Оба этих литературных образа объединяет одно: люди могут быть лишены самого важного измерения их жизни, жить, как слепые, как узники в пещере, и почти не осознавать этого. Огромный, таинственный и непостижимый мир духовной реальности остается за пределами их жизни. В нашей стране людям десятилетиями внушали, что пещера – это единственная реальность, и теперь, когда это давление уже давно прекратилось, люди уже просто привыкли жить в пещере. Им трудно поверить, что кроме пещеры есть что-то еще. Да, многие смутно чувствуют, что пещера – это еще не все; а некоторые даже с уверенностью говорят об огромном и сияющем мире за ее пределами. Но чаще всего люди отмахиваются от таких разговоров, даже считают их вредными, отвлекающими от благоустройства нашего подземелья.

Мореплаватель, вступающий на землю нового континента, или космонавт, выходящий в открытый космос, переживают менее удивительное открытие, чем человек, открывающий реальность духовного мира; как внезапно прозревший, он обнаруживает, что трава, по которой он ходил все это время, изумрудно-зеленая, снег на горных вершинах – белый, а небо – синее. Он с внезапным содроганием видит пропасти, по краю которых ходил все это время, и с радостным трепетом – гостеприимные долины, полные удивительных чудес. Привычка жить с закрытыми глазами тянет его назад, но он уже не может жить, как раньше.

И христианская жизнь – это жизнь в соприкосновении с духовной реальностью. Иногда Бог дает нам осознать ее очень ясно; иногда мы должны «ходить верою, а не видением» и просто хранить верность однажды принятому решению. Как люди духовно пробужденные, мы призваны отдавать себе отчет, что мы являемся участниками битвы, и переживаемые нами соблазны – это ее часть.

Глазами прозревшего

Именно исходя из этого осознания духовной реальности мы и строим наши отношения с Церковью. Мы начинаем понимать, зачем вообще нужна Церковь, когда признаем, что мир гораздо больше привычной нам пещеры, в нем есть вещи неизмеримо более прекрасные чем всё, чего мы когда-либо желали, и невыразимо более страшные, чем всё, чего мы когда-либо боялись; не только мир, в котором мы живем, но и мы, люди, гораздо больше, чем смели себе в этом признаться; мы призваны к вечной жизни – не просто к бесконечной, а к качественно иной; причем это новая, совершенно другая жизнь начинается уже сейчас.

В чине Оглашения (подготовки к Крещению) есть такие слова: «Став же у дверей внутри храма, священник спрашивает оглашаемого: «Кто ты?». Тот отвечает: «Я – желающий познать Бога Истинного и ищущий спасения». Священник: «Зачем пришел ты ко святой Церкви?». Оглашаемый: «Чтобы научиться от нее истинной вере и к ней присоединиться». Священник: «Какую пользу надеешься ты получить от истинной веры?». Оглашаемый: «Жизнь вечную и блаженную»». Есть известная песенка: «любовь меняет всё – руки и лица, небо и землю, то, как ты живешь и то, как ты умираешь». Вера, если она есть, меняет все еще более глубоко; мы не добавляем к нашему дому несколько архитектурных украшений, мы строим его на новом основании. Мы смотрим на все совершенно другими глазами – в том числе на то, что могло служить нам смущением и соблазном.

Лицом к реальности

Люди уходят из Церкви или отказываются в Нее войти по разным причинам. Кого-то тяготят заповеди, кто-то не может «затусоваться», найти среду для комфортного общения, кого-то смущают (реальные или предполагаемые) грехи церковных людей. Но корень несчастья не в том, не в другом и не в третьем, скорее он в упорном игнорировании самого важного и, на самом деле, единственно важного вопроса – правда ли это и зачем все это? Действительно ли Христос воскрес? Истину ли говорит Евангелие? Если это правда, то это правда независимо от того, насколько мне комфортно в Церкви или насколько мне приятны те или иные люди, стоящие рядом со мной в храме.

В школе у меня был прекрасный учитель математики. Она умела преподать свой предмет так, что все слушали, затаив дыхание; она оставалась, чтобы заниматься с отстающими учениками, и вкладывала в свою работу всю душу. Все ее любили и уважали. Кому-то, возможно, повезло меньше – им мог попасться непрофессиональный, раздражительный или равнодушный учитель математики. Более того, достаточно редко, но среди учителей бывают даже преступники. Но что если кто-нибудь из нас заявит: «Я не верю в таблицу умножения! У нас был ужасный учитель математики!»? Очевидно, мы просто не уловим связи. Учитель математики может быть прекрасным человеком, а может быть совершенно негодным – на истину таблицы умножения это никак не влияет.

Врач, который посоветовала мне похудеть, сама была явно полноватой; делало ли это ее совет ложным? Нет. Если определенные утверждения истинны, то они истинны независимо от того, насколько сообразно с этими утверждениями ведут себя те, кто их высказывает. Дважды два действительно четыре; лишний вес действительно вреден для здоровья.
Если бы мне по каким-то причинам была бы неприятна таблица умножения, я легко мог бы отыскать примеры плохих учителей математики или рассказать истории (вполне правдивые), как чрезмерная увлеченность математикой приводит людей в психиатрическую лечебницу. Но доказал бы я этим, что сама таблица умножения – ложна?

Как говорит школьный учебник физики, реальность – это то, что существует независимо от нас и наших мыслей об этом. Церковь делает определенные утверждения о реальности: она говорит о Боге, нашем Создателе, Судии и Спасителе, о том, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, о том, что всякий, кто поверит Ему и последует за Ним, обретет вечную жизнь, а тот, кто окончательно закоснеет в нераскаянии, погибнет. Церковь утверждает, что немедленно по выходе нашем из тела мы убедимся, что мы совершили самый важный в нашей жизни выбор – и совершили его либо правильно, либо трагически неверно.

Если все это неправда, Христос не воскрес, то нам не следует присоединяться к Церкви и не следовало бы, даже если бы в Ней не было бы ни одного неприятного нам человека, потому что в этом случае в самом Ее основании лежит неправда. Если это правда, мы должны присоединиться к Церкви. Если сам Бог, ставший человеком ради нашего спасения, встречает нас в Таинстве Евхаристии, то никакие грехи и немощи людей, стоящих рядом с нами в храме, не могут нас от Него отвратить; если это не так, то нам нечего делать в храме.

Мы обязательно столкнемся с соблазнами, и они будут самыми разнообразными. Но если мы будем стоять лицом к истине и помнить о реальности той духовной битвы, в которую мы вовлечены, их течение нас не унесет. Наша вера, как говорит Писание, есть якорь безопасный и крепкий. Как говорит святой апостол, Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святы х (Еф 6 :11-18).

Источник: briankim.net/blog
Перевод: Балезин Дмитрий

В слове соблазн заключено много различных значений, поэтому для целей данной статьи я немного сужу это понятие. В данной статье под «соблазном» я буду подразумевать то, что привычно вводит вас в состояние расслабленности, состояние избегания внешнего мира.

Поймите правильно, нет ничего плохого в том, чтобы отдыхать и «убегать» иногда от этого мира. Кто из нас не любит выпить немного пива и посмотреть любимое ТВ-шоу?

Проблема возникает тогда, когда вы слишком часто прибегаете к пиву и просмотру телевизора, зная, что должны заниматься чем-то другим… вы обнаруживаете, что эта привычка превращается в соблазн, которому вы не способны противостоять.

И каждый раз поддаваясь соблазну, вы усиливаете свое убеждение в том, что вы не достаточно сильны , чтобы противостоять ему. Убеждение укореняется и становится привычным.

Подобные соблазны вводят вас в состояние расслабленности, бездействия. В подобном состоянии вы не можете понять, что происходит вокруг вас, и вы теряете способность использовать те благоприятные возможности, которые вы бы наверняка заметили бы, если бы следили за происходящим вокруг.

Но, для того чтобы воспользоваться удачными возможностями, вам, по крайней мере, необходимо к чему-то стремиться… и в этом факте мы можем найти спасение от различных соблазнов.

Необходимо ЖЕЛАТЬ чего-то большего, чем ваш соблазн

Ваши желания ДОЛЖНЫ БЫТЬ большими. Они могут быть любыми, но должны быть значительными.

Допустим, вы застряли на ненавистной работе, а желаете обрести карьерные возможности получше. Приходя домой вам проще всего поддаться соблазну чего-нибудь перекусить, попить пивка и посмотреть телевизор. Очень соблазнительно…

Но, если ваше желание сменить работу намного сильнее, то вы направитесь в магазин и приобретете для себя книгу о том, как найти работу по душе? (или поищете информацию об этом в другом месте)

Очевидно, что, поддавшись соблазнам, вы бы этого никогда не сделали. Вы бы не предприняли этого действия. Вы бы просто поддались желанию расслабиться.

Допустим, что, прочитав книгу, вы решили использовать данные в ней советы. Вы решаете поговорить с людьми, которые заняты в той сфере, которая вас интересует.

Опять же, вы приходите домой уставший; вам хочется отменить намеченную с человеком встречу и просто отдохнуть, но вы противостоите соблазну и отправляетесь на встречу.

Встреча проходит отлично, кажется, что данная сфера деятельности вам действительно подходит. Кроме того, человек, с которым вы общались, сообщает вам о вакансии в их фирме.

Как думаете, будет ли соблазн расслабиться столь же сильным в следующий раз, когда данный человек придет домой?

Потому что теперь он уже в движении

Уже все начало происходить. Нашему герою придется отполировать свое резюме и обновить свои навыки в прохождении собеседования, чтобы с успехом устроиться на новое место – уволившись с прежней ненавистной работы.

Да, все это лишь вымышленный пример, но разве он не справедлив?

Если вы не противостоите своим соблазнам, вы всегда будете погружаться на тот уровень, где ничего не происходит, и ничего не делается. Вы упустите множество возможностей.

Но если вы желаете чего-то Большего, если вы хотя бы раз поборете свой соблазн, сконцентрировав свои усилия на том, чего вы хотите, вы начнете видеть удачные возможности, начнете предпринимать действия.

Вы начнете получать результаты.

Вы начнете двигаться вперед.

А все это еще больше усиливает ваше желание. Вы еще больше погружаетесь в новую среду, находите больше возможностей, действуете больше, получаете больше результатов… и вскоре, вы несетесь вперед на ОГРОМНОЙ скорости.

Людям, поддающимся своим соблазнам, трудно набрать подобную скорость, так как каждая уступка соблазну понемногу убивает это «течение». Приходится начинать все заново.

Если чувствуете, что появился соблазн – сделайте паузу, дышите.

Пусть энергия, которую вы хотите потратить на соблазн, просто циркулирует по вашему телу. Дышите и набирайтесь силы воли, которая необходима, чтобы противостоять соблазну.

Фокусируйтесь на том, чего вам хочется в большей степени . Способность противостоять соблазну – это та же способность, что позволяет вам набирать скорость в движении вперед.

Двигаясь быстрее, вы сможете еще легче противостоять соблазнам – и цикл замыкается.

Многие люди подвержены мнению людей - это знакомые и родственники, друзья, коллеги. Порой беседы с ними могу прямо противоположно изменить вашу точку зрения. А звонок подруги и просьба о срочно помощи запросто измени давно имеющиеся планы.

Мнение друзей и родных имеет значение в любых моментах, в том числе и при похудении. Часто решиться на диету , тренировки и попытки сбросить вес сложно именно потому, что друзья и родные недоумевают, для чего вам все это нужно. Каждый из нас имеет любящую большую семью. При этом мамы, сколько бы нам ни было лет, всегда проявляют свою заботу, стараются накормить, дать время отдохнуть, что только способствует прибавлению в весе, но никак не помогает избавиться от ненавистных килограммов. Точно так же и прогулки с подругами - как же они обойдутся без чашечки ароматного кофе с вкусными пироженными, которые незаметно тают во рту во время приятной дружеской беседы. Мужья не согласны питаться овощами и фруктами, когда вы собираетесь сидеть на диете. А любимые родственники обязательно нагрянут с тортом в тот момент, когда вы твердо решите ограничивать себя в еде.

Все эти моменты вызывают ощущение, что все словно сговорились кормить вас и соблазнять излишествами с того момента, как вы ступили на тернистый путь избавления от лишних килограммов. Может тогда пришло время использовать не затворничество, а иные методы.

Пробуем поговорить

Для начала, не помешает провести с родными и близкими откровенную беседу о своих планах и мыслях по поводу лишнего веса и нового образа жизни. Объясните всем, насколько для вас важно контролировать свой вес и привести себя в норму. При этом не забывайте попросить у них помощи и поддержки. Она точно вам пригодиться.

Если разговор будет плодотворным, вместо постоянных искусителей едой и развлечениями вы получите большой круг идеальных союзников. Скорее всего, мама будет стараться помогать вам готовить диетические блюда и искать советы и рекомендации для улучшения меню худеющих. Сестра составит прекрасную компанию для походов в тренажерный зал, так как посещение с другом куда плодотворней и интересней, чем монотонное хождение в одиночестве. Подруга обязательно поможет найти замечательные места для проведения вечерних бесед без сладкого и вредного. А муж может быть прекрасным спутником для вечерних прогулок.

Таким образом, вместо врагов вы получите верных союзников, согласных прибежать на помощь по первому зову и поддержать вас в начинаниях, чтобы потом всем вместе радоваться вашим успехам.

Немного о подругах

Подруги после откровенной беседы на тему изменений, кстати, могут повести себя по-разному. Женская психология устроена таким образом, что мы постоянно сравниваем себя с подругами и в глубине души все равно стремимся быть в чем-то хотя бы лучше. Так что не удивляйтесь, если после извещения о своих планах сбросить вес, вы услышите, что вам это ни к чему и выглядите вы и так отлично.

Подобные сообщения могут отложить планы сбросить вес на некоторый период и заставят отказаться от посещения тренажерного зала. Но это не правильный выбор. Если не сейчас, то спустя несколько месяцев проблема снова будет для вас актуальной, вот почему слушать подобные разговоры не рекомендуется. Оптимальный вариант это попытка переубедить свою подругу в том, что худеть нужно. А еще лучше найти в ней союзника для посещения тренажерного зала. В конце концов, даже при отличной фигуре женщине не помешают лишние нагрузки в тренажерном зале для совершенствования своего тела и улучшения самочувствия.

Работа и сотрудники

Самая большая сложность для женщин, которые начинают худеть – это работа. Здесь женщины обычно испытывают серьезное непонимание, могут наблюдаться даже шепот за спиной и постоянные приглашения пойти в кафе. И это проблема, так как именно на рабочем месте мы проводим большую часть времени. Что же делать? Отказываться от обедов с коллегами? Игнорировать всех? Конечно это не выход! Попробуйте просто научиться немного хитрить.

Так, к примеру, ходить в кафе вполне можно, только не стоит заказывать сразу три блюда, сладкое и кофе. Ограничьтесь малокалорийным салатом и фруктовым соком. Вместо кофе в перерывах выпейте лучше зеленый чай без добавления сахара, а от шоколадок и сладостей откажетесь совсем. Так вы и компанию сотрудникам составите и лишними калориями не запасетесь.

Корпоративы игнорировать тоже не нужно, просто выбирайте среди представленных блюд низкокалорийные. А от алкогольных напитков откажитесь полностью. Если сотрудники подшучивают над диетами и игнорируют ваши заявления о стремлении похудеть , можно сослаться на прием лекарственных препаратов, которые не допускают употребление алкоголя.

Все наши советы просты и понятны, воспользоваться ими можно в любой ситуации, тем самым быстро найти помощь от друзей и родных в процессе похудения. Но главное даже не это - важно понять, что отличный внешний вид, хорошее самочувствие и нормализация веса нужны не кому-либо из окружения, не маме и подруге, не сотрудникам, а именно вам для того, чтобы вы могли радоваться своему отражению в зеркале и чувствовать себя уверенно. При появлении этого осознания гораздо проще достигнуть подобного результата.