Как написать изложение кратко и правильно

ЛЕВ И СОБАЧКА

Однажды в зверинце кинули льву на корм беспризорную собачонку. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, качал головой и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером лев лег спать, а собачка легла возле него и положила голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, делился кормом, а иногда играл с ней». Однажды кто-то из посетителей узнал свою собачку и попросил хозяина зверинца вернуть ее. Хозяин стал звать собачку, чтобы взять ее из клетки, но лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, Он все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. А когда он понял, что она умерла, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. На шестой день лев умер.

(По Л. Толстому)

Надо ли знать природу?

(по Ю.Дмитриеву)

Задание:

    Определите тему текста

    Разбейте текст на абзацы;

    Определите микротемы;

    Напишите сжатое изложение.

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку В.В. Бианки. Называется она «Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

(по Ю.Дмитриеву)

Задание:

    Определите тему текста

    Разбейте текст на абзацы;

    Определите микротемы;

    Напишите сжатое изложение.

На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.

Текст изложения

(1)В чём польза чтения? (2)Верно ли утверждение, что читать полезно? (3)Почему многие продолжают читать? (4)Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

(5)Польза чтения книг очевидна. (6)Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. (7)А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. (8)Убедиться в этом каждый может на собственном примере. (9)Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. (10)Читающий человек грамотнее говорит. (11)Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. (12)Не верите? (13)А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. (14)После прочтения (общий второстепенный член) вы будете соображать быстрее 1 , ваш ум станет острее 2 и вы поймёте 3 , что читать полезно и выгодно 4 .

(15)Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. (16)После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.

(По материалам Интернета)

Образец сжатого изложения

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает ясное мышление. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать. После прочтения чего-нибудь из классики детективного жанра вы будете соображать быстрее и поймёте, что читать полезно и выгодно.

Книги оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. Читающие люди порой начинают меняться в лучшую сторону.

Хочу научиться

1. писать изложение

2. сокращать текст изложения

Слушать данное изложение и все остальные

Скачать текст подробного и сжатого изложения "В чем польза чтения", аудиофайл

Яндекс.ДиректЗаказать LANDING PAGE от 8 т.руб!soyz-media.ru →Заказать LANDING PAGE от 8 т.руб!Разработка проектов под ключ от 8 т.р. Домен в подарок. 100% адаптив сайтов . Узнать!Интернет-МагазиныКорпоративные сайтыЛендингиЗаказатьПодробнее на soyz-media.ru Скрыть объявлениеФинансовые услуги оказывает: АО «Тинькофф Банк», АО «Тинькофф Страхование»Ваша карта ждет вас!tinkoff.ru →Ваша карта ждет вас!Кэшбэк 30% по спецпредложениям и 5% по избранным категориям. И до 10% на остаток!Дебетовая картаЗаявка ОнлайнКэшбэк до 30%Доставка 0 рубПодробнее на tinkoff.ruФинансовые услуги оказывает: АО «Тинькофф Банк», АО «Тинькофф Страхование» Скрыть объявление

Описание материала : предлагаю урок развития речи в 6 классе по теме «Обучающее изложение». Этот урок соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Урок предназначен как для отработки учащимися умения и навыков грамотного письма и грамотной речи, так и развития коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Урок обучающего выборочного изложения в 6 классе

Тема: Выборочное изложение по тексту И.Соколова-Микитова «Весенний вечер в лесу».

Цель:

1. Учить писать выборочное изложение, систематизировать и собирать материал к высказыванию.

2. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.

3. Способствовать совершенствованию навыка грамотного письма.

4. Способствовать воспитанию у учащихся любви к природе, Родине.

Раздаточный материал: Отрывок из произведения К.Паустовского «Прибрежный луг». Текст изложения по данному отрывку. Текст И.Соколова-Микитова «Весенний вечер в лесу».

Методы обучения, используемые на уроке:

Словесные, наглядные, практические;

Методы психологии - развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

Методы педагогические - методы организации и стимулирования учебной деятельности.

Ход урока.

I. Организация детей на работу.

II. Сообщение темы урока: «Составление выборочного изложения «Звуки вечернего леса».

Учитель. Я напоминаю о том, что прочитанное можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту), кратко или сжато (самое главное), а можно выбрать и пересказать какую-то одну часть текста, то есть изложить выборочно в соответствии с данной темой. Приведите примеры, когда вам приходилось составлять выборочные пересказы. (приводят примеры). Цель нашего урока - более подробное знакомство с особенностями и значением выборочного изложения, составление выборочного изложения на предложенную тему.

Учитель. При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая-то его часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). (Повторяем понятие о широкой и узкой теме). В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте (сосредоточен), но может быть и разбросан (рассредоточен). В этом случае нужно предварительно выбрать необходимый материал.

В речевой практике вам часто придётся пользоваться выборочным пересказом, отбирать и излагать материал только на нужную для определённого случая тему. Значит, необходимо уметь выборочно излагать прочитанное или прослушанное.

III. Сопоставительный анализ исходного текста и выборочного изложения.

Текст (у каждого на парте).

У воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

(К.Э.Паустовский).

Выборочное изложение (у каждого на парте).

У воды среди цветов рос исполинский чертополох. Он стоял по пояс в траве и напоминал рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Учащиеся читают текст и его изложение (они у каждого) и отвечают на вопросы:

Какова основная мысль исходного текста?

К какому типу текстов можно отнести отрывок (повествование, описание, рассуждение)? Почему?

Какой пересказ текста дан? Докажите свой ответ.

Как можно озаглавить новый текст, отразив его основную мысль? («Исполинский чертополох», «Сказочный рыцарь»).

Какой это тип текста?

Используются ли в изложении выразительные средства текста К.Паустовского? (Используются образные определения, сравнения).

Учитель. Обратите внимание на первое предложение в выборочном изложении. В нем сказано, где рос чертополох. Первое предложение очень важно, оно сразу делает понятным описание. Сосредоточен или рассредоточен материал для выборочного изложения? (сосредоточен). Я особо обращаю ваше внимание на то, что если при подробном и сжатом изложениях обязательно раскрывается тема и основная мысль исходного текста, то при выборочном - тема изложения всегда уже темы исходного текста, а основная мысль может не совпадать с основной мыслью исходного варианта.

IV. Чтение текста учителем (текст напечатан и роздан учащимся).

Весенний вечер в лесу.

За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся теплой землей.

Вот сам с собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним показалась из земли зеленая стрелка молодой травы.

Много звуков в вечернем лесу.

Заливаются на деревьях первые дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь - витютень.

«Витютень на ду-у-убе сижу! Витютень на ду-у-убе сижу!» - выговаривает важно витютень.

Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки.

Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.

«Чуфшшш! Чуфшшш!» - вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец тетерев-косач.

«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» - гугукнул заяц, очень похоже, бесшумно пролетая, ему отозвалась лесная сова.

Страшно ухнул в лесу и захохотал филин.

Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.

Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.

Что описывается в тексте? (Ученики отвечают).

Какое это описание? Докажите свой ответ, используя текст. (Дают примеры изобразительно-выразительных средств),

Лес заполнен разными звуками. Какие глаголы употребляет автор для описания звуков? Кто издает эти звуки? (Дышит земля, заливаются дрозды; воркует, важно выговаривает голубь - витютень; глухо турлычут лягушки; пролетели, свистя крыльями, дикие утки; чуфистнул, забормотал тетерев-косач; гугукнул заяц; страшно ухнул и забормотал филин; тихо потянули кулики.)

В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем и прошедшем).

А как вы понимаете выражение «пролетели, свистя крыльями»? (Разрезали крыльями воздух, при этом издавался звук, похожий на свист).

Много необыкновенных звуков уловил писатель Соколов-Микитов в весеннем лесу. А кто из вас был в лесу и слушал его звуки? Какие звуки вы слышали? (Дети отвечают).

VI. Сбор материала к изложению на тему «Звуки вечернего леса».

Коллективно дети выполняют следующие задания:

1. Выбрать из текста материал, относящийся к теме изложения (отбираются предложения 3,7-16; исключаются 1,2,4,5,17).

2. Просмотреть собранный материал и определить основную мысль будущего изложения. («Богат самыми разными звуками весенний лес вечером»).

3. Назвать глаголы, которые необходимо использовать, чтобы передать звуки леса.

4. Продумать, как начать изложение, расположить материал в нужной последовательности. («Много звуков в вечернем лесу. Слышно, как дышит и оживает земля…» остальная часть изложения повторяет последовательность текста.)

VII. Составление устного выборочного пересказа.

Заслушиваю один-два пересказа. Обращаю еще раз внимание на первое предложение, которое начинает описание, на последовательность изложения и на правильное использование глаголов при описании звуков вечернего леса.

VIII. Написание выборочного изложения «Звуки вечернего леса».

IX. Подведение итогов урока.

В итоге работы предлагаю учащимся памятку «Как работать над выборочным изложением».

ЛЕВ И СОБАЧКА

Однажды в зверинце кинули льву на корм беспризорную собачонку. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, качал головой и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером лев лег спать, а собачка легла возле него и положила голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, делился кормом, а иногда играл с ней». Однажды кто-то из посетителей узнал свою собачку и попросил хозяина зверинца вернуть ее. Хозяин стал звать собачку, чтобы взять ее из клетки, но лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, Он все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. А когда он понял, что она умерла, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. На шестой день лев умер.

(По Л. Толстому)

Надо ли знать природу?

(по Ю.Дмитриеву)

Задание:

    Определите тему текста

    Разбейте текст на абзацы;

    Определите микротемы;

    Напишите сжатое изложение.

Надо ли знать природу?

Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку В.В. Бианки. Называется она «Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!

(по Ю.Дмитриеву)

Задание:

    Определите тему текста

    Разбейте текст на абзацы;

    Определите микротемы;

    Напишите сжатое изложение.