Как готовиться к егэ летом. Как подготовиться к ЕГЭ за один год? Стоит ли отказаться от других занятий

Ночной кошмар выпускников или ЕГЭ экзамены: полезные советы по эффективной подготовке

Единый Государственный Экзамен - это итоговая точка во всем школьном образовании, последний и самый ответственный срез знаний, финальная аттестация детей, ставших взрослыми. А еще это их «пропускной билет» в высшие учебные заведения, поэтому важность ЕГЭ сложно переоценить. К сожалению, тех знаний, что дает учитель в ходе школьных занятий, не достаточно - учебные часы на изучение каждого предмета ограничены. Поэтому, чтобы полноценно подготовиться к ЕГЭ, школьникам необходимы дополнительные занятия и их собственная самоотдача. Иначе высоких баллов достичь не получится.

  • Эффективная подготовка возможна лишь в комфортной для этого обстановке: на столе не должно быть ничего лишнего, нужные принадлежности, учебники и пособия необходимо расположить на рабочем месте удобно для себя.
  • Дополнительными плюсами станут стимулирующие интеллектуальную активность желтый и фиолетовый цвета в интерьере комнаты, где проходит подготовка к экзаменам.
  • Занятия следует планировать. Тем, кто просыпается рано, эффективнее заниматься с утра, а ребятам, которые ложатся спать поздно, рекомендуется готовиться к экзаменам во второй половине дня. При составлении плана следует четко определить, какой предмет будет изучаться именно сегодня, какие темы и разделы будут затронуты в подготовке.
  • Начинать стоит со «слабых» тем, которые даются хуже остальных. Однако учащимся, которым сложно «раскачаться», стоит оставить самые непростые разделы на вторую часть занятия. Вместо этого рекомендуется начинать с чего-то легкого и более приятного.
  • Между занятиями необходимо делать перерывы. Позанимавшись около 40 минут, следует предоставить себе десятиминутный отдых. Важно в процессе перерыва сменить вид активности - помыть посуду, вытереть пыль, размяться, сходить в душ.
  • Не стоит пытаться зазубрить весь учебник. Любой материал нужно конструировать, составляя планы и схемы. Впоследствии они помогут быстро восстановить в памяти пройденные разделы.
  • Изучая определенный предмет, стоит уделить внимание прохождению самых разных тестов по нему. Подобные тренировки помогут лучше понять, как структурированы тестовые задания.
  • В ходе занятий будет полезен секундомер - он позволит выявить, сколько времени уходит у учащегося на выполнение определенного теста.
  • При подготовке к ЕГЭ не стоит рисовать в своем воображении печальные картины о возможном провале. Напротив, настраивать себя нужно только на успех.
  • За день до экзамена стоит повторить весь материал, используя составленные схемы и планы, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Последний день перед экзаменом

  • Многие школьники слишком полагаются именно на последнюю ночь перед экзаменом, считая, что за эти часы они успеют все повторить и заполнить существующие пробелы. Конечно, это не разумно. Усталость уже сказывается, и лишнее переутомление - ни к чему. Напротив - прекратить подготовку стоит еще с вечера, вместо этого лучше погулять, принять душ, отдохнуть. Перед важным и ответственным днем необходимо хорошо выспаться, набраться сил и энергии. Важен и «боевой» настрой. Ведь экзамен сродни бою, в котором нужно проявить себя, показать свои способности и знания.
  • К месту сдачи ЕГЭ рекомендуется прийти заблаговременно, минут за 30 до тестирования. Взять с собой необходимо пропуск, паспорт и несколько ручек (капиллярных или гелиевых) с черными чернилами.
  • Если день выдастся холодным, стоит одеться теплее, ведь экзамен длится три часа.

И вот экзамены начались…

  • Непосредственно перед тестированием учащимся сообщают всю необходимую информацию - о правилах заполнения бланка, кодирования номера школы, о том, какими буквами нужно писать и пр.). Правильность ответов во многом зависит от того, насколько хорошо тестируемый запомнит эти правила!
  • Бланк с ответами (место регистрации, ответы на вопросы теста и т.д.) необходимо заполнять исключительно печатными буквами! Стоит обратить внимание на написание отдельных букв, например, буквы «а» - некоторая информация записывается в кодированном виде, о котором учащимся рассказывают в самом начале.
  • Самое время сконцентрироваться! Когда бланки уже заполнены, и наступает самая важная часть экзамена, нужно постараться забыть обо всем, что существует вокруг. Думать теперь важно лишь о тексте заданий и стремительно утекающем времени. Стоит поторопиться, но при этом не нужно спешить. Навязчивая мысль об истекающем времени не должна сказываться на качестве выполнения задания. Каждый вопрос стоит прочитывать дважды, чтобы четко понимать его смысл.
  • Начинать рекомендуется с простого. Лучше всего сперва дать ответы на вопросы, ответы на которые не вызывают сомнений. Задания же заставляющие подумать лучше оставить на потом. Подобная тактика также поможет втянуться в рабочий ритм, успокоиться и направить энергию в нужное русло.
  • Трудные или непонятные вопросы лучше всего просто пропустить. В экзаменационных текстах обязательно найдутся задания, которые не вызовут большой сложности. Было бы глупо недобрать очки лишь потому, что не успеваешь дойти до «своих» заданий, вместо этого раздумывая над теми, которые вгоняют в ступор.
  • Каждое задание нужно прочитывать до конца! Многие тестируемые в спешке пытаются понять смысл вопроса, лишь прочитав первые пару строк. Подобная тактика может стать причиной досадных ошибок даже в легких вопросах.
  • Школьнику стоит сосредотачиваться на текущем задании - с переходом на каждое новое задание, о предыдущем лучше забывать, тем более что между собой они никак не связаны. Только что отвеченный вопрос и использованные при этом знания могут помешать сконцентрироваться на новой задаче. Кроме того, не стоит расстраиваться из-за предыдущего задания, если оно оказалось «не по зубам» - вместо этого рекомендуется перенести концентрацию на следующий вопрос. Каждый новый ответ может принести дополнительные баллы.
  • Во время решения задач можно воспользоваться методом исключения - удобнее всего отбрасывать те ответы, которые явно не подходят, чтобы подумать в итоге на 1-2 вариантами, вместо 5-7.
  • Выполнять экзаменационные задания удобно в два круга - первый круг (две трети всего отведенного времени) стоит посвятить простым заданиям, второй - заданиям, которые вызвали трудности. Так шансы набрать большее количество баллов заметно возрастают.
  • Важно оставить немного времени на проверку своей работы - это возможность заметить и вовремя исправить явные недочеты.
  • Если нет уверенности в точном ответе на тот или иной вопрос, нужно довериться своей интуиции. Выбирать стоит тот вариант, который кажется наиболее правильным.
  • Не стоит огорчаться, если не удается выполнить все задания - на самом деле это не удается практически никому. Следует помнить, что вопросы теста рассчитаны на самый высокий уровень сложности. Возможно, того количества правильных ответов, которого удалось достичь, будет достаточно для хорошей оценки.

Распространенные мифы о ЕГЭ

Миф 1

Подсчеты результатов Единого Государственного Экзамена постоянно выявляют, что получить 100 баллов по всем предметам под силу лишь одному из 10 тысяч учеников. Из этого следует, что, по меньшей мере, от одной из двух главных бед Россия избавится еще не скоро.

На деле же эти самые 0,01% - это гении и вундеркинды, которые встречаются довольно редко. Исследовательские данные говорят об ином: анализируя количество полученных «пятерок» и «четверок» (первые достигаются в 10%, вторые - в 40%), можно сделать вывод, что половина школьников, сдавших ЕГЭ, имеет хорошую возможность поступить в высшие учебные заведения.

Миф 2
Замена сочинения на ряд сомнительных заданий означает лишение тестируемых возможности проявить свои творческие способности.

Лишь две начальные группы вопросов призваны «измерить» глубину знаний учащихся. Третья часть позволяет школьникам раскрыть свой талант, проявить креативность. Ребята уже привыкли к сочинениям, чьи темы давно стали штампами и были подробно раскрыты в большинстве пособий-шпаргалок. Задания же третьего уровня предполагают развернутый ответ, требующий знаний и размышлений. Так, например, школьнику будет предложено объяснить, как он понимает значение определенного высказывания того или иного литературного героя.

Миф 3

Провал на ЕГЭ означает крах надежд на поступление в желанный вуз.
С 1 сентября многие школы нашей страны перешли на систему профильного обучения. Теперь за три года до выпуска ученики будут отдавать большую часть сил на изучение тех наук, которые особенно им пригодятся в вузах. Дальнейшая ситуация будет выглядеть примерно так: для вузов результат ЕГЭ не станет единственным показателем пригодности учащегося к дальнейшему образованию, между ребятами, достигшими определенный балл, будет проводиться конкурсный отбор. Возможно, им придется еще раз сдать профильный предмет, но уже в рамках правил, принятых в данном вузе.

Миф 4

Школьники постараются избежать сложных заданий, ответив на самые простые для них вопросы, поскольку так они гарантируют себе нормальную оценку.
Первые итоги ЕГЭ выявили, что 90% школьников не пытаются избежать усложненных вопросов. При этом половина из них дает правильные ответы, что само по себе хороший показатель.

Миф 5

Этот миф, наверное, самый распространенный - тест сдать сложнее, чем письменный экзамен.
Как и в других странах, после введения ЕГЭ в России «вдруг появились» неуспевающие школьники. Однако до 2001 года их подсчет попросту не велся - учителя, имея в уме «два», просто рисовали в журналах оценку «три». Теперь же картина общей успеваемости российских школьников стала более правдоподобной. Единые государственные экзамены показали, что 40% экзаменуемым ученикам удается четко излагать свои мысли, вдумчивый анализ текста дается лишь 33% учащихся.
Кроме того, первый единый госэкзамен по литературе выявил серьезные недостатки в системе подачи данного предмета в рамках школьного образования. Так, например, многие из произведений, включенных в школьную программу, дети просто не успевают прочитывать. К тому же, некоторые из них оказываются слишком трудными для подростков. Проще говоря, ЕГЭ способствуют более тщательному анализу современного среднего образования, позволяет выявить его минусы и найти подходящие способы их устранения.

И в заключение хочется сказать, что при подготовке к ЕГЭ не стоит полагаться на «авось», рассчитывать на то, что удастся пройти нужный материал за пару недель. Чудес, увы, не бывает. Лишь тщательная подготовка и ответственное отношение к сдаче госэкзамена могут принести желаемые результаты и стать первым серьезным вкладом в успешное и обеспеченное будущее.

Шаг 1

Определитесь с предметами, которые будете сдавать. Лучше сделать это как можно раньше: в 10 или начале 11 класса. Не набирайте предметов «про запас»: чем меньше экзаменов вы будете сдавать, тем больше шансов как следует подготовиться и получить хорошие баллы. В идеале выбрать 1-2 дополнительных предмета.

Если пока не знаете, что выбрать и куда хотите поступать, начните с подготовки к обязательным русскому языку и математике. И параллельно присматривайтесь к разным специальностям. Здесь могут помочь интернет-порталы для поступающих, например, сайт «Поступи онлайн».

Шаг 2

Изучите требования вузов. Узнайте проходные баллы прошлых лет на желаемое направление - они послужат вам ориентиром.

, кандидат физико-математических наук, преподаёт математику в Фоксфорде

Вы должны чётко понимать, для чего сдаёте ЕГЭ. Если в выбранный вуз достаточно 70 баллов, и есть тема, которая зависает, не тратьте на неё время. Например, вы совершенно не понимаете стереометрию. Остановитесь, поймите, какие задачи вы точно способны решить и прокачивайте свои сильные стороны. На 70–75 баллов не нужно уметь решать всё. Прокачаться с 50 до 70 баллов проще, чем с 90 до 95.

Шаг 3

Зайдите на сайт ФИПИ и ознакомьтесь с по каждому предмету. В спецификаторах вы найдете требования к экзаменационной работе и количество баллов за каждое задание. В кодификаторах дают список тем, которые будут в заданиях. В демоверсиях - демонстрационные варианты ЕГЭ от составителей.

Шаг 4

Остановитесь на списке необходимых тем - они станут основой вашей подготовки к ЕГЭ. Затем составьте расписание. Оно поможет выучить за год всё необходимое и закрепить материал.

Как составить расписание

В подготовке к ЕГЭ главное - регулярность. Лучше заниматься понемногу, но каждый день. Так материал отложится в голове, и перед самим экзаменом вы будете увереннее себя чувствовать.

Для этого распределите темы из кодификатора на весь учебный год. Действуйте по принципу «от большого к малому»: обширные темы разделите на подтемы и разделите их по дням и неделям. Старайтесь распланировать подготовку так, чтобы уже в апреле не учить новый материал, а повторять пройденный.

Посвящайте один день одному предмету и выделяйте время на отдых: хорошо высыпайтесь и занимайтесь чем-то ещё кроме учебы. Например, взбодриться и отвлечься от занятий очень помогает спорт.

Планер

Редактирование. Наш планер - это универсальный шаблон. Его можно настраивать: добавлять и удалять строки и столбцы, расширять и сужать графы, выделять их цветом, копировать таблицы. Также по умолчанию в планере 20 рабочих дней в каждом месяце - их тоже можно менять в зависимости от календаря.

👉 Чтобы добавить планер себе в Гугл-док и отредактировать его, нажмите Файл → Создать копию.

👉 Чтобы скачать планер себе на компьютер или телефон, нажмите Файл → Скачать как.

👉 Чтобы добавить или удалить одну строку или столбец в Гугл-доке, щёлкните по нужной графе правой кнопкой мыши и выберите соответствующий пункт. Если нужно удалить несколько граф, выделите их и так же щёлкните правой кнопкой.

Блоки. В планере 4 блока:

1. Предмет и темы. Запишите нужное количество баллов и темы из кодификатора. В графе «Номер задания на ЕГЭ» советуем отметить задания, на которые вам нужно сделать акцент в первую очередь.

2. Список необходимой литературы . Если планируете сдавать ЕГЭ по литературе, можете использовать его для записи произведений, которые необходимо прочитать.

Планер по подготовке к ЕГЭ: предмет и тема

Планер по подготовке к ЕГЭ: список литературы

Планер по подготовке к ЕГЭ: расписание

Планер по подготовке к ЕГЭ: повторение пройденного

3. Расписание. Это универсальная таблица на год по всем предметам. Мы выделили столбец «Отчёт» зелёным цветом потому, что это важный пункт: чтобы усвоить материал, его нужно закрепить . Честно запишите, что сегодня прошли, что поняли, а над чем ещё нужно поработать.

4. Повторение пройденного. Мы заложили на повторение материала апрель и май. Но если вам удобней повторять пройденное не в конце года, а, например, каждую неделю, просто добавьте графу «Повторение» в таблицу «Расписание».

Как готовиться

Предметы. ЕГЭ проводят по 11 предметам. Их можно разделить на точные, гуманитарные и естественные. У каждой сферы свои особенности подготовки.

Точные

математика

информатика

Гуманитарные

русский язык

литература

обществознание

иностранный язык

Естественные

биология

география

Некоторые предметы относят сразу к двум сферам. Например, физика и химия считаются как точными, так и естественными науками. Поэтому советы для них будут совпадать.

Точные предметы

Во время подготовки к ЕГЭ по математике, физике и информатике нужно прорешать как можно больше задач. При этом внимательно читайте условие и давайте тот ответ, о котором в нём спрашивают.

, преподаёт математику в Фоксфорде

Для решения задачи часто нужно составить уравнение, а для этого важно не упустить ни одного элемента условия и правильно записать его математическим языком. Умение перевести текст задачи в уравнение - навык, который надо тренировать. Иногда для решения задачи можно и даже нужно использовать элемент, который прямо не прописан в условии.

Не волнуйтесь, если на первых порах вы долго решаете задачи. Просто продолжайте и со временем начнёте справляться быстрее. Старайтесь решать их самыми простыми способами. На ЕГЭ от вас не ждут мудрёных уравнений и сложных схем. Чем проще решение, тем меньше вероятность ошибки.

Также не забывайте проверять результаты перед тем, как записываете окончательный ответ.

Совет с передовой

Екатерина Хакимова , сдала ЕГЭ по физике на 100 баллов, поступила в РГУ нефти и газа им.Губкина на Разработку нефтяных и газовых месторождений

Я занималась на курсах в Фоксфорде по подготовке к ЕГЭ по физике часть С с Михаилом Пенкиным. Эти занятия был очень эффективными. Но кроме этого я старалась видеть физику во всём вокруг себя: рассчитывать частоту движения руки или через сколько секунд опустятся качели с ребёнком.

Предмет нужно полюбить и проникнуться им. Во время подготовки не стоит размениваться на другие предметы в школе. Чтобы сдать ЕГЭ по физике на 100 баллов, недостаточно просто наработать задачки. Сделайте упор на подготовку, выстроите план занятий и точно ему следуйте.

Гуманитарные предметы

На всех ЕГЭ по гуманитарным предметам есть задание с сочинением или эссе. Как правило, это самая сложная часть экзамена, потому что нужно правильно определить проблему, подобрать аргументы и доказать свою точку зрения. Также важно уметь определять позицию автора текста и понимать, что от вас ждут проверяющие.

, преподаёт обществознание в Фоксфорде

Раскрыть проблему - значит определить, что хотел сказать автор цитаты. Чтобы это понять, поставьте себя на место автора и предположите, что это сказали вы. А потом спросите себя, почему вы это сказали, из каких соображений, и что именно вы хотели донести этим высказыванием.

В правилах по русскому и иностранным языкам много исключений и других моментов, которые нужно просто запомнить. Помогает также визуализация: записывайте слова со сложным ударением и вешайте их на видном месте.

Совет с передовой

Наташа Никифорова, сдала ЕГЭ по обществознанию на 92 балла и по истории на 89 баллов, поступила на факультет иностранных языков в Педагогический университет Ульяновска

При подготовке к обществознанию не заучивайте наизусть термины. Важней понять суть явления и составить определение самостоятельно. Эксперт его засчитает, если увидит, что вы его понимаете.

Также пишите как можно больше эссе. А для фактической аргументации повышайте общий уровень эрудиции. Читайте художественную и научно-популярную литературу, новости в интернете, биографии известных людей, изучайте историю. Можно использовать факты из других учебных предметов: я, например, успешно использовала на ЕГЭ по обществознанию свои знания по биологии.

Историю я советую изучать по разным источникам, чтобы они дополняли друг друга. Также можно читать исторические романы и смотреть художественные фильмы. Например, роман А.Н. Толстого «Петр Первый» и фильмы Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный». Так вы за сухими датами увидите реальные судьбы реальных людей и прочувствуете дух эпохи. Тогда изучение истории покажется вам более интересным.

Естественные предметы

Специфика задач на ЕГЭ по естественным предметам в целом мало отличается от точных. Здесь так же важно использовать логику и здравый смысл и проверять результаты решения.

Но есть и свои особенности. Естественные науки изучают природу и окружающий нас мир. Поэтому знания о них можно почерпнуть из происходящего вокруг.

Например, география больше остальных наук связана с реальной жизнью. Чтобы её изучать, важно быть в курсе новостей, видеть связи между событиями, а также опираться на собственный опыт. Наблюдайте, как в вашей семье ведётся хозяйство - по тем же законам работает и мировая экономика.

Тщательно работайте с терминологией - с ней связаны самые распространенные ошибки в ответах школьников по географии, биологии и химии. Если не понимаете, что за слово вам встретилось, открывайте словарь и смотрите определение. А потом объясните его своими словами, даже если задание этого не требует. Иначе вы упустите суть задачи и неправильно ответите на вопрос.

Совет с передовой

Ваня Бондарь , сдал ЕГЭ по биологии на 86 баллов, поступил на бюджет в ПМГМУ им. Сеченова на стоматологический факультет

Я сразу повторял изученный материал. Прокручивал его в голове, задавал себе вопросы. Это важно делать постоянно, чтобы он укладывался в голове. А перед самым экзаменом я решал задания из книг ФИПИ.

Пишите красивые конспекты, чтобы самого тянуло их перечитывать. Приучите себя к дисциплине, выполняйте все домашние задания, которые задают в школе и на занятиях с репетитором. Но не рассчитывайте на репетиторов, старайтесь делать всё самостоятельно.

Только не надо себя обманывать! "В принципе, у нас все неплохо, - часто говорят мне родители в первом телефонном разговоре, - В школе у ребенка четверки и даже пятерки, вот только пробный ЕГЭ "случайно" написал на два! Волновался, наверное".

Друзья! Если человек действительно знает предмет на четверку, он не сможет сдать экзамен на два, даже если находится в бессознательном состоянии. Не обольщайтесь! Случайность - это не двойка на пробном экзамене, а водопад четверок и пятерок, который обрушивается на школьников в течение 11 лет учебы. К сожалению, практика показывает, что 90% школьных оценок - липа! Не будем сейчас говорить о причинах этого явления (более подробно об этом можно почитать здесь ), а лучше подумаем, как поставить самому себе (или своему отпрыску) объективную оценку.

Могу предложить несколько вариантов:

  • воспользуйтесь тестами по химии и по математике на данном сайте;
  • купите сборник тестов ЕГЭ по соответствующему предмету и попробуйте решить несколько вариантов (только честно, без списывания и без помощи друзей!);
  • обратитесь за консультацией к квалифицированному репетитору, попросите его оценить текущий уровень знаний и составить программу подготовки к экзамену.

Поставьте перед собой реалистичную цель. Учитывайте временные ограничения

Если до ЕГЭ осталось четыре месяца, в текущий момент вы едва способны решить 3-4 простейшие задачи, а замахиваетесь на 90 баллов, боюсь, что вас ждет разочарование! Для выхода на уровень 80 баллов по математике даже весьма способному школьнику потребуется 1,5 - 2 года интенсивной работы.

Очень трудно четко сформулировать, что такое реалистичная цель . Слишком много переменных приходится учитывать. Играют роль и начальный уровень ученика, и его способности, и уровень мотивации, и, конечно, запас времени. Опытный репетитор уже после одного - двух занятий понимает, на что может рассчитывать тот или иной его подопечный. Непрофессионал очень часто в разы может преувеличивать или преуменьшать возможности ребенка.

Попробую дать лишь несколько ориентиров на примере типичных ситуаций. Итак,


Типичная ситуация Прогноз
Готовимся к ЕГЭ по математике, имеем год в запасе, текущий уровень "ниже плинтуса". Можем рассчитывать на 60 баллов на экзамене, максимум - на 65 при условии интенсивной работы.
Готовимся к ЕГЭ по математике, имеем год в запасе, в настоящий момент можем решить около 50% заданий из первой части. Реалистичный прогноз: 70 - 75 баллов.
Готовимся к экзамену по математике, имеем два года в запасе, в настоящий момент можем решить около 50% заданий. Можем подняться даже выше 90 баллов. Уровень 80 баллов при нормальной работе практически гарантирован.
Готовимся к ЕГЭ по химии, имеем год в запасе, текущий уровень "ноль с минусом". Можем рассчитывать на 70 - 75 баллов на реальном экзамене (при интенсивной работе в течение года).
Хотим сдать ЕГЭ по химии, в школе - "реальная" четверка, год запасе. 80 - 90 баллов - достижимый результат.
Мечтаем получить 100 баллов на ЕГЭ по химии, имеем два года впереди и огромное желание работать. Выполняем все домашние задания, трудимся регулярно. Мечта о 100 баллах может стать явью.
Полгода до ЕГЭ по математике, неуверенно знаем даже таблицу умножения. Можно ли сдать экзамен хотя бы на минимальный балл? Да, можно. Необходимо найти профессионального репетитора и начать серьезно работать.
Аналогичный вопрос для химии. Безусловно, можно.
До экзамена два - три месяца. Знания на нуле. Можно ли на что-то надеяться? Можно рассчитывать лишь на сдачу ЕГЭ на минимальный балл, да и то при условии интенсивной работы под руководством репетитора экстракласса.

Еще раз напоминаю, что здесь даны лишь ориентиры. Естественно, никаких гарантий в подобных прогнозах нет и быть не может!

Составьте программу занятий

Итак, к началу Июня вы планируете уверенно решать, например, десять задач в тесте. В настоящее время вы способны выполнить 2-3 задания. Возьмите лист бумаги, ручку и попробуйте набросать примерный план работы: Декабрь будет посвящен задачам В1 и В4, Январь - В2 и В5 и т. д. Если Вы готовитесь к ЕГЭ с репетитором, ситуация упрощается: это он должен будет составить план и следить за его реализацией. Если готовитесь самостоятельно, покажите ваш план школьному учителю; возможно, что-то надо будет подкорректировать.

Вероятно, в ходе подготовки в план будут вноситься некоторые изменения. Это нормальное явление.

Дайте себе запас времени

Важно понимать, что жизнь вносит свои коррективы в любой план. Вы можете заболеть, экзамен могут перенести на более ранний срок, выяснится, что казавшаяся вам очень легкой тема, на деле, потребует бОльших усилий и т. п.

Вы должны предусмотреть резерв времени. Скажем, вы уже знаете, что ЕГЭ по математике состоится 10 Июня. Но вы должны быть полностью готовы уже к 15 Мая. Если возникнут какие-то проблемы, вы сможете решить их за оставшееся время. Если проблем не возникнет, вы сможете лишний раз повторить пройденный материал, или даже поработать над более сложными примерами.

Периодически контролируйте себя

Любая подготовка теряет смысл, если вы не будете постоянно следить за выполнением своего плана. После каждого занятия организуйте для себя небольшую контрольную работу. Все выполненные задания проверяйте по ответам (но не подгоняйте под ответ!) Периодически устраивайте для себя пробный ЕГЭ : можно воспользоваться сборниками экзаменационных тестов или материалами из Интернета. Главное - чтобы экзамен был максимально объективным. Не подсматривайте в учебники, решайте задачи в "экзаменационной обстановке", попросите друзей или родителей проверить вас.

Ваши результаты должны постепенно улучшаться. Если прогресса не наблюдается, необходимо менять систему подготовки: воспользоваться другим учебником, уделять занятиям больше времени, обратиться к помощи репетитора.

Готовьтесь к ЕГЭ каждый день

Я понимаю, что сегодня у друга день рождения, а завтра - важная контрольная в школе, а послезавтра - Новый год. Вчера болела голова, а позавчера обещали столкновение Земли с астероидом (и зачем вообще тогда готовиться к ЕГЭ?). Нет, друзья, так дело не пойдет! Если вы планируете заниматься от случая к случаю, раз в неделю или даже реже, вынужден вас разочаровать: эффективность такой работы стремится к нулю.

Ежедневные занятия по 20 минут гораздо полезнее, нежели одно двухчасовое занятие один раз в неделю. Регулярность работы - основа успеха. А друзья, праздники, социальные сети, футбол, телевизор пусть подождут до лета!

Подготовка к ЕГЭ - это не просто решение тестов

Хотелось бы еще раз предостеречь выпускников от бездумного использования многочисленных "Сборников тестов для подготовки к ЕГЭ".

Во-первых, качество большой (если не бОльшей!) части данных сборников не очень высоко (это еще мягко сказано!): масса фактических ошибок, некорректные задания и т. д.

Во-вторых, даже качественные сборники подобного типа не заменяют собой учебники, справочники и т. п. Данные книги, безусловно, имеют право на существование, но лишь в качестве вспомогательного элемента обучения. Вы можете использовать их для оценки своего начального уровня (см. выше), для периодического самоконтроля в ходе обучения.

Самое глупое, что можно придумать при подготовки к ЕГЭ, - это просто "прорешивать" (как любят говорить некоторые преподаватели) бесконечное количество тестов.

Подготовка к ЕГЭ (как и к любому другому экзамену) - это работа над определенными темами , над задачами определенных типов. Сегодня вы учитесь решать квадратные уравнения, завтра разбираете уравнения с модулями, послезавтра - вспоминаете дробно-рациональные уравнения и т. д. Переходить к следующей теме нужно лишь полного усвоения предыдущей.

Очевидно, что сборники тестов вам в подобной работе не помогут. Лучше использовать обычные школьные учебники или специализированную литературу для готовящихся в ВУЗы .

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по русскому языку с нуля, да ещё самостоятельно? С полной ответственностью утверждаю: можно.

Только давай сразу определимся – что значит «с нуля», то есть какой именно «нуль» имеется в виду. Для этого попрошу тебя ответить на три вопроса.

1. Ты понимаешь русскую речь?

3. Ты умеешь связывать слова в предложения, а из предложений строить тексты, хотя бы небольшие?

Итак, ты ответил на все три вопроса утвердительно? Значит, всё не так уж плохо! По крайней мере, маленький фундамент для уже есть – и я не шучу, поверь. Кстати, теоретически для выполнения некоторых заданий ЕГЭ требуется лишь хорошее владение русской речью: предполагается, что с ними можно справиться, даже не зная ни одного правила.

Но не обольщайся: основная часть заданий всё-таки требует систематического повторения (а если «с нуля» — то изучения) большинства тем школьного курса русского языка.

Если ты интересуешься, как подготовиться к ЕГЭ с нуля, значит, адекватно оценив свои знания по русскому языку, решил, что они «нулевые». Неважно, почему: часто болел, много ленился, долго гулял… Нулевые так нулевые. Главное, что ты всё же задумался о том, как сдать ЕГЭ – и это отлично! Постараюсь тебе помочь.

С чего начать?

Для начала разберись, что это за зверь такой – ЕГЭ по русскому языку. Зайди на сайт ФИПИ (fipi.ru) и скачай там последнюю демоверсию экзамена.

Словник и словарик паронимов тебе пригодятся позже, кодификатор и спецификацию можешь почитать потом на досуге. Сейчас тебе нужна именно демоверсия — точнее, демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку. Выполни тест, сверься с ответами – оцени, насколько твои знания «нулевые». Приблизительно такие же задания будут на настоящем экзамене. Теперь ты знаешь, над чем работать.

Постарайся найти школьные учебники русского языка с 5 по 11 класс, а также пособия для подготовки к ЕГЭ. Сейчас таких пособий море – и в печатном виде, и в электронном. Выбирай такие, в которых есть примерные экзаменационные тесты – и чем больше, тем лучше. Я обычно рекомендую выпускникам пособия Н.А. Сениной или И.П. Цыбулько (не исключено, что эти авторы тебе знакомы со времён ).

Предварительная работа сделана? Теперь запасись терпением: подготовка к ЕГЭ – дело непростое.

Планируем самостоятельную подготовку к ЕГЭ

Конечно, в идеале твоя подготовка к ЕГЭ по русскому языку должна проходить под руководством учителя или репетитора. Но ты решил готовиться к ЕГЭ самостоятельно – а значит, попробуем спланировать работу вместе. Без планирования не обойтись – здесь важна система.

Прежде всего, разберись с режимом дня: выдели себе время для занятий. Подумай, сколько раз в неделю ты сможешь заниматься. Твоё занятие должно состоять из двух частей – теоретической и практической. Сначала изучаешь теорию по определённой теме, потом выполняешь тестовые задания в формате ЕГЭ. Теоретический материал ищи в учебниках, тесты – в пособиях по подготовке к ЕГЭ.

Если доверяешь мне, могу предложить материалы нашего сайта. Обещаю со временем опубликовать теорию и практику по всем направлениям подготовки к ЕГЭ. Но кое-что у нас уже есть.

Разделов, которые тебе предстоит повторить (или изучить с нуля) не так уж и много. Можешь скопировать их список прямо с нашего сайта, отпечатать – и ставить «галочку», если тема изучена. Неплохо было бы периодически возвращаться к пройденному материалу – чтобы не забыть. Вот эти темы (обрати внимание: кликабельные ссылки означают, что материал по теме есть на нашем сайте; эти темы выделены курсивом ).

Перечень тем, которые включены в ЕГЭ по русскому языку

Фонетика. Орфоэпия

Лексика

Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых связей между словами. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости).

Словообразование

Задания по этому разделу больше не включаются в ЕГЭ, поэтому рекомендуем этот материал как дополнительный.

Морфология

. Морфологические нормы (образование форм слова).

Орфография

И .

Правописание суффиксов различных частей речи.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Синтаксис

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание* . Нормы согласования. Нормы управления.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные.

Простое осложненное предложение. Построение предложений с однородными членами. Построение предложения с деепричастием.

Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи. Построение сложноподчиненных предложений.

Пунктуация

Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями).

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами).

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Речеведение

Речь. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации. Функционально-смысловые типы речи.

* — Задания по темам, отмеченным звёздочкой, больше не входят в ЕГЭ. Этот материал можно использовать как дополнительный.

Если будет трудно…

100 баллов на ЕГЭ я тебе, конечно, гарантировать не могу (хотя всё возможно). Но обещаю, что при условии регулярных занятий по этой методике результат будет достойным.

Однако какой-то материал может оказаться для тебя слишком сложным. Не расстраивайся, такое часто бывает: учишь, учишь тему, а она не даётся – и всё тут!

Лучший помощник – школьный учитель: если сформулируешь вопрос правильно, думаю, он не откажет в помощи.

Кстати, я тоже не откажусь тебе помочь. Если возникнут вопросы или затруднения, пиши мне на почту [email protected] (с пометкой «ЕГЭ с нуля» ) или обращайся ко мне прямо с сайта через форму обратной связи (она в самом низу этой страницы). Чем смогу, помогу! Готовлю выпускников к ЕГЭ с 2004 года – и с нуля в том числе. Возможно, и тебе окажусь полезной.

Итак, приступаем к занятиям! Главное, поверь: при желании и настойчивости подготовиться к ЕГЭ можно – даже с нуля! Успехов тебе, я в тебя верю.

Светлана Басенко, администратор сайта

Материалы

Подготовиться за год к сдаче ЕГЭ можно, а вот для того, чтобы получить при этом максимальные баллы, необходимо наличие как минимум двух условий. Во-первых, сильная мотивация - верный гарант, что ребенок хорошо подготовится, а во-вторых, основательная, крепкая база знаний и понимания изученного в школе материала.

В принципе, ежедневно ответственно, вдумчиво работая на уроках, выполняя домашние задания, занимаясь дополнительно на факультативах, на курсах в организациях дополнительного образования, самостоятельно, ребенок уже планомерно, систематически готовится к успешной сдаче ЕГЭ.

На экзамене проверяется степень усвоения материала школьной программы, умения практически использовать полученные знания, навыки. Значит, если ребенок хорошо учится, старается, ему в одиннадцатом классе нужно только помочь систематизировать свои знания, освежить их, углубить и научить правильно пользоваться ими при выполнении экзаменационной работы.

Согласитесь, когда знаешь, что тебя ждет на экзамене, как будет выглядеть экзаменационная работа, какие типы заданий там имеются, многократно выполнял похожие, то спокойнее себя чувствуешь, уверен в своих силах и возрастает возможность действительно показать, чему же в результате научился за одиннадцать лет, с каким багажом знаний, умений и навыков выходишь во взрослую жизнь.

Кстати, на шпаргалки рассчитывать не стоит, потому что они малоэффективны. Быстрее понять, выучить и держать все в голове - надежнее и всегда доступно.

На экзамене немаловажно понимать как правильно оформить ответы, а также уметь распределять время и вообще чувствовать его, так как экзамен продолжается строго отведенные часы и нужно успеть уложиться в них. Всем этим как раз и занимаются при подготовке к ЕГЭ.

Если подходить к ЕГЭ с практической точки зрения, то готовиться к нему (именно в формате предстоящего экзамена) при наличии крепкой базы знаний и нужно начинать за год до ЕГЭ. Почему? Ребенок не может выдержать двух-трехлетнего напряжения. Оно все равно ослабнет, и задор, запал, какой-то здоровый образовательный азарт постепенно потухнет. Не может любимое чадо несколько лет учиться на пределе своих сил психических и физических. Как впрочем и взрослые. Нет, пожалуй взрослые выдохнутся быстрее. А сдавать экзамен нужно непременно на психологическом, мотивационном подъеме.

Тогда получается, что до одиннадцатого класса можно и не думать о предстоящем серьезном испытании? Нет, не получается. О ЕГЭ нужно задумываться уже с восьмого-девятого класса. Речь шла об отработке имеющихся знаний по всему школьному курсу именно в формате ЕГЭ, а также повторении, систематизации, закреплении, ликвидации каких-то оставшихся пробелов в знаниях. А если у ребенка в знаниях сплошной пробел? Что же он придет повторять и углублять на годичный, очень серьезный, насыщенный, напряженный по содержанию курс подготовки к ЕГЭ, если он чистый лист в плане знаний? Не будем вдаваться в возможные варианты почему и каким образом так могло получиться. Ищем выходы из создавшегося положения, ведь ЕГЭ-то ребенку в любом случае сдавать надо, раз каким-то образом уже учится в одиннадцатом классе.

Честно скажите, будет ли учитель, естественно, знающий проблемные места в знаниях ученика, терпеливо сидеть с ним после уроков, заниматься? Ну вот попробуйте представить себе такого совестливого учителя, который считает пробелы в знаниях своих учеников своей недоработкой. Конечно, нет. Это просто утопия. Хотелось бы, чтобы это было в реальной действительности, однако в жизни все очень далеко от идеала. Хотя если вы на работе некачественно выполните задание, никто за вас исправлять не будет. Так почему бы и учителю не нести ответственность за качество своей работы - не за то, как заставляет вызубрить материал, а за старание донести знания до понимания каждым учеником.

Но не будем мечтать о несбыточном, вернемся к реалиям жизни. Итак, как родителям выяснить, хватит ребенку года на подготовку к ЕГЭ или нет.

Вариант с совестливым учителем, меряющим качество своей работы по знаниям своих учеников, отбрасываем. Нанять репетитора? А вдруг он окажется непрофессионалом в плане подготовки именно к ЕГЭ?

Самый верный путь - обратиться в надежную организацию дополнительного образования. Пусть ребенок пройдет там профтестирование с последующей консультацией опытного психолога. Таким образом вы и ваше любимое чадо будете уверены, что выбранный курс на какой-то определенный вуз верен, а также точно определится круг дисциплин, по которым необходимо сдавать ЕГЭ.

Далее ребенку необходимо пройти тестирование по этим дисциплинам. Таким образом выяснится уровень знаний по ним, процент пробелов. Там же могут порекомендовать вашему ребенку и занятия в учебных группах соответствующего уровня, чтобы ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях. Занятия проходят по утвержденным программам, выработанным путем многолетней практической работы. А постоянно проводимое тестирование при обучении в такой группе позволит вам видеть, насколько успешно проходит обучение.

Таким образом ребенок плавно подойдет к годичной подготовке уже конкретно к сдаче ЕГЭ по предмету. И в таком случае можно ждать максимальных баллов.

Думаете, что-то неправдоподобное написано? Однако именно такой путь помог многим моим знакомым успешно выдержать ЕГЭ, получить высшее образование и любимую работу.

Главное — не пускайте дело на самотек. Действуйте! И пусть все ваши мечты сбудутся!