Изучение испанского школа. Курсы испанского языка: учим язык с носителями из разных стран мира. Изучение испанского языка в Испании

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК - ТЕХНИКА»

Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.

Физическая и психологическая вы­носливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хо­рошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание;

достаточно высокое интеллектуальное развитие.

Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовы­вать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.

Орудия труда: ручные, машины, автоматы.

Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.

Примеры профессий: наладчик, автослесарь , водитель, радиомонтаж­ник, инженер-конструктор, швея-мотористка.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Предмет Труда:

Общие требования к работникам: дисциплинированность, пункту­альность, стойкая работоспособность, аккуратность, оперативная память, устой--, -

чивое концентрированное внимание, способность опеэировать представлениями.

Цели Труда:

Орудия Труда:

условия Труда:

Примеры Профессий:

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Предмет Труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.

Общие Требования к работникам: впечатлительность, эмоциональ­ность, трудоспособность, оперирование средствами эстетического воздействия, художественные способности.

Цели Труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воз­действовать, находить новые способы и варианты.

орудия Труда: ручные, функциональные средства человека, механизиро­ванное оборудование.

условия Труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.

Примеры Профессий: художник, скульптор, журналист, модельер, писатель, хореограф , композитор, парикмахер, закройщик-портной, дизайнер, юве­лир, актер, гравер, реставратор, цветовод-декоратор, живописец по росписи фарфора, шлифовщик по камню.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые , различ­ные живые организмы и биологические процессы.

Общие требования к работникам: любовь, к животным и растениям;

физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициатив­ность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хо­рошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.

Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и об­разцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, прове­рять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.

орудия Труда: ручные, механические и автоматизированное оборудова­ние.

условия Труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помеще­ниях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышен­ной моральной ответственности.

Примеры Профессий: агроном, агрохимик, зоотехник, цветовод, вете­ринар, биолог, микробиолог, эколог, садовод, овощевод, птицевод.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т. д.).

Общие Требования К работникам: высокие моральные качества, доб­рожелательность, вежливость , психологическая сдержанность, воспитанность, вы­держка.

Цели Труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, ока­зывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.

условия Труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.

Примеры Профессий: учитель, воспитатель, тренер, врач, медсестра, юрист, следователь, военнослужащий, менеджер, официант, продавец, проводник, стюардесса, библиотекарь, экскурсовод.

Что еще иметь в виду?

Помните: самый «нужный» ВУЗ не поможет добиться успеха, если у Вас нет ни малейшего интереса к выбранной специально­сти. Поэтому, прежде всего, стоит учитывать собственные инте­ресы и склонности.

Прежде чем поступать куда бы то ни было, постарайтесь по­говорить с как можно большим числом людей уже, работающих по выбранной Вами специальности. Большинство профессий име­ет свои профессионально важные качества. К примеру, если Вы не владеете словом, не стоит учиться на юриста. А если по харак­теру Вы непоседа и не любите долго заниматься одним и тем же, из Вас никогда не выйдет хороший бухгалтер.

Некоторые популярные сейчас и хорошо оплачиваемые специальности не требуют высшего образования . Гораздо важнее набраться практического опыта (например, менеджеру по прода­жам, манекенщице).

Листья в руке

Будда был уже очень старым и знал, что скоро ему предстоит уйти. Однажды, когда он сидел под деревом в осеннем лесу, к нему пришел Ананда и спросил:

Скажите, много ли мы узнали из того, что знаете вы?

Будда взял в руку несколько сухих листьев и спросил:

Как ты считаешь, много ли листьев в моей руке, по сравнению со всеми листьями в этом лесу?

Ананда посмотрел на кружащиеся и шуршащие под ногами листья и сказал:

Конечно, Учитель, листьев в лесу несравнимо больше, чем в вашей руке.

То, что я успел возвестить вам, это лишь несколько листьев в моей руке, - сказал Будда. – Все остальное предстоит познать вам самим, дорогой мой!

Почему же вы не сказали обо всем остальном? – грустно спросил Ананда.

Потому что это не принесло бы вам никакой пользы, - ответил Будда. – Знание идет через проживание, через существование. Вы должны прожить жизнь. А слова – это не более чем шелест и шум шуршащих листьев.

Будьте сами светом для себя

Будда умирал. Сорок лет он шел, и тысячи следовали за ним. Теперь он умирал. Он сказал: «Это мой последний день. Если у вас есть что спросить, спрашивайте.

Настал час, когда каждый должен идти своим путем». Беспросветная тьма окутала учеников Будды. Ананда – любимый ученик – заплакал, как дитя. У него из глаз

катились слезы. Он ударял себя в грудь, почти помешавшись.

Что ты делаешь, Ананда? – спросил Будда.

Что нам теперь делать? – ответил Ананда. – Ты был здесь, мы шли в твоем свете. Все было безопасно и хорошо. Мы совершенно забыли, что есть тьма. В следовании за тобой все было светом. Теперь ты уходишь. Что нам делать?

И он снова принялся плакать и стенать.

Послушай, - ответил Будда. – Сорок лет ты шел в моем свете и своего не смог достигнуть. Думаешь ли ты, что если бы я прожил еще сорок лет, ты бы достиг своего света? Чем дольше ты идешь в заимствованном свете, чем больше подражаешь, тем больше ты теряешь. Лучше мне уйти.

Будьте сами светом для себя.

Нравственность и Материальный Интерес

Нравственность и Материальный Интерес встретились на узком мостике, где двоим не разминуться.

Распластайся предо мной, низкая тварь! - грозно приказала Нравственность. - И я переступлю через тебя!

Материальный Интерес ничего не ответил, только посмотрел ей в глаза.

Ну… э-э-э… ладно, - неуверенно проговорила Нравственность. - Давай потянем жребий, кому кого пропустить.

Материальный Интерес хранил молчание и не отводил взгляда.

Чтобы избежать нежелательного конфликта, - сказала

тогда Нравственность не без душевной муки, - я сама распластаюсь, - и ты сможешь пройти по мне.

Тут только Материальный Интерес разверз уста.

Едва ли моим ногам будет удобно по тебе ступать, - возразил он. - Я на ноги очень чувствительный. Лучше сойди с мостика в воду.

Тем дело и кончилось.

Притча о возможностях и способностях

Один человек как-то приехал в деревню. И вдруг увидел в курятнике орленка. Он, словно петух или курица, ходил вразвалочку и клевал зерна. Иногда его, будто цыпленка, долбали клювом петухи постарше, ничего не опасаясь.

Человек решил провести эксперимент. Взял орленка на руки, сказал:

Но орленок спрыгнул с его рук и заковылял обратно в курятник, клевать зерна.

На следующий день человек вновь взял орленка, отнес его на чердак, и вновь произнес:

Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

А потом столкнул орленка вниз. Тот пролетел пару метров, но, оказавшись во дворе, опять потрусил в курятник.

На третий день человек взял орленка с собой в горы. Поднялся на самую высокую вершину и сказал:

Ты же орел! Твое место в небе, ты должен летать!

На этот раз он постарался подкинуть орленка повыше. Тот испугался, ведь внизу была пропасть. Пришлось молодому орлу расправить крылья и полететь. Он поднимался все выше и выше. Далеко внизу остался и человек, и гора,

деревня, и курятник, и жившие там петухи с курами. Всего на секунду пожалел орел, что он все-таки научился летать, и вновь ему захотелось назад, в уютный курятник. Но тут его пронзила мысль, что его место - действительно в небе. И тогда он понял, что всегда будет вспоминать и свой курятник, и деревню, и этого человека. Но назад к ним не вернется уже никогда...

Четыре типа людей

В своих путешествиях по Латинской Америке немецкий биолог Александр Гумбольдт встретился с одним мудрецом, который разъяснил ему свою теорию о четырех типах людей.

1. Те, которые кое-что знают, и знают, что они знают. Это люди образованные.

2. Те, которые кое-что знают, но не знают об этом. Такие люди спят. Их надо разбудить.

3. Те, которые ничего не знают, но об этом знают. Таким людям надо помочь.

4. Те, которые ничего не знают и которым неизвестно, что они ничего не знают. Это глупцы, им ничем не поможешь.

О спрятанном жемчуге

Некто пришёл в дом близкого друга и лёг там, напившись допьяна. А в это время его близкий друг должен был уйти по своим делам. Он прикрепил гостю к подкладке одежды в подарок жемчуг, не имеющий цены, и ушёл. А этот человек лежал без сознания, ничего не чувствовал и ничего не понимал.

Когда же он поднялся, то направился в чужую страну, добывал одежду и пищу тяжёлым трудом и очень нуждался. Если ему удавалось добыть немного, он уже считал себя удовлетворённым.

Впоследствии случилось так, что друг повстречал его и

Эй, достойный муж! Почему ты терпишь такие муки ради одежды и пищи? Я уже давно, желая тебе спокойствия и удовлетворения пяти желаний, прикрепил к подкладке твоей одежды бесценный жемчуг, он и сейчас на том же месте, но ты, не зная об этом, трудишься и страдаешь, чтобы обеспечить своё существование. Это же глупо!

Мода и порядки

Однажды, следуя веяниям моды, девочка-подросток изъявила желание надеть платье, которое открывало плечи.

Но мать сочла, что дочь ещё недостаточно взрослая для этого. Горячие споры не прекращались несколько дней.

Когда, наконец, поставили в известность отца, тот сказал:

Пусть она примерит платье. Если оно удержится на ней, значит она достаточно взрослая, чтобы носить его.

Паук в замочной скважине

Обследовав весь дом внутри и снаружи, паук облюбовал себе местечко в замочной скважине.

Какое удобное и надёжное убежище! Никто не сможет обнаружить здесь паука. А он, высунувшись из укрытия, будет преспокойно наблюдать за всем происходящим, не подвергая себя никакому риску.

У каменного порога натяну паутину для мух, - принялся рассуждать довольный паук. - На ступеньках лестницы будет другая, покрепче, - для жирных гусениц, а между дверными створками устрою хитрую ловушку для комаров…

Паук был вне себя от счастья и радужных надежд. Замочная скважина, вся обитая железом, казалась ему неприступной крепостью, и более безопасного пристанища он ещё в жизни не видывал.

Пока паук предавался мечтам и строил заманчивые планы на будущее, его тонкий слух уловил шум приближающихся шагов. Будучи по натуре осторожным, он тут же уполз в глубь своего убежища. Вернувшийся домой хозяин звякнул связкой ключей, вставил один из них в замочную скважину и… раздавил мечтателя.

Гусеница

Прилипнув к листочку, гусеница с интересом наблюдала, как насекомые пели, прыгали, скакали, бегали наперегонки, летали… Всё вокруг было в постоянном движении. И лишь одной ей, бедняге, отказано было в голосе и не дано ни бегать, ни летать. С превеликим трудом она могла только ползать. И пока гусеница неуклюже перебиралась с одного листка на другой, ей казалось, что она совершает кругосветное путешествие.

И всё же она не сетовала на судьбу и никому не завидовала, сознавая, что каждый должен заниматься своим делом. Вот и ей, гусенице, предстояло научиться ткать тонкие шёлковые нити, чтобы из них свить для себя прочный домик-кокон.

Без лишних рассуждений гусеница старательно принялась за работу и к нужному сроку оказалась укутанной с ног до головы в тёплый кокон.

Всему свой черёд! - послышалось ей в ответ. - Наберись немного терпения, а там увидишь.

Когда настала пора, и она очнулась, то уже не была прежней неповоротливой гусеницей. Ловко высвободившись из кокона, она с удивлением заметила, что у неё отросли лёгкие крылышки, щедро раскрашенные в яркие цвета. Весело взмахнув ими, она, словно пушок, вспорхнула с листка и полетела в дымке.

Тайна жизни

Давным-давно …. в незапамятные времена Бог спросил ангелов: «Где дымке спрятать Тайну жизни?».

Один ангел предложил спрятать Тайну в глубине морей.

Бог сказал: «Это было бы слишком просто.… Наступит день, когда они доберутся до самого глубокого океана и оплывут все моря».

Тогда ангелы предложили …схоронить Тайну жизни…в Матери Земле.

Бог сказал: «И это было бы слишком просто.…Однажды они обойдут весь свет и перекопают всю Землю».

После момента молчания ангелы предложили спрятать ее на вершине самой высокой горы.

Бог сказал: «Наступит день, и они заберутся на все горы мира».

Если Тайну жизни нельзя было спрятать ни в море…. ни в Матери Земле, ни в горах, где же тогда можно ее спрятать? Может быть на звезде?

После короткого молчания Бог сказал: «Люди доберутся до 4-х частей света, до самых глубоких морей и высочайших гор и даже до звезд раньше чем познают самих себя, поэтому Тайна жизни должна быть спрятана в них самих».

О сверчке

Один американец шёл со своим другом-индейцем по людной улице Нью-Йорк Сити. Индеец внезапно воскликнул:
- Я слышу сверчка.
- Ты с ума сошёл, - ответил американец, окинув взором растворившись в голубой

переполненную людьми в час пик центральную улицу города.
Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты.
- Но, я правда слышу сверчка, - настаивал индеец, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой перед причудливым зданием какого-то учреждения.
Потом он нагнулся, раздвинул листья растений и показал своему другу сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни.
- Удивительно, - отозвался друг. - У тебя, должно быть, фантастический слух.
- Да нет. Всё зависит от того, на что ты настроен, - объяснил он.
- Мне трудно в это поверить, - сказал американец.
- Ну смотри, - сказал он и рассыпал по обочине тротуара пригоршню монет.
Тут же прохожие завертели головами и полезли в свои карманы проверить, не у них ли просыпались деньги.
- Видишь, - блеснули глаза индейца, - всё зависит от того, на что ты настроен.

Чашки кофе

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненныеПредложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:

Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас - хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди - это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Дерево удовлетворения желаний

Один человек путешествовал и неожиданно попал в рай. Он бродил, наслаждался окрестностями, устал и лег спать под деревом желаний. Оно исполняло любые желания, и не было никакого промежутка между желанием и исполнением. Когда он проснулся, то почувствовал сильный голод и подумал:
- Я чувствую голод. Я бы хотел добыть немного пищи откуда проблемы нибудь.
И немедленно из ниоткуда появляется пища. Прямо приплыла по воздуху, очень вкусная пища. Он был так голоден, что не стал думать, откуда она появилась. Он сразу начал есть, а пища была так вкусна…
Потом, когда его голод прошел, он взглянул вокруг. Теперь он чувствовал удовлетворение. У него появилась другая мысль:
- Если бы только чего-нибудь выпить…
В раю нет запретов, немедленно появилось прекрасное вино.
Лежа в тени дерева и спокойно попивая вино, обдуваемый прохладным ветерком рая, он начал удивляться:
- Что это творится? Что происходит? Может, я сплю? Или здесь есть несколько привидений, которые разыгрывают шутки со мной?
И привидения появились. Они были ужасны, жестоки и отвратительны - именно такие, какими он себе их представлял.
Он задрожал и подумал:
- Сейчас они точно убьют меня.
И они его убили.

Это притча полна огромного смысла. Твой ум - это дерево удовлетворения желаний, и чтобы ты ни подумал, рано или поздно это исполнится. Иногда промежуток времени такой, что ты совершенно забыл, что ты этого хотел, и не можешь найти источник того, с чего началось. Но если взглянуть поглубже, то ты обнаружишь, что твои мысли создают тебя и твою жизнь. Они создают твой рай, они создают твой ад. Они создают твои страдания, они создают твою радость. Они создают плохое, они создают хорошее… Каждый здесь - Волшебник, каждый - Создатель своей жизни. Каждый крутит и ткет волшебный мир вокруг себя… а потом оказывается связан. Паук сам пойман в свою собственную сеть. Никто не мучает тебя, кроме тебя самого. И когда это осознано, вещи начинают меняться. Тогда ты можешь повернуть все наоборот, ты способен превратить свой ад в рай. Все на твоей ответственности.

Тип профессии «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»

Предмет Труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.

Общие требования к работникам: дисциплинированность, пункту­альность, стойкая работоспособность, аккуратность, оперативная память, устойчивое концентрированное внимание, способность оперировать представлениями.

Цели Труда: разбираться проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.

Орудия Труда: ручные, автоматизированное) и механическое оборудова­ние, функциональные средства человека.

условия Труда: микроклимат бытового помещения, повышенная мораль­ная ответственность.

Примеры Профессий: технический редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, переводчик, программист, пользователь ПЭВМ, экономист, кассир, лингвист, конструктор, чертежник, штурман, закройщик, радист, стено­графист, телефонист.

«предмет труда»: человек человек, человек техника - страница №1/1

Первые пять групп суждений в тесте характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда» :


  1. человек - человек,

  2. человек - техника,

  3. человек - знаковая система,

  4. человек - художественный образ,

  5. человек - природа.
Последние две группы суждений в тесте, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда» :

А) исполнительские,

Б) творческие.

Сначала определяется, к ка­кому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5) вы в наибольшей сте­пени склонны и способны. Затем определяется ваша преимуществен­ная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

Наиболее удачный случай, когда склонности лежат в той же группе профессий, что и способности. Это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав профессию, вы не только смогли бы до­биться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.

Профессиональные склонности - стремление человека зани маться теми или иными видами профессиональной деятельности.

Однако не всегда нам нравятся именно те виды деятельности, ко­торые у нас больше всего получаются. В том случае, если наиболее привлекательный для вас квадрат на психологической карте профессий не совпадает с квадратом, характеризующим деятельность, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, ориентиро­ваться ли на ваше «Хочу» или на ваше «Могу».

Не существует правил, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям или способностям. Тем более что в ходе жизни они часто сближаются. Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способ­ности могут развиваться и совершенствоваться. Но также верно и об­ратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Поэтому данный вид дея­тельности становится для него более привлекательным.

Если ваши профессиональные склонности не совпадают с вашей оценкой профессиональных способностей, то рекомендуется выяснить, каковы же ваши способности на самом деле.

Надеемся, что экспресс тесты, предлагаемые в этой книге, помо­гут Вам лучше узнать ваши профессионально-важные качества.

Человек - Природа

Люди этого типа профессии любят природу.

Предметом труда являются растения, животные, микроорганизмы и условия их среды обитания. Они создают условия для размножения и развития живых организмов в нужном для человека направлении.

Условия труда очень нестандартны и изменчивы. Поэтому важна способность или умение подмечать самые незначительные изменения в среде обитания животных и растений. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в их поведении и делать это своевременно, т.к. возможны необратимые изменения -заболевания, гибель, поражения.

Человек, работающий в этом типе, должен иметь необходимый кругозор в общих основах растениеводства, животноводства, микро­биологии, химии и др. Требования к двигательной активности в раз­ных видах труда представителей этого типа профессий разнообраз­ны - от навыков рисования (уметь зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами. Ё некоторых случаях требуются бережные движения (с семенами, с новорожденным молодняком животных), в некоторых- многократно повторяющиеся ручные усилия (при высадке растений, уборке урожая), иногда значи­тельные физические нагрузки.

Наряду с наблюдательностью по отношению к проявлениям жиз­недеятельности организмов, важны образная зрительная память, бога­тое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуа­циях работы с биологическими объектами.

Бережность и аккуратность в отношении к живым организмам -непременное личное качество профессионала. При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом развития.

Противопоказаниями к работе часто оказываются слабое здоро­вье, недостаточное физическое развитие, серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к живой природе.

Человек-Техника

Люди этого типа любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям - свет, тепло, облегчает жизнь.

Представители профессий рассматриваемого типа умеют производить, участвовать в производстве вещественных продуктов труда, ви-1ов энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности. Они создают и поддерживают в рабочем состоянии ма­шины, механизмы, приборы, обрабатывают различные материалы. Этот тип профессий самый многочисленный.

В данном типе используются различные способности, которые по­надобятся в той или иной профессии. В одних случаях требуется тонкое зрительное различие свойств материала или обстановки труда (сбор­щик электронных приборов, ткачиха), в других - надо на слух оценить работу оборудования (наладчик оборудования, мастер-диагност), в третьих - обоняние и вкус ориентируют человека (технология приго­товления продуктов питания). Тонкие мышечные ощущения и точная дозировка усилий, прилагаемых к инструменту, обусловливают успех во многих видах сборки, наладки точных приборов.

Для специалистов этого типа важно уметь разбираться в чертежах и схемах. Хорошо, если человек, читая их, быстро понимает суть, целое и детали. Проектирование техники требует хорошего развития про­странственного воображения, памяти на числовые параметры разного рода.

Также необходим кругозор в области естественнонаучного знания и прежде всего по физике, химии, математике. Важно знать устройство и функции применяемых приборов, машин, инструментов. А также знать многие строгие правила по эксплуатации техники, условиям безопас­ного труда и выполнять их.

Среди требований к двигательной активности необходимо указать такие, как точность и быстрота движений. Хорошая координация и обдуманность движений. Наличие различных двигательных навыков, ручная умелость.

Человек должен уметь сосредотачивать, переключать и распреде­лять внимание. Как правило высокие требования к глазомеру, слуху, обонянию, мышечной чувствительности.

При работе с техникой требуется дисциплинированность, предель­ная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знаний, умений.

Во многих профессиях этого типа противопоказаниями являются нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. В некоторых ви­дах труда требуется немалая физическая выносливость, и соответству­ющие профессии противопоказаны для женщин.

Человек - Человек

Представители профессий данного типа умеют руководить груп­пами, коллективами, сообществами людей, учить и воспитывать детей разных возрастов, лечить, осуществлять полезные действия по обслу­живанию различных потребностей населения.

Деятельность людей данного типа связана прежде всего с общени­ем. Поэтому у них должна быть хорошо поставлена и развита речь, как письменная, так и устная. Требования предъявляются к четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, ясности и понятности содержания высказываний. У них должно быть развито умение слу­шать других людей (не перебивая), понимать внутренний мир людей, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его поло­жении. Также немаловажен для людей этого типа профессий внешний облик.

Важны наблюдательность по отношению к человеку, отзывчивость, доброжелательность, готовность прийти на помощь людям, терпение.

Профессии данного типа требуют творческого склада ума, спо­собности ясно представлять варианты возможных последствий действий людей.

Профессионал данного типа- будь то учитель, врач или инспектор милиции - должен иметь немалый кругозор в области гуманитарных знаний. Очень кстати оказывается здесь жизненный опыт, и основан­ное на нем, понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми ему приходится иметь дело.

Противопоказаниями к данному типу профессий являются дефек­ты речи, невыразительная речь, замкнутость, необщительность, выра­женные физические недостатки, излишняя медлительность, равноду­шие к людям.

Человек - Знаковая система

Деятельность людей данного типа профессий связана с информа­ционным обеспечением, печатными источниками, цифровым материа­лом, контролем качества продукции, созданием документации, иност­ранными алфавитами, построением математических и химических фор­мул, разработкой схем, маршрутов, законодательством и др.

Представители этого типа должны хорошо уметь ориентироваться и разбираться в условных обозначениях, языковых системах, докумен­тах, текстах. Они создают и перерабатывают таблицы, схемы, черте­жи, тексты, формулы, перечни и каталоги каких-либо объектов.

Например, делопроизводитель или бухгалтер должны учесть мно­жество документов, следить за их происхождением, правильно их хра­нить и направлять нужным лицам. Программист, осмыслив задачу, поступившую от заказчика, порождает последовательную систему команд для машины, которая может привести к решению этой задачи.

Для человека важны быстрые и точные, координированные дви­жения пальцев рук (программист, оператор, наборщик), красивый и разборчивый подчерк (библиограф, секретарь, паспортистка).

Необходима систематичность в работе, аккуратность, хорошее сосредоточение внимания, способность воспринимать и удерживать в памяти словено-логическую информацию больших объемов. Также важны аналитическое мышление и критичность восприятия, усидчи­вость, настойчивость, терпение. Важна умственная работоспособность. Физически же этот труд чаще всего нетяжелый.


Человек - Художественный образ

Представители этого типа профессий умеют воплощать идею или оп­ределенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образа, а также оценивать и анализировать это воплощение.

Профессии связаны, как правило, с гармонией цветового решения (картины, архитектура, декорации, оформление чего-либо), художе­ственными стилями, эстетикой, музыкальным звучанием и отклонени­ем от темпа и пр.

Таким людям требуется нестандартное мышление, творческий под­ход, способность непредвзято видеть события, развитое эстетическое чувство. Важно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства. Важен художественный такт - ува­жительное отношение к произведению искусства.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служению общественным идеалам.

Особенности творчества представителей этого типа профессий со­стоит в том, что они - новаторы по своей сути. Особенно ценится не­повторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Очень важными качествами являются непредубежденность, раско­ванность художественной мысли, смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений.

Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только в том случае, если человек в совершенстве овладел навыками и приемами кропотливого труда (музыкант, художник, актер, певец).

Люди этого типа должны быть усидчивыми, терпеливыми, способ­ными к многократной переделке сделанного. К трудностям данного типа профессий относят длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств, опорно-двигатель­ному аппарату, немалые нервные нагрузки.
Классификация профессий по предмету труда


Тип профес­ сии

Предмет труда

Примеры профессий

Психологические качества

«Человек - природа»(П)

Различные живые орга­низмы, био­логические процессы

Микробиолог, агрохимик, гео­лог, животновод, агроном, зоотех­ник, ветеринар, врач, лесовод, озеленитель

лесник, садовод, овощевод, эколог, ботаник, зоолог, животновод, рыболов, доярка, зверовод, дрессировщик, микробиолог, генетик, вирусолог, биохимик, лаборант химико-биологического анализа.



Наблюдатель­ность, устойчи­вость внимания, склонность к на­блюдению, вы­носливость, тер­пеливость к не­достатку ком­форта

«Человек - техника» (Т)

Технические системы, веществен­ные объек­ты, мате­риалы, виды энергии

Слесарь, токарь, инженер-конструктор, опера­тор котельной, машинист, швея, сварщик, ка­менщик, маляр, механик, мон­тажник, плот­ник, штукатур, электрогазосварщик, электромонтёр

водитель, летчик, токарь, автослесарь, швея, столяр, шахтер, инженер-геолог, механик буровой установки, техник, ткач, электросварщик, наладчик, строитель, сборщик микросхем, ин­женер по эксплуатации, повар, пекарь, кондитер, технолог по перера­ботке пищевых продуктов.


Развитие нагляд­но-образного мышления, про­странственного воображения, техническая ос­ведомлённость и сообразитель­ность, развитие двигательных навыков, склон­ность к практи­ческому труду

«Человек - человек» (Ч)

Люди, груп­пы, коллек­тивы

Врач, медсестра, воспитатель, гу­вернер, учитель, тренер, офици­ант, продавец, проводник, сек­ретарь, следователь, милиционер, социальный работник, массажист, парикмахер

экономист, инженер, бухгалтер, чертежник, топограф, геодезист, программист, оператор ЭВМ, секретарь, пере­водчик, нотариус, контролер-кассир.


Коммуникатив­ные и организа­торские способ­ности, эмоцио­нальная устой­чивость, тактич­ность, выдержка, доброжелатель ость, речевые способности

«Человек -

Условные знаки, цифры, коды формулы, естественные или искусственные языки

Корректор, кассир, секретарь машинистка, оператор ЭВМ, переводчик, библиотекарь, наборщик, программист, бухгалтер, экономист, ревизор, статистик, чертежник, телефо-

Способность к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости

«Человек - художественный образ» (X)-

Произведения литературы, искусства

Дизайнер, художник, журналист, модельер, закройщик, копировщик, актер, ювелир, музыкант, архитектор, диктор, парикмахер, кондитер, фотограф, маляр, реставратор декоратор, цветовод

композитор, артист, писатель, режиссер, поэт, сценарист, модельер, резчик по дереву, вышивальщица,.


Развитый художественный вкус, эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение, склонность к творчеству, развитость речи

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник), средств труда (использует ли он машины или ручные инструменты) и т.п. Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия вам подходит, а какая нет.

Базовая классификация профессий

Любая профессия по КАЖДОМУ из оснований (строки) может быть отнесена к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации и соответствующие им типы профессий.

Предмет труда

Художественный образ

Условия труда

На открытом воздухе...

Необычные

С повышенной моральной ответственностью

Средства труда

Автоматизированные

Функциональные

Цели труда

Гностические

Преобразующие

Изыскательские

1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.

В действительности, это - очень грубое деление. Имеет смысл не просто относить к одному из пяти типов, такой способ подходит только для некоторых профессий, четко соответствующих одному из пяти предметов труда. Для каждой профессии психологи определяют, какой предмет труда ближе, с чем преимущественно приходится иметь дело - таких предметов, характеризующих профессию, может быть и три. Такая дифференцированная оценка позволяет нам различать и профессии внутри одной группы: по тому, какой из предметов труда назван вторичным для данной профессии.

«ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Профессии : семеновод, мастер-животновод, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек-природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

С другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе . Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии : проходчик, столяр, техник-металлург, радиомеханик, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить:

    профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
    профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
    профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
    профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
    профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
    профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
    профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
    профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
    профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

«ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.

Профессии типа "человек - знаковые системы" включают:

    профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
    профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
    профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

«ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.

3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела:

    Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры,

    Предмет труда : ЧЕЛОВЕК (юрист прежде всего обслуживает людей, общается с ними, помогает решать их проблемы, анализирует их), ....Знаковые системы (юрист занимается чтением и анализом документов, справочников, сборников законов, статистической информации).
    Условия труда : С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (за жизнь и честь человека), ....бытовые (иногда - если это юрист-следователь, милиционер - то на открытом воздухе).
    Средства труда : ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (собственные мозги, язык, жесты, мимика),....иногда - автоматизированные (компьютер).
    Цели труда : ГНОСТИЧЕСКАЯ (определить-опознать причину, определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента - сортировать, классифицировать), .....Изыскательская (найти способ защиты подсудимого, способ подачи информации, улики).

    Конечно, ваша идеальная формула может быть составлена психологами с помощью тестов - вам задаются вопросы, а в результате выявляются предпочтения вами тех или иных средств труда, предмета - в будущей профессиональной деятельности. Формулы профессий составляются психологами труда на основе профессиограмм (описаний профессий - задач, возникающих в трудовой деятельности, требований к профпригодности). Существуют даже компьютерные системы сопоставления вашей идеальной формулы профессии и формул типичных профессионалов. Подобные услуги вам окажут в центрах профориентации и психологической поддержки, центрах компьютерного психологического тестирования. Но всегда лучше уметь самому анализировать профессию, раскладывая ее по полочкам: ведь тогда ваш выбор профессии будет действительно осознанным - вы ведь будете понимать, ПОЧЕМУ вам нравится та или иная профессия (например, профессия каскадера - за необычные условия, а физика-теоретика - за изыскательские цели).

О типах профессий написано много скучных, местами интересных, но, на мой взгляд, абсолютно бесполезных публикаций. Я с ними, конечно же, ознакомился. В основном рассматривают две типологии профессий. Первая принадлежит профессору Климову Евгению Александровичу, а вторая – Дж. Холланду. Я вам о них вкратце расскажу, но основной упор сделаю на третий вариант.

Да, да, теперь в Сети появится ещё одна, на мой взгляд, наиболее удачная классификация профессий, которая акцентирует внимание на стратегически важных аспектах. Но давайте начнём с Климова и Холланда.

Классификация профессий по Климову Е. А.

Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:

Человек + объект труда.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда:

  1. 1. Человек.
  2. 2. Природа.
  3. 3. Техника.
  4. 4. Знак.
  5. 5. Художественный образ.

В результате получились следующие типы профессий:

  • Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.
  • Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
  • Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
  • Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами). В данную категорию входят программисты, бухгалтера, финансисты, аналитики и др.
  • Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

Вот так выглядит классификация профессий по Климову. На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов. Например, торговый представитель в процессе работы сталкивается с техникой (водит автомобиль), работает со знаковыми системами (составляет отчёты в Excel), много общается с людьми (своими поставщиками и клиентами), а также часто проводит корпоративные мероприятия на природе, где во всю глотку горлопанит песни под гитару (певец доморощенный). Вот такой «винегрет» нам предлагают современные реалии. Куда этого пациента будем записывать?

Думаю, все согласятся, что данная типология является слабоватой. Переходим к варианту Дж. Холланда.

Психологическая классификация профессий по типам личности

В своей теории Дж. Холланд пытается донести одну интересную мысль. Вот она:

Эффективность и успешность человека зависит от того, насколько подходит профессия его типу личности.

Данная мысль, на мой взгляд, достаточно интересная, но абсолютно бесполезная. Чуть позже объясню почему. Ну, а сейчас подробнее о психологической классификации Холланда.

  1. 1. Реалистический тип – это люди действия. Они не эмоциональны, не боятся рисковать и принимать решения, разбираются в технике – в общем, типичные представители мужских профессий.
  2. 2. Интеллектуальный (исследовательский) тип – это люди умственного труда. Они склонны к самообучению, аналитике, наблюдениям, а также к различным исследованиям. Им будет комфортно работать в аналитических центрах, научно-исследовательских институтах, маркетинговых компаниях и т.д.
  3. 3. Социальный тип – это люди, ориентированные на общение. Они легко налаживают контакты, умеют договариваться, способны убеждать, любят работать в команде. Наиболее подходящие направления для них – общественная деятельность, преподавание, медицина, работа в сфере обслуживания.
  4. 4. Стандартный (конвенциональный) тип – это люди, ориентированные на чётко структурированную деятельность. Они придерживаются общепринятых норм и традиций, сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы, исполнительны, любят работать со знаковыми системами, зачастую малообщительны и некоммуникабельны. Как правило, их профессии связаны с расчётами и документацией: бухгалтера, финансисты, нотариусы, программисты, библиотекари и т.д.
  5. 5. Художественный (артистический) тип – это творческие люди. Они редко ориентируются на социальные нормы, достаточно эмоциональны и чувствительны, любят находиться в центре внимания, имеют собственные (зачастую сложные) взгляды на жизнь, а также обострённую интуицию и богатое воображение. Работают в сфере искусства (актёры, художники, музыканты и т.д.), также могут быть хорошими блогерами, ораторами, успешно проводят презентации.
  6. 6. Предпринимательский тип – это прирождённые управленцы и бизнесмены. Больше узнать о них вы можете из публикации: . Такие люди идут в бизнес, политику, адвокатуру, журналистику и т.д.

Вот так выглядит психологическая классификация профессий Дж. Холланда. В целом она интересна – даёт определённую пищу для размышлений и анализа, но я считаю, что в практическом плане она не несёт никакой пользы. Дело в том, что:

Человек подсознательно сам ориентируется на профессии, соответствующие его типу личности.

Если вы непоседа, то вряд ли вас заинтересует профессия – бухгалтер. Интеллектуал не горит желанием быть спецназовцем, прирождённый актёр мечтает исключительно о сцене. В общем, я думаю, что теория Дж. Холланда непригодна для практической профориентации.

Друзья, слышите, где-то вдали звучит барабанная дробь? Да, да, сейчас начнётся самое интересное! Я расскажу вам о стратегически важных типах профессий. Вы готовы? Тогда я начинаю!

Типы профессий по квалификационным признакам

О данной классификации вскользь упоминается в различных учебниках и публикациях. Странно, но почему-то никто не акцентирует на ней внимание. На мой взгляд, именно эта классификация является наиболее важной и практически полезной. Именно потому я решил исправить ситуацию и детально вам о ней рассказать.

Итак, хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:

Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».

Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:

Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.

Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.

Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.

  1. 1. Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения. Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д.

    Понимаете, о ком речь?

    Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену!
    Таких ценят и уважают. Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:

    Они не боятся увольнения, потому что всегда востребованы!

  2. 2. Специалисты среднего уровня – это кадры, на подготовку которых уходит немного времени. Например, продавец, менеджер по продажам, водитель, каменщик, сантехник, швея, директор. Да, да, директора входят именно в эту группу.

    Речь идёт о профессиях, которые можно быстро освоить.
    Естественно, здесь у работодателя есть «пространство для манёвра». Можно относительно быстро найти нового продавца или водителя. Однако без крайней необходимости этого делать никто не будет, так как данные специалисты хоть и не ценные, но всё же квалифицированные.

  3. 3. «Бананы» – это неквалифицированные кадры. Например, дворники, грузчики, курьеры, подсобные рабочие и, конечное же, «бананы». Как вы думаете, насколько сложно найти человека, который в костюме «банана» будет на улице раздавать листовки прохожим? Ответ на этот вопрос подталкивает к выводу:

    Люди этих профессий имеют самую низкую ценность на рынке труда.
    Да, грузчик может неплохо зарабатывать, но эти деньги ему даются тяжёлым трудом. Ну и, при необходимости, работодатель сможет быстро найти ему замену.

Итак, друзья, вы познакомились с тремя типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?» Давайте рассмотрим

Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы - ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам. И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части - важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, трудовым заданием), но и способы работы.

Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае - технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) - специалист по управлению подъемным краном, слесарь - специалист по обработке металла.

При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.)

Подтипы профессий типа «Человек – Техника»

Профессии, связанные с обработкой, добычей грунтов, горных пород:

Проходчик, машинист бульдозера, техник геофизик, инженер по опробованию и испытанию скважин

Профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, изделий:

Сборщик верха обуви, столяр, плотник, оптик, ткач, прессовщик изделий из пластмассы

Профессии, связанные с производством и обработкой металла, механической сборкой, монтажом машин, приборов, оборудования:

Горновой, токарь, фрезеровщик, шлифовщик, оператор станков с программным управлением, сборщик-достройщик судовой.

Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием механического оборудования, технологических машин, установок, транспортных средств:

Слесарь-ремонтник, осмотрщик-ремонтник вагонов, механик.

Профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, сооружений, конструкций:

Каменщик, электросварщик, строитель, архитектор, слесарь-судоремонтник, арматурщик

Профессии, связанные с монтажом, сборкой электрорадиооборудования, приборов, аппаратов:

Электромонтажник, сборщик электронных часов, техник по производству вычислительных машин, сборщик микросхем, монтажник-вакуумщик

Профессии, связанные с ремонтом, наладкой, обслуживанием электрооборудования, приборов, аппаратов:

Радиомеханик, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, инженер радиосвязи, техник-электрик, часовщик.