Изобретение 4 тысячи лет до нашей эры. IV тысячелетие до н. э

Памятник Тысячелетию Государства Российского … Википедия

Тысячелетие: Тысячелетие единица измерения времени, равная 1000 годам. «Тысячелетие» американский мистический сериал от создателей «Секретных материалов». «Тысячелетие» (англ. Millennium) фантастический кинофильм о путешествиях во… … Википедия

Тысячелетие - ист. период, обозначаемый либо арабскими цифрами с наращением падежного окончания в изданиях для подготовленного читателя (2 е тысячелетие до н. э.), либо словами в массовых изданиях (второе тысячелетие до нашей эры), либо арабскими цифрами с… … Издательский словарь-справочник

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, тысячелетия, ср. 1. Период времени в 1000 лет, десять веков. 2. чего. Годовщина события, случившегося 1000 лет тому назад. В 1862 г. праздновалось тысячелетие основания русского государства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

Тысячелетие Millennium Жанр Драма, хоррор Автор идеи Крис Картер В главных ролях Лэнс Хенриксен Терри О Куин Меган Галлахер Клеа Скотт Brittany Tiplady Страна … Википедия

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ, я, ср. 1. Срок в тысячу лет. 2. чего. Годовщина события, бывшего тысячу лет тому назад. Т. города (тысяча лет со дня основания). | прил. тысячелетний, яя, ее. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 годовщина (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

- (1000 летие) … Орфографический словарь-справочник

У этого термина существуют и другие значения, см. Тысячелетие (значения). Тысячелетие (также миллениум) единица измерения времени, равная 1000 годам. Содержание 1 Летосчисление 1.1 Порядковый … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Тысячелетие (значения). Тысячелетие Millennium … Википедия

Книги

  • Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI веков , М. П. Сотникова, И. Г. Спасский. Книга, посвященная тысячелетию русской национальной монетной чеканки, состоит из двух основных частей - исследования и сводного каталога монет первоначального русского чекана - и приложения.…
  • Тысячелетие русской истории , Н. А. Шефов. Книга богато оформлена огромным количеством иллюстраций, наглядно показывающих яркую многовековую палитру тысячелетней истории России. Эта книга - словно лента небывалого кинофильма; то…

Эра Ноя: 5,2-4,2 тыс. лет до н. э.

История преподобного Ноя – один из наиболее популярных библейских сюжетов. До сих пор энтузиасты, свято веруя в ее абсолютную правдивость, вычисляют, насколько многочисленна была колония переселенцев, и ищут на склонах Арарата следы легендарного ковчега. Нисколько не принижая значимость такого рода анализа, мы предлагаем взглянуть на миф о Ное несколько шире. Информация, содержащаяся в Книге Бытия, позволяет определить направление миграции рода Ноя и ее приблизительное время. Это два рациональных момента мифа, про которые можно говорить достаточно определенно. Все остальное следует отнести к области беллетристики.

Начнем с того, что корректировка библейской хронологии вынудила создателей Книги Бытия связать судьбу Ноя со вселенской катастрофой XI тыс. до н. э. События, происходившие в эру Еноса, были искусственно перенесены ближе к нашему времени. Миграция в V тыс. до н. э. части индоевропейцев («компании Ноя») с территории Русской равнины действительно была морской. Они переплыли то, что мы определили ранее как Евразийский океан (или то, что от него осталось к тому времени). Это была акватория, охватывающая Черное, Азовское и Каспийское моря. Библия трактует это переселение как вынужденное, инициированное приближающимся Вселенским потопом. Но он случился задолго до этого. Реальная же причина миграции, думается, была из разряда тех, что вдохновляла первые кругосветные экспедиции и движет «Человеком любопытствующим»: индоевропейцы открывали для себя дальние уголки планеты.

Ной отправился в плавание, будучи шестисот лет от роду. Следовательно, морскую миграцию выходцев с Русской равнины в Переднюю Азию следует относить ко времени 4,6 тыс. лет до н. э. Оно примерно соответствует периоду возникновения первых земледельческих поселений в Двуречье. Библия фиксирует этот факт коротко, но весомо: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник» (Бытие 9, 20). В Двуречье пришли люди, освоившие земледелие и владевшие культурой садоводства. Более того, пьяная история в семействе Ноя указывает на существование в то время виноделия. В общем, переселенцы-северяне умели не только трудиться, но и привольно отдыхать.

Данные археологов свидетельствуют, что шумеры были этнически и лингвистически чужды семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию несколько позднее. Традиционно их (правда, с высокой степенью неуверенности) относят к средиземноморской расе. И этому есть объяснение. Как уже говорилось, ранние индоевропейцы уже на рубеже XI и X тыс. до н. э. проникли в Средиземноморье и Малую Азию. На протяжении следующих тысячелетий они жили среди местных племен, контактировали и, как это водится, при вживлении в инородную среду смешивались с ними. Новая волна индоевропейской миграции относится к середине V тыс. до н. э. В Библии она изображена как спасение семейства Ноя от надвигающейся катастрофы. Морская экспедиция, каким бы ни был огромным «ковчег», не могла быть достаточно широкомасштабной. Ной проторял маршрут, по которому позже двигались его соотечественники. В результате в Двуречье со временем собрались малоазийско-средиземноморские, индоевропейские и семитские племена.

Главным божеством шумерской мифологии был бог Ан, что по-шумерски значит «небо». Его имя пишется знаком, обозначающим понятие «бог» и ставящимся как детерминатив перед именами других богов. В списках богов он неизменно открывает список. Его постоянный титул – «отец богов». Но в безглассовом написании имена Ан и Ной тождественны. Русские до сих пор поминают своего верховного бога словом «Он» и соотносят его с небом. Русский «Он» стал шумерским Аном, а в Библии хранитель культа бога неба и предводитель выходцев с Русской равнины назван Ноем. По-еврейски это имя означает «покой», «успокоение». Самое точное определение для бога вечного приюта человеческих душ! Удивительно, насколько органично уживаются в одном образе элементы русской, шумерской и еврейской традиций.

В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества, – остров Дильмун (Тильмун), счастливый, блаженный остров. На Дильмуне восходит солнце, это первозданная страна, где не было змей, скорпионов, львов, диких собак и волков. Дильмун – «чистая», «непорочная», «светлая» страна, «страна живых», не знающая ни болезней, ни смерти. Дильмун предстает, скорее, божественным, чем человеческим, раем, местом обитания богов. Корень в названии этого шумерского Эдема напоминает нам о Туле – «острове блаженных» древних кельтов. Академические ученые, похоже, даже не допускают мысли о северном происхождении шумеров. Вот и Дильмун они соотносят с Бахрейном – «жемчужиной» Персидского залива. О том же, что название заповедной страны на все сто индоевропейское, говорить не принято. Можно прослыть за европофила!

Название Дильмун мы предлагаем соотнести с понятием «дольмен», сооружением из мегалитов. Обычно оно представляет «домик» из каменных плит с круглым (полукруглым) окошком (входом) в одной из них. Дольмены выступали в виде святилищ, об их назначении спорят. На наш взгляд, дольмен олицетворяет женское начало, это алтарь Великой Богини: вход в виде круга говорит сам за себя. (На символическом уровне это то же, что и избушка на курьих ножках, которая может стать к лесу задом, а к герою передом.) Бог солнца – супруг Богини – входит в ее дом солнечным лучом. Дильмун – это страна дольменов. В Краснодарском крае и на Северном Кавказе дольмены присутствуют в изобилии, и резонно предположить, что дольменная (и шире – мегалитическая) культура распространялась с Кавказа на юг, а не наоборот.

Вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода: «до потопа» и «после потопа». Один из них – Берос (350 г. до н. э. – 280 г. до н. э.) – в своем историческом труде приводит список 10 царей, правивших «до потопа». Их имена: Аларос, Алапарос, Амелон, Амменон, Мегаларос, Даонос, Еудорахус, Аменпсинос, Отиартес, Ксисутрос. Это вавилонский аналог списка десяти древнейших библейских патриархов. Он составлялся позднее библейского, и потому значение вавилонских имен вряд ли имеет глубинный смысл, характеризующий содержание их эпохи (да и времена их правления запредельно велики). Но имена четырех правителей оканчиваются на «рос» – слово, обозначающее арийского жреца. Сегодня мы можем подправить Бероса: с Русской равнины ушла та часть индоевропейцев, которые не называли себя ариями, последние появились в Шумере несколько позже. Но список Бероса служит явным указанием на северное происхождение допотопных царей!

Библия говорит, что во времена Ноя «на всей земле был один язык и одно наречие» (Бытие 11, 1). И даже потомки Ноя, построившие Вавилон, все еще продолжали говорить на едином языке. «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык» (Бытие 11, 5-6). Каким был этот язык? Наш ответ – индоевропейским. Потомки Ноя, в конце концов, смешались с местными народами, но происходило это на протяжении тысячелетий. Все сыновья плыли в ковчеге, а значит, были стопроцентными европейцами. Все нынешние увлечения ностратическим и бореальным языком не более чем дань либеральной традиции. Индоевропейцы, уходя с Русской равнины, несли свой язык другим народам. В их диалогах рождались те смешанные формы, которые филологи окрестили бореальными и ностратическими.

Эра Ноя приходится на время распада индоевропейской общности. В это время европеоиды начинают свой победный марш по планете. Если раньше их миграции с территории Русской равнины носили локальный характер, то теперь их в полном смысле можно назвать глобальными. Ареал распространения европейцев совпадает с зоной культур крашеной керамики. Тут следует выделить два вектора движения – «азиатско-африканский» (в Библии миграция Ноя) и «европейский» – трипольская археологическая культура (территория Украины и Молдавии) и культуры Винча и Старчево на севере Балканского полуострова. Миграции осуществляли племена иеневцев-бутовцев.

Книга Бытия дает понять, что отнюдь не все «сыны человеческие» двинулись вслед за Ноем. В прежних пределах остались жить потомки Каина. Вот для чего создатели Библии вставили в текст параллельные родословные! Расхождения между ними начинаются с Ламеха. В родословной от Сифа патриарх Ламех родит Ноя, которому суждено покинуть родину. Родословная же от Каина рисует иную картину.

«И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату было Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа» (Бытие 4, 19-22). У «отца» всех земледельцев в потомстве Ламеха появляются не только скотоводы, но также кузнецы и музыканты. Последнее обстоятельство крайне существенно, поскольку родиной металлообработки Библия объявляет Восточную Европу. Неожиданно?

Приведем отрывок из уже упоминавшейся книги М. Гимбутас: «Первые изделия из меди появляются в Восточной и Центральной Европе после 5500 г. до н. э. В целом ряде поселений были найдены шилья, бусины и прочие мелочи, изготовленные путем нагрева и ковки. <…> В начале V тыс. до н. э. разработка медных залежей принимает систематический характер; к середине этого же тысячелетия ее объем значительно возрастает. Примерно тогда же на сцену выходит золото, разрабатывается технология плавки и появляются крупные медные инструменты. <…> В Карпатских, Трансильванских и Родопских горах имелось немало залежей меди. Старейшая из известных нам разработок находится в Рудна-Главе, в 140 км к югу от Белграда, и датируется не позднее 5000 г. до н. э. <…> В 1971 г. Е.Н. Черных открыл, а в 1972 г. провел раскопки шахт Ай-Бунара в 8 км от города Стара-Загора (Центральная Болгария). Там было найдено 11 шахт общей длиной в 500 м, причем некоторые из них имели до 110 м в длину и до 20 м в ширину. Такие шахты могли давать не одну тонну медной руды. Разработки на Ай-Бунаре датируются серединой V тыс. до н. э. В шахтах были обнаружены медные инструменты, включая такие приспособления для горных работ, как топоры-тесла и киркомотыги. Анализ меди из Ай-Буна-ра и из расположенных поблизости мастерских, захоронений и хранилищ показал, что ею снабжалась вся восточная часть Балканского региона, Молдавия, Западная Украина и Южная Россия, а на западе – Словакия и Северо-Восточная Венгрия». Поражает тот факт, что наша хронологическая шкала идеально подтверждается археологическими открытиями.

Начало металлообработки приходится в точности на эру сыновей Ламехов. Библия в очередной раз демонстрирует свой глубинный историзм и необыкновенную основательность в изложении событий мировой истории.

Библейская энциклопедия учит, что имя Иавал означает «поток», «ручей», а имя Иувал – «протяжный звук», «рог», «труба». Наверное, уже не надо говорить, что изначальное содержание этих имен лежит в слое индоевропейской лексики. До сих пор в русском языке живет слово «увал» – «возвышенность». Имена сыновей Ады по-разному воспроизводят его. И что исключительно важно, хранят свое северное происхождение. На современный лад их сегодня величали бы Горами (Егорами, Игорями).

Имя сына Циллы – Тувалкаин – сплошная загадка для филологов. Но оно обретает содержательное значение, если предположить, что первая буковка прилепилась к нему позднее, а «каин» – греческое «новый» – прозвище. Тогда (Т)Увал-каин следует переводить как «Увал новый», то есть Увал, рожденный Циллой, второй женой Ламеха, вслед за Увалами, рожденными Адой. Все сыновья Ламеха в нашей интерпретации носят одинаковые имена, и все они своим именем связаны с Русской равниной. И как память об этих патриархах северной цивилизации стоят на ней Северные Увалы.

Часть. 4. Русь в VI — I тысячелетиях до нашей эры.

«Слову РУСЬ - более 250 тысяч лет».
Публикация И.Ядыкина «О РУСЬ, ВЗМАХНИ ВЕКАМИ!»,
газета «Красная звезда», 30 Мая 2007 года

Как было сказано ранее, в 5508 году до нашей эры русов возвратились в Приазовье и Северное Причерноморье.

Рис. 18. Территория русов в 5508 году до н.э.

В 500 — 1500 годах (в V тысячелетии до нашей эры) происходит ещё один раскол носителей гаплогруппы R1a1а1, населявшей причерноморские степи. Мощная волна носителей гаплогруппы R1a1а1b с Днестро-Донского региона движется на север и к Волге. По Русской равнине активно расселяются потомки русов — арии и скифы (по данным американской компании Family Tree DNA арии и скифы также принадлежат к гаплогруппе R1a1а1, её юго-восточной (евроазиатской) ветви). В 4700 годах (в VIII веке до нашей эры) , скифы мигрируют с Русской равнины на юго-восток вытесняя киммерийцев.


Рис. 19. Миграция ариев и скифов (гаплогруппа R1a1).

В 1500 — 3500 годах (в IV — III тысячелетиях до нашей эры) человек впервые знакомится с медью . Это знакомство произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка). Сплавлять медь с другими металлами для получения бронзы тогда ещё не умели. В некоторых культурах для увеличения пластичности самородки после ковки прогревали, что приводило к отжигу дефектов, образованных в результате холодной деформации. Низкое распространение меди связано, в первую очередь, с недостаточным количеством самородков, а не с мягкостью металла — в регионах, где меди было много, она быстро стала вытеснять камень. Несмотря на свою мягкость, медь имела важное преимущество — медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново. С IV тысячелетия до нашей эры медные и бронзовые орудия труда начали вытеснять каменные. На территории между Днепром и Доном возникают центры обработки медной руды, а на Донбассе — центры добычи медной руды . Наступает период консолидации, общественной организации племён, развития патриархата, формирования крупных, общественных объединений.

Около 1500 года (IV тысячелетия до нашей эры) русы одомашнили лошадь . «Недавние исследования зубов останков лошади (жеребец из Дереивки, Украина, около 4000 лет до н.э.) показали, что удила применялись по современному их назначению. Этнологические параллели показали, что освоение верховой езды должно было сопровождаться ростом демографического состояния и повышением мобильности». [Источник: Д.Энтони, Д.Я.Телегин, Д.Браун, «Зарождение верховой езды» // «В мире науки», 1992. № 2 стр. 36 - 42 ].

Одновременно изобретается колёсный транспорт . [Источник: Сафронов В.А., «Индоевропейские прародины». Горький, 1989 г. ].

Также в 1500 годах (в IV-м тысячелетии до нашей эры) на Руси появляются киммерийцы .


Рис. 20. Миграция киммерийцев (гаплогруппа R1a1).

В «Книги Велеса» (дощечка 6е), пишется о родстве русов с киммерийцами . Они названы под именем кимры: «Были Кимры , также отцы наши , а они-то Ромеев трясли и Греков разметали, как поросят напуганных».

Греки столкнувшись с народом степной части Северного Причерноморья называют их — киммерийцами . [Исторический трактат «История» древнегреческого историка Геродота Галикарнасского ].

Киммерийцы принадлежали к общности русов — носителей R1a1. [Источник: Ахматнуров С.С. «Гунны, руническое письмо, гаплотип R1a1» ].

Киммерийцы носили кожаные куртки, штаны, сапоги и островерхие шапки. На киммерийских вещах чаще всего встречается фигура в виде ромбовидного значка с вогнутыми сторонами и кружочком в середине . Почти всегда такой значок вписывается в круг, в результате чего образуется простая четырехлепестковая розетка. Значками такого рода обычно оформлялись круглые бронзовые бляхи с отверстиями для перекрещивающихся ремней у уздечки. Значку могло придаваться и значение оберегов. Также встречаются круглые бляшки с вписанным прямым равноконечным крестом .

Мигрировав с территории Южного Приуралья и Среднего Поволжья, киммерийцы обосновались в Причерноморье, а затем начали расселяться и предпринимать походы далее на запад. Одновременно походами киммерийцев в Центральной Европе распространяется похоронный обряд — трупосожжение , прежде покойников хоронили в земле. Киммерийцами часто именуются археологические культуры Северного Причерноморья, относящиеся к раннему железному веку, соответственно, это время носит название «Киммерийской эпохи» (XI—VII века до нашей эры).

В Причерноморье киммерийская эпоха знаменовалась расцветом культуры и хозяйства. Ширилось скотоводство и пахотное земледелие в Приазовье. Была очень развита металлургия железа и бронзы . Следы разработки их рудников и металлургического производства со шлаками и остатками плавки найдены в Донбассе вблизи города Артемовска. Изготовлялось первоклассное оружие — длинные стальные мечи , наконечники стрел, копий. Но наряду со сталью использовались и бронзовые наконечники, и боевые топоры . Основным родом войск была конница . Они уже использовали уздечки, трензеля, что позволяло хорошо маневрировать лошадьми.

В 1700 — 2200 годах (в 3800 — 3300 годах до нашей эры) на территории Руси развивается среднестоговская (или скелянская, новоданиловская) культура, которая формируется на основе традиций нижнедонской и сурской культур в междуречье Кальмиуса и Нижнего Дона.

К среднестоговской культуре относят 4 захоронения вблизи Мариупольского могильника (стены могил укреплялись каменными плитами, булавы с почковидным навершием, подвески из зубов сурка, клыков кабана, медные бусины, браслеты, пояс из перламутровых нитей, сверху могила засыпалась камнями). При контакте скелянской и азово-днепровской культур сформировалась следующая энеолитическая культура — квитянская (конец IV — I половина III тысячелетия до нашей эры), положившая начало возникновению курганов («могил») в Северном Приазовье («утробное» положение умершего, ориентировка головой на восток, растительная подстилка, охра как элемент погребения, наличие кромлеха — каменной кольцевой наброски).

К этому времени относят также археологические памятники Приазовья :

Нижнемихайловской культуры (3000 — 2600 лет до нашей эры: курганы в Ильичёвском районе Мариуполя, на месте электростанции комбината имени Ильича) — характеризовалась созданием своеобразных культовых комплексов — стел и алтарей, захоронениями с чернолощёнными горшочками с напутственной пищей;
. животиловско-волчанской культуры (середины III тыс. до нашей эры: погребения у пгт.Сартана) — присутствовали кроме горшочков и своего рода игральные фишки в виде костей коленных чашечек, астрагалов и метаподиев овец;
. ямной культуры (середина III тыс. до нашей эры: множественные курганы в районе Волонтёровки и Новосёловки, у сёл Кременёвка, Огородное, Чермалык и др.) — ориентация умершего на восход Солнца и Луны, наличие горизонтальных площадок сверху кургана для погребальных ритуалов. Именно этой культуре принадлежит около 80% всех курганов Северного Причерноморья. В курганах «Каменных могил» да и в самом городе (курган на пересечении проспекта Строителей и улицы Урицкого города Мариуполя, в народе — «Зеленая горка», на старинных картах — «Дед») были найдены следы эпохи меди-бронзы.

В 1993 году при строительстве водопровода, проходившего по окраине кургана «Зеленая горка» (Мариуполь), были найдены кости, обнаружены три погребения, относящиеся к бронзовому веку, не исключено, что в кургане находятся и погребения скифо-сарматского периода. Отдельные курганы имеют объём грунта более 2000 м³, а вес более 2400 тонн. Найденные скелеты довольно высокого роста (мужчины — 173 см, женщины — 160 см). Уникальной признана находка Мариупольской археологической экспедиции в 1984 года. Вблизи Мариуполя были обнаружены остатки деревянных четырёхколёсных повозок со сплошными деревянными дисковидными колёсами . Учёными эта находка датирована XXVII веком до нашей эры . Таким образом, найденные в Приазовье повозки являются на сегодня одним из древнейших видов колёсного транспорта в мире (раньше таковым считался транспорт Месопотамии XXVI века до нашей эры) .
Наиболее характерными культурами на территории Руси в то время были трипольская и ямная культуры.


Рис. 21. Территория распространения трипольской и ямной культур.

Трипольская культура.
Трипольская культура — энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI — III тысячелетиях до нашей эры в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 годах до нашей эры . Это одна из ранних земледельческих культур на территории Восточной Европы. Трипольцы выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень и просо. Кроме того, они занимались скотоводством. В их хозяйствах были коровы, свиньи, козы, овцы. Они также знали металлообработку меди, умели прясть и ткать. Наиболее яркий признак культуры — расписная керамика, причем самым «популярным» мотивом был спиральный.
Трипольцы жили в поселениях, некоторые из них можно назвать протогородами — их размеры достигали порой 450 гектаров. Как правило, планировка поселений была правильной, жилища располагались параллельными рядами, группами или концентрическими кругами. Дома трипольцев были глинобитными, некоторые двухэтажными. Однако из-за того, что плодородие обрабатываемой земли быстро уменьшалось, трипольцы были вынуждены каждые 50 — 70 лет переселяться на новое место. Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня, камня и меди.
Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён. Религией являлись аграрные культы, почитание Великой Богини, священным животным была собака.
С приходом русов (носителей гаплогруппы R1a1а1) часть трипольцев влилась в их генофонд .

О миграции родов князя Словена с побережья Чёрного моря на север пишет и В.Н.Татищев в «Истории Российской»:

«Князь Славен , оставив во Фракии и Иллирии около моря по Дунаю сына Бастарна , пошел к полуночи и град великий создал , во свое имя Славенск нарек. (...)». [

«Докурганная» эпоха Донбасса и появление первых курганных захоронений. Археологи открыли, а затем и достаточно тщательно изучили среднестоговскую культуру , которая первоначально (в 3-ей четверти IV тысячелетия до н. э.) сложилась на стыке Донецкой и Ростовской областей, а затем распространилась на всю степь и большую часть лесостепи.

В процессе анализа памятников и хронологии среднестоговской культуры ряд восточноукраинских и российских исследователей, а также известная литовско-американская археолог Мария Гимбутас пришли к выводу, что представители этнического сообщества времён энеолита и были древними индоевропейцами-носителями праязыка, на ответвлениях которого – русском, немецком, испанском, английском, хинди, французском, португальском, персидском и мн. др. – заговорила половина человечества.

Археологические памятники : В Донбассе среднестоговская культура представлена остатками поселения у села Раздольное в Донецкой области, грунтовым могильником у города Яма – ныне город Северск в южной Луганщине, четырьмя захоронениями возле Мариуполя.

Социальная организация : окончательный переход от матриархата к патриархату, укрепление большой семьи – рода, состоявшего из нескольких парных, зарождение межплеменных объединений и частной собственности.

Способ хозяйствования : зерновое земледелие и скотоводство, переход от мотыжной обработки земли к пахотной, интенсификация обмена и появление торговых отношений между племенами и территориями, первая ступень в территориальном разделении труда – выделение пастушеских и земледельческих племён.

Орудия труда : каменные орудия и предметы быта сменяются медными, мотыга заменяется плугом.



Духовность : О духовном миреепохи энеолита мы можем судить по тем артефактам, которые найдены археологами. Прежде всего это керамические изделия бытового назначения и их орнаменты. Как и во всех культурах неолита и энеолита, орнамент носил космогоническую символику и являлся иллюстрацией мировоззрения представителей данной культуры. Для керамики характерен «вихреобразный» орнамент. Обычно декор имеет трёхъярусную структуру: дождь, потоки воды, посылаемые на землю Великой Матерью, подземный мир и земля со восходящими посевами. Женские статуэтки из глины имеют такую же «вихревую» раскраску, как и керамика. В глиняное тесто при их изготовлении добавлялось зерно и мука, что свидетельствует о связях с темой плодородия.

Взаимодействие этносов : в эпоху энеолита – меднокаменного периода, происходит необыкновенно оживленная волна переселений.

На севере, в узкой полосе «дунайской» культуры, начинают приходить в движение «индоевропейцы», складывающиеся в этнические группы. Примерно к III до н. э. распад «единого пранарода» уже совершается, большой поток двигается в восточном направлении, а по речным коридорам текут в южном направлении одна волна переселений за другой.Совершается глубокий процесс, оформляющий расовые и этнические особенности и подготовляющий выступление на сцену народов и племён, обладающих историческими именами.

Indo-European expansion

Схема миграций индоевропейцев – в 4000 – 1000 гг. до н. э. в соответствии с «курганной гипотезой». Розовая область соответствует предполагаемой прародине индоевропейцев – самарская и среднестоговская культуры. Оранжевая область соответствует территории расселения носителей индоевропейских языков к 1000 году. до н. э.

К индоевропейцам относится больша́я часть современного человечества, ими и родственными им являются многие древние, вымершие и существующие сейчас народы: армяне, лидийцы, балты, германские народы, греки, иллирийцы, индийцы, иранцы, италики, кельты, славяне, тохары, фракийцы, фригийцы, хетты. К славянам относятся современные белорусы, болгары, лужичане, македонцы, поляки, русские, сербы, словенцы, словаки, украинцы, хорваты и чехи, а также в настоящее время онемеченные и полонизированные полабские и поморские славяне. Все индоевропейские народы принадлежат к различным типам европеоидной расы. Индоевропейцы – это общность исключительно языковая. За исключением языкового родства, их не связывает больше ничего.

Модели происхождения индоевропейцев можно условно разделить на европейские и азиатские . Из европейских наиболее распространённая среди лингвистов и археологов курганная гипотеза предполагает, что прародиной индоевропейцев была территория Северного Причерноморья в междуречье Днепра и Волги , а сами они представляли собой полукочевое население степных районов современных востока Украины и юга России, жившее в этих местах в V – IV тыс. до н. э. С предками индоевропейцев обычно идентифицируется население, относящееся к среднестоговской, самарской и ямной культурам . В дальнейшем в связи с переходом этих племён к бронзовому веку и приручением лошади начались интенсивные миграции индоевропейских племён в различных направлениях. При этом происходила языковая ассимиляция индоевропейцами местного доиндоевропейского населения, что приводило к тому, что современные носители индоевропейских языков значительно различаются по расово-антропологическому типу.