История развития отечественной авиации и космонавтики. История развития космонавтики. Направления становления воздухоплавания

Урок по теме: Приставки ПРИ- и ПРЕ-

Цели урока:

1.создать условия для проявления интереса к теме урока;

2.обеспечить исследовательский характер учебной деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение;

3.способствовать самостоятельной работе обучающихся со словарями, пособиями, учебником;

4.научить обучающихся различать близкие по звучанию, но разные по значению слова;

5.обогащать словарный запас обучающихся, обращая внимание на значение и правописание заимствованных и исконно русских слов.

Оборудование.

Ход урока.

I . Поэтическая разминка.

Задание. Прочитайте наизусть стихотворение, объясните орфограммы в приставках, найдите в тексте примеры художественных тропов. Подготовьте стихотворение к записи по памяти.

(Не)пр…выкайте к ч…десам –

Д…витесь им, д…витесь!

(Не)пр…выкайте к неб…сам,

Гл…зами (к)ним т…нитесь,

Пр…гляд…вайтесь к обл…кам,

Пр…слуш…вайтесь к птицам,

Пр…клад…вайтесь к р…дникам, -

Н…что (не)повт…рит(?)ся. (В. Шефнер)

II . Словарно-орфографическая разминка.

Задание 1. Запишите слова, в которых пре- и при- не являются приставками и их правописание нельзя объяснить изученными правилами. Отметьте слова, значения которых вам непонятны.

ПРИ -: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.

ПРЕ-: президиум, президент, премьера, препарат, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).

Задание 2. Определите лексическое значение слов. Приведите примеры, включив слова в словосочетания или предложения, при необходимости обращайтесь к словарю Л. П. Крысина: Толковый словарь иноязычных слов М.: ЭКСМО, 2011.

Препарировать – приготовить какой-либо организм или вещество для научного лабораторного исследования;

Преамбула – вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта;

Презентация – публичное представление созданного фильма, печатного издания, предприятия;

Превентивный – предупреждающий что-нибудь, предохранительный;

Привилегия – преимущественное право, льгота.

Задание 3. Определите лексическое значение фразеологизмов, при необходимости обращайтесь к «Фразеологическому словарю русского языка» под ред. А. И. Молоткова. Если сможете, приведите свои примеры, включив к них фразеологизмы.

Пришлось не по вкусу . (А. Герцен)

Придержать язык – поменьше говорить, болтать рассуждать, помалкивать, замолчать. – (М. Горький)

Прикусить язык Тут Иван . (А. Пушкин)

– внимательно слушать. – Ты хочешь мне что-то сказать? – Да. – Хорошо, я весь превратился в слух.

Задание 4. К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при-, пред-.

Безграничный (беспредельный), будущий (предстоящий), несправедливый (пристрастный), примерный (приблизительный), печальный (прискорбный), сплошной (непрерывный).

Грань (предел), зрелище (представление), измена (предательство), правонарушение (преступление), склонность к какой-либо деятельности, одаренность (призвание), убежище (пристанище), последователь (приверженец).

Доставать, покупать (приобретать), загородить (преградить), закончить (прекратить), мешать (препятствовать), находиться (пребывать), подъезжать к станции (прибывать), понравиться (приглянуться), побороть (превозмочь), очень хвалить (превозносить), преданность (привязанность), превзойти (превысить), прижаться (прильнуть), привлекать (притягивать), предвещать (предрекать).

Вероломно (предательски), несправедливо (пристрастно), свободно (беспрепятственно), сплошь (непрерывно), неуважительно (пренебрежи тельно), верно (преданно).

Задание 5 . Подберите антонимы с приставками при- и пре-, составьте с ними предложения.

Удаляться (приближаться), очень мало (премного), убавлять (прибавлять), очень злой (предобрый), уважать (презирать), отдалять (приближать), уродливый (прекрасный), последующий (предыдущий).

III . Актуализация полученных знаний.

Вспомните значение приставок, сравните столбики А и Б.

А. Значение приставки пре-

Б. Значение приставки при-

1. Высшая степень предобрый, прекрасный, преуспевать.

2. прекращение, преступление, превращение, преодолеть, пресечь.

3.Что-либо новое , получившееся в результате изменения: преобразовать.

1. Присоединение , прибавление: приобщение, причастный., пришить.

2. Приближение : приехать, придвигать.

3. Близость к чему-либо : пригород, прибрежный.

4. приоткрыть, присесть, причудливый, привередливый.

5. Доведение действия до конца : приготовить, придумать.

6. Сопутствующее действие : присвистывать, притоптывать.

7. Приспособление к чему-либо : притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться.

Задание 1 . Составьте словосочетания с данными словами. Выберите из предыдущего списка значение приставки, запишите, указав номер, например: преходящее явление А2.

Презирать –

Преклоняться –

Преклонить –

Предать –

Пребывать –

Преступить –

Преемник –

Претворить –

Преходящий –

Преуменьшить –

Преувеличить –

Приклоняться –

Приклонить –

Придать (значение) –

Прибывать –

Приступить к (работе) –

Приёмник –

Притворить –

Приходящий (вовремя) –

Приуменьшить –

Приумножить –

Задание 2 . Запомните слова, где затруднительно выделить приставку, а также определить ее значение. Выпишите отдельно слова иноязычного происхождения.

Препятствие, препоны, преисподняя, прегрешение, престол, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратности, предел, пресловутый, прельстить, престиж, преклонный, преставиться, премьер, преследовать, преподаватель, преподнести, камень преткновения, препроводить, препо-

добный, прелюбодей, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия президент, претензия, прерогатива, превалировать, президиум, премьера, претендент, прецедент, префект…

Прибаутка, привередливый, прибор, пригожий, приличия, пристойно, приесться, приключение, приказ, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, пример, притязание, природа, прическа, прискорбно, приволье, приверженец, примадонна, примета, прилежный, приятный, приватный, привилегия, приматы, примитив, приоритет…

IV . Практическая работа.

Задание 1 . Составьте текст. Озаглавьте его. Используйте слова с приставками при- и пре-.

Задание 2 . От данных глаголов образуйте существительные и составьте с ними словосочетания. Образец. Приблизиться – приближение весны.

Превратиться, присоединиться, прикоснуться, преподавать, принуждать, приветствовать, приземляться, препятствовать, преобразовать, препираться, прекращать, преследовать, преодолевать, пренебрегать, примерять, примирять.

Задание 3 . Разберите слова по составу.

Превозносить, перераспределение, неприкосновенный, превзойти, превозмочь, преисполненный, присоединились, беспристрастный, беспрестанный, беспрерывный, неприспособленный, предрассудок, предназначенный, предрассветный, соприкосновение, предположение, непрерывный, непреклонный, неприступный, непримиримый, беспредельный, беспересадочный, невосприимчивый, пресыщение.

Задание 4 . Замените слова с приставкой пре- сходными словами с приставкой пере- и составьте словосочетания.

Образец. Превозмочь – пересилить себя, превратиться – переворот.

Претерпеть, преступник, предать, пресыщение, предание, прервать, пресечь, предел, непрестанно, преобразовать, превысить, преходящий, превратиться, превзойти, преобладание, не прекращаться.

Задание 5 . К данным глаголам подберите однокоренные существительные, прилагательные, наречия (где это возможно) так чтобы в них сохранились приставки. Составьте словосочетания.

Образец. Приветствовать – послать привет (сущ.), приветливый (прил.) человек, встретить приветливо (нар.), торжественное приветствие (сущ.).

Прервать, призывать, препятствовать, привлекать, пренебрегать, преклоняться, приступить, принуждать, превращать, презирать, приземляться, примириться, не прерывать, предать.

Задание 6 . Иногда смешивают приставки пре- и при- с предлогом при. Раскройте скобки, обозначьте предлоги и приставки.

1 . 1) Павел служил в (при)станционном буфете. (При) станционном буфете была кубовая. 2) Люди мечтали о (пре)образовании природы. (При)образовании нового вещества температура резко понижается. 3) Это было неожиданное (пре)вращение. (При)вращении шарика нитка натягивается. 4) Фотографии проявляли (при)красном свете. Мы отдыхали в (пре)красном доме отдыха. 5) Все произошло (при)странных обстоятельствах. Это был (пре)странный человек.

2 . Самостоятельно составьте подобные пары предложений со словами:

При увеличении – преувеличение, при интересной – преинтересный, при следующих – преследующих, при мудром – премудром, при дорожной –придорожной, при фронтовых – прифронтовых, при усадебном – приусадебном.

Задание 7 . Вспомните, как называются слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному, в зависимости от их значения. (Омонимы) Найдите омонимичную пару. Заполните 2-ой столбик таблицы. (См. слова для справок). Придумайте предложения с этими словами.

ПРЕ-

ПРИ-

Пребывать (находиться)

Предавать (изменять, выдавать)

Предел (граница)

Преемник (продолжатель)

Преступить (нарушить)

Претворить (осуществить)

Претвориться (осуществиться)

Преклоняться (относиться с большим уважением)

Превратный (ложный)

Претерпеть (перетерпеть)

Преходящий (временный)

Презирать (отвергать)

Слова для справок: призирать (дать приют, заботиться), приходящий (пришедший на время), прибывать (приезжать), придавать (прибавлять), приступить (начать), притворить (прикрыть), притвориться (принять иной вид), приемник (аппарат), приклониться (приближение к чему-нибудь), привратник (сторож у ворот), придел (боковой алтарь в церкви), притерпеться (привыкнуть).

V . Объяснительное списывание.

Задание 1 . Вставьте пропущенные буквы.

Пр…вратностям судьбы не пр…кословь: все пр…ходяще. Пр…тензии и пр…тязания пр…тендента на пост пр…зидента беспр…цедентны. Камнем пр…ткновения пр…дставлялась ему пр…вередливость юной пр…лестницы, от коей он много пр…терпел. Беспр…страстно и непр…клонно пр…одолевай пр…пятствия и пр…поны.

Задание 2. Распределить слова в колонки: 1 - слова с при-, 2 - слова с пре-.

Беспр…страстный, пр…странно, пр…вратник, пр…терпеться, пр…смыкаться, пр…успевать, пр…зент, пр…мьер, пр…мер, пр…ставился, пр…дставил, пр…ставил, пр…ставать, пр…ватизация, пр…меривать, пр…мирить, пр…подать, пр…проводить, пр…неприятно, пр…вилегия, пр…имущество, пр…поднять, пр…шептывать, пр…ем, пр…норовиться, сильно пр…уменьшить, чуть пр…уменьшить, пр…увеличить, пр…умножить, пр…украсить, непр…стойность, непр…язнь, пр…близительно, пр…вознести, пр…поднести, пр…поднять, пр…митивно, пр…ключение, пр…грешение, пр…исподняя, пр…баутка,пр…пираться, пр…переться, пр…следовать пр…ступника, пр…творить в жизнь, пр…старелый, коленопр…клоненный, непр…ходящие ценности.

Задание 3. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

НА ПР…ЕМЕ У ПР…ЗИДЕНТА К…МПАНИИ.

На пр…еме у пр…зидента к…мпании было много пр…красных специалистов. Пр…зидента бурно пр…ветствовали. Он пр…сел в пр…чудливое кресло. Началось заседание пр…зидиума. Все кричали, пр…вставали с мест. Тогда пр…зидент пр…кратил заседание и возобновил его, когда все пр…молкли. Пр…зидент выразил пр…знательность пр…восходным архитекторам за перестройку пр…зидентской р…зиденции. Пр…сутствующие зааплодировали так, что пр…зидент пр…вскочил со своего пр…чудливого кресла. Когда все разршлись, пр…зидент пр…лег отдохнуть на пр…огромный мягкий-пр…мягкий диван.

    Попробуйте сочинить свой рассказ с обилием слов с пре- и при-.

    Победит тот, в чьем тексте будет больше таких слов.

VI . Интересное задание.

Задание 1 . Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Составьте фразу.

Как пр… красен этот мир, посмотри !

На пр …горке стоит Егорка.

Пр… восходны, красивы, пр… лестны и чудесны с утра небеса .

Там , пр… близительно метрах в десяти, благоухал куст сирени.

Такая пр… чудливая туча пр… поднимается из-за горизонта.

Красота , когда имеешь пр… вилегии, но соблюдаешь пр… личия.

Условие: если пропущена буква И, выпиши первое слово из данного предложения; если пропущена буква Е, выпиши последнее слово из данного предложения. Составьте фразу из выписанных слов.

Задание 2 . Вспомним орфографическую песенку Ф. Крапивина. Сформулируйте правила, о которых в ней рассказывается.

Пр…был ли поезд, пр…плыл пароход,

Космонавт пр…летел из Вселенной –

Обо всех, кто пр…дет, пр…летит, пр…плывет,

Пишется ПР…-, несомненно.

Винт пр…винтил, пр…крутил колесо,

Пр…клеил, пр…шил умело –

Помни, что пишется ПР…- обо всем,

Что добрые руки пр…делали.

Язык пр…кусил – не совсем откусил,

Пр…горело – не значит горит.

Помни, что сделано, ноне совсем,

Пишут с приставкой ПР…-.

Пр…длинный достанет до крыши рукой,

Пр…жадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой –

ПР…- мы напишем об этом.

Дожди непр…рывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не пр…града.

Где очень похожи пере- и пре-,

Там только ПР…- ставить надо.

При- или пре-? Пре- или при-?

Это совсем не секрет.

Сразу получишь ответ.

Задание 3 . Запишите слова, обведите указанные преподавателем буквы. Объясните значение полученного из обведенных букв слова. Составьте предложение с данным словом.

Оппонент - третья, территория - четвертая, соберём - четвертая, ассоциация - третья, коллегия - четвертая, коснуться - вторая, ковбой - третья, чуткий - вторая, аттракцион - третья, цыпленок - вторая, прийти - четвертая.

(Пресловутый . Тютчев.)

Задание 4 . Составьте слово.

    Приставка из слова пр…морский

    корень из слова неприглядный

    суффикс из слова смотреть

    окончание из слова шуршать

    постфикс из глагола учишься.

Задание 5 . Какое слово здесь написано? Апбрвегвдоезёмжозчиьй.

Задание 6 . Прочитай слово. Каждой цифре соответствует буква алфавита.

17 18 6 5 19 20 1 3 19 20 6 13 30

(Представитель)

VII . Закрепление знаний.

1. Словарный диктант.

Престарелый представитель, беспрепятственное пребывание в городе, приобретать радиоприемник, преодолевать препятствия, причудливые облака, непререкаемый авторитет, приключилась пренеприятная история, превратиться в беспристрастного наблюдателя, присутствовать на приеме, пригоревшая приправа, прекратить непрерывные переговоры, призадуматься над этим преданием, пренебрегать предостережением, притихший приморский город, беспрестанные придирки, прихворнуть и прилечь, прелестный приусадебный участок, преследовать преступника.

2. Объяснительный диктант.

Преподаватель географии предложил нам изучать природу родного края. У нас нет неприступных гор, непроходимых болот, но есть прелестные живописные уголки, беспредельные лесные дали, места, связанные с древними преданиями.

Соприкосновение с природой всегда прекрасно! Бродя по лесу, мы подбираем корни причудливой формы, не пренебрегаем шишками, перышками: все это пригодится для изготовления игрушек. На привалах мы собираем хворост, разводим преогромный костер, стараемся приготовить еду повкуснее, но в походе вкусна даже пригоревшая каша. Потом, прибравшись, непременно поддерживая огонь и, притихнув, прислушиваемся к лесным звукам.

    Проверяется степень усвоения темы обучающимися, анализируются ошибки, допущенные в диктанте.

    Подводится итог совместной работы.

VIII . Домашнее задание.

1 . Выучите основное правило правописание приставок при- и пре-. Подумайте над значением приставок. (При-: приближение, присоединение, неполнота действия, нахождение рядом. Пре-: сходство с очень, перед, впереди.)

2. Выучите словарные слова с при- и пре-.

3 . Вспомните слова, написание которых связано с различием в их значении.

(Прибывать – приезжать. Поезд прибывает. Пребывать – находиться. Пребывать в столице.). Запомните, что ПРЕУВЕЛИЧИТЬ всегда пишется с пре-. Запомните: преклонный возраст, неприступная крепость, камень преткновения, непреложный закон, непреходящее значение, превратности судьбы.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Русский язык и литература

Описание:

Урок по теме: Приставки ПРИ- и ПРЕ-

Цели урока:

1.создать условия для проявления интереса к теме урока;

2.обеспечить исследовательский характер учебной деятельности: наблюдение, сравнение, обобщение;

3.способствовать самостоятельной работе обучающихся со словарями, пособиями, учебником;

4.научить обучающихся различать близкие по звучанию, но разные по значению слова;

5.обогащать словарный запас обучающихся, обращая внимание на значение и правописание заимствованных и исконно русских слов.

Оборудование.

Ход урока.

I . Поэтическая разминка.

Задание. Прочитайте наизусть стихотворение, объясните орфограммы в приставках, найдите в тексте примеры художественных тропов. Подготовьте стихотворение к записи по памяти.

(Не)пр…выкайте к ч…десам –

Д…витесь им, д…витесь!

(Не)пр…выкайте к неб…сам,

Гл…зами (к)ним т…нитесь,

Пр…гляд…вайтесь к обл…кам,

Пр…слуш…вайтесь к птицам,

Пр…клад…вайтесь к р…дникам, -

Н…что (не)повт…рит(?)ся.(В. Шефнер)

II . Словарно-орфографическая разминка.

Задание 1. Запишите слова, в которых пре- и при- не являются приставками и их правописание нельзя объяснить изученными правилами. Отметьте слова, значения которых вам непонятны.

ПРИ -: причина, пример, привет, прилежный, приключение, природа, привилегия (исключительное право), приоритет (первенство), примитивный (простой, несложный), примадонна (актриса на первых ролях), привередливый (человек слишком разборчивый, с прихотями и капризами), принуждение.

ПРЕ-: президиум, президент, премьера, препарат, претендент, превалировать (преобладать), презентовать (подарить), престиж (авторитет), предание, камень преткновения (помеха).

Задание 2. Определите лексическое значение слов. Приведите примеры, включив слова в словосочетания или предложения, при необходимости обращайтесь к словарю Л. П. Крысина: Толковый словарь иноязычных слов М.: ЭКСМО, 2011.

Препарировать – приготовить какой-либо организм или вещество для научного лабораторного исследования;

Преамбула – вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта;

Презентация – публичное представление созданного фильма, печатного издания, предприятия;

Превентивный – предупреждающий что-нибудь, предохранительный;

Привилегия – преимущественное право, льгота.

Задание 3. Определите лексическое значение фразеологизмов, при необходимости обращайтесь к «Фразеологическому словарю русского языка» под ред. А. И. Молоткова. Если сможете, приведите свои примеры, включив к них фразеологизмы.

Пришлось не по вкусу – не нравится, неприятно кому-либо, вызывает раздражение. Дядюшке Бельтова пришлась не по вкусу петербургская жизнь, и он поселился в Москве . (А. Герцен)

Придержать язык – поменьше говорить, болтать рассуждать, помалкивать, замолчать.– Ты, Маркуша, - придерживай язык. Я те врать не позволю! (М. Горький)

Прикусить язык – замолчать, воздержаться от высказывания. Тут Иван Игнатьевич заметил, что проговорился, и прикусил язык . (А. Пушкин)

Предавать (предать) огню и мечу – беспощадно разорять, уничтожая и сжигая. О земле, стране, народе. Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам. Их села и нивы за буйный набег предал он мечам и пожарам.

Превратиться (превращаться) в слух – внимательно слушать.– Ты хочешь мне что-то сказать? – Да.– Хорошо, я весь превратился в слух.

Задание 4. К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при-, пред-.

Безграничный (беспредельный), будущий (предстоящий), несправедливый (пристрастный), примерный (приблизительный), печальный (прискорбный), сплошной (непрерывный).

Грань (предел), зрелище (представление), измена (предательство), правонарушение (преступление), склонность к какой-либо деятельности, одаренность (призвание), убежище (пристанище), последователь (приверженец).

Доставать, покупать (приобретать), загородить (преградить), закончить (прекратить), мешать (препятствовать), находиться (пребывать), подъезжать к станции (прибывать), понравиться (приглянуться), побороть (превозмочь), очень хвалить (превозносить), преданность (привязанность), превзойти (превысить), прижаться (прильнуть), привлекать (притягивать), предвещать (предрекать).

Вероломно (предательски), несправедливо (пристрастно), свободно (беспрепятственно), сплошь (непрерывно), неуважительно (пренебрежительно), верно (преданно).

Задание 5 . Подберите антонимы с приставками при- и пре-, составьте с ними предложения.

Удаляться (приближаться), очень мало (премного), убавлять (прибавлять), очень злой (предобрый), уважать (презирать), отдалять (приближать), уродливый (прекрасный), последующий (предыдущий).

III . Актуализация полученных знаний.

Вспомните значение приставок, сравните столбики А иБ.

А. Значение приставки пре-

Б. Значение приставки при-

1. Высшая степень качества или действия, «очень»: предобрый, прекрасный, преуспевать.

2. Значение, близкое к значению приставки пере-: прекращение, преступление, превращение, преодолеть, пресечь.

3.Что-либо новое , получившееся в результате изменения: преобразовать.

1. Присоединение , прибавление: приобщение, причастный., пришить.

2. Приближение : приехать, придвигать.

3. Близость к чему-либо : пригород, прибрежный.

4. Неполнота качества или действия: приоткрыть, присесть, причудливый, привередливый.

5. Доведение действия до конца : приготовить, придумать.

6. Сопутствующее действие : присвистывать, притоптывать.

7. Приспособление к чему-либо : притворство, пристрастие, привычка, приноровиться, притерпеться.

Задание 1 . Составьте словосочетания с данными словами. Выберите из предыдущего списка значение приставки, запишите, указав номер, например: преходящее явление А2.

Задание 2 . Запомните слова, где затруднительно выделить приставку, а также определить ее значение. Выпишите отдельно слова иноязычного происхождения.

Препятствие, препоны, преисподняя, прегрешение, престол, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратности, предел,пресловутый, прельстить, престиж, преклонный, преставиться, премьер, преследовать, преподаватель, преподнести, камень преткновения, препроводить, препо-

добный, прелюбодей, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия президент, претензия, прерогатива, превалировать, президиум, премьера, претендент, прецедент, префект…

Прибаутка, привередливый, прибор, пригожий, приличия, пристойно, приесться, приключение, приказ, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, пример, притязание, природа, прическа, прискорбно, приволье, приверженец, примадонна, примета, прилежный, приятный, приватный, привилегия, приматы, примитив, приоритет…

IV . Практическая работа.

Задание 1 . Составьте текст. Озаглавьте его. Используйте слова с приставками при- и пре-.

Задание 2 . От данных глаголов образуйте существительные и составьте с ними словосочетания.Образец. Приблизиться – приближение весны.

Превратиться, присоединиться, прикоснуться, преподавать, принуждать, приветствовать, приземляться, препятствовать, преобразовать, препираться, прекращать, преследовать, преодолевать, пренебрегать, примерять, примирять.

Задание 3 . Разберите слова по составу.

Превозносить, перераспределение, неприкосновенный, превзойти, превозмочь, преисполненный, присоединились, беспристрастный, беспрестанный, беспрерывный, неприспособленный, предрассудок, предназначенный, предрассветный, соприкосновение, предположение, непрерывный, непреклонный, неприступный, непримиримый, беспредельный, беспересадочный, невосприимчивый, пресыщение.

Задание 4 . Замените слова с приставкой пре- сходными словами с приставкой пере- и составьте словосочетания.

Образец. Превозмочь – пересилить себя, превратиться – переворот.

Претерпеть, преступник, предать, пресыщение, предание, прервать, пресечь, предел, непрестанно, преобразовать, превысить, преходящий, превратиться, превзойти, преобладание, не прекращаться.

Задание 5 . К данным глаголам подберите однокоренные существительные, прилагательные, наречия (где это возможно) так чтобы в них сохранились приставки. Составьте словосочетания.

Образец. Приветствовать – послать привет (сущ.), приветливый (прил.) человек, встретить приветливо (нар.), торжественное приветствие (сущ.).

Прервать, призывать, препятствовать, привлекать, пренебрегать, преклоняться, приступить, принуждать, превращать, презирать, приземляться, примириться, не прерывать, предать.

Задание 6 . Иногда смешивают приставки пре- и при- с предлогом при. Раскройте скобки, обозначьте предлоги и приставки.

1 .1) Павел служил в (при)станционном буфете. (При) станционном буфете была кубовая. 2) Люди мечтали о (пре)образовании природы. (При)образовании нового вещества температура резко понижается. 3) Это было неожиданное (пре)вращение. (При)вращении шарика нитка натягивается. 4) Фотографии проявляли (при)красном свете. Мы отдыхали в (пре)красном доме отдыха. 5) Все произошло (при)странных обстоятельствах. Это был (пре)странный человек.

2 .Самостоятельно составьте подобные пары предложений со словами:

При увеличении – преувеличение, при интересной – преинтересный, при следующих – преследующих, при мудром – премудром, при дорожной –придорожной, при фронтовых – прифронтовых, при усадебном – приусадебном.

Задание 7 . Вспомните, как называются слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному, в зависимости от их значения. (Омонимы) Найдите омонимичную пару. Заполните 2-ой столбик таблицы. (См. слова для справок). Придумайте предложения с этими словами.

Слова для справок: призирать (дать приют, заботиться), приходящий (пришедший на время), прибывать (приезжать), придавать (прибавлять), приступить (начать), притворить (прикрыть), притвориться (принять иной вид), приемник (аппарат),приклониться (приближение к чему-нибудь), привратник (сторож у ворот), придел (боковой алтарь в церкви),притерпеться (привыкнуть).

V . Объяснительное списывание.

Задание 1 . Вставьте пропущенные буквы.

Пр…вратностям судьбы не пр…кословь: все пр…ходяще. Пр…тензии и пр…тязания пр…тендента на пост пр…зидента беспр…цедентны. Камнем пр…ткновения пр…дставлялась ему пр…вередливость юной пр…лестницы, от коей он много пр…терпел. Беспр…страстно и непр…клонно пр…одолевай пр…пятствия и пр…поны.

Задание 2. Распределить слова в колонки: 1 - слова с при-, 2 - слова с пре-.

Беспр…страстный, пр…странно, пр…вратник, пр…терпеться, пр…смыкаться, пр…успевать, пр…зент, пр…мьер, пр…мер, пр…ставился, пр…дставил, пр…ставил, пр…ставать, пр…ватизация, пр…меривать, пр…мирить, пр…подать, пр…проводить, пр…неприятно, пр…вилегия, пр…имущество, пр…поднять, пр…шептывать, пр…ем, пр…норовиться, сильно пр…уменьшить, чуть пр…уменьшить, пр…увеличить, пр…умножить, пр…украсить, непр…стойность, непр…язнь, пр…близительно, пр…вознести, пр…поднести, пр…поднять, пр…митивно, пр…ключение, пр…грешение, пр…исподняя, пр…баутка,пр…пираться, пр…переться, пр…следовать пр…ступника, пр…творить в жизнь, пр…старелый, коленопр…клоненный, непр…ходящие ценности.

Задание 3. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, выделите приставки.

НА ПР…ЕМЕ У ПР…ЗИДЕНТА К…МПАНИИ.

На пр…еме у пр…зидента к…мпании было много пр…красных специалистов. Пр…зидента бурно пр…ветствовали. Он пр…сел в пр…чудливое кресло. Началось заседание пр…зидиума. Все кричали, пр…вставали с мест. Тогда пр…зидент пр…кратил заседание и возобновил его, когда все пр…молкли. Пр…зидент выразил пр…знательность пр…восходным архитекторам за перестройку пр…зидентской р…зиденции. Пр…сутствующие зааплодировали так, что пр…зидент пр…вскочил со своего пр…чудливого кресла. Когда все разршлись, пр…зидент пр…лег отдохнуть на пр…огромный мягкий-пр…мягкий диван.

Попробуйте сочинить свой рассказ с обилием слов с пре- и при-.

Победит тот, в чьем тексте будет больше таких слов.

VI . Интересное задание.

Задание 1 . Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Составьте фразу.

Как пр… красен этот мир, посмотри !

На пр …горке стоит Егорка.

Пр… восходны, красивы, пр… лестны и чудесны с утра небеса .

Там , пр… близительно метрах в десяти, благоухал куст сирени.

Такая пр… чудливая туча пр… поднимается из-за горизонта.

Красота , когда имеешь пр… вилегии, но соблюдаешь пр… личия.

Условие: если пропущена буква И, выпиши первое слово из данного предложения; если пропущена буква Е, выпиши последнее слово из данного предложения. Составьте фразу из выписанных слов.

(Посмотри на небеса. Там такая красота! )

Задание 2 . Вспомним орфографическую песенку Ф. Крапивина. Сформулируйте правила, о которых в ней рассказывается.

Пр…был ли поезд, пр…плыл пароход,

Космонавт пр…летел из Вселенной –

Обо всех, кто пр…дет, пр…летит, пр…плывет,

Пишется ПР…-, несомненно.

Винт пр…винтил, пр…крутил колесо,

Пр…клеил, пр…шил умело –

Помни, что пишется ПР…- обо всем,

Что добрые руки пр…делали.

Язык пр…кусил – не совсем откусил,

Пр…горело – не значит горит.

Помни, что сделано, ноне совсем,

Пишут с приставкой ПР…-.

Пр…длинный достанет до крыши рукой,

Пр…жадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой –

ПР…- мы напишем об этом.

Дожди непр…рывные льют в октябре,

Но грамотным дождь не пр…града.

Где очень похожи пере- и пре-,

Там только ПР…- ставить надо.

При- или пре-? Пре- или при-?

Это совсем не секрет.

Сразу получишь ответ.

Задание 3 . Запишите слова, обведите указанные преподавателем буквы. Объяснитезначение полученного из обведенных букв слова. Составьте предложение с данным словом.

Оппонент - третья, территория - четвертая, соберём - четвертая, ассоциация - третья, коллегия - четвертая, коснуться - вторая, ковбой - третья, чуткий - вторая, аттракцион - третья, цыпленок - вторая, прийти - четвертая.

(Пресловутый . Приобретший отрицательную или сомнительную известность, славу, являющийся предметом общих толков. Первоначально – знаменитый, славный, без иронического оттенка. Там, где горы, убегая в светлой тянутся дали, пресловутого Дуная льются вечные струи . Тютчев.)

Задание 4 . Составьте слово.

1.Приставка из слова пр…морский

2.корень из слова неприглядный

3.суффикс из слова смотреть

4.окончание из слова шуршать

5.постфикс из глагола учишься.

Задание 5 . Какое слово здесь написано? Апбрвегвдоезёмжозчиьй.

Задание 6 . Прочитай слово. Каждой цифре соответствует буква алфавита.

171865192013192061330

(Представитель)

VII . Закрепление знаний.

1. Словарный диктант.

Престарелый представитель, беспрепятственное пребывание в городе, приобретать радиоприемник, преодолевать препятствия, причудливые облака, непререкаемый авторитет, приключилась пренеприятная история, превратиться в беспристрастного наблюдателя, присутствовать на приеме, пригоревшая приправа, прекратить непрерывные переговоры, призадуматься над этим преданием, пренебрегать предостережением, притихший приморский город, беспрестанные придирки, прихворнуть и прилечь, прелестный приусадебный участок, преследовать преступника.

2. Объяснительный диктант.

Преподаватель географии предложил нам изучать природу родного края. У нас нет неприступных гор, непроходимых болот, но есть прелестные живописные уголки, беспредельные лесные дали, места, связанные с древними преданиями.

Соприкосновение с природой всегда прекрасно! Бродя по лесу, мы подбираем корни причудливой формы, не пренебрегаем шишками, перышками: все это пригодится для изготовления игрушек. На привалах мы собираем хворост, разводим преогромный костер, стараемся приготовить еду повкуснее, но в походе вкусна даже пригоревшая каша. Потом, прибравшись, непременно поддерживая огонь и, притихнув, прислушиваемся к лесным звукам.

Проверяется степень усвоения темы обучающимися, анализируются ошибки, допущенные в диктанте.

Подводится итог совместной работы.

VIII . Домашнее задание.

1 . Выучите основное правило правописание приставок при- и пре-. Подумайте над значением приставок. (При-: приближение, присоединение, неполнота действия, нахождение рядом. Пре-: сходство с очень, перед, впереди.)

2. Выучите словарные слова с при- и пре-.

3 . Вспомните слова, написание которых связано с различием в их значении.

(Прибывать – приезжать. Поезд прибывает. Пребывать – находиться. Пребывать в столице.). Запомните, что ПРЕУВЕЛИЧИТЬ всегда пишется с пре-. Запомните: преклонный возраст, неприступная крепость, камень преткновения, непреложный закон, непреходящее значение, превратности судьбы.


Правописание приставок пре- / при-
Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.

Задачи урока:

1. Образовательные:

    выявить условия выбора гласных е – и в приставках;

    формировать навык написания приставок пре-/ при-;

    повторить морфемный разбор слов;

    развить умение формулировать определение понятий;

    обогащать словарный запас учащихся;

    совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

    осуществление системно-деятельностного подхода;

    развитие критического мышления; · развитие внимания;

    формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

    развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

    развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

    развивать умение применять новые знания;

    развитие творческих, речевых способностей учащихся;

    формирование логических умений;

    развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

    развитие умения формулировать проблему.

3. Воспитательные:

    воспитание интереса и уважения к родному языку;

    воспитание ценностного отношения к слову;

    развитие коммуникативных УУД:

    создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

    уважительное отношение к родному языку;

    стремление к речевому самосовершенствованию;

    пополнение словарного запаса;

    способность к самооценке на основе критерия

    успешности.

Метапредметные:
1) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные:
1) развитие творческой самостоятельности;
2) владение разными видами речевой деятельности;
3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
4) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета
5) проведение морфемного анализа слов.

Основные понятия: приставка, морфема, орфограмма

Тип урока:
"открытие" новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация "Приставки пре- и при-" (http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/15058.html) , раздаточный материал Учебно-методическое обеспечение: Русский язык. Теория. Практика. 5 класс. Развитие речи. Учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой. Ход урока

I. Проверка домашнего задания
Выборочная устная проверка упражнения.

II. Актуализация опорных знаний
1. Расскажите о правописании приставок, оканчивающихся на –з/-с.
2. Назовите непарные глухие согласные звуки.
3. Восстановленный диктант.

Выписать из текста слова с орфограммой "Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с" и восстановить по ним текст, передав его сжато. Трудно представить себе стоголосый лесной хор без участия дроздов. Но дрозды не только мастера распевать песни, они ещё очень хорошие защитники наших лесов. Они поедают 77 видов различных беспозвоночных животных. В период вскармливания птенцов дрозды уничтожают особенно много гусениц вредных насекомых. С прилёта и до отлёта дрозды проверяют ветки и листья деревьев и разыскивают пищу. И на земле они разгребают лапами подстилку. (63 слова) (По И. Заянчковскому)

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала. Работа с материалами презентации (слайды 2 – 7).
1. Анализ примеров.
Учитель. Прочитайте примеры и определите, какое значение придаёт слову приставка.
1) пребольшой арбуз премилый котёнок прехорошее настроение Верно: приставка ПРЕ- в данных словах имеет значение ОЧЕНЬ
2) преграда прервать В этих словах приставка близка по значению к приставке ПЕРЕ-
3) пришить карман приехать к дому прибавить скорость приделать к крыше Присоединение, приближение, прибавление
4) прикрыть присесть приукрасить присмиреть призадуматься Неполнота действия
5) пригородный район пришкольный двор приморский берег прибрежный маяк Пространственная близость
6) придумать приучить привыкнуть приручить Довести действие до конца.

Учитель. Какие выводы вы сделали о правописании приставок ПРЕ- и ПРИ-, анализируя примеры? В каких случаях пишется приставка пре-? А при каких условиях – при-?

2. Знакомство с орфограммой "Гласные в приставках пре- и при-". Приставки -ПРЕ- и -ПРИ-

Повнимательней смотри.
Мы приставки пре- и при-.
Научись нас различать,
Друг от друга отличать.
Запомни сначала четыре значенья:
Неполное действие и приближенье,
Близость чего-то к чему-нибудь,
Присоединенье ещё не забудь.
Наши руки всё сумеют,
Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
Всё ПРИделают как нужно
Быстро, весело и дружно.
Заяц ПРИскакал к соседу,
Закричал: «Я к вам ПРИеду!
На ПРИшкольном огороде
Есть уже морковка вроде».
ПРИоткрой скорей окошко –
В дом попасть не может кошка.
Ах, котлеты ПРИгорели!
Не беда, уже их съели.
ПРЕ – отличная приставка.
Ей во всём нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.

3. Знакомство со словами для запоминания. Слайд 8.

Учитель. Ребята, вы должны знать, что есть слова с приставками пре- и при-, в которых выбор гласной в приставке определяется контекстом. пребывать (находиться) – прибывать (приезжать) презирать (не уважать) – призирать (заботиться) предать (выдать кого-нибудь) – придать (добавить) претворить (осуществить) – притворить (закрыть) преклоняться (уважать) – приклоняться (нагибаться) преступить (нарушить) – приступить (начать) преемник (продолжатель) – приёмник (аппарат, учреждение) преходящий (временный) – приходящий (тот, кто приходит) преумножить (сильно умножить) – приумножить (добавить)

4. "Орфографический блокнот". Слайд 9.
Учитель. Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками пре- / при-, значение которых утрачено и написание нужно запомнить. Запишите эти слова в свои словарики и постарайтесь запомнить их написание.
преследовать препятствие преткновение превратный прельстить пренебрежение

5. Алгоритм применения правила. Слайд 10. Учитель. А теперь познакомимся с алгоритмом применения правила. ПРЕ- или ПРИ-?
Определить, в какой морфеме орфограмма -> Определить значение приставки
-> ПРЕ- : 1. Высшая степень качества, действия (= "очень") 2. Близко по значению к приставке пере-
-> ПРИ- : 1. Присоединение, приближение, прибавление 2. Неполнота действия 3. Пространственная близость 4. Доведение действия до конца

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление изученного материала

1. Укажи значение приставки в словах (слайд 11)
преуменьшить
предание
в значении "очень" превратный
в значении "пере-" прикрыть
приближение привратник
присоединение придвинуть
неполнота действия преклоняться
расположение вблизи прекратить
чего-либо принадлежать
прицепить
приласкать
превосходный
привлечь
примкнуть

2. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы (слайд 12)

Пр..достаточно, пр..зидент, пр.. емник, пр..града, пр..скакать, пр..дорожный, пр..красный, пр..косновение, пр..вилегия, пр..ближенный, пр..сечь, пр..думать, пр..дать, пр..рвать, пр..зент, пр..зирать, пр..возмочь, пр..зидиум, пр..вычка, пр..вращение, пр..мыкание, пр..высить, пр..способить, пр..зирать (заботиться). 3. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясните их правописание. (Учащиеся работают с раздаточным материалом, распечатанным к уроку для каждого ученика). Золушке было очень весело, и она совсем позабыла о том, что пр..казывала ей волшебница. Она думала, что нет ещё и одиннадцати часов, как вдруг часы стали бить полночь. Золушка вскочила и упорхнула, как птичка. Принц бросился за ней, но не смог догнать. Он поднял туфельку, которую она потеряла на лестнице второпях. Принц ра..просил пр..вратников, не видел ли кто, куда уехала принцесса. Но в двенадцать часов всё волшебство пр..кратилось: карета пр..вратилась в обыкновенную тыкву, кучер и лошади – в мышей и крысу, ра..бежавшихся по двору, и пр..вратники ответили, что видели, как из дворца выбежала бедно одетая девушка, больше похожая на крестьянку, чем на принцессу. Золушка пр..бежала домой запыхавшись и едва успела отдышаться, как во..вратились сёстры и мачеха. Сёстры ра..казали, что на бал снова пр..езжала пр..красная незнакомка, но в полночь она бросилась бежать, да так поспешно, что уронила с ноги хрустальную туфельку. Принц пр..казал об..явить по всему королевству, что он женится на девушке, которой пр..дётся по ноге хрустальная туфелька.

Сначала туфельку пр..меряли принцессам, потом всем пр..дворным дамам подряд. Но она не годилась никому. (По Ш.Перро)

4. Игра "Одним словом".

Замените словосочетания одним словом с приставкой пре-, пере- или при-. (Работа с аудиозаписью, подготовленной учителем, и проверка работы: слайд 13) 1) Расположенный у берега. 2) Спросить ещё раз. 3) Немного посолить. 4) задуматься на некоторое время. 5) Дать новое название. 6) Закончить что-либо. 7) Дать новую оценку. 8) Участок около школы, моря, дороги. 9) Обменяться несколькими словами, коротко поговорить. 10) Удивительное растение. 11) Спорить из-за мелочей. 12) Временный успех. 13) Глубоко уважать. 14) Получить известность. 15) Провести время в ожидании окончания чего-либо. 16) Гнаться за кем-нибудь. 17) Воплотить в жизнь. 18) Человек с большими прихотями, капризами. 19) Слегка задеть что-либо. 20) Лицемерный, неискренний человек. 21) Вызывающая восхищение, красивая. 22) Немного открыть окно. 23) С избытком насытиться чем-нибудь. 24) Исключительное право. 25) Изменить кому-нибудь. 5. Выполнение тестовых заданий (слайды 14 – 16). 1) Укажите ряд слов, в которых приставка не имеет значение "присоединение, приближение". 1. привинтить, приклеить, прилепить 2. прицепить, причалить, прикрутить 3. прилечь, прикрикнуть, привстать 4. пришвартоваться, приехать, прилечь 2) Укажите ряд слов, в которых приставка имеет значение "близость к чему-либо". 1. приморский, прикрыть, приостановить 2. прибрежный, приусадебный, пришкольный 3. придорожный, привинтить, присмотреться 4. приволжский, приделать, прицелиться 3) Укажите ряд слов, в котором во всех словах приставка равна по смыслу слову "очень".

1. пр..задуматься, пр..кратить, пр..дания
2. пр..спокойно, пр..красный, пр..забавный
3. пр..ступник, пр..рывистый, пр..храмывать
4. пр..кратить, пр..града, пр..глушить

VII. Итог урока. Рефлексия.
– Какую цель мы поставили в начале урока?
– Выполнили мы цель? Научились писать слова на это правило?
– Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? – Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? – Те, кто доволен своей работой на уроке, возьмите красный флажок. А кто не доволен, покажите синий флажок.

VIII. Домашнее задание.

1. Выполнить тесты с сайта http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test90.xml

Интернет-источники
"Веселая грамматика". Основные правила русской орфографии в стихотворной форме для облегчения понимания и запоминания учебного материала. http://festival.1september.ru/articles/519529/

«Правописание приставок при- и пре-«

Цели урока:

Обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и ее графическим обозначением на письме; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; повторить правописание приставок на -з (-с)

Развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка: воспитывать коммуникативные отношения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: записи примеров на доске, опорная схема, сигнальные, индивидуальные карточки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Зарядка для успешности. Пожелайте себе успехов и скажите себе: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!»

П. Мобилизующий этап.

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить правописание изменяемых приставок на -з(-с)

На доске написаны слова:

Бе..вкусный, бе..шумный, бе..мятежность, бе..покойство, пр..бежать, пр..школьный, и..толковать, и..давать, пр..добрый.

На какие группы и почему можно разделить эти слова?

Запишите те слова, приставки которых оканчиваются на -з(-с). Выделить орфограмму в приставке, вспомнить правило.

Взаимопроверка тетрадей, один ученик у доски вставляет буквы и рассказывает правило.

Какие слова остались? Прочитайте их. Сможем ли мы их сейчас написать? (Нет, потому что не знаем правила)

III. Формулирование темы и цели урока.

Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Сформулируйте тему урока.

Учитель пишет тему урока на доске, дети в тетрадях.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

(Познакомиться с правилом написания гласных е — и в приставках при- и пре-)

IV. Изучение нового материала.

Обратимся к материалу для наблюдений и анализа. На доске написаны слова:

Пр..ехать, пр..лететь, пр..плыть

Пр..шить,пр..клеить, пр..битъ

Пр..школьный,пр..дорожный

Пр..открыть,пр..гореть,

пр..добрый,пр..милый,

пр..градить, пр..рвать

Ребята, как вы думаете, какие гласные е или и напишем в приставках? Почему?

Выслушать мнения ребят.

Давайте подумаем над значением каждого слова. Вы сами должны эти значения определить.

Какое общее значение объединяет слова 1 группы (2 — 6)?

Работая над значением слов каждой группы, дети записывают примеры в тетрадь, учитель на доске вставляет пропущенные буквы, графически обозначает орфограмму, в скобках записываем значение.

Ребята, сделайте выводы-версии, когда пишется и — е в приставках?

В ходе работы учащиеся сами определяют значения приставок, на доске постепенно открывается опорная схема:

ПРИ —

Приближение = близко

Присоединение = друг к другу

Расположение вблизи = около

Неполное действие = чуть-чуть

ПРЕ-

Пре = очень

Пре = пере-

Приставка ПРЕ- дочь приставки ПЕРЕ-. Она очень похожа на мать и внешне, и по значению. Только одну букву не взяла она от матери. Какую? И вот, благодаря сходству в значении, она может заменять ПЕРЕ- в глаголах

преградить — перегородить

преступить — переступить

прервать — перервать

Ребята, сделайте общий вывод, когда пишутся приставки ПРИ- и ПРЕ-?

В одной детской передаче «Радионяня» звучала такая песенка:

ПРИ- или ПРЕ-, ПРЕ- или ПРИ-?

Это совсем не секрет.

-Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл

Пароход

Космонавт ппилетел из

Вселенной —

Обо всех, кто придет,

Прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ -, несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело

-Помни, что пишется ПРИ -Обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил ~ не совсем откусил

Пригорело — не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем

Пишут с приставкой ПРИ -.

Предлинный достанет с крыши рукой

прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

-ПРЕ — мы напишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным — дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ — и ПРЕ

-Там только ПРЕ — ставить надо.

Физминутка «Приставочки».

V. Закрепление изученного.

Цель: закрепить полученные знания.

1 этап — первичное закрепление: применение алгоритма рассуждения.

1) Устный орфографический разбор (фронтальная работа с комментированием)

На доске записаны слова:

приехать, приморье, припаять, премилый, презабавный, преломить, присесть.

2) Осложненное списывание

ученики по очереди выходят к доске, сначала объясняют написание слова, потом вставляют пропущенную букву

Пр..винтить, пр..лететь, пр..веселый, пр..морский, пр..града

3) Кто больше? Привести свои примеры на каждое значение. Объяснить написание.

2 этап — вторичное закрепление.

4) Индивидуальные карточки (для тех, кто вперед выполнил упражнение)

5) Работа с сигнальными карточками Е И

Приземлиться, прицепить, пресерьезный, приморский, прекрасный, прискакать, прижечь, предобрый, приоткрыть, присесть, предлинный, преградить.

6) Морфологическая шарада «Собери слово».

Составить слово, взяв указанные морфемы из других слов

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же — в дневнике я и в журнале.

(оценка)

VI.Итог урока.

С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке?

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ- ?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VII.Домашнее задание: § 54 (составить ОК)

Тема урока : « Приставки пре - и при»

Класс : 5

Предмет : русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока : открытие нового знания

Цели урока : - формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

Изучить правописание приставок при- и пре-;

Научить видеть в тексте слова с приставками пре- и при-;

Усвоить зависимость написания гласных в приставках пре и при от их значения;

Создание ситуации для развития внимания, памяти;

Развивать орфографическую зоркость;

Формирование чувства уверенности в своих силах;

Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

В разнообразии приставок – разнообразие смысла

К. Чуковский.

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1.Повторение пройденного.

Что такое приставка?

Почему приставка значимая часть слова?

Обратите внимание на эпиграф. Прочитаем.

Согласны ли вы с мнением К.Чуковского, который сказал, что « в разнообразии приставок – разнообразие смысла»? А чтобы доказать это, проведём такую работу.

Прочитайте слово ЛЕТЕЛ. А теперь образуйте однокоренные слова, используя следующие приставки: ЗА-, ВЫ-, С-, В-, ПРО-, ДО-, ПЕРЕ-, ВЗ-. Какой смысл вносят данные приставки?

На какие группы можно разделить все приставки?

Давайте вспомним, когда на конце приставок нужно писать букву З, а когда С?

ЗАДАНИЕ: из данного текста назовите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:

    Неизменяемые приставки

    Приставки, заканчивающиеся на З и С

2.Работа с текстом.

Слайд № 5.

Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменяется и приобретает мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки пролетают низко над землёй. Вспыхивает молния. Над головой раздаётся гул.

Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик ни во 2-ой?

Скажите, а можем ли мы сейчас определить, почему в приставке пишется И?

Написание приставок зависит от их значения.

3. Целеполагание. Определение темы и целей урока.

Как думаете, какова тема урока?

Какова главная цель урока?

Какова задача урока?

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

приставки вносят различные смысловые значения

Читают эпиграф.

Слайд 3-4.

ЗАЛЕТЕЛ, ВЫЛЕТЕЛ, СЛЕТЕЛ, ВЛЕТЕЛ, ПРОЛЕТЕЛ, ДОЛЕТЕЛ, ПЕРЕЛЕТЕЛ, ВЗЛЕТЕЛ.

    Неизменяемые приставки ( За-, на-, об-, по- и др.)

    Приставки, написание которых определяется правилами.

Отвечают на вопросы.

1 учащийся у доски.

1 столбик - выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетают.

2 столбик – изменяется, вспыхивает, раздаётся.

ПРИОБРЕТАЕТ.

нет

Рефлексия, вывод.

Формулируют тему урока (Приставки пре- и при-.)

Формулируют цель.

Изучить правило написания приставок пре- и при-.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III . Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.

1.Организация наблюдения.

Сегодня на уроке мы познакомимся с вами, при каком условии надо писать пре-. а когда при-.

Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика. Хочу обратить внимание, что в толковом словаре С.И. Ожегова на слова с приставками «пре» и «при» отведено 8 страниц, а это значит, что такие слова довольно часто встречаются в нашей речи.

Итак, давайте сначала определим, когда же пишется приставка ПРЕ?

Проведём небольшое исследование.

А для этого прослушаем лингвистическую сказку.

3.Лингвистическая сказка.

Жили были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка Пре- была очень добрая, очень гордая, очень серьёзная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая, очень мудрая – премудрая.

Итак, при каком же условии пишется приставка ПРЕ - ?

Заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение.

- Слушаем сказку дальше.

Пристака пре- была дочкой приставки пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.

Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?

Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?

Снова заполняем таблицу.

А теперь давайте посмотрим, при каком условии пишется приставка ПРИ?

Слушаем продолжение сказки.

Приставка ПРИ была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.

Какие слова с приставкой при- встретились в данном отрывке?

Какое же значение имеет приставка ПРИ в данном случае?

Сказка на этом заканчивается, но мы рассмотрели не все случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными ещё три строчки. Посмотрите на слайд № 7. Ваша задача прочитать отрывки из работ ваших сверстников, найти слова с приставками При - и также сделать вывод, в каких случаях ещё пишется данная приставка.

3. Работа с текстами.

Слайд № 8-10.

1 текст.

Если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл», конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

Какие слова с приставкой при вы нашли?

2 текст.

Мне кажется, самый нужный предмет в школе – это технология. Девочек там учат пуговицы пришивать, бантики привязывать, а мальчишек – гвозди прибивать, шурупы прикручивать.

Какие слова с приставкой при- вы нашли?

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?

3 текст.

Привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у нашей бабушки совсем маленький.

Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в 3 тексте?

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае?

Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ?

4.Чтение стихотворения.

Слайд № 11- 14.

Правило ты повтори.

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придёт, прилетит, приплывёт

Пишется ПРИ несомненно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело.

Помни, что пишется ПРИ. – Обо всём,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил – не совсем откусил,

Пригрело – не значит горит.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ.

Около что-то или вблизи

И непременно в приставках пиши.

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой и очень сякой

ПРЕ мы напишем при этом.

Дожди непрерывно льют в октябре,

Но грамотным дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,

Там только пре ставить надо.

- А теперь откроем учебник и познакомимся с параграфом № 9 (ученики читают только правило).

Для тех, кто ещё не совсем запомнил правило, у нас висит таблица, которую вы можете использовать как подсказку.

Слушают учителя.

Учащиеся перечерчивают таблицу себе в словарик.

Слайд №6.

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

Слайд № 6.

ПРЕДОБРАЯ, ПРЕГОРДАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

Когда приставку можно заменить словом «очень»

Заполняют таблицу.

Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ

когда приставка Пре- = Пере-

Ученики называют, а учитель записывает на доске: ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ, ПРИБЛИЖАЕТСЯ.

Приближение

ПРИШИВАТЬ, ПРИВЯЗЫВАТЬ, ПРИБИВАТЬ, ПРИКРУЧИВАТЬ.

Присоединение.

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.

Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

Ребята делают вывод по таблице.

Получают отпечатанное стихотворение для запоминания и занесения в словарик.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV . Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1.Тренировочные упражнения.

Упр. 73(устно)

Физкультминутка.

Цель: сменить вид деятельности.

2.Обращение к рубрике « Пишем правильно». (на стр. 48- 49).

Упр. 76(устно), 77(устно), 81(письменно).

3.Работа с текстом.

Слайд № 15.

ТЕКСТ

Пр…красным вечером Василисе Пр…мудрой пр..снился сон. Пр…забавные и пр…хорошенькие зайчата скакали по полям. Вдруг солнце закрыла пр…огромная туча. Это пр…летел злой-пр…злой Змей Горыныч. Пр…землился он, пр…сел на травку и пр…задумался. Пр…казал ему Кощей Василису найти и к нему пр…вести. Но возникли на пути Змея Горыныча пр…грады.

На центральной доске. Исправь ошибки в тексте. Выделите в словах приставки ПРЕ- и ПРИ-

Слайд № 16.

Прикатился клубок, преостановился. Пресмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие приграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на предорожный камень и призадумался.

Задание (если останется время): Замените выражение одним словом с приставкой пре- или при- Приставки графически выделить.

Слайд № 17.

Лечь ненадолго – прилечь

Очень добрый – предобрый

Сесть на краешек – присесть

Очень скверный – прескверный

Заболеть, но не сильно – приболеть

Очень хорошенький – прехорошенький.

Нарушитель закона – преступник.

Чуть-чуть открыть окно – приоткрыть

Канава при дороге – придорожная

Кем является Дмитрий Анатольевич Медведев – президент

Обратите внимание на последнее слово. Можем ли мы проверить написание Пре- или при-?

Зачитывают слова из упражнения, называют значение приставок.

Выполняют задание поочерёдно.

ПРЕ

прекрасным премудрой Презабавные Прехорошенький Преогромная Презлой Преграды

ПРИ

Приснился

прилетел

приземлился

призадумался

приказал

присел

Правильный вариант

Прикатился клубок, приостановился. Присмотрелся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот преспокойно на месте лежит. Иванушке не страшны никакие преграды. Хотел прилечь, только прикоснулся к траве, а трава в росе. Присел Иванушка на придорожный камень и призадумался.

нет.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

А сейчас давайте подведём итог. Что мы узнали сегодня на уроке?

Где можно применить новые знания?

А закончить наш урок я хочу стихотворением.

Слайд № 18.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

- Домашнее задание. § 9 упр. 79,82, подготовиться к словарному диктанту.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Обособленное подразделение Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа

№ 1 р.п. Татищево» в д.Македоновка

Конспект урока

«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум»

Собянина Ольга Геннадьевна, учитель русского языка

д.Македоновка

2011 год

Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум».

Цель урока: отработка навыков правописания приставок третьей группы

Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках
  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку, развивать познавательный интерес у учащихся.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, практические.

Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Эмоциональный настрой.

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

III . Целеполагание. Постановка учебной задачи.

Запись темы урока.

IV. Актуализация знаний учащихся.

1. Разминка. Мини-тест

Задание: назвать приставки.

  • Эта приставка имеет значение «очень».
  • Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
  • Эта приставка имеет значение неполноты действия.
  • Эта приставка имеет значение «пере-».
  • Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».

2. Беседа по вопросам:

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
– Сколько групп приставок существует в русском языке?
(3 группы)
– Какие это группы приставок?
(1 группа приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки, оканчивающиеся на -з(-с) и третья группа – приставки ПРЕ- и ПРИ-)

3. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.

Приставка ПРИ- 1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.

Приставка ПРЕ- Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:

В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-.
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прекрасный пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи, я спешу».

– О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
– Итак, мы повторили все значения приставок третьей группы.

2. Трудные случаи написания.

– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?
– В чём сложность написания слов с ПРЕ- И ПРИ-?
– Назовите такие слова.

V. Закрепление материала .

1.Выборочный диктант: выпишите слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- , обозначьте орфограмму в словах

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.

5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.

Взаимопроверка.

– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?

– Из каких произведений взяты эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»)
– Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин.)

2. Словарная работа

– Рассмотрим слово «приветствовать», мы поработаем с этимологией данного слова.
– Что такое этимология? (Этимология (с греч.) – раздел языкознания, в котором изучается происхождение и история слов.)
– Какой словарь нам необходимо открыть?
(Этимологический словарь.) .
Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.

Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?

– Составьте предложения с данными словами. Запишите.

3. Игра «Одно словечко».

Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.

  1. Расположенный у берега. (Прибрежный ).
  2. Задуматься на некоторое время. (Призадуматься ).
  3. Участок около школы. (Пришкольный ).
  4. Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать ).
  5. Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться ).
  6. Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный ).
  7. Немного открыть окно. (Приоткрыть ).
  8. Расположенный у дороги (Придорожный).

4.Шарады

Корень из слова полагать, приставка из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание из слова числительное.

(прилагательное)

Приставка из слова пришел , корень из слова колотушка , суффикс из слова лечила, окончание из слова мыли.

(приколотили)

5 . Диктант-игра "Четвертое лишнее".

  • превозносить, превосходить, принадлежать, превратить;
  • приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать ;
  • приниженный, приплюснутый, беспрекословный , привязчивый;
  • преодолеть, прицелиться , прекратить, пренебречь.

6.Распределительный диктант.

1 ряд записывает слова с приставкой ПРИ-

2 ряд записывает слова с приставкой ПРЕ-

Преинтересный рассказ, придерживаться за край стола, привокзальная гостиница, приехать на автомобиле, неожиданная преграда, премиленький ребенок, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, преодолевать препятствия, премного благодарен, преобразовать неравенство.

Проверим!

7. Работа с текстом. Творческий диктант

Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.

1 группа (сильные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (слабые, карточки синего цвета)

1. Вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Задание для всех:

1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных нами в данном тексте словах.
2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

VI. Домашнее задание.

Творческая работа.

По заданному началу написать сочинение.

Пожалуй, осень самое прекрасное время года. Каждый год осенью приоткрываются двери в чудесный, переполненный фантазией мир, открывающий преогромные возможности для воображения.

Итоги урока . Оценка деятельности учащихся

VII .Рефлексия.

– Что нового узнали сегодня на уроке?
– Что было интересно?

Лирическое отступление. Чтение стихотворения С.Абдуллы.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова,

Выучи русский язык!

Список использованной литературы

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.Секреты орфографии. М., «Просвещение», 1994
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. М., «Просвещение», 1999