Интересные факты из жизни максима богдановича. Максим Богданович. Почему Ярославль? В юности был анархистом и подозревался в терроризме

Максим Богданович, его вклад в белорусскую литературу порой сравнивают с вкладом А. С. Пушкина в русскую или Тараса Шевченко — в украинскую.

Максим Адамович Богданович родился 27 ноября (9 декабря по новому стилю) 1891 года в Минске. Прадед поэта по материнской линии был православным священником, дед — мелким чиновником. Отец Максима Адам Егорович служил учителем. Он пережил сына, впоследствии написав его биографию. У Максима было два брата — Вадим и Лев.

В переездах

Когда ребенку исполнилось всего несколько месяцев от роду, его отца перевели в Гродно. Здесь мальчик впервые приобщился к книгам. Адам Егорович был великим книголюбом, собирателем белорусского фольклора. В доме имелась богатая библиотека. Первыми книгами маленького Максима стали «Букварь», «Детский мир» К. Ушинского и написанное по-белорусски «Родное слово».

Мальчику не было и пяти лет, когда от туберкулеза скончалась его мать. После потери супруги Адам Егорович с сыновьями переехал из Гродно в Нижний Новгород. Здесь он, к слову, познакомился с Горьким — буквально накануне оглушительной всероссийской славы последнего. В Нижнем в 1902 году Максим Богданович пошел в первый класс гимназии. Тогда же он написал свои первые стихи на белорусском языке.

В 1905 году, когда в России полыхала революция, начинающий поэт примкнул к одному из революционных гимназических кружков — вся молодежь тогда куда-нибудь «примыкала». Спустя два года Адама Егоровича перевели в Ярославль. Увы, чахотка не оставляла семью: в 1908 году от нее умер брат Вадим, заболел туберкулезом и Максим. Поправиться ему помогла поездка в Ялту.

Большая поэзия


Учась в гимназии, юноша много занимался литературным трудом. В 1907 году в белорусской газете «Наша нива», издававшейся в Вильне, вышел первый его рассказ — «Музыка». Минуло два года, и свет увидел сборник «Из песен белорусского мужика». Дома Максим разговаривал исключительно по-белорусски, чему удивлялись даже его близкие.

Богдановича всегда невероятно тянуло на родину. По окончании гимназии в 1911 году он несколько месяцев провел в Вильне, считавшейся тогда центром белорусской национальной жизни, и в местечке Ракутевщина под Молодечно. Впоследствии поэт с удовольствием вспоминал о поездке — ведь именно она навеяла ему образ слуцких ткачих, описанных в одноименном стихотворении — много лет спустя оно превратилось в песню, которую исполнял вокально-инструментальный ансамбль «Песняры».

Желавшего изучать историю родного края Богдановича рекомендовали известному историку, профессору Петербургского университета Алексею Шахматову. Однако гибельный климат российской столицы совершенно не подходил болезненному юноше. К тому же отец настаивал, чтобы сын выучился на юриста. Пришлось Максиму против своей воли поступать на юридическое отделение ярославского Демидовского лицея.

В свободное от учебы время Богданович вел крайне замкнутый образ жизни. Он много писал, изучал иностранные языки, сотрудничал с рядом газет и журналов Петербурга, Москвы, Киева. Поэт оказался неплохим публицистом; не чуждый идее славянского братства, он написал брошюры «Угорская Русь», «Червонная Русь» и «Братья-чехи».

Верность Белорусскому слову


В 1913 году вышел единственный прижизненный поэтический сборник Богдановича — «Вянок» («Венок»), Он был первым белорусскоязычным автором, использовавшим такие поэтические формы, как сонет и рондель. Массу времени поэт отдавал переводу на белорусский язык мировой классики — древнеримских и польских поэтов, Генриха Гейне, Поля Верлена, А. С. Пушкина.

Богданович всеми силами пытался помочь выйти из подполья, на страницы книг, газет и журналов, белорусскому языку, белорусской культуре. Он занялся написанием истории белорусской литературы с древних времен до начала XX века. Его поиски нашли отражение в статьях «Глубины и слои», «Краткая история белорусской письменности до XVI столетия», «За сто лет. Очерк истории белорусской письменности», «Новый период в истории белорусской литературы».

Когда в 1914 году началась Первая мировая война, в Ярославле появилось немало белорусов — как раненых солдат, так и простых беженцев. Богданович старался общаться с ними как можно больше. Когда же в 1916 году по окончании Демидовского лицея появилась возможность покинуть Ярославль, Богданович немедленно ею воспользовался и перебрался в Минск. Здесь, в непосредственной близости от линии фронта, он работал в Комитете помощи жертвам войны.

Признание Максима Богдановича

А здоровье поэта становилось все хуже. В феврале 1917 года друзья и коллеги Богдановича собрали средства на его поездку в Крым. Понимая, что ему осталось немного, Богданович работал буквально на износ. В последний день жизни он дрожащей рукой правил стихи, продолжал составлять белорусский букварь. 12 (25) мая 1917 года в Ялте Максим Богданович скончался. Ему было всего 25 лет...

Друг поэта А. А. Титов написал тогда в газете «Голос»:

Похоронили белорусского поэта в Ялте на Аутском братском кладбище. На надгробии высекли его имя, дату смерти и строфу из сонета «Памiж пяскоу Егiпецкай зямлi». Многие его произведения удалось издать только после смерти писателя. Среди них — стихотворение «Пагоня», цикл «На тiхiм Дунае», а также «Макам i Магдалена», «Страцiм-лебедзь».

В 1981 году в Троицком предместье Минска, практически на месте не сохранившегося до нашего времени родного дома поэта, открылся Музей Максима Богдановича. На Рабкоровской улице, в доме, где некоторое время жил поэт, сегодня действует филиал музея под названием «Белорусский домик». Еще один филиал открылся в том самом местечке Ракутевщина под Молодечно, куда Максим Богданович приезжал в 1911 году.

9 декабря 1981 года, в день 90-летия поэта, перед Национальным театром оперы и балета состоялось торжественное открытие памятника Максиму Богдановичу. Классика белорусской литературы изобразили со скрещенными на груди руками. В правой руке он держит василек — цветок, воспетый им. В 2008 году монумент отправили на реставрацию, а на его месте устроили фонтан. В скором времени памятник обрел новое место в 150 метрах от прежнего.

За пределами Белоруссии поэзия Богдановича стала известна во многом благодаря знаменитому белорусскому вокально-инструментальному ансамблю «Песняры». Так, на фестивале «Песня-77» музыканты исполнили песню «Верашка», написанную на стихи поэта.

Максим Богданович – выдающийся классик белорусской литературы, один из творцов белорусской литературы и современного белорусского литературного языка, поэт, прозаик, литературовед, публицист и переводчик.

Родился Максим 9 декабря 1891 года (по новому стилю) в Минске в семье учителей. Отец – Адам Егорович Богданович (1862-1940) происходил из семьи безземельного крестьянина, бывшего крепостного. Окончил Несвижскую учительскую семинарию, работал преподавателем и руководителем Минского городского начального училища, землеустроителем и оценщиком в Крестьянском земельном банке в Гродно, Нижнем Новгороде, Ярославле. Он известен как учёный-фольклорист, этнограф, историк. Был близким другом Максима Горького. Мать – Мария Афанасьевна Мякоты (1869-1896) – окончила учительские курсы в Петербурге, занималась педагогической практикой. В браке у Адама Егоровича и Марии Афанасьевны было четверо детей (сыновья Вадим, Максим, Лев, дочь Нина).

В 1892 году почти сразу после рождения Максима, семья переехала Гродно, а в 1896 году, после смерти от туберкулёза Марии Афанасьевны, Богдановичи сменили место жительства на Нижний Новгород. Через несколько лет Адам Егорович женился на Александре Павловне Волжиной (родной сестре жены Максима Горького), однако она умерла при родах, а их маленький сын рос в семье Максима Горького (в двухгодовалом возрасте мальчик сильно заболел и умер). Поздней А.Я. Богданович связал свою жизнь с сестрой своей первой жены – Александрой Афанасьевной Мякотой, и у них родилось пятеро сыновей (Павел, Николай, Алексей, Вячеслав и Роман).

С 1902 по 1907 год Максим Богданович учился в Нижегородской мужской гимназии. Подросток находился в атмосфере радикальных политических настроений. В доме Богдановича собиралась народовольческая интеллигенция. Максим часто бывал на различных митингах и манифестациях, в результате чего получил в аттестате отметку “неблагонадёжного ученика” . В то время он изучает белорусский язык и литературу и знакомиться с материалами белорусскоязычных газет “Наша ніва” и “Наша доля”, которые оказали значительное влияние на формирование его мировоззрения. И в дальнейшем, в своей творческой деятельности, Максим Богданович отдавал предпочтение белорусскому языку. Это в особенности относится к его художественному творчеству.

1907 год принято считать началом литературно-художественной деятельности Максима Богдановича. Его первым, без сомнения, значительным художественным произведением была белорусскоязычная прозаическая повесть “Музыка”, которое сразу напечатала “Наша ніва”. В повести рассказывается легенда про Музыку, который “много ходил по земле и всё играл на скрипке”. Необычайными были и его скрипка, и музыка. Когда скрипка словно плакала в руках Музыки, то каждый плакал о своей доли, когда грозно гудели струны, люди подымали опущенные головы и гневом велики сверкали их глаза. За его музыкальное творчество “злые и сильные люди” заключили Музыку в тюрьму, где он и загинул. В этом произведении молодой автор в аллегоричной форме поведал о многострадальной судьбе Белоруссии на протяжении веков и высказал надежду на грядущие в скором времени перемены к лучшему.

С 1908 года Богдановичи жили в Ярославле, тут он продолжает свою учёбу в гимназии. В этот период юноша столкнулся тяжёлыми испытаниями. В 1908 году от туберкулёза умер старший брат Максима – Вадим, и сам он весной 1909 года заболел туберкулёзом. Отец отвёз Максима в Крым на лечение, что благоприятно повлияло на его состояние здоровья.

В 1908 году Максим Богданович написал первые лирические стихотворения "Над магілай", "Прыйдзе вясна", "На чужыне", которые были напечатаны на страницах газеты “Наша ніва”. А начиная с 1909 года его проізведенія уже не сходят со страниц этой газеты. Среди прочих был и стих “Краю мой родны! Як выкляты богам... ", в которо отчётливо прозвучала тема социального гнёта и национального возрождения белорусов. Максим Богданович заявил о себе как о певце беды родного края, вместе со святой верой в его счастливое будущее. Это произведение, по некоторым оценкам, прставило его в один ряд с такими выдающимися классиками белорусской литературы как Якуб Колас и Янка Купала.

После окончания учёбы, в 1911 году, Максим Богданович имел намерение поступить в Петербургский университет, но по причине его слабого здоровья и сырого петербургского климата его желанию не суждено было сбыться. В том же году он призжает Белоруссию, где посещает город Вильно, где знакомится с известными деятелями белорусского народно-освободительного союза братьями И. и А. Луцкевичами и белорусским писателем, литературоведом, историком, филологом В. Ластовским. По приглашению Луцкевичей Богданович поактически все лето прожил на усадьбе Ракутевщина близ Молодечно. До этого времени Максим имел только книжное представление о жизни своей Родины, но здесь, уже в двадцатилетнем возрасте, он смог вблизи увидеть жизнь и быт белорусов, белорусскую природу. По возвращении из Белоруссии в Ярославль, он поступает в Демидовский юридический лицей. При этом Максим настойчиво занимался самообразованием. Уже к тому времени его знания в области истории, литературы, культуры народов славянского мира имели энциклопедический характер. Он также много внимания уделял иностранным языкам: изучал греческий, латинский, итальянский, польский, французский и немецкий.

В тот период были созданы стихи, которые потом составили циклы "Старая Беларусь", "Места", "Згукі Бацькаўшчыны", "Старая спадчына". Главным содержанием большинства произведений была борьба за гуманистические идеалы, и на первый план выдвигалась тема тяжёлой жизни белорусского народа, громко звучали идеи народно-освободительной борьбы против царской империи.

В 1909-1913 гг. Максим Богданович написал также более десяти стихотворений на русском языке, сделал ряд перевел на белорусский язык Овидия, Горация, П. Верлена. Кроме этого, в тот период Максим Богданович занимался разработкой концепции развития белорусского литературы от древности и до начала 20-го века. Это нашло отражение в статье по истории белорусской письменности "Глыбы і слаі" (напечатано в "Нашай ніве"), а также в работах "Кароткая гісторыя беларускай пісьменнасці да ХVІ сталецця", "За сто лет. Нарыс гісторыі беларускай пісьменнасці" и "Новый период в истории белорусской литературы".

Среди значимых событий личной жизни Максима Богдановича с 1914 и почти до конце 1916 года были поездка в Крым для повторного курса лечения и новая любовь, которая принесла ему много переживаний. Надо также отметить и профессиональное признание коллегами молодого литератора: Максим Богданович был принят в члены "Всероссийского общества деятелей периодической печати и литературы”

Осенью 1916 года, окончив в Ярославле юридический лицей, Максим Богданович переехал жить в Минск. Здесь он работал секретарем продовольственного комитета минской губернской управы, одновременно занимался делами беженцев в Белорусском обществе помощи пострадавшим от войны, участвовал в работе кружков молодежи. В то время Максим Богданович написал такие известные произведения, как "Страцім-лебедзь" и "Пагоня". "Страцім-лебедзь"- это поэтизация библейского мифа о лебеде, согласно которой только один Страцім-лебедзь отказался от Ноева ковчега, и сам вступил в единоборство со стихией потопа, но трагически погиб, потому что не в силе оказался удержать птицы, которые засели его, спасаясь от потопа. Хотя сам Потеряем-лебедь погибал, но давал жизнь другим птицу. В мифе осуждалось непокорностью, Богданович ее прославлял. В стихотворении «Пагоня» автор обращается к героических страниц белорусского прошлого, призывает защищать свою Мать-Страну. Это произведение многими воспринимался как гимн белорусов.

У Максима Богдановича было много творческих планов, он хотел издать ряд поэтических сборников ("Маладзік", "Пярсцёнак", "Шыпшына", "Полынь-трава"). Но воплотить эти намерения в жизнь он не смог. В конце февраля 1917 г. из-за обострения болезни покинул Минск и снова направился в Крым. Однако лечение не помогло, и 25 мая 1917 года в двадцатипятилетнюю возрасте Максим Богданович умер. Похоронили его на городском кладбище в Ялте.

Максим Богданович прожил очень короткую, но чрезвычайно плодотворную в творческом отношении жизнь. Он достиг широкого признания современников и потомков. Имени Максима Богдановича стоит рядом с такими классиками белорусском и мировой литературы, как Янка Купала и Якуб Колас. Его творческое наследие - очень значимая часть духовного наледия и культуры белорусского народа. По мнению белорусского литературоведа, поэта А. Лойко: "Максим Богданович как творец, мыслитель, историк... уникальная, феноменальное явление, которое не укладывается ни в рамки своего времени, ни в рамки целых литературных эпох.”

Одним из первых поэт обогащает национальную литературу новыми для нее стихотворными формами и тематическими направлениями, переводов на белорусский язык произведения классиков мировой литературы. Рассказы Максима Богдановича, как утверждает литературовед Т. Короткая, "лежат у истоков национальной прозы, а его критические исследования во многом предопределили развитие литературной критики, стали фундаментальной основой в изучении истории литературы".

Максим Богданович был в числе тех пионеров белорусского национального возрождения, кто попытался показать на место и роль белорусского народа в истории и времени, сформулировать национальную идею белорусов, осмыслить пути дальнейшего развития белорусского нации.

Как считает А. Лойко: "Все Ярче видится фигура Богдановича в контексте мировой литературы". По мнению переводчика произведений поэта на английский язык В. Рич из Великобритании, Максим Богданович "входит в пантеон великих поэтов мира, как равный среди равных".

Роль и значение Максима Богдановича в развитии белорусской изящной словесности, в национальном и духовном возрождении белорусов высоко оценено потомками.

Собрание сочинений поэта в двух томах выходил в Минске в 1927-1928 годах и в 1968 году. Полное собрание сочинений в трех томах изданы в Минске в 1992-1995 годы. Кроме того, в 1981 году в Минске вышло факсимильное издание сборника "Венок".

Память Максима Богдановича увековечено в названии крупной улицы Минска. Улицы его имени есть также в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Ялте и других населенных пунктах. Его имя присвоено школам и библиотекам во многих городах Беларуси.

О жизни и творчестве Максима Богдановича сняты три кинофильмы и один видеофильм. Его судьбе посвящен поп-опера Игоря Поливода (либретто составлено Леонидом Прончака) "Максим" и оперетта Юрия Семеняко на либретто Александра Бачило "Зорка Венера".

На стихи Максима Богдановича записывались музыкальные произведения. Некоторые из них стали народными песнями("Лявоніха", "Зорка Венера", "Слуцкія ткачыхі").

Знаменитый вокально-инструментальный ансамбль "Песняры" не раз обращался к творчеству поэта. Отдельно следует отметить программу "Вянок", полностью составленную из песен на стихи Максима Богдановича, музыку к ней написали Владимир Мулявин и Игорь Лученок.

Произведения белорусского поэта были переведены на два десятка языков мира (среди них такие распространенные, как английский, испанский, немецкий, польский, русский, украинский, французский), публиковались в Великобритании, Германии, Польши, России, Франции, Югославии и других странах. Еще в 1950-е годы в Москве был издан большой сборник его избранных произведений на русском языке в переводе лучших советских поэтов.

100-летие со дня рождения классика белорусского литературы Максима Богдановича было отмечено в календарном списке ЮНЕСКО "годовщины выдающихся личностей и событий" на 1991 год.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Богданович Максим - литературовед, переводчик, поэт, воспевший родную Белоруссию и выразивший в лирических строках безграничную, искреннюю любовь к своему народу. Классик славянской литературы, проживший яркую, но очень короткую жизнь и оставивший после себя богатое творческое наследие, рассказывающее о людях и времени, в котором они жили.

Максим Богданович: биография

Родился Максим 27 ноября (9 декабря) 1891 года в семье известного историка и этнографа и с самого детства проявил огромный интерес к литературе. Этому увлечению способствовало наличие обширной отцовской библиотеки, да и семья, в которой рос мальчик, была очень начитанная и поэтическая. Бабушка Максима была знатной рассказчицей, причем любое повествование для нее становилось целым творческим актом, произносимым нараспев и увлекающим сказочным сюжетом. Также бабушка, известная в Холопеничском округе как ворожейка-знахарка, знала много обычаев, пословиц, загадок, преданий, поговорок, лекарственных народных средств, была носительницей народной старины; к ней часто приходили за советом, а во всех торжественных случаях приглашали в качестве распорядительницы.

Юношеские годы белорусского поэта

Учебой мальчика занимался папа, стараясь максимально обширно и доступно подать ребенку необходимые знания. Когда Максиму исполнилось 5 лет, от туберкулеза умерла его мама.

Семья переехала из Гродно в Порт, где молодой человек поступил на обучение в Нижегородскую мужскую гимназию. В этот период Богданович пробует себя в искусстве поэзии, усиленно при этом интересуясь политикой и активно принимая участие в студенческих и ученических демонстрациях. Ведь на дворе был 1905 год… За свою деятельность Максим Богданович попал в перечень «неблагонадежных» людей, что позже негативно отразилось на его судьбе.

Первые пробы пера

Первое стихотворение Богдановича «Музыка» было опубликовано в 1907 году в славянской газете «Наша Нива». В этом произведении автор поведал о Музыке, много ходившей по земле и игравшей на скрипке, подразумевая под главной героиней Белоруссию с ее многострадальной судьбой и надежду на быстрые перемены к лучшему.

Даже вдали от родины Максим разговаривал на белорусском, ощущая огромную симпатию к родному слову. Любовь ко всему белорусскому поддерживали в юноше не только родные, но и преподаватели, чувствовавшие в юноше искреннюю и пронзительную тягу к культуре своей страны.

Максим Богданович: интересные факты

В 1908 году Богдановичи поменяли место жительства на Ярославль. В этом городе Максим, мечтавший поступить в Ленинградский университет на курс к белорусоведу Шахметову, окончил юридический лицей, при этом активно продолжая творить.
В его лирических стихотворениях «Придет весна», «Над могилой», «Тьма», «Пугач», «На чужбине», «Края мой родный! Как заклятых богом…», опубликованных в «Нашей Ниве», четко звучит тема социального угнетения белорусов и их национального возрождения, в кратком лирическом рассказе «Из песен белорусского мужика» выражена глубокая вера в творческие силы народы.

Творческий период Богдановича

Тем временем туберкулез унес жизнь его брата Вадима; в 1909 году заболел и сам Максим Богданович. Слабое здоровье и материальные трудности стали помехой на жизненном пути перспективного литератора, посвятившего всю свою жизнь литературной работе. Автор осознанно готовил себя к поэтической деятельности, учил беллетристику (изящную словесность), славянский санскрит, пользуясь в качестве настольного пособия словарем Носовича.

Также писатель много переводил на белорусский язык произведения зарубежных авторов (польских, французских, украинских и русских), значительную часть времени посвящал изучению славянских и западноевропейских языков и литературы.

Ключевые темы произведений Богдановича

В годы обучения в лицее Максим Богданович, фото которого можно увидеть в статье, много пишет и активно публикуется в местных многотиражках и журналах, а также российских изданиях. Он приобрел известность не только в своей стране, но и за рубежом.

В 1913 году свет увидел написанный на белорусском языке единственный сборник, изданный при жизни поэта, «Венок», с 92 стихотворениями и 2 поэмами. Тираж составил 2000 экземпляров.

Ключевой темой произведений Богдановича было переживание за белорусский народ, идея освободительной борьбы против царской империи. В этот период появились стихотворные лирические рассказы «Вероника» и «В деревне» - дань восхищения женщине. «Романс» Максима Богдановича - известное произведение лирики любовных переживаний. Через все творчество прошла тема смерти; автор верил в вечную жизнь. Его стихотворения «На кладбище», «Свободные думы», «Думы» пропитаны христианским спокойствием и ощущением божественного бессмертия. Автор постоянно общается со звездами и смотрит не под ноги, а ввысь.

Последние годы жизни

В 1916 году Максим вернулся в родную Беларусь, где устроился на работу в губернский продуктовый комитет. Здоровье портилось. Зная об ужасной и неминуемой развязке, Максим трудился не покладая рук. В 1917 году на собранные друзьями средства поехал поправить свое физическое состояние в Ялту. Это была его последняя весна. 25 мая 1917 года поэта не стало. Последним детищем белорусского автора в эти дни было составление славянского букваря.

Похоронен Максим Богданович на Аутском братском кладбище города Ялты, в 12 километрах от этого места белорусскому литератору возведен памятник. Также монумент поэту установлен в Минске, а его именем названы улицы в

Архив поэта был сохранен его отцом - Адамом Богдановичем, спрятавшим сыновьи рукописи в сундук, который затем отнес в погреб и захоронил под лед. В процессе подавления в 1918 году Ярославского восстания дом Богдановичей был сожжен, лед растаял, а в обгоревший сундук проникла вода. Адам Богданович высушил, разгладил поврежденные рукописи и передал их со временем Институту белорусской культуры, заинтересовавшемуся творчеством Максима. В 1923 году отец написал «Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича».

2016-08-29

Родился известный поэт в 1891 году (9 декабря) в городе Минске. Его семья была педагогами: отец – преподавал в училище, мать, когда Максиму исполнилось 5 лет умерла. Тогда они проживали на Александровской улице (сейчас эта улица носит имя поэта). Небольшой отрезок времени детства Богдановича прошел в Гродно – именно туда через 8 месяцев после рождения Максима переехала вся семья.

В 1907 году вышло первое произведение поэта на белорусском языке под названием «Муз"ыка». Вскоре он был напечатан в газете «Наша нива».

После окончания гимназии в 1911 году Максим приезжает в Вильно, где знакомится будущими поэтами (В.Ластовским, братьями Луцкевичами и иными деятелями).

После посещения музея древних раритетов Максим создает стихотворение «Слуцкие ткачихи», куда вкладывает все свои впечатления от увиденного в музее.

При поддержке княгини Радзивилл (1914 год) в типографии издается сборник произведений Богдановича под названием «Венок» (тираж 2000 экз.). В благодарность Магдалене Радзивилл на титульном листе книги был поставлен знак лебедя, который являлся отсылкой к гербу Завишей, к которым и принадлежала Магдалена.

В 1916 году поэт возвратился в Минск. Несмотря на то, что он уже был тяжело болен в это время, он много работал, а свободное время отдавал общественной работе. Работал в молодежных кружках. В этот период Богданович создает произведения "Потерянный лебедь" и "Погоня". Последнее стало национальным гимном. У него было множество творческих планов, однако осуществить эти планы он уже не смог.

В феврале 1917 года во время обострения болезни Максим отправился в Крым на лечение, однако оно не помогло. 25 мая в возрасте 25 лет поэт умер. Похоронен Максим Богданович в Ялте.

На стихи Богдановича накладывалась музыка. Многие из этих музыкальных произведений стали народными. Популярный белорусский ансамбль "Песняры" также исполнял песни на стихи М.Богдановича.

Произведения великого поэта были переведены на несколько десятков языков мира.

Его именем названы улицы Республики Беларусь и России. Его имя носят библиотеки и школы Беларуси.

О жизни поэта снято 4 фильма, ему посвящена опера «Максим» и оперетта «Зорка венера».

Максим Богданович оставил богатое творческое наследие после себя, вошедшее во многие учебники по белорусской литературе.