Индикатора стратегий преодоления стресса. Результаты проведённого исследования. Формирование выборки испытуемых и организация тестирования

Методика исследования базисных копинг-стратегий — «Индикатор стратегий преодоления стресса» создан Д. Амирханом в 1990 году. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегии, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Амирхану определить три базисные копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Опросник может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и взрослых.

Экспериментальный материал

Бланк методики, содержащий инструкцию и текст опросника

Фамилия, имя

Мы интересуемся, как люди справляются с проблемами, трудностями и неприятностями в их жизни. На бланке представлено несколько возможных вариантов преодоления неприятностей. Познакомившись с утверждениями, вы можете определить, какие из предложенных вариантов обычно вами используются. Все ваши ответы останутся неизвестными посторонним. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которыми вы столкнулись за последние 6 месяцев, которые заставили вас изрядно беспокоиться, и опишите эту проблему в скольких словах. Теперь, читая нижеприведенные утверждения, берите один из трех наиболее приемлемых ответов для каждого.

Порядок проведения

Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает.

Обработка и интерпретация результатов

Ответы испытуемого сопоставляются с ключом

Для получения общего балла по соответствующей стратеги» подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале — 11 баллов, максимальная — 33 балла.

Если пропущен 1 пункт из 11, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 10 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 11; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. (Например, средний балл по шкале 2,12, умножить на 11 = 23,32, общий балл — 24.)

При пропуске двух и более пунктов обработка данных испытуемого не производится.

Преобладающей считается стратегия, сумма баллов по которой выше остальных более чем на три балла.

Бланк ответов

Вопросы Да Скорее да, чем нет Нет
1. Позволяю себе поделиться чувством с другом 1 2 3
2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему 3 2 1
3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять 3 2 1
4. Пытаюсь отвлечься от проблемы 3 2 1
5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо 3 2 1
6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи 3 2 1
7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше 3 2 1
8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией 3 2 1
9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора 3 2 1
10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах 3 2 1
11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий 3 2 1
12. Доверяю свои страхи родственнику или другу 3 2 1
13. Больше времени, чем обычно, провожу один 3 2 1
14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению 3 2 1
15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение 3 2 1
16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы 3 2 1
17. Обдумываю про себя план действий 3 2 1
18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно 3 2 1
19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше 3 2 1
20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации 3 2 1
21. Избегаю общения с людьми 3 2 1
22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать. проблем 3 2 1
23. Иду к другу за советом — как исправить ситуацию 3 2 1
24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему 3 2 1
25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей 3 2 1
26. Сплю больше обычного 3 2 1
27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе 3 2 1
28. Представляю себя героем книги или кино 3 2 1
29. Пытаюсь решить проблему 3 2 1
30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного 3 2 1
31. Принимаю помощь от друзей или родственников 3 2 1
32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше 3 2 1
33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения 3 2 1

Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) - это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом. Понятие объединяет когнитивные (мыслительные), эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.

На сегодняшний день проблематика копинг-стратегий активно исследуется в самых разных сферах и на примере самых разных типов деятельности. Серьёзное внимание уделяется изучению связи копинг-стратегий, которые применяет индивид, с его эмоциональным состоянием, успешностью в социальной сфере и т. д. При этом копинг-стратегии оцениваются с точки зрения их эффективности / неэффективности, а за критерий эффективности принимается понижение чувства уязвимости к стрессам.

Так, например, получены данные, что копинговые реакции, фокусированные на проблеме (например, попытка изменить что-то в стрессовых взаимоотношениях с другим человеком или между другими людьми в своем социальном окружении) связаны с более успешным преодолением стресса, они воспринимаются ка контроль за ситуацией. Кроме того, применение копинг-стратегий, направленных на конкретную проблему, снижает риск проблемного поведения и социально-деструктивных решений. При этом показано, что дети, меньше применяющие проблемно-фокусированные копинг-стратегий, переживают больше проблем в адаптации. Напротив, частое использование эмоционально-фокусированного копинга связано с более серьёзными проблемами в поведении, а также с большим количеством симптомов тревожности и депрессии.

Такие стратегии, как поиск социальной поддержки, агрессивный копинг (например, вербальная/физическая агрессия для того, чтобы решить проблему или выразить чувства), отрицание также, похоже, связаны с компетентностью и способностью к адаптации. В пользу эффективности стратегии «поиск социальной поддержки» свидетельствуют и данные, полученные в других исследованиях. Здесь было показано, что школьники (мужского пола), получавшие более высокие баллы по шкале успеваемости, активнее использовали данную копинг-стратегию - т.е. делились своими переживаниями с друзьями, ближайшим окружением, искали поддержки у учителей.

Экспериментальные исследования предоставляют различные данные относительно того, как оценивать такую стратегию, как избегающий копинг (избегание стрессовых мыслей или ситуаций на поведенческом и мыслительном уровне). С одной стороны, он связывается с более высоким уровнем депрессии, тревоги, сложностями адаптации в школе. Напротив, другие исследователи демонстрируют, что дети со стратегией избегания демонстрируют меньше проблем с поведением в школе и, по отзывам учителей, обладают большей социальной компетентностью. Возможно, что избегающий копинг положительно связан с социальной успешностью в том случае, когда стрессовая ситуация является неконтролируемой и когда избегание помогает предотвратить разрастание негативной ситуации - проще расслабиться в ситуации, когда ты все равно ничего не можешь изменить. Кроме того, исследователи предполагают, что избегающий копинг может быть полезен в ситуациях непродолжительного стресса, но в случае длительных стрессовых ситуаций избегание расценивается как неадаптивная реакция - нельзя бесконечно «убегать» от проблем и не замечать их.

Неоднозначно оценивается и такая копинг-стратегия, как «позитивная переоценка ситуации» - все не так страшно. С одной стороны, придание проблеме позитивного значения уменьшает стресс и служит эмоциональному приспособлению к нему; с другой стороны, изменение отношения отвлекает от решения конкретных практических проблем. Тем не менее, представляется, что стратегия позитивной переоценки может быть эффективна в ситуации, когда субъект не может контролировать результат.

Что касается учебной сферы, то работы по изучению влияния копинг-стратегий на академическую успешность пока представлены в психологической литературе очень слабо. Так, например, нельзя четко и однозначно заявить, что успешные копинг-стратегий ведут к сверхдостижениям в учёбе (под сверхдостижениями - overachievment - здесь понимается более высокий уровень достижений, чем в среднем для учащихся данного уровня способностей). Тем не менее, уже можно ссылаться на данные, свидетельствующие, например, о том, что подростки (мужского пола), которые делают выбор в пользу более продуктивных копинг-стратегий, имеют явное преимущество в учёбе; а именно, они демонстрируют сильную склонность к тому, чтобы успевать лучше, чем мы можем ожидать, исходя из их результатов по тестам IQ.

Стратегии, направленные на решение проблем, в общем, являются более эффективными, чем стратегии, назначение которых - совладание с отношением индивида к проблеме. Но, как бы то ни было, исследования также свидетельствуют, что применение сразу нескольких способов совладания более эффективно, чем выбор только одного конкретного способа реагирования на ситуацию. Как уже было сказано, эффективность копинг-стратегий зависит как от самой реакции, так и от конкретной ситуации, в которой эта реакция осуществляется. Копинг-стратегии, неэффективные в одних ситуациях, могут оказаться вполне эффективными в других; например, стратегии, неэффективные в ситуации, которая неподконтрольна субъекту, могут быть эффективны в ситуациях, которые субъект способен контролировать и изменять в желаемую сторону.

Дата публикации: 2013-03-01 00:38:17

Индикатор копинг-стратегий (Д.Амирхан)

Шкалы: решение проблем, поиск социальной поддержки, копинг избегание проблем

Назначение теста: Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева.

Инструкция к тесту: На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются. Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах. Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

Полностью согласен.

Согласен.

Не согласен.

Тест

2.Стараюсь сделать все так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему.

3.Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-либо предпринять.

4.Пытаюсь отвлечься от проблемы.

5.Принимаю сочувствие и понимание кого-либо.

6.Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим возможность увидеть, что мои дела плохи.

7.Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.

8.Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией.

9.Очень тщательно взвешиваю возможности выбора.

10.Мечтаю, фантазирую о лучших временах.

11.Пытаюсь различными способами разрешить проблему, пока не найду наиболее под­ходящий.

12.Доверяю свои страхи родственнику или другу.

13.Больше времени, чем обычно, провожу один.

14.Рассказываю людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению.

15.Думаю о том, что нужно сделать для того, чтобы исправить положение.

16.Сосредоточиваюсь полностью на решении проблемы.

17.Обдумываю про себя план действий.

18.Смотрю телевизор дольше, чем обычно.

19.Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он мне помог чувствовать себя лучше.

20.Проявляю упорство и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации.

21.Избегаю общения с людьми.

22.Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблемы.

23.Иду к другу, чтобы он помог мне лучше осознать проблему.

24.Иду к другу за советом – как исправить ситуацию.

25.Принимаю сочувствие, взаимное понимание друзей, у которых та же проблема.

26.Сплю больше обычного.

27.Фантазирую о том, что все могло быть иначе.

28.Представляю себя героем книг или кино.

29.Пытаюсь решить проблему.

30.Хочу, чтобы люди оставили меня одного.

31.Принимаю помощь от друга или родственника.

32.Ищу успокоение у тех, кто знает меня лучше.

33.Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала «разрешение проблем» – ответы «Да» по пунктам: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 30.

Шкала «поиск социальной поддержки» – ответы «Да» по пунктам: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.

Шкала «избегание проблем» – ответы «Да» по пунктам: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.

Баллы начисляются по следующей схеме:

Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.

Ответ “Согласен” в 2 балла.

Ответ “Не согласен” в 1 балл.

Нормы для оценки результатов теста:

Разрешение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание проблем

Очень низкий < 16 < 13 < 15

Низкий 17 – 21 14 – 18 16 – 23

Средний 22 – 30 19 – 28 24 – 26



2.Стараюсь все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему

3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-то предпринять

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы

5. Принимаю сочувствие и понимание от кого-либо

6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что мои дела плохи

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше

8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справляться с ситуацией

9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора



10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах

11. Пытаюсь различными способами решать проблему, пока не найду подходящий

12. Доверяю свои страхи родственнику или другу

13. Больше времени, чем обычно, провожу один

14. Рассказываю другим людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению

15. Думаю о том, что нужно сделать, чтобы исправить положение

16. Сосредотачиваюсь полностью на решении проблемы

17. Обдумываю про себя план действий

18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он помог мне чувствовать себя лучше

20. Стою твердо и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации

21. Избегаю общения с людьми

22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать. проблем

23. Иду к другу за советом - как исправить ситуацию

24. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше почувствовать проблему

25. Принимаю сочувствие, взаимопонимание друзей

26. Сплю больше обычного

27. Фантазирую о том, что все могло бы быть иначе

28. Представляю себя героем книги или кино

29. Пытаюсь решить проблему

30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного

31. Принимаю помощь от друзей или родственников

32. Ищу успокоения у тех, кто знает меня лучше

33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно под влиянием внешнего побуждения

Описание методики

Методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995).

Теоретические основы

Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).

«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:


  1. Стратегия разрешения проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

  2. Стратегия поиска социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

  3. Стратегия избегания - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью , уйти от решения проблем.
Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания - суицид.

Стратегия избегания - одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью раз­вития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.

Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

Процедура проведения

Инструкция

На бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах .

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.


  • Полностью согласен.

  • Согласен.

  • Не согласен.

Обработка результатов

Ответы испытуемого сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.

Ключ


  • Шкала «разрешение проблем» – пункты опросника: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 33.

  • Шкала «поиск социальной поддержки» – пункты опросника: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.

  • Шкала «избегание проблем» – пункты опросника: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.
Баллы начисляются по следующей схеме:

  • Ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.

  • Ответ “Согласен” в 2 балла.

  • Ответ “Не согласен” в 1 балл.

Интерпретация результатов

Нормы для оценки результатов теста:


Уровень

Разрешение проблем

Поиск социальной поддержки

Избегание проблем

Очень низкий




Низкий

17 - 21

14 - 18

16 - 23

Средний

22 - 30

19 - 28

24 - 26

Высокий

> 31

> 29

> 27

копинг-стратегий и механизмов психологической защиты

Одни и те же события жизни могут иметь различную стрессовую нагрузку в зависимости от их субъективной оценки.

Стрессовое событие начинается с оценки какого-либо внутреннего (например, мысль) или внешнего (например, упрек) стимула, в результате - возникает копинг-процесс . Копинг реакция срабатывает, когда сложность задачи превышает энергетическую мощность привычных реакций организма. Если требования ситуации оцениваются как непосильные, тогда преодоление может принимать форму психологической защиты.

В общем континууме психологической регуляции копинг-механизмы играют компенсаторную функцию, а механизмы психологической защиты занимают последний уровень в системе адаптации - уровень декомпенсации. На нижеприведенной схеме (схема 1.) отображены два возможных стиля реагирования на негативные события.

cхема 1.

выделяют два стиля реагирования в проблемной ситуации:


  1. Проблемно-ориентированный (problem-focused) стиль - это рациональный анализ проблемы , связанный с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации, его проявление можно увидеть в таких реакциях как: самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации.

  2. Субъективно-ориентированный (emotion-focused) стиль - следствие эмоционального реагирования на ситуацию. Он не сопровождается конкретными действиями, а проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечением других в свои переживания, желанием забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе, наркотиках или компенсировать отрицательные эмоции едой.

Исходя из стилей реагирования, можно описать два типа людей:


  1. Люди, прибегающие к механизмам психологической защиты, воспринимающие мир как источник опасностей, характеризующиеся невысокой самооценкой, пессимистичностью.

  2. Люди, использующие копинг-механизмы (совладание) - реалисты, оптимисты, характеризуются положительной самооценкой и сильно выраженной мотивацией достижения.
Психологическая защита

это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний. Ограждение происходит путем вытеснения информации противоречащей Я – концепции человека.

Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения, путем искажения существующей действительности или приводя организм к следующим изменениям:


  • психическим перестройкам, телесным нарушениям (дисфункциям),

  • проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов,

  • изменениями способов поведения.
При длительном неврозе допускается появление, так называемых, вторичных защитных механизмов, которые закрепляют невротическое поведение (пример, возникает рационализация с целью оправдать свою несостоятельность, уход в болезнь, освобождающий от ответственности за решение проблем).

Копинг

(от англ. «cope» - справиться, выдержать, совладать) - это стабилизирующий фактор, помогающий личности поддерживать психосоциальную адаптацию в период воздействия стресса. В свою очередь, копинг-поведение - адаптивное поведение, поддерживающее равновесие в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация характеризуется:


  • неопределенностью,

  • повышенной сложностью,

  • стрессогенностью,

  • противоречивостью.
Стрессовые ситуации бывают следующих видов:

  • Макрострессоры - критические жизненные события, требующие продолжительной социальной адаптации, затрат большого количества сил и сопровождающиеся стойкими аффективными нарушениями.

  • Микрострессоры - повседневные перегрузки и неприятности, локализованные во времени, влекущие за собой ухудшение самочувствия, для восстановления адаптации, требующие не большое количество времени (минуты).

  • Психотравмы - травматические события, характеризующиеся запредельным порогом интенсивности, с внезапным и непредсказуемым началом.

  • Хронические стрессоры – это перегрузки , длительной протяженности во времени, характеризуются повторяющимися однотипными стрессовыми нагрузками.
Стрессоры могут стать причиной, частичной причиной (кодетерминантой), усугубить и провоцировать психическое расстройство. Стресс также может выполнять защитную и саногенную функцию.

Копинг стратегии

это способы психологической деятельности и поведения, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

когнитивно-феноменологический подход - это теория преодоления стресса по Лазарусу (R.Lazarus 1966 - 1998)

Данная теория описывает взаимодействие человека и стресса, ее концепция преодоления стресса состоит из двух этапов:

1) Первичная оценка позволяет индивиду сделать вывод о том, что ему грозит стрессор – угроза или благоденствие. Первичная оценка стрессового воздействия заключается в вопросе: «что это значит для меня лично?»

При оценке события как дестабилизирующего, возникает потребность в адаптации, ее удовлетворение осуществляется по трем каналам:


  1. Первый канал - освобождение эмоций.

  2. Второй - выработка стратегии совладения.

  3. Третье - социальный канал, он влияет меньше - не учитывается.
2) Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в постановке вопроса: «Что могу сделать в данной ситуации?» - оцениваются собственные ресурсы и личностные факторы, такие как:

  • эмоциональная стабильность;

  • психологическая выносливость - это система убеждений;

  • умение ставить цель и умение видеть смысл в том, что делаешь;

  • используемый тип психологической защиты;

  • состояние в момент стресса ;

  • предрасположенность к состояниям страха и гнева:

    • Гнев - риск заболеваний сердечно сосудистой системы.

    • Страх - риск возникновения тревожных и психосоматических расстройств.

  • социальная поддержка.
Критерии, по которым узнаем характеристики социальной поддержки:

  • Есть ли те люди, которые являются значимыми.

  • Оценка социального положения этих людей.

  • Насколько они влиятельны в социальной среде.

  • Могут ли они своей личностью воздействовать на стрессор.

  • Частота контактов с этими людьми.
Социальная поддержка осуществляет буферный и защищающий эффекты.

Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Результат соотношения первичной и вторичной оценки - решение о приоритетном для организма типе реакции на стресс, а также выработка копинг-стратегии.

Активные копинг-стратегии ориентированные на решение проблемы ведут к уменьшению имеющейся симптоматики, в то время как избегание и другие копинг-стратегии направленные на редуцирование эмоционального напряжения, приводят к усилению симптоматики.

классификация копинг-стратегий (Перре, Райхертс 1992г.)

Копинг, ориентированный на саму ситуацию (проблему):

  • активное влияние на ситуацию;

  • бегство или уход из психотравмирующей ситуации;

  • пассивность переживания.
Копинг, ориентированный на репрезентацию (стремление лучше узнать ситуацию):

  • поиск информации - вигильность;

  • вытеснение информации.
Копинг, ориентированный на оценку:

  • переоценка событий;

  • переосмысливание событий;

  • изменение цели в жизни.

отличия копинг-поведения и механизмов психологической защиты


  1. МПЗ действуют на бессознательном уровне, копинг – образование, формирующееся на сознательном уровне.

  2. Действие МПЗ направлено на снятие эмоционального напряжения, а копинг действует в направлении восстановления нарушенных отношений между окружением и личностью.

  3. МПЗ срабатывают мгновенно, сталкиваясь с проблемной ситуацией, копинг же формируется последовательно.

  4. МПЗ искажают объективную ситуацию, копинг – нет.

Теории о механизмах психологической защиты и копинг-стратегий использоваться, непосредственно, во время планирования интервенции. При этом диагностируемые механизмы защит , свидетельствуют о наличии ригидности «Я-концепции», об огромном пласте психотерапевтической работы. Диагностируемая копинг-реакция же, в свою очередь, говорит о возможных вариантах совладания и тех ресурсах личности, которые, совместно с психотерапией, эффективно помогают преодолевать проблемную ситуацию.

литература:


  1. Перре М., Бауман У. Клиническая психология - Питер 2007г. - 1312 стр.

  2. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология – Питер, 2004г. - 539 стр.

  3. Лично А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 стр.

  4. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом //Учебно-методическое пособие - Казань, 2003г. - 98 стр.

  5. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности - Изд-во Алтайского государственного университета, 2000г. – 123 стр.

  6. Аннелизе Х., Франц Х., Юрген О., Ульрих Р. Базисное руководство по психотерапии - Изд-во «Речь», 1998. - 784 стр.

  7. Лекционный материал по предмету «Клиническая психология» Медико-психологический факультет ГрГМУ, Беларусь, 2006г.

Методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Адаптирована для проведения исследования на русском языке Н.А. Сиротой (1994) и В.М. Ялтонским (1995).

Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания (Amirkhan J., 1990).

«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

Стратегия разрешения проблем - это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

Стратегия поиска социальной поддержки - это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

Стратегия избегания - это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.

Человек может использовать пассивные способы избегания, например, уход в болезнь или употребление алкоголя, наркотиков, может совсем «уйти от решения проблем», использовав активный способ избегания - суицид.

Стратегия избегания - одна из ведущих поведенческих стратегий при формировании дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Она направлена на преодоление или снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Использование этой стратегии обусловлено недостаточностью развития личностно-средовых копинг-ресурсов и навыков активного разрешения проблем. Однако она может носить адекватный либо неадекватный характер в зависимости от конкретной стрессовой ситуации, возраста и состояния ресурсной системы личности.



Наиболее эффективным является использование всех трех поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о ее негативных последствиях.

Процедура проведения

Инструкция : на бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются.

Попытайтесь вспомнить об одной из серьезных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Опишите эту проблему в нескольких словах.

Теперь, читая приведенные ниже утверждения, выберите один из трех наиболее приемлемых вариантов ответов для каждого утверждения.

Полностью согласен.

Согласен.

Не согласен.

2. Стараюсь сделать все так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему.

3. Осуществляю поиск всех возможных решений, прежде чем что-либо предпринять.

4. Пытаюсь отвлечься от проблемы.

5. Принимаю сочувствие и понимание кого-либо.

6. Делаю все возможное, чтобы не дать окружающим возможность увидеть, что мои дела плохи.

7. Обсуждаю ситуацию с людьми, так как обсуждение помогает мне чувствовать себя лучше.

8. Ставлю для себя ряд целей, позволяющих постепенно справиться с ситуацией.

9. Очень тщательно взвешиваю возможности выбора.

10. Мечтаю, фантазирую о лучших временах.

11. Пытаюсь различными способами разрешить проблему, пока не найду наиболее подходящий.

12. Доверяю свои страхи родственнику или другу.

13. Больше времени, чем обычно, провожу один.

14. Рассказываю людям о ситуации, так как только ее обсуждение помогает мне прийти к ее разрешению.

15. Думаю о том, что нужно сделать для того, чтобы исправить положение.

16. Сосредоточиваюсь полностью на решении проблемы.

17. Обдумываю про себя план действий.

18. Смотрю телевизор дольше, чем обычно.

19. Иду к кому-нибудь (другу или специалисту), чтобы он мне помог чувствовать себя лучше.

20. Проявляю упорство и борюсь за то, что мне нужно в этой ситуации.

21.Избегаю общения с людьми.

22. Переключаюсь на хобби или занимаюсь спортом, чтобы избежать проблемы.

23. Иду к другу, чтобы он помог мне лучше осознать проблему.

24. Иду к другу за советом – как исправить ситуацию.

25. Принимаю сочувствие, взаимное понимание друзей, у которых та же проблема.

26. Сплю больше обычного.

27. Фантазирую о том, что все могло быть иначе.

28. Представляю себя героем книг или кино.

29. Пытаюсь решить проблему.

30. Хочу, чтобы люди оставили меня одного.

31. Принимаю помощь от друга или родственника.

32. Ищу успокоение у тех, кто знает меня лучше.

33. Пытаюсь тщательно планировать свои действия, а не действовать импульсивно

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала «разрешение проблем» – ответы «Да» по пунктам: 2, 3, 8, 9, 11, 15, 16, 17, 20, 29, 30.

Шкала «поиск социальной поддержки» – ответы «Да» по пунктам: 1, 5, 7, 12, 14, 19, 23, 24, 25, 31, 32.

Шкала «избегание проблем» – ответы «Да» по пунктам: 4, 6, 10, 13, 18, 21, 22, 26, 27, 28, 30.

Баллы начисляются по следующей схеме:

Ответ «Полностью согласен» оценивается в 3 балла.

Ответ «Согласен» в 2 балла.

Ответ «Не согласен» в 1 балл.

Ответы испытуемого сопоставляются с ключом. Для получения общего балла по соответствующей стратеги подсчитывается сумма баллов по всем 11 пунктам, относящимся к этой стратегии. Минимальная оценка по каждой шкале - 11 баллов, максимальная - 33 балла.

Нормы для оценки результатов теста:

n Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие. – Севастополь: СИЯЭиП, 2000 г.- 186 с.

n Кумкин А.Н. Психология: учеб.-метод. пособие. – Севастополь: СНИЯЭиП, 2005 г.- 44 с.

n Кумкин А.Н, Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭиП, 2000 г.

n Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. Пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2011. – 124 с.: ил.

n Кумкин А.Н., Косцова М.В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно-методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2008 – 72 с.

Анастази А. Психологическое тестирование \ Пер. с анг. В 2 кн. \Под ред. К. М. Гуревича, В. М. Лубовского – М.: Педагогика, 1982.

Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности – Киев: Вища школа, 1978. – 142 с.

Бурлачук Л. Ф. Психологические методы исследования личности – Киев: Знание, 1982 – 17 с.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов – Киев:1994 – 284 с.

Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики – Л.: Медицина, 1984 – 216 с.

Куликов Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению – Санкт-Петербург: Наука, 1994.

Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика \ Под ред. В. В. Столина, А. Г. Шмелева – М.: Изд-во Моск. Унота, 1984 – 151 с.

Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы \ Под ред. А. А. Бодалева и др. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. – 141 с.

Практикум по экспериментальной и прикладной психологии \ Под ред. А. А. Крылова, Л., 1990.


Альманах психологических тестов. М., 1995, С.112-116.

Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, - С.107-111.

Альманах психологических тестов, М.:Издательство «КСП», 1996.

Альманах психологических тестов, М.: Издательство «КСП», 1996.

Сазонов В.Ф., Ладохина И.Ю., Муравьева М.С. Практическая коррекционно-развивающая работа со школьниками: Методические рекомендации / РГПУ; кафедра анатомии, физиологии и валеологии. Рязань, 2000. - 36 с.

Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – Спб.: Питер, 2008. – 512 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). – С. 264-270.

Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов. // Психологическая наука и образование. – М., 2004. - № 2. - С. 82- 86.

Старовойтенко Е.Б. Современная психология. Формы интеллектуальной жизни. - М.: Академический проект, 2001. - 544с.

Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М., Политиздат, 1978. - 272 с.

Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение, № 1 - 1998.

Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / Анатолий Викторович Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.

Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. Перевод с английского А.Боковикова и др. М. «Академический проект», 2001.

Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. / Пер. с англ. А. А. Грузберга; терминологическая правка В. Данченка. - К.: PSYLIB, 2004. (Перевод книги «Games People Play»).