Iii. методика составления конспекта урока. Конспект нод «обобщение знаний (методические приемы и методы фэмп в подготовительной группе). Метод красной строки

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ УРОКА? КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН УРОКА?

На эти вопросы и на многие другие вы и найдете ответы в данной статье.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

Уровнем проведения урока;

Методической наполненностью;

Атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

Чётко определить для себя и сформулировать его тему;

Определить место темы в учебном курсе;

Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у студентов новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

Обеспечить усвоение студентами законов, признаков, свойств, особенностей;

Обобщить и систематизировать знания о. (или по конкретной теме);

Отработать навыки (какие?);

Добиться усвоения студентами каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.

Воспитание патриотизма;

Воспитание интернационализма;

Воспитание гуманности;

Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

Воспитание дисциплинированности;

Воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

Урок изучения нового материала;

Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;

Урок формирования умений и навыков;

Урок повторения;

Урок проверки знаний;

Урок применения знаний, умений и навыков;

Повторительно-обобщающий урок;

Комбинированный урок.

4. Уточнение вида урока.

Урок- лекция;

Урок-беседа;

Кино-урок;

Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);

Урок лабораторных работ;

Урок практических работ;

Урок - экскурсия;

Урок - семинар;

Дидактическая игра;

Анализ ситуаций;

Устный опрос;

Письменный опрос;

Контрольная работа;

5. Выбор методов и приёмов обучения.

К таким методам относятся:

1. Метод монологического изложения (монологический метод);

2. Метод диалогического изложения (диалогический метод);

3. Метод эвристической беседы (эвристический метод);

4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);

5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);

6. Метод программированных заданий (программированный метод).

6. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

А) Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли обязательный учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:

Узнавание нового материала;

Воспроизведение;

Применение знаний в знакомой ситуации;

Применение знаний в незнакомой ситуации;

Творческий подход к знаниям.

В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

Задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;

Задания, способствующие осмыслению материала студентом;

Задания, способствующие закреплению материала студентом.

Г) Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.

Д) Продумать изюминку урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

Е) Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать:

Что контролировать;

Как контролировать;

Как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать студентам подлинный интерес преподавателя к их работе.

Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и преподаватель.

7. Составить конспект с учётом структуры урока.

Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.

Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;

Формирование новых понятий и способов действий;

Формирование умений и навыков;

Домашнее задание.

Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.

Основные этапы современного урока

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студентов к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений студентов для подготовки к новой теме.

4. Постановка цели занятия перед студентами.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой преподавателем и студентами, оценка знаний.

11. Домашнее задание к следующему уроку.

Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.

12. Подведение итогов урока.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Вывод: При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

После проведения урока необходимо провести его анализ. А как провести самоанализ урока вы .

В процессе обучения любым знаниям и навыкам нам часто приходится записывать новую информацию, чтобы потом было можно снова ее воспроизвести. Из-за того, что сложно или даже ненужно записывать все, важно уметь кратко излагать полученную информацию в виде конспекта. В данной статье вы узнаете, как правильно составлять конспекты на примере конспектирования уроков истории. Здесь будут разобраны такие понятия, как опорный конспект, скоростное конспектирование, стенография, корнельский метод и другие полезные способы компактного изложения и визуализации информации.

Что такое конспект?

Слово «конспект » пришло к нам из немецкого языка (der Konspekt); немецким языком оно было заимствовано из латинского (conspectus), в котором оно имело значения «обзор, очерк, вид, наружность». В свою очередь, это существительное в латыни образовалось путём соединения приставки con- и глагола specio (смотреть, глядеть). Таким образом, изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь (совершенно не обязательно это должен быть конспект лекции или урока – бывают конспекты книг и статей; в естественных науках вербальная информация, как правило, сопровождается визуализированными формулами и алгоритмами, которые также необходимо перевести в графическую или текстовую информацию). В этом значении к слову «конспект» близки такие понятия, как «компендиум» (сжатое изложение суммы основных положений какой-либо науки) и «реферат» (краткое изложение содержания статьи или книги).

Однако конспект – это не просто дословная передача воспринятого из внешнего источника материала. Это также акт творческого осмысления услышанного и увиденного, выражение собственных мыслей на бумаге, момент формирования сомнений и вопросов (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Междисциплинарный словарь по педагогике. М., 2005. С. 136-137).

«Творческий» конспект – это не только копирование мыслей из книги авторитетного учёного или лекции преподавателя; это всегда рефлексия по поводу информации, сопровождающаяся выработкой у автора конспекта сложной, зачастую понятной только ему самому системы мнемонических знаков (подчёркивание; выделение текста различными цветами; построение таблиц и логических цепочек на основе доступной информации). Из методов конспектирования и представления материала в виде тезисов родилось множество новых жанров научных исследований – от комментариев на книги Священного писания и юридические кодексы времён римских императоров в Средние века до издания в наши дни курсов лекций выдающихся университетских профессоров (в т.ч. посмертно, силами их учеников).

Отличия конспектирования от стенографии

Многие студенты часто задаются вопросом: если и конспектирование, и стенография позволяют восстановить исходный смысл представленного материала, в чём заключается их кардинальное различие? Не является ли конспект частным случаем стенограммы, выполненной с использованием не универсальных обозначений, а уникальной для конкретного человека системы знаков?

Ответы на эти вопросы нам представляет работа санкт-петербургского профессора Э.В. Минько (Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно – методическое пособие. СПб., 2001. С. 20-25). Во-первых, как уже упоминалось, конспектирование проявляет сугубо индивидуальные особенности отдельного человека; нередко даже его сокурсники не в состоянии «расшифровать» заложенную в конспекте информацию. Такая ситуация неприемлема для стенографиста: при обучении этой специальности обязателен к запоминанию определённый набор универсальных символов и знаков. Во-вторых, конспект должен быть легко «считываем»: человек всегда должен обладать возможностью вернуться к уже написанному и скорректировать последующий текст. Именно этим ценен «Корнельский метод конспектирования», о котором мы расскажем далее. В-третьих, конспект урока, лекции, визуальной информации – это не копия увиденного и услышанного, не дословная передача текста, а переложение его смысла .

«Рациональное» (скоростное) конспектирование

«Корнельский метод конспектирования»

Этот вид конспектирования называют Cornell note-taking system по имени университета, в котором работал профессор Уолтер Пок – автор этого метода (Pauk W. How to study in College. Boston, 1962). Он по праву считается одним из самых распространённых в студенческой среде, одинаково хорошо подходит для конспектирования как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин.

Важнейшим отличительным свойством этого метода является разделение пространства вертикально ориентированного листка на три поля: два поля разделены сплошной линией по вертикали (в пропорции примерно 1:3); внизу страницы необходимо оставлять неподелённое пространство шириной около 7 см. Основной частью при конспектировании является правая часть листа, куда записываются главные мысли, излагаемые лектором / учителем по ходу занятия. Причём в ходе переноса вербальной информации на бумагу важно последовательно переходить от записи главной мысли к фактам и примерам, которые должны её пояснять.

Сразу же после окончания лекции можно начать рефлексию отображённого в правой части материала. Для этого необходимо подобрать и вписать в левое поле максимальное количество слов или коротких реплик – вопросов, которые проиллюстрируют основное содержание лекции, заключённое в тексте из правого поля.

В поле внизу листа необходимо внести (после заполнения двух полей над ним) развёрнутое описание главной мысли всего занятия (т.е. его доминанту, языком зарубежных педагогов – summaries), отметить его особенность в сравнении с прочими занятиями. Это позволит спустя длительное время более живо воспроизвести в памяти содержание занятия в целом. Кроме того, полезно выделять по 10-20 минут в день для повторения основных фактов и закономерностей, отображённых в конспектах занятий за последнее время: это позволит исключить их быстрое забывание, проанализировать и разрешить сомнения, возникающие на самом занятии.

Схематический план

Отчасти корнельский конспект напоминает такой метод конспектирования, как составление схематического плана. Однако принципиальным отличием первого вида записи материала от второго является то, что в схематическом плане сначала записываются вопросы, на которые в ходе изучения материала необходимо дать короткий (состоящий из 2-3 логически связанных предложений) ответ. Таким образом, если совместить друг с другом принципы заполнения схематического плана и форму для корнельского конспекта, то можно заметить то, что схематический план требует заполнения в первую очередь левого поля, а за ним – правого (т.е. порядок заполнения противоположен «корнельскому методу конспектирования»).

В таких конспектах, которые пишутся под диктовку, особое значение приобретает владение техникой скоростного письма и «свёртывания» материала на письме. Например, многие используют для этого такой приём, как исключение гласных букв и замена некоторых слов на условные знаки. В исторической науке особенно часто заменяются союзы, слова, означающие причинно – следственные связи, например, «зависит от…», «взаимно зависит» (→, ↔), «следовательно» (=>), «А является причиной В» (А→В). Используются также лигатуры, например, NB (nota bene – лат. «запомни хорошо»). Очень часто используются цветные фломастеры, ручки, карандаши для выделения особенно важных мыслей. Некоторые студенты и даже школьники, хорошо знающие иностранные языки, могут использовать сокращённые варианты иностранных слов (например, def. от to defend вместо «защищать», «оборонять»; corr. от to correct вместо «исправлять», «корректировать»). Некоторые уроки и лекции, где объяснение причинно – следственных связей превалирует над событийной историей (в частности, это касается любых тем, объясняющих структуру и состав органов власти, их функции), порой при записи приобретают вид схемы с одним или несколькими ключевыми понятиями в центре, от которых идут ответвления к более частным терминам или явлениям. Пример представлен на рис. 1 .

Рисунок 1. Пример корнельского конспекта

Опыт естественнонаучных дисциплин. Опорный конспект

Опорный конспект как метод запоминания и рефлексии материала разработал в 80-е гг. прошлого века донецкий учитель математики и физики В.Ф. Шаталов (см., например, его книги: Опорные сигналы по физике для 6 класса. Киев, 1978. 79 с.; Опорные конспекты по кинематике и динамике. Из опыта работы. Книга для учителя. М., 1989. 142 с.; Геометрия в лицах. М., 2006. 23 с.). В наше время на школьных уроках гуманитарного цикла (особенно на уроках истории) метод составления опорных конспектов получает всё большее признание. Например, в последнее время активизировалось издание опорных конспектов отдельных уроков и целых учебных блоков по истории и обществознанию (Степанищев А.Т. Опорные конспекты по истории России. 6-11 класс. М., 2001. 128 с.). Популярность этого вида конспектирования объясняется достаточно просто: отчасти – необычной, даже игровой формой подачи материала, отчасти – слабой запоминаемостью отдельных событий и дат. Таким образом, опорный конспект представляет собой попытку проанализировать в максимально образной, визуализированной форме причинно – следственные связи между различными событиями, высказываниями и деяниями исторических деятелей. Кроме того, материал уроков в опорных конспектах представляется целыми блоками тем. Если иметь в виду историю и обществознание, то здесь тематический и временной охват материала варьируется в зависимости от его специфики (например, по времени охвата – от нескольких месяцев до нескольких столетий).

Каждая тема (блок – тема) зашифровывается в опорном конспекте в систему знаков – опор, составляющих мини – блок. На основе этих знаков, зачастую унифицированных, индивидуальный конспект может быть «расшифрован» другими людьми. Оптимальным количеством мини – блоков для презентации целой блок – темы считается 8-10.

Кроме того, система опорных конспектов позволяет учителю реализовать индивидуальный подход к обучению: в случае присутствия в классе учеников разных образовательных уровней составление таких конспектов позволяет регулировать темп изучения блок – тем и отдельных подтем, делать процесс обучения более понятным и интересным, вносить в него элемент творчества (при составлении учениками своей системы знаков – опор и целых опорных конспектов дома).

Основными опорами в таком конспекте являются символически – словесные (буквы, слоги, знаки конъюнкции / дизъюнкции, указатели логической связи: →, ↔, знак причинно – следственной связи – =>, подобия – ~, и др.), рисуночные (пиктографические) и условно-графические (фрагменты планов, схем местности с условными обозначениями) знаки. Пример составления опорного конспекта по российской истории представлен на рис. 2 . Остаётся добавить, что опорный конспект может быть использован как в качестве эффективного средства проверки пройденного материала (тогда основа для него пишется и рисуется дома, а на уроке или лекции обучающиеся воспроизводят по памяти выученные дома схемы и логические цепочки и закрепляют этот материал, повторно прорисовывая их на листе бумаги), так и в качестве средства формирования новых знаний, умений и навыков (т.е. при записи излагаемой учителем новой темы или подтемы).

Рисунок 2. Опорный конспект по истории. Тема: «Восточные славяне в первой половине I тыс. н.э.» (составлен С.В.Селеменевым.)

Конспекты как форма самостоятельной подготовки к докладу на конференции или семинару

План-конспект:

Этот вид конспектирования не менее широко применяется в современной педагогике; особенно часто это касается дисциплин гуманитарного цикла. Для составления такого конспекта нужно провести определённую предварительную подготовку: необходимо перед лекцией написать на нескольких листах план занятия, особыми знаками или цифрами выделяя разделы, вопросы и проблемы в изложенном материале. Каждый из этих заголовков в процессе записи за лектором может быть раскрыт и дополнен связным текстом, иллюстрирующим общее положение. Из сказанного следует заключить, что в идеале план – конспект должен быть максимально приближен к тому тексту, который озвучивает лектор за кафедрой; в описании этого метода конспектирования можно обнаружить много общего с корнельским методом.

Тем не менее, план – конспект, как отмечают специалисты по дидактике и педагогике, обладает большим преимуществом перед опорными и корнельскими конспектами. Поскольку все заголовки тем и отдельных разделов, а также определённый объём фактического материала подготавливаются заранее, имеется возможность записать их без сокращений и условных знаков. Это повышает вероятность правильной и быстрой дешифровки конспекта другими студентами или учениками.

Последнее обстоятельство является причиной того, что при подготовке к докладам в школе и семинарам в университете оболочка плана – конспекта часто используется докладчиками в качестве основы для собственного сообщения. Во-первых, в такой структуре достаточно легко делать разного рода пометки. Во-вторых, в текст конспекта достаточно просто подставить необходимые цитаты и ссылки на источники, что особенно важно в исторической науке. При правильной организации материала они «встанут» прямо напротив соответствующих тезисов. Наш пример основы для плана – конспекта по теме «Первая мировая война 1914-1918 гг.» мы представили на рис. 3 .

Рисунок 3. Оболочка план – конспекта

Конспект в отличие от плана представляет собой подробное и обстоятельное изложение материала лекции (книги), согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр. Конспектирование в большей мере, чем другие формы записи, способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.

Конспекты условно подразделяют на плановые, текстуальные, свободные, тематические .

План-конспект – запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта, кроме тех случаев, когда дополнений и разъяснений плана не требуется. При наличии навыка конспектирования план-конспект составляется достаточно быстро. Еще в процессе первоначального чтения он краток, прост и ясен по форме, что делает его незаменимым пособием при подготовке доклада, выступления на семинаре. Самым простым видом плана-конспекта является вопросно-ответный конспект, в котором на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы. Схематический план-конспект отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника чаще всего в графическом виде.

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника (цитат), это прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Текстуальные выписки связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала и хорошее владение письменной речью. Это наиболее полноценный вид конспекта. Он способствует лучшему усвоению материала и развитию творческой активности читателя, не привязывая его к авторским формулировкам.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос (тему) на основе использования ряда источников. Специфика его в том, что, разрабатывая определенную тему, он может полно не отображать содержание каждого из изучаемых произведений. Тематический конспект учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Общий объем конспекта должен быть меньше изучаемого текста в 10–15 раз. Подобное сокращение достигается как за счет тщательного отбора материала, так и в результате краткого изложения и экономии речевых средств (сокращение слов и общеупотребительных выражений).

Рассмотренные формы записи можно успешно использовать при подготовке устного выступления (доклада) на семинарском занятии, написании письменной работы.

Преподаватель в часы самостоятельной подготовки призван постоянно стремиться к интенсификации общения со студентами путем постановки перед ними актуальных проблем для их научного анализа, к раскрытию взаимосвязи теоретических вопросов с практикой, с насущными задачами. В результате происходит ускорение процесса становления цельной личности, формирование ее мировоззрения и социальной позиции как результата повседневных действий студента, его поступков и социального поведения в целом.

Конспект по развитию речи.

Тема: Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»

Задачи:- связанная речь: учить развивать предложенный сюжет.

Словари и грамматика: активировать в речи союзные слова, учить употреблять слово варежка в разных падежах

Звуковая культура речи: учить использовать вопросительной и повествовательной интонации.

ООД: Сегодня вы будете придумывать рассказ на тему « четвероногий друг »,но прежде выполним такое упражнение я буду начинать,а вы заканчивать.

Миша пошел гулять…..

Он увидел щенка….

Он нашел его…

Он нашел себе друга, потому…..

Мише стало радостно…

Мише стало так радостно…..

Когда дети отвечают,воспитатель следит за смыслом и грамматической правильностью построения предложения.

Игра « Четвероногий друг»

Дети по нашей дверью оказался щенок. Кажется он потерялся. Чем мы можем ему помочь?(дети отвечают)

Как найти его хозяина(дети отвечают)

Наверное,лучше всего написать объявление. Надо так хорошо описать щенка,чтоб хозяин его сразу узнал: как он выгладит, чем отличаются от других собак, какой он по характеру?

Дети описывают щенка,выделяя его характерные особенности.

Давайте представим такую ситуацию. Вы нашли на улице щенка, принесли его домой и просите его маму оставить его у вас дома. А мама ни как не хочет щенка оставлять. Попробуйте доказать ей,что собака лучший друг для человека, и что этот щенок вам просто необходим.(дети и воспитатель обыгрывают ситуацию).

Хорошо, вы меня убедили. Щенок радуется вмести с вами и хочет узнать,где он будет жить.(ответ детей). Что умеют делать собака?

Дети называют,что умеют делать собаки.

Посмотрите щенок порвал книгу,и ее не возможно прочитать. давайте поможем восстановить текст рассказа. Я прочитаю начало, а вы будете продолжать и заканчивать. Однажды Миша пошел гулять. Вдруг он услышал,что кто-то под кустом жалобно пищит. Он был такой маленький, крошечный. Мише стало жаль щенка, он взял его на руки,прижал к себе и решил отнести домой.

Давайте закончим фразу,которую я начну, чтобы получилось созвучно. Мы на улицу пошли…(и щеночка там нашли)

Наш щеночек маленький …(грелся на завалинке)

Мы с собачкою гуляли …(не чего не потеряли)

Миша подружился со щенком,теперь они не разлей вода. Дети как вы это понимаете?(ответ детей). Дети вы теперь пожжете поиграть с щенком.