Городская агломерация. Объединение территорий и городов. Города и агломерации

Скопление, а местами срастание населенных пунктов, объединенных тесными хозяйственными, трудовыми и культурнобытовыми связями. Syn.: агломерация населенных пунктов … Словарь по географии

Городская агломерация - ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ, смотри Агломерация населенных пунктов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Большой Энциклопедический словарь

Компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно бытовыми и рекреационными связями. Выделяются: моноцентрические городские агломерации с… … Политология. Словарь.

ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ - (от лат. agglomero присоединяю, накапливаю, нагромождаю). Компактная пространственная группировка поселений (гл. обр. городских), объединённых многообразными интенсивными связями (производственными, трудовыми, культурно бытовыми, рекреационными)… … Демографический энциклопедический словарь

Вид на Большой Токио (агломерация 35 миллионов человек) Компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, мес … Википедия

Группа близко расположенных городов, объединённых тесными производственными, трудовыми, культурно бытовыми, рекреационными связями; в её состав входят также посёлки городского типа и сельские поселения. В 20 в. города очень часто появлялись и… … Географическая энциклопедия

Компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединённых в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно бытовыми и рекреационными связями. Выделяются: моноцентрические городские агломерации с … Энциклопедический словарь

Развитая территориальная система городских поселений, объединенных в одно целое устойчивыми производственными, трудовыми, культурно бытовыми, рекреационными и другими связями, характеризуется высокой плотностью населения, концентрацией… … Строительный словарь

городская агломерация - строит. территориально экономическая интеграция плотно расположенных и функционально связанных городов и других поселений, различных по величине и народнохозяйственному профилю … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Книги

  • Создатель кошмаров , Пехов Алексей Юрьевич, Бычкова Елена Александровна, Турчанинова Наталья Владимировна. Баннгок - кибернетический гигант, захвативший весь юго-восток Азии. Городская агломерация Александрия на севере Африки. Бэйцзин - мощный промышленный мегаполис, находящийся на грани…
  • Создатель кошмаров , Пехов А., Бычкова Е., Турчанинова Н.. Баннгок - кибернетический гигант, захвативший весь юго-восток Азии. Городская агломерация Александрия на севере Африки. Бэйизин - мощный промышленный мегаполис, находящийся на грани…

Всё в этом мире имеет свойство изменяться. Причем иногда эти изменения происходят очень стремительно. Еще столетие назад большинство жителей планеты проживали в селах. Сегодня же города становятся локомотивами научно-технического прогресса, центрами экономической, политической и культурной жизни. Города увеличиваются в своих размерах, разрастаются и в конце концов сливаются друг с другом, формируя крупные агломерации.

Значение слова «агломерация»

Этот термин на сегодняшний день используется в трех научных дисциплинах - биологии, геологии и урбанистике. Однако считается, что первоначально он появился в лоне геологической науки.

В геологическом деле агломерация - это термическая обработка руды и рудного концентрата.

Позже этот термин перекочевал в социальную географию, урбанистику и демографию. Здесь, по аналогии, агломерация - это слияние городских поселений в единое целое. Во второй половине ХХ века урбанисты начали активно использовать это слово для обозначения общих мировых тенденций, спровоцированных процессами глобальной урбанизации.

Городская агломерация

Города увеличиваются, обрастают новыми заводами и предприятиями, привлекают к себе все большее количество новых жителей. Как результат - на окраинах строятся всё новые и новые жилые кварталы, спальные районы… Незаметно для себя и для своих жителей город начинает «поглощать» некогда самостоятельные села и поселки, расположенные рядом. Так рождается процесс соединения.

Агломерация - это компактное слияние нескольких городов, которые отныне становятся единым целым, одной органичной системой со своими внутренними устойчивыми связями.

Чтобы более живо представить себе, что такое агломерация, вообразите, что вы поднимаетесь на самолете высоко в небо в ясную безоблачную ночь. Посмотрев вниз, вы увидите на земной поверхности, в некоторых её участках, плотные и яркие световые сгустки, обозначающие места компактной городской застройки. Именно по этим пятнам света и можно определить крупнейшие городские агломерации.

Все агломерации делятся на два типа:

  • моноцентрические (те, которые сформировались вокруг одного крупного ядра);
  • полицентрические (сформировавшиеся из нескольких центров).

Исторический аспект

Процесс формирования городских агломераций очень интересный и порой неожиданный. К примеру, город Васильков, основанный в 988 году, когда-то был таким же важным городом Киевской Руси, как и Киев. Сегодня же он является всего лишь частью крупной Киевской агломерации.

Самые первые агломерации, как ни странно, появились еще в древнем мире. Это были Рим, Александрия и Афины. В 17-м веке к числу городских агломераций присоединился Лондон и Париж. Правда, это были крохотные (по современным меркам) агломерации, насчитывающие всего 700 тысяч жителей.

В начале ХХ века кварталы зданий, тянущиеся вдаль на много километров, казались совершенной дикостью. Сегодня же это воспринимается весьма прозаично. Более того, дети из крупных мегаполисов могут годами не видеть леса, широкого поля и обычной деревни. Всё это - реалии нашего века.

К 1970 году в США уже существовало 16 крупных агломераций, в которых было сконцентрировано около 40% населения страны. Однако агломерации продолжают расти и в наши дни! И если раньше сливались друг с другом отдельные города, то сегодня уже срастаются целые городские агломерации. Ученые уже даже придумали название и для этого феномена - конурбации.

Формирование российских агломераций

Все агломерации России - детища ХХ столетия. Раньше условий для их формирования просто не было. Неким исключением здесь можно считать лишь Санкт-Петербург, агломерация которого начала формироваться несколько ранее.

На рубеже 19-20-го веков, в эпоху индустриального бума, возле крупных городов России стали возникать заводы и фабрики. Поселки, закономерно возникающие рядом, стали основой для будущих городов-спутников. Так, вокруг Москвы уже в начале ХХ века «родились» Мытищи, Люберцы, Кусково, Орехово-Зуево и другие.

Крупнейшие агломерации в России

По современным российским нормативам, агломерация - это группа населенных пунктов с населением в её центральном городе (ядре) не менее 100 тысяч жителей. При этом на расстоянии в 1,5-часовой транспортной доступности от него должно находиться еще как минимум два города или поселка.

В России доминируют моноцентрические агломерации с одним центральным городом-ядром. Такой центр, как правило, намного превосходит свое окружение как по размерам, так и по уровню экономического развития. Для российских агломераций не чужды общемировые характеристики и тенденции: высокая плотность населения, высокая степень индустриализации, а также обилие научных и учебных комплексов.

На сегодняшний день в России насчитывается 22 агломерации-миллионера (то есть в каждой из них живет свыше одного миллиона человек). Самая крупная российская агломерация, само собой разумеется, - Московская с населением около 16 миллионов человек. За ней следует Санкт-Петербургская (приблизительно 5,5 миллиона), Ростовская (около 2,5 миллиона), Самарско-Тольяттинская (2,3 миллиона), Екатеринбургская и Нижегородская (по 2 миллиона жителей в каждой агломерации).

Что такое агломерация и почему это понятие встречается все чаще? Данный термин имеет определение как групповые формы городского расселения, которые связаны с историческим разрастанием городов и ростом населения.

Агломерации – это системы поселений, размещающихся рядом и связанных между собой постоянными трудовыми, организационными или хозяйственными связями. Центром городской агломерации является ядро. Что это такое? Обычно это крупнейший населенный пункт на рассматриваемой территории.

Вконтакте

Общие понятия

Экономическая литература определяет данную форму заселения территории как концентрацию промышленных предприятий, а география – как систему поселений, поэтому их делят на:

  • городские;
  • промышленные.

Такая система поселений выводит производительность труда на новый уровень, обеспечивает людей разнообразными и качественными услугами и повышает конкурентоспособность национальной экономики, что ведет к росту благосостояния населения.

Промышленная агломерация сосредотачивает в себе также множество предприятий , и является важной частью экономики государства.

Формируется подобное поселение на основе , возникающего между различными городками и поселками, и крепко связывающего их торговыми связями. Изначально все функции рынка сосредоточены в центре городской агломерации , и лишь со временем перемещаются в периферийные города. В окружающих большой центр населенных пунктах, создаются объекты производства, обеспечивающие необходимыми вещами центр, и на этой основе возникает единая рыночная система.

Исторические данные

Процесс урбанизации шел достаточно давно, но только за последние 100 лет начал стремительно развиваться. Еще на начало 19 века городские жители составляли 13 % от общего населения страны, а к началу 20 века их количество выросло до 50 %. Урбанизация продолжается и сегодня, однако агломерации были и в древности: в Риме, Афинах, Вавилоне. В Европе их появление замечено только в 17 веке, например, вокруг Парижа, а в Северной Америке — лишь в 19 веке.

Данный термин придумал географ М. Руже, который утверждал, что агломерация – это вовлечение ближайших поселков в несельскохозяйственную работу за пределами их границ. Несмотря на то, что сегодня существует множество определений данного термина, главным принципом его остается процесс расширения и увеличения города.

Критерии определения

Повсеместный процесс урбанизации создал достаточно большое количество развитых больших городов, количество жителей в которых превышает несколько миллионов. Является ли каждый такой город агломерацией? Да, если соблюдаются следующие пункты:

  • от 100000 чел. на 1 квадратный метр;
  • менее 20 км неиспользованной территории между центром и периферией;
  • от 5 и более поглощенных спутников;
  • высокая интенсивность движения населения с окраин в центр и обратно;
  • общая инфраструктура;
  • логистическая сеть;
  • высокий процент людей, занятых промышленными работами.

На основе таких формирований можно подробно рассмотреть концентрацию промышленности в определенных районах и отследить миграцию работоспособного населения.

Процесс урбанизации

Городские агломерации

Такую форму поселений можно подразделить на типы:

  • моноцентрические – формирующиеся в области большого города (Нью-Йорк, Париж);
  • полицентрические (конурбация) – с несколькими центрами, т.е. те, которые формируются вокруг нескольких городов сразу (Рурский бассейн).

Моноцентрические агломерации в количественном плане преобладают над полицентрическими , поскольку крупный город легче «обрастает» спутниковыми поселками и формирует крепкие логистические и промышленные связи. Рост центрального города сопровождается поглощением поселков в его округе и определением направления для их развития.

Полицентрическая агломерация встречается гораздо реже, поскольку включает сразу несколько городов-ядер. Рурский бассейн, к примеру, сосредотачивает в себе независимые субъекты (Дортмунд, Эссен) со своими спутниками. Полицентрическая агломерация включает в себя полностью самостоятельные ядра, объединенные лишь единой территорией.

Структура и развитие

Крупнейшие городские агломерации исторически сформировались на базе древних столиц , чей возраст превышает сотню лет. Исключение составляют населенные пункты в Америке, которые заранее строились, как крупные населенные и промышленные центры.

Городская агломерация структурирована в пределах города (границы его условны) и разделяется на участки:

  1. Центр (исторический район) с высокой посещаемостью. Здесь располагаются памятники архитектуры и истории, городская ратуша.
  2. Деловой центр, который кольцом окружает центр – здесь находятся офисные здания, множество мест общественного питания и торговые центры.
  3. Жилая зона (возможно старые застройки), которая преобразуется в деловые кварталы — высокая стоимость земли под старыми постройками становится причиной их сноса или модернизации в офисные и прочие здания.
  4. Массовая застройка – это спальные районы и промышленные зоны. Тут располагаются места социальной значимости (больницы, детские сады, школы и пр.).
  5. Пригород – здесь часто располагаются зеленые и промышленные зоны, начинаются поселки-спутники.

Как происходит формирование городской структуры? В несколько этапов:

  1. Индустриальный – начинает формироваться промышленная связь между центром и округами. Пока отсутствуют торговые связи и общая территория.
  2. Трансформационный – создается единый рынок, начинаются и увеличиваются маятниковые миграции.
  3. Динамичный – производство переносится на дальние участки спутников, формируется устойчивая логистическая связь. Слияние ядра и периферии ускоряется. Возникает единая инфраструктура.
  4. Постиндустриальный — процессы слияния заканчиваются. Связи упрочняются и начинается процесс формирования единой деятельности, с одновременным повышением статуса.

Процесс развития и структура не зависит от территориального расположения формирований.

Важно! Функциональное соединение ряда городских агломераций приводит к формированию мегалополиса.

Формирование городской структуры

Агломерации России

Отдельные государства отличаются по типу формирований подобных поселений из-за различных исторических процессов. В России они формировались исключительно по индустриальному типу. Во время СССР использовалась стратегия плановой экономики, которая и подразумевала индустриальную основу для всех процессов урбанизации, но с принятием парадигмы возникли определенные , поэтому сейчас рост и развитие агломераций требует активного участия государства.

Важно! В России такие формы заселения территории нуждаются в полной модернизации, восстановительных работах и перемещении промышленных баз.

В России существует 22 крупнейшие городские агломерации, сформировавшиеся по моноцентрическому типу. Если располагать их по численности населения, получится такой список:

  • Московская;
  • Санкт-Петербургская;
  • Ростовская;
  • Самарско-Тольяттинская;
  • Нижегородская;
  • Новосибирская;
  • Екатеринбургская;
  • Казанская;
  • Челябинская;
  • Волгоградская.

Агломерации России находятся еще на индустриальном уровне, и все еще развиваются, поскольку их обеспеченность трудовыми ресурсами это позволяет. Для них характерно слияние на основе ресурсов или интересов промышленности, а не только из-за наличия крупных городов.

Екатеринбургская агломерация

Крупные агломерации мира

В мире насчитывается огромное количество крупных агломераций, но самыми большими считаются следующие 10:

  • Токио-Иокогама — 37,5 млн чел. и 8677 квадратных метров;
  • Джакарта – 19,2 млн чел. и 7297 квадратных метров;
  • Дели – 18,9 млн чел. и 1425 квадратных метров;
  • Сеул-Инчхон – 22,7 млн чел. и 1943 квадратных метра;
  • Манила – 20,7 млн чел. и 4863 квадратных метра;
  • Шанхай – 18,6 млн чел. и 7037 квадратных метров;
  • Карачи – 18 млн чел. и 3530 квадратных метров;
  • Нью-Йорк – 23,3 млн чел. и 11 264 квадратных метра;
  • Мехико – 23,6 млн чел. и 7346 квадратных метров;
  • Сан-Паулу – 20,8 млн чел. и 7944 квадратных метра.

Внимание! В десятке самых крупных агломераций мира проживают более 230 миллионов людей!

На территории Европы отличным примером может стать Миланская агломерация с населением более 5 млн чел. и площадью в 1 982 км². Многие мировые агломерации по площади и численности населения превосходят некоторые страны.

Крупнейшие агломерации мира

Плюсы и минусы подобных форм поселений

Как и любое современное явление, городская агломерация имеет свои преимущества и недостатки. К первым относятся:

  • увеличение рабочих мест;
  • рост благосостояния населения;
  • сокращение транспортных путей между промышленными объектами;
  • культурный рост населения;
  • развитие рыночных отношений;
  • упрощение логистических связей;
  • ускорение всех экономических процессов на территории.

Недостатки агломераций заключаются в:

  • большой растянутости коммуникаций;
  • снижение комфорта граждан за счет перегрузок ЖКХ;
  • затруднениях в транспортных и логистических системах (пробки, долгие транспортировки грузов);
  • упадок сельскохозяйственной промышленности;
  • загрязнение окружающей среды;
  • миграции из отдаленных городов, что приводит к проблеме трудоустройства;
  • сложности в управлении.

Самые большие населённые городские агломерации. Самые большие города.

Юрий КРУПНОВ — Агломерация и Урбанизация — Как выжить людям в городе?

Вывод

Формирование агломераций – это неизбежные урбанистические процессы, которые имеют свои преимущества и недостатки. В рамках агломераций можно реализовывать массу инвестиционных проектов, которые помогут повысить эффективность производства, создать новые рабочие места и увеличить конкурентоспособность рынков сбыта и услуг.

ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ (от латинского aggloméra - присоединять, накапливать, нагромождать), компактная территориальная группировка поселений (главным образом городских), объединённых многообразными и интенсивными связями (хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными и др.). Городская агломерация как целостное территориальное социально-экономическое образование возникает на основе функционального и пространственного развития крупного города-ядра (или нескольких городов-ядер). В окружении крупного города формируются поселения разных типов (пригороды, города-спутники и т.п.), служащие его производственными, транспортными, рекреационными, коммунально-хозяйственными и другими дополнениями. Пространственная сближенность и взаимодополняемость поселений городской агломерации способствуют созданию благоприятных условий для развития в них разнообразных сфер деятельности.

Различают: моноцентрические городские агломерации с одним городом-ядром, на который ориентировано развитие и функционирование окружающих поселений, расположенных в его пригородной или в так называемой внешней, периферийной зоне (например, крупнейшие городские агломерации России - Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Екатеринбургская и др.); полицентрические городские агломерации, имеющие в качестве ядер несколько расположенных относительно недалеко друг от друга крупных городов-центров [например, Нижнерейнско-Рурская агломерация в Германии, её главные центры - фактически слившиеся города Дуйсбург, Эссен, Бохум и Дорт-мунд (так называемый Рурштадт), а также Кёльн, Дюссельдорф и Бонн; смотри Конурбация]. В крупных городских агломерациях часто формируются локальные гнёзда расселения - агломерации 2-го порядка (например, Ногинско-Электростальская, Орехово-Зуевская, Коломенская, Серпуховская и другие агломерации в окружении Московского мегаполиса). В местах с наиболее благоприятными условиями для территориальной концентрации различных видов деятельности и населения разрастающиеся городские агломерации соединяются в мегалополисы. К ним относятся: цепь агломераций атлантичного побережья США, протянувшаяся от Бостона до Вашингтона (Босваш), тихоокеанского побережья Калифорнии - от Сан-Франциско до Сан-Диего (Сан-Сан); Японии - от Токио до Осаки (Токайдо) и др.

Городская агломерация, как ареал взаимосвязанного расселения, обычно замыкает в себе недельный цикл жизнедеятельности населения. Внешние границы городской агломерации, как правило, определяются 1,5-2,0 часа затрат времени для достижения города-центра; по мере совершенствования путей сообщения и транспортных средств границы городской агломерации раздвигаются.

Формирование городской агломерации способствует более полному использованию потенциала крупных городов, одновременно являясь эффективным средством решения их проблем. Неупорядоченный рост городской агломерации ведёт к негативным последствиям (в более крупных масштабах и с большей остротой воспроизводящим недостатки больших городов): чрезмерной скученности населения и концентрации сфер хозяйственной деятельности на ограниченной территории, резкому обострению экологических и транспортных проблем, острому дефициту водных ресурсов и др. Совершенствование пространственной организации городской агломерации на плановой основе - важная задача государственной политики в области градостроительства.

В большинстве стран мира в 20 веке (особенно во 2-й половине 20 века) городские агломерации становятся важнейшими звеньями территориальной организации хозяйства, мощными узлами в опорном каркасе расселения. В высокоразвитых странах рост городских агломераций происходит в результате «разгрузки» городов-ядер от чрезмерно разросшихся в них сфер хозяйственной деятельности за счёт разрастания их пригородных зон - развития процессов субурбанизации (смотри в статье Урбанизация); численность населения пригородных зон обычно превышает людность городов-центров.

В России развитие городских агломераций происходит главным образом путём привлечения в зону тяготения крупных центров новых объектов промышленности и сферы услуг, а также населения (в том числе из других регионов страны). Практика постоянного расширения городской черты, то есть поглощения городами-ядрами поселений пригородных зон, затушёвывает реальную картину развития агломерационных процессов в стране. В среднем доля пригородов и городов-спутников в численности населения российских городских агломераций составляет около 20% (середина 2000-х годов), этот показатель не изменяется с начала 1990-х годов. Всего в России насчитывается 53 крупных городских агломерации (с численностью населения центральных городов не менее 250 тысяч человек; 2002, перепись). В них проживают 66,0 миллионов человек (45,5% населения страны), в том числе в городах-центрах агломераций - 46,2 миллионов человек, в пригородных зонах - 19,8 миллионов человек. За 1989-2002 число городских агломерацих не увеличилось, а их население сократилось на 2,1% (городов-центров - на 1,1%, пригородных зон - на 4,3%).

Лит.: Дубровин П. И. Агломерации городов (генезис, экономика, морфология) // Вопросы географии. М., 1959. Сб. 45; Лаппо Г. М. Развитие городских агломераций в СССР. М., 1978; Проблемы изучения городских агломераций. М., 1988; Анимица Е. Г., Власова Н. Ю. Градоведение. Екатеринбург, 1998; Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации. М., 1999.

Агломерация - это ключевая форма современного расселения, качественный сдвиг в расселении, новая стадия его эволюции, когда сеть поселений превращается в систему . Во всех развитых странах и в большинстве стран третьего мира в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства. Особенно велика их доля в концентрации не­производственной деятельности, высших форм обслуживания.

Формирование агломераций . В основе их развития заключена территориальная концентра­ция деятельности людей. Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района» (рисунок 2.5).

Формирование агломерации «от города». По достижении опре­деленного «порога» (на что сильно влияет размер города, его хозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия)

динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах разви­тия - территориях, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчер­панными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряже­но с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в пригородные территории. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой - многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками .

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструктор­ские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.), как бы отпочковываются от сложившегося народнохозяйственного ком­плекса города. В других - они возникают в ответ на потребно­сти города и страны, создаются усилиями разных отраслей хо­зяйства, будучи привлечены благоприятными условиями разви­тия в окружающем город районе.

Развитие агломерации «от района» характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притяги­вает к себе объекты не местного значения. Постепенно он становится организационно-хозяйственным и культурным центром. Все это определяет его приоритетный рост и посте­пенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.



Так происходит становление города, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников начинает преобладать замкнутый трудовой баланс: жители по­селка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-цен­тром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агло­мерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра раз­личия между агломерациями описанных двух категорий ослабе­вают, хотя остается существенная разница в характере исполь­зования территории. В агломерациях промышленных районов (добывающей промышленности) значительные площади заня­ты отвалами, складами, подъездными путями.

Формирование агломерации - выбо­рочный процесс, который развертывается там, где для него складываются благоприятные условия. Поэтому агломерацию следует рассматривать как одну из форм расселения, которое и в перспективе должно остаться разнообразным, поскольку неод­нородны интересы различных слоев населения. Агломерации различаются по преобладающим видам деятельности, величи­не, степени зрелости. В то же время как специфическая форма расселения они имеют некоторые общие свойства. Отметим те, которые могут быть названы фундаментальными (по Г. Лаппо):

· интенсивное и эффектив­ное взаимодействие. Агломерация предстает как ареал ближ­них связей, не требующих больших затрат времени и средств;

· взаимо­дополняемость (комплементарность) составляющих элемен­тов - центров разного профиля. Города и поселки взаимно ори­ентированы на оказание друг другу услуг, что также определяет высокую плотность внутриагломерационных связей;

· динамизм развития и функционирования;

· концентрация прогрессив­ных элементов производительных сил, с которыми связана раз­работка нового в науке, технике, культуре. Это делает агломерацию «точ­кой роста» и фактором развития прилегающей территории.

Все перечисленные свойства определяют роль агломерации как очага и побудителя развития, источника возникновения и распростра­нения инноваций.

В агломерации, как и в городе (в расселении вообще) дейст­вует закон самоорганизации. Однако нельзя ожидать, что агло­мерации будут жить как бы в режиме автоматического регули­рования на основе этого закона. Необходимо разработать кон­цепцию развития каждой агломерации и на ее основе создать план рационального природопользования, сбалансированного развития всех составляющих ее элементов в экологически допустимых рамках. Это - обязательное условие эффективного использования потенциала агломераций.

Пространственная структура агломераций . Границы, разделяю­щие разные части агломерации (рисунок 2.6), опре­делены прежде всего условиями доступности центра. От этого же зависит и ее общая граница. Различия в доступности высту­пают в качестве исходного условия дифференциации, которая в дальнейшем усиливается и делается отчетливее под влиянием интенсивности связей зоны спутников с городом-центром, ха­рактера использования территории, плотности

размещения объектов, уровня транспортной обслуженности и т.д. Диффе­ренциация агломераций носит мозаичный, ячеистый характер .

Основу территориальной структуры агломерации образует ее опорный каркас, прежде всего центральный город и радиаль­ные (расходящиеся от него) транспортные магистрали, а также основные центры. Вдоль транспортных радиусов формируются широкие у основания лучи расселения, которые сходят на нет там, где затраты времени на регулярные ежедневные поездки в город-центр превышают целесообразные, с точки зрения насе­ления, пределы. При развитом многолучевом транспортном узле агломерация приобретает вид звезды.

Между лучами расселения, которые выглядят или сплошной полосой непрерывной застройки, или цепочкой населенных пунктов, разделенных открытыми буферными зонами, прости­раются зеленые клинья. В градостроительных схемах им отводится важная роль барьеров, препятствующих срастанию лучей расселения в сплошное застроенное пятно, а зеленые клинья вводятся в структуру самого города-центра. Очень часто наблю­дается подобие каркасов центрального города и зоны спутни­ков. Каркас указывает на направления разрастания и обеспечи­вает взаимодействие составляющих пригородную зону частей. Зоны спутников (примерно кольцевые) охватывают город-центр и в развитых агломерациях делятся на пояса, различающие­ся по характеру и интенсивности взаимодействия, плотности населения и густоте сети дорог и населенных пунктов. Первый пояс образуют ближайшие спутники. Нередко они представля­ют собой продолжение города-центра. Здесь самая высокая плот­ность населения и

наиболее густая сеть дорог. В поселениях ближайшего пояса высока доля жителей, работающих в цент­ральном городе. Значителен и встречный поток маятниковых мигрантов, выезжающих из города-центра для работы в спутниках и в основном оседающих в первом поясе. В развитых агломерациях ближайшие спутники подобны пери­ферийным районам города-центра, с которыми у них тесные транспортные связи. Они сходны с периферийными районами центрального города по функциям, составу населения и харак­теру застройки. Привлекая к себе на работу жителей других по­селений, они раздвигают границы агломерации .

Замыкающие спутники располагаются там, где центростре­мительные потоки маятниковой миграции из-за предельного рас­стояния теряют значение. В ряде проектов замыкающим спут­никам отводится роль центров приоритетного развития, что должно несколько ослабить трудовые потоки, направленные к городу-центру.

В пределах развитых агломераций, представляющих собой плотные группировки городских поселений, образуются лока­лизации повышенной плотности, получившие название агло­мераций второго порядка (Г. Лаппо, З. Яргина). Чаще всего они возглав­ляются отчетливо выраженным центром (выделяющимся раз­мерами, развитостью функциональной структуры, центрально­стью). Есть и биполярные образования. В агломерациях второго порядка, вследствие повышенной концентрации населения и производства осложняется планировочная и эколо­гическая обстановка.

Второй пояс спутников формируется в зрелых агломерациях. Здесь ниже плотность населения и густота дорожной сети, меньше доля загородников среди работающего населения. Застроенные территории перемежаются превосходящими их по размерам обширными открытыми пространствами - сельско­хозяйственными и лесными ландшафтами.

Внешняя, зона, окаймляющая зону спутни­ков, не связана с центральным городом ежедневными трудо­выми поездками населения. Наибольшее значение имеют рек­реационные связи, резко возрастающие летом. В это время агло­мерация отодвигает свою внешнюю границу, отмечая сезонно рас­ширяющийся ареал, в котором замыкается недельный цикл жиз­недеятельности. Агломерация предстает как пульсирующее обра­зование с периодически перемещающимися границами .

По мере эволюции агломераций происходит последователь­ное, достаточно медленное, зависящее от прогресса на транс­порте, сдвигание вовне границ внешней зоны. Расположенные в периферийной зоне центры в планировочных схемах получа­ют роль ближних противовесов городу-центру.

Центр агломерации . Формирование агломерации на базе крупного города - естественный процесс саморазвития расселения. Компактный город имеет преимущества перед аг­ломерацией, но до известных пределов. Растягивание его тер­ритории не может быть беспредельным. Г.А.Гольц рассчитал, что при размерах городской территории свыше 500 км 2 принци­пиально невозможно с помощью общественного транспорта обеспечить приемлемые затраты времени на трудовые поездки. Сооружение метрополитена позволяет поднять верхний предел размеров территории города до 800 км 2 . Москва этот предел уже существенно превысила.

Известно, что из расположенных на транспортных ра­диусах спутников достичь центра главного города агломерации можно при значительно меньших затратах времени, чем из не­которых периферийных районов главного города. Таким образом, в основе возникновения и развития агломераций лежат определенные экономические и социальные причины. Город как центр агломерации берет на себя дополнительные обя­занности по обслуживанию своего окружения и одновремен­но использует это окружение для решения собственных проблем, что приводит к существенным изменениям самого города . Часто в зону спутников переме­щаются такие территориеемкие звенья градообразующей базы, как испытательные полигоны различной техники, выпускаемой предприятиями города, сортировочные железнодорожные стан­ции, склады, аэропорты и т.п. Помимо того, что эти объекты требуют большой территории, во многих случаях они пожаро- и взрывоопасны, являются наиболее активными и крупными за­грязнителями атмосферы, почвы и воды.

В городах спутниках последовательно улучшаются условия для приобщения его населения к сосредоточенным в горо­де-центре ценностям, благам культуры, искусства, образования, деловой активности, науки, техники, всякого рода информаци­онным центрам. У жителей спутниковой зоны, использующих места приложения труда, сконцентрированные в центральном городе, расширяются возможности выбора рода и места работы.

Город-центр агломерации, расширяя и совершенствуя обя­занности по отношению к зоне спутников, соответствующим образом меняет также свою планировочную структуру. Она на­сыщается элементами, с помощью которых осуществляются кон­такты с окружением. В Московской агломерации можно выявить следующие новообразования в планировочной струк­туре ядра агломерации (Г. Лаппо, З. Яргина).

1. Совмещенные или предельно сближенные остановки го­родского (метро) и пригородного (электропоезда) транспорта: на Рязанско-Казанском железнодорожном радиусе («Электро­заводская», «Выхино»), Рижском («Дмитровская», «Тушино»), Смоленском («Беговая»), Курском («Текстильщики»), Нижего­родском («Серп и молот» - «Площадь Ильича»), Павелецком («Коломенская» - «Варшавская»). Кроме того, городской и при­городный транспорт состыкованы у всех вокзалов, т.е. по всем одиннадцати железнодорожным направлениям.

2. Промышленные и научно-производственные зоны в пе­риферийных районах центрального города как бы выдвинуты навстречу устремленным к нему потокам маятниковых мигрантов. В Москве такие зоны возникли в полосах, прилегающих к железнодорожным радиусам (Чертаново, Дегунино, Бирюлево, Очаково и др.), которые дополнили уже ранее сложившиеся (Перово, Текстильщики, Люблино).

3. Торговые центры - универсамы и рынки на привокзаль­ных площадях, иногда у периферийных пригородно-городских транспортных узлов.

4. Автостанции у конечных станций метрополитена, от которых начинаются многочисленные автобусные маршруты, связывающие город-центр с зонами спутников.

Зона спутников и город-центр охватываются общим эколо­гическим каркасом. Городские парки и лесопарки служат про­должением зеленых клиньев, подходящих из пригородной зоны по межрадиальным секторам.

Одним из результатов усиливающегося взаимодействия цент­рального города с его окружением является территориальное разрастание застройки навстречу друг другу, обычно не преду­сматриваемое в генеральных планах и схемах районной плани­ровки. Зеленый пояс, который должен отличаться стабильно­стью и играть ключевую роль в экологическом каркасе, подвер­гается экспансии со стороны и города-центра и его спутников.

Сложившаяся в современном градостроительстве традиция периодически пересматривать границы города, расширять его территорию при­водит к необходимости изменять и территориальную организа­цию региона, что маскирует процесс агломерирования. Одна из причин активного поглощения городом больших пространств пригородной зоны - отсутствие цены на землю. Этим же объ­ясняется и бесхозяйственное использование городской терри­тории .

Города-спутники. В Градостроительстве так на­зывают создаваемые специально поселения вблизи какого-либо крупного города для решения его проблем, регулирования эконо­мической базы, стабилизации или торможения роста населения. К этой категории следует также отнести все поселения, сформи­ровавшиеся в непосредственном окружении крупного города, независимо от того, возникли они стихийно или создавались специально по разработанным проектам. Спутники, создаваемые для регулирования роста крупных го­родов, - своего рода реакция на их гипертрофию - очень рас­пространенная категория нового города в XX веке. Положение вблизи столиц предъявляло повышенные требования к качест­ву новых городов. Их проектирование и строительство способ­ствовало повышению градостроительного искусства и разработке ряда актуальных проблем градостроительства.

Плеяда городов-спутников Лондона, города Парижского района, разместившиеся на осях развития - ориентирах пространст­венного роста Большого Парижа, спутник шведской столицы Веллингбю и финской Тапиола стали типичными приме­рами городов-эталонов .

Развивать систему городов-спутников Москвы предлагалось уже в первые послереволюционные годы в планах реконструк­ции столицы Сакулина (1918 г.) и Шестакова (1921-1925 гг.; рисунок 2.7). В 1950-х годах для Мос­ковского региона также была разработана схема размещения городов-спутников. Один вариант преду­сматривал создание кольца ближних спутников, удаленных от Москвы на 34-40 км. В другом намечалось кольцо дальних, на расстоянии 70-80 км.

Удачный пример города-спутника - современный Зеленоград - один из самых привлекательных новых городов России. Насе­ление спутника предполагалось формировать за счет москвичей, которые выразят желание переехать в город-спутник. Чтобы люди не чувствовали себя ущемленными, было принято решение счи­тать Зеленоград административным районом столицы.

Другим примером города-спутника является г. Дзержинск. Причиной создания Дзержинска вблизи Нижнего Новгорода стало строительство комплекса химических предприятий общесоюзного значения.

Типы городов-спутников. Выделяются две основные кате­гории (по Г. Лаппо):

а) города, ориентированные своими функциями на удовле­творение потребностей города-центра как сгустка населения, производственного, коммунально-хозяйственного и строитель­ного комплексов. Таковы поселения при аэропортах, станциях аэрации и водопроводных, предприятиях строительных материалов. Сюда же относятся центры-поставщики полуфабрика­тов и вспомогательных материалов (текстильное сырье, пресс-порошки для изготовления пластмассовых изделий, формовоч­ные пески и др.) и т.п.;

б) центры, специализирующиеся на видах деятельности и про­изводствах, аналогичных тем, которые составляют верхние ярусы функциональной структуры главного города. Таковы центры фундаментальных научных исследований (города – наукограды).

Типологически, генетически и функционально - города-спутники очень разнообразны. Типологические схемы, известные из градостроительства и урбанистики, обычно не распространяются на города-спутники. Основными критериями разделения на типы яв­ляются характер взаимоотношений с городом-центром, а также развитость функциональной структуры и положение в агломе­рации.

В агломерациях распространен тип спутника-узкоспециализи-рованного центра с простой функциональной структурой. Если основное производство или вид деятельности «обрастает» другими, функционально связанными с основным, возникает спутник-специализированный комплекс. Если два (или более) территориально сближенных спутника-специализированных центра сливаются в один, то возникает многофункциональ­ный спутник-конгломерат. В Подмосковье таковы Кашира, ко­торая поглотила город Новокаширск (при Каширской ГРЭС), Дубна, к которой присоединен был город Иваньково и др.

Многофункциональные спутники формируются в результате естественного развития города, постепенно услож­няющего и умножающего выполняемые им обязанности. Главные функции спутников:

· находиться в тесном взаимодействии с городом-центром;

· обслуживать его потребности;

· участвовать в решении его проблем;

· спо­собствовать реализации его потенциала.

Выполняя эти основные функции, города-спутники естествен­ным образом создают вместе с городом-центром целостное един­ство - функциональное, планировочное, расселенческое. Весьма существенно различаются спутники в зависимости от своего положения в территориальной структуре агломера­ции. Распространены спутники-пригороды, свойственные многим развитым агломерациям и особенно характерные для Мос­ковской. Один из них город Люберцы - пря­мое продолжение юго-восточной части Москвы, которая в 1980-х гг. перешагнув МКАД, вступила с ним в непосредственное соприкосновение .

По положению в системе расселения, выде­ляются следующие основные типы: а) город-пригород; б) замы­кающий спутник; в) центр агломерации второго порядка; г) «спутники-спутников». В роли «спутника спутников» обычно выступают узкоспециализированные центры.