Где и когда был построен крейсер варяг. Судовые устройства и системы. Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Крейсер «Варяг» не нуждается в представлении. Тем не менее, бой при Чемульпо до сих пор является тёмной страницей русской военной истории. Его итоги неутешительны, а об участии «Варяга» в этом сражении до сих пор ходит масса заблуждений.

«Варяг» - слабый крейсер

В популярных изданиях встречаются оценка, что боевая ценность «Варяга» была невелика. Действительно, в силу некачественных работ, выполненных при постройке в Филадельфии, «Варяг» не мог развивать контрактную скорость в 25 узлов, теряя тем самым главное преимущество легкого крейсера.

Вторым серьезным недостатком стало отсутствие броневых щитов у орудий главного калибра. С другой стороны, Япония в период русско-японской войны в принципе не имела ни одного бронепалубного крейсера, способного противостоять «Варягу» и аналогичным с ним по вооружению «Аскольду», «Богатырю» или «Олегу».

12 152 мм орудий не имел ни один японский крейсер данного класса. Правда, боевые действия складывались так, что экипажам русских крейсеров ни разу не приходилось сражаться с равным по численности или классу противником. Японцы всегда действовали наверняка, компенсируя недостатки своих крейсеров численным перевесом и первым, но далеко не последним в этом славном и трагическом для русского флота списке стал бой крейсера «Варяг».

На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов

В художественных и популярных описаниях боя при Чемульпо нередкого говорится, что «Варяг» и «Кореец» (не получивший ни одного попадания) были буквально засыпаны японскими снарядами. Однако официальные цифры свидетельствуют об ином. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов: «Асама» 27 - 203 мм. , 103 152 мм., 9 76 мм; «Нанива» - 14 152 мм; «Нийтака» - 53 152 мм., 130 76мм. «Такачихо» - 10 152 мм, «Акаси» - 2 152 мм, «Чиода» 71 120 мм.

В ответ с «Варяга» было выпущено, если верить рапорту Руднева, 1105 снарядов: 425 -152мм, 470 - 75 мм, 210 47 мм. Получается, что русские комендоры добились высочайшей скорострельности. К этому можно добавить 22 203 мм, 27 152 мм и 3 107 мм снаряда, выпущенных с «Корейца».

То есть в бою при Чемульпо два русских корабля выпустили снарядов почти в три раза больше, чем вся японская эскадра. Дискуссионным остается вопрос о том как на русском крейсере велся учет израсходованных снарядов или цифра была указана примерно по результатам опроса экипажа. И могло ли быть выпущено такое количество снарядов на крейсере, лишившемся к концу боя 75 % своей артиллерии?

Контр-адмирал во главе «Варяга»

Как известно, после возвращения в Россию и при увольнении в отставку в 1905 году, командир «Варяга» Руднев получил чин контр-адмирала. Уже в наши дни имя Всеволода Федоровича получила одна из улиц в Южном Бутово в Москве. Хотя, может, логичней было все же назвать капитана Руднева, если необходимо выделить среди его известных однофамильцев в военном деле.

Ошибки в названии нет, но этот образ требующий уточнения - в военной истории этот человек остался капитаном 1-го ранга и командиром «Варяга», а как контр-адмирал никак уже себя не мог проявить. А вот явная ошибка прокралась в ряд современных учебников для старшеклассников, где уже звучит «легенда» о том что крейсером «Варяг» командовал именно контр-адмирал Руднев. Вдаваться в подробности и думать о том, что контр-адмиралу командовать бронепалубным крейсером 1-го ранга как то не по рангу, авторы не стали.

Два против четырнадцати

В литературе часто указывается, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были атакованы японской эскадрой контр-адмирала Уриу в составе 14 кораблей - 6-ти крейсеров и 8-ми миноносцев.

Тут необходимо сделать несколько уточнений.

Внешне громадный численный и качественный перевес японцев, которым в ходе боя противник так и не воспользовался. Необходимо учесть, что накануне боя у Чемульпо эскадра Уриу состояла даже не 14, а 15 вымпелов - броненосного крейсера «Асама», бронепалубных крейсеров «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Чиода», «Акаси» и восьми миноносцев и авизо «Чихайя».

Правда, еще накануне боя с «Варягом» японцы понесли небоевые потери. При попытке канонерской лодки «Кореец» проследовать из Чемульпо в Порт-Артур японская эскадра начала опасное маневрирование (закончившееся применением орудия) вокруг русской канонерки, в результате чего миноносец «Цубаме» вылетел на мель и непосредственно в бою не участвовал. Не участвовало в бою и посыльное судно «Чихайя», которое, тем не менее, находилось в непосредственной близости от место боя. Реально бой вела группа из четырех японских крейсеров, еще два крейсера участвовали лишь эпизодически, а наличие у японцев миноносцев так и осталось фактором присутствия.

«Крейсер и два миноносца противника на дне»

Когда речь идет о военных потерях, нередко этот вопрос становится объектом жарких дискуссий. Не исключением стал и бой у Чемульпо, оценки японских потерь в котором весьма противоречивы.

Русские источники указывают на очень большие потери противника: потопленный миноносец, 30 убитых и 200 раненых. Базируются они в основном на мнении представителей иностранных держав, наблюдавших за боем.

Со временем в «потопленных» оказались уже два миноносца и крейсер «Такачихо» (кстати эти данные и попали в худ. фильм «Крейсер Варяг»). И если судьба некоторых японских миноносцев вызывает вопросы, то крейсер «Такачихо» благополучно пережил русско-японскую войну и погиб 10 лет спустя со всем экипажем при осаде Циндао.

Рапорты всех командиров японских крейсеров указывают на отсутствие потерь и повреждений на своих кораблях. Другой вопрос: куда после боя в Чемульпо на два месяца «исчез» главный противник «Варяга» броненосный крейсер «Асама»? Ни у Порт-Артура, ни в составе действовавшей против Владивостокского отряда крейсеров эскадры адмирала Каммимуры не было. И это в самом начале войны, когда исход противостояния далеко не был решен.

Вполне вероятно, что корабль, ставший главной целью орудий «Варяга» получил серьезные повреждения, но в начале войны в пропагандистских целях японской стороне об этом было говорить нежелательно. По опыту русско-японской войны хорошо известно как японцы длительное время пытались скрывать свои потери, например, гибель броненосцев «Хацусе» и «Ясима», а ряд миноносцев, оказавшихся, видимо, на дне просто списали после войны как не подлежащие ремонту.

Легенды японской модернизации

Целый ряд заблуждений связан со службой «Варяга» в составе японского флота. Одна из них, связанна с тем, что японцы после подъема «Варяга» в знак уважения сохранили российский государственный герб и имя крейсера. Однако это скорее связано было не с желанием отдать дань уважения экипажу героического корабля, а с конструктивными особенностями - герб и имя были вмонтированы в кормовой балкон и новое название крейсера «Сойя» японцы закрепили по обеим сторонам на решетке балкона. Вторым заблуждением является замена на «Варяге» котлов Николосса на котлы Миябара. Хотя основательный ремонт машин все же пришлось произвести и крейсер на испытаниях показал скорость в 22,7 узла.

Крейсер «Варяг» не нуждается в представлении. Тем не менее, бой при Чемульпо до сих пор является тёмной страницей русской военной истории. Его итоги неутешительны, а об участии «Варяга» в этом сражении до сих пор ходит масса заблуждений.

«Варяг» - слабый крейсер

В популярных изданиях встречаются оценка, что боевая ценность «Варяга» была невелика. Действительно, в силу некачественных работ, выполненных при постройке в Филадельфии, «Варяг» не мог развивать контрактную скорость в 25 узлов, теряя тем самым главное преимущество легкого крейсера.

Вторым серьезным недостатком стало отсутствие броневых щитов у орудий главного калибра. С другой стороны, Япония в период Русско-японской войны в принципе не имела ни одного бронепалубного крейсера, способного противостоять «Варягу» и аналогичным с ним по вооружению «Аскольду», «Богатырю» или «Олегу».

12 152 мм орудий не имел ни один японский крейсер данного класса. Правда, боевые действия складывались так, что экипажам русских крейсеров ни разу не приходилось сражаться с равным по численности или классу противником. Японцы всегда действовали наверняка, компенсируя недостатки своих крейсеров численным перевесом и первым, но далеко не последним в этом славном и трагическом для русского флота списке стал бой крейсера «Варяг».

На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов

В художественных и популярных описаниях боя при Чемульпо нередкого говорится, что «Варяг» и «Кореец» (не получивший ни одного попадания) были буквально засыпаны японскими снарядами. Однако официальные цифры свидетельствуют об ином. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов: «Асама» 27 - 203 мм. , 103 152 мм., 9 76 мм; «Нанива» - 14 152 мм; «Нийтака» - 53 152 мм., 130 76мм. «Такачихо» - 10 152 мм, «Акаси» - 2 152 мм, «Чиода» 71 120 мм.

В ответ с «Варяга» было выпущено, если верить рапорту Руднева, 1105 снарядов: 425 -152мм, 470 - 75 мм, 210 47 мм. Получается, что русские комендоры добились высочайшей скорострельности. К этому можно добавить 22 203 мм, 27 152 мм и 3 107 мм снаряда, выпущенных с «Корейца».

То есть в бою при Чемульпо два русских корабля выпустили снарядов почти в три раза больше, чем вся японская эскадра. Дискуссионным остается вопрос о том как на русском крейсере велся учет израсходованных снарядов или цифра была указана примерно по результатам опроса экипажа. И могло ли быть выпущено такое количество снарядов на крейсере, лишившемся к концу боя 75 % своей артиллерии?

Контр-адмирал во главе «Варяга»

Как известно, после возвращения в Россию и при увольнении в отставку в 1905 году, командир «Варяга» Руднев получил чин контр-адмирала. Уже в наши дни имя Всеволода Федоровича получила одна из улиц в Южном Бутово в Москве. Хотя, может, логичней было все же назвать капитана Руднева, если необходимо выделить среди его известных однофамильцев в военном деле.

Ошибки в названии нет, но этот образ требующий уточнения - в военной истории этот человек остался капитаном 1-го ранга и командиром «Варяга», а как контр-адмирал никак уже себя не мог проявить. А вот явная ошибка прокралась в ряд современных учебников для старшеклассников, где уже звучит «легенда» о том что крейсером «Варяг» командовал именно контр-адмирал Руднев. Вдаваться в подробности и думать о том, что контр-адмиралу командовать бронепалубным крейсером 1-го ранга как то не по рангу, авторы не стали.

Два против четырнадцати

В литературе часто указывается, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были атакованы японской эскадрой контр-адмирала Уриу в составе 14 кораблей - 6-ти крейсеров и 8-ми миноносцев.

Тут необходимо сделать несколько уточнений.

Внешне громадный численный и качественный перевес японцев, которым в ходе боя противник так и не воспользовался. Необходимо учесть, что накануне боя у Чемульпо эскадра Уриу состояла даже не 14, а 15 вымпелов - броненосного крейсера «Асама», бронепалубных крейсеров «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Чиода», «Акаси» и восьми миноносцев и авизо «Чихайя».

Правда, еще накануне боя с «Варягом» японцы понесли небоевые потери. При попытке канонерской лодки «Кореец» проследовать из Чемульпо в Порт-Артур японская эскадра начала опасное маневрирование (закончившееся применением орудия) вокруг русской канонерки, в результате чего миноносец «Цубаме» вылетел на мель и непосредственно в бою не участвовал. Не участвовало в бою и посыльное судно «Чихайя», которое, тем не менее, находилось в непосредственной близости от место боя. Реально бой вела группа из четырех японских крейсеров, еще два крейсера участвовали лишь эпизодически, а наличие у японцев миноносцев так и осталось фактором присутствия.

«Крейсер и два миноносца противника на дне»

Когда речь идет о военных потерях, нередко этот вопрос становится объектом жарких дискуссий. Не исключением стал и бой у Чемульпо, оценки японских потерь в котором весьма противоречивы.

Русские источники указывают на очень большие потери противника: потопленный миноносец, 30 убитых и 200 раненых. Базируются они в основном на мнении представителей иностранных держав, наблюдавших за боем.

Со временем в «потопленных» оказались уже два миноносца и крейсер «Такачихо» (кстати эти данные и попали в худ. фильм «Крейсер Варяг»). И если судьба некоторых японских миноносцев вызывает вопросы, то крейсер «Такачихо» благополучно пережил Русско-японскую войну и погиб 10 лет спустя со всем экипажем при осаде Циндао.

Рапорты всех командиров японских крейсеров указывают на отсутствие потерь и повреждений на своих кораблях. Другой вопрос: куда после боя в Чемульпо на два месяца «исчез» главный противник «Варяга» броненосный крейсер «Асама»? Ни у Порт-Артура, ни в составе действовавшей против Владивостокского отряда крейсеров эскадры адмирала Каммимуры не было. И это в самом начале войны, когда исход противостояния далеко не был решен.

Вполне вероятно, что корабль, ставший главной целью орудий «Варяга» получил серьезные повреждения, но в начале войны в пропагандистских целях японской стороне об этом было говорить нежелательно. По опыту Русско-японской войны хорошо известно как японцы длительное время пытались скрывать свои потери, например, гибель броненосцев «Хацусе» и «Ясима», а ряд миноносцев, оказавшихся, видимо, на дне просто списали после войны как не подлежащие ремонту.

Легенды японской модернизации

Целый ряд заблуждений связан со службой «Варяга» в составе японского флота. Одна из них, связанна с тем, что японцы после подъема «Варяга» в знак уважения сохранили российский государственный герб и имя крейсера. Однако это скорее связано было не с желанием отдать дань уважения экипажу героического корабля, а с конструктивными особенностями - герб и имя были вмонтированы в кормовой балкон и новое название крейсера «Сойя» японцы закрепили по обеим сторонам на решетке балкона. Вторым заблуждением является замена на «Варяге» котлов Николосса на котлы Миябара. Хотя основательный ремонт машин все же пришлось произвести и крейсер на испытаниях показал скорость в 22,7 узла.

Песни, ставшие народными

Подвиг крейсера «Варяг» нашел широкое отражение в литературе, музыке и художественном кинематографе. Одних песен о «Варяге» после Русско-японской войны появилось не менее 50. До нашего времени дошло лишь три. Две из них, «Варяг» и «Гибель Варяга» обрели широкую известность - с незначительно измененным текстом они проходят через весь фильм «Крейсер «Варяг», причем «Гибель «Варяга» длительное время считалась народной, хотя это не так. Стихи Репнинского «Варяг» («Плещут холодные волны» были опубликованы менее чем через месяц после легендарного боя в газете «Русь», а затем положены на музыку композитором Беневским, причем мелодия созвучна еще целому ряду русских военных песен периода Русско-японской войны

Пишет жж-юзер drugoi: 44-я Краснознаменная бригада противолодочных кораблей Тихоокеанского флота России располагается в самом центре Владивостока, рядом с морвокзалом, напротив здания штаба флота. У стенки рядком стоят четыре больших противолодочных корабля проекта 1155. Отсюда эти корабли отправляются на боевые дежурства в Аденский залив, где защищают торговые суда от пиратов.

Справа от четверки БПК стоит плавучий госпиталь «Иртыш», а слева - флагман Тихоокеанского флота, гвардейский ракетный крейсер «Варяг».


Ракетный крейсер проекта 1164.1 «Червона Украина» заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве 31 июля 1979 г. (заводской № 2010), 5 ноября 1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен на воду 28 августа 1983 г., вступил в строй 25 декабря 1989 г., а 28 февраля 1990 включен в состав Тихоокеанского флота. После распада СССР крейсер достался России и в 1996 г. по инициативе экипажа корабля был назван «Варягом» - в честь знаменитого бронепалубного крейсера 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России, участника боя при Чемульпо 1904 г.
Главное крейсера - самонаводящиеся крылатые ракеты комплекса П-1000 «Вулкан». Пусковые установки ракет СМ-248 расположены по бортам корабля, выглядят очень внушительно и по ним «Варяг» легко отличить среди других кораблей. Крейсеры проекта 1164 еще называют «убийцами авианосцев» - собственно, для этого они и создавались.

1. Впечатляет схема действия ракет - после залпа с одного борта все восемь ракет после раскрытия крыльев образуют единую группу, «волчью стаю» с вожаком - отдельно летящей ракетой, которая наводит всю группу на цель, корректирует курс для остальных ракет, сбрасывая им информацию. При подлете к цели ведущая ракета выбирает самый крупный объект (авианосец), направляет на него одну из ракет с т.н. «спецбоеприпасом» и делит оставшиеся объекты между остальными ракетами «стаи». Все ракеты включают головки самонаведения и наносят удар по объектам. Масса одной ракеты - почти пять тонн, скорость полета - около 2900 км/час. Шансов остаться на плаву после попадания такой ракеты у корабля противника нет никаких. Если ведущую ракету успевают сбить, на её место встает другая, точно такая же. Атака происходит без участия экипажа корабля по системе «выстрелил - забыл». Интересно, что всё это - технологии начала 70-х годов.

2. Знакомство с «Варягом» начинается с прозаических мешков с капустой и морковкой. Стоящий рядом БПК «Адмирал Пантелеев» собирается в поход к берегам Африки и загружает к себе запас продуктов.

3. В морские походы уходят надолго и запасаются всем необходимым всерьез. Это только малая часть той питьевой воды, которая загружается в трюмы военного корабля.

4. Сопровождающий меня офицер посоветовал не пользоваться мобильным телефоном: «Если смартфон, лучше выключить, а то может сгореть». Я не поверил, но на всякий случай выключил. На корабле есть полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо» по обнаружению работающих радио и локационных станций, головок самонаведения ракет противника, их пеленгованию и подавлению. Может быть, в словах офицера и был определенный резон.

5. На баке «Варяга» стоит АК-130 - корабельная автоматическая пушка. Стреляет осколочно-фугасным снарядом со скоростью 90 выстрелов в минуту и дальностью до 23 километров. Полностью автоматическая - действует самостоятельно до тех пор, пока не кончится боезапас. Говорят, не имеет аналогов в мире. Чего-чего, а то, что стреляет у нас умели делать. С ширпотребом были проблемы, а вот пушки всегда были отменные. АК-130 - не исключение. В первоначальных экскизах корабля пусковых установок было 12 (по шесть на борт) и вместо одной сдвоенной пушки было две одноствольных А-100. В 1972 г. адмирал Горшков приказал добавить еще четыре пусковых установки для осуществления двух полных восьмиракетных залпов, а две АК-100 заменить на одну двухствольную АК-130. Корабль стал значительно тяжелее, уменьшилась скорость и боезапас артиллерийских орудий (720 выстрелов против 2000).

6. Несмотря на современные средства связи, система сигнальных флагов остается на флоте основной коммуникацией для плавсредств. На военно-морском флоте России используется свод сигналов флота СССР. 32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита: Веди - «Курс ведет к опасности», Живете - «Дать средний ход», Й - «Обнаружил мину» и т.д. На этом снимке - место сигнальщика на крейсере. В металлическом ящике лежат сигнальные флаги, которые по необходимости поднимаются на вертикальных фалах на рею. Слева от ящика - черные «ходовые шары», которыми в море обозначают скорость корабля. Чем ниже расположен «шар» - тем выше скорость. К слову, «Варяг» может идти со скоростью в 32 узла. Когда он идет с такой скоростью, бурун за кормой - высотой метров в десять.

7. «Что это там красненькое синеется?». На стенке - силуэты кораблей и самолетов России и стран НАТО. Подсказка для сигнальщика, который наблюдает за происходящим вокруг корабля.

8. Это ходовая рубка корабля. Отсюда им управляют в повседневных условиях. Рубка соединена с боевым информационный центром БИУС «Лесоруб-1164» командирским лифтом.

9. Место командира крейсера «Варяг», гвардии капитана 1-го ранга Эдуарда Москаленко.

10. Здесь и правда всё напоминает о 70-х годах. Такое надежно-железное. «Тёплый ламповый звук». Я изо всех сил старался не фотографировать ничего секретного, но поди разбери, где тут что.

11. «Товсь» - люблю эти флотские словечки. Гюйс, битенг, твиндек, зюйд-вест, комингс, ахтерштевень, нактоуз - все это пахнет соленым морским ветром и волнует несказанно.

12. Смены разошлись по местам работы. Кавтаранги ломали головы: «Что бы тебе такого несекретного показать?». Сошлись на каком-то экране №22. Матрос Ренат из Башкирии сел на место оператора и стал нажимать кнопки, включать мониторы - изображать деятельность на боевом посту. Выглядело это вполне достоверно.

13. Тот же Ренат, невовремя попавшийся на глаза офицерам, оживил собой помещение корабельной библиотеки, сделав вид, что разбирает пришедшую на корабль почту. Библиотека хорошая. Маленькая, но всё есть. Вообще, «Варяг» довольно комфортный корабль. Кают-компании отделаны деревом, висят картины, на полу ковры. Есть бассейн с водопадом, лечебные души, большая парилка, сауна. В жилых каютах кондиционеры, на корабле есть четыре воздушные холодильные установки.

14. Прогулка по крейсеру - это длинные переходы по бесконечным коридорам и внезапные спуски и подъемы по вертикальным трапам. В четвертом отсеке мы спускаемся все ниже, туда, где матросские кубрики. Оружие, конечно, интересно, но очень хотелось посмотреть, как живут моряки на одном из самых мощных крейсеров в мире.

16. На экране состязания на лучший кубрик можно увидеть, например, что кубрик №14, забивший болт на состязание в декабре, получил, видимо, большой звезды от командиров и потом стал передовым, не опускаясь ниже оценки «четыре».

17. Так отдыхает ночная смена в образцовом теперь кубрике №14. Я на пару секунд приоткрыл дверь и сделал несколько снимков спящих матросов.

18. В соседнем кубрике матрос писал что-то важное в журнал. Рядом с ним стоит привинченная к столу клетка с попугаем. Попугай был на месте и отдыхал.

19. Святая-святых ракетного крейсера - камбуз. Потолки здесь низкие и матрос с тряпкой в руке, наводящий порядок, ходил нагнув голову, что придавало его фигуре печальный вид. Рядом два других матроса начали открывать консервные банки простым ножом, за что немедленно получили нагоняй от сопровождающих меня офицеров. Все должно быть идеально для чужого взгляда, я понимаю.

20. Корабельный котэ - непременная принадлежность любого боевого корабля для борьбы с грызунами. Или, как здесь говорят, «белками». Котики и жизненно важные кабели в металлической оплетке - таковы условия сосуществования людей и грызунов. Котов на корабле несколько, их заводят по одному на боевую часть. Кошки крейсера «Варяг» пользуются популярностью у гостей в разных странах, куда заходит корабль. Случается, их дарят - один из корабельных котов живет теперь в православной церкви в Сингапуре. Матушка, говорят, была счастлива такому подарку. Еще один был подарен местному адмиралу в Индонезии.

21. Хотелось взять один спасательный круг на память. Круг не дали, казенный, но подарили другое.

22. Мы пообедали с офицерами, поговорили, потом переместились в рабочую каюту, там еще поговорили. Уходить не хотелось, но времени было в обрез - у них, и у меня. Уходя, сделал еще несколько снимков на палубе «Варяга» и на берегу.

24. Мне показалось, что на крейсере всё в порядке. В море ходит, учебные стрельбы проводит. «Варяг» - желанный гость в иностранных портах, на него выстраиваются очереди из желающих совершить экскурсию по кораблю. Как говорили офицеры: «Рядом стоит французский «Мистраль» - туда никого, а к нам - очередь на весь причал, по тридцать тысяч человек приходит за несколько дней визита». Видно, как моряки гордятся своим «Варягом», своей службой. Звали с собой в поход - надо подумать, я с качкой не дружу, хотя очень хочется, конечно. Потому что это - настоящее.

Крейсер «Варяг». Во времена СССР в нашей стране едва ли нашелся бы человек, который никогда не слышал об этом корабле. Для многих поколений наших соотечественников «Варяг» стал символом героизма и самоотверженности русских моряков в бою.


Однако наступили перестройка, гласность и последовавшие за ними «дикие 90-е». Нашу подвергали ревизии все, кому не лень, а поливать ее грязью стало модным трендом. Досталось, конечно, и «Варягу», причем – по полной программе. В чем только не обвиняли его экипаж и командира! Договорились уже до того, что Всеволод Федорович Руднев специально (!) затопил крейсер там, где его можно было легко поднять, за что и получил впоследствии японский орден. Но с другой стороны, появилось множество источников информации, которые ранее не были доступны историкам и любителям истории военно-морского флота – возможно, их изучение действительно может внести коррективы в знакомую нам с детства историю героического крейсера?

Данный цикл статей, конечно же, не расставит все точки над «i». Но мы постараемся свести воедино сведения об истории проектирования, строительства и службы крейсера до самого Чемульпо включительно, на основании доступных нам данных проанализируем техническое состояние корабля и подготовку его экипажа, возможные варианты прорыва и различные сценарии действий в бою. Мы попробуем разобраться, почему командир крейсера Всеволод Федорович Руднев принимал те или иные решения. В свете вышесказанного мы проанализируем постулаты официальной версии боя «Варяга», а также аргументацию ее противников. Разумеется, у автора настоящего цикла статей сформировался определенный взгляд на подвиг «Варяга», и он, конечно же будет представлен. Но автор видит свою задачу не в том, чтобы склонить читателя к какой-либо точке зрения, а в том, чтобы дать максимум информации, на основании которой каждый сам сможет решить, чем является для него поступки командира и экипажа крейсера «Варяг» - поводом гордиться флотом и своей страной, постыдной страницей нашей истории, или же чем-то иным.

Ну а начнем мы с описания того, откуда вообще в России появился столь необычный тип боевых кораблей, как быстроходные бронепалубные крейсера 1-го ранга нормальным водоизмещением в 6-7 тысяч тонн.

Родоначальниками бронепалубных крейсеров Российского императорского флота можно считать бронепалубные корветы «Витязь» и «Рында» нормальным водоизмещением 3 508 т, построенные в 1886 г.

Спустя три года состав отечественного флота пополнил более крупный бронепалубный крейсер водоизмещением 5 880 т – это был заказанный во Франции «Адмирал Корнилов», к строительству которого Луарская верфь (Сен-Назер) приступила в 1886 г. Однако затем в строительстве бронепалубных крейсеров в России наступила длительная пауза – почти десятилетие, с 1886 по 1895 год Российский императорский флот не заказал ни одного корабля данного класса. Да и заложенная в конце 1895 г на французских верфях «Светлана» (водоизмещением 3828 т), хотя и представляла собой вполне приличный для своего времени малый бронепалубный крейсер, все же строилась, скорее, как представительская яхта для генерал-адмирала, а не как корабль, соответствующий доктрине флота. «Светлана» не в полной мере отвечала требованиям, предъявляемым к этому классу боевых кораблей российскими моряками, а потому была построена в единственном экземпляре и на отечественных верфях не тиражировалась.

А каковы, собственно говоря, были требования у флота к бронепалубным крейсерам?

Дело в том, что Российская империя в период 1890-1895 гг. приступила к серьезному усилению своего Балтийского флота эскадренными броненосцами. До этого в 1883 и 1886 гг. были заложены два «броненосца-тарана» «Император Александр II» и «Император Николай I» и затем лишь в 1889 г. – «Наварин». Весьма неспешно – по броненосцу каждые три года. Но в 1891 г закладывается «Сисой Великий», в 1892 – сразу три эскадренных броненосца типа «Севастополь», а в 1895 г. – «Пересвет» и «Ослябя». И это еще не считая закладки трех броненосцев береговой обороны типа «Адмирал Сенявин», от которых, помимо традиционных решения задач для данного класса кораблей ожидалась также поддержка главных сил в генеральном сражении с германским флотом.

Иными словами, русский флот стремился создать броненосные эскадры для генерального сражения, и конечно, таким эскадрам требовались корабли, обеспечивающие их действия. Иными словами, Российский императорский флот нуждался в разведчиках при эскадрах – именно эту роль могли достаточно успешно выполнять бронепалубные крейсера.

Однако здесь, увы, свое веское слово сказал дуализм, во многом предопределивший развитие нашего флота в конце 19-го века. Создавая Балтийский флот, Россия хотела получить классическое «два в одном». С одной стороны, требовались силы, способные дать генеральное сражение германскому флоту и установить господство на Балтике. С другой – нужен был флот, способный выйти в океан и угрожать британским коммуникациям. Задачи эти совершенно противоречили друг другу, поскольку для их решения требовалось разные типы кораблей: так, например, броненосный крейсер «Рюрик» отлично подходил для океанского рейдерства, но был совершенно неуместен в линейном сражении. Строго говоря, России нужен был линейный флот для доминирования на Балтике и, отдельно, второй, крейсерский флот для войны в океане, но, конечно, строить два флота Российская империя не могла хотя бы по экономическим причинам. Отсюда и стремление создать корабли, способные одинаково эффективно биться с вражескими эскадрами и крейсерствовать в океане: подобная тенденция коснулась даже главной силы флота (серия «броненосцев-крейсеров» «Пересвет»), так что странно было бы думать, что бронепалубным крейсерам не будет поставлено схожей задачи.

Собственно говоря, именно так и определились требования к отечественному бронепалубному крейсеру. Он должен был стать разведчиком при эскадре, но при этом также и кораблем, пригодным к океанскому крейсерству.

Российские адмиралы и кораблестроители на тот момент вовсе не считали себя «впереди планеты всей», поэтому при создании нового типа корабля обращали самое пристальное внимание на корабли аналогичного назначения, строившиеся «Владычицей морей» - Англией. А что происходило в Англии? В 1888-1895 гг. «Туманный Альбион» строил большое количество бронепалубных крейсеров 1-го и 2-го класса.

При этом корабли 1-го класса, как это ни странно прозвучит, являлись «наследниками» броненосных крейсеров типа «Орландо». Дело в том, что эти броненосные крейсера, по мнению англичан, не оправдали возлагавшихся на них надежд, из-за перегрузки их броневой пояс уходил под воду, не защищая тем самым ватерлинию от повреждений, а кроме того, в Англии пост главного строителя занял Уильям Уайт, противник броненосных крейсеров. Поэтому, вместо совершенствования этого класса кораблей Англия в 1888 г. приступила к строительству больших бронепалубных крейсеров 1-го ранга, первыми из которых стали «Блейк» и «Бленхейм» - огромные корабли водоизмещением 9150-9260 т, несущие очень мощную броневую палубу (76 мм, а на скосах – 152 мм), сильное вооружение (2*234-мм, 10*152-мм, 16*47-мм) и развивающие очень высокую для того времени скорость (до 22 уз).


Бронепалубный крейсер "Блейк"

Однако эти корабли показались их лордствам чрезмерно дорогими, поэтому следующая серия из 8 крейсеров типа «Эдгар», вставших на стапели в 1889-1890 гг., была меньше водоизмещением (7467-7820 т), скоростью (18,5/20 уз на естественной/форсированной тяге) и бронированием (толщина скосов уменьшилась со 152 до 127 мм).

Все эти корабли были грозными бойцами, но они, по сути, представляли собой крейсера не для эскадренной службы, а для защиты океанских коммуникаций, то есть они были «защитниками торговли» и «убийцами рейдеров», и как таковые, не слишком годились для русского флота. К тому же их развитие завело англичан в тупик – стремясь создать корабли, способные перехватить и уничтожить броненосные крейсера типа «Рюрик» и «Россия», англичане в 1895 г заложили бронепалубные «Пауэрфул» и «Террибл», имевшие полное водоизмещение свыше 14 тыс. т. Создание кораблей подобной размерности (и стоимости), без вертикальной бронезащиты, являлось очевидным нонсенсом.

Поэтому аналогом для новейших русских бронепалубных крейсеров были сочтены английские крейсера 2-го класса, которые обладали сходным функционалом, то есть могли служить при эскадрах и нести заморскую службу.

Начиная с 1889-1890 гг. Великобритания заложила аж 22 бронепалубных крейсера типа «Аполло», строившихся двумя подсериями. Первые 11 кораблей того типа имели водоизмещение около 3 400 т и не несли медно-деревянной обшивки подводной части, замедляющей обрастания кораблей, при этом их скорость составляла 18,5 узла при естественной тяге и 20 узлов – при форсировании котлов. Следующие 11 крейсеров типа «Аполло» имели медно-деревянную обшивку, что увеличило их водоизмещение до 3 600 т, и снизило скорость (на естественной тяге/форсированную) до 18/19,75 узлов соответственно. Бронирование и вооружение крейсеров обеих подсерий было одинаковым – бронепалуба толщиной 31,75-50,8 мм, 2*152-мм, 6*120-мм, 8*57-мм, 1*47-мм пушки и четыре 356-мм торпедных аппарата.

Следующие бронепалубные крейсера англичан, 8 кораблей типа «Астрея», заложенных в 1891-1893 гг., стали развитием «Аполло», причем, по мнению самих британцев – не слишком удачным развитием. Их водоизмещение выросло почти на 1 000 т., достигнув 4 360 т, но дополнительные веса были израсходованы на малозаметные улучшения – бронирование осталось на том же уровне, вооружение «приросло» всего на 2*120-мм орудия, а скорость снизилась еще, составив 18 уз при естественной тяге и 19,5 уз при форсированной. Тем не менее, именно они послужили прототипом при создании новой серии британских бронепалубных крейсеров 2-го класса.

В 1893-1895 гг. англичане закладывают 9 крейсеров типа «Эклипс», которые у нас называли «типом «Талбот»» (тот самый «Талбот», служивший стационером на рейде Чемульпо вместе с крейсером «Варяг»). Это были куда более крупные корабли, нормальное водоизмещение которых достигало 5 600 т. Их защищала несколько более основательная бронепалуба (38-76 мм) и они несли более солидное вооружение – 5*152-мм, 6*120-мм, 8*76-мм и 6*47-м орудий, а также 3*457-мм торпедных аппарата. При этом скорость крейсеров типа «Эклипс» была откровенно скромной – 18,5/19,5 узлов при естественной/форсированной тяге.

Итак, какие выводы сделали наши адмиралы, наблюдая за развитием класса бронепалубных крейсеров в Великобритании?

Первоначально был объявлен конкурс на проект крейсера, причем – исключительно среди отечественных конструкторов. Им предлагалось представить проекты корабля до 8 000 т водоизмещением, скоростью не ниже 19 уз. и артиллерией, включавшей в себя 2*203-мм (в оконечностях) и 8*120-мм орудий. Такой крейсер для тех лет выглядел чрезмерно крупным и сильным для разведчика при эскадре, остается только предположить, что адмиралы, зная характеристики английских бронепалубных крейсеров 1-го класса, задумывались о корабле, способном противостоять им в бою. Но, несмотря на то, что в ходе проводившегося в 1894-1895 гг. конкурса были получены весьма интересные проекты (7 200 – 8 000 т, 19 уз, 2-3*203-мм орудия и до 9*120-мм пушек), дальнейшего развития они не получили: было принято решение ориентироваться на британские бронепалубные крейсера 2-го ранга.

При этом изначально планировалось ориентироваться на крейсера типа «Астрея», при обязательном достижении 20 узловой скорости и «возможно большем районе действия». Однако практически сразу же возникло иное предложение: инженеры Балтийского завода представили МТК предварительные проработки проектов крейсеров водоизмещением 4 400, 4 700 и 5 600 т. Все они имели скорость 20 уз и бронепалубу толщиной 63,5 мм, различалось лишь вооружение – 2*152-мм и 8*120-мм на первом, 2*203-мм и 8*120-мм на втором и 2*203-мм, 4*152-мм, 6*120-мм на третьем. В прилагаемой к проектам записке пояснялось:

«Балтийский завод отступил от предписываемого в качестве аналога английского крейсера «Астрея» поскольку он среди других новейших крейсеров разных наций не представляет собою тип наивыгоднейший».

Тогда за «образец для подражания» были выбраны крейсера типа «Эклипс», но тут стали известны данные о французском бронепалубном крейсере «Д’Антркасто» (7 995 т., вооружение 2*240-мм в одноорудийных башнях и 12*138-мм, скорость 19,2 уз). В итоге был предложен новый проект крейсера водоизмещением в 6 000 т, скоростью 20 узлов и вооружением из 2*203-мм и 8*152-мм. Увы, вскоре волею генерал-адмирала корабль лишился 203-мм пушек в угоду единообразия калибров и… так началась история создания отечественных бронепалубных крейсеров типа «Диана».

Надо сказать, что проектирование этой серии отечественных крейсеров стало превосходной иллюстрацией того, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. В теории Российский императорский флот должен был получить серию превосходных бронепалубных крейсеров, по многим параметрам, превосходящим английские. Броневая палуба единой 63,5 мм толщины обеспечивала, как минимум, равноценную защиту с английской 38-76 мм. Десять 152-мм орудий были предпочтительнее 5*152-мм, 6*120-мм английского корабля. При этом «Диана» должна была стать существенно быстроходнее «Эклипса» и дело тут было вот в чем.

Испытания боевых кораблей российского флота не предусматривали форсирования котлов, контрактную скорость русские корабли должны были показывать на естественной тяге. Это очень важный момент, который обычно упускают составители справочников корабельного состава (а за ними, увы, и читатели этих справочников). Так, например, обычно приводятся данные, что «Эклипс» развивал 19,5 узлов, и это верно, но ведь при этом не указывается, что данная скорость достигнута при форсировании котлов. В то же время контрактная скорость «Дианы» всего лишь на пол узла превосходит таковую у «Эклипс», а по факту крейсера этого типа смогли развить всего лишь 19-19,2 узла. Отсюда можно предположить, что русские крейсера оказались даже менее быстроходны, чем их английский «прототип». Но на самом деле свои 19 узлов скорости «богини» развивали на естественной тяге, на которой скорость «Эклипсов» составила всего 18,5 узлов, то есть наши крейсера, при всех их недостатках, все же были быстроходнее.

Однако вернемся к проекту «Дианы». Как мы уже говорили ранее, их защита предполагалась не хуже, артиллерия – лучше, а скорость – на полтора узла больше, чем у британских крейсеров типа «Эклипс», но это было еще не все. Дело в том, что на «Эклипсах» стояли огнетрубные котлы, в то время как на «Дианы» планировалось ставить водотрубные, и это давало нашим кораблям ряд преимуществ. Дело в том, что огнетрубные котлы требуют значительно больше времени на разводку паров, на них значительно сложнее менять режимы работы, а это важно для военных кораблей, и кроме того – затопление отсека с работающим огнетрубным котлом с высочайшей вероятностью привело бы к его взрыву, что угрожало кораблю немедленной гибелью (в отличие от затопления одного отсека). Водотрубные котлы были лишены этих недостатков.

Российский флот одним из первых начал переходить на водотрубные котлы. По результатам исследований специалистов Морского ведомства было принято решение использовать котлы конструкции Бельвиля, и первые испытания этих котлов (в 1887 г переоборудован броненосный фрегат «Минин») показали вполне приемлемые технические и эксплуатационные характеристики. Считалось, что эти котлы чрезвычайно надежны, а тот факт, что они при этом получались весьма тяжелыми, был воспринят как неизбежную плату за иные достоинства. Иными словами, Морское ведомство осознавало, что в мире существуют котлы иных систем, причем в том числе и таких, которые позволяли обеспечить ту же мощность при значительно меньшем весе, нежели котлы Бельвиля, но все это было не испытано, и потому вызывало сомнения. Соответственно, при создании бронепалубных крейсеров типа «Диана» требование об установке котлов Бельвиля было совершенно безапелляционным.

Однако тяжелые котлы – вовсе не лучший выбор для быстроходного (пусть даже относительно быстроходного) бронепалубного крейсера. Вес машин и механизмов «Диан» составил совершенно несусветные 24,06% от их же нормального водоизмещения! Даже у построенного позднее «Новика», о котором многие говорили, как о «миноносце в 3 000 т» и о «чехле для машин», у которого боевые качества были заведомо принесены в жертву скорости – и у того вес машин и котлов составлял всего только 21,65% от нормального водоизмещения!

Бронепалубные крейсера типа «Диана» в своем окончательном варианте имели 6 731 т нормального водоизмещения, развили 19-19,2 уз и несли вооружение всего из восьми 152-мм орудий. Вне всякого сомнения, они оказались крайне неудачными кораблями. Но трудно винить в этом конструкторов-корабелов – сверхмассивная энергетическая установка попросту не оставила им весов на достижение остальных планируемых характеристик корабля. Безусловно, имеющиеся котлы и машины не подходили для быстроходного крейсера, да еще и адмиралы «отличились», санкционировав ослабление и без того слабого вооружения ради копеечной экономии весов. И, что самое обидное, все те жертвы, которые были принесены ради энергетической установки, не сделали корабль быстроходным. Да, несмотря на недостижение контрактной скорости, они, пожалуй, были все равно быстрее, чем британские «Эклипсы». Но проблема заключалась в том, что «Владычица морей» вообще не так уж часто строила по-настоящему хорошие корабли (просто англичане неплохо умели на них воевать), и бронепалубные крейсера этой серии уж точно никак нельзя назвать удачными. Строго говоря, ни 18,5 узлов «Эклипс», ни 20 контрактных узлов «Дианы» уже во второй половине 90-х годов 19-го столетия не были достаточными для того, чтобы нести службу разведчика при эскадре. А вооружение в восемь открыто стоящих шестидюймовок выглядело просто смешно на фоне двух 210-мм и восьми 150-мм пушек, расположенных в казематах и башнях германских бронепалубных крейсеров типа «Виктория Луизе» - именно с такими крейсерами пришлось бы сражаться «Дианам» на Балтике в случае войны с Германией…

Иными словами, попытка создания бронепалубного крейсера, способного выполнять функции разведчика при эскадре и, при этом, «пиратствовать» в океане в случае войны с Англией, потерпела фиаско. Причем, недостаточность их характеристик была понятна еще до того, как крейсера вступили в строй.

Крейсера типа «Диана» были заложены (официально) в 1897 г. А годом позднее была выработана новая программа кораблестроения, учитывавшая угрозу резкого усиления Японии: предполагалось в ущерб Балтийскому флоту (и при сохранении темпов строительства черноморского) создать сильный Тихоокеанский флот, способный нивелировать зарождающееся японское военно-морское могущество. При этом МТК (под руководством генерал-адмирала) определило технические задания на четыре класса кораблей: эскадренные броненосцы водоизмещением около 13 000 т., крейсера-разведчики 1-го ранга водоизмещением 6 000 т, «посыльные суда» или крейсера 2-го класса водоизмещением в 3 000 т и миноносцы в 350 т.

В части создания бронепалубных крейсеров 1-го ранга Морское ведомство предприняло достаточно логичный и разумный шаг – раз уж создание таких кораблей собственными силами не привело к успеху, значит следует объявить международный конкурс и заказать головной корабль за границей, а затем растиражировать его на отечественных верфях, усилив тем самым флот и приобретя передовой кораблестроительный опыт. Поэтому на конкурс были выставлены значительно более высокие, чем у крейсеров типа «Диана», тактико-технические характеристики – МТК сформировал задание на корабль, водоизмещением 6 000 т., скоростью 23 узла и вооружением из двенадцати 152-мм и такого же количества 75-мм орудий. Толщина броневой палубы не задавалась (разумеется, она должна была присутствовать, но остальное оставалось на усмотрение проектировщиков). Боевая рубка должна была иметь бронирование 152 мм, а вертикальная защита элеваторов (подающих боеприпасы к орудиям) и оснований дымовых труб – 38 мм. Запас угля должен был составлять не менее 12% от нормального водоизмещения, дальность хода – не ниже 5 000 морских миль. Устанавливалась также метацентрическая высота при полном запасе угля (не более 0,76 м), ну а главные размерения корабля оставались на усмотрение конкурсантов. И да, наши специалисты продолжали настаивать на использовании котлов Бельвиля.

Как можно видеть, в этот раз МТК не ориентировался на какой-либо из существующих кораблей других флотов мира, а стремился создать не имеющий прямых аналогов, весьма мощный и быстроходный крейсер умеренного водоизмещения. При определении ТТХ было сочтено необходимым обеспечить превосходство над «эльсвикскими» крейсерами: как следует из «Отчета по Морскому ведомству за 1897- 1900 гг.», отечественные бронепалубные крейсера 1-го ранга должны были строиться: «по типу быстроходных крейсеров Армстронга, но превосходящего их по водоизмещению (6000 т вместо 4000 т), скорости (23 узла вместо 22-х) и увеличенной до 12 часов продолжительности испытания на полной скорости». При этом вооружение из 12 скорострельных 152-мм пушек гарантировало ему превосходство над любым английским или японским бронепалубным крейсером сходного, либо меньшего водоизмещения, а скорость позволяла уйти от более крупных и лучше вооруженных кораблей того же класса («Эдгар», «Пауэрфулл», «Д’Антркасто» и т.д.)

Собственно говоря, так начинается история создания крейсера «Варяг». И здесь у уважаемых читателей может возникнуть вопрос – а зачем вообще было писать столь длительное вступление, вместо того, чтобы сразу перейти к делу? Ответ очень прост.

Как мы знаем, конкурс проектов бронепалубных крейсеров 1-го ранга состоялся в 1898 г. Казалось, все должно было пойти по накатанной – множество предложений от иностранных фирм, выбор лучшего проекта, его доработка, контракт, постройка… Как бы не так! Вместо скучной рутины отлаженного процесса, создание «Варяга» превратилось в самую настоящую детективную историю. Которая началась с того, что контракт на проектирование и строительство данного крейсера был подписан еще до проведения конкурса. Более того – на момент подписания контракта на строительство «Варяга» никакого проекта крейсера еще не существовало в природе!

Дело в том, что вскоре после того, как был объявлен конкурс, в Россию прибыл глава американской судостроительной фирмы «Вильям Крамп и сыновья» мистер Чарльз Крамп. Никаких проектов он с собой не привез, но зато брался по самой сходной цене построить лучшие в мире боевые корабли, включая два эскадренных броненосца, четыре бронепалубных крейсера водоизмещением 6 000 т и 2 500 т, а также 30 миноносцев. В дополнение к вышесказанному Ч. Крамп готов был построить завод в Порт-Артуре или Владивостоке, на котором должна была осуществляться сборка 20 миноносцев из указанных выше 30.

Такого «куска пирога» Ч. Крампу, конечно, никто не дал, но 11 апреля 1898 г, то есть еще до того, как конкурсные проекты бронепалубных крейсеров были рассмотрены МТК, глава американской фирмы с одной стороны, и вице-адмирал В. П. Верховский (начальник ГУКиС) с другой, подписали контракт на постройку крейсера, ставшего впоследствии «Варягом». При этом никакого проекта крейсера не было – его еще предстояло разработать в соответствии с «Предварительными спецификациями», ставшими приложением к контракту.

Другими словами, вместо того, чтобы дождаться разработки проекта, рассмотреть его, внести коррективы и правки, как это делалось всегда, и лишь затем подписать контракт на строительство, Морское ведомство, по сути, купило «кота в мешке» - оно подписало контракт, предусматривавший разработку Ч. Крампом проекта крейсера на основе самого общего технического задания. Как удалось Ч. Крампу убедить В.П. Верховского в том, что он способен разработать лучший проект из всех, которые будут представлены на конкурс, и что контракт следует подписать как можно быстрее, дабы не терять драгоценного времени?

Говоря откровенно, все вышеописанное свидетельствует то ли о какой-то, прямо-таки детской наивности вице-адмирала В.П. Верховского, либо о фантастическом даре убеждения (на грани магнетизма), которым обладал Ч. Крамп, но более всего заставляет задуматься о существовании некоей коррупционной составляющей контракта. Очень похоже на то, что какие-то аргументы оборотистого американского промышленника были чрезвычайно весомыми (для любого банковского счета) и умели приятно шуршать в руках. Но… не пойман – не вор.

Как бы то ни было, контракт был подписан. На то, что произошло дальше… скажем так, существуют полярные точки зрения, начиная от «гениальный промышленник Крамп, с трудом продираясь сквозь бюрократию царской России, строит первоклассный крейсер умопомрачительных качеств» и до «негодяй и жулик Крамп обманом и подкупом всучил Российскому императорскому флоту совершенно негодный корабль». Так вот для того, чтобы по возможности беспристрастно разобраться в событиях, произошедших более чем 100 лет тому назад, уважаемому читателю обязательно нужно представлять себе историю развития бронепалубных крейсеров в Российской империи хотя бы в том весьма укороченном виде, в котором она была представлена в настоящей статье.

Продолжение следует...

С детства россияне знают бодрую маршевую песню «Наверх вы, товарищи, все по местам…». Им известно, что ее главный герой – крейсер «Варяг», геройски погибший в бою с превосходящими силами японцев во время войны в начале ХХ века. Другая, минорная, песня «Плещут холодные волны» известна меньше. Но она посвящена тому же событию, и противоречия в том нет.

Судьба корабля сложилась неоднозначно, а правда про его подвиг оказалась принесенной в жертву требованиям пропаганды.

Американское чудо техники

К моменту начала русско-японской войны в 1904 году в российском обществе по отношению к будущему противнику царило «шапкозакидательское» настроение. Поражение привело к обратному результату: технические достижения японцев стали преувеличивать.

Эта тенденция сказалась и на оценке «Варяга». Поначалу крейсер характеризовали как мощную военную единицу, способную «заткнуть за пояс» противника. Позже появились утверждения, что крейсер этот был слабым и устаревшим. Оба утверждения неверны. Дело было не в технике, а (как сказали бы сегодня) в человеческом факторе.

Гонка флотского вооружения

Япония в конце XIX века отставала от развитых государств в техническом плане, но уже сумела совершить грандиозный экономический прорыв.

Она не достигла уровня мировой державы, но составляла ведущим странам мира достойную конкуренцию. Для дальнейшего развития требовались ресурсы, отсутствующие на тесных островах – так объясняется воинственность молодого «азиатского тигра».

В 1895 году российская разведка получила информацию о намерении Японии увеличить свой флот, чтобы он превосходил российские силы на Тихом океане.

Допускать этого не следовало – Россия сама имела экспансионистские планы в Китае и Корее. Заказ на постройку корабля «Варяг» стал одним из шагов по предупреждению японского доминирования.

Американский заказ

Импортозамещение налажено не было – российские верфи работали медленно. Поэтому заказ на постройку бронепалубного крейсера «Варяг» получили корабелы Филадельфии. Там взялись сделать все за 20 месяцев. Орудия крейсера изготавливались в России.


Согласно проекту, данные крейсера отвечали всем новейшим (на то время) требованиям к боевому кораблю.

Описание технических характеристик корабля позволяет представить мощное, быстроходное, хорошо вооруженное судно.

  • Габаритные размеры: длина – 129, 56 м, осадка – 5,94 м, ширина – 15,9 м.
  • Водоизмещение – 6500 тонн (проектное), 6604 тонны (по факту).
  • Броня: палуба – от 37 до 76 мм, боевая рубка – 152 мм.
  • Суммарная мощность двигателей – 20 тыс. л. с.
  • Максимальная скорость – 24,59 узлов (получена на испытаниях).
  • Главный калибр – 152 мм (12 шт.).
  • Прочая артиллерия – 24 орудия (75-, 63-, 47-, 37-миллиметровые), 2 пулемета.
  • Прочее вооружение: 6 торпедных аппаратов 381 мм, 2*254 мм, 35 мин заграждения, 6 метательных мин.
  • Команда – 20 офицеров, 550 нижних чинов (согласно штату). В реальных условиях бывали изменения; так, на момент битвы с японцами на крейсере было 558 человек: 21 офицер, 4 кондуктора, 3 наемных штатских, священник, 529 матросов.

Были и другие чудеса техники.

На корабле было множество электрики (новинка для того времени) – подъемники для снарядов, лебедки для шлюпок, даже тестомешалки. Имелась телефонная связь. Мебель выполнили из металла, хотя и покрасили «для антуража» под дерево. Это уменьшало пожароопасность.

Детали, не указанные в отчетах

В подлинной истории крейсера «Варяг» обнаруживаются факты, предопределившие ему недолгую жизнь. Он был построен и сдан заказчику в 1899 году (то есть вовремя), но флаг над ним поняли только 2 января 1901 года. Причина в том, что корабль сразу потребовал доработки – тактико-технические характеристики не соответствовали задуманному.


Главных проблем было две. Установленные на корабле котлы системы Никлосса оказались ненадежными, часто ломались. Хотя русский флот уже имел опыт работы с котлами этой системы, и особых проблем они не вызывали, здесь «не срослось».

По этой причине в боевых условиях корабль был тихоходнее, чем планировалось, и постоянно рисковал оказаться в самый неподходящий момент с аварийными котлами. Практически заявленная производителями скорость в 26 узлов не достигалась.

Обычно корабль не давал даже показанной во время испытаний скорости в 24,5 узлов.

Капитан В.Ф.Руднев жаловался не только на проблемы с котлами, но и на другие недоработки производителя, и на слабую ремонтную базу. Вероятно, его сведения о максимальной скорости хода в 14 узлов преуменьшены, но полной скорости «Варяг» не давал.

Кроме того, орудия бронепалубного крейсера броневой защиты были лишены. Это создавало дополнительный риск для артиллеристов и боеспособности крейсера (врагу легко было уничтожать вооружение корабля).


Этот недостаток броневой защиты сыграл роковую роль в знаменитом бою крейсера «Варяг» с японской эскадрой. Большинство крейсеров того времени такую защиту имели, но в данном случае корабль облегчали за счет орудийной брони.

Из печального опыта были сделаны соответствующие выводы, на других крейсерах такого типа (включая «Аврору») была установлена защита для орудий. Но артиллеристам-«варяжцам» это уже не могло помочь.

Доработки по ходу службы

На протяжении своей жизни «Варяг» дважды подвергался основательным модернизациям. Первую произвели японцы, подняв крейсер в 1905 году. В ходе ремонта поменяли штурманскую рубку, трубы, вентиляторы, ходовые мостики, убрали шесты противоминных сетей и марсовые площадки. Пушки калибром 75 мм заменили на 76-миллиметровые орудия Армстронга.

После возвращения в 1916 году корабля России носовые и кормовые орудия главного калибра были переведены в диаметральную плоскость, в результате чего увеличилась мощность бортового залпа.

Пулеметы были переделаны для стрельбы по воздушным целям. В механике были устранены мертвые ходы. И главное – артиллерия получила частичную броневую защиту (укороченными щитами) – были сделаны выводы из прошлого.

Царская свита

По завершении доработок корабль ушел из Филадельфии и отправился в Кронштадт, куда и прибыл в начале мая 1901 года. Через 2 недели его осмотрел лично царь Николай II. Нельзя отрицать – выглядел крейсер отлично, и судьба его поначалу складывалась удачно.


Впечатление у монарха было настолько хорошее, что он немедленно включил крейсер в состав группы сопровождения собственной яхты для поездки в Европу. Решение оправдывалось тем, что крейсер все равно был обречен на долгое плавание к месту несения службы – его приписали к Порт-Артуру.

Корабль побывал во многих портах Старого Света, и везде его встречали восторженно. На крейсер в прямом смысле ходили экскурсии «хорошего общества» тех портов, где он появлялся. Это было приятно для командира (В.Ф.Руднева), но вредно с военной точки зрения. Ведь во время своего путешествия «Варяг» заходил и в Нагасаки – популярный у иностранных моряков японский порт. Разведка микадо работала неплохо, и получила возможность разузнать побольше о российском корабле.

Пока российское командование преисполнялось уверенности в своем военном превосходстве над японцами, те готовились к войне всерьез. В Японии брали на вооружение новейшие боеприпасы и артиллерию, капитаны и адмиралы великолепно знали театр будущих боевых действий, на всех уровнях царили дисциплина и порядок.

Российские матросы несли службу исправно, но коррупция в верхах – не изобретение наших дней. Среди высшего военного руководства России хватало людей некомпетентных, не желающих нести ответственность за последствия своих распоряжений.

Немного проверенных данных

Достоверной информации о гибели крейсера «Варяг» не так много. Факты сразу были принесены в жертву идеологической целесообразности.


Даже отчет капитана о сражении изобилует неточностями. Но историкам удалось восстановить подлинную картину.

Только факты

27 декабря 1903 года «Варяг» отправился из Порт-Артура в Чемульпо. Это был нейтральный корейский порт. Официально крейсер (его сопровождала канонерка «Кореец») должен был обеспечить связь Порт-Артура с консульством в Сеуле. В Чемульпо капитан Руднев узнал о начале войны.


8 февраля (новый стиль) 1904 года бухта Чемульпо была заблокирована эскадрой адмирала Урио. «Кореец» сделал попытку прорваться в Порт-Артур, но был остановлен.

Урио предъявил русским ультиматум: выйти из бухты и принять бой, либо быть атакованными на рейде, где находились корабли других государств. Японская эскадра насчитывала 15 вымпелов. Офицеров иностранных кораблей категорически не устраивал вариант обстрела русских на рейде – они тоже попали бы «под раздачу».

И капитан Руднев принял решение попробовать пойти на прорыв.

«Варяг» вышел из Чемульпо в полдень 9 февраля и был атакован японцами. Бой продолжался в течение часа. Крейсер сильно пострадал, на нем были погибшие и раненые. Из-за полученных повреждений пришлось вернуться в порт. «Кореец» пошел следом, поскольку не мог тягаться с японцами в скорости.

Корабли было решено уничтожить. «Варяг» погиб от руки своих. Иностранцы категорически воспротивились его взрыву, и крейсер был затоплен путем открытия кингстонов.


Команды «Варяга» и «Корейца» приютили корабли Великобритании, Италии и Франции. Моряки США оказали помощь раненым.

Рейс в историю

Есть еще факты, касающиеся посмертной истории корабля. История о подвиге крейсера «Варяг» быстро стала известной. Когда команда вернулась в Россию (сперва моряки были интернированы), их принял царь. Все участники боя получили Георгиевские кресты, офицеры – ордена.

Выдали и награды приземленного свойства – матросы получили от императора именные часы. В.Ф.Руднев был произведен в контр-адмиралы.

Итоги сражения описывались едва ли не как победа. Ширились рассказы о двух поврежденных японских крейсерах (один даже якобы затонул) и нескольких потопленных миноносцах. Отчет капитана Руднева говорил о тысяче и более выпущенных снарядов.

«Варяг» стал символом верности флотским традициям и воинской доблести. Уже в 1954 году советское правительство разыскало живых к тому времени участников сражения под Чемульпо и наградило их медалями «За отвагу». Памятником крейсеру «Варяг» стали песни и стихи, причем не только в России.


Считается, что канонический текст «Наверх вы, товарищи» является вольным переводом стихотворения немецкого автора. О крейсере упоминали в книгах. В 1946 году был снят советский фильм «Крейсер «Варяг», и «главная роль» в нем досталась «Авроре», а ведь в СССР не было более почитаемого, символичного корабля! Ради съемок символу революции даже приделали дополнительную бутафорскую трубу.

В Военно-морском музее в Петербурге имеется модель (масштаб 1:64) крейсера, изготовленная в США в 1901 году. Здесь же имеется модель его паровой машины (1:20), она появилась в 1980-е годы, автором является С.И.Жуковицкий.

Это все факты. Но они не отвечают на некоторые вопросы, слабо освещенные в реальной истории «Варяга».

Каверзные вопросы

Они есть: не все понятно в биографии «Варяга» и истории его гибели.

  1. Почему крейсер отправили в Чемульпо с «почтовой» миссией? Неужели «Корейца» было мало для установления связи с консульством?
  2. Почему европейские и американские офицеры возражали против взрыва крейсера?
  3. Топил ли «Варяг» японские корабли?
  4. Действительно ли крейсер расстрелял большую часть своего боезапаса? Ведь к концу короткого сражения он потерял ¾ артиллерии, а офицер на дальномере погиб одним из первых?
  5. Почему «Варяг» не пошел на прорыв один, оставив «Корейца»? Тихоходная канонерка (13 узлов) оказалась для крейсера опасным тормозом, а команду можно было и эвакуировать.
  6. Почему японцам оказалось нетрудно поднять и отремонтировать корабль? Восстановление «Варяга» было закончено в июле 1907 года, и крейсер 9 лет плавал под японским флагом.
  7. Почему контр-адмирал Руднев вскоре после присвоения звания подал в отставку?

Без ответов на эти вопросы невозможно знать историю знаменитого корабля такой, какой она была на самом деле.


Правда о крейсере «Варяг» оказалась неудобной для пропагандистской машины, и в угоду ей была скрыта. Из-за сознательного сокрытия и искажения фактов не все неудобные вопросы имеют ответы даже сейчас.

Ответы на неудобные вопросы

Но ответы есть, и они создают иную картину, чем официальная «биография» крейсера.

  1. «Почтовое» назначение крейсера объяснить сложно. По одной из версий, он потребовался для того, чтобы доставить на родину корейского посла. Но все равно неясно, почему посол должен был ехать обязательно на крейсере. В Чемульпо в ту пору уже находился крейсер «Боярин», и «Варяг» должен был заменить его. Порт официально был нейтральным, но иностранных военных кораблей в нем хватало. Вероятно, это была попытка борьбы за влияние в Корее.
  2. Мотивы действия иностранцев неясны. Вероятно, они не желали явно принимать сторону России. США были явно не заинтересованы в том, чтобы Россия стала ведущей тихоокеанской державой. Портсмутский мира показал, что американцам требовалось ослабить и Россию, и Японию.
  3. «Варяг» не потопил ни одного вражеского корабля, хотя повреждения им нанес. Один из японских крейсеров после встречи с русским вынужден был встать на длительный ремонт.
  4. Масштабы обороны «Варяга» преувеличены. Подняв крейсер, японцы обнаружили на нем запасы неизрасходованных боеприпасов, так что данные капитана Руднева о стрельбе завышены. Данные о расходе снарядов главного калибра преувеличены не слишком сильно (но полсотни 152-миллиметровых – это немало). Однако Руднев позволил себе преувеличить расход и других боеприпасов.
  5. Принцип «сам погибай, а товарища выручай» высокоморален. На русском флоте чтили традиции, но в случае с боем в Чемульпо губить крейсер ради тихоходной канонерки было неразумно. Подлинная причина такого решения неясна. Капитан Руднев ссылался на сложности прохождения местного фарватера. Есть версия, что крейсеру не давал разрешения на выход русский посланник Павлов.
  6. В районе затопления крейсера залив имел недостаточную глубину. «Варяг» затонул не полностью, и поднять его было нетрудно. Ремонтировать оказалось трудней – работы продолжались до 1907 года. Ремонт обошелся в миллион иен. Крейсер ходил в составе японского флота в качестве учебного корабля. Официально он назывался «Соя», но надпись «Варяг» на корме была сохранена в знак уважения к мужеству противника. Ему был присвоен 2-й ранг (при постройке – 1-й).
  7. Специалисты в России знали реальную картину происшедшего. Опытные моряки могли оценить непрофессионализм действий как командования в Порт-Артуре, так и капитана Руднева. Это могло стать причиной его отставки. Но высокое начальство нельзя было признавать некомпетентным.

Не соответствует действительности и представление о гибели во время сражения всей или почти всей команды крейсера. Потери во время боя были невелики.

На крейсере погиб 1 офицер и 30 нижних чинов, серьезно ранены и контужены были 85 матросов и 6 офицеров (в том числе капитан). На «Корейце» потерь не было совсем. Но ставшая народной песня говорила про «кипящее море под нами» и отсутствие «камня и креста» в память о моряках, и эта версия закрепилась в массовом сознании.


На деле же многим матросам крейсера была суждена долгая жизнь, а их могилы сохранились во Владивостоке, Петербурге, Ярославле.

Технология возникновения легенды

Для чего потребовалось скрывать правду и выдумывать красивые легенды и мифы о «Варяге»?

Затем, чтобы скрыть факт, что первое же сражение в войне с Японией окончилось для русского флота поражением.

И виноваты в этом были не матросы и офицеры (от погибшего на «Варяге» мичмана нашли только руку, и рука эта так и не выпустила дальномер), а высшее руководство страны.

Ради пропаганды моряки были превращены в супергероев, расправившихся едва ли не с половиной японской эскадры. Они чтили славные традиции, не бросали товарищей и гибли под непокоренным флагом. Многие современники (а потомки – тем более) даже не понимали, что «Варяг» был потоплен на рейде.

Развенчивать созданную легенду о «Варяге» необходимости не было. Героизм моряков (а он был настоящим) оправдывал частично позорное поражение в войне. Дальше красивая картинка из прошлого была полезна для воспитания подрастающих матросов. Подлинная история команды «Варяга», что впрямь вела себя достойно и проявила истинную верность присяге, никого не беспокоила.

Покрепче, парень, вяжи узлы…

Не морские, а те, что связывают с Родиной.

В 1916 году Япония (теперь союзник по Антанте) вместе еще с двумя кораблями вернула крейсер России. Примечательно, что России пришлось еще и заплатить за «Варяг» – официально он был продан.

Он не остался на Тихом океане, а, пройдя частичную модернизацию во Владивостоке, своим ходом перешел Северным морским путем в Романов-на-Мурмане (Мурманск).


Корабль нуждался в ремонте, и с этой целью в начале 1917 года был отправлен в Англию. Там его застало известие о революции, и «союзники» реквизировали его, сделав из него «учебку». В 1919 году «Варяг» продали на лом, но до места он не дошел, сев на рифы. В 1925 году корабль был окончательно уничтожен.

Но это не конец истории. В 1979 году в серии «Советская Украина» заложили ракетный крейсер. Сегодня «Варяг» снова гроза Дальнего Востока, флагман российского Тихоокеанского флота.


Еще один корабль с таким названием строился в Николаеве. После распада СССР авианосец «Варяг» достался Украине, но она не могла и не хотела достраивать его. В 1998 году авианесущий крейсер «Варяг» был продан Китаю.

Там помнят, что в 1905 году японские захватчики рубили головы китайцам, считая жертвы на тысячи. Под названием «Ляонин» ТАВКР «Варяг» патрулирует моря под красным флагом. Он слабее, чем предусматривалось проектом, но захватчикам все же лучше не попадать под его раздачу.


Подвиг крейсера «Варяг» обросла легендами, имеющими мало общего с реальной судьбой корабля и его экипажа. Правда проста: русские моряки умели выполнять приказы и соблюдать правила чести.

Мы пред врагом не спустили славный Андреевский стяг…

Видео