Формы работы с родителями детей овз. Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья мною была разработана эта программа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с родителями детей с ОВЗ.

Пояснительная записка.

С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья мною была разработана программа .

В последние десятилетия стало кардинально меняться отношение общества к человеку с ограниченными возможностями здоровья, признавая его равноправным и достойным членом общества, но имеющего ещё свои дополнительные проблемы. Решить эти проблемы можно при условии, что семья выступает как равный партнёр со специалистами в решении проблем медико-педагогической, социально-психологической реабилитации и профессионального становления своего ребёнка.

В «Конвенции о правах ребёнка» (параграф 1 ст.23) записано: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребёнок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества».

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Семья – это та среда, где ребёнок проводит большую часть жизни. Какая социальная и духовная атмосфера царит вокруг ребёнка, полностью зависит от родителей. Вера в положительный исход, в возможность полной реабилитации, подкрепляемая ежедневной кропотливой работой совместно со специалистами, всегда даёт положительный результат.

В настоящее время семья, жизнедеятельность которой определяется закономерностями развития общества, переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе, частичной утратой идеалов, переоценкой ценностей.

Семья, имеющая ребёнка с отклонениями в развитии, находится в ещё более сложной ситуации. Многочисленные проблемы медицинского, социального, психологического плана, не всегда правильное отношение окружающих к ребёнку-инвалиду вызывают необходимость оказания активной психолого-педагогической поддержки семье со стороны образовательного учреждения.

Педагог, обеспечивающий образовательный, воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума, стремится к активному диалогу и широкому взаимодействию с семьёй ребёнка с выраженным недоразвитием интеллекта.

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье большую психологическую травму. Научить родителей принять и полюбить ребёнка таким, какой он есть, понимать своего ребёнка, преодолевать трудные ситуации в воспитании ребёнка – одна из приоритетных задач образовательного учреждения. Совместное участие всех членов семьи в воспитании и обучении ребёнка укрепляет семью, дает ребенку чувство защищенности, а учителю – поддержку.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Важно рассматривать семью как целостный социальный организм, обладающий такими характеристиками, как образ жизни, психологический климат семьи Только при условии тесного деятельного союза семьи и школы, можно обеспечить гармонизацию отношений ребенка с социумом, его адаптацию и интеграцию в общество, формирование готовности к самостоятельной жизни.

При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей на основе единых принципов:

  • Уважение к уникальности каждого ребенка;
  • Приоритетность интересов детей, обеспечение государством их защиты;
  • Признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей:
  • Преемственность, сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания;
  • Системность в организации жизнедеятельности детей;
  • Открытость, обеспечивающая доступность для родителей информации об эффективности процесса образования и воспитания ребенка, его индивидуальных особенностей.

В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ, ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ.

Цель программы – создание системы целенаправленной работы с семьями обучающихся, воспитанников по формированию компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей с выраженным недоразвитием интеллекта.

Задачи:

  • Оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
  • Формирование взаимного доверия в системе отношений между учреждением и семьёй.
  • Повышение правовой компетентности родителей.
  • Гармонизация межличностных отношений между членами семьи.
  • Организация совместной деятельности учителя специального (коррекционного) класса и родителей по укреплению здоровья детей.
  • Создание условий родителям для обмена опытом, обсуждения проблем, совместного поиска путей и способов их решения.

Условия реализации программы.

  • Педагог должен хорошо знать всех родителей (далее – и лиц, их заменяющих) учащихся класса, учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. Так, в процессе работы с семьями (беседы, наблюдения, анкетирования) я выяснила, что все родители имеют достаточно высокий культурный и образовательный уровень (высшее или среднее специальное образование), интересуются педагогической, специальной литературой, являются весьма осведомленными собеседниками. Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе.
  • Привлечение абсолютно всех членов семей к учебно-воспитательной работе: отцов, братьев, сестер и др.
  • Родители безоговорочно оказывают помощь в понимании особенностей ребенка: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера, мотивация учения.
  • Большой эффект во взаимодействии с семьями дает предоставление родителям возможности проявлять инициативу во всех делах в классе и в школе. Важно, чтобы семьи понимали, что их участие в деле воспитания и обучения детей ценится и что любой вклад с их стороны приветствуется. Огромное значение для родителей имеют благодарственные письма, которые вручают родителям в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
  • Родители могут положительно повлиять на успех детей только в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.
  • Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
  • Активное использование в работе с родителями информационных технологий.

Формы работы с родителями:

1.Фронтальная (групповая).

  • Традиционной формой фронтальной работы с родителями является родительское собрание. Проводим собрания в удобное для родителей время. Тематика родительских собраний на новый учебный год обсуждается с родителями по окончании предыдущего учебного года. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии. Здесь родители имеют возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам.
  • Совместная досуговая деятельность. Внеклассные мероприятия, походы на природу. Дети очень рады тому, что их родители приходят на внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках. Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители участвуют в организации досуговых мероприятий, организуют отдых детей во время выходных или каникул, выполняют порученную работу (изготовление вместе с детьми рисунков, поделок на выставки и конкурсы). Проявляют инициативу и сами организовывают развлекательные мероприятия.
  • Открытые уроки и воспитательные мероприятия.
  • Оформление «Классного уголка.
  • Оформление детских портфолио. Среди множества предлагаемых инноваторами образовательных технологий наиболее привлекательной мне показалась технология портфолио. Именно она представляет собой форму оценивания, соответствующую образовательным целям и ценностям, основанным на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и обучению.

Портфолио ребёнка является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – познавательной, игровой, коммуникативной, творческой.

Работа с детскими портфолио помогает:

  • Формировать у ребенка позитивное отношение к различным видам деятельности и выявлять его индивидуальные особенности.
  • Получать более полную информацию о ребенке.
  • Привлекать родителей к процессу воспитания ребёнка.
  • Формировать адекватную самооценку и оценку своих возможностей, как со стороны ребёнка, так и его родителей.
  • Мотивировать ребенка добровольно и постоянно проводить мониторинг собственного развития с фиксацией полученных результатов.
  • Создание сайта нашего класса. Презентация его перед коллективом родителей. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с родителями . Это помогает устанавливать дополнительные контакты с родителями, поддерживать с ними круглосуточную связь, показывать достижения их детей в различных сферах, демонстрировать фотоотчеты внеклассных мероприятий, оперативно реагировать на возникшие у родителей вопросы.

2.Подгрупповая.

  • Я работаю одновременно с учащимися двух возрастных групп. Дети занимаются по разным учебным программам, имеют разный уровень усвоения знаний. Вся эти различия являются тематикой подгрупповой работы с родителями.
  • Конечно, основная забота о ребёнке ложится на плечи матери. Привлечь мужчин к школьной жизни ребёнка - не так-то просто. Над этим я работаю уже не первый год.
  • Важная роль в сотрудничестве родителей и школы принадлежит родительскому комитету. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависят взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей, атмосфера в детском коллективе. Главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел с тем, чтобы создать в классе такой микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием, жить дружно, весело, увлеченно.

3.Индивидуальная.

  • Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Они должны способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Здесь решаются частные вопросы. Организуются консультации сразу же после обращения родителей, при возникновении трудностей. Педагог, работающий на классе, является связующим звеном между родителями и всеми специалистами образовательного учреждения.
  • Посещение семей.
  • «Телефон доверия». Педагог и родители всегда в «зоне доступа».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД.

Месяц

Родительские собрания

Тематические консультации

Индивидуальные консультации

Совместные дела с классом

Сентябрь

Задачи на новый учебный год.

Выборы родительского комитета

Семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка

Советы специалистов школы

Поход в лес совместно с родителями

Октябрь

Формирование у ребёнка потребности в здоровом образе жизни

Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в учебе, со школьным психологом

Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей)

Ноябрь

Формирование нравственных качеств личности подростка, правовое воспитание несовершеннолетних

Друзья моего ребёнка

Экскурсия в парк

Декабрь

Итоги 1 полугодия

Мой ребёнок становится взрослым

Праздничная встреча Нового года

Январь

Отрицательное влияние алкоголя на физические и интеллектуальные способности человека

Консультация психолога (по запросам родителей)

Февраль

Семья и её роль в воспитании ребёнка.

Совместный праздник – Спортландия

Март

Итоги 3 четверти

Праздник мам

Апрель

Трудовое воспитание в семье

Скоро мы станем пятиклассниками

Май

Итоги учебного года. Организация досуга обучающихся в летний период.

Консультации учителей предметников

Совместный праздничный выпускной

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Данная программа носит долгосрочный характер, рассчитана на все время обучения ребенка в школе. Участниками программы являются коллектив родителей и детей (ученики класса детей с ОВЗ), педагоги, работающие в классе детей с ОВЗ – предметники, педагог, психолог, логопед, социальный педагог, учитель ЛФК; медицинские работники.

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

  • единым объектом (субъектом) воспитания;
  • общими целями и задачами воспитания детей;
  • необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
  • возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
  • возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

В центре этого взаимодействия - интересы ребенка как формирующейся личности.

Формы работы с родителями

РОДИТЕЛИ

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

СОВМЕСТНАЯ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕТСКИЕ ПОРТФОЛИО

Классный уголок или

САЙТ КЛАССА

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

«ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Результативность данной работы проявляется в следующих аспектах:

  • в повышении уровня педагогической культуры родителей;
  • в улучшении отношений с ребенком, взаимопонимании;
  • в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем;
  • в формировании педагогической рефлексии родителей;
  • в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в осуществлении учебно-воспитательного процесса.

МОНИТОРИНГ.

На протяжении 3 лет моей работы в этом классном коллективе наблюдается 100% сохранность контингента (родители учащихся не меняют выбранную программу обучения, образовательное учреждение и педагога), 100% посещаемость учащимися школы, 0% учащихся, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Литература.

1.Работа педагогического коллектива с семьями умственно отсталых учащихся. Дефектология, М: Просвещение, 2013 г.

2. Учебно -воспитательная работа во вспомогательной школе. Дульнев Г.М., М: Просвещение, 2011 г.

3.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Книга для учителя. / Под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещени е,2004г.


«Работа с родителями ребенка с ОВЗ»

выступление на районном межведомственном семинаре.

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросам взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Актуализировать проблему взаимодействия школы с семьей.
  2. Познакомить с особенностями семей с ребенком с ОВЗ.
  3. Рассмотреть направления и формы работы с семьей.

План.

  1. Приветствие
  2. Проблемы
  3. Типы семей
  4. Направления работы с семьей
  5. Формы работы
  6. Заключение

В настоящее время в мире большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и количество их постоянно увеличивается.

Опыт показывает, что помощь ребёнку с ОВЗ эффективна в том случае, если в её основе положены личные, человеческие отношения, что возможно лишь в условиях семьи. При этом у семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, возникает множество проблем.

Как правило с появлением в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья увеличиваются материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы. Анализ показал, что среди семей с детьми с ОВЗ самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 % родителей произошел развод по причине рождения ребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества. Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВЗ прибавляются проблемы неполной семьи.

  1. Проблема, связанная с дефицитом эмоциональной поддержки, позитивных контактов, общения с людьми, которые в состоянии понять проблемы семьи. Данная проблема может быть названа «социальная изоляция».

Часто после рождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья его семья становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребёнка, а также из-за личностных установок самих родителей (страха, стыда). Нередко подобные реакции становятся результатом некорректного отношения окружающих (знакомых и незнакомых) к ребёнку и членам его семьи.

Часть матерей после рождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья вынуждены изменять профиль своей работы или же вообще оставить её. Уход женщины с любимой работы не только лишает её заработка, но и изменяет её социальный статус, ставит в зависимое положение от мужа, от семьи.

Всё это является мощным стрессогенным фактором для членов семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и, в свою очередь, препятствуют оптимальному развитию ребёнка.

  1. Проблема построения ясной жизненной перспективы.

Основная черта семей детей с ограниченными возможностями здоровья- предвидение хронической природы кризиса и тревога в связи с неопределённой жизненной перспективой. Глядя в будущее, члены семьи не видят в нём надежды на облегчение проблем. Вместо независимости, взросления, формирования личности и отделения ребёнка от семьи, им предстоит отчаяние, постоянная зависимость и социальная изоляция. Результатом многолетнего стресса таких родителей могут стать проблемы в психическом здоровье. Думая о будущем, члены семьи должны решить, как они будут жить в особых жизненных условиях. Семье в целом и каждому её члену нужно приспособиться к ситуации неопределённого будущего, для чего необходимо открыто общаться, обсуждать свои проблемы и в некоторых случаях поступаться своими интересами.

У родителей может возникать ощущение, что взросление ребёнка таит в себе опасность. В результате может развиваться неосознанное стремление к удержанию ребёнка как можно дольше в детском состоянии, к появлению сверхконтролирующего поведения по отношению к ребёнку, к отсутствию принятия его взросления.

Многие взрослые люди с физическими нарушениями, не имеющие значительных интеллектуальных ограничений, способны вести самостоятельную жизнь при наличии помощников или особым образом переоборудованного жилья, специального оборудования или средств передвижения. Такие люди способны сами участвовать в планировании собственного будущего: некоторые из них могут активно участвовать в борьбе за максимально нормализованную жизнь.

Для взрослого, неспособного достичь подлинной независимости, существуют возможности, зависящие от места его проживания и финансовых ресурсов семьи. Один край спектра - институционализация (помещение в интернат), другой -различные формы совместного проживания.

Большинство родителей детей с ОВЗ начинают беспокоиться о будущем ребёнка, как только понимают, что с ребёнком что-то не так. Однако в период младенчества и детства родители различают рационалистические объяснения, которые позволяют им смотреть в будущее с надеждой, или просто стараются об этом не думать. Вплоть до достижения детьми среднего подросткового возраста большинство родителей детей с ОВЗ принимают идеологию жизни «одним днём».

  1. Проблема, касающаяся недостатка и знаний и навыкв, касающихся решения проблем взаимодействия с ребёнком.

Родителям часто не хватает информации о закономерностях развития детей, которые определяют развитие как типично развивающих детей, так и детей с ОВЗ. Члены семьи нуждаются в знаниях о том, как правильно построить взаимодействие с ребёнком, и в обучении конкретным навыкам этого взаимодействия.

Так, например, у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья часто вырабатывается гиперопекающий стиль воспитания, когда родителям трудно в чём-то отказать ребёнку, не обижая его и не испытывая при этом чувства вины. Также родителей может затруднять предъявление каких-либо требований к ребёнку. Всё это ведёт к формированию патологических черт характера у ребёнка.

  1. Постоянное психофизиологическое напряжение и стресс, связанные с проблемами здоровья ребёнка.

Как правило, родители детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают тяжёлый стресс, который способен значительно снизить уровень энергии индивида, привести к снижению когнитивных способностей, постоянным неудачам, снижению иммунитета и различным заболеваниям.

Для смягчения стресса родителям важно знать особенности своего состояния, способы снятия напряжения и уметь пользоваться ресурсами, которые они могут найти с помощью группы поддержки.

Обнаружение у ребенка дефекта развития почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Выделяют четыре фазы развития данного стрессового состояния:

  1. «Шок ». Характеризуется состоянием растерянности родителей, возникновением чувства собственной неполноценности, беспомощности, страха, агрессии и отрицания. Члены семьи ищут «виновного». Иногда агрессия обращается на новорожденного, мать испытывает к нему негативные чувства, видя, что он не такой, как другие дети. Мать также может чувствовать себя виноватой за рождение ребенка с ОВЗ.
  2. Развитие неадекватного отношения к дефекту. Характеризуется негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией родителей ребенка.
  3. «Частичное осознание дефекта ребенка ». Возникает чувство хронической печали и скорби по желанному здоровому ребенку. Родители начинают понимать, что они ответственны за ребенка, но чувствуют себя беспомощными в вопросах воспитания и ухода. Начинается поиск советов у специалистов.
  4. «Развитие социально-психологической адаптации всех членов семьи ». Родители смиряются с произошедшим, принимают ситуацию и начинают жить с учетом того, что в семье есть ребенок с ОВЗ.

Можно выделить 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов. В своей работе социальный работник должен опираться на позиции 3-го типа семьи.

Направления работы:

  1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ.
  2. Поддержка и повышение социального статуса семей.
  3. умений психологической защиты и самовосстановления.
  4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.
  5. Оптимизация детско-родительских отношений.
  6. обучение родителей специальным приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
  7. обучение родителей воспитательным приемам, необходимым для коррекции дезадаптивных черт личности ребенка;
  8. коррекция понимания родителями проблем их ребенка — преувеличения или, наоборот, отрицания наличия проблем;
  9. коррекция неконструктивных форм поведения родителя (агрессии, истерических проявлений, неадекватных поведенческих реакций);
  10. коррекция позиции родителей — переход в позицию поиска реализации возможностей ребенка.

Формы организации психолого-педагогической помощи семье .

  1. Индивидуальные формы работы.

Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей я самого ребенка;

семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формироконсультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развитиванию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;

индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери : подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям.

Родительский час . Проводится педагогом один раз в неделю во второй половине дня. - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

  1. Коллективные формы взаимодействия.

Общие родительские собрания.

Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

Решение организационных вопросов;

Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

Групповые родительские собрания .

Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

Решение текущих организационных вопросов.

Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.

Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча .

В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:

Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.

  1. Формы наглядного информационного обеспечения.

Информационные стенды и тематические выставки . Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ОУ.

Выставки детских работ . Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

Открытые занятия специалистов и учителей . Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

Создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

Наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

  1. Неприятие личности ребенка;
  2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
  3. Страх ответственности;
  4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
  5. Гиперболизация проблем ребенка;
  6. Вера в чудо;
  7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
  8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Воспитание уверенности в себе у ребенка с ОВЗ — важнейший педагогический принцип. Ребенка необходимо научить методам компенсации неблагоприятных последствий заболевания или травм. Компенсации можно добиться, если уравновесить потери за счет его личных сильных сторон. Задача родителей помочь ребенку обнаружить эти сильные стороны, научить пользоваться ими Воспитание уверенности в себе у ребенка-инвалида — важнейший педагогический принцип. Ребенка необходимо научить методам компенсации неблагоприятных последствий заболевания или травм. Компенсации можно добиться, если уравновесить потери за счет его личных сильных сторон. Задача родителей помочь ребенку обнаружить эти сильные стороны, научить пользоваться ими.

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с родителями детей

С ограниченными возможностями здоровья

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

Цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;

3. Сформировать адекватную самооценку.

Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Гиперболизация проблем ребенка;

6. Вера в чудо;

7. Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;

8. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

Направления воспитательной работы:

  1. Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ
  2. Поддержка и повышение социального статуса семей
  3. Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.
  4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
  5. Оптимизация детско-родительских отношений

Формы организации психолого-педагогической помощи семье .

1. Индивидуальные формы работы.

1.1. Беседы и консультации специалистов. Это практическая помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, суть которой заключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического, медико-социального и т. п. характера. Рассматривая консультирование как помощь родителям в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком, а также как процесс информирования родителей о нормативно-правовых аспектах будущего семьи, вытаскивания их из «информационного вакуума», прогнозирования возможностей развития и обучения ребенка, можно выделить несколько моделей консультирования, самой адекватной из которых является трехсторонняя модель, предусматривающая ситуацию, когда во время консультации родителей консультант должен оценивать и учитывать характер проблем и уровень актуального развития самого ребенка;

семейное консультирование (психотерапия): специалист оказывает поддержку в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением особого ребенка. В ходе занятий применяются такие методы, как психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ. Эти методы способствуют формированию психологического и физического здоровья, адаптации в обществе, принятию себя, эффективной жизнедеятельности;

индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери : подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям;

1.2. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами один раз в неделю во второй половине дня. - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.

1.3. Переписка или “Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

2. Коллективные формы взаимодействия.

2.1. Общие родительские собрания.

Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;

Решение организационных вопросов;

Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

2.2. Групповые родительские собрания.

Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

Решение текущих организационных вопросов.

2.3. “День открытых дверей”.

Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

2.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.

Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;

Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.

2.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты с привлечением родителей.

Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

2.6. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей эффективнее проходит в рамках мероприятий родительского всеобуча.

В практической деятельности организация всеобуча родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:

1. Информационные методы: информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары.

2. Проблемные методы: проблемные лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции.

3. Психотерапевтические методы: релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах.

Информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

3.3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями.

Создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;

Наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

Принципы Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями. Принцип доступности

Вооружение родителей практическими приемами коррекции дефектов развития ребёнка с ОВЗ Профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления.

Посещение на дому Беседы и консультации И ндивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери Переписка

Коллективные Классные родительские собрания Общие родительские собрания С еминары Дни открытых дверей Проведение детских праздников и развлечений Родительский всеобуч

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему

Спасибо за внимание


В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование» . Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» , «…инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» . По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной природе.

Необходимость создания условий для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования, закреплена в главе III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» . Консультирование по вопросам инклюзивного образования необходимо для родителей всех детей, посещающих детский сад. Однако в данной статье мы остановимся на специфике взаимодействия и оказания психолого-педагогической поддержки именно родителям детей с ОВЗ.

Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ - это дети - инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности. Родителей этих детей можно разделить на две категории:

  1. Внимательные родители, принявшие ситуацию «особого» ребенка в семье и хорошо адаптирующие его в обществе.
  2. Родители, не признающие особых потребностей детей. Они говорят: «У меня все хорошо, это воспитатели непрофессиональные и не могут с ним справиться» , «У меня нормальный ребенок, нам не нужны никакие специалисты» .

Вторая категория родителей встречается довольно часто. И педагогам необходимо развивать особые коммуникативные навыки для взаимодействия с такими родителями. Ведь без совместной согласованной работы педагогов с родителями процесс будет менее эффективен.

Для того чтобы начать взаимодействие с родителями детей с ОВЗ, необходимо разобраться, почему они часто «Не видят «проблем в поведении, развитии, здоровье ребенка, и не прислушиваются к рекомендациям педагогов. Задача последних установить с ними прочный контакт.

Родители не сразу обращают внимание на то, что у ребенка есть проблемы. Они прибегают к различным объяснениям этих «надуманных педагогом проблем» :

  • Ребенок в четыре года разговаривает отдельными аморфными словами, не связывая их во фразу. (Мама оправдывается: «Папа тоже поздно заговорил, но сейчас-то он очень успешный человек» .)
  • Ребенок часами один молча катает машинки в углу. (Реакция мамы: «Он такой самостоятельный, долго может сам себя занять…» )
  • Ребенок вырывает на прогулке у ровесников понравившиеся ему игрушки с криками и падениями на землю и их не отдаёт. (Сожаление мамы: «С ним никто не хочет играть…» )
  • В возрасте трёх лет ребенок пьёт из бутылочки и не переходит на твёрдую пищу. (Мама, с улыбкой «Он у нас такой ленивый, весь в папу…» )

Вышеперечисленные и многие другие примеры из педагогической практики показывают, что родители бывают не готовы получить помощь специалистов для решения проблем ребенка.

Какие этапы проходят родители до момента принятия конструктивных решений.

1 этап. Родители отрицают, что у ребенка есть проблема. Отрицание может выражаться вербально: мама снова и снова, словно не расслышала или не поняла, уточняет слова или формулировки, в которых ей сообщили о проблеме. На самом деле в данный момент она не плохо слышит, а не хочет верить, что именно у её ребенка есть проблема. В период отрицания родители начинают возить ребенка по большому количеству детских учреждений в поисках специалистов

для того, чтобы те им сообщили, что произошла ошибка, диагноз поставлен не верно и с ребенком всё хорошо.

2 этап. Родители начинают искать виноватых. Они не просто-не верят-они активно сомневаются в том, что им сообщили достоверную информацию, и направляют агрессию на её источник. (Например: «У нас дома с поведением ребенка проблем нет. Это воспитатели с ним справиться не могут!» ) Кроме того, у них появляется агрессия, направленная на себя и на близких людей: начинают анализировать генеалогическое древо и искать виновных в проблемах развития ребенка среди родственников. Решения, принятые на этой стадии, могут привести к негативным последствиям во внутрисемейных отношениях. Зачастую на этой стадии может произойти распад семьи.

3 этап. Родители направляют все свои масли на то, чтобы «откупиться от этой проблемы» . Они дают себе зарок, обет что-то делать/не делать, надеясь, что проблема разрешится сама собой, то есть всё будет хорошо. Родители могут платить изменением своего поведения, делать пожертвования, могут решить посвятить время и силы чему-то, связанному с причиной горя. Из этого состояния они переходят на следующий этап.

4 этап. Эмоциональные реакции родителей обедняются, у них нарушается сон и аппетит, появляется раздражение, а слёзы не приносят облегчение. Если в таком состоянии родитель найдет в себе силы и обратится за квалифицированной помощью специалиста, то он переходит на следующий этап.

5 этап. Носит название конструктивных действий. К родителям возвращается ощущение внутренней опоры, возвращаются силы и положительные эмоции. Они начинают задумываться о своём будущем и будущем своего ребенка.

Поэтому, прежде чем начинать активное взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ, необходимо понять, на каком этапе из вышеперечисленных находится родитель.

Педагогам приходится искать способы установления прочного партнерского контакта с родителями для решения проблем ребенка.

Рассмотрим эти способы.

Универсальный способ установления позитивного контакта с родителями-это рассказать им об успехах ребенка. Порой педагогам сложно найти что-то положительное в ребенке, от криков которого устал уже весь персонал. Но, приглядевшись внимательнее, можно заметить, что сегодня он кричал чуть меньше, ел чуть лучше, спал чуть дольше. И рассказ об этих маленьких достижениях станет поводом для установления партнёрства с родителями. Родители перестанут ощущать в педагоге «врага» , от которого необходимо защищаться.

Еще один способ установления контакта, широко практикующийся за рубежом и постепенно входящий и в отечественную педагогику, -это домашнее визитирование. Технология домашнего визитирования необходима, в первую очередь, для семей, воспитывающих детей раннего возраста и детей со сложными нарушениями развития. Педагог знакомится с семьёй, её укладом, общается с родителями в непринужденной обстановке. При грамотной позиции педагога родители чувствуют себя успешными в своей роли и понимают, что они делают всё необходимое для полноценного развития ребенка.

Следующий способ-приглашение родителей на групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Родителям детей с ОВЗ, не имеющим специального психологического и педагогического образования, крайне сложно играть и заниматься со своим ребенком. Они искренне удивляются, видя, как их дети могут выполнять инструкции, одновременно со всеми детьми делать упражнения, самостоятельно принимать пищу.

Чрезвычайно эффективным способом является поддержка инициативы родителей в организации совместных мероприятий. Часто семьи детей с ОВЗ ведут очень замкнутый образ жизни, и выход в детский сад-это «приоткрытие двери в общество» . Многие их родителей уникальные таланты: предложите им подготовить декорации, костюмы, пособия для занятий, и они с удовольствием откликнутся на это.

Таким образом, при планировании взаимодействия с родителями детей с ОВЗ нужно учитывать следующее:

  • Родители должны участвовать в составлении индивидуального плана развития ребенка.
  • Родители должны регулярно получать отчеты об успехах ребенка.
  • При возможности следует организовать домашнее визитирование-посещать семью ребенка дома, так у педагогов будет возможность понять требования, предъявляемые к ребенку родителями.
  • Родители приглашаются посещать групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Так униях будет возможность познакомиться с методами преподавания, применяемыми в дошкольном образовании.
  • Поощряется помощь родителей в организации совместных мероприятий.

Литература

  1. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: АСТ, 2008.
  2. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. -М.: Теревинф, 2013.
  3. Корельская Н.Г. «Особенная» семья- «особенный ребенок: книга для родителей детей с отклонениями в развитии. -М.: 2008
  4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. -М.: Владос, 2003.

Мулюкина Елена Ивановна.

Воспитатель.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 83 «Соколенок» г. Калуги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Вилюйская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Николая Саввича Степанова"

Работа с родителями детей с ОВЗ

Выполнил а: Сергеева А.А.

Учитель коррекционных классов VIII вида

г. Вилюйск

Организационные формы помощи родителям

Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:

– профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

– профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;

– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

При изучении семьи и установлении контактов с ее членами использую следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.

Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы использую следующие организационные формы:

Индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования;

Обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений);

Этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).

В зависимости от цели, консультирование провожу в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций.

Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование .

Первого этапа работы–создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью использую беседу.

Второй этап провожу по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).

Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

Перспективное планирование работы с родителями

Сентябрь

1. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

«Игра – это серьезно»

Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)

Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени»)

Октябрь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья»

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата)

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы

Наглядность

– дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»;

– оформление папки «Речевое дыхание»;

Ноябрь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»

Наглядность

– оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»;

– дополнение в папку «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

2. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Декабрь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Беседа: «Немного о режиме»

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр;

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Азбука общения с малышом»

обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семинар – практикум: «Мастерская деда мороза» (изготовление поделок к новому году)

Наглядность

– Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка»

– оформление стенда «Зимушка – зима»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Январь

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Кормушка своими руками»

(дома с папой)

Наглядность

– оформление ширмы «Игры для здоровья»;

– дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Февраль

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким»

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

«Научите меня говорить правильно»

Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Печенье для бабушки)

Наглядность

– изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– дополнение в папку «Игры для здоровья»;

– оформление фотовыставки «Мой папа – солдат»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

3. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

Март

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение: «Любимые, милые, родные»

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы)

Наглядность

– оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

– оформление стенда «Весна»

– обновление папки «Составляющие здоровья»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

Апрель

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Взрослые и дети»

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

«Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги

Наглядность

– выставка детских книг, дидактических пособий, игр;

– дополнение в папку «Все о здоровье»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

Тема

Форма работы

«Школа здоровья

«Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей)

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры)

«Научите меня говорить правильно»

«Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей)

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семейный кукольный театр: «Три медведя»

Наглядность

– оформление стенда «Здравствуй, лето!»;

– дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры);

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика» –задания на лето

– выставка детских работ

4. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.