Екатерина 2 биография и правление. Правление екатерины второй. Появление в России

Иностранка по происхождению, она искренне любила Россию и заботилась о благе своих подданных. Заняв престол посредством дворцового переворота, супруга Петра III попыталась воплотить в жизнь русского общества лучшие идеи европейского Просвещения. В тоже время Екатерина выступила против начавшейся Великой Французской революции (1789-1799 гг.), возмутившись казнью французского короля Людовика XVI Бурбона (21 января 1793 г.) и предрешив участие России в антифранцузской коалиции европейских государств в начале XIX в.

Екатерина II Алексеевна (урожденная София Августа Фредерика, принцесса Ангальт-Цербстская) родилась 2 мая 1729 г. в немецком городе Штеттин (совр. территория Польши), а скончалась 17 ноября 1796 г. в Санкт-Петербурге.

Дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Ангальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской) была в родстве с королевскими домами Швеции, Пруссии и Англии. Получила домашнее образование, в курс которого кроме танцев и иностранных языков входили также основы истории, географии и богословия.

В 1744 г. она вместе с матерью была приглашена в Россию императрицей Елизаветой Петровной , и крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны. Вскоре было объявлено о ее помолвке с великим князем Петром Федоровичем (будущим императором Петром III), а в 1745 г. они венчались.

Екатерина понимала, что двор любит Елизавету, не принимает многих странностей наследника престола, и, возможно, после смерти Елизаветы именно ей при поддержке двора предстоит взойти на русский престол. Екатерина изучала труды деятелей французского Просвещения, а также юриспруденцию, что оказало существенное влияние на ее мировоззрение. Кроме того, она прилагала как можно больше усилий, чтобы изучить, а, возможно, и понять историю и традиции Российского государства. Из-за своего стремления познать все русское Екатерина завоевала любовь не только двора, но и всего Петербурга.

После смерти Елизаветы Петровны, отношения Екатерины с мужем, никогда не отличавшиеся теплотой и пониманием, продолжали ухудшаться, принимая явно враждебные формы. Опасаясь ареста, Екатерина при поддержке братьев Орловых, Н.И. Панина, К.Г. Разумовского, Е.Р. Дашковой в ночь на 28 июня 1762 г., когда император находился в Ораниенбауме, совершила дворцовый переворот. Петр III был сослан в Ропшу, где вскоре при загадочных обстоятельствах погиб.

Начав свое правление, Екатерина попыталась воплотить в жизнь идеи Просвещения и устроить государство сообразно с идеалами этого мощнейшего европейского интеллектуального движения. Она чуть ли не с первых дней правления активно участвует в государственных делах, предлагая значимые для общества реформы. По ее инициативе, в 1763 г. была проведена реформа Сената, которая значительно повысила эффективность его работы. Желая усилить зависимость церкви от государства, и предоставить дополнительные земельные ресурсы дворянству, поддерживающему политику реформирования общества, Екатерина провела секуляризацию церковных земель (1754 г.). Началась унификация управления территориями Российской империи, и было упразднено гетманство на Украине.

Поборница Просвещения Екатерина создает ряд новых учебных заведений, в том числе для женщин (Смольный институт, Екатерининское училище).

В 1767 г. императрица созвала комиссию, в которую вошли представители всех слоев населения, включая крестьян (кроме крепостных), для сочинения нового уложения - свода законов. Чтобы направить работу Уложенной комиссии Екатерина написала «Наказ», текст которого основывался на сочинениях авторов-просветителей. Этот документ, по сути, являлся либеральной программой ее царствования.

После окончания русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и подавления восстания под предводительством Емельяна Пугачева начался новый этап екатерининских реформ, когда императрица самостоятельно разрабатывала важнейшие законодательные акты и, пользуясь неограниченностью своей власти, претворяла их в жизнь.

В 1775 г. был издан манифест, дозволявший свободное открытие любых промышленных предприятий. В том же году была осуществлена губернская реформа, которой введено новое административно-территориальное деление страны, сохранявшееся вплоть до 1917 г. В 1785 г. Екатерина издала жалованные грамоты дворянству и городам.

На внешнеполитической арене Екатерина II продолжала проводить наступательную политику на всех направлениях - северном, западном и южном. Итогами внешней политики можно назвать усиление влияния России на европейские дела, три раздела Речи Посполитой, укрепление позиций в Прибалтике, присоединение Крыма, Грузии, участие в противодействии силам революционной Франции.

Вклад Екатерины II в русскую историю настолько значителен, что память о ней хранят многие произведения нашей культуры.

14 февраля 1744 года произошло событие, для последующей истории России чрезвычайно важное. В Санкт-Петербург в сопровождении своей матери прибыла принцесса Анхальт-Цербстская София Августа Фредерика . На 14-летнюю девушку возлагалась высокая миссия — ей предстояло стать женой наследника русского престола, нарожать мужу сыновей и тем самым упрочить правящую династию.

Придворная чехарда

Середина XVIII века в России вошла в историю как «эпоха дворцовых переворотов». В 1722 году Пётр I издал указ о престолонаследии, согласно которому император сам мог назначать себе преемника. Этот указ сыграл злую шутку с самим Петром, который перед смертью не успел выразить свою волю.

Очевидного и безоговорочного претендента не было: сыновья Петра к тому времени умерли, а все остальные кандидаты не находили всеобщей поддержки.

Светлейшему князю Александру Даниловичу Меньшикову удалось возвести на престол супругу Петра I Екатерину , ставшую императрицей под именем Екатерина I . Её царствование продлилось всего два года, а после её кончины на престол взошёл внук Петра Великого, сын царевича Алексея Пётр II .

Борьба за влияние на малолетнего царя кончилась тем, что несчастный подросток простудился на одной из многочисленных охот и скончался накануне собственной свадьбы.

Вельможи, перед которыми вновь встала проблема выбора монарха, отдали предпочтение вдовствующей герцогине Курляндской Анне Иоанновне , дочери Ивана V , брата Петра Великого.

Анна Иоанновна не имела детей, которые могли бы законно занять русский престол, и назначила наследником своего племянника Иоанна Антоновича , которому к моменту восшествия на престол не исполнилось и полугода.

В 1741 году в России произошёл очередной переворот, в результате которого на престол взошла дочь Петра Великого Елизавета .

В поисках наследника

Елизавета Петровна, 1756 год. Художник Токе Луи (1696-1772)

Перед взошедшей на престол Елизаветой Петровной, которой к тому времени было уже 32 года, сразу встал вопрос о наследнике. Российская элита не хотела повторения Смуты и стремилась к стабильности.

Проблема заключалась в том, что официально незамужняя Елизавета Петровна, так же как и Анна Иоанновна, не могла подарить империи, так сказать, естественного наследника.

У Елизаветы было много фаворитов, с одним из которых, Алексеем Разумовским , она, по одной из версий, даже вступила в тайный брак. Более того, императрица, возможно, даже родила ему детей.

Вот только в любом случае они не могли стать наследниками престола.

Поэтому Елизавета Петровна и её окружение начали искать подходящего наследника. Выбор пал на 13-летнего Карла Петера Ульриха Гольштейн-Готторпского , сына сестры Елизаветы Петровны Анны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла Фридриха .

Детство у племянника Елизаветы было трудным: мать умерла от простуды, которую получила во время фейерверка в честь рождения сына. Отец воспитанию сына большого внимания не уделял, а назначенные учителя из всех педагогических методов предпочитали розги. Совсем худо мальчику стало, когда в 11 лет умер и отец и его забрали к себе дальние родственники.

При этом Карл Петер Ульрих приходился внучатым племянником Карлу XII и являлся претендентом на шведский престол.

Тем не менее русским посланникам удалось добиться переезда мальчика в Санкт-Петербург.

Что не получилось у Елизаветы и Екатерины?

Пётр Фёдорович в бытность Великим князем. Портрет Георга Христофора Грота (1716-1749)

Елизавета Петровна, впервые увидевшая племянника живьём, пребывала в лёгком шоке — худой, болезненного вида, с диковатым взором подросток с трудом говорил по-французски, манерами не владел, да и вообще знаниями обременён не был.

Императрица довольно самонадеянно решила, что в России парня быстро перевоспитают. Для начала наследника перевели в православие, нарекли Петром Фёдоровичем и назначили ему педагогов. Но даром преподаватели время с Петрушей тратили — до конца дней Пётр Фёдорович так и не освоил русский язык, да и вообще был одним из самых малообразованных российских монархов.

После того как нашли наследника, нужно было подыскать ему невесту. У Елизаветы Петровны вообще были далеко идущие планы: от Петра Фёдоровича и его супруги она собиралась получить потомство, а затем самостоятельно воспитать внука с рождения, дабы он стал преемником императрицы. Однако в итоге этому плану не суждено было сбыться.

Любопытно, что Екатерина Великая впоследствии попытается осуществить аналогичный манёвр, готовя в наследники своего внука, Александра Павловича , и тоже потерпит фиаско.

Принцесса в роли Золушки

Однако вернёмся к нашему повествованию. Главной «ярмаркой царских невест» в XVIII веке была Германия. Единого государства не было, зато существовало множество княжеств и герцогств, мелких и незначительных, зато обладающих переизбытком родовитых, но бедных молодых девушек.

Рассматривая кандидатуры, Елизавета Петровна вспомнила про голштинского принца, которого в юности прочили ей в мужья. У сестры принца, Иоганны Елизаветы , подрастала дочь — София Августа Фредерика. Отцом девочки был Христиан Август Ангальт-Цербстский , представитель древнего княжеского рода. Однако к громкому имени не прилагались большие доходы, потому Христиан Август состоял на службе у прусского короля. И хотя завершил свою карьеру князь чином прусского фельдмаршала, большую часть жизни он с семьёй провёл в бедности.

Софья Августа Фредерика получила домашнее образование исключительно потому, что нанимать ей дорогостоящих наставников отцу было не по карману. Девочке приходилось даже самостоятельно штопать себе чулки, так что ни о какой избалованности принцессы и говорить не приходилось.

При этом Фике, как звали Софью Августу Фредерику дома, отличалась любознательностью, тягой к учёбе, а также к уличным играм. Фике была настоящей сорвиголовой и принимала участие в мальчишеских забавах, что не слишком радовало мать.

Царская невеста и горе-заговорщица

Новость о том, что русская императрица рассматривает Фике в качестве невесты наследника российского престола, поразила родителей девочки. Для них это было настоящим подарком судьбы. Сама Фике, обладавшая с юности острым умом, понимала, что это её шанс вырваться из бедного родительского дома в другую, блистательную и яркую жизнь.

Екатерина после приезда в Россию, портрет кисти Луи Каравака.

Екатерина II Алексеевна «Великая» (1729-1796) родилась 2 мая 1729 г. в Пруссии, городе Штеттин (сегодня это Польша). При рождении ей дали имя София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, а 9 июля 1744 г. приняв православие, и пройдя обряд крещения, получила новое имя Екатерина Алексеевна.

Семья ее отца, герцога Цербстского, жила небогато, поэтому Софья прошла домашнее обучение. Она учила английский, французский и итальянский языки, историю, географию, богословие, обучалась танцам, музыке. Росла очень живой, любознательной и бедовой девчонкой, любила щегольнуть своим бесстрашием перед мальчишками, с которыми играла на улице.

Появление в России

В России Екатерина появилась в 1744 году, ее пригласила императрица Елизавета Петровна. Здесь ее ожидало замужество с наследником престола Петром Федоровичем. Их обручение состоялось 10 июля 1744 года, а 1 сентября 1745 г. их обвенчали. Приехав в чужую страну, которая стала ее второй родиной, она начала учить язык, российские обычаи и историю.

После свадьбы Екатерина стала жить своей жизнью, так как молодой муж не обращал на нее никакого внимания. Детей у них долго не было, и Екатерина полюбила охоту, развлекалась верховой ездой, веселыми балами и маскарадами, при этом много читала, интересовалась живописью. В 1754 г. у них родился первенец, Павел (император Павел I). Но молодая мать не занималась сыном, так как Елизавета Петровна забрала его к себе. В 1758 г. у нее родилась дочь Анна. Супруг не был уверен в своем отцовстве, а потому был очень недоволен рождением дочери. Позже у нее родился еще один сын, отцом которого считали графа Орлова. Супруг тоже не хранил верность Екатерине и открыто встречался со своей любовницей.

Дворцовый переворот

Екатерина взошла на трон, устроив дворцовый переворот, заставив своего мужа Петра III подписать отречение от престола. Она удачно воспользовалась тем, что в России ее мужем были недовольны из-за сближения с Пруссией.

Императрица правила государством с 1762 по 1796 год. Правление было наполнено осуществлением замыслов, которые не успел исполнить Петр Великий. Царствование Екатерины, называемое «золотым веком Екатерины», было ознаменовано тем, что Россия вышла на мировую арену, став мощной мировой державой. О том, как занять трон, Екатерина задумала еще в 1756 году. Она рассчитывала на помощь своих приближенных Бестужева, Апраксина и гвардии, и они ее не подвели. Переворот состоялся 9 июля 1762 года, и в Москве, 3 октября 1762 года, Екатерину II короновали на царствование.

За время нахождения на престоле императрица провела огромное количество реформ. При ней поднялась мощь армии и флота, были присоединены Крым, Причерноморье, Прикубанье, за счет присоединения земель увеличилась численность населения России. Открывались библиотеки, учебные заведения и типографии. Она оставила после себя много художественных полотен, редких книг по философии, истории, экономике, педагогике, подняла культуру страны. Но с другой стороны, она усилила привилегированность дворянства, ограничив свободы и права крестьянства, жестко подавляла инакомыслие.

Находясь в Зимнем дворце, она перенесла инсульт, и в ноябре, 17 числа 1796 года не стало Великой Екатерины. С почестями, которых достойна великая императрица, ее схоронили в Петропавловском соборе.

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при . Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.

По собственному признанию Екатерины II , она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец , фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

— Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

— Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

— Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

— Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

— Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность . Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства . Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий.

В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и "судебные палаты" для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, "совестные" суды для малолетних и больных.

В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству" , которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.

При Екатерине началось системное развитие женского образования , в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство - Россия впервые начала экспортировать хлеб.

При ней впервые в России были введены бумажные деньги . По ее инициативе в России была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).

При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.

Материал подготовлен на основе информациии из открытых источников

Российская императрица Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при . Период ее правления часто называют "золотым веком" Российской империи.

По собственному признанию Екатерины II , она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. Она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. Среди них великий русский полководец , фельдмаршал Петр Румянцев-Задунайский, писатель-сатирик Денис Фонвизин, выдающийся русский поэт, предшественник Пушкина Гавриил Державин, русский историк-историограф, писатель, создатель "Истории государства Российского" Николай Карамзин, писатель, философ, поэт Александр Радищев, выдающийся русский скрипач и композитор, родоначальник русской скрипичной культуры Иван Хандошкин, дирижер, педагог, скрипач, певец, один из создателей русской национальной оперы Василий Пашкевич, композитор светской и церковной музыки, дирижер, педагог Дмитрий Бортянский.

В своих мемуарах Екатерина II так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

Финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Не было правильной системы в государственном хозяйстве. Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении. Духовенство было недовольно отнятием у него земель. Правосудие продавалось с торга, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному.

Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:

— Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.

— Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

— Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

— Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

— Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

Исходя из поставленных задач, Екатерина II осуществляла активную реформаторскую деятельность . Ее реформы затронули едва ли не все сферы жизни.

Убедившись в негодной системе управления, Екатерина II в 1763 году провела сенатскую реформу. Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв значение органа, осуществляющего руководство государственным аппаратом, и стал высшим административным и судебным учреждением.

Столкнувшись с финансовыми трудностями, Екатерина II в 1763-1764 годах провела секуляризацию (обращение в светскую собственность) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешел 1 миллион душ крестьян. За счет этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось.

С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства . Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 года, которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 году была созвана Уложенная Комиссия. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество. В новое законодательство Екатерина попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Переработав их труды, она составила для Комиссии знаменитый "Наказ императрицы Екатерины". "Наказ" состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей. В нем о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний. Комиссия работала более двух лет, но ее работа не увенчалась успехом, так как дворянство и сами депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий.

В 1775 году Екатерине II было проведено более четкое территориальное деление империи. Территория стала делиться на административные единицы с определенным количеством податного (которое платило налоги) населения. Страна была разделена на 50 губерний с населением в 300-400 тысяч в каждой, губернии на уезды по 20-30 тысяч жителей. Город представлял самостоятельную административную единицу. Были введены выборные суды и "судебные палаты" для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, "совестные" суды для малолетних и больных.

В 1785 году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.

Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 году была издана "Жалованная грамота дворянству" , которая представляла собой свод, собрание дворянских привилегий, оформленных законодательно. Отныне дворянство резко отделялось от других сословий. Подтверждалась свобода дворянства от уплаты податей, от обязательной службы. Дворян мог судить только дворянский суд. Лишь дворяне имели право владеть землей и крепостными крестьянами. Екатерина запретила подвергать дворян телесным наказаниям. Она считала, что это поможет русскому дворянству избавиться от холопьей психологии и обзавестись личным достоинством.

Эти грамоты упорядочили социальную структуру русского общества, разделенного на пять сословий: дворянство, духовенство, купечество, мещанство ("средний род людей") и крепостные.

В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования. В России были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырехклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы. К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч человек.

При Екатерине началось системное развитие женского образования , в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. В 1783 году основана Российская академия.

При Екатерине II значительно увеличилось население России, были построены сотни новых городов, казна увеличилась в четыре раза, стремительно развивались промышленность и сельское хозяйство - Россия впервые начала экспортировать хлеб.

При ней впервые в России были введены бумажные деньги . По ее инициативе в России была проведена первая вакцинация от оспы (она сама подала пример, стала первой, кому сделали прививку).

При Екатерине II в результате русско-турецких войн (1768-1774, 1787-1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II в следствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.

Материал подготовлен на основе информациии из открытых источников