Детский сад в годы войны. Воспитатели в годы великой отечественной войны. Отказались сморчки; говорят

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках. Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!

Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза.

С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.

"Федя Самодуров. Феде 14 лет , он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».

Ваня Козлов, 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.

Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42).

А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!

Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан.

За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду - землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем - таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.

Дети Великой Отечественной Войны


Что было с детьми в это страшное время? Во время войны?

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей.

В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин.

Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены.

При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. "Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков!

Из воспоминаний о военном детстве Лидии Ивановны Костылёвой:

«После смерти бабушки меня определили в детский сад, старшая сестра в школе, мама на работе. В детский сад я ездила одна, на трамвае, это в неполных пять лет. Как-то я тяжело заболела свинкой, лежала дома одна с высокой температурой, лекарств не было, в бреду мне чудился поросёнок, бегающий под столом, но всё обошлось.
С мамой виделись вечерами да в редкие выходные. Детей воспитывала улица, мы были дружные и вечно голодные. С ранней весны бегали на мхи, благо лес и болота рядом, собирали ягоды, грибы, разную раннюю траву. Бомбёжки постепенно прекратились, в нашем Архангельске были размещены резиденции союзников, это привносило в жизнь определённый колорит - нам, детям, иногда перепадали тёплая одежда, кое-какие продукты. В основном же мы ели чёрные шаньги, картошку, тюленье мясо, рыбу и рыбий жир, по праздникам - «мармелад» из водорослей, подкрашенный свёклой».

Более пятисот воспитателей и нянь осенью 1941-го рыли окопы на подступах к столице. Сотни работали на лесозаготовках. Воспитательницы, еще вчера водившие с детьми хоровод, сражались в московском ополчении. Под Можайском героически погибла воспитательница детскою сада Бауманского района Наташа Яновская. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков.

Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души - для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение". (Д. Шеваров «Мир новостей», №27, 2010, с. 27).

У детей изменились игры, появилась "…новая игра - в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них - реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим - упавшим, ушибленным".

Из письма мальчика фронтовику: "Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже - надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…" (Там же).

В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных детей. Советское государство, несмотря на тяжелое военное время, все же выполняло свои обязательства перед детьми, оставшимися без родителей. Для борьбы с безнадзорностью была организована и открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков.

Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот , где они обрели себе новых родителей. К сожалению, далеко не все воспитатели и руководители детских учреждений отличались честностью и порядочностью. Вот некоторые примеры.

"Осенью 1942 г. в Починковском районе Горьковской области были пойманы одетые в лохмотья дети, воровавшие картофель и зерно с колхозных полей. Выяснилось, что «урожай собирали» воспитанники районного детского дома. И делали они это отнюдь не от хорошей жизни. При проведении дальнейшего расследования местные милиционеры раскрыли преступную группу, а, по сути, банду, состоявшую из сотрудников данного учреждения.

Всего по делу были арестованы семь человек, в том числе директор детдома Новосельцев, бухгалтер Сдобнов, кладовщица Мухина и другие лица. При обысках у них были изъяты 14 детских пальто, семь костюмов, 30 метров сукна, 350 метров мануфактуры и другое незаконно присвоенное имущество, с большим трудом выделенное государством в это суровое военное время.

Следствие установило, что путем недодачи полагающейся нормы хлеба и продуктов указанные преступники только в течение 1942 г. расхитили семь тонн хлеба, полтонны мяса, 380 кг сахара, 180 кг печенья, 106 кг рыбы, 121 кг меда и т.д. Все эти дефицитные продукты работники детдома распродавали на рынке либо просто сами проедали.

Только один товарищ Новосельцев ежедневно получал на себя и членов своей семьи пятнадцать порций завтраков и обедов. За счет воспитанников неплохо питался и остальной обслуживающий персонал. Детей же кормили «блюдами», приготовленными из гнилья и овощей, ссылаясь при этом на плохое снабжение.

За весь 1942 г. им лишь один раз выдали по одной конфетке к 25-й годовщине Октябрьской революции… И что самое удивительное, директор детдома Новосельцев в том же 1942 г. получил от наркомата просвещения почетную грамоту за отличную воспитательную работу. Все эти фашисты заслуженно были приговорены к длительным срокам заключения". (Зефиров М.В., Дектярёв Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», с. 388-391).

В такое время проявляется вся суть человека.. Каждый день стоять перед выбором - как поступить..И война нам показала примеры великого милосердия, великого героизма и великой жестокости, великой подлости.. Мы должны это помнить!! Ради будущего!!

И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»

Светлана Гусева

Сегодня я хочу вам рассказать о Великой Отечественной войне , которая случилась, когда нас еще не было, а наши прадедушки и прабабушки были совсем молоды.

Когда-то очень давно наша страна называлась Советский союз. Советским союзом она называлась потому, что наша страна Россия дружила с другими странами – это Украина, Белоруссия, странами Кавказа, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Эстония, Узбекистан, и создала большой союз этих стран. Самым главным в Советском Союзе был генеральный секретарь (в наше время эта профессия называется «Президент» ) Иосиф Виссарионович Сталин (показ фото) . Сталин любил свой народ и о нем заботился. Был красный флаг, на котором были изображены серп и молот, как символ трудолюбия советского народа (показ флага) . Все народы этих стран были дружные, друг другу помогали и никого не обижали, жили хорошо. Но, вот, однажды позавидовали злые враги нашей дружбе, тому, как наш народ хорошо живет. И решили на нас напасть.

Ребята, вы знаете, кто были наши враги? Верно, фашисты из Германии. Самым главным фашистом был Адольф Гитлер (Показ) . Он был самый злой, самый жестокий. Его в народе прозвали «людоедом» . Он командовал армией фашистов. У фашистов тоже был свой флаг со знаком ломанного креста (показ) . Запомните его ребята, это знак зла, и, если вы вдруг увидите такой знак у незнакомого человека, обязательно скажите взрослым, потому что только фашисты носят его.

Они напали на нашу страну рано утром, в 4 утра, 22 июня в воскресенье, когда все люди мирно спали. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны , напала на нашу страну. Поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами и начали бомбить города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на школы, детские сады , на больницы и жилые дома. Как гром, зазвучали фашистские автоматы и пушки. Воздух наполнился пылью от танков и грузовиков (ПОКАЗ) . Фашисты пытались лишить наш народ свободы, захватить земли и города. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым и стремительным ударом.

Но они глубоко просчитались. Наша Красная Армия под руководством Сталина и его полководцев Жукова и Конева, была сильной. Как один, поднялись наши люди на защиту своей Родины и свободы. Все мужчины из деревень, сел, городов отправлялись на войну – защищать свою Родину (на фронт (это линия расположения войск, на передовую (первая полоса боев) (ПОКАЗ) . Родные и близкие провожали их со слезами на глазах (ПОКАЗ) . На передовой голод, зной или холод, грохочут взрывы, свистят пули. Не зная отдыха, солдаты, тащили на себе тяжелые пушки, вели прицельный огонь и умирали за свою страну (ПОКАЗ) . Тяжелая и кровопролитная была война . Но бойцы не щадили себя, защищая Родину. «Победа будет за нами!» - эти слова звучали повсюду.

Враг был очень силен и жесток. Не могли спокойно смотреть наши русские женщины, как гуляют и зверствуют фашисты по русской земле, как топчут зеленую траву, как сжигают деревни и разрушают города, поэтому они шли помогать нашим мужчинам на фронт. Создавались женские отряды (ПОКАЗ) . На фронте женщины были разведчицами, медсестрами – они выносили солдат с поля боя, перевязывали, отправляли их в госпитали. Каждый боец и командир знал, что в бою рядом «сестрица» , бесстрашный человек, который не оставит в беде, окажет первую помощь, оттащит в укрытие, спрячет от бомбежки (ПОКАЗ) (Показ медицинско-полевой сумки, связистками, (Показ военно-полевого телефона) .

В лесах находились советские партизаны, они помогали Красной Армии сражаться с фашистами. Они взрывали железные дороги, по которым ездили фашистские поезда, нападали на фашистские отряды, освобождали деревни, захваченные врагами.

А те женщины, дети и старики , которые не воевали, они работали в тылу. Они выращивали хлеб, шили одежду, изготавливали на заводах оружие, боевую технику, т. е. обеспечивали всем необходимым солдат, воюющих на фронте (ПОКАЗ) . Им было тоже очень тяжело. С утра до ночи до изнеможения они работали. Чтобы одолеть сильного врага, необходимо было хорошо вооружить, наши войска. «Все для фронта, все для ПОБЕДЫ!» - это был их девиз.

Во время бомбежек люди прятались в подвалы, в погреба (ПОКАЗ) . А ночью все города погружались в полную темноту. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи или керосиновой лампы (ПОКАЗ, стекла в рамах заклеивали бумагой крест-накрест (ПОКАЗ, ведь их могло разбить взрывной волной. Жизнь людей в те дни была трудной и тревожной. В домах не было тепла, продукты выдавали по карточкам, потому что большую часть продуктов отправляли на фронт.

Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось детям (ПОКАЗ) . Многие остались сиротами - отцы погибли на войне , другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома (ПОКАЗ, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев (ПОКАЗ) . Дети оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной силой фашизма. Многие из них встали наравне с взрослыми плечом к плечу на защиту своей Родины (ПОКАЗ) . Среди детей было много героев и они были награждены боевыми орденами и медалями.

Великая Отечественная Война длилась долгих 4 года, война захватила огромные территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, участие в ней потребовало от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Закончилась война в мае 1945 года . Советские воины освободили от фашистов не только нашу страну, но и другие страны Европы. Последние бои были в Берлине - столице Германии. Шли бои за каждую улицу, за каждый дом. Но советские солдаты ценой собственной жизни спасали берлинцев от пуль и снарядов. И вот, наконец, наши солдаты взяли рейхстаг (здание, где работало германское правительство) и установили на его крыше красное знамя. Это означало победу нашей страны в Великой Отечественной войне (ПОКАЗ) . Все фашисты были взяты в плен (ПОКАЗ) . Под стенами кремля они сжигали свои фашистские флаги. (ПОКАЗ)

9 мая 1945 года тысячи людей вышли на улицы столицы. Народ ликовал и пел, прямо на улицах люди танцевали, смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это был праздник всего народа со слезами на глазах! Все радовались великой победе над врагом и оплакивали погибших (ПОКАЗ) .

В честь Великой Победы был зажжен «Вечный огонь» в память о погибших солдатах, защищавших нашу родину. Каждый год проводится парад Победы (ПОКАЗ) .

В годы Великой Отечественной войны людям , отличившимся в бою, командование вручало награды - ордена и медали. Ордена и медали могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трех самолетов противника; за то, что солдат первым ворвался на территорию противника и личной храбростью помог успеху общего дела; захватил в плен вражеского офицера. Среди награжденных было много разведчиков, которые в ночных походах уничтожали склады противников с военным имуществом, ценой собственной жизни добывали ценные сведения, спасая тем самым жизни многим людям. (Показ орденов) .

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называется Великой Отечественной войной . Победа нашей Армии и всего нашего народа - это главное событие в истории России! Злые и жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты никогда не теряли силы духа, сражались до последнего, защищая свою Родину, свой дом. Мы победили потому, что весь народ нашей страны поднялся на ее защиту. Помнить войну и тех , кто принес победу - значит бороться за мир. Войну забывать нельзя . Давайте будем помнить и гордится нашей великой страной !

Детям были показаны ордена, военно-полевой телефон, военная форма (плащ-палатка, шинель, гимнастерка,штаны-галифе, пилотка, командирская фуражка, кирзовые сапоги с портянками, ремень офицера и рядового, вещь мешок с содержимым, военно-полевая сумка медсестры, треугольные письма с фронта, фотографии времен войны , военная техника, знамена.

Публикации по теме:

Родительское собрание в подготовительной к школе группы «Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне» Родительское собрание в подготовительной к школе группы Тема: «Женщины – авиаторы в Великой Отечественной Войне» Цель: расширить знания.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы.

С каждым годом отдаляется от нас победный май 1945 года. Но этот священный день остаётся в памяти поколений как пример стойкости, мужества.

Конспект открытого занятия для детей старшей группы к Дню Победы в Великой Отечественной Войне «Дети-Герои» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Пчелка» Конспект открытого занятия для старшей группы, посвящённой Дню.

Сценарий мероприятия «Вечер чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне» для детей подготовительной группы Цель: Воспитание у детей патриотических чувств за свою страну, за свой народ. Задачи: - обобщать и систематизировать знания детей о истории.

Познавательная викторина для старшей и подготовительной группы, посвящённой Дню Победы в Великой Отечественной Войне Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Пчелка» Познавательная викторина для старшей и подготовительной группы,.

Проект «Чтобы помнили» по музыкальному воспитанию, посвященный Великой Отечественной Войне для детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Аист» (МБДОУ № 32 «Аист») Проект «Чтобы помнили» по музыкальному.

Сценарий 9 Мая для подготовительной группы. Посвящается 70–летию Победы в Великой Отечественной войне музыкальный руководитель Татьяна Фокина МБДОУ№16 г. Миасс Челябинской области Цель: прививать детям уважение к истории России, Урала. Задача:.

Цель: Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, и педагогов, через.

Утренник «Вечный подвиг» посвященный 70 летию Победы в Великой Отечественной войне для детей старшей группы (5–6 лет) Проведению праздников предшествовала огромная предварительная работа. Была проведена тематическая неделя «Расскажем детям о Дне Победы».

Библиотека изображений:

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. для детей современности — неведанное прошлое. На нас, родителях сегодняшних детей, лежит большая ответственность — передать по крупицам наши собственные знания о тяжелых годах бабушек и дедушке. Помочь сохранить историю в веках и поколениях. Чтобы помнили... чтобы гордились...

Георгиевская ленточка

Георгиевская ленточка — незаменимый атрибут праздника. Она олицетворяет как раз победу и всеобщий праздник. Ее надевают, чтоб проявить уважение к памяти погибших героев, тем самым давая понять, что помнят и гордятся совершенным подвигом уважаемых ветеранов. Традиция совсем недавняя, но она уже прижилась. Каждый год перед праздником на улицах города раздают ленточки, чтобы мы с вами задумались о помощи ветеранам и обязательно их поздравили.

Георгиевская ленточка не случайно имеет именно такие цвета. Раньше такая ленточка выдавалась вместе с медалью «За победу над Германией». Оранжевый цвет – это цвет огня, а черный олицетворяет собой дым. Эта медаль за отвагу, смелость и доблесть солдата!

Вот простые советы для взрослых о том, как сделать рассказ о Великой Отечественной войне запоминающимся и интересным:

  1. Чтобы ребенок понял ваш рассказ и сделал для себя выводы, ваш рассказ должен быть, прежде всего, адаптирован под возраст ребенка. Если ребенок маленький, то лучше свести к минимуму сцены ужасов и кровопролития, не стоит рассказывать подробно о концлагерях, терзаниях детей и животных, голоде и смерти. И хотя эти понятия не обойти, постарайтесь сделать на них не очень явный акцент. А вот ребенку постарше можно рассказать наиболее полно.
  2. Не давайте детям недостоверную информацию. Да, русский народ оказался победителем в этой нелегкой схватке. Но какой ценой! Объясняйте своим чадам, что не все было так просто и гладко. Готовы к войне мы не были, в какой-то момент даже были близки к сдаче Москвы врагу. Но благодаря отваге и доблести, упорству и стремлению защититься, этого не произошло.
  3. Проявляйте при рассказе свои эмоции, не стесняйтесь. Пусть дети поймут, что тема войны неприятная, что бояться войны вполне нормально даже бесстрашному папе, но вместе с этим нужно быть в любой момент готовым защищать Родину, если это потребуется. Это произведет неизгладимое впечатление и поможет понять значение этой войны.
  4. Хорошо, если у вас есть старый семейный альбом с родственниками, прошедшими войну. При рассказе упомяните, кто и как из ваших и участвовал в военных действиях.
  5. Полезным будет разучить стихи про войну, научиться складывать треугольником , сделать поделки на военную тему, например, мемориал « ».
  6. Можно посмотреть документальные фильмы. Обсудите обязательно увиденное.
  7. Сходите в какой-либо доступный для вас музей, связанный с событиями 1941—1945 гг, там наверняка, найдутся самые интересные экспонаты, фотографии военных лет, боевая техника, амуниция и т.п. Посетите скверы Победы. Мы с семьей ежегодно обязательно посещаем парк « »
  8. На День Победы пройдитесь всей семьей в составе Бессмертного полка в вашем городе. Это непередаваемая атмосфера и запоминающиеся эмоции...
  9. Не лишним будет назвать города-герои, а также кратко рассказать о военных профессиях и вооружении.
  10. Покажите ребенку 125 грамм хлеба, которые в то время выдавались на целый день. Это было суточным пайком, достать что-то еще было невозможно, при этом каждый день нужно было усердно работать и стоять на защите Родины.

Заключение

Война стала особо суровым и сложным испытанием в жизни нашей страны и в жизни наших бабушек и дедушек, которое потребовало от всего нашего народа силы духа и способности вместе сплоченными рядами противостоять врагу. Победа в этой войне далась тяжело, стоила миллионы человеческих жизней. Это действительно одна из самых важных дат в истории нашей страны.

Со времени окончания войны прошло уже множество лет, уже почти не осталось ветеранов, но мы всегда будем помнить их героический поступок и те жертвы, которые они принесли, чтобы мы с вами могли наслаждаться мирным голубым небом над головой...

С любовью,

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Дорогие ребята, вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.

Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на сто-роне России).

Всего в войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет - с 1 сентября 1939г. по 9 мая 1945г.

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве - от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию. Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.

Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

В этом 2010 году исполняется 65 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.

Почему война называется Великой Отечественной?

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война - справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Оте чественной войной . Победа Красной Армии в этой войне - главное событие в истории России XX века!

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о счастье и любви. Но война жестоко разрушила эти планы!

22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!

Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди - люди стремились защищать свое Отечество!

По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина - граждане нашей страны.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Вопросы:

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Почему она так называется?

3. Какая страна развязала войну?

4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?

5. Кто встал на защиту Отечества?

ДЕТИ И ВОЙНА

Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев.

Дети - слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Война - не место для детей

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь - парни и девушки - побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале - но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,-вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь! вспоминает Вера.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпускающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», - воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Королеве. В.Д. Ковальский.

Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подставки из ящиков. Орудовали вручную - молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпались дома».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного.

Вопросы:

1. Расскажите о жизни детей в трудные военные годы.

2. Как помогали дети взрослым в тылу?

3. Что посылали школьники бойцам на фронт?

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и много важных побед, событий: Разгром Фашистких войск под Москвой, освобождение российских городов, союзный стран, но одним из основных является подписание акта о безоговорочной капитуляции между фашистской Германией и странами-победителями (Великобританией, Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки и Францией).
Это произошло 9 мая 1945 года в столице побежденной Германии - Берлине. С этого дня всему миру стало известно, что фашистская Германия полностью разгром-лена.

Каждый год 9 мая люди торжественно отмечают эту дату. В нашей стране 9 мая является государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди не работают, а поздравляют ветеранов войны и празднуют.

Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт безоговорочной капитуляции.

9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми!

В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны.

Александр Матросов пожертвовал жизнью, закрыв собой амбразуру вражеского дота. Александр Матросов спас жизнь своим боевым товарищам.

Генерал Д.М. Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую.

Юная партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не выдала своих боевых товарищей.

Героев Великой Отечественной войны очень много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизнь за Родину, остались, к сожалению, неизвестными.

Чтобы сохранить народную память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы Неизвестного солдата, мемориалы и памятники... Возле них горит «вечный огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Великая победа

Великой войны победу

Мы не должны забывать!

В боях отстояли деды

Священную Родину-мать.

Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей.

Она помогала молитвой

И праведной верой своей.

В великой войне победу

Мы не должны забывать,

Для нас отстояли деды

И жизнь, и Родину-мать!

9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.

По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.

Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.

В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.

Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.

В памятных местах столицы - на Поклонной горе, у могилы Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми друзьями. Торжества проходят во всех городах России!

Идут годы. Вот уже шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны войны состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников войны остается все меньше и меньше.

Дорогие друзья! Будем благодарны им за то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю и мирную жизнь. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне?

2. Расскажите о героях войны.

3. Как отмечается День Победы в нашей стране?

4. Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете?

ПОБЕДА.

По масштабам человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина - граждане нашей страны.

Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.

В боях за свою Родину советские солдаты проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок земли.
Враг был разбит!

9 мая 1945 года мы празднуем День Победы над фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!» Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к бомбежкам, взрывам, вою сирен, грохоту орудий.

Послушайте, как встречал первый день мира русский солдат, оказавшийся на чужбине, недалеко от немецкого города.

Первый день мира

Душистая густая тишина,

Ни выстрел не звучит, ни взрыв.

Сегодня утром кончилась война,

И хоть кругом чужая сторона

Я чудом уцелел, я жив!

Друзей я вспомнил тех, кто никогда

Не выйдет в час рассветный на покосы

Кто не забросит в реку невода,

Кого не обдадут весною росы.

Я не хотел ни убивать, ни жечь,

Я ощущал лишь зов родной земли,

Но в памяти поклялся я сберечь Друзей,

что на чужбине полегли!

Звучит песня «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы.

Вопросы:

1. Когда мы празднуем день Победы над фа шистской Германией?

2. Попросите маму, папу, бабушку расска зать вам о том, кто из вашей, семьи при нимал участие в Великой Отечественно войне.

3. Какова их судьба?

Проект "Расскажем детям о войне"

Информационная карта проекта

  • Тип проекта: творческий, социально-значимый.
  • Участники проекта: Дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители.
  • Продолжительность проекта: февраль – май 2015г.
  • Возраст детей: 4 – 5 лет

Аннотация:

Творческий социально-значимый проект «Расскажем детям о войне» реализует образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» , раскрывает содержание работы по организации различных видов детской деятельности: чтения, обсуждения литературных текстов, рассматривания репродукций картин, прослушивания музыкальных произведений, просмотра видеофильмов, мультипликационных фильмов, презентаций, продуктивной и игровой деятельности.

Предлагаемые формы работы с участниками проекта: выставки работ совместного творчества детей и родителей, мастер-класс, конкурс чтецов, семейный журнал, экскурсии, литературная гостиная для родителей группы, презентация проекта раскрывают вопросы ознакомления детей 4-5 лет с героическим подвигом нашего народа и их предков в годы Великой Отечественной войны.

Проект адресован воспитателям, специалистам ДОУ, так же будет полезен родителям для домашних занятий с детьми, как готовое к реализации методическое пособие.

Введение

Значимая проблема, на решение которой направлен проект:

Современные дети не знают, что такое война, День Победы - праздник, о котором должен знать каждый ребенок. Необходимо с детства рассказывать детям о войне, о тяготах войны не только для солдат, но и для всей страны, для простых людей. Для наших детей это уже очень далекое прошлое, но забывать его нельзя, мы всегда должны помнить тех, кто отдал жизни за светлое будущее для нас. Опросы родителей выявили не достаточность уровня компетентности в решении данной проблемы в рамках семьи. Проект «Расскажем детям о войне» ищет и находит пути решения проблемы в рамках активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Работа над реализацией проекта предусматривает три этапа – подготовительный, деятельностный и завершающий. В системной паутинке проекта содержатся формы образовательной деятельности с учётом всех образовательных областей. В приложении размещены дополнительные материалы – фото и видео материалы, картотеки наглядно-методических пособий, список, используемой литературы, конспекты мероприятий.

Цель проекта: Создание условий для воспитания в детях и их родителях уважения к памяти предков – участников Великой Отечественной войны.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Дать детям начальное представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в честь героев которой слагают стихи и песни, воздвигают памятники.
  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на героические интонации произведений художественной литературы, изобразительного искусства, музыки.
  • Дать детям представления о празднике День Победы, объяснить почему он так называется и кого поздравляют в этот день.
  • Воспитывать патриотические чувства к героическим событиям прошлых лет, уважения к ветеранам, труженикам тыла, детям родного города, вынесшим на своих плечах тяготы войны.

Для педагогов:

  • Повышать уровень профессиональной компетентности в вопросе патриотического воспитания детей средней группы, посредством ознакомления с героическим прошлым земляков.
  • Создавать условия для развития у детей творческого восприятия произведений художественной литературы, УНТ о войне.
  • Способствовать формированию у детей начальных представлений о героическом подвиге русского народа в годы ВОВ.
  • Стимулировать речевую активность детей посредством вовлечения в процесс обсуждения произведений художественной литературы, УНТ, изобразительного искусства, презентаций, мультипликационных фильмов, видеороликов с песнями о ВОВ.
  • Поощрять в детях творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность.
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны, перенёсшим тяготы сурового времени.

Для родителей:

  • Приобщать детей к историческому прошлому большой и малой Родины.
  • Способствовать сохранению и продолжению непрерывной связи поколений.
  • Оживить в памяти знания о героическом прошлом членов семьи, нашего народа.
  • Принимать активное участие в образовательной деятельности.

Используемые методы:

  • Игровые;
  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические

Находят отражение во всех видах совместной проектной деятельности.

Участники проекта: дети, воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: февраль – май 2015г.

«Расскажем детям о войне»

Критерии и показатели эффективности проекта

«Расскажите детям о войне»

  1. Решает цель и задачи нравственно-патриотической направленности с учётом интеграции образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие;
  2. Проектирование и реализация проекта, повышает уровень самообразования педагогов в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников;
  3. Использование краеведческого компонента (встречи с шатурянами -тружениками тыла, экскурсии в музей боевой славы в МБОУ СОШ №4 г. Шатуры, к мемориалу Ф.Т. Жарова, памятнику И.И. Борзова) прививает любовь к родному краю, уважение к землякам.
  4. Подбор и адаптация наглядно-дидактического материала в соответствии с возрастом детей, способствует формированию начальных представлений о ВОВ.
  5. Ознакомление с героическим подвигом русского народа протекает на фоне интеграции творческой познавательной, продуктивной, коммуникативной, игровой видов деятельности.
  6. Активное, позитивное и продуктивное взаимодействие всех участников усиливает воспитательное воздействие на детей.

Критерии и показатели эффективности проекта:

Дети:

  1. Имеют начальные представления о Великой Отечественной войне, празднике День Победы;
  2. Могут объяснить смысл слов Великая Отечественная война, герой, ветеран, труженик тыла, День Победы;
  3. С интересом слушают рассказы, стихотворения, музыкальные произведения о ВОВ, рассматривают репродукции картин и высказывают своё отношение;
  4. Читают наизусть стихи о войне и победе;
  5. Понимают смысл пословиц и поговорок о мире, дружбе, войне;
  6. С увлечением слушают рассказы, приглашённых гостей о помощи фронту шатурянами в годы ВОВ;
  7. Владеют элементарной информацией о родственниках, отдавших воинский долг Родине в годы ВОВ;
  8. Испытывают желание продолжать знакомство с героическими событиями ВОВ;
  9. Владеют элементарными коммуникативными навыками в игровой деятельности.

Педагог:

  1. Компетентен в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
  2. Создаёт РППС для формирования у детей элементарных представлений о ВОВ, празднике День Победы;
  3. Влияет на развитие игровых сюжетов;
  4. Способен подвести детей к проявлению творческой инициативы в отображении своего отношения к миру и дружбе посредством изобразительной деятельности;
  5. Вовлекает родителей воспитанников в проектную деятельность.

Родители:

  1. Проявляют осознанное отношение к проблеме приобщения детей к героическому подвигу русского народа в годы ВОВ;
  2. В общении с детьми обсуждают героическое прошлое членов семьи, отдавших свой долг Родине в годы ВОВ;
  3. Проявляют творческую активность в совместной с детьми творческой деятельности при создании открытки ветерану;
  4. Принимает активное участие в мероприятиях проекта.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

  • Сформированность начальных представлений о ВОВ.
  • Проявление интереса к подвигу русского народа в годы ВОВ.
  • Высказывание своего отношения к героическому прошлому русского народа.
  • Эмоциональный отклик на произведения художественной литературы, УНТ, изобразительного творчества, музыкального искусства о подвиге русского народа, празднике - День Победы.
  • Развитие у детей коммуникативных умений в игровой деятельности.
  • Участие детей в процессе обсуждения произведений художественной литературы, УНТ, произведений изобразительного творчества.
  • Уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны.

Для педагогов:

  • Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах ознакомления детей дошкольного возраста с подвигом русского народа.
  • Созданные условия для формирования у детей элементарных представлений о ВОВ, празднике – День Победы.
  • Педагогическое и воспитательное воздействие на процесс развития игровых действий.
  • Проявление детьми творческой инициативы, уверенности, активности, самостоятельности в отображении своего отношения к миру и дружбе в изобразительной деятельности.

Для родителей:

  • Осознанное отношение к приобщению детей к истокам героического прошлого наших прародителей.
  • Систематизирование знаний о педагогическом и воспитательном воздействии применения информации о подвигах русского народа в годы ВОВ в общении с детьми.
  • Активное участие в проектной деятельности.
  • Пополнение творческой копилки изобразительной техникой Граттаж.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

  • Создание выставки «Мир и дружба всем нужны» .
  • ООД
  • Литературная гостиная .

Продукты проекта:

Для детей:

  • Творческие рисунки «Мир и дружба всем нужны» .
  • Организованная образовательная деятельность «Салют над городом в честь праздника Победы» .
  • Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто» .
  • «Открытка ветерану» .
  • Акция «Открытка ветерану»
  • Литературная гостиная .

Для педагогов:

  • Повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах формирования у детей дошкольного возраста элементарных представлений о героическом подвиге русского народа.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды для ознакомления детей с понятием война, Победа.
  • Выставка детских рисунков «Мир и дружба всем нужны» .
  • Картотека ЭОРов «Этих дней не смолкнет слава…» .
  • Картотека произведений художественной литературы и УНТ о войне.
  • Выставка работ совместного творчества детей и родителей «Открытка ветерану» .
  • Литературная гостиная «Я читаю письмо, что уже пожелтело годами» .

Для родителей:

  • Создание альбома «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» .
  • Участие в создании РППС для ознакомления детей с понятиями война, Победа.
  • Литературная гостиная «Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами» .
  • Выставка работ совместного творчества детей и родителей «Открытка ветерану» .
  • Акция «Открытка ветерану» . Визит в Совет ветеранов ШМР МО.
  • Возложение цветов к Аллее героев.

Список используемой литературы к проекту

«Расскажите детям о войне»

  • Веракса Н.Е. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 352с.
  • Антонов Ю.А. «Великой Победе посвящается» / Антонов Ю.А. – М.; ТЦ Сфера, 2010. 128с. – (Библиотека воспитателя) (5) .
  • Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход.» / Голицына Н.С. – М.: «Скрипторий 2003» , 2013. – 224с.
  • Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности: Средняя группа» / Губанова Н.Ф. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 160с.
  • Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа» / Дыбина О.В. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96с.
  • Комарова Т.С. «»
  • Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет» / Степаненкова. Э.Я. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
  • Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребёнка» / Тарабарина Т.И. – М. «Академия развития» , 1997. – 106с.
  • Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили» / Торопцев А.П. – М.о. «Подмосковье» , 2014. – 220с.

Интернет ресурсы:

  • Видеоролики http: //www. youtube. com/
  • Картинки https://yandex. ru/images/? clid=1872363&win=138&redircnt=1428259088. 1&uinfo=sw-1093-sh-614-ww-1093-wh-514-pd-1. 25-wp-16x9_1366x768
  • Стихи для детей о ВОВ http: //tanyakiseleva. ru/stixi-dlya-detej-o-vojne/
  • Детские песни о войне http: //allforchildren. ru/songs/vov. php

Приложения:

Методические материалы к проекту

«Расскажем детям о войне»

Подвижные игры:

«Кто быстрее – тот командир?»

Цель: Побуждение детей к выполнению действий по сигналу, развитие организованности, самостоятельности, быстроты, ловкости.

Ход игры:

На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат предметы одежды. По команде дети должны как можно быстрее одеться. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстрее других и правильно. Победитель назначается командиром.

«Перетягушки»

Цель: Развитие активности детей в играх с предметами, умения поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Ход игры:

Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою сторону.

«Саперы»

Ход игры:

Дети «обезвреживают» (собирают) «мины» (диски) , наступая на кочки.

«Связисты»

Цель: Развитие быстроты, выносливости, ловкости, умения выполнять действия по сигналу.

Ход игры:

Первый связист (участник) протягивает кабель (шнур) , преодолевая полосу препятствий.

Второй связист, преодолевая препятствие устанавливает телефонный аппарат, выходя на связь позывным: «Первый, первый, я второй, как слышите, приём» .

«Артиллеристы»

Цель: Развитие ловкости, быстроты, активности детей в играх с предметами.

Ход игры:

Дети попадают в танк (цель) гранатами (мешочками) .

«Гранаты в ящик»

Цель: Развитие ловкости, быстроты, внимания, активности детей в играх с предметами.

Количество играющих: 1 - 6 человек.

Инвентарь: шары для сухого бассейна.

Ход игры:

  1. Взрослый высыпает на пол цветные пластмассовые шарики (гранаты) и просит детей собрать их, принести и положить в ящик.
  2. Усложнить игру можно, поставив перед рассыпанными шариками несколько преград, которые ребенок должен преодолеть, чтобы собрать шарики (например, перебравшись через бревно, скамейку и т. д.) .
  3. Можно использовать шарики разных цветов и размеров и просить детей собрать шарики выборочно: или только маленькие, или одноцветные.

«Разведчики» (жмурки с колокольчиком)

Цель: Развитие ловкости, быстроты, активности детей в играх с предметами.

Ход игры:

Разведчики 2-3 человека (жмурки) с закрытыми глазами ловят «языков» . Неприятели (остальные дети) бегают по залу и звенят колокольчиками.

«Пробеги тихо мимо дозора»

Цель: Развитие умения бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком, воспитание самостоятельности и инициативности в организации знакомых игр. Воспитание командного духа.

Ход игры:

Дети делятся на группы по 5-6 человек. они стоят за чертой на одном конце площадки. Выбирается водящий (дозорный) . Он встаёт посередине площадки. По сигналу воспитателя дети одной группы бесшумно перебегают на другую сторону площадки. Если дозорный услышит шум шагов, говорит: «Стой» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, дозорный показывает, откуда слышит шум. Если он правильно указал, дети отходят в сторону, если ошибся, дети возвращаются на свои места и бегут снова. Так поочерёдно пробегают все группы детей.

Выигрывает та группа, которую не услышал водящий (дозорный) . При повторении игры дозорный меняется.

«На границе»

Цель: Развитие ловкости, быстроты, выносливости, гибкости, умения играть с предметами, выполнять действия по сигналу.

Ход игры:

Дети изображают пограничников, двух ребят назначают часовыми с собакой. «Пограничники» отдыхают, греются у костров, и т.д. В другом конце площадки лежат автоматы.

«Часовой» держит «собаку» на привязи и ходит с ней вдоль черты (границы) . Вдруг «собака» дёргает за шнур. «Часовой» кричит «Тревога!» Услыхав этот сигнал все «пограничники» должны быстро взять автоматы и построится вдоль воображаемой границы. Двое детей, которые раньше всех прибегут к границе, будут «часовыми» и «собакой» в следующей игре.

Правила игры: «Пограничники» должны находится как можно дальше от автоматов. Брать заранее оружие не разрешается.

Беседы с детьми

Тема: «Письма с фронта»

Воспитатель: Шла война, а жизнь продолжалась. Дома солдат ждали матери, жены, дети. Они писали на фронт письма и с нетерпением ждали ответа - весточки с фронта. В редкие минуты тишины солдаты отдыхали, рассматривали фотографии родных и близких людей и писали домой письма: С. Глушко-Каменский. 22. 01. 1944

Не грусти, моя милая,

не грусти, моя нежная,

Я тебя не забыл

в бурном грохоте дней.

Я тебя только вижу

чрез метелицу снежную,

А желанье увидеться

все сильней и сильней.

Мы на запад идем,

изгоняя захватчиков,

Им на нашей земле

ни вершка места нет!

Залпы наших орудий,

огонь автоматчиков

С каждым днем приближают

победы рассвет!

Я воюю и мщу

за убитых товарищей,

Наш удар по врагу

все сильней и сильней!

Не грусти, моя милая,

не грусти, моя нежная,

Я тебя не забыл

в бурном грохоте дней.

Беседа:

Воспитатель: Для кого написано это письмо?

Дети отвечают.

Воспитатель: Как называет гитлеровцев боец, написавший это письмо?

Дети отвечают.

Воспитатель: За что солдаты мстили проклятым врагам?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Во что верили все защитники нашей Родины?

Дети высказывают свои мысли.

Воспитатель: Много горя принесли фашисты на нашу землю: жгли деревни, разру-шали города, убивали мирных жителей - женщин, стариков и детей. Одна надежда оставалась у народа - на нашу армию, стойкость, мужество, героизм наших солдат и офицеров. И они оправдали надежду своих жен, матерей и детей - всех, кто ждал их, верил им и писал письма. Ребята, на этом плакате вы видите фотографии военных лет и треугольные конвертики - письма одного из защитников нашей Родины с фронта. Солдат, написавший эти письма, погиб, как многие бойцы за нашу Родину. Они остались вечно молодыми на фотографиях и в памяти людей.

Каждый, кто погиб, защищая Отечество, навсегда останется в наших сердцах!

Беседа «Родина-мать зовёт»

Воспитатель: Россия - страна красивая, богатая, и очень многие иноземцы хотели бы владеть ее сокровищами. Нашей стране не раз приходилось отражать нападение врагов. В этом году мы отмечаем 70-летие Победы над фашистской Германией.

Перед тем как напасть на нашу страну в 1941 году, фашистская Германия захватила много других стран: Польшу, Чехословакию, Францию, Австрию, Болгарию, Югославию. Все заводы и фабрики Европы работала на нее. Главой Германии был Адольф Гитлер, мечтавший захватить и поработить весь мир.

Летом 1941 года, 22 июня, на рассвете, гитлеровские войска без предупреждения напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Так началась Великая Отечественная война. Фашистская армия была очень сильной, у нее было много военной техники: танков, самолетов, военных кораблей и хорошо обученных солдат, поэтому наши войска сначала отступали. Но фашисты просчитались. Не знали они, что у нашего народа была очень сильная сила воли и духа.

Посмотрите на этот плакат. Его нарисовал Ираклий Моисеевич Тоидзе и назвал «Родина - мать зовет!» .

Воспитатель: Куда зовёт Родина-мать наш народ?

Дети. На защиту Отечества.

Воспитатель: Какое настроение передаёт Родина-мать народу?

Высказывания детей.

Воспитатель: Что еще вы видите на плакате?

Высказывания детей.

Воспитатель: Почему за женщиной так много оружия?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Эта женщина-мать зовет всех своих сыновей и дочерей вступать в ряды армии, быть честными, храбрыми, дисциплинированными бойцами, до пос-леднего вздоха быть преданными своему народу. Она призывает всех защищать Родину от врагов - мужественно, умело, с достоинством и честью, не жалея своей крови и жизни.

И все жители нашей огромной страны как один поднялись на защиту Родины и свободы.

Красным летом всего в лесу много - и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: "Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, - думает боровик, всем грибам голова, - нас, грибов, сила великая - пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!"

Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:

Идите вы, волнушки, выступайте на войну!

Отказалися волнушки:

Мы все старые старушки, не повинны на войну.

Идите вы, опёнки!

Отказалися опёнки:

У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!

Эй вы, сморчки! - крикнул гриб-боровик. - Снаряжайтесь на войну!

Отказались сморчки; говорят:

Мы старички, уж куда нам на войну!

Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:

Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!

Откликнулись грузди с подгруздками:

Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!

Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

"Ну, быть беде", - думает зеленая травка.

А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара - широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки - в кадушки, опёнки - в бочонки, сморчки - в бурачки, груздки - в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронзали, высушили да и продали.

С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

Беседа с детьми:

  1. Как называется сказка?
  2. Кто первым начал войну и почему?
  3. Как вы думаете, почему грибы отказывались идти на войну?
  4. Чем закончилась война грибов с ягодами?