Что такое производная и производящая основа слова. Производящее и производное слово

Часть слова без окончания называют основой слова.

Ее составляют корневые и аффиксальные морфемы. За исключением флексии.

Из всех морфем, входящих в слово, только корень может совпадать с основой.

В зависимости от способности слова члениться на морфемы выделяют:

Производную (мотивированную) основу

Непроизводную (немотивированную)

Производная основа состоит из отдельных значимых частей слова, то есть корней и аффиксов.

Пример: пригород, собачник.

Непроизводная основа представляет собой только корень, который дальше уже никак разделен быть не может.

То есть отсюда мы видим, что производная основа – членима, а непроизводная – не членимая.

Разница между производной и непроизводной основой заключается :

Непроизводная основа неделима на мелкие части, производная - делится на части, каждая из которых имеет свое значение.

Производная основа может превращаться в непроизводную. Пример: слово басня (не членимая основа), но можно исторически выделить суффикс сн, получив корень ба. В этимологическом слове: баять – говорить, от него и слова – байка, баю.

Значение непроизводной основы заложено в ней самой. Пример: дом – известно, что это некая постройка. Значение производной основы складывается из значений входящих в нее морфем.

При каждой производной основе имеется производящая основа. То есть основа, от которой производная образована. Пример: домик – от слова дом. Дом – производящая основа.

В качестве производящих основ могут выступать не только основы, но и слова. Пример: город – пригород - пригородный. Железная дорога - железнодорожный. Отдельные формы слова, в том числе предложно-падежные: телятник – от слова теленок. За рекой – заречье. Женить – женитьба (инфинитив). Фразеологические обороты: сшибать с ног – сногсшибательный.

Слова производные и непроизводные.

В зависимости от того, имеет ли то или иное слово словообразовательную мотивированность, то есть соотносится ли оно с какой-либо производящей основой, все слова делятся на производные и непроизводные. Непроизводное слово ничем не мотивировано. Производное слово – слово, основа которого мотивирована по форме и значению основы другого слова. То есть оно как бы отсылает нас к тому слову, от которого оно произошло. Среди производных слов можно выделить две группы:

1 – слова, значения которых полностью складываются из значений входящих в них морфем. Пример: домик, столик, листик – есть корень +уменьшительно-ласкательный суффикс, и таким образом производное слово обозначает нечто маленькое.

2 – слова, значения которых не являются лишь простой суммой входящих в них морфем. Пример: носильщик.

Грамматическое значение и формальный показатель грамматического значения.

В отличие от лексического значения слова, которое конкретно, грамматическое значение слова абстрактно, оно может быть присуще целому ряду слов. Оно как бы накладывается сверху на лексическое значение.

Грамматическое значение – это значение, которое выступает как добавочное по отношению к лексическому значению, которое выражает различные отношения (отношения к другим словам в предложении, отношения к лицу, совершающему действия, отношения к действительности, отношения ко времени и т.д.)

Грамматическое значение выражается в основном формой слова, которая образуется различными способами:

· Чаще всего в языках используется аффиксация, которая подразделяется на 2 типа:

Ø Агглютинация – когда лексическое значение передается при помощи аффиксов (суффиксов, префиксов); для русского языка не свойственна, распространена в тюркских языках, финно-угорские языках.

К корню добавляются различные суффиксы, каждый из которых имеет только одно грамматическое значение, эти суффиксы один за другим приклеиваются к корню, агглютинация – приклеивание, особенности : границы между морфемами очень четкие, никаких слияний и фонетических изменений не существует.

Ø Фликтивность – противостоит агглютинации – из самого названия вытекает, что грамматическое значение передается при помощи флексий. Главное отличие между этими понятиями заключается в том, что флексия в отличие от суффикса способна брать на себя сразу же несколько грамматических значений (сестрам – окончание – ам, значения: множественное число, женский род, дательный падеж). Кроме этого при фликтивности может возникать такое явление как фузия - постепенное слияние, исчезновение границ между морфемами (между корнем и окончанием, между корнем и суффиксом (существительное «мужик» , прилагательное «мужицкий», от слова «мужикский», но постепенно последний звук основу слились с суффиксом). Фликтивность очень широко распространена в индоевропейских языках (русский язык). Кроме этого в индоевропейских языках существует еще внутренняя флексия (чередование гласных внутри корня), с помощью которой передаются различные грамматические значения (раст – рос, лаг – лож, кас – кос). Из современных индоевропейских языков внутренняя флексия широко распространена в немецком языке. Важнейшее значение внутренняя флексия имеет для симицких языков, где она является единственным способом формирования грамматического значения (китаб – книга, кутуб – книги: арабский)

· Кроме аффиксации, есть и другие способы передачи грамматического значения: при помощи так называемых супрасегментных морфем, которые также носят названия морфемы-операции , которые по своей функции являются аналогами аффиксов. К таким морфемам-операциям относятся:

1. Ударение , так например в русском языке при помощи ударения выражаются видовые противопоставления в глаголе (насыпать – насыпать, разрезать – разрезать), падежах (рУки – рукИ, нОги – ногИ)

2. Значащее чередование (рваный – рвань, голый – голь), где мы видим, что различия в качестве последнего согласного основы являются показателем грамматической категорией слова, твердый согласный – прилагательное, мягкий согласный – существительное

3. Супплетивизм (человек – люди, ребенок – дети, хороший – лучше, различные основы с глаголом быть, идти)

4. Удвоения (редубликация) , может быть полным(слово целиком), так и частичным (часть слова), могут передаваться как усилительные, так и ослабительные признаки. Используется для передачи значения множественного числа (армянский гунд - полк, гунд-гунд – полки). Частичная редубликация (яванский язык: болезнь – лелара, лара – больной)

· Вышеперечисленные способы относятся к так называемым синтетическим способам . Однако существуют и аналитические способы передачи грамматического значения слова, которые проявляются в раздельном выражении лексического и грамматического значения. В этих случаях используются специальные служебные слова (русский язык: быть – будущее время, страдательный залог, сослагательное наклонение, степени сравнения прилагательных, в качестве вспомогательных слов могут выступать предлоги, послелоги (англ.яз), вспомогательные глаголы (быть, иметь, хотеть, will – хотеть (немецкий).

К аналитическому способу выражения грамматического значения относится и особый порядок слов . Так, например, в русском языке при помощи особого порядка слов передается значение приблизительности (до туда 20 минут езды, до туда ехать минут 20, ей 30 лет, ей лет 30). Особенно продуктивен этот способ в языках с фиксированным порядком слов (аналитические языки).

· Также в качестве особого способа передачи грамматического значения слова может использоваться интонация (вопрос, восклицание, повествование: Он пришел. Он пришел? Он пришел!) китайский язык

· Кроме этого существует еще и смешанный способ (гибридный) передачи грамматического значения слова: когда одновременно используются и аналитические способы и синтаксические способы (русский язык – в доме: есть флексия, но здесь используется и предлог; я несу: с одной стороны 1 лицо ед.ч. окончанием, с другой стороны добавляется местоимение я)

Для словообразования важно выяснить, от какого слова непосредственно образовано данное. Зачастую важно решить, какая из двух основ производящая , а какое слово – вторично. Поэтому необходимо установить направление производности.
В научной и учебной литературе существует несколько терминов, которые обозначают производящую и производную основы :
базовое и выводимое слово;
мотивирующее и мотивируемое слова;
производящая и производная основа .
Производная основа – это основа, от которой непосредственно образована данная основа. Существуют определенные правила, которые помогают установить направление производности. Производная и производящая основы являются ближайшими родственниками, это проявляется в том, что:
производная основа сложнее производящей по семантике: красный – краснеть (становиться красным);
производная основа сложнее производящей формально: земл-я – земл-ян-ой ;
при одинаковой формальной сложности производным является слово, которое сложнее по семантике: методика – методист; ученик – ученица (традиционно принято, что существительные женского рода образуются от существительных мужского рода);
независимо от формальной сложности в словообразовании мотивирующим является то слова, значение которого соответствует категориальному значению части речи. Особенно это правило актуально применительно к словам, образованным с помощью нулевых аффиксов: сухой – сушь (категориальное значение имени существительного – предмет или явление, а слово сушь обозначает признак);
слова, стилистически отмеченные, являются производными, они не могут быть производящими: интимный – интим, нейтральный – нейтрал ;
в словах со связанным корнем однозначно определить направление производности нельзя: обуть – разуть ;
в русском языке есть слова, которые характеризуются множественной производностью (имеют не одно, а несколько мотивирующих слов): мило – премило, премилый – премило; познакомить – познакомиться, знакомиться – познакомиться .

40. Способы словообразования в русском языке

В языках мира существует несколько способов словообразования. Среди них выделяются следующие:

1) морфологический (наиболее продуктивный способ словообразования во всех славянских языках): он заключается в создании новых слов путем сочетания морфем по существующим в языке правилам. Данный способ включает в себяприставочный, суффиксальный, приставочно - суффиксалъный, бессуффиксный, сложение;

2) лексико-семантический, который заключается в создании нового слова путем расщепления старого на два или болееомонима: «боксер» - порода собаки и «боксер» - спортсмен по боксу;

3) морфолого-синтаксический: образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую: столовая, мороженое. Слово при этом приобретает новые грамматические признаки;


4) лексико-синтаксический, который заключается в создании нового слова путем слияния в одну лексическую единицу сочетания слов: вечно-зеленый, сей-час вечнозеленый, сейчас.

Приставочный способ

При образовании слов данным способом к исходному слову присоединяется приставка. Новое слово относится к той же части речи, что и исходные. Таким способом образуются имена существительные: ход - выход, свет - рассвет; имена прилагательные: большой - небольшой, вкусный - безвкусный, звуковой - сверхзвуковой; местоимения: кое-кто, некто, никого; глаголы: ходить - заходить, выходить, подходить, уходить; наречия: всегда - навсегда, сквозь позавчера, насквозь, вчера - позавчера.

Суффиксальный способ

При суффиксальном способе к основе исходного слова присоединяется суффикс.

Слова, образованные данным способом, могут быть как той же части речи (лес - лесник), так и другой (лес - лесной).

Суффикс присоединяется не к целому слову, а к его основе, при этом иногда основа видоизменяется: может отсекаться часть основы, изменяться звуковой состав, происходит чередование звуков: отливать - отливка, ткач - ткацкий.

Приставочно-суффиксальный

При этом способе к исходному слову одновременно присоединяются приставка и суффикс: приусадебный, подорожник, Подмосковье, наездник.

Чаще всего данным способом образуются имена существительные: предпосылка, подоконник; глаголы: расписаться, увлечься; наречия: по-весеннему, по-русски.

Бессуффиксный

Этотспособ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (черный - чернь) или может одновременно отбрасываться окончание и отсекаться суффикс: отдыхать - отдых, бранить - брань.

Сложение

Сложение - это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными.

Сложные слова образуются:

1) сложением целых слов: телефон-автомат, школа-интернат;

2) сложением основ: зарплата, завуч;

3) сложением с помощью соединительных гласных О и Е: следопыт, сталевар, земледелие;

4) сложением начальных букв: РГУ, АТС;

5) сложением начальных звуков: тюз, МХАТ.

41 . Исторические изменения в морфемной структуре слов

Морфемный состав слова не является неизменным. В процессе развития языка в нем могли происходить изменения.

Например, слово простыня было образовано от прилагательного простой , в нем выделялся когда-то суффикс -ын’-(а). Таким образом, некогда это слово состояло из трех морфем - корня, суффикса и окончания. Теперь же в нем выделяются только две морфемы - корень и окончание: простын’-а. Следовательно, морфемная структура слова стала проще. И вот это явление - слияние двух морфем в одну, т. е. сокращение количества морфем в слове,- называется опрощением. Другой пример опрощения - слово сметана .

Но в языке можно найти примеры прямо противоположного явления. Оно называется усложнением морфемной структуры слова. В результате усложнения одна морфема начинает делиться на две. Примером могут служить словазонтик и фляжка . Оба эти слова - заимствованные, одно из голландского языка (zonnedek), другое из польского(flaszka) , следовательно, ни в том, ни в другом первоначально не было суффикса. Позже эти заимствования были восприняты как уменьшительные и к ним были образованы слова зонт и фляга .

Наконец, третий тип изменения морфемной структуры слова - это переразложение . Количество морфем остается тем же, но изменяется граница между морфемами: от одной из морфем один или несколько звуков отходят к другой морфеме. Например: в древнерусском языке были приставки вън-, съи- и соответствующие им предлоги вън, кън, сън. Если корень слова начинался с согласного звука, употреблялись приставки въ- и съ-, например: въ-брати, съ-брати, но если корень начинался с гласного звука, то использовался вариант приставки, оканчивающийся на -н- , например: вън-имати, сън-имати (ср. просторечный глагол имать ‘хватать; брать’). Таким же образом распределялось употребление предлогов перед местоимениями: къ тому, въ томъ, съ тэмъ, но кън ему, вън емъ, сън имъ. Позже согласный н отошел к корню. Так, сейчас мы выделяем морфемы с-ним-а-ть; в-ним-а-ть. Корень ним- по аналогии с этими словами появился и в тех однокоренных глаголах, где в древнерусском языке его в таком виде не было: при-ним-а-ть (др.-рус. при-им-а-ти); за-ним-а-ть (др.-рус за-им-а-ти). Подобного происхождения и сочетания предлогов с формами местоимений в нем, к нему, с ним, ср.: здороваюсь с ним , но доволен им .

42. Грамматика как наука, есть раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

Морфология (греч. «морфе» - форма, «логос» - наука) - это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Морфология тесно связанна с орфографией, поэтому изучение морфологии связано с изучением орфографических правил.

Орфография (греч. «орфо» - правильный, «графо» - пишу) или правописание - раздел науки о языке, в котором излагается система правил о написании слов и их значимых частей, о слитных, раздельных и дефисных написаниях, об употреблении прописных букв и переносов слов.

Орфограмма (греч. «орфо» - правильный, «грамма» - буква знак) - написание в слове, которое соответствует орфографическому правилу

Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

Орфоэпия - область фонетики, занимающаяся изучением норм произношения.

Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами)

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Словообразование - раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.

Синтаксис - раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Основными его разделами являются синтаксис словосочетания и синтаксис предложения.
Из слов и словосочетаний образуются предложения.

Словосочетание - единица синтаксиса. Словосочетание представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

Предложение - одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложением является одно или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, т.е. представляет собой отдельное высказывание.
Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

43 . Грамматическое значение - значение, выражаемое словоизменительной морфемой (грамматическим показателем).

Разница между лексическими и грамматическими значениями (каждое из этих правил не абсолютно и имеет контрпримеры):

1. грамматические значения не универсальны, менее многочисленны, образуют замкнутый, более чётко структурированный класс.

2. грамматические значения, в отличие от лексических, выражаются в обязательном, «принудительном» порядке. Например, говорящий по-русски не может «уклониться» от выражения категории числа глагола, говорящий по-английски - от категории определённости существительного и т. д. В то же время, например, в японском языке категория числа не является грамматической, так как выражается факультативно по желанию говорящего. Представление об обязательности грамматических значений восходит к работам Ф. Боаса и Р. О. Якобсона. Согласно неформальному определению, данному А. А. Зализняком, грамматические значения - это такие значения, «выражение которых обязательно для всех словоформ данного класса лексем» («Русское именное словоизменение», 1967)

3. лексические и грамматические значения различаются с точки зрения способов и средств их формального выражения.

4. грамматические значения могут не иметь полного соответствия во внеязыковой сфере (так, категории числа, времени обычно так или иначе соответствуют реальности, в то время как женский род существительного табуретка и мужской род существительного стул мотивированы лишь их окончаниями).

44-45. способы выраженияграмматических значений. Способы образования форм слова.

Синтетический способ. Выражение значений в самом слове. Сюда входят;

а) аффиксация (образование форм слова при помощи окончаний, приставок, формообразующих суффиксов). Стол, стола, столу и т. д.Делать - сделать, писать - написать и т. п. Оправдать - оправдывать, разменять - разменивать и т. п.;

б) внутренняя флексия (чередование звуков). Запереть - запирать, умереть - умирать, набирать - набрать и т. п.;

в) ударение. Насыпать - насыпать, разрезать - разрезать и т. п.;

г) супплетивизм. Говорить - сказать, ловить - поймать и т. п. Человек - люди. Хорошо - лучше, много - больше;

д) повторы. Синий-синий, ходил-ходил, еле-еле (см. повтор).

Аналитический способ. Выражение значений вне слова. Пишу - буду писать. Красивый - более красивый.

Смешанный (гибридный) способ. В книге (предлог и падежное окончание). Я читаю (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица).

46. Грамматические значения – отвлечённые, обобщённые внутриязыковые значения, которые формируются на основе обобщения собственно языковых фактов, отвлечения от них.

Грамматическая форма (ГФ) – это языковой знак, в котором ГЗ находит своё регулярное (стандартное) выражение. В пределах ГФ средствами выражения ГЗ могут быть различные языковые средства (аффиксация, редупликация, суплетивизм и т.д.).

С одной стороны - противопоставленность, с другой – однородность.

Члены одной ГК объединяются общим ГЗ (числа) и различаются частными значениями (значениями единичности – множественности). ГК – это некая система отношений.

Неотъемлемой особенностью ГК является оппозиция (противопоставление). Нет оппозиции – нет категории.

47. Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis , др.-греч. μέρος τοῦ λόγου) - категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально) и глагол , в большинстве языков общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Принципы классификации слов по частям речи

Самостоятельные части речи,

служебные части речи,

междометия и

звукоподражающие слова.

Самостоятельные части речи - это группа слов с общим грамматическим значением (предмета, признака предмета, действия, признака действия, количества предметов). Служебные части речи - это группа слов, не имеющих собственного значения, так как не называют предметов, признаков, действий и к ним нельзя поставить вопрос.

48. Происхождение языка – составная часть проблемы происхождения человека и человеческого общества. Существует много теорий о происхождении языка, которые можно разделить на две основные группы: 1) биологические, 2) социальные.

Биологические теории объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма – органов чувств, речевого аппарата и мозга. К биологическим теориям прежде всего относятся теория звукоподражания и междометная.
Сторон­ники гипотезы звукоподражания полагают, что слова возникли из неосознанного или осознанного стремления человека к под­ражанию звукам окружавшего его мира - реву зверей, крику птиц, шуму ветра и т. д.

Основанием для таких взглядов явилось то, что во всех языках действительно есть звукоподражательные слова, типа гав-гав, кукушка, мяукать, тенькать, дзинь, бац. Но во-первых, таких слов относительно немного. Во-вторых, наиболее нужные людям и наиболее употребительные слова не обнаруживают и намека на подражание каким-либо звукам: вода, земля, небо, солнце, трава, человек, ум­ный, ходить, думать и т. д.

В-третьих, для того чтобы сочетаниями звуков подражать звукам окружаю­щей человека природы, нужно иметь очень гибкую речь, что предполагает ее длительное предшествующее развитие. Едва ли можно в наше время всерьез принимать гипотезу звукоподражания.

Вторая влиятельная в свое время гипотеза – междо­метная (рефлексная), которой придерживались такие ученые, как Гумбольдт, Якоб Гримм и др., состоит в том, что слово рассматривается как выразитель душевных состояний человека. Первые слова, по этой теории, - непроизвольные выкрики, междометия, рефлексы. Они эмоционально выражали боль или радость, страх или отчаяние.

Некоторые сторонни­ки рассматриваемой гипотезы допускали, что междометным путем слова возникали лишь в далеком прошлом, а позже они развивались уже по законам словообразования и не­зависимо от непроизвольных эмоциональных- выкриков.
факт, что возникают человек и человеческое общество, существенно от­личные от животного и его стада.

Так появилась социальные теории происхождения языка, которые объясняют его появление общественными потребностями. Возникшими в труде и в результате развития сознания.

Еще в античности греческий философ Диодор Сицилийский выдвигал теорию социального договора, в результате которой язык рассматривается как сознательное изобретение и творение людей. В XVIII в. она была поддержана Адамом Смитом и Руссо, у которого Руссо теория социального договора связана с делением жизни человечества на два периода - природного и ­цивилизованного.

В конце 70-х годов 19 в. немецкий философ Нуаре выдвинул рабочую теорию происхождения язы­ка, или теорию трудовых выкриков. Нуаре отмечал, что при совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории.

49 .Язы́к - знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Одним из основных понятий теории языковых контактов является понятие билингвизма, вследствие чего изучение двуязычия нередко признается даже основной задачей исследования контактов (здесь не затрагивается понятие полилингвизма или многоязычия, в принципе сводимого к совокупности двуязычий). Под двуязычными лицами обычно понимаются носители некоторого языка А, переходящие на язык Б при общении с носителями последнего (при этом чаще всего один из этих языков оказывается для них родным, а другой - благоприобретенным).

Билингви́зм (двуязычие) - способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках.Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух - полилингвами, более шести - полиглотами. Так как язык является функцией социальных группировок, то быть билингвом - значит принадлежать одновременно к двум различным социальным группам.

Дифференциация языков (в лингвистике) - процесс структурного расхождения языков в результате постепенной утраты общих элементов и приобретения специфических черт. В пределах языковой семьи моделируется схемой родословного дерева, «корнем» которого является праязык, а «ветвями» - родственные языки.

Интеграция языков, процесс, обратный дифференциации языков. При Интеграция языков языковые коллективы, ранее пользовавшиеся разными языками (диалектами), начинают пользоваться одним и тем же языком, т. е. сливаются в один языковый коллектив. Возможны два пути Интеграция языков : 1) полная потеря одного языка и переход на другой, как это произошло с торками, берендеями и др. неславянскими народами, жившими на территории Древней Руси; 2) слияние языков в новый язык, обладающий чертами, отличающими его от любого из исходных языков. Так, современный английский язык есть результат интеграции древнегерманских (англосаксонских) диалектов и французского языка норманских завоевателей. Процесс Интеграция языков обычно связан с политической, экономической и культурной интеграцией соответствующих народов и предполагает этническое смешение. Особенно часто Интеграция языков происходит между близкородственными языками и диалектами.

50. Эволюция языка – это количественное и качественное обновление его структуры. Оно происходит непрерывно.

Причины языковой эволюции традиционно делят на внешние и внутренние.

ВНЕШНИЕ:

  • · Сюда относят изменения в инвентаре и свойствах предметов объективного мира;
  • · Развитие науки и техники
  • · Культура и искусство
  • · Изменение в составе языкового коллектива
  • · Словом, все, что происходит в реальной действительности и отражается в языке.

ВНУТРЕННИЕ:

  • · Относятся импульсы, «возникающие в связи с тенденцией усовершенствования, существующие в системе языка» (Б.А.Серебрянников).

§1. Что такое словообразование

Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться.
Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer . Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова:

компьютер→компьютерный ,
→компьютерщик,
→компьютеризация

Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.

Не удивляйся: термин словообразование употребляется в разных значениях:
1) процесс образования слов в языке;
2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.

§2. Производная и производящая основы

Производное слово - это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована - значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.

Домик - это маленький дом (связь по смыслу)
Домик дом (слово домик образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик )

Следовательно: слово домик производное, а слово дом нет.

Производная основа - основа нового слова, например: конфетка←конфета, весенний←весна.

Производящая основа - основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна→весенний, конфет а→конфетка.
При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз или комбинация производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красн ый→жёлто-красный .

Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около .

§3. Средства словообразования

Средство словообразования - это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:

  • словообразовательные морфемы
  • специальные операции с основой слова

Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.

Словообразовательные морфемы - это

  • приставки, например: за-, на-, до-, пере- в словах записать, написать, дописать, переписать
  • суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок

Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами - это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются:

  • сложение основ: дымоход, водопровод
  • сращение основ: труднодоступный, малопонятный
  • сокращение основы: спец, комп и некоторые другие.

При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.

§4. Способы словообразования

Внимание:

На иллюстрации видно, что бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Во многих учебниках об этом способе не сказано ничего: авторы его не выделяют. Однако в КИМах ЕГЭ этот способ учитывается. Поэтому в нашу схему бессуффиксальный способ включён, но его особое место среди прочих, безоговорочно выделяемых всеми авторами учебников, отмечено пунктиром. И в дальнейшем, на других иллюстрациях такая линия покажет, что элемент содержания вызывает разные интерпретации.

Способ словообразования - сам процесс образования производной основы от производящей основы. Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.

Понятия: средство и способ словообразования - разные, эти термины следует различать и употреблять правильно. При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства. Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный. Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают. У слова нефтепровод средство словообразования - сложение основ, способ словообразования - тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.

Для русского языка характерны различные способы словообразования:

  • Приставочный : образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть, пригород←город, недорого←дорого
  • Суффиксальный : образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй, выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор
  • Приставочно-суффиксальный : образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно , втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень
  • Бессуффиксный (бессуффиксальный): выход ← выходить, высь ← высокий
  • Сложение : соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
  • Сложение в сочетании с суффиксацией : головоломка, вагоноремонтный
  • Сращение : долгоиграющий, быстрорастворимый
  • Сокращение основы : зав, зам
  • Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
  • Изменение части речи : больной, столовая

Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня.

  • Чередование гласных и согласных , например: дорога→дороженька (чередование г//ж )
  • Вставки интерфикса - соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→паро ход
  • Усечение производящей основы : катать→кат+ок (суффикс глагольной основы -а при образовании нового слова усечен)
    Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать.

Слов в языке великое множество. Среди них вы должны находить производные. Они образованы по-разному. Школьная программа требует уметь определять производную и производящую (или производящие) основы. Нужно понимать, с помощью каких средств образовано производное слово, а также называть способ словообразования.

В школьном курсе словообразованию уделяют много внимания, но при обучении теории отводится совсем немного времени. Однако сделать словообразовательный анализ правильно невозможно, если ты не знаешь основ теории. Не обольщайся тем, что тебе легко удаётся словообразовательный разбор самых простых примеров.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. В паре слов осень - осенний основа осень является производной или производящей?

    • Производной
    • Производящей
  2. Как называется основа нового слова, образованного от другой основы?

    • Производной
    • Производящей
  3. Как называется основа слова, от которого образовано новое слово?

    • Производной
    • Производящей
  4. газопровод, нефтепровод ?

  5. Сколько производящих основ у слов бледно-голубой, темно-серый ?

  6. серо-буро-малиновый ?

  7. Сколько производящих основ у слова МГУ ?

  8. Как называется процесс образования производной основы от производящей?

    • Способ словообразования
    • Средство словообразования
  9. Являются ли средством словообразования словообразовательные морфемы?

  10. Являются ли средством словообразования специальные операции с производящей основой (или производящими основами)?

  11. Как называется способ образования слов с помощью приставки и суффикса?

    • Приставочный
    • Суффиксальный
    • Приставочно-суффиксальный
  12. Какое фонетическое явление наблюдается при образовании слова рученька от слова рука ?

    • Вставка интерфикса
    • Усечение основы
    • Чередование согласных

Производные и непроизводные основы

Слова русского языка различаются по строению основы, или морфологическому составу.

Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две основные группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют непроизводную основу, а, например, паводок, пригорок - производную (вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок).

Непроизводная основа (немотивированная) - это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части); производная основа (мотивированная) – это составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Членимость производной основы на значащие части является морфологической особенностью этой основы и отличает её от непроизводной. Это свойство производной основы наличествует в ней лишь тогда и до тех пор, пока в языке наличествует непроизводная основа, соответствующая данной производной. Основы слов горец, курица, палочка являются производными; они расчленяются на отдельные морфемы потому, что в современном языке имеются соответствующие им непроизводные основы: гор-а, кур-ы, палк-а.

Производная основа теряет способность члениться на морфемы и становится непроизводной, если соответствующая ей непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с ней. Так, основы слов палка, лавка, миска, кочка утратили членимость на отдельные морфемы, стали в современном языке непроизводными потому, что соотносившиеся с ними в древнерусском языке непроизводные основы (пала, лава, миса, коча) выпали из словаря современного русского литературного языка. Основы слов мешок, столица, обруч, погост, живот, прелесть также перешли в разряд непроизводных, так как перестали соотноситься с имеющимися в современном русском литературном языке непроизводными основами (мех, стол, рука, гость, жить, лесть).

Непроизводная основа, соотносимая с производной, может наличествовать в языке в двух разновидностях: как отдельное слово (в чистом виде) и как отдельная морфема (в связанном виде), сочетающаяся с аффиксами или другой основой. Основы слов звонарь, лесок, хвостик являются производными, так как соотносятся с непроизводными основами звон, лес, хвост, которые выступают в современном русском языке в качестве отдельных, самостоятельных слов. Основы слов спешк-а, выдержк-а, стирк-а являются производными, но соотносимые с ними непроизводные основы (спеш-, держ-, стир-) не являются самостоятельными словами, а выступают исключительно в качестве связанны основ, как морфем-корни (по-спеш-и-ть, за-держ-а-ть, вы-стир-а-ть).

Для отнесения основы к производным основам достаточно наличия в современном языке хотя бы одного родственного слова, которое имеет соотнесенную основу в чистом или связанном виде (ср.: павлин - пава, палец - шестипалый, ветка - ветвь). Основа считается производной и в том случае, если суффикс, выделяющийся при соотнесении основ, является непродуктивным и не встречается в других основах (ср.: молодой - молодежь, тлеть - тлен).

Различие между основами непроизводной и производной не исчерпывается их морфологическими свойствами. Это различие распространяется и на лексическое значение основ.

Непроизводная основа слов вал, стакан, город, море не даёт возможности ответить на вопрос, почему данные предметы в действительности именно так называются. Значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, является немотивированным. Значения производных основ слов валик, подстаканник, городище, приморский в некоторой степени осмысленны и мотивированны. Значения таких основ складываются из значений отдельных морфем, входящих в основу: валик мы осмысливаем как «небольшой вал», подстаканник - как «подставка, в которую вставляется стакан», городище - как «громадный город», приморский - как «расположенный на берегу моря».

Таким образом, производная основа обозначает предмет действительности путем установления связи этого предмета с другими предметами опосредствованно, а непроизводная основа - непосредственно, чисто условно. Указанное различие в значении непроизводной и производной основы не является всеобщим; ср.: ножик - нож, зонтик - зонт.

Противопоставление производной и непроизводной основ выражается в том, что производная основа: 1) расчленяется на отдельные морфемы, 2) существует как производная до тех пор, пока наличествует соответственная ей непроизводная, 3) обозначает предметы действительности опосредствованно; непроизводная основа: 1) морфологически не расчленяется, 2) обозначает предметы действительности условно и немотивированно.

Слова русского языка различаются по строению основы, или морфологическому составу.

Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют непроизводную основу, а паводок, пригорок - производную (вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок ).

Непроизводная основа (немотивированная) - это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части); производная основа (мотивированная) - составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Членимость производной основы на значащие части является морфологической особенностью этой основы и отличает ее от непроизводной. Это свойство производной основы наличествует в ней лишь тогда и до тех пор, пока в языке наличествует непроизводная основа, соответствующая данной производной. Основы слов горец, курица, палочка являются производными; они расчленяются на отдельные морфемы потому, что в современном языке имеются соответствующие им непроизводные основы: гор-а, кур-ы, палк-а .

Производная основа теряет способность члениться на морфемы и становится непроизводной, если соответствующая ей непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с ней. Так, основы слов палка, лавка, миска, кочка утратили членимость на отдельные морфемы, стали в современном языке непроизводными потому, что соотносившиеся с ними в древнерусском языке непроизводные основы (пала, лава, миса, коча ) выпали из словаря современного русского литературного языка. Основы слов мешок, столица, обруч, погост, живот, прелесть также перешли в разряд непроизводных, так как перестали соотноситься с имеющимися в современном русском литературном языке непроизводными основами (мех, стол, рука, гость, жить, лесть ).

Непроизводная основа, соотносимая с производной, может наличествовать в языке в двух разновидностях: как отдельное слово (в чистом виде) и как отдельная морфема (в связанном виде), сочетающаяся с аффиксами или другой основой. Основы слов хвостик, звонарь, лесок являются производными, так как соотносятся с непроизводными основами хвост, звон, лес , которые выступают в современном русском языке в качестве отдельных, самостоятельных слов. Основы слов спешк-а, выдержк-а, стирк-а являются производными, но соотносимые с ними непроизводные основы (спеш-, держ-, стир- ) не являются самостоятельными словами, а выступают исключительно как связанные основы, в качестве морфем-корней (по-спеш-и-ть, за-держ-а-ть, вы-стир-а-ть ).

Для отнесения основы к производным основам достаточно наличия в современном языке хотя бы одного родственного слова, которое имеет соотнесенную основу в чистом или связанном виде (ср.: павлин - пава, палец - шестипалый, ветка - ветвь ). Основа считается производной и в том случае, если суффикс, выделяющийся при соотнесении основ, является непродуктивным и не встречается в других основах (ср.: молодой - молодежь, тлеть - тлен ).

Различие между основами непроизводной и производной не исчерпывается их морфологическими свойствами. Это различие распространяется и на лексическое значение основ.

Непроизводная основа слов вал, стакан, город, море не дает возможности ответить на вопрос, почему данные предметы в действительности именно так называются. Значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, является немотивированным. Значения производных основ слов валик, подстаканник, городище, приморский в некоторой степени осмысленны и мотивированны. Значения таких основ складываются из значений отдельных морфем, входящих в основу: валик мы осмысливаем как «небольшой вал», подстаканник - как «подставка, в которую вставляется стакан», городище - как «громадный город», приморский - как «расположенный на берегу моря».

Таким образом, производная основа обозначает предмет действительности путем установления связи этого предмета с другими предметами опосредствованно, а непроизводная основа - непосредственно, чисто условно. Указанное различие в значении непроизводной и производной основы не является всеобщим; ср.: ножик - нож, зонтик - зонт .

Противопоставление производной и непроизводной основ выражается в том, что производная основа: 1) расчленяется на отдельные морфемы, 2) существует как производная до тех пор, пока наличествует соответственная ей непроизводная, 3) обозначает предметы действительности опосредствованно; непроизводная основа: 1) морфологически не расчленяется, 2) обозначает предметы действительности условно и немотивированно.