Что происходит в городе для охраны воздуха. Особенности охраны чистоты атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвы, растительного и животного мира. VII. Решение экологической задачи

Слово преподавателя. В арсенале современного преподавателя высшей школы находятся многочисленные средства передачи информации и обучения. Сюда относятся учебники, учебные пособия, аудиовизуальные средства, программированные задания и др. Но есть одно средство педагогического воздействия, которое стоит над всеми этими средствами, объединяет, координирует и направляет их. Это средство – слово преподавателя, его живая речь – Verba Magistri (слово учителя). Посредством языка и речи объединяются образы и понятия, знания и эмоции, конкретное и абстрактное. Отсюда очевидно, насколько владение словом, речью необходимо преподавателю в его педагогической деятельности. М.В. Ломоносов говорил о красноречии педагога: "Искусство о всякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению".

Квалификация преподавателя высшей школы в значительной мере определяется тем, насколько содержательно и мастерски он читает лекции. При систематической работе и практике научиться читать лекции и читать хорошо вполне возможно. По этому поводу Демокрит писал: "Ни искусство красноречия, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться".

История высшей школы имеет большое число примеров образцового лекционного преподавания: В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, Н.Н. Костомаров, Д.И. Менделеев, М.С. Грушевский, Вернадский, К.А. Тимирязев, М.И. Махмутов и мн. др. Их лекции отличались глубоким анализом материала, будили мысль и действовали на чувства слушателей, заставляли размышлять о глубине, сущности и значении предмета изучения, отличались широкой эрудицией, выразительностью речи, критическим подходом к источникам, широкой научностью.

Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев придавали большое значение самостоятельной работе студентов, но в то же время подчеркивали эмоциональное воздействие лекций в процессе педагогического общения. В 1896 г. второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекции, подчеркнув, что живое слово - это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой.

В 30-е гг. в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов.

Самая лучшая речь педагога та, которая вызывает неудержимое стремление к знаниям у его слушателей и активную их деятельность в приобретении этих знаний. К такой речевой форме в учебном процессе высшей школы в первую очередь относится лекция . «Наилучший лектор тот, который своим словом научает слушателей» (Цицерон). Особенно лекция требует от преподавателя не только мастерского владения содержанием предмета, но и речевой формой его изложения.


Подлинный преподаватель-лектор высшей школы тот, кто умеет находить в известных явлениях нечто новое и выразить это словами, кто вдохновляет студентов своей речью, захватывающими идеями, убеждает их в правильности утверждаемых им мыслей, то есть активизирует их познавательную деятельность. Непосредственное словесное (не через аудиовизуальные средства) изложение материала активизирует восприятие студентов, устанавливает живую связь аудитории с преподавателем, позволяет ему одновременно наблюдать за аудиторией. Поэтому при подготовке к лекции следует учитывать не только информационное начало и воздействие на сознание, но и ее эмоциональное воздействие на чувства студентов, которое можно оказывать, прежде всего, словом.

Что такое лекция и её функции и виды. Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Понятие «читать лекцию» носит условный, скорее исторический характер. Действительно, до середины Х1Х в. лекции читались в прямом смысле слова. В некоторых, отдельных случаях бывает целесообразно лекции читать в полном смысле этого слова. Главным образом это касается лекций, излагающих строгие оригинальные материалы, научные отчеты, и лекций начинающих педагогов. Во всех случаях лекции нужно излагать четко, ясно и выразительно. «Достоинство словесного выражения быть ясным» (Аристотель).

Цель вузовской лекции - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой. Лекция выполняет следующие функции:

· информационную (излагает необходимые сведения),

· стимулирующую (пробуждает интерес к теме),

· воспитывающую (осуществляет воспитывающее воздействие),

· развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление),

· ориентирующую (в проблеме, в литературе),

· разъясняющую (истолковывает основные понятия науки),

· убеждающую (акцентирует внимание на системе доказательств).

Незаменима лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний по конкретной дисциплине.

Можно выделить следующие виды лекций.

1. По общим целям : учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.

2. По научному уровню : академические и популярные.

3. По дидактическим задачам : вводные, текущие, закрепительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации.

4. По способу изложения материала : лекции-монологи, лекции-диалоги или лекции-беседы, проблемные лекции, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности), лекции-конференции и др.

Структура иметодические приемы построения лекции. Вузовская практика показывают, что коммуникативная компетентность преподавателя-лектора не является само собой формирующейся данностью. Только преподаватель, достигший высокого мастерства, в состоянии использовать лекцию как инструмент многофункционального взаимодействия со студентами, полноценно реализовывать дидактические цели и задачи, умело сопрягая тактику и стратегию обучения. Нет сомнения в том, что необходима организация специального обучения будущих преподавателей, нацеленное на формирование у них лекторской компетентности. Для этого важно решить дидактическую задачу развития у будущих преподавателей высшего учебного заведения конструктивно-проектировочных способностей, выработки у них рефлексивной позиции при сообщении обучаемым содержания учебного материала.

Лекция в высшей школе – это не простой пересказ учебника или других литературных источников, это личное научно-педагогическое творчество преподавателя в определенной области знания. Настоящий преподаватель, педагог по призванию, готовится к лекциям не накануне, а всегда, в течение всей своей педагогической деятельности.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурно-методический каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего, это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов.

Лекция требует строго продуманной системы построения и расположения излагаемого материала, такого построения, чтобы студенты могли конспектировать ее в виде четко ограниченных, последовательных и взаимосвязанных положений, тезисов с выводами и заключениями.

Для этого преподаватель должен продумать и спланировать, какой должна быть предварительная структура сообщаемого учебного материала, каким образом расчленить содержание занятия на конкретные учебные разделы. Эти разделы должны быть достаточно большими, чтобы учебный материал не разрывался на не связанные между собой компоненты, но и не очень большими, чтобы не перегружать студентов материалом.

Всё это является обязательным условием методической подготовки к лекции, которое требует разработки плана проведения с перечнем основного содержания, с делением на подразделы, примерным расчетом времени, с указанием необходимых иллюстраций, примеров, используемых технических средств, цитат, рекомендуемой литературы. По мнению многих преподавателей, более целесообразно иметь конспект лекции, составленной в тезисной форме, чтобы основные положения лекции, выводы, формулировки излагать в несколько замедленном темпе для систематических записей студентами.

А молодым преподавателям высшей школы рекомендуется написание полного текста лекции. Особенно это необходимо по новым, оригинальным курсам, требующим четкости определений, изложения материала в строгой последовательности. Написанные в определенной системе лекции – это ценный материал для будущего учебного пособия, а также для обновления и совершенствования содержания самой лекции.

Особое внимание рекомендуется обращать на подготовку к первой лекции, к первой встрече со студентами. От того, как будет подготовлена и прочитана первая лекция, многое будет относиться и ко всему лекционному курсу преподавания.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

На записи лекций студентами существует четыре точки зрения:

Записывать материал в краткой, свободной форме, главным образом выводы, правила, законы, формулы;

Записывать весь лекционный материал в тезисной форме;

Вести подробную запись лекции, вплоть до диктовки;

Ничего не записывать, но по приходе домой вспомнить все, что сохранилось в памяти от лекции.

Но с психологических позиций не следует рассчитывать на кратковременную память. Не зря же Д.И.Менделеев сказал: «Не записанная мысль – утерянный клад». Психологическое изучение поведения студентов на лекциях подтверждает, что запись способствует лучшему запоминанию материала. К тому же не пишущий, а только слушающий студент быстрее устает и скорее отвлекается.

На наш взгляд, необходимо уже на младших курсах приучить студентов вести записи лекций, так как правильное конспектирование не только фиксирует основное содержание лекций (выводы, закономерности, формулировки), но и активизирует восприятие лекционного материала. У студентов вырабатывается способность усваивать необходимое количество учебной информации и одновременно анализировать достаточно сложный учебный материал.

Кроме того, конспектирование помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи. Этому способствует и наличие алгоритмов, опорных материалов, которые помогают и при подготовке к семинару, экзамену. Задача лектора - дать студентам возможность осмысленного конспектирования: слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все ли понимают, успевают. Это видно по реакции студенческой аудитории. Каковы средства, помогающие конспектированию? Это - акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение определений, понятий, выводов темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи алгоритмов на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамки, знаку NB - "nota bene" (обрати особое внимание), использованию разноцветных ручек или фломастеров.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания - все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

Исследователи, работающие в этом направлении, установили дидактические средства и методы разработки и чтения лекции, выявили условия эффективности лекционной формы обучения, которые можно приложить к любой области знания. В свете этих разработанных средств, методов и условий лекция выступает как инструмент эффективного взаимодействия дидактической связки «обучающий – обучаемый», когда преподаватель в процессе чтения лекции мастерски реализует учебно-воспитательные цели, сопрягая тактику и стратегию учебного процесса.

Организационная деятельность преподавателя-лектора в процессе «речетворчества» сталкивается со встречной деятельностью студента, который не всегда адекватно истолковывает сообщение. Понимая это, лектор, автор текста, постоянно вынужден ориентироваться на адресата (студента). Это проявляется как в процессе отбора учебного материала, так и в процессе построения речи лектора: он стремится сделать свой язык и ход своих мыслей максимально доступными для студента-слушателя, старается предвосхитить возможное непонимание им тех или иных элементов изложения.

Как надо читать лекцию особенно ярко выразил в свое время Н.В Гоголь в статье «О стиле лекции»: «Слог профессора должен быть увлекательный, огненный. Он должен в высочайшей степени владеть вниманием слушателей. Если хоть один из них может предаваться во время лекции посторонним мыслям, то вся вина падает на профессора. Он не сумел быть так занимателен, чтобы покорять мысли слушателей».

Рекомендуется лекцию начинать спокойно, умеренно громким голосом, варьировать звуковую громкость изложения, подчеркивая основное и существенное, замедляя речь там, где приводятся формулировки, выводы, задаются вопросы, ставятся проблемы. Есть такое правило, что «лекции надо читать достаточно громко, чтобы слышали, и в то же время достаточно тихо, чтобы слушали». Лекции вузовского преподавателя не допускают речевой небрежности и засорения ее ненужными вводными словами, жаргонами, вульгаризмами.

Полезно напомнить студентам содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог прочитанному материалу.

На первых курсах развивающая роль лекционного преподавания нуждается в ещё большей степени доступности изложения материала. В более четкой форме логического построения изложения, в замедленном формулировании основных положений и выводов.

Настоящий преподаватель-лектор излагает свой предмет с убежденных позиций, с характерной увлеченностью, что является одним из непременных условий возбуждения интереса у студентов. Не только знание предмета требуется для лекции, нужна, как мы уже отмечали, и достаточно развита речь, излагающая научные положения без терминологических затруднений, с достаточной образностью (алгоритмизацией) и эмоциональностью. Любая строгая лекция требует пояснений, обоснований, раскрытий, иллюстрированных примеров и фактов, т.е. она не может ограничиваться только научной терминологией.

В лекциях преподаватель, наряду с систематическим изложением фундаментальных основ науки, высказывает свои научные идеи, свое отношение к предмету изучения, свое творческое понимание его сущности и перспектив развития и тем самым формирует методологическую культуру будущего специалиста. Каждая лекция требует от преподавателя личного анализа развития научных положений, исторического подхода к ним и в то же время непременного освещения их современного состояния.

Методически необоснованным является стремление некоторых лекторов подчеркнуть перед аудиторией свое «интеллектуальное превосходство», излагая материал нарочито усложненным языком. Полезно обратиться к опыту рекомендаций для лекторов, разработанных еще М. В. Ломоносовым, который, широко прибегая к образным сравнениям и ярким эпитетам, решительно отвергал использование туманных и запутанных выражений, которые способны лишь затемнить смысл. Его рекомендации следующие:

Не выдавать практику за теорию;

Не обременять лекции неизвестными терминами;

Не затруднять слушателя неопределёнными и бесплодными изъяс­нениями (Ломоносов М. В. Поли. собр. соч., Т. 2, С.457, с.132).

Для активизации мышления студентов опытные преподаватели ставят перед студентами острые вопросы (устанавливают обратную связь), критически анализируют (но не занимаются критиканством) различные направления в науке, освещают разные точки зрения отдельных ученых. Все это становится ярким, когда лекция выражает собой результат глубокой творческой работы самого преподавателя, его методологическую культуру.

Наряду с описательной формой изложения систематизированного учебного материала преподаватель-лектор приводит возможные примеры творческого использования студентами получаемых знаний, порой вводит спорные положения, ставит перед студентами те или иные проблемы, требующие их собственного размышления. Показателями активного восприятия лекции являются вопросы студентов к преподавателю и выражение их собственных взглядов в связи с поставленными лектором проблемами.

У меня не очень большой стаж преподавателя, но все-таки я учился в академии пять лет получая высшее образование и еще посещал кое-какие лекции в аспирантуре. Поэтому есть представление о том, чем отличается интересная лекция от неинтересной лекции.

На самом деле нет ничего хуже, чем преподаватель, читающий лекцию по какому-нибудь учебнику и заставляющий это писать под диктовку. Иногда лекции превращаются в крайний случай - когда студенты 90 минут пишут буквально без остановки. После таких занятий дымятся руки, ручки и тетради.

В частности у нас были пары по истории отечества. И нам там ничего не рассказывали, а попросту зачитывали некий сжатый вариант учебника по истории. Насколько я помню, 80 страничной тетради мне не хватило, хотя я писал в каждой клетке без пропуска строк и довольно мелким почерком.

Прошло больше пяти лет. Спросите меня что-нибудь об истории отечества и я вспомню возможно только несколько ключевых исторических персонажей и несколько важных исторических событий. То есть такие монотонные лекции и плюс зубрежка в ночь перед экзаменом не сильно помогают повышению эрудиции.

Так вот, я к чему веду. Если вы хотите сделать лекцию интересной, вы должны отказаться от зачитывания монотонных монологов. Вы должны не просто рассказывать на память свою лекцию, но вы также обязаны придумать как минимум десяток захватывающих и по-настоящему интересных примеров на лекцию, чтобы у кого-то из студентов что-то осталось в голове. Хорошо запоминаются вещи, которые вызывают какие-то эмоции. А кроме того, среднему человеку сложно фокусировать внимание на чем-то одном дольше 10 минут. То есть в каждой лекции должно быть множество захватывающих поворотов, от которых шерсть дыбом встает. Например, если вы преподаете медицину, то вы можете рассказать про какие-то яркие случаи из практики, а если вы ведете финансы и кредит, расскажите как в вашем городе украли банкомат.

Чтобы читать часовую лекцию, нужно серьезная подготовка. То есть вам нужен развернутый план выступления. Естественно, в каждом пункте плана вы должны разбираться достаточно хорошо. И, конечно, вы должны не только говорить, что говорят студенты, но также - слушать их. Не со всеми группами это легко. Но если удастся построить лекцию в виде диалога, то это будет по меньшей мере круто! Задавайте вопросы, слушайте ответы. Иногда ответы группы неплохо дополняют ваш основной материал.

Встаньте таким образом, чтобы иметь возможность видеть всех слушателей. Уберите лишние предметы, создающие преграды для передвижения. Используйте трибуну только как место для складирования записей, а также во вступительной и заключительной частях лекции: лектор, который на протяжении всей лекции прячется за трибуной, не владеет пространством.

Шаг 2: Соблюдайте регламент


Не ждите опаздывающих, но и не акцентируйте свое внимание на тех, кто пришел позже. Это отвлекает аудиторию от темы.

Шаг 3: Начните интересно


Расскажите интересную историю, анекдот, случай из жизни, любопытный факт.

Подcказка

Если вы завоевали внимание слушателей в самом начале, то вам будет что удерживать и впоследствии.

Внимание

Переход от начала к основному содержанию должен быть логичным.

Шаг 4: Используйте демонстрационные материалы


Если есть проектор – используйте презентации, если есть видеоаппаратура – короткие видеоролики, если ресурсы ограничены – демонстрируйте плакаты, отправляйте «по рукам» рисунки, предметы (образцы), фотографии, раздаточные материалы и пр.

Шаг 5: Используйте метафоры и цитаты


Образно насыщенная речь лучше воспринимается на слух, нежели прямой поток информации. Подберите для ключевых мыслей вашей лекции удачные высказывания.

Подcказка

Не используйте «заумные» цитаты, это приведет к обратному эффекту.

Шаг 6: Используйте голос, мимику и жесты


Разнообразьте интонацию, меняйте громкость и темп речи, подчеркивайте мимикой и жестами содержание лекции.

Шаг 7: Стойте лицом к аудитории


Не поворачивайтесь к слушателям спиной. Если вы пишете на доске, стойте вполоборота и поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.

Подcказка

Меняйте свое положение относительно доски или флипчарта с позиции слева/справа. В противном случае половина аудитории будет обделена вашим вниманием.

Шаг 8: Рассказывайте, а не читайте


Чтение по конспекту – самый занудный тип лекции. Потеря зрительного контакта с аудиторией приводит к утрате интереса слушателей. Если вы не уверены в своих силах, подготовьте шпаргалку: краткий план, куда вы будете иногда подглядывать.
1. Сущность и особенности лекции, как основной формы преподавания в ВУЗе
Термин происходит от латинского «lectio» - чтение и означает устное изложение учебного материала лектором. Данная форма обучения традиционна для высшей школы и является основной форме передачи информации, знаний в ВУЗе. Вузовская лекция является ведущим компонентом системы образования. Педагогическое сотрудничество на лекции имеет своей целью превращение студентов в соавторов преподавателя. Лекция - это сотворчество, совместное мышление, партнерство, когда студенты, по заданию или самостоятельно, могут высказать свою точку зрения, свои суждения, сформулировать гипотезу, предложить свой вариант решения.
Лекция - экономный по времени способ сообщения студентам значительного объема информации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянно совершенствовать содержание лекции благодаря собственным исследованиям, знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальной литературой, научному общению с коллегами и т.п., делает лекцию практически незаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило, "работают" в учебном процессе с определенным запаздыванием. Так, например, в отличие от учебника лекция:
· дает непосредственное общение с лектором;
· представляет разные точки зрения;
· дает возможность повторения того, что нужно студентам и преподавателю;
· учитывает особенности ситуации;
· способствует установлению живой связи студентов с изучаемой дисциплиной.
1.1. Дидактический принципы, предъявляемые к содержанию лекции
Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Целостность лекции обеспечивается созданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами.

В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.
Научность лекции предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чем приступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоен студентами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным. Преподаватель не должен использовать для доказательства выдвигаемых тезисов и положений свой авторитет. Лектору следует указывать на точность полученных результатов, очерчивая область нахождения решений поставленных задач, отмечать не только достоинства, но и недостатки принятой методики, намечать другие пути достижения поставленной цели, четко обозначать современный уровень развития науки в данном вопросе. Иначе в аудитории всегда найдется несколько студентов, способных сделать это самостоятельно, разрушив авторитет преподавателя.
Принцип доступности лекции предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для «среднего» студента. Это означает, в частности, что степень сложности лекционного материала должна соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений студентов. Стремясь к доступности изложения, нельзя снижать его научность.
Следование принципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят:
· взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;
· взаимосвязь частей изучаемого материала;
· обобщение изученного материала;
· стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса;
· единообразие структуры построения материала.

Дидактический принцип наглядности в обучении основан на том, что ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия. Несмотря на разнообразие наглядных пособий, при их использовании следует соблюдать некоторые общие правила. Массированное применение их на лекции ведет к повышенному утомлению студентов. Преподаватель должен очень четко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать ту или иную наглядность, а также случаи отсутствия возможности ее использования по независящим от него причинам.
Демонстрационный материал во всех случаях должен играть подчиненную роль, быть одним из аппаратов лектора, а не подменять содержания лекции. В каждый момент лекции необходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрирует излагаемые положения. Поэтому, например, таблицы в аудитории нужно повесить стопкой и обратной стороной. Нецелесообразно их развешивать по всей аудитории. Это отвлекает внимание студентов и, как следствие, не включает механизмы запоминания информации.
1.2. Подготовка лекции
Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой отрасли знаний.
После определения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той или иной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы: · отбор материала для лекции;
· определение объема и содержания лекции;
· выбор последовательности и логики изложения;
· подбор иллюстративного материала;
· выработка манеры чтения лекции.
Отбор материала для лекции определяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться с действующим законодательством и подзаконными актами, авторитетными комментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодической литературе.

Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какие аспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуют корректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции.
Определение объема и содержания лекции - второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Если лекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим (статистическим, и т.п.) материалом, то она будет малоэффективной и не достигнет поставленной цели. Приступая к решению вопроса об объеме и содержании лекции, следует учитывать ряд особенных, специфических черт этого вида занятий, в том числе и дидактическую Более подробно см. п. 1.1. настоящей работы. характеристику лекции
Выбор последовательности и логики изложения материала - следующий этап работы над лекцией. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей. Определяя логику построения лекции, следует четко определить каким методом изложения вы будете пользоваться - методом индукции, дедукции или аналогии.
Индуктивный метод состоит в движении от частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается из анализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных об изучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так как приходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространена индукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (не исчерпывающих, но достаточных) данных.

Дедуктивный метод изложения состоит в движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, если известна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализу отдельные проявления этой закономерности.
Метод аналогии основан на вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которые должны быть существенными и характеризовать явление с различных сторон. Проводя аналогию, нужно устанавливать и развитие рассматриваемых явлений, что способствует объективности анализа. Следует избегать использования поверхностных признаков аналогии, так как это может привести к типичной ошибке, называемой “ложной аналогией”.
Заключительный этап работы над текстом лекции - ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранные материалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разного рода тезисными записями и планами.
Выработка индивидуальной манеры чтения лекции -- исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию. Прежде всего, не следует никогда читать текст лекции. Надо стремиться к ведению активного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно, передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать за вами. Целесообразно повторять наиболее важные положения, периодически менять тембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли, вывода или обобщения. Это нужно заранее продумать при подготовке лекции, отметить в лекционной модели, например, подчеркивая те или иные блоки лекции цветными фломастерами.
Подбор иллюстративного материала может быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо не только тщательно отобрать, но определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции.

2. Классификация и структура лекций
Существуют классификации лекций по различным основаниям: · месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);
· преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении);
· частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.);
· степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и т.п.).
Однако строгая классификация лекций в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.
Так, например, вводная лекция читается, как правило, в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности. Вводная лекция в значительной степени может носить популярный характер и читаться монологически. На вводной лекции может быть дан список необходимой для работы литературы, разъяснено, какие вопросы будут изучены на семинарских занятиях, выделены проблемы, решение которых потребует особых усилий. Опытные преподаватели начинают вводную лекцию с приемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета. Очень полезен для установления интереса со стороны слушателей краткий рассказ об истории кафедры и ее научном потенциале, существующей научной школе по данному направлению, перспективах сотрудничества с кафедрой.
Установочная лекция включает обзор основного материала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладение содержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительный характер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лектор обобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует внимание студентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, дает научный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли.

В работе на заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения данной разновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентам найти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.
Кроме того, обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратной связи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала, представленного вниманию студентов, по степени важности.
Обзорная лекция близка по своей сути к установочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монолог преподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов. Однако, внимание студентов будет снижено, если им будет представлена только структура подлежащего изучению материала. Необходимо в конспективной форме предлагать их вниманию также базовые дефиниции, которые помогут уже на лекции составить представление об изучаемом предмете.
Итоговая (заключительная) лекция, как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. При подготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы в знаниях студентов, выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальных опросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а также дальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания на практике и при изучении других дисциплин. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение в формировании научного мировоззрения, обсуждаются особенности зачета или экзамена по предмету.
Проблемная лекция представляет собой лекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории к решению крупной научной проблемы, определяющей тему занятия.
В каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или иной научной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показывает теоретическую и практическую значимость достижений, то есть каждая лекция носит проблемный характер. И, тем не менее, целенаправленное включение в лекционный курс хотя бы одной проблемной лекции желательно. Это просто необходимо в тех случаях, когда научный коллектив кафедры на протяжении многих лет занимается изучением той или иной научной проблемы.

Естественно, он располагает оригинальными, а возможно, и уникальными научными данными. Чтение проблемных лекций имеет важное дидактическое значение и привлекает потенциальных научных сотрудников к решению актуальных проблем науки. Проблемная лекция помогает преодолеть связанную преимущественно с информационной ролью лекции пассивность студентов, активизировать их познавательную деятельность в течение лекции.
Примерная структура проблемной лекции

Этапы Цели Приемы и средства лектора
1. Вступление Овладеть вниманием аудитории, возбудить ее интерес Начать лекцию с неожиданной реплики, факта, юмористического изложения
2. Постановка Показать ее актуальность, проанализировать противоречия, частные проблемы, сформулировать общую проблему Обращение к интересам слушателей, их потребностям, ссылка на факты, документы, авторитетные высказывания, анализ устоявшихся, но неправильных точек зрения
3. Расчленение проблемы на подпроблемы, задачи, вопросы Четкое выделение перечня проблем, задач, вопросов, раскрытие их сущности Обоснование логики решения проблемы, выстраивание общей схемы решения проблемы, идеи, гипотезы, способы решения, возможных результатов, последствий
4. Изложение своей позиции, подходов способов решения Показ в сравнительном анализе собственных подходов, позиций и других точек зрения Доказательные суждения, аргументы, использование приемов критического анализа, сравнения, сопоставления
5. Обобщение, заключение Сконцентрировать внимание аудитории на главном, резюмировать сказанное Утверждение интегрирующее основную идею, мысль, использование самого сильного аргумента, крылатой фразы. Показ перспективы развития событий

3. Методические основы проведения лекции
Известно, что студенты нередко хорошо информированы о лекторе, еще не приступившем к чтению своего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно, то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известном смысле определяющее успех преподавателя. Аудитория оценивает лектора по его профессиональному мастерству, по его знаниям, по его вкладу в науку и по его общественной деятельности. Нельзя забывать и того, что студенты нередко склонны к критике просчетов педагога.
Поэтому, входя в аудиторию, лектор должен подумать о своем имидже, целенаправленно оказывая на слушателей продуманное психологическое воздействие, формирующее стиль общения и уменьшающее пассивность аудитории. Преподавателю важно с самого начала очертить перед студентами уровень своих требований к ним в совместной учебной деятельности.
Лектор, встав за кафедру, готовит аудиторию к лекции, настраивает ее внимание. Важно помнить, что внимание - это мотивация к запоминанию информации. Каждый студент должен хорошо знать, что если внимание не сосредоточено, то механизмы запоминания не вступают в действие. Именно поэтому никогда не следует начинать лекцию, не сосредоточив внимания аудитории. Простым и эффективным приемом для этой цели является традиционное приветствие преподавателя.
Если студент по какой-то причине не расслышал или не понял сущность разбираемого вопроса, то он не должен переспрашивать соседа или лектора. Это нарушает стройность изложения материала и отвлекает внимание соседа, выключая механизмы запоминания информации. В таком случае в тетради нужно оставить свободное место, и после окончания лекции или в перерыве восстановить упущенный фрагмент. Вместе с тем, нередко в непонимании повинен сам лектор, который должен стремиться к качеству устной речи, определяемой во многом техникой речи.
Преподаватель должен своевременно сделать перерыв в лекции. После перерыва вновь возникает необходимость сконцентрировать внимание аудитории, напомнить о том, что было рассмотрено на первом часе лекции.
Особое внимание следует уделить требованиям к конспектированию лекций. В методической литературе не существует единого правила к тому, как нужно записывать лекцию. Это зависит от индивидуальных особенностей требований преподавателей и индивидуальных качеств личности студентов. В этом отношении слушателей условно можно разделить на четыре группы.

Первая внимательно слушает лектора, анализирует информацию и делает конспективные записи. Это самый лучший способ осмысливания и фиксации лекционного материала.
Вторая - почти дословно старается записать текст лекции, иногда даже не вникая в ее содержание.
Третья - внимательно слушает, анализирует, но не делает никаких записей. Это, как правило, люди с хорошей памятью, на которую они и делают основную ставку.
Четвертая - ничего не слушает, часто занимается другими делами, нарушает деловую обстановку и дисциплину.
Формирование культуры ведения лекционных записей - важная педагогическая задача. Конспект полезен тогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием лекции мыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию в тезисно-аргументи-рованной форме главного содержания лекции. Важно учитывать, что у студентов, как правило, стихийно складывается так называемый «стиль писца», т.е. стремление возможно полно записать весь лекционный материал, что не способствует его глубокому пониманию и освоению. Там же.
Необходимым условием эффективности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоционально окрашенный язык изложения, форма изложения - не только украшение лекции, но и важный ориентир восприятии ее содержания.
Вводную часть лекции целесообразно начинать с формулировки ее темы и цели, чтобы избежать ее декларативности и неопределенности в изложении материала. Сообщение плана лекции обеспечивает на 10-12% более полное запоминание материала, чем на той же лекции, но без оглашения плана.
Основная часть лекции. Необходимо максимально использовать первые 15-20 минут - период «глубокого» внимания слушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падение работоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-й минуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, в арсенале лектора должны быть свои приемы. Возможен переход на шутливый тон изложения. Можно задать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него.

Можно прочесть какую-либо цитату и в это время позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом. Затем необходимо вернуть аудиторию к прежнему ритму работы. Целесообразно предварительно рассчитывать скорость подачи информации. Там же.
Загрузка внимания студентов на лекции зависит от способности лектора сосредоточить и удерживать внимание аудитории. Оно подвержено колебаниям каждые 2-3 минуты у каждого студента. Поэтому наиболее важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации.
Обилие статистических и цифровых сведений, частных подробностей в лекции без применения средств наглядности воспринимается с искажениями и плохо запоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории с помощью демонстрационных плакатов, транспарантов и технических средств обучения.Для повышения познавательной активности студентов лектор может использовать ряд приемов:
· постановка перед студентами вопросов - риторических или требующих реального ответа;
· включение в лекцию элементов беседы;
· предложение сформулировать те или иные положения или определения;
· разбивка аудитории на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются их результатами;
· использование раздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.
Повышению познавательной активности студентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы. На лекции при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичного выступления: ответ лучше дать сразу, четко, и в расчете на реакцию всей аудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшить впечатление от всей лекции. У студентов не без оснований распространено мнение, что в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя.

Тщательно надо продумать заключительную часть лекции, повторить ее положения, а на следующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагает подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуется цель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарские занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. В самом конце лекции следует ответить на вопросы студентов, возможно поступившие в форме записок (о такой возможности надо предупредить студентов заранее). Со студентами, проявившими интерес к теме лекции, желательно побеседовать после ее окончания, пригласить их на консультацию для продолжения разговора. Отвечая на наивные или нелепые вопросы надо щадить самолюбие студента, малейшая бестактность при этом может привести к потере контакта с аудиторией. Научить же людей чему-либо можно лишь, сохраняя с ними хорошие отношения.
Обратная связь лектора и аудитории осуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функция такого контроля - способ получения лектором представления об учебном процессе с целью внесения необходимых корректив. Вторая - способ психологического воздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.
4. Критерии оценивания лекции
В связи с динамично развивающейся ситуацией в вузовском образовании, предъявляются все новые требования к проведению лекционных курсов. Коротко охарактеризуем их, выделяя 5 групп критериев. 1. Научно-содержательный критерий: доказательство, убедительность изложения, научная глубина содержания, оптимальное сочетание теоретического и практического материала, логика, последовательность изложения.
2. Научно-методический критерий: учет и уровень подготовки студентов, активизация познавательных способностей, организация самостоятельной работы, проблемное построение лекции, использование диалога.
3. Организационный критерий: четкий план и структура лекции, условия конспектирования, условия работы в аудитории.
4. Критерий риторического мастерства преподавателя: литературная грамотность изложения, оптимальный темп, свободный, демократический стиль общения, контакт с аудиторией.

5. Эмоционально-мотивационный критерий: эмоциональное воздействие, создание атмосферы доверия, педагогическое сотрудничество студента и преподавателя.
4.1. Оценка качества постановки вузовской лекции
Необходимость оценки качества лекции возникает во многих случаях. Так, прежде всего, преподаватель, закончив лекцию, может:
· сам дать оценку своей лекции с целью их дальнейшей работы по её совершенствованию;
· провести «самосертификацию» перед открытой лекцией, посещением лекции заведующим кафедрой, комиссией;
· выявить причины падения (провалов) интереса у студентов на лекции (шум, невнимательность и т.д.), прочность и качество усвояемого материала, эффективность воспитательных мероприятий и т.д.;
· проверить, всё ли сделано для повышения познавательной активности и т.д.
Сложность и многогранность задач, стоящих перед высшей школой, требует создания объективной, последовательной и эффективной оценки и контроля качества обучения, которая не только бы отслеживала результаты образовательной деятельности вуза, но и активно влияла на качество ее функционирования. Все проблемы рассогласования решаются, если в основу оценки положить принципы разработки лекции (или установки). В противном случае создание «принципов», которые лишь декларируются, как это сейчас происходит, неоправданно.
· принцип научности содержания (3 показателя);
· принцип доступности изложения (6 показателей);
· принцип убедительности изложения содержания (3, и через доверие к профессионализму - 6),
· принцип ответственности (общей - 4, за организацию на лекции студенческого интереса - рационального труда - «внимания-понимания» - 10, активизации и задействования различных видов памяти - 4, за формирование отношения студентов к своему образованию и развитию мышления - 5);
и т.д.................