Что означает личный эгоизм. Эгоисты - это кто такие? Эгоизм - это хорошо или плохо? Неуверенность в себе

Добавить в избранное

Эгоизм — это качество характера и стремление человека к явному или завуалированному превосходству над другими и личной власти, исключительно для реализации своих корыстных желаний или личной выгоде. Нежелание отдавать частичку себя или своего. Это отсутствие Любви к другому.

Проявления и свойства Эгоизма

Эгоизм, как качество личности проявляется в чувствах, сознании, подсознании, действиях и поступках человека. Наиболее ярко Эгоизм проявляется через , Соперничество, жажду Власти, .

Эгоизм — это полное отсутствие Любви к другому человеку. Исключение составляют собственные дети. Эгоизм – это ощущение себя как личности. Это чувство работает сугубо в двух направлениях: или жить ради кого-то или только ради себя .

Очень часто Эгоизм переходит в глубокое разочарование жизнью, и одиночество.

В отличие от внутреннего мира сознания человека, в материальном мире, человеку приходится адаптироваться к условиям, когда большинство людей живет ради себя и материальных благ.
Инструментом адаптации служит ложное Эго, пропитывающее сознание и чувства человека. Ложное Эго захватывает все свойства характера человека, подчиняя мысли, поступки чувственные наслаждения только ради себя. Существует две крайности и два разных полюса Эгоизма, которые называются — Эгоизм и Альтруизм.

Истинное Эго — Альтруизм

Альтруист – человек, который бескорыстно помогает другим, основываясь на действии так называемого — истинного Эго.

Если быть последовательным, то Альтруист проявляет здоровые формы Эгоизма, живя ради других. Здесь есть свои недостатки, к которым относится остановка в собственном пути развития и совершенствования как личности. Альтруизм, нельзя отнести к идеалу и сказать, что это очень хорошо. Человек на своем жизненном пути всегда находится в какой-то определенной точке на шкале Эгоизм — Альтруизм и это более правильно.

В случае с Альтруизмом, сознание и душа человека, даже теоретически не может вообразить, как можно найти Счастье, живя только ради удовлетворения своих желаний.

Человек с такими установками как Альтруизм, всегда представляет, что настоящее Счастье достигается, когда он принес радость другим людям, сделал им что-то приятное и полезное. Какая радость, если рад только ты один?
Основной, ежедневный, принцип жизни такого человека начинается с вопроса самому себе — «Что ты сегодня сделал полезного для других людей?»

Волонтер — как очень яркий пример Альтруизма и поведения таких людей. Настоящий Волонтер, это человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно полезной деятельностью.

Ложное Эго — Эгоизм

Эгоист — как принято называть в социуме, это человек который живет ради себя внутреннего и своих корыстных интересов материальных. Это так называемое Ложное Эго. Это путь для достижения материального ложного Счастья.

Ложное Эго заявляет: «Это моя рука, мой ум, мои чувства, мой разум, мой муж, моя машина, мой дом, моя страна и, наконец, моя Земля». Ложное Эго охватывает все стороны материальной жизни человека. Это как раз тот стиль жизни и способ поведения в обществе которое называется Эгоизм материальный.

Однако если человек живет только под влиянием ложного Эго, он не способен достигнуть истинного Счастья, так как его следует искать в сфере взаимодействия двух Эго.

Людей, ищущих счастья в бескорыстной любви, помощи людям, можно встретить повсюду, следует лишь внимательно приглядеться к окружающему миру, выйдя за рамки эгоистичного мирка своих знакомых.

Короткое понятие — Благость

Борьба Истинного и Ложного Эго называется Страсть и там, где истинное Эго берет вес над Ложным Эго, возникает Благость.

Другие описания и проявления Эгоизма

Эгоизм - желание жить за счёт других и получать что-либо в этой жизни не заслуженно, то есть получать даром или применяя для этого методы — обман, манипуляция, насилие и другие..
Более сильные формы эгоизма это Гипертрофированный или махровый эгоизм - иждивенчество и тунеядство.

Эгоизм - оправданная потребность и желание использовать других и весь мир, его ресурсы, для реализации своих эгоистичных желаний и в любых корыстных интересах. Эгоизм - оправданная готовность и привычка плевать на других и их мнение.

У эгоиста все мысли, только о себе, либо о своих не реализованных желаниях. И это всегда делает эгоиста глубоко несчастным.
Эгоизм - когда человек готов делать только то, что нравиться лично ему, когда для него это самое главное.

А если это не нравиться другим - его это не интересует, или интересует в десятую очередь.

Влияние Эгоизма на Счастье

Вот наконец через понимание Эгоизма и его форм, я постепенно подвел Вас к понятию Счастье.
Счастье – это бескорыстный путь к какой-то высокой цели ради других людей.

Например, настоящая любовь может быть только бескорыстной. Мать любит свое новорожденное дитя бескорыстно без всяких мыслей и не ожидая от ребенка благодарности.

Когда один из супругов понимает, что его используют, он очень обижается на корыстолюбие своей половинки. Влюбленный в себя человек не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм – это страшный порок, полностью отравляющий любовь и семейные отношения.

Природа человека так устроена, что у него есть постоянная потребность получать счастье, отдавая свою любовь другим людям. Если человек живет в невежестве, потворствует своим желаниям и страстям, он, тем самым, разрушает себя как личность.

Проявлением эгоизма является отрицание всего правдивого в свой адрес. Человека настолько переполняет Эгоизм, что ему больно слушать слова другого. Он бросается в спор, перебивает, доказывает, возмущается и оправдывается.

Эгоизм вызывает естественный антагонизм и сопротивление. Если человек идет во внешний мир с единственным желанием урвать не дав ничего взамен с лозунгом — «Это все для меня!», мир, по понятным причинам, сопротивляется.

Поначалу в семейных отношениях, стороны терпят проявления Эгоизма, затем начинают спорить, переругиваться и конфликтовать в различных формах. Иными словами, любая форма корысти вызывает антагонизм, сопротивление и столкновение ложных Эго.

Разрушительная деятельность Эгоизма, лишает человека возможности достичь счастья

Эгоизм и любовь к Себе не стоит путать

Эгоизм - это ложная любовь к себе. Это любовь не к своей божественной Душе, а к своей Гордыне и Тщеславию, любовь к своему самомнению и ложному величию.

Эгоизм это ублажение своих низменных желаний и пороков, оправдание своих грехов и ошибок, потакание тому Злу, которое живет в самом человеке и разрушает его. Это оправдание и подпитка своей лени, глупости, необразованности, своих обид, эмоций злости и ненависти, зависти и ревности, своих вредных привычек и пороков, др.

Истинная любовь к Себе

Любить себя конечно нужно, только эта любовь не должна принижать достоинство и интересы других людей, и не должна обесценивать как других людей, так и весь мир вокруг вас.

Истинная любовь и доброе отношение к самому себе - всегда дает Вам такое же доброе отношение и к другим людям, усиливая их ценность в вашей жизни. Такая любовь рождает в Душе светлое стремление делать Добро для других людей бескорыстно, без неистовой жажды обязательно получить личную выгоды от любых отношений. Когда в душе раскрывается настоящая Любовь к себе и к другим людям - эгоизм быстро тает, теряет силу, уменьшается.

Отсутствие у человека Эгоизма, совсем не предполагает, что человек не должен думать о самом себе и своей жизни, или, что он всегда должен делать все в ущерб себе и в угоду другим. Альтруизм — не означает нищету материальную .

Если человек честным трудом, заработал красивую и богатую жизнь - он должен с достоинством принять это и гордиться собой. Богатство, роскошь, достойная личная жизнь не делает человека Эгоистом.

Эгоистом человек становится, если при всей этой роскоши он начинает плевать на остальных людей, полностью игнорируя их интересы и чувства, и ничего полезного и доброго не делает для общества и этого мира. Если принцип этого человека — все хорошее только для себя - это Эгоист.

Последствия Эгоизма

Именно поэтому Эгоисты в глубине души это самые несчастные люди. Эгоизм, если вы отдаёте ему власть над собой, всегда ведёт Вас к бесконечным страданиям и душевным мукам одиночества, даже если страдать вы будете в собственном дворце, сидя на золотом унитазе.
В конце статьи вопрос:

http://сайт/chto-takoe-depressivnost/

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Манипулирование шантаж Вымирание людей Добро и Зло Поступки Одиночество Настоящая женщина Животные инстинкты человека Матриархат Опять бабы! Дети и последствия Феминизм Чудовищный обман мужчин Разрушение семьи в России Уничтожение семьи Учебник для мужчин Сортировать Название Похожие

Эгоизм как качество личности – склонность к проявлению ложного Эго в уме, чувствах, разуме, действиях и поступках.

Проявления человеческой души обнаруживаются в сознании, уме, чувствах, разуме и Эго. Например, сознание пропитывает каждую клеточку человеческого организма, даря ему жизнь, и проявляется через глаза. Эго – это ощущение себя как личности, его следы легко находятся во всех проявлениях души, то есть все тело пропитано не только сознанием, но и силой ощущения себя как личности. Поэтому человек отождествляет себя с телом, хотя тело – это лишь форма для деятельности души. Происходит своеобразный самообман – человек путает форму с содержанием, душа остается молодой, несмотря на возраст тела.

Итак, у души из-за Эго существует ощущение себя как личности. Это чувство работает сугубо в двух направлениях: или жить ради кого-то или только ради себя. В первом случае душа даже теоретически не может вообразить, как можно найти счастье, живя только ради удовлетворения своих желаний. Ей представляется, что настоящее счастье достигается, когда ты принес радость другим людям, сделал им что-то приятное и полезное. Какая радость, если рад только ты один?

В отличие от духовного мира в материальном мире душе приходится адаптироваться к условиям, когда большинство людей живет ради себя. Инструментом адаптации служит ей ложное Эго , пропитывающее ум, разум и чувства человека ощущением себя как личности, желающей жить для себя. Ложное Эго захватывает духовные атрибуты души, оставляя в покое лишь саму душу. Ложное Эго заявляет: «Это моя рука, мой ум, мои чувства, мой разум, мой муж, моя машина, мой дом, моя страна и, наконец, моя Земля». Словом, ложное Эго охватывает все стороны жизни человека. Однако если человек живет только под влиянием ложного Эго, он не способен достигнуть счастья, ибо его следует искать в сфере взаимодействия двух Эго.

Там, где истинное Эго берет вес над ложным, возникает благость. Людей, ищущих счастья в бескорыстной любви, помощи людям, можно встретить повсюду, следует лишь внимательно приглядеться к окружающему миру, выйдя за рамки эгоистичного мирка своих знакомых. Там, где истинное и ложное Эго находятся в состоянии борьбы или какого-то паритета, там процветает страсть. Такие люди находятся в страсти. И, наконец, третья категория людей – людей в невежестве, живущих сугубо для себя, наплевав на окружающий мир. Люди в невежестве полностью находятся под влиянием ложного Эго, истинное Эго у них раздавлено, придушено, живет в затравленном и рабском положении. Еще И. С. Тургенев подметил: «Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают».

Счастье – это бескорыстный путь к какой-то высокой цели ради других людей. Например, настоящая любовь может быть только бескорыстной. Мать любит свое новорожденное дитя бескорыстно без всяких мыслей: «Сначала ты мне сделай хорошо, тогда и я тебе сделаю хорошо, но ты сделай первый». Отношения, основанные на принципе: «Ты – мне, я – тебе», далеки от истинного понимания любви. Когда один из супругов понимает, что его используют, он очень обижается на корыстолюбие своей половинки. Великий педагог, человек в благости В. Сухомлинский писал по этому поводу: «Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм — это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи».

Важнейшая функция ложного Эго – вызывать боль . «Как от сердца оторвал», — говорим мы, когда приходится что-то отдавать другим. Н. Островский заметил: «Эгоист живет только в себе и для себя, и если поковеркано его «я», то ему нечем жить». Поскольку ложное Эго пропитывает все тело и духовные атрибуты души, постольку боль возникает в теле, уме, чувствах и разуме. Если человек ожег руку, автоматически возникает боль. Боль – это сигнал ложного Эго с требованием защиты. Оно дает звонок: «Ты поступаешь неправильно со своим телом. Срочно прими меры!» Например, боль в разуме означает нежелание слушать. Человека настолько переполняет ложное Эго, что ему больно слушать слова другого. Он бросается в спор, перебивает, доказывает, возмущается и оправдывается. Даже на лекции он «сидит, как на иголках» — ложное Эго вызывает боль в разуме, и ему больно слушать лектора.

Вторая функция ложного Эго – это вызывать антагонизм , сопротивление. Если человек идет во внешний мир с единственным желанием «Я хочу «перетянуть одеяло на себя»», мир, по понятным причинам, сопротивляется. Другие люди тоже чего-то хотят. Иными словами, сопротивление возникает при взаимодействии разных ложных Эго. Когда обе стороны общаются с позиций истинного Эго, конфликт невозможен. Как только одна сторона «включает» ложное Эго, мгновенно просыпается ложное Эго у противоположной стороны, сразу возникает неприятие, недоверие и нежелание слушать. Поначалу стороны терпят проявления эгоизма, затем начинают спорить, переругиваться и конфликтовать в различных формах. Иными словами, любая форма корысти вызывает антагонизм, сопротивление и столкновение ложных Эго. Природа человека так устроена, что в нее «встроена» потребность получать счастье, отдавая свою любовь другим людям. Если человек живет в невежестве, потворствует своим желаниям и страстям, он, тем самым, разрушает себя как личность.

Обе функции действуют враждебно относительно человека, поэтому и принято считать эгоизм первым врагом личности. Так, антагонизм окружающего мира не зависит от воли и желаний человека. Чем больше эгоизм, тем сильнее внешний мир сопротивляется с человеком, и он ничего не может с этим поделать. Разрушительная деятельность ложного Эго лишает человека возможности достичь счастья. Счастье – это положительный результат от разницы сил Истинного и ложного Эго. Несчастье – это положительный результат между ложным и истинным Эго. Людвиг Фейрбах, видя разницу между истинным и ложным Эго, писал: «Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным; различайте между незлобивым, невольным себялюбием, находящим удовлетворение в любви к другим, и себялюбием произвольным, намеренным, находящим удовлетворение в равнодушии или даже в прямой злости по отношению к другим». Ученый, самозабвенно работающий над открытием, которое способно принести много пользы человечеству, имеет куда более изысканный вкус счастья, чем любовница, выпросившая деньги на шубу у своего «папика».

Эгоизм и альтруизм – две стороны одной медали или два полюса. Альтруист — человек, который бескорыстно помогает другим, основываясь на действии истинного Эго. Если быть последовательным, то он проявляет здоровые формы эгоизма. Тем не менее, человек всегда находится в какой-то определенной точке на шкале «Эгоизм – Альтруизм».

Петр Ковалев 2013 год

ориентация ценностная субъекта, характерная преобладанием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и групп социальных. Проявлениям эгоизма присуще отношение к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или к группе социальной может привести к отчуждению - переживанию одиночества во враждебном мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях, принятых на Западе, эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря коему обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении эгоизм выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы эгоизма и альтруизма отражает изначальное противопоставление Я и Они. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общества, коему он принадлежит. Итак, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности в коллективе, то альтернатива эгоизм-альтруизм оказывается мнимой. Подлинная альтернатива - противопоставление и эгоизму, и альтруизму такого поведения, когда субъект действенно относится к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе (-> идентификация коллективная).

ЭГОИЗМ

Особенность личности или психическое состояние, при которых на первом плане находятся собственные интересы, стремление к приобретению личных преимуществ и избежанию неудобств, лишений, забота о себе. Наблюдается как у психически здоровых при наличии соответствующих черт характера, так и при психопатиях и некоторых психических заболеваниях (начальные стадии психических расстройств позднего возраста, шизофрения и др.).

Эгоизм

Egoism). Мотивация (вероятно, лежащая в основе всякого поведения) к тому, чтобы улучшить свое собственное благополучие. Противоположна альтруизму, который ставит своей целью увеличение благополучия других.

ЭГОИЗМ

В самых простых понятиях, личный интерес. Следовательно: 1. Обозначение точки зрения, согласно которой такой личный интерес является основой всего поведения (ср. с альтруизмом). 2. Тенденция вести себя только (или в значительной степени) в соответствии с личными интересами. Ср. с эготизмом.

Эгоизм

лат. ego - я] - ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Проявлениям Э. присуще отношение субъекта к другому человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания индивида. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм личности ребенка, то у него может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчет лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группе может привести к отчуждению как переживанию субъектом одиночества во враждебном ему мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях Э. необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря которому якобы обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и ОНИ, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и ОНИ объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, к которой он принадлежит. Таким образом, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива "или Э., или альтруизм" оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. А.В. Петровский, В.В. Абраменкова

ЭГОИЗМ

проявление интереса человека к самому себе, характеризующееся сосредоточением внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире в целом.

Представление об эгоизме содержалось в первом фундаментальном труде З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900). В нем он не только обратил внимание на эгоистические сновидения, в которых фигурирует собственное Я сновидца, но и подчеркнул то обстоятельство, что маленькие дети чрезвычайно эгоистичны. «Ребенок абсолютно эгоистичен, он интенсивно испытывает свои потребности и неудержимо стремится к их удовлетворению – особенно же против своих соперников, других детей и главным образом против своих братьев и сестер». Одновременно З. Фрейд высказал мысль, в соответствии с которой есть основания надеяться, что еще в период детства «в маленьком эгоисте проснутся альтруистические наклонности и мораль», хотя моральное чувство пробуждается не одновременно по всей линии и продолжительность аморального детского периода у отдельных индивидуумов различна.

В работе «О нарциссизме» (1914) основатель психоанализа затронул вопрос о соотношении чувства неудовольствия, эгоизма, любви и невротического заболевания. Определение данного соотношения предполагало выявление психологической необходимости переступить границы нарциссизма и сосредоточить либидо на внешних объектах любви. И хотя в самой работе не было проведено четкого различия между нарциссизмом и эгоизмом, тем не менее в ней была высказана мысль, что «сильный эгоизм защищает от болезни, но, в конце концов, необходимо начать любить для того, чтобы не заболеть, и остается только заболеть, когда вследствие несостоятельности своей лишаешься возможности любить».

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд попытался ответить на вопрос, чем отличаются понятия нарциссизм и эгоизм. Он считал, что нарциссизм является либидозным дополнением эгоизма. Говоря об эгоизме, обычно имеют в виду пользу для индивида, в то время как говоря о нарциссизме, принимают во внимание и его либидозное удовлетворение. По мнению основателя психоанализа, можно быть абсолютно эгоистичным и тем не менее иметь сильные сексуальные привязанности к объектам. Такая привязанность объясняется тем, что сексуальное удовлетворение от объекта относится к потребностям. «Эгоизм будет следить тогда за тем, чтобы стремление к объекту не причинило вреда Я». Но можно быть эгоистичным и при этом очень нарциссичным, то есть иметь незначительную потребность в объекте. Тем не менее во всех этих отношениях «эгоизм является само собой разумеющимся, постоянным, нарциссизм же – меняющимся элементом».

Противоположность эгоизма – альтруизм, который не совпадает с сексуальной привязанностью к объектам и отличается от нее отсутствием стремлений к сексуальному удовлетворению. Однако при сильной влюбленности альтруизм может совпадать с сексуальной привязанностью к объектам, что чаще всего имеет место при сексуальной переоценке его. Если к этому добавляется альтруистическое перенесение от эгоизма на сексуальный объект, то, как полагал З. Фрейд, сексуальный объект становится могущественным и как бы поглощает Я.

Проблема эгоизма, себялюбия и любви человека к другим людям нашла отражение в исследованиях Э. Фромма (1900–1980). В статье «Эгоизм и себялюбие» (1939) и в книге «Человек для себя» (1947) он подметил расхождение между тем, что современная культура пронизана запретом на себялюбие и в то же время учение, согласно которому быть себялюбивым грешно, противоречит практическому положению дел в западном обществе, где себялюбие – мощный и оправданный стимул человека. Подобное расхождение покоится на взглядах мыслителей, усматривающих в любви к другим альтернативу любви к себе. При этом одни мыслители (Кальвин, Лютер) воспринимали любовь к себе в качестве греха, в то время как другие (Ницше, Штирнер) объявляли эгоизм, себялюбие и любовь к себе добродетелью. Немецкий философ Кант провел различие между эгоизмом себялюбия (благоговение к самому себе) и эгоизмом самодовольства (удовлетворенность самим собой). И тем не менее для многих мыслителей прошлого проблема отношения между любовью к себе и любовью к другим оставалась неразрешимой антиномией.

Э. Фромм исходил из того, что метание между двумя догмами (эгоизм как грех, зло и как добродетель, добро) вредит процессу интеграции личности и является одним из источников душевного разлада современного человека. По его мнению, любовь к себе и любовь к другим людям не исключают друг друга. «Идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего как самого себя», подразумевает, что уважение к своей собственной целостности и уникальности, любовь к себе и понимание своего Я неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека». Но как объяснить себялюбие, которое исключает искренний интерес к другим людям? Ответ на этот вопрос несложен, если иметь в виду, что одно дело себялюбие, а другое – любовь к себе.

По убеждению Э. Фромма, «себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны». Себялюбивый человек не способен любить ни других, ни самого себя. Если человек способен к плодотворной любви, он любит также и себя, а если он может любить только других, он вообще не способен любить. Несостоятельность современной культуры кроется не в принципе индивидуализма и излишнем эгоизме человека, а в искажении смысла личного интереса. Она заключается не в том, что люди слишком сосредоточены на своем личном интересе, а в том, что они недостаточно сосредоточены на интересах своего реального Я. Словом, несостоятельность современной культуры не в том, что люди слишком себялюбивы, эгоистичны, а в том, что «они не любят себя». В конечном счете оказывается, что в действительности эгоист не только игнорирует других людей, но и ненавидит себя, в то время как подлинная любовь предполагает способность любить и себя, и других.

ЭГОИЗМ

от лат. egо – я) – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам др. людей и социальных групп. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. В обыденном значении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и Они, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, которой он принадлежит. Т. о., если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива «или Э., или альтруизм» оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. Э. является частым источником конфликтов, поскольку эгоистический человек регулярно наносит ущерб др. людям, не замечая этого или не обращая на это внимания. Предупреждение формирования эгоистических черт характера выступает важным условием профилактики конфликтов.

Эгоизм

от лат. ego - я] - преимущественно ценностная ориентация личности на удовлетворение своих индивидуальных интересов и потребностей без учета того, какие последствия это будет иметь для других людей. В качестве ярко выраженной личностной направленности эгоизм начинает формироваться на достаточно ранних этапах восхождения индивида к личностной зрелости, прежде всего, как следствие реализации неверных воспитательных моделей. При этом и планомерно осуществляемый диктат, и гиперопека и попустительский стиль взаимодействия взрослых с ребенком и подростком, по сути дела, в равной степени закладывают фундамент личностного эгоцентризма, деформации шкалы ценностей развивающейся личности, когда она видит и оценивает мир лишь через призму своих желаний и индивидуалистических, порой откровенно меркантильных интересов, а окружающих людей либо рассматривает в качестве пассивных объектов своего воздействия, либо представляет в качестве удобного средства для достижения своих целей. Личностный эгоизм, как правило, связан с неадекватно завышенными самооценкой и уровнем притязаний, с отказом принимать на себя ответственность за неудачи и с приписыванием себе незаслуженных успехов, с преимущественно внешним локусом контроля, нередко с авторитарностью и стремлением к доминированию и т. д. И в специальной литературе, и в повседневной жизни понятие «эгоизм» нередко употребляется как антоним понятия «альтруизм». Но в данном случае, как и при попытке противопоставить в содержательном плане конформизм и нонконформизм, заявляемая альтернатива оказывается ложной. Так, если в качестве реального психологического противовеса конформизму и нонконформизму выступает личностное самоопределение в группе, действительным психологическим противовесом и эгоизму, и альтруизму оказывается коллективистская идентификация. Именно и только последняя личностная позиция строится не на представлениях индивида о своей отчужденности от социума, не на противопоставлении «они» и «я» (в случае эгоцентризма - «главное, чтобы было хорошо мне, а что с другими - мне неважно», в случае альтруизма - «главное, чтобы было хорошо другому, а то, что мне от этого будет хуже - это неважно»), а на видении общности интересов, целей, желаний и т. д., которые испытывают и «они», и «я», а тем самым «мы».

Поскольку как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке проблема альтернативы связки «альтруизм-эгоизм» и коллективистской идентификации личности остается слабо разработанной в теоретическом плане, вполне закономерным выглядит практически полное отсутствие эмпирических исследований по данной проблематике. Причем, если альтруизм, несколько расширительно, на наш взгляд, определяемый как «...действия, связанные с добровольным оказанием помощи человеку в отсутствие ожиданий, что они повлекут за собой какие-либо вознаграждения, за исключением разве что ощущения совершения доброго дела»1, достаточно давно является объектом многочисленных, в том числе и экспериментальных, исследований в зарубежной социальной психологии, то эгоизм, как правило, рассматривается чаще всего в основном с философских и этических позиций. При этом, нередко рассуждения тех или иных авторов на данную тему носят откровенно морализаторский и, более того, ханжеский характер. К сожалению, в последние годы эта тенденция приобрела наиболее устойчивый характер именно в отечественной психологии и смежных с ней дисциплинах в связи с появлением таких специфических, но при этом претендующих на универсальность, течений, как «духовно-ориентированная психология», «православная психология» и т. п.

Наибольший объем релевантных эмпирических данных по проблеме центрации личности на собственных интересах накоплен в рамках психоаналитического подхода. Хотя традиционно изучаемый в психоанализе нарциссизм и эгоизм не являются идентичными понятиями, в своих феноменологических проявлениях они, безусловно близки. Так, в одной из первых психоаналитических работ, целиком посвященных проблеме нарциссизма «Комплекс Бога», ее автор Э. Джонс «...описал тип человека, характеризующийся эксгибиционизмом, отчужденностью, эмоциональной недоступностью, фантазиями о всемогуществе, переоценкой своих творческих способностей и тенденцией осуждать других». ... Он описывал этих людей как личностей, находящихся в континууме душевного здоровья - от психотика до нормального, отмечая, что «когда такой человек становится душевно больным, он ясно и открыто демонстрирует бред, что действительно является Богом». В этой связи, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в отличие от антисоциальных личностей, проблемы которых очевидны и достаются обществу дорогой ценой и поэтому вдохновляют на научные исследования психопатий, нарциссические индивидуумы совершенно различны, часто неуловимы в своей патологии и наносят не столь явный вред обществу. Преуспевающие нарциссические личности (в плане денег, социально, политически, в военном отношении и т. д.) могут вызывать восхищение и желание соперничать с ними. Внутренняя цена нарциссического голода редко доступна восприятию наблюдателя, и вред, наносимый другим при преследовании нарциссически структурированных проектов, может рационализироваться и объясняться как естественный и неизбежный продукт конкуренции: Лес рубят - щепки летят...»2.

Если же все-таки попытаться отделить собственно эгоизм от нарциссизма, то, прежде всего следует отметить тотальную зависимость нарциссической личности от мнения окружающих. Несмотря на то, что собственные интересы для таких индивидов безусловно стоят на первом месте, в то время как интересы окружающих игнорируются, они предельно озабочены тем, как они при этом выглядят. Социальное окружение в данной схеме служит своего рода «зеркалом», в котором нарциссическая личность постоянно ищет подтверждение собственной исключительности и грандиозности. Это обусловлено, как правило, неблагополучным разрешением второго базисного кризиса психосоциального развития и типичным отчуждением этой стадии - патологическим самоосознованием. Этот вывод Э. Эриксона получил подтверждение в современных исследованиях, проводившихся в рамках классической психоаналитической парадигмы. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в клинической литературе постоянно подчеркиваются стыд и зависть в качестве главных эмоций, ассоциированных с нарциссической организацией личности. Субъективный опыт нарциссических людей пропитан чувством стыда и страхом почувствовать стыд. Первые аналитики недооценивали силу данной эмоциональной установки, часто неправильно истолковывая ее как вину и делая интерпретации, ориентированные на вину (эти интерпретации пациенты воспринимали как неэмпатические). Вина - это убежденность в том, что ты грешен или совершил злодеяние; она легко концептуализируется в понятиях внутреннего критикующего родителя или супер-Эго. Стыд - это чувство, что тебя видят плохим и неправым; наблюдатель в этом случае находится вне собственного “Я”. Вина создается чувством активной возможности совершения зла, тогда как стыд имеет дополнительное значение беспомощности, уродства и бессилия.

Уязвимость нарциссических личностей для зависти - родственное явление. Если я внутренне убежден, что обладаю некоторыми недостатками и моя неадекватность всегда может быть разоблачена, я начинаю завидовать тем, кто кажется довольным или обладает теми достоинствами, которые (как мне кажется) могли бы способствовать тому, чего я лишен. ... Если я ощущаю дефицит чего-либо и мне кажется, что у вас все это есть, я могу попытаться разрушить то, что вы имеете, выражая сожаление, презрение, или путем критики»1.

В отличие от нарциссизма, эгоизм сам по себе не предполагает подобной внутренней уязвимости и тотальной зависимости от внешнего субъекта. В этом смысле его правомерно рассматривать как гораздо более универсальное и, мало того, здоровое явление, являющееся производным от изначально присущего всем людям чувства самосохранения. Индивид с отчетливо выраженной эгоистической личностной направленностью (если он при этом не страдает нарциссизмом) зависит не от внешней а, напротив, от внутренней оценки, его интересует сравнение себя не с социальным окружением, а определенными внутренними представлениями об успешности, должном поведении и т. п., присущими идеальному «Я».

Именно по этой причине, если вернуться к рассмотрению связки «альтруизм-эгоизм» как единого биполярного континуума, при всей внешней схожести проявлений эгоизма и нарциссизма, нарциссические личности оказываются как правило, неспособны к помощи другим, если подобные действия связаны с реальными серьезными усилиями и риском, а также не сулят публичного признания. В то же время, как показывает ряд исследований, эгоистические мотивы нередко лежат в основе типично альтруистических поступков. Примером подобного рода может служить исследование проведенное группой американских социальных психологов в 80-е гг. прошлого века. Они «...провели обстоятельные интервью с 32 добровольцами, ранее проявившими активность в предотвращении опасных криминальных эпизодов, таких как ограбления банка, вооруженные нападения и уличные грабежи. Реакции этих “добрых самаритян” сопоставлялись с реакциями сходной по полу, возрасту, образованию и этническому происхождению группы лиц, также бывших свидетелями аналогичных эпизодов, но не предпринявших попыток вмешаться». Наиболее важным в контексте рассматриваемой проблематики результатом опроса оказалось то, что «... по сравнению с людьми, не пытавшимися вмешаться, «добрые самаритяне» чаще отмечали свою физическую силу, агрессивность и принципиальность. Они также превосходили их в боевых навыках или умениях оказывать первичную медицинскую помощь. В своем решении прийти на помощь жертве они руководствовались не столько гуманистическими соображениями,сколько представлениями о собственной способности и ответственности, основанных на их опыте и физической силе»1.

Еще более наглядные результаты были получены в ходе предпринятого М. Шнайдером и А. Омто исследования мотивов участия в добровольческой деятельности, связанной с оказанием помощи больным СПИДом. При этом исследователи пытались установить причины, по которым одни добровольцы занимаются такой альтруистической деятельностью в течение длительного времени, а другие достаточно быстро покидают движение. Оказалось, что одним из наиболее значимых факторов такого рода являются «первоначальные причины, побудившие людей включиться в добровольческую деятельность...». При этом «большинство индивидов, которые называли в качестве причин улучшение самооценки и самосовершенствование, продолжали ею заниматься и по прошествии одного года. Исследователи полагают, что эти несколько «эгоистические» желания - лучше относиться к себе и узнать больше о СПИДе - по-видимому, больше помогают сохранять приверженность добровольческой деятельности на протяжении времени». В целом, как считают Ш. Тейлор и его коллеги, «эти и другие исследования говорят о сложном характере причин добровольческой деятельности, которые нередко сочетают в себе как подлинный альтруизм, так и преследование личных интересов. Желание оказать помощь людям и выражение приверженности своим внутренним ценностям служат важными причинами участия человека в добровольческой деятельности. Однако она также содержит в себе благоприятную возможность приобрести новые умения, познакомиться с новыми людьми и улучшить представление о себе самом»2.

Из сказанного ясно, что биполярный континуум «альтруизм - эгоизм» требует дальнейшего серьезного изучения в логике диалектического подхода к данному явлению. При этом совершенно недопустимыми являются попытки подмены такого рода исследований умозрительными оценочными интерпретациями достаточно сложной социально-психологической реальности, в основе которых, как правило, лежат религиозные догматы в предельно упрощенной волюнтаристской трактовке, обусловленной очередным идеологическим заказом.

Практический социальный психолог в качестве одной из своих собственно профессиональных задач должен видеть, с одной стороны, разрушение тех социально-психологических условий, которые способствуют формированию как эгоизма, так и альтруизма (особенно в форме болезненно-экзальтированного самопожертвования), а с другой - создание и развитие такой формы взаимодействия, которая бы обязательным условием успешности подразумевала подлинное сотрудничество, в процессе реализации которого складывается такая личностно-ценностная ориентация, как коллективисткая идентификация.

Добрый день. У меня короткий, но очень интересный для меня вопрос. Как стать эгоисткой?
Кто такой эгоист, и как это должно проявляться.
Большое спасибо.

Майя, Москва, 26 лет

Ответ арт-психолога:

Здравствуйте, Майя!

Вопрос очень интересный. Эгоизм – это противоположность альтруизма. Слова «эгоист», «эгоизм», как правило, произносятся с негативным оттенком, уличая человека в самолюбие, излишнем себялюбие, своекорыстие. Такой человек заботится исключительно о самом себе, своих потребностях, интересах, оставляя без внимания потребности, интересы других. Его жизненный девиз: «Было бы мне хорошо, а там - хоть волк траву ешь!». В такой логике представления об этом понятии уместно, на мой взгляд, следующее определение: эгоист – это человек с гипертрофированным «Эго» (от лат. ego - Я). Свое «Я» человек ставит на первое место, превыше всего. Как стать таким человеком, думаю, понятно. Это не так уж и сложно человеку с сильно заглушенным голосом совести, с потерянным самоуважением, отложенной в темный ящик способностью любить, понимать и уважать других. Если Вы решите развивать в себе это качество, то хочу предупредить Вас о законе бумеранга. Все всегда возвращается, и с лихвой. Однако у меня есть предположение, что Вы говорите о выражении «здоровый эгоизм». Его часто используют, когда говорят о «здоровом Эго» («Я») и подразумевают любовь и уважение к себе, четко простроенные личностные границы, в свою очередь, предполагая такую же обратную направленность по отношению к другим людям. Мне лично импонирует слово «гармония» или баланс между «давать-получать» и «разумом-телом и душой». Думаю, что к этому стоит стремиться, а все остальное от Лукавого…

С уважением, Фузейникова Ирина, арт-психолог

Проблема эгоизма во все времена приковывала к себе внимание. Таких людей никогда не любили, в лучшем случае они подвергались всеобщему осуждению. Эта проблема актуальна и в наши дни. Мало кто догадывается о том, что это большая сложность, от которой всегда страдает сама личность, а не только окружающие люди.

Линия поведения, при которой все нужды должны быть немедленно удовлетворены, обязательно требует коррекции. Это очень непростой, но необходимый шаг, иначе человек постоянно будет копить в себе обиду и создавать близким неприятности. Данная статья раскрывает проявление эгоизма и рассматривает вопросы, связанные с этой проблемой.

Определение понятия

Если заглянуть в толковый словарь, то можно обнаружить, что под эгоизмом чаще всего понимается поведение, когда человек думает только о себе и совершенно не заботится о мнении близких. Однако такой взгляд слишком узкий и не позволяет полностью увидеть все детали, предшествующие формированию этого качества характера. Эгоистичность вырастает не из избалованности, как ошибочно полагают многие, ее корни спрятаны глубоко в прошлом. Понятие «эгоизм» прочно вошло в наше сознание именно потому, что общество не любит таких людей, считает их высокомерными и заносчивыми.

Причины возникновения

Немало трудностей в общении доставляет эгоизм. Что это такое и как от него избавиться, будет рассказано ниже. Немаловажным является вопрос о том, где искать виноватого, то есть, откуда он вообще берется. Конечно, истоки трудностей следует искать в детском возрасте. Ведь никто из нас не рождается маленьким демоном, не желает заставлять страдать своих родителей. Специалисты до сих пор подробно изучают, чем страшен эгоизм и какую опасность он в себе таит для развития личности. Начнем с того, что у ребенка, который считает себя центром земли, не может сформироваться адекватная самооценка. Она у него либо чересчур завышена либо занижена. И в том и в другом случае он станет демонстрировать миру свою значительность, устраивать какие-то ситуации, доказывающие его превосходство над другими.

Сложности взаимодействия с окружающим миром гораздо проще исправить у маленького ребенка, поскольку у него не настолько развиты еще реакции Чтобы решить проблему во взрослом возрасте, необходимо довольно продолжительное время посещать кабинет психолога. Работа со специалистом поможет разобраться в себе, понять, чем страшен эгоизм на самом деле, подобрать адекватные методы коррекции.

Разрушительное действие

Человек, который двадцать четыре часа в сутки сосредоточен на самом себе, не может по-настоящему оценить действия окружающих. Ему нередко представляется, что в жизни его окружают одни враги и совершенно не на кого положиться. Разумеется, так быть не может. Просто эти люди забывают заботиться о своих близких, оставляют родных, не вспоминают о друзьях, расстаются с любимыми из гордости. Одиночество - неизменный и единственный спутник таких людей. Вот что представляет собой эгоизм. Что это такое, можно почувствовать, только имея близкого родственника с подобной проблемой.

Только представьте на минуту: эгоистичный человек постоянно требует к себе внимания. Он сосредоточен только на своем благополучии и, как правило, удовольствиях, получаемых от внешнего мира. В детстве такие дети замучают родителей своими капризами, они требуют покупки дорогих игрушек, выполнения своих желаний. Еще они ужасные ревнивцы и собственники. К сожалению, родители тоже не всегда могут правильно оценить ситуацию, особенно если ребенок единственный. Вот и выходит в жизнь личность, не умеющая решить элементарных задач, не способная заботиться о ком-то, кроме себя, постоянно недовольная и требующая чего-то.

Жадность

Нежелание делиться - неотъемлемый спутник эгоистичного сознания. Людям подобного склада характера кажется, что если они будут отдавать кому-то часть своего имущества (как правило, сюда относятся материальные ценности), то у них ничего не останется. Заметим, когда душа бедна, ей все время хочется чем-то восполнить свою пустоту. Очень часто это выливается в вещизм, в намерение скупать все самое дорогое, даже не зная, зачем оно нужно. Однако богат не тот, у кого много, а тот, кто умеет быть довольным малым.

Как приучить жадного ребенка делиться своими игрушками? Прежде всего, сразу откажитесь от мысли быстро его перевоспитать. Если вы будете рьяно настаивать на том, чтобы он подарил свою любимую машинку соседу, то хорошего результата не ждите. Не стоит перегибать палку. Просто в некоторых ситуациях подсказывайте ребенку, как можно поступить. Например, деликатно посоветуйте ребенку дать плачущему на улице малышу поиграть своим мячиком. Если он откажется, не настаивайте. Уважайте его право. Как правило, эгоистичные дети настолько сосредоточены на себе, что им трудно с кем-то подружиться, у них почти нет друзей.

Неуверенность в себе

Это может показаться невероятным, но эгоистичный человек именно потому похож на колючего ежика, что в душе крайне недоволен собой. Возможно, даже он подозревает о своей проблеме и осознает ее важность. Вот только когда характер уже сложился, решить трудную задачу в одиночку практически невозможно. Потребуется время, терпение и помощь специалиста.

Концепция эгоизма часто включает в себя вседозволенность, поведение, выходящее за рамки общества. Этого ни в коем случае нельзя допускать. Если вы как родитель видите, что ребенку очень сложно справиться с собой, постарайтесь не потакать его капризам. Воспитывать надо с умом.

Чувство никчемности и ложной гордости

Как это ни странно, но излишняя заносчивость соседствует с непримиримым ощущением себя как полного ничтожества. В одно мгновение человек ощущает себя Богом, в другой миг он полностью подавлен и опустошен собственными мыслями. Ему кажется, что он не достоин в жизни самого необходимого, и ему следует от всего отказываться.

«Эгоизм - что это такое?» - недоумевают родители и не спешат ограничивать свое чадо во всевозможных благах. Причем такое жертвенное поведение возникает даже тогда, когда в доме не так уж много денежных средств, которые можно выделить на прихоти ребенка, а он продолжат требовать.

Вечная обида

Эгоистичный человек нередко производит впечатление постоянно обиженного, хмурого создания. Все ему не так: и пирожки недостаточно вкусные, и подруги-друзья забыли в самую трудную минуту, и модель сотового телефона устарела. Создается такое впечатление, что ему кругом все должны. Однако другие люди вовсе не обязаны выполнять требования какого-то который к двадцати годам так и не повзрослел. Вот и идет человек с проблемой по жизни, обвиняя всех и вся. Иногда он даже не замечает, что страдает. Таковы последствия синдрома под названием «эгоизм». Антоним этого слова - альтруизм, забота о других людях, но до этого состояния еще нужно дорасти.

Как научиться щедрости

Если к человеку, страдающему эгоистичным сознанием, пришла мысль о том, что ему необходимо меняться, значит, он созрел для изменений. Начать нужно просто с того, что приобрести навык положительного взаимодействия с людьми, при этом не требуя от них ничего, а бескорыстно отдавая. Такой подход позволит развиться чувству сострадания, сосредоточенности на потребностях близких. Полезно даже на время отойти от собственных нужд, чтобы победить в себе эгоизм. Антоним этого понятия - альтруизм и бесконечное служение людям - должен отныне стать воодушевляющим фактором для самосовершенствования.

Таким образом, победить неконструктивное поведение всегда можно, если есть огромное желание. Конечно, изменения не будут видны сразу, но постепенно вам удастся преодолеть в себе эгоизм. Что это такое и какой вред приносит развитию личности, мы уже рассмотрели. Будьте счастливы, берегите своих близких, не забывайте заботиться о них! Помните: поддержка в сложных ситуациях так же важна, как вовремя сказанное слово, радость успехам. Научитесь разделять мгновения счастья с людьми - и они будут вам благодарны!