Безумных лет угасшее веселье. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» (По лирике А. С. Пушкина)

Пушкин умел жить. Не потому, что ему всегда все удавалось в жизни, но потому, что он умел ценить ее. В его существовании не было пустоты, пусть оно временами казалось горьким, мрачным, отчаянным, бессмысленным. Вся жизнь Пушкина (и это отразилось в его творчестве) была наполнена размышлениями. Он думал буквально обо всем: о предметах, явлениях, людях. Было в его жизни место и страданиям, не в том смысле, что он все время переживал какие-то невзгоды, а в том, что он всегда все принимал близко к сердцу, счастье ли, горе ли, впитывал жизнь.

Строки, вынесенные в заголовок, — цитата из «Элегии», стихотворения не столько лиричного, сколько философского: Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья. Жизнь для поэта всегда желанна, не только и час веселья, но и в час «горестей, забот и треволненья». Наше существование — огромный простор для размышлений и чувств, для художника это вдвойне важно. Сходство с «Элегией» можно найти и в стихотворении «Пора, мой друг, пора!» Простое по форме, но глубокое и сильное по содержанию, оно — все те же извечные размышления о жизни: На свете счастья нет, но есть покой и воля, Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.

Покой, воля — желаннейшие проявления бытия для Пушкина, хотя именно покоя он часто лишал сам себя. Что касается воли — то это извечный пушкинский идеал, любимая стихия. Только обретя свободу поэт может творить, «мыслить и страдать». Для Пушкина существование делится на две части: это размышления и чувства. Это два противоположных аспекта человеческого и, в частности, поэтического бытия, без которых, собственно, этого бытия и быть не может. Мысли и чувства сливаются в одну реку под названием Жизнь. Пушкинские размышления касались широкого круга вопросов. Не будет преувеличением, если мы назовем его лирику в некоторых ее проявлениях философской. Часто значительную часть стихов Пушкина, написанных преимущественно в двадцатые годы, называют «поэзией мысли». Философия часто оперирует умозрительными и порой трудновообразимыми понятиями. Пушкин размышляет о вещах обычных, дорогих любому человеку: о Родине, о свободе, о творчестве, о природе, о человеке, о жизни и смерти, о возможности духовного бессмертия.

Но, как каждый человек видит вещь только своими глазами, так и пушкинские размышления имеют особый колорит, свойственный только Пушкину и никому больше. Скажем, такое дорогое для каждого русского понятие, как Россия, Родина. Ведь каждый видит ее по-своему. Пушкинская Россия совсем не похожа на Россию Гоголя, Достоевского, Толстого или Тютчева. Россия Пушкина — Царское Село поздней осенью, Нева, одетая в... гранит, Москва с ее золотыми куполами, «болдинская осень», пыльное лето, ветхая избушка, заносимая вьюгой, и море, и горы, и лес. Все это в совокупности есть Россия Пушкина, любимая так трепетно и так горячо. Поэт желает для своей страны только одного: чтобы она «вспряла ото сна», то есть скинула оковы самодержавия. Жизнь Пушкина неразрывно связана с жизнью его страны, эти две судьбы переплелись и сейчас уже непредставимы друг без друга.

Пушкин сам говорил в стихотворении «К Чаадаеву»: И на обломках самовластья Напишут наши имена! Много у Пушкина размышлений о свободе, которые объединены пониманием: свобода нужна как воздух. В том же стихотворении «К Чаадаеву» есть строки: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Свобода, всегда свобода. Это символ жизни, движущая сила творчества, цель устремлений, Муза, идеал, предмет вечных размышлений. Немало у Пушкина мыслей о жизни и смерти. Причем жизнь у поэта предстает в разных обличьях — то желанной, то тягостной. А вот смерть всегда непонятна, ничтожна и уродлива. Бесспорно, что, несмотря на порой пессимистический взгляд на жизнь, Пушкин ставил ее выше многих иных ценностей, а смерть отвергал, даже приравнивал ее к палачу, тогда как жертвой казни была сама жизнь.

Жизнь всегда сопряжена у Пушкина с переживаниями. Поражает быстрота его перехода от самой возвышенной, небесной радости к самому жестокому отчаянию. Или восславление дружбы как чувства святого, и тут же — весьма скептическая ее оценка. Такая палитра чувств присуща людям творческим, чутким, с тонкой душевной организацией. Бесспорно, что основой многих стихов явились личные переживания автора. Он спешил запечатлеть их, поэтому лирика его так многолика и порой так противоречива. Что всегда поражает в Пушкине — это его безусловная искренность. Он правдив и честен до такой степени, что никогда не стремится к приукрашиванию чувств. И если даже его переживания не слишком эффектны, не поэтичны, он никогда не пытается искусственно возвысить их.

Хороший пример — стихотворение «Под небом голубым страны своей родной.», где поэт узнает о смерти возлюбленной: Где муки, где любовь? Увы! в душе моей Для бедной, легковерной тени, Для сладкой памяти невозвратимых дней Не нахожу ни слез, ни пени. Отсутствие эмоций — тоже чувство, достойное поэтического воплощения, Впрочем, у Пушкина иногда самый ничтожный предмет достоин этого. Всякое явление у Пушкина чудесно и неповторимо. Для него не было обычных предметов, мыслей, чувств. Все, что окружало его, все, что он чувствовал, — было частью его жизни, а следовательно, творчества, поскольку эти два понятия в отношении Пушкина есть одно. «Мыслить и страдать» дано каждому, но не каждому удается найти в этом тот высокий смысл, который нашел Пушкин.

В своем творчестве А. С. Пушкин с удивительным мастерством сумел раскрыть самые лучшие стороны своей души - светлый оптимизм, веру в жизнь (несмотря на ее горести и заботы), гуманизм в самом лучшем смысле этого слова. Величием созданных им произведений, своей личностью, в которой воплотилось все лучшее, что может быть в человеке, всей своей жизнью, прожитой стремительно и ярко, силой своей мечты, своих гордых порывов, безудержной любовью к жизни поэт покорил сердца и умы не одного поколения читателей. Не только силой поэзии, но и силой души Пушкин намного превосходил и своих современников, и последователей. Первое, что бросается в глаза при чтении стихов, - это удивительная художественная яркость и ясность образов, заражающая сила чувств, блеск ума, мастерское владение всеми выразительными средствами поэтической речи.

Наиболее полно и ярко раскрывается внутренний мир поэта в его лирических произведениях, одним из которых является стихотворение «Элегия». Читая его, даже тот, кто мало знаком с биографией писателя, поймет многое о нем самом, о его переживаниях, желаниях, стремлениях, мечтах, разочарованиях и надеждах.

Произведение начинается грустными и тяжелыми размышлениями Пушкина о прошедших годах:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино - печаль минувших дней

В моей душе чем старе, тем сильней.

Вспоминая свою прежнюю жизнь, автор относится критически и к ней, и к самому себе. Его путь был труден, но часто ему вредил собственный страстный, вспыльчивый характер. И Пушкин осознавал и горько переживал свои ошибки, часто мучился ими. И эти переживания отразились в настроении первой части стихотворения. Поэту известны глубокая тоска, доходящая до отчаяния, одиночество и безысходность. И под влиянием таких размышлений он видит свой будущий путь унылым, сулящим «труд и горе».

Однако Пушкин никогда не бывает только печален и уныл. Он бросает критический взгляд на прошлое, но его мысли о будущем наполнены не одной лишь тоской и отчаянием. Через произведение проходит все то, что творится в душе его автора - пылкой, чуткой, отзывчивой. Перед нами открывается весь богатый душевный мир поэта, его живость, впечатлительность; его горячее сердце, жаждущее любви, счастья, гармонии; его страстный темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольствиям и тревогам; его живой ум, отодвигающий на задний план все прихоти, безумства, односторонние увлечения молодости и утверждающий активную жизнь в труде и заботах. Грустные ноты тут же сменяются жизнеутверждающими мотивами:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

В этих строках - не просто жажда жизни. Поэт стремится к жизни активной, в которой он сможет ощутить всю полноту и красоту человеческого существования, сможет принести пользу обществу. Его не страшат препятствия, трудности, тревоги и даже разочарования - это все неотъемлемая часть полноценной жизни. Несмотря ни на какие горести и заботы, поэт верит в светлое будущее. И вторая часть его стихотворения проникнута удивительно светлыми, мажорными, жизнеутверждающими настроениями:

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть - на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Произведение заканчивается торжественной, бодрой интонацией, в которой звучит твердая решимость поэта пройти этот путь до конца со всеми его невзгодами и преградами, чтобы в полной мере ощутить его счастливые моменты.

Всего в нескольких поэтических строках Пушкин дает нам возможность услышать все струны его лиры. И в этом он так непохож на своих предшественников, которым, в основном, была присуща какая-либо одна тональность: элегическая, грустная, даже

мрачная или, наоборот, подчеркнуто веселая, бодрая, светлая. Пушкину не были свойственны ни беспричинный пессимизм, ни легковесный оптимизм. Ему были присущи все человеческие настроения; он верил только в живую правду бытия, правду и искренность чувств.

А.С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной жизни и любопытства к ней, что жизни он мог отдаться беззаветно. Он не только жил, но и писал. И оттого Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга. Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как сама жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, посмертная слава, муки творчества - все это становится объектом поэтического исследования.

В своей поэзии Пушкин наследовал лучшие традиции мировой и русской литературы. Наиболее выразительно это проявляется в теме предназначения поэта и поэзии. Над вопросом о своем поэтическом наследии задумывались все поэты всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению "Я памятник себе воздвиг..." Пушкин не случайно выбирает начало оды Горация "Я воздвиг памятник". Строки этого, стихотворения перекликаются со строками Ломоносова "Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пирамид и крепче меди..." и с чувствами Державина: "Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид...". Но Пушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, "обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей". Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное множество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по- новому понимаешь их содержание. "Что же было предметом его поэзии?" - спрашивал Гоголь. И отвечал: "Все стало предметом". Действительно, в стихах Пушкина мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросы бытия, и портреты вечного изменения природы и движения человеческой души.

Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса... Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые порывы: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Именно в стихотворении "К морю" Пушкин ассоциирует образ моря с неспокойной бурной стихией, со "свободной стихией" борьбы. Другое настроение воплощено в стихотворении "Я помню чудное мгновенье". В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и о том, как его жизнь повлияла на это чувство: "...Звучал мне долго голос нежный, И снились милые черты". Стихотворение построено на сопоставлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом "в глуши, во мраке заточенья", но любовь - это божество и вдохновенье, которые торжествуют над жизнью.

Или - другая тема. Тема смерти. Всегда в его творчестве совершается пир во время чумы, всегда одновременно кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает, цепь жизнь-смерть непрерывна. "Эта черная телега имеет право всюду разъезжать". И на одном из этих празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерзновенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца: Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю, И в разъяренном океане Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении чумы! - Все, все, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья, Бессмертья, может быть залог. Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправданием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью. Пушкин "видел и внимал" всю окружающую жизнь. Его произведения именно поэтому так близки многим читателем. Он смог "жить, чтоб мыслить и страдать", и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.

А.С.Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармо-

нию, и, хотя в нем, страстном поэте, было так много непосредственной

жизни и любопытства к ней, что жизни он мог бы отдаться беззаветно. Он

не только жил, но и писал.

И оттого Пушкин - самое драгоценное, что есть у России, самое

родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один иссле-

дователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объ-

ективно, без восторга.

Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как са-

ма жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, пос-

мертная слава, муки творчества - все это становится объектом поэтичес-

кого исследования.

В своей поэзии Пушкин унаследовал лучшие традиции мировой и

русской литературы. Наиболее выразительно это проявляется в теме пред-

назначения поэта и поэзии. Над вопросом о своем поэтическом наследии

задумывались все поэты всех времен. Поэтому эпиграфом к стихотворению

"Я памятник себе воздвиг..." Пушкин не случайно выбирает начало оды

Горация "Я воздвиг памятник". Строки этого стихотворения перекликаются

со строками Ломоносова "Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пи-

рамид и крепче меди..." и с чувствами Державина: "Я памятник себе

воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид...". Но

Пушкин понимает предназначение поэта в том, чтоб, "обходя моря и зем-

ли, глаголом жечь сердца людей".

Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное

множество осмыслений. Перечитывая его строки, каждый раз по-новому по-

нимаешь их содержание.

"Что же было предметом его поэзии?" - спрашивал Гоголь. И от-

вечал: "Все стало предметом". Действительно, в стихах Пушкина мы най-

дет все: и реальные портреты времени, и философские размышления о

главных вопросах бытия, и портреты вечного изменения природы и движе-

ния человеческой души.

Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк,

философ, политик, человек, являющий собой эпоху.

Позт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зор-

ким взглядом художника и тонким слухом музыканта:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса...

Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Именно в стихотворении "К морю" Пушкин ассоциирует образ моря

с неспокойной бурной стихией, со "свободной стихией" борьбы.

Другое настроение воплощено в стихотворении "Я помню чудное

мгновенье...". В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и

о том, как его жизнь повлияла на это чувство: "...Звучал мне долго го-

лос нежный, И снились милые черты". Стихотворение построено на сопос-

тавлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом "в глу-

ши, во мраке заточенья", но любовь - это божество и вдохновенье, кото-

рые торжествуют над жизнью. Или - другая тема. Тема смерти. Всегда в

его творчестве совершается пир во время чумы, всегда одновременно

кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает: цепь жизнь-смерть непрерывна.

"Эта черная телега имеет право всюду разъезжать". И на одном из этих

празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерз-

новенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца:

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновение чумы!

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья,

Бессмертья, может быть залог.

Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправда-

нием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих

звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй

его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие

сердце, уже примиряют с природой и жизнью.

Пушкин "видел и внимал" всю окружающую его жизнь. Его произве-

дения именно поэтому так близки многим читателем. Он смог "жить, чтоб

мыслить и страдать", и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать
Из стихотворения «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», 1830) А. С. Пушкина (1799-1837):
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать" в других словарях:

    МЫСЛИТЬ, мыслю, мыслишь, несовер. (книжн.). 1. без доп. Рассуждать, сопоставлять мысли, данные опыта и делать из них выводы. Поэт мыслит образами. Мыслить логически. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.» Пушкин. «Ты нас гуманно мыслить научил.» … Толковый словарь Ушакова

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …

    ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Лермонтова, воплощенное в его творчестве представление о совершенной личности, неразрывно связанное в сознании поэта с представлением о совершенном мироустройстве в целом. Для понимания лермонт. творчества Э. и. особенно важен:… … Лермонтовская энциклопедия

    Лю, лишь; прич. наст. мыслящий; прич. страд. наст. мыслимый, лим, а, о; несов. 1. Рассуждать, сопоставляя явления объективной действительности и делая выводы. Логически мыслить. Мыслить образами. □ Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Пушкин,… … Малый академический словарь

    Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье Но, как вино печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб… … Музыкальный словарь

    Я, ср. книжн. Сильное душевное волнение, беспокойство; тревога. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать, И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья. Пушкин, Элегия. Единственный в аппарате, старик оставался вне треволнений и… … Малый академический словарь

    - — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия

    - (Мари Франсуа Аруэ) (1694 1778 гг.) писатель и философ просветитель, действительный иностранный почетный член Петербургской Академии наук Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость. Бурная ревность совершает больше преступлений,… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Адуев, Александр Федорович ("Обыкн. ист.") - Смотри также Единственный сын Анны Павловны, двадцатилетний юноша. Белокурый молодой человек, в цвете лет, здоровья и сил. У него была мягкость линий лица, прозрачность и нежность кожи, пушок на подбородке. Ему свойственны были кроткая… … Словарь литературных типов

    Джидду Кришнамурти జిడ్డు కృష్ణ మూర్తి … Википедия