Башня брюса на сухаревке место нахождения. Сухаревская башня в литературе и искусстве. История сноса башни

Старая Москва. Сухарева башня.

Сухарева башня - выдающийся памятник русской гражданской архитектуры, стоявший по своей архитектурной ценности в одном ряду с Кремлем, его соборами, и храмам Василия Блаженного, башня являлась символом Москвы с 1695 по 1934 годы, возвышалась она пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира).

"…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы - всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться" М.Ю. Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834

Башня была сооружена в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города., по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название своё получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота.
В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.

Архитектурный стиль Сухаревой башни являлся симбиозом ломбардского и готического. Прочность башни была колоссальной, а главным залогом этой прочности служил необыкновенно глубокий фундамент. Спустя несколько веков после строительства Сухаревой башни, когда в месте расположения фундамента прокладывали водопроводные трубы, строители никак не могли дойти до основания фундамента. Общая высота Сухаревской башни составляла 60 метров!
Во времена Петра I тремя самыми высокими зданиями Москвы были "Иван Великий", Сухарева и Меншикова башни, о которых москвичи говорили: "Сухарева башня - невеста "Ивана Великого", а Меншикова - его сестра".

В 1698-1701 годах башня была реконструирована и приобрела тот вид, в котором дожила до начала двадцатого века. Главным элементом строения стал шатер, благодаря которому башня напоминала западноевропейскую готическую ратушу.

На территории Сухаревой башни Петром были устроены библиотека и астрономическая обсерватория, а также навигацкая и математическая школы, в которых преподавали люди не только из-за рубежа, но и Леонтий Магницкий, написавший первый в истории России учебник арифметики. Также в башне находились астрономические часы, а в нижнем ярусе – большой медный глобус (более 2 метров в диаметре), подаренный еще отцу государя Петра властями Голландии

Это было первое в России высшее светское специальное учебное заведение. Именно оно дало стране первых, мореплавателей, инженеров, архитекторов и геодезистов.
Учились в ней представители самых разных сословий.

Много легенд было связано с Сухаревой башней. Одна из них возникла в результате разбора башни. Московская легенда гласит, что Сталин принял решение разрушить Сухаревскую башню, с целью найти какой-то клад. Поэтому башню разбирали очень аккуратно, по кирпичику.

Но все же вернемся к реалиям того времени и от легенд перейдем к истории и фактам.

После войны 1812 года, как только стали возвращаться в Москву её жители и начали разыскивать свое разграбленное имущество, генерал-губернатор Растопчин издал приказ, в котором объявил, что «все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ими владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном только месте, а именно на площади против Сухаревской башни». И в первое же воскресенье горы награбленного имущества запрудили огромную площадь, и хлынула Москва на невиданный рынок.

В 1829 году в Сухаревой башне из чугунных плит устроили резервуар Мытищинского водопровода, вмещавший 7 000 ведер воды. Так башня стала водонапорной. В разное время в башне размещались и резервуар с водой для города, и склады, и чиновничьи конторы, и квартиры служащих, и лавки, и даже часовня с кельями для монахов,.
В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера осуществлена реставрация башни. В 1897-1899 годы произведен ремонт. В 1914 году начат ремонт. Остановлен ввиду начала 1-й мировой войны. В 1919 году ремонтом Сухаревской башни занимался архитектор З. И. Иванов, он же составил проект её перестройки под музей. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей.

В марте 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.

17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали «Сухарева башня, - писали они, - есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера»

Ответ не заставил себя ждать."Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню получил.
Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.
Уважающий вас (И.Сталин)

Отношение москвичей к разрушению башни ярче всего отражено в стихах Владимира Алексеевича Гиляровского:
Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещенная,
В груду развалин живых превращенная,
Все еще вижу её я вчерашнею -
Гордой красавицей, розовой башнею…

Тем не менее, параметры башни были зафиксированы в обмерных чертежах, а некоторые особо ценные фрагменты декора удалось сохранить. Один из наличников окон третьего этажа перенесли в Донской монастырь, где его вмуровали в монастырскую стену.

ОБЪЕКТ: Сухарева башня располагалась в Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира) в 1695-1934 годах, выдающийся памятник русской гражданской архитектуры.

©MoskvaX.ru

ИСТОРИЯ: Сухарева башня построена в 1692-1695 г. на месте деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка). Башня сооружена по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце 17 века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Троице-Сергиеву лавру, а полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами. В 1698-1701 годах ворота были перестроены и дошли до начала 20 века, с высокой, увенчанной шатром башней, напоминающей западноевропейскую ратушу. Их вид того времени представлен ниже на картине Саврасова "Сухарева башня". В начале 18 века была размещена морская «навигацкая» школа, затем московская контора Адмиралтейской коллегии. В 1870-е г. архитектор А. Л. Обер реставрирует Сухареву башню. В 1897-1899 еще ремонт. В 1914 опять начат ремонт, но остановлен ввиду 1-й мировой войны.

©MoskvaX.ru

ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО: Существует предание, что в рапирной (фехтовальной) зале на верху Сухаревой башни проходили заседания секретного Нептунова общества под председательством Ф. Лефорта и Я. Брюса (фото), прозванного «колдуном с Сухаревой башни».

Видимо не случайно башня располагалась рядом с самым известным масонским местом Москвы, зданием, где ныне расположен институт им. Склифософского. На фасаде этого здания до сих пор можно увидеть большую лучезарную дельту. Подробнее об А близкое расположение видно на старинной открытке (постройки с колоннами - это институт).

РЕЗЕРВУАР: В последующие годы по-разному использовалась Сухарева башня: там были склады, жили солдаты, а в 19 в., пользуясь необыкновенной крепостью кладки, в башне устроили два резервуара – на 6 и 7 тысяч ведер – мытищинского водопровода. От водопровода остался еще акведук, про который можно прочесть, А толщину стен можно оценить по разрезу Сухаревой башни:

МУЗЕЙ: В Сухаревой башне поместили музей. В 1925 г. башню отремонтировали, приспособили под музейные нужды, и в самом начале 1926 г. открыли Московский коммунальный музей – официальное открытие состоялось 3 января, а посетителей начали пускать 6 января. В.А. Гиляровский, посетивший новый музей, оставил такое стихотворное приветствие: "Вода ключевая Отсюда поила Московский народ, Отныне живая Знания сила Отсюда польет." Вдохновитель всего предприятия, историк Москвы Петр Васильевич Сытин вложил душу в новый музей. Он хотел устроить вокруг башни уголок московской истории – поставить различной формы фонари, положить разного типа мостовые, на башне оборудовать наблюдательную вышку – ведь высота Сухаревой башни превышала 60метров да еще стояла она на высоком московском холме.

БОРЬБА ЗА БАШНЮ: Ничего сделать не удалось, сначала П.В. Сытина уволили из музея, а потом Сухареву башню снесли. По мнению коммунистов, Сухарева башня мешала уличному движению. Архитекторы, инженеры предложили схемы движения в обход башни, но хозяева России не хотели слушать. Недавно опубликовали переписку Сталина по поводу сноса башни. Из письма И.Э. Грабаря, И.В. Жолтовского и др., август 1933 г. Сталину: «Газетное известие о сломке Сухаревой башни заставляет нас, пока не поздно, сигнализировать Вам об ошибочности принятого решения… Сломка башни нецелесообразна по существу, ибо, если цель ее – урегулирование уличного движения, то тот же результат с одинаковым успехом может быть достигнут иными путями… Группа архитекторов берется в тчн одного месяца разработать проект реорганизации Сухаревой площади, с идеальным разрешением графика движения… Сухарева башня есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый… Пока еще не поздно, мы убедительно просим приостановить бесцельную сломку башни, недостойную наших славных дней построения социализма и бесклассового общества, и пересмотреть постановление, если таковое существует». В ответ 18 сентября 1933 г. Сталин собственноручно пишет Когановичу: «Мы (это он сам и Ворошилов) изучили вопрос о Сухаревой башке и пришли к тому, что ее надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитектора, возражающие против сноса – слепы и бесперспективны». Каганович, выступая в эти дни на собрании коммунистов-архитекторов, заявил: «В архитектуре у нас продолжается ожесточенная классовая борьба… Пример можно взять хотя бы из фактов последних дней – протест группы старых архитекторов против слома Сухаревской башни. Я не вхожу в существо этих аргументов, возможно, Сухаревскую башню мы и оставим (!), но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу. Ясно, что эти протесты вызваны не заботой об охране памятников старины, а политическими мотивами -в попытках обвить советскую власть в вандализме». Представители интеллигенции – А.В. Щусев, К.Ф. Юон, А.М. Эфрос и другие – не успокаиваются. 17 апреля 1934 г. опять отправляют Сталину послание: «С волнением и горечью обращаемся к Вам…», - и опять они приводят неопровержимые доводы а пользу сохранения Сухаревой башни. В ответ за подписью Сталина: «Решение о разрушении Сухаревой башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образца архитектурного творчества, чем Сухарева башня…»

СНОС БАШНИ: Сухарева башня была обречена. Гиляровский (фото сверху) писал о разрушении Сухаревой башни в письме к дочери: «Ее ломают. Первым делом с нее сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают ее стройную розовую фигуру. Все еще розовую, как она и была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом. Жуткое что-то! Багровая, красная, Солнца закатным лучом освещенная, В груду развалин живых превращенная. Все еще вижу ее я вчерашнюю – Гордой красавицей, розовой башнею…»

19 апреля 1934 г.: «Верхние 6 м Сухаревой башни уже разобраны. Закончена также разборка главной гранитной лестницы. 60-пудовый шпиль башни спущен на землю. Самая ответственная часть работы, таким образом, закончена. Вчера закончена съемка часов с башни».

29 апреля: «Закончился вчера разбор призмы (верхней части) Сухаревой башни. Приступлено к сносу основного здания…»

24 мая: «Разборка Сухаревой башни заканчивается… Общий план работ выполнен более чем на 80%. Нижний этаж будет разобран в тчн ближайших 5-6 дней. Все строительные материалы предоставлены гордоротделу для использования при замощении улиц».

12 июня: «В ночь на 11 июня закончились работы по сносу Сухаревой башни. Разобрано свыше 16 тыс. кубометров стройматериалов. Образцы работы показали лучшие ударники Мосразбора тт. Ульбашев, Латыпов, Себерзьянов, Барбарошин. Они будут премированы». Сейчас от башни осталось только резные детали на экспозиции в Коломенском и сдвоенный наличник, перенесенный в стену

ЧЁРНАЯ КНИГА: Тайной чернокнижника из Сухаревки остаётся его колдовская «Черная книга». В народе говорили, что эту книгу написал сам сатана и называли её не иначе как «Библией чёрта», - мол, в ней заключены духи не чистые и если откроет её кто-то помимо чернокнижника которому она принадлежит, будет проклят навечно. Чернокнижнику же эта книга даёт огромную власть и тайные знания. Также ходила молва, что книга эта досталась Брюсу вместе со знаменитой и легендарной библиотекой Ивана Грозного, которую он спрятал в подземельях Сухаревой башни. Другая легенда о «Чёрной книге», повествует о том, что писана она была волшебными знаками, принадлежала некогда премудрому царю Соломону и давала власть над миром. Говорят, что перед смертью Брюс замуровал «Чёрную книгу» в Сухаревой башне, в потайной комнате, на которую наложил заклятие, «магический замок», чтобы не попала книга и тайные знания в руки посторонних. Быть может, сказанию дала повод чугунная доска, на которой были перечислены имена членов и правила «Нептуного общества» и которая якобы была замурована в восточную стену зала. А станы там очень толстые (см. план) Согласно одной из версий именно поиски Черной книги вынудили коммунистов по кирпичику разобрать башню.

ПОДЗЕМЕЛЬЯ: Но. Тайники в подземельях Сухаревой башни, возможно, сохранились. При строительстве подземного перехода и ремонте коммуникаций частично фундаменты открывались. На первом фото вдалеке виден выход со станции метро "Сухаревская".

А вот такие находки вообще не редкость при раскопках в Москве:

В районе Сухаревской площади имеются еще более обширные подземелья. Подробнее о Сухаревских подземельях читайте на нашем сайте в разделе "Подземелья".

БАШНЯ В КИНО И ИСКУССТВЕ: Изображение башни можно увидеть на картине Алексея Саврасова «Сухарева башня» 1872 года (фото в начале статьи). Согласно роману Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», в трактире у Сухаревой башни подписана конвенция «детей лейтенанта Шмидта». Согласно фэнтези-сериалу Вадима Панова «Тайный город», Сухарева башня была хранилищем для магической Черной книги, содержавшей в себе важные сведения библиотеки Ивана Грозного. Согласно рассказу Кира Булычева «Новости будущего века», в конце XXI века Сухаревская башня будет восстановлена. Сухаревская башня фигурирует в отрывке из неоконченного романа Ивана Ивановича Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне», посвященного произошедшим после петровской эпохи событиям (1725--1727 года). Герои романа Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы» (лёгшего в основу фильма «Гардемарины, вперёд!») учатся в «навигацкой школе, что в Сухаревой башне». В башне происходит действие некоторых сцен романа. Сухаревская башня изображена на картине художника Валерия Балабанова «Прожект» (1987), включённой правой частью в триптих «Наследие» (1988--1997). Сухарева башня является ключевым местом в сюжете полнометражного российского фэнтези-мультфильма «Чародей равновесия. Тайна Сухаревой башни». В башне находится вход в Волшебные миры, который охраняет от злых сил «чародей равновесия» Яков Брюс.

ВОССОЗДАНИЕ БАШНИ: В ноябре 2014 года зампред комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Михаил Дегтярев подготовил обращение на имя мэра Москвы Сергея Собянина, в котором просит рассмотреть идею воссоздания Сухаревой башни. Памятник архитектуры, построенный по приказу Петра I в 1695 году и переживший Отечественную войну 1812 года, был уничтожен в 1934 году. По мнению законодателя, утраченный памятник был одним из самых значимых символов Москвы и России, и в сегодняшний период национального возрождения будет не лишним восстановить башню. Еще в 1982 году исполком Москвы предпринял попытку вернуть городу башню. В итоге даже был объявлен конкурс проектов на восстановление, однако ни один из них не был принят, и идея строительства канула в Лету. А в 2014 году член президиума экспертного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко сказал, что восстановление башни приведет лишь к ненужным тратам и хищениям при строительстве. "Я не поддержу эту идею. Я считаю, что честнее и полезнее для подрастающих поколений будет поставить напротив Склифосовского серию мониторов и аппараты - приёмники монет по 5 рублей, чтобы туристы и школьники подходили к ним и, опуская монету, смотрели фотографии, фильмы об истории Сухаревой башни и других разрушенных памятников" - сказал Клименко. Причем даже место для башни до сих пор свободно. Это сквер немного в стороне от первоначального местоположения башни. Но пока из-за вот таких высказываний "членов президиума" в этом сквере стоит только памятный камень.

© MoskvaX.ru
© сайт



. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ещё статьи:

.
Часы Брюса

Сперва Брюс сделал волшебные часы по приказу Петра Великого перед самой смертью царя. Они будто бы показывали, где золото искать и когда войну начинать. Но те первые часы где-то в Питере затерялись...

В районе современной Сухаревской площади и одноименной станции метро - там, где кончается улица Сретенка, - располагалась стрелецкая слобода. Ранее это были две площади - Большая и Малая Сухаревские, которым в период с 1936 по 1990 год суждено было носить названия Большая Колхозная и Малая Колхозная. Чтобы найти связь топонима Сухаревская площадь с поселениями московских стрельцов, обратимся не только к истории московской топонимии и стрелецкого войска, но и к трагической истории уникального московского архитектурного памятника, бывшего вместе с Кремлем, храмами Василия Блаженного и Христа Спасителя своеобразным символом столицы, - знаменитой Сухаревой башни.


Поначалу в конце Сретенки стояла деревянная башня, возведенная в 1591-1592 годах как часть укреплений Скородома. Эта московская крепость сгорела в 1611 году. Вместо нее в конце 30-х годов XVII века был насыпан высокий земляной вал. Через два десятка лет - в 1659 году - на валу была выстроена деревянная ограда с проездными башнями. В самом конце XVII века (в 1692-1695 годах) молодой царь Петр I заменил деревянную башню и ворота при выезде со Сретенки на Троицкую дорогу новым каменным зданием - двухэтажными палатами со сквозным проездом и трехъярусной башней над ними. С 1698 по 1701 год здание это достраивалось - был возведен третий этаж, а башня увеличилась на два яруса. Постройка стала самым крупным светским зданием в России - высота этого величественного и неповторимого по очертаниям памятника архитектуры, который отчасти напоминал здание ратуши в западноевропейских городах (не зря башня достраивалась именно после поездки Петра Алексеевича за границу), составляла 60 метров!

Жители Москвы стали называть здание Сухаревой башней, поскольку сторожевую службу в этом районе Москвы нес стрелецкий полк под командованием полковника Лаврентия Панкратьевича Сухарева. Этот стрелецкий командир навсегда вошел в российскую историю, ибо в тяжелом для Петра августе 1689 года, ставшем месяцем противостояния молодого царя и его сводной сестры - тогдашней правительницы Софьи - именно полк Сухарева (единственный из девяти стрелецких полков, расквартированных тогда в Москве) остался верным царю Петру и пришел ему на защиту. Тогда все могло закончиться гибельно для Петра, вынужденного бежать ночью от восставших стрельцов в Троице-Сергиеву лавру.

Традиционно принято считать, что Сухарева башня была возведена Петром в благодарность за верную службу полковнику и его стрельцам. Однако справедливости ради следует сказать, что ныне это мнение разделяется не всеми московедами. Первые сомнения появились у П. В. Сытина, первоначально придерживавшегося традиционной версии. Однако затем он изменил свою точку зрения и уже в книге «История планировки и застройки Москвы» подчеркнул, что Сухарева башня не могла быть построена в честь или в память полковника Сухарева, поскольку это не следует из памятной надписи. П. В. Сытин упомянул и о том, что Сухарев был награжден Петром за Троицкий поход гораздо более скромно по сравнению с другими. В наше время известный исследователь истории Москвы и ее памятников С. К. Романюк в своей книге «Москва. Утраты», изданной в 1992 году, также обращает внимание читателей на то, что никаких документальных свидетельств в пользу версии о возведении царем Сухаревой башни в благодарность полковнику Сухареву на самом деле нет. Действительно, на двух памятных досках, помещенных еще в петровские времена на стенах Сухаревой башни, мы не находим прямого свидетельства этому: «Построены во второмъ Стрелецкомъ полку по Земляному городу Сретенскiя ворота, а над теми воротами палаты и шатры с часами, а подле воротъ по обе стороны малыя палаты, да казенный амбаръ, а позади воротъ къ новой Мещанской слободе часовня съ кельями къ Николаевскому монастырю, что на Перерве. А начато то строенiе строить въ лето 7200 (1692), а совершено 7203 (1695), а в то время будущаго у того полка стольника и полковника Лаврентiя Панкратьева Сухарева».

Но в любом случае здание Сухаревой башни стало одним из архитектурных символов Москвы. Ее название тесно связано с именами многих окрестных объектов (часть из которых не сохранилась): Большая и Малая Сухаревские площади, Садово-Сухаревская улица, Большой и Малый Сухаревский переулки, знаменитый Сухаревский рынок.

Московский поэт Михаил Дмитриев посвятил башне такие строки, написанные 30 июля 1845 года:

Что за чудная, право, - это зеленая башня!
Высокая и тонкая; а под ней, как подножье, огромный;
Дом в три жилья, и примкнулось к нему, на откосе, под крышей,
Длинное сбоку крыльцо, как у птицы крыло на отлете!
Кажется, им вот сейчас и взмахнет! - Да нет! тяжеленька!
Сухарев строил ту башню, полковник стрелецкой! - Во время
Бунта стрельцов на юных царей Петра с Иоанном.
Верен с своим он полком двум братьям-царям оставался.
Именем верного, в память ему, Петр и прозвал ту башню...
...Тут прадеды ваши учились,
Как по морскому пути громоносные править громады!
Тот же народ простодушный любит веселую шутку!
Хочет жениться, и слышно, берет за себя он ту башню!

В Сухаревой башне в обширных палатах Петр устроил впервые в России математическую и навигацкую школы (где помимо заморских учителей преподавал и автор первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий), астрономическую обсерваторию и библиотеку. В советское время в 1926 году в Сухаревой башне был открыт знаменитый Московский Коммунальный музей, директором которого стал выдающийся историк Москвы Петр Васильевич Сытин, инициатор этого нового этапа в биографии Сухаревой башни. Но и этому памятнику московской архитектуры и культуры было суждено стать жертвой нового политического режима. Несмотря на официальные протесты даже таких известных людей, как И. Э. Грабарь, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев, К. Ф. Юон, А. М. Эфрос, и других, высшее советское руководство приняло решение о демонтаже, а попросту - об уничтожении Сухаревой башни. Лишь недавно стали доступными документы, свидетельствующие, что в принятии решения о сносе Сухаревой башни непосредственно участвовал И. В. Сталин. В частности, в сентябре 1933 года он писал Л. М. Кагановичу: «Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что ее надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, - слепы и бесперспективны». В июне 1934 года замысел властей свершился - Сухарева башня перестала существовать. Вот что писал о тех днях В. А. Гиляровский в письме, адресованном дочери: «Ее ломают. Первым делом с нее сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают ее стройную розовую фигуру. Все еще розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом». Это описание В. А. Гиляровский дополнил собственными стихотворными строками:

Жуткое что-то! Багровая, красная,
Солнца закатным лучом освещенная,
В груду развалин живых превращенная,
Все еще вижу ее я вчерашнею -
Гордой красавицей, розовой башнею...

Благодаря действиям нынешних московских властей, направленным на возрождение исторической памяти, запечатленной в старомосковских топонимах, на карте столицы и в нашем речевом обиходе вновь существует название Сухаревская площадь. Но я думаю и о другом. За последние несколько лет в Москве были восстановлены архитектурные памятники, служившие украшением столицы и теснейшим образом связанные с самим понятием «Москва», - храм Христа Спасителя, Казанский собор на Красной площади, Воскресенские ворота Китай-города с Иверской часовней, Красное крыльцо в Кремле. Хочу надеяться, что мы, москвичи, так же сможем вернуть нашему городу, свои потомкам и Сухареву башню.

Это был выдающийся памятник русской гражданской архитектуры, сооруженный по инициативе Петра I. Сухарева башня простояла в Москве с 1695 по 1934 год. При ее уничтожении она была буквально разобрана по кирпичику, в башне явно что-то искали и разыскиваемое, скорее всего, было связано с загадочной личностью Я. Брюса, прозванного «колдуном с Сухаревой башни».

В честь Лаврентия Сухарева

Сухарева башня была построена в 1692-1695 годах по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Ее возвели на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города, на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира). Свое название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, которому царь Петр I был очень обязан. Когда Петр I в 1689 году сбежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, именно стрелецкий полк Сухарева защитил его. Этот полк охранял Сретенские ворота, в знак благодарности царь приказал снести старые ворота и вместо них возвести новые, каменные, с часами. После перестройки ворота в центре украсила высокая, увенчанная шатром башня, чем-то похожая на западноевропейскую ратушу.

В целом, как считают архитекторы, стиль Сухаревой башни представлял собой некий «сплав» ломбардского и готического стилей. Как и Спасскую башню Кремля, Сухареву украшали часы. Ее высота составляла около 64 метров. Более 200 лет она оставалась не только украшением Москвы, но и одной из главных доминант города. Венчал башню двуглавый орел, причем довольно необычный, ведь его лапы окружали стрелы; по мнению некоторых исследователей, они
могли символизировать молнии.

Башню строили на века, а может, и на тысячелетия; во всяком случае, до нашего времени она достояла бы без проблем. Как отмечают специалисты, она отличалась колоссальной прочностью, залогом которой являлся очень глубокий фундамент. В Сухаревой башне хранилась икона Казанской Божьей Матери, избавительницы Москвы в войне 1612 года. В народе к башне было двойственное отношение: одни ласково называли ее «невестой Ивана Великого» (речь идет о колокольне Ивана Великого), другие с опаской - Башней колдуна.

Сохранилось описание Сухаревой башни, которое дал Михаил Юрьевич Лермонтов в 1834 году в «Панораме Москвы»:«… На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четырехугольная, сизая, фантастическая громада - Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе! Ее мрачная физиономия, ее гигантские размеры, ее решительные формы, все хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться».

Под руководством архитектора А. Л. Обера в 1870-е годы прошла реставрация башни, а в период 1897-1899 годов ее отремонтировали. Следующий ремонт отложили из-за войны с Германией. В 1919 году прошла очередная реставрация башни под руководством архитектора З. И. Иванова, который также подготовил проект перестройки ее под музей. Но 1934 год стал для башни роковым - ее разобрали до основания.

Гибель уникального памятника

Она была красивая, сказочная, розовая, и по ее переходам, видным с площади, мог бы ходить кот в сапогах», - так писал о башне Юрий Олеша. Однако красота башню не спасла. 17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», где сообщалось, что 19 августа строительные организации приступят к сносу сооружения и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь в связи с ее реконструкцией. 28 августа известный живописец И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в нем они указывали на ошибочность такого решения. Они писали: «Сухарева башня есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».

Аналогичное письмо в тот же день было отправлено и первому секретарю Московского комитета ВКП(6) Л. М. Кагановичу. 4 сентября тот на совещании московских архитекторов-коммунистов свел спор о башне к ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, - заявил он, - возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу… А создают ли коммунисты-архитекторы атмосферу резкого отпора и общественного осуждения таким реакционным элементам архитектуры?»

Такая постановка вопроса должна была сбить волну осуждения по поводу сноса Сухаревой башни, ведь получалось, что выступающие за ее спасение в своем роде попадают в лагерь реакционеров. Их спасало лишь отсутствие принадлежности башни к церковной архитектуре. Однако Каганович все же согласился приостановить разрушение башни и дать им время составить проект реконструкции. Он сказал, что «все зависит от того, насколько их проект разрешит задачу
движения».

Увы, Сталин почему-то явно нацелился снести башню. 16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу. 17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, а также авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они просили остановить разрушение архитектурного шедевра.

22 апреля 1934 года Сталин так ответил на их просьбу: «Письмо с предложением - не разрушать Сухареву башню - получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчество, чем Сухарева башня; жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас И. Сталин».

В ночь на 11 июня 1934 года снос знаменитой Сухаревой башни был полностью завершен. Один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранен и перенесен в филиал Государственного музея архитектуры, находящегося тогда в Донском монастыре. Его вмуровали в аркаду монастырской стены, там он находится и сейчас, однако доступ к нему ограничен. А вот часы, снятые с Сухаревой башни, можно увидеть на башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское.

Верный сподвижник Петра

Почему Сталин не откликнулся на просьбу столь большого количества выдающихся деятелей культуры и все-таки настоял на деконструкции башни? Некоторые исследователи предполагают, что при сносе он хотел что-то найти и это что-то было связано с именем Якова Брюса, ближайшего сподвижника Петра I, которого считают фигурой не менее загадочной, чем французский прорицатель Мишель Нострадамус.

Шотландец нашел себя на службе у русских царей. Он был военным, политиком, дипломатом, инженером, математиком, топографом, астрономом, астрологом, знахарем и, как уверяли его современники, самым настоящим колдуном. В последнее, говорят, верил даже царь Петр. Знакомство Брюса и Петра I началось еще в потешном войске, в которое записался 16-летний шотландец. С тех пор Брюс часто сопровождал царя в поездках по стране и Европе, он был крепок в пьянстве и загуле, мог поддержать компанию Петру, который в молодые годы не отличался примерным поведением.

Яков Брюс дослужился до чина генерал-фельдмаршала, стал сенатором, а в 1721 году даже получил титул графа. При этом, обладая живым умом и тягой к знаниям, Брюс стал одним из наиболее образованных людей своего времени. Он свободно владел несколькими европейскими языками, увлекался астрономией и астрологией, математикой и химией, ботаникой и медициной. Здесь перечислена только часть его научных интересов, их круг был необычайно широк.

В 1709 году был издан знаменитый «Брюсов календарь». Представляете, в нем был астрологический прогноз на 100 лет вперед! В календаре можно было найти прогнозы о самых различных грядущих событиях, начиная от погоды и урожаев и кончая войнами и миром. Там же содержались и полезные советы, в какие дни лучше заключать браки или отправляться в плавание.

Тайна «Черной книги»

Конечно, больше всего разговоров ходило о чародействе Брюса. Его необычные в те времена занятия вызывали много слухов. Например, поговаривали о том, что Брюс создал в Сухаревой башне для домашних работ механическую куклу-служанку необыкновенной красоты. Она делала уборку в комнатах, готовила еду, подносила хозяину кофе. Брюс упорно пытался сконструировать для нее какое-нибудь приспособление, чтобы она смогла говорить, но это ему не удалось. Механическая кукла выглядела настолько естественно, что в нее даже влюблялись молодые аристократы.

Простолюдины звали Брюса колдуном и были уверены, что в ночное время у него на башне собирались черти, упыри и прочая нечисть. Якобы в полнолуние к колдуну на башню прилетал настоящий дракон, на котором Брюс совершал полеты над спящим городом. Скорее всего, москвичей пугало светящееся каждую ночь окно на самом верхнем этаже башни, где Брюс устроил для себя обсерваторию. Наблюдение за звездным небом в те времена было в диковинку, вот и списывали эти ночные бдения на общение с нечистой силой.

Впрочем, это не самое интересное. Согласно ходившей в то время легенде, в Сухаревой башне хранилась «Соломонова печать» на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. Владевший перстнем получал немалые возможности; «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратишь, все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…»

Самой же большой тайной Брюса до сих пор считается его магическая «Черная книга». Шотландца звали чернокнижником и говорили, что эта книга давала ему не только власть, но и тайные знания. Ходили слухи, что Брюсу удалось разыскать легендарную библиотеку Ивана Грозного, с ней ему и досталась «Черная книга». Библиотеку он якобы надежно спрятал в подземельях Сухаревой башни. Ну а в народе автором таинственной книги считали самого сатану и называли ее «Библией черта».

По другой версии, «Черная книга», написанная волшебными знаками, когда-то принадлежала премудрому царю Соломону. В ней якобы были описаны судьбы всех людей на земле. Книга являлась заговоренной, поэтому только Брюс мог взять ее в руки, при попытке других она таяла в воздухе. Якобы эту книгу хотел полистать Петр I, но она так и не далась ему в руки, хотя Брюс присутствовал при этом. Чувствуя приближение смерти, Брюс замуровал «Черную книгу» в тайной комнате где-то в Сухаревой башне. На нее он наложил «магический замок» (особое заклятие), не позволяющий найти книгу посторонним людям, желающим узнать изложенные в ней тайные знания.

Самую масштабную попытку найти легендарную книгу предпринял Сталин. В результате в 1934 году Сухарева башня была разобрана буквально по кирпичику, в то время как другие сносимые здания просто взрывали. Причем разборка башни шла под бдительным оком Лазаря Кагановича. Стоит отметить и тот факт, что как людей, так и машины, покидающие объект, тщательно обыскивали сотрудники НКВД. Было сделано все, чтобы не допустить утечки каких-либо находок, обнаруженных в башне. Есть свидетельства, что различные находки все-таки были, но «Черная книга» среди них отсутствовала.

Ходили упорные слухи, что Лазарь Каганович, наблюдавший за уничтожением уникального архитектурного памятника, рассказал Сталину о высоком худом человеке в старинном парике, который из толпы погрозил ему пальцем, а потом словно растаял в воздухе. Скорее всего, это был сам Яков Брюс…

4118

После революции 1917 года главной целью новой власти стало преобразование мира, затронувшее все стороны жизни. На уровне конкретного города это проявлялось как в «воспитании масс» (в изменении мышления советских граждан), так и в физическом преобразовании пространства их жизни. При этом идеологические и практические задачи решались часто одновременно, без четкого разграничения чисто утопических и функциональных планов.

В Москве как в столице «нового мира» в 1920-1930-е годы шла активная «социалистическая реконструкция» городского пространства. Предполагалось активное создание новых объектов наряду с преобразованием или уничтожением существующих. При этом старое меняли или сносили из соображений «удобства» (то есть приносили в жертву новому, потому что новому безусловно отдавали предпочтение) или из чисто идеологических соображений: классовую борьбу, борьбу с инакомыслием переносили на градостроительную политику. Городская инфраструктура изменялась как из-за необходимости переустройства пространства для нужд стремительно увеличивавшегося московского населения, так и для искоренения «Москвы купеческой».

Активный снос памятников архитектуры начинается в конце 1920-х годов, а в первой половине 1930-х, когда окончательно оформляется сталинский режим, происходят основные разрушения, что объясняется начавшимся в 1930-х систематическим переустройством городского пространства. В 1931 году Москва выделяется из Московской области в самостоятельную административно-хозяйственную единицу, в ней создается самостоятельная партийная организация, которую возглавляет сначала Л. М. Каганович, затем Н. С. Хрущев. Тогда же принято решение о строительстве в Москве метро, а в 1935 году выходит «Генеральный план реконструкции Москвы». При этом в постановлении о генплане значилось: «при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой по пути решительного упорядочения сети городских улиц и площадей». Из этой установки видно, что идеи полного уничтожения «московского прошлого» у московских правителей не было, однако приоритетной, безусловно, являлась новая застройка, и ради нее можно было пожертвовать «стариной».

Идеологию сноса памятников очень хорошо иллюстрируют следующие слова секретаря Московского городского комитета партии К. В. Рындина: «Старая, неподвижная Москва, Москва купеческая, с самоварами, уступила место новому мощному промышленному центру с крупным передвижением масс». На деле благоустройство прибывающих в город из деревень рабочих оставляло желать лучшего, например, в одном из документов читаем: «передать тресту для организации общежитий церкви по списку, имеющемуся в Моссовете, что должно обеспечить жилищем 1200 рабочих». Однако, судя по информационным сводкам и политдонесениям, сами москвичи были вполне довольны и своим бытом, и общей реконструкцией столицы.

Стоит отметить, что некоторые особенно скандальные сносы встречали протест даже у ведущих московских архитекторов, но к их мнению не прислушивались, а наоборот, их поведение считалось выпадом против режима:

«Тов. Орлеанский оказался в хвосте у худшей части аппарата, идеологически враждебных, реакционно настроенных специалистов. Не боролся за высвобождение из-под их влияния наиболее близких нам специалистов и в результате скатился до поддержки вылазки классового врага против социалистической реконструкции г. Москвы (поддержка протеста против решения партии и советских органов о сносе Иверских ворот)» (из протокола заседания МГК ВКП(б)).

Самое известное из снесенных зданий - Сухарева башня. Это самое известное из снесенных в Москве в 1920-1930-е годы светское сооружение, разрушение которого вызвало наибольший протест. Оно было построено в 1692-1695 годах по инициативе Петра I в стиле московского барокко. Башня находилась на Садовом кольце, на его пересечении со Сретенкой, и служила Сретенскими воротами Земляного города. Башня, построенная архитектором М.И. Чоглоковым, находилась близ Стрелецкой слободы полка Л.П. Сухарева (отсюда ее название). В нижней части Сухаревой башни были ворота и караульни, над которыми находились палаты, окруженные открытой галереей. В 1698-1701 годах над палатами надстроены еще один этаж и четырехъярусная башня, в третьем ярусе которой установлены часы. В палатах Сухаревой башни помещалась созданная Петром I Школа математических и навигацких наук, позднее переведенная в Петербург. До 1806 года в Сухаревой башне размещалась Московская контора Адмиралтейской коллегии. В начале XVIII в. в верхнем ярусе Сухаревой башни была оборудована астрономическая обсерватория, в которой вел наблюдения Я. В. Брюс. В конце XVIII в. вокруг Сухаревой башни возник рынок, просуществовавший до самого сноса башни. При постройке Мытищинского водопровода во втором ярусе Сухаревой башни был сооружен чугунный резервуар на 7 тысяч ведер, откуда вода поступала в центр города. В 1925 году в это здание был перенесен Московский коммунальный музей - предшественник современного Музея истории Москвы.


Сухарева башня. Слева - церковь Троицы в Листах

Виды Сухаревой башни:




Незадолго до сноса


Сухарева башня. Фрагмент


Сухарева башня. Фрагмент

К началу 1930-х годов в условиях увеличения количества населения невероятно усложнилась сеть трамвайных путей на площади вокруг Сухаревой башни. Через ее ворота проходила однопутная линия. Пока проезжали два-три старомодных трамвая в одном направлении, приходилось ждать вагонам, следовавшим в противоположную сторону. Одновременно планировалось расширение проезжей части на всем протяжении Садового кольца, что тоже требовало переустройства пространства «Сухаревки». Итак, в 1932 году в МГК ВКП(б) (Московском городском комитете партии) заговорили о «сломке Сухаревой башни, затрудняющей движение по Садовой улице и нормальное сообщение Сретенки и первой Мещанской улицы (нынешнего Проспекта Мира)». Возможно, конечно, башня воспринималась не только как досадная помеха на пути технического усовершенствования Москвы, но и как символ старой традиционной Москвы, что усугубляло желание московского руководства поскорее с ней разделаться.
17 августа 1933 года информация о планируемом сносе Сухаревой башни появилась в печати. Ведущие московские архитекторы были возмущены планами Мосгоркома и направили самому Сталину ряд писем, в которых объясняли, что разрушение этого памятника абсолютно недопустимо, и предлагали свои проекты по перепланировке площади, не требующие сноса башни.


«Сломка башни нецелесообразна по существу, ибо, если цель ее - урегулирование уличного движения, то этот результат с одинаковым успехом может быть достигнут иными путями, не идя по линиям наименьшего сопротивления»
(И. Э. Грабарь, И. А. Фомин, И. В. Жолтовский и др. - И. В. Сталину // Известия ЦК КПСС. 1989. №9).


Предлагался даже вариант передвижки всей башни на несколько десятков метров, на более широкую часть площади, что «освободит перекресток улиц и даст сквозное движение по всем направлениям» (К. Ф. Юон, А. В. Щусев, А. М. Эфрос и др. - И. В. Сталину // Известия ЦК КПСС. 1989. №9).
Однако увещевания архитекторов не подействовали, Сталин категорично написал Кагановичу:«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к тому, что ее надо обязательно снести. Архитектора, возражающие против сноса - слепы и бесперспективны». Сталин утверждал, что «советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня».
В вопросе сноса такого важного для Москвы памятника архитектуры, как Сухарева башня, важна была и идеологическая сторона дела. Некоторые историки считают, что техническое решение задачи - сохранить башню и при этом обеспечить пропуск транспорта по Садовому кольцу - было делом значительно более сложным и трудоемким, нежели это представлялось протестовавшим против ее сноса архитекторам. В период с апреля по май 1934 года башня была разобрана. Все «строительные материалы», то есть фрагменты памятника, были переданы горотделу «для использования при замощении улиц».
В 1932 году было также принято решение учредить в Москве доску почета колхозов Московской области, на которую заносить особо отличившиеся колхозы, а также переименовать саму Сухаревскую площадь в Колхозную. Это было осуществлено уже после разрушения Сухаревой башни: в ноябре 1934 года после проведения коллективизации и подведения итогов соревнования, предложенного Всесоюзным съездом колхозников-ударников (февраль 1933 года), посреди Сухаревской площади, переименованной в Колхозную, перпендикулярно потокам городского транспорта по Садовому кольцу установили монументальную «доску почета» колхозов Московской области. Через некоторое время ее вынуждены были убрать и перенести на Самотечную площадь, потому что она, как и снесенная башня, мешала движению.

Сухарева башня в процессе разборки.