Зарождение гигиены и санитарии в 11 веке. Краткая история развития гигиены и экологии. Развитие гигиены в России

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра гигиены.

Реферат на тему:

История развития гигиены

Выполнили:

студенты 3 курса 1 группы

Лаптева О.С.

Агеева Н.К.

Проверил:

преподаватель

Новосибирск-2010

Введение

Историю развития гигиены делят на несколько периодов, отражающих влияние социальных и экономических условий разных эпох.
В древнеиндийском и древнекитайском законодательствах (3000-4000 лет до н. э.) имеются указания о режиме питания, дня, труда и отдыха, говорится о необходимости поддержания чистоты тела, сообщаются правила захоронения трупов и т. д. В Египте за 1500 лет до нашей эры проводилось организованное удаление нечистот и осушка болот, сооружались орошительные системы и водопроводы. В так называемом «Моисеевом законодательстве» (1600 лет до н. э.) приводится ряд правил личной гигиены, режима питания, труда и отдыха, а также излагаются требования к питьевой воде и правила борьбы с заразными болезнями.

Введение………………………………………………………………………2

История развития знаний о гигиене………………………………………..4

Развитие гигиены в XIX веке………………………………………………5

Развитие гигиены в России…………………………………………………7

Заключение…………………………………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………….11

Большая роль в развитии гигиенических знаний принадлежит врачам античной Греции. Основоположник научной медицины Гиппократ, обобщая знания и опыт лечебной медицины, делает попытку определить в трактате «О воздухах, водах и местностях» роль и значение чистого воздуха, воды, почвы для здоровья и деятельности человека.
В древней Греции и Спарте большое значение придавалось физическому развитию молодежи, проводились спортивные олимпийские состязания. В Афинах была оборудована канализация для удаления жидких нечистот и стоков. Там же был организован санитарный надзор за постройкой домов и за продажей пищевых продуктов. Для борьбы с заразными заболеваниями в древней Греции применяли окуривание помещений серой и ароматическими веществами.
Гиппократ (460-377гг. до н. э.) написал первые произведения по вопросам гигиены: трактаты «О здоровом образе жизни» и «О воздухе, водах и местностях». В этих произведениях Гиппократ излагает наблюдения и теоретические рассуждения о влиянии ряда факторов внешней среды на здоровье человека и о связи их с заболеваниями. Позже «теорию среды» Гиппократа развивали Платон, Аристотель и другие ученые и философы.
Римляне унаследовали от греков гигиенические знания и значительно превзошли их в области санитарного благоустройства. Сооружения по водоснабжению и канализации древнего Рима являлись для той эпохи настоящим инженерным чудом. Достаточно сказать, что в древнем Риме было 14 крупных и 20 мелких водопроводов, подававших 0,51 м³ горной ключевой воды на человека в сутки. В Риме существовали зачатки современных способов обезвреживания нечистот, преследовалась фальсификация и продажа испорченных пищевых продуктов, проводился санитарный надзор за строительством.
Однако, несмотря на определенные успехи в деле охраны здоровья человека, в древней Греции и Риме не могло быть и речи о гигиене как науке. Санитарные мероприятия в рабовладельческом обществе не преследовали целей подлинного общественного здравоохранения и были направлены только на санитарное обслуживание господствующих классов. Опустошительные эпидемии и массовые заболевания (чума в Афинах, оспа, непрекращавшиеся «лихорадки» в Риме) свидетельствуют о недостаточности как гигиенических знаний, так и санитарных мероприятий, проводившихся в античной Греции и Риме.
Средние века в странах Западной Европы были периодом экономического и культурного упадка. Феодальный гнет и беспрерывные войны имели следствием обнищание населения. Христианская церковь в средние века являлась проповедником мракобесия, фанатизма, презрения к земному благополучию и телесному здоровью.













Изменение внешности путём использования косметики практиковались на протяжении тысячи лет! Ароматы различных масел были использованы для проведения церемоний и религиозных обрядов. В древнем Египте полезные ископаемые применяли для лица, чтобы обеспечить цвет и подчеркнуть черты лица.Греки также были известны "раскрашиванием" своего лица, а римляне использовали духи на масляной основе в банях и даже применяли их как оружие. Отмечается, что Римская Лукиана говорили о женщинах и косметики ссылаясь на их полировку зубов и бровей. На основе спирта на Ближнем Востоке были разработаны и привезены в Европу духи в тринадцатом веке Искусство создания новых ароматов было разработано во Франции в семнадцатом веке путём смешивания ингредиентов, таких как цветы,корни, плоды и любой другой продукт содержащий аромат. Это был невероятно трудоёмкий процесс, который требовал огромного количества натуральных ингредиентов для производства небольшого количества аромата.На протяжении многих веков отбеливанием лица был продукт,состоящий из карбанатов, гидрооксидов и оксида свинца. Из-за использования этих компонентов возникали многочисленные физические проблемы и в некоторых случаях приводило к параличу мышц или даже смерти. К 19 веку стали использовать оксид цинка в качестве порошка для лица, заменив ранее используемый продукт. Другие ядовитые вещества также использовались, что бы подчеркнуть черты лица: свинец и сульфид сурьмы использовались как тени на глаза, сульфид ртути-для подчёркивания губ,а также белладонну(красавку)использовали для того, чтобы придать блеск глазам.

РАЗВИТИЕ ГИГИЕНЫ В XIX ВЕКЕ

Гигиена как самостоятельная научная дисциплина начала развиваться в XIX веке. Зачатки гигиены в предуп­реждении заболеваний существовали задолго до этого. Народная меди­цина в своем многовековом опыте наряду с приемами лечения накапли­вала приемы предупреждения болезней. Уже в ранние периоды суще­ствования человеческого общества имелись зачатки народной гигиены в области питания, устройства жилища, одежды. Постепенно расширялся народный опыт по предупреждению болезней и в практику врачей вхо­дили указания гигиенического характера - о здоровой пище, воде, уходе за детьми, содержании домов и т. п. Диететика охватывала вопросы лич­ной гигиены и была тесно связана с лечебной медициной.

Установ­ленные народным опытом гигиенических требований общественного по­рядка получили оформление в нормативных законодательных документах (различных санитарных регламентах, правилах и т. д.), в которых в ос­новном содержались указания запретительного характера. Возникла так называемая медицинская полиция, которая была объединена с судебной медициной.

До XIX века гигиены как самостоятельной науки не суще­ствовало. В ряде стран передовые врачи выступали с предложениями гигиенического характера. В Германии в 1798 г. вышло сочинение Гуфер-ланда «Макробиотика или искусство продления человеческой жизни», в котором были разработаны правила личной гигиены. В 1799-1819 гг. И. П. Франк напечатал сочинение в 6 томах «Полная система медицин­ской полиции», где обобщил имевшиеся к тому времени знания по обще­ственной гигиене и здравоохранению. Обе эти книги отражали идеи эпохи поднимающегося капитализма и в первую очередь были предназначены для обслуживания интересов господствующих классов.

В прямой связи с ходом общественного развития в XIX веке произо­шли существенные изменения в положении и характере гигиены как науки. В XIX веке, особенно во второй половине его, гигиена сложилась и развилась как особая отрасль медицинской науки. Основной предпо­сылкой оформления гигиены служило развитие капитализма - быстрый рост промышленности и городов. В непосредственной связи с развитием капиталистических общественных отношений находилось нарастание ре­волюционного движения, требований об улучшении условий труда и быта. Частые эпидемии вызывали необходимость в санитарных меро­приятиях, а проведение их требовало научного обоснования.

Большие успехи естествознания в XIX веке способствовали разработке вопросов гигиены как науки. Возникновение научной гигиены как самостоятельной научной дисциплины было непосредственно связано с развитием физики, химии, физиологии, позднее - микробиологии и других отраслей естест­венных наук. Успехи естествознания сделали закономерным формирова­ние гигиены к середине XIX века и ее быстрое развитие во второй по­ловине его. Буржуазия, вынужденная проводить санитарные мероприятия в целях самозащиты от эпидемий и болезней, свирепствовавших среди рабочего класса, искала научные обоснования этих мероприятий. Это привело врачей к применению в области гигиены экспериментальных ме­тодов исследования, разработанных естествознанием.

Во второй половине XIX века естественные науки вооружили гигиену экспериментально-лабо­раторными методами исследования. Широкое применение методов естест­венных наук к изучению внешней среды во второй половине XIX столе­тия изменило характер гигиены. С середины XIX века гигиена стала называться экспериментальной и выделилась как отдельная отрасль медицинской науки и как особый предмет преподава­ния при подготовке врачей.

В связи с развитием промышленности и ростом городов в первой половине XIX века в Англии были начаты исследования по промышлен­ной санитарии. В 1832 г. в Англии был принят закон об обследовании состояния фабрик, а в 1833 г. акт, запрещающий ночную работу подро­стков и детей и устанавливающий для них 12-часовой рабочий день, была создана фабричная инспекция и установлены ее права. Маркс высоко оценил одного из первых инспекторов Хорнера. Он выступал за сокращение рабо­чего дня на фабриках, доказывал вредность для здоровья рабочих про­должительного рабочего дня, указывал на необходимость ограждения машин во избежание несчастных случаев и требовал установления ответ­ственности предпринимателей за увечья рабочих, полученные на фабри­ках. В 1848 г. в Англии был принят закон об устранении санитарных вредностей и предупреждении заболеваний. Работы Хорнера были про­должены английским врачом Джоном Саймоном. Саймон начал проводить санитарные лабораторные исследова­ния, но в его исследованиях преобла­дал описательный метод. Саймон показал необходи­мость института санитарных врачей. Английские санитарные врачи нача­ли составлять таблицы смертности, которые помогали выяснять влияние профессиональных условий на дли­тельность жизни и смертность рабо­чих.

Наиболее крупные экспериментальные работы по гигиене были про­ведены немецким врачом Петтенкофером и его школой. Вместо прежних описательных характеристик факторов внешней среды Петтенко­фер применил к их исследованию методы физики и химии. Петтенкофер работал во многих областях гигиены: изучал влияние воздуха, воды, почвы на человеческий организм, обмен веществ при дыхании, определил содержание углекислоты в атмосферном воздухе, установил ее значение при дыхании. В области гигиены жилых помещений Петтенкофер изобрел метод, носящий его имя, для определения количества углекислоты в воз­духе помещений, изучал естественную и искусственную вентиляцию, установил обмен воздуха через стены, вентиляцию через одежду, иссле­довал отопление жилищ, значение сырости в помещении и разработал меры борьбы с нею. Исследования Петтенкофсра способ­ствовали развитию санитарии - устройству водопроводов, канализации, санитарному оборудованию жилищ. Его нововведения отвечали потреб­ностям времени и широко распространились. Вместо прежнего курса ме­дицинской полиции, объединенного с судебной медициной, возникли самостоятельные кафедры экспериментальной гигиены.

Наряду с Германией Россия явилась одной из первых стран, где были созданы самостоятельные гигиенические кафедры, предусмотренные университетским уставом 1864 г. В 1865 г. Петербургская медико-хирургическая академия и медицинские факультеты Киевского и Казанского университетов вынесли решение об организации кафедр гигиены.

Внимание большинства западноевропейских гигиенистов было направлено на то, чтобы просле­дить влияние на здоровье человека внешних естественных факторов, при­чем мало учитывались социальные условия как этиологический момент санитарных вредностей. В большинстве гигиенических исследований не затрагивались социально-экономические факторы. Такое направление узкого техницизма в гигиене было поддержано буржуазной наукой и ча­сто не учитывало роли социальных факторов.

Новый этап в развитии гигиены начался с развитием микробиологии в последней четверти XIX века. С открытием патогенной роли микробов получили научное обоснование многие гигиенические мероприятия. Уста­новление болезненной роли микробов и развитие микробиологии под­крепляло эти воззрения. Для Коха и его последователей это было очень характерно. Применение микробиологии буржуазными гигиенистами уси­лило биологическое направление в гигиене и ее оторванность от социаль­ных условий.

В капиталистических странах гигиена ограничивается разработкой альтернативных мер. Социальная ги­гиена в капиталистических странах ограничилась анализом мероприятий, исходящих из необходимости сохранения капиталистического строя без коренных его изменений.

Развитие гигиены в России.

Во второй половине XIX века в России одновременно с Германией получила развитие гигиена. Условия, способ­ствовавшие этому, были в основном те же, что и в других капиталистиче­ских странах: экономическое развитие страны, вступившей в средине XIX века в капиталистическую общественно-экономическую формацию, рост промышленности, увеличение населения в городах, успехи естествознания, применение которых позволило давать гигиеническим факторам точное выражение, исследовать их количественно и качественно методами естественных наук. Высокая заболеваемость заразными болез­нями и смертность от них в России возбуждали вопрос об улучшении общественного быта в гигиеническом отношении и предупреждении этих болезней. Освободительные движения и революции придавали особую окраску развитию гигиены в России во второй поло­вине XIX века и обусловили особые самобытные черты в деятельности большинства отечественных гигиенистов, резко отличавшие их от гигие­нистов западноевропейских стран.

Гигиена и изучение тех условий, которые необходимы для сохранения здоровья, приобретает в настоящее время преобладающее значение в глазах каждого че­ловека. Русские гигиенисты, никогда не замыкались в узкие рамки лабораторной техники в отличие от ряда западноевропейских ги­гиенистов. Большинство их было связано с широкими кругами лечащих врачей-клиницистов и с практическими санитарными работниками «а местах, в земствах и городах. В. В. Святловский в 1882 г. писал: «Ги-гиена как наука должна перестать заниматься изображением какой-то идеальной, нормальной жизни, которая ни для кого и нигде не сущест­вует, а обязана посвятить себя исследованию тех санитарных условии быта, которые существуют в реальности.

Алексей Петрович Добро­славин (1842-1889) в 1865 г. выступал против воззрений: «Физиологии мы обязаны тем, что аля нас не существует более жизненной силы, которой так недавно объяснялось все живое. Понятие о жизненной силе уступило место убеждению в том, что все растительные жизненные процессы со­вершаются по общим для всей природы законам физики и химии». А. П. Доброславин правильно оценил положительные стороны экспе­риментальной гигиены, овладел новыми методиками гигиенических иссле­дований и широко их применял. Однако, исходя в основном из тех же естественнонаучных предпосылок, что и современные ему западноевропей­ские гигиенисты, из успехов физики, химии и физиологии, А. П. Добро­славин ставил перед гигиеной в первую очередь широкие общественные задачи. Он писал: «Гигиена дает свои советы и предписания общине, це­лым группам народонаселения. Таким образом, помощь, оказываемая ги­гиеной, имеет общественный характер. Нет возможности устранить болез­нетворные влияния внешней среды, не действуя сразу на целое народона­селение».

Он также организовывал и руководил исследованиями по многим разделам гигиены: питания, коммунальной, школьной, военной.

Федор Федорович Эрисман (1842-1915) в своих работах он определил ближай­шую цель гигиены: исследовать влияние на человека всевозможных явле­ний природы, действию которых он непрерывно подвергается, далее - влия­ние той искусственной обстановки, в которой он живет вследствие своего социального положения, и, наконец, найти средства для смягчения действия всех неблагоприятных для организма человека условий со стороны приро­ды и общества. В своих исследованиях Ф. Ф. Эрисман и его помощники обследовали условия быта рабочих и их семей, состав рабочих, условия найма, продолжительность рабочего дня, заработную пла­ту, условия жилища и питания. При определении состава фабричных рабочих осо­бенно подробно выяснялся воп­рос, связан ли фабричный рабо­чий с сельским хозяйством («связь с землей», как говори­ли в то время). Ф. Ф. Эрисман настаивал на тесной органической связи научной ги­гиены и практической санитарной деятельности. «Научный характер обще­ственной гигиены нисколько не страдает от того, что она до некоторой сте­пени привлекается и к практической деятельности, если только эта прак­тика основывается не на произвольных действиях отдельных личностей, а на прочной научной и объективной почве».

Практика санитарного дела подтвердила правильность точки зрения Ф. Ф. Эрисмана. И в настоящее время нередки попытки сведения гигиены к санитарно-гигиеническим мероприятиям. Знание методов гигиенических исследований обязательно для врача, но и они должны «отталкиваться» от основного объекта изучения гигиены - живого человека, а не носить характера исследования мертвой, оторванной от человека внешней среды.

Значение земской медицины в России для развития медииинског науки.

Растущие потребности сельского населения в медицинской помощи даже в минимально мере не могли быть удовлетворены теми ее формами, которые существовали в доземский период в виде учреждений приказа общественного признания.

Основные элементы земской медицины к концу XIX века состояли из следующих звеньев: 1) сельская участковая больница,

2) уездный и губернский санитарный врач (бюро),

3) уез ный и губернский санитарный совет,

4) уездный и губернский съезд зе ских врачей.

Земская медицина была само­бытным, значительным общественным явлением отечественной культуры периода развития капитализма в России, единственным в истории приме­ром организованной медицинской помощи сельскому населению в условиях капитализма. Русская земская медицина, имевшая ряд существенных недо­статков, в целом представляла передовую форму организации медицин­ского дела в сельских местностях по сравнению с состоянием его в других странах.

Гигиеническая комиссия Лиги наций в 1939 г. после работы специаль­ной комиссии предложила как рекомендуемую для устройства в различных странах систему организации медицинской помощи сельскому населению и в своих рекомендациях дословно повторила основные черты земской ме­дицины. Лучшие гигиенисты всех стран капиталистического мира к 1938 г. не смогли для условий капитализма дать ничего лучшего, как рекомендо­вать основные положения земской медицины.

Советская система медико-санитарного обслуживания сельского на­селения качественно отличается от земской медицины. Советская система медико-санитарного обслуживания сельского населения, построенная после Великой Октябрьской социалистической революции на принципиально но­вых основах, критически восприняла и использовала участковый принцип земской медицины. Кроме оказания непосредственной медицинской лечебной и санитар­ной помощи населению, передовые деятели земской медицины провели многочисленные исследования, дали санитарные описания местностей, из­учали заболеваемость населения, обследовали и описали жизнь и труд крестьян, сельскохозяйственных батраков в южных губерниях, кустарей, рабочих на фабриках, расположенных в сельских местностях, обследовали школьников, распространяли гигиенические знания.

В земской медицине получила яркое отражение передовая черта отечественной медицины - ее санитарно-гигиеническая, профилактическая направленность. Общественно-санитарное направление характеризовало деятельность лучших представителей земской медицины. Земская медицина носила половинчатый, реформист-ский характер. Находясь под значительным влиянием народнической идеологии, многие земские врачи не поняли необходимости сочетания задач борьбы за здоровы народа с общеполитическими задачами борьбы пролетариата за свержение самодержавия.

В связи с ростом рабочего революционного движения в России 80-90-х годах в среде земских врачей произошла заметная дифференциация. Меньшинство примкнуло к пролетарскому движению, большинстве врачей превратилось в культурников. В проведении оздоровительных мероприятий они не опирались и в условиях царского режима не могли опираться на широкие массы трудящихся. Земскую медицину охарактеризовал Соловьев в 1914 г. в статье «Пятидесятилетие земской медицины».Указав, что путь земской медицины был тяжелым, изобилующим трения­ми и препонами, представлял «вечную войну в совершенно мирном деле» где «всюду каждый шаг вперед оплачен ценой долгих усилий, похожих на какую-то осаду».

Заключение:

Формирование экспериментальной гигиены
Основоположниками гигиенической науки в Западной Европе были английский ученый Парке, издавший в 1857 г. большое руководство по гигиене, основанное на результатах физико-химического и бактериологического исследования факторов внешней среды, а также немецкий гигиенист Петтенкофер, заслугой которого явилось проведение многолетних лабораторных и статистических исследований, способствовавших превращению гигиены в точную науку. Особо важное значение имели исследования Петтенкофера в области вентиляции и отопления жилищ.
Весьма ценными оказались работы по физиологии и гигиене питания физиолога Фойта. Последователями Петтенкофера были Рубнер и Флюгге. Работы этих гигиенистов явились основой для разработки ряда гигиенических норм санитарной оценки воздуха, почвы, воды, жилища и одежды.
Быстрый расцвет бактериологии во второй половине XIX века, непосредственно связанный с периодом выдающихся открытий Луи Пастера (18221895), дал возможность применить в гигиене новые методы исследования для решения вопросов оздоровления жилищ, населенных мест и предупреждения заболеваний, в связи с чем быстро развиваются новые отрасли гигиены эпидемиология и санитарная бактериология .
Однако в своих исследованиях Петтенкофер и его последователи в Западной Европе не учитывали роли социальных факторов для гигиены, что повело к отрыву ее от жизни, приданию гигиеническим исследованиям узкотехнического направления.
5. Становление гигиены в России
История развития гигиены в России сравнительно мало изучена, но, согласно различным историческим источникам, еще в глубокой древности наши предки в проведении ряда санитарных мероприятий опережали другие народы. В древнейших памятниках русской письменности имеются указания на то, что при строительстве надо избегать низменных и болотистых участков, так как они опасны для здоровья. В одной из рукописей говорится: «И есть иные воды вредительнее нежели болотная».
При археологических раскопках в ряде древнерусских городов обнаружены остатки мостовых. Установлено, что деревянные мостовые в древнем Новгороде были построены в X XI веках, в Суздале в начале XII века. Деревянные мостовые имелись и в Москве. Между тем в Западной Европе мостовые появились лишь в 1369 г. в Нюрнберге и только в 1417 г. в Лондоне.
В рукописях X века имеются упоминания о водопроводе. При раскопках, произведенных в Новгороде, обнаружены остатки водопровода. Сложная система деревянных трубопроводов, по заключению ученых, была сооружена в конце XI века. Там же обнаружены остатки системы канализации. В Москве в XV веке также имелся самотечный водопровод. Водопроводы сооружались и в монастырях: в Соловецком монастыре и Троице-Сергиевой лавре в XVI веке. В древнерусских городах были широко распространены общественные бани.
Письменные памятники культуры Древней Руси летописи, законодательные акты, записи путешественников свидетельствуют о раннем развитии элементов санитарной культуры в нашей стране. Так, в «Домострое» (XV XVI век) сообщаются правила обработки и хранения пищи, говорится о режиме питания, стирке и смене белья. В Москве в XVII веке приставам были даны указания о надзоре за хлебопечением и продажей хлеба, что являлось элементом государственного санитарного надзора.
Еще в первом тысячелетии до нашей эры в древней Грузии, Азербайджане, Армении и Таджикистане строились бани и водопроводы, устанавливалось наблюдение за торговлей пищевыми продуктами и т. д. Весьма большое значение имела деятельность великого таджикского ученого Авиценны (9801037). Авиценна обессмертил свое имя многими замечательными произведениями и, прежде всего, «Каноном врачебной науки», в котором он уделил внимание вопросам гигиены. Большое гигиеническое значение имеют разделы «Канона» о болезнях и их прчинах. Авиценна высказал гениальную догадку о возможности распространения некоторых болезней через воду и воздух; на этом основании он рекомендует проветривать жилища и кипятить или фильтровать воду. Часть этого труда посвящена нормам поведения здорового человека. Здесь Авиценна уделяет большое внимание важности соблюдения правильного режима. Рациональное питание рассматривается им как важнейший фактор сохранения здоровья и восстановления сил во время болезни.
Хотя в ряде случаев в проведении санитарных мероприятий Русь опережала страны Западной Европы, общий уровень санитарной культуры в стране был крайне низок и в средние века на Руси свирепствовали эпидемии, не менее опустошительные, чем в Западной Европе.
В начале XVIII века возникла Российская империя, которая в результате преобразований Петра I стала могущественным государством. Петровская эпоха имела важное значение для развития санитарной культуры в России. Петр I сам руководил проведением многих санитарных мероприятий. Так, он собственноручно написал наставление о предохранении войск от болезней, а в 1717г. указ о постройке каменных мостовых в Кремле и Китай-городе. В 1737г. был издан указ сената о выделении в городах специальных объездчиков для надзора за санитарным благоустройством. В 1743г. дается «Наказ губернаторам и воеводам и их товарищам, по которому они должны поступать». В «Наказе» излагаются правила торговли пищевыми продуктами.
Труды М. В. Ломоносова, его философские и естественнонаучные взгляды отразились и на развитии русской медицины и гигиены. Идеи М. В. Ломоносова имели огромное влияние на виднейших деятелей этой эпохи С. Г. Зыбелина, Д. С. Самойловича и Н. М. Амбодика; которые в свою очередь оказали значительное воздействие на развитие гигиенической мысли и профилактического направления в русской медицине.

1. Алексеев С. В., Усенко В. Р. Гигиена труда. − М.: Медицина, 1988. − 576с.
2. Ассонов Н.Р. Микробиология. − М.: Агропромиздат, 1989. − 351с.
3. Большая советская энциклопедия / Под ред. Б.А. Введенского − М.: Государственное научное издательство «Большая Советская Энциклопедия», 1952. − Том 14. − С.610.
4. Волков В.А., Куликова М.В. Российская профессура XVIII − начала XXв. Биологические и медико-биологические науки. Биографический словарь. СПБ.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института. − 2003.− 544с.
5. Габович Р. Д. Гигиена. − М.: Медицина, 1990. − 415с.
6. Гигиена: Учеб. для вузов / Под ред. Г.И. Румянцева.− М.: ГЭОТАР − Медицина, 2000.− 608с.
7. Общая гигиена / Под редакцией Е.И. Гончарука. − Киев: Высшая школа, 1991. − 410с.
8. Общая гигиена: Учеб. для студентов сан.-гигиен. фак. мед. ин-тов / Румянцев Г. И., Воронцов М. П., Гончарук Е. И. и др. − М.: Медицина, 1990. − 288с.
9. Румянцев Г.И., Вишневская Е.П., Козлова Т.А. Общая гигиена. − М.: Медицина, 1985. − 432с.
10. Сорокина Т.С. История медицины. − Т.2. − http://www.bibliotekar.ru/423/index.htm
11. Физиология человека / Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. − М.: Медицинская книга; Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2001.− 527с.

Гигиена - одна из наиболее древних наук. Элементы санитарных правил можно обнаружить в исторических документах древних рабовладельческих государств. Известны санитарные предписания в своде законов Древней Индии; в них указывалось на необходимость смены белья и одежды, ухода за кожей и зуба рекомендовалась растительная пища и запрещались излишества в еде. В Древнем Египте за 1500 лет до н. э. осуществлялись санитарные мероприятия по оздоровлению населенных мест. В иудейском Моисеевом законодательстве были регламентированы гигиенические правила всех сторон частного и общественного быта древних евреев, На территории др. Хорезма имелись крупные, благоустроенные в санитарном отношении города. В Древнем Риме существовали водопровод, канализация, знаменитые римские термы (бани-купальни). В Новгороде обнаружены остатки городского водопровода (11 в.), построенного из деревянных труб. Водопроводы были в Соловецком монастыре, Троице-Сергиевой лавре (16 в.), Киево-Печерской лавре (17 в.). В Москве самотёчный водопровод из свинцовых труб был построен в 1631. Торговые бани (т. е. бани для общего пользования) устраивались во многих русских городах. В «Домострое» (16 в.) говорилось о хранении готовой пищи, мытье посуды, стирке и смене белья.
В 16-17 вв. появились лечебники, содержащие гигиенические советы. В 1700 вышел трактат итальянского учёного Б. Рамаццини «Рассуждение о болезнях ремесленников» - первый научный труд по Г. труда. В классическом произведении немецкого учёного И. П. Франка «Система медицинской полиции» (1779-1827) говорилось о социальном значении здоровья. В 1797 появилась «Макробиотика» (искусство продления жизни) немецкого врача К. В. Гуфеланда.
В России в 18-19 вв. вопросы Г. нашли отражение в трудах М. В. Ломоносова, а также врачей С. Г. Зыбелина, Д. С. Самойловича, М. Я. Мудрова. В сочинении М. В. Ломоносова «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763) дано много указаний, направленных на сохранение здоровья рудокопов, сформулирована теория движения воздуха в шахтах, которая легла в основу расчёта естественной вентиляции.

Список литературы:

Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. - Липецк, 2000. - 110 с.
Лаптев А.П. Гигиена массового спорта. - М.: ФиС, 1984. - С.11-24.. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФиС, 1990. - С.121-143.

Минх А.А. Общая гигиена. - М.: Медицина, 1984. - С.232-261.

Исторические основы гигиены сформировались в глубокой древности. Уже в Древней Греции, Риме, Египте, Китае, Индии начинается систематизация и пропаганда здоровых условий и образа жизни человека, питания, физической культуры и предупреждения болезней.

Великий древнегреческий врач Гиппократ, в своих трактатах «О здоровом образе жизни» и «О воздухе, водах и местностях». Изложил наблюдения и рассуждения о влиянии ряда факторов внешней среды на здоровье человека.

Истоки названия дисциплины гигиена находим в словарях греческого и латинского языков: hygienos (греч.) - здоровье, приносящий здоровье; sanitas (лат.) - здоровье.

Оба термина «гигиена» и «санитария» сохранились в современной профилактической медицине. Традиционно термин «гигиена» используется как название гигиенической науки. Термин «санитария» отражает практическую реализацию, надзор за выполнением гигиенических норм и правил.

В древнегреческой мифологии находим еще одно толкование термина «гигиена». У Асклепия (бога врачебного искусства) была дочь Гигиея - богиня здоровья. Она была воспета поэтами, запечатлена живописцами и скульпторами в прекрасных произведениях искусства, где изображалась в виде красивой девушки, державшей в руках чашу, наполненную водой и обвитую змеей.

Греческие писатели – философы Платон и Аристотель в своих произведениях развивали идею Гиппократа о влиянии внешней среды на здоровье людей. Поэтому в Греции, где в начале обращали главное внимание на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, гимнастических играх, закаливании. Стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот и т.д.

Наследниками культурных богатств греков являлись, римляне, у которых санитарные мероприятия получили еще большее развитие.

Гордостью Древнего Рима были крупные водопроводы, купальни и бани, но этими благами пользовались далеко не все граждане, так как вода облагалась большим налогом. Памятником городского благоустройства остается система канализации с использованием нечистот для удобрения полей и садов.

Период средних веков (VI – XIV) характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий.

Вспышки оспы, холеры, тифов, массовое распространение проказы, кожных, венерических и глазных болезней были характерным явлением для того времени. Пандемия чумы в XIV в., известная под названием «черной смерти», унесла около 25 млн. человек.



Однако многие средневековые врачи высказывали ценные мысли в отношении гигиены. Мировую известность получило произведение выдающегося таджикского врача и философа Абу Али Ибн Сины (Авиценны) «Канон медицины», изданное в XI в.

Эпоха возрождения (XV – XVI в.) характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиене, в частности к профессиональной гигиене. Научный тракт итальянского врача Рамаццини о болезнях ремесленников (1700) является первым сочинением в этой области.

История гигиены как самостоятельной научной дисциплины начинается в 60 -70-е гг. XIX в., когда в Западной Европе и России появляются первые кафедры гигиены при университетах.

В 1865 г. выдающийся немецкий ученый, врач Макс Петтенкофер возглавил кафедру гигиены в Мюнхенском университете. Он явился основоположником экспериментальной гигиены, поскольку обосновал методологию изучения факторов среды обитания с позиции их влияния на здоровье человека. М. Петтенкофер творчески использовал методы естественных наук (химии, физики) для гигиенического исследования и нормирования повседневно воздействующих на человека параметров воздуха, почвы и воды. Он и его ученики разработали многочисленные методы лабораторных исследований в гигиене.

Отечественная гигиена в значительной мере развивалась самобытным путем, и многие санитарные мероприятия были осуществлены в России раньше, чем на Западе. Например, общественный водопровод в Новгороде существовал в XI в., замощение улиц в Пскове произошло в XII в., тогда как в Западной Европе эти мероприятия были осуществлены на 300 лет позднее.

Приоритет создания и формирования гигиенической науки в России принадлежит Алексею Петровичу Доброславину и Федору Федоровичу Эрисману.



Первая самостоятельная кафедра гигиены в России была организована в 1871 г. в Военно – медицинской академии в Петербурге А.П. Доброславиным (1842 – 1889) . Он известен своими трудами в различных областях гигиены, создал первый российский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», первую гигиеническую экспериментальную лабораторию. Велика заслуга А. П. Доброславина в практической реализации профилактической медицины. Он основал и был бессменным руководителем первой в России городской санитарной станции, Петербургского и губернского земства.

В 1882 г. была создана кафедра гигиены в Московском университете и ее возглавил Ф.Ф. Эрисман. Широкой известностью пользуются его труды по школьной, профессиональной гигиене и гигиене питания. С именем и делами Ф. Ф. Эрисмана связан расцвет земской профилактической медицины, в рамках которой земские врачи проводили значительную работу по изучению санитарного состояния различных уездов, обследование земских, церковно-приходских учебных заведений и школ разных ведомств.

В Москве Ф.Ф. Эрисман создал гигиеническую лабораторию. Сейчас это Научно-исследовательский институт, который носит его имя. Под его руководством строились новые здания и клиники медицинского факультета на Новодевичьем поле, где у гигиенического корпуса стоит памятник ему.

В 20-е годы XX столетия в Советской России гигиеническая наука и практика интенсивно развивалась. Происходит дифференциация гигиенических знаний с выделением специальных дисциплин: социальная гигиена и организация здравоохранения, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, несколько позже военная и радиационная гигиена.

В создание и формирование отдельных отраслей гигиенической науки большой вклад внесли советские гигиенисты: Н.А. Семашко - первый нарком здравоохранения, А. И. Сысин, А. А. Летавет, Г. В. Хлопин, А. В. Мольков, В. А. Рязанов, Ф. Г. Кротков, С. Н. Черкинский, В. А. Покровский, С. М. Громбах и др.

В 1922 г. был принят декрет Совета народных комиссаров «О санитарных органах республики», который определил государственный характер их действий. Основные задачи и функции санитарной службы были связаны с профилактикой эпидемий и инфекционных заболеваний, проводился предупредительный и текущий санитарный надзор за предприятиями промышленности, коммунального хозяйства, лечебно-профилактическими учреждениями, объектами питания, образовательными учреждениями и пр.

В 1991 г. был принят Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который существенно изменил содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора в России.

С 1999 г. первичная медицинская профилактика регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно закону санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Реализация профилактических мероприятий проводится через государственный санитарно-эпидемиологический надзор, т.е. деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Для этого в России функционирует санитарно-эпидемиологическая служба: органы и организации, действующие в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Определение гигиены как науки. Предмет и содержание гигиены. В. И. Даль в 1863 г. определил гигиену как "искусство или знания беречь здоровье, охранять его от вреда". По определению В. И. Даля, специалистом, который владеет искусством сохранения здоровья практически здоровых людей, является врач-профилактик, врач-гигиенист или санитарный врач.

Гигиена – это наука о закономерностях влияния среды обитания человека на индивидуальное и общественное здоровье, а также условиях его сохранения и укрепления.

Предметом гигиены является изучение закономерности влияния факторов окружающей среды на здоровье человека. Здоровье человека – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (ВОЗ).

Под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Факторы среды обитания могут быть этиологическими, т. е. выступать в качестве причины заболевания, и рисковыми, т. е. при определенных условиях они способны увеличивать вероятность нарушений здоровья. К факторам риска относятся загрязнение атмосферного воздуха, воды, почвы; избыточная масса тела, гиподинамия, нерациональное питание, психическое перенапряжение, злоупотребление алкоголем, никотином и др.

Целью гигиены является обоснование гигиенических норм, нормативов, правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний.

Задачи гигиены:

изучение закономерностей воздействия факторов среды обитания на организм человека;

выявление факторов риска среды обитания человека и проведение гигиенической диагностики;

разработка и внедрение нормативов по безопасности и безвредности и факторов среды обитания для организма;

разработка и внедрение мероприятий по оздоровлению населения и среды обитания.

Существуют различные методы гигиенических исследований :

санитарного описания – для получения сведений о состоянии объектов окружающей среды. При этом составляется акт на основании осмотра населенного пункта, отдельного помещения, сооружения и т. д. Результаты сопоставляются с соответствующими гигиеническими нормами и правилами на основании этого делается вывод об исследуемом объекте. Методы санитарного обследования широко применяли земские врачи, особенно после работ П. И. Куркина, Е.А. Осипова, С.М. Богословского, внедривших санитарно-статистические методы в практику изучения санитарного состояния населенных мест и здоровья населения. Эти методы сыграли положительную роль, поскольку во многих работах было показано влияние социально-экономических условий и санитарного состояния окружающей среды на здоровье населения, заболеваемость, рождаемость, продолжительность жизни и смертность. Однако вследствие непрерывного изменения условий жизни населения, обусловленного процессами индустриализации и урбанизации, появлением новых физических, химических и других факторов воздействия, эти методы уже не могли обеспечить решение усложнившихся задач, встающих перед гигиеной. Жизнь потребовала применения комплекса точных методов исследования для выяснения взаимосвязи организма со средой. Вместе с тем методы санитарного описания и в настоящее время не потеряли своего значения;


экспертизы – разделяются на два крупных метода: объективные и эвристические. Объективные методы экспертизы основаны на определении характеристик путем измерений или регистраций каких-либо показателей, а также несоответствий, отказов, отклонений от установленных требований. Общим для объективных методов является выражение результатов измерений или подсчетов в принятых единицах измерений.

Эвристические методы экспертизы основаны на совокупности логических приемов, методических правил, использование теоретических исследований для достижения конечных результатов. Общим дляэвристических методов является субъективизм, построение гипотез, догадок, основанных на предположении отдельных лиц.

экспериментальный – один из общенаучных методов познания; заключается в производстве специальных опытов, испытаний в соответствующих – создаваемых или подбираемых – условиях. Применяется различные инструментальные и лабораторные исследования физических, химических, биологических свойств и других свойств среды обитания человека и воздействие на индивидуальное и общественное здоровье. В рамках эксперимента используются физиологические, биохимические и клинические методы исследования. Например, оценку физического развития проводят с помощью, физиологических проб, антропометрических измерений, общего медицинского осмотра.

исследования (испытания) – применяется различные инструментальные и лабораторные исследования образцов физических, химических, биологических факторов среды обитания человека на соответствие гигиеническим нормативам.

Физические методы чрезвычайно широко применяются в санитарно-гигиенических исследованиях. С их помощью исследуют, например, температуру, влажность, скорость движения, электрическое состояние воздуха, все виды лучистой энергии, начиная с самых коротковолновых лучей и кончая инфракрасным излучением и радиоволнами различной частоты. Физические методы широко применяют в коммунальной гигиене при оценке климата населенных мест, в гигиене труда для характеристики метеорологических условий на производстве, различных видов излучений, встречающихся в производственных условиях, и т. п. Физические методы помогают определить химический состав и структуру веществ. Так, спектрографический анализ позволяет обнаружить ничтожное количество посторонних примесей различных элементов в основном продукте. С помощью люминесцентного анализа можно определить качество пищевых продуктов. Радиометрические и дозиметрические методы исследования стали основными в новой отрасли гигиены – радиационной гигиене. Развитие точного приборостроения открыло возможности применения дистанционной (бесконтактной) и телеметрической аппаратуры. Примером этого могут служить измерения у находящихся в полете космонавтов пульса, температуры тела, артериального давления и других показателей из центра управления на земле. Эти показатели служат основными параметрами для оценки состояния здоровья человека, подвергающегося различным неблагоприятным воздействиям во время полета.

Химические методы в санитарно-гигиенических исследованиях используются при изучении химического состава воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов; они особенно широко применяются для определения ядохимикатов, различных синтетических веществ и разнообразных токсичных веществ, поступающих в биосферу в малых количествах. Химическим методам свойственна высокая чувствительность, позволяющая определять в некоторых случаях миллионные доли миллиграмма вещества на единицу объема воздуха, воды или единицу массы какого-либо продукта.

С помощью химических методов при санитарно-гигиенических исследованиях определяют не только химический состав того или иного объекта, но и примеси, не свойственные природному составу, которые могут оказывать прямое неблагоприятное воздействие на организм или служить показателем санитарного неблагополучия изучаемого объекта. Например, присутствие в воздушной среде окиси углерода, диоксида серы или какого-нибудь другого токсичного вещества указывает на непосредственную опасность для здоровья. Определение в воздухе жилых помещений повышенного содержания химических загрязнителей свидетельствует о санитарном неблагополучии, в частности о неудовлетворительной вентиляции помещения. Следует подчеркнуть, что с помощью химических методов установлен и такой важный факт, как миграция по пищевым цепочкам некоторых ядохимикатов, широко применяемых в настоящее время в сельском хозяйстве. В частности, ДДТ обнаруживался не только в почве и растениях, но и в организме животных и человека. Этот препарат находили даже в рыбе, вылавливаемой в морях и океанах.

Биологические методы исследования можно разделить на собственно биологические и бактериологические. Под собственно биологическими методами следует понимать такие исследования объектов окружающей среды, в процессе которых определяют микро- и макроорганизмы и вещества животного и растительного происхождения, характеризующие санитарное состояние объекта. К биологическим методам относятся гельминтологические исследования, позволяющие выявить жизнеспособные яйца гельминтов в различных объектах окружающей среды (почва, вода), что дает основание судить о степени их фекального загрязнения и непосредственной опасности заражения гельминтами.

Бактериологические методы в практике санитарно-гигиенических исследований часто имеют первостепенное значение, поскольку с их помощью можно не только определять общую обсемененность изучаемого объекта, но и выделять и идентифицировать санитарно-показательные микроорганизмы. Бактериологический анализ имеет важнейшее значение для оценки пищевых продуктов (молоко, мясо, готовая пища), так как при определенных условиях количество микроорганизмов в них может достигать колоссальных величин и вызывать порчу продуктов, а иногда и пищевые отравления;

санитарно-статистическийметод применяется во всех массовых наблюдениях для обоснования достоверности результатов исследований. Он нужен для изучения заболеваний, рождаемости, смертности и физического развития населения, которые являются показателями состояния здоровья людей. Статистические исследования включают 4 этапа: составление программ и плана исследования, сбор материала, разработку данных, анализ материала, составление выводов и предложений для внедрения результатов исследований в практику. Санитарная статистика широко использует разнообразные методы математического анализа;

эпидемиологические методы – это совокупность методических приемов, основанная на анализе особенностей распределения заболеваний в пространстве и времени и предназначенная для выявления проблем профилактики, причин, условий (факторов риска) и механизмов формирования заболеваемости с целью обоснования мероприятий по профилактике заболеваний и оценке их эффективности.

В рамках эпидемиологического метода объединены четыре группы методических приемов: 1) описательно-оценочные; 2) аналитические; 3) экспериментальные; 4) прогностические.

Описательно-оценочные (дескриптивные) методические приемы позволяют на количественной основе выявить болезни, характеризующиеся наибольшей эпидемиологической, социальной и экономической значимостью. На данном этапе работы используются данные официальной регистрации заболеваемости. Эпидемиологическая значимость определяется уровнями заболеваемости населения. Социальная значимость оценивается совокупностью отрицательных явлений, возникших в обществе в связи с распространением определенной болезни. Экономическая значимость указывает на затраты, которые понесло общество в результате заболеваемости и проведения мер профилактики и борьбы. В ряде случаев для доказательства значимости болезни, кроме данных официальной регистрации, целесообразно проведение поперечного исследования. Под поперечным исследованием понимают одномоментное определение в популяции людей какого-либо признака, свидетельствующего о распространенности определенного заболевания.

Аналитические методические приемы заключаются в формулировании и проверке гипотез о причинах, приведших к распространению заболеваемости. В результате аналитической работы необходимо выявит причины и условия (факторы риска), приведшие к заболеваемости, вскрыть механизм влияния причин на заболеваемость, а также найти в причинах такие переменные, на которые можно повлиять доступными противоэпидемическими мероприятиями.

Гипотезы формулируются на основе описательной эпидемиологии, а также специальных исследований, среди которых наиболее часто используются: 1) метод "случай-контроль": исследование этого типа основывается на сопоставлении информации о подверженности действию изучаемого фактора больных и не больных определенной болезнью; 2) метод ретроспективного эпидемиологического анализа: позволяет выявить наиболее типичные и устойчивые причины и условия. формирующие заболеваемость в течение определенного периода времени; 3) метод оперативного эпидемиологического анализа: позволяет выявлять причины и условия, формирующие заболеваемость в настоящее время.

экспериментальные методические приемы предполагают получение новых знаний необходимых для совершенствования мероприятий по профилактике и борьбе с болезнями. В эпидемиологических исследованиях различают три варианта экспериментов: а) контролируемый эксперимент; б) неконтролируемый эксперимент; в) естественный эксперимент.

Контролируемый эксперимент предполагает формирование двух групп, одна из которых подвергается воздействию профилактического мероприятия, в расчете на нейтрализацию выявленного фактора риска, а другая, равноценная по всем признакам группа, этому воздействию не подвергается. В обеих группах учитывается заболеваемость определенной болезнью и итогом контролируемого эксперимента является доказательство гипотезы о факторе риска, а также количественная оценка профилактического действия (мероприятия).

Неконтролируемый эксперимент в эпидемиологии – это вмешательство в естественный ход распространения заболеваемости в результате повседневной профилактической работы органов здравоохранения. По истечении определенного периода времени оценивают уровень, структуру и динамику заболеваемости и на основании изменения этих параметров обосновывают вывод об эффективности (неэффективности) повседневно проводимых профилактических мероприятий.

Естественный эксперимент – это различные чрезвычайные ситуации. формирующие среди населения массовые заболевания, изучение которых дает новые знания, необходимые для совершенствования профилактической работы.

Прогностические методические приемы. Совокупность прогностических методик, используемых в эпидемиологии, может быть разделена на две группы: 1) формально-математические прогностические методы; 2) детерминированные прогностические методы.

При использовании формально-математических методов, прогнозируя заболеваемость на предстоящий период, используют определенный математический аппарат и полагают, что причины и условия, формирующие заболеваемость в будущем существенно меняться не будут.

При разработке прогнозов развития заболеваемости на основе детерминированных моделей учитывают степень влияния на заболеваемость изменяющихся причин ее формирующих. Этот вид прогнозирования относится к области научных исследований.

Таким образом, самостоятельность эпидемиологии определяется выделением оригинального предмета изучения (эпидемический процесс) и использованием для этих целей специфического метода (эпидемиологический метод).

метод оценки рисков – на сегодняшний день риск для здоровья определяется как вероятное развитие угрозы здоровью или жизни человека. Причем сам риск обуславливается воздействиями вредных факторов на среду обитания человека и выражается в различном виде:

в виде математической вероятности того, что определенный неблагоприятный эффект все же может развиться, так называемый индивидуальный риск;

в виде ожидаемого числа случайного развития соответствующего эффекта среди населения, так называемый популяционный риск;

в виде степени превышения допустимого уровня воздействия факторов вредности, установленных нормами, или безопасных уровней, определенных экспертными методами.

Методология оценки риска осуществляется в 4-ре этапа:

Идентификация опасности. На этом этапе доказывается присутствие и определяется степень опасности загрязняющих веществ.

Оценка зависимости между дозой вредного вещества и степенью его воздействия. В ходе проведения оценки обобщаются и анализируются данные о допустимых санитарных нормативах и степень их применимости к проекту оценки риска.

Оценка экспозиции, т. е. количество вредных веществ, попадающих в организм человека, маршруты их проникновения, результат воздействия, а также количество людей, подверженных экспозиции.

Характеристика риска, объединяет данные трех предыдущих этапов исследований. Проводится сравнительный анализ полученных рисков с допустимыми нормами, установление приоритетов и предоставление информации органам, принимающим окончательное решение о том, насколько экологически целесообразно согласиться на определенные риски.

Метод оценки риском можно использовать там, где данные об уровне воздействия собираются нерегулярно, а о здоровье граждан – отсутствуют вообще. После проведения оценки риска получается простой и однозначный результат, поэтому метод оценки риска для здоровья населения перспективен.

Основоположником гигиенической науки. История гигиены как самостоятельной научной дисциплины начинается в 60-70-е гг. XIX в., когда в Западной Европе и России появляются первые кафедры гигиены при университетах.

В 1865 г. выдающийся немецкий ученый, врач Макс Петтенкофер возглавил кафедру гигиены в Мюнхенском университете. Он явился основоположником экспериментальной гигиены, поскольку обосновал методологию изучения факторов среды обитания с позиции их влияния на здоровье человека. М. Петтенкофер творчески использовал методы естественных наук (химии, физики) для гигиенического исследования и нормирования повседневно воздействующих на человека параметров воздуха, почвы и воды. Он и его ученики разработали многочисленные методы лабораторных исследований в гигиене.

Приоритет создания и формирования гигиенической науки в России принадлежит Алексею Петровичу Доброславину и Федору Федоровичу Эрисману.

А. П. Доброславин (1842-1889) – студент, а затем первый приват-доцент, профессор кафедры гигиены Военно-медицинской академии г. Санкт-Петербурга. Он заложил основы развития отечественной гигиенической науки на базе экспериментальных методов исследования. Благодаря нему началось систематическое преподавание гигиены на медицинских факультетах в России. Велика заслуга А. П. Доброславина в практической реализации профилактической медицины. Он основал и был бессменным руководителем первой в России городской санитарной станции Петербургского и губернского земства. Осенью 1889 г. во время борьбы с очередной вспышкой брюшного тифа в Петербурге Алексей Петрович заразился и 4 декабря в полном расцвете творческих и физических сил скончался. Для России это была огромная утрата. А.П.Чехов по поводу преждевременной смерти А. П. Доброславина писал: «Брюшной тиф заразил одного из самых злейших врагов своих».

Ф. Ф. Эрисман (1842-1915) родился в Швейцарии. В Цюрихском университете получил диплом врача и защитил диссертацию на звание доктора медицины на тему: «Об амблиопиях преимущественно алкогольного и табачного происхождения». В ней он рассматривал вредные привычки как причину поражения глаз. В 1869 г. Ф. Ф. Эрисман вместе с женой – первой женщиной-врачом, доктором медицины Н. П. Сусловой – приезжает в Россию. В Санкт-Петербурге он начинает частную практику по глазным болезням, уделяя большое внимание поиску причин высокой распространенности близорукости. В 1870 г. был опубликован классический труд Ф. Ф. Эрисмана «Влияние школ на происхождение близорукости». Это ознаменовало переход ученого от офтальмологии к гигиене.

С именем и делами Ф. Ф. Эрисмана связан расцвет земской профилактической медицины, в рамках которой земские врачи проводили значительную работу по изучению санитарного состояния различных уездов, обследование земских, церковно-приходских учебных заведений и школ разных ведомств.

В Москве Ф. Ф. Эрисман создал гигиеническую лабораторию. Сейчас это Научно-исследовательский институт, который носит его имя. Под его руководством строились новые здания и клиники медицинского факультета на Новодевичьем поле, где у гигиенического корпуса стоит памятник ему.

Тяжелые условия труда и быта, плохие условия школьного обучения обусловливали и низкий уровень здоровья, особенно детей и подростков.

В 20-е годы XX столетия в Советской России гигиеническая наука и практика интенсивно развиваются. Происходит дифференциация гигиенических знаний с выделением специальных дисциплин: социальная гигиена и организация здравоохранения, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, несколько позже военная и радиационная гигиена. Дифференциация шла либо по пути глубокого изучения фактора (труд, питание, радиация, природная среда населенных мест), либо по специфичности групп населения – дети и подростки, военнослужащие.

В создание и формирование отдельных отраслей гигиенической науки большой вклад внесли советские гигиенисты: Николай Александрович Семашко – первый нарком здравоохранения (социальная гигиена), Алексей Николаевич Сысин (автор проекта декрета «О санитарных органах республики» (1922), коммунальная гигиена), Август Андреевич Летавет (гигиена труда), Григорий Витальевич Хлопин (значительный вклад в развитие всех отраслей гигиены), Альфред Владиславович Мольков (основоположник гигиены детей и подростков), Владимир Александрович Рязанов (коммунальная гигиена, гигиена атмосферы), Федор Григорьевич Кротков (радиационная гигиена), Сергей Николаевич Черкинский (коммунальная гигиена, водоснабжение) В. А. Покровский, С. М. Громбах и др.

В 1922 г. был принят декрет Совета народных комиссаров «О санитарных органах республики», который определил государственный характер их действий. В этом декрете окончательно сформулированы права санитарных органов в области предупредительного санитарного надзора. Этим же декретом устанавливались категории санитарных врачей, их права и обязанности, подчеркивалась необходимость развития специализации санитарных врачей, увеличения числа эпидемиологов, жилищно-санитарных врачей и других специалистов.

Санитарным врачам предоставлялось право входа с целью санитарных осмотров во все без исключения общественные и частные помещения, право ставить перед советскими исполнительными органами вопросы о наложении взысканий в дисциплинарном и административном порядке за нарушение санитарных требований. Они также имели право возбуждать дела в местных народных судах, привлекать виновных к ответственности за нарушение санитарных требований и выступать в качестве официальных обвинителей или экспертов.

Великая отечественная война потребовала новых подходов в санитарно-противоэпидемическом обеспечении войск и жителей освобожденных территорий. Основная роль в создании санитарно-противоэпидемиологического дела в армии принадлежала генерал-полковнику медицинской службы акад. АМН СССР Ефиму Ивановичу. Смирнову . Специализированная санитарно-гигиеническая служба образована на втором году Великой Отечественной войны и включала фронтовых и армейских гигиенистов – санитарных инспекторов. В стрелковых дивизиях к тому времени (и на протяжении всей войны) санитарно-противоэпидемиологические вопросы решали командиры санитарных взводов медико-санитарных батальонов – дивизионные эпидемиологи, в стрелковых полках и батальонах – войсковые врачи, фельдшера и другие представители санитарной службы. Важным специализированным звеном в их работе являлись армейские санитарно-эпидемиологические отряды и фронтовые санитарно-эпидемиологические лаборатории, осуществляющие все виды лабораторного контроля в действующей армии.

Медицинский контроль и санитарный надзор за организацией питания в войсках действующей армии были направлены на профилактику заболеваний, в том числе желудочно-кишечных, авитаминозов, алиментарных дистрофий, а также предупреждение пищевых отравлений, токсикоинфекций и др.

Немаловажными, кроме питания были вопросы гигиены водоснабжения: мероприятия по очистке и обеззараживанию воды. Особое внимание уделялось на водные источники, которые фашисты, при отступлении, обрабатывали ядовитыми веществами.

В трудные годы войны четко координировалось проведение санитарно-гигиенических, противоэпидемических, а также лечебно-профилактических мероприятий в действующей армии и тылу, особенно среди населения, занятого на работах оборонного значения и освобожденных из концлагерей.

Армейские и фронтовые гигиенисты Красной Армии принимали деятельное участие в очистке полей битв и захоронении трупов воинов, погибших в бою. При отступлении немецко-фашистских войск на нашу долю выпала задача захоронения трупов вражеских солдат и офицеров. Опыт войны говорит, что единственным, оправдавшим себя на практике методом рациональной санитарной очистки полей сражения является почвенное обеззараживание трупов людей и животных, а также других санитарно-опасных объектов, удаление и обеззараживание нечистот и др. мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в населенных пунктах, железнодорожном, автомобильном и водном транспорте; контролировались обмундирование, обувь и размещение воинов в полевых условиях и населенных пунктах.

Все эти мероприятия способствовали боеспособности Красной Армии, здоровью мирных жителей, их работоспособности на оборонных объектах, сохранению жизни стариков и детей, реабилитации узников из контрационных лагерей, обеспечивая тем самым победу над врагом.

Многие годы послевоенного периода основные задачи и функции санитарной службы были тесно связаны с восстановлением народного хозяйства, индустриализацией страны, освоением космического пространсва, осуществлялась профилактика эпидемий и инфекционных заболеваний, проводился предупредительный и текущий санитарный надзор за предприятиями промышленности, коммунального хозяйства, лечебно-профилактическими учреждениями, объектами питания, образовательными учреждениями и пр. Формировалась нормативно правовая база санитарно-эпидемиологического обеспечения населения страны.

Современный этап развития гигиены. С 1999 г. первичная медицинская профилактика регулируется Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно закону санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Реализация профилактических мероприятий проводится через государственный санитарно-эпидемиологический надзор, т. е. деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Полномочиями по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в России наделена федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (сокращенно – Роспотребнадзор), руководителем которой является Г. Г. Онищенко.

Научную разработку различных гигиенических проблем в России ведут НИИ медицины труда (Измеров Николай Федотович, д.м.н., профессор, академик РАМН, Заслуженный деятель науки РФ), НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени А. Н. Сысина РАМН (заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Совета Министров СССР, академик РАМН Рахманин Юрий Анатольевич), НИИ питания РАМН (Тутельян Виктор Александрович, академик РАМН, профессор, доктор медицинских наук), НИИ дезинфектологии» Роспотребнадзора (д.м.н., профессор Шестопалов Николай Владимирович), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (член-корреспондент РАМН, д.м.н., профессор Владислав Ремирович Кучма), Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены имени профессора П. В. Рамзаева (д.м.н., профессор Романович Иван Константинович), старейшее научно-исследовательское учреждение страны, созданный в 1927 – Федеральный научный центр гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана (академик РАМН, профессор, заслуженный деятель науки РФ Потапов Анатолий Иванович ), научно-исследовательская работа в области гигиены ведётся также на кафедрах гигиены медицинских ВУЗов и институтов усовершенствования врачей.

Определение понятий экология, экология человека и гигиена.

История возникновения экологии, гигиены, цели, задачи, методы, терминология, перспективы развития.

План лекции

ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУК

1. История возникновения экологии, гигиены, цели, задачи, методы, терминология, перспективы развития.

2. Значение гигиены в деятельности медицинских работников.

3. Роль гигиены и экологии в системе наук изучающих природу, живые организмы и их взаимодействие.

Экология (греч. – учение о доме) – это наука об отношениях растительного мира и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. В целом, проблемы большой экологии охватывают все вопросы жизнедеятельности всех живых организмов. Поэтому по отношению к предметам изучения экология подразделяется на экологию любого живого существа- микробов, растений, животных и т.д.

Нас интересует экология человека , которая изучает влияние факторов окружающей среды на человека и в свою очередь влияние человека и групп людей на окружающую среду. С ней тесно связана медицинская экология , изучающая болезни человека, вызванные загрязненной средой, и способы их предупреждения. Здоровье населения на любой территории – лучший показатель состояния среды его обитания.

Понятие «гигиены» восходят в глубокую древность. Гигиея – дочь бога медицины Асклепия, изображавшаяся красавицей с чашей в руке, обвитой змеей – богиня здоровья, лечившая солнцем, водой и воздухом, соблюдением чистоты тела. Другая ее сестра – Панацея – лечила лекарствами.

Гигиена (греч. – здоровый) – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и труда человека, сохранению его здоровья и продлению жизни.

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в ХIХ веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины ХIХ века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»



На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).

В развитии гигиены большую роль сыграли основоположники русского здравоохранения – терапевт М.Я. Мудров и акушер С.Г. Зыбелин

Необходимо знать о деятельности трех отечественных ученых, сыгравших основополагающую роль в развитии отечественной гигиены.

А.П. Доброславин (1842-1889 гг) – создал первую кафедру гигиены (1871) при Петербургской ВМА; издал первый русский учебник по гигиене, стал издавать журнал «Здоровье», открыл первую экспериментальную гигиеническую лабораторию, организовал Русское общество по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России; разрабатывал основы коммунальной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 гг) – основал кафедру гигиены при Московском университете (1882 г), Гигиенический институт с городской санитарной станцией для исследования пищевых продуктов, воды и почвы; разрабатывал проблемы школьную гигиену и гигиены питания; издал трехтомное руководство по гигиене.

Г.В. Хлопин (1863-1929 гг) – ученик Эрисмана, поставил гигиену на обязательные лабораторные исследования и эксперимент, издал руководства по основам гигиены и общей гигиене.

В 1922 г. впервые в мире вышел государственный закон «О санитарных органах республики», который на государственном уровне обязал соблюдать вопросы гигиены и ввел государственный санитарный надзор. Деятельность санэпидслужбы в нашей стране была одна из самых эффективных в мире.

Принятие новой Конституции Российской Федерации (1993) потребовало пересмотра и ряда положений в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения. В настоящее время основу санитарного законодательства как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду составляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013). В настоящее время санитарное законодательство включает в себя 11 федеральных законов, 165 региональных законов и свыше 3 тыс. санитарных правил и иных нормативных правовых актов.

В 2004 г. образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению функции контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Государственный санитарный надзор осуществляется в двух формах: а) предупредительного санитарного надзора – контроль за проектами, строительством, производством будущих изделий и б) текущего санитарного надзора – повседневного, планового и целенаправленного за действующими объектами. Роспотребназор представляет собой единую централизованную государственную систему, основной функцией которой является реализация государственной политики по обеспечению безопасности окружающей среды и снижение рисков для общественного здоровья. Сюда включаются такие виды деятельности, как санитарное нормирование, санитарный надзор, санитарно-гигиенический мониторинг, государственная регистрация и сертификация, исследование и испытание веществ и продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и др. При этом осуществление практических мер по предупреждению эпидемий и их последствий, а также по охране окружающей среды возложено на субъекты Российской Федерации и является их обязательством.

В настоящее время Роспотребнадзор объединяет 2218 Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), которые объединены в 90 территориальных управлений – по числу регионов и 1 - на железнодорожном транспорте. Кроме того, деятельность санэпидслужбы обеспечивают 21 научно-исследовательский институт (научные центры). Основной целью этих органов является обеспечение санитарно-эпидемического благополучия, предупреждение и ликвидация опасных и вредных влияний среды обитания человека на его здоровье. Это обеспечивается повседневным контролем за средой обитания человека и его здоровьем и управлением санитарно-эпидемидемической ситуацией на местах. Ведущим направлением деятельности госсанэпидслужбы в последнее время стал санитарно-гигиенический мониторинг по контролю за окружающей средой и оценкой рисков воздействия различных факторов на организм человека.

Как область эмпирических знаний гигиена зародилась в глубокой древ­ности, когда народная гигиена существовала наравне с народным врачевани­ем.

Вначале появились санитарные.мероприятия, направленные на оздоров­ление условий жизни. Они часто были облечены в форму религиозных обря­дов. Практически все мировые религии содержат наставления по укрепле­нию здоровья (например, ислам - неупотребление в пищу мяса свиней, т.к. велика вероятность попадания свиного цепня и других гельминтов в организм человека и др).

В дальнейшем санитарные мероприятия постепенно приобретали харак­тер законодательных актов, в которых прежде всего отражалась задача иметь боеспособное войско, вследствие чего основное внимание уделялось закали­ванию, физическим упражнениям.

Попытки создания здоровых условий жизни предпринимались в Древней Греции, Риме, Египте, Китае и др. Это выражалось в различных мероприяти­ях, касавшихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболева­ний и борьбы с ними, физической культуры и тд. Девиз "Лучше предупреж­дать болезни, чем лечить" был известен в Древнем Китае.

Наибольшего развития достигла гигиена в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний было сделано Гиппократом В трактате "О воздухах, водах и местностях" Гиппократ да­ет систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупрежде­нии болезней. Гиппократ выделял здоровые и нездоровые местности, отмечал передачу заболеваний через воздух. Гиппократ говорил: "Причина болезни -жизнь, не сообразная с законами природы".

В Греции, где в начале обращали больше внимания на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, закаливании, постепенно стали проводить общественные санитарные меро­приятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот.

У древних римлян санитарные мероприятия получили еще большее раз­витие. Их гордостью были крупные водопроводы, купальни и бани.

К. Гален (II век до н.э.) давал наставления о здоровом образе жизни.

Период средних веков характеризуется полным упадком личной и обще­ственной гигиены. Постоянные войны и низкий кулыурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий. Например, население Франции почти не мылось. Бани были редкостью, пра­чечные отсутствовали, пищу брали руками, посуда для питья была общей. Города строились без соблюдения гигиенических условий, уборные отсутст­вовали, нечистоты выливались прямо на улицу. Париж носил название города грязи.


Все это способствовало распространению инфекционных болезней. Об­щая заболеваемость и смертность достигали колоссальных размеров. Вспыш­ки оспы, холеры, тифа, массовое распространение проказы, кожных, гигие­нических и глазных болезней были характерным явлением того времени.

Пандемия чумы в 14 веке, известная под названием "черной смерти" унесла около 25 миллионов человек.

Эпоха Возрождения характеризуется повышением интереса к гигиене, особенно к профессиональной гигиене.

Труд Раммацини (1700) "О болезнях ремесленников" был первым в этой области.

Ван Гейм исследовал профессиональные заболевания горняков.

Фрокасторо обобщил все знания о заразных болезнях и их профилак­тике.

Франк (1788) - обобщение всех медицинских знаний по гигиене "Полная система медицинской полиции"

Особенно интенсивно гигиеническая наука стала развиваться в 19 веке.

Развитию гигиены в этот период способствовали крупные открытия есте­ственных наук, рост промышленности и городов и, конечно, деятельность выдающихся ученых-гигиенистов.

В 1844 г. М. Леви (Париж) был создан первый учебник по гигиене. В 1854 г. Парке (Лондон) выпустил в свет пособие по эксперименталь­ной гигиене.

В 1848 году в Англии был издан первый в мире закон об общественном здравии и создано первое в мире государственное учреждение по охране здо­ровья. Среди выдающихся деятелей общественной медицины того времени особой место занимает Джон Саймон - санитарный врач и хирург, один из основоположников общественной гигиены в Англии.

Саймон создал крупную школу английских общественных врачей, деяте­лей санитарного и санитарно-промышленного надзора. Вместе со своими со­трудниками он изучал причины смертности рабочих в связи с условиями их труда, санитарным состоянием их жилища, питанием и тд.

Организованные группой Саймона обследования, проводились с целью изучения таких важных гигиенических проблем как общесанитарное состоя­ние промышленных центров, условия труда и профессиональные заболевания, жилищные условия, питание, эксплуатация труда женщин и. детей, детская смертность, связанная с вынужденным участием женщин-матерей в промыш­ленном производстве.

Развитие промышленности и успехи естествознания способствовали раз­витию экспериментальной гигиены, основоположником которой явился не­мецкий врач Макс Петтенкофер (1818 - 1901).

Назначенный в 1853 году ординарным профессором, Макс Петтенкофер приступил к созданию специальной, самостоятельной гигиенической кафед­ры, которая официально была открыта в 1865 году в Мюнхенском универси­тете.

По инициативе ученого и его планам в Мюнхене в 1875 году был по­строен первый гигиенический институт, который послужил примером для уч­реждений такого рода и явился центром развития гигиенической науки.

Макс Петтенкофер справедливо признается основоположником совре­менной научной экспериментальной гигиены. До него эта дисциплина носила почти исключительно характер личной гигиены, занималась разработкой, пропагандой правил и советов, касающихся сохранения здоровья и продления личной жизни.

Со времени Макса Петтенкофера гигиена получила направление как наука об общественном здоровье и общественных мерах его сохранения и укрепления.

Макс Петтенкофер первым применил точные методы естественных наук к изучению окружающей среды - воздуха, воды, почвы, жилища, одежды и ее влияния на организм человека и здоровье населения.

При этом ученый не только вооружил гигиену лабораторными способами исследования, но и разработал ряд крупных гигиенических проблем, подняв гигиену на уровень точной экспериментальной науки.

Ученый разрабатывал проблему воздуха жилища во всех ее аспектах.

На первое место необходимо поставить фундаментальные работы ученого о вентиляции, основанные на экспериментальных исследованиях оценки доб­рокачественности воздуха жилых помещений по степени содержания углеки­слого газа как показателя загрязнения воздуха и установлении величины воз­духообмена в помещениях. Разработанная им методика определения углеки­слоты в воздухе применяется и в настоящее время.

Следует отметить, что Макс Петтенкофер возражал против решающей роли микробного фактора, защищаемой Р. Кохом и возглавляемой им бакте­риологической школой.

В 1882 году Макс Петтенкофер выпустил многотомное руководство по гигиене.

Влияние Макса Петтенкофера на развитие гигиены во всех европейский странах огромно. По примеру Мюнхена кафедры гигиены стали создаваться во всех университетах. Как правило руководители вновь создаваемых гигие­нических кафедр считали своим долгом посетить Мюнхен и поработать в ги­гиенической лаборатории Макса Петтенкофера. В их числе были и наши первые научные деятели в области гигиены - Доброславин, Эрисман, Суббо­тин, Судаков и другие.

Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудрое подчеркивал не­обходимость заботиться о здоровье "людей здоровых, предохранить их от бо­лезней...".

Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в меди­цинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является "важнейшим предметом деятельности всякого практического врача".

Великому хирургу Н. И. Пирогову принадлежат слова о том, что "будущее принадлежит медицине предохранительной".

Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.

Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре су­дебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.

В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России само­стоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал пер­вую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для после­дующего развития отечественной гигиены.

В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представял общест­венное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его - труды по школьной, профессиональной гигиене, - гигиене питания.

Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В. Хлопин. Он создал большую школой гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены, в том числе в нашем университете (Женском медицинском институте) с 1904 года. Хлопин является автором" ряда учебников по гигиене и монографий по раз­личным проблемам гигиены.

Учеником Хлопина был В. А. Углов, который также работал в 1 ЛМИ.

Он работал в области коммунальной гигиены, гигиены питания, военной гигиены.

В советский период огромный вклад в гигиену внесли такие ученые как Я. А. Семашко, А. Н. Сысин, Ф. Г. Кротков, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, А. А. Летавет, Л. К. Хоцянов.