Я знаю никакой моей вины твардовский смысл. Анализ стихотворения Твардовского – “Я знаю никакой моей вины…”

Александр Трифонович Твардовский - любимый многими советский писатель и журналист, но более всего он известен как поэт, в чьих строках - одно из наиболее живых отражений Великой Отечественной войны. Произведения Твардовского проходят в школах и учат наизусть, их цитируют, порой даже не замечая этого факта, настолько легко ложатся в память строки. Поэзия Твардовского, на первый взгляд, незамысловатая, но живая, оказывается гораздо более глубокой, если заглянуть за фасад первого впечатления. Она похожа на настоящего, живого и искреннего, человека, что и делает ее любимой многими.

История создания стихотворения

Как известно сейчас, Твардовского долгие годы преследовали ужасы войны, через которые ему пришлось пройти, будучи военным корреспондентом, пусть он и старался не показывать этого близким. Эти картины сильно отразились на творчестве поэта, в котором иногда проскальзывала мысль, что собственная смерть на войне была бы милосерднее постоянного переживания гибели других. Все эти мысли в 1966 году и вылились в стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…», анализ которого можно проводить достаточно долго, рассматривая его под разными углами, с разных точек зрения. И, следует сказать, что многие друзья и родственники Александра Трифоновича не были в восторге от подобных мыслей и такого его настроения.

Основная идея стихотворения

Для автора это стихотворение во многом схоже с исповедью, именно в нем он делится своими самыми сокровенными переживаниями, мыслями. Произведение пронизано тем неподдающимся описанию угнетающим чувством, которое испытывает человек, вернувшийся с войны, когда смотрит в глаза родственникам и друзьям погибших товарищей. Он понимает, что так получилось не по его вине, и что корить себя, в общем-то, не за что, но подобные мысли сами вновь и вновь приходят в голову, заставляя чувствовать себя виноватым, «за то, что мог, но не сумел сберечь». Заставляя думать о том, что лучше было бы, если бы все произошло наоборот, забывая о том, что в таком случае этим же чувством терзались бы его товарищи. И анализ «Я знаю, никакой моей вины» Твардовского во многом будет опираться именно на эту мысль.

Анализ художественной формы

В первую очередь следует сказать, что даже структура рифмы в этом произведении Твардовского крепко связана с основным содержанием стихотворения. Первые две строки содержат в себе парную рифму:

«Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны».

Этим плавным потоком речи автор как бы «начинает» нить своих раздумий. Сначала они идут достаточно ровно, не причиняя боли, но потом приходит понимание, что это чувство, чувство своеобразной вины, замкнуто в кольцо и неразрывно. Как и постоянный возврат к этим размышлениям.

В третьей строке стихотворения встречается такой стилистический прием, как антитеза - «кто старше, кто моложе», помогающий автору подчеркнуть тот факт, что на войне он видел гибель как взрослых зрелых мужчин, так и совсем юных мальчишек, и этот факт он также не может забыть. Противопоставление наблюдается и в пятой строке: «мог, но не сумел». Этот прием отражает неприятную автору разницу между тем, что случилось на самом деле, и тем, чего он бы хотел.

Анализ "Я знаю, никакой моей вины..." помогает понять еще несколько важных вещей. Конец стихотворения более других строк пронизан своего рода безысходностью, чувством, что из этого круга нет выхода. Говоря "речь не о том", автор словно отрицает все предыдущие строки, словно хочет показать, что все предыдущие мысли были невсерьез, но тут же вновь возвращается к ним, трижды повторяя печальное задумчивое "все же". Эта многократность повторения в разы усиливает эмоциональный посыл всего стихотворения.

Заключение

Анализ "Я знаю, никакой моей вины..." - задача, требующая большей душевной чуткости и умения представить себя на месте автора. И задача эта достаточно сложна для современного человека, у которого нет подобного опыта в жизни, какой был у Твардовского.

Это стихотворение хоть и короткое, но оно несет в себе глубокий смысл. В нем Твардовский выступает в роли солдата, вернувшегося с войны живым и этому солдату свойственно чувство вины и сочувствия: Я знаю, ни какой моей вины / В том, что другие не пришли с войны.

Твардовский душевно переживает за тех, кому не суждено было вернуться в свой родной край. Это можно заметить в последних строках стихотворения: Что я их мог, но не сумел сберечь, – Речь не о том, но все же, все же, все же… Благодаря повторению слов и постановки многоточия определяем, что автор мог продолжить описание духовного состояния солдата, вернувшегося домой, но все же решил остановиться на этом.

Можно предположить, что Твардовский просто не мог писать дальше, а описывая это испытывал боль, боль, которая находится внутри писателя и её нельзя пересилить. Она плавно, точно гусеница, ползущая по склону, разъедает писателя изнутри, по ходу его мыслей: ЧТО Я МОГ, НО НЕ СУМЕЛ СБЕРЕЧЬ…

Василий Теркин – воплощение лучших качеств русского народа

Страшная беда прокатилось по всей земле русской в июне сорок первого года… Началась война…

Ужасными были испытания, выпавшие на долю людей. Холод и голод были не самым страшным, что довелось пережить русскому народу. Гораздо страшнее было отправлять на фронт своих родных и близких, не знаю, доведется ли увидеться с ними еще. Гораздо страшнее быть на передовой, сражаться за родину и ждать, что этот день станет последним. Невероятно сложно было сохранять мужество, глядя смерти в глаза каждый день. А еще сложнее было сохранять веру. Веру в победу, веру в жизнь.

Многие отчаивались, переставали ждать и надеяться, и нельзя их винить за это. Чтоб поддержать русский народ, всех тех, кто каждый день совершал свой подвиг на войне и в тылу, знаменитый русский писатель и журналист Александр Твардовский решил создать произведение и рассказать в нем о войне, но в добром, оптимистическом свете.

Главный герой этого произведения – Василий Теркин, самый обычный сельский парень:

просто парень сам собой он обыкновенный.

Однако автор не раз называет его «своим героем». Да это и неудивительно, ведь Твардовский стремился создать в своем произведении национального героя, гордость народа. В Теркине действительно воплощены все лучшие качества русского народа: он смел и отважен, силен физически, прост в общении, он не гонится за славой и орденами, он лишь борется за спасение Родины.

Образ, созданный А. Твардовским, покорил сердца читателей. В поступках, описанных в рассказах о Василии Теркине, мог узнать себя каждый, каждый мог удивленно воскликнуть: «Да ведь это же я!». Очень важно значение «Василия Теркина» и для тех, кто ждал родных с войны. Теперь у них появилась надежда, теперь их вера подкреплялась мыслями, что ждут они не напрасно, что и их сыновья, мужья и братья такие же отважные, такие же сильные, как и Вася.

Всеми любимый национальный герой Василий Теркин, воплотив в себе лучшие качества русского народа, стал путеводной звездой в борьбе людей за мир.

Каждого человека хотя бы раз в жизни посещало чувство вины. Поводом могут быть самые разнообразные причины. Всё зависит конкретно от самого человека, его склада характера, отношения к окружающей действительности и событий сложившейся ситуации. Если человек с чистой совестью, добрым сердцем и самокритичный по отношению к себе, то чувство вины сопровождать его в жизни будет часто.

Подобным примером может служить стихотворение Александра Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…». По объёму оно очень маленькое, но имеет глубокий смысл и повод для размышления. Содержание стихотворения отражает воспоминания автора о войне, на фоне которых поэт чувствует себя виновным. Но в чём он себя винит?

Автор видел все ужасы войны в реальности от начала до конца своими собственными глазами. Сам поэт был призван на фронт, только был он на фронте не боевым солдатом, а военным корреспондентом. Вот это и является причиной его собственной вины, которая не даёт ему покоя всё время. Поэт считает, что если бы он воевал, как все солдаты, то, возможно, он кого-то спас бы от смерти. Это значит, что его самого могли бы убить, а кто-то другой остался бы жить. Вот в этом и есть возможность спасения. Автор очень сильно переживает в душе за тех, кто не пришёл с войны. Ведь он видел, как погибали люди – кто стар, кто моложе. Все они были ни в чём не виновные, они лишь выполняли свой долг перед Родиной, но время выбрало их. Это всё прекрасно понимает герой стихотворения, об этом говорит первая строчка текста, но где-то в глубине души, где-то в подсознании у него всё равно возникает вина, которая его мучает всю жизнь. На почве сильных переживаний за тех, кто не смог больше увидеть мир, автор говорит, что он мог, но не сумел сберечь их. Его терзают сомнения, мучает совесть, правильно ли он вел себя, что на протяжении войны был не боевым солдатом, а всего лишь военным корреспондентом. Как будто бы это его уберегло от гибели? Поэт чувствует вину за то, что он сейчас живёт, а кто-то нет. Последняя строка стихотворения наталкивает нас на мысль, что поэт продолжает размышлять над этой проблемой, словно пытаясь себя самого убедить в обратном.

Если реально оценить всю ситуацию, то разве он один смог бы изменить ход военных действий, количество убитых солдат? Конечно же нет. На войне не все были боевыми солдатами, каждый выполнял свой профессиональный долг. И никто не виноват в смерти того огромного количества людей, что принесла война. Даже если бы поэт и был солдатом, то он всё равно не смог бы предотвратить тот трагический итог, который произошёл. Он один своей жизнью смог бы уберечь всего лишь только одного солдата. А кто сохранил бы жизнь всем остальным убитым? Произошедшие события принесли много горя и страданий людям, но никто не мог это предвидеть и предотвратить. И на фронте и в тылу все люди были в одинаковых условиях, каждому грозила опасность в виде смерти. Но у всех судьба разная.

Поэтому все, кто остался жить должны помнить и чтить светлую память, тем, кто не вернулся с войны. Это и будет их долг перед погибшими за возможность жить и видеть красоту окружающей мира.

Литературный анализ

Произведение является по жанровой направленности патриотической лирикой поэта и представляет собой монолога лирического героя в чувственной исповедальной форме.

Основной темой стихотворения представляется душераздирающие размышления поэта, оставшегося в живых вовремя жестокой, кровопролитной войны и испытывающего угнетаемое чувство вины по отношению к погибшим товарищам и их семьям.

Композиционная структура стихотворения является уникальной и строится на основе одного драматического предложения, состоящего из шестистишия, подчеркивающего глубокое, философское повествовательное содержание.

Рифмованный рисунок применяется в виде парной и кольцевой рифм, при этом стихотворение отличается скромными средствами художественной выразительности в форме лексического повтора, единственной метафоры, анафоры. Кроме того, в произведении присутствует стилистический прием в форме антитезы, выражающий авторские размышления о гибели в период военных действий людей разных возрастов.

Эмоциональная атмосфера стихотворения подчеркивается многократностью повторения одной и той же фразы в виде «все же», акцентируя безысходность возникающего чувства вины и отсутствия выхода из этой ситуации.

Отличительной особенностью произведения «Я знаю, никакой моей вины…» является его финальная часть в виде полуфразы, которая остается незавершенной, недоговоренной, отражающей горькое сожаление лирического героя больного, измученного переживаниями сердца. В заключительной стихотворной полуфразе присутствует особенная выразительная сила, заставляющая ощутить безумства и очевидную жестокость развязанных войн, передающая трагическую сущность последствий войны в виде обнажающихся чувств, оставшихся в живых.

Лирический герой прекрасно понимает, что его личная вина в бессмысленных смертях тысяч невинных людей отсутствует, но при этом не может избавиться от преследующего его раскаяния о продолжении собственной жизни на этой земле.

Стихотворение представляет собой живую, незамысловатую, открытую поэзию, наполненную глубоким, острым содержанием авторского замысла, передающего сокровенные мысли и переживания о невозможности человеческого забвения ужасов войны, закольцованных и неразрывных болью сердечных ран, а также о сохранении вечной памяти о погибших фронтовиках и мирных жителях.

Анализ стихотворения Я знаю, никакой моей вины по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Анчар Пушкина 9 класс

    Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая - мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет

  • Анализ поэмы Саша Некрасова 6 класс

    Одна из первых поэм Николая Алексеевича Некрасова «Саша», родилась в 1855 году. Незамысловатая история молодой деревенской девушки несет в себе глубокий смысл и отражает становление современного молодого поколения

  • Анализ стихотворения Батюшкова К другу

    Каждый поэт в какой-то степени реагирует на действительность, он обладает собственной системой философских взглядов или просто неким набором принципов, мировоззрением. Так или иначе, отношение к внешнему и внутреннему

  • Анализ стихотворения Дедушка Некрасова

    Стихотворение под названием «Дедушка», написанное Некрасовым, является одним из самых известных и популярных стихотворений в его творчестве. Оно описывает глубокие отношения между двумя поколениями

3 096 0

Жизнь поэта Александра Твардовского трудно назвать типичной и обыденной. В отличие от многих своих собратьев по перу, он прошел через раскулачивание, но при этом не утратил веры в то, что его страна является самой лучшей на свете. не только принимал участие в финской компании, но и, имея возможность получить бронь и уехать в эвакуацию, отказался от перспективы провести всю войну в тылу. Долгих четыре года он находился на передовой, являясь военным корреспондентом, и видел, как погибают не только солдаты, но и известные журналисты. Осознание того, что он мог бы принести гораздо больше пользы своей стране с оружием в руках, постоянно угнетало поэта, который неоднократно просился в действующую армию. И – каждый раз получал отказ, так как простые солдаты нуждались в его статьях и стихах, способных поднять их моральный дух.

Ужасы войны преследовали Твардовского до самой смерти, однако он старался не афишировать это даже перед своими близкими. Лишь в личных дневниках поэта есть записи о том, что по ночам ему снятся кошмары, и, возможно, было бы более гуманным погибнуть на фронте, чем переживать то, что довелось ему увидеть, вновь и вновь. В 1966 году поэт написал короткое стихотворение , в котором впервые прозвучала эта мысль, которую друзья Твардовского посчитали крамольной. Тем не менее, автор был искренне убежден в том, что, пожертвовав собой, смог бы спасти жизнь хотя бы одного солдата. Автор отмечает, что его вины в том, что тысячи защитников родины так и не вернулись с фронта, нет. Но при этом он испытывает чувство раскаяния, что так и не сумел стать обычным бойцом, и ему не довелось идти в атаку под пулями или же биться врукопашную. «Я их мог, но не сумел сберечь», - пишет поэт, намекая на то, что, если бы время можно было повернуть вспять, то он бы поменялся местами с тем, кто так и не вернулся из боя.

Эта мысль, подкрепленная ночными кошмарами, стала более навязчивой после того, как Твардовский был смещен с поста редактора журнала «Новый мир» в ходе кадровых чисток, которые проводились Брежневым. В итоге поэт, обращаясь к событиям военного времени, действительно укрепился во мнении, что смог бы принести своей стране гораздо больше пользы, если бы погиб на фронте. Во всяком случае, ему бы не довелось испытать тех унижений, через которые известного поэта и журналиста заставили пройти чиновники, считавшие, что либерализм Твардовского при построении социалистического общества неуместен.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Стихотворение «Я знаю: никакой моей вины…» было на­писано А.Т. Твардовским в 1968 году. Известно, что в перво­начальной редакции произведение имело другой конец:

Речь не о том. Но все же… что же все же?

Не знаю. Только знаю, в дни войны На жизнь и смерть у всех права равны.

Но затем Твардовский убрал поясняющее двустишие, не­смотря на удачную афористическую формулировку, углубля­ющую основную мысль произведения. Но в то же время эта концовка в определенной степени ограничивала стихотворе­ние. И поэт справедливо ее сократил, сделав последней пре­дыдущую строку. Троекратным повтором автор усилил эмо­циональность и многозначность заключительной фразы. А заключительное многоточие заменило последние две строч­ки, придав финалу большую многозначность, определенную поэтическую открытость.

Произведение относится к патриотической лирике. Оно представляет собой монолог-исповедь лирического героя.

Лирический герой Твардовского остро ощущает свою вину перед погибшими фронтовиками. «Казалось бы, что может сделать один художник в разливанном море всеобщего безу­мия?.. И конечно же, прав поэт, сказавший, что вроде бы и нет его вины в том, что война вспыхнула как очевидный акт безу­мия и что она была тяжелой и кровопролитной. И тем не менее не случаен этот горький вздох запоздалого сожаления, близ­кого к ощущению собственной вины: “…но все же, все же, все же…”» - писал Б. Можаев. «У Твардовского «невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе» выражается с редкой обнаженностью чувств. Стихи об­рываются на одной из кульминаций мысли. Поэт остается один на один со своими воспоминаниями, мы имеем дело с чистой рефлексией. А в самой незавершенности мы не можем не видеть драматического начала. Недоговоренность, стихи, остановленные на полуфразе, получают особенную вырази­тельную силу, таят в себе загадку, скрытый смысл, который приковывает читателя».

Стихотворение представляет собой шестистишие. Рифмов­ка - парная и кольцевая. Поэт использует скромные сред­ства художественной выразительности: анафору («В том… В том…»), лексический повтор («все же, все же, все же…»), ме­тафору («Что я их мог, но не сумел сберечь…»).