Я не унижусь перед тобой тема. События, поспособствовавшие написанию послания

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” (имеющее также загадочное название “К*”) описывает горькое разочарование еще юного поэта в возлюбленной. Краткий анализ “Я не унижусь пред тобою” по плану раскроет ученикам 8 класса причину этого разочарования и покажет мастерство, с которым автор передал свои чувства. На уроке литературы его можно использовать и как дополнительный, и как основной материал.

Краткий анализ

История создания – стихотворение создано в 1832 году, когда несчастливо закончился роман Михаила Юрьевича и Натальи Ивановой. Впервые оно было опубликовано уже спустя много лет после его гибели – в 1859 году.

Тема стихотворения – разочарование в любви.

Композиция – одночастная, поэт на протяжении всего письма упрекает возлюбленную и рассказывает о своем горьком разочаровании в ней.

Жанр – любовная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты “юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена” .

Метафоры “ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.

История создания

Стихотворение “Я не унижусь пред тобою” связано в очень печальной для Лермонтова историей любви. Долгое время было неясно, кому посвящено это произведение, однако со временем выяснилось, что поэт написал его в период болезненного разрыва с Натальей Ивановой, за которой он трепетно ухаживал.

Девушка отнеслась к молодому человеку весьма благосклонно, она принимала посвященные ей стихи, однако неизвестно, последовало ли за ними признание в чувствах. И все же из загородного имения, где они и познакомились, шестнадцатилетний поэт вернулся счастливым. Однако встреча с Натальей в Москве разочаровала его – она оказалась ветреной кокеткой. Лермонтов бывал на тех же балах, что и она, каждый раз видя одну и ту же картину: его возлюбленная флиртует с кавалерами, причем каждый раз с разными, не проявляя к нему совершенно никакого интереса.

Такое поведение глубоко возмутило молодого человека, и он разорвал отношения, но продолжал глубоко переживать свою обиду. Летом 1832 года он написал стихотворение “Я не унижусь пред тобою”, предположительно, направив рукописный его вариант ветренице. В печать оно попало только в 1859 году, спустя почти два десятилетия после того, как поэт погиб на дуэли.

Тема

Лермонтов посвятил свой стих разочарованию в любви. Его лирический герой лелеял надежду на взаимность, однако сбыться этому было не суждено – девушка оказалась просто кокеткой, которая не стоила тех глубоко трепетных чувств, которые были к ней испытаны. Она, играючи, разбила своему верному поклоннику сердце.

Композиция

Все стихотворение – это письмо к ветреной девушке, которое представляет собой цельное произведение. С первых строк лирический герой гордо заявляет о том, что отныне он свободен от своих чувств. Далее он развивает горькую мысль о том, что время, проведенное у ног той, которая не заслуживала такого поклонения, могло бы быть отдано творчеству – и он глубоко сожалеет, что потратил его на такие пустые занятия, как ухаживания.

Продолжая рассказывать бывшей возлюбленной о своем разочаровании, он упрекает ее в неверности, а потом указывает на то, как она изменила юношу, прежде трепетно относившегося к чувствам – теперь он будет просто использовать женщин, получая удовольствие, но никому больше не отдаст свое сердце.

Завершая произведение, Лермонтов рассказывает о том, что был готов ради любимой на все, и бросает горькое “ты знала – я тебя не знал!” .

Написано стихотворение как один взволнованный монолог без деления на строфы.

Жанр

Молодой поэт написал прекрасное, хотя и печальное любовное послание, в котором красноречиво описал свои муки и горькие чувства. Но все же он испытал любовь. Пусть она и принесла ему разочарование, стала источником боли, это было прекрасное чувство.

Михаил Юрьевич использовал для “Я не унижусь пред тобою” четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку, которые помогли ему просто и искренне передать свои эмоции, донести чувства даже до самого черствого сердца.

Средства выразительности

Даже в юности Лермонтов уже весьма искусно обращался с тропами, особенно когда требовалось сделать поэтические строки эмоциональными и глубокими. Вот и в этом стихотворении он использовал следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “юные годы”, “небесная мысль”, “чудесный дар”, “чужие горы”, “младая рука”, “коварная измена” .
  • Метафоры – “ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою”, “пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам”, “надежда юных лет”.

Они помогли ему описать все владевшие сердцем чувства, показать глупой ветреннице, что она сделала своим кокетством и выразить всю боль разбитого и растоптанного сердца.

Сочинение

Для М.Ю. Лермонтова любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение. Лермонтов был от природы влюбчив, пылок и очень искренен. Он боготворил избранницу своего сердца, посвящал ей прекрасные стихи, окружал вниманием и нежной заботой. Но часто случалось так, что любовь поэта разбивалась о холодность, непонимание и даже измену возлюбленной.
Вот почему в интимной лирике м.Ю. Лермонтова очень мало светлых, радостных настроений, тех «чудных мгновений», что воспеты Пушкиным. Чаще всего у Лермонтова речь идет об одиночестве, о неразделенной любви, об измене женщины, не оценившей возвышенные чувства друга.
Стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…») посвящено Наталии Федоровне Ивановой, которой поэт за два года их бурного романа посвятил более двадцати стихотворений.
Наталья Федоровна была дочерью известного в ту пору писателя Федора Федоровича Иванова. Поэт познакомился с ней летом 1830 года на даче у своих родственников Столыпиных. Это было недалеко от Москвы, на Клязьме. Первое стихотворное послание Ивановой было полно радостных надежд, счастливых ожиданий, восхищения юной красотой:
… В окно светил
Весенний теплый день; и у окна
Сидела дева, нежная лицом,
С очами, полными душой и жизнью.
Но срок любви и открытой взаимности был коротким, таким коротким, что через недолгий промежуток времени поэт скажет: «Мне польстив любовию сперва…»
Летом 1831 года в отношениях Михаила Юрьевича и Наталии Федоровны произошел сильный разлад. Случилось нечто страшное. Вернувшись в Москву после «начального дачного отдыха», поэт начинает писать пьесу, посвященную потрясшим его событиям. Название пьесы – «Странный человек». В ней под именем Владимира Павловича Арбенина Лермонтов выводит самого себя, под именем Наталии Федоровны Загорскиной – Наталию Федоровну Иванову. Загорскина изменяет Арбенину. Легкодумно предпочтя его друга Белинского, она решает выйти за него замуж. К Арбенину она начинает проявлять все большую холодность, пренебрегает его страстным чувством.
Сюжет драмы проливает свет на то, что случилось в отношениях поэта и Ивановой. Лермонтов тяжело пережил разрыв с любимой девушкой, которой он поверял свои тайны и мечты. И вот в 1832 году, спустя полгода после роковых событий, как, навеки про-щаясь с «Н.Ф.И.» - так он часто озаглавливал стихи, посвященные ей, поэт пишет последнее стихотворное послание любимой:
Я не унижусь пред тобою,
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай, мы чужие с этих пор…
Герой сожалеет, что напрасно «пожертвовал я годы» неискренним чувствам девушки, которая просто кокетничала с ним. Лирический герой любит сильно и жертвенно, но он не позволит обращаться с ним снисходительно:
Я горд! – прости! Люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного,
Я не сделаюсь рабом.
Так же, как и А.С. Пушкин в своем знаменитом «Я Вас любил…», М.Ю. Лермонтов желает возлюбленной радости и счастья с другим ее избранником. Вот только женскому кокетству он больше верить не намерен, он разуверился в искренности любовных признаний. Поэт готов к отмщению:
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем…
Но досада и злость обманутого чувства уступают место грусти одиночества и сожалению:
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку –
Безумец! – лишний раз пожать!
Стихотворение не делится на строфы. Это создает эффект взволнованной, безостановочной речи – исповеди. Автор использует яркие эпитеты и метафоры, помогающие ему передать сложное душевное состояние («мысль небесная», «коварная измена», «дар чудесный», «пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам» - синекдоха). В основу композиции положен прием противопоставления: «любовь» - «измена», «надежда» - «заблужденье», «привет» - «укор».
Стихотворение написано пятистопным ямбом с использованием пиррихия и спондея. Обилие восклицательных предложений и риторических вопросов отражает сбивчивый, взволнованный характер повествования.
После этого стихотворения Лермонтов уже никогда не посвящал стихи Н.Ф. Ивановой. Забвение стало своеобразным отмщением за разбитые мечты и надежды. Лишь позже, год спустя, Лермонтов запишет в своем дневнике и в альбоме Н.Ф.И.:
Что может краткое свиданье
Мне в утешенье принести,
Час неизбежный расставанья
Настал, и я сказал: прости.
И стих безумный, стих прощальный
В альбом твой бросил для тебя,
Как след единственный, печальный,
Который здесь оставлю я.
Стихотворение поражает своей эмоциональностью, искренностью, высоким нравственным чувством. Оно является жемчужиной интимной лирики великого поэта.

Для М.Ю. Лермонтова любовь – одно из самых сильных человеческих чувств и самое естественное проявление человеческих отношений.

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение. Лермонтов был от природы влюбчив, пылок и очень искренен. Он боготворил избранницу своего сердца, посвящал ей прекрасные стихи, окружал вниманием и нежной заботой. Но часто случалось так, что любовь поэта разбивалась о холодность, непонимание и даже измену возлюбленной.

Вот почему в интимной лирике м.Ю. Лермонтова очень мало светлых, радостных настроений, тех «чудных мгновений», что воспеты Пушкиным. Чаще всего у Лермонтова речь идет об одиночестве, о неразделенной любви, об измене женщины, не оценившей возвышенные чувства друга.

Стихотворение «К***» («Я не унижусь пред тобою…») посвящено Наталии Федоровне Ивановой, которой поэт за два года их бурного романа посвятил более двадцати стихотворений.

Наталья Федоровна была дочерью известного в ту пору писателя Федора Федоровича Иванова. Поэт познакомился с ней летом 1830 года на даче у своих родственников Столыпиных. Это было недалеко от Москвы, на Клязьме. Первое стихотворное послание Ивановой было полно радостных надежд, счастливых ожиданий, восхищения юной красотой:

В окно светил
Весенний теплый день; и у окна
Сидела дева, нежная лицом,
С очами, полными душой и жизнью.

Но срок любви и открытой взаимности был коротким, таким коротким, что через недолгий промежуток времени поэт скажет: «Мне польстив любовию сперва…»

Летом 1831 года в отношениях Михаила Юрьевича и Наталии Федоровны произошел сильный разлад. Случилось нечто страшное. Вернувшись в Москву после «начального дачного отдыха», поэт начинает писать пьесу, посвященную потрясшим его событиям. Название пьесы – «Странный человек». В ней под именем Владимира Павловича Арбенина Лермонтов выводит самого себя, под именем Наталии Федоровны Загорскиной – Наталию Федоровну Иванову. Загорскина изменяет Арбенину. Легкодумно предпочтя его друга Белинского, она решает выйти за него замуж. К Арбенину она начинает проявлять все большую холодность, пренебрегает его страстным чувством.

Сюжет драмы проливает свет на то, что случилось в отношениях поэта и Ивановой. Лермонтов тяжело пережил разрыв с любимой девушкой, которой он поверял свои тайны и мечты. И вот в 1832 году, спустя полгода после роковых событий, как, навеки про-щаясь с «Н.Ф.И.» - так он часто озаглавливал стихи, посвященные ей, поэт пишет последнее стихотворное послание любимой:

Я не унижусь пред тобою,
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай, мы чужие с этих пор…

Герой сожалеет, что напрасно «пожертвовал я годы» неискренним чувствам девушки, которая просто кокетничала с ним. Лирический герой любит сильно и жертвенно, но он не позволит обращаться с ним снисходительно:

Я горд! – прости! Люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного,
Я не сделаюсь рабом.

Так же, как и А.С. Пушкин в своем знаменитом «Я Васлюбилюбил…», М.Ю. Лермонтов желает возлюбленной радости и счастья с другим ее избранником. Вот только женскому кокетству он больше верить не намерен, он разуверился в искренности любовных признаний. Поэт готов к отмщению:

Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем…

Но досада и злость обманутого чувства уступают место грусти одиночества и сожалению:

Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку –
Безумец! – лишний раз пожать!

Стихотворение не делится на строфы. Это создает эффект взволнованной, безостановочной речи – исповеди. Автор использует яркие эпитеты и метафоры, помогающие ему передать сложное душевное состояние («мысль небесная», «коварная измена», «дар чудесный», «пожертвовал я годы твоей улыбке и глазам» - синекдоха). В основу композиции положен прием противопоставления: «любовь» - «измена», «надежда» - «заблужденье», «привет» - «укор».

Стихотворение написано пятистопным ямбом с использованием пиррихия и спондея. Обилие восклицательных предложений и риторических вопросов отражает сбивчивый, взволнованный характер повествования.

После этого стихотворения Лермонтов уже никогда не посвящал стихи Н.Ф. Ивановой. Забвение стало своеобразным отмщением за разбитые мечты и надежды. Лишь позже, год спустя, Лермонтов запишет в своем дневнике и в альбоме Н.Ф.И.:

Стихотворение поражает своей эмоциональностью, искренностью, высоким нравственным чувством. Оно является жемчужиной интимной лирики великого поэта.

Среди ранних произведений М.Ю. Лермонтова начала 30-х годов XIX века обращает на себя внимание читателя целый цикл стихотворений, посвященных Н.Ф.И. - Наталье Федоровне Ивановой, дочери московского драматурга Ф.Ф. Иванова. Чувство юноши было глубоким и сильным, хотя и кратковременным. Испытывая в начале 30-х годов сильное влияние поэзии Дж. Байрона, Лермонтов воссоздает в своих ранних произведениях индивидуалистический характер романтического героя. Его лирическому герою свойственны внутренние противоречия, непонимание его обществом, обреченность на одиночество. В любви для него также характерны драматические переживания: мотив измены любимой, гибели, одиночества бунтующей, непонятой души. Таково и стихотворение «Я не унижусь пред тобою...», написанное в 1832 году. Как юный максималист, автор не знает компромиссов: любимая для него либо возвышенная душа - ангел, либо воплощение коварства и лживости, свойственных «высшему свету». И стихотворение проникнуто драматическими переживаниями расставания с любимой девушкой. Исповедь лирического героя - это своего рода лирический дневник поэта, отражение его мироощущения. Оскорбленный в лучших чувствах, герой упрекает девушку в несбыточности своих ожиданий, в том, что напрасны были его надежды.
Как знать, быть может, те мгновенья.
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Единственной высшей ценностью жизни поэт считает свободу:
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам...
... Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
Он видит в героине только лицемерие и притворство, которые не сразу ему открылись:
Зачем ты не была сначала
Какою стала наконец!
Это оказывает влияние и на его новое отношение к миру и женщинам:
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем...
...Начну обманывать безбожно...
Отсюда уже недалеко до зрелого поэта, до Печорина и «Думы», где разочарование героя в жизни, его душевная пустота - только следствие «неверием осмеянных страстей» («Дума», 1838). Его разочарование в любви объяснимо и не может не вызывать сочувствие:
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Гордость лирического героя, его трагическое одиночество - все это предпосылки для возникновения «героя нашего времени», холодного, черствого душою, но в то же время страдающего от бесцельности собственного существования. Последние строчки написаны человеком повзрослевшим, уже более прозаично и трезво взглянувшим на свои юношеские заблуждения.
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку -
Безумец! - лишний раз пожать!
Героиня не оценила по достоинству искренность и силу чувств поэта, он с горечью осознал это и теперь, наверное, уже никогда не сможет быть в любви счастливым и беззаботным. Стихотворение «Я не унижусь пред тобою» - это драматический монолог гордой отвергнутой души. Поскольку это взволнованная интимная лирическая исповедь, то здесь очень немного традиционных художественных средств: эпитетов, метафор. Здесь применяются скорее риторические приемы речи, обращенные к восприятию читателя: риторические вопросы, восклицания. Конечно, проявляется и максимализм мышления лирического героя, для чего используются гиперболы:
Я целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Автор использует синтаксические повторы, параллели («И так я слишком долго видел... - и так пожертвовал я годы...»; «Зачем так нежно обещала... - Зачем ты не была сначала...»).
Все эти языковые особенности произведения, даже отсутствие деления на строфы, подчинены главной цели автора - создать взволнованный лирический монолог, наполненный глубоким чувством. И стихотворение «Я не унижусь пред тобою», несмотря на то, что это раннее стихотворение поэта, можно смело назвать шедевром интимной лирики поэта.

Михаил Лермонтов – молодой парень, который уже тогда начал писать свои красивые стихи и также писать произведения в прозе. Тогда шел 1830 год. Лермонтов познакомился с красивой девушкой, которую звали Наталья Ивановой. Девушка отвечала взаимностью на чувства молодого Лермонтова. Он казался окрыленным, ведь после его разрыва с другой жестокой кокеткой, которая не принимала его чувства.

Их роман продолжался не слишком долго, но во время его Лермонтов был счастливым, что оказалось для него очень важным. Когда же прошло определенное время, молодой парень убедился, что Наталья такая же, как и все остальные. Она – просто кокетка, но более милостивая. Разочаровавшись, он возвращается в Петербург, в свое окружение. Поэт разочаровывается достаточно сильно, что служит причиной написания его стихотворения «Я не унижусь пред тобою»

Вообще, тема стиха Лермонтова весьма своеобразна, так как тема стихотворения: безответная любовь, в которой он разочаровывается через некоторое время, так как видит неприкрытую правду, хоть и горькую. Произведение написано 1832 года. В стихотворении своем Лермонтов пишет о своем разочаровании не только в Натальи, но и во всех женщинах, ведь он полюбил, как ему казалось, - ангела, но увидел совсем не его. Он обвиняет Наталью Иванову в легкомыслии, и ветрености. На протяжении всего стихотворения, написанного Лермонтовым, чувствуется грусть и печаль, неприкрытая причем вовсе.

Лермонтов описывает весьма подробно свои чувства и эмоции, которые так внезапно возникли, в тот момент, когда он вдруг увидел на балу ее, но вместе с другими кавалерами, с которыми она открыто флиртовала, и причем в то время, когда он был неподалеку. Это разочаровала его в ней, в его чувствах по отношению к ней. Ведь он почти боготворил ее, считая не такой как все. Но он ошибся, к тому же он был молод.

Лермонтов чувствует разочарование и даже немного ревность и злость, именно потому из возникших эмоций появляется стихотворение, или даже излившееся признание в ревности и разочарования, которое он отсылает ей, Натальи, той которую еще недавно так любил, и думал, что сам любимым был. Все рушится снова, но Лермонтов, как будто наученный на чужом опыте, просто уже не так остро воспринимает боль. Наталье он отсылает черновик с этими записями, где вместе в обвинением в предательстве и легкомыслии, он признается, что считал ее до этого – ангелом. У него в конце стиха возник вопрос – что же ему теперь не верить другим женским существам, если его предал сам ангел?

Анализ стихотворения Я не унижусь пред тобою по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Когда читала ты мучительные строки Фета

    Произведение относится к позднему творчеству поэта и по жанровой направленности является философско-лирическим в виде любовного послания к безвременно ушедшей из жизни любимой женщине.

  • Анализ стихотворений разных авторов
  • Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

    Стихотворение было написано поэтом в преддверии 18-летия. В то время в России была популярна поэзия европейского романтизма. В стихотворении автор использует сравнение лирического героя с Байроном

  • Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим

    Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет

  • Анализ стихотворения Андрея Белого Любовь

    Андрей Белый писал множество произведений, закончившихся не самым лучшим образом. Автор рассматривал себе пару очень тщательно и многого от них требовал. Он понимал, что из-за этого у него в жизни будут белые и черные полосы.