Выготский Лев Семёнович. Идеи педагогики и воспитания

Годы жизни: 1896 - 1934

Родина: Орша (Российская Империя)

Выготский Лев Семенович родился в 1896 г. Он был выдающимся отечественным психологом, создателем концепции развития высших психических функций. Родился Лев Семенович в белорусском городке Орше, но уже через год Выгодские переехали в Гомель и надолго обосновались там. Его отец, Семен Львович Выгодский закончил Коммерческий институт в Харькове и был банковским служащим и страховым агентом. Мать, Цецилия Моисеевна, почти всю жизнь посвятила воспитанию своих восьми детей (Лев был вторым ребенком). Семья считалась своеобразным культурным центром города. Например, есть сведения, что Выгодский-отец основал в городе публичную библиотеку. В доме любили и знали литературу, совсем не случайно из семьи Выгодских вышло так много известных филологов. Кроме Льва Семеновича, это его сестры Зинаида и Клавдия; двоюродный брат Давид Исаакович, один из видных представителей "русского формализма" (где-то в начале 20-х годов он стал публиковаться, а поскольку оба они занимались поэтикой, естественно стремление "размежеваться", чтобы их не путали, и поэтому Лев Семенович Выгодский букву "д" в своей фамилии заменил на "т"). Юный Лев Семенович увлекался литературой и философией. Его любимым философом стал и оставался до конца жизни Бенедикт Спиноза. Юный Выготский учился в основном дома. Лишь два последних класса он проучился в частной гомельской гимназии Ратнера. По всем предметам он проявлял незаурядные способности. В гимназии он изучал немецкий, французский, латинский языки, дома, кроме того, английский, древнегреческий и древнееврейский. Окончив гимназию, Л.С.Выготский поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете в период первой мировой войны (1914-1917 гг.). Тогда же он увлекся литературной критикой, и в нескольких журналах появились его рецензии на книги писателей-символистов - властителей душ тогдашней интеллигенции: А.Белого, В.Иванова, Д.Мережковского. В эти студенческие годы он пишет свое первое произведение - трактат "Трагедия о Гамлете Датском У.Шекспира". После победы революции Выготский возвратился в Гомель и принял активное участие в строительстве новой школы. На этот период падает начало его научной карьеры в качестве психолога, так как в 1917 г. он начал заниматься исследовательской работой и организовал психологический кабинет при педтехникуме, где и вел исследования. В 1922-1923 гг. он провел пять исследований, три из которых он потом доложил на II Всероссийском съезде по психоневрологии. Это были: "Методика рефлексологического исследования в применении к изучению психики", "Как надо сейчас преподавать психологию" и "Результаты анкеты о настроениях учащихся в выпускных классах гомельских школ в 1923 г.". В гомельский период Выготскому представлялось, что будущее психологии - в приложении к причинному объяснению явлений сознания рефлексологических методик, достоинство которых в их объективности и естественнонаучной строгости. Содержание и стиль выступлений Выготского, а также его личность буквально потрясли одного из участников съезда - А.Р.Лурия. Новый директор Московского института психологии Н.К.Корнилов принял предложение Лурия о приглашении Выготского в Москву. Так в 1924 г. начался десятилетний московский этап творчества Выготского. Это десятилетие может быть разделено на три периода. Первый период (1924-1927). Только-только приехав в Москву и сдав экзамены на звание научного сотрудника 2-го разряда, Выготский за полгода выступил с тремя докладами. В плане дальнейшего развития задуманной в Гомеле новой психологической концепции он строит модель поведения, в основу которой легло понятие о речевой реакции. Термин "реакция" вводился с целью отграничить психологический подход от физиологического. Он вносит в нее признаки, позволяющие соотнести регулируемое сознанием поведение организма с формами культуры - языком и искусством. С переездом в Москву его привлекает особая сфера практики - работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. По существу, весь его первый московский год можно назвать "дефектологическим". Занятия в Институте психологии он совмещает с активной деятельностью в Народном комиссариате просвещения. Проявив блестящие организаторские способности, он заложил основы дефектологической службы, и в дальнейшем стал научным руководителем существующего поныне специального научно-практического института. Важнейшим направлением исследований Выготского в первые годы московского периода стал анализ ситуации в мировой психологии. Он пишет предисловие к русским переводам работ лидеров психоанализа, бихевиоризма, гештальтизма, стремясь определить значимость каждого из направлений для разработки новой картины психической регуляции. Еще в 1920 г. Выготский заболел туберкулезом, и с тех пор вспышки болезни не один раз ввергали его в "пограничную ситуацию" между жизнью и смертью. Одна из самых тяжелых вспышек обрушилась на него в конце 1926 г. Тогда он, попав в больницу, принялся за одно из главных своих исследований, которому дал имя "Смысл психологического кризиса". Эпиграфом к трактату стояли библейские слова: "Камень, который презрели строители, стал во главу угла". Этим камнем он назвал практику и философию. Второй период творчества Выготского (1927-1931) в его московское десятилетие - инструментальная психология. Он вводит понятие о знаке, выступающем особым психологическим инструментом, применение которого, ничего не меняя в веществе природы, служит могучим средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Тем самым отвергалась принятая как субъективной, так и объективной психологией дидактическая схема "стимул-реакция". Она заменялась триадической - "стимул - стимул - реакция", где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответным действием организма (психической реакцией) выступает особый стимул - знак. Этот знак представляет собой своего рода инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания, ассоциированного мышления) возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Выготский назвал их высшими психическими функциями. Наиболее значимое из достигнутого в этот период Выготским и его группой было сведено в пространную рукопись "История развития высших психических функций". Среди публикаций, предваривших указанную обобщающую рукопись, отметим "Инструментальный метод в педологии" (1928 г.), "Проблему культурного развития ребенка" (1928), "Инструментальный метод в психологии" (1930), "Орудие и знак в развитии ребенка" (1931). Во всех случаях в центре была проблема развития детской психики, трактуемая под одним и тем же углом зрения: созидание из ее биопсихического природного "материала" новых культурных форм. Выготский становится одним из главных педологов страны. Выходит из печати "Педология школьного возраста" (1928), "Педология юношеского возраста" (1929), "Педология подростка" (1930-1931). Выготский стремиться воссоздать общую картину развития психического мира. Он перешел от изучения знаков как детерминант инструментальных актов к изучению эволюции значений этих знаков, прежде всего речевых, в умственной жизни ребенка. Новая исследовательская программа стала главной в его третьем, последнем московском периоде (1931-1934 гг.). Итоги ее разработки запечатлела монография "Мышление и речь". Занявшись глобальными вопросами о соотношении между обучением и воспитанием, Выготский придал ему новаторскую трактовку во введенной им концепции о "зоне ближайшего развития", согласно которой только то обучение является действенным, которое "забегает вперед" развития. В последний период творчества лейтмотивом исканий Выготского, связывающих в общий узел различные ветви его работы (историю учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова), стала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов. Выготский работал на пределе человеческих возможностей. С рассвета допоздна его дни были перенасыщены несчетными лекциями, клинической и лабораторной работой. Он выступал со множеством докладов на различных совещаниях и конференциях, писал тезисы, статьи, введения к материалам, собранным его сотрудниками. Когда Выготского увозили в больницу, он взял с собой любимого "Гамлета". В одной из записей о шекспировской трагедии было помечено, что главное состояние Гамлета - это готовность. "Я готов" - таковы, по свидетельству медицинской сестры, были последние слова Выготского. Хотя ранняя смерть не позволила Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Библиография трудов Л.С. Выготского насчитывает 191 работу. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.

_________________________

http://www.nsk.vspu.ac.ru/person/vygot.html
http://www.psiheya-rsvpu.ru/index.php?razdel=3&podrazdels=20&id_p=67

Среди черно-белых портретов на стенах кафедры психологии его лицо всегда самое молодое и красивое. Советский психолог, основатель культурно-исторической теории Лев Выготский - один из тех людей, о которых не стыдно говорить с придыханием. Не только потому, что он был гением, хотя в этом нет сомнений. Выготский каким-то образом смог остаться удивительно добрым и порядочным человеком в то время, когда это мало кому удавалось.

В конце XIX века город Гомель Могилевской губернии кипел жизнью. Мастерские, заводы и деревообрабатывающие предприятия соседствовали с сырыми бараками, в которых ютились рабочие. Активно строили школы и училища. Гомель был не только промышленным и торговым центром, но и средоточием еврейской жизни: евреи составляли больше половины населения. Город насчитывал 26 синагог, 25 молитвенных домов, были в нем еврейское училище первого разряда и частная еврейская гимназия для мальчиков.

В 1897 году второй этаж небольшого дома в самом центре города, на пересечении улиц Румянцевской и Аптечной, заняла небольшая семья: банковский служащий Симха, его жена Циля, по образованию учительница, и двое их детей - большеглазая Хая-Анна двух лет от роду и годовалый Лев. Для Льва Выгодского, которого мир скоро узнает как Льва Семеновича Выготского, этот дом в сердце Гомеля станет сердцевиной его жизни, питательной средой всех его успехов и трудов, мыслей, чаяний и борьбы.

Как вскоре узнали соседи, Выгодские перебрались из городка помельче - Орши. Отец семейства получил хорошую должность: купец Симха стал заместителем управляющего гомельского отделенияСоединенного банка. Симха Выгодский был человеком властным и с непростым характером, настоящим патриархом. Он получил прекрасное образование, говорил на нескольких языках и скоро завоевал среди горожан непререкаемый авторитет. Выгодский-старший стал одним из лидеров гомельского движения самообороны, учрежденного в 1903 году, участвовал в создании кружка еврейского образования и городской публичной библиотеки.

Свою маму, Цецилию Моисеевну, дети называли «душой семьи» - она, в противоположность мужу, была мягкой и участливой. По профессии Циля Выгодская не работала, посвятив себя дому и уходу за детьми. Молодая семья росла, один за другим появлялись на свет младшие сестры и брат Льва и Анны. Кроме семерых родных детей Выгодские воспитывали племянника Давида, сына покойного брата Симхи, Исаака. Давид Выгодский впоследствии станет известным поэтом, литературным критиком и переводчиком.

Нетрудно догадаться, что такая большая семья жила более чем скромно: у девочек, кроме гимназической формы, было по одному ситцевому платьицу. На что не скупились родители - так это на образование детей. Любимым досугом были поездки в театр и обсуждение прочитанных книг.

Первые пять лет Лев Выгодский обучался дома. Его репетитор Соломон Ашпиз, не последний человек в гомельской социал-демократической организации, кроме революционной деятельности был знаменит тем, что учил своих подопечных при помощи сократического диалога. Под его руководством Лев выучил английский, древнегреческий и древнееврейский языки, а став гимназистом, успешно освоил еще и французский, немецкий и латынь.

Выгодский-старший заботился о том, чтобы дети развивали свои таланты. Заметив интерес Льва к культуре и философии, отец в одной из деловых поездок раздобыл ему «Этику» Бенедикта Спинозы. Польщенный таким вниманием, Лев много раз перечитывал книгу. Долгие годы она оставалась одной из его любимых.

Дети в семье Выгодских были приучены заботиться друг о друге, старшие опекали младших. Существовал трогательный обычай: по вечерам, когда отец возвращался с работы, вся семья собиралась за чаем, и каждый по кругу рассказывал о случившемся за день. Возможно, именно это сочетание теплой семейственности, трудолюбия и свободы мысли, которое передали ему родители, и заложило основы будущих гениальных открытий Льва Выготского.

Жизнь тоже преподносила свои уроки. Маленькому Льву было 7 лет, когда по местечкам и городам прокатилась волна кровавых погромов, унесших тысячи жизней. В первом гомельском погроме 1903 года (спустя два года случится и другой) было убито десять человек. Сотни других были избиты, ранены, ограблены. После состоялся знаменитый Гомельский судебный процесс, несправедливый и стыдный. Судили не только погромщиков, но и евреев, участников самообороны - за то, что пытались защитить свои дома и семьи.

Эти события выросший Выготский не забудет никогда, но и никогда не заговорит о них напрямую. Тема антисемитизма навсегда останется для него больной. Свои первые публикации в журнале «Новый путь», уже под измененной фамилией, Выготский посвящает юдофобии в русской литературе. «…доведшая реализм до его крайнего выражения и перешедшая путем гениального психологического постижения тайн души человеческой ту грань, за которой уже реальное становится символическим, русская литература так мало внесла психологического проникновения в изображение евреев», - с горечью отмечает он.

Кстати, тему изменения имени его биографы и близкие обходят деликатным молчанием: никто точно не знает, когда именно и почему из Льва Симховича Выгодского он превратился в Льва Семеновича Выготского. Не слишком убедительная официальная версия гласит, что будущий знаменитый психолог не хотел, чтобы его путали с двоюродным братом, литератором Давидом Выгодским.

В 1913 году, с отличием окончив частную гимназию Ратнера, Выгодский, тогда еще с буквой «д» в фамилии, подал документы на филологический факультет Московского университета и получил отказ. Хотя перспективный ученик и попадал в «процентную норму» для лиц еврейского происхождения, выбор факультетов был для него ограничен. Тогда по совету родителей он поступил на медицинский - куда еще идти способному еврейскому юноше? Но интерес к гуманитарным наукам пересилил, и через год 18-летний Лев перевелся на юридический. Сказался и «национальный вопрос»: профессия адвоката позволяла преодолеть черту оседлости.

Друзья по студенческой скамье и позже коллеги описывали Выготского как доброго, оптимистичного человека с прекрасным чувством юмора в сочетании с удивительной порядочностью и неизменно энергичного. Благодаря этой кипучей энергии у него хватало сил одновременно с занятиями на юридическом посещать свободные лекции историко-философского факультетаУниверситета имени Шанявского. В 1917 году он закончил свое обучение там, окончательно бросив юриспруденцию.

Академические успехи, первые публикации в журналах, добрые друзья и любимое дело... Что должен был почувствовать 23-летний молодой человек, услышав диагноз «туберкулез легких», который в то время означал смертный приговор с небольшой отсрочкой?

«Трагедия есть буйство максимальной человеческой силы, поэтому она мажорна», - писал Выготский. До изобретения пенициллина оставалось еще два десятка лет. Он не успел. И все же успел много - так много, что трудно представить, как все это может вместить человеческая жизнь в 37 лет длиной.

Жениться по большой любви и стать отцом двух дочерей, старшая из которых, Гита, позже опубликует книгу, выражая ему, рано ушедшему, свои любовь и восхищение. Работать учителем литературы в целом ряде школ и техникумов. Возглавить театральный подотдел Гомельского отдела народного образования, а затем художественный отдел при Губнаробразе. Принять участие в работе Московского государственного института экспериментальной психологии, Государственного института научной педагогики, Московского педагогического государственного университета, Института по изучению высшей нервной деятельности, Экспериментального дефектологического института - и это далеко не полный список мест, где трудился Выготский.

Защитить диссертацию и получить звание старшего научного сотрудника, эквивалентное нынешней степени кандидата наук. Написать почти две сотни работ по детской психологии, педагогике, литературе и искусству. Стать основоположником культурно-исторической концепции развития, которую до сих пор изучают психологи и педагоги по всему миру.

Его труды поражают стройностью и простотой изложения: ни заумных терминов, ни громоздких конструкций. Он писал ясно и легко, так же, как и мыслил. Но мысли эти потрясали своей свежестью, а еще удивительными нежностью и сочувствием, с которыми Лев Выготский описывал внутренний мир своих подопечных.

«Допустим, перед нами ребенок, страдающий недостатком слуха вследствие каких угодно причин, - рассуждает Выготский в своей монографии “Трудное детство”. - Легко можно представить, что этот ребенок будет испытывать ряд трудностей, приспосабливаясь к окружающей среде. Его будут оттирать другие дети на задний план во время игр, он будет опаздывать на прогулки, он окажется отодвинутым от активного участия в детском празднике, беседе». И продолжает: теперь у ребенка есть три возможных пути развития. Первый - озлобиться на весь мир и стать агрессивным, второй - приспособиться к своему дефекту и получать от него «вторичную выгоду» или же третий - компенсировать свой недостаток развитием положительных качеств: внимания, чуткости, смекалки.

Выготский призывал педагогов с пониманием относиться к «неудобному» поведению учеников, вникать в его причины, «бить по корню, а не по явлению». Если применять такой подход вместо наказаний, убеждал он, можно будет во благо детей использовать те же дефекты, которые привели к непослушанию или необучаемости - «для превращения их в хорошие черты характера».

А вот чего, по счастью, Выготский не успел - увидеть, как вскоре после смерти его труды будут гореть в топке сталинских репрессий как в переносном, так и в самом прямом смысле. Книги психолога изымали из библиотек и нередко сжигали. Это время застали его дочери, Гита и Ася Выгодские. Гита Львовна, психолог-дефектолог, продолжила дело отца и посвятила жизнь восстановлению его наследия.

«Мне хотелось написать о своем отце правдиво, объективно, - признается она в книге “Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету”. - А это предполагает, что надо рассказать не только о положительных сторонах его личности, но также и о том, что может характеризовать его с негативной стороны. Но сколько я ни силилась, я не могла воскресить в памяти ничего, что говорило бы о нем отрицательно - ни одного такого его поступка, который ронял бы его в моих глазах. Ничего.…Так каким же он был? Для себя я отвечаю на этот вопрос словами из любимого им произведения: он - “лучший из людей, с которыми случалось мне сходиться” (У. Шекспир, “Гамлет”)».


ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ.

Льва Семеновича Выготского называют «Моцартом психологии», а между тем можно сказать, что этот человек пришел в психологию «со стороны». Лев Семенович не имел специального психологического образования, и вполне возможно, именно этот факт и позволил ему взглянуть по-новому, с другой точки зрения на проблемы, стоящие перед психологической наукой. Его во многом новаторский подход объясняется тем, что над ним не тяготели традиции эмпирической «академической» психологии.

Лев Семенович Выготский родился 5 ноября 1896 г. в городе Орша. Год спустя семья Выготских цереехала в Гомель. Именно в этом городе Лев закончил школу и сделал свои первые шаги в науке. Еще в гимназические годы Выготский прочел книгу А.А. Потебни «Мысль и язык», которая пробудила у него интерес к психологии - области, в которой ему предстояло стать выдающимся исследователем.

После окончания школы в 1913 г. поехал в Москву и поступил сразу в два учебных заведения - в Народный университет на историко-философский факультет по собственному желанию и в Московский императорский институт на юридический факультет по настоянию родителей.

Выготский был страстным почитателем театра, не пропускал ни одной театральной премьеры. В юношеские годы писал литературно-критические этюды и статьи в различные литературные журналы о романах А. Белого, Д. Мережковского.

После революции 1917 г., которую он принял, Лев Семенович уезжает из столицы обратно в родной Гомель, где работает учителем литературы в школе. Позже его приглашают преподавать философию и логику в Педагогический техникум. Вскоре в стенах этого техникума Выготский создает кабинет экспериментальной психологии, на базе которого активно занимается научно-исследовательской работой.

В 1924 г. на II Всероссийском съезде по психоневрологии, который проходил в Ленинграде, молодой, никому не известный работник просвещения из провинциального городка выступил со своей первой научной работой. Его доклад содержал острую критику рефлексологии. Доклад этот назывался «Методика рефлексологического и психологического исследования».

В нем указывалось на разительное несоответствие классического метода воспитания условного рефлекса задаче научно обусловленного объяснения поведения человека в целом. Современники отмечали, что содержание доклада Выготского было новаторским, и преподнесен он был просто блистательно, чем, собственно, и привлек к себе внимание известнейших психологов того времени А.Н. Леонтьева и А. Р. Лурии.

А. Лурия пригласил Выготского в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента Лев Семенович становится лидером и идейным вдохновителем легендарной тройки психологов: Выготский, Леонтьев, Лурия.

Наибольшую известность принесла Выготскому созданная им психологическая теория, приобретшая широкую известность под названием «Культуро-историческая концепция развития высших психических функций», теоретический и эмпирический потенциал которой не исчерпан до сих пор. Сутью этой концепции является синтез учения о природе и учения о культуре. Эта теория представляет альтернативу существовавшим поведенческим теориям, и прежде всего бихевиоризму.

Согласно Выготскому, все психические, данные природой («натуральные») функции с течением времени преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»): механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие - произвольным и т.д. Все эти внутренние процессы зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем закрепляются в его сознании.

Выготский писал: «...Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерапсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая».

Важность этой формулы для исследований в области детской психологии была в том, что духовное развитие ребенка ставилось в определенную зависимость от организованного воздействия на него взрослых.

Выготский предпринимал попытки объяснить, каким образом отношения организма с внешним миром формируют его внутреннюю психическую среду. Он убедился, что на становление личности ребенка, на его полноценное развитие практически в равной степени оказывают влияние как наследственные задатки (наследственность), так и социальные факторы.

У Льва Семеновича много работ посвящено изучению психического развития и закономерностей становления личности в детском возрасте, проблемам учения и обучения детей в школе. Причем не только нормально развивающихся детей, но и детей, имеющих различные аномалии развития.

Именно Выготскому принадлежит самая выдающаяся роль в становлении науки дефектологии. Он создал в Москве лабораторию психологии аномального детства, которая стала впоследствии составной частью Экспериментального дефектологического института. Он одним из первых среди отечественных психологов не только теоретически обосновал, но и подтвердил на практике, что любой недостаток как в психологическом, так и в физическом развитии поддается коррекции, т.е. его можно компенсировать за счет сохранных функций и путем длительной работы.

Основной упор при изучении психологических особенностей аномальных детей Выготский делал на умственно отсталых и слепоглухонемых. Он не мог, как многие другие его коллеги по цеху, делать вид, что такой проблемы не существует. Раз дефективные дети живут среди нас, необходимо приложить все усилия, чтобы они стали полноправными членами общества. Выготский считал своим долгом в меру сил и возможностей помогать таким обделенным судьбой детям.

Еще один фундаментальный труд Выготского - «Психология искусства». В нем он выдвинул положение об особой «психологии формы», о том, что в искусстве форма «развоплощает материал». Вместе с тем автор отверг формальный метод из-за его неспособности «вскрыть и объяснить исторически меняющееся социально-психологическое содержание искусства». Стремление удержаться на почве психологии, на «позиции читателя, испытывающего воздействие искусства», Выготский доказывал, что последнее является средством преобразования личности, орудием, которое вызывает у нее «огромные и подавленные и стесненные силы». По мнению Выготского, искусство радикально изменяет аффективную сферу, играющую очень важную роль в организации поведения, социализирует ее.

На последнем этапе своей научной деятельности он занялся проблемами мышления и речи и написал научную работу «Мышление и речь». В этом фундаментальном научном труде основной является мысль о неразрывной связи, существующей между мышлением и речью.

Выготский сначала высказал предположение, которое вскоре сам же и подтвердил, что от формирования и развития речи зависит уровень развития мышления. Он выявил взаимообусловленность двух этих процессов.

Выготскому его научное прошлое уготовило одну альтернативу. Взамен диады «сознание-поведение», вокруг которой вращалась мысль остальных психологов, средоточием его исканий становится триада «сознание-культура-поведение».

К огромному сожалению, многолетняя и достаточно плодотворная работа Л.С. Выготского, его многочисленные научные труды и разработки, как это часто случается с талантливыми людьми, особенно в нашей стране, не были оценены по достоинству. При жизни Льва Семеновича его работы не допускались к публикации в СССР.

С начала 1930-х гг. на него началась настоящая травля, власти обвиняли его в идеологических извращениях.

11 июня 1934 г. после продолжительной болезни, в возрасте 37 лет Лев Семенович Выготский умер.

Наследие Л.С. Выготского - это около 200 научных работ, среди которых Собрание сочинений в 6-ти томах, научный труд «Психология искусства», работы по проблемам психологического развития человека с рождения (переживания, кризисы) и закономерностям формирования личности, ее основных свойств и функций. Он внес большой вклад в раскрытие вопроса о влиянии коллектива, социума на личность.

Бесспорно, Лев Выготский оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию, а также на смежные науки - педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию. Ближайший друг и ученик Льва Семеновича Выготского А. Р. Лурия называл его гением и великим гуманистом XX в.

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ПЬЯНЗИН Иван Семенович Иван Семенович Пьянзин родился в 1919 году в селе Великопетровка Карталинского района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. Закончил Верхнеуральский сельскохозяйственный техникум. В 1938 году призван в Советскую Армию. Окончил по

Из книги Персональные помощники руководителя автора Бабаев Маариф Арзулла

ЧЕРНЫШЕНКО Виктор Семенович Виктор Семенович Чернышенко родился в 1925 году в селе Александровка Княжнолиманского района Донецкой области в крестьянской семье. Украинец. В феврале 1943 года призван в Советскую Армию. Учился в школе при учебно-танковом полку в Ульяновске. С

Из книги Сергей Собянин: чего ждать от нового мэра Москвы автора Мокроусова Ирина

ЕЛЬЦОВ Иван Семенович Иван Семенович Ельцов родился в 1910 году в Омске в семье рабочего. Русский. После службы в Советской Армии в 1931 году приехал в Верхний Уфалей. Работал в паросиловом хозяйстве, нормировщиком железнодорожного цеха никелевого завода. В 1940 году поступил

Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич

Абакумов Виктор Семенович Помощник Маршала Советского Союза Берии Лаврентия ПавловичаПо поводу личности Виктора Семеновича Абакумова и по сей день не утихают ожесточенные споры. Одни утверждают, что это был замечательный человек, возглавлявший в годы войны

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

Собянин Сергей Семенович БиографияРодился 21 июня 1958 года в селе Няксимволь Березовского района Тюменской области.Окончил Костромской технологический институт в 1980 году и Всесоюзный юридический заочный институт в 1989 году.Кандидат юридических наук.Трудовую

Из книги Креативы Старого Семёна автора

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

Малявин Борис Семенович Генерал-майор Генерального штабаРодился 30 июля 1876 г., православного вероисповедания. Уроженец Волынской губернии. Окончил 3-й Московский кадетский корпус, Николаевское инженерное училище и Николаевскую академию Генерального штаба (1907).Из училища

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Андрей Семенович Люди постарше помнят такие слова – вычислительный центр (сокращенно ВЦ). До появления персоналок они были во всех уважающих себя учреждениях. Одна-две большие машины, которые обслуживал коллектив инженеров, операторов, программистов.Андрей Семенович

Из книги Великие евреи автора Мудрова Ирина Анатольевна

СТРОЕВ Егор Семенович (25.02.1937). Член Политбюро ЦК КПСС с 13.07.1990 г. по 23.08.1991 г. Секретарь ЦК КПСС с 20.09.1989 г. по 23.08.1991 г. Член ЦК КПСС с 1986 г. В КПСС состоял с 1958 г. по август 1991 г.Родился в деревне Дудкино (ныне Строево) Хотынецкого района Орловской области в семье сельского

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

СУРКОВ Михаил Семенович (02.12.1945). Член Политбюро ЦК КПСС с 25.04.1991 г. по 23.08.1991 г. Член ЦК КПСС с июля 1990 г. Член КПСС с 1968 г.Родился в г. Челябинске. Русский. В 1977 г. окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. С 1960 г. слесарь, контролер предприятия в г. Омске. С 1963 г.

Из книги Два рейда автора Бережной Иван Иванович

ШЕНИН Олег Семенович (22.07.1937). Член Политбюро ЦК КПСС с 13.07.1990 г. по 23.08.1991 г. Секретарь ЦК КПСС с 13.07.1990 г. по 23.08.1991 г. Член ЦК КПСС с 1990 г. Член КПСС с 1962 г.Родился на пристани Владимирская Волгоградской (тогда Сталинградской) области в семье служащего. Русский. Через три недели

Из книги Золотые звезды курганцев автора Устюжанин Геннадий Павлович

Л.С. Выготский (1896–1934) Выдающийся советский психолог А.Р. Лурия в научной автобиографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: «Не будет преувеличением назвать Л.С. Выготского гением». В унисон звучат и слова Б.В. Зейгарник: «Он был гениальный человек, создавший

Из книги автора

Выготский Лев Семёнович 1896–1934 советский психолог Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) родился 17 ноября 1896 года в городе Орша в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, купца Симхи (Семёна) Яковлевича

Из книги автора

Гераськин Дмитрий Семенович Родился в 1911 году в селе Монастырщина Кимовского района Тульской области. Работал в колхозе. В 1941 году призван, в Советскую Армию. Беспартийный. В октябре 1943 года, будучи в звании сержанта, пал смертью храбрых в боях за Родину. Звание Героя

Из книги автора

Семен Семенович Почти год минуло с того дня, как наши радисты впервые приняли с Большой земли радостную весть о великой победе Красной Армии под Сталинградом, а мы до сих пор продолжали жить событиями того времени. О чем бы ни начинали говорить, неизменно возвращались к

Из книги автора

ЯЗОВСКИХ Иван Семенович Иван Семенович Язовских родился в 1923 году в деревне Язовка Далматовского района в семье крестьянина. По национальности русский, член КПСС с 1952 года.После окончания Топорищевской семилетней школы работал в колхозе. В марте 1942 года призван в армию.

Выготский Лев Семёнович (1896-1934) — советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций.

Родился 17 ноября 1896 в Гомеле. Учился в Московском университете (филологический факультет) и на юридическом факультете Института Шанявского, профессионально занимался литературоведением и психологией искусства.

"Педология возникает на основе завоеваний анатомии, физиологии и психологии детского возраста… Но сами эти науки станут науками в истинном смысле слова только тогда, когда они будут опираться на исторически возникшую на их основе, но методологически являющуюся их основой – педологию."

Выготский Лев Семёнович

В 1924 работал младшим научным сотрудником в Психологическом институте в Москве, где вскоре стал центральной фигурой в группе молодых ученых, среди которых были А.Н.Леонтьев и А.Р.Лурия.

Ключевым методологическими понятиями в научно-психологическом творчестве Л.С.Выготского являются культурно-историческая теория, концепции интериоризации и высших психических функций.

Согласно его культурно-исторической теории, главное отличие человека от животного состоит в обусловленности его поведения и развития социально-культурными факторами. Выделяются два типа психических функций человека: "натуральные" — органические и "высшие" — социально-культурные. Первые преимущественно детерминированы генетическими факторами, а вторые формируются на основе первых под влиянием социальных воздействий.

Основная закономерность онтогенеза психики (т.е. становления ее основных структур в детстве), по Выготскому состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической деятельности (т.е. совместной с окружающими людьми, в первую очередь между ребенком и взрослым, и опосредствованной речевыми знаками). В итоге структура его "натуральных" психических функций изменяется и опосредствуется интериоризованными знаками. Психические функции приобретают характер высших, или "культурных" и становятся осознанными и произвольными.

Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — переход структур внешней социальной и предметной деятельности во внутренние структуры психики. Является источником формирования высших психических функций: первоначально они осуществляются как интерпсихический процесс (т.е. деятельность, опосредствованная использованием знаков, форма взаимодействия между людьми), и лишь затем реализуются как внутренний, интрапсихический процесс. Структура внешней деятельности трансформируется и "сворачивается", с тем чтобы вновь трансформироваться и "развернуться" в процессе экстериоризации (от лат. exterior — внешний), перейти от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

В результате на основе данной высшей психической функции строится конкретная "внешняя" социальная деятельность. В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает слово, речь. В работе Выготского Мышление и речь (1934) раскрывается роль речи в трансформации мышления ребенка, в образовании понятий и в решении задач. Он обнаружил, что по ходу развития ребенка значения слов существенно изменяются — от чисто-эмоциональных к конкретным значениям и, наконец, к абстрактным понятиям. В этой же работе Выготский касается проблемы эгоцентрической речи и экспериментально подтверждает свою трактовку этого явления как важного этапа в становлении внутренней речи. Л.С.Выготским обосновывается основной закон развития высших психических функций человека: "Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва — между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли".

ВЫГОТСКИЙ (наст. фамилия Выгодский) Лев Семенович (Симхович) (5.11.1896, Орша Могилевская губ. – 11.6.1934, Москва) – выдающийся психолог, основатель культурно-исторической школы в психологии; профессор; член Русского психоаналитического общества (1925–30).

Единственным постоянным местом работы Выготского на протяжении последних 10 лет (1924-1934) был МПГУ (тогда Второй МГУ и МГПИ им. А.С. Бубнова), в котором ученый непрерывно работал на различных должностях, заведовал кафедрой трудного детства МГПИ.

В 1917 окончил юридический факультет МГУ и одновременно – историко-философский факультет Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского. После революции 1917 в Гомеле преподавал литературу в школе. Работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии (1924–28); в ЛГПИ им. А.И. Герцена; в Государственном институте научной педагогики при ЛГПИ им. А.И. Герцена (1927–34); во 2-м МГУ (1924–30); в Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской (1929–31); в МГПИ им. А.С. Бубнова (1930–34); в основанном самим Выготским Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (ЭДИ) (1929–34). Также читал курсы лекций в вузах Ташкента и Харькова. Увлекшись литературной критикой, Выготский писал рецензии на книги писателей-символистов: А. Белого, В. Иванова, Д. Мережковского (1914–17), а также трактат «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира» (1915–16). В 1917 начал заниматься исследовательской работой и организовал в Гомеле психологический кабинет при педагогическом техникуме. На II Всероссийском съезде по психоневрологии в Ленинграде (1924) выступил с новаторским докладом «Методика рефлексологического и психологического исследования». Командирован в Лондон на дефектологическую конференцию (1925), побывал в Берлине, Амстердаме и Париже. В 1925 к защите была принята его докт. дисс. «Психология искусства». Издал учебник по психологии для учителей средних школ «Педагогическая психология» (1926). Участник Международного психологического конгресса в Йельском университете (1929). На VI Международной конференции по психотехнике в Барселоне зачитан доклад Выготского об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях (1930). Поступил на медицинский факультет в Украинскую психоневрологическую академию в Харькове (1931). Совместно с А.Р. Лурия организовал научную экспедицию по Средней Азии (1931–32), во время которой было проведено одно из первых кросс-культурных исследований познавательных процессов. В 1924 начался московский этап деятельности Выготского. Важнейшим направлением исследований в первые годы (1924–27) стал анализ ситуации в мировой психологии. Ученым были написаны предисловия к русским пер. работ лидеров психоанализа, бихевиоризма, гештальтизма, в которых определялось значение каждого из направлений для разработки новой картины психической регуляции. Вплоть до 1928 психология Выготского представляла собой гуманистическую реактологию – разновидность теории научения, в которой делалась попытка признать социальную природу человеческого мышления и деятельности. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский создал фундаментальный труд «Исторический смысл психологического кризиса» (1926–27). Пытался придать психологии человека статус науки, основанной на законах причинно-следственных связей. Второй период творчества (1927–31) – инструментальная психология. Выготский написал книгу «История развития высших психических функций» (1930–31, опубликована в 1960), в которой изложил культурно-историческую теорию развития психики, выделявшую слитые в эволюции два плана поведения: «натуральный» (продукт биологического развития животного мира) и «культурный» (результат исторического развития). Сформулировал понятие о знаке как инструменте, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания, ассоциированного мышления) возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Выготский назвал их высшими психическими функциями. Новая исследовательская программа была главной в последние годы жизни ученого (1931–34). Монография «Мышление и речь» (1934), посвященная изучению отношения мысли и слова в структуре сознания, стала основополагающей для отечественной психолингвистики. Выготский раскрыл роль речи в трансформации мышления ребенка, в образовании понятий и в решении задач. Средоточием исканий Выготского стала триада «сознание–культура–поведение». Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, пришел к выводу, что структура сознания – это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов. Большое значение в творческом наследии Выготского занимало представление о соотношении обучения и психического развития ребенка. Главным источником этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским был введен термин «социальная ситуация развития». Серьезным вкладом в педагогическую психологию стала созданная им концепция о «зоне ближайшего развития», согласно которой только то обучение является действенным, которое «забегает вперед» развития. Много работ Выготского посвящено изучению психического развития и закономерностей становления личности в детском возрасте, проблемам обучения детей в школе. Выготскому принадлежит выдающаяся роль в становлении дефектологии и педологии. Создал в Москве лабораторию психологии аномального детства, которая стала впоследствии составной частью ЭДИ. Одним из первых среди отечественных психологов не только теоретически обосновал, но и подтвердил на практике, что любой недостаток как в психологическом, так и в физическом развитии поддается коррекции. Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов, сопровождающихся появлением тех или иных новообразований. Первым в психологии подошел к рассмотрению психологического кризиса как необходимой стадии развития психики человека, раскрыв его позитивный смысл. В последний период творчества лейтмотивом исканий ученого, связывающих в общий узел различные ветви его работы (историю учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова), стала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов. Идеи Выготского, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Выготский оказал большое влияние на развитие отечественной и мировой психологии, психопатологии, патопсихологии, нейропсихологии, психиатрии, социологии, дефектологии, педологии, педагогики, языкознания, искусствоведения, этнографии. С именем Выготского связано возникновение социального конструктивизма. Идеи ученого определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал. В 1980-е все основные труды Выготского были переведены и легли в основу современной образовательной психологии США.

Ученики и последователи: Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Р.Е. Левина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, Д.Б. Эльконин. Ряд зарубежных исследователей и практиков (Дж. Брунер, Я. Валсинер, Дж. Вертш, М. Коул, Б. Рогофф, Р. Харе, Дж. Шоттер) считают Выготского своим учителем.

Соч .: Педагогическая психология // Работник просвещения. М., 1926; Педология подростка. М., 1930; Мышление и речь. М. ; Л., 1934; Умственное развитие детей в процессе обучения: сборник статей. М., 1935; Развитие высших психических функций. М., 1960; Психология искусства. М., 1965; Структурная психология. М., 1972; Собрание сочинений: в 6-ти т. / гл. ред. А.В. Запорожец. М., 1982–84; Проблемы дефектологии. М., 1995.

“Труды Выготского Л. С. : к 120-летию со дня рождения”.