Выдающиеся ученые-натуралисты. Натурализм как целостный литературный стиль

Многие люди любят природу, но мало кто задумывался, кто такой натуралист. А этот термин имеет два значения.

Трактовка термина

Прежде всего натуралист - это естествоиспытатель, специалист в области изучения природы и её явлений. И в данном случае этот термин является производным от слова природа - натура.

Иное значение слова трактуется как "сторонник", и не обязательно в области натурализма, возможно, в литературе или философии.

Чем он занимается?

Разобравшись с тем, кто такой натуралист, нужно понимать, чем такой человек занимается.

Натуралист исследует собранные материалы, проводит эксперименты и даже пытается применить на практике полученные результаты от собственных исследований.

В идеале вся деятельность натуралиста направлена на достижение более высоких показателей в сельском и лесном хозяйстве, в промышленности и животноводстве, науке.

Психологический потрет и место работы

Но даже поняв толкование и значение слова "натуралист" и, к примеру, выбирая для себя профессию будущего, необходимо знать, какими качествами должен обладать такой специалист:

  • человек должен безоговорочно любить окружающий мир, природу и животных;
  • иметь чтобы суметь не только собрать информацию, но и сделать определённые выводы;
  • такое лицо должно быть любознательным, но в то же время внимательным и наблюдательным;
  • уметь хорошо все запоминать.

Натуралисты по обыкновению работают биологами на сельскохозяйственных предприятиях, в природоохранных учреждениях, заповедниках и других учреждениях.

Выдающиеся личности

Чтобы полностью уяснить, кто такой натуралист, необходимо вспомнить известных людей с такой профессией. Нельзя сказать, что все результаты экспериментов и выводы естествоиспытателей по сей день являются догмой, но их труд - неоценимый для общества и развития человечества.

Благодаря экспериментам английского учёного-натуралиста ещё в XVIII веке стало известно, что все растения выделяют кислород.

Парацельс, живший ещё с 1493 по 1541 год, был не только доктором, но и натуралистом. Именно он утверждал, что живая и неживая природа имеют одинаковый состав. Его эксперименты и смелые идеи позволили не только успешно подбирать лекарственные средства и дозы своим пациентам, но и дали толчок развитию всей медицинской отрасли.

Несмотря на то что на Руси ранее не существовало профессии натуралиста, представить полный список знаменитых естествоиспытателей без Ломоносова М. В. невозможно. Именно он подтвердил теорию о сохранении массы вещества. Его исследования дали понимание того, что для планеты совершенно нормальны постоянные изменения, и они влияют на развитие и видоизменение животных и растений.

Разбирая термины и пытаясь понять, кто такой натуралист, нельзя обойти стороной Ч. Дарвина. Этот человек внёс неоценимый вклад в развитие естественных наук. Именно Чарльз изучал происхождения живых видов на планете. За пятилетнее кругосветное плавание натуралисту удалось собрать множество уникальных растений, животных, насекомых и останки доисторических животных. Все это дало представление о распространенности живых организмов по всей планете. Именно эта коллекция дала возможность натуралисту утверждать, что древние и современные животные неразрывно связаны и имеют единое происхождение. Кстати, первая серия его книги была раскуплена на протяжении 1 дня, как появилась на прилавках книжных магазинов.

Риски профессии

Если сильно не углубляться в историю, можно вспомнить австралийского натуралиста который погиб от контакта с электрическими скатами во время съёмки документального фильма в 2006 году. Мало кому известно, сколько ранений было у этого ловца крокодилов. Этот человек показал всему миру, как живут рептилии, и создал парк для них. И погиб, выполняя свою работу.

в узком смысле слова термин используется для характеристики тех доктрин, которые рассматривают сознание в качестве психофизического образования и тем самым отрицают уникальность субъективного; в широком смысле слова употребляется для обозначения любых попыток научного объяснения деятельности сознания и духовной жизни

Отличное определение

Неполное определение

Натурализм

лат. naturalis - естественный) - философское направление, объединившее различные философские школы. Натуралистический подход в философии существовал на протяжении всего периода ее существования, однако как философское направление был осознан в XVIII-XIX вв. Согласно Н., природа является единственным «предельным» принципом объяснения всего существующего, обращение к природе - основа решения всех философских проблем. Для натуралистического подхода характерны следующие особенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанционального начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существует трансцендентных, запредельных законов природы. Социальная жизнь подчиняется тем же закономерностям, что и природные явления. Н. свойствен редукционизм - сведение социальных явлений к природным. В природе отсутствует «смысл», ориентация на человека, скрытая благая цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникальности, неповторимости; человек не может стать выше природы, Н. предлагает человеку осознанно подчиниться природным закономерностям. Призыв Гольбаха «покоримся природе» как нельзя лучше выражает суть отношения Н. к человеку. В теории познания Н. проявляется в Постулировании универсальных методов исследования, применимых в равной степени к исследованию неживой природы, живых организмов, человека и общества. Применение исторического подхода к явлениям социальной жизни в Н. крайне ограничено; исключается, как правило, ценностный подход в познании. В области социальной философии Н. проявляется в многочисленных попытках выявления определяющих природных факторов развития общества (неомальтузианство, географический детерминизм, геополитика), в рассмотрении общества как гигантского живого организма, подчиняющегося законам биологической эволюции (социал-дарвинизм, эволюционизм), в рассмотрении социальных изменений как результатов возрастания или уменьшения энергии (социальный энергетизм). В философской антропологии Н. сводит сущность человека, особенности его поведения к набору врожденных природных качеств: инстинкта самосохранения, сексуального инстинкта, агрессивной установки. В этике Н. обнаруживает себя в теориях утилитаризма и гедонизма. В эстетике Н. проявляется в принципе подражания природе во всех подробностях; в отказе от ценностной интерпретации изображаемого. Вместе с тем различных представителей Н. не только многое объединяет, но и разделяет. Понятие «природа» очень широко и многозначно, содержание его определяется историческими условиями, состоянием наук о природе, индивидуальными установками исследователя. В рамках Н. может родиться уверенность в познавательных и социально-преобразовательных возможностях человека (Г. Спенсер, Д. Писарев), а могут возникнуть фаталистические настроения. Н. может принять форму как пантеизма и гилозоизма (Б. Спиноза, Дж. Бруно), так и материализма (П. Гольбах, Ж. Ламетри). Н. хорошо уживается с познавательным рационализмом, но чаще ориентируется на эмпиризм. Н. старается избавиться от эмоций, аффектов в процессе познания природы, но порой включает эмоциональное отношение к природе, экзальтированную любовь, поклонение ей, сопровождающееся отрицательным отношением к ее познанию (Ж.- Ж. Руссо), Понятие природы, центральное понятие Н., несет в себе скрытую оппозицию иному, это «соотносительное» понятие. Исторически самой ранней формой Н. можно назвать философию досокра-тиков, где природа - это гармоническое целое, одушевленный космос, вечно движущийся и стоящий на месте, находящийся за пределами добра и зла, оптимизма и пессимизма. «Единое» в нем противопоставлено «многому» - частному, отдельному. В эпоху Возрождения Н. противопоставляет природу миру трансцендентного - Богу теизма. В новое время Н. сливается с механицизмом; главная оппозиция здесь - противопоставление «естественности» как следования природе, где действуют «разумные» законы, человеческой субъективности, неразумности, предрассудкам. В XIX в, Н. обосновывается в сфере познания социальных явлений. Появляется эволюционная социология Г. Спенсера, идеи Н. подхвачены в России. Природа понимается преимущественно как живая природа, «естественность», органичность, целостность, способность к самоорганизации. Эта «природа» противопоставляется «искусственному» - механическому, мертвому, сконструированному человеком, природа противопоставляется культуре. «Философия жизни» попыталась примирить противоположности естественного и искусственного, природы и культуры в понятии «жизнь».

Н. является одним из видов философского монизма, согласно которому все существующее и происходящее в мире суть естественное в том смысле, что оно допускает объяснение методами естественных наук, расширяющих сферу своего применения на все новые области объектов и событий. Н. противостоит установке, что могут существовать явления, в принципе лежащие вне сферы научного объяснения. Сторонники Н. подчеркивают, что он является в первую очередь методом, а не онтологической установкой, поэтому он не тождественен материализму и, вообще говоря, допускает различные онтологии. При всех вариациях взглядов для представителей Н. типичны следующие черты. Полагается, что любые естественные объекты, от минералов и растений до человеческих существ и социальных институтов, существуют внутри пространственно-временного и каузального порядков. Причинами любых явлений могут быть только естественные объекты или же эпизоды из их прошлых состояний, которые произвели изменения в каких-либо других естественных объектах. Любые объяснения со ссылками на неестественные объекты не допускаются. Естественные процессы суть изменения в естественных объектах или их системах. Природа рассматривается как система всех естественных процессов. В принципе любые ее части интеллигибельны и доступны для познания, но как целое она не может быть объяснена. Для Н. принципиально, что человеческое сознание и социальная жизнь столь же доступны для естественных объяснений, как и остальная природа. Если для того или иного круга явлений применяются ненатуралистические объяснения, то это свидетельствует о том, что здесь еще не достигнут прогресс, который приведет к их замене естественными объяснениями.

Наиболее адекватно натуралистическая установка выражена в естествознании, но она не чужда и социально-гуманитарным наукам, а простые ее формы представлены в здравом смысле и практической жизни. Представители Н. ориентируются на науку как систематическое применение натуралистического метода и коррекцию любого знания в соответствии с ним. Они отрицают платонистскую трактовку объектов формальных наук и рассматривают объекты математики как инструментарий для описания естественного мира, а логические формы - как средства для его исследования. В самом по себе универсуме нет моральных или идеальных ценностей, отличных от ценностей индивидов или социальных групп. Этические теории поэтому можно в принципе рассматривать подобно научным теориям и оценивать их по эмпирически проверяемым следствиям.

Поскольку в рамках философского Н. ставится цель не созидания некоторых систем, а прояснения с помощью натуралистического метода проблем, возникающих в любых сферах жизни человека, то Н. оказывается весьма неоднородным. В нем есть и сторонники различных видов материализма (Р.В. Селларс, К. Ламонт, М. Фарбер, Нагель и др.), и представители прагматизма с их явным тяготением к эмпирической методологии, и весьма спекулятивно настроенные теоретики, напр., Дж. Баклер с его "ординальным Н.". С 1980-х годов наметилась заметная активизация Н., связанная с ростом внимания к проблеме человека и натуралистическому гуманизму (П. Кэрц, Б. Оуден), с доминированием материализма в современной англоязычной философии сознания (philosophy of mind), со стремлением разработать натуралистическую эпистемологию, соответствующую уровню нынешнего естествознания и когнитивных наук. Важной тенденцией, укрепившей позиции Н., стало выдвижение натуралистически ориентированных концепций крупнейшими представителями аналитической философии, напр., программы натурализированной эпистемологии - Куайном, натуралистической теории языка и сознания - Серлом.

A.M. Каримский

Серль Дж. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4; Naturalism and the Human Spirit. N.Y., 1944; Naturalism and Rationality. Buffalo, 1986; P. Kurtz. Philosophical Essays in Pragmatic Naturalism. Buffalo, 1990; W.O. Quine. Epistemology Naturalised // The Psychology of Knowing. N.Y., 1972; American Philosophical Naturalism in 20-th Century. Buffalo, 1994.

Отличное определение

Неполное определение ↓

И ис-кус-ст-ве по-след-ней тре-ти XIX века, дек-ла-ри-ро-вав-шее стрем-ле-ние к мак-си-маль-но точ-но-му и бес-при-стра-ст-но-му ото-бра-же-нию дей-ст-ви-тельности.

Ста-нов-ле-ние натурализма свя-за-но с ус-пе-ха-ми ес-те-ст-во-зна-ния (в т. ч. с рас-про-стра-не-ни-ем эво-лю-ци-он-ной тео-рии Ч. Дар-ви-на) и с ут-вер-жде-ни-ем идей по-зи-ти-виз-ма. Ху-дожественная про-грам-ма натурализма по-сле-до-ва-тель-но про-ти-во-пос-тав-ля-лась нор-ма-тив-ной эс-те-ти-ке клас-си-циз-ма, «идеа-лиз-му» ро-ман-тической куль-ту-ры, а так-же «ог-ра-ни-чен-но-му» реа-лиз-му. Пу-ти об-нов-ле-ния ис-кус-ст-ва сто-рон-ни-ки натурализма ус-мат-ри-ва-ли в за-им-ст-во-ва-нии ме-то-дов ес-тественных на-ук (пре-ж-де все-го - на-учного экс-пе-ри-мен-та) как един-ст-вен-но дос-то-вер-но-го зна-ния о ми-ре и че-ло-ве-ке.

Как на-прав-ле-ние в ли-те-ра-ту-ре натурализм за-ро-дил-ся во Фран-ции. Его эс-те-тической ос-но-вой ста-ло пре-ди-сло-вие к «Ис-то-рии анг-лий-ской ли-те-ра-ту-ры» И. Тэ-на (1863 год). Наи-выс-ше-го рас-цве-та натурализм дос-тиг в твор-че-ст-ве пи-са-те-лей Ме-дан-ской груп-пы; прин-ци-пы натурализма раз-де-ля-ли братья Гон-кур, А. До-де, О. Мир-бо, Л. Де-кав и др. Са-мым зна-чительным тео-ре-ти-ком натурализма стал Э. Зо-ля, опи-рав-ший-ся на ху-дожественный опыт О. де Баль-за-ка, Г. Фло-бе-ра, Стен-да-ля, а так-же тру-ды фи-ло-со-фов и ес-те-ст-во-ис-пы-та-те-лей О. Кон-та , Г. Спен-се-ра, К. Бер-на-ра и др.: пре-ди-сло-вие к ро-ма-ну «Те-ре-за Ра-кен», 1867 год; сборники ста-тей «Экс-пе-ри-мен-таль-ный ро-ман», 1880 год, «Ро-ма-ни-сты-на-ту-ра-ли-сты», 1881 год, и др.

Со-глас-но ус-та-нов-кам на-ту-ра-ли-стов, сто-яв-ших на по-зи-ци-ях де-тер-ми-низ-ма, судь-ба че-ло-ве-ка фа-таль-но пре-до-пре-де-ле-на, с од-ной сто-ро-ны, его фи-зио-ло-гической при-ро-дой (пре-ж-де все-го на-след-ст-вен-но-стью), с дру-гой - сре-дой его су-ще-ст-во-ва-ния. Пи-са-тель не на-блю-да-ет жизнь и не вы-но-сит о ней какие-либо мо-раль-но-го су-ж-де-ния, но, по-доб-но учё-но-му, ста-вит экс-пе-ри-мент: он под-вер-га-ет че-ло-ве-ка воз-дей-ст-вию внеш-них фак-то-ров и сле-дит за ме-ха-низ-ма-ми его адап-та-ции к ус-ло-ви-ям жиз-ни. Да-бы из-бе-жать ис-ка-жаю-ще-го воз-дей-ст-вия во-об-ра-же-ния, на-ту-ра-ли-сты от-ка-зы-ва-лись от ти-пи-за-ции и обоб-ще-ний, пе-ре-гру-жая про-из-ве-де-ния спе-ци-фическими под-роб-но-стя-ми (Э. Зо-ля спе-ци-аль-но изу-чал ус-ло-вия тру-да шах-тё-ров и железнодорожных ра-бо-чих при соз-да-нии ро-ма-нов «Жер-ми-наль» и «Че-ло-век-зверь»; братья Гон-кур на ос-но-ва-нии медицинских изы-ска-ний скру-пу-лёз-но опи-са-ли об-стоя-тель-ст-ва смер-ти главной ге-рои-ни в «Жер-ми-ни Ла-сер-те» - пер-вом «на-уч-ном» ро-ма-не). В ре-зуль-та-те ху-дожественное про-из-ве-де-ние долж-но бы-ло стать со-б-ра-ни-ем «че-ло-ве-че-ских до-ку-мен-тов», ре-зуль-та-том про-ве-дён-но-го пи-са-те-лем опы-та.

Наи-бо-лее по-сле-до-ва-тель-но во-пло-тив-шись в про-зе, натурализм на-шёл от-ра-же-ние и в дра-ма-тур-гии: пье-сы А. Стринд-бер-га («Отец», 1887 год, и др.) в Шве-ции,Г. Га-упт-ма-на («Пе-ред вос-хо-дом солн-ца», 1889 год, «Тка-чи», 1892 год, и др.), А. Холь-ца («Се-мья Зе-ли-ке», 1890 год, совместно с Й. Шла-фом) в Гер-ма-нии, Б. Шоу («Про-фес-сия мис-сис Уор-рен», 1894 год) в Ве-ли-ко-бри-та-нии. Прин-ци-пы на-ту-ра-ли-стической дра-мы тео-ре-ти-че-ски ос-мыс-ле-ны в стать-ях ста-вив-ше-го свои ро-ма-ны на сце-не Э. Зо-ля (сборник «На-ту-ра-лизм в те-ат-ре», 1881 год), в пре-ди-сло-вии к пье-се «Фрё-кен Юлия» Стринд-бер-га (1888 год), в статье «Квинт-эс-сен-ция иб-се-низ-ма» Шоу (1891 год).

Натурализм про-явил-ся так-же в твор-че-ст-ве Ф. Нор-ри-са, Т. Драй-зе-ра, С. Крей-на в США, Дж. Р. Гис-син-га, Дж. Ме-ре-ди-та, Дж. Му-ра в Ве-ли-ко-бри-та-нии, К. Ле-мо-нье в Бель-гии, Э. Пар-до Ба-сан, А. Па-ла-сио Валь-де-са в Ис-па-нии, Ж. М. Эса ди Кей-ро-ша в Пор-ту-га-лии. В Ита-лии ана-ло-гич-ным натурализму литературным дви-же-ни-ем стал ве-ризм. В Рос-сии на-ту-ра-ли-стические тен-ден-ции об-на-ру-жи-ва-ют-ся в твор-че-ст-ве П. Д. Бо-бо-ры-ки-на, ак-тив-но-го про-па-ган-ди-ста «зо-ла-из-ма» (курс лек-ций «Ре-аль-ный ро-ман во Фран-ции», 1876 год, и др.), Д. Н. Ма-ми-на-Си-би-ря-ка.

Не-смот-ря на то что натурализм час-то под-вер-гал-ся ожес-то-чён-ной кри-ти-ке как на-прав-ле-ние, по-пу-ля-ри-зи-рую-щее без-ду-хов-ность (Ф. Брю-неть-ер, Ж. К. Гю-ис-манс, П. Бур-же, А. Берг-сон и многие др.), его эс-те-тические ус-та-нов-ки (в ча-ст-но-сти, тре-бо-ва-ние не-из-би-ра-тель-но-го ото-бра-же-ния ре-аль-но-сти - «кус-ка жиз-ни», ве-ду-щее к ос-лаб-ле-нию сю-жет-но-сти, а так-же от-стра-нён-ная, «про-то-коль-ная» ма-не-ра по-ве-ст-во-ва-ния), су-ще-ст-вен-но рас-ши-ри-ли те-ма-тические и сти-ли-стические воз-мож-но-сти литературы, обо-га-ти-ли её но-вы-ми приё-ма-ми и сред-ст-ва-ми изо-бра-же-ния. В конце 1880-х годов натурализм, ут-ра-чи-вая чёт-кость сво-их тео-ре-тических прин-ци-пов, на-чи-на-ет сбли-жать-ся с им-прес-сио-низ-мом , сим-во-лиз-мом, с литературой де-ка-дан-са.

Натурализм в те-ат-ре явил-ся про-дук-том эво-лю-ции ми-ме-тической эс-те-ти-ки, вос-хо-дя-щей в сво-их основных по-ло-же-ни-ях к «По-эти-ке» Ари-сто-те-ля и те-ат-ру ба-рок-ко (культ сце-нической ил-лю-зии). Ис-то-ри-че-ски натурализм с его прин-ци-пом соз-да-ния еди-ной про-стран-ст-вен-ной сре-ды для всех пер-со-на-жей стал пер-вой эс-те-ти-кой ре-жис-сёр-ско-го те-ат-ра, при-шед-ше-го на сме-ну тра-диционному ак-тёр-ско-му те-ат-ру. Пер-вой вер-си-ей сце-нического натурализма стал «ар-хео-ло-ги-че-ский на-ту-ра-лизм» по-ста-но-вок Ч. Ки-на (смотрите Кин) в 1850-1859 годах. Про-грамм-ные по-ста-нов-ки на-ту-ра-ли-стического те-ат-ра осу-ще-ст-ви-ли гер-цог Ге-орг II и Л. Кро-нек (смотрите Мей-нин-ген-ский те-атр), А. Ан-ту-ан, О. Брам. В эс-те-ти-ке натурализма тво-рил ран-ний М. Рейн-хардт. Га-ст-ро-ли Мей-нин-ген-ско-го те-ат-ра в Рос-сии (1890 год) ока-за-ли влия-ние на мо-ло-до-го К. С. Ста-ни-слав-ско-го, сфор-му-ли-ро-вав-ше-го впо-след-ст-вии клю-че-вой для на-ту-ра-ли-стического те-ат-ра прин-цип «чет-вёр-той сте-ны». Ос-мыс-ле-ние натурализма с точ-ки зре-ния те-ат-раль-ной прак-ти-ки пред-при-нял Ан-ту-ан (статья «Бе-се-да о ре-жис-су-ре», 1903 год).

Стрем-ле-ние к ис-то-рической, эт-но-гра-фической и бы-то-вой дос-то-вер-но-сти, к де-таль-но-му вос-соз-да-нию объ-ек-тив-ной дей-ст-ви-тель-но-сти обу-сло-ви-ло ис-поль-зо-ва-ние в де-ко-ра-ци-он-ном оформ-ле-нии пред-ме-тов по-все-днев-но-го оби-хо-да: ок-ро-вав-лен-ные бы-чьи ту-ши в «Мяс-ни-ках» А. Ан-туа-на (1888 год) и др. Но хо-тя на-ту-ра-ли-стический те-атр пы-та-ет-ся скрыть всё, что мог-ло бы на-пом-нить зри-те-лю об ус-лов-но-сти про-ис-хо-дя-ще-го на сце-не, мас-ки-руя да-же ли-нию рам-пы, ис-ко-мый им «эф-фект ре-аль-но-сти» дос-ти-га-ет-ся за счёт уси-ле-ния сце-нической ил-лю-зии. Ис-по-ве-дуя прин-цип жиз-не-по-до-бия, натурализм в дей-ст-ви-тель-но-сти ори-ен-ти-ро-ван на соз-да-ние то-таль-ной сце-нической ил-лю-зии.

Для натурализма как сти-ля ак-тёр-ской иг-ры харак-тер-ны ви-ди-мое то-ж-де-ст-во ак-тё-ра и пер-со-на-жа, от-каз от па-те-ти-ки и дек-ла-ма-ции, вос-про-из-ве-де-ние ре-че-вых обо-ро-тов и ин-то-на-ций по-все-днев-ной раз-го-вор-ной ре-чи с со-хра-не-ни-ем её син-так-сических и диа-лек-таль-ных осо-бен-но-стей, вы-страи-ва-ние внеш-не-го об-ли-ка, ре-чи и по-ве-де-ния пер-со-на-жа, ис-хо-дя из его со-ци-аль-но-го ста-ту-са. На сме-ну тра-ди-ци-он-ной для ак-тёр-ско-го те-ат-ра сис-те-ме ам-п-луа в на-ту-ра-ли-стическом те-ат-ре при-шли ин-ди-ви-дуа-ли-зи-рованные ха-рак-те-ры, раз-ра-ба-ты-ва-емые да-же для ста-ти-стов, за-ня-тых в мас-со-вых сце-нах (ко-то-рые са-ми по се-бе так-же бы-ли но-во-вве-де-ни-ем натурализма).

Как ис-то-ри-че-ски ло-каль-ное яв-ле-ние сце-нический натурализм ис-чер-пал се-бя в начале XX века. В середине XX века тен-ден-ции натурализма бы-ли под-хваче-ны т. н. те-ат-ром по-все-днев-но-сти 1970-х годов в его раз-но-об-раз-ных про-яв-ле-ни-ях - от до-ку-мен-таль-но-го ре-пор-та-жа до ис-по-ве-даль-ных, ли-рических форм ост-рой со-ци-аль-ной кри-ти-ки. В те-ат-ре конца XX - начала XXI веков к эс-те-ти-ке натурализма об-ра-ща-ют-ся Н. В. Ко-ля-да , А. Хер-ма-нис и др., ак-тив-но раз-ви-ва-ют-ся различные фор-мы до-ку-мен-таль-но-го те-ат-ра (в ча-ст-но-сти, т. н. вер-ба-тим).

2) Тер-мин «натурализм» в не-стро-гом зна-че-нии свя-зы-ва-ет-ся так-же с де-таль-ным изо-бра-же-ни-ем в про-из-ве-де-ни-ях искусства от-тал-ки-ваю-щих сто-рон жиз-ни, раз-но-го ро-да па-то-ло-гий, из-вра-ще-ний, сцен на-си-лия.

Издания:

Ли-те-ра-тур-ные ма-ни-фе-сты фран-цуз-ских реа-ли-стов. Л., 1935.

НАУКА КРАСНОКОЖЕГО НАТУРАЛИСТА

Длинная Стрела! - воскликнул Доктор. - Как замечательно! Ведите его сюда, ведите его сюда сейчас же.

Я так рад, - продолжал он, поворачиваясь к нам, когда слуга вышел, - мне ужасно не хватало Длинной Стрелы. Так хорошо, когда он рядом, - даже если он не так уж много говорит. Дайте посчитать… пять месяцев прошло с тех пор, как он отправился в Бразилию. Я так рад, что он вернулся невредимым. Умный-то он умный, однако всегда так рискует, плавая на этом своем каноэ. Это не шутка - пройти сто миль в открытом море на двенадцатифутовой лодке. Я бы не хотел попробовать.

Снова послышался стук. Доктор пригласил стучавшего войти, и дверь широко распахнулась. На пороге стоял наш огромный друг с улыбкой на выразительном смуглом лице. За ним появились носильщики. Они внесли багаж, упакованный в корзины из пальмовых листьев. Когда приветствия были завершены, Длинная Стрела приказал им опустить багаж на землю.

Смотри, Добрейший, - сказал он, - как и обещал, я принес тебе мою коллекцию растений, которую я прятал в пещере в Андах. Эти сокровища - труд всей моей жизни.

Корзины были открыты. Внутри помещалось большое количество пакетов и свертков. Они были со всей осторожностью уложены на стол.

Сначала коллекция показалась нам большой, но не слишком впечатляющей. Там были растения, цветы, фрукты, листья, корни, орехи, бобы, медоносы, смолы, древесная кора, семена, пчелы и несколько видов других насекомых.

Наука о растениях, или, как это называется, ботаника никогда особенно не интересовала меня. По сравнению с изучением животных, ботаника казалась мне скучной. Но когда Длинная Стрела начал брать со стола различные экспонаты своей коллекции и объяснять нам их свойства, я почувствовал, что меня все больше и больше охватывает интерес. И еще до того, как он закончил свои объяснения, я был полностью захвачен чудесами Царства Растений, которые он привез с собой из такой дали.

А это, - сказал он, беря в руки небольшой пакет с крупными семенами, - «смеющиеся» бобы, как я их называю.

А для чего они? - спросил Бампо.

Они вызывают веселье, - ответил индеец.

Когда Длинная Стрела отвернулся от него, Бампо схватил три боба и быстро проглотил их.

Ой! - сказал индеец, обнаружив, что сделал Бампо. - Если он хотел испробовать силу этих семян, достаточно было съесть четверть одного боба. Будем надеяться, что он не умрет со смеху.

Эффект, оказанный бобами, был потрясающим. Сначала Бампо широко улыбнулся, затем захихикал и наконец разразился таким продолжительным хохотом, что нам пришлось унести его в соседнюю комнату и уложить в постель. Доктор потом говорил, что если бы не его здоровый организм, он мог бы умереть со смеху. Всю ночь он счастливо заливался во сне. И даже на следующее утро, когда мы разбудили его, он скатился с кровати, по-прежнему хихикая.

Когда мы вернулись в Зал Приемов, Длинная Стрела показал нам несколько красных корешков. Из них, по его словам, можно было варить, с сахаром и солью, суп, от которого люди пускаются в пляс, проявляя при этом поразительную выносливость. Он спросил, не хотим ли мы попробовать, но мы, поблагодарив, отказались. После представления, устроенного Бампо, мы немного опасались новых экспериментов.

Длинная Стрела собрал великое множество интересных и полезных вещей: масло из древесной лозы - с его помощью волосы вырастают за одну ночь; черный мед, чайной ложки которого достаточно, чтобы вы погрузились в сон, а утром встали свежим (вместе с ним он привез и пчел, и семена цветов, с которых они собирают пыльцу); орех, от которого голос становится звучным и музыкальным; кровоостанавливающие водоросли; мох от змеиных укусов; лишайник, снимающий морскую болезнь.

Естественно, Доктор страшно заинтересовался. До самого утра он перебирал разложенные на столе предметы, записывая под диктовку Длинной Стрелы их названия и свойства в свою записную книжку.

Здесь есть вещи, Стаббинс, - сказал он, закончив свою работу, - которые, попав в руки опытных фармацевтов, смогут оказать колоссальное воздействие на развитие мировой медицины и химии. Я подозреваю, что этот снотворный мед вытеснит половину вредных лекарств, которыми нам приходится пользоваться. Длинная Стрела составил руководство по фармацевтике. Миранда была права: он великий натуралист. Его имя достойно встать в один ряд с Линнеем. Когда-нибудь я привезу все эти вещи в Англию. Но когда это будет? - добавил он печально. - Да, в этом-то весь вопрос: когда?

Ученые-натуралисты занимаются описанием природы и природных явлений, наблюдают за природой, а еще являются инициаторами различного рода экспериментов. Например, в 18 веке английский натуралист Джозеф Пристли установил, что во время своей жизнедеятельности растения выделяют "газ жизни" - кислород.

Выдающиеся ученые-натуралисты

Парацельс

Парацельс - жил в период с 1493 по 1541 годы. Он первым выдвинул идею о том, что представители живой и неживой природы имеют абсолютно идентичный состав. Благодаря такому убеждению он с большим успехом лечил людей, подбирая под их особые случаи лекарства. В области медицины сделал много открытий и создал интересные направления в научном мире.

Ломоносов

Михаил Ломоносов - жил в период с 1711 по 1765 годы. выдающийся отечественный естествоиспытатель, благодаря его работе было сделано много открытий, которые изменили дальнейший ход развития науки.

Бюффон

Жорж Бюффон - жил в период с 1707 по 1788 годы, являлся типичным французским натуралистом, большим популяризатором науки. Начал Бюффон свою научную деятельность с иезуитского колледжа в Дижоне, там он изучал юриспруденцию. Потом решил сменить профиль и поступил в медицинский университет в Анжи. После получения диплома медика решил начать путешествовать - бывал во многих местах Италии и Франции, во время этих путешествий проявил большой интерес к натурализму.

Дарвин

Чарльз Дарвин - жил в период с 1809 по 1882 годы. Именно Дарвина считают одним из крупнейших английских натуралистов, также ему принадлежит создание такого научного течения как дарвинизм. Главным достижением его научной жизни является книга "Происхождение видов" он закончил ее в 1859 году. Но до этого он пять лет посещал различные уголки мира, где знакомился с разными представителями фауны. Самым большим его достоянием стала теория о происхождении человека, в том числе появление ее не путем создания божественными силами, а эволюцией.

Кювье

Жорж Кювье - жил в период с 1769 по 1832 годы. Этот выдающийся зоолог, провел существенные реформы в систематике животного мира. Именно Кювье ввел в зоологию такое понятие как тип. Во время своей работы натуралист выделил такой принцип как "корреляция органов", именно благодаря этому принципу была проведена реконструкция большого количества вымерших животных. Кювье абсолютно отрицал теорию изменяемости видов, по его мнению, представители ископаемой фауны менялись благодаря теории катастроф.

Левенгук

Антони ван Левенгук - жил в период с 1632 по 1723 годы. Этого нидерландского натуралиста довольно часто называют настоящим отцом микроскопии. Это и не удивительно, ведь именно Левенгук впервые в научном мире изготовил линзы, которые были способны увеличивать изображение в 300 раз. Имея такой прибор он первым в мире увидел, как выглядят капилляры, бактерии, сперматозоиды, эритроциты и простейшие.

Линней

Карл Линней - жил в период с 1707 по 1778 годы. Это был выдающийся шведский врач и ботаник, он создал современную биологическую систематику. Также Линней был первым ученым, который классифицировал животных и растения, применив для этого бинарную номенклатуру.

Пржевальский

Николай Пржевальский - жил в период с 1839 по 1888 годы. Выдающийся отечественный естествоиспытатель и путешественников, за свою карьеру несколько раз проводил научные экспедиции в Центральную Азию.

Торо

Генри Дэвид Торо - жил в период с 1817 по 1862 годы. Он был американским аболиционистом, общественным деятелем, писателем и натуралистом. После окончания Гарварда начал серьезно изучать природу и многие природные явления.