Величина является свойством предмета. Что представляет собой предмет. Что такое эффективный управляющий

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ



Продолжаем знакомство со свойствами предметов».

Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).

Кто летает?»

Цель: выделить существенные признаки предметов. Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.

Съедобное – несъедобное» (с мячом).

"Я буду называть предметы, например: "яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т.д. Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч, если несъедобный - мяч не ловим.

Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».
«Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка».
«Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать».

«Голубой платок, алый колобок, по платку катается, людям улыбается». «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».
«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут».

Знакомство со способами применения или использования предметов.

Цель: перечислить как можно больше способов применения предмета.
Пример: "Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?" (варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка).

Ищем одинаковые свойства предметов».

Задания:
-В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые?
-Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.

Ищем различные свойства предметов».

Необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других. Определить, чем отличается предмет или фигура.

Сравнение предметов».

1). Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-х цветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-х видов и 4-х цветов).
-подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;
-фигуры, отличающиеся двумя признаками;
-тремя признаками (подбери самые непохожие).



2). "Сравнение слов".
Для сравнения даем пары слов:
муха и бабочка;
дом и избушка;
стол и стулья;
книга и тетрадь;
вода и молоко;
топор и молоток;
пианино и скрипка.
Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?

3). Сравнение предметов.
Игра "На кого похож?" (вербально) На какого животного похож кролик? (зайца). В чем их сходство и различие? Какое дерево похоже на ель? (сосна). В чем их сходство и различие?
По каким признакам можно отличить оленя от других животных? и т.д.

Классификация»

1). Разложить предметные картинки по группам.
2). Разложить предметные картинки с изображениями животных на группы: те, кто живет в воде; кто живет в лесу,
те, кто живет в жарких странах.
3). Из набора карточек выбрать то,
а) что можно есть (съедобное);
б) что сделано человеком;
в) те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и т.д.
4). Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки.
5). Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы), а в другую - большие.
6). Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую - короткие.
7). Из всех пуговиц выбрать только круглые.
8). Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу - красные, в другую - зеленые и т.д. (аналогично ленты).

11. Классификация по знаемым признакам:

те, что не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом.
а) выбрать предметы, которые тонут;
б) выбрать предметы, которые не тонут;
в) выбрать предметы, которые могут разбиться и.т.д.

Игра.

Приготовить 15 различных предметов.
Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.
Отобрать:
металлические предметы,
съедобные,
тяжелые,
мягкие,
белые,
круглые,
длинные,
деревянные,
маленькие,
прямоугольные,
которые можно повесить за нитку.



13. Домашняя работа по классификации:

разобрать покупки (рассортировать):
что нужно положить в холодильник?
что нужно положить в морозилку?
что положить на полочку в ванной?
куда положить стиральный порошок?
куда крупу?
стирка: рассортировать белье на белое и цветное;

Слово на ладошке»

«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..).

15. «Классификация геометрических фигур» (цвет, форма, величина).

Большой - маленький».

Маленькая и большая кукла. Одежда обоих кукол лежит рядом. Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы.

Форма».

Раздаются картинки с изображениями прямоугольника, треугольника, круга, квадрата. Дети ищут предметы определенной формы.

Обобщение-исключение».

1). Поиск лишней картинки
2). Последовательность работы:
«3 лишний» (с картинками);
«4 лишний» (с картинками);
«3 лишний» (на словесном материале);
«4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?» «Как можно одним словом назвать оставшиеся предметы?»

НАБОРЫ СЛОВ:

1. Стол, стул, кровать, чайник.
2. Лошадь, собака, кошка, щука.
3. Елка, береза, дуб, земляника.
4. Огурец, репа, морковь, заяц,
5. Блокнот, газета, тетрадь, портфель
6. Огурец, арбуз, яблоко, мяч.
7. Волк, лиса, медведь, кошка.
8. Фиалка, ромашка, морковь, василек.
9. Кукла, машина, скакалка, книга.
10.Поезд, самолет, самокат, пароход.
11 .Воробей, орел, оса, ласточка.
12.Лыжи, коньки, лодка, санки.
13.Стул, молоток, рубанок, пила.
14.Снег, мороз, жара, лед.
15.Вишня, виноград, картофель, слива.
16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.
17.Река, лес, асфальт, поле.
18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.
19.Парта, доска, учебник, ежик.
20.Змея, улитка, бабочка, черепаха.
21.Краски, кисти, чайник, полотно.
22.Шляпа, крыша, дверь, окно.
23.Молоко, чай, лимонад, хлеб.
24.Нога, рука, голова, ботинок.
25.Храбрый, злой, смелый, отважный.

Нужно - не нужно»

«Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет». Засадив огород, садят сад.

Овощи - фрукты»

Раздаются картинки с овощами и фруктами. По команде нужно быстро соединиться в соответствии с понятием.

Назови одним словом».

Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом:
1. суп, каша, гуляш, кисель;
2. лошадь, корова, овца, свинья;
3. курица, гусь, утка, индейка;
4. волк, лиса, медведь, заяц;
5. капуста, картофель, лук, свекла;
6. пальто, шарф, куртка, костюм;
7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;
8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;
9. липа, береза, ель, сосна;
10.зеленый, синий, красный, желтый;
11.шар, куб, ромб, квадрат;
12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;

Живое - неживое»

Игра с мячом: если ведущий называет «живое»- все хлопают, «неживое» - не хлопают. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие -домашние животные и т.д.).

Отвечай одним словом».

Яблоня, дуб, каштан это (деревья) Окунь, щука, карась это (рыбы и т.д.)

Назови три предмета».

1) Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул, диван...).
2) Наоборот: Я скажу три слова, а вы скажете, как эти слова можно объединить одним словом. Например, «смородина, клубника, крыжовник- «ягоды»

Анализ-синтез

1.. Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Учить анализировать образец, соотносить его элементы с тем, что уже сделано ребенком, находить и исправлять ошибки..
2. «Ну - ка, отгадай».
Материал: карточки с изображением различных предметов.
1). Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.
Вопросы:
Из этого предмета можно пить? Нет.
У него есть ручки - ножки? Нет.
На нем можно плавать по морю? Нет.
На нем можно ездить? Да.
Он ездит по рельсам? Да.
Это паровоз? Да.
Количество вопросов 8-10. Если не угадали - менять.
2). То же, только две подгруппы детей, одни загадывают - другие отгадывают. Отвечать только «Да» или «Нет».
3). Описать предмет на картинке, не показывая его. Дети должны отгадать. Например: «Он висит на улице. У него три глаза разного цвета. Ему подчиняются и люди и машины».
4). Тоже, как и в третьем варианте, только у детей на руках 2-4 карточки. Нужно найти нужную картинку по описанию.»Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая клюв острый».
3. «Найди предметы».
Ведущий называет 1-2 общих признака, 2-3 предметов и просит показать их.
«Растет на дереве, можно есть» - «яблоки и вишни».
4. «Найди общие признаки у предметов».
«Рыбка и лодочка - плавают».
5. «Узнай по описанию, что это?»
«Колеса, кабина, кузов, руль. Это что?» (машина)
6. «Загадки».
«Солнце печет, липа цветет, рожь созревает. Когда это бывает?» (перечисление признаков - отгадка). Описание - «анализ», отгадка - «синтез».
7. «Описание предмета».
Описать дерево, его размер, цвет, форму листьев, наличие семян, плодов.
Отгадать, что это за дерево.

28. Затрудненные ситуации. (Принятие решения и планирование).

1. Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
2. В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть?
3. Таня пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечислить все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?

Подбор слов по аналогии

1)корова-теленок
курица-(цыпленок)
кошка-(котенок)
2) ночь – луна
день-(солнце)
3)снег- лыжи
лед-(коньки)
4) начало – конец
день –(ночь)
5)морковь-огород
яблоко-(сад)
6) футбол - мяч
хоккей – (шайба)
7)заяц-кролик
рысь-(кошка)
8) пароход –море
самолет – (небо)
9)зима- холодно
лето-(тепло, жарко)
10) лошадь – скачет
заяц- прыгает

Сериация.

1). Вова выше Пети. Вася выше Вовы. Кто выше всех.(Вася).
2). Волосы у Вовы светлее, чем у Пети. А у Коли светлее, чем у Вовы. У кого
самые светлые волосы? (Коля)
3).Маша выше, чем Нина. Нина выше, чем Лиза. Кто выше всех? (Маша).
4). Галя веселее Оли, а Оля веселее Лизы. Кто самый веселый? (Галя)
Если этот тип задач вызывает затруднение, то в начале даем более простые задачи:
1). Миша сильнее, чем Коля. Кто слабее?
2). Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее?
3). Костя выше Пети. Кто ниже?
4). Петя темнее, чем Нина. Кто светлее?
5). Катя внимательнее, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее всех? (Катя).
6). Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает меньше (реже) всех? (Барбос)
7). Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Пушка. Кто мяукает громче всех? (Пушок).

Понятийное мышление.

«Закончи предложение»
1. Лимоны кислые, а сахар...
2. Собака лает, а кошка...
3. Ночью темно, а днем....
4. Трава зеленая, а небо...
5. Зимой холодно, а летом....
6. Ты ешь ртом, а слушаешь...
7. Утром мы завтракаем, а днем...
8. Птица летает, а змея...
9. Лодка плывет, а машина...
10.Ты смотришь глазами, а дышишь...
11 .У человека две ноги, а у собаки...
12.Птицы живут в гнездах, а люди...
13.Зимой идет снег, а осенью...
14.Из шерсти вяжут, а из ткани...
15.Балерина танцует, а пианист...

Последовательность событий.

1). «Кто кем (чем) будет?»
Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.
2). «Кем (чем) был?»
кем (чем) был раньше:
цыпленок - яйцом;
лошадь - жеребенком;
корова- теленком;
дуб -желудем;
рыба -икринкой;
яблоня - семечком;
лягушка -головастиком;
бабочка - гусеницей;
хлеб -мукой;
птица -птенцом;
овца -ягненком и т.д

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Описываем различные свойства предметов».

Описать любой предмет или игрушку.
Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.
Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.
Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.
"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках.

Как было показано, содержание любого понятия состоит из существенных свойств, присущих определенному классу предметов. Именно эти свойства выделяют эти предметы из предметов других классов. Как процесс усвоения понятий, так и процесс последующего использования их связан с работой со свойствами. Это означает, что учащиеся прежде всего и должны научиться видеть свойства, знать виды свойств, уметь выделять их.

Для того, чтобы учащиеся могли подойти к пониманию существенных свойств, вначале важно научить их вообще выделять свойства в предметах. Разумеется, это должно делаться в начальной школе. Обычно учащиеся этого возраста не видят, что объект обладает множеством различных свойств. Как же научить учеников видеть эти свойства? Для этого необходимо раскрыть содержание приема по выделению свойств в предметах. Прием состоит в сопоставлении данного предмета с другими предметами, обладающими различными свойствами, в результате чего ученик выделяет те свойства, которые ранее были для него скрыты.

Овладение приемом сопоставления дает возможность перейти к выделению в предметах общих и отличительных свойств. Учащиеся, работая с несколькими предметами (например, кубиками разного размера, цвета, материала, из которого они сделаны, и т.д.), выделяют те свойства, которыми эти предметы отличаются друг от друга (отличительные свойства), и свойства, общие для этих предметов (например, форма куба).

После обучения учащихся выделению в предметах общих и отличительных свойств следует научить их отличать в предметах существенные, важные свойства (с точки зрения определенного понятия), от несущественных, второстепенных. С этой целью можно ввести прием, помогающий учащемуся установить, какие свойства данных предметов являются существенными, а какие нет.

Прием состоит в последовательном варьировании несущественных, второстепенных свойств данного предмета и констатации того, что это не приводит к изменению принадлежности предмета к определенному понятию (классу). Так, треугольник остается треугольником независимо от размера его углов, сторон, пространственного расположения самого треугольника.

Изменение же существенных свойств рассматриваемого предмета приводит к тому, что этот предмет будет относиться уже к другому понятию. Например, увеличение количества сторон треугольника не позволяет относить эту фигуру к понятию треугольника - это может быть четырехугольник, пятиугольник и т.д.

Прием выделения существенных и несущественных свойств целесообразно отработать на различных предметах, принадлежащих к разным областям знаний, для того чтобы учащиеся видели общий характер приема, его независимость от конкретного материала. Так, на примере понятия «лиственные деревья» можно показать учащимся, что эти деревья могут отличаться друг от друга очень многими свойствами: цветом коры, формой и цветом листьев, толщиной и длиной ствола, количеством ветвей и т.д. Однако у всех этих деревьев остается неизменным одно свойство - наличие листьев, что и дает нам право называть их лиственными деревьями. Если же мы изменим это существенное свойство - возьмем деревья не с листьями, а с хвоей, то не сможем их называть лиственными деревьями: это будут хвойные деревья.

Учащиеся склонны любое общее свойство принимать за существенное, поэтому важно показать им, что все существенные свойства являются одновременно и общими для данного класса предметов. Так, наличие у геометрической фигуры - треугольника - трех сторон, является одновременно общим и существенным признаком всех треугольников. В тоже время необходимо показать учащимся, что не все общие свойства в предметах являются их существенными свойствами. Например, общими у всех треугольников, изучаемых в планиметрии, является то, что они расположены на плоскости. Это свойство является общим, но не существенным свойством этих геометрических фигур (треугольник может быть расположен и в трехмерном пространстве).

Умение дифференцировать свойства предметов на существенные и несущественные позволяет подвести учащихся к пониманию таких видов свойств, как необходимое, достаточное, необходимое и достаточное.

Необходимые свойства понятия это те, которые обязательно имеются у всех предметов, относящихся к данному понятию, а также у некоторых предметов, относящихся к противоположному понятию того же рода.

Достаточные свойства понятия это те, которые присущи некоторым предметам, относящимся к данному понятию, и не присущи ни одному предмету, относящемуся к противоположному понятию того же рода.

Необходимые и достаточные свойства понятия это те, которые обязательно имеются у всех предметов, принадлежащих к этому понятию, и не имеются ни у одного предмета, принадлежащего к противоположному понятию того же рода.

Отсутствие одного из указанных свойств понятия или сразу всех приводит к тому, что данный предмет оказывается не относящимся к данному понятию. Так, свойство «часть прямой» является необходимым свойством любого отрезка или луча. Если у геометрического объекта нет этого свойства, то он не относится к понятию «отрезок» (или «луч»).

Свойство «имеет две граничные точки» или «ограничена с двух сторон» присуще только понятию «отрезок» и не присуще понятию «луч». Следовательно, указанные свойства являются необходимыми и достаточными по отношению к понятию «отрезок».

Непонимание разницы между необходимыми, достаточными, необходимыми и одновременно достаточными свойствами является широко распространенным явлением среди учащихся. Так, учащимся седьмых классов были предложены специальные задания, выполнение которых предполагает владение умением дифференцировать эти виды свойств. Вот одно из этих заданий: «Известна теорема: «диагонали ромба взаимно перпендикулярны». Объясните, какая из двух формулировок этой теоремы справедлива: 1) если четырехугольник есть ромб, то его диагонали взаимно перпендикулярны; 2) если диагонали перпендикулярны, то данный четырехугольник есть ромб».

Результаты выполнения задания показали, что с ним справились 50% учащихся (выбрали в качестве верного первое определение). 26% учащихся ответили, что оба предложенных утверждения являются правильными. Характерно, что эти учащиеся вообще не видели разницы в указанных положениях. Они считали, что в обеих формулировках говорится об одном и том же, «только слова переставлены местами». Это означает, что они не понимают разницы между свойствами необходимыми и свойствами достаточными.

Во втором утверждении указанные свойства являются необходимыми для ромба, но они не достаточны для его определения, так как этим требованиям удовлетворяет не только ромб, но и дельтоид.

Аналогичные ошибки допускают учащиеся в работе не только с математическим, но и с другим материалом. Так, ученикам VIII-IX классов было предложено следующее задание: «Докажите, какие из данных слов - красота, камин, большой, гвоздь - являются прилагательными, а какие не являются». Один из учеников совершенно правильно воспроизвел определение прилагательного, но применить его корректно не смог. Вот его ответ: «Надо проверить по вопросу «какой?». Если слово отвечает на этот вопрос, тогда оно прилагательное». Учитель обращает внимание ученика на то, что в определении указано еще одно свойство: прилагательные обозначают признаки предметов. Ученик растерялся и выполнять задание отказался.

В данном случае ситуация аналогична предыдущей: ученик путает необходимые и достаточные свойства. То, что прилагательным является слово, которое отвечает на вопросы «какой?

(какая?)» - это свойство необходимое: все прилагательные отвечают на этот вопрос. Любое слово, которое не отвечает на этот вопрос (не имеет этого свойства), прилагательным не является. Однако одного этого свойства недостаточно, чтобы выделить слова, являющиеся прилагательными. В самом деле, на вопрос «какой?» отвечают и слова, являющиеся причастиями: краснеющий, выходящий, бегущий и т.д. Вот почему для выделения прилагательных надо учитывать два свойства.

Важно показать, что не каждый необходимый признак является достаточным. Ошибки учащихся часто бывают связаны с тем, что они с необходимыми признаками действуют как с достаточными. Например, четырехугольник, имеющий хотя бы два прямых угла, они считают прямоугольником. Это неверно, так как такими свойствами обладает и прямоугольная трапеция. Как для прямоугольной трапеции, так и для прямоугольника это свойство необходимое, но ни для того, ни для другого объекта не является достаточным. Это означает, что не всякое необходимое свойство является достаточным. И наоборот, не всякое достаточное свойство является необходимым.

Качество и количество - категории философии, отражающие важные стороны объективной действительности. Качество выражает неотделимую от бытия объекта его существенную определённость, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей: их величину, число, степень проявления того или иного свойства.

Мир не состоит из готовых, законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которых вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Но из этого не следует, что они не имеют определённой формы существования, абсолютно неустойчивы и неразличимы между собой (ср. Релятивизм). Как бы ни изменялся предмет, но до поры до времени он остаётся именно этим, а не другим, качественно определённым предметом. Качественная определённость предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создаёт бесконечное разнообразие мира. Качество есть существенная определённость предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов.

Диалектический материализм исходит из признания объективности и всеобщности качественной определённости вещей. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода «пучком свойств», а обладает ими: «…существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами» . Под свойством понимается способ проявления определённой стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие.

Качество предмета, как правило, не сводится к отдельным его свойствам. Оно связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Поэтому понятие качества связывается с бытием предмета. Предмет не может, оставаясь самим собой, потерять свое качество. В отношениях какого-либо предмета с другими проявляются различные его свойства или группы свойств; в этом смысле можно говорить о многокачественности предметов и явлений.

Наряду с качественной определённостью все предметы обладают также количественной определённостью: определённой величиной, числом, объёмом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств и т. д. Количество есть такая определённость вещи, благодаря которой (реально или мысленно) её можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Однородность (подобие, сходство) частей или предметов - отличительный признак количества. Различия между предметами, не подобными друг другу, носят качественный, а различия между предметами подобными - количественный характер. В отличие от качества количество не связано так тесно с бытием предмета; количественные изменения не сразу ведут к уничтожению или существенному изменению предмета. Только достигнув определённой для каждого предмета границы, количественные изменения вызывают качественные. В этом смысле количественная определённость в отличие от качественной характеризуется внешним отношением к природе предметов. Поэтому она и может быть в процессе познания (например, в математике) отделена от содержания как от чего-то безразличного для дела. Исключительно широкая применимость математических теорий в различных по конкретному содержанию областях естествознания и техники объясняется тем, что математика изучает преимущественно количественные отношения.

Качество не может быть сведено к количеству, как это пытаются сделать метафизики . Ни один предмет не обладает только качественной или только количественной стороной. Каждый предмет представляет собой единство определённого качества и количества (меру); он есть качественная величина (количество) и количественно определённое качество. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета или явления, к превращению его в другой предмет или явление (Закон перехода количественных изменений в качественные).

Категория качества выражает определённую ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего каким-либо отдельным свойством или рядом свойств. В непосредственном чувственном восприятии качество выступает как некоторое множество свойств. «Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто, - потом развиваются понятия качества… (определения вещи или явления) и количества… Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нём неизбежно и качество…»

Конспект

урока математики в 1 классе.

Учитель: Лебедева И.С.

Тема: Свойства предметов. Сравнение предметов.

Цели: познакомить с учебником, со свойствами предметов;

развивать речь, память, логическое мышление;

прививать интерес к математике.

Планируемые результаты: учащиеся научатся приводить примеры предметов определенных цвета, размера, формы;

развивать логическое мышление;

определять принадлежность предмета к какой- либо группе;

слушать учителя.

Ход урока

1.Организационный момент

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Что нужно сделать, когда слышите звонок?(Встать около своего места)

Я рада встрече с вами. Спасибо за то, что вы пришли.

Кто вчера запомнил, как меня зовут?

Молодцы, у вас отлична память. А я, честно скажу, не всех вас запомнила. Думаю, что и вы всех не сразу запомнили. Давайте все вместе назовем имя того кому я брошу мяч. А кто ловит мяч, тот слушает, правильно ли назвали его имя.

(по цепочке мяч передается каждому ученику, все громко называют имя)

Кто запомнил сколько всего ребят в нашем классе?

А сколько девочек? /мальчиков?/

(следует похвалить тех, кто поднял руку)

Как можно поднимать руку? Как удобнее поднимать руку? Для чего нужно правило поднятой руки?

(учитель на доске закрепляет знак понятой руки)

2.Актуализация знаний

Ребята, сегодня у вас необычный день- вы пришли на первый в жизни урок математики. Я поздравляю вас с этим событием и хочу пожелать, чтобы изучение математики было для вас интересным. Давайте прочтем название предмета по слогам.

НА ДОСКЕ ЗАПИСЬ: МА-ТЕ-МА-ТИ-КА

Кто уже знает, чем мы будем заниматься на уроках математики?

(ответы детей)

Математика - одна их древнейших наук. Она нужна людям, чтобы преобразовать окружающий мир. На уроках математики вы научитесь считать, проводить измерения, решать примеры и задачи.

Нашими помощниками на уроках будет учебник - рабочая тетрадь, которую написала для вас Людмила Георгиевна Петерсон.

(Учащиеся рассматривают обложку учебника. Учитель просит детей обернуть учебник и подписать, показывает, как пользоваться закладкой)

Рассмотрим учебник, полистаем его. обратите внимание, какой он красочный. В каждой картинке прячется задание. Вы видите, что в учебнике можно писать, раскрашивать, поэтому он называется «Учебник –тетрадь». Но уговор: не писать и не рисовать на страницах самим, без моего разрешения. Если очень хочется заниматься, обратитесь ко мне, у меня для вас есть задания.

(Учитель показывает дополнительные задания на листочках)

К уроку математики на парту нужно положить учебник – тетрадь, ручку и цветные карандаши. В пенале иметь линейку и простой карандаш.

(Учащиеся проверяют готовность к уроку)

3.Самоопределение к деятельности.

Четыре спелых груши

На веточки качались.

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось? (2)

Сколько яблок у ребят

Солнышком в руках горят!

У Наташи и у Томы, У Сережи и у Ромы,

На столе еще одно,

Солнышком напоено.

Ну-ка сколько яблок, братцы?

Кто сумеет догадаться? (5)

НА кустике перед забором

Шесть ярко- красных помидоров.

Потом четыре оторвались,

А сколько на кустике осталось? (2)

Груша, яблоко, помидор –это предметы. Чем похожи предметы- ответы у загадок? (Ответы детей)

Вы уверены, что вы назвали все свойства предметов?

О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

4.Работа по теме урока

Работа по учебнику

Кто нас встречает на стр.3 ? (Белка)

(Учитель выставляет игрушечную белку или закрепляет на доске рисунок с ее изображением)

Что вы знаете о белке? (Ответы детей)

А знаете ли вы, что бывают не только рыжие белки, но и черные? А еще бывают белки- летяги, которые с легкостью преодолевают большие расстояния между ветками на дереве. Но все белки умеют прыгать по деревьям, грызть орешки- это их отличительные свойства. Такие отличительные свойства есть у всех предметов. Убедимся в этом. Пусть наша бедлочка познакомит вас с таблицей предметов.

1 (с.3)

Сколько всего предметов изображено на рисунке? (12)

Как расположены предметы? (В строчку, в столбик)

(показать ряд рукой, строчку, столбик)

Что объединяет предметы первой строки? (Цвет)

Что объединяет предметы в столбцах? (Первый столбец –посуда, второй- овощи, третий –одежда, четвертый- игрушки)

Вы назвали уже два свойства предметов: цвет и принадлежность к какой – либо группе.

Какой предмет находится во второй строке и в четвертом столбце? (Матрешка.)

А какой предмет спрятался в третьей строке и в третьем столбце? (Шапка)

Теперь загадайте один предмет из таблицы (только не говорите вслух) и скажите своему соседу, где он находится, на какой строке и в каком столбце. Пусть ваш сосед постарается отгадать, о каком предмете идет речь. А потом поменяетесь ролями.

(Работа в парах. Два –три предмета следует отгадать коллективно)

Рассмотрим строку под таблицей. Что общего у этих предметов? (это круги)

Еще одно свойство предметов- это форма. А чем отличаются круги? (Цветом, размером)

Какое свойство предметов вы назвали сами? (размер)

Посчитайте, сколько всего кругов? (15)

Сколько красных? Желтых? Синих?

Сколько больших? Маленьких?

Итак, какие свойства предметов вы можете назвать? (ЦВЕТ, РАЗМЕР, ФОРМА, ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ к какой –либо группе)

5.Физкультминутка

Наша белочка очень воспитанная и пользуется словами вежливости. Она поиграет с вами в игру на внимание «Пожалуйста». Если произносится слово «пожалуйста», то выполняем движение, если нет, то движение выполнять не надо.

6.Продолжение работы по теме.

1. Игра «Угадай предмет»

2 (стр3)

Что общего у предметов первой строки? (Форма)

Перечислите эти предметы.

Я задумала предмет из таблицы. Он находится в первой строке и в четвертом столбце Какой предмет я задумала? (Самовар.)

Задумайте предмет для своего соседа и объясните, как его найти.

(Работа в парах. Два- три предмета следует отгадать коллективно)

Итак все предметы имеют свойства. Назовите их. (Цвет, форма, размер, принадлежность к какой- либо группе)

7. Упражнения для развития навыков письма.

1. Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик- я.

Вот и вся моя семья!

(Поочередно сгибая пальчики)

2.Правила посадки на письме

(Работа с плакатом «Сиди правильно»)

3.Выполните задания в ученике (с 3 внизу)+ р.тет стр3 №1, 2, 3)

8. Рефлексия

Какие свойства предметов вы знаете?

Кто доволен своей работой?

Все ли понятно было?

9. Подведение итогов урока.

Что больше всего понравилось на уроке?

Что было трудно?

У вас на партах лежит лист с заданием. Положите лист перед собой. Зачеркните в каждой строке столько кругов, сколько показывает цифра в начале строки.

Индивидуальный лист с заданием.

Зачеркните столько кружков, сколько у вас показывает цифра

Дети самостоятельно работают на листах. Учитель проверяет правильность выполнения задания.

Различение свойства и качества

Различия между свойствами и качествами (объектов) важны для правильности нашего мышления и восприятия окружающего. Об этих различиях известно не так уж и много, хотя сами понятия «свойство» и «качество» используются очень широко, причем чаще в сочетании: «свойства и качества». И их нередко употребляют одно вместо другого, не вникая в суть различий между ними. Однако в самом языке можно найти ответ на вопрос о том, чем «качество» отличается от «свойства». Ведь очевидно, что это не одно и то же: не зря же эти два понятия сосуществуют. Если бы они были синонимами, то одно из них постепенно было бы вытеснено из употребления. Да и буква «и» в выражении «свойства и качества» – отнюдь не знак равенства: она говорит о том, что наряду с чем-то одним есть и нечто другое.

«Свойство» и «качество» – философские категории и одновременно – бытовые понятия. Для нас важно их различать, когда мы имеем дело с конкретными объектами и в конкретных жизненных ситуациях. Нам важны свойства и качества конкретных объектов, но важно также и соответствие философского и бытового употребления этих (слов) понятий: ведь философия призвана выходить на реальную, повседневную жизнь, а не замыкаться в себе самой.

Вот какое определение свойства дает справочное издание: «Свойство: философская категория, выражающая такую сторону объекта, которая обусловливает его различие или общность с другими объектами и обнаруживается в соотношении с ними» . Это вполне добротное определение, причем «сторона» объекта – это «черта» объекта. Но понятие «черта» более точное, поскольку понятие «сторона» (объекта) предполагает, что мы то ли ходим вокруг него, то ли мысленно поворачиваем его перед своим взором. Понятие же «черта» выражает то, что объект сам проявляет свою активность, независимо от того, с какой стороны мы к нему подходим. Действительно, «сторона» ли, «черта» ли объекта (в их совокупности) дает возможность нам отличать одни объекты от других, выявлять их сходство и различие. Но выражение «объект, как совокупность черт» – все же более удачное, чем выражение «объект, как совокупность сторон».

А теперь определение качества (из того же словаря). «Качество: философская категория, выражающая сущностную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество – объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств». Анализ этого определения позволяет сделать вывод, что качество – вторично свойству: ведь сущность объекта (а для нее характерно именно отличие данного объекта от других объектов) выражается как раз совокупностью его свойств, что и утверждается в этом определении.

Однако представляется неоправданным сведение содержания одной философской категории – «качества » – к содержанию другой – «свойства»: на то они и категории, чтобы быть самостоятельными, суверенными понятиями . В данном же определении качества оно объясняется через свойство. Связь между ними, конечно, есть, и мы далее ее раскроем, но сводить одно к другому – неправильно. И еще: объект является «именно этим, а не иным» только благодаря определенной совокупности его свойств (или характерной его черте) – ведь именно она (см. первое определение) обусловливает «различие или общность» объекта с другими объектами. Следовательно, представленное выше определение качества неоправданно тавтологично определению свойства.

«Свойство» как отражение природы объекта

Использование – понятие для различения свойств и качеств

Для начала убедимся в самом факте различий между «свойством» и «качеством». Для этого рассмотрим следующее достаточно типичное высказывание. «Благодаря свойству аспирина влиять на центр терморегуляции, мы можем использовать его в качестве жаропонижающего средства». Что здесь важно? Во-первых, то, что поменять местами слова «свойство» и «качество» невозможно: получится бессмыслица, тогда как если бы они были синонимами, ее бы не возникало. Во-вторых, понятие «качество» всплывает, как только речь заходит об использовании объекта. Использование – ключевое понятие для различения «свойств» и «качеств» . В-третьих, говоря о свойстве, мы имеем в виду именно его – единичное свойство, проявление природы объекта, элемент его специфики. Говоря же о качестве, мы имеем в виду весь объект – носитель данного качества – в целом: объект – как носитель того или иного свойства – именно благодаря этому может выступать в том или ином качестве.

Не будь у этого объекта некоего свойства, он не смог бы выступить в соответствующем этому качестве. Действительно, если бы у аспирина не было свойства влиять на центр терморегуляции, мы не имели бы возможности использовать его в качестве жаропонижающего средства. Аналогично дело обстоит и с другим свойством аспирина. «Свойство аспирина влиять на свертывание крови дает нам возможность использовать его в качестве антикоагулянта». Здесь тоже нельзя поменять местами «свойство» и «качество». Но не будь у аспирина такого именно свойства, мы не имели бы возможности использовать его в таком именно качестве. Следовательно, без наличия у объекта того или иного свойства мы не имели бы возможности использовать данный объект (в целом – т.е. в каком-либо качестве) в определенном направлении.

Свойство и качество как черта объекта

Очевидно, что свойство – это черта объекта как такового, а качество – та же черта, но в сопоставлении с чем-либо за пределами объекта – носителя этого свойства . Как носитель свойств, объект воспринимается нами сам по себе, его же качества выявляются в его соотношениях с чем-либо другим за пределами объекта. Вот простое доказательство этого. В Солнечной системе есть небольшая планета – Меркурий. Свойства его астрономам хорошо известны: масса, размеры, траектория, температура поверхности. Говорить же о каких-либо качествах Меркурия – бессмысленно: ведь мы его рассматриваем как таковой. Какое уж тут – качество!.. Но вот простое соображение. Допустим, что мы решили вычислить траекторию какой-либо другой планеты относительно не Солнца, а относительно Меркурия. Мало ли для чего это нам могло понадобиться?! Но, взяв эту планету в качестве точки отсчета при сравнении с другими планетами, мы используем ее именно в качестве базы сравнения: сравниваем ли мы траектории, или массы, или размеры…

Качество – результат проекций наших нужд

Понятия «свойство» и «качество» нередко используются, как синонимы. Иногда это не является ошибкой: ведь и то и другое рассматривается, как проявление природы объекта, а и свойства, и качества – ее черты. Но «качество» – это результат проекции наших нужд на какую-либо черту объекта или на объект в целом . Если совокупность свойств объекта как бы замыкается (центрируется) на нем самом, то совокупность качеств как бы «растаскивает объект по множеству векторов – направлений его связи с другими объектами, в том числе, и в первую очередь, – с нами, субъектами познания и использования в своих нуждах этого объекта. Пока то или иное свойство объекта остается нам неизвестным, мы не можем использовать этот объект в том или ином качестве, причем возможность использования объекта в данном качестве полностью зависит от наличия у него данной черты, которая в другом соотношении выступает как свойство.

Уровни познания объекта

Познание любого объекта, процесса, явления окружающего мира имеет два уровня. Во-первых, мы познаем их как таковые – ровно в той мере, в которой их природа не зависит от нашего к ним отношения. Природу объекта восприятия (а следовательно, и совокупность его свойств) нам приходится принимать как таковую: ведь не в наших силах менять порядок вещей – на это способен только сам Творец. Нам же остается смиряться с тем, что природа того или иного объекта «такова». Конечно, при ее познании мы можем ошибаться, делать ложные выводы, но при всем этом сохраняется доминанта восприятия: «Сие от нас не зависит! » Хотя мы в полной мере способны к познанию этого. Во-вторых, возможно также и восприятие нами объекта как предмета нашей потребности. Тут уж мы в полной мере можем проявить себя. Почему? Потому что потребности у каждого из нас хотя и вырастают на основании четырех базисных (пищевая, половая, безопасности, информационная), но удовлетворяются они у каждого индивида путем взаимодействия с различными объектами. Именно поэтому один и тот же объект воспринимается (оценивается) различными индивидами по-разному: выступает для них в разном качестве. Для одних – в качестве необходимого и желанного, для других – в качестве безразличного и ненужного, для третьих – быть может, даже в качестве опасного. К сему изречение Козьмы Петровича Пруткова: «Тебе и горький хрен – малина, а мне и бланманже – полынь!» Ясно, что свойства «бланманже» при этом остаются одними и теми же, но выступает данный продукт в разном качестве: для одного – как лакомство, для другого – как нечто неприятное.

В полном соответствии со сказанным выше является разделение науки на фундаментальную и прикладную. Задача фундаментальной науки заключается в том, чтобы как можно более объективно выявить свойства того или иного объекта, в том числе и глубоко скрытые от непосредственного восприятия. Задача же прикладной науки – выяснить, что с выявленным фундаментальной наукой свойством можно сделать: в каком его качестве использовать объект. Следовательно, свойство – это объективно воспринятая нами черта объекта как такового. Качество же – это черта объекта, базирующаяся на каком-либо его свойстве, но становящаяся одним из его качеств вследствие нашего к ней отношения.

«Чистое знание» и «знание для нас»

Свойства объекта – это черты его природы сами по себе, качества же объекта – это черты его природы в связи с нами (а следовательно, в связи с нашим восприятием и нашими нуждами). Этим оправдывается разделение информации на «чистое знание» и «знание для нас». «Чистому знанию» еще предстоит быть использованным – это потенциальное знание. «Знание для нас» – всегда актуально, поскольку соотносится с нами, пока мы живы. Предположим, что жизнь на Земле по какой-либо причине когда-либо прекратится и все живое исчезнет. Тогда планета – со всеми своими физико-химическими свойствами – останется той же, но никакое из этих ее свойств уже не сможет выступать в каком-либо качестве: не для кого! Конечно, некому будет далее ее познавать и открывать новые ее свойства. Но она как таковая сохранит свою природу, совокупность свойств. Качества же ее «умрут» – вместе с человечеством.

Прием с понятием «красный»

Рассмотрим теперь содержание понятий «черта», «свойство» и «качество» на примере слова (понятия) «красный». «Красный цвет» – это черта некоторых объектов. «Быть красным», «производить впечатление красного» – это свойство объектов, имеющих эту черту. «Красное» как сигнал опасности – это качество объекта, который имеет черту – «красный цвет» и свойство «быть красным» при его практическом использовании. Конечно, всегда функционирует сам объект, носитель данной черты и данного свойства. В определенной связи он обретает данное качество: то есть для нас. К примеру, сигнальный красный на речном бакене: «красное» (цвет самого бакена и свет его ночью) мы используем для обозначения безопасных и опасных участков фарватера. Черта объекта – «красный цвет» имеет для нас сигнальное значение, и поэтому объекты такого цвета могут использоваться в соответствующем качестве. Мы уже упоминали красный флаг на башне, красный фонарь над входом в некое заведение, красный бакен. В других ситуациях «красное» (красный цвет) используется в технических целях: к примеру, при проявлении фотопленки в прежнее время для освещения рабочего места использовался именно красный свет, поскольку он не засвечивает пленку.

Таким образом:

  • «Свойство» и «качество» объекта – не одно и то же. Свойство – черта объекта, которая отражает его природу как такового, как отличающегося от других объектов: именно совокупностью свойства. Та или иная черта объекта, являющаяся его свойством, когда мы познаем этот объект, становится его качеством, когда мы начинаем его использовать

«Качество» как отражение значимости объекта

Качество – назначение объекта

Понятие «качество» имеет несколько векторов смысла. Во-первых, качество – это назначение предмета , роль объекта, в которой он нами используется. К примеру, у торговца не хватает гирь, и он использует в качестве (в роли) гири какую-либо массивную деталь какого-либо старого механизма. Он использует эту деталь в данном качестве только благодаря наличию у нее свойства – массивности. Ранее эта деталь использовалась в качестве составной части некоего механизма, но теперь это качество она утратила , а свойство быть массивной сохраняет в полной мере. Следовательно, один и тот же объект, с одними и теми же свойствами, может использоваться нами в разном качестве, но всегда – конкретно опираясь на то или иное свойство . К примеру, такое свойство (черта), как форма, цвет, состав металла данной детали для торговца незначимы, хотя это ее свойства. Качество же ее – в данной ситуации – только одно: связанная с массой способность заменять гирю. Отсюда видно, что «качество » объекта зависит от характера его использования, а «свойство» его от этого не зависит. Оставаясь самим собой, то или иное свойство может становиться тем или иным качеством, но при наличии дополнительных к объекту факторов: нас самих, наших нужд… К примеру, тот же самый торговец, имей он массивный объект другой, более удобной формы, использовал бы именно его, но в том же самом качестве – гири.

Качество – уровень изготовления объекта

Другой вектор смысла понятия «качество» – уровень изготовления объекта, если речь идет о рукотворном объекте. Изготавливая тот или иной предмет, мы тем самым придаем ему те или иные свойства, намереваясь использовать его в том или ином качестве .

«Использование» предполагает, что объект соответствует своему назначению – не только по функции, но и по добротности, прочности, надежности, эстетическому уровню.

Качество – способ использования объекта

За созданием рукотворного объекта всегда стоит наше намерение его использовать, и, следовательно, изготовляя такие предметы, мы как бы предвосхищаем те или иные заранее известные и нужные нам – его качества». Использование объекта тем или иным способом – это использование его в том или ином качестве .

К примеру, опытные мастера в старое время были способны построить целый храм с одним только топором: благодаря умению применить его и в качестве инструмента размеров строительных деталей, и в качестве инструмента выравнивания их поверхности, и в качестве инструмента подгонки уже готовых деталей постройки. Иными словами, учет всех свойств этого известного и простого предмета позволяет мастерам использовать его в качестве не менее трех различных инструментов: топора, рубанка, молотка.

Факторы обращения способности объекта в качество

Способность некоего объекта обращается в качество этого объекта благодаря двум факторам. Во-первых, как мы уже сказали, это конкретная роль объекта («используется в качестве гири»). Во-вторых, это степень соответствия того или иного свойства объекта характеру нашей нужды, природе нашей потребности. Если объект в полной мере этому соответствует и позволяет удовлетворить нужду полностью, мы считаем данный объект «качественным». Некачественный инструмент, к примеру, ломается в руках, и серьезной работы им не выполнишь. Следовательно, вторая ипостась качества – мера соответствия его характеру использования (объекта). В этом втором своем понимании «качество» соотносится с понятием эталона, образца.

Эталоны качества

Для свойств (объекта) совершенно безразлично, чему и как они могли бы соответствовать, и поэтому к свойствам невозможно применить какое-либо требование: если по свойствам объект не соответствует твоим нуждам, оставь его в покое! Но бывает, что объект нашим нуждам соответствует, но вот его добротность, удобство (качественность) не вполне отвечают нашим требованиям, не вполне соответствуют эталону – образцу, стандарту. Если для свойств не может быть никаких «образцов» в принципе (ведь другие свойства – это уже другой объект), то для качеств требования – это ориентир. Именно во всех тех случаях, когда речь идет о рукотворных объектах.

Использование и соответствие

Итак, понятие «использование» тянет за собой понятие «соответствие»: ведь использование чего-либо возможно только благодаря его соответствию той задаче (цели), ради которой объект используется. Понятия «образец», «эталон», «совершенство», «стандарт», «шедевр», «шаблон» – все это понятия, относящиеся к «качеству», а не к «свойству». Свойства как бы спят (или живут своей жизнью), пока мы не решим объект использовать, но «проснувшись» (или повернувшись к нам), они обращаются в качества.

Обращение свойства в качество

Таким образом, «качество» порождается в свойстве его связью с чем-либо, что в свою очередь связано с нами, что значимо для нас. Открываемые фундаментальной наукой свойства объектов значимы потенциально, а из потенциальной в актуальную их значимость превращается путем обращения открытого ранее свойства объекта в некое соответствующее ему качество. Происходит это при его практическом использовании и в соответствии с эталоном удовлетворения нами какой-либо из числа наших потребностей. Следовательно, свойство объекта, вступая в связь с чем-либо за пределами этого объекта и, тем самым, обретая определенную значимость, обращается в качество этого объекта . Проявляя те или иные свойства, объект способен выступать (для нас) в том или ином качестве – как только в этом возникнет нужда.

Взаимное оборачивание «качества» и «свойства»

Итак, различия в содержании понятий «свойство» и «качество» вполне очевидны. Но надо учитывать также, что в повседневной жизни, в языке может происходить и взаимное оборачивание «качества» и «свойства». Пример этого – высказывание «Давайте поговорим о потребительских свойствах качественных и некачественных товаров». Здесь происходит смысловой «ход» от «качества» к «свойству» и обратно, при- чем это тоже имеет практическое значение: именно оно и обусловливает возможность такого «хода», такого взаимного обращения этих понятий. Сама возможность этого связана с наличием у понятия «качество» двух ипостасей: ведь «потребительские свойства» – это вообще-то именно качества объекта, качество объекта в целом, как такового. Его же «качественность» или «некачественность» – это качество во втором его смысле, смысле добротности, надежности, эстетичности, соответствие (потребительским) требованиям. При этом полезно различать качество замысла (план, намерение, сценарий, конструкция, схема) и качество исполнения (реализации) этого замысла (при изготовлении данного предмета). Естественно, речь идет о рукотворных предметах.

Субъективность понятия «качество»

Продолжим наш анализ диалектики понятий «свойство» и «качество». Вот высказывание: «Характерные свойства этого радиоприемника – высокое качество его звучания и устойчивость приема». Понятие «свойство» здесь используется для отличия данного аппарата от других, не обладающих такими свойствами. Его же качества – это то, чем оборачиваются для нас эти его свойства, когда мы начинаем им пользоваться. Если же качество звучания приемника нам безразлично, оно потеряет свою актуальность и значимость, но его свойства сохраняются в полной мере. И еще: для требовательного индивида такие свойства приемника еще не говорят о его высоком качестве (именно для него), тогда как для менее требовательного – это достаточно качественный, а может быть, и «высококачественный» аппарат. Следовательно, понятие «качество» более субъективно, чем понятие «свойство» , и оно связано также с понятием «уровень притязаний».

Соотнесение с индивидуальными потребностями

Не случайно проблема качества более трудная для разрешения в промышленном производстве, чем проблема количества: со всеми их свойствами промышленность может произвести множество приемников.

Но спрос на них будет определяться тем, как мы оценим их качество, их пригодность. Тот, кому уровень приемника безразличен, его купит, тот же, кому уровень этого предмета небезразличен, будет искать лучшего. Это еще раз убеждает нас в том, что свойства становятся качествами именно в соотношении с нами и нашими потребностями, с нашим индивидуальным стандартом потребного результата той или иной потребности . Индивид, любящий музыку, но с неразвитым слухом, будет пользоваться таким радиоприемником, которым индивид с развитой музыкальной потребностью пользоваться не захочет. Свойства приемника будут одними и теми же (он таков, какой он есть, таков, каким его изготовили – какие свойства ему придали), отношение же к нему, а следовательно, и оценка его качества – его способности удовлетворить потребность, могут оказаться самыми различными.

Качество как способность объекта удовлетворить нашу потребность

Понятия «качество» и «свойство» по-разному соотносятся с понятием «оценка». Свойство – это безоцено чное определение – фиксация наличия той или иной черты у объекта, качество – оценочное определение. При этом качество можно определить, как обобщенную меру способности объекта удовлетворить нашу потребность . Если свойства выражают суверенитет вещи («я такая, какая есть»), то ее качества – условная ее черта: признание качества зависит от нашего к объекту отношения, а отношение – это связь, накопленная оценкой (см. нашу книгу «Общество: психология связей и отношений»). «Относись» мы или не «относись » к свойствам объектов, они так и останутся свойствами, и не признавать наличия очевидного свойства может только или дурак, или упрямый, недоброжелательный индивид. Изменять же произвольно нашу оценку качества объекта нам никто не может запретить: это – право каждого. Одного «это» вполне удовлетворяет, другого – нисколько не удовлетворяет – при одних и тех же свойствах вещи: у всех у нас различные гедонические эталоны (см. нашу книгу «Введение в общую психологию»).

Свойства присущи объекту, качеством мы его наделяем

Свойства присущи объекту, качеством же – оценкой качеств – мы его наделяем . «Вещь в себе» – это объект как таковой, со всеми его свойствами, которые нами признаются в большей или меньшей степени. По мере нашего познания объекта (углубления в его природу) мы в нем выявляем все больше свойств, и число их зависит от содержательности объекта. Но чем больше свойств у объекта мы познаем (откроем, выявим), тем больше у нас возможностей его использовать в самых различных направлениях, самыми различными способами. Следовательно, тем больше у него окажется «векторов» качества. Мы уже говорили (на примере топора), как одну и ту же вещь, с одними и теми же свойствами, можно использовать в разном качестве. Скажем ЛСД: это вещество было давно известно – диэтиламид лизергиновой кислоты. Но галлюциногенные его свойства были открыты случайно, в начале прошлого века, и только после этого данное вещество начали употреблять в качестве наркотического средства (то есть вещество нашло свое применение в данном – негативном – качестве).

«Число свойств» и «число качеств»

Между понятиями «число свойств» (объекта) и «число качеств» (объекта) есть определенное соотношение. Чем глубже мы изучим объект, тем больше свойств его выявим (обнаружим, откроем). Процесс познания ведет к возрастанию числа открытых нами свойств объектов. А после того, как свойство объекта выявлено (обнаружено, открыто), объект может употребляться то ли в одном, то ли во многих качествах . Следовательно, сначала мы углубляемся в некое неопределенное множество (черт объектов), а за- тем в нем выделяем подмножество открытых нами – то есть определенных его черт (свойств). Затем некое единичное свойство позволяет нам использовать данный объект – носитель свойства – тоже во множестве: во множестве способов применения, использования, во множестве назначений. Причем в различных ситуациях один и тот же объект, с одним и тем же набором свойств, может выступать в различном качестве, то есть иметь разную значимость .

Обратимся еще раз к известному примеру: умирающий от жажды путник в пустыне нашел мешок с золотом. Естественно, что он разочарован, поскольку дело идет о его жизни, а золото в данных конкретных условиях совершенно бесполезно для сохранения его жизни. В другое время и в другом месте на это же золото можно было бы получить очень много воды, и не только ее: золото можно было бы использовать для выкупа – и тем самым – для сохранения своей жизни. Следовательно, вода как предмет жизненно важной потребности сохраняет свое качество (свою ценность для индивида!) всегда (кроме ситуации, когда кто-либо взялся утопить его, допустим, в реке). Золото же – как опосредующий объект – может выступать в этом качестве в товарно-денежных отношениях, или более непосредственно – в качестве материала для коронки зуба, что делалось до недавнего времени.

Понятия «роль» и «назначение»

Содержания понятий «роль» и «назначение», важные в плане понимания нами сущности качества, совпадают, когда мы говорим об объектах, но могут не совпадать, когда речь идет об индивидах. К примеру, такое высказывание: «Он был там в качестве ее знакомого ». Быть в данном качестве – очевидно ситуационная черта данного индивида, «уходящая» вместе с этой ситуацией. Подобных ситуационных качеств у одного и того же объекта может быть множество . «Назначение» же данного индивида в данной ситуации зависит от того, с какой целью «она» его с собой взяла туда, где он выступил в качестве ее знакомого. С целью показать его своим подругам? Похвастаться знакомством с ним? Использовать его присутствие для чего-либо еще? И все это является различными векторами смысла выражения: «Индивид в данной ситуации в данном качестве».

Образы ожидаемого

Понятно, что образы ожидаемого нами возможны только на основании прошлого опыта, и само ожидание (и предвкушение) может быть расценено, как особое потребностное состояние индивида, проекции им себя на будущее. Но ожидаем мы всегда чего-либо при- страстно: в некоем качестве , которое мы заранее предполагаем у объекта ожиданий, на основании нашего знания его свойств. Мы заранее оценили данный объект, изучив его свойства, и теперь ожидаем (предвкушаем) встречу с ним – если это соответствует какой- либо нашей потребности, если это нужно нам. И нужен он нам при этом в совершенно определенном качестве.

Заключение

Свойство – черта объекта, отражающая его природу

  • «Свойство» и «качество» объекта – не одно и то же. Свойство – черта объекта, которая отражает его природу как такового, как отличающегося от других объектов именно совокупностью свойств. Та или иная черта объекта, являющаяся его свойством, когда мы познаем объект, становится его качеством, когда мы начинаем его использовать . Следовательно, свойство – это фактор суверенитета объекта, а качество – это фактор его пригодности для удовлетворения наших нужд.
  • Одна и та же черта объекта, которая в соотношении с прочими его чертами выступала как свойство, в соотношении с нами и нашими потребностями выступает уже как качество (этого объекта). Многое здесь зависит от ситуации, в которой мы обращаемся к объекту.
  • Общее свойство различных объектов дает им возможность выступать в одном и том же качестве: к примеру, мясо и хлеб имеют одинаковое свойство – содержат питательные вещества, и поэтому они могут использоваться в одном и том же качестве – в качестве пищи.
  • Когда некое свойство объекта, как определившаяся черта его природы, оказывается в связи с нашими потребностями и, следовательно, обретает ту или иную значимость, это уже качество данного объекта. При этом за чертой – качеством объекта – всегда как бы «просвечивает» та же самая черта, но как свойство.
  • Если главным вектором смысла понятия «свойство » является объект как таковой, то главным вектором смысла понятия «качество» являемся мы сами, наши нужды. Следовательно, всегда важно различать объект как таковой и объект в связи с чем-либо .
  • Между свойствами и качествами (объектов) есть ряд различий. Свойство – безотносительно, качество – относительно. Свойство внеситуационно, качество – ситуационно. Поэтому понятие «качество» соотносимо с понятиями «образец», «ценность», «шедевр», что для «свойства» незначимо. Оценивая качество объекта, мы прослеживаем возможные связи этого объекта, а оценивая свойства объекта, мы замыкаемся на нем самом .

Качество – степень соответствия параметров объекта нашим требованиям

  • Параметры – количественная характеристика свойств объекта, которая имеет определенную меру. Степень же соответствия параметров объекта нашим требованиям (а также образцам, стандартам) – это уже мера его качества. Не случайно бывают (и широко используются) стандарты качества, но не бывает стандартов свойств !
  • Нельзя критиковать объект за наличие у него тех или иных свойств: они – выражение его природы. И если у объекта были бы иные свойства, то это был бы уже другой объект. А вот в каком качестве использовать данный объект с данными его свойствами, это уже наше дело . Каждый из нас способен найти одному и тому же объекту разное применение, то есть способен использовать его в том или ином качестве.
  • «Качественность» объекта – это высокая степень его способности выступать в том или ином качестве: полное его соответствие нашим эталонам и требованиям; особенно это справедливо в отношении рукотворных объектов. Качественность – это то, что мы вложили в данный объект при его изготовлении. Ожидать от свойства нерукотворного объекта соответствия чему бы то ни было – бессмысленно: объект таков, каким создала его природа, но мы способны такое соответствие выявить. Создавая же рукотворные объекты, мы специально закладываем в них именно такие свойства, которые позволяют успешнее их использовать в нужном нам качестве . «Некачественный объект» – тот, который предназначен нами для использования в определенном качестве (роли), но по своим параметрам оказался несоответствующим нашим требованиям.

Качество – «потребительское свойство» объекта

  • Качество можно определить так же, как «потребительское свойство» (объекта). «Потребительское качество» – это тавтология, если речь идет о назначении объекта, но в другом смысле это характеристика степени его соответствия нашим требованиям к его «качественности». Любое свойство объекта, обретая потребительскую актуальность (значимость!), начинает восприниматься нами, как одно из качеств этого объекта.
  • Наряду с понятием «использование» ключевым для понятия «качество» является также и понятие «соответствие ». Действительно, мы всегда держим в голове образы (сочетания черт) объектов, которые способны удовлетворять ту или иную нашу потребность. И при оценке каждого конкретного объекта мы всегда выявляем меру соответствия черт оцениваемого объекта и объекта-образца. Точно такая же оценочная операция, только с другим вектором смысла, используется нами при оценке объекта, как «типичного» или «нетипичного ». Дело в том, что природа объекта может быть неодинаково выражена в конкретных экземплярах этого объекта: у одних она выражена отчетливо, у других – нет. В плане потребности «типичный» ее объект в наибольшей мере отвечает полноте ее удовлетворения, а однородный, но «нетипичный», быть может, окажется пригодным для этого, а быть может, и нет.

1. Свойство // Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 1192.