Участия военных моряков в афганской войне. Черные береты – элита российских войск. Плечом к плечу - ммг и мчпв

Афганистан всегда был ключом к Азии и во все времена становился сосредоточием геополитических интересов евразийских империй. Столетиями его пытались завоевывать, там располагали свои контингенты и отправляли военных советников. В 1979 году туда вошли войска советские. Снимки той долгой десятилетней миссии мы и представляем.

1. Советские танки около Кабула. (Фото AP Photo)



2. Афганский боевой вертолет. Обеспечивает прикрытие советского конвоя, который поставляет в Кабул продовольствие и топливо. Афганистан, 30 января 1989. (Фото AP Photo | Liu Heung Shing)



3. Афганские беженцы, май 1980 года. (Фото AP Photo)





5. Мусульманские повстанцы с АК-47, 15 февраля 1980. Несмотря на присутствие советских и афганских правительственных войск, повстанцы патрулировали горные хребты вдоль афганской границы с Ираном. (Фото AP Photo | Jacques Langevin)



6. Советские войска на пути в Афганистан в середине 1980-х годов. (Фото Georgi Nadezhdin | AFP | Getty Images)



7. Отряд мусульманских повстанцев недалеко от Кабула, 21 февраля 1980. В то время она нападали на колонные, двигающиеся из Пакистана в Афганистан. (Фото AP Photo)



8. Советские солдаты наблюдают за местностью. (Фото AP Photo | Estate of Alexander Sekretarev)



9. Два советских солдата, взятых в плен. (Фото AFP | Getty Images)



10. Афганские партизаны на вершине сбитого советского вертолета Ми-8, 12 января 1981. (Фото AP Photo)



11. До начала вывода советских войск в мае 1988 года моджахедам ни разу не удалось провести ни одной крупной операции и не удалось занять ни одного крупного города. (Фото AP Photo | Barry Renfrew). Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Наиболее часто встречается цифра в 1 млн погибших; имеющиеся оценки колеблются от 670 тыс. гражданских лиц до 2 млн в общем.



12. Афганский лидер партизан Ахмад Шах Масуд в окружении моджахедов, 1984 год. (Фото AP Photo | Jean-Luc Bremont). Любопытно, что согласно статистическим данным ООН о демографической ситуации в Афганистане, в период с 1980 по 1990 год, происходило снижение смертности населения Афганистана по сравнению с предыдущими и последующими периодами.



13. Афганский партизан с американским переносным зенитно-ракетным комплексом Стингер, 1987 год. (Фото AP Photo | David Stewart Smith). Потери СССР оцениваются в около 15 000 человек.



14. Советские солдаты выходят из афганского магазина в центре Кабула, 24 апреля 1988 года. (Фото AP Photo | Liu Heung Shing). На поддержку кабульского правительства из бюджета СССР ежегодно расходовалось 800 млн долларов США. На содержание 40-й армии и ведение боевых действий из бюджета СССР ежегодно расходовалось от 3 до 8,2 млрд долларов США.



15. Деревня, уничтоженная в ходе боев между моджахедами и афганскими солдатами в Саланге, Афганистан. (Фото AP Photo | Laurent Rebours)



16. Моджахеды в 10 километрах от Герата, поджидают советский конвой, 15 февраля 1980. (Фото AP Photo | Jacques Langevin)



17. Советские солдаты с немецкими овчарками, обученными находить мины, Кабул 1 мая 1988. (Фото AP Photo | Carol Williams)



18. Искореженные советские автомобили на северо-востоке Пакистана, февраль 1984 года. (Фото AP Photo)





20. Советский самолет заходит на посадку в аэропорту Кабула, 8 февраля, 1989. (Фото AP Photo | Boris Yurchenko)



21. Наш самолет, автомобили и гильзы на авиабазе в Кабуле, 23 января 1989. (Фото AP Photo | Liu Heung Shing)





23. Афганские пожарные и девушка, погибшая в результате мощного взрыва в центре Кабула, 14 мая 1988. (Фото AP Photo | Liu Heung Shing)



24. Советские солдаты в центре Кабула, 19 октября 1986. (Фото Daniel Janin | AFP | Getty Images)



25. Советский и афганский офицеры позируют для прессы в центре Кабула, 20 октября 1986. (Фото Daniel Janin | AFP | Getty Images)



26. Начало вывода советских войск из Афганистана, май 1988 года. (Фото Douglas E. Curran | AFP | Getty Images)



27. Колонна советских танков и военных грузовиков уходит из Афганистана, 7 февраля 1989 года. (Фото AP Photo)



28. После ухода советских войск из Афганистана существенно осложнилась обстановка на советско-афганской границе: имели место обстрелы территории СССР, попытки проникновения на территорию СССР, вооружённые нападения на советских пограничников, минирование советской территории.

Так уж повелось в армии России, что из всех видов войск постепенно выделилась элита. Свой статус они заслужили не красивой формой и не отношением общественности, это действительно надежные защитники Отечества, готовые в любую минуту по тревоге подняться для отражения агрессии или выполнения поставленных задач. Подразделения морской пехоты считаются одними из таких представителей. Высокий уровень физической и боевой подготовки не раз приходился как нельзя кстати во время решения самых сложных боевых задач. Даже противник проникается уважением наряду с пониманием высокой степени опасности при работе спецподразделений. Морпехов, скорее всего, за их форму черного цвета называют черной смертью.

Отряды морской пехоты, которые ныне организованы во всех российских флотах, ни разу за всю свою историю не давали повода усомниться в профессионализме, смелости и отваге бойцов. Сам Г.К. Жуков в годы Великой Отечественной войны признавал неоценимый вклад пехотинцев в нелегком пути к победе.

Прямое назначение войск морской пехоты заключается в силовых операциях на море и побережье, поэтому они включены в состав ВМС РФ. Черноморский флот, Северный флот, Балтийский, Каспийский и Тихоокеанский имеют свои отряды пехотинцев и десантников, но по-настоящему на незаменимость указывает тот факт, что они привлекались, как самостоятельные боевые единицы к проведению КТО на Северном Кавказе.

Послужной список морских пехотинцев

Будучи «жемчужиной флота», пехотинцы участвовали практически во всех вооруженных конфликтах. Кроме ВОВ, это Дагестан и Чечня. Морская пехота СССР в Афганистане по официальным данным не была задействована. Подтверждением тому является отсутствие каких-либо приказов в архиве. Однако без высокой степени боевой подготовки армия СССР не смогла бы ничего противопоставить бандформированиям, отлично подготовленным и прекрасно ориентирующимся на местности.

Отряды, сформированные из добровольцев МП, как и десантники в Афганистане, решали ключевые задачи, избавляя неопытных девятнадцатилетних мальчишек от неминуемой гибели, и хоть бойцов заставляли снимать родные тельняшки и менять их на форму сухопутных войск, закалка морпеха давала о себе знать. Товарищи по оружию не относились к ним свысока. Наоборот, плечо, подставленное профессиональными военными, уже в то время считавшимися элитой, в значительной степени поднимало боевой дух.

Кризис в армии времен первой чеченской кампании

Не вдаваясь в историю, заметим, что конфликт в Чечне достиг своего апогея в самый неподходящий для страны период. На фоне общего упадка экономики наблюдался своеобразный кризис в армии. Он был представлен низким материальным оснащением, отсутствием грамотных кадровых офицеров, низкой заинтересованностью и мотивацией молодого поколения. Как результат, армия России середины 90-х годов в реальности не была подготовлена для ведения настоящих боевых действий.

Память о тех неопытных ребятах, которым пришлось погибнуть, исполняя свой долг, никогда не померкнет, но вполне определенно, что отряды морской пехоты стали настоящим козырем федеральных сил на войне в Чечне. Ведь они укомплектованы военнослужащими, которые прошли специальную подготовку, как в физическом плане, так и в моральном. Свой героизм пехотинцы подтвердили не словом, а делом. Спасая чужие жизни, они постоянно рисковали и порой жертвовали своими.

Ни того, ни другого в рядах действующей армии РФ практически не наблюдалось. Нет, молодежь трусами нельзя было назвать, ведь многие из них осознанно отдавали свои жизни, но морально к этому не каждый был готов, а на войну отправлялись срочники, которые получили только лишь базовые знания.

В сражениях столкнуться пришлось с противником, профессионально подготовленным. Сейчас известно, что большинство боевиков Дудаева состояло из зарубежных наемников. Местное население неоднозначно относилось к ситуации в республике. Будучи официально на стороне целостности государства, практически каждая семья помогала сепаратистам. Противопоставить им можно было только сборные спецподразделения из числа МП, ВДВ, ГРУ. Морская пехота в Чечне, в отличие от Афгана, использовалась, как отдельная бригада.

Естественно, бойцы МП брали на себя большую долю всех тяжестей конфликта. Случалось так, что отряды неделями не выходил из боя. Боевики находились на своей земле, поэтому знали местность лучше, чем российские войска, но в смелости и отваге они значительно уступали, несмотря на все религиозные убеждения. Сегодня конфликт рассматривается и анализируется историками, но не известно ни одного случая, чтобы морпех, даже пленный, просил пощады. По грубым подсчетам домой не вернулось около сотни бойцов. Но тогда еще не было известно, что в 1995 году морская пехота свою миссию в Чечне еще не закончила.

Подвиги, которые останутся в истории

Кровавые события января 1995 года показали, что расчеты командования по применению сил морской пехоты оправдали себя. Именно на это время приходится штурм Грозного. Боевики использовали каждый дом, каждое здание, чтобы устроить засаду. Саперы не всегда справлялись с таким количеством объектов, поэтому морские десантники зачастую действовали на свой страх и риск.

В составе отрядов морской пехоты были только опытные военнослужащие, у которых не один год военного стажа за спиной. Они организовывали добровольные штурмовые группы, которые бесстрашно отбивали здание за зданием у дудаевских боевиков. Если случалось потерять близкого друга, то бойцы становились еще более одержимыми в попытках отомстить бандитам. Еще раз было доказано, что сила боевого духа играет решающую роль в сражении, а 19 января 1995 года над правительственным зданием Грозного был поднят Андреевский флаг.

Отдельно необходимо отметить прекрасные организаторские способности офицеров. Ведь они идут воевать с мыслью о том, чтобы сохранить в живых как можно больше своих подопечных. Вызывая зачастую огонь на себя, они ценой своей жизни спасали сотни молодых ребят. Российская и советская история знает множество фактов, когда умелое командование приводило к блистательной победе. Три офицера МП были удостоены высшей награды за взятие Грозного. Даркович А.В., Полковников Д.А. и Вдовкин В.В. осуществляли командование своих отрядов, причем справились с поставленной задачей, несмотря на превосходящие силы противника.

Среди героев этой войны встречаются доблестные продолжатели настоящих династий. Дед защищал Родину от немецко-фашистских захватчиков, отец – ветеран афганских событий, а сын попал в Чечню. Представить трудно, что три поколения в семье выбрали непростой путь военного.

Опыт, полученный в боях

Преобразования в армии, современные реформы и новые направления могут быть реализованы только после получения горького опыта, что очень прискорбно, так как для осознания ошибок необходимо потерять лучшие кадры. Однако история неумолимо превращает данное утверждение в закон. Так, десантники в Чечне доказали несостоятельность некоторых единиц техники, а процесс штурма президентского дворца в Грозном осложнялся из-за тяжести амуниции, неудобной формы защитного назначения.

Морпехи тофа (тихоокеанского флота) из Чечни были выведены первыми. В марте месяце прекратили свою деятельность и подразделения Северного и балтийского флота. Но черноморцы еще длительное время оставались на своих позициях для наведения конституционного порядка. Боевой опыт, полученный в Чечне, сказывается не только на дополнительных требованиях к военной технике или к оружию. Огромные изменения война принесла и в сознание бойцов. Какими бы жесткими ни были тренировки, они остаются всего лишь теоретической частью. Когда погибает близкий друг, все вокруг начинает оцениваться с другой позиции. Необходимо быть морально очень устойчивым, чтобы дальше продолжать начатое дело.

Не обошлось и без газетных нападок на российских военнослужащих. Желтая пресса просто была переполнена сообщениями о повальном пьянстве и мародерстве со стороны пехотных военных. Официального опровержения командование так и не дало, но это связано с тем, что никакому чтиву не опорочить высокого звания морского пехотинца, того авторитета, который зарабатывался годами собственной кровью.

Что же касается поведения наших солдат на освобожденных территориях, то любые попытки ненадлежащего поведения строго пресекались и наказывались не только командирами, но и товарищами по оружию, а мнение местных жителей необходимо выслушать лично, а не знакомиться с ним из газет. Благодарные жители рассказывали, что при дудаевском режиме им жилось несладко. Об этом они высказались на референдуме, проведенном после второй кампании.

Подразделения являются гордостью России. В число ее верных сынов добровольно вступают тысячи молодых ребят. Никто не хочет воевать, это нормальное желание, но воспитать в себе настоящего мужчину желают многие. Вряд ли кто посмеет надеть хоть один элемент атрибутики морпеха без данного права, а чтобы заслужить его, нужно действительно оказать свою доблесть и готовность отдать жизнь за ближнего, за Отечество.

"О мифе первом.

Уже во многих источниках - журналах, книгах, интернет сайтах попадается информация, что в составе советских войск в Афганистане воевала целая бригада (в некоторых источниках ее называют полком - примечание автора) морской пехоты, даже в солидном издании для моделистов привели изображение БМП-2Д с псевдоисторическим повествованием: "Как видно на снимках, есть доказательство, что в составе 40-й армии воевала секретная бригада морской пехоты СФ..." Видимо, в результате подобных " изысканий" с "неопровержимыми фотодоказательствами" и появилась выпущенная предприятием "Звезда" сборная модель БМП-2Д с не менее "крутыми" пассажами. В частности, в "инструкции по нанесению картинок" под рисунком БМП с якорем, обвитым цепью можно увидеть надпись: "Специальный полк морской пехоты, провинция Пактия, Афганистан, 1985 г." В других источниках приводятся фотографии БМП с якорями и аналогичными надписями, хотя их первоисточник, как видно - един.
Поэтому хочется сразу развеять подобные утверждения по отношению к приведенным изображениям и засвидетельствовать, что представленные фото принадлежат 650-му "Пражскому" гвардейскому отдельному ордена Александра Невского разведывательному батальону (ОРБ). В качестве доказательства своих слов сообщаю, что в ОРБ нашей дивизии было три разведывательные роты. В отличие от рейдовых мотострелковых батальонов дивизии, в которых опознавательные знаки были едиными для всех машин батальона (во 2-м МСБ 371 МСП это были две горы с дорогой, в разрыве которой стояла цифра "2" - примечание автора), в разведбате они были разные во всех трех разведывательных ротах. Хотя в нем была еще 4-я рота - радиотехнической разведки (РТР), в которой БМП и БТР не было совсем. В первой роте на БМП, БРМ и танках наносилось по трафарету изображение якоря, обвитого цепью, об истории его появления ребята из ОРБ рассказывали, что командир первой роты когда-то служил в морской пехоте. Возможно, что это была ротная легенда, хотя факты такой службы не были редкостью для выпускников общевойсковых училищ, которыми комплектовались мотострелковые части и подразделения морской пехоты. Во второй роте разведывательного батальона это было изображение кленового листа, а в третьей, самой многочисленной, разведывательно - десантной роте (РДР) опознавательным знаком на имеющихся в ней БМП, БРМ и БТР была десантная "курица". Под вывод появился еще один знак - у батальонного взвода наблюдения и разведки - летучая мышь.
Увидев в первый раз якорь с цепью на броне еще в Афганистане, еще подумалось, что когда-нибудь фото машины с якорем попадет в печать, и тогда кто-то будет доказывать, что в Афгане воевал советский Военно-морской флот. Смешно, но именно это и произошло в конечном итоге, и на всех приводимых горе - историками фотографиях и рисунках видны изображения первой роты шиндандского разведбата, о чем читатель может судить по характерной цепи, обвивающей якорь, а также другим признакам, присущим для техники и личного состава нашей дивизии.
А энтузиастам, доказывающим противоположную точку зрения, могу сообщить, что символом морской пехоты СССР и Военно-морского флота СССР и, соответственно, морской пехоты, всегда был якорь, обвитый канатом. К этому можно добавить еще, что якорь без каната - эмблема на пуговицах советского ВМФ, был до революции 1917 года символом российского торгового флота, так что его появление впоследствии на деталях обмундирования военных моряков можно считать исторической ошибкой. Якорь же, обвитый цепью в принципе не мог появиться на бронетанковой технике морской , так как у нее был свой символ, которым моряки весьма гордились. Да и изготовить трафарет с цепью все же немного сложней, чем с канатом. Ну, в крайнем случае, чтобы поменьше рисовать, могли изобразить простой якорь, как на своих собственных пуговицах. А наличие цепи говорит о том, что человек, изготавливавший трафарет со знаком, не был близко знаком с символикой ВМФ СССР. Либо должностное лицо, утверждавшее ротный знак, намеренно применило изображение, отличное от военно-морского и торгового морского символов.
Кроме того, сведения о принадлежности приводимых в печатных изданиях и в сайтах фото именно к 650-му ОРБ подтвердил из Минска бывший командир взвода наблюдения 1-й роты этого батальона Руслан Присяженко. Он служил в этом подразделении в 1987 - 1988 годах и утверждает, что на фото приведено изображение его БМП?705 с "...якорем, обвитым цепью, так как первый командир разведроты любил море..." Аналогичные сведения дает в своем письме к автору от 15.02.2007 года бывший рядовой 650-го ОРБ Шухрат Мусаев из Ташкента, который пишет: "...посмотрел фото... - однозначно наши машины. В нашей роте [номера машин] были от 701 до 719. Это БМП-1 и "двойки", плюс 3 танка...".
Хотя разведывательные подразделения часто на технике номеров вообще не имели, например разведрота 371-го полка, а на приводимом фото в книге "Афганская война. Как это было" (См. фото 4) на стр.162-163 они сокращенные - вместо?705 значится "05", а вместо?715 - просто "15".
Думаю, изложенные здесь аргументы в поддержку защищаемой мною версии достаточно убедительны, но я с удовольствием рассмотрю другие веские доказательства пребывания подразделений и частей морской пехоты в Афганистане, особенно, если они будут касаться не отдельных военнослужащих."
Магерамов Александр Арнольдович
Легенды и мифы афганской войны ч.1
http://artofwar.ru/m/maa/text_0080.shtml

Это одно мнение. Но есть ещё вот такая штюка:
"Отдельная бригада сторожевых кораблей (22 ОБСК, в/ч 9873)

В связи с вводом Ограниченного контингента советских войск в Афганистан и осложнением обстановки на советско-афганской границе в 1981 г. для обеспечения надежной ее охраны на участке рек Амударья и Пяндж в соответствии с решением Правительства СССР был сформирован отдельный дивизион сторожевых катеров (45-й одск) с базированием в г. Термез (Термезская флотилия)."
http://pv-afghan.ucoz.ru/forum/155-177-1
Считать ли эти подразделения как подтверждение уже не знаю.

Среди повстанческих формирований на территории Афганистана поднялась ожесточённая волна сопротивления. За 3 дня было убито 17 военных миротворческих сил, трое из которых – 15 октября. По официальным данным, за период столкновения с повстанческими силами на востоке был убит один человек, еще один подорвался на юге Афганистана на минах, заложенных на дороге. Ни место атак, ни национальность убитых не уточняются. Сразу 8 человек потеряли миротворческие силы 14 октября, половина из которых подорвались на минах.

Именно этот год стал наиболее кровопролитным за весь 9-летний период Афганского конфликта. Оказывая давление на повстанцев, альянс с каждым разом умножал количество военных сил в самом Афганистане, но пока что увеличилось лишь число жертв. С 2001 года, от начала вторжения в Афганистан под руководством Соединенных Штатов общие потери войск НАТО составили 2020 человек.

На сегодняшний день большинство стран альянса выступает за наиболее быстрый вывод войск из Афганистана. Скотт Ольсон, работающий фотографом «Getty Images» побывал в индийской дивизии в полку морских пехотинцев армии Соединенных Штатов Америки, отвечающих за порядок на территории плотины Kajaki на реке Гельманд.

(Всего 31 фото)


1. Подготовка морских пехотинцев армии Соединенных Штатов к началу утреннего патрулирования в окрестностях передовой оперативной базы «Zeebrugge» 14 октября 2010 года, Kajaki, Афганистан.
2. Молитва перед началом патрулирования
3. Один из капралов осматривает патрулируемую территорию
4. Шлем одного из морских пехотинцев капрала Джонатана Эккерта украшен цитатой из песни группы «Misfits». Перевести можно так: «Мамочка, могу ли я сегодня вечером кого-нибудь убить?"
5. Пехотинцы производят проверку дороги, на наличие мин или других взрывных устройств, используя, металлоискатели.
6. Офицер морского флота проходит мимо поста афганской национальной полиции.
7. Во время патрулирования морским пехотинцам приходится пересекать реку Гельманд по мосту в районе поселения Humvee.
8. Индийская девочка, наблюдающая за американскими пехотинцами.
9. Разговор морских пехотинцев США с индийским мальчишкой.
10. Офицер морского флота демонстрирует местным жителям свой iPod.
11. Офицер национальной афганской полиции, раздающий детям конфеты.
12. Местные жители несут американцам тяжелораненого, при взрыве самодельного взрывного устройства, человека, в надежде на помощь.
13. Люди наблюдают за тем, как санитар морского флота США надает помощь пострадавшему человеку.
14. Во время предоставления помощи раненому, один из солдат стоит на посту.
15. Взлетающий медицинский вертолет поднял облако пыли.
16. Капрал Син Шэа бреет свою голову.
17. Во время перерыва солдаты купаются в водохранилище чуть выше плотины Kajaki с собакой по кличке Bee.
18. Отдых в перерыве.
19. Занятие боевых позиций морскими пехотинцами США на заброшенном посте.
20. Изучение расположения сил противника во время перестрелки.
21. Укрытие от пуль.
22. Офицер национальной полиции Афганистана обстреливает позиции талибов.
23. Сержант морского флота США стреляет из укрытия.
24. Рядовой 1-го класса обстреливает позиции противника.
25. Чтобы не потерять слух во время взрыва бомбы 500-фунтового калибра морские пехотинцы США закрыли свои уши.
26. Время затишья в стане противника американские пехотинцы используют для укрытия в безопасном месте.
27. Привал после перестрелки.
28. Патрулирование окрестностей передовой базы «Zeebrugge».
29. Разговор морских пехотинцев с местным жителем.
30. Местный земледелец, смотрящий на морских пехотинцев США.
31. Капитан Том Кернс по-свойски здоровается с местным мальчишкой.

Официально считается, что личный состав Военно-Морского Флота СССР вообще не принимал участия в боевых действиях на территории Афганистана. А между тем, вооруженные представители ВМФ там бывали. Правда, перед командировками их переодевали в сухопутное обмундирование с флотскими погонами. И у каждого отбирали подписку о многолетнем неразглашении военной тайны.

В то время участие военных моряков в афганской войне действительно было секретом, не подлежащим огласке. Те, кто обещал хранить тайну, сдержали свое слово. Только теперь, спустя более двух десятилетий, некоторые участники флотских командировок «за речку» позволили себе скромно упомянуть о своих поездках по горячим дорогам страны, которой, как тогда считалось, советские люди были серьезно интернационально должны. Вот, получается, и морякам в свое время пришлось стать воинами-интернационалистами, которых принято называть «афганцами». Так, кто же эти флотские люди?

Всего их было 108 человек - военнослужащих 5-й роты батальона сопровождения военных грузов Центрального флотского экипажа. В 1982 г. для них начались командировки в юго-восточном направлении. Были сформированы караулы, начальниками которых назначены сержанты Евгений Кренев, Сергей Рыбанов, Александр Чибанов, Юрий Бондаренко и Юрий Славин. Разумеется, выполнение задачи в целом контролировалось не младшими командирами. О степени ее серьезности говорит хотя бы то, что курировать организацию и исполнение был назначен представитель Главкомата ВМФ СССР контр-адмирал Михаил Деревлев.

Надо заметить, что сержанты и матросы флотского экипажа носят форму одежды ВМФ (морской пехоты), чем очень гордятся. А тут перед ними ставится секретная боевая задача, которую предписано выполнять в обмундировании, похожем на облачение военного строителя, где от всего флотского - только «фаза» на погонах. Было несколько обидно. Но приказ есть приказ, и парни, переодевшись из морского в сухопутное, отправлялись на выполнение боевой задачи по сопровождению и охране военных грузов. Охраняли эшелоны, реже - несколько вагонов, которые шли, как правило, до Ташкента.

Караул из восемнадцати человек сопровождал примерно 10 - 15 вагонов. Самый маленький караул состоял из четверых. С собой брали минимум вещей и провизии: по одеялу, положенному количеству сухого пайка, непременно - печку-буржуйку. На перегонах часовые находились, как принято у них говорить, «на ветру» - на открытых площадках вагонов. То есть, мягко говоря, не жарко в любое время года. При этом человек должен еще и, как предписано уставом, «нести службу бодро, ничем не отвлекаясь, не выпуская из рук оружия...»

Кстати, сопровождать большие партии оружия и боеприпасов было опасно всегда. И начало относительно мирных восьмидесятых годов не было исключением. Те, кто нес службу в составе железнодорожных (подвижных) караулов, не раз сталкивались с попытками преступных элементов подобраться к охраняемым вагонам. Такие попытки наблюдались на всей территории бывшего СССР. Пресекали их решительно, вплоть до применения оружия. На поражение.

Впрочем, по признанию участников тех событий, сопровождение грузов по железной дороге они расценивали как разминку. Самое трудное начиналось после того, как в Ташкенте ящики с пистолетами, автоматами, гранатометами, патронами, гранатами, снарядами и прочим серьезным грузом, требующим бдительной охраны, перегружались на автотранспорт.

Это были не простые грузовики. От обычных машин они отличались кардинально. Обычные автомобили, как правило, не начиняют взрывчаткой. Эти же минировали, и в случае возникновения опасности захвата груза их должны были уничтожить. А подобные случаи, к сожалению, возникали, и тогда машины с грузом оружия и боеприпасов подрывали те, кто их сопровождал.

Все без исключения дороги Афганистана были в то время опасными. Не зря сочинили солдатскую песню: «А шофер держит руль - гулко сердце стучит: впереди перевал, а на нем - басмачи...» Перевалом из песни, по мнению моряков-«афганцев», был Саланг. Его они считали самым сложным во всех отношениях отрезком пути. Именно там чаще всего случались нападения на автоколонны.

К сожалению, не все машины с охраняемым грузом дошли до пунктов назначения - непосредственно в расположение частей и соединений Ограниченного контингента советских войск в ДРА. Но ни разу перевозимые оружие и боеприпасы, за охрану и оборону которых отвечали военнослужащие 5-й роты батальона сопровождения военных грузов Центрального флотского экипажа ВМФ СССР, не достались мятежникам-моджахедам. Более десятка моряков-«афганцев» в тех «горячих» командировках получили ранения. Но погибших среди них не было. И это свидетельствует о высокой специальной выучке, профессионализме матросов, сержантов и офицеров.

С 1982 по 1985 г. они выполнили 341 боевую задачу по сопровождению военных грузов. Выезжали на срок от 12 до 45 суток. Весь личный состав, побывавший «за речкой», был награжден медалями «За отличие в воинской службе» I и II степеней. Особо отличившиеся получили боевые ордена и медали. Командир роты капитан Иван Морозов (ныне - генерал-лейтенант казачьих войск Московского казачества), неоднократно выезжавший со своими подчиненными в афганские командировки, стал тогда кавалером орденов Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Орденоносцами стали и его заместители, ныне полковники Владимир Свирков, Виктор Шикерин и капитан 1 ранга Али Зарипов.

Эти офицеры, а также их боевые помощники - командиры взводов старший мичман Николай Мазирко, старший прапорщик Владимир Вареник, старшина роты старшина Виталий Садовый по-настоящему были образцами честного и компетентного выполнения воинского долга. Традиционно высок был в подразделении и авторитет сержантов. Показателен в данном плане пример начальника караула сержанта Евгения Кренева. Будучи раненным, он продолжал грамотно управлять действиями подчиненных в критической боевой обстановке и не допустил захвата охраняемого груза противником. За это младший командир был награжден почетной боевой медалью - «За отвагу».

От взорванного русскими КамАЗа осталось мало чего ценного. Тем не менее, специально выделенная группа моджахедов тщательно обследовала окрестности горной дороги в поисках уцелевших остатков груза. В нескольких сотнях метров от сгоревшего автомобильного остова обнаружили какую-то «лохматую» дерюгу. Это было все, что осталось от солдатской шинели, выброшенной взрывом из пустой кабины. Афганцев заинтересовали чудом сохранившиеся черные погоны с желтой буквой «Ф». С этой находкой они и покинули место боестолкновения. А потом в наших разведывательных сводках прошла информация, из которой следовало, что противник предполагает наличие действующих против него (в частности - на транспортных коммуникациях) специальных подразделений неустановленной принадлежности. Говорят, пакистанские и американские специалисты так и не разгадали в то время тайну необычной шинели...