Темп речи может быть. Симптомы нарушений темпа и ритма речи. Горловое пение — тренируйте темп оригинально

Темп ,иначе скорость речи , также необходимая часть вос­приятия речи. В.И. Аннушкин полагает, что ошибка современных молодых риторов в СМИ состоит в том, что, не владея основами речевых наук и отрицая прежнюю культуру речи, пытаясь сформировать новый стиль, они являют миру безостановочное многоговорение, при этом темп речи как бы должен показать «искусство» болтать на разные темы, умение говорить «раскованным» языком.

Однако если оратор передает значимое содержание, то оно не м ожет излагаться в форсированном темпе . Современному чело­веку, окунутому в слишком быстрые ритмы бытия, как правило, рекомендуется говорить медленнее. Конечно, плох и слишком медленный темп, вызывающий желание слушателей подтолкнуть оратора к движению. Таким образом, и здесь ре­комендуется поиск золотой середины.В обучении темп речи вытренировывается через чтение вслух, советы держать паузу, осознавая значимость своих слов , не «бросаемых на ветер».

Речь имеет и определенный ритм как гармоничное чередова­ние определенных частей - в произношении это проявляется в таком качестве, как плавность, благозвучие в соединении отдель­ных сегментов речи . Нарушение ритма гармоничной речи может проявляться в затягиваемых паузах, несогласованности частей - как крупных отрезков речи, так и мелких.

В понятие темпа входят:

1) Быстрота речи в целом;

2) Длительность звучания отдельных слов;

3) интервалы и длительность пауз , о паузе было сказано выше.

1) Быстрота речи

1) Скорость речи разнообразна в зависимости от особеннос­тей самого оратора и характера содержания речи.

Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстрых темпах, чем публичное выступление. Как правило, чем важнее содержание, тем более сдержанна речь; исключение составляет быстрая речь в напряженных или свя­занных с душевным волнением положениях . Никто не скажет «Ваш дом в огне!» медленно, если говорит об этом всерьез.

Но даже здесь соответствующая выразительность несколь­ко замедлит темп по сравнению с беседой на случайные темы. Таков закон внимания, что интенсивность идей заменяет со­бой быстроту, если в данную единицу времени передается больше чувств, больше переживаний.

Тщательно подсчитайте время, нужное для произнесе­ния 300 слов. Если вы произносите менее 100 слов в минуту, речь слишком медленна даже для веского сообщения. Если вы не обладаете исключительной интонацией, вряд ли можно выходить за пределы 150 слов в минуту. Большинство орато­ров произносит от 120 до 150 слов в минуту .

Торопливость речи, вызываемая робостью, -один из наиболее распространенных и серьезных недостатков . Слиш­ком быстрая речь как следствие полного безразличия орато­ра в равной мере заслуживает порицания и еще менее изви­нительна. В последнем случае единственная цель оратора - как-нибудь «отделаться».

Возбужденная речь часто бывает обусловлена похваль­ным рвением и увлечением выступающего. Но оратор должен понять, чтовыразительность и скорость речи - разные вещи : необходимо дать слушателю время вникнуть в наиболее со­держательные мысли.Вялая речь -порок флегматичных и ленивых людей . Эти люди не задумываются над тем, сколько времени они раскачиваются, прежде чем вымолвят слово. Они никак не могут себе представить, что слушатель уже теряет спо­собность следить за ними прежде, чем они доберутся до кон­ца фразы.

Неуверенная речь характерна для ораторов, не имеющих ясного представления, что говорить дальше . Они обычно при­бегают к одному из многих возможных дурных приемов: к пустословию, к сверхпредельному замедлению темпов, к за­полнению речи бесконечными «и» и т. д. - или, наконец, выбившись из сил, просто замолкают в ожидании, когда при­дут нужные слова. Из всех этих зол, пожалуй, наименьшего порицания заслуживает последнее. Единственное правильное решение вопроса не нуждается в объяснении.

2) Длительность речи . Когда вы произносите"ночь напролет" , какое здесь бо­лее длинное слово? На печати - "напролет", а в речи - "ночь". Слоги, хотя и представляют звуковую единицу, не является определенной единицей времени. Слоги и слова, по­добно аккордеону, можно растягивать и сжимать. Их гибкость в этом отношении зависит от их значения выражаемых ими чувств. Обратите внимание, насколько различны значения простого"О!" при разной длительности его произнесения.

Длительность слогов, представляющих звуковые едини­цы, разнообразна, как звучность голоса, в зависимости от ударений и выразительности. Сравните длительность удар­ного слога с длительностью безударных в слове "напролет".

Нервные, порывистые, не допускающие инакомыслия и возражений ораторы для наиболее выразительного звучания чаще налегают на громкость, чем на протяжность звучания. В результате появляется неприятная для слуха резкость: ора­тор действительно "так и режет". Впечатление создается не­благоприятное: благодаря подобной манере не только речь при­обретает монотонный характер - само звучание становится нечистым и далеко не таким приятным, как в певучей речи. Произнесите следующую фразу, выразительно выделяя ос­новные слова сначала путем форсирования звука, а затем переходя к незначительному затягиванию:

Сколько пережитого за длинный год жизни можно умес­тить в один-единственный час?

Длительность звучания отражает не только относитель­ное значение слов в фразе, но и глубину переживания.

Произнесите следующие предложения сначала просто как фактические замечание, а затем с глубоким чувством:

Здесь небо такого синего цвета, какого я никогда не ви­дал.

Дождь только досаждая, но дождь со снегом просто был невыносим.

Продолжительность звучания отражает и некоторые смыс­ловые оттенки . Мысль о поспешности или неотложности нахо­дит выражение в сравнительной продолжительности основных слов: "Да иди скорей!". Указание на неторопливое, неповорот­ливое движение или на большой охват времени и пространства требует протяжного звучания: медленно, нога за ногу, вразвал­ку; широкое и глубокое, как океан; бесконечное путешествие.

Многие ораторы выговаривают "свыше тысячи лет" , как будто речь идет о двух днях, или -"широкие, бескрайние равнины" , как если бы говорилось о пространствах одного квартала. Степень протяжности указывает на затаенные чув­ства и нескрываемое волнение.

Малоопытные ораторы, пытаясь придать словам боль­шую выразительность, часто неправильно выделяют слова, которые должны быть сказаны без нажима. Как ни вырази­тельна фраза: "Это самое худшее, что вы могли сделать!" - акцентируются только два слова, а слова - это и что вы могли сделать должны быть сказаны легко и быстро.

Правило, что не выделяемые слова никоим образом не должны подчеркиваться , касается в большинстве случаев союзов, предлогов, вспомогательных глаголов.

лат. tempus - время) - степень быстроты чередования звучащих элементов речевого потока. Целесообразно различать Т. р. (развернутого высказывания), Т. фразы, Т. синтагмы (речевого сегмента) и Т. фонетического слова. Измерение Т. р. основано на подсчете числа звуковых единиц (звуков, слогов, слов), произносимых в единицу времени. Иногда Т. определяют по средней длительности звуковой единицы. Так, характеризуя некоторый Т. р., можно сказать, что число слогов, проговариваемых за одну секунду, составляет 2,8 или что средняя длительность слога при таком темпе - 352 мс (миллисекунды). Выделяют также «абсолютный» Т. р. (темп артикулирования) - количество сегментов и тональных звуков в единицу времени звучащей речи. Оптимизация речевого общения тесно связана с выбором оптимального Т. р.. Оптимальный Т. р., в зависимости от условий, может быть и медленным, и быстрым, и умеренным. Обычно противопоставляют медленный и быстрый Т. р. некоторому среднему Т. р. и называют его «нормальным». Правильнее этот последний называть умеренным или средним темпом, поскольку понятия «нормальный» и «оптимальный» близки по содержанию. Средний Т. р. русских составляет около 120 слов в минуту. Иными являются нормы «учебной речи»: в V-VI классах учитель, как правило, произносит не более 60, а в XI - не более 75 слов в минуту. Скорость речи зависит от индивидуальных качеств говорящего, его темперамента, подготовленности к развернутому высказыванию, от содержания речи и ситуации общения. Т. артикулирования возрастает при произнесении языковых единиц, которые являются привычными, как бы «лежащими наготове» в активном словарном запасе говорящего (различного рода устойчивые словосочетания, привычные речения, междометия и т. д.). Частная беседа, особенно на случайные темы, протекает в более быстром Т., чем публичное выступление (и в частности урок). Замечено: чем важнее содержание, тем медленнее речь. Т. р., особенно лекции, значительно замедляется, если слушатели ведут запись. Когда речь произносится в большом зале, отраженное эхо может накладываться на последующие слова, поэтому в этом случае следует говорить медленнее. Замедление Т. р. может осуществляться двумя способами: путем увеличения длительности звуков и путем произнесения фразы с паузами между словами. Убыстрение Т. р. достигается путем сокращения длительности звуков (т. е. увеличением скорости артикуляции); при быстром Т. р. паузы между словами делаются короче или вовсе исчезают. При убыстрении Т. р. согласные сохраняются лучше, чем гласные. Это связано с тем, что при их произнесении артикуляционные движения носят более компактный характер и, следовательно, могут быть совершены с большей скоростью. Что касается гласных, то убыстрение Т. р. приводит к их количественной и качественной редукции. Другим следствием убыстрения речи может быть исчезновение ряда звуков - явление, довольно часто встречающееся в обиходной речи. Следовательно, высокий Т. р. создает трудности для дикции при произнесении как согласных, так и гласных и может привести к нарушениям орфоэпического характера, к снижению информативной ценности высказывания. Чтобы этого не произошло, требуются хорошая натренированность артикуляции и умение следить за своей речью с точки зрения оптимального, наиболее подходящего Т. р. Лит.: Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи.- Л., 1981; ЛЭС. - М, 1990; Ножин Е.А. Основы советского ораторского искусства. - М., 1973; Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь. - Киев, 1981; Основы педагогического мастерства. - Киев, 1987. А.А. Князьков

Услышать, что речь ребенка отклоняется от нормального темпа и нарушен ритм, может не только логопед, но и родители, педагоги, однако определить структуру и причину дефекта может только специалист.

К нарушению темпа и ритма речи относятся:

  • Тахилалия — ускоренное произношение слов, звуков, слогов со скоростью 20-30 звуков в секунду (вместо 9-14 в норме). Стремительность речи негативно отражается на артикуляции звуков. Патология возникает в детстве, закрепляется в переходном возрасте, и может остаться с человеком на всю жизнь.
  • Брадилалия — патологически замедленная речь, чаще всего встречается у детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития, так как часто параллельно с брадилалией отмечаются нарушения основных психических процессов (памяти, внимания, мышления) и мелкой моторики.
  • Спотыкание — на фоне ускоренной речи возникает повторение слов, слогов и звуков. Его нужно отличать от заикания, так как спотыкание не имеет в своей этиологии судорог речевого аппарата, ребенок или взрослый со спотыканием не испытывает страха перед речевым высказыванием.
  • — во время высказывания происходят непроизвольные остановки, которые не поддаются контролю со стороны заикающегося. Они сопровождаются судорогами всех отделов речевого аппарата.

Симптомы нарушений темпа и ритма речи

При тахилалии (ускоренном темпе речи) бурный поток высказывания ошеломляет собеседника, которого высказывающийся практически не дослушивает до конца, и часто перебивает. Артикуляционный аппарат не успевает отчетливо произносить звуки, слоги и слова, все высказывание произносится на одном выдохе, без передышки. Тахилалия может сопровождаться подергиваниями тела или отдельно рук и ног, гримасничаньем.

Спотыкание отличается, кроме частого повторения речевых единиц, еще и неоправданными паузами в речи, остановками в середине речевого высказывания. В отличие от заикания при спотыкании речь ребенка не ухудшается при незнакомой аудитории, не имеет периодичности.

При брадилалии артикуляция звуков вялая и нечеткая, гласные звуки произносятся растянуто. Голос монотонный, высказывания не окрашены эмоционально, в них не хватает характерных модуляций. Речь настолько замедленная, что вызывает у окружающих нетерпение и раздражение.

Дети, видя такое отношение, стараются чаще молчать, чем говорить. Такая позиция еще больше задерживает их умственное развитие. По данным научных исследований, при брадилалии не только внешняя, но и внутренняя речь имеет замедленный темп.

Заикание имеет обширную клиническую картину. Ему свойственны такие симптомы:

  • Судороги всех отделов артикуляционного аппарата.
  • Сопутствующие движения мышц лица, шеи, рук и ног — зажмуривание, топанье, сжимание кулаков, частое моргание.
  • Речевые уловки — всевозможные «э-э», «ну». «так», «вот» и т.д.
  • Страх перед речью, боязнь произношения отдельных звуков, слов.
  • Усиление заикания при общении с малознакомыми людьми.

Обследование детей при нарушении темпа и ритма речи

Если у родителей возникло подозрение, что их ребенок имеет нарушения темпа и ритма речи, нужно проконсультироваться с логопедом детской поликлиники, речевого центра, школы или детского сада. Иногда можно услышать ошибочное мнение, что не стоит начинать коррекцию недостатков речи до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет.

Это отчасти справедливо для неосложненных случаев формирования звукопроизношения, поскольку речевой аппарат еще не сформирован, и звуки могут появиться самостоятельно. Во всех остальных случаях чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее она будет.

При первичном обращении специалист обязан провести логопедическое обследование. Основные направления этого обследования:

  • Установление причины и характера речевого нарушения.
  • Определение темпа речи ребенка и его родителей.
  • Диагностика основных психических процессов (память, внимание, мышление).
  • Изучение истории речевого развития — появление первых слов, фраз, вероятность форсирования речи ребенка родителями. Двуязычие в семье.
  • Определение стиля семейного воспитания, отношения к ребенку, наличия конфликтов, сложной жизненной ситуации.
  • Сбор анамнеза нарушения, сопутствующих патологий.
  • Определение имеющихся недостатков артикуляции.
  • Соответствие уровня речевого развития ребенка возрастной норме.

Возможно, какие-то вопросы покажутся родителям лишними, однако логопед задает их не из праздного любопытства — в развитии и коррекции речевых нарушений нет мелочей, очень большое значение имеет ситуация в семье и наличие психологических проблем.

Причины речевых патологий

В основе нарушения темпа и ритма речи лежит неправильное соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Причинами тахилалии (ускорения темпа речи) являются:

  • Преобладание процессов возбуждения в коре головного мозга, отвечающих за формирование речи.
  • Наследственность, врожденные особенности темперамента.
  • Подражание скороговорению окружающих, ошибки в воспитании — такая речь чаще всего встречается у неуравновешенных и возбудимых детей.

Причинами брадилалии (замедленной речи) могут быть:

  • Доминирование торможения над возбуждением в речевых зонах коры головного мозга.
  • Такая особенность внешней и внутренней речи может передаваться по наследству.
  • Патология появляется в результате подражания ребенком неправильных образцов речи окружающих.

Причинами заикания могут быть:

  • Непосильная речевая нагрузка (разучивание больших по объему стихотворений, запоминание текстов, не соответствующих возрасту, запоминание трудных и малопонятных слов).
  • Частые наказания детей, внезапный и сильный испуг, психические травмы из-за неправильного воспитания.
  • Излишне ускоренная речь из-за подражания членам семьи, застревание во время речи на отдельных звуках;
  • Черепно-мозговые травмы, нейроинфекции.

Основными факторами, провоцирующими патологию речевого развития, является врожденная или приобретенная слабость нервной системы, снижение ее устойчивости.

Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи

Не стоит пытаться исправлять эту патологию путем запретов и окриков типа «А ну-ка, перестань кривляться, сейчас же говори правильно». Поскольку эти нарушения тесно связаны с состоянием нервной системы, следует постараться создать в семье спокойную атмосферу, постараться скорректировать общение с ребенком, установить доверительные взаимоотношения.

Коррекцию нарушений речи должен проводить квалифицированный логопед. Желательно перед началом занятий проконсультироваться с неврологом, психотерапевтом, психологом по работе с детьми с отклонениями развития. Придется настроиться на то, что цикл коррекционных занятий будет продолжительным — несколько месяцев, возможно, несколько лет.

Если в семье есть лица с нарушениями речи, нужно поработать над ее коррекцией. Желательно, чтобы ребенок слышал вокруг себя спокойную, негромкую речь в неторопливом темпе для подражания. Нужно отмечать любые, даже самые маленькие успехи ребенка, убеждать его, что дефект преодолим, подбадривать.

Для укрепления нервной системы ребенка желательно провести общеукрепляющие мероприятия:

  • Закаливание.
  • Занятия посильными видами спорта.
  • Прием витаминных комплексов, большое количество свежих овощей и фруктов в рационе.
  • Соблюдение режима дня.
  • Оптимизация учебной нагрузки.
  • По рекомендации врача — прием нейролептиков.

Как работать с детьми с нарушениями ритма и темпа речи в общеобразовательной школе?

В начале коррекционной работы по устранению дефектов речи логопед может установить так называемый «режим молчания» на месяц для того, чтобы сломать стереотип неправильной речи. Необходимо, чтобы педагог поддерживал это мероприятие, не заставлял ребенка высказываться, а если это необходимо, то контролировал, чтобы это происходило путем шепотной речи.

Желательно, чтобы речь без запинок и пауз, отработанная на занятиях с логопедом поощрялась и поддерживалась учителем. Не нужно заставлять ребенка повторять неправильно произнесенное слово, обсуждать его дефект с посторонними людьми, демонстрировать особенности патологии. Если такой ребенок является левшой, нельзя переучивать его писать «как все». При таком подходе патологии речи возобновятся с новой силой.

Желательно оградить детей с нарушениями речи на время ее коррекции от участия в шумных и напряженных мероприятиях, длительных экскурсиях и путешествиях. Речь учителя должна быть образцом для подражания — четкая, плавная, спокойная, выразительная, безупречная по артикуляции.

План

1. Ораторика как центральный жанр риторики. Этапы подготовки к выступлению, композиция выступления.

2. Понятие «мемория» в риторике: способы фиксации и использования подготовленного выступления

3. Процесс выступления; типы аудиторий (слушателей): конфликтная, безразличная (индифферентная), конструктивная. Поведение оратора в зависимости от типа аудитории.

4. Поведение оратора в нестандартных ситуациях. Приемы косвенного воздействия на аудиторию: создание ситуации мнимого выбора, обращение к «благородным мотивам», прием повышения статуса источника информации, прием лексической интерпретации фактов и др.

5. Коммуникативное равновесие и коммуникативные барьеры.

Практикум

Задание 1. Приемы косвенного воздействия оратора на слушателей направлены на «приватизацию» ими информации, содержащейся в речи, т.е. на то, чтобы с помощью риторических приемов побудить слушателей самостоятельно сделать выводы и таким образом убедить аудиторию, воздействовать на нее.

Данные приемы эффективны в конфликтной аудитории, убеждающей речи.

Соотнесите название приема и его риторический образец.

1. Прием «программирования» мышления аудитории а. Образец: «Давайте закроем атомные станции, потом – гидростанции, затем тепловые – все они экологически небезупречны, а сами будем сидеть при лучине (т.е. вводятся заведомо абсурдные утверждения, неприемлемые для слушателей, привыкших пользовать благами цивилизации и не желающих «сидеть при лучине», а потому «приватизирующих» точку зрения оратора, который в данном примере выступает против идеи запрещения использования атомной энергии на атомных станциях)
2. Прием доведения до нелепости возможных аргументов противника б. Образец: «Разве гидростанции не наносят вред речной фауне и окружающей природе в целом? Разве тепловые станции не требуют в колоссальных объемах природного топлива? Разве и те и другие не наносят вред человеку и природе? Так почему же раздаются требования запретить атомные станции! (В данном примере с помощью цепочки риторических вопросов с заранее программируемыми ответами, которые напрашиваются сами собой, оратор подводит слушателей к нужным ему выводам)
3. Прием «повышения статуса» источника информации в. Образец: «ловкий делец – талантливый предприниматель»
убежденность фанатизм
возмездие расправа
разведчик шпион
воин агрессор
(в данных примерах приведены слова-синонимы, но с различной эмоциональной окраской, с помощью которых вызывается соответствующее эмоциональное восприятие: положительное или отрицательное – у слушателей)
4. Прием лексической интерпретации понятий г. Образец: «Я только что приехал с международной конференции…»; «Я недавно разговаривал с большим специалистом по этим вопросам…»; «Я специально изучал освещение этого вопроса в литературе…» (т.е. если оратор признан аудиторией авторитетным, то слушатели оценивают его выступление как более обоснованное, фактически достоверное, как более убедительное) т.к. людям интересна не только информация, но и источник – оратор

Задание 2 . Определите, у кого из общающихся коммуникативная позиция будет сильнее и почему?

– Сидящий и стоящий.

– Говорящий громко – говорящий тихо.

– Хорошо одетый – плохо одетый.

– Лежащий на диване – сидящий на диване около него.

– Тот, кто обнимает – тот, кого обнимают.

– Тот, кто движется энергично – тот, кто движется слабо.

– Тот, кто на трибуне – тот, кто внизу.

– Тот, кто наклоняется к собеседнику – тот, кто сидит прямо.

– Сидящий – тот, кто передвигается во время разговора вокруг него.

– Тот, кто ведет человека под руку – тот, которого ведут под руку.

– Тот, кто выше – тот, кто ниже.

– Тот, кто одет в темное – тот, кто одет в светлое.

– Тот, кто приближается к собеседнику – тот, кто удаляется от собеседника.

– Тот, кто смотрит в глаза собеседнику – тот, кто избегает взгляда собеседника.

Задание 3. Определите способы речевого воздействия, приемы усиления, защиты, ослабления коммуникативной позиции общающихся, которые используются в следующих примерах.

«Какое удовольствие вас видеть! – начал он разговор. – Для меня всегда такое удовольствие с вами общаться!»

Когда он вошел в офис, то сразу увидел молоденькую, модно, но скромно одетую девушку с приветливым выражением лица. Она сразу встала, взглянула ему прямо в глаза, улыбнулась и сказала: «Это вы нам звонили по поводу заказа? Рада вас видеть! Мы вас ждем. Садитесь, пожалуйста!»

«Не плачь, не плачь, – говорил девочке Алексей. Он подошёл к ней поближе, положил ей руку на плечо, потом обнял и ласково прижал к себе. – Вот видишь, всё хорошо, никто тебя больше не обижает. Не плачь больше, ладно? Мама скоро придёт», – негромко говорил он.

«Поверьте, это только ухудшит положение! – взывал оратор с трибуны, простирая руки к слушателям и всем телом наклоняясь к ним. – Мы должны отказаться от этой бессмысленной забастовки!»

Молотов начал доклад. Все члены Политбюро сидели за длинным столом. Сталин встал, раскурил трубку и начал по обыкновению медленно ходить по залу заседаний так, что головы всех членов Политбюро постоянно поворачивались за ним, как и голова докладчика.

«Ну, так вы согласны? Да или нет?» – настаивал инженер. Старик молчал. Потом он распрямился в своем кресле и откинулся назад, глядя в окно. Молчание затягивалось.

Вошел первый экзаменующийся. Волнуясь, он взял билет и сел перед экзаменаторами. На столе стояло несколько ваз с цветами, и он постарался сесть так, чтобы цветы загораживали экзаменаторов.

– Вы что, не хотите нас видеть? – спросил председатель экзаменационной комиссии.

– Я…нет, почему…

Директор выслушивал объяснения учительницы, стоя, распрямившись, скрестив руки на груди и откинув назад голову. И хотя он ростом был не выше Нины Петровны, он казался ей сейчас высоким и неприступным, и она все время сбивалась, рассказывая ему о случившемся.

Задание 4 . Что надо делать в следующих случаях?

1. В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 3. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору. 4. Некоторые слушатели встают и уходят. 5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. 7. С места раздаются громкие реплики несогласия. 8. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 9. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы. 10. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить. 11. Стало душно. 12. Погас свет. 13. Выключился микрофон. 14. В аудиторию доносится сильный шум из коридора.

Задание 5. Закончите фразы, данные ниже (правильность ответов проверьте по ключу)

1. Иван Грозный как оратор отличался тем, что... 2. А. В. Луначарский как оратор отличатся тем, что... 3. И. И. Мечников как оратор отличался тем, что... 4. Д. И. Менделеев как оратор отличался тем, что... 5. К. А.Тимирязев как оратор отличался тем, что... 6. В. И. Ленин как оратор отличался тем, что... 7. И. В. Сталин как оратор отличался тем, что... 8. Н. С. Хрущев как оратор отличался тем, что... 9. Ф. Кастро как оратор отличается тем, что... 10. М. С. Горбачев как оратор отличается тем, что... 11. В. В. Жириновский как оратор отличается тем, что... 12. А. В. Лебедь как оратор отличался тем, что... 13. В. В. Путин как оратор отличается тем, что...

Ключ

К заданию 5

Прекрасным оратором в XVI в. был Иван Грозный. Он был очень возбудим, эмоционален и в таком состоянии был необычайно красноречив устно и письменно, остроумен, сыпал колкостями; однако утомление лишало его красноречия.

А. В. Луначарский обладал огромной эрудицией, импровизировал, демонстрировал огромное личное обаяние, обладал даром приводить необычные сравнения и параллели.

И. И. Мечников отличался кристаллической ясностью и образностью изложения, свободой поведения в аудитории, умением держать внимание в аудитории.

Д. И. Менделеев, выступая, показывал путь, которым были получены те или иные истины. Он был в равной мере логичен и эмоционален, приводил лишь тщательно отобранные факты. Слушатели очень любили его метод «словесных экскурсий» – отступления в другие науки, в практическую жизнь. Он мастерски менял высоту голоса во время выступления.

К. А. Тимирязев поражал слушателей высокой научностью в сочетании с образностью, художественностью изложения, а также тем, что очень часто сопровождал свои выступления опытами.

В.И. Ленин отличался от других ораторов страстностью, полемичностью и устремленностью к решению практических задач.

Ф. Кастро отличается огромной способностью к импровизации, страстностью, эмоциональностью выступлений, интенсивной жестикуляцией. Однажды он говорил без перерыва почти 7 часов.

М.С. Горбачев как оратор отличается непривязанностью к тексту, умением импровизировать в рамках текста, держать паузу, эмоциональностью, способностью удерживать внимание аудитории. Он часто ссылается на личный опыт, мнения присутствующих в зале людей, включает их идеи и высказывания в свои выступления.

В.В. Жириновский запоминается своей непредсказуемостью, ораторским напором, порой остроумными шутками, полемичностью, готовностью высказаться и вступить в спор по любому вопросу.

Тестовые задания

(правильность ответов проверьте по ключу в конце задания)

1. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемый в разделе акцио:

а) манера держаться;

б) соответствие содержания теме сообщения;

г) внешний вид.

2. Наилучшим способом выступления признается:

а) запоминание речи наизусть;

б) чтение с листа;

в) выступление с опорой на текст;

г) выступление-импровизация.

3. Вставьте пропущенное слово.

… является основным инструментом оратора.

4. Оптимальным темпом речи является:

а) 80–90 слов в минуту;

б) 170–180 слов в минуту;

в) 120–150 слов в минуту;

г) 200–250 слов в минуту.

5. Исключите данное качество из списка качеств образцовой речи:

а) чистота речи;

б) логичность речи;

в) уместность речи;

г) краткость речи.

6. Одним из первых учение о коммуникативных качествах речи предложил:

а) М.В. Ломоносов;

б) Аристотель;

в) А.С. Пушкин;

7. Основными аспектами культуры речи являются:

а) нормативный, этический, эмоциональный;

б) нормативный, коммуникативный, этический;

в) нормативный, логический, этический;

г) нормативный, креативный, эстетический.

8. В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) – нарушено коммуникативное качество:

а) правильность речи;

б) ясность речи;

в) точность речи;

г) уместность речи.

9. Избыточные и неоправданные употребления в речи терминологии или жаргона, просторечных слов приводит к возникновению в общении:

а) психологических барьеров;

б) речевых барьеров;

в) и то, и другое правильно.

10. В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые/ и это самое/ рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) – нарушено коммуникативное качество речи:

а) точность, ясность;

б) логичность;

в) краткость.

Ключ

1. б 4. а 7. б 10. а, б

Темы рефератов и сообщений

1. Понятие «мемория» в античной и современной риторике.

2. Ораторское мастерство выдающихся деятелей культуры, политики науки (А.В. Луначарский, В.И. Ленин, В.В. Путин, В.В. Жириновский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев и др.; по выбору студента).

3. Барьеры в общении и их преодоление.

Если вы выступаете публично, то, наверняка, вы слышали о таком примечании, что средний темп речи усваивается публикой лучше всего. Поэтому, если вы обладаете быстрым темпом речи, вам обязательно нужно поработать над тем, чтобы, в разумных пределах, его замедлить.

В то же время, при замедлении своей речи, необходимо помнить о комфорте речепорождения. Т.е. при использовании новой технологии говорения на публике, вам должно быть очень комфортно и привычно, иначе вы рискуете сломать темп своего выступления (т.е. он будет скакать от быстрого к медленному) и, тем самым, навлечь на себя тысячи нелицеприятных ярлыков из разряда «трусливый» и «профан».

Как качественно замедлить свою речь? Об этом мой сегодняшний пост.

Вообще, я не люблю работать в единицу времени только над одним компонентом (в данном случае, речь идет об ораторском мастерстве). В упражнениях, касающихся ораторского мастерства, я всегда встраиваю отработку 2-3 компонентов своей речи. Ниже будет вкратце изложена методика, которая не только замедляет речь, но, также, развивает дикцию и учит «говорить грудью» (решил употребить устоявшееся выражение для облегчения дальнейших формулировок, речь идёт о смещении речевых вибраций с голосовых связок на грудную клетку).

Внимание! Данный комплекс является очень эффективным, но только при постоянных КАЖДОДНЕВНЫХ занятиях. Он подходит всем, но я не рекомендую его тем людям, которые не имеют достаточной мотивации (т.е. их работа не связана с постоянными выступлениями и переговорами) для описанной ниже периодичности.

Итак, объясняю периодичность и время, которые необходимо зарезервировать под упражнения. На комплекс вам необходимо тратить 30 минут в день. Не больше и не меньше. Занимаетесь 6-7 дней в неделю, т.е. по сути, каждый день. Только тогда, вы будете получать определенного рода улучшения.

В 30-минутное занятие входят 3 фазы, которые без промежутка на отдых (о каком отдыхе может идти речь, занятие длится всего 30 минут) сменяют друг друга.

1. Берете любой текст, желательно, при первых 20 занятиях брать материал, который вам неинтересен, чтобы не вчитываться в него, а концентрироваться на правильности выполнения. Начинаете читать очень медленно и протяжно. Чтобы выбрать требуемую скорость чтения, можно пройти по ссылке онлайн-метронома (http://www.metronomeonline.com/) и выбрать скорость 40. Рекомендуется читать, даже, ещё медленнее. Но если тот скоростной показатель, который находится ниже заявленной планки, для вас фатален, выбирайте 40 (но, не в коем случае, не быстрее).

Читайте медленно и протяжно. Делаете вдох - говорите исключительно на выходе - когда воздух заканчивается, останавливаетесь и, плавно набрав в лёгкие воздух, снова говорите на выдохе. Важно. Ваша речь должна быть цельной. Не нужно говорить по слогам. Вы тянете слова и говорите медленно, не обрубая поток воздуха на окончании слова. Говорите на выдохе до тех пор, пока дыхание не начнёт заканчиваться. Не доводите до предела, вдохните заранее (но также не нужно злоупотреблять частыми небольшими вдохами, иначе при выступлении вы начнёте задыхаться).

Это мы усвоили, вдыхаем, выдыхаем, говорим медленно. Далее, как я и обещал, мы работаем над дикцией. В завершении комплекса нас будет более ёмкая работа над дикцией (3 фаза), но здесь она происходит на пассивном уровне. Когда вы говорите медленно, стремитесь чеканить каждое слово. Звуки важно произносить чётко.

Ещё одна вещь, на которую стоит обратить внимание. При говорении положите руку в область шеи, почувствуйте, где сейчас вибрация. Чувствуете? А теперь положите руку на верхнюю часто груди чуть ниже ключиц. Та вибрация, которая при говорении была в области горла, должна быть здесь. Добиваемся мы этого следующим образом. При говорении стремимся «говорить не горлом, а грудью». Насильно опускаем вибрацию ниже к груди. Не будет получаться примерно 2 недели. Но чем больше будете практиковаться, тем быстрее сможете научиться говорить правильно («говорить грудью»). Это правильная методика речепорождения. С помощью неё вы сможете снять напряжение с голосовых связок и сделать тембр своего голоса более глубоким (низким, бархатным, как угодно).

Всей вышеописанной фазе уделяете 15 минут.

2. Фаза номер 2 - это пятиминутное выступление перед зеркалом. Все те настройки, которыми вы пичкали свою речь в течение 15 минут, нужно применить и сюда. Единственное, что будет различаться - это темп речи. Здесь мы говорим в стандартном среднем темпе (в 1 фазе мы встраиваем тягучесть речи как навык, во второй фазе мы адаптируем новую методу говорения во время имитации публичного выступления, т.е. начинаем понемногу привыкать). И параллельно замечаем ещё и дополнительные вещи, характерные второй фазе комплекса. В течение следующих 5 минут вам нужно выступать перед зеркалом. Без текста, без шпаргалок. Открываете книгу, вслепую тыкаете пальцем, выбираем случайно попавшееся слово и импровизируем на эту тему. Если такая методика импровизации для вас пока ещё трудна, то упростим задачу. Выберите ту тему, на которую вы готовы разговаривать часами, в которой вы эксперт и начинайте импровизировать в течение 5 минут. На что в этой фазе необходимо обратить внимание: позиция оратора, красивые плавные жесты, взгляд всегда контролирует воображаемую адуторию, помни о надстройках первой фазы. Если хочешь более глубокого изучения первичных навыков ораторского мастерства, то тебя с радостью потренируют ребята из Академии риторики «Мастер Слова» на самом популярном тренинге в городе - «Словесная импровизация» курс Харизматичный оратор. Посмотри расписание: http://masterslova.com/teningi/otkrytye/ и запишись по телефону: 68-28-40.

Чем больше будешь заниматься, тем совершеннее станут твои навыки. Ты сможешь добавлять элементы актёрского мастерства, что сделает твоё выступление более эффектным и запоминающимся.

3. Третья фаза направлена на оттачивание дикции. Здесь, тебе не нужно делать вид, что ты работаешь с аудиторией. Эта фаза аналогична первой со всеми вытекающими последствиями (т.е. все те настройки, которые были в первой фазе, мы учитываем). Тут разница будет, опять-таки, в темпе. Особенности фазы: мы берем текст и читаем. Выбираем темп чуть медленнее, чем наш типичный (как и во второй фазе мы встраиваем новую методу говорения). Читаем текст и, внимание, обыгрываем ртом каждый произносимый звук более интенсивно, чем мы это делаем в жизни. Т.е. каждый звук, который мы произносим мы чеканим и делаем это максимально вычурно. Здесь нам важно отработать чёткость каждого звука. Излишние усилия при произношении помогут произносить слова чётко во время стандартных диалогов. На эту фазу мы отводим ровно 10 минут.

Вот и всё описание комплекса по замедлению речи, улучшению дикции и постановке грудного речепорождения. 30 минут в день - это приемлемый промежуток времени, который априори ни от чего фундаментального отвлечь попросту не может. Занимаясь каждый день, вы получите в свое распоряжение отточенные навыки, которые вы можете эффективно использовать абсолютно во всех сферах жизни.

Ощутимый эффект появляется через полтора - два месяца беспрерывных занятий.
Пользуйтесь.

P.S. Пост написан в потоке, поэтому после прочтения составьте план занятий (на основе поста, конечно).