Тема: Повторение изученного. Работа над ошибками. Система работы над ошибками на уроках русского языка. Этапы обучения работе над ошибками

Ц е л ь : развивать умения проверять написание слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными; совершенствовать умения разбирать предложения по членам.

Х о д у р о к а

I. Работа над группами ошибок.

1. Прочтение диктанта, самостоятельный анализ допущенных ошибок.

2. Коллективная работа над ошибками.

а) Проверка слов с безударными гласными.

– К каждому слову с пропущенной гласной подобрать проверочное слово.

Запись н а д о с к е:

З..л..неть – … Б..льной – …

Вес..ло – … Ур..внение – …

П..чалиться – … Ж..леть – …

Объ..снить – … Д..р..вянная – …

М..сные – … З..л..тое – …

б) Правописание мягкого знака.

– Заполните клетки кроссворда. Впишите в клетки слова с разделительным мягким знаком.

Ответы: вьюга, ульи, семья, варенье.

II. Закрепление пройденного.

1. Восстановление деформированных предложений. (Упр. 68.)

2. Самостоятельная работа. (Упр. 66.)

Домашнее задание. Упражнение 67.

Урок 38 (19)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Ц е л ь : формировать представления о предложениях с перечислением, об интонации перечисления, о знаках препинания в предложениях с перечислением.

Х о д у р о к а

I. Чистописание.

гриб тормоз реставрация

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

– Объясните смысл пословицы.

– Расставьте знаки ударения в словах. Выделите и объясните орфограммы.

II. Закрепление изученного материала.

1. Орфографическая минутка. Запишите отгадки.

1) Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (Шило. )

2) Не сшит, не скроен,

А на ниточке сборен. (Чулок. )

3) У нее во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котел попала. (Щука. )

4) Стучит, бренчит, вертится,

Никого не боится.

Считает весь свой век,

А все не человек. (Часы. )

5) Под гору – коняшки,

В гору – деревяшки. (Лыжи. )

6) По обеим сторонам маленькой горы

Два зверя сидят. (Уши. )

– Сформулируйте и объясните орфограммы, встретившиеся в отгадках.

2. Запись предложений, содержащих перечисления. Расстановка знаков препинания. Комментирование пропущенных орфограмм. (Упр. 70.)

3. Диктант с комментированием орфограмм.

Я долго лежал с открытыми глазами. Первые лучи солнышка разбудили маму.

Мы пьем чай. На столе лежат хлеб и пирог. Восемь часов. Пора в школу. Я иду с сестрой Анной. Она учится в первом классе.

4. Самостоятельная работа. (Упр. 69.)

– Объясните расстановку знаков препинания.

III. Итог урока.

– Определите цель, назначение в речи предложений с перечислением.

Домашнее задание. Повторить словарные слова.

Урок 39 (20)

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

№ 1 . Прочитайте, подчеркните правильный ответ.

а) Имена существительные обозначают … (признак предмета, предмет, действие предмета).

б) Имена существительные отвечают на вопросы … (какой? какая? кто? что? что делать? что сделать?).

№ 2 . Прочитайте. Подчеркните имена существительные. Читать, дом, ходьба, бегать, красный, снег, ловить, любимый, белизна, град, серый, улов, заморозки, сидеть, зелень .

№ 3 . Прочитайте. Стрелками укажите, что обозначает каждое существительное.

иней действие

плач признак

синева предмет

дождь явление природы

№ 4 . Прочитайте, выделяя интонацией предложения. Запишите текст, расставьте знаки препинания. Где надо, замените строчную букву на прописную.

Предмет: Русский язык

Тип урока: закрепление и обобщение знаний

Форма работы учащихся : групповая.

Оборудование: карточки, компьютер, проектор.

Тема: Работа над ошибками диктанта

Цель: выяснить причины орфографических ошибок, допущенных в диктанте, повторить изученные орфограммы, обобщить знания о способах проверки различных орфограмм.

Планируемые результаты:

Предметные:

научится:

    применять правила правописания;

    проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

получит возможность научиться:

    осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

    подбирать примеры с определенной орфограммой

    предупреждать возможность появления орфографической ошибки;

    при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Метапредметные (УУД)

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным;

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные

    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Текст диктанта:

Летучая мышь.

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.

Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши – ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.

Как это происходит? Когда мышь спит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал. (74 слова)

    Выпишите три словосочетания с именами существительными, определите, род, число, падеж.

    Спишите предложение, заменяя слова в скобках на родительный падеж.

Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки).

    Найдите слова с орфограммой мягкий знак у существительных, оканчивающихся на шипяший.

Структура и ход урока

1 слайд.

Сегодня продолжаем работать в группах. Поднимите руки, ученики, сидящие под номером 1.

Вы будете руководителем своей группы.

5. В своей работе вы можете воспользоваться теми ресурсами, которые имеются в наличии (памятки, учебники). Работайте дружно, сообща, помогайте друг другу, слушайте друг друга.

2минуты

Целеполагание, планирование работы

Когда все возможные

ответы озвучены, на экране

появляется

2 слайд.

предложенные действия

представлены в виде

кластера.

Данный алгоритм

появляется на экране. В

кластере рядом с действие

мы видим порядковый номер

действия. Для сохранения

информации можно вывесить

данный линейный алгоритм

на доске.

Слайд 3

Ребята, мы написали диктант. В целом можно сказать, что многие с диктантом справились, но ошибки есть. Что можно сделать с ошибкой по русскому языку? Обсудите в группах.

Попробуйте расположить

выбранные нами действия

в том порядке, как следует работать над ошибкой.

- Думаю, что если следовать

этому алгоритму, то можно

будет справиться с ошибками.

Но, может быть, стоит забыть об ошибках. Диктант написан,

отметки уже есть?

Сегодня нам предстоит

разобраться, почему ученик

допустил ошибку, поработать

над своими ошибками,

исправить их. Это и будет

основной целью нашей

работы. Повторите цель урока

другу в группах, хором

Мозговой штурм: Что делать с ошибкой по русскому языку?

(найти, увидеть,

распознать, исправить,

запомнить)

Составление

алгоритма работы

над ошибкой:

Дети предлагают

порядок расположения

действий.

Алгоритм работы над

ошибкой:

1: увидеть, найти;

2: распознать;

3: исправить;

4: запомнить.

Дети высказывают свои мнения.

Повторение цели урока.

5 минут

Работа над ошибками (учащиеся выполняют 3 задания)

1 задание

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Карточка-таблица 1

Выписать из текста диктанта слова на указанные правила.

Внимание. Сейчас руководители группы поменяются карточками: 1отдаёт 2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7, 7-1.

Проверьте работу ваших соседей. Исправьте ошибки, если они есть. Поставьте

им отметку за выполнение работы.

Внимание, по моему сигналу

вы меняетесь карточками в обратном направлении.

Сейчас вы видите отметки своих соседей. У вас есть возможность сравнить свою карточку с образцом. Внимание на экран.

Что у вас получилось? Не получилось?

Руководители группы)

приглашаются к учителю.

Он тихо проговаривает

им задание. Дети

возвращаются в свои группы

и рассказывают задание.

По работе в группе сразу

становится видно, то, как

представитель объяснил

суть задания. По сигналу

учителя группа заканчивает

работу над заполнением

карточки.

Дети должны

проанализировать

как можно больше

слов и предложений

диктанта, с целью

нахождения в них

указанных орфограмм.

Время ограниченно.

Ученики должны

быстро договориться

о том, кто будет

вести запись, как они будут искать слова.

От этого зависит

результат работы

группы. Учитель в

эту деятельность

не вмешивается,

на вопросы по

выполнению задания

не отвечает.

задание 2

Слайд 7

Следующее задание: выберите из текста диктанта самое трудное по написанию слово. Свой выбор докажите. Слов может быть выбрано больше одного не более 3-х.

Прошу выступающих от каждой группы выйти к доске и прокомментировать свой выбор.

Дети выбирают из текста диктанта самые

трудные слова. В этот момент они

анализируют слова, учатся договариваться

между собой, ищут

доказательства

трудности

написания, выбирают

выступающего. Все

выбранные слова

записываются на

отдельных листках,

крупно, маркером или

фломастером.

Представители

групп комментируют

свой выбор. Если

слова повторяются,

то объяснять их

необходимо один раз,

чтобы не затягивать

время урока

3 минуты

3 минуты

1 минута

Задание 3

Слайд 8

Следующая ваша задача исправить

ошибки в тексте диктанта.

Будьте внимательны!

Внимание, проверка работы

будет осуществляться по экрану. Внимание на экран.

Проверьте свою работу. На экране вы видите, цветом

показаны слова и места в диктанте, где была допущена ошибка.

Все ли ошибки вы обнаружили? Объясните их.

Учащиеся получили

карточку с диктантом,

в котором есть

орфографические и пунктуационные ошибки. Данные

ошибки были самыми

распространенными

в диктанте. Они

должны обнаружить и

исправить все ошибки.

Учащиеся

осуществляют

действие

самоконтроля по экрану. В ходе проверки, допущенные

ошибки поясняются:

где допущена ошибка,

почему допущена

ошибка, как проверить

(по возможности).

3 минуты

3 минуты

Рефлексия. Подведение итогов работы

Слайд 9

Вы сегодня рассмотрели

диктант с точки зрения

правописания. Находили

слова с орфограммами,

исправляли ошибки.

Пришло время посмотреть

на свою работу.

раздаю тетради с выполненной работой.

Посмотрите на свою работу. Есть ли в ваших диктантах орфограммы, на

которые вам надо обратить

внимание? Что это за орфограммы, слова?

Я думаю, что после нашей работы на уроке дома вам будет легко выполнить

работу над ошибками.

Работу вы выполните,

используя памятку “Работа

над ошибками”.

Памятка раздается

ученикам вместе с

работой.

Работать вы будете в табличке. Как называются колонки? Понятно ли, что вы будете записывать в каждой колонке? Это и будет вашим домашним заданием.

Подведем итог нашему уроку.

Какие трудности встретились?

Учащиеся

просматривают свою

работу.

Анализ собственных

ошибок.

Разбор домашнего

задания.

Анализ собственной

деятельности.

Рефлексия.

5 минут

Приложения к данному уроку:

    Презентация «Работа над ошибками». Навигация – по щелчку.

    Таблица (1 задание).

    Текст диктанта (3 задание).

    Памятка для домашнего задания.

Приложения:

Таблица (к 1 заданию)

Номер группы________ Проверка __________ Самопроверка___________

Текст (к 3 заданию)

Веселая птичка*.

На ступила поздняя осень. Лес покрылся зелёной листвой. Над высоким обрывом весело засохшее дерево. Сколько лет этому старику. К нему подлетела весёлая птичка. Это чиж. Он поседел, огледелся. Вот он спорхнул сел на сук ближнего дерева и радосно зачерикал.

В хвойном лису у чижа есть маленькое уютное гнёздышко. Там пять крошечных чижат. Весной слышна весёлая песня чижыка. Он очень похож на воробья. Это защитник наших лесов.

Памятка (для домашнего задания)

"Советы" для удачной работы над ошибками.

Перед началом работы над ошибками, познакомься с "Советами".

1. Начни с того, что совсем не трудно: найди слово (слова), ошибку в котором ты легко можешь объяснить, твёрдо знаешь правило

(сам удивлён: "Почему же в диктанте я сделал ошибку в этом слове!"). Заполни таблицу.

2. Затем переходи к словам (слову), в написании которых ты и сейчас не совсем уверен, хотя правило вроде бы знаешь...

Обратись к учебнику, повтори правило и выполни задание в таблице.

3. Есть слово (слова), ошибку в котором ты не можешь объяснить и нужное правило найти не можешь:

А) Обратись к Орфографическому словарю (может быть, это словарное слово, а ты и не знал);

Б) Не можешь заполнить таблицу, объяснить допущенную ошибку - обратись к учителю или родителям!

Слово (предложение) с ошибкой

Если возможно, то подбери проверочное слово.

Название орфограммы

Другие примеры на это правило.

Приветствую вас, уважаемые читатели нашего сайта! Сегодня мы с вами поговорим о том, а в чем же состоит правильная работа над ошибками во время трейдинга. Как все мы знаем, на ошибках учатся, нет тех людей, которые бы не совершали ошибки.

Однако, как показывает практика, сам по себе рынок весьма жестко наказывает за любые ошибки. Степень этих самых ошибок бывает разной. Некоторые ошибки являются крайне мелкими, и их запросто можно исправить во время торговли. Некоторые же ошибки являются крайне грубыми, и приводят к негативным последствиям.

С такими оплошностями надо бороться заранее, и не допускать их появления. В этом контексте на первое место выходит правильная работа. Конечно, критических ошибок можно избежать, и мы поговорим с вами, как это сделать. Хотелось бы начать с того, что большинство новичков начинает торговать без какого-либо четкого алгоритма. Правильно это или нет?

Трейдинг без стратегии

Но с другой стороны, даже если она и есть, то среднестатистический новичок редко когда безоговорочно ее придерживается. Стратегия четко отвечает на вопросы, когда следует открывать сделку, когда ее нужно закрыть, как ее сопровождать и прочее. Торговля без внятной стратегии – это банальная игра с одним концом, который будет негативным для самого трейдера. Трейдинг без стратегии , это все равно, что банальная угадайка, которая ничего толкового вам не даст. И это неправильная работа.

Почему мешают эмоции

Еще одной важной, я бы сказал, критической ошибкой трейдеров, являются именно эмоции, они постоянно становятся причиной неправильной работы. Часто можно слышать рассказы трейдеров, что вот он начал уже стабильно зарабатывать, но в один прекрасный момент просто пустил депозит на воздух. Естественно, многие не понимают, а как могло это вообще случиться?

Вроде бы, человек нормально торговал, уже и прибыль получал, а тут раз, и нет у него капитала. Звучит как-то уж сильно мистически! Тем не менее, мистики тут вовсе нет, и виной всему именно эмоции! Просто после череды прибыльных сделок трейдер впадает в состояние эйфории. Ему кажется, что теперь он король рынка, что рынок теперь будет обязан ему по гроб жизни. В данном случае, человек перестает фокусироваться на системности. Теперь его основная задача – это получить как можно больше прибыли. В таких условиях ни какая работа над слабостями правильно проводиться не будет.

Учитывая этот факт, сделки открываются в неположенном месте и с заведомо большим лотом, лиж бы срубить денег побольше да побыстрее. А после появления убыточной сделки, человек это воспринимает болезненно, пытаясь быстро отыграться, тем самым еще больше усугубляя свое положение.

Зачем нужен капитал

Кроме того, хотелось бы отметить и финансовую составляющую. Трейдинг – это в первую очередь бизнес, который требует не только навыков и знаний, но и вполне себе внушительного капитала . Да, конечно, я понимаю, что реклама везде говорит нам о том, что трейдинг – это невероятно легко. Мол, вам ничего не нужно знать, просто берете свои 50-100 баксов, и идете себе спокойно богатеть. Сколько лет крутится эта шарманка, но пока еще никто не разбогател таким образом, а даже наоборот. Но народ у нас непробиваемый, каждому человеку кажется, что то, что случилось с другим, со мной никогда не случится. Правильно ли работает эта система рекламы. Над этим вопросом мы работаем каждый день, стараясь ответить на ключевые вопросы.

Весьма наивно и опрометчиво так полагать. Давайте рассмотрим очень интересный пример! Представьте себе, что у вас есть капитал, скажем, 50000 долларов, и вы открываете небольшой ресторан. Сможете ли вы его окупить в первый месяц его работы? Конечно же нет! Если вы его окупите года за два, то это уже можно будет назвать хорошим вложением.

Но вот в рамках трейдинга люди реально уверены, что можно стабильно делать по 100% от капитала в месяц, при этом придти на рынок с десятком долларов в кармане и сказочно разбогатеть. Блин, ну ведь это очевидные вещи, просто нужно включить свою голову. Трейдинг – это бизнес, а в бизнесе нужны первичные капиталовложения.

Смотреть видео обзор про работу над ошибками


Многих новичков интересует, а сколько вообще зарабатывает трейдер? И я вам скажу, что нет здесь четкого ответа, потому как прибыль в трейдинге является плавающей. Но можно сказать, что если в долгосрочной перспективе вы стабильно зарабатываете процентов 10 от капитала при низких просадках, то вы реально крутой трейдер!

Нужно думать своей головой

Еще важной критической ошибкой трейдера является тот факт, что человек часто слушает других . У каждого человека свое видение рынка, у вас, соответственно, оно тоже должно быть свое. Нет, я не говорю вам о том, что когда опытный трейдер пытается дать вам дельный совет, а вы сразу должны послать его нахер, нет, я говорю о другом. Например, если кто-то вам говорит: “Братан, продавай, сто пудов завтра упадет” и все в этом духе.

Вот на такое вы вообще не должны вестись, пофигу кто и какие торговые рекомендации вам дает. Научитесь в первую очередь думать своей головой. Новички часто идут на поводу у других людей, слушают рекомендации каких-то простофиль, в итоге, делают хуже только самим себе.

Зацикленность на индикаторах и стратегиях тоже мешает

Еще одна конкретная, я бы сказал, даже фатальная ошибка – это зацикленность на разных индикаторах и стратегиях . Вот стоит только посетить любой трейдерский форум, как сразу становится видно, что люди сильно увлечены поиском того самого грааля, который позволит им всегда и везде зарабатывать. Правда, проблема состоит в том, что ни один индикатор, ни одна система никогда не даст вам 100% гарантии в том, что ваша сделка будет прибыльной.

Итого

Более того, могу сказать, что трейдинг – это всего лишь игра вероятностей, и здесь нет ничего наверняка. Также стоит отметить, что торговая стратегия, конечно, играет важную роль в успехе трейдера, но далеко не самую главенствующую. Вам можно дать прекрасную стратегию, но если вы не справитесь с эмоциями, то с ее помощью вы просто сольетесь.

Любой индикатор – это только лишь инструмент, и не нужно на него возлагать те задачи, на которые он не рассчитан. Кроме того, любой индикатор пытается анализировать рынок с точки зрения математики, но тут стоит понимать, что рынок – это психология. Еще одна важная ошибка новичков – это доверчивость. Именно новички часто попадают на хитрые уловки мошенников, которые пытаются втюхать свое непотребное барахло.

Здесь человеку нужно научиться мыслить критически и понимать, где правда, а где ложь. Грамотно выполнить работу над ошибками – это уже большой и важный шаг в вашем развитии. Правильная работа над ошибками всегда позволит вам качественно и оперативно устранять все изъяны, которые мешают вам действительно качественно торговать. И помните, совершать ошибки – это нормально, а что действительно плохо, так это не делать выводов из своих ошибок.

Работа над орфографическими ошибками, допускаемыми учащимися, - важный этап в формировании у них орфографических умений. Она должна проводиться учителем регулярно в определенной системе.

Объективными причинами о.о. являются:

Незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;

Оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются главным образом в устной речи;

Психофизическая усталость детей к концу письменной работы;

Наличие в словах с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.

Работа над ошибками предполагает их объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов. Различ. три методики организации исправления ошибок и закрепления орфографической нормы.

Организация работы над орфографическими ошибками в обучающих упражнениях. Данный вид работы над ошибками проводится попутно с изучением новой темы после каждой проверки тетрадей. В начале урока сообщаются результаты выполнения самостоятельного упражнения. Школьники озаглавливают свою работу: Работа над ошибками. Затем ошибки исправляются, слова в исправленном виде записываются столбиком на полях тетради; вставленные орфограммы подчеркиваются, а записанные слова заключаются в рамку. Далее учащиеся еще раз записывают эти слова в строку и обозначают в них условия выбора вставленных орфограмм на месте ошибок. В процессе закрепления новой темы используются слова, в которых были ошибки, для различных видов обучающих работ.

Организация работы над орфографическими ошибками в контрольных диктантах. На спец.уроке. Учитель, сообщив результаты контрольного диктанта, раздает тетради, в которых учащиеся под руководством преподавателя исправляют допущенные ошибки, выписывают их в исправленном виде в тетради для контрольных работ, подчеркивая вставленную орфограмму и обозначая морфему, в которой она находится. Затем учащиеся приступают к учету исправленных слов для дальнейшей индивидуальной работы. Запись слов производится в рабочих тетрадях. Столбиком. в словах выделяются орфограммы и обозначаются части слов, в которых они находятся.

Остальная часть работы над ошибками проводится в тетради для контрольных диктантов. обязательно графически обозначать условия выбора орфограмм на месте допущенных ошибок.

Организация работы над орфографическими ошибками в изложениях и сочинениях.

Учитель сообщает общие сведения об орфографической грамотности учащихся;

Учащиеся исправляют свои ошибки и выписывают их в исправленном виде, заключают их в рамку, подчеркивают орфограммы на месте ошибок и обозначают морфемы, в которых они находятся.

Объяснение и закрепление правильного написания слов, в которых были допущены ошибки, переносятся на очередные обучающие уроки по грамматике; на каждом из них проводится комплекс работ над одним видом орфограмм. Т.о., рассредоточенно учитель поработает над 5-6 видами орфограмм, наиболее затруднивших школьников. Слова с закрепляемыми орфограммами будут одновременно служить лексическим материалом для изучения новой темы.Дальнейшая работа над словами, затруднившими учащихся


Учащиеся могут неоднократно допускать ошибки в одних и тех же словах в течение длительного времени, поэтому следует вновь и вновь обращаться к ним на уроках, используя при составлении поурочных планов слова из учетных листов общеклассных ошибок.

Из общеклассных словников, собранных учителем при проверке тетрадей, готовятся словарные диктанты - обучающие и контрольные. Регулярное обращение к трудным словам невольно заставляет учащихся систематически заглядывать в свои записи для заучивания написания этих слов.

На основе индивидуальных учетных листов выполняются такие, например, упражнения: письмо по памяти трудных слов; образование разных форм слов, словосочетаний и предложений на основе трудных слов; составление индивидуальных алфавитных списков трудных слов из ряда отдельных словников (на определенном этапе - в конце изучения темы, в конце четверти, полугодия, учебного года и т. д.).

Пунктуационная ошибка - это неиспользование пишущим необходимого знака препинания, его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим. Пунктуационная ошибка противопоставляется пунктуационной норме, отраженной в пунктуационном правиле. Работа над ней оч.важна.

Работе над ошибками на уроке - исправлению их учащимися и закреплению пунктуационной нормы - предшествует подготовка к ней учителя. Она складывается из следующих элементов: проверки тетрадей, заполнения учетного листа ошибок и составления поурочного плана работы над ошибками. Подготовка учителя и организация им урока зависят от вида проверенной письменной работы учащихся: обучающей, контрольной, по развитию связной речи. В зависимости от этого различаются три методики работы над пунктуационными ошибками.

Методика работы над пунктуационными ошибками в обучающих упражнениях.

Работа над пунктуационными ошибками в ранее выполненных обучающих упражнениях совмещается с темой очередного урока и включается в его план как органическая часть. В поурочном плане предусматриваются следующие ее элементы:

Исправление учащимися ошибок и их учет при раздаче тетрадей;

Включение учителем предложений, в которых были пунктуационные ошибки, в систему дидактического материала, подобранного им для закрепления нового (в виде диктантов, составления схем предложений, подбора аналогичных предложений, нахождения и выписывания таких же предложений из учебника или из других источников).

В дальнейшем на уроках целесообразно при проверке домашнего задания предлагать отвечавшим в качестве дополнительного задания мини-диктанты из их личных учетных листов. Такая организация работы обяжет учащихся систематически повторять трудный для них материал.

Методика работы над пунктуационными ошибками в контрольных диктантах.

Для работы над ошибками в контрольном диктанте отводится специальный урок. В V-VII классах работа по пунктуации будет занимать на этом уроке лишь часть времени, а в VIII-IX классах урок в основном посвящается пунктуации.

Над всеми допущенными ошибками ввиду ограниченности времени работать не удастся, поэтому следует выбрать в V-VII классах 2-3, а в VIII-IX классах 4-5 нарушенных норм - типичных и частотных.

В поурочный план включается, во-первых, оценка пунктуационной грамотности класса в целом и отдельных учащихся (в первую очередь тех, кто продвинулся вперед в овладении пунктуацией). Во-вторых, для каждой отобранной нормы:

Записываются все предложения, в которых она имелась в диктанте;

Намечается объяснение ошибок и составление схем предложений;

Включается упражнение, в котором имеются предложения с рассматриваемой нормой.

Методика работы над пунктуационными ошибками в изложениях и сочинениях.

На специальном уроке работе над пунктуационными ошибками (как и над орфографическими) отводится небольшая часть времени для сообщения результатов и для исправления и учета ошибок. В поурочный план включается следующий материал: до раздачи тетрадей - сообщение общих результатов работы по пунктуации; после раздачи тетрадей - исправление индивидуальных ошибок учащимися и учет этих ошибок. Работа над пунктуационными ошибками - над их объяснением и закреплением нормы - переносится на очередные уроки русского языка и реализуется рассредоточенно: на 2-3 уроках в V-VII классах и на 4-5 - в VIII-IX классах.

Для работы над каждой в отдельности ошибкой в поурочный план включаются:

Ее объяснение при проверке домашнего задания, в том числе составление схемы предложения;

Предложения с данной нормой в качестве дидактического материала для новой темы.