Своеобразие гражданской лирики в поэзии некрасова. Гражданская лирика Некрасова: «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Памяти Добролюбова», «Н.Г. Чернышевский (Пророк)» и др

ГБОУ ООШ № 36

г. Севастополь

Литература 6 класс

Тема: Н.А. Некрасов Гражданская позиция поэта.

Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская..»,

«Великое чувство. У каждых дверей…»)

Урок подготовила

учитель русского языка и литературы

Крапко Светлана Фёдоровна

Литература 6 класс

Тема урока: Н. А. Некрасов Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская..», «Великое чувство. У каждых дверей…»)

Эпиграф: «Я лиру посвятил народу своему» (Н. А. Некрасов)

Цель:

    Выявить художественную идею стихотворений, гражданскую позицию Н. А. Некрасова, проявившуюся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщине – матери;

    Формировать навыки выразительного чтения, многоуровнего анализа лирического текста, лексической работы;

    Развивать нравственно – эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи произведений, лексического значения слова «гражданин».

Задачи:

    Организовать работу по выявлению художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н. А. Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины – крестьянки, женщины – труженицы, женщины – матери;

    Способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а так же навыков выразительного чтения;

    Создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова, а так же интереса к литературе, искусству, музыке.

Планируемые результаты:

Предметные:

    Понимание ключевых проблем изучаемого произведения 19 века;

    Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос стихотворений;

    Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

    Создавать монологические высказывания;

    Понимание русского слова и его эстетической функции.

Метапредметные:

    Умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

    Формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий;

Личностные:

    Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма;

    Настроения сомнений, тревоги;

    Ощущение катастрофичности поздней лирики Н. А. Некрасова;

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверяется готовность к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

Учитель: ребята, вам необходимо было дома вспомнить, что характерно для произведений УНТ. Какие слова характерны для УНТ?

Дети: слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами, эпитеты, просторечные и разговорные слова, междометия. Например : дубравушка, лужок, ельничек, дороженька; эпитеты: буйная головушка, миленький дружочек, соколик ясный….

Учитель: дома вы написали тезисный план по статье учебника о Николае Алексеевиче Некрасове. (проверяется несколько работ).

Учитель: проведем небольшую лексическую работу. К Некрасову относится ключевое слово: гражданин.

Дети: зачитывают понятия из словаря Ожегова.

Учитель: продолжим список слов:

Дети: патриотизм; любовь к родной природе; родной земле, к русской женщине – матери.

Учитель: гражданин в лирике Некрасова Н. А. – «Отечество достойный сын»; человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

3.Актуализация опорных знаний.

Учитель: вспомним чем отличается проза от стихотворений?

Дети: стихотворение – речь подчиненная рифме, рифме, смыслу. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.

Учитель: как читается стихотворение?

Дети: целыми словами, надо понять, почувствовать, передать голосом. Характерны для чтения стихов темы, тембр, окраска, жесты, мимика.

Учитель: молодцы.

Физкультминутка

4.Изучение новой темы.

Учитель: ребята, что мы будем новое изучать на уроке?

Дети: будем знакомиться со стихами Н. А. Некрасова, учиться их понимать и анализировать.

Учитель: наши цели на уроке:

Дети: выявить художественную идею стихотворений «В полном разгаре страда деревенская» и других. Учиться выразительно читать.

Учитель: слово о поэте.

Учитель : проецируется портрет поэта.

Дети: слово о поэте.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877 гг.) – поэт, чья популярность затмила в своё время самого Пушкина. Во многом это объясняется тем, что основной темой своей поэзии Некрасов сделал народ, его горькую долю, многострадальную судьбу. Некрасов – человек своего времени. Никто, кроме него, не смог выразить с той силой главную тревогу эпохи – тревогу за судьбу своей страны, которая понималась как судьба многомиллионного народа. Какой бы стороны жизни ни коснулся поэт, везде он видел людские страдания с слёзы, несправедливость и жестокость по отношению к народу, будь то городская улица, больница для бедняков, железнодорожная насыпь или несжатая полоса за деревней.

Учитель: ещё в детстве, любя Волгу, увидев бурлаков, сердце Некрасова сжалось (проэцируется слайд «Бурлаки») от жалости к страданиям и боли людей. А сегодня мы знакомимся со стихотворением «В полном разгаре страда деревенская» (слушаем аудиозапись).

Дети: одновременно следят по учебнику (стр. 7 часть 2).

Учитель: многие художники писали картины на эту тему. Один из них – Алексей Гаврилович Венецианов (слайд «На жатве. Лето»)

Дети: сообщение о художнике.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847) – один из сновоположенников бытового жанра в русской живописи. Именно в это период появились такие шедевры, как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето.». работающие крестьяне на полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В картине «На пашне. Весна.» тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника – «На жатве. Лето» отличается лирико – эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине А. Г. Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета – пору деревенской страды – со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.

Учитель: как созвучны картины Венецианова со стихами Некрасова. Ребята, какие у вас возникли первоначальные впечатления о стихотворении? Кому посвящает поэт стихотворение?

Дети: русской женщине – крестьянке.

Учитель: какой вы представляете себе русскую женщину – крестьянку?

Дети: стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская …» рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки.

Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был «домашним тираном», мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры.

Учитель: стихотворение датировано 1862 г. В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права. Измелилось ли что в судьбе русской крестьянки?

Дети: стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» рассказывает о трудной доле русской женщины. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.

В каких строчках звучит главная тема стихотворения?

Дети: Не сыскать труднее русской долюшки женской.

Учитель: каков образ матери в этих строчках?

Дети: образ многострадальной матери.

Учитель: что хотел показать поэт? Какова идея стихотворения?

Дети: русская женщина вынесет всё.

Учитель: (далее следует выразительное чтение детьми фрагмента стихотворения от слов «Зной нестерпимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!»)

Дети читают

Учитель: найдите слова, созвучные по интонации словам всёвыносящего, многострадальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

Дети: крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя – нужно выполнить работу в срок.

Учитель: напряжение, возникшее в первых трёхстишьях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых.

Дети: выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжелую» до слов «Надо ребенка качать!»

Учитель: как меняется лексика в этих трёхстишьях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

Дети: просторечные слова «баба». «косуля», слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами «ноженька», «полосынька», «косынька» делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора.

Дети: выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском полам..?»

Учитель: какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

Дети: поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. Вновь появляется слово «мать», говорящее о максимальном обобщении.

Учитель: а в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Четыре её лица становятся отчётливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой.

Учитель: с какими произведениями сближают стихотворение Н.А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, просторечные слова? В начале урока мы об этом говорили.

Дети: повторы «Доля ты! – русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, Пой терпеливая мать!»…), уменьшительно – ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепалися», «косыньки») роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества.

Учитель: как проявляются чувства поэта – гражданина в финальных строчках стихотворения? Стихотворение «В полном разгаре…» в 1862 г., после отмены крепостного права. Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки. Горько – ироничная интонация стихотворения Н. А. Некрасова говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива. Так написать о русской женщине мог только человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

5.Познакомимся ещё с одним стихотворением поэта.

Учитель: (слайд) анализ стихотворения «Великое чувство! у каждых дверей…»

Обращение к портрету Н.А. Некрасова работы И.Н.Крамского. в начале 1877 г. Некрасов тяжело болен и дни его сочтены. Все, кому была дорога русская литература, восприняли болезнь поэта как глубокое личное горе. Павел Михайлович Третьяков высоко ценил его творчество. Как раз в 70х г. он задался благородной целью собрать портреты выдающихся людей России, в том числе и Некрасова. Тяжелое состояние больного поэта заставляло торопиться. Третьяков обратился с просьбой к И. Н. Крамскому, который с радостной готовностью принял предложение Третьякова. Наблюдая поэта ежедневно, Крамской был свидетелем его ужасных страданий, но потрясён он был не столько физическими муками больного поэта, сколько тем творческим огнём, который не угасал в Некрасове. Ведь именно в последние два года жизни, уже сознавая свою обречённость, поэт создал цикл замечательных стихотворений «Последние песни» (1877). Работа над картиной затянулась. Художник не прекращал её и после смерти Некрасова. Болезнь довела Некрасова до полного истощения физических сил, но не эти признаки тяжкого недуга определяют, то главное, что хотел донести художник. Над физической немощью торжествуют несломленные смертельной болезнью духовные силы поэта. В памяти потомков он останется пламенным поэтом – гражданином.

Учитель: выразительное чтение стихотворения «Великое чувство! У каждых дверей…». Стихи Н. А. Некрасова 70-хх гг. более чем когда – либо полны настроений сомнений, тревоги, подчас даже пессимизма.

Учитель: ребята, подведём итоги урока.

6.Рефлексия.

Учитель: ребята, закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.

    Сегодня на уроке я узнал….

    Лучше всех на уроке работал…

    Я могу похвалить своих одноклассников за…

    Я могу похвалить себя за…

    Своей работой на уроке я…

    Урок сегодня был….

    У меня настроение…

7.Домашнее задание.

Стр. 7 (2 часть)

Наизусть стихотворение «В полном разгаре страда деревенская». Кому трудно – выучить отрывки.

1. Путь Некрасова в литературу и обретение поэтом главной темы творчества.
2. Судьба народа и ее отражение в лирике.
3. Размышления о предназначении поэта.

Интерес к литературе появился у Некрасова в ранней юности, вероятно, под влиянием воспитания матери. Однако отец хотел, чтобы его сын стал военным. Узнав, что Николай собирается поступать в Петербургский университет, отец перестал высылать ему деньги. Некрасов бедствовал несколько лет, прежде чем добился определенной известности. Первая книга стихов Некрасова была написана в романтических традициях. Позднее сам Некрасов отмечал, что его первые литературные опыты были подражанием уже известным поэтам. Большое влияние на дальнейшее творчество молодого Некрасова, по его собственному признанию, оказало знакомство с В. Г. Белинским, которого поэт воспринял как наставника. Во многом благодаря идеям критика Некрасов обратился к теме судьбы народа, к раздумьям о путях улучшения жизни простых тружеников. Конечно, нужно отметить, что и впечатления детства тоже сыграли в этом немалую роль: отец Некрасова был помещиком, и сын, разумеется, видел, как живется крестьянам.

Сопоставляя жизнь простых людей и представителей правящей верхушки, Некрасов с негодованием указывал на вопиющее неравенство, царящее в российском обществе и в материальном, и в правовом положении. Об этом говорится, например в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Интересен прием, с помощью которого поэт дает читателям представление о социальном статусе «владельца роскошных палат». Некрасов не пишет ни о его чине, ни о доходах, ни о связях, зато показывает картину, которую можно в праздники и в будни наблюдать у дверей этого «значительного лица». Здесь всегда много людей — по праздникам все спешат поздравить хозяина дома, в будни у дверей теснятся многочисленные просители. Еще ничего не происходит, если не считать обычную толпу у дверей, а уже явственно ощущается неприязнь автора к человеку, вместо лица, личности которого мы видим лишь фасад его дома:

Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!

Очень скоро нам становится понятна причина этой неприязни. Некрасов пишет о том, как однажды к парадному подъезду подошла небольшая группа крестьян, «деревенских русских людей», и обратилась к швейцару с просьбой пропустить их. Несомненно, что эти люди пришли издалека с какой-то просьбой, но слуги «значительного лица» их прогнали, зная, что хозяин «не любит оборванной черни». Описывая этот незатейливый эпизод, Некрасов убедительно передал угнетенное душевное состоянии незадачливых просителей. Возможно, попытка обращения к хозяину роскошного дома была для них последней надеждой на решение своей проблемы, да и не только своей, но и своих односельчан, потому что подобные «ходоки» отправлялись в дальнюю дорогу обычно по решению «мира», то есть по общему решению жителей села. Поэт отчаянно взывает к «владельцу роскошных палат», погрязшему в пороках:

Вороти их! в тебе их спасенье!

Но тут же вздыхает, понимая всю тщетность подобных упований:

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!

«Размышления у парадного подъезда» — произведение сатирическое, поэтому, чтобы подчеркнуть равнодушие и пренебрежение большинства власть имущих к простому народу, Некрасов с сарказмом пишет:

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?

Это уж судьба мужика такая — безответно и терпеливо сносить все испытания и тяготы: «так ведущее нас провиденье указало». Да и для крестьян это привычно... Однако тон поэта, притворно оправдывающего описанную ситуацию, вскоре неузнаваемо меняется. Наружу прорывается неподдельная скорбь, сопереживание многотрудной долюшке русского крестьянина:

...Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

Завершается это стихотворение обращением к народу. Однако эти строки можно понять и как призыв к поэту, чье творчество, согласно идеям Некрасова, обязано служить интересам народа:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Вопрос о роли поэта в жизни общества для Некрасова являлся одним из наиболее значимых. Ярко и полно эта проблема раскрывается в стихотворении «Поэт и Гражданин», построенном как диалог Поэта, уеддинившегося от общественной жизни, и Гражданина, побуждающего его занять более активную жизненную позицию. По мысли Некрасова, поэт не вправе оставаться в стороне, когда народ подвергается угнетению: Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви...

Любовь к родине, забота о судьбах народа — вот гражданская позиция Некрасова, которая не зависит о того, есть ли у человека поэтический дар или нет:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Однако талант поэта ведь дан не просто так; если он есть у человека, тот обязан употребить этот дар на благо другим людям. Поэт, по мнению Некрасова, должен без страха говорить о страданиях народа и беззакониях, творимых его угнетателями:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

В этом состоит поэтическое и гражданское кредо Некрасова, которое неизменно звучит в его произведениях.

До читателей, создать целостную картину мира в поэзии. Этот гениальный человек соединил в своем творчестве много аспектов, которые до него считались несочетаемыми и относились к совершенно разным литературным жанрам.

Об авторе

Николай Алексеевич появился на свет 28 ноября (10 декабря) 1821 года в небольшом городе Немиров Подольской губернии, в Российской империи, в дворянской, некогда богатой семье. Помимо его стихов, Некрасов стал известен и благодаря занятой им твердой позиции революционера с демократическими настроениями.

Поэт вошел в список классиков русской литературы. Долгое время он выпускал журнал под названием «Современник», а чуть позже - «Отечественные записки». Лирика Н.А. Некрасова основана на теме народа, его обездоленности. Писатель часто пользовался простонародными выражениями. Именно благодаря Николаю Алексеевичу в официальной грамматике появились некоторые обороты. Некрасов был известен своими сатирическими произведениями, поэмами, памфлетами.

Сам он был дворянином. Его семья была не такой богатой, как их знатные предки, но и нужды они не испытывали. Отец служил поручиком в армии.

Вся жизнь поэта вошла в основные темы лирики Некрасова.

Родина в творчестве поэта

Для него на первом месте всегда был простой народ. Соответственно, именно эта линия стала основополагающей в его поэзии.

Основные темы лирики Некрасова достаточно разнообразны и проницательны. Он не просто поверхностно затрагивал волнующие темы, но и погружался в них полностью. Казалось, что поэт переносит себя благодаря своему творчеству в жизнь крестьян, испытывает те же чувства.

Возможно, что именно поэтому и сейчас популярна и актуальна лирика Некрасова. Стихи его были крайне остросоциальными, он давал подлинные описания таким проблемам, как нищета, рабство.

Некрасов не раз признавался в своей любви к простым людям. Он также ожидал вместе с ними, что когда-нибудь появится герой, который сможет спасти всех страждущих и отомстить за их невзгоды.

Любовь к своей Родине у него всегда стояла на первом месте, и не важно, что происходило в то время в его жизни.

Несчастные крестьяне

Судить о том, насколько Николай Алексеевич был поклонником простых людей России, как тяжело переживал за их участь, можно уже по тому факту, что в одном из его произведений бессмертная Муза являлась к нему в крестьянском облике.

В этом произведении девушку жестоко избивали ее хозяева, а Некрасов увидел эту картину.

Глубокие познания психологии и природы человека помогали поэту в произведениях рисовать поразительно яркие и правдоподобные образы. Однако он чаще всего старался передать крестьянский. Он не только любил людей, которые проживали в его стране, но еще и ненавидел тех, кто делал жизнь других нестерпимой.

Некрасов всегда оставался готовым к тому, чтобы подняться на борьбу с угнетателями. Он ждал начала таких действий, не задумываясь, положил свою жизнь на то, чтобы открыть всему миру глаза на несправедливость.

Некрасов объяснил свою позицию в стихотворении «Рыцарь на час». Там он высказал идею о том, что настоящая борьба за права людей - это великое дело всех, кто любит.

Поэт не боялся рассказывать о реальном положении вещей. Он сострадал всем, кого угнетают.

Вдохновение

Что вдохновляло Некрасова? Широкие просторы страны, ее зеленые дали, белые зимы, леса, поля, реки, озера и горы. Несмотря на то что поэт описывал крестьян с состраданием, для него всегда народ представлялся в мужественном прекрасном облике сильных и ничем не сломленных людей. Его произведение под названием «Тишина» можно воспринимать как признание в любви своей родине. Поэт говорит, что любит только ее, другая ему не нужна. Некрасов желал увидеть еще при своей жизни свободных крестьян, с которых сняли все цепи угнетения. Он сетовал на то, что может не застать того момента, когда крестьян сделают свободными и счастливыми.

Поэт представлял, что будет в тот момент, когда люди станут еще сильнее. Страна начнет процветать.

Женские мотивы лирики Некрасова

Народный поэт черпал свое вдохновение и в простых девичьих образах. Ему нравилось превращать ничем не примечательную на первый взгляд девушку в персонажа, который навсегда останется в сердцах читателей. Этот вид лирики Некрасова - один из главных в произведениях поэта.

Основной действующей героиней является крестьянка, которая способна на самые различные подвиги. Она предана своей Родине. Также женщина может быть любящей матерью.

Зажиточный класс избивает и унижает простую крестьянку, а она все молча терпит. Героиня работает не покладая рук.

Образ простой русской красавицы с высокими моральными качествами можно найти в большинстве стихов Некрасова.

Поэт хотел научить своих читателей тому, что важно не только то, что бросается в глаза, что снаружи, но и внутренний мир человека. Он сам восхищался такими качествами, как трудолюбие, гордость, самоотверженность.

В стихотворении о женщинах из русских селений Некрасов сравнивает крестьянок с настоящими царицами.

Светлый образ матери

Поэт рос в семье, где постоянно видел страдания самого близкого человека. Отец его играл в карты, был достаточно вульгарным. А мать представляла собой интеллигентную женщину, которая влюбилась в малограмотного молодого человека. Она вышла замуж без согласия на то родителей и всю жизнь прожила несчастной.

Некрасов сильно внутренне переживал за мать и всю сложившуюся в семье ситуацию. О доли своей матери он позже написал в таких произведениях, как «Рыцарь на час», «Мать», «Последние песни». Эта женщина вдохновляла его. Она была прообразом для самых любимых героинь, сильных и стойких духом, способных выживать в нелегких условиях.

Мать всегда оставалась положительным персонажем в любых поэмах. Помимо нее, в некоторых поэмах есть и такие герои, как сестра героя, а также отец. Но в то время, как первая - это его друг, помощник, страдающая от жестокого родителя, то последний описывается в роли настоящего деспота.

Любовная лирика

Такой стиль написания стихов предполагает наличие чувств. Если древние греки называли лирикой песни и баллады, которые повествуют о любви, то и во времена поэта ничего не менялось.

Темы лирики Некрасова стали еще более интимными. На написание новых произведений его вдохновляла именно любовь.

Однако поэт привносил в нее несколько другие оттенки. Если у всех остальных любовная лирика возвышенная и очень вдохновляющая, то у Некрасова совсем наоборот. Его влюбленные становятся бестолковыми, ироничными и почти оторванными от реальности.

Личная жизнь

Многие идеи для своих почерпнул из личных переживаний и проблем, они определенно наложили отпечаток на его лирику. Он одновременно любил трех разных женщин. Две из них были абсолютно недоступны для поэта.

Вполне возможно, что, называя своих персонажей мятежными или оторванными от реальности, он подсознательно стремился получить такую же жизнь, пережить те же эмоции.

Гражданская лирика Некрасова

Несмотря на то что любовная лирика у поэта сквозит почти в каждом стихотворении, она принимает самые разнообразные формы: страдания по Отчизне, переживания, страхи и надежды. Некрасов остро чувствовал всю несправедливость мира тех времен.

Он сам исполнял свой долг перед страной и призывал других руководствоваться собственной головой и сердцем, не забывая отдавать себя на благо Родины. Одна из самых часто цитируемых фраз Николая Алексеевича говорит о том, что даже если человек никогда не будет поэтом, он всегда останется гражданином.

Пример такой лирики Некрасова найти несложно. Но самый показательный - это «Поэт и гражданин». В нем создатель высказывает все свои мысли о том, каким должен быть идеальный житель России. Некрасов говорит о нравственности поступков, которые позже будут влиять на будущее поколение.

Основной линией этой поэмы является идея долга каждого, который заключается в участии. Гражданская лирика Некрасова намекает на то, что любой, кто видит чужие страдания, не должен просто проходить мимо них. Он обязан помочь как-то, защитить угнетаемый народ.

Некрасов ориентировался для себя на следующих личностей:

  • Шевченко;
  • Добролюбова;
  • Белинского.

Их собственные очерки и работы были такими же социально острыми, как и лирика Некрасова. Стихи, посвященные этим великим гениям, говорят о том неоценимом вкладе, который они внесли в такой вид искусства, как литература.

“Поэт и гражданин” – драматические раздумья Н. А. Некрасова о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии и обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить пороки смело”, обличать зло – к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом…”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе:
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее могла служить бы лира?..
(“Элегия”)
В поисках нравственного идеала лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”, “Пророк”). Народный заступник – страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В подвижническом облике “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органическая связь с народной культурой.
Учил ты жить для славы, для свободы, Но более учил ты умирать. Сознательно мирские наслажденья Ты отвергал…
(“Памяти Добролюбова”)

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Каждому из нас с детства знакомы проникновенные стихи и поэмы Николая Александровича Некрасова. Его творчество занимает особое место в русской литературе и в мировой культуре. Большинство читателей знают этого поэта как певца народной жизни. С любовью, сочувствием и пониманием, с Read More ......
  2. Пушкин начал писать стихи очень рано вскоре после поступления, в 1811 году, в Царскосельский лицей. Здесь под влиянием “лицейского духа” атмосферы вольномыслия и оппозиционности формировалось политическое мировоззрение юного поэта. Пушкин, несомненно, был в первых рядах лицейских вольнодумцев. В 1814 году Read More ......
  3. Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ! Н. А. Некрасов. Имя Некрасова занимает особое место в русской литературе второй половины 19 века. Творчество этого поэта не только внесло большие изменения в литературный процесс, но и оказало большое влияние Read More ......
  4. Чувство гражданского негодования, продиктовавшее Рылееву его сатиру, делает понятным стремление к общественной борьбе, отразившееся в его послании “К Косовскому”, (написано в 1821 г., в свое время не было напечатано) в ответ на стихи, в которых адресат советовал поэту “навсегда” остаться Read More ......
  5. В поэзии Некрасова 60-70-х гг. XIX в. важное место занимает так называемая “покаянная лирика”. Для этого были веские причины. Так, в 1866 г., надеясь предотвратить закрытие журнала “Совре­менник”, Некрасов решился на отчаянный шаг: он прочел приветственные стихи одному из самых Read More ......
  6. Наконец, большое место в сборнике заняла лирика интимная. Было бы неверно, однако, в ряду гражданских стихов рассматривать любовную лирику Некрасова только как дань, которую поэт отдал традиционной “вечной” теме. И здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. “Когда из Read More ......
  7. Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Н. А. Некрасов. Некрасов – поистине народный поэт. Он ярко и правдиво изобразил жизнь народную в своих произведениях. Он отождествлял себя с крестьянами России. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, Read More ......
  8. Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии – ее патриотизма, гражданственности и гуманности. Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” – это драматическое раздумье автора о соотношении высокой гражданственности с Read More ......
Гражданская лирика Н. А. Некрасова

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Николай Алексеевич Некрасов – это поэт-гражданин. Он всегда чувствовал свою ответственность перед обществом, что и отразилось в творчестве.

Поэзия Некрасова непосредственно участвовала в деле освобождения народа от крепостной зависимости. Крестьяне стали главными героями первых стихотворений поэта. Здесь уже отчетливо звучат две основные интонации Некрасова: разоблачительная, сатирическая и скорбная, лирическая. Поэт горячо осуждает помещиков и чиновников. Вот что он пишет о сути государственных служащих, переосмысливая "Колыбельную" М. Ю. Лермонтова.

Некрасов подчеркивает, что люди, имеющие власть и богатство, думают только о себе. Они предатели своего народа.
Таков мир поэта: социальные противоречия, жестокая борьба тружеников, неимущих и угнетенных, с нищетой, болезнями и смертью. В этом лирическом пространстве царят промозглая сырость, резкий, пронзительный ветер. Человек тут страшно одинок в своем несчастье. Никто ему не помогает, а судьба-злодейка все посылает испытания – одно тяжелее другого. Сюжеты стихотворений Некрасова – трагические: проводы рекрута, смерть ребенка, неравный брак. Вот, например, ямщик жалуется на жену: воспитанная в господском доме, обученная "всем дворянским манерам и штукам" она теперь не может жить как крестьянка, погибает от непосильного физического труда и, главное, от непонимания близких.

Жизнь крестьян тяжела, сурова, и просто удивительно, как в этих условиях сумели они сохранить в себе множество прекрасных человеческих качеств: доброту, отзывчивость, ум и смекалку, талант, трудолюбие. Нельзя не верить в лучшее будущее такого народа – словно утверждает Некрасов в стихотворении "Железная дорога":
Некрасов страстно доносит до нас свои надежды. Он вообще был очень эмоциональным человеком. Это проявилось во всей его поэзии, в том числе – интимной. Стихи Некрасова о любви отличаются своим беспокойным напряжением, "мятежной страстью". Противоречивые чувства героев – это тоже их борьба с неблагополучным миром за счастье и радость жизни. Как правило, влюбленные вместе противостоят различным невзгодам. Но ссоры у них случаются, и они тоже нужны: после них страсть вспыхивает с новой силой и отступает прозаичность отношений:

Острота чувств Некрасова отразилась и в теме творчества. Муза поэта поразила читателей непривычностью своего настроения. "Плачущей, скорбящей и болящей" предстает она перед нами. Это "Муза мести и печали", "неласковая", "угрюмая". Напев ее не может быть "сладкозвучен", потому что должен отвечать действительности:
Некрасов считает неуместными безмятежные лирические чувства – умиление, восторг, светлую грусть. Их вытесняют "озлобленность", "мрачность", "угрюмство".

Любовь и ненависть едины в творчестве поэта, так как нельзя, любя мир и человека, не ненавидеть то, что калечит их.

21. Что нового принёс Некрасов в русскую лирику.

Н. А. Некрасов пишет в то время, когда в русской литературе безраздельно господствует проза, в эпоху непоэтическую. Именно в такие моменты поэту особенно важно определить назначение поэта и роль поэзии в жизни, оправдать необходимость своего творчества. И Н. А. Некрасову приходится искать новую аудиторию, новые направления в лирике.

Русская поэтическая традиция создала два устойчивых образа поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Некрасов начинает с полемики с обоими образами. Пророк осмеян еще в юношеских стихах, но и второй образ явно не соответствует некрасовским представлениям.

Н. А. Некрасов первым начинает говорить о снижении роли литературы, представляет поэзию тяжелым и безрадостным трудом.

Поэт у Некрасова находится под игом обыденного, он спускается с небес на землю, заходит в подвалы, а потому он во всеуслышание отрекается от поэтических атрибутов и отказывается воспевать “красу долин, небес, и моря, и ласку милой”.

Представления Н. А. Некрасова о сущности и назначении поэзии складывались в процессе творческого общения с идеологами революционной демократии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, а также такими прогрессивными писателями, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой

В 1852 году Н. А. Некрасов пишет стихотворение “Блажен незлобивый поэт...”. В нем отчетливо противопоставлены два типа поэта литературы того времени. С одной стороны, - незлобивый поэт, примером которого для Николая Некрасова был Василий Жуковский. В нем “мало желчи, много чувства”, его лира миролюбива.

Незлобивому поэту противопоставляется образ поэта мести и печали. Он, обличитель толпы, вооружен сатирой, вместо одобренья его ждут хулы и гоненья: Питая ненавистью грудь,

Примером такого человека для Н. А. Некрасова становится Н. В. Гоголь. Так Н. А. Некрасов заявляет о противоборстве в русской поэзии эстетского и гражданского направлений и отрицает “чистое искусство”.

В стихотворении 1856 года эта тема нашла свое развитие в диалоге между Поэтом и Гражданином.

призывает Гражданин - один из первых положительных героев лирики Некрасова. Хандра, вялость поэта не соответствуют эпохе, истинный поэт не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Н. А. Некрасов полемизирует с поэтами, пропагандирующими “чистое искусство”, и утверждает, что поэт в первую очередь должен быть гражданином:

Монологи Гражданина, обращенные к Поэту, проникнуты глубоким патриотическим чувством, в них звучит призыв к борьбе. Как сын не может смотреть на горе и страдание матери, так и поэт не может спокойно взирать на тяжелое положение родины.

У Н. А. Некрасова также новое представление и о главном поэтическом образе - Музе. Этот образ появляется еще в первом поэтическом сборнике Некрасова “Мечты и звуки”, но там он традиционен, как традиционно и представление о поэте. Зато уже в стихотворении 1852 года “Муза” Н. А. Некрасов пишет о том, что не видит перед собой “ласково поющей и прекрасной” Музы.

Так в творчестве поэта появляется образ Музы “мести и печали”. Возникает и новый аспект этой темы: Муза Н. А. Некрасова - простая русская женщина, сестра крестьянки, которую избивают на Сенной площади, сестра народа.

Через поэзию Некрасова проходит образ оратора, трибуна. Его поэтическое “я” - это не собирательный образ поэта, это именно сам Н. А. Некрасов. Поэт часто одинок и находится в постоянном конфликте с толпой, которая не понимает и не принимает его стихов, высмеивает поэта. Путь человека, решившего служить народу, тяжел - он может остаться для своих читателей безвестным, его клянет толпа, не жалуют современники, да, этот путь воистину тернист.

Высшее предназначение поэта Н. А. Некрасов видит в беззаветном служении народу. Тема народа, родины становится одной из важнейших тем всего творчества поэта. Он уверен: до тех пор, пока актуальна тема страданий народа, художник не вправе ее забывать. Это беззаветное служение людям - суть поэзии Н. А. Некрасова. В стихотворении “Элегия”, одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству.