Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова. Своеобразие гражданской лирики в поэзии некрасова

Сегодня на уроке литературы мы погрузились в мир творчества Некрасова, изучая его лирику. Благодаря изученному материалу, мы можем выделить основные темы лирики Некрасова и дать характеристику особенностям его работ.

Темы и мотивы лирики Некрасова

Предстал перед нами многогранной личностью и талантливым поэтом, чей поэтический мир был разнообразен. Некрасов был от природы трудолюбив и талантлив, и в своих стихах затрагивает разные темы и мотивы. Среди них стоит выделить тему народа и народной идеи. Не прошел Некрасов и мимо тематики , затрагивал проблемы поэта и поэзии. Изучая некрасовские стихотворения, можно выделить как гражданскую лирику, так и любовную. Давайте кратко остановимся на отдельных темах и мотивах в лирике Некрасова.

Гражданская лирика Некрасова

Рассматривая творчество поэта, мы можем с уверенностью заявить, что Некрасов был поистине гражданским писателем, который сознательно посвятил себя цели гражданского служения. Как писал Некрасов, поэтом можно и не быть, а вот гражданином должен быть каждый. И творчество писателя, словно зеркало, отображает в каждом своем стихотворении повседневную жизнь людей с ее трагизмом и весельем. Казалось бы рядовые события, будили в писателе творческое вдохновение, поэтому он тут же записывал все, прислушиваясь к боли всех обездоленных, несчастных и униженных людей. Так рождались его стихотворения гражданской лирики.

Творчество Некрасова заняло особое место в отечественной литературе, где поэта, прежде всего, видят певцом народной жизни. А все потому, что в каждом стихотворении он раскрывал проблемы, возникающие на жизненном пути простого человека. Однако поэт создавал не только стихотворения гражданской и народной тематики. Если изучить работы автора, мы заметим в его творчестве и тему любви.

Любовная лирика

Любовная лирика Некрасова, прежде всего, представлена стихами панаевского цикла. Это работы, посвященные Авдотье Панаевой, которая являлась его гражданской женой. Здесь мы видим, что любовь для поэта не возвышенное романтическое чувство, а вполне земное, со своими сложностями и противоречиями. Это постоянная борьба двух людей, которые одновременно стараются воссоединиться, и одновременно отталкивают свою половинку. При этом писатель отмечает, что невозможно жить с любимыми в постоянном согласии. В жизни разногласий не избежать, и это в порядке вещей. Как пишет поэт, в любви неизбежна проза, поэтому Некрасов рекомендует взять долю счастья с быта, и после ссоры возвращать свою любовь и участие.

Любовь это не только счастье, она может принести боль и страдания. Любовь может духовно обогатить человека, и может сделать человека слабым. Такие строки Некрасова, где он просит возлюбленную забыть падения и тоску, не помнить бурь и слез, показывают, насколько сложное чувство любви, и как много преград порой приходится преодолевать на пути к счастью. Некрасов призывает помнить только лучшее, что было между возлюбленными. Пусть любовь по мнению писателя и несет муки, ссоры, обиды, но вместе с тем она дарит смысл жизни.

Тема народа в лирике Некрасова

Несмотря на то, что темы и мотивы лирики Некрасова многогранны, основным мотивом его работ все-таки была тема народа и его горькой судьбы. Каждая строчка в стихах народной лирики — это боль, страдание и муки народа. Писатель показывает читателям, как тяжело живется простым людям, которые страдают как от природной стихии, так и от помещиков. Например, в стихотворении Забытая деревня, мы видим бесправность народа, безразличность помещиков к судьбам людей. Лейтмотивом здесь является безнаказанность и бесправие. Народная лирика Некрасова отображает и женскую судьбу, где им приходится венчаться с рабом, рожать от него детей, и рабу же покоряться. Создавая свои работы, автор преследовал одну цель, показать читателю правду, раскрыть народные страдания, осветить проблемы и чаяния народа, его надежды, при этом обличая виновников.

Для лирики главное - состояние души человека. Это чувства, переживания, размышления, настроения, выраженные через образ лирического героя. Некрасовский лирический герой воплощает в себе черты своего времени, передовые идеалы и нравственные принципы.

Гражданственность всегда была отличительной чертой произведений таких русских поэтов, как К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин и др. Продолжателем этих традиций стал Н. А. Некрасов. Свои взгляды на роль и назначение поэта он выразил в стихотворении "Поэт и гражданин". Оно построено в форме диалога Поэта и Гражданина.
Герой стихотворения - Поэт, который живо откликается на события окружающей его действительности. Но когда надо было вступить в настоящую, открытую борьбу, он колеблется. За это и осуждает его Гражданин:

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

Гражданин произносит слова, ставшие впоследствии крылатыми:

Поэтом может ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Именно в этих словах заключается основной смысл стихотворения и всей лирики в целом.

Лирический герой стихотворений Некрасова говорит читателям о том, какой могучий революционный дух жил в самом поэте, какая муза жила в его стихах - "муза мести и печали", какая жажда борьбы горела в поэте.

Именно лирический герой сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призывает к борьбе. Его цель - "толпе напомнить, что бедствует народ".

ГБОУ ООШ № 36

г. Севастополь

Литература 6 класс

Тема: Н.А. Некрасов Гражданская позиция поэта.

Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская..»,

«Великое чувство. У каждых дверей…»)

Урок подготовила

учитель русского языка и литературы

Крапко Светлана Фёдоровна

Литература 6 класс

Тема урока: Н. А. Некрасов Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская..», «Великое чувство. У каждых дверей…»)

Эпиграф: «Я лиру посвятил народу своему» (Н. А. Некрасов)

Цель:

    Выявить художественную идею стихотворений, гражданскую позицию Н. А. Некрасова, проявившуюся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщине – матери;

    Формировать навыки выразительного чтения, многоуровнего анализа лирического текста, лексической работы;

    Развивать нравственно – эстетические представления учащихся в ходе выявления художественной идеи произведений, лексического значения слова «гражданин».

Задачи:

    Организовать работу по выявлению художественной идеи стихотворения, гражданской позиции Н. А. Некрасова, проявившейся в сочувственном отношении поэта к судьбе русской женщины – крестьянки, женщины – труженицы, женщины – матери;

    Способствовать формированию навыков анализа поэтического произведения, а так же навыков выразительного чтения;

    Создать благоприятные условия для воспитания патриотических чувств через стихотворение Некрасова, а так же интереса к литературе, искусству, музыке.

Планируемые результаты:

Предметные:

    Понимание ключевых проблем изучаемого произведения 19 века;

    Умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос стихотворений;

    Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

    Создавать монологические высказывания;

    Понимание русского слова и его эстетической функции.

Метапредметные:

    Умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

    Формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий;

Личностные:

    Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма;

    Настроения сомнений, тревоги;

    Ощущение катастрофичности поздней лирики Н. А. Некрасова;

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверяется готовность к уроку.

2.Проверка домашнего задания.

Учитель: ребята, вам необходимо было дома вспомнить, что характерно для произведений УНТ. Какие слова характерны для УНТ?

Дети: слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами, эпитеты, просторечные и разговорные слова, междометия. Например : дубравушка, лужок, ельничек, дороженька; эпитеты: буйная головушка, миленький дружочек, соколик ясный….

Учитель: дома вы написали тезисный план по статье учебника о Николае Алексеевиче Некрасове. (проверяется несколько работ).

Учитель: проведем небольшую лексическую работу. К Некрасову относится ключевое слово: гражданин.

Дети: зачитывают понятия из словаря Ожегова.

Учитель: продолжим список слов:

Дети: патриотизм; любовь к родной природе; родной земле, к русской женщине – матери.

Учитель: гражданин в лирике Некрасова Н. А. – «Отечество достойный сын»; человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

3.Актуализация опорных знаний.

Учитель: вспомним чем отличается проза от стихотворений?

Дети: стихотворение – речь подчиненная рифме, рифме, смыслу. Проза – свободно движущаяся от предложения к предложению речь.

Учитель: как читается стихотворение?

Дети: целыми словами, надо понять, почувствовать, передать голосом. Характерны для чтения стихов темы, тембр, окраска, жесты, мимика.

Учитель: молодцы.

Физкультминутка

4.Изучение новой темы.

Учитель: ребята, что мы будем новое изучать на уроке?

Дети: будем знакомиться со стихами Н. А. Некрасова, учиться их понимать и анализировать.

Учитель: наши цели на уроке:

Дети: выявить художественную идею стихотворений «В полном разгаре страда деревенская» и других. Учиться выразительно читать.

Учитель: слово о поэте.

Учитель : проецируется портрет поэта.

Дети: слово о поэте.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877 гг.) – поэт, чья популярность затмила в своё время самого Пушкина. Во многом это объясняется тем, что основной темой своей поэзии Некрасов сделал народ, его горькую долю, многострадальную судьбу. Некрасов – человек своего времени. Никто, кроме него, не смог выразить с той силой главную тревогу эпохи – тревогу за судьбу своей страны, которая понималась как судьба многомиллионного народа. Какой бы стороны жизни ни коснулся поэт, везде он видел людские страдания с слёзы, несправедливость и жестокость по отношению к народу, будь то городская улица, больница для бедняков, железнодорожная насыпь или несжатая полоса за деревней.

Учитель: ещё в детстве, любя Волгу, увидев бурлаков, сердце Некрасова сжалось (проэцируется слайд «Бурлаки») от жалости к страданиям и боли людей. А сегодня мы знакомимся со стихотворением «В полном разгаре страда деревенская» (слушаем аудиозапись).

Дети: одновременно следят по учебнику (стр. 7 часть 2).

Учитель: многие художники писали картины на эту тему. Один из них – Алексей Гаврилович Венецианов (слайд «На жатве. Лето»)

Дети: сообщение о художнике.

Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847) – один из сновоположенников бытового жанра в русской живописи. Именно в это период появились такие шедевры, как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето.». работающие крестьяне на полотнах Венецианова красивы, полны благородства. В картине «На пашне. Весна.» тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника – «На жатве. Лето» отличается лирико – эпическим восприятием окружающей действительности. Если в первой картине А. Г. Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе, то во второй художник дал почувствовать разгар русского лета – пору деревенской страды – со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом. Оба полотна написаны светлыми, ясными красками.

Учитель: как созвучны картины Венецианова со стихами Некрасова. Ребята, какие у вас возникли первоначальные впечатления о стихотворении? Кому посвящает поэт стихотворение?

Дети: русской женщине – крестьянке.

Учитель: какой вы представляете себе русскую женщину – крестьянку?

Дети: стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская …» рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки.

Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был «домашним тираном», мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры.

Учитель: стихотворение датировано 1862 г. В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право. Кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время войны, вынудили правительство пойти на отмену крепостного права. Измелилось ли что в судьбе русской крестьянки?

Дети: стихотворение Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» рассказывает о трудной доле русской женщины. Тяжела крестьянская работа. Особенно много приходилось трудиться в горячую пору страды.

В каких строчках звучит главная тема стихотворения?

Дети: Не сыскать труднее русской долюшки женской.

Учитель: каков образ матери в этих строчках?

Дети: образ многострадальной матери.

Учитель: что хотел показать поэт? Какова идея стихотворения?

Дети: русская женщина вынесет всё.

Учитель: (далее следует выразительное чтение детьми фрагмента стихотворения от слов «Зной нестерпимый: равнина безлесная» до слов «Жалит, щекочет, жужжит!»)

Дети читают

Учитель: найдите слова, созвучные по интонации словам всёвыносящего, многострадальная. Какое ощущение передано в этом фрагменте?

Дети: крестьянка выбивается из сил. Палит нещадно солнце, пот течёт градом, а отдохнуть нельзя – нужно выполнить работу в срок.

Учитель: напряжение, возникшее в первых трёхстишьях, сохраняется в звучании слов «нещадно», «жалит», «щекочет», «жужжит». Звуки «щ» в сочетании с «ж» создают ощущение присутствия гнетущей силы, от которой нет спасения, как от надоедливых насекомых.

Дети: выразительное чтение фрагмента от слов «Приподнимая косулю тяжелую» до слов «Надо ребенка качать!»

Учитель: как меняется лексика в этих трёхстишьях? Каков образ крестьянки, воссозданный в этих строчках? Как проявляется авторская позиция в них?

Дети: просторечные слова «баба». «косуля», слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами «ноженька», «полосынька», «косынька» делают образ крестьянки конкретным и говорят о сочувственном отношении автора.

Дети: выразительное чтение заключительной части стихотворения от слов «Что же ты стала над ним в отупении?» до слов «С кислым кваском полам..?»

Учитель: какова интонация этой части? Как проявляется авторская позиция?

Дети: поэт горько иронизирует над долготерпением русского народа. Вновь появляется слово «мать», говорящее о максимальном обобщении.

Учитель: а в последних двух четверостишиях героиня вновь становится обыкновенной крестьянкой, пьющей кислый квас из жбана пополам солёными слезами. Четыре её лица становятся отчётливыми и представляют собирательный образ русской крестьянки, измученной тяжелой работой и нуждой.

Учитель: с какими произведениями сближают стихотворение Н.А. Некрасова повторы, слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, просторечные слова? В начале урока мы об этом говорили.

Дети: повторы «Доля ты! – русская долюшка женская!», «Пой ему песню о вечном терпении, Пой терпеливая мать!»…), уменьшительно – ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы («долюшка», «косуля», «ноженька», «полосынька», «растрепалися», «косыньки») роднят стихотворение Некрасова с произведениями устного народного творчества.

Учитель: как проявляются чувства поэта – гражданина в финальных строчках стихотворения? Стихотворение «В полном разгаре…» в 1862 г., после отмены крепостного права. Однако ничего не изменилось в судьбе русской крестьянки. Горько – ироничная интонация стихотворения Н. А. Некрасова говорит нам о том, что крестьянка не скоро будет счастлива. Так написать о русской женщине мог только человек, который не может оставаться равнодушным при виде страданий и бедствий народных.

5.Познакомимся ещё с одним стихотворением поэта.

Учитель: (слайд) анализ стихотворения «Великое чувство! у каждых дверей…»

Обращение к портрету Н.А. Некрасова работы И.Н.Крамского. в начале 1877 г. Некрасов тяжело болен и дни его сочтены. Все, кому была дорога русская литература, восприняли болезнь поэта как глубокое личное горе. Павел Михайлович Третьяков высоко ценил его творчество. Как раз в 70х г. он задался благородной целью собрать портреты выдающихся людей России, в том числе и Некрасова. Тяжелое состояние больного поэта заставляло торопиться. Третьяков обратился с просьбой к И. Н. Крамскому, который с радостной готовностью принял предложение Третьякова. Наблюдая поэта ежедневно, Крамской был свидетелем его ужасных страданий, но потрясён он был не столько физическими муками больного поэта, сколько тем творческим огнём, который не угасал в Некрасове. Ведь именно в последние два года жизни, уже сознавая свою обречённость, поэт создал цикл замечательных стихотворений «Последние песни» (1877). Работа над картиной затянулась. Художник не прекращал её и после смерти Некрасова. Болезнь довела Некрасова до полного истощения физических сил, но не эти признаки тяжкого недуга определяют, то главное, что хотел донести художник. Над физической немощью торжествуют несломленные смертельной болезнью духовные силы поэта. В памяти потомков он останется пламенным поэтом – гражданином.

Учитель: выразительное чтение стихотворения «Великое чувство! У каждых дверей…». Стихи Н. А. Некрасова 70-хх гг. более чем когда – либо полны настроений сомнений, тревоги, подчас даже пессимизма.

Учитель: ребята, подведём итоги урока.

6.Рефлексия.

Учитель: ребята, закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.

    Сегодня на уроке я узнал….

    Лучше всех на уроке работал…

    Я могу похвалить своих одноклассников за…

    Я могу похвалить себя за…

    Своей работой на уроке я…

    Урок сегодня был….

    У меня настроение…

7.Домашнее задание.

Стр. 7 (2 часть)

Наизусть стихотворение «В полном разгаре страда деревенская». Кому трудно – выучить отрывки.

...Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н.А.Некрасов

Поэт в России - больше чем поэт.

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет . Евгений Евтушенко

Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт-реалист. Любовь к родине, размышление над тайнами национального российского характера, высокое чувство гражданственности - таковы особенности лирики Некрасова.

Близость к революционерам-демократам сказалась на взглядах Некрасова на сущность искусства, на место и роль поэзии в жизни общества. Сторонники "чистого искусства" были его идейными противниками. Некрасов заявил: "Нет науки для науки, нет искусства для искусства - все существует для общества, для облагорожения человека..."

Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам "не имущих хлеба".

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденность, за любовь...

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром - дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Через сердце поэта проходят "боли народные". Вот от "парадного подъезда" гонят оборванную чернь; вот на "несжатой полосе" плачет крестьянка от непосильного труда; вот разоренные голодные деревни; тройки, мчащиеся по бездорожью; вот бурлаки со стонами тянут баржу; вот Россия, где "рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов". Некрасовская Россия - это поэтическое размышление о судьбе народа.

Муза поэта была спутницей "бедняков, рожденных для труда, страданья и оков". Она раскрывала бездны насилия и зла, призывала к борьбе.

Многие свои стихотворения поэт посвятил мужественным, сильным духом людям, которые были для него примером при жизни, чьим заветам он остался верен в своем творчестве после их смерти. Это передовые деятели своего времени, вожаки социал-демократического революционного движения: Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев. Пафос гражданственности, революционный настрой - главное отличие таких стихотворений. Но также для Некрасова характерно выражение простых человеческих чувств, которые вызывают у поэта воспоминания о друзьях-революционерах. Это чувство дружеской нежности, привязанности, заботы, верности, чувство благодарности.

В стихотворении "Памяти Белинского" поэт делится с читателями печальными воспоминаниями о друге, чья "наивная и страстная душа" стремилась "к одной высокой цели". Перед читателем реальный образ человека, который жил, мечтал и боролся, "упорствуя, волнуясь и спеша", а вовсе не каменный памятник, воздвигнутый на могиле друзьями.

Ты нас любил, ты дружеству был верен -

И мы тебя почтили в добрый час!

В другом своем стихотворении, посвященном Белинскому, поэт назовет его "братом по судьбе", с которым он шел "одной тернистой дорогой дорогой". Некрасов считает себя правопреемником своего ближайшего друга. Борцам за светлое будущее России посвящены стихотворные строки, ставшие хрестоматийными:

Природа-мать!

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Стихотворение "Родина" открывает еще одну сторону личности Некрасова. Вчитаемся в строки о величественной душе терпеливой женщины, матери поэта:

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И все, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил!..

Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять лет после ее смерти он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами многих русских женщин. Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину. Беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прощать, но в то же время стойкость, мужество, верность, - этими характерными чертами матери поэт наделил многих своих героинь. Вспомним Матрену Тимофеевну Корчагину, которая вынесла величайшее для каждой матери горе - потерю ребенка, и, несмотря на это, сумела простить Савелия, нечаянного виновника гибели Демушки; вспомним княгинь Трубецкую и Волконскую, которые остались преданными своим мужьям, верными своему долгу.

Поэт считает, что именно такие женщины должны воспитывать новое поколение русских людей, именно они способны передать детям всю свою жизненную мудрость и духовную красоту, научить их быть терпимыми и милосердными. "Не бойся", - скажет мать и, держа свое чадо за руку, поведет его по жизни.

Не бойся горького забвенья:

Уж я держу в руке моей

Венец любви, венец прощенья,

Дар кроткой родины твоей...

Недаром женщину-мать Некрасов называет "многострадальной" матерью "всевыносящего русского племени". Такая женщина в стихах Некрасова становится символом родного дома, родного края, воспоминания о котором всегда живы в сердце русского человека.

И с тем же чувством, которым проникнуты строки о святых, искренних "слезах бедных матерей", поэт будет говорить о "слезах" русской земли:

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым бог тебя ведет...

Поэта искренне волнует судьба народа, способного изготовлять не только печные горшки, но и строить железные дороги, создавать уникальные произведения искусства. Сам поэт был величайшим Гражданином свой Отчизны. До последних дней он воспевал красоту русской земли, красоту души человеческой. Некрасов в своем творчестве продолжал развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Он верил в прекрасной будущее России.

Да не робей за Отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет все, что господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только жить в эту пору прекрасную

Уж не придется ни мне, ни тебе.

Некрасовская лирика является, неистощимым источником жизненной силы и мудрости.

1. Путь Некрасова в литературу и обретение поэтом главной темы творчества.
2. Судьба народа и ее отражение в лирике.
3. Размышления о предназначении поэта.

Интерес к литературе появился у Некрасова в ранней юности, вероятно, под влиянием воспитания матери. Однако отец хотел, чтобы его сын стал военным. Узнав, что Николай собирается поступать в Петербургский университет, отец перестал высылать ему деньги. Некрасов бедствовал несколько лет, прежде чем добился определенной известности. Первая книга стихов Некрасова была написана в романтических традициях. Позднее сам Некрасов отмечал, что его первые литературные опыты были подражанием уже известным поэтам. Большое влияние на дальнейшее творчество молодого Некрасова, по его собственному признанию, оказало знакомство с В. Г. Белинским, которого поэт воспринял как наставника. Во многом благодаря идеям критика Некрасов обратился к теме судьбы народа, к раздумьям о путях улучшения жизни простых тружеников. Конечно, нужно отметить, что и впечатления детства тоже сыграли в этом немалую роль: отец Некрасова был помещиком, и сын, разумеется, видел, как живется крестьянам.

Сопоставляя жизнь простых людей и представителей правящей верхушки, Некрасов с негодованием указывал на вопиющее неравенство, царящее в российском обществе и в материальном, и в правовом положении. Об этом говорится, например в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Интересен прием, с помощью которого поэт дает читателям представление о социальном статусе «владельца роскошных палат». Некрасов не пишет ни о его чине, ни о доходах, ни о связях, зато показывает картину, которую можно в праздники и в будни наблюдать у дверей этого «значительного лица». Здесь всегда много людей — по праздникам все спешат поздравить хозяина дома, в будни у дверей теснятся многочисленные просители. Еще ничего не происходит, если не считать обычную толпу у дверей, а уже явственно ощущается неприязнь автора к человеку, вместо лица, личности которого мы видим лишь фасад его дома:

Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!

Очень скоро нам становится понятна причина этой неприязни. Некрасов пишет о том, как однажды к парадному подъезду подошла небольшая группа крестьян, «деревенских русских людей», и обратилась к швейцару с просьбой пропустить их. Несомненно, что эти люди пришли издалека с какой-то просьбой, но слуги «значительного лица» их прогнали, зная, что хозяин «не любит оборванной черни». Описывая этот незатейливый эпизод, Некрасов убедительно передал угнетенное душевное состоянии незадачливых просителей. Возможно, попытка обращения к хозяину роскошного дома была для них последней надеждой на решение своей проблемы, да и не только своей, но и своих односельчан, потому что подобные «ходоки» отправлялись в дальнюю дорогу обычно по решению «мира», то есть по общему решению жителей села. Поэт отчаянно взывает к «владельцу роскошных палат», погрязшему в пороках:

Вороти их! в тебе их спасенье!

Но тут же вздыхает, понимая всю тщетность подобных упований:

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!

«Размышления у парадного подъезда» — произведение сатирическое, поэтому, чтобы подчеркнуть равнодушие и пренебрежение большинства власть имущих к простому народу, Некрасов с сарказмом пишет:

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?

Это уж судьба мужика такая — безответно и терпеливо сносить все испытания и тяготы: «так ведущее нас провиденье указало». Да и для крестьян это привычно... Однако тон поэта, притворно оправдывающего описанную ситуацию, вскоре неузнаваемо меняется. Наружу прорывается неподдельная скорбь, сопереживание многотрудной долюшке русского крестьянина:

...Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

Завершается это стихотворение обращением к народу. Однако эти строки можно понять и как призыв к поэту, чье творчество, согласно идеям Некрасова, обязано служить интересам народа:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Вопрос о роли поэта в жизни общества для Некрасова являлся одним из наиболее значимых. Ярко и полно эта проблема раскрывается в стихотворении «Поэт и Гражданин», построенном как диалог Поэта, уеддинившегося от общественной жизни, и Гражданина, побуждающего его занять более активную жизненную позицию. По мысли Некрасова, поэт не вправе оставаться в стороне, когда народ подвергается угнетению: Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви...

Любовь к родине, забота о судьбах народа — вот гражданская позиция Некрасова, которая не зависит о того, есть ли у человека поэтический дар или нет:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Однако талант поэта ведь дан не просто так; если он есть у человека, тот обязан употребить этот дар на благо другим людям. Поэт, по мнению Некрасова, должен без страха говорить о страданиях народа и беззакониях, творимых его угнетателями:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

В этом состоит поэтическое и гражданское кредо Некрасова, которое неизменно звучит в его произведениях.