Судьба елены жены ивана молодого. История с приданым. Елена Премудрая и Прекрасная

В праздник, посвященный женщинам, принято говорить о любви. Большой, чистой красивой и беспримерно сказочной. Именно сказочные персонажи, полюбив раз и навсегда, потом больше никогда не расстаются, живут долго и счастливо. Как известно, народ сочиняет сказки не на пустом месте, и у многих персонажей есть исторические прототипы. А события, которые происходят в сказке, подчас имеют под собой реальную основу.

Возьмем известную, любимую и всеми почитаемую пару. Иван Царевич и Елена Прекрасная (Премудрая). Кто же служит прототипами героев "Сказки об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке"?

Царевич - значит царев сын. На Руси было не так много царей и князей Иванов, у которого был бы сын тоже Иван. У Ивана III, Великого князя Московского (1462-1505), был сын Иван. Его прозвали Молодым, чтобы отличать от отца, князя Ивана III. С 1471 года он упоминается как великий князь - соправитель отца.

Супруга Ивана-царевича (он же Иван Молодой) в сказке - Елена Прекрасная. И в реальной жизни тоже. Женой Ивана Ивановича была Елена, дочь господаря и воеводы Молдовы Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. И в молдавских, и в русских источниках того времени мы можем встретить исторический вариант имени княжны - Олена или Оляна. Оляна - южнорусский вариант имени Елена (напомню, что мать Елены и жена Стефана Великого - из Киева). Итак, Елена Прекрасная русских народных сказок - это молдавская княгиня, дочь Стефана Великого. По русским источникам - Елена Волошанка, княгиня Оляна - по молдавским.

Сопоставим основные эпизоды из жизни Ивана-царевича и известные биографические детали Ивана Ивановича Молодого.

Иван-царевич Иван Молодой У Ивана есть два брата-злодея - Василий и Дмитрий. У Ивана есть братья (по мачехе) Василий (III) и Дмитрий (Жилка). В царской казне начинают таинственно пропадать некие золотые раритеты. Братья Ивана закрывают на это глаза и Иван - единственный, кто смог поймать таинственного казнокрада за руку. Софья Палеолог тайно расхищала царскую сокровищницу. Видимо, не без инициативы Ивана возникла ситуация с "подвесками королевы", и расхитительница была уличена. Царь боится отпускать Ивана из царства - "...неприятель под наши области подступит, а управлять войсками будет некому". Иван Молодой командовал русскими войсками при стоянии на Угре, проявив себя как смелый и решительный полководец. Во время стояния царь Иван III дрогнул и попытался отозвать войска домой, но Иван Молодой не послушал венценосного отца, и дело окончилось триумфом. Женился Иван на королевне Елене Прекрасной (Премудрой), которую привез домой из-за тридевяти земель, из тридесятого государства. Женился Иван на Елене - дочери молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны. Елена переехала из Молдавии в Москву. Ивана коварно убили собственные братья. Иван был отравлен своей мачехой, византийской принцессой Софьей, чтобы расчистить дорогу к престолу ее сыновьям. Царь осерчал на Ивановых братьев и посадил их в темницу. Вскоре после смерти Ивана, при попытке отравить и его сына Дмитрия, Софья была разоблачена и посажена вместе с сыном Василием в тюрьму.

Правда, некоторые детали отличаются от реальности, но это все же народная сказка, а не исторические хроники. Очередность появления на свет братьев в сказке была такой - сначала Дмитрий, потом Василий, последний - Иван. В реальности она была прямо противоположной - сначала появился Иван (1458), потом Василий (1479), потом Дмитрий (1481). "В промежутке" был еще и брат Юрий (1480).

Жена Ивана Оляна, она же Елена Волошанка (Молдаванка), родившаяся и воспитанная в европейской стране, отличалась умом и прогрессивными взглядами. В правление ее отца в Молдавии развивались культура и искусство рукописной книги.

Любопытно, что в сказке про Ивана-царевича Елена упрекает коварных братьев такими словами: "Вы б тогда были добрые РЫЦАРИ, если б выехали с ним в чисто поле, да живого победили, а то убили сонного и тем какую похвалу себе получите?" Сама эта реплика говорит о том, что Елена, безусловно, происходила из европейской страны с рыцарским кодексом чести. Молдавия вполне относилась к таким странам.

Елена была весьма образованной, и в Москве вокруг нее образовался кружок свободно мыслящих людей. В него входил, в том числе, вольнодумец Федор Курицын. В своей книге "Написание о грамоте" он пропагандировал - подумать только! - свободу воли ("самовластие души"), достигаемую путем образования и грамотности. Елена и после смерти мужа Ивана какое-то время смогла удерживать царя от репрессий против инакомыслящих, в то время как новая царская жена Софья требовала жестокой расправы над "еретиками".

Иван Молодой был сыном Ивана III от его первой жены Марии Борисовны, дочери великого князя Тверского Бориса Александровича. Следовательно, был законным наследником на Московский и Тверской престол. В это время Тверской престол занимал Михаил Борисович, брат его матери. Будучи бездетным и понимая свое шаткое положение, он интриговал против Великого князя Московского Ивана III. В 1483 году состоялся брак между Оляной (Еленой Волошанкой) и Иваном Молодым. И вскоре у молодых родился сын и наследник Дмитрий. Тем самым упрочилось положение правящей Московской династии. В 1485 году Михаил Борисович бежал из Твери, и Иван III послал туда своего сына. До конца жизни Иван Молодой был не только соправителем отца, но и Великим князем Тверским. Так брак молдавской княжны и русского наследника позволил присоединить к Московскому государству Тверь. Что способствовало созданию единого централизованного Русского государства в XV веке. В то же время вторая жена Ивана III Софья Палеолог попала в немилость. Из царской казны стали исчезать драгоценности. Как писали про Софью летописи, "много истеряла казны великого князя; брату давала, кое племяннице давала - и много...". Великокняжеская казна была предметом особых забот не одного поколения московских государей, которые старались приумножать фамильные сокровища.

Бесценные драгоценности тверской княжны Марии (первой жены Ивана III и матери Ивана Молодого) Софья, никого не спрося, отдала своей племяннице- итальянке. В 1483 году во время крещения первого царского внука Дмитрия, сына Ивана Молодого и Елены Волошанки, разразился грандиозный скандал. Новорожденный Дмитрий был продолжателем династий и московских, и тверских князей, и молдавских господарей.

В 1490 году Иван Молодой умер. Как считают многие, он был отравлен. Говорят, что отравили его люди Софьи Палеолог. Но доказательств тому нет. Следствия в те далекие и темные времена никто не вел, а врача, который лечил князя Иван Молодого, казнили.

Политическая и династическая борьба продолжились при Московском дворе. Оляна (Елена Волошанка) пережила свой триумф, когда в 1497 году дед и Великий князь Московский Иван III в Успенском соборе Московского кремля венчал на царствование своего внука. Пышная праздничная церемония происходила при большом стечении духовенства, бояр, князей дворян, зарубежных гостей и послов, а также и простого московского люда. Это было первое в истории Российского государства венчание монарха на царствование. И самым первым среди множества монархов в истории России был Дмитрий Внук (таким было прозвище наследника престола). Маленький мальчик, внук двух великих современников, наследник славы и мощи двух своих славных дедов, которые вошли в историю под именами Стефан III Великий, господарь и воевода Молдовы, и Великий князь Владимирский и князь Всей Руси Иван III Великий. Все последующие церемонии венчания русских царей и императоров будут копировать и повторять венчание на царствование Дмитрия Внука. 400 лет без одного года (с 1497 по 1896 годы), от Дмитрия Внука до Николая II, будет повторяться эта прекрасная и торжественная церемония.

Но вернемся к сказке. Судьбы реальных и сказочных персонажей отличаются. Но народ, этот мудрый и тонкий наблюдатель, из всего множества правителей выбрал одну пару и наделил ее идеальными чертами. Верно, Иван Молодой (он же Иван Царевич) и Оляна, Елена Волошанка (она же Елена Прекрасная и Премудрая), это заслужили. Народная память сохранила людей и правителей такими, какими они были в жизни. Такими они и предстали перед нами в сказке. Идеальный правитель, заступник и защитник родной земли - Иван-царевич, князь. Прекрасная и умная супруга - Елена, молдавская княжна.

Ну и, конечно, не обойтись без любви. Она - самая и главная героиня и сказки, и реальных событий. Не будь любви, не было бы и всей этой истории.

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о теории возникновения цивилизаций, истории человечества и о вселенной вы можете найти там, где вам максимально удобно

Пусть люди, создавшие новую Россию, вздрогнут. России нет и быть не может, поскольку она была уничтожена униатами во время правления Софьи Палеолог.

Предательство Бога не прощается. И этот факт постоянно возвращает Россию к тому моменту, когда она допустила это преступление. Если в ближайшее время, российское руководство не исправит этот момент в своей истории, то очень скоро, весь многонациональный российский народ впадет в такую в смуту, какой на земле еще не было.

Мало кто понимает, о чем идет речь, потому, поясню. Ведь, и В.В. Путин, и другие руководители России искренне пытаются вывести ее на путь истины, на путь развития. Но, с камнем предательства Бога Вседержителя на шее, выйти на этот уровень будет невозможно, ибо не может корабль плыть со спущенным якорем. Ошибки истории необходимо исправлять, а не замалчивать.

Объясню в чем заключается эта ошибка, не прибегая к конкретным историческим документам, поскольку, за 500 прошедших лет истории, факт ошибки постарались тщательно затереть и переврать. Но те, кто работают со смыслом и умеют смотреть поверх мышиной возни, безусловно поймут о чем идет речь.

Итак, в 1492 году согласно пасхалиям должен был начаться конец света. То есть сама Пасхалия (таблица празднования пасхальных праздников) была составлена только до 7000 года от сотворения мира, что в переводе на Григорианский календарь, соответствует 1492 году от Рождества Христова. Эта дата была ключевой, и настолько ожидаемой, что в 1491 году многие крестьяне даже не засеяли свои поля пшеницей, уверенные в приближении конца света, что привело к голоду и разрухе.

Но почему именно конец света в православном мире, ассоциировался со страшными событиями гибели цивилизации. Полагаю, что кому-то было важно запугать мир этим праздничным событием, тогда, как сам апокалипсис, согласно семеричной системе построения мира, предполагает лишь переход из одного тысячелетия в другое, с изменением мирового порядка, то есть с приходом новой религии на планету. Именно поэтому, период в семь тысяч лет определили, как последнее тысячелетие в семеричном цикле, который равен семи тысячам лет. Однако, ошибка состояла в том, что сотворение мира не есть начало самого семеричного цикла нашего времени, а всего лишь часть всей мировой истории.

Духовный стержень планеты (1- Александрия (Египет), 2- Атлантида, 3- Стамбул (Турция), 4- Старый Орхей (Молдова), 5- Киев (Украина), 6- Санкт-Петербург (Россия), 7 – Гиперборея (Баренцево море).

В 7000 году исполнилось три тысячи лет от начала этого цикла, то есть, по сути, заканчивалась эра христианства. На землю должен был прийти Христос и собрать плоды, которые Он посеял посредством своего подвига, своей жертвы. По определению седьмого православного собора, именно после этой даты должен был состоятся последний собор, призванный возвестить о начале новой эры прямого правления миром Бога Вседержителя, Отца и Создателя всех миров и народов. Тем самым, исполнился бы завет заложенный в молитве Отче Наш, который Иисус Христос озвучил в своей Нагорной проповеди: «да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».

К этому моменту все прогрессивное человечество готовилось с большим размахом, ибо этот переход означал окончательную победу добра над злом. Но именно папский престол и мировое еврейство понимало, что после этого момента их власть окончательно будет безвозвратно утрачена, и потому, Папа Римский и его «кошельки» из глобальных еврейских фамилий, решили испортить человечеству праздник, изменив и календарь, и пасхалию. Именно поэтому в России, и произошел сбой в системе координат. Итак, согласно пасхалиям, мир должен был перейти к новому календарю, данному Богом Вседержителем. Но агенты, подосланные из Ватикана, находящиеся в окружении Софьи Палеолог, уничтожили своих главных соперников, строивших новый мир на планете.

Они объявили наследника российского престола Ивана Молодого – сына Ивана Третьего, его жену Елену Стефановну Волошанку и их сына Дмитрия, действительного венчанного на царствие императора Российского — еретиками жидовствующими, ибо и Иван Молдовой, и Елена Волошанка продвигали идею единого Бога на Земле, идею, связанную с приближением нового мирового порядка, наступающим после окончания периода христианства, который согласно пасхалиям заканчивался в 7000 году от сотворения мира. Этим униатам, удалось убедить верхушку православного руководства в России (новгородскую школу), что апокалипсиса не будет, и что мир продолжит развиваться по пути христианства.

Таким образом, проблема была решена очень оригинально: сперва, наследник российского престола Иван Молодой был отравлен слугами Софьи Палеолог, а затем, его жену Елену Волошанку (дочь молдавского господаря Штефана Великого) и сына Дмитрия уже коронованного на царствие, объявили еретиками, заточили в подземелье, где и замучили до смерти.

После чего, календарь и пасхалия были продлены на тысячу лет. Таким образом, вопреки здравому смыслу и пророчеству предков, путем государственного переворота, а выражаясь современным языком, обыкновенной цветной революции, запад захватил власть в России, ввергнув ее на 500 долгих лет, в темные века междоусобиц и мракобесия.

Сегодня, этот ключевой момент в истории всего человечества пытаются замалчивать как на Западе, так и на Востоке, именно потому, что церковь Христа перестала существовать именно тогда, когда закончились пасхалии и произошел апокалипсис. В настоящий момент, христианство — это мертвая религия утратившая смысл и значение, ибо мир снова перешел на новый уровень своего развития, приобретя новые качества. И коль скоро, этот переход согласно плану Бога должен был произойти именно в Молдове, а потом уже и в России, мы, c Божьей помощью, сумели исправить ошибку наших предков, и завершили работу, которую начал наш великий господарь Штефан Третий.

Что касается самой России, то и руководству страны в лице ее президента В.В. Путина и главе православной церкви в лице патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, необходимо понять, что у России есть только один путь – это служение Богу. И если Россия не примет его, вновь запустит процесс отрицания истины, то уже к осени на ее территории начнутся необратимые процессы переформатирования и развала.

Господь Вседержитель не потерпит, чтобы ложь, созданная 500 лет назад Папой Римским и его униатами на территории России, снова восторжествовала. Пришло время новой единой религии под руководством Бога Вседержителя, а старая, изжившая себя в далёком 1492 году, должна тихо уйти, сложив свои полномочия.

Но, как это обычно случается в плохом кино, события истории имеют свойство повторяться, но не в виде реальных событий, а в виде фарса. Отсюда и встреча Папы римского с патриархом Московским на Кубе, и попытка вновь пустить все человечество по ложному кругу развития. Не случайно, в начале текущего 2016 года, глава римской католической церкви и английская королева — глава англиканской церкви в один голос заявили о том, что вероятно, Рождество Христово на Земле в этом году праздновалось в последний раз.

Видимо, они хорошо знают о том, что приход нового мира на планету неминуем, даже несмотря на то, что евреи и Папа Римский попытались этому процессу противодействовать.

Святослав Мазур, В.М.С.О.Н.В.П.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Елена Стефановна («Волошанка», предположительно родилась в 1464-1466 годах, умерла в 18 января 1505) - дочь молдавского господаря Стефана III Великого и киевской княжны Евдокии Олельковны , жена старшего сына Ивана III Ивана Молодого , в этом качестве - княгиня тверская .

Биография

О ранних годах Елены Стефановны практически ничего не известно. В 1480 году её отец Стефан Великий направил посла в Москву для заключения союза с Русским государством против угрожавших Молдавскому княжеству турок. Для скрепления этого союза Елена должна была выйти замуж за старшего сына Ивана III Васильевича - Ивана Ивановича Молодого . В 1481 году в Молдавию были отправлены русские послы, которые в 1482 году вернулись в Москву с Еленой Стефановной.

Её свадьба с Иваном Молодым состоялась в январе 1483 года . В браке Елена Стефановна родила сына Дмитрия . В 1490 году её муж заболел «ломотой в ногах» и скоропостижно скончался.

В 1484 г. Иван III хотел одарить Елену «саженьем» (жемчужным приданым), принадлежавшим его покойной первой жене Марии Борисовне , то оказалось, что его 2-я жена София «римлянка» многое «порастеряла». Разгневанный великий князь не постеснялся отнять подаренное Софией у её племянницы Елены, бывшей замужем за князем Верейским Василием, что послужило к бегству последнего в Литву и к ликвидации его удела

В качестве матери нового наследника Елена Стефановна принимала активное участие в придворных интригах, была обращена в учение жидовствующих Истомой и стала видным деятелем кружка еретиков во главе с Фёдором Курицыным , представлявшего круги, оппозиционные феодальной знати. Елена соперничала с Софьей Палеолог , добивавшейся объявления наследником своего сына Василия . Борьба при дворе закончилась поражением кружка Курицына. Сторонники Елены были казнены, Иван III аннулировал решение о назначении Дмитрия наследником и 11 апреля 1502 года приказал заключить невестку и бывшего наследника в тюрьму. Елена Стефановна умерла в заключении «нужною смертию» (т. е. была убита) в 1505 году .

Конфликт между Иваном III и Стефаном III по поводу заключения Елены существенно не отразился на русско-молдавских отношениях, хотя и вызвал некоторые трения. Оба правителя ставили политические интересы на первое место, поэтому семейная ссора дальнейших политических последствий не имела.

Наследие

При дворе Елены Стефановны, по предложению С. М. Каштанова, в 1495 году возник летописный свод, отразивший характерные черты политики протверской группировки.

В окружении Елены возник и памятник древнерусского художественного шитья - пелена (т.н. Пелена Елены Волошанки), на которой изображён торжественный выход Ивана III Великого с семейством во время коронации Дмитрия. В ней, наряду с церковными мотивами, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и молдавского искусства .

См. также

  • Рахманиновы - дворянский род, претендовавший на происхождение от легендарного брата Елены

Источники

Напишите отзыв о статье "Елена Стефановна"

Отрывок, характеризующий Елена Стефановна

К тому времени я уже чётко поняла, что не смогу найти никого, с кем могла бы открыто делиться тем, что со мной постоянно происходило, и уже спокойно принимала это, как должное, больше не огорчаясь и не пытаясь кому-то что-то доказать. Это был мой мир и, если он кому-то не нравился, я не собиралась никого насильно туда приглашать. Помню, позже, читая одну из папиных книг, я случайно наткнулась на строки какого-то старого философа, которые были написаны много веков назад и которые меня тогда очень обрадовали и несказанно удивили:
«Будь, как все, иначе жизнь станет невыносимой. Если в знании или умении оторвёшься от нормальных людей слишком далеко, тебя перестанут понимать и сочтут безумцем. В тебя полетят камни, от тебя отвернётся твой друг»…
Значит уже тогда (!) на свете были «необычные» люди, которые по своему горькому опыту знали, как это всё непросто и считали нужным предупредить, а если удастся – и уберечь, таких же «необычных», какими были они сами, людей!!!
Эти простые слова, когда-то давно жившего человека, согрели мою душу и поселили в ней крохотную надежду, что когда-нибудь я возможно и встречу кого-то ещё, кто будет для всех остальных таким же «необычным», как я сама, и с кем я смогу свободно говорить о любых «странностях» и «ненормальностях», не боясь, что меня воспримут «в штыки» или, в лучшем случае, – просто безжалостно высмеют. Но эта надежда была ещё настолько хрупкой и для меня невероятной, что я решила поменьше увлекаться, думая о ней, чтобы, в случае неудачи, не было бы слишком больно «приземляться» с моей красивой мечты в жёсткую реальность…
Даже из своего короткого опыта я уже понимала, что во всех моих «странностях» не было ничего плохого или отрицательного. А если иногда какие-то из моих «экспериментов» и не совсем получались, то отрицательное действие теперь проявлялось уже только на меня, но не на окружающих меня людей. Ну, а если какие-то друзья, из-за боязни быть вовлечёнными в мои «ненормальности», от меня отворачивались – то такие друзья мне были просто не нужны…
И ещё я знала, что моя жизнь кому-то и для чего-то видимо была нужна, потому, что в какую бы опасную «передрягу» я не попадала, мне всегда удавалось из неё выйти без каких-либо негативных последствий и всегда как-будто кто-то неизвестный мне в этом помогал. Как, например, и произошло тем же летом, в момент, когда я чуть было не утонула в нашей любимой реке Нямунас...

Был очень жаркий июльский день, температура держалась не ниже +40 градусов. Накалившийся «до бела» воздух был сухим, как в пустыне и буквально «трещал» в наших лёгких при каждом вздохе. Мы сидели на берегу реки, бессовестно потея и ловили ртами воздух, как выброшенные на сушу перегревшиеся караси… И уже почти что полностью «поджарившись» на солнышке, тоскующими глазами смотрели на воду. Привычной влаги абсолютно не чувствовалось и поэтому всей ребятне дико хотелось как можно быстрее окунуться. Но купаться было немножко боязно, так как это был другой, не привычный нам берег реки, а Нямунас, как известно, издавна была той глубокой и непредсказуемой рекой, с которой шутки шутить не советовалось.
Наш старый любимый пляж был на время закрыт для чистки, поэтому мы все временно собрались на месте более или менее кому-то знакомом, и все пока что дружно «сушились» на берегу, никак не решаясь купаться. У самой реки росло огромное старое дерево. Его длинные шелковистые ветви, при малейшем дуновении ветра, касались воды, тихо лаская её нежными лепестками, а мощные старые корни, упираясь в речные камни, сплетались под ним в сплошной «бородавчатый» ковёр, создавая своеобразную, нависающую над водой, бугристую крышу.
Вот это-то старое мудрое дерево, как ни странно, и являло собой реальную опасность для купающихся… Вокруг него, по какой-то причине, в воде создавалось множество своеобразных «воронок», которые как бы «всасывали» попавшегося человека в глубину и надо было быть очень хорошим пловцом, чтобы суметь удержаться на поверхности, тем более, что место под деревом как раз было очень глубоким.
Но детям говорить об опасности, как известно, почти что всегда бесполезно. Чем больше их убеждают заботливые взрослые, что с ними может произойти какая-то непоправимая беда, тем больше они уверенны, что «может быть с кем-то это и может случиться, но, конечно же, только не с ними, не здесь и не сейчас»… А само ощущение опасности, наоборот – их только ещё больше притягивает, тем самым, провоцируя иногда на глупейшие поступки.
Вот примерно так же думали и мы – четверо «бравых» соседских ребят и я, и, не вытерпев жары, всё же решили искупаться. Река выглядела тихой и спокойной, и никакой опасности вроде бы собой не представляла. Мы договорились наблюдать друг за другом и дружно поплыли. В начале вроде бы всё было, как обычно – течение было не сильнее, чем на нашем старом пляже, а глубина не превышала уже знакомой привычной глубины. Я расхрабрилась и поплыла уже более уверенно. И тут же, за эту же слишком большую уверенность, «боженька стукнул меня по головушке, да не пожалел»… Я плыла недалеко от берега, как вдруг почувствовала, что меня резко потащило вниз… И это было столь внезапно, что я не успела никак среагировать, чтобы удержаться на поверхности. Меня странно крутило и очень быстро тянуло в глубину. Казалось, время остановилось, я чувствовала, что не хватает воздуха.

Вскоре после смерти Ивана, при попытке отравить и его сына Дмитрия, Софья была разоблачена и посажена вместе с сыном Василием в тюрьму.Правда, некоторые детали отличаются от реальности, но это все же народная сказка, а не исторические хроники. Очередность появления на свет братьев в сказке была такой - сначала Дмитрий, потом Василий, последний - Иван. В реальности она была прямо противоположной - сначала появился Иван (1458), потом Василий (1479), потом Дмитрий (1481). "В промежутке" был еще и брат Юрий (1480).Жена Ивана Оляна, она же Елена Волошанка (Молдаванка), родившаяся и воспитанная в европейской стране, отличалась умом и прогрессивными взглядами. В правление ее отца в Молдавии развивались культура и искусство рукописной книги.Любопытно, что в сказке про Ивана-царевича Елена упрекает коварных братьев такими словами: "Вы б тогда были добрые РЫЦАРИ, если б выехали с ним в чисто поле, да живого победили, а то убили сонного и тем какую похвалу себе получите?" Сама эта реплика говорит о том, что Елена, безусловно, происходила из европейской страны с рыцарским кодексом чести. Молдавия вполне относилась к таким странам.Елена была весьма образованной, и в Москве вокруг нее образовался кружок свободно мыслящих людей. В него входил, в том числе, вольнодумец Федор Курицын. В своей книге "Написание о грамоте" он пропагандировал - подумать только! - свободу воли ("самовластие души"), достигаемую путем образования и грамотности. Елена и после смерти мужа Ивана какое-то время смогла удерживать царя от репрессий против инакомыслящих, в то время как новая царская жена Софья требовала жестокой расправы над "еретиками".Иван Молодой был сыном Ивана III от его первой жены Марии Борисовны, дочери великого князя Тверского Бориса Александровича. Следовательно, был законным наследником на Московский и Тверской престол. В это время Тверской престол занимал Михаил Борисович, брат его матери. Будучи бездетным и понимая свое шаткое положение, он интриговал против Великого князя Московского Ивана III. В 1483 году состоялся брак между Оляной (Еленой Волошанкой) и Иваном Молодым. И вскоре у молодых родился сын и наследник Дмитрий. Тем самым упрочилось положение правящей Московской династии. В 1485 году Михаил Борисович бежал из Твери, и Иван III послал туда своего сына. До конца жизни Иван Молодой был не только соправителем отца, но и Великим князем Тверским. Так брак молдавской княжны и русского наследника позволил присоединить к Московскому государству Тверь. Что способствовало созданию единого централизованного Русского государства в XV веке. В то же время вторая жена Ивана III Софья Палеолог попала в немилость. Из царской казны стали исчезать драгоценности. Как писали про Софью летописи, "много истеряла казны великого князя; брату давала, кое племяннице давала - и много...". Великокняжеская казна была предметом особых забот не одного поколения московских государей, которые старались приумножать фамильные сокровища.Бесценные драгоценности тверской княжны Марии (первой жены Ивана III и матери Ивана Молодого) Софья, никого не спрося, отдала своей племяннице- итальянке. В 1483 году во время крещения первого царского внука Дмитрия, сына Ивана Молодого и Елены Волошанки, разразился грандиозный скандал. Новорожденный Дмитрий был продолжателем династий и московских, и тверских князей, и молдавских господарей.В 1490 году Иван Молодой умер. Как считают многие, он был отравлен. Говорят, что отравили его люди Софьи Палеолог. Но доказательств тому нет. Следствия в те далекие и темные времена никто не вел, а врача, который лечил князя Иван Молодого, казнили.Политическая и династическая борьба продолжились при Московском дворе. Оляна (Елена Волошанка) пережила свой триумф, когда в 1497 году дед и Великий князь Московский Иван III в Успенском соборе Московского кремля венчал на царствование своего внука. Пышная праздничная церемония происходила при большом стечении духовенства, бояр, князей дворян, зарубежных гостей и послов, а также и простого московского люда. Это было первое в истории Российского государства венчание монарха на царствование. И самым первым среди множества монархов в истории России был Дмитрий

Княгиня Елена Стефановна, прозванная Волошанкой, была дочерью молдавского господаря (князя) Стефана III Великого . «Волошанка» означало буквально «молдаванка». Матерью ее была киевская княжна Евдокия Олельковна, выданная замуж за границу для укрепления дипломатического союза Руси и Молдавского княжества.

Родилась Елена Стефановна приблизительно в 1464 году. О детстве и воспитании княжны сведений очень мало. В 1480-х годах Молдавскому княжеству стали угрожать турки. Стефан III обратился за помощью к московскому князю Ивану III.

Для закрепления договоренности между ними дочь молдавского князя выдали замуж за сына Ивана III. За этим отпрыском государя закрепилось прозвище Иван Молодой. Свадьбу сыграли в 1483-ем. От Ивана Молодого молдавская княжна родила сына Дмитрия. Супруг Елены Стефановны оказался слаб здоровьем и через 7 лет после заключения брака умер.

История с приданым

С Еленой Волошанкой и второй супругой князя Ивана III Софьей Палеолог связана одна некрасивая история. Через год после венчания своего сына Иван III решил подарить невестке жемчужное приданое редкой красоты. Раньше оно принадлежало Марии Борисовне, первой супруге Ивана III. Женщина умерла - предположительно, была отравлена - в совсем юном возрасте (25 лет).

После нее осталось богатое приданое, которое вдовец и решил подарить Елене Волошанке. Но оказалось, что Софья Палеолог уже подарила его своей племяннице. Она сделала это, не спросив разрешения у супруга. Князь рассвирепел, отобрал подарок у племянницы жены. Этот случай положил начало тайной вражде между Еленой Волошанкой и Софьей Палеолог.

Соперничество княгинь

В 1497 году Иван III объявил своим наследником сына Елены, Дмитрия. Мать престолонаследника оказалась очень активной женщиной. Елена участвовала в придворных интригах, а также приняла учение еретиков - жидовствующих, которые выступали против феодальной знати.

Софья Палеолог, мечтавшая видеть наследником престола своего сына, воспользовалась ситуацией и нашептала мужу о тайных пристрастиях Елены. В результате этих интриг Дмитрий потерял право наследовать престол. Оно перешло к сыну Софьи, Василию. Князь и Елена Волошанка были арестованы.

В 1505 году невестка московского князя умерла в тюрьме (вероятно, была убита). Между отцом Елены и Иваном III разгорелась ссора. В итоге державные мужи помирились, и смерть Елены Стефановны была забыта. На первое место князья ставили политические интересы.

Елена Премудрая и Прекрасная

Многие историки и этнографы считают, что закончившая свои дни в застенках Елена Стефановна стала прообразом известной героини русских сказок Елены Прекрасной (как вариант - Премудрой). Княгиня была не только хороша собой, но и отличалась прогрессивными взглядами. Отсюда и образ мудрой красавицы.

Ее супруг - Иван Молодой, умерший от неизвестной болезни (говорят, что был отравлен Софией Палеолог), стал прообразом Ивана Царевича. Как и герой сказки, Иван Молодой буквально привез себе суженую из-за тридевяти земель, из Молдавского княжества.

А русский народ сложил красивую сказку о любви Елены Прекрасной и Ивана Царевича, о братьях-соперниках и Сером волке.