Стихотворение «Няне» Пушкин – читать полностью онлайн или скачать текст. Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя

Ответ оставил Гость

6. Анализ стихотворения.Попробуйте выразить настроение этого стихотворения с помощью красок-цветов.Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?- Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами. Каким настроением пронизано это стихотворение?- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое. Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?- В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе. Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.Поэтому жанр стихотворения – послание.В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства- все способствует выражению настроения.Рассмотрим, как выражается настроение в этом стихотворении.Первые 2 строки стихотворения - обращение лирического героя к няне.7. Образное рисование.Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды.Сколько иллюстраций-слайдов у вас получится?Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
- Cтроки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
- Представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль. Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
- Кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль. То чудится тебе…- Возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.1 часть - обращение лирического героя к няне.Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесовВ 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни? ПОЧИТАЙ МОЖЕТ НАЙДЁШЬ

Теплое имя Арины Родионовны знакомо каждому с младых ногтей. Зная, какую роль сыграла она в жизни великого русского поэта, невозможно читать стих “Няне” Пушкина Александр Сергеевич без умиления. Каждая его строчка пропитана теплом, благодарностью и нежной грустью.

Стихотворение было написано поэтом в 1826 году, в Петербурге. К этому времени Пушкин вернулся из Михайловского, куда был отправлен в 1824 году после очередной стычки с начальством. В сентябре произошло “примирение” поэта с Николаем I, который пообещал ему свое покровительство даже несмотря на то, что Пушкин не скрывал от него своей симпатии к декабристам.

Текст стихотворения Пушкина “Няне” поделен на 4 части. Сперва поэт дружески обращается к своей кормилице, которая была с ним рядом не только все детство, но и во время двухлетней ссылки в Михайловском. Обращение “Голубка дряхлая” моя можно было бы назвать фамильярным, но Пушкин, во-первых, очень любит, а во-вторых, безмерно уважает нянюшку. Она для него не только кормилица, она – подруга дней суровых, намного более близкая духовно, нежели мать.

В третьей части стихотворения, которое сейчас проходят на уроке литературы в 5 классе, Александр Сергеевич мысленно возвращается к отчему дому. Образ мудрой и доброй нянюшки бесконечно трогает его. Мысленным взором Пушкин видит, как Арина Родионовна горюет перед окошком своей светлицы и ждет, ждет барина, за которого сильно переживает, напряженно вглядываясь вдаль. Последними строками поэт подчеркивает, что он не может часто бывать в Михайловском и навещать кормилицу. Он вырос, у него другая жизнь, иные заботы и стремления.

Учить это лирическое произведение достаточно легко. Его текст мягкий, плавный, быстро запоминающийся.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе. . . . . . .

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.... Образ русской няни можно встретить в творчестве и воспоминаниях многих русских деятелей культуры. Но много ли о ней известно? Подчас становясь полноценным членом семьи, она всегда остается в тени своих воспитанников. Лишая себя собственного семейного счастья, няня отдавала всю любовь и ласку своим подопечным, становясь самым близким человеком для ребенка, лишенного из-за условностей этикета любви родителей. Именно няня формировала душу своих подопечных. Пускай она не могла обучить хорошим манерам, не знала иностранного языка, но прививала главное - любовь и уважение к простому человеку, русской культуре, слову. Предлагаем посмотреть, как русские деятели вспоминали о своих нянях. Арина Родионовна. Самая известная русская няня. Удивительно, но Пушкин ни разу не назвал ее по имени, даже в письмах, обращаясь к ней, писал просто «няня». Но вся его любовь и благодарность к няне, «доброй подружке бедной юности моей» выливалась в его стихотворениях. Арина Родионовна прошла через все творчество Пушкина. Она с детства прививала любовь поэта к русскому слову, культуре, рассказывая сказки, которые, как принято считать, впоследствии легли в основу его произведений. Няня знакомила Пушкина с русским обычаями и обрядами, показывала жизнь простого русского народа. Не оставила его во время его ссылки в Михайловском, скрашивая дни своими сказками. Арина Родионовна была своеобразной «литературной няней», став прообразом няни Татьяны в «Евгении Онегине», прототипом женских образов в романе «Арап Петра Великого» и мамки Ксении в «Борисе Годунове». Алена Фроловна. Няня Федора Достоевского была взята из московских мещанок по найму. Она вырастила все семейство писателя. Достоевский в своем дневнике описывает ее как сорокапятилетнюю женщину с ясным веселым характером, рассказывающей «такие славные сказки». Действительно, Алена Фроловна знала множество сказок, игр и песен. Именно она привила писателю любовь к русской культуре. Однажды в доме Достоевских случился пожар, сгорело все: и избы, и амбар, и скотный двор, и запасы зерна. Алена Фроловна, не бравшая жалованья уже несколько лет, предложила все свои имеющиеся деньги семье писателя. Достоевский вспоминал, что денег у нее так и не взяли. Аннушка. Для Гончарова няня Аннушка стала главным источником познавания русского фольклора. Писатель вспоминал, как няня с увлечением рассказывала ему сказки о Жар-птице, Емеле-дураке, Медведе на деревянной ноге. «Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно, потому что сама вполовину верила рассказам». Ее выражения и прибаутки можно увидеть во многих произведениях писателя. Например, во «Сне Обломова» явно чувствуются личные впечатления автора. «Отчего это, няня, тут темно, а там светло, а ужо будет и там светло? Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо, как завидит издали, так и просветлеет». Няня дает маленькому Илюше сказочное, мифологическое объяснение мира, которым довольствуется сама. При этом она развивает в ребенке воображение и поэтическое мировосприятие. Образ няни прошел через все творчество писателя. В очерке «Русские в Японии в 1854 году» Гончаров соотносит ощущения от происходящих событий с впечатлениями от рассказов няни: «Мне не верилось, что все это делается наяву. В иную минуту мне казалось, что я ребенок, что няня рассказала мне чудную сказку о неслыханных людях, а я заснул у ней на руках и вижу все это во сне». Анна Ивановна Катаменкова. Анна Ивановна Катаменкова, няня Николая Бердяева, была горячо верующей, доброй и заботливой. Ее, как и многих нянь в русских домах, считали не прислугой, а членом семьи. Бердяев видел в ней воплощение классической русской няни. «Она представляла собой классический тип русской няни. Горячая православная вера, необыкновенная доброта и заботливость, чувство достоинства, возвышавшее ее над положением прислуги и превращавшее ее в члена семьи. Няни в России были совсем особым социальным слоем, выходящим из сложившихся социальных классов. Для многих русских бар няня была единственной близкой связью с народом». Дуняша. Она была высокой и худой, из-за чего ее стали называть «длинной няней». Няня балерины «Русских сезонов» Тамары Карсавиной, Дуняша, вырастила не только танцовщицу, но и ее брата Леву. Балерина в своей книге «Театральная улица» вспоминает, что Дуняша научила ее испытывать неудержимую жалость ко всем живым созданиям, попавшим в беду. Няня неодобрительно относилась к тому, что ее воспитанница стала учиться балету. Дуняша часто рассказывала историю про знакомого акробата, которому «переломали все кости», чтобы он стал гибким. Поэтому она с жалостью смотрела на те фотографии Карсавиной, где та была снята, стоящей на пуантах. Во время же первого дебюта балерины в Мариинском театре Дуняшу охватило столь глубокое горе, что она принялась громко рыдать, из-за чего ее пришлось увести из театра. Дуня. Образ и роль няни в жизни Дягилева хорошо иллюстрирует портрет Бакста «Портрет С. П. Дягилева с няней». Преданная няня Дуня сидит в углу, и с любовью и трепетом смотрит на своего воспитанника, гордо и выступающего на переднем плане. Няня Сергея Дягилева не оставила своего воспитанника и после того, как тот вырос. Верная Дуня провела всю свою жизнь рядом с великим импресарио. После его поступления в университет она переехала с ним в Петербург и стала полноправной хозяйкой его квартиры. Дуня присутствовала на всех заседаниях «Мира искусства», журнала, одним из создателей которого являлся Дягилев. Все, бывавшие у Дягилева дома, почитали Дуню, считая ее «своим человеком», здороваясь с ней за руку. Бенуа вспоминал, что Дуня была типичной деревенской старушкой, с морщинистым лицом и каким-то застывшим выражением в глазах вопрошающей тревоги.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Анализ стихотворения «Няне» Пушкина

Имя простой крестьянки Арины Родионовны стало благодаря великому поэту известным и даже нарицательным. Она была первой воспитательницей молодого поэта, познакомила его с удивительным миром национальных преданий и сказаний. Благодаря няне Пушкин впервые ощутил всю прелесть и живую силу русского народного языка, его богатство и разнообразие. Учеба в Царскосельском лицее и последующая бурная жизнь отдалили поэта от своей первой учительницы. Он мог только изредка навещать ее. Ссылка поэта в с. Михайловское, продолжавшаяся около двух лет, вновь позволила Пушкину постоянно общаться с Ариной Родионовной. Ей он доверял свои самые заветные мечты и поэтические замыслы. В 1826 г. поэт создал стихотворение «Няне», посвященное наиболее преданной ему женщине.

Пушкин относился к Арине Родионовне не только как к воспитательнице, он испытывал к ней почтительную любовь и уважение. Он с первых строк обращается к няне со словами «подруга» и «голубка». Это не просто фамильярность к крестьянке, так поэт выражает нежность своего чувства. В жизни Пушкина было много людей, которые кардинально поменяли к нему отношение после царской опалы. Арина Родионовна была одной из немногих, кто до конца сохранял верность поэту. В деревенской глуши она преданно ждала своего любимого воспитанника.

Устав от бесконечных насмешек высшего общества и преследования цензуры, Пушкин всегда мог в воспоминаниях обратиться к образу любимой старушки. Он представляет ее себе сидящей у окна с неизменным вязанием. Неясная «тоска», «предчувствия» связаны с переживаниями за судьбу поэта, который навсегда остался для нее маленьким мальчиком.

Пушкин отмечал, что ссылка в Михайловское стала для него не только наказанием, но и отдыхом от шумной городской суеты. Скромная деревенская жизнь стала для поэта свежим источником вдохновения. Немаловажную роль в этом сыграла Арина Родионовна. В ее обществе Пушкин проводил все вечера, возвращаясь в детство. Поэт вспоминал, что только благодаря няне ему никогда не было скучно.

Стихотворение создает ощущение начала какой-то сказки или предания. Образ сидящей у окна няни в точности повторен Пушкиным впоследствии в .

Произведение осталось неоконченным. Оно внезапно обрывается словами «то чудится тебе…». Можно лишь предполагать, что хотел сказать поэт дальше. Несомненно, что и дальнейшие строки были бы проникнуты тем же нежным и светлым чувством.