Сочинение «Основные мотивы лирики С. Основные мотивы лирики С.А. Есенина

Анализ лирики С.А. Есенина

Сергей Есенин жил и творил на рубеже двух эпох - старой и новой. Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта, - целиком можно отнести к Есенину. Отсюда тот драматизм чувств, которым наполнена его лирика, его искренние скорбные самопризнания:

Я человек не новый, что скрывать.

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать,

скольжу и падаю другою.

Сложным и трудным был путь поэта к новой жизни. Но, несмотря на все падения и срывы, он шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им, - чувство ничем не растор­жимой связи со своим народом.

Уже в раннем периоде творчества становится очевид­ной самая сильная сторона поэтического дарования Есе­нина - его умение рисовать картины русской природы. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Картины часто не радуют глаза («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...») (1914), но тем сильнее любовь к обездоленной Родине. Она приобретает особенную силу с началом первой мировой войны - в эту «годину невзгод» («Русь») (1914). Но Есенин видит и яркие краски русской природы: во многих его стихах о России играют и перели­вают радостные тона - голубые, лазоревые, малиновые...

Пейзажи Есенина - не безлюдные картины, в них всегда «вкраплен» человек - сам поэт, влюбленный в родимый край.

Изображение человека в тесном общении с природой дополняется особой любовью поэта ко всему живому - зверям, птицам домашним животным («Корова», «Песнь о собаке» и др.).

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Есенин чувствует себя настолько привязанным к про­шлому деревни, что необходимость расстаться с ним вос­принимает как собственную обреченность. Эта мрачная тема порождает упадок душевных сил и пессимистические настроения: все чаще в его стихах появляется слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта - «роковая на нем печать».

Эти настроения отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая» (1924). Здесь мы застаем поэта в состо­янии крайнего упадка сил. Отчаяние, безразличие к жизни, попытка забыться в пьяном угаре - основные мотивы этого цикла.

Но Есенин нашел в себе силы выйти из этого тупика. В этом была его большая заслуга перед самим собой и перед новым временем. Позже он скажет одному из своих друзей: «Слушай! А ведь я все-таки ушел из «Москвы кабацкой». Ушел! Здорово трудно было». А в одном из стихотворений он еще раз подтвердит эту мысль:

Улеглась моя былая рана,

Пьяный бред не гложет сердце мне...

Трагизм прощания Есенина с прошлым оставил дра­матические следы в его творчестве. Но прошлое не погло­тило поэта, живая современность оказалась намного силь­нее.

В творческом развитии Есенина известную роль сыг­рала его заграничная поездка.

Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном из писем он писал: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства... В страшной моде Господин доллар, а не искусство... самое высшее - мюзик-холл». «Там, из Москвы, нам казалось, что Евро­па - это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может».

Стараясь оторваться от мрачных дум, Есенин соверша­ет поездки на Кавказ (Баку, Батум, Тифлис). Поездки эти имели для него огромное значение: они вносили душевное успокоение, давали возможность сосредоточиться, созда­вали благоприятную обстановку для творчества. Там он создал замечательный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы» (1924-1925).

Есенин неоднократно собирался в Персию, но ему так и не удалось побывать там. В «Персидских мотивах» отра­зились кавказские впечатления и впечатления от Средней Азии, где он провел некоторое время. Кроме того, поэт был хорошо знаком с творчеством средневековых персидских лириков (Омар Хайям, Саади и др.). В своих стихотворе­ниях поэт передает реальную атмосферу Востока, поэтизи­рует чувство любви

Тяга к размышлениям о жизни, о себе самом начинает занимать преимущественное положение в лирике Есенина в 1925 году. Он создает немало произведений, которые принято называть философской лирикой. В этом году Есенину исполнилось 30 лет. Он считал этот возраст зна­чительным для лирического поэта, переломным, предъяв­ляющим высокие требования к человеку.

В стихотворении «Мой путь» (1925) он подводит итоги прожитого: вспоминает события в стране, свою молодость, говорит о новом взгляде на жизнь, мечтает о том, «чтоб говорливая душа уже по-зрелому запела».

Поэт стремится глубже разобраться в том, «что случи­лось, что сталось в стране» («Несказанное, синее, неж­ное...») (1925). Он хочет жить, как и другие люди, «под веселой ношею труда», не отделяет себя от этих людей («Каждый труд благослови, удача...» (1925), «Я иду доли­ной...» (1925)). Не без сожаления поэт прощается со своей бурной молодостью, но в то же время хорошо понимает необходимость более зрелого отношения к жизни, более высокой требовательности к себе. Он во многом критичес­ки оценивает свое прошлое, учитывает опыт прожитого, задумывается над будущим («Спит ковыль, равнина доро­гая...» (1925)). Поэт говорит о своей привязанности к жизни, радуется ей, чувствуя себя возрожденным: «Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», «Мне все равно эта жизнь полюбилась. Так полюбилась, как будто вначале», «Снова я ожил и снова надеюсь, так же, как в детстве, на лучший удел». Есенин испытывает прилив свежих сил, новый творческий подъем.

Да, прошлое тяготело над поэтом, он сам признавался: «Остался в прошлом я одной ногою». Но в его творчестве есть и другое, главное - его страстное стремление понять новое время. Какой бы противоречивой ни была поэзия Есенина, невозможно отрицать тот факт, что глубокая вера поэта в настоящее и будущее России составляет основу его творчества.

Но та жизнь, которую он вел в течение десяти лет, оставила тяжелый след. Эти годы были перегружены слиш­ком быстрой сменой событий, впечатлений, настроений. Необыкновенная впечатлительность поэта углубляла пос­ледствия этого: часто случайные обстоятельства толкали его на необдуманные поступки и решения. Но Есенин еще пытается справиться с собой, переезжает в Ленинград, взяв с собой рукописи, ищет комнату, чтобы обосноваться в этом городе, где началась его литературная слава. Но в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года Есенина не стало.

Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое художественное богатство. В основе лирики Есенина лежит русская народ­ная поэзия. Поэт постоянно обращается к русской приро­де, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, настоящем и будущем. «На душе лимонный свет заката и сирени шелест голубой», - писал Есенин в минуты успокоения. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода про­житой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины русской природы естественно приводило к тому, что мы называем очеловечиванием природы: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения приближает природу к чело­веку, заставляет особенно полюбить ее.

У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует из, каждая краска имеет свой смысл и содержание.

Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встреча­ются в русской природе, это - цвет неба и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие человека: «Несказанное, синее, неж­ное...», «Тих мой край после бурь, после гроз». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голу­бое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»

«Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозна­чает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность и непорочность чувства («Выткался на озере алый свет зари...»). Розовый цвет символизирует юность, «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...» Незабываем «розовый конь» Есенина.

Эти краски-символы характерны для поэта-романти­ка, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин эмоционального воздейст­вия лирики Есенина.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчест­ве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, связанной с поэтикой народа.

Небывалая искренность тона, редкий дар непосредст­венного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать кра­соту и радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека, и простые, и сложные, - вот что характеризует Есенина-поэта.

«Вся моя автобиография — в стихах», — писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем само-бытнее талант, тем труднее современни-кам полностью оценить его вклад в духов-ную жизнь нации. В более поздних стихах Есенин, как бы подводя итоги своей твор-ческой деятельности, писал: «Мое село лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скан-дального пиита».

Богата талантами русская земля. Есенин прожил всего тридцать лет, но след, остав-ленный им в поэзии, неизгладим.

Родился Есенин в Константинове, где прошло его детство, а затем и годы юнос-ти, здесь он написал свои первые стихи. К вершинам поэзии Сергей Есенин под-нялся из глубин народной жизни. Мир на-родно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к рус-ской земле:

О Русь малиновое поле ,

И синь , упавшая в реку ,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску .

Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды — все это отобрази-лось в поэзии Сергея Есенина. «Моя лири-ка, — не без гордости говорил поэт, — жи-ва одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в мо-ем творчестве».

Край любимый ! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных ,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных , писал поэт. Такие строки, на мой взгляд, могут родиться только в душе истинного художника, для которого Родина — это жизнь.

Дед Есенина, «яркая личность, широкая натура», по словам поэта, имел прекрас-ную память и знал наизусть множество на-родных песен и частушек. Сам поэт знал в совершенстве русский фольклор, кото-рый изучал не по книгам. Мать исполняла множество песен, которые Есенин вспо-минал не раз. Есенин знал песни, как ред-ко кто их знал, он любил их — грустные и веселые, старинные и современные. Песни, сказания, поговорки — на этом воспитывался Сергей. В его тетрадях было записано около четырех тысяч миниатюр-ных шедевров.

С течением времени талант Есенина на-бирал силу. Войти в литературный мир ему помог Блок, перед которым он пре-клонялся. Блок написал своему другу Го-родецкому письмо с просьбой помочь мо-лодому автору. В своем дневнике Блок пи-сал: «Стихи свежие, чистые, голосистые. Давно не испытывал такого наслаждения». Позже стихи Сергея Есенина начали печа-тать столичные журналы:

Мечтатель сельский я в столице

Стал первокласснейший поэт .

Один из рецензентов сказал о ранних его стихах: «Усталый, пресыщенный горо-жанин, читая стихи Есенина, приобщается к забытому аромату полей, чем-то радост-ным веет от его поэзии».

Началась первая мировая война. Всем сердцем, всей душой поэт предан Родине и своему народу в эти долгие годы горя и печали:

Ой ты , Русь , моя родина кроткая ,

Лишь к тебе я любовь берегу .

Стихотворение «Русь» — это замечатель-ное, знаменитое произведение — художе-ственное кредо поэта. По настроению «Русь» чем-то перекликается с блоковскими скорбными раздумьями о Родине:

Россия , нищая Россия ,

Мне избы серые твои ,

Твои мне песни ветровые ,

Как слезы первые любви !

Есенин творил во время крутых поворотов в истории России. Он писал в автобиогра-фии: «Революцию я принял, но с крестьян-ским уклоном». Иначе и не могло быть. Есе-нин не просто лирик, это человек большого ума, поэт глубоких философских размыш-лений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и сла-бости — все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно сме-ло сказать, что Есенин всегда был верен се-бе в главном — в стремлении постичь слож-ную судьбу своего народа.

Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным перио-дом в его жизни: он не писал стихов> ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел траге-дийной поэмы «Черный человек». Это по-следнее поэтическое произведение Есе-нина. После возвращения из-за границы он посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нем, что в деревне произошли огромные пере-мены, но в какую сторону, он определить не мог. В стихотворении «Русь советская поэт пишет:

С горы идет крестьянский комсомол ,

И под гармонику , наяривая рьяно ,

Поют агитки Бедного Демьяна ,

Веселым криком оглашая дол .

Вот так страна !

Какого ж я рожна ,

Орал в стихах , что я с народом дружен ?

Моя поэзия здесь больше не нужна ,

Да и , пожалуй , сам я тоже здесь не нужен .

Долгие годы в школе изучали поэзию Демьяна Бедного, Лебедева-Кумача, но молодежь не знала лучших поэтов, их вы-черкивали из литературы. Так, в школьные учебники не включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности.

Но они живы, их стихи читают, любят, им верят. Есенин «кровью чувств» писал свои стихи. Раздавая себя, он рано сго-рел сам, его поэзия — это его судьба. Еще раньше в стихотворении «Устал я жить в родном краю» он предрекает свое будущее:

Устал я жить в родном краю

В тоске по гречневым просторам ,

Покину хижину мою ,

Уйду бродягою и вором ...

А месяц будет плыть и плыть ,

Роняя весла по озерам ,

И Русь все также будет жить ,

Плясать и плакать у забора .

В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растра-ченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В «Черном человеке» звучат трагические строки:

Друг мой , друг мой ,

Я очень и очень болен ,

Сам не знаю , откуда взялась эта боль ,

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем ,

То ль , как рощу в сентябрь ,

Осыпает мозги алкоголь .

Это не минутная слабость поэта, это яс-ное понимание, что жизнь его подходит к концу.

Много говорят о том, что Есенин не по-кончил жизнь самоубийством, что его уби-ли, потому что он оказывал большое влия-ние на умы русского народа. Вопрос спор-ный, но строки «В этой жизни умереть не ново, но и жизнь, конечно, не новей» гово-рят о том, что он устал бороться с окружа-ющей действительностью.

Мне бы хотелось закончить свое сочине-ние строками из его стихотворения «Мы теперь уходим понемногу». Его слова — это дань Родине, потомкам:

Много дум в тишине я продумал ,

Много песен про себя сложил ,

И по этой по земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил .

Каждый из поэтов приходит к нам по-своему: кто-то запоминается замечательной мелодичностью стихотворных строк, кто-то входит в душу нежностью чувств, кто-то вкарбовується громким лозунгом, устойчивыми принципами, кто - выразительными образами и неповторимостью новаторского лицо.

Есенин пришел ко мне с очаровательными чистыми красками. Языков новеньким кистью провели линию чрезвычайно ясного цвета - и все вокруг обновилося, засияло, запомнилось навсегда.

Выткался на озере алый цвет зари...

Заметался пожар голубой -

Вечером синим, вечером лунным.

Такой бесконечный цепь зимних, осенних, вечерних, утренних цветов я встречаю только в стихах Есенина.

Даже белый цвет у него необычный:

Все пройдет, как с белых яблонь дым...

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой. <...>

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Вообще вся природа: деревья, кусты, небо, даже времени года - просто (нет, пожалуй, не просто, а волшебно!) оживает под его пером, освещая по-новому столько раз виденное и вдруг - совершенно новое, необычное, а главное, живое, чувствительное, обращаясь к нам:

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком...

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, согнувшись, под метелью белой?

Утонул в сугробе, приморозив ногу...

Это каждый раз как открытие, как поэтический вспышка, что вызывает такой зрительный, слуховой образ, поднимает целую гамму чувств. Кажется, ты тоже хоть немного становишься причастен к таинственного, чарующего царства Поэзии...

Но для меня Есенин - не только мелодия и краски. Вот прочитайте и прислушайтесь:

Ты жива еще, моя старушка?

Жил и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Я сугубо городская жительница, так сказать, урбаністка. Домики мне знакомы лишь из книг и каких-то детских выдумок-представлений. Но услышу эти строки - словно рядом в сумерках и чужой и родной одновременно бабушка «в старомодном ветхом шушуне», и где-то рядом пушкинская Арина Родионовна и бабушка Алеши Пешкова, моя родная бабушка Оля, сколько их - знакомых и незнакомых, добрых и надежных женщин, что защитят и обогреют, и никогда не предадут, и дождутся с любого похода. Как всегда ждала и принимала своего непутевого, талантливого и всемирно известного сына мать Сергея Есенина.

А вот это прекрасно известно:

«Дай, Джим, на счастье лапу мне!»

Это Есенин, как с человеком, разговаривает с собакой актера Качалова. В жизни бывают такие минуты, когда кажется, что никто тебя не понимает, кроме родного зверушки, которая доверчиво слухас тебя. А бывает, сама ждет ласку и сочувствие, как в строках, которых не могу спокойно читать и не читаю вслух:

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков...

Это, может, потому, что я тоже люблю собак и своих Джинку, Микки и Тобіка тоже воспринимаю как людей.

А сейчас я открыла для себя Есенина поисков и сомнений, и он стал мне ближе и дороже от этого боли:

Я в сплошном дыму,

В развороченном бурей битое

С того и мучаюсь, что не пойму,

Куда песет нас рок событий...

И еще есть прелесть поэмы «Анна Снегина» с таким откровенным и милым:

Далекие милые были!

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но значит - любили и нас...

Я не буду говорить, что Есенин - самый главный для меня поэт, но мне хорошо с томиком его стихов. Как-то светло и нежно на душе...

Почти невозможно в нескольких строчках выразить своё отношение к такой неоднозначной личности, как С.А. Есенин. Можно только попытаться передать то, что рождается в душе отголоском, при упоминании имени поэта. Мне кажется, что каждый человек, должен прочувствовать тот мир чувств, который находиться в каждом его произведении. Его стихи позволяют проследить вехи в его творчестве, тернистый и долгий, полный противоречий, путь поэта. Попытки найти себя, своё предназначение. В свои стихи он вкладывал переживания и бурю эмоций. Нельзя, как мне кажется, подходить к стихам С. Есенина с четким разграничением… Нельзя говорить, что какое-то стихотворение лучше или хуже, удалось или нет. Возможно, мы просто еще не готовы его воспринять таким, каким его задумывал автор. Ведь даже сам он, оглядываясь на свое "прошлое творчество", относился к нему неоднозначно. Не всё ему нравилось, многое он хотел бы переписать… Он упускал их смысл сам! Они улетали из под его пера, как птицы, жили своей отдельной и независимой жизнью. Современники превозносили поэта, сборники стихов расходились в огромных тиражах, ведь поэт писал простым и доступным народу языком. Люди перекладывали стихи в песни, пели их, несли в массы, которые были в основе своей неграмотны, слова, а не это ли показатель популярности и успешности у народа? Легкий и завораживающий язык, простой слог, без напыщенных фраз. Народу полюбился этот самобытный и одухотворенный автор. Даже сейчас почти невозможно найти более народного поэта.

Да, поэт запутался в политических перипетиях начала века, писал стихи, как с революционным, так и религиозным смыслом, искал и метался в своём творческом поиске. Многие стихи были написаны весьма фривольным языком, и это не нужно умалчивать. Творчество не имеет шаблонов, оно неподвластно цензору или ремаркам.

Долгое время его стихи находились под запретом, считалось, что Есенин - упаднический поэт, воспевающий кабацкую Москву. А всё от тогдашнего духа максимализма, нельзя, как мне кажется, подходить к творческой личности, к "метанию духа и пылкости строф" так прямолинейно. Да, поэт писал и описывал в своих стихах то, что он видел. Та жизнь, которая его окружала была далека от "благопристойных, прилизанных, подогнанных и шаблонных картин действительности". И был прав. Он как Гомер, в своих стихах, описывал происходящее вокруг, пытался донести до нас не только сухой статистики строки, он делился с нами, своими потомками, частичкой своей души. Каким бы не было время, какими бы не были люди, мне кажется, что стихи С. Есенина будут читать и будут ими наслаждаться!

Сергей Есенин – поэт невероятно интересный, со своей особенной творческой судьбой. Есенин начинал свой путь в литературе как типичный крестьянин-самоучка, а закончил его как великий русский поэт. Почему среди сотен поэтов ХХ в. выделяют имя Сергея Есенина? Что нам- молодому поколению может нравится в его лирике? Думаю, если подробнее познакомиться с его творчеством, на этот вопрос найдется ответ.

Лирика Есенина наполнена множеством разных образов. Меня привлекает,как поэт всю глубину и душевность,любовь к родному краю передает через образы природы. Например, береза в его стихотворениях символизирует родину,которую он очень любит. Вспоминает частенько,как он жил в деревне.Далее он это хорошо описывает в своих произведениях. Трагично,конечно, для главного персонажа,что все меняется.И родина всё та же любимая, но все равно уже чужая.

Особенно мне нравятся стихи Есенина о любви. Он умел пробуждать возвышенные чувства в душе любого читателя. Лирика его красива, чувственна и необычайно близка каждому. Вы можете узнать в ней себя, свои эмоции, чувства и переживания. Любовная тема последних лет поэта рождает стихотворение "Письмо к женщине". Его хотелось бы выделить особо, в нем Есенин просит прощение у некогда любимой женщины. Это своего рода исповедь перед ней. Он просит простить горечь и обиды, которые она испытала по его вине. Когда-то он не сумел сохранить любовь, но в сердце у него до сих пор живет привязанность и уважение к ней.

Горький так писал о поэте: «С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое заслужено человеком». С этим, на мой взгляд, нельзя не согласиться. Есенинские строки пробуждают в душе читателя какие-то тёплые, искренние чувства к миру, в котором мы живем. Эта поэзия заставляет верить в чудо, даже, в какой-то степени, прикоснуться к нему. Именно поэтому она бессмертна.

Скачать Размер файла