Сочинение «Основные мотивы лирики С. Основные мотивы лирики С.А. Есенина
Анализ лирики С.А. Есенина
Сергей Есенин жил и творил на рубеже двух эпох - старой и новой. Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта, - целиком можно отнести к Есенину. Отсюда тот драматизм чувств, которым наполнена его лирика, его искренние скорбные самопризнания:
Я человек не новый, что скрывать.
Остался в прошлом я одной ногою.
Стремясь догнать стальную рать,
скольжу и падаю другою.
Сложным и трудным был путь поэта к новой жизни. Но, несмотря на все падения и срывы, он шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им, - чувство ничем не расторжимой связи со своим народом.
Уже в раннем периоде творчества становится очевидной самая сильная сторона поэтического дарования Есенина - его умение рисовать картины русской природы. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Картины часто не радуют глаза («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь...») (1914), но тем сильнее любовь к обездоленной Родине. Она приобретает особенную силу с началом первой мировой войны - в эту «годину невзгод» («Русь») (1914). Но Есенин видит и яркие краски русской природы: во многих его стихах о России играют и переливают радостные тона - голубые, лазоревые, малиновые...
Пейзажи Есенина - не безлюдные картины, в них всегда «вкраплен» человек - сам поэт, влюбленный в родимый край.
Изображение человека в тесном общении с природой дополняется особой любовью поэта ко всему живому - зверям, птицам домашним животным («Корова», «Песнь о собаке» и др.).
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Есенин чувствует себя настолько привязанным к прошлому деревни, что необходимость расстаться с ним воспринимает как собственную обреченность. Эта мрачная тема порождает упадок душевных сил и пессимистические настроения: все чаще в его стихах появляется слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта - «роковая на нем печать».
Эти настроения отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая» (1924). Здесь мы застаем поэта в состоянии крайнего упадка сил. Отчаяние, безразличие к жизни, попытка забыться в пьяном угаре - основные мотивы этого цикла.
Но Есенин нашел в себе силы выйти из этого тупика. В этом была его большая заслуга перед самим собой и перед новым временем. Позже он скажет одному из своих друзей: «Слушай! А ведь я все-таки ушел из «Москвы кабацкой». Ушел! Здорово трудно было». А в одном из стихотворений он еще раз подтвердит эту мысль:
Улеглась моя былая рана,
Пьяный бред не гложет сердце мне...
Трагизм прощания Есенина с прошлым оставил драматические следы в его творчестве. Но прошлое не поглотило поэта, живая современность оказалась намного сильнее.
В творческом развитии Есенина известную роль сыграла его заграничная поездка.
Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном из писем он писал: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства... В страшной моде Господин доллар, а не искусство... самое высшее - мюзик-холл». «Там, из Москвы, нам казалось, что Европа - это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может».
Стараясь оторваться от мрачных дум, Есенин совершает поездки на Кавказ (Баку, Батум, Тифлис). Поездки эти имели для него огромное значение: они вносили душевное успокоение, давали возможность сосредоточиться, создавали благоприятную обстановку для творчества. Там он создал замечательный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы» (1924-1925).
Есенин неоднократно собирался в Персию, но ему так и не удалось побывать там. В «Персидских мотивах» отразились кавказские впечатления и впечатления от Средней Азии, где он провел некоторое время. Кроме того, поэт был хорошо знаком с творчеством средневековых персидских лириков (Омар Хайям, Саади и др.). В своих стихотворениях поэт передает реальную атмосферу Востока, поэтизирует чувство любви
Тяга к размышлениям о жизни, о себе самом начинает занимать преимущественное положение в лирике Есенина в 1925 году. Он создает немало произведений, которые принято называть философской лирикой. В этом году Есенину исполнилось 30 лет. Он считал этот возраст значительным для лирического поэта, переломным, предъявляющим высокие требования к человеку.
В стихотворении «Мой путь» (1925) он подводит итоги прожитого: вспоминает события в стране, свою молодость, говорит о новом взгляде на жизнь, мечтает о том, «чтоб говорливая душа уже по-зрелому запела».
Поэт стремится глубже разобраться в том, «что случилось, что сталось в стране» («Несказанное, синее, нежное...») (1925). Он хочет жить, как и другие люди, «под веселой ношею труда», не отделяет себя от этих людей («Каждый труд благослови, удача...» (1925), «Я иду долиной...» (1925)). Не без сожаления поэт прощается со своей бурной молодостью, но в то же время хорошо понимает необходимость более зрелого отношения к жизни, более высокой требовательности к себе. Он во многом критически оценивает свое прошлое, учитывает опыт прожитого, задумывается над будущим («Спит ковыль, равнина дорогая...» (1925)). Поэт говорит о своей привязанности к жизни, радуется ей, чувствуя себя возрожденным: «Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», «Мне все равно эта жизнь полюбилась. Так полюбилась, как будто вначале», «Снова я ожил и снова надеюсь, так же, как в детстве, на лучший удел». Есенин испытывает прилив свежих сил, новый творческий подъем.
Да, прошлое тяготело над поэтом, он сам признавался: «Остался в прошлом я одной ногою». Но в его творчестве есть и другое, главное - его страстное стремление понять новое время. Какой бы противоречивой ни была поэзия Есенина, невозможно отрицать тот факт, что глубокая вера поэта в настоящее и будущее России составляет основу его творчества.
Но та жизнь, которую он вел в течение десяти лет, оставила тяжелый след. Эти годы были перегружены слишком быстрой сменой событий, впечатлений, настроений. Необыкновенная впечатлительность поэта углубляла последствия этого: часто случайные обстоятельства толкали его на необдуманные поступки и решения. Но Есенин еще пытается справиться с собой, переезжает в Ленинград, взяв с собой рукописи, ищет комнату, чтобы обосноваться в этом городе, где началась его литературная слава. Но в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года Есенина не стало.
Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое художественное богатство. В основе лирики Есенина лежит русская народная поэзия. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, настоящем и будущем. «На душе лимонный свет заката и сирени шелест голубой», - писал Есенин в минуты успокоения. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода прожитой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины русской природы естественно приводило к тому, что мы называем очеловечиванием природы: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения приближает природу к человеку, заставляет особенно полюбить ее.
У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует из, каждая краска имеет свой смысл и содержание.
Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это - цвет неба и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие человека: «Несказанное, синее, нежное...», «Тих мой край после бурь, после гроз». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»
«Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность и непорочность чувства («Выткался на озере алый свет зари...»). Розовый цвет символизирует юность, «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...» Незабываем «розовый конь» Есенина.
Эти краски-символы характерны для поэта-романтика, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин эмоционального воздействия лирики Есенина.
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, связанной с поэтикой народа.
Небывалая искренность тона, редкий дар непосредственного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать красоту и радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека, и простые, и сложные, - вот что характеризует Есенина-поэта.
«Вся моя автобиография — в стихах», — писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем само-бытнее талант, тем труднее современни-кам полностью оценить его вклад в духов-ную жизнь нации. В более поздних стихах Есенин, как бы подводя итоги своей твор-ческой деятельности, писал: «Мое село лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скан-дального пиита».
Богата талантами русская земля. Есенин прожил всего тридцать лет, но след, остав-ленный им в поэзии, неизгладим.
Родился Есенин в Константинове, где прошло его детство, а затем и годы юнос-ти, здесь он написал свои первые стихи. К вершинам поэзии Сергей Есенин под-нялся из глубин народной жизни. Мир на-родно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края отразилась в стихах, полных любви к рус-ской земле:
О Русь — малиновое поле ,
И синь , упавшая в реку ,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску .
Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды — все это отобрази-лось в поэзии Сергея Есенина. «Моя лири-ка, — не без гордости говорил поэт, — жи-ва одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в мо-ем творчестве».
Край любимый ! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных ,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных , — писал поэт. Такие строки, на мой взгляд, могут родиться только в душе истинного художника, для которого Родина — это жизнь.
Дед Есенина, «яркая личность, широкая натура», по словам поэта, имел прекрас-ную память и знал наизусть множество на-родных песен и частушек. Сам поэт знал в совершенстве русский фольклор, кото-рый изучал не по книгам. Мать исполняла множество песен, которые Есенин вспо-минал не раз. Есенин знал песни, как ред-ко кто их знал, он любил их — грустные и веселые, старинные и современные. Песни, сказания, поговорки — на этом воспитывался Сергей. В его тетрадях было записано около четырех тысяч миниатюр-ных шедевров.
С течением времени талант Есенина на-бирал силу. Войти в литературный мир ему помог Блок, перед которым он пре-клонялся. Блок написал своему другу Го-родецкому письмо с просьбой помочь мо-лодому автору. В своем дневнике Блок пи-сал: «Стихи свежие, чистые, голосистые. Давно не испытывал такого наслаждения». Позже стихи Сергея Есенина начали печа-тать столичные журналы:
Мечтатель сельский — я в столице
Стал первокласснейший поэт .
Один из рецензентов сказал о ранних его стихах: «Усталый, пресыщенный горо-жанин, читая стихи Есенина, приобщается к забытому аромату полей, чем-то радост-ным веет от его поэзии».
Началась первая мировая война. Всем сердцем, всей душой поэт предан Родине и своему народу в эти долгие годы горя и печали:
Ой ты , Русь , моя родина кроткая ,
Лишь к тебе я любовь берегу .
Стихотворение «Русь» — это замечатель-ное, знаменитое произведение — художе-ственное кредо поэта. По настроению «Русь» чем-то перекликается с блоковскими скорбными раздумьями о Родине:
Россия , нищая Россия ,
Мне избы серые твои ,
Твои мне песни ветровые ,
Как слезы первые любви !
Есенин творил во время крутых поворотов в истории России. Он писал в автобиогра-фии: «Революцию я принял, но с крестьян-ским уклоном». Иначе и не могло быть. Есе-нин не просто лирик, это человек большого ума, поэт глубоких философских размыш-лений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и сла-бости — все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно сме-ло сказать, что Есенин всегда был верен се-бе в главном — в стремлении постичь слож-ную судьбу своего народа.
Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным перио-дом в его жизни: он не писал стихов> ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел траге-дийной поэмы «Черный человек». Это по-следнее поэтическое произведение Есе-нина. После возвращения из-за границы он посещает родные края. Ему грустно, ему кажется, что народ не помнит о нем, что в деревне произошли огромные пере-мены, но в какую сторону, он определить не мог. В стихотворении «Русь советская поэт пишет:
С горы идет крестьянский комсомол ,
И под гармонику , наяривая рьяно ,
Поют агитки Бедного Демьяна ,
Веселым криком оглашая дол .
Вот так страна !
Какого ж я рожна ,
Орал в стихах , что я с народом дружен ?
Моя поэзия здесь больше не нужна ,
Да и , пожалуй , сам я тоже здесь не нужен .
Долгие годы в школе изучали поэзию Демьяна Бедного, Лебедева-Кумача, но молодежь не знала лучших поэтов, их вы-черкивали из литературы. Так, в школьные учебники не включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности.
Но они живы, их стихи читают, любят, им верят. Есенин «кровью чувств» писал свои стихи. Раздавая себя, он рано сго-рел сам, его поэзия — это его судьба. Еще раньше в стихотворении «Устал я жить в родном краю» он предрекает свое будущее:
Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам ,
Покину хижину мою ,
Уйду бродягою и вором ...
А месяц будет плыть и плыть ,
Роняя весла по озерам ,
И Русь все также будет жить ,
Плясать и плакать у забора .
В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растра-ченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В «Черном человеке» звучат трагические строки:
Друг мой , друг мой ,
Я очень и очень болен ,
Сам не знаю , откуда взялась эта боль ,
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем ,
То ль , как рощу в сентябрь ,
Осыпает мозги алкоголь .
Это не минутная слабость поэта, это яс-ное понимание, что жизнь его подходит к концу.
Много говорят о том, что Есенин не по-кончил жизнь самоубийством, что его уби-ли, потому что он оказывал большое влия-ние на умы русского народа. Вопрос спор-ный, но строки «В этой жизни умереть не ново, но и жизнь, конечно, не новей» гово-рят о том, что он устал бороться с окружа-ющей действительностью.
Мне бы хотелось закончить свое сочине-ние строками из его стихотворения «Мы теперь уходим понемногу». Его слова — это дань Родине, потомкам:
Много дум в тишине я продумал ,
Много песен про себя сложил ,
И по этой по земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил .
Каждый из поэтов приходит к нам по-своему: кто-то запоминается замечательной мелодичностью стихотворных строк, кто-то входит в душу нежностью чувств, кто-то вкарбовується громким лозунгом, устойчивыми принципами, кто - выразительными образами и неповторимостью новаторского лицо.
Есенин пришел ко мне с очаровательными чистыми красками. Языков новеньким кистью провели линию чрезвычайно ясного цвета - и все вокруг обновилося, засияло, запомнилось навсегда.
Выткался на озере алый цвет зари...
Заметался пожар голубой -
Вечером синим, вечером лунным.
Такой бесконечный цепь зимних, осенних, вечерних, утренних цветов я встречаю только в стихах Есенина.
Даже белый цвет у него необычный:
Все пройдет, как с белых яблонь дым...
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. <...>
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Вообще вся природа: деревья, кусты, небо, даже времени года - просто (нет, пожалуй, не просто, а волшебно!) оживает под его пером, освещая по-новому столько раз виденное и вдруг - совершенно новое, необычное, а главное, живое, чувствительное, обращаясь к нам:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком...
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, согнувшись, под метелью белой?
Утонул в сугробе, приморозив ногу...
Это каждый раз как открытие, как поэтический вспышка, что вызывает такой зрительный, слуховой образ, поднимает целую гамму чувств. Кажется, ты тоже хоть немного становишься причастен к таинственного, чарующего царства Поэзии...
Но для меня Есенин - не только мелодия и краски. Вот прочитайте и прислушайтесь:
Ты жива еще, моя старушка?
Жил и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Я сугубо городская жительница, так сказать, урбаністка. Домики мне знакомы лишь из книг и каких-то детских выдумок-представлений. Но услышу эти строки - словно рядом в сумерках и чужой и родной одновременно бабушка «в старомодном ветхом шушуне», и где-то рядом пушкинская Арина Родионовна и бабушка Алеши Пешкова, моя родная бабушка Оля, сколько их - знакомых и незнакомых, добрых и надежных женщин, что защитят и обогреют, и никогда не предадут, и дождутся с любого похода. Как всегда ждала и принимала своего непутевого, талантливого и всемирно известного сына мать Сергея Есенина.
А вот это прекрасно известно:
«Дай, Джим, на счастье лапу мне!»
Это Есенин, как с человеком, разговаривает с собакой актера Качалова. В жизни бывают такие минуты, когда кажется, что никто тебя не понимает, кроме родного зверушки, которая доверчиво слухас тебя. А бывает, сама ждет ласку и сочувствие, как в строках, которых не могу спокойно читать и не читаю вслух:
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков...
Это, может, потому, что я тоже люблю собак и своих Джинку, Микки и Тобіка тоже воспринимаю как людей.
А сейчас я открыла для себя Есенина поисков и сомнений, и он стал мне ближе и дороже от этого боли:
Я в сплошном дыму,
В развороченном бурей битое
С того и мучаюсь, что не пойму,
Куда песет нас рок событий...
И еще есть прелесть поэмы «Анна Снегина» с таким откровенным и милым:
Далекие милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но значит - любили и нас...
Я не буду говорить, что Есенин - самый главный для меня поэт, но мне хорошо с томиком его стихов. Как-то светло и нежно на душе...
Почти невозможно в нескольких строчках выразить своё отношение к такой неоднозначной личности, как С.А. Есенин. Можно только попытаться передать то, что рождается в душе отголоском, при упоминании имени поэта. Мне кажется, что каждый человек, должен прочувствовать тот мир чувств, который находиться в каждом его произведении. Его стихи позволяют проследить вехи в его творчестве, тернистый и долгий, полный противоречий, путь поэта. Попытки найти себя, своё предназначение. В свои стихи он вкладывал переживания и бурю эмоций. Нельзя, как мне кажется, подходить к стихам С. Есенина с четким разграничением… Нельзя говорить, что какое-то стихотворение лучше или хуже, удалось или нет. Возможно, мы просто еще не готовы его воспринять таким, каким его задумывал автор. Ведь даже сам он, оглядываясь на свое "прошлое творчество", относился к нему неоднозначно. Не всё ему нравилось, многое он хотел бы переписать… Он упускал их смысл сам! Они улетали из под его пера, как птицы, жили своей отдельной и независимой жизнью. Современники превозносили поэта, сборники стихов расходились в огромных тиражах, ведь поэт писал простым и доступным народу языком. Люди перекладывали стихи в песни, пели их, несли в массы, которые были в основе своей неграмотны, слова, а не это ли показатель популярности и успешности у народа? Легкий и завораживающий язык, простой слог, без напыщенных фраз. Народу полюбился этот самобытный и одухотворенный автор. Даже сейчас почти невозможно найти более народного поэта.
Да, поэт запутался в политических перипетиях начала века, писал стихи, как с революционным, так и религиозным смыслом, искал и метался в своём творческом поиске. Многие стихи были написаны весьма фривольным языком, и это не нужно умалчивать. Творчество не имеет шаблонов, оно неподвластно цензору или ремаркам.
Долгое время его стихи находились под запретом, считалось, что Есенин - упаднический поэт, воспевающий кабацкую Москву. А всё от тогдашнего духа максимализма, нельзя, как мне кажется, подходить к творческой личности, к "метанию духа и пылкости строф" так прямолинейно. Да, поэт писал и описывал в своих стихах то, что он видел. Та жизнь, которая его окружала была далека от "благопристойных, прилизанных, подогнанных и шаблонных картин действительности". И был прав. Он как Гомер, в своих стихах, описывал происходящее вокруг, пытался донести до нас не только сухой статистики строки, он делился с нами, своими потомками, частичкой своей души. Каким бы не было время, какими бы не были люди, мне кажется, что стихи С. Есенина будут читать и будут ими наслаждаться!
Сергей Есенин – поэт невероятно интересный, со своей особенной творческой судьбой. Есенин начинал свой путь в литературе как типичный крестьянин-самоучка, а закончил его как великий русский поэт. Почему среди сотен поэтов ХХ в. выделяют имя Сергея Есенина? Что нам- молодому поколению может нравится в его лирике? Думаю, если подробнее познакомиться с его творчеством, на этот вопрос найдется ответ.
Лирика Есенина наполнена множеством разных образов. Меня привлекает,как поэт всю глубину и душевность,любовь к родному краю передает через образы природы. Например, береза в его стихотворениях символизирует родину,которую он очень любит. Вспоминает частенько,как он жил в деревне.Далее он это хорошо описывает в своих произведениях. Трагично,конечно, для главного персонажа,что все меняется.И родина всё та же любимая, но все равно уже чужая.
Особенно мне нравятся стихи Есенина о любви. Он умел пробуждать возвышенные чувства в душе любого читателя. Лирика его красива, чувственна и необычайно близка каждому. Вы можете узнать в ней себя, свои эмоции, чувства и переживания. Любовная тема последних лет поэта рождает стихотворение "Письмо к женщине". Его хотелось бы выделить особо, в нем Есенин просит прощение у некогда любимой женщины. Это своего рода исповедь перед ней. Он просит простить горечь и обиды, которые она испытала по его вине. Когда-то он не сумел сохранить любовь, но в сердце у него до сих пор живет привязанность и уважение к ней.
Горький так писал о поэте: «С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое заслужено человеком». С этим, на мой взгляд, нельзя не согласиться. Есенинские строки пробуждают в душе читателя какие-то тёплые, искренние чувства к миру, в котором мы живем. Эта поэзия заставляет верить в чудо, даже, в какой-то степени, прикоснуться к нему. Именно поэтому она бессмертна.
Скачать | Размер файла |
---|---|