Системный подход в доу по фгос. Семинар-практикум «системно — деятельностный подход в доу, как основа реализация фгос. Системно – деятельностный подход как основа организации воспитательно- образовательного процесса

Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает
серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно­правового обеспечения
введением федерального
функционирования дошкольных организаций,
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, признание

дошкольного образования как первой ступени образования в системе непрерывного
образования. ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний
– развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Развитие
ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние
ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. В условиях
перехода ДОУ на работу по ФГОС перед педагогом ставятся задачи организации
воспитательно ­ образовательной работы в соответствии с новыми стандартами.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно­деятельностный
подход. В системно­деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно
из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Понятие системно­деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода
понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной
психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в
исследованиях классиков нашей отечественной науки и деятельностным, который
всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия,
Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Исследования С.Л.
Рубинштейна внесли серьезные коррективы в представления о механизмах становления
субъективности ребенка в процессе деятельности. Он показал, что любые внешние
причины и деятельность в первую очередь действуют на ребенка не посредственно, а
предъявляются через внутренние условия. Основная идея системно ­ деятельностного
подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают»
их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя
при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно
объяснить, показать и рассказать. Целью деятельностного подхода является воспитание
личности ребенка как субъекта жизнедеятельностионятие системно­деятельностного
подхода указывает на то, что результат, может быть достигнут только в том случае,

если есть обратная связь. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который
помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными
действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается
знание. Основная цель системно ­ деятельностного подхода в обучении: научить не
знаниям, а работе. Для этого педагог ставит ряд вопросов: какой материал отобрать и
как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения
выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность детей; как
сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе
знаний и ценностных ориентаций. Деятельностный подход предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)
и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих
знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после
их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных
задач.
Говоря о системно­деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это
понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а
не потока информации, нравоучений человек выступает как личность.Познавательно­
исследовательская,проектная, игровая деятельность, коллективные творческие дела –
это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную
обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность,
свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно­деятельностный подход,
который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность
для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность,
свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является
оптимальной для достижения этих целей. Так, например, чтобы дать ребенку знания

об окружающем мире, мы в детском саду используем системно­деятельностный
подход. В младшей разновозрастной группе нашего детского сада, мы, совместно с
детьми, решали проблемную ситуацию: «Поможем кукле Оле разложить овощи и
фрукты по отдельным корзинам». Для решения этой проблемной ситуации,
использовались различные виды детской деятельности: коммуникативная,
восприятие художественной литературы
познавательно­исследовательская,
продуктивная, двигательная, игровая. Стояла задача: закрепить понятия «овощи» и
«фрукты», названия отдельных овощей и фруктов. Чтобы разложить овощи и фрукты
по отдельным корзинкам и помочь кукле, нам нужно было узнать, чем же они (овощи,
фрукты) отличаются. Для решения поставленной задачи, мы рассматривали фрукты,
овощи находили их на картинках, затем загадывались загадки, и дети отгадывали и
показывали соответствующую картинку. Дети раскладывали овощи и фрукты по
разным корзинам, узнавали, что внутри у овощей и фруктов могут находиться
семечки или косточки. Показывали кукле Оле, как лепить яблочко для ёжика. На
физкультуре вместе с детьми ходили « на огород», где собирали овощи в «корзинки».
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую
информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается
основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в
процессе собственной деятельности. Таким образом, применение системно ­
деятельностного подхода поможет нам и нашим детям эффективно
взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию
дошкольников, поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.
Литература:
1) Асмолов А.Г. Системно­деятельностный подход в разработке стандартов нового
поколения/ Педагогика М.: 20013 ­ №4. ­ С18­22. 2) Кудрявцева, Н.Г. Системно ­
деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г.
Кудрявцева //Справочник заместителя директора.­ 2011.­№4.­С.13­27. 3) Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.
Полат. ­ М. , 2000. 4) ФГОС ДО ­ ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155. 5) Хуторской
А.В. Системно­деятельностный подход в обучении: Научно­методическое пособие. -

Система методического сопровождения педагогов сегодня создаётся в каждой дошкольной образовательной организации.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы развития дошкольного образования в стране указывают на необходимость непрерывного повышения воспитателями уровня квалификации и профессионального мастерства.

Согласно ФГОС ДО для эффективной реализации образовательной программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогов. Исходя из этого методическая работа в нашем детском саду направлена на реализацию новых требований к организации образовательного процесса, осваивание современных технологий, применение новых методов и приёмов. Одна из годовых задач направлена на реализацию системно-деятельностного подхода, как основу воспитательно - образовательного процесса. Для этого разработан комплекс методических мероприятий, который включает в себя:

· консультации для воспитателей: «Партнерская деятельность взрослого и ребенка - залог интересного и успешного занятия»,«Методика применения технологии деятельностного метода- образовательная технология «Ситуация», «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ», структура проведения занятий»;

· мастер - класс«Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»;

· анкетирование педагогов«Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»;

· разработка конспектов образовательной детальности;

· разработка карты анализа образовательной деятельности на основе системно-деятельного подхода;

· «Недели педагогического мастерства», просмотр открытых мероприятий;

· тематическая проверка «Реализация системно- деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу;.

· педагогический совет «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».

Системно - деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДО, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченного возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно- образовательного процесса - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Он предусматривает развитие умения:

· ставить цель (например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы);

· решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной поляне;

· отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.).

При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов.

Системно-деятельностный подход к развитию ребенка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребенка в разных видах детской деятельности.

Принципы реализации системно-деятельностного подхода.

1. Принцип субъектности воспитания заключается в том,что каждый ребенок- участник образовательных отношений - способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.

2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании лмчности ребенка. Если в раннем детстве - это манипуляции с предметами (катится - не катится, звенит - не звенит и т. д.), то в дошкольном возрасте - игра. В процессе игры дошкольники становяться спасателями, строителями, путешественниками и решают возникающие проблемы (например,из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и т. п.).

3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т. п.).

4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни (например: бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит, он непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит, я не буду их рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали).

5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает. Например, он отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею сказок, вернуть утят маме-утке, построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам.

6. Принцип обязательной рефлективности любой деятельности. При подведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т. д.). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Что нам надо будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителем о нашей сегодняшней игре? и т. д. Так ребенок учится анализировать - что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.

7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности - это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социально- коммуникативное развитие (умение договариваться, работая в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей и т. д.).

8.Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве»), находиться рядом, а не «над детьми».

9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того чтобы активизировать детей, педагог задает им вопросы («А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше отправиться к Снежной Королеве?», «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом к зайчатам?» и т.д.), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка («Марина замечательно выполнила трудное задание»).

Структура образовательной деятельности на основе системно- деятельностного подхода

Образовательная деятельность на основе системно- деятельностного подхода имеет определенную структуру.

1.Введение в образовательную ситуацию (организация детей);

2.Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности;

3. Проектирование решения проблемной ситуации;

4. Выполнение действий;

5. Подведение итогов, анализ деятельности.

Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса, в группу вносится что-то новое (Красная книга, энциклопедия, игра, игрушка).

Важным этапом образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например: «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветов и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?».

Следующий этап - проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути ее решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?» На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезали цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детенышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда».

Также данный этап предусматривает:

· нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»);

· возможность применения «нового» знания в повседневной жизни (например: «Чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую полянку цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относится к природе»);

· самопроверку и коррекцию деятельности (например: «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?»).

Этап подведения итогов и анализа деятельности включает:

· фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?»);

· выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то,что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?»);

· эмоциальную оценку деятельности («У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»;

· рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);

· рефлексия собственной деятельности ребенка «А у кого что-то не получилось?»).

Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками.

Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребёнка, который в нём уже имеется.


Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Сегодня остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, опредусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.

Природа отпускает человеку совсем немного времени в детском возрасте, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал.

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.

Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством возбуждения творчески-поисковой активности.

Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» - он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения. Основы личностно - деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.


  • Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. 1

  • Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий .

  • Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели 2

Деятельностный подход - это:


  • Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.

  • Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:


  • Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;

  • Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

  • Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии , самореализации. Таким образом, в качестве общей цели видится Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...)

5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др)

6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»)

7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то ; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то

8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара)

9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: «Какого?»)

10.Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям

Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам



2. Целевая установка

3. Мотивирование к деятельности

4. Проектирование решений проблемной ситуации

Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка

5. Выполнение действий

6. Анализ результатов деятельности

Не спрашивать у детей: понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель

7. Подведение итогов

Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)

Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и деятельностного подхода


Традиционный процесс обучения

Образовательная деятельность при деятельностном подходе

Задействованная сторона мышления

Воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная)

Творческая сторона мышления (продуктивная)

Деятельность педагога

Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога ребенку

Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской , поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем

Деятельность ребенка

Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции

Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий

Ребенок занимает активную позицию на занятии: он –то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;

Во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;

Обязательны смена мизансцен и движение;

Очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;

Не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;

Отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;

Учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - Статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;

В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;

Необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.

Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:

диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей


Формы самореализации дошкольников :

Персональные выставки детских работ;

Презентации;

Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);

Коллекции.


Итак, золотые правила деятельностного подхода:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

Системно-деятельностный подход в ДОУ

Большакова Е.А., заместитель заведующего по УВР,

Багмут Н.Л., инструктор по физической культуре;

Пушкова Н.М., воспитатель

ГБДОУ д/с № 88 присмотра и оздоровления

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Единственный путь, ведущий к знанию, –

это деятельность.

Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов дошкольных учреждений, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Гармонично выстроенная взрослыми предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:

Принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;

Принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;

Принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;

Принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;

Принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;

Принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов при организации образовательного процесса;

Принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

При введении системно-деятельностного подхода в практику работы с дошкольниками мы в своем дошкольном учреждении столкнулись с рядом трудностей. Переход от традиционной модели взаимодействия взрослого и ребенка на партнерские взаимоотношения в процессе деятельности потребовал новых способов постановки и решения образовательных задач, что повлекло за собой изменение сложившегося стереотипа деятельности взрослых участников образовательного процесса. Современный подход к образованию потребовал от педагогов реализации новых целей, изменения методов и форм работы с дошкольниками. К этому оказались готовы далеко не все педагоги. Возникла проблема профессиональной и личностной готовности педагогов к работе в новых условиях. Таким образом, необходимо было не только вооружить педагогов необходимыми знаниями, но и изменить их личные установки и отношение к собственной деятельности, повысить мотивацию к изменениям, сформировать готовность к саморазвитию.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов на этапе введения системно-деятельностного подхода в практику работы в учреждении проводятся круглые столы по ознакомлению с опытом других учреждений по реализации системно-деятельностного подхода, индивидуальные и групповые консультации для педагогов и специалистов по разработке индивидуальных маршрутов самообразования, разработан годичный семинар-практикум, составлен план повышения квалификации педагогов и специалистов в учреждениях дополнительного педагогического профессионального образования.

Психологическое сопровождение работы в новых условиях предполагает переосмысление педагогами целей дошкольного образования, взглядов и личностных установок, формирование готовности к саморазвитию, повышение мотивации к освоению новых форм работы с детьми. В этом направлении запланированы тренинговые занятия с психологом.

Реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность учреждения. Необходимо сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Для этого в учреждении проводятся беседы, консультации, тематические родительские собрания, родительские конференции, педагогические гостиные, тренинговые занятия, детско-родительские проекты, твоческие конкурсы.

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность. В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.

Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду

«Единственный путь, ведущий к знанию –

это деятельность»

Б. Шоу

Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 году. Технология деятельностного метода нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить.

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) .

(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) .

В свою очередь в школах с 01.09.2011г. вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.

Федеральные государственные требования задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Особое внимание в контексте ФГТ обращается на личность ребенка, на неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей.

Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность. Поэтому, мы говорим о системно-деятельностном подходе в дошкольном образовании.

Особую роль ФГТ отводят игре. Это ведущая деятельность ребенка. В игре он гармонично развивается, познает весь опыт человеческой культуры -взаимоотношения между взрослыми людьми - в семье, профессиональной деятельности и т. д.

А для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество- необходима соответствующая развивающая среда.

В нашем детском саду большое внимание уделяется построению образовательного пространства на деятельностной основе.

Главной задачей мы считаем развитие у детей самодеятельности и самостоятельности.

Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. Во всех группах оборудованы зоны экспериментальной деятельности. Все в них доступно детям.

Ребенок любого возраста может заняться той или иной деятельностью: просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме и использовав их для выполнения аппликации; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики.

С большим желанием дети вместе с педагогами занимаются посадкой растений в «Огороде на окне». Готовят семена к посадке, ухаживают за появившимися всходами, наблюдают, сравнивают, делают выводы.

Особой популярностью пользуется у нас в детском саду метод проектов. Педагоги буквально «заболели» этим видом деятельности.

Дети средней группы составляют проекты совместно с родителями («Деревья родного края», «Улица, на которой я живу», «Птицы, зимующие в нашем крае» и множество других) .

Дети старшей и подготовительной групп составляют проекты сами

(с помощью воспитателя, как партнера) .

Такие работы как «Эта загадочная плесень» и «Как тебе живется, белый медведь? » получили Дипломы победителя на муниципальном конкурсе исследовательских работ.

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию (через посещение библиотеки, используя интернет, ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы.

Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку.

Принципиально важно то, что воспитанник получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной деятельности.

Получают новые знания и закрепляют уже имеющиеся наши дети и тогда, когда изготавливают совместно с педагогами и родителями макеты.

Детьми подготовительной группы изготовлен макет русской избы; школы, с прилегающей к ней территорией; макет «Горы», «Африка», «Север» и другие.

Системно – деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать.

Дети учатся применять алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений.

Наш детский сад небольшой и является структурным подразделением школы.

Мы пытаемся создать единое образовательное пространство во всем учреждении.

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь –научи его рыбачить».

Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Используя системно-деятельностный подход, мы стараемся выравнять стартовые возможности детей, идущих в 1 класс.

Пока нет стандартов, мы не можем говорить о качестве дошкольного образования, но я надеюсь, что применение системно-деятельностного подхода поможет нам и нашим воспитанникам эффективно взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию дошкольников. Поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.

Используемая литература:

1. ФГОС. Начальная школа. 1 – 4 классы. Утверждены приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373.

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы. Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009 г.

3. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. А. Г. Асмолов.