Русский язык. Озвученное выразительное чтение. Подготовительная игра «Исключи лишнее слово»

Тип урока: Урок закрепления знаний

Форма урока: Урок-игра

Цели урока:

    Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.

    Развивающая: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся.

    Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие “Это интересно”, индивидуальные карточки для проведения перфокарты и “цветного диктанта”

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.

Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

  • Я в школе на уроке.
  • Сейчас я начну учиться.
  • Я люблю учиться.
  • Внимание моё растёт.
  • Память моя крепка.
  • У меня сегодня всё получится.
  • Я начинаю учиться.

(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель)

    Сообщение темы и целей урока

Ребята, любите ли вы сказки? (Да)

Назовите свои любимые сказки. (Учащиеся называют свои любимые сказки).

А я очень люблю сказку “Три поросёнка”, потому что в ней дружба и взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу второй ряд – Нуф-нуфу, третий ряд – Наф-нафу. Только дружная и трудолюбивая команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.

    Закрепление изученного материала

    Индивидуальная работа по карточкам (2 человека)

Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью приставок, оканчивающихся на согласную. Образец: История – предыстория.

    Интересный, играть, искать, идти, известный, исход.

Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.

Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясни выбор буквы и знака препинания.

    Р…списываться в документе нужно четко.

    Р…спись это живопись на стенах и потолках.

    Орфографическая “пятиминутка”

Посмотрите на слова. Какая орфограмма “спряталась” в этих словах? (Корни с чередующимися согласными А-О)

К_САТЕЛЬНАЯ

КЛ_НЯТЬСЯ

ПРИК_СНОВЕНИЕ

Назовите номер столбца, в котором варианты букв для каждого слова указаны верно. (2).
- Докажите правильность своего мнения. (Учащиеся формулируют правила написания гласных в корнях).
- Почему в слове “росток” пишется буква “О”? (Слово-исключение).
- Какую букву следует написать в слове “отрасль”? (А).
- Почему? (Слово-исключение).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы А – О в корнях -КАС- - - КОС-”. (В корнях -кас- - -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О).

Молодцы, ребята, вы начинаете строительство своего домика.

    Игра “Найди лишнее”

Внимательно посмотрите на следующую запись. Необходимо вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово.

НИ...ВЕРГАТЬСЯ НИ...КИЙ НИ...ПАДАТЬ

Итак, какие буквы вставим в эти слова? (З, З, С).
- Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Низкий).
- Аргументируйте свой ответ. (В этом слове нет приставки).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы З-С в приставках”. (Если корень слова начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква З, если корень начинается с глухого согласного - С)

Строительство домиков продолжается, на этот раз балл зарабатывает ___ряд.

Итак, сегодня мы особое внимание уделим правописанию приставок. Продолжаем работу.

    Индивидуальная работа по карточке. Осложненное списывание

Задание: Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

(По) тонкой нитке ручейка
(С,з)бежал с пр(и,е)горка сне(г,к)
И на пр(и,е)горке вдруг цв(и,е)ток
Ра(с,з)крылся раньше всех.

(Учащийся работает у доски, списывает текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания)

    Работа с текстом. Комментированное письмо

Все остальные работают в тетрадях. Записываем текст, комментирует…

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

(Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок)

Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Индивидуальная работа с толковым словарем

(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Проверка индивидуальной работы по карточке

Проверяем работу у доски. Какие орфограммы встретили в данном тексте?

(Ученик объясняет написание той или иной буквы, аргументирует свой выбор, учитель оценивает работу)

    Работа над орфограммой “Буквы З-С в приставках”

Вернемся к тексту об археологах. Послушаем, кто такие археологи. (Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам)

Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)

Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью: “ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?”

    Отрок – это мальчик от 7 до 15 лет.

    Отколе – устаревшее наречие “откуда”.

    А что такое “сде”? Что мы знаем о написании этого слова в современном языке? (Это слово “здесь”, в нем пишется буква З)

    Этимологическая страничка

О каком времени года идет речь в стихотворении, записанном на доске? (О весне.)
- А что происходит весной? (Учащиеся называют признаки весны.)
- С началом таяния снега начинается ПАВОДОК. В этом слове очень редкая приставка ПА-, она обозначает “побочность”, “дополнительность”. В русском языке это не единственная необыкновенная приставка. Обратите внимание на стенд “Почемучка” и вы узнаете много интересного.

(На стенде учитель размещает слова с приставками ПА-, рисунки к ним, комментарии, ученики рассматривают стенд самостоятельно на перемене или другое внеурочное время.)

    Лингвистическая физминутка

А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”, если в слове нужно написать Ы, вы делаете прыжок, если И – приседание.

СЫГРАТЬ, РОЗЫГРЫШ, МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, ПОДЫГРАТЬ, ПРЕДЫСТОРИЯ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ, ПОДЫТОЖИТЬ, РАЗЫСКАТЬ.

(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условии.)

Прошу занять свои места.Сформулируйте орфограмму “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”. (Ребята формулируют правило.)

11. “ Цветной диктант”

Повторим правописание приставок пре- и при- . Для этого проведем “цветной диктант”. Посмотрите на бланки, где изображен разделенный на пронумерованные секторы прямоугольник и цветные карандаши. Итак, если в приставке пишется И, то закрашивайте сектор красным цветом, если Е - то зеленым.

  • Приземлиться
  • Прекрасный
  • Преградить
  • Приуралье
  • Приостановить
  • Преинтересная
  • Прервать
  • Пристроить.

Проверим нашу работу. Посмотрите на мой рисунок. Если наши рисунки совпадают, вы выполнили задание верно (Учитель демонстрирует готовый рисунок, ребята сравнивают свои изображения с образцом)

    Работа в группах

(Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более сильные – 1группа, остальные – 2гпуппа)

1 группа. Творческий диктант

Первая группа работает в тетрадях. Вы получаете карточки с текстом, выполняете работу, соответствующую заданию на карточках.

Задание: Списать текст, вставить приставки при-, пре-.

У нас появился …забавный щенок. Сначала он немного …уныл, но его …веселый характер помог ему …способиться к новой жизни. Скоро щенок …вратился в члена семьи, все к нему очень …вязались.

(Ученики списывают текст в тетради, употребляя подходящие по смыслу приставки ПРЕ-ПРИ.)

2 группа. Перфокарта

Вторая группа выполняет перфокарту. Приготовьте листочки, начинаем работу.

  • Издавать звуки
  • Восстановить текст
  • Ручей иссох
  • Иззябнуть на холоде
  • Беззвучный смех
  • К бескрайнему морю
  • Вскарабкаться на гору
  • Водопад низвергается

(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)

Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте орфограмму “Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-”

(Несколько человек повторяют правило.)

    Проверка работы 1 группы

Проверим работу 1группы. Зачитайте получившиеся предложения, объясните выбор приставки. (Учащиеся читают предложения и объясняют правописание приставок.)

    Итог урока.

Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок.)
- Что нового узнали на уроке?
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)

За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…. Также получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю. Оценки за перфокарты будут выставлены на следующем уроке.

    Домашнее задание.

Индивидуальные карточки на правописание приставок.

Словосочетание. Простое предложение.

Знаки препинания в конце

и внутри простого предложения

Цели: систематизировать знания о словосочетании и простом предложении; отрабатывать навыки вычленения словосочетаний из предложений.

Ход урока

I . Организационный момент

I I . Проверка домашнего задания

Учитель осуществляет проверку упражнения 20.

Один из учеников перечисляет все имена существительные в первом абзаце, указывая на их склонение и падеж, другой - выделенные имена прилагательные, указывая на их род и падеж, третий - глаголы во втором абзаце, указывая на их вид и спряжение.

III. Работа по теме урока

1. Беседа.

- Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому. То есть одно слово является главным, а другое - зависимым)

-

- Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль. В предложении, в отличие от словосочетания, должны быть главные члены.)

- На какие группы делятся предложения? (На простые и сложные.)

- Что такое простое предложение? (Это такое предложение, в котором только одно подлежащее и одно сказуемое.)

- На какие группы делятся простые предложения? (На повествовательные, вопросительные и восклицательные.)

- На чём основано такое деление? (Это деление зависит от того, какой знак препинания ставится в конце предложения и с какой интонацией это предложение читается. Если ставится точка, значит это повествовательное предложение. Если вопросительный знак - вопросительное. А если восклицательный знак, значит оно восклицательное.)

2. Выполнение упражнения 31.

- Знаете ли вы, что такое однородные члены предложения? (Это такие члены предложения, которые относятся к одном) и тому же слову и характеризуют его с одной стороны.)

Член предложения

Часть речи

подлежащее

имя существительное, местоимение, имя прилагательное в значении имени существительного

сказуемое

глагол, краткое прилагательное

дополнение

имя существительное

определение

имя прилагательное

обстоятельство

наречие, имя существительное с предлогом

I V . Проверочный диктант

Учитель диктует текст. Учащиеся записывают его в тетради, а после выполняют задания.

У каждого человека есть своё любимое время года. Многие любят лето, когда можно отдыхать, купаться, загорать. Больше всего лето любят дети, ведь именно летом на дворе стоит прекрасная солнечная погода. Все мы любим отдыхать на даче. Ведь только там можно пойти в огород и нарвать душистой, сладкой, вкусной клубники. Ещё там растут разные красивые цветы, вкусные ягоды. А воздух такой свежий чистый, что совсем не хочется возвращаться в город!

Задания:

1. Выписать из этого текста словосочетания. Найти в них главное слово и зависимое.

2. Выписать простые предложения. Подчеркнуть в них главные члены и второстепенные. Обозначить, какими частями речи являются члены предложений. Найти однородные члены предложения. Подчеркнуть их.

Это задание оценивается. В конце урока учитель собирает тетради на проверку.

V . Итог урока

- Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому.)

- Чем оно отличается от предложения? (Тем, что в предложении обязательно должны быть главные члены.)

- Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль.)

Домашнее задание: упражнения 28 и 30.

Данный урок русского языка «Морфологический разбор глагола» разработан для 4-их классов. Тип урока - изучение нового материала.

На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность учащихся для самостоятельного поиска новых способов формирования правописания. Они открывают обучающимся возможность к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Урок построен с использованием компьютерной технологии, позволяющей обучающимся легче воспринимать новый материал, а затем применять умения и навыки на практике.

Тема урока: Морфологический разбор глагола.

Цель урока (для учителя): сформировать у обучающихся умение производить морфологический разбор глагола.

Задачи урока:

Образовательные:

    формировать у учеников умение определять признаки глагола;

    формировать у обучающихся умение проводить морфологический разбор глагола по плану.

Развивающие:

    развивать у обучающихся действие целеполагания;

    развивать у учеников действия анализа и синтеза;

    развивать у обучающихся умение построения речевого высказывания в устной форме.

Воспитательные:

    воспитание дружелюбного отношения друг к другу;

    воспитание интереса и уважения к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

    у младших школьников сформировано умение проводить морфологический разбор глагола по плану;

    у обучающихся сформировано умение определять признаки глагола.

Метапредметные:

    у обучающихся сформировано действие целеполагания;

    у учеников сформированы действия анализа и синтеза;

    у обучающихся сформировано умение построения речевого высказывания в устной форме.

Личностные :

    младшие школьники проявляют интерес и уважение к родному языку.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация иллюстраций); задание обучающимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения упражнений; наводящие вопросы обучающимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия;

Понятия, формируемые на уроке: морфология.

Оборудование урока для учителя: учебник, карточки, стикеры, слайдовая презентация, интерактивная доска, проектор.

Оборудование урока для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Планируемые результаты этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Орг.момент

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком.

Надеюсь, что у вас замечательное настроение, достаточный багаж знаний. Все это обязательно поможет вам на уроке.

Девиз нашего сегодняшнего урока: «Знание – это сила».

Как вы понимаете смысл данных слов?

Ребята, давайте откроем тетрадочки и запишем число и «Классная работа».

Приветствуют учителя.

Кто много знает – тот многое может. Только умный человек добивается большого успеха.

- у обучающихся сформировано дружелюбное отношение друг к другу;

II . Словарно-орфографическая работа

Закрепление изученных орфограмм.

Обратите внимание, на доске написаны слова: со…нце,

тр..пинка, ко…екция, р..ботать, вод..лаз, руч…и.

Давайте разбираться, нам необходимо вставить пропущенную букву и выделить орфограмму.

со…нце – солнце – солнышко – непроизносимая согласная

тр…пинка – тропинка – слово с безударной гласной в корне слова

ко..екция – коллекция – двойная согласная

вод…лаз – водолаз – соединительная согласная

р..ботать – работать – безударная гласная непроверяемая ударением

руч..и – ручьи - – раздельный мягкий знак

А теперь внимательно посмотрите на доску и скажите какое слово лишнее?
-Почему?

Как вы догадались? Давайте проверим себя. Для этого к словам нужно задать вопрос.

Верно. Лишнее слово работать.

Вставляют пропущенные буквы. Выделяют орфограммы.

Работать.

Потому что это глагол.

Задают вопросы:

солнце (что?)
тропинка –(что?)
суббота (что?)
садовод (кто?)
работать (что делать?)

вьюга (что?)

Младшие школьники проявляют интерес и уважение к родному языку;

У обучающихся сформировано умение построения речевого высказывания в устной форме.

III . Актуализация знаний

На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

Давайте вспомним, что нам уже известно о глаголе.

А что вы умеете по этой теме?

Умеем находить глагол, определять его лексическое значение.

Знаете ли вы грамматические значения глагола?

А умеете их определять?

Попробуйте сформулировать тему урока.

(В случае затруднений можно задать наводящие вопросы:

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает глагол?

Какую роль в предложении играет глагол?)

О глаголе.

Состояние или действие предмета.

Что делать? Что сделать? и др.

Глагол является главным членом предложения.

Выполняют задание.

У учеников сформированы действия анализа и синтеза;

Младшие школьники проявляют интерес и уважение к родному языку.

IV . Постановка учебной задачи

Определение темы урока.

Какие грамматические признаки глаголов вы знаете?

Тема нашего урока «Морфологический разбор глагола».

Морфология. Кому-нибудь известно, что это такое?

Морфология – это раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

Какую задачу мы поставим перед собой на этот урок?

Морфологический разбор выполняется в определенном порядке, так же как и морфологический разбор, например, имен существительных, который мы умеем делать.

У глагола мы можем определить время. У глаголов наст. и буд. времени мы можем определить лицо и число. А у глаголов прошедшего времени мы можем определить род и число.

О грамматических признаках глаголов.

Научимся проводить морфологический разбор глаголов.

У обучающихся сформировано умение построения речевого высказывания в устной форме.

V . Изучение нового материала

Дать учащимся конкретное представление о морфологическом разборе глагола..

Ребята, давайте обратимся к тексту (Приложение 1).

Что нам необходимо сделать?

Приступаем к выполнению.

Давайте проверим, верно ли вы нашли глаголы.

Правильно ли вы распределили глаголы.

Ваша задача научиться делать морфологический разбор слова.

Морфологический разбор слова плачешь.

Давайте вспомним порядок разбора части речи, которым пользовались раньше?

Что у нас получилось?

В вашу памятку прибавляется еще один разбор (Приложение 2.).

Обратите внимание на образец записи. Запись в наших тетрадках должна получиться такой.

Возвращаемся к нашему слову.

Прежде всего, определяем часть речи. Как мы это делаем?

От какого слова образован глагол? Начальная форма.

Определяем время.

Определяем число.

Определяем род.

Вот мы и разобрали глагол.

Найти глаголы. Выписать в один столбик глаголы настоящего времени, в другой – прошедшего времени.

Научиться проводить морфологический разбор глаголов.

Задаю вопрос.

    Устанавливаю, что это глагол.

    Определяю признаки глагола: время, число, род (в прошедшем времени в ед.ч.).

Алгоритм.

Задаем вопрос. Что делаешь? (плачешь)

Плакать.

Настоящее.

Единственное число.

У обучающихся сформировано умение построения речевого высказывания в устной форме;

У обучающихся сформировано умение определять признаки глагола.

VI .

Закрепление изученного материала

Закрепить знания, пройденные на уроке.

Самостоятельная работа.

Ребята, чтобы закрепить полученные знания, вам необходимо выполнить морфологический разбор глагола самостоятельно.

Проверка в парах. Обменяйтесь тетрадками, проверьте и укажите на ошибки если они есть

Проверим все вместе (ученики комментируют свои ответы) - (разбирают по плану, обосновывая свой ответ).

Ребята, у кого все верно?

Кто допустил 1 ошибку? У кого более 2 ошибок?

Кто не справился с зданием?

Выполняют задание на закрепление.

У младших школьников сформировано умение проводить морфологический разбор глагола по плану;

У обучающихся сформировано умение определять признаки глагола;

У обучающихся сформировано умение построения речевого высказывания в устной форме.

VII .

Итог урока.

Рефлексия

Отвечают на вопрос, производят самоанализ освоения темы. Осуществление действия оценки своей деятельности.

Чему вы сегодня научились?

Что мы с вами сегодня научились делать?

Давайте вспомним и повторим признаки глаголов.

Оценим свою деятельность на уроке.

Проводить морфологический разбор глагола.

Алгоритм.

Время, число, род.

- у обучающихся сформировано дружелюбное отношение друг к другу;

У обучающихся сформировано умение построения речевого высказывания в устной форме.

VIII .

Домашнее задание.

Выполнить морфологический разбор любых 5 глаголов.

Приложение 1. Работа с текстом

Задание: Прочитай текст, найдите глаголы. Выпишите в один столбик глаголы настоящего времени, в другой – прошедшего времени.

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.


Порядок разбора глагола как части речи

    Задаю вопрос.

    Устанавливаю, что это глагол.

    Ставлю глагол в неопределенную форму.

    Определяю признаки глагола: время, число, род (в прошедшем времени в ед.ч.)

Образец записи:

Выплыло – (что сделало?), глаг., н.ф. плыть, пр.вр., ед.ч., с.р.

Приложение 2.

МКОУ «Сар-Сарская СОШ»

Разработки уроков по русскому языку

в условиях ФГОС

Выполнила: Курбанова Э.А.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
____ Заимствованные слова__________

Курбанова Эльмира Абиддиновна

МКОУ «Сар-Сарская СОШ»

Учитель

Русский язык и литература

5 класс

Урок «Заимствованные слова»

Русский язык 5 кл.

    Цель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «Заимствованные слова в русском языке», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Личностные:

    осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

    стремление к речевому самосовершенствованию;) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

    владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
    адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

    владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;

    способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;

    способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

    умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

    способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные

    представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа, о роли языка в жизни человека и общества;

    проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),

    понимания особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;

    овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

    Задачи.

Обучающие:

развить умение формулировать определение понятий;

развить умение находить заимствованные слова в тексте;

формировать умение использовать заимствованные слова в речи;

развить умение определять этимологию заимствованные слов;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

развитие критического мышления обучающихся;

развитие внимания обучающихся;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

развитие умения формулировать проблему;

развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

    Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с новым материалом

    Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая

    Необходимое техническое оборудование: ПК; мультимедийный проектор;

    Структура и ход урока

Приложение к плану-конспекту урока

Заимствованные слова

Этап урока

ние использованного ЭОР

Деятельность учителя

Деятель-ность учени

Формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учеб

ной деяте

Приветственное слово учителя

Принцип психологической комфортности

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Актуализация знаний

Учитель читает эпиграф к уроку слова В. Г. Белинского: "Все народы меняются словами и занимают их друг у друга". Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его, подумать, как называются такие слова в языке.

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Учащиеся называют тему урока.

Принцип целостности.

УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Целеполагание и мотивирование

Учитель предлагает задание: прослушайте текст, выпишите в тетрадь слова, которые покажутся вам знакомыми .Аудиозапись на английский текст "Sports" и задаёт вопросы.

Какова тема текста?

Почему вы так решили? Ведь текст на иностранном языке. Затем он читает тот же текст на немецком языке, предлагая их сопоставить. Потом предлагает учащимся поставить цель урока, направляя их при этом.

Учащиеся ставят цели урока:

Научиться опознавать заимствованное слово;

Узнать происхождение таких слов;

Научиться определять, из каких языков заимствованы слова

Ввод нового материала

Учитель предлагает самостоятельно дать определение, что такое заимствованные слова, затем сопоставить с определением из учебника. Затем предлагает определить, из какого языка заимствованы выписанные из текстов слова и сверить с информацией из словаря учебника.

Обучающиеся самостоятельно дают определение, затем сравнивают его с материалами учебника, находят в словарных статьях из учебника информацию о происхождении слов.

Первичное закрепление

1.Электронное задание «Заимствованные слова» Вариант 1

Учитель направляет, консультирует.

Ученики распределят слова по группам, в зависимости от происхождения. В случае затруднения обращаются к подсказке

Коммуникативные, познавательные УУД

Применение нового знания в стандартной ситуации

2.Электронное задание «Заимствованные слова» Вариант 2

Учитель консультирует в случае необходимости.

Ученики работают в парах.

Коммуникативные,

Учитель предлагает задание . Разделите слова на группы в зависимости от их происхождения. (Слова записаны на доске.)

Олимпиада,колледж, митинг, пиджак, баскетбол, почтмейстер, спортсмен, джин, штабель, коттедж, штраф,бутерброд, спиннинг, вундеркинд, гроссмейстер, джентльмен.

Ученики работают индивидуально

Познавательные, регулятивные УУД

Перенос в новые условия

1.Учитель предлагает определить, толкование каких иноязычных слов приведены.

1)Хрустящее тесто,которое легко ломается (крекер).

2)Марка товара, пользующегося огромной популярностью у покупателей (бренд).

3) Прейскурант, список цен на товары и услуги определенной компании(прайс-лист).

4) Первый показ спектакля (премьера).

5) Изящество движений, красота позы (грация).

6) Команда, личный состав корабля (экипаж).

7) Мастер тонкого изготовления изделий из драгоценных металлов и камней (ювелир).

Вывод: - С помощью, каких слов мы пополняем свой словарный состав?

2.Напишите небольшую миниатюру:«Музыка в моей жизни», напишите какую музыку вы предпочитаете и почему, используя как можно больше заимствованных слов, в случае затруднения обратитесь к материалам учебника.

Ученики отгадывают иноязычные слова, проверяют их написание по словарю

Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецензируя работы одноклассников.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

Домашнее задание

    Учитель предлагает на выбор: 1) выписать из художественных произведений 4 предложения (одно сложное) с заимствованными словами;

    2) подготовить выступление о 5 заимствованных из разных языков словах.

    3) подготовить сообщение «Слова-путешественники»

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем

Познавательные, регулятивные УУД

Подведение итогов

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД

Оценивание

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка

Коммуникативные, регулятивные УУД

Рефлексия

Учитель предлагает оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков.

Регулятивные УУД

Урок-сценарий(ФГОС) по русскому языку по теме

"Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-" в 5 классе УМК ММ.Разумовской

Учитель Серегина Ольга Егоровна

Место работы, должность:

МБОУ «Агибаловская СОШ»; учитель русского языка и литературы

Целевая аудитория : обучающиеся 5 класса А

Предмет : русский язык

Краткое описание: урок русского языка в соответствии с ФГОС

Тип урока : урок «открытия» новых знаний

Тема урока: «Гласные в приставках пре- и при-»

Цели урока : содержательная: расширить понятийную базу об орфограммах в приставках слова; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора гласной в приставках пре- и при-

Деятельностная: формировать у учащихся навыки работы со словами, в которых есть орфограмма «Гласные в приставках пре- и при-» ; развивать у учащихся УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок «открытия» новых знаний).

Этапы урока

Деятельность учителя

1. Организационный момент.

Приветствие. Высказывание добрых пожеланий.

Организация самопроверки домашнего задания.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

1.Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Желаю вам успехов на уроке и хороших оценок. Запишите число, классная работа.

2.Взаимопроверка домашнего задания по эталону

Дома вы выполняли упражнение 630. При написании каких приставок вам приходилось решать орфографическую задачу?)(правила написания приставок, оканчивающихся на З-С)

Каким алгоритмом вы пользовались? (1-ый шаг- определяем букву в начале корня: гласная, звонкая или глухая);

2-ой шаг- вспоминаем правило- перед гласной и звонкой согласной корня в приставке пишется звонкая согласная З, перед глухой- глухая согласная С;

3-ий шаг- записываем приставку в слове.

Поменяйтесь тетрадками друг с другом и проверьте правильность выполнения заданий по образцу (экран) СЛАЙД 2:

Безответный, безграмотный, бессильный, безобидный, бездеятельный, беззаветный, безвкусный, бесконечный, бескрайний, бессердечный.

В лист самоконтроля за домашнее задание впишите балл, поставленный вам одноклассником.

Нет ошибок-5 баллов:

1-2 ошибки- 4 балла

3-5 ошибки- 3 балла

6 и более-2 балла

2. Актуализация знаний.

(Мотивация к учебной деятельности)

Цель: зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение изученного).

3. Повторение изученного.

Из данного текста выпишите слова с приставками и разделите их на 2 столбика:

1. Неизменяемые приставки

2. Приставки, заканчивающиеся на З и С.

1 учащийся у доски. СЛАЙД 3

Солнце выглянуло ещё раз, осветило мрачную сторону горизонта и пропало. Всё изменилось и приобрело мрачный вид. Задрожала роща. Стрижи и ласточки т низко пролетели над землёй. Вспыхнула молния. Над головой раздался гул.

1 столбик - выглянуло, осветило, пропало, задрожала, пролетели.

2 столбик – изменилось, вспыхнула, раздался.

Какое слово не вошло ни в 1-ый столбик ни во 2-ой?

СЛАЙД 5: ПРИОБРЕЛО

Почему? (Приставка При_, нельзя записать в наши столбики, потому что эта приставка к неизменяемым и приставкам на з-с не относится)

3. Постановка учащимися цели

урока как собственной учебной задачи.

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4.Целеполагание и мотивация:

Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача: видно, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать ее и восстановить потерянные буквы. зачитывают телеграмму

(На экране текст телеграммы) СЛАЙД 6

С пламенным приветом пр…ставки Пре- и При-

В какой морфеме отсутствуют буквы? Сможем ли мы сразу правильно записать приставки? Почему возникла орфографическая задача при выборе гласной? (? (на приставку не падает ударение, гласная стоит в слабой позиции, следовательно, надо знать правило выбора гласной в приставке)

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ) СЛАЙД 7

Как построить работу, чтобы правильно писать слова с приставками при- и пре-?

(СЛАЙД 8:Сначала нужно вспомнить, что знаем об этой теме, потом, что умеем и чему должны научиться на уроке-увыслушиваются мнения обучающихся)

Точно такая же телеграмма лежит у вас на парте. Наша цель – получить знания, которые помогут восстановить текст телеграммы, пригодятся в жизни не только при написании телеграмм, но и помогут в дальнейшем сдать экзамены по русскому языку. В конце урока, я думаю, мы сможем правильно записать буквы в телеграмме.

ставят цель.

4. Проблемное объяснение нового материала.

Цели: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания приставок при- и

пре-; создать проблемную ситуацию; проговорить новый способ действия во внешней речи.

5. Разработка проекта выхода из затруднения

(алгоритм, перевод правила на язык образов).

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.

5.Лингвистическая сказка.

Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование и узнаем, при каком условии надо писать пре-. При каком -при-.

Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика.

1.Неполнота действия

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

1. Можно заменить словом «очень» ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

2.Приближение

2.Пре- = пере- ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ.

3.Присоединение.

ПРИШИВАТЬ, ПРИБИВАТЬ.

4.Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

А поможет нам лингвистическая сказка.

Жили были две приставки. Одна Пре-, другая При-. Приставка Пре- была очень добрая и очень мудрая. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень мудрая – премудрая.

Какие же слова с приставкой Пре- встретились в данном тексте? ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ. (Ученики называют, а учитель записывает на доске в таблице).

При каком же условии пишется приставка ПРЕ - ? (Приставку Пре- можно заменить словом «очень»)

Пристака Пре- была дочкой приставки Пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е. Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.

Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?

ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ

В каком ещё случае пишется приставка ПРЕ-?(Приставка Пре- = Пере-)

Приставка ПРИ- была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.

Какие слова с приставкой При- встретились в данном отрывке?

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

Какое же значение имеет приставка ПРИ- в данном случае?

(Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»)

К тому же приставка ПРИ- была наблюдательной. Она заметила, что

если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл», конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.

Какие слова с приставкой при- вы нашли?

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.

Итак, какое значение имеет приставка в этом случае? (Приближение)

Однажды приставка ПРИ- побывала на уроке технологии. Девочек там учат пуговицы пришивать, а мальчиков – гвозди прибивать.

Какие слова с приставкой При- вы нашли? ПРИШИВАТЬ, ПРИБИВАТЬ.. Какое значение имеет приставка в этом случае?

(Присоединение).

А еще приставка ПРИ- любит всё сравнивать:

привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у ее бабушки совсем маленький.

Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в тексте?

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.

Какое значение имеет приставка в этом случае? Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)

6. Первичное закрепление.

Цель: закрепить новый способ действия практически. 6. Объяснительный диктант (1 уч-ся у доски).

Привязать, пристроить, приземлиться, прибежать, предлинный, прехорошенький, присесть, привстать, преграда.

В лист самоконтроля впишите балл согласно шкале

Нет ошибок-5 баллов:

1-2 ошибки- 4 балла

3-5 ошибки- 3 балла

6 и более-2 балла

7.Включение в систему знаний и повторение.

Цели: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с последующей проверкой по эталону;

по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону выполнение упражнения № 646) Учащиеся вписывают в листок самоконтроля балл.? СЛАЙД 9

Приближение, присоединение Расположение вблизи Неполнота действия

приземлиться приуралье приостановить

приложить приморский приглушил

припаять приподнять

прикоснуться

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

8. Работа с текстом.

Какую словесную картину нарисовал В. Солоухин?

Что вам помогло увидеть картину разлива? (из воды выглядывали макушки кустов, крыши бань)

Какие чувства испытывали жители подтопленной деревни? (тревогу, страх перед стихией) Докажите словами из текста (Тревожно сновали пичужки. Старухи причитали. Все ждали, что их [постройки] понесет)

К какому стилю можно отнести текст?

Какие средства выразительности речи использует автор? (олицетворения: вода подобралась к огородам, вода пригибает кусты, бани притулись)

Объясните лексическое значение слов «притулились» (прижались) и «причитали» (плакали)

Подберите к этим словам синонимы синонимы

В лист самоконтроля впишите за каждый синоним 1 балл

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели: оценить результаты собственной деятельности;

сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

9.Восстановление телеграммы Вписывают недостающие буквы в текст телеграммы

Мне кажется, теперь вы достаточно знаете о правописании приставок ПРЕ и ПРИ и сможете самостоятельно восстановить текст телеграммы.

Впишите в телеграмму недостающие буквы и объясните свой выбор. .СЛАЙД 10

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Где можно применить новые знания?

– Какие затруднения мы испытали? В чем? Объясните и проговорите свое затруднение. Что помогло нам их преодолеть?

10. Домашнее задание

Обязательно для всех при выполнении задания использовать таблицу, которую мы составили в классе и дополнительно прочитать парагр.54

1) Кто еще не уверен, что самостоятельно сможет различить приставки, то скажите себе: "Я работал хорошо!” и выполните упр. № 646,

2)Кто научился различать значение приставок при- и пре- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: "Молодец!” и придумайте словарный диктант из 10-12 слов на изученную сегодня тему.

Напоследок я бы хотели подарить вам такую необычную памятку в стихах о приставках Пре- и При-, которая будет напоминать вам об условиях выбора гласной в этих приставках.:

Преодолеть преграду,

Не преступить закон,

В прекрасную погоду

Прервать прескверный сон,

Предобро улыбнуться,

Путь преградить тебе,

Здесь мы везде напишем

Приставку…

Все вместе: Пре-.

С приставкой При- приблизим,

Приклеим и пришьем.

Чуть выше приподнимем

И что-то привнесем.

Немного приуменьшим,

Совсем чуть-чуть приврем,

Расставим по порядку

И сядем отдохнем.

11.Оценки за урок

СЛАЙД 12 Оценки за урок: внимательно посмотрите в лист самоконтроля, сложите все баллы и по шкале поставьте себе оценку.

Проверка домашнего задания - максимум 5 баллов.

Самостоятельная работа № 646 - максимум 5 баллов.

Работа с текстом - максимум 2 балла.

Итого: максимум - 12 баллов.

Ключ к оценке:

11-12баллов - оценка "5";

7-10 баллов - оценка "4";

5-6 баллов - оценка "3".

Нарисуйте настроение. СЛАЙД 13

Молодцы! Поблагодарите себя и наших гостей аплодисментами. СЛАЙД 14

Приложение 1

Лист самоконтроля

учении__ 5 класса А __________________________________________________________________

Проверка домашнего задания Упражнение

646 Работа с текстом.

Всего баллов Оценка

Нет ошибок-5 баллов

1-2 ошибки- 4 балла

3-5 ошибки- 3 балла

6 и более-2 балла

Нет ошибок-5 баллов

1-2 ошибки- 4 балла

3-5 ошибки- 3 балла

6 и более-2 балла

За каждый синоним 1 балл Ключ к оценке:

11-12баллов - оценка "5"

7-10 баллов - оценка "4"

5-6 баллов - оценка "3"

ТЕЛЕГРАММА

Пр…бываем в Балаково на поезде, пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30.

будем в школе и сможем пр…ступить к работе.

С пр…огромным приветом пр…ставки Пре- и При-

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

Значение приставки Примеры Значение приставки Примеры

1. Неполнота действия

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

1. Можно заменить словом «очень»

ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

2. Приближение

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.

2.Пре- = пере-

ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ.

3. Присоединение.

ПРИШИВАТЬ, ПРИБИВАТЬ.

4. Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

Значение приставки Примеры Значение приставки Примеры

Разработка урока по новым стандартам (ФГОС).

Тема: «О//Ё после шипящих в суффиксе». 5 класс

Цели урока

1. Учебные:

а) повторить правописание о//ё после шипящих в корне;

б) углубить и расширить знания правописания о//ё после шипящих (не только в корне, но и в суффиксе);

в) формировать умение выбора, умение обосновывать выбор о//ё после шипящих в суффиксе и в корне слова;

г) классифицировать языковой материал, опираясь на правило.

2. Развивающие:

а) формировать коммуникативные УДД: умение формировать суждения в рамках учебного дискурса; строить учебную коммуникацию в парах, группах, в общении с классным коллективом;

б) формировать УДД познавательного характера: овладение приемами отбора и дифференциации языкового материала; извлечение информации из орфографических и толковых словарей русского языка;

в) формировать регулятивный УДД: умение ставить цель и дать ее словесную формулировку; умение оценить результат своей учебной деятельности; умение осуществить рефлексию по итогам изучения темы урока.

3. Воспитательные:

Осознание грамотности, как показателя общей культуры человека;

Воспитание стремления к грамотной речи.

Оборудование:

Компьютер;

Проектор, экран;

Оценочный лист;

Карточки О, Ё

Весы, карточки «Участник», «Наблюдатель».

Виды деятельности обучающихся на уроке:

1. Участие в целеполагании учебной деятельности.

2. Формулирование и письменная фиксация цели урока

3. Составление схемы по изучаемой орфограмме, заполнение таблицы по теме урока.

4. Слушание, устная работа по карточкам.

5. Устное скандирование речовки по словам исключениям (о//ё после шипящих в корне слова).

6. Самостоятельная работа по теме

7. Рефлексия обучающихся по итогам урока, оценивание результатов своей деятельности на уроке

8. Оценивание учителем результатов, достигнутых учениками

Перед уроком (на перемене) каждому раздается «Оценочный лист» (10см х 10см)

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". 4 класс

Тема: "Общее понятие о наречии".
Цели урока:
1. Обучающие:
а/ знакомить учащихся с новой частью речи - наречием;
б/ совершенствовать у них умение отличать наречие от других частей речи;
в/ расширять словарный запас учащихся.
2. Развивающие:
а/ развивать познавательный и творческий интерес к материалу урока;
б/ концентрировать внимание школьников к лексическому значению слов;
в/ развивать орфографическую зоркость.
3. Воспитывающие:
а/ воспитывать любовь и уважение к русскому языку;
б/ знакомить учащихся с красотой и многообразием русского языка;
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, материал к составлению кластера, музыкальная композиция для релаксации, тематический материал учебника.

Ход урока.

1. Введение в тему.
Послушайте стихотворение А.А.Фета "Вечер" и подумайте, какие слова в нем привлекли автора? Правильный ответ на этот вопрос и будет темой сегодняшнего урока.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу.
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, лугами
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном.
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
- Какие слова, на ваш взгляд, привлекли внимание автора?
/ Далеко, сыро, жарко, ярко./
- А как вы определили, что это именно те слова? Что их объединяет?
/ Они отвечают на один и тот же вопрос и очень важны для рифмы в стихотворении./
- Мы уже встречались с похожими словами и раньше, я вам говорила, как они называются. Кто помнит их название?
/ Наречия./
- Да, правильно.
Запись числа и темы в тетради.
2. Изучение нового материала.
1) Перед вами - ряд слов: медленно, сегодня,вверх, оттуда, впереди.
- Подумайте, на какие вопросы отвечают данные слова?
/ На вопросы: как?, когда?, куда? откуда?, где?/.
- Составьте предложения с данными словами и скажите, каким членом предложения они могут быть?
/ Обстоятельством./
- Попробуйте изменить форму наречий по числам, родам, падежам или лицам.
/ Форма наречий не изменяется./
- Следовательно, какую характеристику вы можете дать этой части речи?
Первичный вывод учащихся.
/ Наречие - неизменяемая часть речи. Отвечает на вопросы: где?, когда?,куда?, откуда?,как? В предложении является обстоятельством./
2) Теперь внимательно посмотрите на экран. Прочитайте предложения и сравните их.
* Дождь вскоре прекратился. * Дождь прекратился.
* На экране телевизора быстро * На экране телевизора -
сменялись кадры. сменялись кадры.
* Ребята дружно жили в лагере. * Ребята жили в лагере.

Как вы считаете, какие предложения более интересны с грамматической точки зрения?
/ В левом столбике, так как они дополнены наречиями./
А теперь выясним, с какой частью речи связаны наречия?
глагол нареч. глагол нареч.
/ Прекратился (как?) вскоре. Сменялись (как?) быстро.
глагол нареч.
Жили (как?) дружно./
Дополнение к первичному выводу.
/ Наречия связаны по смыслу с глаголами./
3) Запись предложений в тетради.
4) Страничка истории о наречии.
"Наречие" - старое слово, оно было известно еще в древнерусском языке. И если мы обратимся к этимологии, то есть к происхождению слова, то выделим корень - реч-. Слово же "речь" имело несколько значений, одним из которых было слово "глагол". Видимо, это не случайно: само слово "наречие" указывает на приближенность его к глаголу.
3. Релаксация под музыку композитора Сергея Грищука
"Мир в капле росы".
4. Закрепление нового материала.
Определение роли наречий в русском языке.
- Прочитайте на экране отрывок из сказки замечательного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака "Двенадцать месяцев", которую он написал в далеком 1942 году.
..." Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду
посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие
зимой подснежники? Раньше марта они и не появятся
на свет, сколько их не ищи.
- Каким станет текст без наречий?
/ Он будет менее точным, неполным./
- Следовательно, какой можно сделать вывод?
/ Роль наречий в русском языке очень велика. Они де-
лают речь яркой и выразительной./
5. Словообразовательная работа.
Выполнение упражнения из учебника.
Задание: подобрать к наречиям синонимы, то есть слова,
близкие по смыслу, записать их.
/ Мелко (неглубоко), внезапно (неожиданно), тихо (неслыш-
но, близко (недалеко), тяжело (нелегко), срочно (немед-
ленно, свободно (непринужденно), спокойно (невозму -
тимо.)
- Проверка выполненного.
6. Прием "Кластер".
- Напоминаю учащимся, что это слово в переводе с англий -
ского означает пучок, созвездие. Это размышления
о данной теме.
- Назовите любое наречие.
/ Например: "хорошо"./
- Отвечаем на вопросы и составляем кластер.
(Коллективная работа.)
Вопросы.
- Наречие -это изменяемая часть речи? / Неизменяемая./
- Это самостоятельная часть речи? / Да./
- На какой вопрос отвечает? / Как?/
- С какой частью речи связано? / С глаголом./
- Каким членом предложения является? /Сказуемым./
Общий вид кластера.

Неизменяемая Самостоятельная
часть речи. часть речи.

НАРЕЧИЕ

Зависит Член предложения- Отвечает
от глагола. обстоятельство. на вопросы:
как?, когда?,
откуда?, куда?, где?
7. Самостоятельная работа учащихся.
Задание: списать строки стихотворения, найти наречия и подчеркнуть их.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
- Проверка выполненного.
8. Итог урока.
- Сегодня на уроке вы были исследователями, изучали наре-
чие, старались понять его особенности.
Как же вы можете охарактеризовать эту часть речи?
(Ответы учащихся.)
9. ИДЗ (информационное домашнее задание.)
Написать небольшое сообщение, (3-5 предложений), на тему:"Что будет, если в русском языке "исчезнут" наречия?"

Скачать Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие о наречии" 4 класс